Святой патрик является покровителем какой страны. Как празднуют день святого Патрика: традиции и атрибуты

Согласно житию святого Патрика, он метал фаерболы и молнии из рук, превращался в животных, пережил нападение рейдеров и использовал мощнейшие заклинания против целых армий. А еще годы своей молодости он прожил в рабстве у друидов, но бежал и поклялся отомстить. С такими акцентами экранизация его жизни была бы невероятно увлекательным и остросюжетным фильмом.

Святой Патрик родился в богатой семье, но потерял все

На самом деле, «Патрик» - не его настоящее имя, а лишь прозвище. При рождении будущий святой получил имя Суккат, а при крещении - Майвин. Он был сыном небедного римского рабовладельца из Британии и внуком христианского священника. Отец Патрика, судя по всему, работал в налоговой сфере и даже имел загородную виллу. Но все это не спасло семью от катастрофы.

Его взяли в рабство разбойники-язычники

Когда Майвину-Патрику было 16 лет, на их земли напали ирландские рейдеры-язычники под предводительством одиозного вождя Ниалла Девять Заложников. Головорезы устроили грандиозный захват рабов - целые деревни и города увезли в плен, опустошая берега Британии. Патрик был среди захваченных и угнанных в рабство. Не слишком понятно, почему мажористого паренька не стали выменивать на золото - наверняка от него было мало пользы как от простого работника.

Он был в рабстве у четырех друидов

Гора Слемиш в Северной Ирландии. В ее окрестностях святой Патрик пас овец во времена рабства

Патрик пробыл в рабстве четыре года и все это время он прислуживал четырем друидам. В основном он пас для них скот, так что до 20 лет будущий святой сильно возмужал на свежем воздухе и попутно приобрел понятную ненависть к языческим священнослужителям. Спустя годы поста и молитв он услышал божественный голос, который помог ему сбежать и указал корабль, на котором можно уплыть домой.

Патрик путешествовал с головорезами

Измученный бегством Майвин нашел ладью, моряки которой согласились подбросить его на родину, хотя у парня явно не было ни гроша за душой. Те матросы были крайне мутными персонажами и, скорее всего, сами промышляли пиратством. Так будущий святой Патрик связался с разбойной шайкой, которая приплыла к берегам Галлии. Впрочем, грабить его никто не заставил - пираты сами попали в засаду, блуждали целый месяц по берегу и умудрились угодить в рабство. Оттуда Патрик сумел сбежать спустя пару месяцев после чего, в конце концов, попал на родину.

Звучит этот момент биографии святого так, что на ум приходит «Восхождение в Вальгаллу» Рефна.

В 20 лет будущий святой Патрик сразился с демоном
и победил

В те лихие времена, пока Майвин бродил по берегам Галлии с бандой головорезов, им выпала сомнительная радость повстречать демона или даже Дьявола лично. Патрик и его пираты сразились с порождением Ада и победили. Впрочем, зная, что было дальше, самим разбойникам это никак не помогло в дальнейшей жизни.

Патрик тренировался несколько лет,
чтобы вернуться к тем, кто его поработил

Патрик вернулся на родину, но был слишком неуемным. Он мечтал стать священником, и однажды сам Господь повелел ему вернуться, дабы крестить народ Ирландии, прозябавший в язычестве. Патрик провел годы в монастырях Британии и Галлии, где постигал все премудрости ремесла проповедника, а когда понял, что готов, уплыл в Ирландию, чтобы встретиться с опасностью.

Здесь перед нами классическая история, которая стала своего рода клише в Голливуде: герой получает взбучку от злых сил, усердно тренируется годы напролет и возвращается, чтобы победить.

Он победил Кромма (да, того самого, из «Конана-варвара»)

На посту проповедника святой Патрик был вынужден иметь дело с суровыми реалиями Ирландии Темных веков. Так себе перспективы с точки зрения выживания. Однако Патрику удалось не только выжить среди грубых людей, но и побороть грубых местных богов. В одной из легенд рассказывается, что Майвин лично сразился с Кроммом. Идол был свержен, а некогда суровое божество бежало в страхе, словно докучливый демон. Любопытно, что Кромм стал прообразом того самого Крома , которому поклоняется киммериец Конан. Роберт Говард, создавая своего героя-варвара постоянно обращался к мифам Ирландии. Легенды о святом Патрике - не исключение.

Святой Патрик метал огонь и молнии с двух рук

Сражаясь с Кроммом и другими противниками новой религии, Патрик использовал силы, скорее подходящие боевому магу, чем стереотипному святому. Послание Иоанна Златоуста про подставление левой щеки он явно понимал не буквально. Идол все того же злосчастного Кромма проповедник низверг с помощью молний и огня, а иные источники утверждают, что он повелевал и другими стихиями.

Довольно забавно, что святой Патрик, сражающийся с друидами, сам остался в легендах как великий друид. Соревнуясь со жрецами Ирландских богов, он превращал себя и других людей в животных, управлял холодом и жаром и объяснял догматы христианства на примере привычных языческих символов - того же трилистника, например.

Святой Патрик потерял друга во время покушения

Еще одна архетипичная история, которая в том или ином виде встречается и в Голливудских фильмах и в легендах. Святой Одран , соратник Патрика и его товарищ, постоянно путешествовал вместе с ним. Причем, из уважения к старшему другу, Одран выступал в роли возничего, возя проповедника по всей Ирландии. Однажды местный языческий царек по имени Фольге решил отомстить за унижение Кромма и подослал наемников, или даже лично пошел на убийство. Одран подозревал о засаде и на всякий случай упросил друга на этот раз самому побыть возницей. Покушение действительно состоялось и Одран, которого приняли за Патрика, был убит, а Фольге обрек себя на попадание в Ад.

Святой Патрик превращает мясо в рыбу
(но это неточно)

Вообще, строго говоря, привычка заливать на день святого Патрика - не такая уж каноничная, скорее наоборот. Изначально в это время кабаки закрывались, а идущий пост не позволял оторваться и за поеданием снеди. Позже ситуация изменилась и ирландцы начали выпивать в этот день так, словно покровитель их страны вернется буквально завтра и возвестит Второе пришествие. В каком-то смысле так и есть - для тех, кто пил неумеренно, утро 18 марта будет похоже на Апокалипсис.

Как была решена религиозная проблема с элем, портером и виски - не очень понятно, но вот возможность жирно и калорийно поесть в этот день объясняется очень своеобразно. Дескать, святой Патрик своим незримым присутствием превращает мясо в рыбу и овощи, так что жаркое из баранины будет учитываться как вегетарианский салат. Но надо понимать, что это, скорее, - уловки хитрецов, которые пытаются обманом нарушить пост, нежели чудо.

В итоге святой Патрик оказывается персонажем, которого, судя по всему, не использовали в блокбастерах, только из опасений прогневить ирландцев. Патрик выглядит крайне колоритным человеком - эдакой смесью из блаженного святого, Гэндальфа, а местами и Конана-варвара. Его неуемность, судьба, жизнь, полная опасностей, годы в рабстве и месть друидам делают его прекрасным персонажем для байопика. А его умения метать огонь и молнии, вместе с регулярными битвами против друидов, разбойников и демонов заставляют видеть в нем героя мрачной фентези-саги. С такими характеристиками святого Патрика должен играть либо Макконахи, либо Дэнни Трехо.


17 марта - День святого Патрика - Национальный праздник Ирландии, который многие годы отмечается по всему миру. А недавно на заседании Священного синода в Даниловом монастыре в Москве было принято решение, что РПЦ будет отмечать день этого святого ежегодно 30 марта. В этом обзоре малоизвестные и весьма любопытные факты об этом Святом, день которого празднуют без особой святости.

1. 17 марта - день смерти


Святой Патрик - святой католической церкви, праздник в честь которого отмечается в день его смерти и вознесения на небо, а не в день его рождения. Большую часть своей земной жизни Патрик обращал язычников Ирландии в христианство. Святой Патрик умер 17 марта 461 г.н.э.

2. Не был ирландцем


Хотя сегодня Святого Патрика считают покровителем Ирландии, сам он не был ирландцем, и даже не был рожден на изумрудном острове. Родители Патрика были римлянами и жили на территории современной Англии, а если точнее - то в Шотландии или Уэльсе (ученые не могут прийти к согласию, где именно). Он родился в 385 году нашей эры. К тому времени, большинство римлян были христианами, и христианская религия быстро распространялась по всей Европе.

3. Рабство


В возрасте 16 лет Патрика похитили ирландские разбойники, которые продали его в рабство. Он прожил несколько лет в Ирландии, пас овец, а в возрасте 22 лет ему удалось бежать. После этого он добрался до монастыря в Англии, где и провел 12 лет.

4. Трилистник - символ Святой Троицы


Многие утверждают, что трилистник представляет собой веру, надежду и любовь, но он на самом деле использовался Патриком, когда он рассказывал ирландцам о Святой Троице, т. е. на примере трилистника он объяснял, как Отец, Сын и Святой Дух могут быть отдельными личностями и одновременно единым целым. Очевидно, что языческие правители Ирландии сочли Патрика убедительным, поскольку быстро приняли христианство.

5. Изгнание змей из Ирландии


Согласно легенде, Святой Патрик изгнал всех змей (или в некоторых переводах «жаб») из Ирландии. На самом деле нет никаких доказательств того, что змеи вообще существовали в Ирландии, поскольку там для них слишком суровый климат. Некоторые ученые предполагают, что термин «змеи» может быть образным и ссылаться на языческие религиозные верования и практики.

6. Не зеленый... Синий!


На самом деле со Святым Патриком ассоциируется синий цвет, а не зеленый, как это принято считать. На ряде работ, изображающих святого, можно увидеть его синие одежды. Король Генрих VIII первым использовал в качестве флага Ирландии золотую арфу на синем фоне. С того времени синий стал символом страны.

Зеленый цвет начал ассоциироваться со страной гораздо позже, предположительно, из-за ее зеленых пейзажей (в Ирландии очень большое количество осадков). Сегодня страна также известна как «Изумрудный остров».

7. Трилистник не является символом Ирландии


Трилистник - популярный ирландский символ, но он не является символом Ирландии. Уже в период средневековья на ирландских надгробиях и рукописях появилось изображение арфы. Тем не менее, ученые уверены, что арфа была популярна в ирландских легендах и культуре даже задолго до этого периода. В средневековый период арфа символизировала Ирландию.

Король Генрих VIII использовал изображение арфы на монетах уже в 1534 г. Позже, арфа была использована на ирландских флагах и ирландских гербах. Арфа также использовалась как символ ирландского народа во время их долгой борьбы за свободу. Когда Ирландия стала независимой страной в 1921 году, арфа стала национальным символом.

8. В США больше ирландцев, чем в Ирландии


По оценкам, около 34 миллионов американцев имеют ирландские корни. Некоторые из них являются чистокровными ирландцами, то есть они или их родители приехали из Ирландии, но гораздо больше людей имеют сегодня смешанное происхождение. В самой Ирландии живут всего 4,2 миллиона человек.

Объясняется это «картофельным голодом» в Ирландии, когда миллионы ирландцев покинули страну, эмигрировав в США. Переселение ирландцев продолжалось на протяжении большей части XIX века.

9. День Святого Патрика в России


К слову, в этом году РПЦ приняла решение тоже отмечать День святого Патрика. Но не сегодня, а 30 марта (17-го по старому стилю). Для православных верующих новый праздник придется на Великий пост. Впрочем, Церковь предполагает, что в этот день люди будут не танцевать и пить, а все же ходить на службы и молиться. Протоиерей Александр Сорокин, председатель информационного отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятель Феодоровского собора в паять 300-летия Дома Романовых: «Святой Патрик, Святой Патрикий - по-славянски. Почитание этого святого в РПЦ началось не сегодня. И даже не позавчера. А совсем давно, когда наши церкви еще составляли единое целое, восточные и западные церкви ».

10. 17 марта, до 1970 года, не пили


Помимо зеленого цвета, День Святого Патрика ассоциируется с алкогольными возлияниями. Тем не менее, в Ирландии с 1903 по 1970 годы День Святого Патрика считался религиозным праздником. Все пабы были закрыты в течение дня. Это было отменено в 1970 году, когда День Святого Патрика был классифицирован как национальный праздник.

Recordid=33844#frame width="640" height="360" src="https://www.youtube.com/embed/tWkFGZSDFHE" frameborder="0" allowfullscreen>

Лучше всего в этот день, конечно, оказаться в Дублине! А знакомство с эти городом можно начать, посмотрев .

У каждой страны есть свой святой покровитель, которому в определенный день (обычно день смерти или возведения в святые) устраиваются пышные празднества. Для Ирландии такое значение имеет святой Патрик, который очень почитается всей страной и ирландцами, проживающими за рубежом. в определенный день люди могут увидеть уникальное шествие, маскарад, приуроченные ко дню святого. Этот праздник отмечается ежегодно 17 марта. Празднования в основном связаны с ирландской культурой – в этот день ирландцы одевают зеленые одежды или аксессуары этого цвета. В церквях проводятся религиозные службы. Этот день официально считается выходным.

Люди во всем мире отмечают День Святого Патрика, особенно в местах с большими ирландско-американскими общинами. Даже если вы не принадлежите к ирландской национальности, это не помешает вам поучаствовать в ярком празднике в честь святого. В этот день подают традиционные ирландские блюда, в том числе солонину, кофе, содовый хлеб, картофель и пастуший пирог. Кафе и рестораны предлагают традиционный ирландский завтрак с колбасой, черным и белым пудингом, яичницей и жареными помидорами.

Основное действие разворачивается на улицах – проводятся парады. В разных городах масштабы разные. Города, которые проводят большие, яркие и костюмированные со вкусом парады- Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Новый Орлеан. Конечно, не будем забывать про крупные города Ирландии – Дублин, Корк. Так как Ирландия – преимущественно католическая страна, ее жители как внутри страны, так и за ее пределами соблюдают пост. В дни до Пасхи запрещено употреблять спиртное, и нарушить этот запрет можно лишь 17 марта.

Кстати, с этим связана одна интересная деталь – жидкость окрашена в зеленый цвет. В пабах подается зеленое пиво, в Чикаго, где проживает много ирландцев, одноименная река окрашивается в зеленый цвет. Даже фонтан Белого дома в этот день может стать зеленым. Немного познакомившись с праздником святого Патрика, невольно возникает вопрос – а кто же был этот самый Патрик? Чем он знаменит и почему так почитаем всеми ирландцами в мире?

О его ранней жизни практически ничего не известно, потому что многие детали его жизни были потеряны. Точное место и время его рождения также неизвестны, но некоторые историки предполагают, что он родился в семье дьякона на территории Британии. Когда ему исполнилось 16 лет, его похитили и продали в рабство в Ирландию. Молодой юноша, до этого игнорировавший Бога, в плену постепенно обращается и становится одним из самых горячих проповедников. Много лет спустя он бежал и вернулся к своей семье, живущей в Великобритании, затем вновь возвращается в Ирландию для миссионерской работы после того, как нашел место в качестве священнослужителя, а затем епископа .

Символом Патрика становится трилистник – растение, олицетворяющее Троицу. Кроме этого, Святой по преданиям совершал чудеса, например, избавил Ирландию от змей. Во время поста он был атакован ползучими, но смог отбиться и отогнать их к прибрежной зоне. Признаем, что скорее всего, это только легенда, поскольку змеи в Ирландии не водились со времен постледникового периода.

История Дня Святого Патрика и почему он отмечается

День Святого Патрика впервые отмечался в Америке в 1737 году, организованный Благотворительным ирландским обществом Бостона, включая праздник и религиозную службу. Первое празднование этого праздника в колониях было посвящено в основном ирландской культуре, поскольку именно из Ирландии в то время приезжали в Америку колонисты. В Нью-Йорке первое празднование состоялось в виде небольшого собрания в доме ирландского протестанта.

Парады в День Святого Патрика начались в Нью-Йорке в 1762 году, когда группа ирландских солдат прошла по Бродвею. На параде с тех пор стали фигурировать военные, одетые в национальную форму. Постепенно праздник превратился из скромного религиозного ужина в тот самый яркий и незабываемый маскарад, который мы знаем сегодня.

Всемирные парады и празднования Дня Святого Патрика

Парады и традиция носить зеленые цветы всегда были традиционной частью празднования Дня Святого Патрика, но детали зависели от города.

В Бостоне празднование Дня Святого Патрика притягивает более 600 000 посетителей. В городе проходит один из крупнейших парадов, в котором принимают участие многие ветераны, а также проводятся различные увеселительные мероприятия в ирландских пабах. В Ирландском культурном центре проводят торжества, а на многих мероприятиях подают блюда ирландской кухни. Нью-Йорк является местом старейшего гражданского парада, в котором участвуют более 150 000 человек. Это могут быть ветераны, пожарные, полицейские, культурные клубы.

Его возглавляет Нью-Йоркский 69-й пехотный полк. Другой город в штате Нью-Йорк, Перл-Ривер, имеет второй по величине парад в штате с толпами более 100 000 человек. В Буффало проводятся два парада Святого Патрика. Скрэнтон-этот парад в штате Пенсильвания является одним из старейших и крупнейших. С 1862 года этот парад является одним из самых популярных, и в настоящее время его празднуют около 150 000 человек. Новый Орлеан- этот прибрежный город был крупнейшим пунктом иммиграции для ирландцев. Празднование Дня Святого Патрика обычно проводится на уровне общины или района, поскольку постепенно многие ирландцы уехали отсюда в другие американские города.

Конечно, нельзя пройти мимо второй Родины святого Патрика – Ирландии. Этот праздник здесь носит более религиозный характер. В 1903 году, когда был объявлен официальным праздником, первый фестиваль Святого Патрика состоялся в 1996 году. До сих пор Святой остается одним из самых почитаемых на Изумрудном острове.

У каждого народа на планете есть свои традиционные праздники, но некоторые из них, например, ирландский День святого Патрика, пересекают границы стран и океанов, выходят на мировой уровень.

О том, кто такой Патрик, чем он прославился, когда начали праздновать ирландцы и когда к ним присоединились представители других национальностей, и пойдет рассказ далее.

История праздника

Торжество отмечается ежегодно, в один и тот же весенний день, и связано с именем святого Патрика, который является небесным покровителем Ирландии. К сожалению, о жизни этого святого известно не так много. Исследователи полагают, что он появился на свет на территории римской Британии.

Когда он был 16-летним юношей, его похитили разбойники, привезли в Ирландию в качестве раба. Считается, что около 6 лет он находился в рабстве, тяжело трудился, но именно в это время пришел к Богу.

Второй раз о появился в Ирландии уже в сане и развернул активную деятельность по обращению ирландских язычников в христианство. По разным сведениям, он организовал на территории страны от 300 до 600 церквей, а число христиан возросло до 120 тысяч. Дата смерти Патрика известна – 17 марта, а место упокоения – нет, предположительно, в Даунпатрике.

В Ирландии народный праздник в честь Патрика отмечали уже в IX–X вв., инициатором более широких торжеств в 1600-х гг. стал Люк Уэддинг, францисканский монах. С 1737 года торжественные мероприятия стали проводить в Бостоне, с 1762 – в Нью-Йорке.

В самой же Ирландии праздник приобрел официальный статус только в 1903 году, за эти годы появилось множество традиций, как на родине, так и за рубежом.

Когда и как в 2019 году отмечают праздник

По традиции праздник отмечается ежегодно 17 марта, в тот день, когда святой Патрик окончил свой земной путь. Поэтому уже можно начать планирование праздничных мероприятий к этому дню на 2019 год.

К сожалению, 17 марта в будущем году приходится на вторник, поэтому работающим в этот день следует подумать, а не взять ли выходной, чтобы отдать дань традиции как следует и поехать, например, в Дублин, прикоснуться к истокам.

Традиции и интересные факты праздника

Во всем мире проходят веселые парады, костюмированные шествия и различные развлекательные мероприятия, хотя дата имеет грустный оттенок. 17 марта – это дата смерти Патрика, день перехода от земной жизни в вечность.

По христианской традиции полагается отмечать его со смирением, посещать службы в храмах, но есть и послабление для верующих – можно употреблять алкоголь. Большая же часть населения проводит время довольно весело, организуя шествия, концерты ирландской музыки или обильные застолья.

Одна из самых известных традиций этого праздника – использование в декорировании одежды и дома «трилистника» – листочка клевера, ставшего символом независимой Ирландии.

Вторая важная традиция Дня святого Патрика – обязательное использование зеленого цвета в одежде. При этом историки утверждают, что первоначально символичным цветом этого праздника был синий, и зеленый появился намного позднее.

Еще одна важная традиция – шествия и демонстрации проходят под ирландским государственным флагом, подчеркивая трудный путь государства к своей независимости.

Есть и веселый символ праздника – это лепреконы, сказочные существа, башмачники. Они знают, где спрятаны горшки с золотом, если поймать лепрекона, он обязательно откроет тайну сокровищ.

День Патрика в России и за рубежом

Интересно, что праздник в честь ирландского святого сначала отмечали где угодно, только не на родине, в лидерах американские Нью-Йорк и Бостон. В Дублине первый парад состоялся только в 1931 году.

Но уже в конце ХХ столетия власти Ирландии приняли важное решение – День святого Патрика использовать в целях популяризации ирландской культуры – музыки, литературы, кухни, традиций.

Сейчас ежегодно проводится Национальный фестиваль, к участию присоединяются все города и местечки страны. Празднование продолжается несколько дней, завершается шоу фейерверков.

Не менее многолюдно на празднике в честь Патрика в Монреале, здесь парады проходят с 1924 года. В канадском Калгари светильники белого цвета на башне заменили зелеными в честь праздника, в Нью-Йорке воду в каналах окрашивают в зеленый.

С 1999 года празднует и Россия, по традиции участники проходят по улицам городов, завершается торжество ярким шоу.

Ждать осталось недолго!

Сегодня Русская Православная Церковь впервые отмечает память святителя Патрика, просветителя Ирландии. Новость о внесении в месяцеслов новых святых была воспринята неоднозначно в православных кругах. Попробуем разобраться, действительно ли речь идет о почитании «католического святого».

На заседании Священного Синода РПЦ 9 марта 2017 года в русский месяцеслов было включено 15 святых, подвизавшихся на Западе в период неразделенной Церкви – до разделения на православных и католиков. Среди этого списка числится имя великого апостола Ирландии святителя Патрика (Патрикия) († после 460 г.). О его жизни нам достоверно известно немногое. Источниками описания его жизни и подвигов служат его собственные сочинения («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», молитва «Щит Святого Патрика» и некоторые другие) и стихотворные гимны, написанные вскоре после его смерти.

Святой Патрик родился в Британии около 383 года в семье диакона Кальпурния. В возрасте 16 лет он был вместе со многими другими жителями похищен пиратами, которые увезли его в Ирландию, где и продали одному землевладельцу, который поручил Патрику охранять в горах свои стада.

Суровая жизнь и тесное соприкосновение с природой обратили его сердце к Богу. Дни и ночи он проводил в молитве, укрепляемый Святым Духом. Через шесть лет плена по Божественному повелению он совершил побег и, пройдя наугад больше 320 километров, сел на языческий корабль. После многочисленных злоключений ему удалось наконец вернуться на родину.

Вскоре по возвращении Бог вновь призвал будущего просветителя к апостольскому служению в тех землях, где он находился некоторое время в рабстве. Патрик откликнулся на этот призыв и решил подготовить себя к просвещению ирландских варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет он провел в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона. Через некоторое время святой принял посвящение в епископа из рук святого Германа, после чего и началась его апостольская миссия на ирландском острове.

Благодаря ревностному и самоотверженному служению делу евангельского благовестия ему удалось обратить ко Христу тысячи ирландцев, включая правителей и языческих жрецов-друидов. Последние пытались противодействовать ему при помощи колдовства, но сила Божия, действующая через святого Патрика, обратила их козни в ничто. Некоторые из них обратились ко Христу и даже сделались благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев. Посвятив свою жизнь миссионерству в Ирландии, святой Патрик рукополагал новых клириков, основывал монастыри, неустанно проповедовал и защищал простой народ от притеснений. Сам он проводил строгую жизнь, постоянно упражняясь в молитвословии и чтении Священного Писания.

Об особой любви к Слову Божию свидетельствует его «Исповедь», написанная на исходе жизни. В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание. Свою самоотверженность и любовь ко Христу он выражает в таких словах: «Я молю Бога, чтобы Он дал мне стойкость и удостоил меня быть Его верным свидетелем до самой моей кончины. И если я когда-нибудь сделал хоть что-то благое ради Бога, Которого люблю, я молю Его даровать мне, чтобы я пролил мою кровь с изгнанными и заключенными за имя Его, даже если я останусь непогребенным, или мое никчемное тело будет растерзано в клочья псами и дикими зверями, или истреблено птицами небесными, ведь я твердо верю, что если так случится, я сохраню и душу, и тело. Ибо вне всякого сомнения в день тот [последний] мы снова восстанем в сиянии солнца, то есть во славе Иисуса Христа, нашего Искупителя, как дети Бога Живого и сонаследники Христа, сотворенные по образу Его, и будем царствовать через Него, с Ним и в Нем».

Святой Патрик мирно почил о Господе около 460 года в местечке Саул после многолетнего апостольского служения ирландскому народу. Благодаря трудам святого Патрика Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться «Островом святых». Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрику посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.

Внесение 15 имен святых в русский месяцеслов было воспринято неоднозначно в православных кругах. Целый ряд СМИ, как светских, так и околоцерковных, с восторгом или, напротив, возмущением сообщили о неслыханном почитании Русской Православной Церковью «католических» святых. Больше всего досталось святителю Патрику Ирландскому, которого некоторые ресурсы даже кощунственно назвали богохульником, усмотрев в его учении и жизни католические признаки. В качестве главного аргумента заявляют о том, что якобы его прославление в качестве святого началось на католическом Западе аж в XVII веке, и РПЦ своим решением просто признала католическую канонизацию.

«Тенденция к противлению всему западному не нова и по-своему понятна, но доводить ее до такого абсурда, что не признавать святых угодников Божиих на том основании, что они жили на Западе, уже переходит всякие границы»

По поводу древнего почитания святого Патрика мне удалось найти немного информации, но уже этих сведений вполне хватит, чтобы опровергнуть распространяемые глупости. В частности, пишут, что святого Патрика стали почитать католики только в XVII веке. Это откровенно ошибочное заявление. В древние времена не было ещё официальной процедуры канонизации. Церковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его памяти. Поэтому святых начинали почитать вскоре после их преставления. Кто прославил святителя Николая Чудотворца официально? Сомневаюсь, что кто-то найдет такое формальное определение. Хотя в Западной Церкви почитание святых было более формализованным, чем на Востоке, тем не менее, почитание отдельных подвижников начиналось без жесткого контроля церковной властью. Первым известным формальным актом установления почитания является канонизация святого Ульриха Аугсбургского в 993 году. Так что ждать определения какого-нибудь древнего собора об официальной канонизации подвижников исторически некорректно.

Так когда же в таком случае Православная Церковь начала почитать ирландского епископа в качестве святого?

Кроме того, ему посвящены более 2000 соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых - собор святого Патрика в Дублине, построенный в 1192 году.

Следовательно, включение святителя Патрика в месяцеслов РПЦ является не признанием католической канонизации, а восстановлением несправедливо забытого почитания его Древней Церковью.

Свт. Иоанн Шанхайский († 1966 г.), много потрудившийся для восстановления почитания древних западных святых, говорил о том, что многие из них, к сожалению, совсем неизвестны русскому человеку. По его словам, «постановления совещаний русских старцев о почитании святых Запада отнюдь не является их канонизацией, а установлением, что означенного подвижника почитали святым до отпадения Запада, и он является святым, почитаемым Православною Церковью . Отсутствие на Востоке песнопений и сведений о святом далеко не означает непризнания там его святости. Ведь и чтимым на Востоке, просиявшим там святым далеко не всем составлены церковные службы. На каждый почти день в синаксаре и прологе указаны памяти святых, не только которым посвящена служба того дня, но и другим. Многим же святым не определено особого дня памяти, хотя они упоминаются в некоторых службах, например, в службе Святым в Посте просиявшим, или же они и без того известны и почитаемы. Жития же мучеников, подвижников и других святых ведомы одному только Богу. Все они вместе прославляются в неделю Всех Святых, как о том говорится в синаксаре на тот же день. Святые, неизвестные до сих пор (или в настоящее время) на Востоке, но чтимые в пределах Запада, принадлежат своею земною жизнью различным векам и прославились разными путями… Св. Патрикий отличался весьма строгою жизнью и, подобно св. Мартину, святительские труды соединял с подвигами монашескими. При жизни он прославился многими чудесами, способствовавшими обращению ирландцев. Как святой чтится со дня своей кончины, последовавшей в 491 или 492 году при ряде знамений, свидетельствовавших о его святости» .

Как вы уже поняли, для святителя Иоанна святость Патрика и многих других западных подвижников не вызывала никаких сомнений. Он сообщает об изначальном почитании ирландского епископа. Собор епископов РПЦЗ под председательством святителя Иоанна постановил почитать древних святых православного Запада (в том числе св. Патрика) чтобы эти праведники почитались всей Православной Церковью , а ее верные члены обращались бы к ним в своих молитвах.

Кстати, древнейшее житие святого Патрика (конец VII в.), опубликовано на русском языке в книге Г. Бондаренко «Повседневная жизнь древних кельтов» (см. приложение к книге). Ну, это для тех, кто до сих пор сильно сомневается, что его почитали в древности.

Кроме того, многие православные западные святые не были известны и почитаемы на Востоке, что никак не умаляет их святости. Например, блаженный Августин, которого V Вселенский Собор поставил в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви, стал почитаться на Востоке уже после раскола с католиками (по-видимому, только в XIX в.). Его памяти даже нет в Типиконе, что не мешает нам почитать его как православного святого.

Почему-то бурное возмущение началось только сейчас, при том, что святой Патрик и многие другие западные подвижники уже давно почитаются как местночтимые святые РПЦ МП (в частности, св. Патрик в Сурожской епархии и на приходах РПЦ в США) и в Константинопольской Православной Церкви. Его имя числится в Великом Синаксаре Греческой Церкви . В честь него строят храмы в Антиохийской Православной Церкви . Просто местное почитание стало общецерковным, как это бывает и с другими святыми.

Кроме того, 21 августа 2007 года Священный Синод РПЦ учредил день Соборной памяти святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, в третье воскресенье после праздника Троицы. Хотя святые и не перечислены здесь поименно, но среди ирландских святых не может не подразумеваться просветитель этой страны.

Кто-то стал писать, что этот шаг Священного Синода будет поощрять пьянки, которыми на Западе и в России сопровождается праздник святого Патрика. По-моему это уже совсем глупый довод. Кому надо найти повод для выпивки, он его найдет без всяких канонизаций. Такими темпами можно вообще все церковные праздники поотменять. Церковь отмечает память святых традиционно – богослужением, не думаю, что в данном случае будет по-другому. Церковь прославила святого, а не узаконила коммерческое празднование под его именем. Да я и не думаю, что во многих приходах ему будут служить службы: память преподобного Алексия, человека Божия, которая тоже празднуется 30 марта, более привычна русскому православному человеку.

В прославлении давно забытых святых кто-то может увидеть экуменическую политику или навязывание западных ценностей – объяснений можно придумать сколько угодно, благо, наш народ любит чтоб было пострашней. Лично я вижу в этом, вместе со святителем Иоанном Шанхайским, восстановление исторической справедливости и возможность порадоваться при мысли, что у нас есть еще несколько предстателей перед Богом. Искание во всем негатива мне представляется признаком духовного нездоровья, поэтому призываю лучше помолиться и почтить память великого апостола Ирландии, святого Патрика, день памяти которого мы сегодня вспоминаем.

С праздником святителя Патрикия, братья и сестры!

Вконтакте



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: