Правителями шумерского города государства лагаш являются. Древний мир

2355 год до н. э.

Почти в то же время, что и в Египте, может быть даже немного раньше, история начинается в Шумере (если повторить заглавие книги шумеролога Крамера).

Шумер занимал южную часть Месопотамии. Последнее название составлено из греческих слов «Месо» (в середине) и «Потамос» (река). Оно дано низменной области с засушливым климатом, по которой протекают Тигр и Евфрат, их воды сливаются недалеко от Персидского залива.

Сухая равнина благодаря двум великим рекам стала плодородной и удобной для развития поливного земледелия. Есть немалое сходство в положении Месопотамии и Египта, но имеется и отличие. Месопотамия - открытое, незащищенное пространство. Она открыта торговым потокам, и в этом ее преимущество. Но она также открыта вторжениям, поэтому Месопотамия не знала продолжительного, постоянного политического единства.

К концу IV тыс. до н. э. из земледельческих общин появляются города-государства. Вероятно, в основе первых форм власти лежала потребность в совместном строительстве плотин и оросительных каналов. Сначала города-государства возникают в стране Шумер, на крайнем юге Месопотамии. Шумеры, язык которых не похож ни на какой другой из ныне известных, пришли, вероятно, с востока, может быть по морю.

Каждый город находился под покровительством местного божества, представителем которого был царь-жрец. Среди этих городов упомянем Ур (откуда, согласно Библии, пришел Авраам), Урук, Эриду, Лагаш, Умму.

Образование шумерских городов совпадает по времени с появлением письменности.

Клинопись

В отличие от Египта, где близлежащие горы позволяют добывать камень в изобилии, в Месопотамии камень использовали мало (сохранилось всего несколько статуй и стел). Царские дворцы и храмы-зиккураты в виде многоэтажных башен строились из высушенной глины, поэтому теперь археология имеет дело только с сохранившимися фундаментами.

Письменность вначале, как и в Египте, состояла из маленьких рисунков-пиктограмм. Но в то время как в Египте иероглифы вырезались на камне или писались на листьях папируса (нильское водяное растение), письмена шумеров наносились на таблички из мягкой глины, которые затем высушивались или обжигались. Знаки наносились очиненными тростниками в виде выдавленных гвоздиков или клинышков (отсюда и название клинопись). По причине такой техники первоначальные рисунки стали быстро упрощаться и превратились в набор клиновидных значков совершенно абстрактной конфигурации.

Шумерское общество

Подобно египетскому, шумерское общество было иерархичным. Масса населения состояла из свободных крестьян, жестоко эксплуатируемых военно-религиозной знатью.

Царь (лугаль - большой человек или энси - правитель, государь) одновременно представлял бога, покровителя города. Расцвет самобытной шумерской, затем месопотамской цивилизации напрямую связан с развитием торговых связей. В Египте торговля являлась монополией государства и сводилась в основном к внешней торговле. Месопотамия же - открытая страна, где пересекаются между собой многие торговые потоки, где можно встретить товары, привезенные из горных областей Севера и со Средиземноморья. Купцы здесь играли большую роль, а клинопись использовалась не только в религиозных и политических целях, но и для нужд торговли (опись товаров, торговые соглашения). Оттиски каменных гравированных цилиндров на глиняных табличках заменяли печати и подписи.

Цари-жрецы и чиновники на службе нередко злоупотребляли своей властью, что стало причиной одного из первых социальных кризисов, отмеченных историей.

Урукагина, царь Лагаша, и его социальный переворот

Об этом социальном кризисе мы имеем удивительное свидетельство очевидца. Население шумерского города-государства Лагаша состояло из крестьян, ремесленников, рыбаков, моряков и купцов. Эти свободные люди пользовались определенной независимостью, и даже самые бедные имели какое-то имущество - клочок земли, дом, скот.

Но большая часть земель находилась в собственности бога (т. е. храма и его жрецов) и царского дворца.

Правитель-ишакку был светским представителем местного божества. Под предлогом войн, которые вел Лагаш против соседних городов, особенно северного соседа Уммы, царь и знать повысили налоги, усилили поборы, захватили земли храма и жрецов.

Историк из Лагаша, свидетельства которого найдены современными учеными, дает подробное описание этих злоупотреблений. Смотритель над лодочниками захватывал лодки. Смотритель над скотом захватывал крупный и мелкий скот. Смотритель над рыбными угодьями захватывал рыбу. Когда житель Лагаша приводил во дворец барана для стрижки, он должен был платить пять шекелей (1 шекель - 8 граммов серебра). Когда торговец благовониями составлял благовония для умащений, ишакку получал пять шекелей, его визирь - один, а управляющий дворцом - еще один. Что же касается храма и его имущества, то ишакку завладел всем. Наш рассказчик говорит: «Быки бога пахали луковые наделы ишакку; луковые и огуречные наделы ишакку занимали лучшие земли бога». Самые уважаемые служители храма вынуждены были отдавать ишакку большое количество своих ослов, быков и зерна. Когда покойника приносили на кладбище для погребения, его родственники должны были платить ячменем, хлебом, пивом и всевозможными предметами домашнего обихода. По всей стране, от края до края, замечает рассказчик, «всюду были сборщики налогов».

Такое жестокое угнетение привело к революции: правящая династия была свергнута, власть перешла к новому правителю по имени Урукагина. Он ликвидировал большинство сборщиков податей и отменил незаконные поборы; положил конец угнетению и жестокому обращению, жертвами которых были бедняки. Он освободил город от ростовщиков, воров и преступников.

Урукагина заключил союз с богом Лагаша Нингирсу, обещая, что не потерпит, чтобы вдовы и сироты стали жертвами «сильных людей».

Но эти реформы (или это была революция?) Урукагины не укрепили город. Несколько лет спустя Урукагина был разбит царем Уммы Лугальзагеси; от этого поражения город Лагаш не смог более оправиться.

Эти события произвели такое большое впечатление на современников, что до нашего времени дошло четыре варианта описаний происшедшего.

Ассирийцы и халдеи

События, о которых мы только что рассказали, происходили в самом начале долгой истории Месопотамии. Победитель Урукагины Лугальзагеси на некоторое время объединил под своей властью всю страну Шумер. Однако в 2340 г. до Р. Х. он сам был побежден аккадским царем Саргоном, создавшим первую месопотамскую империю.

Аккад, расположенный на север от Шумера, был населен племенами, говорившими на семитском диалекте (из той же языковой семьи, куда входят арабский и еврейский). К концу III тысячелетия шумеры были окончательно поглощены семитскими народами, но их язык, перестав быть разговорным, остался языком религии подобно латинскому в средневековой Европе. Поскольку на нем более не говорили, появились словари, где шумерские слова давались в переводе на аккадский. Именно это обстоятельство позволило в наше время расшифровать шумерский язык.

Около 1100 г. до н. э. ассирийцы, пришедшие из горного северо-восточного района, установили над Шумером свое господство, так как у них было оружие из железа и конное войско. Одним из наиболее знаменитых правителей был Ашшурбанапал (668–631 гг. до н. э.). Позднее власть перешла к южанам-халдейцам, которые основали новую столицу - Вавилон. Царь Навуходоносор (605–562 гг. до н. э.) покорил евреев и часть из них вывез в Халдею. В VI в. до н. э. Месопотамия была завоевана персами и окончательно потеряла свою независимость.

Примечания:

В книге С. Крамера, откуда заимствован этот абзац, далее со слов древнего историка рассказывается о благодеяниях Урукагины: «Он отозвал смотрителей над лодочниками. Он отозвал смотрителей над крупным и мелким скотом. Он отозвал смотрителей над рыбными угодьями. Он отозвал сборщиков серебра, которые взимали плату за стрижку белых овец… И по всей стране, от края до края, не осталось ни одного сборщика налогов» (С. Крамер. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 58–59).

Эреду (Город-жрец)
В переводе, возможно, означает “добрый город”. Место, с которого началась и материальная, и священная история Месопотамии. Был расположен на самом крайнем юге, в месте впадения Тигра и Евфрата в Персидский залив. Еще в середине IV тыс. до н.э. здесь появилось первое большое святилище, от которого дошел до нас только фундамент. Через 500 лет святилище стало храмом бога Энки. Считалось, что все тайны мира и источники жизни происходят из Эреду, поскольку в этом месте расположен вход в таинственную водную бездну - Абзу. Потому и храм Энки назывался “Дом Абзу”. Жизнь города Эреду оказалась недолгой. Уже в начале III тыс. граждане покинули его и переселились в более северные Ур и Урук. Эреду стал городом-призраком и городом-символом. Все жрецы культа Энки, жившие в самых разных городах, называли себя “жрецами из Эреду”. Почему город опустел - неясно. То ли засолились почвы, то ли после отступления залива началась засуха. Сами шумеры объяснили переселение жителей из Эреду в Урук тем, что Инанна украла у своего отца МЕ и на ладье переправила их в свой город. Ни одной надписи из Эреду до нас не дошло.

Урук (Город-воин)
По-шумерски произносили “унуг”, но какой народ так назвал город и что это значит - неизвестно. Об Уруке в древности говорили, что это первое огражденное поселение в мире, и следовательно - первый город. Легенду эту никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть. Однако, мы достоверно знаем, что письменность появилась именно в Уруке и что именно Урук был первым центром военно-политического союза шумерских городов. Герои Урука - могущественные цари-жрецы шумерского эпоса Энмеркар, Лугальбанда и Гильгамеш, воевавшие с племенами Иранского нагорья. При Гильгамеше Урук стал главным городом Шумера. Урукские хозяева - небесные боги Ан и Инанна (Венера), а родоначальником царской династии Урука был бог Солнца Уту. В Уруке появляется первый известный археологам Дом Народного Собрания, что говорит о зачатках общинной демократии. Правитель в то время не назывался словом lugal “царь”, а носил титул en “обладатель, господин”. Это был титул жреца-супруга Инанны в священном браке. Урук - не только первая столица шумеров и символ их военного превосходства, но и город-долгожитель, в котором до эпохи Рима не прерывалась религиозная и письменная традиция.

Ур (Город-купец)
По-шумерски “урим”, перевод неизвестен. Город, дважды бывший столицей могущественного царства. В начале шумерской истории здесь было налаженное хозяйство и писцовая школа, готовившая кадры бюрократов-учетчиков. Хозяин Ура лунный бог Нанна покровительствовал счету времени и точному знанию. Морская транзитная торговля стала причиной скопления несметных сокровищ - золота, лазурита, сердолика, серебра, из которых лучшие мастера делали для царской семьи украшения, музыкальные инструменты и оружие. Все эти шедевры были обнаружены в погребении царицы Пуаби, которую сопроводили на тот свет многочисленные слуги. Царская власть Ура всегда была сильна и богата. К тому же Ур был явным любимцем богов: через много столетий ему была вручена неограниченная власть над всеми городами и народами Месопотамии. Эпоха III династии Ура была временем расцвета шумеро-аккадской культуры в такой же мере, в какой ее можно считать эпохой кризиса шумерской цивилизации. После распада последнего шумерского государства Ур опять жил хорошо за счет моря и крепких купеческих традиций. Можно назвать его городом образованных коммерсантов.

Шуруппак (Город бессмертного)
Об этом городе мы знаем или из хозяйственных текстов, или из мифов и позднейших легенд. Известно, что в самой ранней древности его правители были выборными людьми и правили по очереди (очередность переходила от квартала к кварталу). Дошли тексты местной писцовой школы: пословицы, фрагменты мифов и списки богов. Но самая знаменитая история, связанная с Шуруппаком, - конечно, история о потопе и чудесном спасении праведника, которые боги сделали бессмертным. Праведника звали Зиусудра (“Жизнь (на) долгие дни”) и был он правителем Шуруппака. В политической активности этот город не замечен, а чем занималась его хозяйка Суд - об этом, судя по отсутствию сведений, не знали даже сами шумеры.

Ниппур (Город-судья)
Ниппур был географически центральным городом Шумера, поэтому он стал и космогонически центральным, объединив под своей сакральной властью все остальные города (как Афины в Греции). Хозяин Ниппура - могущественный Энлиль, бог воздуха, природы и мирового порядка. В Ниппуре заседало собрание богов, выбиравшее для Страны царя. В Ниппуре принимались важнейшие законодательные решения. Для Ниппура нехарактерна политическая активность, в нем никогда не было царей. Зато здесь располагалась самая крупная библиотека и самая знаменитая писцовая школа. Всеми своими знаниями о шумерской религии мы обязаны ниппурским школьным учителям, работавшим по совместительству государственными или храмовыми писцами. Именно они донесли до нас все мифы и эпические тексты шумеров, пословицы, заклинания и фрагменты ритуалов.

Лагаш (Город-строитель и летописец)
В переводе означает “кладовая”. Лагаш - единственный из значительных шумерских городов, расположенный на канале, отведенном от Тигра, а не от Евфрата. Поэтому он всегда находился в некоторой изоляции от соседей, что, впрочем, только добавляло ему амбиций. Хозяин города - покровитель созидания (главным образом, строительства и земледелия) Нингирсу, известный также как покровитель оборонительной войны. Лагаш - город, через историю которого нам приходится воспринимать всю раннюю шумерскую историю. Связано это с тем, что в Лагаше изобрели летописание и притом тщательно выписывали все грамматические формы (что устранило двусмысленность при чтении, хотя и не помогло устранить многосмысленность при интерпретации). В Шумере всегда строили много, но только в Лагаше так много писали о том, что строили. Начали с простого перечисления объектов, потом прибавили к этому списку перечень своих военных и политических доблестей, потом начали подробно писать о законах. Так начались исторические тексты. Гудеа добавил к строительно-политической части описание своих священных снов и путешествий, в которых он встречался с богами. Получился гимн, прославляющий одновременно и богов, и правителя. Потом из этого возникли уже полноценные царские гимны, воспевавшие обожествленных правителей Шумера. В раннешумерскую эпоху город жил превосходно, многие из его правителей были царями всего Шумера. При Саргонидах Лагаш не потерял своего влияния на политическую жизнь страны. В эпоху владычества кутиев Лагаш жил очень богато и процветал, но после разгрома оккупантов был обвинен в предательстве и исключен из общешумерского списка царских династий. С тех пор Лагашу так и не удалось вернуть свое политическое и идеологическое могущество.

Умма (Город-узурпатор)
Этот странный город, сосед и враг Лагаша, вошел в историю только двумя неблаговидными поступками. Сперва его правители незаконно захватили территорию, по договору принадлежавшую Лагашу. Это вызвало большую войну, в которой Умма неизменно проигрывала. А затем, когда Лагаш был на вершине своего политического могущества, царь Уммы Лугальзаггеси объявил себя царем всего Шумера и напал на соседей. Лагаш тогда сильно пострадал, но вконечном итоге был отомщен: аккадский правитель Саргон сбил спесь с уммийского узурпатора, сперва победив его в честном бою, а затем ритуально лишив его власти. Впрочем, Умма была хорошо известна и после Саргонидов, и даже в эпоху III династии Ура. Это был средней величины город с хорошо развитым производством. Его хозяином считался бог Шара, чем-то напоминавший Нингирсу.

Киш (город-политик)
Самый северный город Южной Месопотамии. Здесь говорили и по-шумерски, и по-семитски, и, возможно, по-эламски. В историю страны вошел как город-политик. Именно здесь составлена первая царская надпись, совсем короткая. Но это был самый первый исторический документ, который гласил: "Энмебарагеси, царь Киша". И царский титул (lugal) тоже впервые появляется в этом городе. Быть царем поначалу значило "носить титул правителей Киша". Старая дружинная песня о Гильгамеше говорит о том, что когда-то именно Киш был главным городом Шумера. Кишский царь распоряжался гражданами всех других городов, которые считались младшими братьями Киша. Но правителю Урука Гильгамешу такая участь не понравилась, он объявил Кишу войну и выиграл ее. С тех пор главным городом стал Урук, но Киш еще долгое время был в почете. В ассиро-вавилонское время в результате языковой игры титул "царь Киша" (lugal-Kisha) стали переводить "царь Вселенной" (shar kishshati). Так провинциальный Киш приобрел космическое значение.

Вавилон (Город мира)
Вечный город, смененный на своем посту Римом. Вавилон был известен еще в шумерское время. Назывался он тогда по-семитски Babbilum "переносящий (тяжести)" (вероятно, из-за своего могучего и богатого порта). Из названия следует, что основали его или аккадцы, или западные семиты (амореи). Впрочем, шумеры тоже считали его своим, поэтому назвали его ka2-dingir-ra, что в переводе на семитский должно звучать как bab ilani "врата богов" (такая народная этимология). В Книге Бытия, как известно, имя Вавилон выводится из корня "смешивать", поскольку-де именно в этом месте Господь смешал языки строителей великой башни. Но это уже совсем далеко от истины. Вавилон - город могущественной царской власти, великих законодательств, прославленных на весь мир литературных произведений и научных трудов. Он переживал расцвет в эпоху двух правлений. При Хаммурапи (XVIII в.) Вавилон считался центром мироздания, а его бог Мардук - царем богов и мудрейшим из богов. При Навуходоносоре Втором (VI в.) Вавилон был культурной столицей мира и городом великой воинской славы. Свой последний подъем Вавилон испытал при Александре Македонском, когда в конце IV в. до н.э. стал столицей его империи и смертным одром великого полководца. Вавилон - это Законы Хаммурапи, висячие сады Семирамиды, Эпос о Гильгамеше и по-библейски глубокие размышления Невинного Страдальца о месте человека в мире.

Ниневия
Город был столицей трех царей, из которых первый - Синаххериб - вырезал и разрушил Вавилон, второй - Асархаддон - покорил Египет, а третий - Ашшурбанапал - уничтожил Элам. В столицу империи приезжали лучшие мастера рельефа, храмы и писцовые школы готовили кадры не хуже. Поэтому именно в Ниневии необычайно расцвели искусства и науки. Прославлялась воинская мощь Ассирии и доблести ее царей, переписывались и подновлялись литературные тексты древности. Именно ниневийская библиотека Ашшурбанапала была самым большим и разнообразным книжным собранием древнего мира (которое превзошла впоследствии только Александрийская библиотека). Ниневия не прожила и столетия, пав в 612 г. под ударами мидийцев и вавилонян. Ужасная столица была проклята всеми еврейскими пророками и так прочно забылась, что откопали ее только в начале XIX века уже нашей эры.

Нижняя Месопотамия – страна шумеров. К началу 3 тысячелетия до н.э. здесь сложилось несколько городов-государств – Лагаш , Эриду, Ур, Урук, Ларса, Ниппур. Они располагались на естественных холмах и были окружены стенами. В каждом из них жило приблизительно 40 – 50 тыс. человек. Правители этих городов носили титул лугаль ("большой человек") или энси ("жрец-владыка").

Во второй половине 3 тысячелетия до н.э. Лагаш становится лидером среди городов шумеров. В середине 25 в. армия города Лагаш в жестокой битве разгромила своего извечного противника – город Умму. За время шестилетнего правления Уруинимгины, энси Лагаша (2318–2312 гг. до н.э.), были осуществлены важные социальные реформы, которые являются древнейшими на сегодняшний день правовыми актами в области социально-экономических отношений. Уруинимгина провозгласил лозунг: "Пусть сильный не обижает вдов и сирот!" От имени верховного бога города Лагаш он гарантировал права граждан, отменил некоторые налоги с ремесленников, уменьшил размеры трудовой повинности по строительству оросительных сооружений, ликвидировал полиандрию (многомужество) – пережиток матриархата.

Однако расцвет города Лагаш длился недолго. Правитель Уммы Лугальзагеси, заключив союз с Уруком, напал на Лагаш и разгромил его. Впоследствии Лугальзагеси распространил свое господство почти на весь Шумер. Столицей его государства стал Урук. А Лагаш медленно угасал, хотя его название еще изредка встречается в документах вплоть до времени правления и его преемника Самсуилуны. Но постепенно глина и пески поглотили город Лагаш.

В 1877 году в в пустынном урочище Телло, под целым комплексом оплывших глинистых холмов, вице-консул Франции Сарзек обнаружил разрушенный Лагаш, а в нем – огромный, хорошо систематизированный архив, состоявший более чем из 20 тыс. клинописных табличек и пролежавший в земле почти четыре тысячелетия. Это была одна из крупнейших библиотек древности.

Как оказалось, Лагаш был во многом нетипичен для городов Шумера: он представлял собой скопление поселений, окружавших сложившееся ранее основное ядро города. В городе Лагаш была обнаружена целая галерея скульптур правителей города, в том числе ныне знаменитая группа скульптурных портретов правителя Гудеа. Из высеченных на них надписей и из текстов глиняных табличек ученые узнали имена десятков царей и других выдающихся людей того времени, живших в 3 тысячелетии до н.э.

На других барельефах города Лагаш изображены быки с человеческими головами У некоторых быков вся верхняя часть туловища – человеческая. Это – отголоски древнего земледельческого культа быка.

Открытие Сарзека сбросило покров тайны, окутывавший шумерскую цивилизацию. Еще недавно по поводу шумеров в научном мире велись ожесточенные споры, некоторые ученые отвергали сам факт существования этого народа. А тут был найден не только шумерский город Лагаш, но и огромное количество клинописных текстов на языке шумеров!

В 1903 году французский археолог Гастон Крое продолжил раскопки города Лагаш. Эти исследования Лагаша обогатили науку новыми многочисленными находками. Даже сегодня, когда прошло уже более ста лет со времени открытия города Лагаш, эти находки не утратили своего значения.

Шумерские цари страны Лагаш (SHIR.BUR.LA ki) правили на территории ок. 3000 км², к югу от собственно страны Шумер.

О древнейшей истории Лагаша известно мало. В Раннединастический период столица нома была перенесена из города Лагаша (букв. «Место ворон» , совр. Эль-Хибба) в Гирсу (совр. Телло), где был построен храм верховного божества этого нома Нин-Нгирсу. Кроме городов Гирсу и собственно Лагаш (или Урукуга букв. «Священный город» - эпитет Лагаша), в состав этого нома входил ещё целый ряд более или менее крупных поселений, по всей видимости, обнесённых стенами: Нина (или Сираран), Кинунир, Уру, Киэш, Э-Нинмар, Гуаба и др. Политическая и экономическая жизнь была сосредоточена в храмах, посвящённых Нин-Нгирсу, его божественной супруге Бабе (Бау), богине законодательства Нанше , богине Гештинанне, исполнявшей обязанности «писца страны без возраста» , и Гатумдуг - богине матери Лагаша.

Лагашские правители носили титул энси и получали от совета или народного собрания звание лугаля (царя) только временно, вместе с особыми полномочиями, на время важного военного похода или проведения каких-либо других важнейших мероприятий.

1-я династия Лагаша

Первым известным в истории царём Лагаша считается Ур-Нанше . Он также был родоначальником 1-ой династии Лагаша . Ур-Нанше заложил основы будущего могущества Лагаша так как способствовал укреплению земледелия, постройке оборонительных стен вокруг древнего Лагаша, и возведению новых храмов.

В 25 - 24 вв. до н. э. идёт усиление нома Лагаш. В то время там правила I династия правителей Лагаша. По богатству лагашское государство уступало разве только южношумерскому государству Уру -Уруку . Лагашский порт Гуаба (букв. «Берег моря» ) соперничал с Уром в морской торговле с соседним Эламом и Индией. Лагашские правители не менее прочих мечтали о гегемонии в Нижней Месопотамии, но путь к центру страны преграждал им соседний город Умма . С Уммой к том же в течение многих поколений шли кровавые споры из-за пограничного между этими двумя номами плодородного района Гуэдену.

Эанатум

Следующим великим царём Лагаша можно считать Эанатума . При нём Лагаш начал усиливаться. В его царствование давний враг Лагаша, город Умма , отложился от него и начал войну с лагашцами. Двое энси (правителя) Уммы, Ур-Лума и Энкале , совершали военные походы против Лагаша, но оба окончились неудачей. Эанатум покорил уммийцев и вновь заставил их выплачивать дань Лагашу.

Эанатум также совершил несколько военных походов в Междуречье, покорив города Урук и Ур . Вскоре ему пришлось столкнуться с опасной коалицией северных шумерских городов и эламитов . Города Киш , Акшак , Мари и эламиты объединили свои силы и напали на Лагаш. Эанатум смог разбить врагов и прогнать эламитов, а шумерские города привёл к покорности. Когда он умер, Лагаш стоял на вершине могущества в Междуречье.

После смерти Эанатума, власть в стране принял его брат Энаннатум I , затем его сын Энметена . Около 2350 до н. э. ему пришлось вести повторные войны с Уммой, так как уммийцы продолжали враждовать с Лагашем из за полосы Гуэден. Энметена смог победить Умму и поставить там своего правителя. Но уммийцы, видимо, сумели сохранить независимость и продолжали враждовать с Лагашем.

Жрецы бога Нин-Нгирсу

В то время вторыми по могуществу лицами в Лагаше были верховные жрецы бога Нин-Нгирсу. После пресечения рода царя Ур-Нанше верховную власть в Лагаше (около 2340 до н. э.) забрал в свои руки некто Дуду, кто был жрецом бога Нин-Нгирсу. Его наследники Энентарзи и Лугальанда были весьма непопулярными правителями, об их правление в Лагаше осталась очень недобрая память. И Энентарзи и Лугальанда более пеклись о преумножении своего богатства. Не менее 2/3 храмовых хозяйств перешли во владение правителя - энси, его жены и детей. Лагашцы облагались тяжёлыми податями и налогами, которые разоряли население. Владычество жрецов длилось до 2318 до н. э., когда Лугальанда был низложен новым царём Лагаша - реформатором Уруинимгиной .

Правление Уруинимгины


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лагаш" в других словарях:

    Древнее государство в Шумере (на территории современного Ирака) с одноимённой столицей (ныне Эль Хиба). Включало ряд крупных поселений: Гирсу с храмом его покровителя бога Нингирсу, Лагаш и др. В 25 в. до н.э. государство расширилось. Достигло… … Исторический словарь

    Древнее государство и город в Шумере (на территории современного Южного Ирака). Включало ряд поселений: собственно Легаш (современное городище Эль Хиба), Гирсу (современное городище Телло) и др. Переживало расцвет в XXVI XXIV вв. до н. э … Художественная энциклопедия

    ЛАГАШ, государство в Шумере (на территории современного Ирака) с одноименной столицей (современный Эль Хиба). Расцвет в 26 24 вв. и в 22 в. до нашей эры (при Гудеа) … Современная энциклопедия

    Древнее государство в Шумере (на территории современного Ирака) с одноименной столицей (современный Эль Хиба). Первые поселения в кон. 5 го тыс. до н. э., расцвет в 26 24 вв. и в 22 в. (при Гудеа). С 21 в. до н. э. утратил значение.… … Большой Энциклопедический словарь

    Лагаш - ЛАГАШ, государство в Шумере (на территории современного Ирака) с одноименной столицей (современный Эль Хиба). Расцвет в 26 24 вв. и в 22 в. до нашей эры (при Гудеа). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Древнее государство в Шумере (на территории современного Ирака) с одноименной столицей (современная Эль Хиба). Первые поселения в конце 5 го тысячелетия до н. э., расцвет в XXVI XXIV вв. и в XXII в. (при Гудеа). С XXI в. до н. э. утратил значение … Энциклопедический словарь

Нижняя Месопотамия – страна шумеров. Территория, где зародилась эта древнейшая цивилизация мира, ограничивается плодородной долиной двух рек, Тигра и Евфрата. К западу от нее расстилалась безводная и каменистая пустыня, с востока подступали горы, населенные полудикими воинственными племенами.

Земля страны шумеров – недавнего происхождения. Раньше Персидский залив вдавался здесь глубоко в материк, доходя до современного Багдада, и только в сравнительно поздний период вода уступила место суше. Произошло это не вследствие какого‑то внезапного катаклизма, а в результате отложений речных наносов, постепенно заполнивших огромную впадину между пустыней и горами. Сюда, на эти земли, с юго‑востока современного Ирана пришли земледельческие племена, давшие начало убейдской культуре, распространившейся затем на всю Месопотамию.

На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. в южной части междуречья Тигра и Евфрата появились первые государственные образования. К началу III тысячелетия до н. э. здесь сложилось несколько городов‑государств – Эриду, Ур, Урук, Ларса, Ниппур. В каждом из них жило приблизительно 40–50 тысяч человек. Правители этих городов носили титул лугаль («большой человек») или энси («жрец‑владыка»).

Во второй половине III тысячелетия до н. э. лидером среди городов Шумера становится Лагаш. В середине XXV века до н. э. его армия в жестокой битве разгромила своего извечного противника – город Умму. За время правления Уруинимгины, энси Лагаша (2318–2312 гг. до н. э.), были осуществлены важные социальные реформы, которые являются древнейшими известными на сегодняшний день правовыми актами в области социально‑экономических отношений. Уруинимгина провозгласил лозунг: «Пусть сильный не обижает вдов и сирот!» От имени верховного бога Лагаша он гарантировал права граждан города, освободил от податей жрецов и храмовую собственность, отменил некоторые налоги с ремесленников, уменьшил размеры трудовой повинности по строительству оросительных сооружений, ликвидировал полиандрию (многомужество) – пережиток матриархата.

Однако расцвет Лагаша длился недолго. Правитель Уммы Лугальзагеси, заключив союз с Уруком, напал на Лагаш и разгромил его. Впоследствии Лугальзагеси распространил свое господство почти на весь Шумер. Столицей его государства стал Урук. А Лагаш медленно угасал, хотя его название еще изредка встречается в документах вплоть до времени правления вавилонского царя Хаммурапи и его преемника Самсуилуны. Но постепенно глина и пески поглотили город.

В 1877 году в иракский город Басру приехал вице‑консул Франции Эрнест де Сарзек. Как и многие другие дипломаты той поры, работавшие на Ближнем Востоке, он страстно интересовался древностями и все свое свободное время посвящал обследованию ближних и дальних окрестностей Басры. Сарзека не пугали ни жара, доходившая до сорока градусов, ни нездоровый, гнилой климат. Упорство его увенчалось успехом. Кто‑то из крестьян рассказал ему о кирпичах со странными знаками, которые часто попадаются в урочище Телло, расположенном к северу от Басры, в междуречье Тигра и Евфрата. Прибыв на место, Сарзек сразу приступил к раскопкам.

Они продолжались несколько лет и увенчались редким успехом. В пустынном урочище Телло, под целым комплексом оплывших глинистых холмов, Сарзек обнаружил руины Лагаша, а в них – огромный, хорошо систематизированный архив, состоявший более чем из 20 тысяч клинописных табличек и пролежавший в земле почти четыре тысячелетия. Это была одна из крупнейших библиотек древности.

Лагаш был во многом нетипичен для городов Шумера: он представлял собой скопление поселений, окружавших сложившееся ранее основное ядро города. В Лагаше была обнаружена целая галерея скульптур правителей города, в том числе ныне знаменитая группа скульптурных портретов правителя Гудеа. Из высеченных на них надписей и из текстов глиняных табличек ученые узнали имена десятков царей и других выдающихся людей того времени, живших в III тысячелетии до н. э. Из текста «Стелы Коршунов» (2450–2425 гг. до н. э.) стало известно содержание договора, заключенного правителем Лагаша Эаннатумом с правителем поверженной Уммы, а рельефы, высеченные на стеле, рассказали о том, как происходила битва между армиями обоих городов‑государств. Вот правитель Лагаша ведет в бой легковооруженных воинов; затем – он же бросает на прорыв тяжеловооруженную фалангу, которая и решает исход сражения. Над опустелым полем битвы кружатся коршуны, растаскивающие трупы врагов.

На других барельефах изображены быки с человеческими головами. У некоторых быков вся верхняя часть туловища – человеческая. Это – отголоски древнего земледельческого культа быка; здесь мы наблюдаем превращение бога‑быка в бога‑человека.

На серебряной вазе из Лагаша – одном из шедевров шумерского искусства середины III тысячелетия до н. э. – изображены четыре орла с львиными головами. На другой вазе – две увенчанные коронами змеи с крыльями. Еще на одной вазе изображены обвившиеся вокруг жезла змеи.



Открытие Сарзека сбросило покров тайны, укутывавший шумерскую цивилизацию. Еще недавно по поводу шумеров в научном мире велись ожесточенные споры, некоторые ученые отвергали сам факт существования этого народа. А тут был найден не только шумерский город, но и огромное количество клинописных текстов на языке шумеров!

Сенсационное открытие Лагаша побудило ученых других стран отправиться на поиски других шумерских городов. Так были открыты Эриду, Ур, Урук. В 1903 году французский археолог Гастон Крое продолжил раскопки Лагаша. В 1929–1931 годах здесь работал Анри де Женильяк, а затем еще два года – Андре Парро. Эти исследования обогатили науку новыми многочисленными находками.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: