Что такое парламент история 6. Виды сигарет "Парламент": основные характеристики

Ключевые термины и понятия:

  • монокамеральные парламенты;
  • бикамеральные парламенты;
  • структура парламента;
  • полномочия парламента;
  • парламентские комиссии;
  • модели фракций;
  • виды законов;
  • формы парламентского контроля;
  • круг субъектов законодательной инициативы;
  • виды кворума.

В результате изучения данной главы студент должен

знать :

  • структуру парламента и организацию работы палат;
  • порядок формирования парламента и статус депутатов;

уметь :

  • указывать компетенцию парламента, которая зависит от формы правления, формы государственного устройства, исторических условий, степени демократичности страны, соотношения в ней политических сил;
  • разбираться в особенностях законодательного процесса, в частности в области законодательной процедуры и основных стадий прохождения законопроекта;

владеть :

Понятийным аппаратом института парламентаризма.

Парламент как общенациональный представительный орган: возникновение и развитие

Парламент (от франц. parier и лат. pariare – говорить) – высший законодательный и представительский орган государства. Данный орган (либо похожий на него) имеется практически во всех государствах мира.

Институт представительской власти, который выполняет одновременно и законодательные функции , занимает важное место в конституционном механизме любого государства. Исключением являются государства, в которых такие учреждения имеют только совещательный характер или формально основаны, но распущены и не функционируют. Поскольку законотворчество – не единственная, хотя и основная функция этих представительских органов, для их обозначения употребляют другое собирательное наименование – парламент.

Международная панорама

Для официального обозначения высших органов представительской и законодательной власти в разных странах применяются различные названия: "парламент" – в 40 государствах (Великобритания, Канада, Румыния и др.): "народная (национальная) ассамблея" – в 37 (Болгария, Египет и др.); "федеральное собрание" – в 3 (Российская Федерация, Швейцария, Коморские Острова): "государственное собрание" – в 4 (Эстония, Венгрия и др.); "верховная (национальная) рада" – в 14 (Словакия, Украина и др.); "палата депутатов (или представителей)" – в 11 (Мальта, Марокко и др.); "конгресс" – в 16 (США, Аргентина и др.); "сенат" – в Маршалловых островах. В 19 государствах существуют индивидуальные названия: "сабор" (Хорватия); "фолькетинг" (Дания); "едускунта" (Финляндия); "альтинг" (Исландия); "кнессет" (Израиль); "ландтаг" (Лихтенштейн); "генеральные кортесы" (Испания); "риксдаг" (Швеция); "генеральные штаты" (Нидерланды); "скупщина" (Словения); "сейм" (Латвия, Литва); "совет представителей" (Эфиопия); "конституционное собрание" (Камбоджа).

Можно констатировать, что возникновение парламента как базового политико-юридического института в обществе, организованном в государство, фактически было естественной реакцией против деспотизма и специфической тирании феодального абсолютизма.

Кроме Англии, где с самого начала, т.е. с конца XIII в., это учреждение имело как сословный, так и территориальный характер, во всех других государствах того времени парламенты начали формироваться как настоящие органы народного представительства в ходе буржуазных революций XVIII–XIX вв. и последующего общественно-политического развития в XIX–XX вв.

По времени возникновения и становления современные парламенты можно условно разделить на четыре поколения, а именно: 1) давние (Средневековые) парламенты; 2) времен Новой истории; 3) возникшие после Второй мировой войны; 4) новейшие парламенты.

К парламентам первого поколения необходимо отнести те, которые имеют давнюю родословную, в частности Альтинг Исландии, который возник еще в 930 г., и Парламент Великобритании (конец XIII в.). Эти институты были и являются носителями многих политико-государственных традиций, способствуют утверждению демократии в своих сообществах.

Этапы развития и характеристика института парламентаризма представлены на схеме 11.1.

Схема 11.1.

Ко второму поколению относят все парламенты, возникновение которых связано с буржуазными революциями и принятием первых конституций (Конгресс США, Парламент Франции, Стортинг Норвегии и др.). Катализаторами становления и развития парламентского строительства могут считаться в первую очередь парламенты США и Франции: первый сыграл важную роль в становлении органов народного представительства стран Латинской Америки, второй – ряда европейских стран и франкоязычных государств других континентов. И хотя ряд классических парламентов пережили упадок в первой половине XX столетия, когда в некоторых странах установились диктаторские режимы, во второй половине прошлого века они укрепили свои позиции (Австрия, Италия, ФРГ, Япония и др.).

Третье поколение представляют парламенты, образовавшиеся после Второй мировой войны в ряде стран Азии и Африки в связи с провозглашением их независимости.

Наконец, четвертое поколение парламентов, самое молодое, составляют парламенты государств из числа бывших республик Союза ССР и стран Восточной Европы. В подавляющем большинстве этих стран высшие представительские органы находятся на стадии постепенного превращения в настоящие органы народовластия.

Нередко парламентом называют только нижнюю палату, хотя в конституционном праве, особенно в англосаксонской правовой системе и в тех странах, где она сохранила свое влияние, понятие парламента шире: в его состав входят все высшие органы, которые принимают участие в принятии законов. В Великобритании, например, парламент как высший законодательный орган состоит из монарха и двух палат – Палаты Общин и Палаты Лордов. Трехчленная структура парламента существует в Австралии, Индии, Канаде, Пакистане, па Ямайке и в других странах британского Содружества (понятно, что в республиках место монарха занимает президент).

Конституция Индии (ст. 79) содержит предписание: "Учреждается Парламент Союза, какой складывается из Президента и двух Палат, которые именуются соответственно Советом Штатов и Народной Палатой". В ряде государств парламент представляет собой двуединое учреждение. В Танзании согласно Конституции 1997 г. к его составу относят президента страны и Национальную ассамблею; в Бразилии – это две палаты. Наконец, в некоторых странах парламент – это однопалатный представительский орган (на Кубе, в большинстве стран континентальной Европы и других континентов).

Как институты государственной власти парламенты по форме являются постоянно действующими собраниями представителей народа, на которых обсуждаются и решаются важнейшие общественные и государственные дела. По характеру деятельности они являются прежде всего органами законодательной власти.

Конституционная формула

В Конституции США 1787 г. (разд. 1) сказано: "Вес принятые здесь полномочия законодательной власти предоставляются Конгрессу". Эта формула в разных вариантах была воспроизведена в конституциях большинства государств. Другие высшие органы государственной власти, как правило, законы не принимают. Их нормативные акты называются по-другому (например, указы и декреты – законы президента, постановления, прокламации, конституционные акты военных органов (временных, советов и т.п.). Конечно, есть и исключения. В отдельных странах наряду с высшими представительными органами или при их отсутствии законы готовят некоторые другие органы: монарх в абсолютной монархии, народный консультативный конгресс в Индонезии (только в форме пятилетней программы развития), Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (по отдельным вопросам), постоянные комиссии итальянского парламента, секции парламента в Греции (в особых условиях).

Важно обратить внимание на то, что кроме законодательной функции в деятельности парламентов значительное место занимают и другие, в частности представительная, учредительная, контрольная, бюджетно-финансовая, квазисудебная, внешнеполитическая и т.п. Иначе говоря, парламент любого демократического государства объединяет в себе несколько качеств. Такая комплексная характеристика органа народного представительства находит отражение в конституциях. Приведем несколько конституционных определений парламента.

Форма правления Швеции 1974 г. (§ 4) фиксирует: "Риксдаг является высшим представителем народа. Риксдаг издает законы, принимает постановления о государственных налогах и определяет порядок использования государственных средств. Риксдаг осуществляет контроль за государственным управлением и администрацией". По-другому характеризует парламент Конституция Португалии. В ст. 150 она определяет: "Ассамблея республики является собранием, которое представляет всех португальских граждан". А дальше в разд. 2 довольно подробно излагается политическая и законодательная компетенции парламента, его контрольные полномочия, а также его компетенция относительно других органов власти. Но наиболее удачное определение этого понятия дает Конституция Испании (ст. 66): "1. Генеральные кортесы представляют испанский народ... 2. Генеральные кортесы осуществляют законодательную власть государства, принимают государственный бюджет, контролируют деятельность правительства и, кроме того, владеют другими полномочиями, предусмотренными Конституцией".

Следовательно, современные парламенты – это общенациональные коллегиальные представительные органы государственной власти, которые полностью или частично избираются народом (избирательным корпусом), действуют на постоянной основе и осуществляют в механизме государственного властвования прежде всего такие функции, как законотворческая, учредительная, бюджетно-финансовая, внешнеполитическая, контроль за исполнительной властью и т.п.

Большое значение для характеристики парламента как конституционного института имеет упрочение его правового положения в системе органов государственной власти. Мировая конституционная теория и практика исходят из того, что правовой статус парламента обусловлен многими факторами, в первую очередь особенностями истории политических институтов соответствующего государства, его государственного и общественного порядка, провозглашенными в основных законах принципами, существующими партийными системами и социально-экономическими и политическими условиями и др.

И все же конституционный статус парламента зависит прежде всего от закрепленных в конституциях основополагающих принципов организации государственной власти в той или другой стране. В Великобритании, например, в качестве одного из фундаментальных провозглашается принцип парламентского верховенства, согласно которому орган народного представительства юридически выступает как источник всей законодательной власти. Вместе с тем принцип народного (национального) суверенитета предопределяет, что в конечном счете источник власти, в том числе законодательной, – народ, а парламент – один из органов государства, через который народ осуществляет свой суверенитет в форме законодательной функции.

Совсем по-другому определяется конституционный статус парламента в Конституции США 1787 г., где впервые была использована формула, согласно которой главным источником законодательной власти является народ (в преамбуле зафиксировано: "Мы, народ Соединенных Штатов... устанавливаем и вводим эту Конституцию...").

Вместе с тем в социалистических странах марксистская концепция традиционно умаляет значение парламента в управлении государственными делами, требуя заменить его (и в самом деле заменяет на практике) системой советов. Ее приверженцы считают, что в составе парламента при капитализме нет трудящихся.

В конституционной науке широкое распространение приобрела и концепция "рационализированного парламентаризма" (например, во Франции). Она предусматривает ограничение роли парламента и передачу части законодательных полномочий исполнительной власти. Однако даже в странах, которые придерживаются этой концепции, снижение роли парламента не является безусловным: за ним остается последнее слово в решении принципиальных вопросов. Совсем с других позиций отрицается значение парламента исламскими фундаменталистами, концепция которых построена на идее халифата. Здесь вместо парламента образовывается совещательный орган при правителе, как, например, в Саудовской Аравии в соответствии с Конституцией 1992 г. Хотя в большинстве мусульманских странах парламент избирается, но его роль зачастую ограничивается консультативными полномочиями.

В научной литературе справедливо связывают конституционный статус парламента с соответствующими формами государственного правления, ведь положение и роль высшего представительного и законодательного органа в решающей мере зависит от характера взаимоотношений вышестоящих органов государства. Рассматривая под таким углом зрения конституционный статус парламентов, можно выделить четыре основных модели.

Конституционные модели парламента

К первой модели относятся органы народного представительства тех государств, которые провозгласили в качестве основания конституционного порядка принцип парламентского правления (Великобритания, Италия, ФРГ, Болгария, Греция, Венгрия и др.). Место и роль парламента в системе государственных органов определяется тем, что правительство является производным от него, оно формируется парламентом и несет ответственность перед ним. В некоторых из этих стран глава государства также избирается при активном участии парламента.

Вторая модель конституционного статуса парламентов присуща странам с президентской формой правления, которые заложили в основы организации государственной власти принцип жесткого разделения властей (США и др.). Существующая здесь конституционная система "сдержек и противовесов" четко отображает соотношение трех ветвей власти.

Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления (Франция, Россия и др.). Здесь провозглашается институт парламентской ответственности правительства, однако и президент наделяется правом роспуска парламента.

Четвертую модель составляют парламенты "советского образца" (СРВ, КНР, КНДР, Куба). Здесь назначение парламента сводится к формальному одобрению законов, принятых за его пределами высшим партийными органами.

Нельзя отнести ни к одной из указанных моделей так называемые консультативные парламенты (Бахрейн, Бруней, Катар, ОАЭ), поскольку они являются только совещательными учреждениями.

В 1920–1960-с гг. роль парламентов резко снизилась. Они превратились в декоративные, ни на что не влияющие органы в фашистских странах и странах тоталитарного социализма, в прикрытие для диктатуры партии и ее вождя либо были подавлены исполнительной властью в демократических государствах (например, в Великобритании и во Франции).

С конца 1960-х гг. начался и продолжается по сей день процесс возрождения парламентаризма. Парламенты постепенно "отвоевывают" новые полномочия и становятся главным органом в системе государственного аппарата большинства развитых стран. Процесс возрождения парламентов был обусловлен следующими факторами:

  • – избирательное право (активное и пассивное) получили не только мужчины, но и женщины;
  • – были ликвидированы многочисленные цензы (имущественный, ценз грамотности и т.д.), что превратило парламент из органа, выражавшего интересы меньшинства общества (главная причина повсеместного падения его авторитета после Первой мировой войны), в действительно всенародный орган;
  • – СМИ повысили интерес граждан к деятельности парламента;
  • – выборы в парламент (по крайней мере, в нижнюю палату) стали свободными, прямыми, равными и тайными;
  • – совершенствовались избирательные системы, структура парламентов и порядок их работы;
  • – парламенты стали завоевывать авторитет, работая более ответственно и профессионально.

Сигареты «Парламент» (виды и описание представлены ниже) создаются компанией «Филипп Моррис». Это одна из самых популярных марок по всему миру. Сигареты «Парламент» используются в киноиндустрии, в рекламе и пользуются большим спросом среди курильщиков. Сигареты данной марки делятся на различные виды и имеют достаточно интересную историю создания. Основная целевая аудитория этой марки - люди от 21 до 50 лет среднего или большого достатка.

По словам производителей этих сигарет, потребители сигарет «Парламент» четко знают, чего хотят от жизни, и достигают намеченных целей. Производители подчеркивают, что «Парламент» - элитная марка, которая доступна далеко не каждому. Выразить свою позицию производители пытаются в дизайне пачки и сигарет, которые всем своим видом показывают принадлежность к высшему классу.

История создания «Парламента»

Уже много лет «Филипп Моррис» занимается производством табачной продукции, которая пользуется большим уважением среди потребителей. Хотя фабрика и производит табак для других марок, сигареты «Парламент» по праву считаются одними из лучших. Именно поэтому их в основном потребляют люди среднего или высшего класса, богачи. Кроме того, их покупают те, кто хочет казаться богаче.

На российском рынке сигареты «Парламент» пользуются гораздо большим спросом, чем на территории Европы и Америки. Для сравнения: на российском рынке «Парламент» занимает 15% от других марок фабрики «Филипп Моррис», а на европейском только 2%.

Согласно заявлению производителей, они являются наименее вредными из всех, благодаря установленному фильтру, который нейтрализует вредные вещества.

Марка появилась в 1938 году, но первое время продукция продавалась только на территории Северной Америки. На европейский и российский рынок марка вышла в начале 70-х годов. Считается первой из американских табачных марок, которая вышла на массовый всемирный рынок. Причем на территории Европы она пользуется большей популярностью, чем в Америке.

Табачные изделия этой марки создаются из элитного табака, который придает им приятный вкус. Высокое качество дарит расслабляющий эффект, который по достоинству оценят все успешные люди. Огромный ассортимент позволяет выбрать подходящие каждому человеку. Каждый вид имеет индивидуальные свойства, которые найдут отклик даже в самом взыскательном потребителе.

Элитные изделия являются первыми, где есть специальный фильтр, позволяющий уменьшить поступление в организм вредных веществ. Специальный фильтр-мундштук предотвращает желтизну зубов и делает курение приятным расслабляющим процессом.

Марки различаются по длине, тонкости и крепости.

Популярный «Аква Блю»

Данный вид табачных изделий пользуется большой популярностью у мужчин и женщин одновременно. Этот вид наименее вредный, он достаточно слаб, чтобы принести вред здоровью, но достаточно силен, чтобы удовлетворить потребность в никотине. Каждая пачка содержит в себе 20 сигарет. В каждой сигарете 0,4 мг никотина и 5 мг смолы. позволяет наслаждаться изысканным вкусом без значимого вреда для здоровья.

Слабый «Платинум Блю»

Этот вид самый слабый, поэтому покупается чаще женщинами, чем мужчинами. Описание говорит о том, что отсутствие терпкого вкуса делает этот вид самым непопулярным среди мужчин. В каждой упаковке содержится по 20 сигарет. Состав: 0,1 мг никотина и 1 мг смолы. Подходит для тех, кто постепенно бросает курить.

Крепкий «Найт Блю»

Из всех видов этот самый крепкий. Подходит для заядлых курильщиков, которым мало 1 сигареты за раз. Из-за высокого содержания никотина может удовлетворить потребность курильщика в двойной порции никотина всего лишь 1 сигаретой. Поскольку они самые крепкие из всех видов, в 1 сигарете содержится 0,6 мг никотина и 8 мг смолы. Продаются по 20 штук в стандартной упаковке. Редко покупаются женщинами, основные потребители - мужчины.

«Сильвер Блю»

Характеристики «Сильвер Блю» очень похожи на «Платинум Блю». Они чуть более сильные, но все равно не заслуживают много внимания сильного пола. «Сильвер Блю» покупаются в основном женщинами из-за небольшого количества никотина. В 1 сигарете находится 0,3 мг никотина и 3 мг смолы. В каждой пачке 20 штук.

Другие вариации

Ассортимент не ограничивается тем, что указано выше. Помимо всего вышеуказанного, существует еще 3 вида:
  1. «Карат»: характеристика немного схожа с «Сильвер Блю». Однако «Карат» кое-чем отличается. Например, Карат длиннее и тоньше, поэтому пользуется высоким спросом среди девушек и женщин. Продаются по 20 штук в пачке, в каждой 0,4 мг никотина и 4 мг смолы. Чуть более сильные, чем «Парламент Сильвер Блю».
  2. «Парламент Супер Слим»: из названия понятно, что они супертонкие. При этом слабые, что делает их неинтересными для мужчин, но очень привлекательными для женщин. Одна сигарета содержит в себе 0,3 мг никотина и 3 мг смолы. Подходит для тех, кто медленно бросает курить.
  3. «Парламент Резерв»: длинные и тонкие. Очень нравятся женскому полу благодаря своему внешнему виду. 1 сигарета состоит из 0,4 мг никотина и 4 мг смолы. Чуть более сильные, чем предыдущие.

Помимо указанного выше, существуют следующие виды, но более редкие:

  • «Парламент Фул Флэйвор»;
  • «Парламент Лайтс 100 С»;
  • «Парламент Ментол»;
  • «Парламент Ментол Лайтс»;
  • «Парламент Ультра Лайтс»;
  • «Парламент Лайтс»;
  • «Парламент Премиум Эдишн Лайтс».

Ассортимент Парламент различается по крепости, составу. Эти виды производятся в Америке и Швейцарии. В России же можно купить только Parliament One, Parliament Filters, Parliament lights, Parliament Extra lights.

Необходимо помнить, что легких сигарет не бывает. Все сигареты одинаково вредны, даже если они тонкие и с низким содержанием никотина. Стоит отметить, что сигареты с низким уровнем никотина и смолы приносят меньше вреда здоровью и уменьшают риск развития онкологических заболеваний лишь в том случае, когда количество выкуренных сигарет не превышает допустимую норму. Если человек выкуривает 3 слабых сигареты вместо одной сильной, это повышает риск развития нежелательных заболеваний в 4 раза.

Единственное, что может полностью избавить от беспокойства за свое здоровье, - это полный отказ от курения.

Опасно и компенсаторное курение - таково название явления, когда человек выкуривает слабую сигарету, при этом вдыхая дым глубже и дольше, чтобы получить необходимую дозу никотина.

Нужно помнить, что легкие сигареты не являются панацеей. Необходимо стараться сокращать количество сигарет, если невозможно сделать это сразу, нужно делать постепенно. Даже самые хорошие сигареты приносят вред здоровью, и выкуривание большого количества элитного табака приносит не меньший вред, чем потребление дешевых сигарет. Об этом нужно помнить, когда на кассе отдается вдвое больше денег за якобы дорогой табак.

нем. Parlament, англ. parliament, фр. parlement parler - говорить) - высший представительный орган власти во многих странах, построенный целиком или гл. обр. на выборных началах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Парламент

от фр. parler - говорить, совещаться).

1) Сословно-представителъное учреждение. Возникновение англ. п. относится к 1265 г., когда Симон де Монфор впервые созвал собрание крупнейших прелатов и баронов, пригласив также по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от наиболее значительных городов. Окончательно англ. п. сложился к концу XIII в. в правление Эдуарда I. Англ. государство приобрело форму сословной монархии. В первой пол. XIV в. п. делился на две палаты (до этого существовал однопалатный п.): верхнюю - палату лордов и нижнюю - палату общин. В палату лордов личным письмом король приглашал крупных светских и духовных феодалов (баронов, архиепископов, епископов, аббатов влиятельных монастырей). В палату общин избирались рыцари (выбирались на собраниях графств открытым голосованием, по два рыцаря от графства. Всего графства посылали в п. 74 рыцаря) и представители городов (при Эдуарде I в п. приглашали по два представителя от 165 городов, многие из которых были маленькими городками). Вместе они имели численный перевес над баронами и стали собирательно называться термином «общины». Гл. функцией п. было утверждение налогов и предоставление субсидий короне. В XIV в. п. приобрел право участвовать в издании законов (статутов, биллей). Палата лордов являлась высшим суд. органом по полит, делам. Низшие слои гор. населения и крестьянство в п. представлены не были.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Госдума (ГД) (нижняя палата) представляет народ РФ в целом. Состоит из 450 депутатов, которые избираются путем всеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Некоторые законы, принятые ГД, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (они касаются вопросов федерального бюджета, денежной эмиссии, войны и мира и т. д.). Принятый ФЗ направляется Президенту РФ . Он в течении 14 дней подписывает и обнародует закон.. Однако в тот же срок Президент РФ может наложить veto, т.е. отклонить закон. В этом случае для одобрения закона требуется не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Если закон принят, он подлежит подписанию Президентом РФ в течении 7 дней и обнародованию.

Конституция РФ не допускает досрочного прекращения полномочий Совета Федерации. Что касается ГД, то она может быть до окончания срока своих полномочий распущена Президентом РФ в определенных случаях.

3. Ведущее место в системе государственных органов России занимает Президент РФ , который избирается гражданами РФ сроком на 4 на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент РФ является главой государства., гарантом Конституции РФ.

Назначение с согласия ГД Председателя Правительства РФ;

Принятие решения об отставке Правительства РФ;

Назначение и освобождение от должности его заместителей и федеральных министров;

Формирование Совета Безопасности РФ и руководство им;

Назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ;

Назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

Назначение и отзыв дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

2. В сфере организации и деятельности законодательной власти:

Назначение выборов ГД;

Роспуск ГД;

Внесение законопроектов в ГД;

Подписание и обнародование ФЗ;


Обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране.

3. Решение некоторых иных вопросов конкретной личности:

Решение вопросов гражданства;

Предоставление политического убежища;

Награждение государственными наградами, присвоение почетных и высших воинских званий.

4. В сфере обороны:

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ;

Утверждение военной доктрины РФ;

Введение военного положения;

Введение чрезвычайного положения.

5. В сфере судебной власти и прокуратуры:

Представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Назначение судей других федеральных судов;

Внесение в Совет Федерации предложений о назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

4. Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ , возглавляемое Председателем и состоящее из федеральных министров.

Правительство РФ является органом, отвечающим за текущее осуществление политики государства на всех направлениях.

Правительство РФ:

Разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности, борьбе с преступностью и др.

По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Правительство РФ является высшим органом федеральной исполнительной власти.

англ. parliament от фр. раrler - говорить) - родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Собственно "П." этот орган именуется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии и др.; в США и большинстве стран Латинской Америки он называется конгрессом, в РФ - Федеральным Собранием, в Литве и Латвии - сеймом и т. д. Различаются однопалатная и двухпалатная структура П. (см. Двухпалатная система. Однопалатная система).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПАРЛАМЕНТ

или легислатура - высший общенациональный (общегосударственный) представительный орган государственной власти, правомочный выполнять в конституционно заданных параметрах законодательную, контрольную и некоторые другие функции. П. в различных странах именуются по-разному: в Великобритании и Японии - парламент, в России и Швейцарии - Федеральное Собрание, в США - Конгресс, во Франции - Национальное Собрание и Сенат, и т д. Они могут быть в целом подразделены на П. с неограниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и консультативные. П. первых двух категорий, т.е. легислатуры с неограниченными и ограниченными полномочиями, занимают центральное место в политико-правовых механизмах своих стран, во многом предопределяя само содержание и особенности избранной формы правления (собственно парламентской, президентской, смешанной). Учреждением консультативных легислатур, или квазипарламентов, характеризуются политические режимы типа абсолютных монархий в мусульманских странах с фундаменталистскими традициями (например, в Кувейте, ОАЭ). Что касается высших представительных органов государственной власти стран тоталитарного социализма, то они вообще П. не являются, поскольку весь порядок их организации и деятельности построен на началах, противоположных принципам парламентаризма. Обычно П. бывают однопалатными и двухпалатными. П. с большим числом палат, как это было в Югославии или ЮАР, - редкое исключение. В двухпалатном П. создаются так называемые нижняя и верхняя палаты (например в Великобритании - палаты Общин и Лордов, в России - Государственная Дума и Совет Федерации, в Швейцарии - Национальный Совет и Совет кантонов (Совет государств по Конституции 1999), в США - Палата представителей и Сенат, во Франции - Национальное Собрание и Сенат, в Японии - Палаты представителей и советников и т.д.). Во всяком случае конституирование верхних палат больше связывается в современную эпоху с задачами усиления ответственности и профессионализма П. в целом, нежели с целями учреждения инструмента сдерживания, торможения нижних палат в их «ультрадемократических» устремлениях, как это было на заре парламентаризма. Верхние палаты способны более широко и рационально представлять и защищать региональные и локальные интересы: в федеративных государствах - своих субъектов федерации, в унитарных - территориальных коллективов. Палаты значительно различаются по способам формирования - от выборного (нижние и многие верхние) до занятия места в палате по должности, по назначению (многие верхние). Палата лордов в Великобритании в известной части формировалась д о 1999 по праву наследования. По численному составу в среднем нижние палаты состоят из 400-600 депутатов, верхние - от 100 до 300 членов. Нижние палаты обычно избираются на 4-5 лет, верхние формируются на 6- 9 лет с периодической ротацией определенной части общего состава. Компетенция каждой палаты закреплена Конституцией, имеет свой исключительный круг прав и обязанностей, выявляющих ее социальное и юридическое предназначение. Однако в принципе только совместно, в творческом единстве обеих палат П. может в полном объеме реализовать свои функции высшего представительного органа государственной власти. Главное назначение П. - прежде всего законодательная функция, т.е. разработка и принятие законов, в т.ч. финансово-бюджетного назначения, которые составляют основополагающую базу всей правовой системы страны. Контрольная функция заключается в контроле П. за деятельностью правительства, других высших органов государственной власти и выражается в таких формах, как заслушивание отчетов, проверка качества и эффективности норм делегированного законодательства, ратификация международных договоров и т.д. (с м. также Парламентский контроль). В функциональные прерогативы П. входит, кроме того, ряд полномочий административно-управленческих (например назначение и освобождение от должности некоторых высших должностных лиц), судебных, точнее квазисудебных (импичмент, амнистия), а также учредительного плана (создание государственных институтов или участие в их формировании). П. по определению должен быть полновластным авторитетным органом, порядок формирования и работы которого всецело подчинены задачам реализации общенациональных задач. В этом суть его представительской функции. См. также Федеральное Собрание, Государственная Дума, Совет Федерации. И.М. Степанов

Отличное определение

Неполное определение ↓



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: