Александрия. История

- второй по величине город Египта и главные морские ворота страны. По данным переписи 2006 г. население города составляет - 4.110.015 чел. Александрия находится в 225 км севернее Каира на огромной веерообразной дельте Нила , которую пересекают рукава реки и множество каналов и простирается на 32 км вдоль Средиземноморского побережья. Город также известен как "Жемчужина Средиземноморья".

Александрия была основана в 332 до н. э. Александром Македонским , строилась по плану архитектора Дейнократа, была столицей птолемеевского Египта и одним из важнейших центров эллинистического мира.

Во время своего правления Египтом Александру Великому приглянулись естественная гавань между морем и озером Мариут , прекрасное место для порта, плодородные египетские нивы и близкий Нил. Архитектору Дейнократу было повелено возвести здесь город.

Александрия росла невиданно быстро. Поначалу город имел около 5 километров в длину и чуть больше одного километра в ширину, с востока на запад его пересекала центральная улица шириной 30 метров, которая под прямым углом перекрещивалась с другой улицей, идущей с севера на юг. Посередине улицы были высажены деревья, которые разделяли дорогу как бы на две части. Через 50 лет после основания Александрия была уже крупным городом с населением 300000 человек, а к началу нашей эры число ее жителей достигало миллиона.

После смерти Александра Македонского, во времена правления Птолемеев, Александрия почти на пять столетий стала крупнейшим научным и философским центром, в котором находилась самая большая в мире библиотека и Мусейон - храм Муз, созданный Клеопатрой и собравший множество талантливых учёных, поэтов, философов и мастеров. Цари из династии Птолемеев приложили немало усилий, чтобы выполнить планы Александра.

Библиотека в немалой степени способствовала дальнейшему распространению эллинской культуры на Восток. Ее строительство было завершено в начале III в. до н. э. Собранная коллекция в разное время насчитывала от 200 до 700 тыс. манускриптов.

Александрия была известна не только библиотекой, но и стодесятиметровым маяком. Однако до наших дней дошли лишь немногие из древних памятников. Старая Александрия постепенно разрушалась несколькими мощными землетрясениями, произошедшими в IV-XIV веках. Упадок Александрии наступил в IV - V веках нашей эры, а на протяжении всех Средних веков Александрия имела лишь локальное значение.

Возрождение города началось в XIX веке при Мухаммеде-Али. В 1820 году он вновь соединил Александрию с Нилом при помощи канала Махмудия и построил там свою резиденцию.

Статус крупнейшего научного и культурного центра Александрией давно утрачен. Идея хотя бы отчасти возродить былую славу возникла более 20 лет назад. В 1990 г. главами ряда государств была подписана Асуанская декларация о строительстве новой библиотеки. Возрожденная, она призвана стать "звеном между прошлым и будущим".

Основные достопримечательности Александрии

№ п/п Достопримечательности Александрии Краткое описание
1 Фаросский маяк
Александрийский маяк
Александрийский маяк - маяк на восточном берегу о. Фарос в черте Александрии, эллинистической столицы Египта был построен в III веке до н.э., чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту.
2 Помпеева колонна
Александрийский столп
Александрийский столп - одна из интересных достопримечательностей Александрии. Возле нее сохранились катакомбы, где хоронили священных быков - Аписов и три скульптуры сфинксов.
3 Форт Кайт-бэй Cегодня это мощный форт, стоящий на месте Фаросского маяка над восточной гаванью. Форт охраняет вход в восточную бухту и был построен в XV веке из развалин маяка султаном Кайт-беем.
4 Катакомбы Ком-эш-Шуккафа Катакомбы Ком эш-Шуккафы, датируемые II веком н.э., - крупнейший античный некрополь в Египте. Ком-эш-Шукrафа - одно из Семи чудес света Средневековья - были случайно обнаружены столетия спустя в 1900 году, когда осел через дыру в земле проваливался в одну из катакомб. Как скоро стало ясно, животное сделало выдающееся археологическое открытие.
5 Римский театр Римский театр с хорошо сохранившимися ступенями - интересная достопримечательность Александрии. Театр был в сердцевине египетской культуры задолго до прихода греков, построивших свои классические аудитории.
6 Мечеть Эль-Мурси Абуль Аббас Известная мечеть в Александрии, которая посвящена александрийскому святому суфию Эль-Мурси Абуль Аббасу. Расположена в Анфоуши около форта Кайт-бей. Мечеть была сооружена в XVIII в. на месте своей развалившейся предшественницы над усыпальницей мусульманского святого Абу Аль-Аббаса Аль-Морси (1219-1287).
7 Королевский парк Монтаза Это живописнейшее место с греческими статуями, прудами и тропической зеленью. Парк разбит на берегу моря и располагает великолепными пляжами и красивыми аллеями, засаженными хвойной казуариной, средиземноморской сосной, финиковыми пальмами и фикусовыми деревьями.
8 Большой дворец Монтаза Бывшая резиденция хедива Аббаса и короля Фарука. Здание отличается богатством убранства и роскошью интерьеров. Дворец окружен обширным парком с различными видами деревьев. Сейчас большой дворец используется как резиденция для официальных гостей.
9 Музей греко-римских древностей Основан в Александрии в 1903 г. В музее представлено 40 000 экспонатов, в том числе выдающаяся коллекция монет, охватывающая период с IV в. до н.э. по IV в. н.э. Статуи, саркофаги, глиняные сосуды, папирусы и живописные работы позволяют наблюдать различие и смешение стилей искусства Древнего Египта, периода Птолемеев, римлян и греков.
10 Национальный музей Открыт в 2005 г. В музее представлены коллекции предметов истории и искусства, относящихся к разным периодам истории Египта - от первых фараонов до наших дней. Расположен на улице Аль-Хуррия.
11 Музей изящных искусств Музей располагается в красивом особняке, который в 1954 году подарило Александрии богатое семейство Менаске. В саду музея стоит статуя работы Махмуда Мухтара - наиболее известного современного египетского скульптора.
12 Гидробиологический музей Музей расположен рядом с фортом Кайт-бей в Александрии. В 50 аквариумах музея живут представители фауны Нила, Средиземного и Красного морей.
14 Королевский музей драгоценностей Экспозиция музея представляет королевские драгоценности, собранные правителем Египта середины прошлого века Мухаммедом Али и его наследниками, а также статуи и картины из коллекции королевской фамилии.
15 Музей судоходства Музеем судоходства служит Форт Кайт-бэй.
13 Создана стараниями ученых из местного университета при поддержке ЮНЕСКО. Асуанская декларация о строительстве библиотеки была подписана главами ряда государств в 1990 г.

Александрия – древнейший египетский город. Основан в 332 году до нашей эры Александром Македонским. Представляет собой огромный музей под открытым небом. И хотя известная на весь мир Александрийская библиотека и седьмое чудо света – Фаросский маяк не уцелели, тут сосредоточено огромное количество памятников разных культур и эпох.

Расположенный на берегу Средиземного моря город был лакомым куском для многих. Здесь господствовали греки, римляне, византийцы, турки, его завоёвывали французы и англичане. Он переживал периоды небывалого расцвета, когда становился значимым торговым и культурным центром. Но также познал времена забвения, упадка и разграбления.

Сейчас Александрия второй по величине город Египта, после Каира . Это крупный торговый, промышленный и финансовый центр, который сильно отличается от других египетских городов. Современная Александрия – это сочетание Востока и Запада, исламской и христианской культуры, соседство элитных бизнес-центров с древними катакомбами и античными строениями.

Александрия до сих пор хранит много тайн. Они скрыты под толстым слоем земли и в прибрежных водах. В городе нередко случались землетрясения и наводнения. Они и разрушили огромную часть достопримечательностей. Археологи до сих пор ищут место захоронения Александра Македонского. Он был похоронен именно здесь, в столице созданной им великой империи – Александрии.

Климат

Погода в Александрии несколько отличается от египетской. Здесь встречаются два климата: средиземноморский и тропический пустынный. Такая встреча избавляет жителей города и туристов от резких перепадов дневных и ночных температур. Летом градусники днём поднимаются до +30, но благодаря лёгкому морскому бризу сильная жара не ощущается и легко переносится.

Средняя температура воздуха зимой – 18-20 градусов. Вода показывает примерно такие же значения. Дождливыми считаются месяцы с ноября по февраль, в остальное время года осадки большая редкость.

Самая благоприятная погода для туристов в мае и июне.

Транспорт

В Александрии очень развита транспортная сеть. Есть два международных аэропорта.

  • Александрийский или Эль-Нуза находится в семи километрах юго-восточнее центра города. В год он обслуживает более миллиона пассажиров.
  • Борг эль-Араб расположен в 40 километрах западнее центра. Раньше эта воздушная гавань принимала лишь военные самолеты. Но в 2003 году, когда Александрийский аэропорт ремонтировали, этот воздушный порт стал и остаётся гражданскими воротами Александрии. Здесь принимают около 400 тысяч пассажиров в год.

Воздушное сообщение связывает Александрию с Ливией, Марокко, Ливаном, Иорданией, Турцией, Кувейтом, Саудовской Аравией, Катаром, Бахрейном и ОАЭ.

Основные автомагистрали соединяют Александрию с Каиром, Порт-Саидом и Ливией. Главный автовокзал города находится в районе Мухаррам-Бей. Отсюда в путь ежедневно отправляются десятки междугородних комфортабельных автобусов. В самой Александрии очень популярны маршрутки, они связывают практически весь город. Также на дорогах нередко встречаются двухэтажные красные автобусы, они ходят по известным туристическим маршрутам.

Такси легко заметить в общей веренице машин. Все они окрашены в желто-чёрные цвета. У многих вызывает удивление, а иногда и ностальгию марка автомобилей, в большинстве случаев таксисты передвигаются на «Жигулях». С водителями нужно торговаться. Для туристов цену за поездку они обычно увеличивают в несколько раз.

Главным общественным транспортом в городе остаётся трамвай. Первые вагоны на местных улицах появились в 1860 году. Сейчас в зависимости от района ходят желтые, красные, синие составы. Все они двухэтажные. Всего такие трамваи можно увидеть лишь в трех городах мира: в Александрии, Гонконге и английском Блэкпуле.

Железнодорожное сообщение связывает Александрию с крупными египетскими городами.

Население

Проживает около 4 миллионов человек, люди разных национальностей и вероисповеданий. Это арабы-сунниты, греки, армяне, палестинцы, итальянцы, евреи. В Александрии мечети соседствуют с православными храмами, католическими церквями и синагогами.

Экономика

Александрия – значимый для экономики страны город. Это главный морской порт. Отсюда в другие страны везут нефтепродукты, древесину, уголь, зерно, удобрения, металл. Больше половины внешнеторгового оборота Египта приходится именно на Александрийский порт.

В городе работает множество промышленных предприятий. Это нефтеперерабатывающие, фармацевтические, химические, судостроительные заводы. Здесь шьют обувь, выпускают бытовые приборы. Развита лёгкая промышленность и сельское хозяйство. Вдобавок в Александрии сосредоточена и финансовая жизнь страны, работают отделения международных банков и фондовая биржа.

Туризм

В городе открыты гостиницы различного уровня: от пяти до трёх звёзд. Самый старый и известный своей роскошью отель — Windsor Palace. Он расположен на берегу Средиземного моря. В сутки стандартный номер на человека обойдётся в 6 тысяч рублей. Королевский люкс с видом на море в 16 тысяч. В Александрии гостиницы имеют известные мировые сети: Hilton, Sheraton, Radisson.

Все прибрежные отели гарантируют отдельные пляжи. Постояльцам гостиниц, расположенных в городе придётся посещать муниципальные. Все они песчаные, на некоторых песок перемешан с мелкими ракушками.

В Александрии очень развит дайвинг. При погружении можно рассмотреть не только коралловые рифы, но и древние сооружения, например, дворец Клеопатры или руины Фаросского маяка.

Питание

Кафе и рестораны буквально на каждом шагу. Здесь представлены греческая, итальянская, русская, французская и, конечно, местная кухня, где самые популярные блюда – паста из бобов и «кушар» — смесь риса, макарон, чечевицы.

Вдоль набережной еду готовят на открытом воздухе, здесь жарят вкуснейшие тигровые креветки.

Сладости лучше покупать в небольших кондитерских, где всегда свежая и недорогая продукция: арабские сладости, шоколад, выпечка.

Покупки

В Александрии торговля идет в крупных торговых центрах, на восточных рынках, в небольших лавках и магазинчиках. Туристы в память о стране увозят украшения, ковры, фигурки египетских божеств, фараонов, чай, кальяны, различные благовония, папирусы.

Единственное, что отсюда нельзя увезти – это кораллы. За попытку вывоза национального достояния грозит крупный штраф или реальный срок. И ещё что не стоит покупать в Александрии – солнцезащитный крем. Здесь он очень дорогой, поэтому о покупке нужно позаботиться еще на родине.

Статья из энциклопедии "Древо": сайт

Александрия Египетская (греч. ̓Αλεξάνδρεια, араб./тур. Искандеры, Скандеры) - центр Александрийской Православной Церкви , второй по величине город Арабской Республики Египет , крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в западной части дельты Нила. В 1990-е годы площадь города составляла ок. 65 кв. км. (без пригородов), население - ок. 3,6 млн. человек.

Топография и археология

План Александрии, разработанный архитектором Дейнократом по системе Гипподама , был основан на прямоугольной сети улиц. 2 осевые и очень широкие (более 30 м.) улицы с колоннадами по сторонам перекрещивались с многочисленными мелкими улицами. Древний город был окружен стенами. О размерах Александрии позволяют судить сведения Страбона , посетившего Египет в - году до Р. Х. вместе с префектом Египта Элием Галлом : 30 стадиев (5,3 км) в длину, от 7 до 8 стадиев (1,2-1,4 км) в ширину. Город делился на 5 районов (климатов), обозначавшихся первыми 5 буквами греческого алфавита: Α, Β, Γ, Ϫ, Ε. При императоре Адриане (117-138) город увеличился еще на один район, названный в честь императора - Адрианов. Описание Александрии римского времени, сделанное после и до года, сохранилось в хронике Михаила Сирийца XII века. Сообщая, что в городе насчитывалось, без учета пригородов, 2478 храмов, 47 790 (по др. версии, 24 296) домов и 1561 терм, этот источник называет Александрию величайшим городом мира. Действительно, во времена империи она уступала по величине только Риму .

Прямо против города лежал остров Фарос , на северной оконечности которого в III веке до Р. Х. был построен знаменитый маяк из белого мрамора высотой 110 м, одно из семи чудес света; он рухнул в году , в веке на его развалинах был построен форт Каитбай. Остров соединял с городом мол Гептастадий, по сторонам которого были главные гавани: Большой порт на северо-востоке и порт Евноста на юго-западе. С востока город соединялся каналом с Нильской дельтой, а через нее - с остальным Египтом. Вне городской стены располагался некрополь, впоследствии превращенный в христианское кладбище. В северо-восточной части Александрии предположительно находился еврейский квартал, который был отделен стеной от ипподрома. В царском квартале, по-видимому, находились дворцы Птолемеев, окруженные садами, гробницы Александра Великого и Птолемеев, Мусейон с библиотекой. В городе были большой театр, храм Посейдона, Тимонейон, построенный Марком Аврелием , Кесарион (Цезариум), рыночная площадь - форум , гимнасий, Акрополь со зданием Сарапеума (построен в конце века до Р. Х.), еще одна большая библиотека, ипподром, суд и множество роскошных зданий, храмов и статуй. К началу века в Александрии уже насчитывалось 7 или более христианских церквей.

За исключением немногих зон археологических раскопок, попытки локализации и атрибуции общественных зданий и храмов остаются гипотетическими. Польские археологи в Ком эль-Дикка, в самом центре города, раскопали важную часть римского и византийского города: небольшой квартал позднеримского времени с жилыми домами, термы, возможно, III века по Р. Х., 2 общественных здания (одно из которых определили как одеон, а другое являлось, по-видимому, местопребыванием римского консула после года). В этом же квартале найдены мозаичные полы, множество граффити и изображений игр на ипподроме и прочее.

Значительная часть города, описанного Страбоном, исчезла при Диоклетиане (284-305) в результате разрушений и нового строительства. Однако основная планировка античного города сохранялась и на протяжении христианских и мусульманских периодов. Александрия оставалась величайшим городом Восточной Римской (Византийской) империи . Восторженное описание ее имеется у Аммиана Марцеллина . Однако на протяжении византийского периода происходило неуклонное возвышение Константинополя и начался постепенный упадок Александрии: были перестроены крепостные стены, в результате чего площадь города сократилась (не стало восточных кварталов). В конце века, когда при святом императоре Феодосии I в империи окончательно восторжествовало Христианство, в Александрии истребили значительную часть статуй, разрушили театр, храмы Диониса и Сарапеум. В году был разгромлен еврейский квартал. В году Александрия пережила крупный пожар. Завоевание Египта арабами в году привело к эвакуации из города большинства греческого населения и резко подорвало ее торговое значение. В году столица Египта была перенесена в Фустат (ныне Каир), что привело к дальнейшему упадку Александрии. Обмелевшие гавани, система искусственных каналов и искусственных озер, связывавшая город с Нилом и внутренним Египтом, были заброшены. В середине XIX - начале века город пережил новый расцвет и активное строительство сильно повредило археологическим изысканиям: ни от одного из великих городов древности не сохранилось так мало, как от Александрии.

Катакомбы и некрополи

Археологическими раскопками обнаружены скальные гробницы Анфуши (II в. до Р. Х.) у Западного порта; некрополь в районе Мустафы-паши (I в. до Р. Х.); катакомбы Ком эш-Шаукафа (кон. I-II вв.), крупнейшие в Египте, сохранившие росписи и рельефы. Христианские некрополи обнаружены за городом между Шатба и Хадра, поблизости от Сарапеума и между Абаттуаром и Декхела. В - годах были найдены христианские катакомбы близ Габбариса.

Со времени распространения монофизитства и вплоть до века Александрия была резиденцией коптского патриарха. Наиболее обширный перечень городских храмов содержится в труде коптского писателя конца XII - начала XIII века Абу-ль-Макарима по истории египетских церквей и монастырей. Абу-ль-Макарим описывает 41 храм, из которых часть принадлежала монофизитам, часть православным (мелькитам), порой они переходили от одной общины к другой. Только несколько церквей могут быть локализованы определенно. Церковь Бавкалеос , где был пресвитером ересиарх Арий , находилась в восточной части города. В окрестностях города была церковь святого Марка . В западной части, возможно близ Большого порта, святитель Афанасий построил в 268-270 годах церковь Бендидейон (Мендидейон), получившую позднее его имя . В патриаршество Александра I (312/313-326/328) бывший храм бога Крона (Сатурна) был, вероятно, превращен в церковь святого Михаила . Кафедральным собором Александрийских патриархов сначала являлась в честь взятия Александрии собора Святой Софии .

Из Александрии происходит ряд замечательных памятников византийской эпохи: надгробные стелы века с греческими надписями и изображением святого Мины между верблюдами, рельеф из монастыря святой Феклы начала века (Музей Александрии), мраморные капители колонн, деревянные резные рельефы, хранящиеся в различных музеях.

В Александрии процветало ремесло резьбы по слоновой кости, ювелирное и текстильное производство, переписывание книг и иллюстрирование рукописей. Здесь была создана знаменитая иллюстрированная мировая хроника на папирусе раннего века, фрагменты которой хранятся в ГМИИ имени А. С. Пушкина и в собрании папирусов Венской Национальной библиотеки.

Александрия — город в дельте Нила, главный морской порт и второй по величине город Египта. Простирается на 32 км вдоль побережья Средиземного моря.

История
Эллинистический период (IV—I века до н. э.)
.
В 332 году до н. э. Александр Македонский без боя захватил персидскую сатрапию Египет, заручился поддержкой местного жречества и в западной части дельты Нила заложил новый город — Александрию Египетскую. В 331 году до н. э., пополнив в Египте свои войска, он направился через Сирию в Месопотамию. После смерти Александра Македонского (323 год до н. э.) один из его командиров, Птолемей I Сотер, получил в управление Египет и вскоре сделал его наследственным царством. Для усиления престижа своей власти, как наследника великого царя, Птолемей захватил тело Александра, которое предполагалось похоронить в Македонии. С этой целью он напал в Сирии на траурную процессию и увез забальзамированные останки Александра Великого в Египет, где захоронил в Александрии в специально сооруженной для этого усыпальнице.
Александрия была построена по плану двух греческих архитекторов — Динократа из Родоса и Сострата из Книда. Город, разделенный на пять кварталов, был прорезан двумя магистралями и состоял из широких, прямых улиц. Мостовые, парки, театры, ипподромы, водопровод и уличное освещение — все указывало на благоустроенную и богатую жизнь крупнейшего эллинистического города. Особым великолепием отличалась царская часть, занимавшая около трети всей городской территории. Пышные сады, зверинцы с редкими животными, роскошные бани и театры, помещения для многочисленной прислуги примыкали к богатейшим царским дворцам, составляя сложное целое резиденции Птолемеев. Здесь же находились и царские гробницы династии, в одной из которых покоилось выкраденное тело Александра Македонского.
В этой же части города находились знаменитые Александрийский музей и Александрийская библиотека . Египетские цари любили проявлять свою просвещенность и покровительствовать культуре, благодаря чему Александрийский музей был крупнейшим центром науки и искусства на всем протяжении правления Птолемеев. Под музей была отведена часть дворцовых построек вдоль гавани, окруженных пристройками, залами и аллеями. В состав музея, кроме библиотеки, входили астрономическая башня, ботанический и зоологический сады. При Птолемеях музей напоминал своей деятельностью скорее современную академию наук, а при римлянах превратился в подобие университета. Выдающиеся ученые и писатели той эпохи, стекавшиеся со всех концов эллинистического мира и объединявшиеся вокруг музея, получали жалованье и бесплатный стол от царя; в портиках и тенистых аллеях, созданных наподобие афинских, они вели жаркие диспуты и передавали знания своим ученикам. В Александрийской библиотеке хранились сотни тысяч рукописей, для переписывания, реставрации и изучения которых имелся многочисленный штат. В музее, ставшем центром «Александрийской школы», процветали грамматика, литература, философия, теология, медицина, география, математика и астрономия. Александрия быстро превратилась в ведущий экономический и культурный центр восточной части Средиземноморья и всего эллинистического мира. Через город на рынки Средиземноморья вывозили зерно, льняные ткани, стекло, папирус, масло, соль и рабов. Из Аравии Птолемеи импортировали ароматические вещества, золото и драгоценные камни, из Индии — слоновую кость, жемчуг, драгоценные камни, хлопковые ткани, красящие вещества, специи и рис, из Китая — шелковые ткани. Сухопутная торговля с Востоком шла через Иран, Аравию и Южную Сирию, морская — по Красному морю и каналу, соединившему море с Нилом.

Население Александрии
отличалось большой этнической и религиозной пестротой. Кроме греков, македонян, фракийцев, критян и египтян в отдельных кварталах проживали евреи, арабы, сирийцы и персы. Правящий аппарат Птолемеев состоял в основном из пришлых македонян и местных греков. Главной опорой царя была многочисленная армия, костяк которой комплектовался из греко-македонских наемников. Также Птолемеи покровительствовали египетскому жречеству, представлявшему собой влиятельную экономическую силу. Еще при основателе династии Птолемее I в стране образовался новый культ бога Сераписа, соединившего в себе важнейшие черты греческого и египетского пантеонов. Принятый как греками, так и большей частью египетского жречества, Серапис стал верховным богом всего Египта, покровителем Птолемеев и Александрии. Из числа египтян и евреев выдвигались чиновники местной администрации, в том числе номархи, откупщики и сборщики налогов, которые охотно усваивали эллинскую культуру. Евреи массово мигрировали в благополучную А
лександрию, где для них были созданы благоприятные условия в сфере ремесел, торговли, сельского хозяйства и даже государственной и военной службы. Постепенно евреи, уже при Птолемее I имевшие равные с греками права, составили значительную часть населения города и стали играть большую роль в его социально-экономической жизни. Они населяли два из пяти кварталов Александрии, имели довольно большую политическую и религиозную свободу, а глава общины ведал всеми судебными и другими вопросами внутри еврейской автономии. Некоторые евреи города были очень богаты, но основная масса состояла из мелких и средних ремесленников и торговцев. На средства зажиточных евреев в Александрии была построена великолепная синагога, а иудейские храмы поскромнее существовали во всех частях города.
В 273 году до н. э. Птолемей II Филадельф послал в Рим посольство с предложением союза и дружбы; тогда же впервые римские послы посетили с ответным визитом Александрию. Не особо поднаторевшие в коммерции римляне в своих торговых экспедициях редко заходили дальше Александрии, выступая лишь перекупщиками восточных товаров у более сноровистых и опытных купцов, коими на тот период считались греки, сирийцы, финикийцы и евреи. В 221 году до н. э., вскоре после смерти Птолемея III Эвергета, его сын Птолемей IV Филопатор приказал слугам умертвить свою мать и соправительницу Беренику II. При Птолемее IV евреи, отказавшиеся участвовать в богослужении по греческому обряду, лишались гражданских прав и даже преследовались египетскими властями. В конце II — начале III века до н. э. происходит ослабление Египта и потеря им первенствующего положения в эллинистическом мире. В 204 году до н. э. в результате массовых волнений солдат-египтян и заговора знати был убит Птолемей IV Филопатор, оставивший своим наследником малолетнего Птолемея V Эпифана. В Александрии начались обычные в таких случаях придворные интриги и смуты за право быть регентом царя. Министры убили мать Птолемея V Арсиною III, но вскоре толпа линчевала и нового регента. Этим ослаблением захотели воспользоваться извечные соперники Птолемеев, Македония и Сирия, решившие произвести совместный раздел заморских владений Египта, но их планам помешал Рим, стремившийся не допустить прекращения поставок зерна из Александрии и начавший свой поход на Восток. Когда Антиох III Великий в 192 году до н. э. высадился в Греции, Птолемей V предложил Риму большую денежную помощь. После двух удачных походов, совершенных в 169 и 168 годах до н. э., Селевкиды подчинили себе почти всю территорию Египта. В руках Птолемеев оставалась лишь осажденная Александрия, но под давлением римского посольства сирийцы были вынуждены вывести свои войска из долины Нила.
В Египте римская дипломатия старательно раздувала распри между двумя правившими братьями — Птолемеем VI Филометором и Птолемеем VIII Эвергетом, ослабляя тем самым страну. В 152 году до н. э. соправителем Египта был провозглашен сын Птолемея VI — Птолемей VII, что еще более обострило и так натянутые отношения между братьями. Дальнейшему ослаблению Египта способствовала и часто возникавшая вражда существовавших при дворе Птолемеев группировок греко-македонской, египетской и еврейской знати. Последняя имела поддержку многочисленных соплеменников, ведь при Птолемее VI в Александрии поселилось множество евреев, бежавших из Палестины от гонений сирийцев.
В 145 году до н. э., после смерти Птолемея VI в сирийском походе, Птолемей VIII женился на вдове брата и своей сестре Клеопатре II, убил своего племянника и ее сына Птолемея VII, а также всех недовольных, после чего столица лишилась многих видных ученых и чиновников, оппозиционных царю. В 131 году до н. э. при массовой поддержке жителей Александрии Клеопатра II подняла восстание и изгнала из страны Птолемея VIII и его жену Клеопатру III, приходившуюся ей дочерью. В 125 году до н. э. Клеопатра II была вынуждена бежать в Сирию, в 124 году до н. э. помирилась с братом и правила до его смерти в 116 году до н. э., после чего трон перешел Клеопатре III и ее старшему сыну Птолемею IX. В 88 году до н. э. Птолемей X убил свою мать Клеопатру III, но в связи с народным недовольством был вынужден бежать из столицы, умерев по дороге на Кипр. В 80 году до н. э. Береника III была вынуждена выйти замуж за ставленника римского диктатора Суллы и своего двоюродного брата Птолемея XI, который
убил ее через несколько недель после свадьбы. Узнав об этом преступлении, толпа возмущенных горожан выволокла царя из дворца и убила. Во время смуты 58 года до н. э. Птолемей XII Неос Дионис, проигнорировавший завоевание Римом Кипра, где правил его брат, был изгнан народом из Египта, а на троне воцарились его дочери Трифаэна и Береника IV. В 55 году до н. э. войска римского наместника Сирии Авла Габиния без одобрения сената овладели Александрией и восстановили на престоле Птолемея XII, который с помощью римских клинков жестоко расправился с заговорщиками, казнив даже свою дочь Бенерику. После смерти Птолемея XII на египетский престол взошли его верная дочь Клеопатра VII, сопровождавшая отца в вынужденной ссылке, и ее малолетний брат Птолемей XIII Теос Филопатор, сочетавшиеся формальным браком. В 48 году до н. э., опасаясь заговора влиятельных придворных регентов брата, Клеопатра бежала в Сирию и оттуда с наёмным войском двинулась в поход на Птолемея XIII.
Цезарь, вернувшийся в Рим триумфатором, с помощью видного египетского астронома и математика Созигена провел реформу календаря. В 46 году до н. э. Клеопатра прибыла в Рим, но после убийства Цезаря была вынуждена вернуться в Александрию. Вскоре после этого Птолемей XIV был отравлен, а его наследником стал сын Клеопатры от Цезаря Птолемей XV Цезарион. В 43 году до н. э. в Египте разразился голод, почти все съестные запасы шли на обеспечение склонной к бунтам Александрии, из-за чего пришлось даже вывести из страны бесчинствующие римские легионы. Зимой 41 года до н. э. в Александрию ко двору Клеопатры прибыл Марк Антоний, так же, как и Цезарь, очарованный царицей. После сплошных пиров и веселья весной 40 года до н. э. он был вынужден покинуть Египет и вернуться в Рим.
Марк Антоний поселился в Александрии, и в компании Клеопатры вёл праздную жизнь типичного восточного правителя, попутно наделяя её детей частями римских восточных владений. В 36 году до н. э. он совершил неудачный поход в Парфию, однако два года спустя ему удалось взять в плен армянского царя Артавазда II, в честь чего Антоний устроил в Александрии пышный триумф. В 32 году до н. э. Октавиан Август начал открытую войну против Антония, а в 31 году до н. э. в битве при Акциуме нанес решительное поражение флоту Антония и Клеопатры, бежавших в Александрию.

Римский период (I век до н. э. — IV век н. э.)
. Летом 30 года до н. э. Октавиан подошел к Александрии, и легионы Антония перешли на его сторону. Опечаленный предательством, Антоний совершил самоубийство, после чего его примеру последовала и Клеопатра. Расчищая путь к абсолютной власти, Октавиан приказал убить старшего сына Антония и сына Клеопатры от Цезаря, Птолемея XV Цезариона. В руки римлян попали не только казна и огромные богатства Птолемеев, но и одна из богатейших стран того времени. Захватив Египет, Октавиан положил конец почти трехвековому правлению греческой династии Птолемеев, после чего страна стала римской провинцией, а фактически — личной вотчиной императорской семьи. Александрия, оказавшись в составе огромного государства, но, уступая в нем лишь Риму, укрепила свон значение как крупный торговый центр Средиземноморья и морские ворота Египта — хлебной житницы империи. При Октавиане в Египте размещалось три римских легиона, позже — два. Префекты Египта и восточные легионы довольно часто вмешивались во внутренние дела Рима, выдвигая или поддерживая того или иного кандидата на трон.

Первые римские префекты Египта
, начиная с Корнелия Галла, довольно успешно расширяли границы провинции, совершали военные походы в соседние Нубию и Аравию, даже возрождали земледелие и расчищали засорившиеся при последних Птолемеях ирриграционные каналы. В 26-25 годах до н. э., когда префект Египта с основными войсками совершал поход в Аравию, на провинцию напали племена нубийцев, но в 24 году до н. э. вернувшаяся римская армия восстановила границу между Египтом и Нубией. В 8 году до н. э. в Александрии лагерем стал XXII Дейотаров легион, который в основном предотвращал или пресекал насилие между местными греками, египтянами и евреями. Римляне сделали ставку на местных греков и эллинизированных египтян, которые в качестве средних и мелких чиновников, откупщиков и купцов играли главную роль в хозяйственной жизни провинции. Египетские евреи напротив были отнесены к низшему классу и отстранены от государственной и военной службы, что привело к росту антагонизма между этими крупнейшими общинами города. Со временем социальные противоречия лишь усилились, часто выплёскиваясь в открытые столкновения. В 38 году, в ответ на требование евреев предоставить им полные гражданские права, греки при полном попустительстве римского наместника осквернили синагоги, установив в них статуи императора Калигулы, и массово разграбили дома в еврейских кварталах Александрии. После беспорядков, которые считаются первым упоминаемым в истории еврейским погромом, руководители общины были подвергнуты публичному бичеванию, синагоги закрыты, а всем евреям власти предписали проживать лишь в одном из кварталов города. По смерти Калигулы евреи вооружились и напали на ненавистных греков, но римские войска жестоко подавили бунт. Император Клавдий, наследовавший трон, вернул александрийским евреям их религиозные и национальные права, но запретил им добиваться расширения гражданских прав. С начала римского правления еврейскую общину возглавляли уже не этнархи, а совет из 71 старейшины. Жители Александрии из числа греков и римлян яростно противились вступлению евреев в число полноправных граждан.
В середине I века в Египте стало распространяться христианство, и вскоре Александрия превратилась в один из главных центров новой религии. По преданиям, основал христианскую церковь в Египте сам апостол и евангелист Марк, ставший в 42 году первым епископом Александрии. В 68 году во время празднества, посвященного богу Серапису, он скончался от истязаний язычников, оставив во главе церкви своего ученика Аниана. Вообще, в первые столетия египетским христианам активно противостояли последователи различных религий, культов и сект многонациональной Александрии, в том числе язычники Сераписа, гностики-сифиане и иудеи. Со второй половины I века для Египта на столетие настал «золотой век» процветания и достатка. Однако, в 66 году под влиянием Первой Иудейской войны александрийские евреи массово восстали против римского гнёта. Во время ожесточенных уличных боев, в которых активно принимали участие III Киренаикский и VII Клавдиев легионы, усмирявшие восстание, около 50 тыс. евреев было убито. Летом 69 года римские войска провозгласили в Александрии новым императором Веспасиана. После разрушения Иерусалима Александрия надолго стала мировым центром иудейской религии и культуры. Бежавшие из Палестины евреи нашли убежище в Египте и в 73 году подбили местных евреев на новое восстание против римлян. Веспасиан жестоко подавил мятеж, приказав в наказание за неповиновение разрушить знаменитый не только в Египте Ониасов храм.
Во II веке в Александрии было основано первое в христианском мире высшее учебное заведение, положившее начало знаменитой Александрийской богословской школе. В этот же период, отличавшийся процветанием города, в Александрии насчитывалось почти 50 тыс. домов, около 2,5 тыс. храмов и более 1,5 тыс. так любимых римлянами терм. Летом 106 года принял мученическую смерть александрийский епископ Кедрон. В 115 году в городе начались новые массовые беспорядки между греками и евреями.
В 172 году на фоне вспыхнувшей эпидемии чумы буколы подняли в Нижнем Египте новое восстание, едва не овладев Александрией. К буколам, в их недоступные селения, спрятанные в камышах и болотах дельты Нила, бежали все обездоленные люди Египта и, собравшись там в организованные отряды, делали постоянные вылазки на административные центры и римские гарнизоны. Римляне под командованием полководца и сирийского наместника Гая Авидия Кассия с большим трудом подавили мятеж, который сильно подорвал египетскую экономику. В 175 году Кассий сам поднял восстание и при поддержке египетских и сирийских легионов объявил себя императором, однако при приближении Марка Аврелия был низложен и убит своими же солдатами. Новое восстание узурпатора было подавлено в 193 году, когда сирийский губернатор Песценний Нигер при поддержке восточных легионов и парфян объявил себя императором и взял под свой контроль Сирию, Египет и часть Малой Азии, но вскоре был разбит Септимием Севером. В 202 году император Септимий Север посетил Александрию и сделал ее столицей провинции Египет, даровав жителям города много прав и привилегий, а также проведя в Египте административную и налоговую реформы.
С середины III века александрийские епископы стали носить почетный титул папы. Также с III века благодаря деятельности Антония Великого в Александрийской церкви появилось монашество. В 262 году III Киренаикский легион перешел под командование влиятельного пальмирского царя Одената, которого в благодарность за помощь Галлиен признал своим соправителем на Востоке. В 267 году, после убийства Одената, его вдова Зенобия присоединила Египет к своим владениям. В 272 году римский император Аврелиан, разрушивший Пальмиру, осадил Александрию, а в Е
гипте началась война между сторонниками и противниками Рима. В 273 году римляне под командованием Аврелиана штурмом захватили город, разрушив при этом Александрийский музей и библиотеку, за поддержку горожанами Зенобии срыли городские стены, а затем разбили египетского правителя Фирма, ставшего на сторону пальмирцев.
Летом 297 года узурпатор Домиций Домициан поднял восстание против Диоклетиана и объявил себя императором, но вскоре Диоклетиан осадил Александрию. В декабре 297 года Домициан скончался, назначив своим преемником Ахиллея. В марте 298 года после изнурительной восьмимесячной осады город сдался, римляне жестоко расправились с мятежниками и казнили Ахиллея. Значительная часть античной Александрии исчезла именно при Диоклетиане, как в результате масштабных разрушений, так и нового строительства. Диоклетиан разделил Египет на три провинции, а на южной границе согласился платить ежегодную дань варварским племенам в обмен на ненападение. При нем усилился налоговый гнет, латинский язык заменил греческий в качестве официального языка, а копты начали счёт лет в своём календаре с года воцарения Диоклетиана (284 год). В 302 году император возобновил гонения на христиан , но уже в 313 году Константин I Великий своим эдиктом легализовал христианство по всей Римской империи. В период гонений императоров Диоклетиана и Максимиана епископ Петр покинул Александрию и странствовал по империи, не переставая выступать против зарождавшегося арианства. В 305 году по велению взошедшего на престол императора Максимина II Даза была казнена христианская великомученица Екатерина Александрийская. В 311 году Петра арестовали в Александрии и, несмотря на массовые волнения верующих, вскоре казнили.

Антиохийский собор 341 года осудил учение александрийского епископа Афанасия, преемника Александра Александрийского, и поддержал арианство. К середине IV века Афанасий Великий остался единственным епископом Востока, не принявшим арианство. В 335 году он был обвинен в причастности к убийству мелетианского епископа Арсения и сослан в Германию, где распространил идеи монашества, но в 337 году, после смерти Константина, смог вернуться. В 340 году Афанасий был повторно изгнан из Александрии, а после смерти местного арианского епископа Григория в 345 году вернулся на родную кафедру. В 355 году Афанасий был осужден Миланским собором, после чего вновь бежал из Александрии и скрывался в Верхнем Египте до самой смерти покровительствовавшего арианам императора Констанция II в 361 году. После реформ Юлиана II, уравнявшего все ветви христианства и даже язычество, Афанасий вернулся в Александрию, но после смерти Юлиана Отступника в 363 году поборник арианства Валент II начал новые преследования опальных епископов. Афанасий вновь бежал из Александрии, но вскоре вернулся и до своей смерти в 373 году занимал епископскую кафедру. Летом 365 года в результате мощного землетрясения, унесшего жизни более 50 тыс. жителей, частично разрушился Александрийский маяк, ушли под воду расположенные в приморской части города дворцы Птолемеев, храм Посейдона, некоторые дома знати и соседний остров Антиродос. В 374 году римский префект Египта Палладий ворвался с толпой во время службы в храм и учинил погром. Преемник Афанасия Петр II бежал из Египта, а ариане при поддержке Палладия возвели на александрийскую кафедру своего ставленника Лукия.
В Риме Петр II нашел поддержку у папы Дамасия I, но смог вернуться в Александрию лишь после смерти в 378 году покровителя ариан Валента II и изгнания народом в 379 году Лукия. В 379 году императором стал Феодосий I Великий, защитник учения Афанасия, при котором Константинопольский собор 381 года вновь осудил арианство. Однако этот же собор уравнял кафедры Рима и Константинополя, сместив Александрийскую кафедру на третье место, хотя до этого Александрийская церковь, как более древняя и притом апостольского происхождения, считалась первой по значению на всем христианском Востоке. В 391 году из-за острого конфликта между язычниками и христианами в Александрии вспыхнули массовые волнения. В 392 году христиане разрушили храм Диониса, театр, значительную часть античных статуй, но главное — грандиозные Серапеумы в Александрии и Канобе.

Византийский период (IV—VII века)
. В 395 году, после смерти Феодосия I, Римская империя окончательно была разделена между его сыновьями Аркадием и Гонорием на западную и восточную части, а Египет отошёл Византии. К началу византийского периода еврейское население Александрии вновь заметно возросло, но тогда же начались преследования иудеев со стороны христианской церкви. В 412 году епископом Александрии стал Кирилл, который не только закрыл церкви катар и преследовал язычников, но и активно конфликтовал со светскими властями города, опираясь на преданных ему вооруженных монахов. В 415 году сторонники Кирилла убили главу Александрийской школы неоплатонизма Гипатию, избили префекта Ореста, а затем, после прокатившейся волны еврейских погромов, изгнали из города иудеев, разграбив их синагоги и дома. Большая часть верующих Египта поддержала популярного в народе Диоскора, что в свою очередь заложило основу для формирования Коптской церкви. Меньшая часть, преимущественно греки, осталась верна православному учению византийского обряда и стала основой Мелькитской церкви. После изгнания из города Диоскора патриархом Александрии был назначен ставленник Маркиана и ученик Кирилла Протерий, но последователи опального Диоскора восстали против него и даже истребили византийских солдат, посланных для усмирения волнений.
Во второй половине V века Александрия стала мировым центром монофизитского учения, сформировавшегося в среде радикальных последователей Кирилла Александрийского, а египетские монофизиты обособились от православной митрополии. После смерти императора Маркиана александрийские монофизиты, воспользовавшись отсутствием в городе византийского наместника, в марте 457 года убили патриарха Протерия и провозгласили новым патриархом монаха Тимофея. С этого времени конфликт коптов с Византией еще более усилил церковный раскол, что привело к созданию в Александрийской церкви двух параллельных иерархий — греческой, которую поддерживали преимущественно жители городов, и альтернативной ей монофизитской, опиравшейся на сельское население Египта. Константинопольские патриархи активно боролись против коптской литургии и коптского обряда как такового, пытаясь добиться унификации богослужения на Востоке под византийские стандарты, но, несмотря на это, вскоре коптский язык повсеместно стал вытеснять из богослужения греческий.
В 509 году в Александрии произошли массовые столкновения между сторонниками монофизитского патриарха Иоанна III Никиота и войсками гарнизона, в ходе которых даже сгорела резиденция патриарха. Византийские императоры Флавий Зенон и Анастасий I придерживались монофизитского учения, но воцарение Юстина I (518 год) ознаменовалось поворотом к строгому православию и сближением Константинополя с Римом, после чего многие византийские монофизиты бежали в Александрию под крыло тамошних патриархов. Очередное обострение религиозных отношений между монофизитами и православными произошло в 535 году, когда одновременно освободились престолы константинопольского и александрийского патриархатов. Последовавшая за этим череда назначений и смещений привела к тому, что когда в 536 году александрийский патриарх Феодосий I был смешен, а на его место при поддержке константинопольского патриарха Мина поставили Павла Тавеннисиота, это не было признано египетскими монофизитами и привело к очередному расколу и появлению отдельной линии коптских патриархов. Эти церковные события сопровождались ожесточенным
и столкновениями на улицах Александрии, в которых принимали участие не только верующие, но и византийские войска под командованием знаменитого полководца Нарсеса, вернувшиеся с очередной войны с Персией.
Все это привело к ужесточению имперской политики в отношении Египта, который имел ключевое значение в поставках хлеба на рынки Византии. Теперь александрийские патриархи назначались из Константинополя, а в обязанности префекта входил личный контроль над отправкой караванов судов с зерном. Со времён императора Юстиниана I, жена которого Феодора симпатизировала монофизитам, и вплоть до арабского завоевания Египта коптские патриархи, спасаясь от преследований, имели своей резиденцией монастырь Святого Макария в горной части страны. В 540 году Павел Тавеннисиот был смещен, а новым патриархом избрали монаха Зоила. С 541 года египетская политика Константинополя, занятого изнурительными войнами с персами и остготами, несколько смягчилась, а местная администрация провинции стала в большей мере формироваться из числа египтян.
В 540—541 годах в Египте вспыхнула эпидемия чумы, вскоре перекинувшаяся на остальные части Византии, а в 551 году Юстиниан I низложил александрийского патриарха Зоила. К началу VII века из шести миллионов египетских христиан православные составляли всего около 5 %, а остальные причисляли себя к коптам. В 615 году персидский царь Хосров II Парвиз после долгой осады хитростью взял Александрию и захватил огромные богатства. Губернатор Египта Никита вместе с патриархом Иоанном V были вынуждены бежать на Кипр, а затем в Константинополь. В 629 году византийцы смогли вернуть себе власть над Египтом, и после потери Антиохии и Иерусалима (638 год) даже пытались укрепить его границы, но уже в 640 году в страну вторглись мусульмане, нашедшие поддержку у притесняемых властями коптов и евреев. В 633 году александрийский патриарх Кир, стремившийся в связи с угрозой арабского завоевания заручиться поддержкой населения, заключил унию с коптами и вскоре был назначен префектом Египта, однако церковный собор 649 года осудил унию с монофизитами.
Арабский период (VII—XII века) . В ноябре 641 года после 14-месячной осады византийцы сдали Александрию арабам, которые позволили 40 тыс. евреям остаться в городе. Греческий патриарх Александрии Петр IV был вынужден c остатками армии бежать в Константинополь, после чего Александрийская церковь окончательно пришла в упадок и находилась в сильной зависимости от властей Византии. В том же году арабы основали в дельте Нила новую столицу Египта — город Фустат, позже ставший районом Каира. В 645 году византийцы атакой с моря вернули себе Александрию, но в 646 году их армия была разбита арабами. В 654 году византийский император Констант II в последний раз послал флот для отвоевания Египта, но он был вновь разбит арабами. С середины VII века вследствие бегства большей части греческого населения внешняя торговля Александрии стала постепенно угасать. Притеснявшаяся византийцами, Коптская церковь Египта при арабском правлении долгое время пользовалась относительной свободой, в то время как оставшиеся в стране православные подвергались преследованиям со стороны мусульманских властей, рассматривавших греков как потенциальных политических сторонников Византии.
В VIII—IX веках еврейская община Александрии вновь процветала, а мусульманские правители даже предоставляли евреям возможность совершать паломничество в Иерусалим. В 706 году арабский язык становится официальным языком Египта, в 725 году египетские копты поднимают восстание против мусульман, подавленное последними лишь в 733 году. В 727 году в противовес непокорным коптам и при поддержке византийского императора Льва III Исавра, активно боровшегося с арабами, на дотоле пустовавший православный Александрийский престол был избран деятельный патриарх Косма I.
В 868 году власть над Еги
птом переходит в руки членов тюркской династии Тулунидов, но в 905—935 годах страна вновь оказалась под прямым правлением аббасидских халифов Багдада. В 914 году в Египет из Туниса вторглась армия Фатимидов и заняла Александрию, но вскоре она была разбита подошедшими войсками Аббасидского халифа. В 919 году Убейдаллах вновь вторгся в Египет и захватил Александрию, но флот Фатимидов был потоплен у Рашида, а сухопутные силы в конце 920 года вытеснены войсками Аббасидов.Весной 969 года фатимидская армия при поддержке притесняемых властями египетских шиитов всё же захватила Египет, где с 935 года правила тюркская династия Ихшидов. Фатимиды сделали своей столицей Каир, расположенный по соседству с бывшей египетской резиденцией халифов Фустатом. Основу административного аппарата Фатимидов составляли более образованные копты и евреи, многие из которых были выходцами из Александрии. К концу X века евреи считались самыми влиятельными купцами и ростовщиками как Александрии, так и всего Египта. Они держали в своих руках торговлю с Аравией и Индией, и даже кредитовали фатимидских халифов и визирей.
С 1012 года халиф Аль-Хаким стал преследовать евреев и христиан, многие из них были вынуждены покинуть Александрию. После Первого крестового похода в городе осело немало палестинских евреев. К XII веку александрийская гавань и каналы, связывавшие город с Нилом, обмелели и заполнились илом, после чего порт пришел в упадок, что нанесло сильный удар по экономике и благосостоянию города. Также к началу XII века везде в коптском обряде, кроме коптских монастырей, демонстративно игнорировавших Константинополь, служились литургии, близкие к византийскому обряду.
Османский период (XVI—XX века) . В 1517 году Египет захватил османский султан Селим I, разбивший войска мамлюков. Турки сняли с евреев ограничения, наложенные на них при мамлюках, и разрешили им свободное отправление религиозных обрядов. Вскоре евреи заняли ключевые позиции в финансовой администрации страны, а в Александрию вновь потянулись беженцы-сефарды из Испании и Португалии. В монофизитском богослужении арабский язык стал повсеместно вытеснять коптский, но в целом коптское богослужение приблизилось к византийскому, хотя и испытало некоторое влияние сирийского, иудейского и мусульманского обрядов.
Резиденция александрийского православного патриарха была перенесена в Константинополь (Стамбул), что способствовало окончательному закреплению византийской литургии в богослужении Александрийской церкви. Патриарх Иоаким I Афинянин добился у турецких властей гарантий патриарших привилегий, но египетские православные приходы находились в тяжёлом финансовом положении и выживали только благодаря помощи других восточных патриархов и православных государств, прежде всего России. После тяжёлого поражения турецкого флота в битве при Лепанто от объединённых сил Священной лиги (1571 год) по Египту прокатилась волна христианских погромов.
Александрия середины XIX века
В 1602 году чума заставила бежать из Александрии большинство жителей. В середине XVII века в городе осела волна еврейских беженцев с Украины. В 1700 году переселившиеся в Александрию евреи-рыбаки из соседнего города Рашид образовали новый еврейский квартал у морского побережья; во второй половине XVIII века в нём посел

Главный морской порт и второй по размеру город страны. Находится в 187 км от , простирается на 32 км вдоль побережья Средиземного моря. Население – 4 317 398 человек (2009).

Александрия является важным финансовым, торговым и промышленным центром Египта. Здесь расположены фондовая биржа и отделения крупнейших банков мира. Через Александрийский порт проходит более 3/4 внешней торговли страны.

Большое значение в экономике Александрии играет туризм, ведь город может похвастаться как отличными средиземноморскими пляжами, так и местным колоритом и историческими достопримечательностями. Несомненное преимущество отдыха здесь - возможность совместить насыщенную «экскурсионку» с пляжным отдыхом.

Отправляясь в Александрию нужно помнить, четырехмиллионный портовый город, даже стоящий на берегу Средиземного моря, не предполагает тихого отдыха вдали от цивилизации. Вдоль всей набережной, за пляжами, идет оживленная автомобильная дорога, а за ней начинается сам город. Поэтому Александрия больше подходит для тех, кто любит насыщенный отдых.

Александрия - не только приморский курорт, но и современный город. Здесь множество торговых центров и магазинов, кафе, ресторанов, казино и ночных клубов. При этом уровень цен на всё здесь на порядок ниже, чем на курортах Красного моря.

История

Александрия была основана в 332 году до н. э. Александром Македонским. В отличие от более раннего греческого города в Египте - Навкратиса – Александрия была лишена полисной организации. Александрия – регулярный город, она строилась по плану архитектора Дегинократа. Александрия была столицей птолемеевского Египта и одним из важнейших центров эллинистического мира.

Упадок Александрии наступил в IV–V веках нашей эры. На протяжении всех Средних веков Александрия имела лишь локальное значение.

Во время византийского владычества Александрия все ещё продолжала быть первым торговым городом империи, но 14-месячная осада и, наконец, взятие её арабами под предводительством Амра ибн ал-Аса в декабре 641 года нанесли решительный удар её торговле.

Только торговля с Индией, поскольку она шла по старому пути через Красное море, оставалась ещё за Александрией и была исключительно в руках венецианцев, приобретших в XIV веке монополию торговли индийскими товарами, но с открытием морского пути вокруг мыса Доброй Надежды и с началом португальского могущества в Ост-Индии и эта ветвь торговли отошла от Александрии.

Покорение Египта турками в 1517 году не изменило положения вещей: Александрия все более и более падала, в 1777 году имела не более 6000 жителей. Даже вывозная торговля направилась на Розетту и Дамиетту, так как вследствие обмеления канала и оз. Мареотиса Александрия уже не была достаточно соединена с внутренними районами страны. Французское завоевание Александрии в 1798 году вновь привлекло внимание Европы к этому городу.

Возрождение началось в XIX веке при Мухаммеде-Али. В этот период в Александрии развернулось масштабное строительство коммуникаций, дворцов и предприятий, а в 1820 году город вновь был соединен с Нилом судоходным каналом Махмудия.

В период британского владычества Александрия была важной военно-морской базой, крупным торгово-финансовым центром (в 1888 году здесь даже открылась первая в стране биржа) и основным портом по вывозу египетского хлопка.

С 1914 по 1922 год Египет официально находился под протекторатом Великобритании.

В 30-х годах в Александрию с Мальты был переведен штаб Средиземноморского флота Великобритании, после чего город превратился в важную военно-морскую базу.

После революции 1952 года из Александрии выехало много европейцев (греков, итальянцев, французов, британцев, армян и евреев), ранее составлявших почти половину жителей города.

1 января 2011 года в городе произошёл террористический акт, погибло 23 человека (ранено около 80). По данным местной полиции, террорист-самоубийца взорвал рядом с коптской церковью Всех святых в районе Сиди-

Бишр заминированный автомобиль в момент, когда из храма после праздничной мессы начали выходить люди. Серьезные повреждены здания самой церкви, а также расположенной поблизости мечети.

Транспорт

Авиционный транспорт

Александрия обслуживается двумя международными аэропортами - Александрийским (Эль-Нуза), расположенным в 7 км юго-восточнее центра города, и Борг эль-Араб, расположенным в 40 км на запад от центра города.

Регулярными международными рейсами Александрия соединена с Ливией, Суданом, Марокко, Иорданией, Ливаном, Турцией, Саудовской Аравией, Кувейтом, Бахрейном, Катаром и ОАЭ.

Железнодорожный транспорт

В 1854 году Александрия была соединена с Каиром железнодорожной линией, это была первая железная дорога на африканском континенте. От главного вокзала Миср (Каирского) отходят поезда на Каир, Луксор, Асуан, Эль-Мансура, Думьят, Порт-Саид и Мерса-Матрух. Вторым по значению вокзалом города является Сиди-Габер, куда приходят и пригородные поезда, и составы дальнего следования.

Основная линия городской железнодорожной сети простирается от вокзала Миср до района Абукир, параллельно "синей" трамвайной линии.

Междугородние автобусы

В районе Мухаррам-Бэй расположен главный автовокзал города, откуда отходят комфортабельные междугородние автобусы.

Городской транспорт

Городской транспорт Александрии представлен автобусами, маршрутками и трамваями.

Красные двухэтажные автобусы ходят по набережной Корниш от центра до района Абукир.

Маршрутные микроавтобусы - их основные маршруты пролегают вдоль набережной Корниш в направлении Абукира (главными местами их скопления - привокзальные площади станций Миср, Сиди-Габер и Рамлех).

Трамвай в Александрии начал работать в 1860 году и до сих пор является одним из главных видов общественного транспорта города. Траимваи ходят от главной станции Рамлех (Рамл), расположенной у центральной площади Саад-Заглул. Более скоростные трамваи синего цвета ходят вдоль побережья на восток до конечной станции Эль-Наср (Виктория), другие трамваи желтого или красного цветов ходят от Рамл на север до района Рас-эль-Тин, на запад до района Декхейла, на юг до района Эль-Нуза и на восток до вокзала Сиди-Габер или станции Сан-Стефано.

Александрия является одним из трех городов мира, где используются двухэтажные вагоны (двумя другими являются британский Блэкпул и китайский Гонконг).

Такси

Также в любой точке города можно воспользоваться такси, имеющими в Александрии желто-черную расцветку.

Последние изменения: 28.06.2011

Где остановиться в Александрии

В курортной зоне Александрии - множество отелей самого разного уровня. В самой Александрии отели в основном городские, в пригородах же они типично «пляжные», с большой территорией и огромным числом услуг. Анимации почти нет, а если она и встречается, то не на русском языке. Зато очень часто в гостиницах есть собственные ночные клубы и дискотеки.

Последние изменения: 25.03.2012

Шопинг в Александрии

Главным торговым центром Александрии является Даунтаун или Вуст аль-Балад в районе Рамлех (Маншия) и прилегающая к нему набережная Корниш вдоль Восточной бухты, в том числе соседние площади Ораби (Маншия), Тахрир (Мухаммеда Али) и Саад Заглул (Сайфула).

Среди современных торговых центров города наиболее популярны «Александрия Сити Сентр» (включает супермаркет французской сети «Каррефур»), «Сан Стефано Гранд Плаза Молл», «Ватанейа Гранд Молл», «Мина Молл», «КироСейц Молл», «Грин Плаза», «Маамура Плаза Молл», «Захран Молл» и «Диб Молл».

Последние изменения: 25.03.2012

Пляжи Александрии

Все пляжи в Александрии песчаные.

Редкий отель, расположенный в черте города, имеет здесь собственный пляж с лежаками и зонтиками - постояльцам большинства таких гостиниц приходится довольствоваться общественными городскими пляжами. Зато у всех прибрежных отелей, расположенных в пригородах Александрии - собственные оборудованные пляжи.

Купальный сезон продолжается с конца мая - начала июня по сентябрь включительно.

Последние изменения: 25.03.2012

Районы Александрии


Вообще центром Александрии считается территория между главным железнодорожным вокзалом Миср на юге, площадью Ораби на западе и библиотекой Александрина на востоке. Здесь преобладает европейская архитектура конца XIX - первой половины XX веков, встречаются великолепные особняки, многоквартирные дома и отели в колониальном стиле.





– тянется от крепости Кайт-Бей на десятки километров вдоль Восточной гавани, мимо современной библиотеки Александрина и до дворца Монтаза. Она застроена аристократическими зданиями и всегда забита транспортом, в выходящих к гавани домах размещены рестораны, кафе и сувенирные магазинчики.





В квартале Рамлех
, который считается торговым и деловым центром Александрии, вдоль набережной в исторических зданиях XVIII-XX веков размещаются самые фешенебельные отели города. Здесь же находятся два кафедральных собора – коптский Святого Марка и греческий Святого Саввы, несколько церквей и мечетей, а также синагога Элияху Ханави и несколько частных школ.





На площади Ораби
установлен памятник Неизвестному солдату.





Н
а соседней площади Тахрир (Свободы) в окружении зданий биржи, министерства юстиции и собора Святого Марка высится конная статуя Мухаммеда Али работы французского скульптора Анри Альфреда Жакмара (вторая половина XIX века).

Магазины, обменные пункты, кафе и кинотеатры сконцентрированы на улицах, идущих параллельно набережной и линии трамвая от площади Ораби к площади Саад-Заглул, от площади Тахрир в сторону амфитеатра и вокзала Миср (параллельные улицы Салах Салем и Ахмед Ораби), а также от вокзала Миср до площади Саад Заглул (включая улицу Наби Даниэль).

Кварталы шумного центрального базара Александрии раскинулись вокруг улиц, идущих от площади Ораби на север, вглубь квартала Анфуши.

Последние изменения: 14.05.2013

Достопримечательности Александрии

Александрия, наряду с Римом и Афинами, являлась одним из самых величественных и значительных городов античного мира. Но, в отличие от вышеупомянутых столиц, в ней сохранилось относительно немного достопримечательностей той эпохи. Отчасти это можно объяснить частыми военными действиями и землетрясениями на протяжении всей истории города (многие городские кварталы затонули в Александрийской бухте после проседания грунта), а также не совсем обдуманным строительством в XIX-XX веках.

Древняя Александрия была известна 110 метровым маяком и библиотекой .




Александрийский маяк
- одно из 7 чудес света, был построен в III веке до н. э. на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около берегов Александрии, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение языков пламени, а днём - столб дыма. Это был первый в мире маяк, и простоял он почти тысячу лет, но в 796 г. н. э. был сильно поврежден землетрясением.

Впоследствии пришедшие в Египет арабы пытались восстановить его, но в XIV веке маяк был полностью уничтожен землетрясением. В конце XV века султан Кайт-бей воздвиг на месте маяка форт, который стоит и сейчас.





– одна из крупнейших библиотек древности, существовавшая при Александрийском Музее. Была основана в начале III века до нашей эры во время правления царя Египта Птолемея II Филадельфа. Библиотека не сохранилась до нашего времени. Трудно приписать утрату библиотеки какому-то одному событию или же обвинить в ней однозначно язычников, христиан или мусульман. Единого мнения на этот счёт нет.

В 2002 н. э. в Александрии на месте старой библиотеки была построена современная «Библиотека Александрина», призванная восстановить былое величие и обеспечить свободный доступ к знаниям для всех желающих.





– библиотека и культурный центр, построенные на месте Александрийской библиотеки, разрушенной в древности.

Библиотека рассчитана на хранение 8 млн. книг, главный читальный зал имеет площадь 70 000 м² на 11 каскадных уровнях. Комплекс также включает в себя конференц-центр, специализированные библиотеки для слепых, подростков и детей, три музея, четыре галереи искусств, планетарий, лабораторию по реставрации рукописей.

Комплексу свойственна весьма выразительная архитектура. Главный зал для чтения расположен под 32-метровой остеклённой крышей, опрокинутой к морю наподобие солнечных часов, и насчитывающей 160 м в диаметре. Стены облицованы асуанским гранитом, с высеченными на нём графемами из 120 различных человеческих письменных систем.

Собрания трудов в Библиотеке Александрина были пожертвованы со всего мира. Переданные испанские документы относятся к периоду правления мавров. Францией переданы документы, имеющие отношение к строительству Суэцкого канала. В библиотеке расположено зеркало Архива Интернета .





– крепостное сооружение XV века, расположенное на побережье Средиземного моря на руинах античного маяка в Александрии. Форт заложен в 1477 году султаном Кайт-беем и с тех пор не раз перестраивался.





Колонна Помпея (Pompey"s Pillar)
– наиболее известный сохранившийся античный памятник. Она расположена на древнем александрийском акрополе – холме, расположенном по соседству с городским мусульманским кладбищем.

Так её прозвали захватившие город крестоносцы, хотя колонна не имеет никакого отношения к Помпею Великому и была возведена в конце III века году в честь взятия Александрии Диоклетианом. Монолит из красного асуанского гранита весом почти в 300 тонн (её высота вместе с пьедесталом – 30 м) является крупнейшей триумфальной колонной, построенной римлянами за пределами имперских столиц, Рима и Константинополя.

Здесь же в античный период располагался построенный при Птолемее III Серапеум – самый большой и великолепный храм города, разрушенный христианами в 392 году. Сегодня вокруг «Колонны Помпея» разбросаны фундаменты римских строений, несколько сфинксов, колонн меньшего размера и каменных скульптур древнеегипетского и древнегреческого периодов, а в подземельях виднеются остатки Серапеума (по одной из версий «Колонна Помпея» является сохранившейся частью храма Сераписа).





- расположены рядом с «Колонной Помпея», представляют собой многоуровневый античный некрополь, состоящий из лабиринта туннелей, лестниц и залов с гробницами. Археологические объекты, найденные здесь, в том числе саркофаги, колонны и статуи, имеют смешанный египетско-греко-римский стиль и относятся к II-IV векам. Произошедший в сентябре 1900 года случайный провал свода вновь открыл доступ к давно заброшенным катакомбам, после чего в них проводились масштабные археологические раскопки, реставрационные работы и откачка воды с затопленных нижних ярусов. Лишь в 1995 году катакомбы были открыты для свободного посещения.

Изначально они предназначались одной богатой языческой семье, затем разрослись до сотни погребений и возможно даже использовались ранними христианами.

Особо впечатляют в Ком-эль-Шукафа трапезный зал «Триклиниум», использовавшийся родственниками умершего для проведения церемоний прощания, и «Зал Каракаллы», где было захоронено множество людей и животных, убитых по приказу жестокого римского императора. В отдельно стоящем на поверхности здании размещается гробница Тиграна.





– его строительство началось в 1834 году по заказу Мухаммеда Али и завершилось в 1845 году (пристройка крыльев и дополнительные отделочные работы продолжались до 1847 года, когда дворец и был официально открыт). Построенный в стиле итальянского Ренессанса в окружении сада, свое название дворец получил от здешних фиговых деревьев (по-арабски – «тин»).

В 20-х годах XX века по желанию короля Ахмеда Фуада I и под руководством итальянских инженеров Рас эль-Тин был полностью реконструирован.

При последних представителях династии Мухаммеда Али дворец Рас эль-Тин служил не только королевской резиденцией, но и местом заседания правительства в летний период. После Второй мировой войны король Фарук I построил на набережной дворца даже морской бассейн, но в 1952 году именно здесь он был вынужден отречься от престола и убыть в изгнание.

Ныне дворец, принадлежащий египетским военно-морским силам, используется как одна из президентских резиденций или для приема почетных гостей.





– находится рядом с дворцом Рас эль-Тин. Некрополь состоит из 5 склепов, первый и второй, наиболее важные, были обнаружены в 1901 году, а остальные три – в 1921 году. Относится к эпохе Птолемеев (III-II веков до н.э.).

Стены склепов украшены сценами на мифологические сюжеты, на них есть изображения египетских богов – Осириса, Гора, Исиды и греческие надписи. Декоративные панно демонстрируют сцены из египетской жизни и изображения богов. Два маленьких каменных сфинкса стерегут одну из гробниц.

Птолемеи правили Египтом с 305 по 30 гг. до н.э. Потомки одного из полководцев Александра Македонского, Птолемеи, получили при разделе его империи наиболее лакомый кусок – Египет. Эти правители усвоили египетскую культуру, объявили себя фараонами и придерживались похоронного обряда древних египтян. Искусство эпохи Птолемеев – причудливая смесь египетского и греческого – как нельзя лучше выражает космополитизм Александрии.

Греческая Александрия практически не оставила после себя следов на суше – она ушла на дно Восточной бухты. Исключение –греческий некрополь Анфуши.



– расположена в александрийском районе Анфуши недалеко от Цитадели Кайтбей.

Стены мечети имеют высоту 23 метра, а состоящий из четырех секций минарет в айюбидском стиле поднимается с южной стороны на 73 метра. Мечеть имеет два выходящих на площадь главных входа – северный и восточный, к которым ведут гранитные лестницы. Внутри стены украшены мозаикой, а свод поддерживают 16 монолитных восьмиугольных колонн из итальянского гранита высотой 8,6 метра. В центре покрытого арабесками потолка на большой высоте находятся цветные витражи. Главный купол окружают четыре меньших купола, установленные над гробницами комплекса.

Мечеть построена в 1307 году мусульманским проповедником Абул Абба Эль Мурси над могилой пророка Суфия, недалеко от форта Кайт-Бей. Первоначально это было небольшое здание с одним минаретом, а могила пророка размещалась под куполом. Очень быстро мечеть приобрела популярность среди совершавших хадж мусульман, путешествующих из стран северной Африки в Мекку через Александрию.





(Montaza Palace) – был основан в 1892 году как охотничий домик последнего египетского хедива Аббаса II Хильми. В 1932 году король Ахмед Фуад I построил более крупный летний дворец в смешанном турецко-итальянском стиле и заложил сады, ныне известные как парк Монтаза.

Вокруг парка Монтаза, занимающего площадь более 60 га и изобилующего клумбами, беседками и мостиками, а также вдоль здешних прекрасных пляжей расположены виллы богатых египтян и фешенебельные отели.





– был открыт в конце XIX века в небольшом помещении на бульваре Розетты по инициативе итальянского археолога Джузеппе Ботти и при поддержке египетского хедива Аббаса II Хильми. В 80-х годах XX века музей перевели в теперешнее, более просторное здание в неоклассическом стиле с колоннами, окруженное прекрасным садом.

В 27 залах музея выставлено множество уникальных экспонатов, охватывающих период от IV века до н.э. по IV век н.э., в том числе мумии, фрагменты святилищ и гробниц, статуи, саркофаги, фрески, мозаика, сосуды, бюсты, ювелирные изделия, папирусы и монеты.





– расположен на улице Эль-Хуррия, открылся в 2003 году. Занимает прекрасно восстановленный дворец в итальянском стиле, построенный в 1926 году богатейшим торговцем древесиной аль-Саадом Бассили-пашой.

Большинство экспонатов музея были позаимствованы из других собраний, часть появилась благодаря археологическим раскопкам в самой Александрии.

На первом этаже собраны мумии фараонов и предметы из истории Древнего Египта, в том числе статуи, папирусы и предметы для письма.

Второй этаж отдан под артефакты греко-римского периода, включая поднятые со дна моря статуи и монеты.

На третьем этаже выставлены экспонаты византийского, арабского и современного периодов (коптские ткани и мозаика, арабские ковры, вазы, стеклянная посуда, деревянная резьба и фонари, предметы быта и портреты XIX-XX веков).





– находится в квартале Зизения, открыт в 1986 году в бывшем дворце принцессы Фатимы Аль-Захры. В его залах экспонируется огромная коллекция великолепных украшений династии Мухаммеда Али (XIX-XX век), а также живопись и скульптура XIX века.

Окруженный чудесным садом роскошный, но уютный дворец был построен в 1919 году в неоклассическом стиле, его стены и потолки украшены прекрасными росписями, изображающими различные исторические сцены и пейзажи.





– находятся в квартале Ком-аль-Дикка, возле мечети Наби-Даниэль (XIII век) и современной конной статуи Александру Великому. Здесь расположены руины римского амфитеатра II-IV веков, укреплений и терм того же периода, а также остатки жилого квартала эпохи Птолемеев.

Амфитеатр был обнаружен в 60-х годах XX века польскими археологами на месте руин наполеоновского форта. На 12 его рядах, выложенных из светлого мрамора (лишь только один первый ряд, предназначавшийся для важных персон, обрамлен красным гранитом), одновременно могло расположиться до 800 зрителей, а сцена сохранила часть мозаичного покрытия.

Амфитеатр несколько раз страдал от землетрясений и перестраивался, поэтому и сейчас вокруг него разбросано множество колонн и капителей, а также фрагментов крыши, рухнувшей в VI веке.

Рядом с амфитеатром сохранились залы для чтения лекций с возвышенностями для ораторов и уникальный мозаичный пол виллы II века, на котором изображено множество различных птиц. По периметру огороженной территории выставлены десятки экспонатов, поднятых со дна Восточной гавани, в том числе огромные блоки Александрийского маяка, уникальные статуи и сфинксы эпохи фараонов и Птолемеев.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: