Рассказ который заканчивается моралью басни обоз. Сочинение по басне Крылова «Обоз

Мораль басни И.А. Крылова частично выражена в эпилоге и заключается в том, что многие люди часто предлагают поспешные и непродуманные решения, не вникнув должным образом в ситуацию. Когда же они сами оказываются перед необходимостью решать сходные задачи, попытка реализовать свои беспредметные амбиции приводит к катастрофе. Прежде чем давать советы, надо сначала увидеть проблему изнутри, а не пытаться найти решение наскоком. В жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, сходными с той, что описана в басне. Например, часто болельщики ругают спортсменов, совершающих какие-то ошибки, и, сидя на трибунах или перед телевизором, дают им разнообразные советы. Но понятно, что, выпусти их на поле, - у них совсем ничего не получится.
Басня учит вдумчивости, умению правильно оценить свои силы и распределить их, а также предостерегает от поспешных советов.
В качестве примера можно привести такую историю. Раньше у нас на лестничной клетке был сосед, которого звали Стёпа. Он был мой ровесник, и когда мы гуляли во дворе, он часто играл вместе со всеми. Он был совершенно безалаберным хвастуном и терпеть не мог, если кто-либо из ребят рассказывал о каких-то своих успехах. Говорили про Диму, который вместе с отцом ездил в горы на Тянь-Шань. - так Стёпа кривился и обязательно влезал. «Легко!» - это было его любимое словечко. Упомянула Светка о том, как сложно ухаживать за цветами, - Стёпа ухмылялся: «Подумаешь!» Решал Гена, который до прошлого года учился в математической школе, сложные задачки для старшеклассников. Стёпа продолжал презрительно щуриться. Сам он при этом никуда не ходил, ни во что толком играть не умел, да и учился так себе. Однако советы раздавал направо и налево, считая себя самым знающим человеком. И вот однажды к Генке пришёл один парень из его школы, но того дома не было, а парень очень торопился. Он был Генкин одноклассник, и учительница по математике его не любила и постоянно спрашивала, хотя он совсем не любил математику, а хорошо знал историю и географию. Кроме этого, он уже несколько лет занимался карате. Так вот, во дворе сидел один Стёпа. Они как-то перекинулись словечком, и Стёпа в своей манере объяснил, что Генка - это ерунда и он эту математику знает не хуже. Надо сказать, что Стёпа учится на класс старше, и генкин одноклассник попросил его помочь. «Легко!» - самоуверенно согласился тот. Оказалось, конечно, всё совсем не легко. Но не мог же Степан признаться в этом! «Тут и делать-то нечего!» - заявил он посмотрев на задание. И стал с ходу вписывать решение. Генкин товарищ подвоха не учуял, о чём сильно пожалел, потому- что в школе сам вызвался к доске изобразить правильное решение домашнего задания, надеясь заработать хорошую оценку. Получил он в результате единицу и запись в дневнике,
приглашающую в школу родителей в связи с издевательским поведением их отпрыска. Учительница-то подумала, что ей решили отомстить и сорвать урок такой непотребной глупостью. Был скандал. Как и учительница, Генкин одноклассник был оскорблён в лучших чувствах. Был он парень решительный. да ещё к тому же и каратист. Степану пришлось заплатить за всё сполна. Невольно вспомнишь басни Ивана Андреевича Крылова, который писал почти двести лет назад:

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам.
Так напроказишь вдвое хуже.

Какова мораль басни Крылова "Обоз"? К каким жизненным ситуациям применима?

    Мораль однозначная,- не суйся под руку другим с поучениями, критикой и нравоучительством, жизнь показывает, что критиканы, оказавшись в аналогичных ситуациях, расписываются, часто, в собственной несостоятельности - неуменим оказаться наверху...

    А, применительно к повседневной действительности (самое распространенное)

    критики сидящие на пассажирских сидениях, поучающие водителей стилю-

    методам езды.

    На мой взгляд, суть морали этой басни в том, что не надо никого осуждать. Если видишь, что у кого-то что-то не получается - помоги, но не осуждай со стороны. Делать всегда труднее, чем представлять и болтать языком.Очень легко увидеть ошибки со стороны, а вот попробуй сам это же дело сделать хорошо.Только кажется, что легко, а как попробуешь, убедишься, что сложновато.Поэтому никого и никогда не надо осуждать.

    Да, именно эта басня очень актуальна для современной политики, проводимой в мире. И в большей мере это относится именно к России. Когда видишь, как некоторые молодые неопытные политики, да и пожилые пытаются всех учить, как жить и как поднимать экономику, а сами тяжелей стакана в руках не держали, то становится немного не по себе и к чему мы так можем прийти. Но тут же находятся и так называемый, чтобы не было обидно, бэк - вокал. И вот он и портит все дело, и непонятно, чем все это может кончится. Так что, действительно, У нас давно так повелось, что учат те, кто сами не умеют . Да, последняя фраза получилась как в басне Крылова. Как говорится, и стиль и смысл как в этой басне.

    Так что мне кажется, что мораль я неплохо представил выделенной фразой.

    Мораль данной басни заключается в том, что не стоит относиться предвзято к тому, как другие выполняют определенную работу. Особенно тогда, когда ты еще сам не выполнял такой работы. Есть большая вероятность того, что ты справишься с задачей хуже (или вообще не справишься, как в этой басне: лошадь слетела в канаву, все хозяйские горшки разбились), оттого будешь выглядеть еще смешнее, чем мог бы.

    В басне Обоз представлена самая наверное распространенная в жизни ситуация, когда один человек что-то делает, а другой ему дает советы, как сделать лучше. Причем советуют обычно явные дилетанты, которые имеют только поверхностное представление о выполняемой работе и не представляющие себе всех подводных камней. В итоге, когда такой советчик надоедает и ему предлагают сделать работу самому, оказывается, что работа-то ему и не по силам. Так и в басне Крылова старая опытная лошадь аккуратно спускается под гору, понимая, что тяжелый воз может понести и тогда его не остановишь, но молодая, всячески понося мастера, бросается вперед и оказывается в канаве. Мораль: не ругай работу другого, не попробовав сделать ее сам, не суди о работе профессионала будучи любителем и не лезь под горячую руку с советами.

    Текст басни Обоз И.А. Крылов:

    Мораль басни проста, советы давать очень легко, глядя со стороны на работу другого. Критикующих полно, а вот взяться да сделать правильно не всем под силу. Нужны опыт и умения.

    Кажется взялся и сделал за пять минут да еще без ошибочно верно. Ан нет. За любое дело нужно браться, сначала подумав. Поспешишь - людей насмешишь. И это еще пол-беды.

    В этой басне нет никакого потаенного глубокого смысла, мораль вся на поверхности и заключается в последнем абзаце.

    Проще всего стоять и критиковать (или даже, по нынешним временам, сидеть у компьютера и комментарии ехидные отпускать) чужую работу. Поди-ка, сделай сам. Ещ и намного хуже получится.

    Вспомнилась Оксана Пушкина в жюри шоу Ледниковый период. Сама толком кататься не научилась, но других судить (и засуживать, ставя по надуманным причинам заниженную оценку) - хлебом не корми. А как ей станут говорить: Ну давайте, Оксана, выходите на лд, покажите нам, как надо было! - В другой раз... Чтобы все горшки не расколотить, как та лошадь.

    Басня И.А. Крылова Обоз рисует нам казалось бы простую и житейскую ситуацию - обоз с горшками, который идет вначале в гору, а затем с горы. Из уст молодой лошади слышится критика излишней осторожности хозяина обоза и опытного коня, которые не торопятся в этом деле. Но жизнь (в данном случае - спуск обоза с горы), когда возу и молодой лошади пришлось спускаться с горы, подтвердил правоту хозяина и опытного коня.

    Басня Обоз - это иносказательная поддержка баснописцем тактики, выбранной полководцем Кутузовым (старым и опытным), которого вовсю критиковали многие молодые горячие головы в верхах и даже сам царь Александр I.

    Мораль басни заключена в ее последних четверостишиях:

    Она применима к очень многим житейским ситуациям. Наблюдать со стороны всегда легче, кажется, что сам сделаешь подобное легко и быстро. Но, когда доходит до дела, то оказывается, что результат получился намного хуже, чем у того, кого так яростно критиковали.

    Это же можно отнести даже к трудным эмоциональным ситуациям, о которых русская пословица говорит:

    Со стороны люди часто горазды давать советы и им кажется, что они в подобных обстоятельствах сделают все быстро и правильно, но не то получается, когда дойдет до реального дела.

Какова мораль басни Крылова Обоз и к каким жизненным обстоятель­ствам она может быть применима? Подготовьте небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью этой басни.

Ответ

Мораль басни И.А. Крылова частично выражена в эпи­логе и заключается в том, что многие люди часто предлагают поспешные и непродуманные решения, не вникнув должным образом в ситуацию. Когда же они сами оказываются перед необходимостью решать сходные задачи, попытка реализовать свои беспредметные амбиции приводит к катастрофе. Прежде чем давать советы, надо сначала увидеть проблему изнутри, а не пытаться найти решение наскоком.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, сходными с той, что описана в басне. Например, часто болельщики ругают спортсменов, совершающих какие-то ошибки, и, сидя на трибунах или перед телевизором, дают им разнообразные советы. Но понятно, что, выпусти их на поле, — у них совсем ничего не получится. Басня учит вдумчивости, умению правильно оценить свои си­лы и распределить их, а также предостерегает от поспешных советов.

В качестве примера можно привести такую историю.

Раньше у нас на лестничной клетке был сосед, которого звали Стёпа. Он был мой ровесник. и когда мы гуляли во дво­ре, он часто играл вместе со всеми. Он был совершенно беза­лаберным хвастуном и терпеть не мог, если кто-либо из ребят рассказывал о каких-то своих успехах. Говорили про Диму. который вместе с отцом ездил в горы на Тянь-Шань, — так Стёпа кривился и обязательно влезал. «Легко!» — это было его любимое словечко. Упомянула Светка о том, как сложно ухаживать за цветами, — Стёпа ухмылялся: «Подумаешь!» Решал Гена, который до прошлого года учился в математиче­ской школе, сложные задачки для старшеклассников, Стёпа продолжал презрительно щуриться. Сам он при этом никуда не ходил, ни во что толком играть не умел, да и учился так се­бе. Однако советы раздавал направо и налево, считая себя са­мым знающим человеком. И вот однажды к Генке пришёл один парень из его школы, но того дома не было, а парень очень торопился. Он был Генкин одноклассник, и учительни­ца по математике его не любила и постоянно спрашивала, хотя он совсем не любил математику, а хорошо знал историю и географию. Кроме этого, он уже несколько лет занимался ка­рате. Так вот, во дворе сидел один Стёпа. Они как-то переки­нулись словечком, и Стёпа в своей манере объяснил. что Ген­ка — это ерунда и он эту математику знает не хуже. Надо сказать, что Стёпа учится на класс старше, и Генкин одно­классник попросил его помочь. «Легко» — самоуверенно со­гласился тот. Оказалось, конечно. все совсем не легко. Но не мог же Степан признаться в этом! «Тут и делать-то нечего!» — ­заявил он, посмотрев на задание. И стал с ходу вписывать решение. Генкин товарищ подвоха не учуял, о чём сильно пожа­лел, потому что в школе сам вызвался к доске изобразить пра­вильное решение домашнего задания, надеясь заработать хо­рошую оценку. Получил он в результате единицу и запись в дневнике, приглашающую в школу родителей в связи с изде­вательским поведением их отпрыска. Учительница-то подума­ла, что ей решили отомстить и сорвать урок такой непотреб­ной глупостью. Был скандал. Как и учительница, Генкин одноклассник был оскорблён в лучших чувствах. Был он па­рень решительный, да ещё к тому же и каратист. Степану пришлось заплатить за всё сполна: Невольно вспомнишь бас­ни Ивана Андреевича Крылова, который писал почти двести лет назад:

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Басня «Обоз» впервые появилась в журнале «Сын Отечества» 1812 г., ч.II, №7, ноябрь. Сюжет этой басни является оригинальным и связан он с событиями Отечественной войны 1812 года.

В басне молодая Лошадь критикует опытного Коня, который медленно и осторожно спускает с горы воз с хрупкими горшками. Когда старый конь благополучно скатил свой воз с горы, молодая Лошадь храбро понеслась вниз. В итоге, ее воз опрокинулся в канаву, и все горшки разбились.

Появлению басни предшествовал сложный для России эпизод Отечественной войны 1812 года. Оставление Москвы в руках неприятеля и ее разорение и вслед за тем бездействие главнокомандующего должно было неминуемо возбудить всеобщий ропот и горькие нарекания. Все желали решительного боя, ждали его под стенами Москвы. А между тем, Кутузов, никому не открывая плана истребления армии Наполеона, спокойно и настойчиво приводил его в исполнение – старался ослабить врага, уклоняясь от решительной развязки. Весьма естественно, что общественное мнение вооружилось теперь против него. Сам император вменял ему в вину, что он не дал вторичного сражения под Москвой. Следствием этого был рескрипт (документ, подписанный императором ) на имя главнокомандующего, полученный им за несколько дней до Тарутинского сражения: «Я и Россия вправе ожидать с вашей стороны всего усердия, твердости и успехов». Но Кутузов не изменил своего плана, несмотря ни на упреки, ни на порывы своих сподвижников. Он был уверен, что бесплодное сидение Наполеона в разоренной Москве не может не ослабить французское войско и ожидал удобного момента для решительных действий.

Крылов, понимая замысел Кутузова, в басне «Обоз» пытался подействовать на нетерпеливое общественное мнение. Он сравнил старого полководца с добрым конем, который принял на себя всю тяжесть государственной колесницы и не дал ей скатиться под гору. Крылов в своей басне сумел показать, чем обязана Россия мудрой медлительности «старой лисицы», как назвал Кутузова Наполеон.

Только написав басню «Обоз», Крылов прочитал ее семье вельможи Оленина, начальника Публичной библиотеки. Закончил чтение басни Иван Андреевич следующими строками:

«Все кажется в других ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь еще хуже»

После чтения басни Крылов сказал, что Кутузов – конь старый, опытный, воз везет и горшков зря не перебьет.

Независимо от исторического значения басни, в ней заключается и общее нравоучение. Под первым конем подразумевается человек, поживший на свете, который любое дело ведет терпеливо, рассудительно, не торопясь, не на авось, а потому все у него выходит не скоро, но споро. Под вторым конем понимается человек молодой, самонадеянный, который, поскольку еще не испытывал никаких неудач в жизни, думает, что для него все возможно, что он умнее всех и для всех может служить примером. А как сам примется за дело, так и бухнется с этим делом в канаву.

Поэтому недаром говорит пословица: «Тише едешь, дальше будешь», то есть, если делаешь не торопясь, осмотрительно, с рассудительностью, так не придется переделывать, а потому и закончишь раньше торопливого, да и сделаешь лучше, вернее. Так бывает в любом деле: чуть только поспешишь – как раз насмешишь.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: