Человек и животный мир.

Человек имеет очень древнюю эволюционную родословную. В самом же начале животного мира стоят первые живые существа, которые являются, таким образом, исходным пунктом развития и для человека.

По строению и расположению своих органов человек относится к классу млекопитающих. Наиболее существенные признаки, присущие как человеку, так и млекопитающим, - это млечные, сальные и потовые железы, волосяной покров тела, специализированные зубы (резцы, клыки, предкоренные и коренные), четырехкамерное сердце и левая дуга аорты, легочное дыхание, наличие диафрагмы, высокоразвитый головной мозг, внутриутробное развитие зародыша, вскармливание детеныша молоком.

И у человека, и у животных единые звенья тканевого обмена веществ, сходным образом осуществляются рост и индивидуальное развитие, единый для всего органического мира принцип хранения и реализации генетического кода и др. Максимальное сходство человека обнаруживается с представителями семейства человекообразных обезьян, или антропоидов: гориллой, шимпанзе, орангутангом, гиббоном. Общность внутреннего строения человека и антропоидов дополняется внешним сходством: у них единый план строения верхних и нижних конечностей, отсутствие хвоста, очень сходные ушные раковины, наличие ногтей на пальцах и др.

Отечественный биохимик А. Н. Белозерский проанализировал результаты молекулярной гибридизации ДНК для выявлений степени общности генетической информации в хромосомах человека и некоторых обезьян. Оказалось, что количество сходных нуклеотидных последовательностей в ДНК у человека и шимпанзе составило 91%, у человека и гиббона - 76, у человека и макака резуса - 66%, т.е. чем ближе в систематическом отношении животные стоят к человеку, тем большее между ними сходство в молекулярной структуре ДНК.

В свое время Ч. Дарвин привел убедительные доказательства филогенетической общности эмоций и способов их выражения, посвятив им отдельное сочинение, тесно связанное с «Происхождением человека». В сочинении «Выражение эмоций у человека и животных», вышедшем в 1872 г., Дарвин с успехом показал, что по чертам элементарной психической деятельности и способам выражения ощущений человек, несомненно, генетически связан с обезьянами. Другой важный вывод состоит в том, что среди человеческих рас психических различий не существует.

Однако человека выделяют из мира животных принципиальные биологические отличия, такие как вертикальное положение тела и передвижение на двух ногах, высокая степень развития рук и способность выполнять разнообразные, тонкие и высокоточные операции, большой объем головного мозга, который в 2,5 раза превышает мозг антропоидов и в 3,5 раза - площадь его поверхности, и наконец речь, которая свойственна только человеку.

Не случайно Ч. Дарвин в свое время сделал вывод о том, что ни одна из современных человекообразных обезьян не является непосредственным родоначальником людей. Родословную человека составляет длинная цепь его предшественников, она уходит в глубину времен на десятки миллионов лет, и последним звеном перед первыми людьми была ископаемая человекообразная обезьяна. Неизвестный при жизни Дарвина ископаемый предшественник человека был обнаружен впоследствии, подтвердив научное предвидение ученого.

По строению и расположению своих органов человек относится к классу млекопитающих. Наиболее существенные признаки, присущие как человеку, так и млекопитающим, - это млечные, сальные и потовые железы, волосяной покров тела, специализированные зубы (резцы, клыки, предкоренные и коренные), четырехкамерное сердце и левая дуга аорты, легочное дыхание, наличие диафрагмы, высокоразвитый головной мозг, внутриутробное развитие зародыша, вскармливание детеныша молоком. И у человека, и у животных единые звенья тканевого обмена веществ, сходно осуществляются pocт и индивидуальное развитие, единый для всего органического мира принцип хранения и реализации генетического кода и др. Максимальное сходство человека обнаруживается с представителями семейства человекообразных обезьян, или антропоидов: гориллой, шимпанзе, орангутангом, гиббоном. Общность внутреннего строения человека и антропоидов дополняется внешним сходством у них единый план строения верхних и нижних конечностей, отсутствие хвоста, очень сходные ушные раковины, наличие ногтей на пальцах и др.

Почти невозможно отличить зародыши человека приматов и других позвоночных животных на ранних этапах развития. У эмбриона человека образуются хорда, жаберные борозды, жаберные дуги и соответствующая сеть кровеносных сосудов, подобно тому,

как это имеет место у древнейших акуловых рыб. В процессе эмбрионального развития у человека появляется а затем исчезает ряд других подобных признаков, но некоторые из них сохраняются в виде рудиментов, указывая на явную связь с животным миром. К их числу относятся: копчик - остаток хвоста, выраженный в позвоночнике эмбриона в возрасте 1,5-3 месяцев внутриутробного развития, наружный волосяной покров, червеобразньй отросток слепой кишки, подкожные мускулы, которые развиты у человека только на лице и в виде рудимента имеется подкожная ушная мышца и др. Всего у человека насчитывается более 90 рудиментов.

А. Н. Северцов (1866-1936) указал, что развитие зародыша современного позвоночного позволяет судить не столько о том, каковы были взрослые формы предков позвоночных, сколько о том, каковы были их зародышевые формы, так как многие существенные изменения в строении тела наследственного характера происходят во время эмбрионального развития и отражаются на строении взрослых форм в последующих поколениях.

Несомненно, однако, что изучение зародышевых форм позволяет судить и о ряде особенностей строения у взрослых предковых форм, тем более что размножение и передача признаков происходит через взрослые формы, а не через зародышей.

Человеческие зародыши пяти-шести суток уже имеют мезодермические сегменты. Явление сегментации в строении мускулатуры человеческого зародыша свидетельствует о стадии древнейших хордовых, от которой он унаследовал также, например, спинную струну, первичные почечные зачатки (передние почки), следы хвостовой кишки.

В возрасте нескольких недель зародыши человека и других млекопитающих обнаруживают многие черты сходства с рыбами. По бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды. Кровеносная система сходна с характерной для -рыб: двухкамерное сердце, хвостовая артерия, кровеносные сосуды в составе шести дуг аорты, подходящие к жаберным дужкам. Сюда присоединяются: общая форма тела зародыша, хвост, жаберные борозды, нитевидное продолжение заднего отдела спинного мозга.

Все это убеждает нас в том, что одними из древнейших предков человека, как и прочих высших позвоночных, были рыбы. Некоторые особенности "рыбьей стадии" развития могут проявиться у человека в виде атавизмов. Пример - шейные фистулы, сообщающиеся с глоткой.

На этой же ранней стадии головной мозг человека имеет еще весьма примитивное строение, однако, как и у всех других позвоночных, уже разделен на три первичных мозговых пузырька: передний, средний и задний.

Передний мозговой пузырек образует обонятельные доли, за ними передний мозг из двух полушарий (в каждом из них по полости - первый и второй желудочки), а еще дальше промежуточный мозг (в нем полость - третий желудочек, затем эпифиз и гипофиз).

Средний мозговой пузырек впоследствии превращается в средний мозг: на верхней стороне образуется так называемое "четверохолмие". Канал внутри среднего мозга, иначе сильвиев водопровод, сообщается с полостью четвертого желудочка, формирующегося в заднем и продолговатом мозгу. Из нижней части среднего мозга возникают ножки большого мозга, который вместе с его полушариями образуется из переднего и среднего отделов мозга.

Наконец, задний мозговой пузырек дает начало варолиеву мосту, мозжечку и продолговатому мозгу, внутри которого образуется четвертый желудочек. Продолговатый мозг непосредcтвенно переходит в спинной, а полость четвертого желудочка - в спинномозговой канал.

Из современных позвоночных сравнительно очень примитивный головной мозг мы находим у рыб. Полушария переднего мозга рыбы весьма невелики и имеют небольшие обонятельные доли. Между полушариями почти нет поперечных связей, которые развиваются уже у земноводных и пресмыкающихся. Однако возникающие с усложнением мозга поперечные связи особенно характерны для мозга большинства млекопитающих животных, которые являются наиболее высоко развитыми позвоночными.

Средний мозг рыбы представлен главным образом зрительным двухолмием и составляет самую крупную часть головного мозга, так как превышает полушария по объему в восемь-девять раз. Промежуточный мозг, располагающийся между полушариями и средним мозгом, несет у рыб придатки мозга: вверху - эпифиз, внизу - гипофиз.

Эпифиз представлет собой орган, который филогенетически ближайшим образом связан с другим, а именно с теменным глазом. Обладающий способностью улавливать световые лучи теменной глаз у некоторых современных позвоночных развивается как непарный орган. Среди круглоротых он встречается у миног, а среди пресмыкающихся у гаттерии, круглоголовки, варана. На черепах большинства ископаемых древнейших рыб, амфибий и рептилий обнаруживается отверстие теменного глаза. Отсюда можно предполагать, что теменной глаз был развит и у наших очень отдаленных предков - низших позвоночных.

Еще больший интерес вызывает гипофиз. Судя по строению этого органа у круглоротых (именно у миксин, у которых трубка гипофиза открывается наружу отверстием на голове впереди глаз, а внутренним концом сообщается с кишечником), он представляет собой также весьма древнее образование. Гипофиз имеет ближайшее отношение к начальному отделу пищеварительного тракта с ротовой частью и жаберной системой, и его передняя часть является производным выступа первичной ротовой полости. В своем же заднем отделе гипофиз формируется из преобразованного нижнего, суживающегося конца воронки промежуточного отдела головного мозга.

Гипофиз и эпифиз раньше считались совершенно загадочными органами. В свое время философ Декарт даже предполагал в эпифизе местообитание души. Но ничего особенно загадочного в них нет: эти древние органы очень сильно изменились и представляют собой ныне железы внутренней секреции. Особенности их развития у человека свидетельствуют о его родстве с самыми низшими позвоночными. У некоторых взрослых людей незаросшая гипофизарная трубка доходит до слизистой оболочки верхнего конца глотки, где иногда находят даже так называемые добавочные гипофизы. В основной, или клиновидной, кости черепа в 3-5% случаев встречается черепно-глоточный канал в виде остатка трубки для прохождения стебелька гипофиза (на черепах шимпанзе канал этот встречается чаще).
Эпифиз в мозгу человеческого эмбриона развивается, как и у современных позвоночных, позади теменного органа, с которым он находится в какой-то недостаточно выясненной связи:
может быть даже, по В. М. Шимкевичу, оба эти органа есть реликты двух парных образований, имевших отношение к развитию органов зрения у наших отдаленных предков - низших позвоночных.
Что же унаследовано человеком от стадии земноводных? Сюда можно, по мнению некоторых исследователей, отнести плавательные перепонки, развивающиеся между пальцами у человеческого зародыша. В нижней части стенки живота человека унаследованы от земноводных сухожильные перетяжки прямых мышц.

Человек получил от амфибий также седалищную артерию (ветвь нижней ягодичной артерии). Случай нахождения у взрослого человека в скелете запястья свободной центральной косточки является, возможно, одним из примеров возврата к типу строения земноводных предков.

В обонятельном отделе человек унаследовал от земноводных часть, называемую якобсоновым органом: он развивается к пятому месяцу утробной жизни в виде канала, идущего из носовой полости в ротовую. Хотя в конце утробного развития этот орган и редуцируется, но его все же можно найти у взрослого человека в виде короткого, слепо оканчивающегося канальца, к которому подходят окончания специальных нервов. Якобсонов орган сильно развит у жвачных млекопитающих.

Наконец, человек унаследовал от древних амфибий еще остаток их мигательной перепонки в виде так называемой полулунной складки, или слёзного мясца, во внутреннем углу глаза. Этой складке соответствует хорошо развитая у современных земноводных, пресмыкающихся и птиц мигательная перепонка, имеющаяся и у некоторых рыб.

Среди млекопитающих мигательная перепонка подверглась сильной редукции, особенно у китообразных и большинства приматов, но значительно развита, например, у кроликов, кошек и некоторых обезьян. Полулунная складка у человека - яркий пример рудимента.

От пресмыкающихся человек унаследовал ряд признаков, которые обнаруживаются преимущественно в утробный период, например, в развитии головного мозга, в строении и характере причленения конечностей у плода нескольких месяцев.

Далее, в составе той передней жаберной дуги, из которой впоследствии образуется нижняя челюсть, у зародыша закладывается меккелев хрящ. Впоследствии он, как и у всех млекопитающих, дает две слуховые косточки, а именно - молоточек и наковальню. Между тем у предков хрящ, испытав процесс окостенения, служил посредствующим звеном сложного соединения между нижней челюстью и черепом, что наблюдается еще и у современных пресмыкающихся. Третья слуховая косточка (стремя), возникающая из подъязычной (гиоидной) жаберной дуги, имеется в той или иной форме уже у амфибий и рептилий.
Характер распределения волос на теле плода группами - по три и пять штук, в известной степени соответствует способу расположения чешуи на кожном покрове древних рептилий, послуживших предками млекопитающих.

В числе более поздних предков человека были древние млекопитающие, о чем свидетельствует еще большее количество фактов. Так, головной мозг человеческого плода на ранних ступенях развития своей гладкой поверхностью и примитивностью строения сильно напоминает мозг современных низших млекопитающих (эти особенности унаследованы человеком, вероятно, от их мезозойских форм).

О родстве человека с низшими млекопитающими свидетельствуют и другие примитивные черты, обнаруживающиеся в его онтогении. Например, у человеческого шестинедельного зародыша формируются зачатки нескольких пар молочных желез вдоль млечных линий. По всему телу (кроме ладоней и подошв) развивается довольно густой, хотя и мелкий волосяной пушок, иначе лануго. В ротовой полости на мягком нёбе образуются Заметные валики, в ярко выраженной форме столь характерные для обезьян, хищных и других млекопитающих.

В возрасте 1,5-3 месяцев заметно выражен хвостовой отдел, в котором можно обнаружить и конечный отдел зачаточного позвоночного столба с 8-9 закладками позвонков. К концу этого срока наружный отдел хвоста редуцируется, втягивается. Во внутреннем участке хвостового отдела сохраняется от 6 до 2 позвонков, получающих название копчиковых и обычно плотно срастающихся между собою в копчик, который у молодых мужчин и женщин, как правило, не срастается с крестцом.

Оставаясь в виде исключения и развиваясь у некоторых людей, последние три признака и некоторые другие, унаследованные от предков-млекопитающих, являют случаи атавизма. Сюда относится, например, отсутствие у многих человеческих плодов завернутости завитка ушной раковины. У некоторых взрослых людей сохраняется форма так называемого уха макака. Подобная форма наружного уха свойственна человеческим плодам в возрасте пяти-шести месяцев и наследуется, очевидно, от ископаемой низшей обезьяны, в некоторых отношениях сходной с макаком и составляющей одно из звеньев нашей родословной. В случае неполной завернутости завитка раковины на его верхне-боковом участке образуется маленькое кожное разрастание в виде бугорка, получившего название "дарвинова".

К числу атавизмов от стадии млекопитающих относятся также: необычайно сильное развитие ушных мышц, позволяющее человеку двигать ушной раковиной; развитие морганьевых желудочков гортани на глубину свыше одного сантиметра; лишние молочные железы, или соски; зачатки некоторых лишних зубов; чрезмерно сильная волосатость на теле и лице; хвостик.

У каждого человека есть червеобразный отросток слепой кишки, или аппендикс: этот рудиментарный орган является неоспоримым свидетельством, что наши предки на ступени низших млекопитающих обладали довольно длинной слепой кишкой. У некоторых современных млекопитающих, например грызунов, копытных, в слепой кишке происходит энергичный процесс переваривания пищевых масс.
Аппендикс представляет собой один из многочисленных рудиментов человеческого тела. Чрезвычайно характерной особенностью рудиментов как остаточных органов является сильная изменчивость их формы, размеров и строения. Так, при средней длине 8-9 см аппендикс у человека иногда достигает 20-25 см, как у человекообразных обезьян; он бывает и сильно укорочен, до 1-2 см, а в очень редких случаях и совсем отсутствует. Будучи богат лимфоидной тканью, особенно в молодом возрасте, червеобразный отросток, по-видимому, соответствует какому-то отделу слепой кишки других млекопитающих, не имеющих аппендикса.

Можно полагать, что предки людей в ходе эволюции частично или полностью потеряли следующие черты: тонкость обоняния, волосяной покров, большинство кожных мышц, хвост, хватательную способность стопы, признаки в челюстях и кишечнике, указывающие на растительноядный образ жизни, гортанные мешки, двурогую матку, заостренность ушной раковины. У самок более поздних предков человека, а именно полуобезьян и обезьян, в связи с уменьшением числа рождавшихся детенышей произошла редукция большей части молочных желез, по мнению Дарвина, передавшаяся и самцам этих предков.
Атавизмы (от лат. "атавус" - предок) представляет собой признаки, отсутствующие у ближaйших, но свойственные очень далеким предкам человека. Например, густой волосяной покров тела, появление дополнительных сосков у женщин и мужчин, случаи рождения людей с хвостом и др. Все эти факты в свое время дали основание Ч. Дарвину прийти к заключению что человек и млекопитающие произошли от одного общего древнего предка.

Благодаря развитию мимической мускулатуры антропоиды могут выражать общие эмоции: плач, смех, гнев или возбуждение и т. п. Антропоиды болеют многими инфекционными болезнями, присущими человеку (туберкулез, брюшной тиф, детский паралич, дизентерия и др.) У шимпанзе встречается болезнь Дауна (умственная отсталость), возникновение которой, как и у человека, связано с присутствием в кариотипе животного третьей хромосомы из 21-й пары. Выявлены черты сходства по группам крови. Биохимические и молекулярные исследования показали, что по сходству белков альбуминов наиболее близки к человеку шимпанзе, горилла, орангутанг; у павиана и мартышки эти белки имеют незначительно сходство с белками человека, и совсем далеки по этому признаку от человека долгопяты и лемуры. Отечественный биохимик А. Н. Белозерский проанализировал результаты молекулярной гибридизации ДНК для выявлений степени общности генетической информации в хромосомах человека и некоторых обезьян. Оказалось, что количество сходных нуклеотидных последовательностей в ДНК у человека и шимпанзе составило 91 %, у человека и гиббона - 76, у человека и макака резуса - 66%, т. е. чем ближе в систематическом отношении животные стоят к человеку, тем большее между ними сходство в молекулярной структуре ДНК.

Человек унаследовал от приматов такие черты, как широкие плечи и широкая плоская грудь, общность строения локтевого и запястного суставов, кистей рук и всего верхнего пояса, - те качества, которые у обезьян возникли благодаря древесному образу жизни.

Особое внимание Дарвин уделил доказательству филогенетической общности эмоций и способов их выражения, посвятив им отдельное сочинение, тесно связанное с "Происхождением человека". В сочинении "Выражение эмоций у человека и животных", вышедшем из печати в 1872 г., Дарвин с успехом показал, что по чертам элементарной психической деятельности и способам выражения ощущений человек, несомненно, генетически связан с обезьянами. Другой важный вывод был тот, что среди человеческих рас психических различий не существует.

Все изученные Дарвином факты подобного рода, вместе с рудиментами и атавизмами, точно так же привели его к убеждению, что у человека была длинная родословная, уходящая глубоко в историю животного мира, и что последним звеном перед первыми людьми была ископаемая человекообразная обезьяна.

Способность к хватанию и противопоставление большого пальца остальным, выраженные у всех приматов, не только сохранились у человека, но продолжали развиваться. Антропоиды способны использовать подходящие предметы в качестве "орудия" или "оружия" для достижения определенной цели, что послужило важнейшей предпосылкой возникновения трудовой деятельности человека.

Близость человека к антропоидам прослеживается и по другим особенностям, однако каждая из человекообразных обезьян обладает лишь некоторой совокупностью наиболее общих с человеком признаков. Например, по величине ближе всех к человеку горилла, шимпанзе, орангутанг, по массе тела и длине конечностей - шимпанзе, по форме бедренных костей - гиббон, по строению костей таза, стоп и величине головного мозга - горилла и т. п. По данным антрополога А. Кизса, у человека и гориллы 385 общих морфологических признаков, у человека и шимпанзе - 369, у человека и орангутанга - 359. Гиббон и низшие обезьяны имеют 117-113 общих с человеком признаков.

Новорожденный человек в первые дни жизни удивляет чрезвычайной цепкостью. Такая особенность служит одним из косвенных указаний на происхождение человека от животных, живших на деревьях, и свидетельствует об обезьяньей стадии в человеческой родословной.

Однако человека выделяют из мира животных принципиальные биологические отличия, такие, как вертикальное положение тела и передвижение на двух ногах, высокая степень развития рук и способность выполнять разнообразные, тонкие и высокоточные операции, большой объем головного мозга, который в 2,5 раза превышает мозг антропоидов и в 3,5 раза - площадь его поверхности, и, наконец, речь, которая свойственна только человеку. Не случайно Ч. Дарвин в свое время сделал вывод о том, что ни одна из современных человекообразных обезьян не является непосредственным родоначальником людей. Родословную человека составляет длинная цепь его предшественников, она уходит в глубину времен на десятки миллионов лет, и последним звеном перед первыми людьми была ископаемая человекообразная обезьяна. Неизвестный при жизни Дарвина ископаемый предшественник человека был обнаружен впоследствии, подтвердив научное предвидение ученого.

Впервые отнес человека к животному царству Аристотель, поместив его на высшую ступеньку в «Лестнице существ». Выдающийся шведский натуралист Карл Линней высказал мысль о происхождении человека от обезьяноподобных предков. В своем знаменитом труде «Система природы» (1735 г.) он поместил человека в один отряд с приматами на основании морфологического сходства. Эту же мысль позже высказали Ж-Б. Ламарк (1809 г., «Философия зоологии») и известный русский эволюционист К.Ф. Рулье. Ч. Дарвин в работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871г.), обобщив огромный материал из области систематики, сравнительной анатомии, эмбриологии, физиологии, палеонтологи, привел веские доказательства об общем происхождении человека и человекообразных обезьян. Ч. Дарвин писал: «Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то при современном уровне знаний сможем приблизительно узнать наших прародителей, и нам незачем стыдиться их».

Появление человека как биологического вида – результат длительного эволюционного процесса развития животного мира. Человек в себе сочетает принципиальные черты строения и жизнедеятельности, которыми характеризуются животные. Анатомические и физиологические особенности современного человека выделяют его в особый биологический вид - Человек разумный (Homo sapiens ) (таблица 4).

Таблица 4

Положение человека в системе органического мира

Общность человека и позвоночных животных подтверждается общностью плана их строения: скелет, нервная система, системы кровообращения, дыхания, пищеварения. Особенно убедительно родство человека и животных обнаруживается при сравнении их эмбрионального развития (рисунок 22).

Рисунок 22. Стадии развития эмбрионов человека и позвоночных животных.

I – рыба, II – тритон, III – черепаха, IV – птица, V – свинья, VI – корова, VII – кролик, VIII – человек.

На ранних этапах эмбрионального развития зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных животных. В эмбриональном периоде развития у зародыша человека закладывается двухкамерное сердце, шесть пар жаберных дуг, хвостовая артерия – признаки рыбообразных придатков. От амфибий человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, которые имеются у зародыша. Слабая теплорегуляция у новорожденных детей и детей до 5 лет указывает на происхождение от животных с непостоянной температурой тела. Головной мозг плода гладкий, без извилин, как у низших млекопитающих мезозойской эры. У шестинедельного зародыша имеется несколько пар млечных желез. Закладывается также хвостовой отдел позвоночника, который затем превращается в копчик. Таким образом, основные черты строения и эмбрионального развития подтверждают животное происхождение человека. Специфические (видовые) человеческие особенности возникают лишь на самых поздних стадиях эмбрионального развития.

Видовые особенности человека, отличающие его от других животных (в частности других млекопитающих):

Прямохождение;

Ноги длиннее рук, сводчатая стопа, пальцы на ногах короткие, первый палец часто самый длинный и не отклоняется;

Сильно развитая мускулатура нижних конечностей;

Очень подвижный скелет руки, особенно кисти; кисть с крупным и самостоятельным в своем движении большим пальцем;

Очень подвижный плечевой сустав, допускающий вращательные движения с размахом почти 180 0 ;

Позвоночник с четырьмя изгибами;

Расположение таза под углом 60 0 к горизонтальной плоскости;

Сочленение шеи находится в средней части основания черепа;

Лицо короткое, почти вертикальное под лобной частью черепа;

Челюсти небольшие, с округлой челюстной дугой;

Клыки обычно не длиннее премоляров, впереди и позади них нет щелей;

Большой объем мозгового черепа по сравнению с лицевым отделом черепа;

Большая часть тела без волосяного покрова;

Ограниченная плодовитость.

Перечисленные особенности строения и физиологии человека – результат эволюции его животных предков. Важным свидетельством родства человека с животными служат рудименты и атавизмы. В теле человека около 90 рудиментов: копчиковая кость (остаток редуцированного хвоста); складка в уголке глаза (остаток мигательной перепонки); тонкие волосы на теле (остаток шерсти); отросток слепой кишки – аппендикс и др. Все эти рудименты бесполезны для человека и являются наследием животных предков (рисунок 23).

Рисунок 23. Рудименты человека: А – третье веко: 1 – человека; 2 – птицы; Б – ушная раковина: 1 – шестимесячного зародыша; 2 – взрослого человека; 3 – обезьяны; В – слепая кишка с червеобразным отростком: 1 – человека; 2 – копытного.

К атавизмам (необычайно сильно развитым рудиментам) относятся наружный хвост, с которым очень редко, но рождаются люди; обильный волосяной покров на лице и теле; многососковость, сильно развитые клыки и др (рисунок 24).

Рисунок 24. Атавизмы человека: «львиный мальчик», хвостатый мальчик.

Рисунок 25. Человек и человекообразные обезьяны: а – скелеты: 1 – человека, 2 – гориллы, 3 – орангутанга, 4 – гиббона; б – мозг: 1 – человека, 2 – шимпанзе, 3 – орангутана.

Разделы: Биология

Цель: сформировать знания о происхождении и эволюции человека в результате развития животного мира на Земле.

Задачи. Образовательные : познакомить со взглядами некоторых ученых на эту глобальную проблему; показать место человека в системе животного мира; сформировать представления учащихся о далеких предках человека, их развитии в связи с изменяющимися условиями обитания; создать условия для осознанного применения знаний.

  • Развивающие : продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изучаемый материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.
  • Воспитательные : воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, чувство коллективизма, сопереживания; совершенствовать навыки групповой работы.
  • Тип урока: урок новых знаний.

    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.

    Пояснительная записка. Этот урок является логическим продолжением темы "Развитие жизни на Земле", имеет исключительно важное мировоззренческое значение. Необходимо показать развитие взглядов некоторых ученых на проблему происхождения человека на определенном этапе развития животного мира. Урок включает в себя методы ИКТ и технологии развития критического мышления; групповую и фронтальную работу учащихся. Итогом урока стала защита каждой группой своих творческих работ. Все схемы и иллюстрации проецировались на экран и интерактивную доску.

    Ход урока

    Эпиграфом к уроку являются слова Л.Н.Толстого: "Старайся дать уму как можно больше пищи".

    Этот эпиграф нацеливает учащихся на серьезную интеллектуальную деятельность на уроке.

    Организационный момент. Учащиеся дифференцированно разбиваются на 4 группы. Озвучивается тема урока; определяются цель и задачи урока; нацеливание на серьезную работу; правила работы по оценочному листу.

    Изучение нового материала.

    А \ Человек вместе со всем живым на Земле прошел долгий путь эволюции. Вспомните, что означает понятие "эволюция"? \ можно прочитать свои синквейны\. Что является результатом эволюции? \ ответы учащихся \. И на определенном этапе эволюции животного мира появился человек \ на доске схема эволюции животного мира \.

    Вопрос о происхождении человека - очень интересный и одновременно весьма сложный; можно сказать, что это глобальная проблема человечества. А что вам известно о происхождении человека? Я попрошу вас на бумаге написать заголовок "Происхождение человека" - это название вашего будущего кластера, отметьте на нем опорные понятия, какие вы уже знаете по этой теме. А по ходу урока вы будете его дополнять, но уже другим цветом, и в конце урока представите нам свои творческие работы.

    Итак, вопросами, связанными с происхождением и эволюционным развитием человека, занимается наука антропология (от греч. "антропос" - "человек" и "логос" - "учение"). Толчком к возникновению этой науки послужила теория Ч.Дарвина о происхождении человека от животных. Справедливости ради надо сказать, что Дарвин был далеко не первым, кто высказал подобное предположение. Идея эволюционного происхождения человека от животных зародилась еще в античности. Оспорить факт божественного сотворения людей рискнул, например, Анаксимандр из Милета (610-547 г.г. до н.э.). Он считал, что изначально Земля сплошь была покрыта жидким илом. Из него возникли животные и люди, похожие на рыб. Как только образовалась суша, люди покинули ил, и сходство с рыбами исчезло.

    Аристотель не только причислил человека к животным, но и отметил, что одни животные более близки человеку, другие - менее. Подобные идеи поддерживали Демокрит и Эмпедокл.

    Новая вспышка интереса к человеку возникла в эпоху Возрождения. Вопросами сходства человека и человекообразных обезьян в начале 16 века занимался Николай Тульп, положивший основу сравнительной анатомии.

    В 18 веке естествоиспытатель и систематик живой природы Карл Линней, классифицируя животных, объединил в одну группу человека и человекообразных обезьян. Но и он не сомневался в божественном происхождении всего живого и его неизменности со времен создания.

    Сторонниками эволюционного развития видов были знаменитые русские ученые: М.В.Ломоносов, видевший в окаменелостях доказательство того, что ранее Землю населяли иные животные, предки современных видов; А.Каверзнев, отвергавший божественное происхождение всего живого и утверждавший, что все виды произошли друг от друга. К.Рулье - основатель единственной додарвиновской эволюционной школы - подчеркивал родство человека с животными.

    Большой вклад в развитие учения об эволюционном происхождении видов внесли французские естествоиспытатели Ж.Бюффон, Ж.Б.Ламарк и Э.Ж.Сент-Илер. Но настоящий прорыв в этом направлении связан с именем Ч.Дарвина.

    В 1871 году Дарвин опубликовал сенсационный труд "Происхождение человека". Основной постулат этой книги заключался в том, что человек не занимает особого положения в природе, представляя высшее звено в цепи развития всего живого. Дарвин доказал, что человек и современные человекообразные обезьяны имеют общих вымерших предков. Дарвин попытался объяснить, как происходило превращение древней обезьяны в человека. Ученый особо подчеркнул важность перехода к хождению на двух ногах, считая, что прямохождение позволило древнему человеку освободить руки и создать орудия труда.

    Б\ И на сегодняшний день остается спорным вопрос о том, где же появились пралюди, что побудило их встать с четверенек, слезть с дерева. Существует 2 гипотезы - гипотеза

    "Великого охотника" и "Водяной обезьяны" \ рисунки на доске\.

    Гипотеза "Водяной обезьяны". Прагоминиды поднялись на ноги, чтобы заходить в воду и отыскивать на отмелях и мелководьях пищу.

    Гипотеза "Великого охотника". Пралюди в саванне поднялись с четверенек, чтобы дальше видеть поверх высокой травы, быстрее бегать и успешнее охотиться.

    Сторонники каждой гипотезы приводят множество аргументов в свою пользу. А какую гипотезу вы выбираете? Отметьте это, пожалуйста, в своих кластерах.

    В\ Человек - один из 3 млн. известных сейчас биологических видов на Земле. Давайте определим его систематическое положение. Вам задание - найдите соответствие между систематическими категориями и их определениями.

    Царство. Тип. Класс. Отряд. Семейство. Род. Вид.

    Человек, Люди, Приматы, Животные, Млекопитающие, Хордовые, Человек разумный.

    \ на интерактивной доске 1 ученик выполняет это задание \.

    Г\ Именно такое положение занимает человек в системе животного мира. И это не случайно, так как особенности строения тела человека указывают на его тесную связь с животными. Рассмотрим некоторые из этих особенностей.

    Человек - представитель хордовых.

    Сходство человека с млекопитающими.

    1. Живорождение.

    2. Вскармливание потомства молоком.

    3. Вынашивание плода в теле матери.

    4. Постоянная температура тела.

    Человек, как представитель приматов.

    • Пятипалая конечность с подвижными пальцами.
    • Большой палец пртивопоставлен остальным пальцам руки.
    • Внешние особенности: короткое туловище и длинные ноги; строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины.
    • Особенности внутреннего строения органов и покровы тела.
    • Физиологические особенности: состав крови, структура ДНК, белковый обмен:

    И, конечно же, рудименты и атавизмы являются важнейшими доказательствами родства человека и животных.

    АТАВИЗМЫ.

    Рудименты это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение, хотя и сохранились - полностью или частично. К рудиментам относятся хвостовые позвонки, хвостовые и ушные мышцы, грубый и густой волосяной покров на теле, шейные ребра и др.

    Иногда рождаются люди с явными признаками, характерными для животных. Так, изредка наблюдаются случаи рождения хвостатых и волосатых людей. Появление признаков, свойственных нашим далеким предкам, называется атавизмом.

    Все это, вместе взятое, указывает на несомненное родство человека и животных. Разумеется, - и это очевидно - между человеком и животными есть и принципиальные различия. Вопрос - какие вы можете назвать различия между человеком и животными?

    \ идет обсуждение в группах, а потом дети по очереди отвечают\.

    Но сомнений нет - обезьяны наши родственники. Но предки ли? Оказывается, нет! Современные человекообразные обезьяны имеют с нами общего предка. Но когда-то, очень давно, наши эволюционные пути разошлись. Люди стали развиваться параллельно с обезьянами, независимо друг от друга.

    Д.\ Так кто же он, далекий предок? Итак, около 60-50 млн. лет назад от древнейших насекомоядных млекопитающих отделились полуобезьяны. От них произошли узконосые обезьяны Старого Света и широконосые американские обезьяны. Именно эта ветвь развития приматов и увенчалась возникновением человека.

    Древние полуобезьяны дали начало плиопитекам, останки которых обнаружены в ряде стран Европы. Потомками плиопитеков стали современные гиббоны и ископаемые обезьяны дриопитеки, которые дали начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам. Потомки понгид - гориллы и шимпанзе - живут и сегодня, а от гоминид произошли рамапитеки, жившие 15-7 млн. лет назад. Рамапитеки, как считает современная наука, могли стать непосредственными предками австралопитеков, а те, в свою очередь, дали начало самым древним людям. Ученым трудно проследить, как развивались и эволюционировали предки человека: слишком уж мало в их распоряжении ископаемых остатков, да и те очень неполные. Поэтому существуют различные версии эволюции гоминид.

    Е\ Итак, история возникновения человека сложна и противоречива. Давайте рассмотрим узловые моменты этой истории.

    Рамапитек. Ряд ученых полагают, что только 14 млн. лет назад на нашей планете появилась обезьяна, которую можно отнести к семейству гоминид. Это рамапитек. Обитал он на территории современных Индии, Восточной Европы, России. В отличие от первых человекообразных обезьян, задние зубы рамапитека были более широкими и плоскими, а между задними и передними зубами появились клыки. Питались рамапитеки растительной пищей: семенами злаков, кореньями, листьями и стеблями растений. Их необходимо было искать, срывать или выкапывать, подносить ко рту, совершая при этом множество движений передними конечностями, постоянно наклоняясь, разгибая и выпрямляя спину.

    Австралопитек. На смену рамапитеку пришли другие гоминиды, из них лучше всего изучены австралопитеки . Многочисленные их остатки найдены на территории Южной и Восточной Африки. Возраст остатков австралопитеков колеблется от 5,5 до 1 млн. лет. Австралопитеки были значительно больше похожи на человека, чем их предшественники. Это были небольшие, прямоходящие существа (рост 120-130 см, масса 25-45 кг), с плоским лицом и объемом мозга, равным в среднем 530 см 3 (что несколько больше, чем у современных человекообразных обезьян). Однако считать австралопитека предком человека нельзя, поскольку никаких, даже примитивных, орудий, которыми он пользовался, не найдено (ведь известно, что изготовление и использование орудий труда - один из основных признаков человека)

    Человек умелый . В этот же исторический период существовало животное, внешне очень сходное с австралопитеком. Объем его головного мозга был значительно больше - до 650 - 1100 см 3 . Стопа, как и у современного человека, имела свод, т.е. он свободно ходил на двух ногах. Кисти этого гоминида были более совершенны, большой палец был противопоставлен указательному. Значит, он мог держать в руках каменные орудия и использовать их в работе. Действительно, ученым удалось обнаружить несколько примитивных инструментов из камня на месте их стоянок. Ученые дали этому гоминиду название Человек умелый . Полагают, что именно он является первым представителем самых древних людей.

    Заключение. Рефлексия.

    Свои кластеры вы доработали до конца, приготовьтесь к их защите. Не забывайте ставить оценки в оценочный лист. Когда вы будете защищать свои творческие работы, постарайтесь ответить на три вопроса: что вы знали по данной теме? Что узнали нового на уроке? Что хотели бы еще узнать? \ от каждой группы отвечает один человек, друг за другом по цепочке\. После ответов учащихся итоги подводит учитель, отмечает наиболее важные моменты, прозвучавшие на уроке. Анализирует выполненные работы, собирает оценочные листы и оглашает отметки, которые дети поставили друг другу за работу на уроке.

    На этом урок закончен. Всем спасибо. До свидания.

    А с ней и положение человека в системе животного мира, не обязательно окунаться в прошлое, потому что эволюция - это процесс, который происходит всегда и везде вокруг нас. Например, бактерии, которые легко уничтожались пенициллином раньше, приобрели новую, стойкую к антибиотикам, форму.

    Естественный отбор

    Природа распорядилась следующим образом: чем лучше животное приспособлено к условиям ареала, в котором оно живет, тем больше его шансы выжить и иметь потомство. Его дети могут унаследовать отклонения, которые сделали отцовское животное таким успешным в своем местном окружении. Виды животных меняются со временем, лучше приспосабливаясь к условиям окружающей среды. Возникают новые виды, живут тысячи или миллионы лет, а потом исчезают. Эволюции нужно время и счастливые случаи для того, чтобы происходили изменения.

    Черты, которые могут помочь выжить виду, например, - лучшие зубы или больше мозг, - могут появиться в новорожденных особей как случайные отклонения. Если новые черты действительно помогают выживать, и животные могут дольше прожить, или выжить в условиях, при которых обычный представитель вида умирает, значит, эти черты будут передаваться из поколения в поколение. Когда эти способности действительно полезны, животные, которые их имеют, постепенно вытеснят тех, которые их не имеют.

    Теория Дарвина

    Согласно теории Дарвина, любое живое существо не производит в ходе своей жизни тождественную копию самого себя. Дитя не похоже на мать, котенок не похож на маму-кошку, даже зерна пшеницы отличаются друг от друга. Если рассмотреть их под микроскопом или провести химический анализ, то можно заметить их непохожесть. Изменчивость является материалом для естественного отбора. Если эти свойства необходимы для жизни нового существа, то оно будет жить и приведет потомство, если - нет, то беспощадный естественный отбор уберет его из биологической сферы, и оно умрет, как сотни и тысячи неприспособленных особей. Каково положение человека в системе животного мира? Самым загадочным отбором природы, а также ее венцом, конечно, выступает человек.

    Положение человека в системе животного мира

    Люди причисляются к приматам, которых насчитывается более 100 видов, включая человекоподобных обезьян, горилл и шимпанзе. Если указывать положение человека в системе животного мира, - приматы, а именно шимпанзе имеют с человеком самые близкие родственные связи, 98,4% генов у них совпадают. Доказано, что 2,6 млн. лет назад произошло разделение приматов на 2 ветки. 1- в австралопитека, впоследствии вымершего, а 2 положение человека в системе животного мира, - в человека умелого. Известно, что первые человекообразные существовали на Земле еще 3-5 млн. лет назад.

    Множество исследований, измерений, раскопок и, сделанных на их основе, научных доказательств, свидетельствует, что положение человека в системе животного мира причисляется к виду приматов. У всех приматов есть общие признаки.

    1. У всех есть руки и ноги с пятью пальцами на каждой.
    2. Есть зубы, которые приспособлены разжевывать много различной пищи.
    3. Все рожают в основном по одному детенышу, реже - по несколько детей.

    Признаки положения человека в системе животного мира

    Но между ними существуют и значительные различия.

    1. Лишь человеку свойственно прямохождение на двух ногах и, соответственно, особенное строение хребта, таза, ног, рук, мышц и других органов.
    2. Человеческая рука умеет осуществлять множество различных и точных движений. Человеческий череп более высокий и круглый;
    3. Мозговая часть черепа доминирует над лицевой, имеет высокий лоб, слабые челюсти с небольшими клыками, подбородок четко очерчен.
    4. Человеческий мозг занимает объем - 1800 см3, что в 3 раза больше мозга приматов. У человека отлично развиты части мозга, где находятся важнейшие психические и речевые центры.

    Первый человек среди приматов

    Самый первый человеческий предок - австралопитек, уже мог передвигаться в вертикальном положении. Благодаря этому он мог держать в руках орудия труда и примитивное оружие.

    По научной теории появление человека разумного не произошло внезапно, оно стало итогом длительного эволюционного развития, занявшего десятки миллионов лет. Ученые присвоили название «гомо сапиенс» человеку, умеющему изготавливать элементарные орудия, а также погребать своих соплеменников. Самым примитивным орудием труда были обточенные камни. 500 тысяч лет назад люди уже обрабатывали деревянные палки, делая из них копья. И лишь 250 тысяч лет назад появился

    50 тысяч лет назад научились делать лампы, высеченные из камня, в которых вместо горючего был жир животных, спустя еще 20 тысяч лет появились первые лук и стрелы. От первоначального вида предков до вида «гомо сапиенс» скачки развития происходили в течение 14-20 миллионов лет. Дальнейшая эволюция привела к появлению австралопитека, умеющего применять окружающие предметы в качестве орудий, и даже подвергать их элементарной обработке.

    Развитие человека

    Когда приматы разделились на две ветви: первый подвид в ходе эволюции превратился в человека умелого, а второй - в австралопитека африканского, позже вымершего. Эволюция сделала скачок, когда возник вид «человек умелый». Он владел элементарным мышлением и речью, главными носителями информации, которая передавалась затем следующим поколениям. Вид «человек прямостоящий» возник 100 тыс. лет назад. С его появлением существенно увеличилось количество информации, что способствовало созданию нового типа наследия - не генетически, а через материальный и духовный опыт. У такого равнялся 1250 см3, но его эволюция на этом не остановилась. На этой стадии развития отмечался ускоренный прогресс биологических изменений.

    Рассматривая положение человека в системе животного мира, кратко можно описать так.

    Древнейшие люди занимались собиранием и охотой. Они вели кочевую жизнь, поедали растения и мясо животных, которые попадались им на пути. Для жилья они использовали пещеры, но древние находки подтверждают, что в этой период сооружались первые жилища из веток. В какой-то момент племена осознали, что постоянное жилище имеет ряд достоинств. В надежном месте можно спрятать съестные запасы для голодных периодов, защитить себя от непогоды и хищников. В таких селениях удобнее уживаться друг с другом, а также проще отбиваться от врага. В процессе эволюции человеческий мозг увеличился непропорционально телу. Но самое важное достижение: люди стали коллективной деятельной сущностью, основными составляющими которой выступает труд, разум и речь, и это главное отличие людей от животных.

    Человек и животный мир

    Положение человека в системе животного мира имеет мощное воздействие на этот мир. Человек времен палеолита уже охотился, истребляя вымерших нынче существ. Животные, птицы и рыбы давали людям еду, шкуры служили первой одеждой, обувью и предметами обихода. С тех пор как люди начали употреблять мясо, они научились добывать огонь и приручать животных. По мере улучшения орудий охоты и приручения животный мир возрастало.

    Эволюция в в наше время уже не имеет значения для человека, скорее наоборот, он оказывает глобальное влияние на окружающую среду. Положение человека в современной системе животного мира несет опасность для биологического многообразия видов. Она исходит из деятельности человека, и связана с изменением среды обитания животных, глобальным изменением климата, выведением экзотических видов и распространении болезней. Независимо от цвета кожи, форм и размеров, все человечество принадлежит к одному виду - "человек разумный". Поведение человека отображает то, как запрограммировала действовать эволюция, например, искать пару, наполнять желудок или убегать от опасности.

    Эволюция или внешнее вмешательство?

    Все вроде бы просто и понятно в эволюционной теории происхождения человека. Но тем не менее ученые до сих не пришли к единому и неоспоримому утверждению, что именно стало толчком к переходу от приматов до человека разумного.

    Согласно различным теориям могло быть внешнее вмешательство, такое как скрещивание представителей внеземных цивилизаций с предками людей или управление эволюцией силами внеземного сверхразума.

    Благодаря интеллекту человек сделал огромный прорыв: он может позаботиться о себе, сделать выбор или пойти на риск. Умеет писать, сочинять музыку, рисовать красками. А также строить самолеты и корабли для исследования всей планеты, а также космические корабли, чтобы познавать космос.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: