Проведение круглого стола в школе. Круглый стол: методика организации круглого стола

3 .4. «КРУГЛЫЙ СТОЛ»

Методика беседы за "круглым столом" строится, как извест­но, на основе принципа коллективного обсуждения проблемы. Эта форма проведения семинарского занятия привлекает, прежде всего, тем, что дает возможность каждому на равных изложить свою точку зрения. Важно создать доброжелательную обстановку. Уважительное отношение преподавателя к студентам и студентов друг к другу - очень важное условие успеха беседы "круглым столом". Итак, беседа за "круглым столом"- по своей природе требует стро­гого следования принципам равенства и демократизма.

Прин­цип равенства означает отсутствие каких-либо привилегий у одних участников бесе­ды перед другими, отказ от какой бы то ни было субординации меж­ду участниками. Никто не довлеет, в споре все равны.

Соблюдение принципа демократизма должно исключать на встречах за "круглым столом" любые проявления авторитаризма, зажима критики, навязы­вания собственных взглядов и убеждений. Недопустимы любые формы запретов, а также конформного отношения со студентами.

Преподавателю очень важно следить за тем, чтобы беседа не носила схоластический характер. Главная и наиболее сложная задача- уме­ние соединить доказательность и убежденность в ходе дискуссии.

Беседа за "круглым столом" может быть пред­ставлена в упрощенном виде как цепочка, состоящая из последова­тельно соединенных постановочного тезиса в виде вопроса, его доказательства, возможных и реальных контраргументов, их опро­вержения, превращения тезиса в итоге дискуссии в убеждение участ­ников.

Готовясь к проведению семинарского занятия в форме "кругло­го стола", преподаватель должен подумать о формулировке темы, на­полнении ее таким содержанием, которое имеет не только теорети­ческое, но и практическое значение, а также затрагивает интере­сы студентов и волнует их.

Подготовка "круглого стола " требует серьезной работы всех будущих участников беседы.

Очень важна организующая функция преподавателя. Дискуссией надо управлять. Преподаватель продумывает логику изложения, намечает узло­вые вопросы, последовательность их рассмотрения, выбирает веду­щего. Им должен быть наиболее подготовленный студент, пользую­щейся большим авторитетом в группе.

Ведущему отводится наиболее ответственная роль. Он, как ди­рижер, направляет ход спора. Ему приходится проявлять последо­вательность, твердость и принципиальность, чтобы защитить свои убеждения, умение сопоставлять точки зрения всех участников дис­куссии и утверждать в сознании студентов идеалы научного миро­воззрения.

Ведущий должен изучить всю имеющуюся обязательную и допол­нительную литературу, продумать вместе с преподавателем логику раскрытия материала, последовательность проведения беседы; зара­нее заготовить блоки проблемных вопросов, естественно, продумать и ответы на них, разработать сценарий проведения беседы.

Преподавателю необходимо заранее, сориентировать всех студен­тов на те конкретные проблемы, которые планируется обсудить, дать консультацию по всем возникшим вопросам. Студенты изучают тему по первоисточникам, наиболее интересным монографиям, статьям.

Во время беседы желательно посадить всех студентов за один стол, чтобы они смотрели не в спину, а в лицо друг другу. Это расширяет круг участников, как бы раскрепощает собеседников, содействует свободному обмену мнениями.

Следующий важный этап методической работы - построение беседы за «круглым столом».

Сценарий проведения беседы за "круглым столом":

1)вступительная часть,

2)постановка проблемных вопросов,

3) дис­куссия по ним,

4)подведение итогов обсуждения,

5) разработка рекомен­даций или информационного материала для последующего использова­ния участниками встречи.

Вступительная часть может состоять из информации о предме­те дискуссии, плане ее проведения, регламенте. С нею связана и постановка проблемных и поисковых вопросов. Важно их формулиро­вать так, чтобы вызвать дискуссию и стимулировать постановку новых вопросов.

В беседе за "круглым столом" могут возникнуть тупиковые си­туации, дискуссия не разгорается, аудитория не принимает предложения к обмену мнениями. В таких случаях нужно принять меры по активизации участников беседы, но при этом, ни в коем случае не следует обращаться к призывам, требовать от аудитории активности. Если не "работает" одна проблема, можно предложить к обсуждению другую, близкую ей по содержанию.

Исключительно ценным качеством для выхода из тупиковых ситу­аций является способность преподавателя и ведущего к импровиза­ции. Умение перестроить план беседы по ходу встречи, проявить на­ходчивость и смелость в изложении острых проблем, продемонстриро­вать методическое мастерство в трудной ситуации - означает прео­долеть неблагоприятное течение дискуссии, придать ей динамизм, вернуть в русло плодотворного обмена мнениями.

Дискуссия завершается, когда возможности новых убедительных выступлений исчерпаны и у студентов уже сложилось представление об истине, однако объективная оценка позиций должна быть сделана преподавателем. Весьма полезно отметить положительные и отрица­тельные моменты в аргументации обеих сторон, выделить позицию, к которой склоняется большинство. Хорошо, когда беседа за "круглым столом" приведет большинство участников к единому мнению. Однако этого нельзя требовать, поскольку дискуссия призвана не только давать ответы, но и содействовать поиску истины, процессу поста­новки новых вопросов, а тем самым стимулировать разработку новых проблем.

Итоги встречи подводятся в кратком заключительном слове преподавателя, намечаются вопросы к обсуждению на следующем занятии.

Анализируя работу ведущего, следует подчеркнуть его силь­ные и слабые стороны (например, плохо, если проявлялось стрем­ление навязать свое мнение). Оценка выступлений дается исхо­дя из общей подготовленности студента по теме и с учетом его активности в дискуссии, искусности в ведении спора, мастерства полемики, умения аргументировать отстаиваемые положения.

Обычно такая форма проведения семинарского занятия способствует развитию творческой инициативы студентов, формированию у них навыков самостоятельного мышления.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА «КРУГЛЫХ СТОЛОВ»

Тема 1. Экологическая проблема. Угроза глобальной экологичес­кой катастрофы

Литература

Тема 2. Глобализация и взаимодействие цивилизаций

Литература:

    Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.1999.

    Вавилов А.М. Экологические последствия гонки вооружений. М. 1984

    Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003.

    Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

    Глобальные проблемы цивилизации. – М., 1987.

    Глобальный эволюционизм. Философский анализ. – М., 1994.

    Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М., 2000.

    Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. – М.,2000.

    Тоффлер Э.Третья волна. – М.1999.

    Уткин А.И. Философия глобальных проблем. – М., 2000.

    Уткин А.И.Американскаястратегия для XXI века. – М..2000.

    Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?//Полис. -1994. - № 1.

    Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. – М., 2006.

    Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. – М. 1994.

Тема 3. Современные философские и научные гипотезы

происхождения человека

Литература

    Адлер А. Понять природу человека. СПб.,1997.

    Андреев И.Л. Происхождение человека и человечества. М., 1988

    Поршнев В.Ф. О начале человеческой истории. – М., 1974.

    Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека. – М., 2004.

    Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

    Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.

    Человек в системе наук. М., 1989.

    Это человек. Антология.М: Высшая школа.1995.

«В споре рождается истина» - эта латинская пословица очень ярко характеризует человеческую сущность. Жаркие дебаты, прения и дискуссии, видимо, повелись еще с тех давних пор, когда человек только научился разговаривать. Круглый стол (мероприятие) - это место, где нужно и можно говорить.

Доблестные рыцари и великие ораторы

Едва ли организованной беседой могли похвастаться жители первобытно-общинного строя, но уже в более позднее время, когда мировая цивилизация вышла на новый, более качественный уровень, дебаты стали искусством. В учебных заведениях принято было изучать не только науку и грамоту, ораторское мастерство было отдельной дисциплиной.

Такое явление, как круглый стол (мероприятие), - это не просто обозначение процесса. Равноправный способ общения, который предполагает разговор в таком формате, по легендам, основал фольклорный герой король Артур. Достоверной информации, подтверждающей существование реального человека с таким именем, нет, тем не менее история про него и его рыцарей, восседавших за столом круглой формы, любима не только англичанами, но и всем миром.

Кому нужен круглый стол?

Многочисленные дискуссионные клубы очень живо доказывают, сколь необходима такая как круглый стол. Мероприятие это предполагает беседу по определенным правилам, в установленных рамках и заданном формате. Во все времена в обществе было принято выносить обсуждение спорных вопросов на всеобщее рассмотрение. Это проявление демократии в наше время встречается все чаще. Проведение конференций происходит по самым разнообразным поводам. Решение бизнес-вопросов, научные конференции, политические прения и многие другие вопросы решаются посредством коллективного обсуждения.

Все же не следует думать, что подобное мероприятие доступно лишь великим дельцам и политикам. Очень часто заседание круглого стола происходит в учебных заведениях всех уровней. Даже стандартная «пятиминутка» на работе - это своеобразный круглый стол. Правда, в этом варианте посыл равноправной беседы немного искажен, тем не менее высказаться может каждый.

Круглый? А может быть, прямоугольный? Квадратный?

Круглый стол (мероприятие) - это словосочетание, которое в двадцатом веке обрело значение термина, определяющего общепринятый формат конференций, встреч на самых разных уровнях.

Стол, его форма, рассадка участников, наличие в зале других атрибутов доски, мультимедийной аппаратуры) зависят от того, с какой целью проводится встреча.

Беседа за столом круглой формы будет происходить в наиболее непринужденной и равноправной обстановке. Если мероприятие все же предполагает лидера, ведущего, то целесообразнее использование стола для переговоров квадратной, прямоугольной или П-образной форм. Тогда его возглавляет руководитель или председатель. Когда беседа требует более активного процесса, например, ораторам необходимо находиться в движении, иметь доступ к каждому присутствующему для личного разговора, передачи ему данных, документов, необходимо использовать стол, установленный буквой П с открытым проходом, где участники конференции смогут свободно передвигаться.

Основные правила

Вообще, разные форматы предполагают неодинаковые варианты. Очень многое зависит от того, присутствует ли среди участников лидер. Он не обязательно должен быть оглашен таковым для всеобщего внимания. Но понимание того, что некий человек имеет большее влияние и власть, является показателем его авторитета и воздействия на собрание. Зачастую такого человека (гласного или необъявленного лидера) усаживают во главе стола, а рассадка других участников происходит по принципу «чем важнее, тем ближе». То есть приближенные к руководителю персоны сидят рядом с ним. Заместитель, второй человек в организации после босса, располагается по правую руку.

Проведение конференций предполагает порядок и следование графику, регламент события. Выступления основных ораторов запланированы. Они же, в свою очередь, обязаны сделать свой доклад максимально информативным, логичным и кратким. Реплики, которые участники желают высказать, можно произносить лишь с разрешения руководителя и тогда, когда спикер закончил свое выступление.

Как организовать круглый стол?

Круглый стол организовывается с некой целью. Чаще всего она заключается в решении определенных проблем. Чтобы добиться положительного результата, необходимо разработать сценарий круглого стола.

Грамотно проведенное мероприятие имеет определенную очередность событий. На какие основные этапы нужно разбить конференцию?

Введение. Этот этап предполагает, что руководитель или организатор всего процесса ознакомит присутствующих с целью собрания, а также представит себя, гостей, участников, лекторов. После этого начинается следующий этап.

Ознакомление с предметом разговора. В этот момент ведущий круглого стола вкратце объясняет проблематику вопросов, и происходит первое обсуждение. Коллегиально участники должны выяснить все «проблемные места», обсудить первоочередные задания и полностью войти в курс дела.

Далее каждый из участников может высказать свои доводы, аргументы, мнение касательно того, как выйти из той или иной ситуации. Именно в этот момент происходят наиболее отчаянные дискуссии и споры. Ведущий мероприятия просто обязан возвращать участников в мирное русло и тему беседы.

Когда все мнения высказаны, приходит время принятия решений и подведения итогов. Этот завершающий этап становится апофеозом события и его результатом.

В дискуссии нет проигравших, а в споре нет выигравших, как сказал Б. Тойшибеков. Конструктивный диалог всегда приведет людей к общей точке зрения и позволит найти выход из самой трудной ситуации, а поможет им в этом круглый стол.

«Я видел принцип «круглого стола» в действии в школах, которые посетил, и был впечатлен разницей»

«Круглый стол»

Сдвиньте столы (парты) и посадите учеников в круг. Убедитесь, что круг имеет правильную форму, чтобы любой участник видел лицо каждого. Учитель является частью круга и сидит на таком же стуле или табурете, как и все остальные. Это помогает предупредить что-нибудь особенное, что может происходить в классной комнате; в данном случае учитель является посредником, а не руководителем.

Идеальное количество детей - от шести до восемнадцати; если их больше, то беседы становятся обременительными. Необходимо также установить основные правила. Я рекомендую использовать минимальное количество, но следующие три правила являются обязательными.

Рекомендую не пожалеть времени на то, чтобы подготовить классную комнату для «круглого стола». Возьмите рулон клейкой ленты, которая быстро и легко приклеивается к полу. В образованный круг можно поставить стулья или табуреты.

Как провести «круглый стол»?

Единовременно может говорить только один человек.

Никто не обязан говорить, если он не хочет.

Никому не позволяется грубость или недоброжелательность.

Проведите беседу с младшими школьниками, например о медведе. Тот, у кого в руках медведь, тот рассказчик. Когда игрушка передается, то ребенок, держащий его, становится следующим рассказчиком (вместе медведя может использоваться подушка или любой другой предмет). Объект разговора передается по кругу, и единственный человек, которому разрешается говорить, тот, кто держит его в руках. Это поддерживает порядок и не дает всем говорить одновременно. Это также дает любому застенчивому ребенку шанс участвовать в беседе.

«Качественная модель «круглого стола» преобразует замкнутые, отрицательно настроенные коллективы. Она поможет всем взрослым и детям бороться с травлей в школах, деструктивным поведением и плохими взаимоотношениями. Эта программа должна быть в основе новой учебной стратегии».

С чего начать и чем закончить?

Начните «круглый стол» с игры, чтобы растопить лед и стимулировать навыки умения слушать. Когда вы продвигаетесь дальше к управляемой дискуссии, начните с нейтральной темы, например «Мое любимое занятие в выходные дни».

«Круглый стол» может также использоваться для проработки какой-то определенной проблемы. Например, если группа младших школьников втягивается в процесс запугивания, то это поведение можно было бы открыто обсудить в тесном кругу. Другим примером может быть следующее: когда ученик исключается из группы из-за несовместимости во мнениях; можно провести обсуждение на «круглом столе», которое сосредоточится на праве человека быть другим, а не как все. Это можно сделать так, чтобы не привлекать внимания к исключенному человеку, но заставить остальных детей задуматься над причинами изоляции.

И в заключение хочу сказать: всегда правильно заканчивайте работу «круглого стола». Придумайте, что можно использовать как сигнал об окончании. Некоторые учителя используют релаксацию или упражнения на растяжку, тогда как другие читают короткое стихотворение.

«Круглый стол» против школьной травли

Преимущество «круглого стола» заключается в том, что он облегчает оказание помощи и создает атмосферу уважительного отношения в школе, улучшает навыки общения и помогает детям развивать их чувство собственного достоинства и уверенности в себе. Метод также способствует развитию гражданской позиции, учит демократии и решению проблем, питает творческий потенциал. Кроме того, «круглый стол» повышает результативность и эффективность системы воспитания и поддерживает персонал школы.

«Круглый стол» уже регулярно используется во многих школах в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и в США и играет важную роль в профилактике школьной травли. Применение метода оказывает помощь подросткам в развитии таких навыков, как умение слушать и сопереживать. «Круглый стол» способствует развитию чувства уважения к другим людям и индивидуальному ощущению собственного достоинства. Метод позволяет создать мини-форум, в пределах которого можно рассмотреть природу и последствия издевательств, он может также использоваться для коллективной разработки системы правил борьбы с травлей, в которую вносят вклад все члены школьного сообщества.

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Особенностью круглых столов является их непредсказуемость, не реальная, так как очевидно, что любой организатор пожелает максимально контролировать происходящее, а теоретическая. Именно этот момент делает Круглые столы привлекательным форматом для аудитории. Следует заметить, что любые дискуссионные мероприятия (допустим, дебаты) одновременно являются относительно рискованным решением и, в то же время, предоставляют организатору существенное преимущество – возможность проявить свою креативность.

Цель «круглого стола» - раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса.

Задачей «круглого стола» является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому «круглый стол» имеет специфические особенности:

1. Персофиницированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).

2. Полифоничность «круглого стола» (в процессе «круглого стола» может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью «круглого стола»).

Организационные особенности круглых столов :

относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; существенные ограничения в плане количества посетителей; камерность мероприятия.

Модерация (ведение).

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего дискуссии. В Ватикане модератор был лицом, которое указывало на самые существенные положения в речах папы. В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Не будет преувеличением утверждение, что от ведущего (модератора) Круглого стола зависит практически все. Его задача – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущих Круглых столов высоки.

Ведущий должен уметь чётко формулировать проблему, не давать растекаться мыслью по древу, выделять основную мысль предыдущего выступающего и, с плавным логичным переходом, предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий Круглого стола должен быть беспристрастным.

Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником Круглого стола. Поэтому, он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.

Ведущий Круглого стола не должен быть:

Растерянным и запуганным. Такие качества характерны для начинающих ведущих, связаны с волнением и отсутствием практики.

Авторитарным. Стремление в максимальной степени контролировать и регулировать ход обсуждения, поддерживать жесткую дисциплину, не располагает к дискуссии. Попустительствующим. Ведущий обязан сосредоточить дискуссию на обсуждаемых вопросах и сконцентрировать ее во времени. Попустительство с его стороны будет способствовать активизации альтернативных лидеров, которые постараются переключить внимание на себя. Дискуссия начнет уходить от темы, распадаться на локальные обсуждения. Слишком активным. Задача извлечения информации требует ограничения активности ведущего.

Плохо слушающим. Отсутствие у ведущего умения слушать приведет к тому, что потеряется много полезного из того, что было сказано в ходе обсуждения. В этом случае наиболее тонкие комментарии, полученные в результате публичной дискуссии, представляющие основу для заглубления дискуссии, останутся без внимания. Причинами такого поведения может быть стремление ведущего Круглого стола жестко следовать вопроснику обсуждения, вследствие чего он концентрируют свое внимание на нем. Или озабоченность тем, чтобы эффективно выслушать всех участников группы, не упустив ни одного из них и предоставив всем равное время.

Комедиантом. Предполагает концентрированность на развлекательном аспекте обсуждения в большей степени, чем на его содержании.

Эксгибиционистом. Такой ведущий использует группу главным образом для целей самоутверждения, ставит личные цели выше целей исследования. Самолюбование может выражаться в вычурных позах, неестественных жестикуляциях и интонациях, нравоучениях и иных формах «работы на публику».

Правила для участников круглого стола:

участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия: если вам нечего сказать, то лучше молчать.

Этапы подготовки круглых столов:

Выбор темы. Осуществляется с ориентацией на направления научной работы кафедры и преподавателей. Кафедры предлагают темы «Круглых столов» с обоснованием необходимости ее обсуждения и разработки. В этом случае следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта. Особую роль для Круглого стола играет компетентность ведущего, поэтому модератор обязан самостоятельно осуществить подготовку в рамках заданной темы Круглого стола.

Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола. Если масштабы мероприятия выходят за рамки вуза, целесообразно на предварительном этапе подготовки Круглого стола разослать предполагаемым участникам информационные письма и приглашения к участию в данном мероприятии. Следует помнить, что формирование группы участников предусматривает дифференцированный подход: это должны быть не только компетентные, творчески мыслящие люди, но и должностные лица, представители исполнительной власти, от которых зависит принятие решений.

Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола). При составлении анкеты необходимо определить основную задачу-проблему, расчленить ее на составляющие, предположить, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы. Вопросы могут быть открытыми, закрытыми, полузакрытыми. Формулировка их должна быть короткой, ясной по смыслу, простой, точной, однозначной. Начинать нужно с относительно простых вопросов, затем предлагать более сложные. Желательно сгруппировать вопросы по смыслу. Перед вопросами обычно помещают обращение к участникам опроса, инструкцию по заполнению анкеты. В конце следует поблагодарить участников.

Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Структура круглого стола

Круглый стол предполагает:

1. готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей ее решения.

2. наличие определенной позиции, теоретических знаний и практического опыта.

Возможна организация такого круглого стола, когда в основу обсуждения преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

Таким образом, неотъемлемые составляющие круглого стола:

1. неразрешённый вопрос;

2. равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;

3. выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.

При проведении «круглого стола» для достижения положительного результата и создания деловой атмосферы необходимо:

· Предусмотреть оптимальное количество участников (если круг специалистов большой, необходим не один ведущий, а два.

· Обеспечить работу технических средств для аудио- и видеозаписи.

· Установить регламент выступлений.

· Обеспечить соответствующее оформление аудитории (желательно, чтобы «круглый стол» был действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу», что способствует групповому общению и максимальной вовлеченности в дискуссию.)

Методика организации и проведения «круглого стола»

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении «круглого стола»: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

I Подготовительный этап включает:

· выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;

· подбор модератора (модератор руководит «круглым столом», поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);

· подбор дискутантов. Состав участников «круглого стола» может быть расширен путем привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;

· подготовка сценария (проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе «круглого стола»).

Сценарий предполагает:

Определение понятийного аппарата (тезауруса);

Перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);

Разработку «домашних заготовок» ответов, подчас противоречивых и неординарных с использованием репрезентативной выборки информации;

Заключительную речь модератора;

· оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы;

· консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться);

· подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведенного анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей «круглого стола»

II Дискуссионный этап состоит из:

1. выступления модератора, в котором дается определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме «круглого стола» и информирование об общих правилах коммуникации.

2. К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:

· - избегай общих фраз;

· - ориентируйся на цель (задачу);

· - умей слушать;

· - будь активен в беседе;

· - будь краток;

· - осуществляй конструктивную критику;

· - не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.

· Ведущий должен действовать директивно, жестко ограничивая во времени участников «круглого стола».

3. проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.

4. выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы:

5. ответов на дискуссионные вопросы;

6. подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

III Завершающий (постдискуссионный) этап включает:

· подведение заключительных итогов ведущим;

· установление общих результатов проводимого мероприятия.


Похожая информация.


Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого стола - предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

    относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

    отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; . существенные ограничения в плане количества посетителей;

    камерность мероприятия.

Модерация (ведение).

Ключевой элемент любого Круглого стола - это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего - не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца.

Правила для участников круглого стола:

    участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

    не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия.

    Этапы подготовки круглых столов:

    1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

    2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.

    3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.

    5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола - цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола).

    6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.

Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, - только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.

Варианты проведения «круглых столов»:

    Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.

    Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

    Третий вариант - «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

    Четвертый вариант - «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

    краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.

    общее резюме , извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.

    полное изложение всех выступлений участников.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: