Карамзинский рассказчик в “Наталье, боярской дочери” не просто открывает для нас историю героев, сопереживая тому, о чём ведётся речь, он свободен в своей беседе с читателем, часто весел и ироничен.
Соотнесённость с жанровым каноном оды вновь возвращается в первой, и основной, характеристике, предваряющей появление добродетельного боярина Матвея, отца Натальи. Его главные умения - способность быть “другом человечества”, принимать удары судьбы и без боязни идти навстречу смерти; как легко представить портрет такого человека, читая строки философских од поэтов - предшественников Карамзина: А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова или В.И. Майкова.
“Таков был боярин Матвей, верный слуга царский, верный друг человечества. Уже минуло ему шестьдесят лет, уже и кровь медленнее обращалась в жилах его <...> но доброму ли бояться сего густого непроницаемого мрака, в котором теряются дни человеческие? <...> Он идёт вперёд, бестрепетно, наслаждается последними лучами заходящего светила, обращает покойный взор на прошедшее и с радостным - хотя тёмным, но не менее того радостным предчувствием заносит ногу в оную неизвестность”.
Своеобразие первой исторической повести Карамзина состоит в том, что в ней прошлое показано не с парадной, официальной стороны, а в его домашнем облике. Героиня повести Наталья — единственная дочь престарелого вдовца боярина Матвея Андреева. Изображается уединенная теремная жизнь молодой девушки, ее скромные забавы вместе с соседками-подругами. Главное содержание повести — любовные переживания героини, начиная с непонятных ей самой тревожных томлений и кончая всепоглощающей страстью, овладевшей ею при встрече с избранником ее сердца. Наталье разрешалось появляться за пределами дома только в церкви и то под присмотром мамки. Здесь-то и происходит ее знакомство с Алексеем Любославским, сыном опального боярина, вынужденным скрываться в подмосковных лесах. По убедительной догадке А. Старчевского, отправной точкой при создании повести послужил «брак царя Алексей Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина Матвеева». Но от этой исторической основы в повести, кроме имен, ничего не осталось. Историзм произведения носит пока еще поверхностный характер и ограничивается предметами быта, одежды, оружия XVII в.
В повести Карамзина факты биографии А. С. Матвеева(воспитатель матери Петра I боярин Артамон Сергеевич Матвеев) поделены между двумя героями. Первая, благополучная часть его жизни послужила материалом для образа отца Натальи — боярина Матвея Андреева. История опалы и ссылки А. С. Матвеева вместе с малолетним сыном Андреем отразилась в судьбе боярина Любославского и его сына Алексея. Карамзинский боярин Матвей представлен мудрым и нелицеприятным наставником царя, защитником всех обиженных. Он выступает как посредник между народом и верховной властью. Не боясь опалы, говорит царю все, что думает, справедливо разрешает судебные споры, всегда стоит только за правду. Особое место отведено хлебосольству и нищелюбию отца Натальи; филантропия всегда была одним из краеугольных камней общественной программы Карамзина. Семейные, домашние добродетели служат у Карамзина надежной опорой для общественных. Боярин Матвей — идеальный отец и столь же идеальный гражданин. Алексей Любославский — нежный сын, образцовый супруг и вместе с тем отважный воин. Даже в Наталье любовь к мужу пробуждает воинский пыл, и вместе с Алексеем она выходит на ратное поле. Разумеется, не следует видеть в этом произведении верное отражение социальных и семейных отношений XVII в. Перед нами типичная утопия дворянского просветителя конца XVIII в., перенесшего на прошлое свое представление об идеальном сословно-монархическом государстве и противопоставившего этот идеал общественным отношениям своего времени.
Алексей — главный герой повести. Автор представляет нам его в тот момент, когда Наталья увидела его в церкви. «Прекрасный молодой человек… как царь среди всех прочих людей». Далее Карамзин называет его красавцем, говорит о том, что Наталья влюбилась в него с первого взгляда.
Это помогает нам представить внешность героя.
Далее автор характеризует Алексея через его поступки. Во- первых, он решительно добивается своей цели: он устраивает свидание с Натальей, уговаривает её венчаться. Он твердо знает, что брак через сватовство пока невозможен, поэтому прибегает к такому способу.
Мы понимаем, что действия его незаконны, но не осуждаем героя, потому что он действует по велению сердца и намерения у него добрые.
Большое значение имеет в повести рассказ об отце Алексея, о прошлом героя. Он хочет вернуть себе доброе имя, готов на подвиги, на служение отечеству.
Н.М. Карамзин характеризует Алексея как набожного человека. Он часто бывает в церкви, «молится усердно». Руководствуется в своих поступках заповедями Божьими.
Искусно автор характеризует героя через его речь. Это также можно увидеть в том монологе, когда Алексей рассказывает Натааье свою историю. Речь его эмоциональна, насыщена образными выражениями («возмущали спокойствие царства», «скорбь иссушила сердце», «златые дни младенчества»), Алексей описывает и анализирует происходившие с ним события. Так говорить может только страстный, с богатым воображением, искренний и добрый человек.
Многое говорит о герое его отношение к любви. Он способен на настоящие чувства, это чувство очень сильное («умереть или жить с тобою»). Любовь в жизни героя единственная и на всю жизнь. Это говорит о необычайной цельности характера.
Когда Алексей собрался на войну, «сердце его затрепетало, кровь закипела». Он настоящий патриот, готовый в любой час встать на защиту Родины. Литовцы были побеждены во многом благодаря действиям Алексея и Натальи.
Только совершив воинский подвиг, Алексей обратился к царю с просьбой о помиловании, чем обеспечивается счастливый финал повести.
Вывод: в образе Алексея показан идеальный слуга царя. Неподкупный и честный; настоящий человек, добрый, умный, эмоциональный, способный на высокие чувства. В изображении этого героя соединились черты сентиментализма (много внимания уделено жизни его души) и романтизма (исключительный герой в исключительных обстоятельствах).
Экзамен: Русская литература 18 века
Карамзинский рассказчик в "Наталье, боярской дочери" не просто открывает для нас историю героев, сопереживая тому, о чём ведётся речь, он свободен в своей беседе с читателем, часто весел и ироничен.
Соотнесённость с жанровым каноном оды вновь возвращается в первой, и основной, характеристике, предваряющей появление добродетельного боярина Матвея, отца Натальи. Его главные умения - способность быть "другом человечества", принимать удары судьбы и без боязни идти навстречу смерти; как легко представить портрет такого человека, читая строки философских од поэтов - предшественников Карамзина: А. П. "Сумарокова, М. М. "Хераскова или В. И. "Майкова.
"Таков был боярин Матвей, верный слуга царский, верный друг человечества. Уже минуло ему шестьдесят лет, уже и кровь медленнее обращалась в жилах его <...> но доброму ли бояться сего густого непроницаемого мрака, в котором теряются дни человеческие? <...> Он идёт вперёд, бестрепетно, наслаждается последними лучами заходящего светила, обращает покойный взор на прошедшее и с радостным - хотя тёмным, но не менее того радостным предчувствием заносит ногу в оную неизвестность".
Своеобразие первой исторической повести Карамзина состоит в том, что в ней прошлое показано не с парадной, официальной стороны, а в его домашнем облике. Героиня повести Наталья - единственная дочь престарелого вдовца боярина Матвея Андреева. Изображается уединенная теремная жизнь молодой девушки, ее скромные забавы вместе с соседками-подругами. Главное содержание повести - любовные переживания героини, начиная с непонятных ей самой тревожных томлений и кончая всепоглощающей страстью, овладевшей ею при встрече с избранником ее сердца. Наталье разрешалось появляться за пределами дома только в церкви и то под присмотром мамки. Здесь-то и происходит ее знакомство с Алексеем Любославским, сыном опального боярина, вынужденным скрываться в подмосковных лесах. По убедительной догадке А. Старчевского, отправной точкой при создании повести послужил "брак царя Алексей Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина Матвеева". Но от этой исторической основы в повести, кроме имен, ничего не осталось. Историзм произведения носит пока еще поверхностный характер и ограничивается предметами быта, одежды, оружия XVII в.
В повести Карамзина факты биографии А. С. Матвеева(воспитатель матери Петра I боярин Артамон Сергеевич Матвеев) поделены между двумя героями. Первая, благополучная часть его жизни послужила материалом для образа отца Натальи - боярина Матвея Андреева. История опалы и ссылки А. С. Матвеева вместе с малолетним сыном Андреем отразилась в судьбе боярина Любославского и его сына Алексея. Карамзинский боярин Матвей представлен мудрым и нелицеприятным наставником царя, защитником всех обиженных. Он выступает как посредник между народом и верховной властью. Не боясь опалы, говорит царю все, что думает, справедливо разрешает судебные споры, всегда стоит только за правду. Особое место отведено хлебосольству и нищелюбию отца Натальи; филантропия всегда была одним из краеугольных камней общественной программы Карамзина. Семейные, домашние добродетели служат у Карамзина надежной опорой для общественных. Боярин Матвей - идеальный отец и столь же идеальный . Алексей Любославский - нежный сын, образцовый супруг и вместе с тем отважный воин. Даже в Наталье любовь к мужу пробуждает воинский пыл, и вместе с Алексеем она выходит на ратное поле. Разумеется, не следует видеть в этом произведении верное отражение социальных и семейных отношений XVII в. Перед нами типичная утопия дворянского просветителя конца XVIII в., перенесшего на прошлое свое представление об идеальном сословно-монархическом государстве и противопоставившего этот идеал общественным отношениям своего времени.
Если домашнее задание на тему: » «Наталья, боярская дочь» Карамзина: особенности обрисовки персонажей, авторская позиция оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.
 
Свежие новости
Категории
Новости
Сочинения по теме
- Іспит: Російська література 18 століття
Карамзинский оповідач в "Наталі, боярській дочці" не просто відкриває для нас історію героїв, співпереживаючи тому, про В конце XVIII и в первое десятилетие XIX века имя Карамзина пользовалось широкой известностью. Современники признавали большое влияние Карамзина на 1. Повесть «Детство» относится к трилогии: а) «Детство. Отрочество. Юность»; б) «Детство. Молодость.
Старость»; в) «Детство. Юность. Зрелость»; г) «Рождение.
Детство. Отрочество». Наприкінці XVIII і в перше десятиліття XIX століття ім"я Карамзина користувалося широкою популярністю. Сучасники визнавали великий вплив Карамзина на розвиток В художественных произведениях Карамзина с особой полнотой и законченностью выявились характерные черты русского сентиментализма.
Наиболее популярной из повестей Карамзина являлась повесть
Рейтинг сочинений
Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в
Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)
Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.
Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое
Алексей рассказал Наталье, что он сын несправедливо осужденного боярина Любославского, которого оклеветали, после чего он покинул Россию. Алексей от всех скрывал эту тайну, потому что боялся того, что царь отнесется к нему справедливо, а Наталье рассказал, так как полюбил её и увидел взаимность.
Влюбленные оказались связанными тайной, и им ничего не оставалось, как бежать, чтобы быть вместе. Но без помощи няни и священника у них ничего бы не получилось. Няня устроила их встречу, а священник согласился обвенчать. А еще им помогло полное доверие друг к другу.
Наталья, как сказано в повести, - боярская дочь. Она воспитана по правилам того времени, в любви и строгости. Отличалась необычайной красотой, любила природу, с почтением и любовью относилась к отцу. Её характер цельный, сильный, душа доверчивая. Наталья умеет любить, может быть верным и преданным другом, что проявилось в тот момент, когда Алексей отправился на войну.
Алексей же был сыном оклеветанного боярина, уехавшего из России. После смерти отца Алексей тайно вернулся, что доказывает его преданность Родине. Он целеустремленный человек, способен сделать решительный шаг. Страстная натура, которая вызывает доверие окружающих. Алексей добивается всегда своего, его порывы и желания благородны. Кроме всего прочего, Алексей близок к прекрасному - он талантливый художник.
Алексей и Наталья — люди, созданные друг для. друга.
Характеристика Алексея и Натальи в повести «Наталья, боярская дочь» Карамзина
3 (60%) 4 votesНа этой странице искали:
- характеристика Натальи боярской дочери
- характеристика алексея наталья боярская дочь
- наталья боярская дочь характеристика алексея
- Наталья боярская дочь характеристика натальи
- характеристика натальи наталья боярская дочь
Отметим, что хотя психологию девушки XVII века Карамзин и не раскрыл, но некоторые бытовые черты, свойственные тому времени, ему все же удалось воспроизвести достаточно удачно. В повести правдоподобно описана теремная жизнь русской девушки, причем «теремное затворничество» совсем не тяготило молодой девичьей души Натальи. Вставая рано, Наталья надевала на себя «шелковое платье» и «камчатную телогрею» (впоследствии эта деталь женского костюма исчезает). Изредка у Натальи собиралось «общество» молодых девушек, и сам боярин забавлял их рассказами о «приключениях благочестивого князя Владимира и могучих богатырей Российских». Иногда Наталья сама отправлялась на вечеринки, где «мамы» и «няни» выдумывали для своих барышень разные забавы.
Пытаясь создать внутренний облик Натальи, как характерный для москвитянки XVII века, Карамзин отмечает только то, что «прелестная Наталья» имела и «прелестную душу», «была нежна, как горлица, невинна, как агнец», одним словом, была «благовоспитанной девушкой, хотя не читала ни сочинений Руссо, Локка, Камне, Вейса, Морица» (но их читал сам автор, что и наложило весьма ощутимый отпечаток на образ героини повести).
Настойчивое стремление Карамзина раскрыть перед читателем внутренний облик действующих лиц его повести ведет к модернизации их в психологическом отношении. Так, совсем в духе современного Карамзину сентиментализма описаны любовные отношения жителей допетровской Руси Алексея и Натальи: при встречах «любовники» бледнеют, доходят почти до обморочного состояния, а из глаз их беспрестанно льются слезы.
Карамзин не ограничивается только внешним описанием красоты Натальи; он отмечает и воздействие ее красоты на окружающих: так, «самые богомольные старики, видя боярскую дочь у обедни, забывали класть земные поклоны», и даже «самые пристрастные матери отдавали ей преимущество перед своими дочерями».
Карамзина интересует больше всего внутренний мир его героев: поэтому многие страницы повести посвящены раскрытию «сердечного мира» действующих лиц.
Так эпически спокойно жила «боярская дочь», но вот наступила «семнадцатая весна ее жизни», и Карамзин показывает читателю, как в Наталье зарождаются и начинают развиваться «романтические» чувства. Появляются эти чувства у нее под непосредственным воздействием «матери-природы»: «Красавица в первый раз заметила, что они (птички) летали парами, сидели парами, скрывались парами… Героиня затосковала – «подгорюнилаеь» – чувствовала некоторую грусть, некоторую томность в душе своей». Далее интересна следующая деталь: как скоро заметили «пасмурное настроение» своей питомицы няня и боярин Матвей, то первая из них усмотрела в состоянии Натальи результат «чьей-то порчи», «начала крестить свою барышню и с некоторыми набожными оговорками бранить того человека, который взглянул на прекрасную Наталью нечистым глазом». В таком же духе поступает и сам боярин, он отправил нарочного к своей столетней тетке, слывшей чуть не «чародейкою». Автор же спешит объяснить читателю, как «с небесного лазоревого свода… подобно маленькой птичке колибри, влетела в Натальино нежное сердце – потребность любить, любить, любить!!! Вот вся загадка».
Карамзин, как писатель-психолог, высказывает ряд тонких замечаний, раскрывающий переживания сердца; ему иногда удается уловить даже динамику чувств, процесс их развития. Увидев как-то в церкви прекрасного юношу Наталья почувствовала, что это и есть ее избранник: «Помолившись с усердием, она ненарочно обратила глаза свои к левому крыло-су,- и что же увидела? Прекрасный молодой человек, в голубом кафтане с золотыми пуговицами, стоял там, как царь, среди всех прочих людей, и блестящий проницательный взор его встретился с ее взором. Наталья в одну секунду вся закраснелась, и сердце ее, затрепетав сильно, сказало ей; вот он» Автор пытается вникнуть в ее душевные переживания, разобраться в возникшем чувстве любви, восхищения и одновременно удивления, живописует своеобразную «борьбу» застенчивости Натальи с ее желанием взглянуть еще раз на прелестного юношу. «Она потупила глаза свои, но не надолго; снова взглянула на красавца, снова запылала в лице своем и снова затрепетала в своем сердце». «Любезный призрак», прельщавший ее воображение и днем и ночью, представлялся ей, наконец, образом «сего молодого человека».