Красные гунны. Откуда пришли гунны

Гунны - народ, внезапно явившийся из глубин Азии, прокатившийся волной по Европе и оставивший о себе множество легенд. Самым известным гуннским вождём стал Аттила, великий конунг Атли скандинавских саг.
Из Азии в разные времена мигрировало много различных народов, но именно гунны оставили столь яркий след в истории, словно растворившись после загадочной гибели своего самого великого вождя.

Вопросом культуры и происхождения гуннов занимались такие видные учёные, как И.П.Засецкая, Б.В.Лунин, В.А.Кореняко, С.С.Миняев, П.Н.Савицкий, О. Менхен-Хелфен, Т. Хайяши, Т.Барфилд, Н.Н. Крадин, П.Б.Коновалов, Л.Н.Гумилёв.
Что говорят их исследования?

Происхождение из глубин Сибири

В монгольских степях обитал пра-тюркский народ хуннов, теснимый со всех сторон врагами. Власть у хуннов наследовалась по такому же принципу, как впоследствии у русских князей: от брата к брату, и лишь потом к сыновьям. В третьем столетии до нашей эры шаньюем (правителем) стал Тумань. Он мечтал избавиться от своего старшего сына Модэ, чтобы передать престол младшему сыну от любимой наложницы. Для реализации этого плана Тумань отправил Модэ заложником к согдам и напал на них в расчёте, что те убьют его сына и избавят от дальнейших хлопот. Но Модэ оперативно оценил ситуацию, убил свою охрану, украл коня и бежал к своим. Под давлением общественного мнения Тумань выделил старшему сыну 10000 воинов, которых Модэ принялся обучать по новой схеме. Для начала он ввёл в обиход необычные стрелы с прорезью, которые свистели при полёте. Если воины слышали свист стрелы своего принца, они обязаны были немедленно стрелять в ту же цель. И вот Модэ устроил проверку: выстрелил в своего великолепного аргамака. Тем, кто опустил луки, он отрубил головы. Затем он выстрелил в свою молодую жену. Уклонившиеся также были казнены. Следующей целью стал аргамак его отца Туманя, и выстрелили все до единого. После чего Модэ убил самого Туманя, его наложницу, сводного брата, и сам стал шаньюем.
Модэ правил державой хуннов 40 лет и возвысил её над всеми окружающими народами.

Несколько поколений спустя ситуация в степи переменилась. Хунны были разбиты и раздроблены. Часть их бежала на запад и примкнула к зауральским уграм. Двести лет два народа жили бок о бок, а затем последовала волна их совместной экспансии. Именно этот смешанный народ стал впоследствии известен под названием «гунны».

Гунны – возможные родственники германских народов

Гунны и норманны - два этноса, которые пользовались почти аналогичной рунической письменностью. Речь идёт о тех самых рунах, которые, как говорит Старшая Эдда, бог Один принёс из Азии. Азиатские руны на несколько столетий древнее: они найдены на могилах тюркских богатырей, например, Кюль-Тегина. Возможно, эти древние родственные связи послужили причиной того, что на территории Европы союзниками гуннов стал ряд германских народов. Конунг Атли – один из излюбленных романтических персонажей скандинавских саг, например, «Песни о Хлёде», где конунг показан в некотором роде подкаблучником. Действительно, Аттила был в кругу семьи весьма мягким человеком, любящим своих детей и многочисленных жён.

Религия из глубины веков

Религией этого кочевого народа было тенгрианство – поклонение Вечному Голубому Небу. Местом обитания верховного божества считалась гора Хан-Тенгри в Тянь-Шане, также существовало много капищ с идолами, литыми из серебра. В качестве защитного символа гунны носили амулеты из драгоценных металлов с изображением драконов. Среди правящей верхушки гуннов имелся верховный шаман, который испрашивал у божества советы для принятия важных решений. Священными считались стихии: огонь, вода, земля.
Имелся также культ священных деревьев, им в жертву приносились лошади, шкуры которых снимались и распяливались между ветвями, а кровь разливалась вокруг.
Призывая помощь бога войны, хунны применяли очень древний обычай «туом»: расстрел знатного пленника «тысячью стрел». Логично предположить, что и гунны совершали такой же обряд.

Армия, не умеющая штурмовать крепости

Гунны подчинили такие мощные державы той эпохи, как империя остготов и аланский каганат. Решить загадку успехов «варварского народа» пытались ещё современники: римский центурион Аммиан Марцеллин, византийский философ Евнапий, готские хронисты Иордан и Приск Панийский. Все они относились к гуннам враждебно и постарались очернить их перед потомками, красочно описывая их некрасивую внешность и варварские обычаи. Однако как могли варвары справиться с сильнейшими государствами той эпохи?

Авторы объясняли успехи гуннов их специфической воинской тактикой: «Аланов, хоть и равных им в бою… подчинили себе, обессилив частыми стычками». Такую тактику использовали массагеты в войне против Александра Македонского: партизанская война лёгкой конницы против тяжёлой пехоты действительно была успешной. Однако основную воинскую силу аланов составляла не пехота, а мощная, прекрасно обученная тяжёлая конница. Они применяли проверенную сарматскую тактику ближнего боя. У аланов были крепости, которые гунны брать не умели, и оставили непобеждёнными у себя в тылу, хотя инфраструктура каганата была ими разрушена. Многие аланы бежали на запад и поселились на Луаре.

Как гунны победили крымских готов: вброд через море

После подчинения Аланского каганата гунны под предводительством Баламбера вышли на прямое столкновение с остготами короля Германариха. Готы занимали Крым и Северное Причерноморье. Взять полуостров со стороны поймы Дона гунны не могли: они не были способны сражаться в болотистой местности, которую к тому же оборонял воинственный народ герулов. Никаких средств для переправки армии по морю у гуннов не было. Таким образом, готы на территории Крымского полуострова ощущали себя в безопасности. Это их и погубило.

Древние славяне – анты, были насильственно подчинены готам и относились к этой ситуации безо всякого энтузиазма. Как только на политическом горизонте возникли гунны, анты примкнули к ним. Готский летописец Иордан называет антов «вероломными» и считает основной причиной падения готской державы. Возможно, именно анты снабдили гуннов информацией, которая позволила последним захватить Крымский полуостров вброд со стороны Керченского пролива.

Согласно сообщению Иордана, в 371 году гуннские всадники во время охоты на Таманском полуострове преследовали олениху и загнали её на самый мыс. Олениха вошла в море и, осторожно ступая и нащупывая дно, перешла на землю Крыма, указав тем самым брод: по этому пути гуннская армия прошла в тыл своим противникам и захватила Крымский полуостров. Король Германарих, которому на тот момент было более 110 лет, в отчаянии пронзил себя мечом.

Гунны не уничтожили и не изгнали готов, а лишь подчинили своей власти. Преемником Германариха стал Винитарий. У него осталась достаточно мощная армия и структура власти. Он попытался лишить гуннов их важнейшего союзника и атаковал антов, взял в плен и распял короля Божа с сыновьями и 70 старейшинами. Гунны, в свою очередь, напали на Винитария и убили его в бою на реке Эрак (Днепр). Часть уцелевших остготов переместилась во владения римлян, остальные подчинились гуннскому вождю.

Гунны – народ с высоким уровнем дипломатической культуры

Если рассматривать гуннов как полудиких варваров, как это делали Иордан и Аммиан Марцеллин, понять секрет их успехов невозможно. Главная причина – талант их вождей, а также уровень дипломатии, который не уступал ведущим европейским государствам.

Гунны отлично знали всю «кухню» отношений окрестных народов, умели получать необходимую информацию и мастерски действовали не только в бою, но и путём переговоров. Империя короля Германариха держалась исключительно на подчинении грубой силе. Вождь гуннов Баламбер привлёк на свою сторону все народы, обиженные и угнетённые готами, а их было немало.
Другие гуннские вожди придерживались аналогичной схемы и не стремились воевать там, где имелся шанс договориться по-хорошему. Ругила в 430 году налаживал дипломатические контакты с Римской империей и даже помогал войсками для подавления восстания багаудов в Галлии. Рим к этому моменту уже находился в состоянии распада, но многие его граждане примкнули к гуннам, предпочитая их упорядоченную власть произволу собственных чиновников.
В 447 году Аттила со своей армией дошёл до стен Константинополя. Взять мощные укрепления у него шансов не было, но он сумел заключить с императором Феодосием унизительный для того мир с выплатой дани и передачей гуннам части территории.

Причина нового похода на запад: ищите женщину!

Спустя 3 года византийский император Маркиан расторг мирный договор с гуннами, но Аттила счёл более заманчивым поход в Галлию: туда ушла часть аланов, которых Аттила желал победить, кроме того, имелась ещё одна причина.

Принцесса Юста Грата Гонория была сестрой императора Западной Римской империи Валентиниана III, её муж мог бы претендовать на императорскую власть. Чтобы избежать возможной конкуренции, Валентиниан собирался выдать сестру замуж за престарелого и благонадёжного сенатора Геркулана, чего ей совершенно не хотелось. Гонория отправила Аттиле своё кольцо и призыв о вступлении в брак. И в результате гуннская орда прошла весь север Италии, разграбила долину реки По, попутно разгромила королевство бургундов, и добралась до Орлеана, но взять его гунны не смогли. Валентиниан не допустил брака Аттилы с Гонорией, сама принцесса избежала пыток, а может быть и казни, только благодаря заступничеству матери.
Причиной ухода гуннов из Италии востоковед Отто Менхен-Хелфен считает начавшуюся эпидемию чумы.

Смерть вождя и распад державы

Покинув Италию, Аттила решил взять в жёны красавицу Ильдико (Хильду), дочь короля Бургундии, но умер в брачную ночь от носового кровотечения. Иордан повествует, что вождь гуннов умер от невоздержанности и пьянства. Но в произведениях германской мифологии «Старшая Эдда» и других конунг Атли убит своей женой Гудрун, которая отомстила за смерть своих братьев.

В следующем, 454 году держава гуннов прекратила своё существование. Наиболее выдающиеся сыновья Аттилы – Эллак и Денгизих, вскоре погибли в боях. Но гунны и их знаменитый вождь стали частью истории и мифологии многих народов.

Что европейские народы позаимствовали у гуннов

В римской армии военачальник Фабий Аэций ввёл гуннские составные короткие луки с обратным изгибом, хорошо приспособленные для стрельбы с коня.
Предки гуннов – хунны, являются изобретателями стремян: именно от них эта часть сбруи распространилась у остальных народов.
Имена гуннских вождей вошли в моду в Европе и стали привычными: Балтазар, Донат, и конечно Аттила: имя это особо популярно в Венгрии.

О них слышали все. Но никто в точности не знает, какими, они были. В том числе и ученые. А вот что о них сейчас известно благодаря древним историкам и современным археологам и антропологам.

В карьере кирпичного завода близ села Белоглазово, на Оби, было найдено погребение воина. Пояс покойника украшали золотые и серебряные бляхи, на шее висела золотая гривна с головами хищных зверей на концах, положенное в могилу оружие - меч, кинжал, нож, лук и колчан со стрелами - блистало золотой отделкой, было расцвечено вставками сердолика и кроваво-красного альмандина.

Тысячи километров отделяли могилу от Рима. Но потомки воина, сраженного на берегу сибирской реки, купали своих коней в реках Италии. Гунны шли на запад.

Гунны и Римская империя

Все дороги по-прежнему вели в Рим. Много веков по ним стекались в ненасытный город золото, рабы, добыча. Много веков по ним шествовали легионы, возвращавшиеся домой для очередного триумфа. Теперь наступило время расплаты. По дорогам спешили жадные до добычи варвары.

Рим еще боролся. Он был силен, уже не столько оружием, сколько своей прежней славой, страхом, который он когда-то внушал. Своим уменьем разделять и властвовать, натравливать одних варваров на других. Наконец, своим золотом, дававшим возможность нанимать, подкупать, переманивать или, на крайний случай, просто откупаться. Но все это только отодвигало конец. «Вечный город» пустел, нищал. На Форуме, где еще не так давно решались судьбы мира, теперь росла трава, и бродили свиньи.

Четыреста пятидесятое Рождество Христово отмечено было по всей Италии в печали и унынии. Наступающий год не сулил ничего хорошего. В церквах спешно замаливались прегрешения, большие и малые, подлинные и мнимые. Кара Господня никогда не казалась такой неотвратимой. «Бич Божий» - Аттила, царь гуннов, - готовился перейти границы Империи.

Аттила требовал в свой гарем Гонорию, сестру императора Валентиниана III, а с ней и значительную часть его владений и сокровищ в качестве приданого. Сама Гонория дала согласие на брак. Она не приносила себя в жертву из любви к родному городу. С детства Гонории была уготовлена незавидная участь. Будущий муж ее - дочери одного императора и сестры другого - мог претендовать на престол. Этого следовало избежать. Поэтому Гонорию обрекли на безбрачие, заперли во дворце и готовили к монашеской жизни. Много лет честолюбивая и энергичная женщина боролась против властных родственников. Тайный брак с управляющим ее имениями Евгением раскрыли. Незадачливого супруга казнили, а Гонорию отправили в Константинополь, ко двору ее двоюродного брата. Рушились последние надежды на свободу, власть, честолюбивые мечты о престоле. В отчаянии Гонория тайно послала верного евнуха к Аттиле с предложением взять ее замуж и отправила ему драгоценный перстень в виде залога.

Рим был возмущен. «Вовсе недостойное детище, - писал древний историк, - купить себе свободу сладострастия ценою зла для всего государства». Но зато Аттила был доволен. Конечно, в его гареме нашлись бы женщины и моложе и красивее, чем тридцатидвухлетняя римлянка. Но брак с ней давал право на римское наследство. Война стала неизбежной. Аттила начал собирать войска, свои и подчиненных племен. Гунны, остготы, герулы, гепиды, ругии и другие, всего несколько сот тысяч воинов, двинулись на Рим.

Из всех варваров римляне больше всего боялись и больше всего ненавидели гуннов. За неистовую ярость в бою и свирепую беспощадность в грабеже, за кровожадность и жестокость. Там, где проходили гунны, не оставалось ни людей, ни строений, только пепел и трупы. Они были ненасытны, и золото, отсылавшееся им в виде дани, только еще больше разжигало их алчность.

Переселение и войны гуннов

В конце IV века н. э. гунны появляются в степях Северного Причерноморья. Все предавалось огню и мечу, сопротивлявшиеся безжалостно истреблялись. Сперва были разбиты и покорены степняки-аланы. Оседлых алан почти всех перебили, а часть кочевых алан подчинились гуннам. Двумя потоками - через Перекоп и с Таманского полуострова через нынешний Керченский пролив - гунны обрушились на Боспорское царство в Крыму. Его города были взяты штурмом и разграблены. Просуществовавшее более тысячи лет Боспорское царство погибло, чтобы никогда не возродиться.

Затем наступила очередь германских племен - готов, живших к западу и северо-западу от алан. Вестготы бежали на Дунай, остготы - разбиты. Их король, стодесятилетний Эрманарих, не перенеся позора поражения, покончил самоубийством. И вот уже под властью гуннов находится огромная территория от Дуная до Волги, со множеством живущих на ней племен и народов, а сами они становятся соседями Римской империи, соседями беспокойными и беспощадными. Где тут было интересоваться гуннским прошлым. События разворачивались быстро, и римлянам было не до исторических изысканий.

Происхождение гуннов

Откуда они пришли и кем были их предки, никто не знал. Писал же римский историк про гуннов, что никто из них не может ответить на вопрос, где его родина: он зачат в одном месте, рожден далеко оттуда, вскормлен еще дальше. Многие всерьез полагали, что гунны произошли от браков нечистых духов с ведьмами, «свирепейшее племя… малорослое, отвратительное и сухопарое, которое можно считать людьми лишь в том смысле, что оно обнаруживало подобие человеческой речи».

Ненависть буквально сочится из каждой строчки любого современника, писавшего о гуннах (сами гунны сочинений о себе не оставили). Например, Аммиан Марцеллин, свидетель их первого появления в Европе, давал гуннам следующую характеристику: «Все они отличаются плотными и крепкими членами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что можно принять их за двуногих зверей… При столь неприятном человеческом облике они так дики, что не употребляют ни огня, ни приготовленной пищи, а питаются кореньями полевых трав и полусырым мясом».

В прошлом веке ученые вновь заинтересовались гуннами, прежде всего тем, кто они такие и откуда пришли в Европу. Римская версия о потомках злых духов и ведьм, конечно, снимала все сомненья, но уже не соответствовала господствующему умонастроению. Гипотезы рождались одна за другой. Гунны объявлялись поочередно, а то и одновременно, монголами, тюрками, сарматами, славянами, германцами, иранцами, бог весть кем еще.

Затем стали известны древние летописи, полные проклятий по адресу жившего на территории современной Монголии и Забайкалья народа хунну или сюнну. У китайцев тоже были веские основания для ненависти.

Культура гуннов

Сюнну были кочевниками, и летописи характеризовали их так. «По обычаям сюнну народ ест мясо домашнего скота, пьет его молоко, одевается в его кожи; скот же питается травой и пьет воду, переходя в зависимости от сезона с места на место». «В поисках воды и травы они переходят с места на место… у них нет городов, обнесенных внутренними и наружными стенами, нет постоянного местожительства, и они не занимаются обработкой полей».

Каждый мужчина был воином. «Завидев неприятеля, устремляются за корыстью подобно стае птиц, а когда бывают разбиты, то подобно черепице рассыпаются, подобно облакам рассеиваются». По сути, жизнь гуннов состояла из непрерывных битв.

Как выглядели гунны? Примерно так.

История гуннов

История возвышения сюнну начинается в 206 году до н. э., когда их предводителем стал Модэ (именно он, вероятно, был легендарным основателем гуннов). Согласно преданью, он был сыном верховного вождя и имел в своем подчинении десять тысяч всадников, объединенных железной дисциплиной. Если Модэ выпускал по мишени стрелу, все, не раздумывая, должны были следовать его примеру. Однажды Модэ выстрелил в любимого аргамака. Некоторые из приближенных не осмелились выстрелить вслед за ним, и им немедленно отрубили головы. То же самое повторилось, когда Модэ пустил стрелу в свою любимую жену. Но зато когда мишенью затем стал конь его отца, непослушных уже не оказалось. Вскоре после этого на охоте Модэ застрелил отца, и вслед за его стрелой в несчастного вонзились стрелы приближенных Модэ. Затем Модэ убил мачеху, младшего брата, старейшин, не желавших ему повиноваться, и стал единоличным правителем сюнну.

Начались десятилетия войн и набегов. Китайские войска были не раз биты. Сюнну вторгались на территорию Поднебесной, грабили, убивали, жгли, и вереницы рабов вновь и вновь тянулись в негостеприимные северные степи. В народных песнях пелось: Ни семьи и ни дома нет больше… Беда - Это гуннская вторглась орда.

Найдены курганы вождей сюнну, разграбленные еще в древности и все равно содержащие остатки роскошных ковров, шелковых тканей и парчи, оружие, обломки золотых украшений и изделий из нефрита. И все это составляло только жалкую толику того, чем владела знать сюнну при жизни.

Военная фортуна, как известно, переменчива. В первые два века нашей эры сюнну вступили в полосу неудач и распались на несколько орд. Соседние кочевые племена в союзе с китайцами смогли нанести им ряд поражений. Северные сюнну двинулись на запад и через Среднюю Азию дошли до Каспия. По-видимому, этот путь занял у них несколько веков, и все это время сюнну кочевали, воевали с различными племенами и одновременно смешивались с ними. Затем они появились в Северном Причерноморье, «как снеговой ураган в горах», и под именем гуннов стали известны римлянам.

Итак, прародина гуннов, кажется, была найдена. Увы, это мало помогло ответу на вопрос, кто же были они сами. Скорее всего, тот народ, который китайцы называли сюнну, был тюркским по языку и монголоидным по внешнему облику. Но продвигаясь на запад, сюнну смешивались со многими народами, срывали с насиженных мест и увлекали за собой целые племена. Недаром Аммиан Марцеллин с тревогой писал, что по всему пространству, которое тянется к Понту (то есть к Черному морю), волнуется варварская масса скрытых до сих пор племен, внезапной силой сорванная со своих мест.

Европейские гунны уже очень сильно отличались от сюнну, настолько сильно, что некоторые ученые вообще отказываются признать в них потомков последних. Это, вероятно, излишний скептицизм, но о реальных и значительных различиях совершенно ясно говорит археология. Она знает погребения азиатских гуннов и не может найти в земле следов гуннов европейских. Сложилась парадоксальная ситуация. Много было народов и племен, некогда могущественных и наводивших страх на соседей. Археологам известны их занятия, поселения и жилища, их погребения, до мельчайших подробностей изучены их оружие, украшения и кухонная утварь. Антропологи восстановили их внешний вид, историки первобытного общества реконструировали в общих чертах их общественный строй. Не хватает лишь одного - письменного свидетельства, упоминания этих народов в древних книгах и летописях. И поэтому можно только догадываться об их истории и судьбе, и само имя многих таких народов нам неизвестно.

С гуннами все обстоит по-другому. Известны их имя и прародина, изучена их история. Неизвестны только они сами. Неизвестно, на каком языке они говорили, каким был общественный строй гуннов, к какой расе принадлежали и насколько европейские гунны отличались от азиатских сюнну. Казалось бы, чего проще. Надо сравнить археологические памятники времен господства гуннов в Европе с теми монгольскими и забайкальскими, которые бесспорно принадлежали сюнну. Те из них, которые напоминают забайкальские, очевидно и являются гуннскими. Так и пытались делать и пытаются до сих пор. Только из этого мало что получается.

Может быть, в Европе не открыты памятники гуннского времени? Напротив, одних погребений там известно много сотен.

Погребений воинов с оружием, украшенным в аляповатом и безвкусном, на современный взгляд, стиле, когда золото без счета усыпалось драгоценными камнями - чем больше, тем и лучше, - а если не было камней, то хотя бы цветными стекляшками, а если и золото было не по карману, то его заменяли хотя бы золотой фольгой. Погребений варварских женщин с украшениями, выполненными в том же стиле, предметами домашнего ремесла, немудреной утварью. И среди этих погребений наверняка есть гуннские. Но выделить их, отличить от других археологи пока не умеют. Попытки делались, и неоднократно, но без особого успеха.

Недаром это время называют эпохой Великого переселения народов. Все пришло в движение. Одни племена разделялись, другие, наоборот, сливались. Учились друг у друга, перенимали чужие обычаи, культуру, даже имена. Все стало если не общим, то чрезвычайно сходным - и оружие, и украшения, даже погребальный обряд. Попробуй тут определи, где гунн, а где алан, гот или гепид! Даже когда находят покойников с явно монголоидными чертами - а таких известно всего несколько - нельзя быть уверенным до конца, что они гунны. Смешанные браки в ту эпоху практиковались чаще, чем когда-либо. Правда, в самое последнее время археологу И. П. Засецкой, по всей видимости, удалось выделить в Северном Причерноморье ряд гуннских погребений. Но для решения всей проблемы этого пока слишком мало. Северное Причерноморье было лишь небольшой частью «Гуннии», этой условной империи гуннов притом к середине V века - ее далекой окраиной.

Итак, в конце IV века н. э. гунны стали новыми соседями Империи. И сразу же сделали соответствующее представление. В 395 году они совершают вторжение на Закавказье и Месопотамию, в том же году доходят до стен Константинополя. В начале V века гунны захватывают дунайские земли. Отныне Паннония, нынешняя Венгрия, богатая и плодородная равнина, издавна манившая к себе кочевников, становится центром гуннской державы. Отовсюду стекаются плоды грабежа и дань: драгоценности, золото, скот, рабы.

В 433 году умирает гуннский царь Ругила, передав власть двум своим племянникам - Бледе и Аттиле. Двенадцать лет они правят вместе, покоряют германские племена, разрушают бургундское королевство на Рейне, тревожат Рим. Но Аттила был не таким человеком, чтобы с кем-нибудь делить власть. Недаром готский историк Иордан писал про него впоследствии: «Этот человек родился в мир для потрясения народов и для внушения страха всем странам». В 445 году Аттила вероломно убивает брата и начинает править единовластно.

Аттила – предводитель гуннов

Аттила был, безусловно, незаурядным полководцем и политиком. Это признавали даже римляне, питавшие к нему лютую ненависть. Недаром он оставил такой след, как в воображении современников, так и в памяти потомков. Невысокого роста, с широкой грудью и гордо посаженной большой головой, с узким разрезом глаз и редкой бородкой, Аттила внушал страх уже одним своим непривычным для римлян внешним видом.

Жестокий, алчный и сластолюбивый, снедаемый всепоглощающей жаждой власти, он умел вместе с тем и приобретать друзей, привлекать на свою сторону, умел, когда надо, одарить и обласкать, был способен прислушаться к совету других. Обладатель несметных богатств, он одевался, как рядовой воин, был умерен в еде и питье, ел только на деревянной посуде.

Так изображают Аттилу

Свой первый удар Аттила нанес по Восточной Римской империи. Одна за другой пали крепости на Дунае, и вот уже гуннские орды, как саранча, растеклись по Балканам, все уничтожая на своем пути. Римское войско наголову разбито и рассеяно в первом же сражении. Греция опустошена: семьдесят городов сожжено и разграблено, тысячи людей угнаны в рабство. Аттила легко мог взять и Константинополь, но рассудил, что не стоит убивать курицу, несущую золотые яйца. За отказ от штурма он получил 6 тысяч фунтов золота и обещание выплачивать регулярную дань в размере 2100 фунтов ежегодно.

К 451 году Аттила был повелителем державы, простиравшейся от среднеазиатских пустынь до Рейна, от Балтийского моря до Черного. В его ставке всегда толпились короли и вожди различных племен. «Куда бы он ни повел глазом, тотчас же всякий из них представал перед ним без малейшего ропота, но в страхе и трепете, или же исполнял то, что ему приказывалось». Весной 451 года Аттила перешел Рейн. Вновь запылали сожженные города. Судьба Рима висела на волоске.

Во главе римских войск стоял Аэций. В молодости он провел несколько лет заложником в ставке гуннов, где встречался с Аттилой, хорошо знал беспокойный варварский мир. В течение тридцати лет ему удавалось силами варваров против варваров же поддерживать угасающую Западную Римскую империю. На этот раз его главной надеждой была всеобщая ненависть к гуннам. Под знамена Аэция стекаются вестготы, аланы, алеманы, бургунды, франки. 15 июня 451 года на Каталаунских полях, близ города Труа, состоялась решающая битва. Вплоть до XIX века в истории не было сражения более крупного и кровопролитного - с обеих сторон в нем принимало участие несколько сот тысяч воинов.

Битва длилась весь день, и протекавшая по полям речка вышла из берегов, переполненная кровью. Убитых было 165 тысяч. Страдающие от жажды раненые пили воду реки, смешанную с кровью. «Застигнутые несчастным жребием, они глотали, когда пили, кровь, которую сами они раненые и пролили». Даже сухой и не склонный к лирическим излияниям Иордан не выдержал и при описании битвы взволнованно заметил: «Доказано, что род человеческий живет для королей, если по безумному порыву единого ума совершается побоище народов и по воле надменного короля в одно мгновенье уничтожается то, что природа производила в течение стольких веков».

Битва на Каталаунских полях, гунны против римлян

И впервые военное счастье изменило Аттиле. Вместе с войском ему пришлось укрыться в укрепленном лагере. В ожидании штурма он даже готовился, по гуннскому обычаю, сжечь себя, чтобы живым не попасть у руки врагов. Но штурма не последовало. В римском лагере начались разногласия, увели свои войска вестготы, и Аттила смог благополучно отступить. Вскоре, ослабленный, но не обессиленный, он ринулся на юг, в Италию, снова сея вокруг гибель и разрушение.

Аквилея, Верона, Мантуя, Бергамо были стерты с лица земли. Милан покорился добровольно, сам открыл ворота и за это, в качестве милости, был только разграблен. Наступала очередь Рима. Обороняться он не мог - все войска находились с Аэцием. Из «вечного города» к Аттиле отправилось посольство во главе с папой Львом I, униженно молящее о пощаде. Неожиданно Аттила оказался сговорчивым: в армии гуннов началась чума, а у Апеннинских перевалов его поджидал Аэций. Гуннский царь ушел в Паннонию, но пригрозил, что вернется в следующем году, если ему не пришлют Гонорию. Аттила не вернулся.

Риму помог случай. Аттила надумал взять в свой гарем новую наложницу, пленную бургундку красавицу Ильдико. Наутро после свадьбы прислужники нашли на брачном ложе плачущую девушку и мертвого деспота. По официальной версии, он умер «от великого ею наслаждения и отягощенный вином». Но во всех концах Европы говорили, что Аттила был ночью заколот Ильдико, мстившей за смерть родных и разрушение бургундского королевства.

В начале XIII века в Австрии, на берегу Дуная, неизвестный шпильман - бродячий певец-профессионал, впервые записал героические сказанья, которые много столетий передавались из уст в уста у различных германских народов. Подобные же сказанья позднее были найдены в древних исландских манускриптах. Так дошла до наших дней «Песня о Нибелунгах» - средневековый германский эпос. В ней мы снова встречаемся с гуннами, готами и бургундами, с красавицей Ильдико (ее в эпосе зовут Гудруной или Кримхильдой, но ведь имя Ильдико - ласкательное уменьшение от Хильды) и грозным Аттилой (его теперь зовут на германский лад Этцелем или на скандинавский - Атли).

«Красавица царевна в Бургундии жила, прекрасней всех на свете та девушка была». Царевна была выдана замуж за Этцеля, короля гуннов, родила ему двух сыновей. Братья Кримхильды, бургундские короли, владеют несметным сокровищем - золотом Нибелунгов, которое они спрятали на дне Рейна. Этцель, жаждущий заполучить сокровище, заманивает братьев к себе во дворец. Но они стойко умирают под пытками, не выдав тайны. На следующий день во дворец Этцеля собираются на пиршество вожди гуннов. Прислуживавшая им королева подносит мужу лакомое яство - сердца своих сыновей. Ради мести, она, как некогда Медея, не пожалела собственных детей. Объятый ужасом Этцель падает на ложе, и Кримхильда вонзает меч ему в грудь, затем поджигает дворец и гибнет в пламени. Так отразились в народной памяти реальные исторические события.

Впрочем, есть иная версия «Нибелунгов». Кримхильда в ней мстит не Этцелю - Аттиле за братьев, а, наоборот, с помощью Этцеля - братьям за смерть своего первого мужа, Зигфрида. Сам же Этцель предстает перед нами в этой версии добрым, мягким и благородным королем, великодушным покровителем рыцарей княжеского рода.

Очередная шутка истории? Может, и так. Ведь бывало, что кровавые деспоты становились в памяти последующих поколений добродетельными монархами, посвящавшими жизнь заботе о благополучии своих подданных. А может, тем германским племенам, которые были союзниками Аттилы, соучастниками его грабежей, «бич божий» запомнился именно с «положительной» стороны?

Но вернемся к реальному Аттиле. Тело мертвого царя перевезли в пустынную степь и положили в шелковом шатре. Женщины в знак траура обрезали свои косы, мужчины ранили себе лицо. Лучшие всадники участвовали в ристалищах вокруг шатра с покойником. Лучшие певцы прославляли его подвиги. Затем соорудили курган и после пышной тризны, поздней ночью, тайно предали труп земле, предварительно заключив его в три гроба - золотой, серебряный и железный, и положив в погребение захваченное Аттилой оружие убитых врагов, дорогую конскую сбрую, золото и драгоценности без счета. В ту же ночь были убиты все, кто сооружал могилу грозного царя, чтобы никто не узнал ее место и не потревожил бы в поисках сокровищ покойника.

Могилу Аттилы искали многие. Пока безуспешно. Где-то в венгерских степях, наверное, и сейчас стоит оплывший от времени курган с останками деспота, сама смерть которого послужила лишь поводом для нового кровопролития. Открытие его многое дало бы науке. Но найдут ли его когда-нибудь?

А может быть, курган следует искать вовсе и не в Венгрии? Может быть, гунны увезли тело своего царя в далекие причерноморские степи, чтобы там, подальше от чужих глаз, совершить кровавый погребальный обряд? Наконец, не исключено, что грабители давным-давно раскопали курган с могилой Аттилы и похитили его драгоценности, только не поняли, кому эти драгоценности принадлежали. И лежат они сейчас в музеях и частных собраниях неопознанными. Или, и того хуже, камни были вынуты из оправ, золото переплавлено для удобства продающих, железо выброшено как ненужный хлам.

Гунны и славяне

Есть еще одно загадочное обстоятельство в похоронах Аттилы. Иордан, подробно описавший их, особо отметил тризну - грандиозное пиршество, когда похоронную скорбь выражают ликованием. И назвал его «стравой». Но ведь страва - слово славянского происхождения. В Толковом словаре Даля сказано, что оно означает пищу, еду, кушанье, яство и т. д. Откуда же попало к гуннам это слово, более уместное на тризне, скажем, князя Олега? Случайность? Совпадение?

Но вот в 448 году ставку Аттилы посетил в составе константинопольского посольства ученый грек Приск Панийский. И в записках о своем путешествии он упоминает, что в дунайских селениях посольству предлагали «вместо вина мед, так именно называемый в тех местах». Опять славянский обычай и славянский термин для его обозначения у гуннов!

Какова же роль гуннов в истории славян и наоборот? Возможно, что уже в начале V века славяне проникли на Дунай, в те области, куда пришли и гунны, которые восприняли от славян некоторые слова и обычаи.

Смерть Аттилы не спасла Рим. Два года спустя его, ослабленного войной с гуннами, захватили вандалы и тщательно грабили в течение двух недель. А еще через двадцать один год Западная Римская империя навсегда прекратила свое существование.

Падение государства гуннов

Вскоре после смерти Аттилы распалась и держава гуннов, скрепленная только страхом и силой оружия. Его многочисленные сыновья стали оспаривать друг у друга власть. Восстали подчиненные племена и народы. Гунны были наголову разбиты и бежали в причерноморские степи. «Так отступили гунны, - заключил древний историк, - перед которыми, казалось, отступала Вселенная».

Дальнейшие судьбы гуннов практически неизвестны. Скорее всего, они смешались с другими племенами, окончательно утратив свой язык и имя. Но где и когда в точности и с кем именно?

Гунны, видео

И в завершение интересный документальный фильм о гуннах и их легендарном вожде Аттиле.

Осенью 376 года, народы, заселившие территории от Среднедунайской равнины до побережья Черного моря, вошли в движение. По восточным провинциям Римской империи поползли тревожные слухи о неких диких и жестоких варварах, которые едят сырое мясо, и уничтожают все на своем пути. Вскоре к римлянам явились посланцы от их вчерашних врагов остготов и вестготов, с просьбой поселиться на территории империи.

Главной причиной этого беспокойства были гуннские полчища, ворвавшиеся в Европу. Кто они и откуда пришли на тот момент не знал никто. Один из римских историков Аммиан Марцеллин полагал, что они родом с Меотийского болота, то есть с Азовского моря. Современные исследователи ассоциируют их с народом хунну, населявшим степи к северу от Китая, с 220 года до нашей эры по II век нашей. Это были первые племена, кто создал в Центральной Азии обширную кочевую империю. Впоследствии, часть их дошла до Европы, смешавшись по дороге с тюркскими, восточно-сарматскими и угорскими племенами, что образовало новый гуннский этнос.

Их нашествие считают одним из главных факторов, положивших начало великому переселению, точнее, второй его волне. На долгий путь, который привел к столь катастрофическим последствиям, их очевидно сподвигло оскудение пастбищ, что является постоянной проблемой кочевников и причиной их перманентного передвижения. Это же было причиной их постоянных конфликтов с Китаем, в результате чего была построена великая китайская стена. Однако в I веке до нашей эры, Китай воспользовался ослаблением Хуннской державы из-за междоусобиц, и нанес им сокрушительное поражение, которое подвело итог многовековым конфликтам.

Хуннская держава рухнула, и ее разрозненные части разбрелись по Азии и Европе. Часть самых отчаянных или, по словам Гумилева – пассионарии, двинулись на Запад, где прошли через Казахстан в 50-х годах II века нашей эры и вышли к берегам Волги. После 360 года, возможно опять в связи с общим похолоданием, они перешли Волгу и продолжили свой путь на Запад, где разгромили аланов и остготов. Вот как описывал это Аммиан Марцеллин: «Гунны, пройдя через земли алан, которые граничат с грейтунгами и обыкновенно называются танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе. При их содействии они смело прорвались внезапным нападением в обширные и плодородные земли Эрманариха - короля остроготов». Вслед за ними последовали готы, которые под натиском кочевников разделились на вестготов и остготов. Гунны прочно обосновались на территориях Северного Причерноморья, вплотную подойдя к римским границам.

Многие события древнего мира до сих пор привлекают внимание историков. Причиной такого внимания обычно являются спорные вопросы, ответы на которые до сих пор не получены. К ним относится и вопрос о происхождении гуннов — союза воинственных варварских племен, который сформировался путем смешения различных этнических групп во II — IV веках на территории Великой Евразийской степи, Приуралья и Приволжья.

Василий Никитич Татищев, русский историк, тоже пытался определить принадлежность гуннов к какому-либо народу. Он писал, что угры и обры, называемые иностранными историками аварами и гуннами широко известны. Славянский летописец Нестор считал угров славянами, а обров — сарматами. Но в историческом Лексиконе их считали одним родом. Лично Татищев полагал, что среди угров и обров было много славян, присоединившихся вследствие гуннских завоеваний. Угры — значит обитающие у Кавказских гор от рек Куме, Терку до Сулака, т.е. имя дано по месту обитания, что происходило в древности достаточно часто. Сами себя угры называли куманами. Птолемей же упоминал угров в качестве матер, коноплен, сабочей и других племен. Татищев подчеркивает, что сам Птолемей в тех местах не бывал, а лишь перевел славянские источники и выдал их за свои труды. Плиний называл славян есседонами (исседонами), а Страленберг называл племена, живущие от Волги до гор и по Дону, ойгурами (уграми).

Иордан, будучи неприятелем угров и гуннов, по мнению Татищева, «сложил весьма смешную и глупую басню». Филимер, король готов, пришедший в Паннонию, выгнал из своего войска несколько колдуний, которые, прелюбодействуя с фавнами и лешими, породили гуннов.

Многие историки по незнанию домысливали и придумывали исторические факты, что, по мнению Татищева, с честью историка не согласуется. А Библию «прямо как ковер Мелитриссы употребляют, и на все, что только хотят, натягивают». Греки и римляне же многие имена переводили до приятного звучания в своем языке.

Кочевое общество варваров было очень динамичным, но их социальный строй – загадка. Письменность в обществе гуннов отсутствовала. Песни, которые гунны слагали о своем предводителе Атилле, со временем затерялись бы в истории, если бы не свидетельства римских и греческих путешественников и историков, но и в песнях отсутствуют данные об их происхождении. Степная кочевая жизнь и постоянные набеги не способствовали увековечиванию побед в письменных источниках. Кочевники не занимались ручным трудом, ремеслами и земледелием. Греческие мастера обменивались с гуннами своими изделиями, за которые те платили золотом, мехами или захваченными трофеями. Поэтому археологические раскопки ничего не дали, а все, что археологи находили, с тем же успехом можно приписать и скифам до или после правления Атиллы, римским и греческим мастерам. Например, в начале 40-х гг. XX века профессор Альфеди описал, как минимум, четыре предмета явно гуннской принадлежности. Венгерский же археолог Золтан определил их как римские, так как в местах, где располагались стоянки кочевников, были найдены только римские монеты. Остатки погребений гуннов находили в Закарпатье, Ростовской, Архангельской, Одесской, Николаевской и Херсонской областях, в Крыму и Феодосии. Поверх захоронений клали чучело коня. Множество подобных захоронений находят в России и Казахстане.

Все государства, находящиеся на территории стоянок гуннов: Россия, Украина, Польша, Болгария, Хорватия, Венгрия, Турция, Германия, Чувашия, Казахстан и многие другие, претендуют на родство с Атиллой и гуннами. И, скорее всего, все имеют для этого достаточно оснований.

С гуннами связывают Великое переселение народов. Великое переселение – это и Великое смешение родов и национальностей, да и в войске гуннов были люди различных кровей, многие присоединялись к Атилле, чтобы все вместе продолжать набеги. Облик полководца Атиллы древними источниками изображается по-разному, не говоря уже о его дальнейшей исторической интерпретации. То он похож на монгола, то на араба, то на голубоглазого и светловолосого воина (киммериец, скандинав, склавянин). Даже один из самых главных исторических источников, воевода Приск Паннийский, создал, по всей видимости, собирательный образ. Там, где отсутствовали реальные данные, добавил уже существующие стереотипы.

Атилла собрал «наемников» со всех завоеванных территорий для дальнейшего захвата и грабежа. Имя его осталось в истории лишь благодаря серии удачных набегов на Византию и Древний Рим, где уже существовали письменность и историки, которые и запечатлели историю набегов. Но запечатлели только с одной стороны. Со стороны тех, кого изрядно потрепали набеги гуннов. Со стороны тех, кто был вынужден платить дань страшным варварам и вряд ли испытывал к ним симпатию.

По концепции Г. Вирта (первый руководитель Аненербе), Атилла намеревался создать свое политическое государство, но хаотичность набегов, отсутствие военной логики и тактики, а также странные отношения с Римской империей не позволяют принять данную концепцию.

Аммиан Марцелин описывал воинов, чья жизнь без набегов немыслима, настроение переменчиво, они легко отказываются от своих намерений, обещаний и союзников, с которыми заключили перемирие. Это может и свидетельствовать о наличии нескольких объединений, не связанных между собой.

В бой они бросаются, выстроившись клином, издавая воинственный клич: «Хурра!». Ненадежны в слове, не имеют религии и суеверий, ограничивающих их в действиях, жестоки по отношению к побежденным, включая детей и женщин. Практически неразделимы со своими лошадьми, живут на них: едят, спят и заключают торговые сделки.

А ведь подобное единение с лошадью в истории уже происходило. В начале VII в. до н.э. у границ Китая появились неизвестные воины. Сражения они вели, слившись воедино со своими лошадьми, не соскакивая на землю, как это было принято. Настолько стремительными были их действия, настолько воины и кони казались едиными существами, почти фантастическими, что они дали начало легенде о кентаврах. Тысячи светлокожих, голубоглазых и белокурых воинов, которых китайцы прозвали жуну (сюнну), в течение двух тысячелетий сражались с миллионами китайцев. До тех пор, пока не появилась китайская стена. Воины, как и гунны позднее, умело пользовались луком. Профессор Дегинь, живущий в 18 веке, выдвинул гипотезу об идентичности гунну с сюнну. Но доказательств тождественности так и не обнаружили.

Гуннами также назывались все нашествия варваров с северо-востока после смерти Бича Божьего. Так позднее стали называть Атиллу в ранней средневековой литературе, где ему отводили роль варвара-разрушителя. На примерах борьбы с Бичом Божьим прославлялись деяния святых и совершались чудеса на благо укрепления веры.

После смерти Великого Скифа похоронили, заключив его в три гроба: из золота, серебра и железа. В могилу также положили оружие и золотые украшения и монеты. По свидетельству Иордана, всех, кто принимал участие в захоронении, затем убили, дабы избежать разглашения точного места могилы. В свидетельстве Иордана о захоронении Атиллы также наблюдаются некоторые домыслы: отвели русло реки, похоронили, и затем снова вернули реку. Тяжелые воды сомкнулись над телом Великого гунна. Многие археологи занимаются поиском легендарной могилы, которая может приоткрыть тайну происхождения гуннов.

Степные варвары досаждали более развитым государствам, и именно тогда их начинали замечать. Прекращались нападения, и легендарные воины «внезапно исчезали». Может быть, причина внезапных появлений и исчезновений кроется именно в этом? И тогда необходимо признать, что гунны – причина и результат Великого переселения.

No related links found



Кто такие гунны? откуда они взялись. и предками каких народов они являются?

  1. Венгры, румыны, югославы! Покорили древний Рим.
  2. казахи они! казахи!
  3. Блин время уже дофига прошло с записи, но скажу ни один из ответов не является верным. Гунны это предки могнголов
  4. Славяне низшая каста людей и даже на сегодняшний день.
    То, что в соседстве со Скифами, Сарматами и Аланами нашли людей со славянской ДНК значит лишь то, что они были зависимыми рабами тех народов.
    В истории славяне нигде не локализуются, как мощное государство... Напротив, над славянами очень легко одерживают победы народы - захватчики.
    Скифы, Сарматы, Аланы - это народы северного Кавказа.
    Когда они там обитали, славяне все еще под землей жили и с деревьев не слезали.
    Но нельзя и отрицать тот факт, что среди этих же племен обитали и тюркоязычные племена.
    К правящим кастам вроде Скифских Авхатов они отношения не имели конечно же, но вс же находились в составе этих народов.
  5. Гунны - народ, образовавшийся во II-IV вв. путем смешения тюркоязычных хунну и угорских племен Приуралья и Приволжья.

    Племенная группа алтайского типа (тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские языки) , вторгшаяся в 70-х годах 4 в. н. э. в Восточную Европу в результате длительного продвижения к западу от границ Китая. В китайских источниках упоминается как народ хунну или сюнну. Гунны создали огромное государство от Волги до Рейна. При полководце и правителе Аттиле пытались завоевать весь романский запад (середина 5 в.) . Центр гуннов находился в Паннонии, где позже обосновались авары, а затем - венгры. В состав гуннской монархии в середине 5 в. входило, помимо собственно гуннских (алтайских) племен, множество других, и том числе германцев, алан, славян.

  6. могли восстановить п

    ароль, если утратите доступ к своей странице.

  7. Гунны (хунну) - воинственные кочевые племена, обитавшии на территории от Тихого Океана и Северного Китая до Алтая и Семиречья. Они предки казахов))) .
    Первые упоминания о гуннах встречаются в китайскиъ источниках в 3м в. до н. э. Вот
  8. Это немцы-новая история. За 8 класс.
  9. о-о-о.. . это очень важный и великий народ. да!
  10. Кочевой народ Центральной Азии, обитавший первоначально к северу и западу от реки Хуанхэ. И создавший в 3-2вв до н. э. на территории Манголии и Южного Прибайкалья военно-племенной союз.
  11. Открыто самое северное на сегодняшний день городище скифов и поселение славян 5 века. Также здесь сохранились памятники археологии эпохи "бронзы". В селе Мухино Задонского района ранее было обнаружено захоронение гуннской девушки. Таких могильников в Европе единицы, отметил Рязанцев.
    Экспедиция продлится до середины августа.
    Гунны - азиатский народ, в семидесятых годах IV в. появившийся в Европе и вызвавший великое переселение народов. После смерти Аттилы в V в. исчезает имя гуннского царства. Есть предположение, что гунны - финны или славяне. Однако, в описаниях Аммиана Марцеллина и Иорнанда у гуннов внешность была совершенно монгольская.
    Источник - NEWSru.com
  12. жили раньше где немцы...
  13. Усуни: хозяйство, культура, отношения с сопредельными странами.
    У усуней были рыжие волосы и голубые глаза. Царь усуней носил титул "кунбаг"
    (князь над племенами). Власть кунбага была наследственной. В своей
    деятельности он опирался на совет старейшин. Основой хозяйства усуней было
    полукочевое скотоводство, а главным богатством - лошади. Со второй половины
    II в. до н. э. усуни были втянуты в сферу большой политики империи Хань.
    Заключаются неоднократные династические браки усуньских кунбагов с
    принцессами империи Хань и державы гуннов. Образовалось два постоянно
    соперничающие между собой ветви в династии кунбагов: "ханьскую", "гуннскую".
    В 70-х годах I в. до н. э. - гунны, обеспокоенные возвышением усуней
    предприняли несколько удачных рейдов крупных отрядов конницы на восточные
    границы усуньских владений. Тогда усуни заключили с империей Хань договор о
    совместных военных действиях против гуннов и в 71 году до н. э. усуни нанесли
    гуннам сокрушительный удар.
  14. Первоначально, соседи китайцев, монголоидный народ алтайской языковой семьи (определить, тюрки, монголы либо же тунгусо-маньчжуры увы, невозможно) . В силу определенных процессов, скорее всего, планомерной политики вытеснения воинственных кочевников с соедних территорий обьединенного Цинь Ши-хуаном Китая, дали толчок историческому феномену, известному как "Великое переселение народов". Дальше - просто читайте историю))) Прямых потомков они не оставили, но достаточно посмотреть на территорию продвижения гуннов, от Алтая до Пиренеев, чтобы представить себе, в жилах представителей скольки этносов течет доля азиатской крови. Центральная Европа, безусловно, рулит, но и Западной досталось не меньше, набеги - это не только грабежи, угон в рабство и убийства. Это еще и изнасилования)))))))))))))
  15. ну припрлись они из Азии (точно никто не знает) . Долго трахали Европу. Наибольший расцвет произошл при их царе Аттиле. В основном вели кочевой образ жизни. Постепенно были вытесненны славянами. Турки, предположительно, считаются родственным племенем.
  16. Гунны - это народ славяне-русы, только назван так иностранцами. Сарматы, скифы, готы, половцы (полова - рубленная солома - цвет волос половцев) и т. д. - вс славяне-русы.
    Рус - родовой уклад славян. Русь - родовое устройство страны.
  17. 1.ГУННЫ - кочевой народ, сложился во II-IV веках в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. Массовое передвижение гуннов на запад (с 70-х годов IV в.) дало толчок так называемому Великому переселению народов. Подчинив ряд германских и других племен, возглавили мощный союз племен, предпринимавший опустошительные походы во многие страны, подошли к Константинополю и Риму.

    В 375 гунны разгромили остготский союз племен и захватили Паннонию (377). В конце IV - начале V веков гунны не представляли серьезной опасности для римлян, которые охотно вербовали гуннские отряды для достижения своих военно-политических целей.

    Наибольшего могущества гунны достигли при Аттиле (433-453 годы) . Продвижение гуннов на запад было остановлено их разгромом на Каталаунских полях (июнь 451г.) объединенными силами римлян, франков и вестготов, бургундов, саксов. Это была одна из крупнейших и кровопролитнейших битв в истории человечества. Готский историк Иордан утверждает, что потери с обеих сторон составили 165 тысяч человек. Существуют сведения, что количество убитых доходило до 300 тысяч (!) человек. После смерти Аттилы (453г.) обширное и непрочное государственное образование гуннов распалось.
    ссылка заблокирована по решению администрации проекта

    "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона"
    Гунны азиатский народ, который под предводительством Баламира, после победы над аланами, соединившись с ними, перешел через Дон (375), разгромил Готское королевство Германриха и таким путем вступил в историю Запада. Г. разделялись на многие независимые племена и заселяли первоначально обширные равнины между Волгой и Дунаем. Позже центром их владений сделалась долина Тиссы. В 395 г. гунны предприняли набег на Азию и прошли от Кавказа до Сирии. В Европе первою подверглась их опустошению Фракия, откуда толпы Г. , под предводительством Ульдина, достигали окрестностей Константинополя. Время правления Аттилы (433 454) представляет блестящий период гуннского могущества. Под скипетром Аттилы соединились не только венгерские племена, но и акациры, предки хозар, многие славянские и германские племена. После смерти Аттилы началась вражда между его сыновьями. Подвластные народы вернули себе свободу, первыми гепиды, в борьбы с которыми погиб Эллак, сын Аттилы. Местность по Дунаю и Тиссе была очищена от Г. , перекочевавших обратно за Прут и Днепр, где они снова разделились на мелкие княжества. Один из князей, Динцик или Денгицих, сын Аттилы, погиб в 468 г. в борьбе с остготами, после чего исчезает имя Гуннского царства. В войске Нарзеса, действовавшем против остготов, появляются гуннские орды на службе у римлян. Самый народ встречается еще под именем кутургуров или кутригуров на 3 и ургуров или утригуров на В от Дона; первые своими набегами наводили страх в VI в. на восточную Римскую империю. Этот народ, по-видимому, тождествен с болгарами, которые после ухода остготов утвердились в Римской империи и с течением времени ославянились. Относительно национальности Г. существуют различные взгляды. Одни считают их за Hjongnu китайских авторов, т. е. за народ происхождения монгольского; другие признают их финнами, предками мадьяр. Предание, считающее Г. прямыми предшественниками мадьяр, вероятно, возникло впервые в XII веке, под влиянием немецких героических сказаний, особенно Нибелунгов. Ср. Neumann, Die Volker des sudl. Russlana (Лпц. , 1847); Cassel, Magyar Altertumer (Б. , 1848); A. Thierry, Histoire dAttila et de ses successeurs (4 изд. , П. , 1874).

  18. Германцы
  19. да те же монголы... много раньше племен было, пока Чингисхан их не объединил...
  20. племя, появившееся во время великого переселения народов, причм начали этот процесс тоже они, первыми кто о них упоминает - китайские хроники, а являются они предками славян


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: