Священное писание тора как отражение мира. Что такое тора

(см. ниже ). Слово «Тора» (‏תּוֹרָה‏‎) происходит от глагола «леорот» - «наставлять» - и может означать «учение» , «закон» . Тора была дана еврейскому народу на горе Синай и содержит учение Б-га о морали, Его воззрение на мир. Таким образом, Тора - это учение и наследие, данное Б-гом евреям и миру.

Тора является основой иудаизма и важнейшей ценностью для каждого еврея

Дарование Торы на Синае означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Но эта конституция составлена Б-гом, а не человеком.

Письменная Тора и Устная Тора

Практически Тора состоит из двух дополняющих друг друга частей: Письменной Торы и Торы Устной.

Письменная Тора включает в себя Пятикнижие Моше , книги Пророков (Невиим ) и Писания (Ктувим ).

В пяти книгах Пятикнижия (Берешит , Шмот , Ваикра , Бемидбар , Дварим) говорится о развитии еврейского народа от Сотворения Мира до смерти Моше, предшествовавшей вхождению евреев в Святую Землю . Пятикнижие также содержит корни всех законов и основы мировоззрения иудаизма.

В книгах Пророков и Писаниях описаны события еврейской истории, начиная с правления Иеошуа бин Нуна (Иисуса Навина) и кончая построением Второго Храма . В них содержится объяснение многих концепций, формирующих основы теологии иудаизма.

Три части Письменной Торы - Пятикнижие, Невиим , Ктувим - вместе называются ТаНаХом (ТаНаХ - это аббревиатура трех слов, образована первыми буквами каждой из частей: Тора, Невиим, Ктувим).

Торой в узком смысле называют Пятикнижие Моисея (на иврите - Хумаш)

Устная Тора не менее важна, чем Письменная, т. к. является подробнейшим разъяснением последней. Ее предписания также были даны на горе Синай. Однако, в отличие от Письменной Торы, которая по определению всегда сохранялась в письменной форме, Устная Тора вначале передавалась устно из поколения в поколение. Такая форма вынуждала евреев посвящать больше времени совместному изучению Торы и, тем самым, гарантировала изучение закона под руководством учителя, который мог объяснить его должным образом. И только когда тяжелые социальные условия поставили под угрозу само существование Устной Торы, раби Иеуда Анаси принял решение записать ее. Результатом его труда стали шесть частей Мишны , работа над фиксацией которой была завершена к 3948 г. (188 г. н.э.).

Последующие поколения мудрецов составили объяснения и комментарии к Мишне, известные как Гемара .

Тот, кто углублялся в изучение Талмуда, знает, что это несравненный труд, включающий юридические вопросы, философские рассуждения, логические аргументы и поучительные истории. Неудивительно, что Талмуд занимал умы ученых в течение веков и до сих пор остается основой основ бытия еврейского народа

«Гемара» означает буквально «завершенность», т. к. ее составление знаменовало собой заключительное описание слов Всевышнего, сказанных Им на Синае. Однако изучение этих слов продолжается до настоящего дня.

Изучение Торы

Как сказано выше, завершение составления Талмуда не означает, что изучение Торы остановилось: на самом деле изучение Торы и открытия в ней не прекращаются. Мудрость Всевышнего бесконечна и многогранна - значит, бесконечен и процесс познания Его мудрости, заложенной в словах Торы.

Устная Тора существовала еще до Письменной Торы

Знатоки Торы составили нескончаемую серию комментариев и объяснений Торы, помогая тем самым передавать ее содержание и законоположения новым поколениям.

Различают несколько групп мудрецов-комментаторов: Сабораи (475-590 гг. н.э.), Гаоны (590-1038 гг. н. э.), Ришоним - Первые комментаторы (ХI-ХV вв.) и Ахароним - Последние комментаторы (XVI в. и до наших дней). Среди них - такие выдающиеся мудрецы, как Раши , чьи комментарии к Танаху и Талмуду осветили путь последующим поколениям, Рамбам , чьи философские и законо-ведческие работы помогли бесчисленному количеству евреев постичь суть иудаизма, раби Йосэф Каро , чей непревзойденный труд по еврейскому закону - Шулхан Арух - дал точные объяснения обязанностям евреев.

Труды, объясняющие Тору все новым и новым поколениям, продолжают появляться на свет, что является свидетельством непреходящей ценности ее изучения. Вот что такое Тора - Б-жественное обращение к евреям и всему человечеству, изобилующее мировоззренческими и нравственными положениями, включенными в практическую ткань жизни.

Что такое Устная Тора?

Часто приходится слышать многих людей, которые утверждают, что они верят в Б-га и Тору, но не считают себя обязанными подчиняться указаниям раввинов и свято верить в их слова. Часто также можно услышать такое утверждение: «Тору я читаю и понимаю сам, комментарии мне не нужны». Есть ли правда в этих утверждениях?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться вообще в том, что такое Тора? Обычно слово Тора имеет два смысла - один узкий, а другой широкий. В узком смысле слова, Тора - это то, что называется «Хумаш», то есть Пятикнижие Моисеево. В более широком смысле, Тора - это все книги, которые в еврейской традиции считаются святыми, в том числе книги «Невиим» (Пророки) и «Ктувим» (Писания), которые вместе с Пятикнижием составляют ТАНАХ, а также Талмуд, «Шулхан Арух», «Зоар» и многое другое, вплоть до книг составленных мудрецами нашего времени.

Например, когда говорят что в йешивах учат Тору, то обычно имеется в виду Талмуд, «Шулхан Арух» и т.д., а не Пятикнижие, которое обычно изучается в «хедере» (начальной школе). Важнейшим принципом иудаизма, одним из Тринадцати постулатов еврейской веры, является абсолютная вера в то, что как Письменная Тора (ТАНАХ), так и Устная Тора (Талмуд и т.д.) дана евреям Всевышним. В этом состоит принципиальная разница между иудаизмом и (да не будет рядом помянуто) христианством и учением караимов. Христиане и караимы также верят в ТАНАХ, но отрицают Устную Тору.

Что такое Устная Тора? На горе Синай Моше-рабейну записывал Пятикнижие под диктовку Всевышнего. Пятикнижие можно сравнить с кратким конспектом, который ученик записал во время лекции; причем понятно, что человек, который во время лекции не присутствовал, ничего из этого конспекта не поймет. Только в отличие от обычного конспекта, находясь на горе Синай, учитель (Всевышний) сам продиктовал ученику (Моше-рабейну) текст этого конспекта. Но на самом уроке ученик получил намного больше. Вот эта и есть Устная Тора, которую Моше-рабейну не записал, а получил в устной форме. На первом этапе Устную Тору нельзя было записывать, но после разрушения Второго Храма, мудрецами было принято решение записать часть Устной Торы. В дальнейшем, мудрецы последующих поколений записывали те части, которые не были записаны в начале и так постепенно появилась огромная библиотека святых еврейских книг.

В книги «Дварим» (17:8-12) говорится, что евреи обязаны беспрекословно подчиняться указаниям Верховного Суда мудрецов Торы, который находился в Иерусалимском Храме. В этом Суде было 71 мудрецов и в дальнейшем он получил название Санедрин (Синедрион). Его задачей было правильно и точно сохранять традицию Устной Торы, быть верховном судебным органом еврейского народа и выносить решения в случае дискуссий о правильном понимания Торы. Членами Санедрина могли быть только выдающиеся знатоки Торы, известные своей мудростью и праведностью, а также разбирающиеся в различных языках и науках. В четвертом веке не нашей (это не опечатка) эры, Санедрин был упразднен римскими властями.

Но величайшие мудрецы следующих поколений являются продолжением Санедрина и благодаря им не исчезнет Тора у Израиля. Основатель хасидизма рабби Исраэль Баал-Шем-Тов (18 век) говорил, что все книги еврейских мудрецов Торы до конца 17 века были написаны с помощью «святого духа» и поэтому не только их содержание, но и сам текст, его порядок и форма изложения, являются точными и Б-годанными, подобно тексту Письменной Торы.

То же самое, без сомнения, касается и учения самого Баал-Шем-Това и его преемников - Мезерического Магида, Алтер Ребе и т.д., вплоть до учения главы нашего поколения - Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха.

Обсудить

Еврейский народ очень религиозен. Израильтяне чтут заповеди Бога, стараются следовать им каждый день. Основным источником, регламентирующим повседневную жизнь иудея, является Тора. Что такое Тора? Это понятие разъясняется по-разному. Под Торой подразумевают Пятикнижие Моисеево, заповеди Божьи, законы еврейского общества, родительские наставления детям, научные концепции.

Пятикнижие Моисеево

К Моисееву Пятикнижию относятся «Бытие», «Исход», «Левит», «Чис» и «Второзаконие». То есть «Книга Тора» состоит из пяти книг, в которых раскрыты источники и постулаты иудейской веры. В книге «Бытие» рассказывается о сотворении мира и человека, первородном грехе, деяниях толкователя снов, соправителя египетского фараона Иосифа.

«Исход» повествует о бегстве евреев из Египта, путешествии их по пустыне, законе, полученном Моисеем от Бога на горе Синай, и построении Скинии - помещения, в котором проводились жертвоприношения и находился Ковчег Завета (в нём хранилась свежая манна небесная, расцветший жезл Аарона, другие вещи, связанные с жизнью евреев). Скиния представляла собой прообраз современного христианского храма. Строение было переносным, что позволяло перевозить его во время путешествия.

Что такое Тора? Это ещё и рассказ о происхождении израильского народа, о возникновении храмов.

«Левит» продолжает историю странствования евреев, освящает способы проведения иудейских богослужений и праздников. Название «Чис» происходит от слова «народосчисление», которое Моисей проводил дважды. В книге подробно излагается закон, данный Богом, и рассказывается о войнах еврейского народа с иноверцами.

Во «Второзаконии» приводятся наставления, которые Моисей давал детям, выросшим в пустыне, описываются последние дни пророка.

Помимо Торы, священные книги евреев - это Невиим и Ктувим, в которых описывается жизнь и деятельность пророков, борьба верующих с личностями, сбивающими народ с верного пути, приводятся псалмы для выражения религиозных чувств человека. Тора в сочетании с Невиимом и Ктувимом составляет Танах, называемый другими народами Ветхим Заветом.

Десять заповедей

Что такое Тора? Понятие трактуется и как откровение, снизошедшее Моисею на горе Синай. Бог дал 10 заповедей, в соответствии с которыми нужно строить свою жизнь. Людям предписывается не иметь иных богов, кроме Бога, не творить себе кумиров, не произносить имени Господа всуе, святить субботний день, почитать родителей, воздерживаться от убийств, краж, прелюбодеяния, ложных свидетельств и не желать того, что есть у другого человека.

Заповедь о запрете на произнесение имени Бога всуе иудаизм трактует как предписание не отказываться от веры. По представлениям иудеев, верующие несут ответственность за представление Всевышнего окружающим. Ложное мнение о Боге вредит как самому человеку, так и тем, кто находится рядом.

Заповедь «Не убий» означает запрет на преднамеренное убийство, но не на самооборону или участие в войне. Воровство предполагает не только присвоение чужого имущества, похищение людей, но и создание ложных представлений о человеке, явлении, событии.

Закон «Тора»

Поскольку заповеди необходимо соблюдать каждый день, а ситуации бывают разные, правила поведения верующего раскрываются в законах. Евреям предписывается строго соблюдать законы веры, женитьбы и запрещённых связей, обрезания, молитв, траура, пожертвований бедным, Субботы, Хануки, постов и т. д.

Евреи верят в то, что существует единый Создатель мира, и что поклоняться следует только ему. Что такое Тора? Это свод правил о том, как надо жить с Богом. Молятся иудеи утром, днём и вечером. Во время утренней молитвы Всевышнему кланяются четыре раза. Послеполуденная молитва требует особой сосредоточенности, так как во второй половине дня наступает время суда. Перед вечерней молитвой, совершаемой после захода солнца, обязательно омовение рук.

Иудеи обязаны жениться в возрасте от 18 до 20 лет и завести много детей. Брак с представителем иной веры недопустим. Евреям запрещается прикасаться к женщине, если она не его жена, мать, дочь или внучка.

Человек, у которого умер близкий родственник, рвёт на себе одежду. Погребение происходит до захода солнца или хотя бы в течение суток. Плакать об усопшем разрешается, но без преувеличения его достоинств.

Национальные еврейские праздники приурочены к важным событиям жизни народа. Так, Ханука отмечается в честь победы евреев над врагами. Ханукальные свечи горят восемь дней. Во время Песаха празднуют исход предков из Египта. В течение праздника нельзя есть квасное (изделия из пшеницы, ячменя, овса, полбы, ржи), хранить в доме некоторые лекарства и парфюмерные изделия. Пища готовится в специальной посуде, а раковина и плита покрываются клеёнкой или толстой фольгой.

Также закон «Тора» запрещает иудеям ругаться, произносить клятвы, носить вызывающую одежду, смешивать некоторые продукты (молоко с мясом), отказываться от посещения больного, заниматься шаманизмом, носить одежду противоположного пола и многое другое.

Тора Устная и Письменная

Письменная Тора - это свод правил еврейского народа. Устной Торой считается откровение на горе Синай, переданное Моисею. Если в Письменной Торе перечисляются заповеди и правила, то в Устной даются соответствующие разъяснения. Например, декларируется, что в Субботу нельзя работать. Но какие действия считать работой? Письменная Тора запрещает лишь заготавливать дрова, разжигать огонь и готовить пищу. В Устной Торе вопрос раскрывается подробнее. Письменная Тора предписывает убивать животных для пищи, Устная объясняет, как это сделать правильно. В Письменной Торе перечисляются наказания за совершение преступлений, а в Устной приводится процедура суда и вынесения вердикта.

Свиток Письменной Торы хранится в синагоге, а на основе Устной Торы во II веке нашей эры написали Мишну. Мишна вместе с высказываниями пророков Гмарой образует Талмуд.

Воспитание детей по Торе

Евреи высоко ценят семью и всё, что связано с ней. Воспитывая детей, иудеи ориентируются на триаду «любовь к людям, уверенность в своей правоте, приверженность истине». Иудаизм не считает рождение и воспитание детей главной задачей человека (несмотря на предписание иметь много малышей). Люди приходят в мир, чтобы решить поставленные перед ними задачи, а родители помогают малышу вырасти и выполнить своё предназначение на земле. Поэтому еврейские мамы и папы не навязывают детям свою волю, но дают право выбора.

Опираясь на положения Торы, старшее поколение учит своих чад не причинять вреда ближним, побеждать зло, стараться быть настойчивым и уверенным в себе. Вместо окриков, нравоучений и замечаний используется собственный опыт и пример. Тора не даёт советов о том, как воспитывать детей, она лишь объясняет, каким должен быть человек.

Тора на русском языке: особенности перевода

Издательство «Книжник» перевело Пятикнижие на русский язык. Специалисты отошли от Синодальной трактовки источника с тем, чтобы тексты были доступны неподготовленному читателю. Для современного еврейского народа Тора - не только религиозная книга, но и «руководство к действию» в различных жизненных ситуациях.

Переводчики старались точно передать еврейский текст в соответствии с национальной традицией понимания: «Книга Тора» имеет множество интерпретаций, и все они считаются правильными. Дополнительные разъяснения не всегда нужны, так как священная книга не может быть объектом анализа критиков. В то же время издание снабжено комментариями, помогающими понять суть сказанного. В переводной Книге «Тора» главы называются на иврите, что позволяет использовать источник во время службы в синагоге.

В переводе с иврита слово «Тора» означает «закон», «учение», «наставление».


Сх.№2 - внутреннее движение в сх.№1: Деньги и власть портят человека? На самом деле эти обстоятельства лишь ОСВОБОЖДАЮТ то, что было в человеке ещё до денег и власти.
Каждое событие, в которое человек вступает в силу своих желаний или по обстоятельствам, заставляет его оценить это событие своим разумом, и т. о. обозначить качество своего сознания (мыслью, поступком). Что в свою очередь становится причиной для следующего события... Состояние рая – состояние свободы от СЛЕДСТВИЙ - ударов Судьбы, из-за отсутствия ПРИЧИНЫ (мысли, поступка)... Судьба не может действовать, пока человеческим сознанием не рождена (любая) МЫСЛЬ, которая будет характеризовать качество этого сознания. Мысль, которая станет импульсом, запускающим в действие "колесо жизни". Проявление Судьбы явится корегирующим воздействием на сознание человека и вызовет новую мысль, замыкая круг "Колеса жизни". Так работает принцип Дерева познания добра и зла, в основе которого стоит закон свободной воли. Человек СВОБОДЕН совершить глупость, и заплатив за свою глупость избавиться от неё. На смену приходит правда. Конечная правда – Бог.
Основное время своей жизни, обычный человек, неосознанно, тратит на построение "скорлупы" защищающей его от Судьбы. Под словом - скорлупа, следует понимать, престижное образование, позволяющее занять высокий социальный статус, деньги, власть и т.д. Всякий знает, что успеха в этом строительстве добиваются люди физически и интеллектуально сильные. Но, за силой идет безнаказанность, а за безнаказанностью беспринципность, то есть деградация. Сила позволяет, совершив ПРИЧИНУ, защитится от СЛЕДСТВИЯ. Т.е. человек "задавший вопрос" отказывается "выслушать ответ", оставаясь при своей глупости. Наркотики и алкоголь также создают своеобразный кокон, притупляющий чувствительность к Судьбе (к ответу Бога).
Не следует путать интеллект с мудростью. Их связывает логика, но Правда, это результат мудрости. Пр: Коперник, Ньютон, Менделеев. А ложь, есть признак интеллекта. Пр: финансовые, политические аферы, политкорректность. Мудрость жертвует для правды. Интеллект использует правду.
В любом обществе, единственная форма правления – это демократия – воля большинства людей. Вопрос в том, какого качества это большинство. Коммунизм, монархия, фашизм или мультикультурализм – всего лишь качественные характеристики демократии, которые допускает (приветствует) большинство народа. Власть Наполеона состоялась потому, что большинство французов, на месте Наполеона, поступили бы точно также как Наполеон. Власть Сталина состоялась потому, что большинство советских граждан, на месте Сталина, поступили бы точно также как Сталин. Волей большинства делаются революции, просто находится несколько человек, которые более внятно озвучивают эту волю. Население страны не делится на народ и власть, оно делится на толпу, предпочитающую ложь, и личность предпочитающую правду. Но, у личности нет стремления к власти, у неё есть стремление к ПРАВДЕ, в химии, физике, математике, в расследовании преступлений и т.д. Писатель, художник, или политик желающий угодить толпе, сам является её частью.
Демократия не цель, а средство. Для чего?
Человек оскверняется своим грехом, но освящается чужим. Т.е. в любом преступлении происходит осквернение преступника, но освящение жертвы этого преступления. Самый яркий пример: За ПРАВДУ, Иисус Христос, через распятие, принял грех (преступление) осудившей Его толпы, и тем освятился. Именно об этом слова в Ев. от Иоанна 1:29 Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира», или «любите врагов ваших».

Тора - священная книга евреев , известна также как Пятикнижие Моисеево . Иудеи верят, что Тору записал лично Моисей. Тору, как и Танах , иногда некорректно называют «Еврейской Библией». Данная статья - о Торе как конкретном тексте, однако иногда под Торой в широком смысле могут понимать всю совокупность еврейских текстов и даже не только текстов.

Книги Торы

Всего в Тору входит пять книг:

  • Берейшит
  • Шемот
  • Ваикра
  • Бемидбар
  • Дварим

Это - наиболее древние названия книг на иврите . Существуют переводные аналоги названий, создающие вокруг них немало путаницы.

Соотношение с Танахом

Тора + Невиим + Ктувим = Танах. Тора - часть Танаха, но слово Танах - не синоним Торы.

Отличия от христианской Библии

  • В Торе нет Нового Завета.
  • Тора как составная часть входит в Ветхий Завет, но Ветхий Завет по объему больше Торы и передает ее некорректно. Иудеи не считают Торой совпадающую с ней по контексту и книгам часть Ветхого Завета христиан.

Тора как предмет

В синагогах и еврейских домах Тора может существовать как книга (несколько книг) или свиток. И к тому, и к другому принято религиозно-благоговейное отношение, не допускающее падений, небрежности и тому подобного. Внесение свитка Торы в синагогу означает ее освещение и является важным мероприятием, быть приглашенным на которое почетно. Также существует заповедь, согласно которой каждый еврей должен написать свой свиток Торы. В реальности для выполнения заповеди достаточным считается заказать свиток у писца (это стоит весьма приличных денег) и внести в него минимальное исправление.

Авторство и история

Существует религиозный (дана Б-гом Моисею на горе Синай) и научный (много авторов и составление на протяжении веков) взгляды на происхождение текста Торы.

Значение ТОРА в английском языке

еврейское слово, означающее "закон" или "учение". Этим термином обозначается прежде всего Пятикнижие, или пять книг Моисеевых (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), однако иногда его применяют ко всему еврейскому закону или ко всей Библии в целом. См. также БИБЛИЯ; ВЕТХИЙ ЗАВЕТ; ПЯТИКНИЖИЕ; ТАЛМУД.

Русский словарь Colier. Russian dictionary Colier. 2012


Russian dictionaries → Russian dictionary Colier

Еще значения слова и перевод ТОРА с английского на русский язык в англо-русских словарях.
Что такое и перевод ТОРА с русского на английский язык в русско-английских словарях.

More meanings of this word and English-Russian, Russian-English translations for ТОРА in dictionaries.

  • ТОРА — Torah
  • ТОРА — torah
    Большой Русско-Английский словарь
  • ТОРА — тора torah
    Русско-Английский словарь Сократ
  • ТОРА! ТОРА! ТОРА! — Tora! Tora! Tora!
    Русско-Американский Английский словарь
  • БЁРЧ, ТОРА — Thora Birch
    Русско-Американский Английский словарь
  • TORUS GROUP — мат. группа тора
  • TORUS FUNCTION — мат. функция тора
    Большой Англо-Русский словарь
  • TORIC — торический (специальное) торический; имеющий форму тора, торообразный
    Большой Англо-Русский словарь
  • TORAL GROUP — мат. группа тора
    Большой Англо-Русский словарь
  • TORAL AUTOMORPHISM — мат. автоморфизм тора
    Большой Англо-Русский словарь
  • TORAH — (религия) тора
    Большой Англо-Русский словарь
  • TORA — тора
    Большой Англо-Русский словарь

  • Большой Англо-Русский словарь
  • NON-UNIFORM ROTATION — неоднородное [некогерентное] вращение (век-тора намагниченности)
    Большой Англо-Русский словарь
  • MODULE OF TORUS — мат. модуль тора
    Большой Англо-Русский словарь
  • LAW — I сущ. 1) а) закон (регулирующий, предписывающий акт) according to the law ≈ по закону to administer, apply, enforce a …
    Большой Англо-Русский словарь
  • TORA! TORA! TORA! — Тора! Тора! Тора!
    Американский Англо-Русский словарь
  • ROBARDS, JASON — (1922-2000) Робардс, Джейсон Актер, снимался в фильмах: "Тысяча клоунов" ["A Thousand Clowns"] (1961), "В любую среду" ["Any Wednesday"] (1966), "Тора! Тора! …
  • ROBARDS, JASON — (1922-2000) Робардс, Джейсон Актер, снимался в фильмах: "Тысяча клоунов" ["A Thousand Clowns"] (1961), "В любую среду" ["Any Wednesday"] (1966), "Тора! …
  • ФАРИСЕИ — (древнеевр. "перушим" - "обособившиеся"), учители еврейского Закона, действовавшие с начала 2 в. до н.э. и до конца 1 в. н.э. …
    Русский словарь Colier
  • ТОПОЛОГИЯ — раздел математики, занимающийся изучением свойств фигур (или пространств), которые сохраняются при непрерывных деформациях, таких, например, как растяжение, сжатие или изгибание. …
    Русский словарь Colier
  • СУККОТ — (древнеевр. "кущи", "шалаши"), Кущи, еврейский праздник, продолжающийся девять дней (в Израиле восемь дней). Начинается ранней осенью в 15 день еврейского …
    Русский словарь Colier
  • ИУДАИЗМ — ИУДАИЗМ Вероучение, этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма изложены в Торе, которая в широком смысле включает Устный и Писаный Закон, …
    Русский словарь Colier
  • ЕВРЕЙСКОГО — Первым еврейским кодексом может считаться Тора (Пятикнижие), содержащая законодательную часть Библии. С этим согласны как ученые-традиционалисты, так и исследователи, стоящие …
    Русский словарь Colier


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: