«Византия: История исчезнувшей империи» Джонатан Харрис. Византияистория исчезнувшей империи Джонатан харрис византия история исчезнувшей империи


НАБЛЮДАТЕЛЬ

рецензии

Империя, просуществовавшая тысячелетие

Джонатан Харрис . Византия. История исчезнувшей империи / Пер. с англ. Натальи Нарциссовой. - М.: АИФ, 2017.


Книга профессора Королевского колледжа Холлоуэй Лондонского университета необычна: она сосредоточивается не на знаменитых признаках «византийства»: коварстве, лицемерии, жестокости, но на позитивных сторонах жизни империи и удивительной ее жизнестойкости.

Столица Восточной Римской империи стояла на перекрестье торговых путей из Азии и Африки в Европу. Возникновение Константинополя совпало с переселением народов «на Запад из Азии и с Аравийского полуострова». С суши империя испытывала постоянное мощное давление, лакомым куском для всех соседей были морские проливы Босфор и Дарданеллы, соединяющие Средиземное море с Черным. Постоянно варясь в этом кипящем котле, отражая удары оружием и путем дипломатии, Византия просуществовала более тысячи лет - с 330 года, когда Константинополь стал имперской столицей, до 1453 г., когда и город, и вся империя были завоеваны турками-османами. Может быть, это самая долговечная империя за всю историю человечества.

Было совсем мало случаев, когда столицу ромеев (позже византийцы называли себя «эллинами», а латиняне их - «греками») брали приступом. Обычно чужие войска входили в нее, когда константинопольцы сами этого хотели или среди них находились предатели, которые по сговору, за мзду, открывали ворота.

Лишь в трагическом для Византии 1453 году османы все же пробили мощными пушками каменные стены столицы и через пробоины проникли в нее. Но тогда в государстве уже все разладилось, и император Иоанн V подкачал: принял католицизм, согласился платить дань османскому эмиру, и византийцы бедствовали - у империи катастрофически истощились ресурсы.

Меня удивило утверждение, что у подданных было право выбирать нового властелина. Вся история Византии - цепь дворцовых заговоров, когда стражники или члены императорской семьи лишают жизни царствующего монарха и провозглашают нового. В этом случае нового властелина выбирает группа вооруженных заговорщиков. Иногда войско, будучи в походе, по какой-то причине недовольное константинопольским правителем, провозглашает императором своего военачальника. В этом случае от жителей столицы зависит, впустить узурпатора с его армией в ворота города или ждать штурма. Говорить ли и в этом случае о «праве подданных выбирать правителя»? А то, что претендующий на власть появлялся на ипподроме, вмещавшем сто тысяч человек, и толпа приветственным гулом изъявляла согласие на его воцарение, - не было ли чистой воды формальностью? Были ли случаи, когда толпа претендента «не приветствовала»?

Прямая связь народа с правителем тоже кажется весьма относительной. Да, прошения подавались императору в праздники и во время процессий; в графике василевсов были часы для общения с «посетителями». Императорские сады были открыты в этих целях с рассвета до девяти утра. И что, василевс (чья власть считалась божественной) в такую рань не спал? спешил «пообщаться» с народом? Не очень верится.

Что удивления не вызвало, так это замечание о том, что в Восточной Римской империи подвергались гонению внутренние враги: язычники, христиане-еретики, исповедовавшие иную версию веры, иудеи, гомосексуалисты. Современная Россия в этом схожа с ее великой предшественницей: «инакомыслие» не ко двору и у нас.

Что пишет английский профессор в связи со своей темой о славянах? Он приводит «норманскую теорию» происхождения «русов»: «Шведы пошли на Восток, пересекли Балтийское море и, пройдя еще много по суше, основали город Новгород. Они называли себя «росами», что, возможно, происходило от скандинавского слова «гребцы». От этого наименования пошло их более позднее название - русы или русские». Позже «конунги» и их дружина смешались с местными славянами и переняли их язык. Думаю, с этой версией согласятся не все, предпочитая ей «славянскую» или «иранскую», - по-моему, куда менее обоснованные.

Харрис приводит описание «русов», данное мусульманином Арабом Ибн Фадланом: «С совершенными телами... Они подобны пальмам, светловолосы и румяны». Правда, там же говорится о том, что они - «грязнейшие из творений Аллаха... не моют своих рук после еды...».

Русы не раз нападали на Константинополь. Первое зафиксированное нападение русов, пришедших из Киева, случилось в 860 году. В 907-м они, объединенными силами Новогорода и Киева, под началом князя Олега напали снова (не тогда ли Олег повесил свой щит на «врата Цареграда»?) Византия откупилась выгодным для русов торговым договором, по которому они могли с ней торговать безданно-беспошлинно: их освободили от обычной десятипроцентной пошлины на товары. Но через 34 года русским купцам все же пришлось платить таможне: сын Олега, князь Игорь, во главе дружины приплыл к константинопольским стенам и потерпел от византийцев тяжкое поражение: те использовали грозное оружие - «греческий огонь» 1 .

Чтобы остановить нападения славян - русских и болгар, византийцы использовали мягкую силу: исподволь христианизировали язычников. Посетившую в 957 году Константинополь вдову Игоря княгиню Ольгу приняли по высшему разряду: посадили на пиру за золотым столом с императорской семьей, одарили золотом и шелками. Ольга, а затем ее внук князь Владимир, креститель Руси, приняли христианство из рук византийских священников. Харрис внимательно прочел русские летописи, не пропустил истории о «выборе веры», подробно рассказал о «моральном облике» Владимира в бытность того язычником. Христианизация дала Руси новую мораль, письменность, литературу, в Киев и Новгород приехали греческие священники, монахи, иконописцы, мастера, началось каменное строительство храмов, Святую Софию в обоих городах возводили с оглядкой на величавый константинопольский собор. Религиозная культура Руси «развивалась по византийскому образцу». «Византия покорила Север - силой не оружия, но дипломатией, а также своей удивительной визуальной письменной христианской культурой».

Ученики не предавали своих учителей. В тяжелейший для Византии час, перед окончательным ее падением, во время гражданской войны, землетрясения и чумы, когда императоры довольствовались диадемой, украшенной не драгоценными каменьями, а цветными стеклышками, не золотой и серебряной посудой, а оловянной и глиняной, «самыми преданными оказались русские». «Московский князь, - пишет Харрис, - прислал деньги на восстановление собора святой Софии после землетрясения 1346 года».

После падения «второго Рима» - Константинополя русские сочли себя продолжателями погибшей христианской империи, провозгласив свою столицу, Москву, «третьим Римом».

Жизнь Византии была тесно связана с христианством, и религиозные разногласия имели резонанс повсюду.

Мыслимо ли, чтобы религиозный спор, исходит ли Дух Святой от Отца и Сына или только от Отца, разделял семьи, ссорил соседей? В Византии его решение стало жизненно важным и обсуждалось на нескольких первых Вселенских Соборах в присутствии и при активном участии императора. Позже именно дополнение в символе веры - «филиокве» 2 - раскололо христианскую Церковь на католиков и православных.

Так было и при споре почитателей икон и иконоборцев. Иконоборчество насаждали несколько василевсов: Лев III, Константин V, - но народ привык к иконам, снятие образа Богоматери с Медных ворот столицы многие восприняли как измену религиозной традиции. Сама жена императора-иконоборца Ирина держала под подушкой икону. Когда ее муж, Константин V, умер и она стала регентшей при малолетнем сыне, она сделала все для возвращения иконопочитания. А затем правомерность почитания икон подтвердил Второй Никейский собор (787 г.).

Казалось бы, «латиняне», христиане, были духовно близки византийцам. Но они-то и нанесли «грекам» удар в спину, поставив империю на грань выживания - в 1204 году, когда войска участников IV Крестового похода по призыву Папы штурмом взяли Константинополь и посадили на трон графа Фландрии Балдуина. Византийское воинство и стража, состоящие по большей части из тех же латинян, не сопротивлялись.

Но сопротивление началось среди населения, и через 57 лет представитель династии латинян, Балдуин II, бежал. Его место занял «византиец» Михаил Палеолог, соответствующий представлениям «греков» об императоре и восстановивший власть православного патриарха.

Позже были попытки объединить две части империи и две церкви, подписав «унию» с Папой. Не вышло: Византия так и осталась в истории как центр православия.

А потомки Михаила Палеолога правили империей до самого ее падения.

Рассказ о конце Византии занял в книге очень мало места. Объясняю я это тем, что Харрис - не только высокого класса византолог, но еще и человек, любящий Византию и сочувствующий ее жителям. Это ощущается на каждой странице. Он выделяет хорошее, то, чему можно поучиться, а казни, подсиживание и братоубийство, отравления и прочие злодейства не смакует и даже микширует.

Кто не слышал о жестоком императоре Василии II - Болгаробойце! С детства я знаю рассказ, как, победив болгар, этот изверг приказал ослепить 15 000 пленных, велев каждому сотому оставить по одному глазу, чтобы тот был поводырем для своей сотни. Харрис называет эту историю мифом. Если она и миф, то вполне правдоподобный - Василий мог мстить болгарам за поражение в крупной битве: «В 986 году болгары во главе с Самуилом выиграли решительную битву у Траяновых ворот. В сражении была уничтожена почти вся византийская армия, был потерян весь обоз, а сам император чудом избежал пленения» 3 . Да и прозвище «Болгаробойца» говорит само за себя.

История Византии вышла у Харриса увлекательной, без занудства и наукообразия.

Он начинает рассказ с появления в 1544 году на улицах Стамбула, бывшего Константинополя, французского путешественника Пьера Жиля, посланного королем Франциском I за древними рукописями для королевской библиотеки в Фонтенбло. Прошло почти сто лет с покорения Византии османами, на ее земле - мусульманский эмират, в Стамбуле построено 300 мечетей, Святая София стала мечетью Айя-София. Француз находит античные рукописи, сбереженные или переписанные византийцами, в подвалах библиотек. Но оказывается: это практически все, что осталось от цивилизации, смытой с лица земли новым пассионарным этносом.

В эпилоге мы снова встретим имя Пьера Жиля. Да, погибли иконы, исчезли великолепные дворцы и соборы, но остались рукописи: Платона и Аристотеля, Аристофана и Лукиана... В эпоху Возрождения они придут к европейским читателям, и цивилизационная нить не прервется. Византия жива в православных храмах Грузии, Армении, Сербии, Болгарии, Греции, России.

Книга кончается словами: «И все же главное наследие Византии - преподанный ею урок: сила общества заключается в его способности к адаптации и к интеграции посторонних даже в самых неблагоприятных обстоятельствах».

Спасибо ученому и писателю за преподанный им урок!


Ирина Чайковская


1 Зажигательная смесь сырой нефти, серы и масла.

2 От латинского filuoque - «и от сына», что означает исхождение Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. - Прим. ред.

3 Данные из Википедии

Полистать книгу

  • О книге
  • Об авторе
  • Рецензии (2)
  • Отзывы

Цитата

В середине XVI века столица Османского султаната была одним из крупнейших и богатейших городов мира. Она являлась сердцем империи, раскинувшейся от Крыма до Алжира, а ее быстро растущее население составляло больше 400 000 человек. Широко известный как Стамбул, официально город назывался Константинополем.

О книге

Возникнув на обломках великой Римской империи, Византия на протяжении своей более чем тысячелетней истории была ареной постоянных вторжений, осад и войн. Граница Запада и Востока, символ христианского мира - Константинополь - манил захватчиков, поражая своим богатством и великолепием. Каким образом Византийская империя, которой некогда принадлежало полмира, несмотря на все потрясения, просуществовала поразительно долго и почему в конце концов исчезла почти бесследно, словно растворилась? Древнюю державу не спасли ни мощная армия, ни искусность ее политиков, ни неприступные стены Константинополя, ни вера в то, что Бог не оставит первую на земле христианскую империю , распространившую новую религию не только по своей обширной территории, но и в соседних государствах. О том, как зародилась, правила миром и погибла Византия, а также какое наследие оставила современному миру, рассказывает британский историк Джонатан Харрис.

Об авторе

Джонатан Харрис - профессор Королевского колледжа Холлоуэй Лондонского университета . Тема его исследований - история Византии и отношения между Византией и Западом, особенно во времена Крестовых походов и в эпоху итальянского Возрождения. Автор ряда книг, а также статей и обзоров в журналах History Today и BBC History Magazine.

Рецензия от Богдана Бормана

В конце IV века на развалинах Римской Империи, образовалось государство Византия. Столица Византии, Константинополь стала одним из крупнейших европейских городов Средних Веков. А заодно и лакомой целью для рыцарей - крестоносцев. Но это все будет намного позже, до этих событий пройдет еще несколько, богатых на события столетий… Сегодн...

Одно из величайших государственных образований древности, в первых столетиях нашей эры пришла в упадок. Многочисленные племена, стоящие на низших ступенях цивилизации, уничтожили многое из наследия античного мира. Но Вечному городу не суждено было погибнуть: он возродился на берегах Босфора и еще много лет поражал современников своим великолепием.

Второй Рим

История возникновения Византии относится к середине III века, когда римским императором стал Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I (Великий). В те времена римское государство раздирали внутренние междоусобицы и осаждали внешние враги. Состояние восточных провинций было более благополучным, и Константин решил перенести столицу в одну из них. В 324 году на берегу Босфора началось строительство Константинополя, а уже в 330 году он был объявлен Новым Римом.

Так начала свое существование Византия, история которой насчитывает одиннадцать веков.

Разумеется, ни о каких стабильных государственных границах речь в те времена не шла. На протяжении своей долгой жизни власть Константинополя то слабела, то снова обретала могущество.

Юстиниан и Феодора

Во многом состояние дел в стране зависело от личных качеств ее правителя, что в целом характерно для государств с абсолютной монархией, к которым принадлежала и Византия. История ее становления неразрывно связана с именем императора Юстиниана I (527-565 гг.) и его жены, императрицы Феодоры - женщины очень неординарной и, видимо, чрезвычайно одаренной.

К началу V века империя превратилась в небольшое государство Средиземноморья, и новый император был одержим идеей возродить былую славу: он отвоевал обширные территории на Западе, добился относительного мира с Персией на Востоке.

История неразрывно связана с эпохой правления Юстиниана. Именно благодаря его заботам сегодня существуют такие памятники древней архитектуры, как мечеть в Стамбуле или церковь Сан Витале в Равенне. Одним из самых заметных достижений императора историки считают кодификацию римского права, которое стало основой правовой системы многих европейских государств.

Средневековые нравы

Строительство и бесконечные войны требовали огромных трат. Император без конца повышал налоги. В обществе росло недовольство. В январе 532 года во время появления императора на Ипподроме (своеобразный аналог Колизея, который вмещал 100 тыс. человек) начались беспорядки, переросшие в масштабный бунт. Подавить восстание удалось неслыханной жестокостью: восставших убедили собраться в Ипподроме, будто бы для переговоров, после чего заперли ворота и перебили всех до единого.

Прокопий Кессарийский сообщает о гибели 30 тысяч человек. Примечательно, что корону императору сохранила его жена Феодора, именно она убедила готового к бегству Юстиниана продолжить борьбу, сказав, что предпочитает смерть бегству: «царская власть - прекрасный саван».

В 565 году империя включала часть Сирии, Балканы, Италию, Грецию, Палестину, Малую Азию и северное побережье Африки. Но бесконечные войны сказались на состоянии страны неблагоприятно. После смерти Юстиниана границы снова принялись сжиматься.

«Македонское возрождение»

В 867 году к власти пришел Василий I, основоположник Македонской династии, просуществовавшей до 1054 года. Эту эпоху историки называют «македонским возрождением» и считают максимальным расцветом мирового средневекового государства, которым в это время была Византия.

История успешной культурной и религиозной экспансии Восточной Римской империи хорошо знакома всем государствам Восточной Европы: одной из наиболее характерных черт внешней политики Константинополя было миссионерство. Именно благодаря влиянию Византии на Восток распространилась та ветвь христианства, которая после 1054 года стала православием.

Культурная столица европейского мира

Искусство Восточной Римской империи было тесно связано с религией. К сожалению, в течение нескольких веков политические и религиозные элиты не могли договориться, является ли поклонение священным изображениям идолопоклонством (движение получило название иконоборчества). В процессе огромное количество статуй, фресок и мозаик было уничтожено.

Чрезвычайно обязана империи история на протяжении всего своего существования была своеобразным хранителем античной культуры и способствовала распространению древнегреческой литературы в Италии. Некоторые историки убеждены, что во многом благодаря существованию Нового Рима стала возможна эпоха Возрождения.

В эпоху правления Македонской династии Византийской империи удалось нейтрализовать двух главных врагов государства: арабов на востоке и болгар на севере. История победы над последними весьма впечатляет. В результате внезапного нападения на врага императору Василию II удалось захватить 14 тысяч пленных. Он приказал ослепить их, оставив по одному глазу только каждому сотому, после чего отпустил искалеченных людей домой. Увидев свое слепое войско, болгарский царь Самуил перенес удар, от которого так и не оправился. Средневековые нравы и впрямь были весьма суровы.

После смерти Василия II, последнего представителя Македонской династии, началась история падения Византии.

Репетиция конца

В 1204 году Константинополь впервые сдался под натиском врага: разъяренные неудачным походом в «землю обетованную», крестоносцы ворвались в город, объявили о создании Латинской империи и поделили византийские земли между французскими баронами.

Просуществовало новое образование недолго: 51 июля 1261 года Константинополь без боя занял Михаил VIII Палеолог, который объявил о возрождении Восточной Римской империи. Основанная им династия правила Византией до самого ее падения, но правление это было довольно жалким. Под конец императоры жили на подачки генуэзских и венецианских купцов, да еще натурально грабили церковные и частные владения.

Падение Константинополя

К началу от былых территорий остались только Константинополь, Салоники и небольшие разрозненные анклавы на юге Греции. Отчаянные попытки последнего императора Византии Мануила II заручиться военной поддержкой не имели успеха. 29 мая Константинополь был завоеван второй и последний раз.

Османский султан Мехмед II переименовал город в Стамбул, а главный христианский храм города, собор св. Софии, превратился в мечеть. С исчезновением столицы исчезла и Византия: история самого могущественного государства средневековья прекратилась навсегда.

Византия, Константинополь и Новый Рим

Является очень любопытным факт, что название «Византийская империя» появилось уже после ее краха: впервые оно встречается в исследовании Иеронима Вольфа аж в 1557 году. Поводом послужило название города Византия, на месте которого был построен Константинополь. Сами жители называли ее не иначе как Римской империей, а себя - римлянами (ромеями).

Культурное влияние Византии на страны Восточной Европы трудно переоценить. Однако первым русским ученым, который приступил к исследованию этого средневекового государства, был Ю. А. Кулаковский. «История Византии» в трех томах была издана только в начале ХХ века и охватывала события с 359 по 717 год. В последние несколько лет жизни ученый готовил к изданию четвертый том сочинения, но после его смерти в 1919 году рукопись найти так и не удалось.

Джонатан Харрис

Византия: История исчезнувшей империи


Переводчик Наталья Нарциссова

Редактор М. Савина

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректоры Е. Чудинова, С. Чупахина

Компьютерная верстка А. Фоминов

Дизайнер обложки Ю. Буга

Иллюстрация на обложке ShutterStock


© Jonathan Harris, 2015

Originally published by Yale University Press

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2017


Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

* * *

В память о Мейбл (1896–1966), Этель (1892–1974) и Грэге (1900–1992)


Иллюстрации и карты

1. Статуя Константина, Капитолийский холм, Рим (maratr/Shutterstock.com).

3. Серебряное блюдо с изображением Феодосия I (FXEGS Javier Espuny/Shutterstock.com).

4. Феодосий на ипподроме, основание колонны (BasPhoto/Shutterstock.com).

5. Руины Серапеума, Александрия (Copycat37/Shutterstock.com).

6. Базилика Санта-Мария-Маджоре, Рим (feliks/Shutterstock.com).

7. Церковь Святого Симеона Столпника, Калаат Семаан, Сирия (Rafal Cichawa/Shutterstock.com).

8. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна (Borisb17/Shutterstock.com).

9. Юстиниан I, мозаика из базилики Сан-Витале, Равенна (Michal Szymanski/Shutterstock.com).

10. Собор Святой Софии (Mikhail Markovskiy/Shutterstock.com).

11. Церковь Святых Сергия и Вакха, Константинополь (Borisb17/Shutterstock.com).

13. Стены Константинополя (Tolga Sezgin/Shutterstock.com).

14. Икона «Одигитрия» (Dmitry Kalinovsky/Shutterstock.com).

15. «Темная церковь», Каппадокия, Малая Азия (Adisa/Shutterstock.com).

16. Богородица с младенцем, мозаика из собора Святой Софии, Константинополь (Vadim Petrakov/Shutterstock.com).

17. Церковь монастыря Мирелейон, Константинополь (Pavle Marjanovic/Shutterstock.com).

18. Византийская церковь, Охрид (S-F/Shutterstock.com).

19. Собор Святой Софии, Киев (Kiev.Victor/Shutterstock.com).

20. Памятник Киевскому князю Владимиру, Лондон (фото автора).

21. Великая Лавра, гора Афон (Dmitri Ometsinsky/Shutterstock.com).

22. Руины Преслава, Болгария (Little_Desire/Shutterstock.com).

23. Монастырь Осиос Лукас, Греция (Anastasios71/Shutterstock.com).

24. Зоя, мозаика в соборе Святой Софии (PavleMarjanovic Shutterstock.com).

25. Константин IX Мономах, мозаика в соборе Святой Софии (Pavle Marjanovic/Shutterstock.com).

26. Алексей I Комнин, изображение на монете (фото автора).

27. Иоанн II Комнин, мозаика в соборе Святой Софии (Antony McAulay/Shutterstock.com).

28. Монастырь Пантократора, Константинополь (aydngvn/Shutterstock.com).

29. Деисус, мозаика в соборе Святой Софии (Artur Bogacki/Shutterstock.com).

30. Церковь Святой Софии, Монемвасия (TellyVision/Shutterstock.com).

31. Церковь Христа Спасителя в Хоре, Константинополь (Mario Savoia/Shutterstock.com).

32. Мистра, Греция (DiegoMariottini/Shutterstock.com).

33. Собор Святой Софии, Бэйсуотер, Лондон (фото автора).


Карты

Византийская империя ок. 500 г.

Византийская империя ок. 565 г.

Византийская империя ок. 741 г.

Византийская империя ок. 900 г.

Византийская империя ок. 1050 г.

Предисловие и благодарности

Эта книга – мое путешествие в тысячелетнюю историю Византии, построенное вокруг давно занимавших меня вопросов, людей и событий. Главное, что мне хотелось понять: каким образом Византия просуществовала так долго, несмотря на все потрясения и вторжения, которые ей довелось пережить, и почему в конце концов исчезла столь бесследно. Ради того, чтобы ответить на эти вопросы, я оставил в стороне многое из того, что другой автор, вероятно, включил бы в повествование, и в то же время рассмотрел те аспекты, которые другие могли бы счесть второстепенными или даже несущественными.

О разделе «Дальнейшее чтение» в конце также могу сказать: он не претендует на полноту – это скорее идеи для следующего шага – и ограничивается широкодоступными книгами на английском языке. Разумеется, написано о Византии гораздо больше.

Что касается византийских имен, в целом я старался транслитерировать их как можно ближе к оригинальному греческому звучанию, но не стремился добиться этого любой ценой. Их произношение, как и освещение событий, и их толкование – это мой личный выбор.

Однако, хотя книга представляет мой взгляд на «забытый мир» Византии, на нее как прямо, так и косвенно повлияли и другие люди. Так, она много приобрела благодаря комментариям двоих благосклонных анонимных обозревателей, а также отзывам Хэзер Макаллум и Рэйчел Лонсдейл из Yale University Press. Лиз Хорнби тщательно отредактировала текст. Эндрю Серджент любезно прочитал рукопись с позиций заинтересованного неспециалиста и спас меня от множества нестыковок, ошибок и упущений. Работа на кафедре истории Королевского колледжа Холлоуэй также оказала на меня большое влияние. Я бы не написал эту книгу вовсе, если бы у меня не было возможности опробовать свои идеи на студентах программы бакалавриата, которые стали слушателями моих курсов «Византия и ее соседи» и «Падение Константинополя». Их вопросы, ответы и возражения заставили меня уточнить и доработать свои концепции, а в некоторых случаях и вовсе пересмотреть их. Также я в долгу перед тремя руководителями кафедры – Джонатаном Филлипсом, Сарой Ансари и Джастином Чампионом – за ту помощь, которую они мне оказывали и в исследованиях, и в преподавании, а также перед Пенелопой Малленз и Мари-Кристин Окенден, благодаря которым все административные вопросы решались легко и без усилий. В конечном счете это огромная привилегия – писать исторический труд, работая на соответствующей кафедре, тем более столь крупной, с разносторонними научными интересами.

Королевский колледж Холлоуэй Лондонского университетаЯнварь 2015 года

Много где встречаются руины древних памятников, но непонятно, почему их так мало сохранилось…

Ожье Гислен де Бусбек, посол императора Священной Римской империи в Константинополе, 1555–1562 гг.

В середине XVI века столица Османского султаната была одним из крупнейших и богатейших городов мира. Она являлась сердцем империи, раскинувшейся от Крыма до Алжира, а ее быстро растущее население составляло больше 400 000 человек. Широко известный как Стамбул, официально город назывался Константинополем. Его властитель, Сулейман Великолепный (правил в 1520–1566 гг.), был не только одним из величайших завоевателей в истории империи, но и мусульманским халифом, и потому улицы и площади Константинополя украшали около 300 мечетей, что демонстрировало величие духовной, а также и светской власти султана. На холме в центре города возводилась великолепная новая мечеть с четырьмя минаретами. По завершении строительства она будет располагать целым комплексом медресе, бань и больниц. Известная как Сулеймание, по имени султана, по чьему повелению она была построена, мечеть станет главной в столице самого могущественного исламского правителя того времени, главы всех правоверных мусульман.

В 1544 году в Константинополь прибыл француз по имени Пьер Жиль. Получивший классическое образование, увлеченный натуралист, он отправился туда по поручению своего государя Франциска I, чтобы найти древние рукописи для королевской библиотеки в Фонтенбло. Однако ему пришлось пробыть в Константинополе гораздо дольше, чем планировалось: в 1547 году король Франциск умер, об ученом и его миссии благополучно позабыли, и Жиль остался без средств, необходимых для возвращения домой. Через три года, чтобы свести концы с концами, он вынужден был завербоваться в войско султана и отправиться на Восток сражаться с персами. Но до того, во время его вынужденного пребывания в Константинополе, он много бродил по улочкам столицы и хорошо изучил ее. Его занимал вовсе не современный ему город. На его взгляд, на фоне величественных новых мечетей городские улицы выглядели еще более грязными и запущенными. Как человек классического образования, он искал следы древнего прошлого, когда город был известен как Византий. К его разочарованию, почти ничего от той эпохи не сохранилось, но Жиль вскоре заинтересовался тем, что осталось от более поздних веков, когда Константинополь был столицей христианской, а не мусульманской империи, и его властители говорили по-гречески, а не по-турецки. Его современники называли это исчезнувшее государство Византийской империей, или Византией, и, так как она окончательно прекратила свое существование всего за столетие до этого, от нее, по сравнению с сегодняшним днем, еще что-то уцелело. Жиль, сколько мог, с энтузиазмом искал сохранившиеся памятники этого погибшего мира. Он бродил вокруг строения, которое наиболее явно относилось к той эпохе, – бывшего христианского собора Святой Софии (Премудрости Божьей), возвышавшегося в центре города напротив султанского дворца Топкапы. Однажды, поскользнувшись, он упал в подземный резервуар, где обнаружил семь загадочных колонн. Кто-то сказал ему, что они были частью некогда великолепного дворца византийских императоров, но сам Жиль был уверен, что это остатки портика, который когда-то окружал главную городскую площадь, Августеон. Он спускался под улицы и, в небольшой лодке, скользил меж могучих колонн подземной цистерны, под ее сводчатым потолком, который освещался только неровным светом факела. Он взбирался на портик, обозначавший восточную часть ипподрома, где византийцы смотрели гонки на колесницах, и с этого места ему было видно, как вдали, в проливе Босфор, резвятся дельфины.

Возникнув на обломках великой Римской империи, Византия на протяжении своей более чем тысячелетней истории была ареной постоянных вторжений, осад и войн. Граница Запада и Востока, символ христианского мира – Константинополь – манил захватчиков, поражая своим богатством и великолепием. Каким образом Византийская империя, которой некогда принадлежало полмира, несмотря на все потрясения, просуществовала поразительно долго и почему в конце концов исчезла почти бесследно, словно растворилась? Древнюю державу не спасли ни мощная армия, ни искусность ее политиков, ни неприступные стены Константинополя, ни вера в то, что Бог не оставит первую на земле христианскую империю, распространившую новую религию не только по своей обширной территории, но и в соседних государствах. О том, как зародилась, правила миром и погибла Византия, а также какое наследие оставила современному миру, рассказывает британский историк Джонатан Харрис.

Произведение относится к жанру История. Исторические науки. Оно было опубликовано в 2015 году издательством Альпина Диджитал. На нашем сайте можно скачать книгу "Византия: История исчезнувшей империи" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 2.86 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: