Как вспомнить грехи. Чем меньше грубых грехов, тем глубже становится исповедь

1. Уединись, оставь все заботы, сосредоточь рассеянный свой ум, сотвори молитву и попроси у Бога просвещения, чтобы вспомнить тебе все грехи свои, и, если сознаёшь, что память у тебя слаба, запиши их на бумаге.
2. Перед исповедью надо пересмотреть всю свою прежнюю жизнь с семилетнего возраста, припомнить и отыскать в себе забытые грехи, в которых не было принесено покаяние и в которых часто и таится причина душевной болезни.
3. Прежде всего от нас требуется осознать два великих наших греха и каяться в них: первый - это неблагодарность Богу за всё, что Он дает нам, а второй - отсутствие истинного страха Божия, благоговения перед Ним; а уж потом нужно каяться во всех других грехах, из этих двух проистекающих.
4. Для самоиспытания имей перед глазами десять заповедей Божиих и наблюдай, какую из них ты преступил; испытай хорошо свою совесть, в чем ты провинился умом, словом или делом, в чем ты согрешил перед Богом, перед ближним и самим собой.
5. Если у тебя есть вражда к кому-нибудь, прости его от всей души; если у тебя есть чужая вещь, возврати ее; если ты затронул чью-нибудь честь, исправь зло, которое ты сделал; болей, сокрушайся, вздыхай, плачь горько. И, ко всему этому, обвиняй себя. Устрани свои прежние грехи, твердо решись впредь их не допускать.
6. Пред исповедью храни молчание, чтобы удобнее было сознать свои грехи, прежде чем пойти к духовнику и с сокрушенным сердцем исповедаться - чистосердечно, без стыда, ибо тогда только объемлет душу мир и радость.

О записывании своих грехов

Некоторые известные духовники советовали при подготовке к исповеди составить письменный перечень соделанных прегрешений.
Но надо помнить, что приготовление к исповеди состоит не в том, чтобы вспомнить и записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут видны ясно наши грехи. Исповедник должен принести на исповедь не список грехов, а покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце. Знать свои грехи - это еще не значит каяться в них. Правда, Господь принимает исповедание - искреннее и добросовестное, даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния, если и этот грех - «окамененное нечувствие» - мы исповедуем мужественно и откровенно, без лицемерия. И всё же сокрушение сердца, скорбь о грехах своих есть важнейшее из того, что мы можем принести на исповедь.
«Недостаточно того: перечислил все грехи - и конец, и ничего не получилось, - говорил о письменной исповеди святой праведный Алексий Мечев, - а нужно, чтобы грех опротивел, чтобы всё это перегорело внутри, в сердце, когда начнешь вспоминать… И вот тогда-то уж грех нам будет противен, и мы уже не вернёмся к нему. А то тут же и опять за то же».

Как происходит таинство покаяния в храме

Исповедь совершается в храме вечером (во время или после вечернего богослужения) или утром, перед литургией. К началу исповеди нельзя опаздывать - перед исповедью священник читает особые молитвы чинопоследования покаяния (в народе эти молитвы называют «общая исповедь»), которые следует прослушать каждому желающему исповедоваться. Поэтому приходить в храм на исповедь следует за полчаса до начала богослужения.
Молитвы чинопоследования покаяния служат вступлением и подготовкой к личному покаянию. Священник, вспоминая о милости Божией к покаявшимся царям Давиду и Манассии, молит Бога принять покаяние ныне кающихся Его рабов. И в другой молитве, обращаясь ко Господу Иисусу Христу, Агнцу, «взёмлющему (берущему) грехи» всего мира, просит простить кающимся грехи, сделанные по своей воле, и невольные, ведомые и неведомые.
По окончании первой части последования священник, обратившись лицом к собравшимся, произносит: «Се, чадо, Христос невидимо стоит…» Это обращение помогает пришедшему на исповедь осознать в этот последний момент важность и ответственность дела, ради которого он подходит сейчас к аналою. Священник здесь не простой собеседник, а лишь свидетель таинственной беседы кающегося с Богом.
Вот как эта молитва звучит по-русски: «Дитя мое, Христос невидимо стоит (пред тобою), принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами, я же только свидетель, и всё, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди же из неё неисцелённым!»
На этом кончается первая часть последования, и начинается исповедь перед священником каждого кающегося отдельно.

Что говорить на исповеди

Исповедание грехов, то есть называние своих прегрешений, духовных болезней и падений вслух перед священником, очень важно, потому что в нем преодолевается гордыня (главный источник грехов) и уныние безнадежности своего исправления и спасения. Выявление греха приближает уже к извержению его из себя.
Часто вместо исповеди грехов человек жалуется священнику на своих близких и на трудности жизни. Некоторые исповедующиеся стремятся безболезненно для себя пройти через исповедь - говорят общие фразы: «во всем грешна», или распространяются о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно тяготить совесть. Причиной тому является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно - малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полной мелких, ставших привычными слабостей и грехов.
Опасно деление грехов на «тяжкие» и «лёгкие». Такие «лёгкие» грехи, как ложь (хотя бы и бескорыстная), похотливые помыслы, грубость при общении с людьми, развращают и порабощают душу, и бороться с ними, как правило, бывает труднее, чем с тяжкими. Можно привести известный святоотеческий образ: убрать груду мелких камней требует большего труда, чем передвинуть равный им по весу большой камень. Греховный образ жизни, превратившийся в норму, порочные привычки и склонности, на которые зачастую не обращают внимания, можно уподобить злокачественной опухоли, незаметной снаружи, но изо дня в день подтачивающей душу и отравляющей весь духовный организм человека.
Не надо бояться называть вещи своими именами: прелюбодеяние, блуд, убийство зачатого плода - тяжелейшие грехи, нераскаянность в них лишает спасения, обрекает на вечные муки.
Грехи на исповеди называются вслух, членораздельно, сосредоточенно и так, чтобы в словах исповеди отражалось покаянное состояние духа и стремление как бы оторвать грех с его корнем и освободиться от него. «Бог хочет услышать грехи от нас не потому, что Сам не знает их, - писал преподобный Ефрем Сирин. - Напротив, Ему угодно, чтобы мы сами через исповедь осознали свои грехопадения». Говорить надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями.
Надо ли подробно рассказывать о грехах? На это старцы отвечают так:
«Когда метут комнату, то не занимаются рассматриванием сора, а все в кучу да и вон. Так поступай и ты, - советует преподобный Никон Оптинский. - Исповедуй свои грехи духовнику, да и только, а в рассматривание их не входи».
Старцы советовали быть особенно осторожными в открытии на исповеди блудных грехов и помыслов. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Надо поскорее засыпать, закрыть эту смердящую яму, а не копаться в ней. Блудные помыслы вам в грех не поставятся, если вы не услаждались ими. Прогонять помыслы, противиться им могут только святые, а нам от них надо бегством спасаться. Если у вас своих сил нет бороться с помыслами, то призывайте Господа Иисуса, и имя Его будет прогонять их».
Преподобный Оптинский старец Лев не советовал подробно исповедовать блудные помыслы и дела: «…Старцы знали великое милосердие Божие, нежелающее крайнего пристыждения нашего, потому и заблагорассудили исповедание худых помыслов сократить. Иногда тебе диавол внушит их, и ты будешь являть не свои помыслы, а его навевание, и он поругается тебе во благом. Иногда и старец, не очень твердый, не вывеет помыслы твои из уха своего сердечного».
Вот с каким чувством советовал исповедоваться преподобный Феофан Новоезерский: «Когда исповедуетесь, то просите единого Подателя благ: „Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих!» И когда священник скажет: „Прощаю и разрешаю!», то в самую сию минуту и на небеси прощено и разрешено».
Раскаяние наше не будет полным, если мы, каясь, не утвердимся внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху.
«Покаяться, с намерением опять приняться за грехи, - это смертный грех», - писал преподобный Феофан Новоезерский.

Советы русских старцев об исповедании грехов

1. Подходя к исповеди, надо сознавать, что грешен, виноват именно я, и до мелочей рассмотреть со всех сторон свое согрешение, чтобы это опротивело, почувствовать благость Божию: Господь пролил за меня кровь, заботится обо мне, любит меня, готов, как мать, принять меня, обнимает меня, утешает, а я всё грешу и грешу (св. праведный Алексий Мечев).
2. Став перед духовником, надо особенно заботиться о том, чтобы исповедь была без ложного стыда и отговорок. Мы стыдимся явиться грешными и хотим в глазах мира казаться святыми. Даже объявив на исповеди свои грехи, мы тотчас стараемся представить их в измененном виде. Мы исповедуем, что провинились, но тотчас подыскиваем оправдания, и, вместо того чтобы обвинять себя, мы обвиняем других. «Знайте, любезнейшие, в чём откроетесь отцу духовному, того не будет записано у диавола, а о чём не раскаетесь, то будет записано у него; прошу любовь вашу всмотреться - не лучше ли здесь загладить покаянием, нежели там мукою, - чего не дай Боже?» (Валаамский старец Дамаскин).
Преподобный Варсонофий Оптинский предупреждал, что неисповеданный грех разрушающе действует на человека и приводит душу к смерти.
3. Не обращайте исповедь в осуждение своих родных и близких: «У меня муж - пьяница, сын - безбожник…», а надо лучше подумать, не мы ли являемся причиной их падения? Надо спрашивать у совести, в чём мы преступили, в чем несогласны были наши поступки с законом Божиим. А совесть всё подскажет, она не даст покоя человеку за сделанный грех. И не надо стесняться, надо всё рассказать духовнику.
4. Механическое перечисление грехов на исповеди не спасает нашу душу, это мерзость пред Богом и кощунство над таинством святой Православной Церкви.

Надо ли искать для исповеди особого духовника

«Многие ищут, как необходимого, духовника высокой жизни и, не находя такого, унывают, и потому
редко, как бы нехотя, приходят на исповедь. Это большая ошибка, - писал преподобный Никон Оптинский. - Надо веровать в самое таинство исповеди, в его силу, а не в исполнителя таинства. Необходимо лишь, чтобы духовник был православный и законный. Не надо спорить, что личные качества духовника много значат, но надо веровать и знать, что Господь, действующий во всяком таинстве Своею благодатью, действует по Своему всемогуществу независимо от этих качеств».
«Когда подойдёшь к исповеди, - говорил святой праведный Алексий Мечев, - то каешься Господу, распятому на кресте, как дитя, когда оно со слезами говорит: „Мама, прости, я больше не буду». И тут есть кто, нет ли, будет всё равно, ведь священник только свидетель, а Господь все грехи наши знает, все мысли видит, Ему нужно только наше сознание себя виновными. Как в Евангелии Он спросил отца бесноватого отрока, с которых пор это с ним сделалось. Ему это было не нужно, Он всё знал, а Он это сделал для того, чтобы отец сознал свою виновность в болезни сына».

Можно ли рассказывать другим о своей исповеди

Преподобный старец Алексий Зосимовский говорил об этом так: «Старческая душа - могила, что слышала она, то и похоронила в себе навеки и никому того не отдаст. Не надо и тебе другим рассказывать про исповедь. Зачем? Исповедь - это тайна твоя и духовника. Мало ли что может духовник сказать тебе на исповеди, что сказать-то другим неполезно».

Я хочу исповедоваться и причастится, но боюсь, что не вспомню все грехи и моя исповедь будет недействительной. Могу ли я говорить свои грехи общими фразами, не уточняя?


26.11.2004, Ольга, Москва


Уважаемая Ольга!

Сущность таинства исповеди состоит не в многословии, а в силе внутреннего сознания своей греховности и безответности пред Богом и в искреннем глубоком сокрушении за все содеянное. Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения, идущая от ощущения святыни, умирание для греха и оживание для святости.

Словесным исповеданием грехов «не нужно ждать вопросов, надо самому сделать усилия; исповедь есть подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядность греха общими выражениями (например, «грешен против 7-ой заповеди»). Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, попыток объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства», ссылок на третьих лиц, введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения в грехе. Иногда на исповеди ссылаются на слабую память, не дающую, будто, возможности вспомнить грехи. Действительно, часто бывает, что мы легко забываем свои грехопадения; но происходит ли это только от слабой памяти? Ведь, например, случаи, особенно больно задевшие наше самолюбие, или, наоборот, польстившие нашему тщеславию, наши удачи, похвалы по нашему адресу - мы помним долгие годы. Все, что производит на нас сильное впечатление, мы долго и отчетливо помним, и, если мы забываем наши грехи, то не значит ли это, что мы не придаем км серьезного значения?

А не пора ли нам всем научиться правильно исповедоваться? – решительно и не колеблясь поинтересовались сотрудники портала «Православная Жизнь» у духовника Киевских духовных школ, преподавателя КДА архимандрита Маркелла (Павука).

Фото: Борис Гуревич fotokto.ru

Большое количество людей не знает, в чем каяться. Многие идут на исповедь и молчат, ждут наводящих вопросов от священников. Почему так происходит и в чем нужно каяться православному христианину?

– Обычно люди не знают, в чем каяться, по нескольким причинам:

1. Они ведут рассеянную жизнь (заняты тысячами дел), и им некогда заниматься собой, посмотреть в свою душу и увидеть, что там не так. Таких людей в наше время 90%, если не больше.

2. Многие болеют завышенной самооценкой, то есть горды, а потому больше склонны замечать и осуждать чужие грехи и недостатки, нежели свои.

3. Их ни родители, ни учителя, ни священники не научили, в чем и как нужно каяться.

А каяться православному христианину следует прежде всего в том, в чем обличает его совесть. Лучше всего исповедь строить по Десяти заповедям Божиим. То есть во время Исповеди вначале надо говорить о том, чем мы согрешили против Бога (это могут быть грехи неверия, маловерия, суеверия, божбы, клятвы), затем каяться в грехах против ближних (непочитание, невнимание к родителям, непослушание им, обман, хитрость, осуждение, гнев против ближних, неприязнь, заносчивость, гордость, тщеславие, скупость, воровство, соблазнение других на грех, блуд и др.). Советую ознакомиться с книгой «В помощь кающемуся», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым). В труде старца Иоанна Крестьянкина представлен образец исповеди по Десяти заповедям Божиим. Ориентируясь на эти работы, можно составить свою неформальную исповедь.

– Насколько подробно нужно рассказывать о своих грехах на исповеди?

– Все зависит от степени вашего раскаяния в грехах. Если человек в своем сердце обрел решимость больше к тому или иному греху не возвращаться, то он старается его вырвать с корнем и поэтому описывает все до мельчайших подробностей. А если человек кается формально, то у него получается что-то вроде: «Согрешил делом, словом, помышлением». Исключение из этого правила – грехи блуда. В данном случае подробностей описывать не надо. Если священник почувствует, что человек равнодушно относится даже к таким грехам, то может задать дополнительные вопросы, чтобы хоть немного такого человека устыдить и подвигнуть на истинное покаяние.

– Если не испытываешь легкости после исповеди, что это значит?

– Это может говорить о том, что не было подлинного покаяния, исповедь совершалась без сокрушения сердечного, а лишь формальным перечислением грехов с нежеланием изменить свою жизнь и больше не грешить. Правда, иногда Господь не дает ощущения легкости немедленно, чтобы человек не возгордился и тут же не впал снова в те же самые грехи. Легкость также не сразу приходит, если человек исповедует застарелые, глубоко укоренившиеся в нем грехи. Чтобы пришла легкость, надо пролить очень много слез покаяния.

– Если на вечерне были на исповеди, а после службы успели согрешить, нужно ли идти утром опять на исповедь?

– Если это блудные грехи, гнев или пьянство, то обязательно нужно еще раз в них покаяться и даже попросить у священника епитимию, дабы так быстро не совершать прежние грехи. Если же допущены грехи другого рода (осуждение, лень, многословие), то следует во время вечернего или утреннего молитвенного правила искренне попросить прощения у Господа за допущенные провины, а при очередной исповеди исповедовать их.

– Если на исповеди забыл упомянуть какой-то грех, а потом спустя время вспомнил его, нужно ли опять подходить к священнику и говорить об этом?

– Если есть такая возможность и священник не очень занят, то он даже возрадуется за ваше усердие, а если такой возможности нет, то надо записать этот грех, чтобы вновь его не забыть, и во время очередной исповеди раскаяться в нем.

– Как научиться видеть свои грехи?

– Свои прегрешения человек начинает видеть, когда перестает осуждать других людей. Кроме того, видеть свою немощь, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, научает тщательное исполнение заповедей Божиих. Пока человек одно исполняет, а другим пренебрегает, он не сможет почувствовать, какую рану наносят грехи его душе.

– Что делать с чувством стыда на исповеди, с желанием затенить, спрятать свой грех? Будет ли этот скрытый грех прощен Богом?

– Стыд на исповеди – естественное чувство, которое свидетельствует о том, что у человека жива его совесть. Хуже, когда нет никакого стыда. Но главное, чтобы стыд не сводил к формальности нашу исповедь, когда мы одно исповедуем, а другое прячем. Вряд ли Господу будет угодна такая исповедь. Да и каждый священник всегда чувствует, когда человек что-то прячет и формализует свою исповедь. Для него это чадо перестает быть дорогим, таким, за которое он всегда усердно готов молиться. И, наоборот, вне зависимости от тяжести греха, чем глубже покаяние, тем больше священник радуется за кающегося. Не только священник, но и Ангелы на небе радуются за искренне кающегося человека.

– Нужно ли исповедовать грех, который вы стопроцентно совершите в ближайшее время? Как возненавидеть грех?

– Святые отцы учат, что самый большой грех – это грех нераскаянный. Даже если мы не чувствуем в себе сил для борьбы с грехом, все равно надо прибегать к Таинству Покаяния. С Божией помощью, если не сразу, то постепенно мы сможем победить укоренившийся в нас грех. Но не надо себя слишком переоценивать. Если мы ведем правильную духовную жизнь, то никогда не сможем ощутить себя полностью безгрешными. Дело в том, что все мы удобопреклонны, то есть очень легко впадаем во всевозможные грехи, сколько бы раз мы в них ни каялись. Каждая наша исповедь – это своеобразный душ (баня) для души. Если мы постоянно заботимся о чистоте своего тела, то тем более надо заботиться о чистоте своей души, которая намного дороже тела. Итак, сколько бы раз мы не согрешали, надо не медля бежать на исповедь. А если человек не кается в повторяющихся грехах, то они повлекут за собой другие, более тяжкие провины. Например, кто-то привык по мелочам все время обманывать. Если он в этом не будет каяться, то в конце концов может не только обмануть, но и предать других людей. Вспомните, что случилось с Иудой. Он вначале незаметно воровал деньги с ящика для пожертвований, а затем предал Самого Христа.

Человек может возненавидеть грех, лишь ощутив в полноте сладость благодати Божией. Пока ощущение благодати у человека слабое, ему трудно не впасть в грех, в котором он недавно раскаялся. Сладость греха в таком человеке оказывается сильнее сладости благодати. Потому святые отцы и особенно преподобный Серафим Саровский так настаивают на том, что главной целью христианской жизни должно быть стяжание благодати Святого Духа.

– Если священник разорвал записку с грехами, не заглядывая в нее, эти грехи считаются прощенными?

– Если священник прозорлив и умеет читать, что написано в записке, не заглядывая в нее, то, слава Богу, все грехи прощаются. Если же батюшка так делает из-за своей торопливости, равнодушия и невнимательности, то лучше подойти на исповедь к другому или, если такой возможности нет, исповедовать свои грехи вслух, без записи их.

– Существует ли в Православной Церкви общая исповедь? Как относиться к этой практике?

– Общая исповедь, во время которой читаются специальные молитвы из Требника, обычно проводится перед индивидуальной исповедью. Святой праведный Иоанн Кронштадтский практиковал общую исповедь без индивидуальной, но это он делал вынужденно из-за множества народа, который приходил к нему за утешением. Чисто физически, по немощи человеческой, ему не хватало сил, чтобы выслушать каждого. В советское время тоже иногда практиковались такие исповеди, когда один храм был на целый город или район. Ныне, когда количество храмов и духовенства значительно увеличилось, нет нужды обходиться одной общей исповедью без индивидуальной. Мы готовы выслушать каждого, лишь бы было искреннее покаяние.

Беседовала Наталья Горошкова

Человеку во время богослужения становится плoхo - почему это?

Обычно всем, кто еще полностью не раскаялся, не совершил генеральную исповедь, бывает в храме плохо. Благодать Божия действует, а душа грязная, не вмещает ее, вот человеку и становится плохо. Особенно часто это бывает во время венчаний. Храм свободный, светлый, воздух чистый; начинается венчание; женщине дурно, она теряет сознание, падает... Тому же, кто чистосердечно покается во всех грехах, начнет молиться, благодать Божия помогает возрастать духовно; такому человеку в храме хорошо. Слыша церковное пение и чтение, он погружается в океан Любви. И Любовь Божественная такова, что человек в ней утопает, забывая о том, где он - на Небе или на земле. И долгая служба (а на Афоне она по 14-15 часов) пролетает для него мигом, незаметно. Он только вошел в храм, очнулся от молитвы - а уж и служба кончилась! Но это только у тех, кто постоянно пребывает в молитве, кто настраивает себя на молитву с утра. Придет в храм, а его внутренняя молитва подхватывается слабой...

Насколько подробно надо рассказывать о своих грехах на исповеди?

Когда мы с вами грешим, то грехи могут входить в нас через мысли, язык, глаза, уши и тело. Можем грешить пред Богом, перед ближними, против нас самих и против природы. Допустим, помыслы идут. Если мы выходим на улицу и дует ветер, то мы ведь не будем тот ветер плащом останавливать. Точно так же и помыслы: идти они идут, но надо уметь своими мыслями управлять. Когда наша душа вся исковеркана грехом, тогда у нас и помыслы греховные роятся в голове. Думаем зло про ближнего, даже хулим Бога, святых. Если мы противимся этим мыслям, боремся с ними - запомните, грех на душу не ложится! Они насильно лезут к нам, а мы не желаем! Нам за эту борьбу будет награда. А если мы в помыслах, как болоте увязли, наслаждаемся этой грязью, то в этом надо уже каяться. Это скверна нашей души. А каяться как? Просто: "Батюшка, у меня хульные помыслы против Бога". Все понятно и сказано достаточно. "Батюшка, у меня бедные мысли" - и того достаточно. От блудных мыслей могут и страсти беспокоить - скажите и об этом...

Приходит человек и говорит? "Вот, я согрешил - совершил блуд". Не надо священнику подробности рассказывать, как наслаждался этой страстью, но надо сказать, если извращение было, со сколькими людьми было. Допустим, человек матом выругался - должен сказать: "Ругался матом", "пьяным напивался", "в карты играл", "дрался". Грехов много и если о них говорить подробно, то у священника хватит времени только вас одного выслушать.

Я человек пожилой, память слабая, не могу вспомнить всех грехов. Как же мне покаяться?

Тут как-то пришла одна женщина, ей за 80 лет уже. Никогда не исповедовалась, грехов не чувствует, не видит, т.е. душой стала мертвая. Я ей сказал с любовью, для назидания: "Почему ты не чествуешь грехов? Потому, что тело твое - гроб, а душа - мертвец во гробе. Ты - ходячий труп!" А она не знала, что и ответить. И столько много грехов у нее было! Стал я ей помогать исповедоваться, говорю:

Сама не можешь?

Не могу.

Спросить?

Всю жизнь ты не ходила в церковь, не молилась Богу...

Не молилась...

Постов ты не соблюдала.

Не соблюдала...

Жила невенчано, встречалась с другими.

Было, грешная.

Аборты? Не каялась?

Ну и масса других грехов.

Больше не помню.

Ну, поскольку это старый человек, то я спрашиваю:

А храмы не ломала ли? Не закрывала ли?

Было и такое. У нас в Иванове ходили по квартирам со списками: "Нужен храм или нет?" Я написала: "Нам храм не нужен". И всем говорила: "Пишите так". А теперь я старая, надо покаяться. Не хотела утруждать священника, домой вызывать, думаю - сама пойду, покаюсь.

Твоя жизнь вся прошла на услужение сатане.

А как же мне теперь спасаться?

Пока у тебя еще есть время, ты дышишь и сердце твое бьется. Но придет время, и будет его последний удар. Лично тебе надо в храме быть ежедневно утром и вечером.

Господь и таких людей не отвергает. Хоть и в одиннадцатый час, но Он их принимает.

Надо ли каяться на исповеди в грехе, если я знаю, что он повторится?

Надо каяться. Когда человек подходит на исповедь и пред Господом кается, то в это время Господь дает благодатную силу на борьбу с грехом, а после исповеди этот грех может и не повториться. Знаю человека, он был в запое 15 лет. Жена трезвым его не помнила, очень редко это с ним было. Постоянно пил. И он как-то покаялся, потом еще... Десять раз каялся, на исповеди говорил: "Вот, батюшка, запиваю - и все. Пью - и все тут". Но жена за него усердно молилась; по монастырям, по храмам везде подавала... А у него-то еще вера слабенькая... Он приходит: "Батюшка, вот опять согрешил. Пил". И вдруг в одно время остановился. Второй год уже ни грамма не берет - полное отвращение от вина. И не надо кодироваться! Благодать Божия помогла ему. Господь его хранит. Спрашиваю: "А что те, с кем пил, говорят?! - "А они недоумевают, почему так резко бросил, всегда пил с ними, а тут перестал пить. Приглашают, а я им говорю, что у меня весь лимит кончился. Я за 15 лет все уже выпил".

Почему иногда после исповеди я не испытываю легкости?

Мало подготовились. Перед исповедью надо прочувствовать грехи свои и осудить себя.

Можно ли причащаться после общей исповеди. В нашем храме нет частной исповеди, Господь видит наше намерение подробно покаяться, а такой возможности нет.

Надо найти такого духовника, чтобы у него можно было поисповедоваться основательно, за всю жизнь. Общей исповеди в Православной Церкви нет, ее никогда не было и не будет. А то, что сейчас в некоторых храмах нет настоящей исповеди - это связано с упадком духа человеческого. Многие "православные" так привыкли к общей исповеди, так пропитались грехом до последней клетки, что даже не знают в чем каяться. Идут, например, к причастию, а перед этим могут дома поскандалить, утюгом в мужа запустить, и греха за собой не чувствуют, не исповедуют его. Вроде бы все в порядке. До того уже привыкли к греховной жизни, что она вошла в навык, душа стала мертвой, безчувственной. Та же душа, которая постоянно очищается исповедью, сразу чувствует даже малый грех... Думаю, ни один священник не откажется выслушать вас отдельно. Надо дождаться последнего человека, когда он отойдет от священника, подойти и сказать: "Батюшка, у меня грех... Я человека осудила, поскандалила, спорила, пустословила, обижалась, роптала, гордилась, хвалилась; много ела, пила, спала; молилась плохо, в церковь не всегда ходила..." Если кратко, сжато сказать, священник всегда выслушает.

Умиравшей старушке было 89 лет, она была парализована. За неделю перед смертью она стала лежа крестить себя и стены. Говорить она не могла. Это было странно видеть.

Когда к человеку приходит смерть, то он чувствует, как начинает отделяться душа. Я очень многих таких встречал. Один из моих родственников лежал и рассказывал: "Вот чудо! Сейчас был в Подмосковье, у дома был, всех родственников видел". А сам лежал и умирал в Сибири. То есть Господь напоследок оказал ему такую милость - дал проститься с теми местами, увидеть всех. На другой день он скончался.

Под конец за грешной душой являются нечистые духи. Они знают, что душа должна отойти, стерегут ее. Может, поэтому бабушка и крестила себя и стены - чтобы злые духи отошли.

Был в Троице-Сергиевой Лавре такой архимандрит о. Тихон (Агриков). Это был самый настоящий разумный пастырь. Он преподавал пастырское учение. Великое благо получали те ученики, кто слушал его лекции. Однажды его вызвали в Сергиевом Посаде к умирающей. Он приехал, входит в квартиру и видит множество людей. Умирала председатель горисполкома, будучи партийной. В это время, когда люди собрались около нее, и зашел о. Тихон. Он к ней прошел, она исповедалась и покаялась. А потом и говорит, взяв его за руку. "Я Вас не отпущу!" - "А в чем дело?" - "Вот, собралось сейчас очень много черных мужиков, страшных и говорят: "Ты - наша! Мы тебя заберем!" Они мучили меня уже целые сутки. А когда Вы вошли, они все поразбежались. Мне теперь - с Вами- не страшно. Они все ушли. Не бросайте меня". Священник вошел - бесы все исчезли...

Как правильно проводить человека в последний путь?

Представьте себе: пригласили человека на брачный пир, где соберутся близкие ему люди. Прежде чем туда явиться, человек должен себя подготовить: омыть тело, облачиться в лучшие одежды, запастись подарками, а главное - прийти в собрание в хорошем настроении, с радостным лицом. И поскольку мы здесь живем временно, вся наша земная жизнь - это только подготовка в вечность, мы должны приготовить себя так, чтобы нестыдно было явиться в собрание людей святых. Некоторые благочестивые христиане готовят себя с малых лет, ежечасно, потому что мы не знаем, когда Господь призовет нас. Мы не будем сегодня говорить о внезапной кончине, поговорим о кончине ожидаемой, о тех людях, кто уже убелен сединами, кто лежит на больничной койке. Как оказать им помощь? Что доброго могут сделать для них близкие?

Отпевание, погребение - это не самое главное. Главное - с какой душой человек отойдет в вечность, потому престарелому, больному человеку обязательно нужно совершить генеральную исповедь. Насколько позволит память - рассказать все грехи от юности. Потом надо пособороваться (соборуются не только умирающие, но и больные, для исцеления, потому что в Таинстве соборования человеку прощаются все забытые им грехи). После исповеди и соборования необходимо причаститься - принять в себя Тело и Кровь Христовы. Когда придет смертный час для вашего близкого, надо пригласить священника, чтобы он прочел канон на разлучение души от тела; если священника нет, верующие родственники должны сами прочесть его (он есть в молитвослове). Надо, чтобы умирающий успел со всеми родными примириться, постарайтесь помочь ему в этом. Очень полезно каждому христианину перед смертью года 2-3 поболеть, выстрадать и высохнуть. Если человек в болезнях не будет роптать, душа его очистится и ей легче будет выходить в тот мир. Когда человек умрет, если он был православным христианином, т.е. правильно славил Бога (постоянно ходил в церковь, исповедовался, причащался), его надо вечером, накануне погребения привезти в храм, заранее договориться со священником, и в самый день погребения отпеть. Огромная помощь для усопшего - молитва Церкви о его упокоении, сорокоуст, т.е. сорокодневное поминовение на Божественной Литургии. Хорошо заказать сорокоуст в нескольких храмах и монастырях. Панихида, милостыня, чтение псалтыря по усопшему тоже принесут его душе неоценимую пользу. Сами за себя усопшие уже молиться не могут, они ждут с нетерпением молитв своих родственников, близких. Это мы говорим о людях церковных, а если человек редко ходил в церковь? У таких людей глаз совести закрывается, вера в душе помрачается, помрачается ум и человек перестает чувствовать свои грехи, ему кажется, что он хороший: никого не убивал, не грабил... Такому человеку надо помочь. По апостольским правилам, каждый, кто 3 воскресенья подряд не был в храме. Духом Святым извергается из Церкви, находится во тьме, во власти диавола. Во тьме пребывают и те, кто не соблюдает посты, среду, пятницу, живут невенчано, делали аборты, Богу не молились... великое множество совершали грехов, но их не чувствуют. Если на черный материал посадить черное пятно, оно будет незаметно. Так и в духовном мире: когда душа вся пропитана грехами, каждый новый грех уже не бросается в глаза, и человек считает, что у него все хорошо. И только тогда, когда он начинает жить духовно, открывает у себя множество грехов. А Господь сказал: в чем застану, в том и сужу (Мф.24,42). Господь нам все грехи простит, только одно не простит - если мы не покаемся. Потому, если есть силы, надо прийти к священнику (крест и Евангелие - это видимые знаки невидимого присутствия Божия) и покаяться. И мы каемся не священнику - он только посредник между Богом и нашей совестью, мы каемся самому Богу. И если мы искренне во всем покаялись, ни одного греха не утаили, то Господь через священника прощает нам все грехи, человек примиряется с Богом, обретает благодатные силы на борьбу с грехом. Так было во все времена Церкви Христовой.

Русь сейчас переживает нелегкие времена. Думается, что народ нашей многострадальной России должен покаяться. Хорошо было бы всем вместе встать на колени и просить Бога о милости.

Для этого надо, чтобы иерархи смогли обратиться к народу по телевидению или по радио, чтобы в определенное время все преклонили колена и покаялись.

Но есть одна сложность: огромная масса людей не знает, в чем каяться. Это самое страшное.

Сегодня исповедовал пожилую женщину. Спрашиваю:

Ну, скажи, какие у тебя грехи?

А на мне особых грехов-то и нет!

Сколько раз бываешь в церкви?

Ну, раза два-три в год.

А если ученик будет в школу раза два-три в год ходить, с букварем десять лет проходит, все равно ничего не узнает. Так и ты не видишь своих грехов. Посмотри, есть ли народ в храме?

Да, очень много народа. Взял, рукой зарыл ей глаза:

А сейчас ты их видишь?

Нет, не вижу.

А Вы мне руками закрыли глаза.

Но народ в храме есть?

Есть, просто я его не вижу.

Вот точно так же ты своих грехов не видишь и не чувствуешь, потому что твои душевные очи закрыты.

Многие душой стали мертвые. Отчего? От постоянных пороков и страстей. В церковь не ходим, Богу не молимся. Погрязли в грехах и не чувствуем их своим сердцем.

Святые отцы говорят, что духовно жить человек начинает только тогда, когда у него открываются духовные очи. Он видит в своей душе массу грехов. Вот это начало покаяния.

Людей к покаянию надо подготовить. Они должны знать, в каких грехах каяться. На приходах священники должны разъяснять смысл исповеди. Например, призывали людей покаяться в цареубийстве. Сейчас идет новое поколение. Люди, недавно рожденные, не убивали царя. Отец Артемий Владимиров говорит, что "мы не виновны в этих грехах, но те, кто убивал или соглашался с убийством, должны каяться. Внутренне они были согласны с убиением, то есть как бы сами убивали". Вот в этом им надо принести покаяние.

Каждому христианину, если он по-настоящему еще не каялся, надо вспомнить, насколько это позволяет память, все грехи от юности, от дня крещения, кратко их записать себе на память, прийти к духовнику в церковь и там рассказать о своих грехах. Особенно в монастырях люди могут по-настоящему раскрыть свою душу перед священником, потому что исповедует не один священник, а несколько. А на приходе священник должен и службу служить, и исповедовать, и требы исполнять. Надо выбрать себе священника по душе, подойти и поисповедаться. В этом будет огромная польза для души каждого, а значит и для всей России.

Что мне делать: я исповедуюсь часто, а грехов набирается до шестидесяти. На исповеди, если я запишу грех подробно, у меня рождается чувство стыда, и он мне помогает бороться с грехом. А если запишу одним словом, то как бы затеняю свой грех, прячу его. А теперь я в сомнении: вдруг мне эти грехи не прощены Богом?

Если Вы сомневаетесь, надо обязательно восстановить в памяти все грехи, записать их и открыть перед священником.

В книге преподобных Варсонуфия и Иоанна об исповеди сказано так: в течение дня мы часто согрешаем - помыслами, делами или словами. Как только согрешили, нужно сразу взывать ко Господу: "Господи, прости, согрешили! Осудили, лишнее спали, сказали невпопад". И Господь Духом Святым прощает нам эти повседневные грехи.

За сутки миллионы помыслов пролетают, но если все их считать грехом и самим не бороться с ними, не побеждать добрыми мыслями, а все батюшке зачитывать, мы батюшку вымотаем на нет. Надо учиться не принимать помыслы. Ведь это бес вкладывает их в наши головы, это не наши скверные мысли. В нашем сердце грех рождается тогда, когда мы эти помыслы принимаем, прислушиваемся к ним, нарушаем наши добрые чувства к ближнему неприязнью, гневом, раздражением. Ни с того, ни с сего резко ответим ему, нагрубим. В наше сердце входит зло. Почему? Потому что вовремя не отличили помысел от своей мысли. Это умение приходит с опытом, когда сами устанем от своих грехов. Тогда будем контролировать себя постоянно. Искушений будет столько же, а грехов много меньше, чем шестьдесят...

На исповедь свои грехи надо приготовить так: вспомнить, суммировать все похожие (два раза прогневался, сказать на исповеди "гневался на ближнего"), кратко записать. Священнику сказать, например, так:

Батюшка, я на этой неделе согрешил: возмущался, спорил, обманул, лишнее ел, лишнее спал, молился рассеянно, принимал помыслы и нарушал через них душевный мир, осквернял душу нечистыми воспоминаниями, в храме стоял без внимания...

Этого достаточно, чтобы Господь простил нам грехи. Если вы живете перед очами Божьими, ходите пред Богом и помните о Нем постоянно, то знаете, что Господь видит ваше покаяние, вашу борьбу с грехом, стремление к очищению. И на исповеди достаточно засвидетельствовать, что "вот в этом и в этом грехе я приношу покаяние". Бог Духом Святым прощает грехи. Важно не просто перечислить грехи, важно исправиться, избавиться от грехов. А то некоторые на исповеди каждый раз перечисляют: "Возмущалась, разражалась...", а отойдут от исповеди, снова за свое.

Брань с помыслами - это делание больше монашеское. Прежде у старца было два-три послушника, они приходили к нему и открывали помыслы. И без благословения старца, без его ведома послушники ничего не делали. Даже если помысел казался им добродетельным, открывали его старцу, и старец умел распознавать козни злых духов и грех, к которому они хотели склонить послушника, не случался. Тогда и сами послушники быстро научались распознавать помыслы и избавлялись от массы греховных привычек.

Как бывает с нами: поначалу мы даже вроде и не обратили внимания на тот или иной помысел, забыли его. А бес, вложив его в нас, отступает, не надоедает, прячется. Позже мы вспоминаем помысел и, принимая за свой, начинаем о нем думать. А там уже и мысли от молитвы отвлеклись, и имя Божие не произносим, и чувства нехорошие в сердце родились, и раздражение... Помысел, как семя, пророс в нашем сердце и принес свой плод - грех. Открываем помыслы на исповеди - это как из-под камня спугиваем притаившуюся там змею: подняли камень, она и исчезла.

Советую каяться пред Богом в принятии помыслов, а на исповеди называть те грехи, которые были рождены на свет этими помыслами. Если же вы сумели побороть помысел, не раздражились, не осудили, а нашли верную мысль для оправдания ближнего, то вы победили демона. А брань - это не грех. За брань вас ждет от Бога награда. На земле эта награда - благодать Божия, а в потустороннем мире - вечная жизнь, вечная радость.

Если же священник поинтересуется каким-то конкретным грехом, то можно объяснить подробнее.

Как хочется покаяться и больше не повторять какой-то грех. Можно ли этому научиться?

Покаяние зависит от чистосердечного желания избавиться от греха. Покаяние начинается тогда, когда человек осознал, что заблудился, что жил на земле во грехе. Когда человек кается, он дает обещание больше не жить беззаконно. Покаялся - и повернул свою жизнь целиком к Богу. Двум господам служить невозможно: нельзя обещать Богу исправиться и одновременно лукавить перед Ним: "Я еще немножко.., потом, потом исправлюсь."

На исповеди через священника Господь видимым образом прощает грехи и в этот момент дает благодатную силу на борьбу со страстями. Человек восстает, окрыляется. Главное чудо - во время покаяния Господь воскрешает душу, человек духовно рождается. Потому покаяние подобно второму крещению.

Приготовившись, подхожу на исповедь, но начинаю смущаться и торопиться: "Ой, за мной еще народ!" Что мне делать?

Подготовьте генеральную исповедь, с детства, но не расписывайте грехи подробно. Все можно кратко, сжато сказать.

В Почаевской Лавре приходилось исповедовать по сто и больше человек в день. И тогда пришлось выработать правило: принимать исповедь сжатую, конкретную. Это для того, чтобы и еще кому-то отпустить грехи, кого-то еще наставить на путь спасения.

Если человек не знает, какие грехи назвать, а пришел чистосердечно покаяться перед Богом, то ему помогаешь. Называешь грехи, ему все понятно, он четко отвечает, было или не было. Дашь человеку толчок, а потом ему Сам Бог помогает вспоминать грехи, совершенные от детства. Нам кажется, что уже все забыто, что в детстве делали неправильного. Но наша совесть, оживая на первой исповеди, подсказывает все новые и новые проступки, новые грехи. Стыд душит, слезы катятся из глаз, а очиститься в глазах Бога хочется... Вот это истинное покаяние, настоящая исповедь. Человек после такой исповеди физически чувствует, что стало легче на душе, а потом человек начинает записывать на бумажке новые текущие грехи, готовиться к исповеди. Он сначала контролирует, учитывает содеянные грехи, а потом старается избегать их. Сделал бы прежде тот или иной грех, а теперь помнит: "Мне же придется на исповеди его говорить. Так, может, не делать его? Ведь стыдно - я уже в нем каялся". И не совершает грех. Это уже начало духовной брани со злыми духами. Это начало пути за Господом.

Духовная жизнь должна протекать под руководством опытного духовника. На приходах, где батюшка один, а народу и треб много, это сложно. Но если вы желаете совершенствоваться, стать воином Христовым (пусть даже оставаясь жить в миру), то найдите духовника в монастыре. Там священников много и они уделят вам больше времени.

Написала все грехи на бумагу, подала священнику, а он, не читая, разорвал: "Бог знает твои грехи". Совершилась ли моя исповедь?

Если ваша исповедь не была ни прочитана, ни выслушана, значит, те грехи так и остались на вас. Исповедь как таинство не совершилась, хотя бы тот священник и прочитал над Вами разрешительную молитву, но он не знал, от чего Вас разрешает, что прощает. Может, вы там написали, что убили сто человек, расстреляли автобус, а он этого даже и не знает. Может, под мост подложили динамит и совершили диверсию, людей погубили, и этого он не знает. Надо, чтобы каждый раз Ваша исповедь была прочитана или выслушана, и только после этого прочитывается над головой разрешительная молитва. Тогда и грехи человеку прощаются Богом.

Особенно сейчас много человек приходят на исповедь, которые были в Афганистане, Чечне, Дагестане. Приходят освободившиеся из заключения, а на их совести грабежи, убийства, насилия. Приходят профессиональные воры, киллеры, снайперы, те, кто совершал заказные убийства, совершал диверсии. Совесть их мучает, не дает жить спокойно. Придет такой "больной" к начинающему "врачу", покажет гноящиеся раны, а тот скажет: "Ничего, все нормально". А опытный "врач" раны вскроет, гной вычистит, перевяжет, лекарство пропишет...

Найдите духовника, которому можно покаяться по-настоящему, и очистите свою душу.

Человек на исповеди постоянно кается в одних и тех же грехах. Грехи он ненавидит, борется и все равно повторяет. Что еще сделать, чтобы их победить?

Самое главное, чтобы человек грех возненавидел. Это - самый центр! Если мы грех не любим, то мы от него быстро избавимся.

Господь нас благословил многими дарами, например, дал нам дар гнева. Слышите? Дар! Для того, чтобы мы гневались против диавола, против злых духов, чтобы крепко стояли в их нападениях. А мы этот дар извратили: согрешаем, гневаемся против ближнего. Дан нам дар ревности по Богу. А мы ревнуем не святость, а ближнего. Это есть грех. Нам дана жадность как дар жажды по Богу, ко всему святому, а мы жадны до прелестей земных. Нам надо исправляться и, главное, грех ненавидеть.

А для этого нужна решимость. В юности блаженный Августин никак не мог избавиться от одного греха, и только, когда он стал зрелым духовным мужем, он понял, почему грех его не оставлял. Ему не хватало решимости, искреннего желания освободиться: "Я молился, просил избавить от греха, а в глубине души как бы говорил: "Избавь меня, Господи, от греха, но не сейчас, попозже. Сейчас я молодой, хочу пожить". Вслух эти слова не произносил, а где-то в сознании эта мысль была".

Мне, видимо, надо исповедаться с детства. Я чувствую в этом нужду. Подхожу к церкви и не могу войти. А если попадаю на исповедь, до конца никак не могу очистить душу.

Один человек рассказывал, как он не мог покаяться в одном смертном грехе. Пришел в храм, увидел на клиросе священника, и показалось ему, что тот батюшка все время на него смотрит. Никак не мог настроиться на исповедь. А это было внушение демоническое, чтобы помешать душе очиститься от грехов. Мы должны настроить себя так, что мы идем в церковь к Богу, а не к священнику и что каемся мы перед Богом.

В монастырях священников больше, сразу несколько человек выходит на исповедь. Надо постараться и выбрать одного, который мог бы выслушать все наши грехи. Отметьте для памяти на бумажке грехи, какие вспомните от юности, самые срамные, гадкие, они обычно хорошо запоминаются.

Помните: придет день Страшного Суда, когда наши нераскаянные грехи откроются перед всем миром, перед всеми ангелами, святыми и человеками. Вот где будет ужас, стыд и срам! Вот где будет позор! Попадем в бездну, будем плакать кровавыми слезами, рвать на своей голове волосы, но никогда уже не вернемся на землю в эту жизнь, не сможем покаяться и принести достойные плоды покаяния.

Когда идет человек на исповедь, на него дьявол наводит страх, чинит всякие препятствия. А вы не бойтесь! Знайте, если искренне будем каяться, духовник больше уважения и любви к вам испытает. Это я из своего опыта говорю. Иногда думаю: "Зачем я стою на исповеди, если никто ничего не говорит?" А когда придет и искренне покается человек, то у него и у меня радость. Хоть один человек ожил!

Священное Писание об этом так говорит: "Все небо ликует и радуется об едином кающемся грешнике".

Как каяться в содомских грехах?

Возьмите требник для священнослужителя. Там помещены вопросы, которые должен задать духовник на исповеди: состоите ли в браке? венчались ли? сколько было мужчин? каких наций? были ли близкие родственники? какие и сколько было?

Когда человеческая душа выходит из тела, она проходит мытарства, всего их двадцать. Самые страшные - это 16-ое - блуда, 17-ое - прелюбодеяния, 18-ое - содомских грехов. Эти мытарства благополучно проходят единицы.

В Палестине были пять близлежащих городов, в которых процветали блудные противоестественные грехи. Особенно славились своими пороками два города - Содом и Гоморра. Их жители так низко пали, что не знали запретов и преград для удовлетворения своих страстей. Тогда с Неба сошел серный огонь, и города были уничтожены. Теперь все они лежат на дне Мертвого моря.

На берегах этого моря растет интересное дерево - содомская яблоня. Плоды ее красивые, надкусишь - сладость на губах. А потом такая горечь! Никак не отплюешься. Это Господь оставил напоминание о гибели от "сладких" грехов. Содомские грехи дают временную сладость, но скоро приходит горечь, а в адских муках от нее не избавишься.

Легко пасть в этих грехах. Самый главный на этих мытарствах диавол Асмодей. Он начальник блудных бесов. Их великое множество, и на мытарствах они показывают все грехи, совершенные людьми. Похваляются, что редко кто, из повинных в этих грехах, приносит покаяние. Мало кто проходит эти мытарства, ибо стыдятся признаться в них.

А тот, кто покаялся в этих грехах, должен потерпеть за них какие-то скорби, болезни. Не роптать, когда кто-то ругает, а благодарить Бога за все. Только так может очиститься душа.

Совесть у меня молчит, не обличает в грехах, страстях. Я хожу в храм, каюсь, исповедуюсь, причащаюсь, но чувствую, что все не так, как надо. Что мне делать?

Самое главное, что нужно сделать, - совершить генеральную исповедь. Вспомнить все, насколько позволит ваша память, чтобы на совести ничего не оставалось.

Если человек будет постоянно контролировать все свои слова, поступки и мысли, то он быстро очистится. И голос совести ему будет громко возвещать, если он что-то хочет сделать не по Божьи. Когда же человек нераскаянный в грехах, то он попирает свою совесть. Вы стоите на верном пути - живете церковной жизнью: исповедуетесь, каетесь, причащаетесь, молитесь Богу, ходите на службы. Главное, желаете усовершенствования, исправления. Другой, заглушивший в себе голос совести, ведет себя иначе: "Ну и что, что в пост стаканчик молока выпью или кусочек колбаски съем?" Начинается с малого. Господь говорит: "В малом ты был верен, над многими поставлю тебя" (Мф.25, 20-22). А если не быть верным Богу в малом, то малый грех родит большой грех.

Надо найти такого священника, который смог бы вас выслушать, когда вы придете с генеральной исповедью. На приходах священников мало - один, два. А в монастырях их больше, и времени выслушивать прихожан у них тоже больше. У них исповедь - специальное послушание. И даже, может быть, вы найдете себе духовника, чтобы наставлял вас на пути духовного спасения. Он будет беседовать с вами, помогать открывать в себе скрытые страсти. А вам лишь нужно научиться ничего не таить. Грех ведь не золото, чтобы его закапывать. Его надо побыстрее обнаружить и извлечь из души. И тогда голос совести будет слышен в любом искушении.

Читайте жития святых, душа ваша будет сокрушаться, когда вы сравните свою жизнь с их подвигами. Увидите, как свято жили они и как нечисто живем мы. Во всех искушениях обвиняйте себя, а не кого-то другого, считайте себя в долгу перед Богом. Когда человек думает, что он стоит на правильном пути, спасается, молится чистой молитвой, это плохо. Надо до самой смерти считать себя ни на что негодным, как говорил апостол Павел "рабами неключимыми". Даже если бы мы с утра до вечера совершали добрые дела, то и тогда нельзя быть уверенным в своем спасении. Это ведает Один Господь.

Стыжусь некоторые свои грехи произнести перед священником. Могу только ежедневно взывать: "Господи, прости меня, окаянную". Снимет ли Он с меня те грехи, которые я перед Ним называю?

Конечно, мы постоянно должны каяться пред Богом, просить прощения. Но мы не знаем, простил Он нас или нет. Господь оставил нам на земле духовенство, дал первой Церкви - Своим ученикам-апостолам - власть прощать и вязать грехи. Таинство исповеди идет от апостолов.

В день Страшного Суда Господь нам все грехи простит, кроме нераскаянных. Нужно отбросить стыд и исповедать перед священником грехи. Со стыдом сгорают наши скверные дела. Надо стыдиться грешить, но не стыдиться каяться. Если больны и не можете пойти в храм, пригласите священника домой. Мы не знаем, когда наступит наш смертный час, надо быть готовым встретить его в каждую минуту. Каяться надо смело. Здесь мы лишь в присутствии священника - одного человека - называем свои грехи. А на Страшном Суде нераскаянные грехи, которых мы стыдимся, прозвучат перед всеми святыми, перед Ангелами. Весь мир их узнает. Поэтому диавол и внушает стыдиться их, чтобы мы не каялись. Пока еще течет в теле кровь, пока бьется сердце, пока милосердие Господне пребывает с нами, надо исповедать нераскаянные грехи.

Почему мы стесняемся назвать стыдный грех? Наша гордыня, самолюбие мешают: "Что о нас батюшка подумает?" Да у батюшки каждый день поток людей с одними и теми же грехами! А подумает он: "Вот еще одна заблудшая овечка Христова вернулась в Божие стадо".

Когда человек свободно говорит свои грехи, не заглаживает их, сокрушается, плачет, священник испытывает большое уважение к кающемуся. Он ценит искренность кающегося.

Грехи не надо складывать в душе, как в копилочке. Кому они нужны? Когда покаяние настоящее, легко и человеку, и священнику. И "на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся" (Лк.15,7). Если пришли на прием к врачу, маленькие легкие болезни сказали, а самую опасную для жизни рану скрыли, мы можем погибнуть; душевные раны не менее опасны для нашей духовной жизни, нашей души, и душа дороже тела.

Если же мы раньше утаивали постыдные грехи, сознательно замалчивали, то все наши предыдущие исповеди считаются недействительными, таинство не совершалось. Все грехи, названные и неназванные, остались в душе, да еще прибавился сугубый грех - утаивание грехов на исповеди. Об этом сказано в требнике: "Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, если утаишь какой грех, сугубый грех иметь будешь". Священника можно обмануть, но Бога не обманешь. А если после таких "исповедей" еще и причащаться, то причастие будет в осуждение. За это особо спросится на Страшном Суде.

Что такое празднословие?

Пришла весна, скоро будет лето, тепло. Многие любят выйти на лавочку перед подъездом или к соседке сходить. Пришли, сели, а говорить-то не о чем, если душа не заполнена молитвой и заботой о благе ближнего. И начинается празднословие, лишь бы время побыстрее убить. А время такое драгоценное! Нам его немного отпущено для спасения души. И вот бабки сидят, глазами провожают всех, кто мимо прошел. Все знают: кто сколько раз замужем был, сколько абортов сделал, кто какой коммерцией занимается. И зачем этим "знаниям" впустую пропадать? Делятся друг с другом. И называется это празднословием, осуждением, злоречивостью, сплетнями.

Анекдоты - тоже празднословие, пустословие, смехотворство, ведь они никакой пользы не приносят. Пустой смех без духовной радости, хохот и безпечность бывают тогда, когда в душе нет страха Божия.

На яблонях есть цветы, а есть пустоцветы. Ветер подул, и лишь третья часть цветов осталась на ветках, пустоцветы на землю слетели. Опали.

Мы должны себя так настроить, чтобы каждое наше слово несло добро, не было пустоцветом, а приносило духовный плод.

Знаю многих отцов. Они при встрече не празднословят, а говорят о вере, о промысле Божием, о спасении, о том, как лучше спастись. С них и надо брать пример.

Таинство исповеди - испытание для души. Она состоит из желания покаяться, словесного исповедания, раскаяния в прегрешениях. Когда человек идет против законов Божьих, он постепенно разрушает свою духовную и физическую оболочку. Раскаяние помогает очиститься. Оно примиряет человека с Богом. Душа исцеляется и получает силы для борьбы с грехом.

Исповедь позволяет рассказать о своих проступках и получить прощение. В волнении и страхе можно забыть то, в чем хотелось покаяться. Список грехов для исповедислужит напоминанием, подсказкой. Его можно зачитать полностью или использовать как план. Главное, чтобы исповедь была искренней и правдивой.

Таинство

Исповедь - главная составная покаяния. Это возможность попросить прощения за свои грехи, очиститься от них. Исповедь придает духовные силы для противостояния злу. Грех - это расхождение в мыслях, словах, поступках с Божьим соизволением.

Исповедь - искреннее осознание нечестивых поступков, желание избавиться от них. Как бы ни было трудно и неприятно о них вспоминать, следует подробно рассказать о своих грехах священнослужителю.

Для этого таинства необходима полная взаимосвязь чувств и слов, потому что будничное перечисление своих грехов не принесет истинного очищения. Чувства без слов так же безрезультатны, как и слова без чувств.

Существует список грехов для исповеди. Это большой перечень всех непотребных действий или слов. В его основе лежат 7 смертных грехов и 10 заповедей. Жизнь человека слишком многообразна, чтобы быть абсолютно праведной. Поэтому исповедь - возможность раскаяться в грехах и постараться не допустить их в будущем.

Как подготовиться к исповеди?

За несколько дней должна проходить подготовка к исповеди. Список греховможно написать на листке бумаги. Следует почитать специальную литературу о таинствах исповеди и причащения.

Не следует искать оправдания грехам, нужно осознавать их нечестивость. Лучше всего анализировать каждый свой день, разбирая, что было хорошо, а что плохо. Такая ежедневная привычка поможет внимательнее относиться к мыслям, действиям.

До исповеди следует помириться со всеми, кто был обижен. Простить тех, кто обидел. До исповеди необходимо усилить молитвенное правило. Добавить к ежевечернему прочтению Покаянный канон, каноны Богородице.

Следует разделять личное покаяние (когда человек мысленно раскаивается в своих поступках) и таинство исповеди (когда человек рассказывает о своих грехах в желании очиститься от них).

Присутствие стороннего лица требует морального усилия для осознания глубины проступка, заставит через преодоление стыда более глубоко взглянуть на неправые действия. Поэтому так необходим список грехов для исповеди в православии.Он поможет выявить то, что было забыто или хотелось скрыть.

Если возникли затруднения в составлении перечня греховных действий, можно приобрести книгу «Полная исповедь». Она есть в каждой церковной лавке. Там подробно расписан полный список грехов для исповеди,особенности таинства. Опубликованы образцы исповеди и материалы для подготовки к ней.

Правила

Есть тяжесть на душе, хочется выговориться, попросить прощения? После исповеди становится гораздо легче. Это открытое, искреннее признание и раскаяние в совершенных проступках. До 3-х раз в неделю можно ходить на исповедь. Желание очиститься от грехов поможет преодолеть чувство скованности и неловкости.

Чем реже исповедь, тем сложнее упомнить все события, мысли. Оптимальный вариант для проведения таинства - один раз в месяц. Помощь в исповеди - список грехов -подскажет необходимые слова. Главное, чтобы священнику стала понятна суть проступка. Тогда наказание за грех будет оправданным.

После исповеди священник накладывает в сложных случаях епитимью. Это наказание, отлучение от святых таинств и Божьей благодати. Его длительность определяет священник. В большинстве случаев кающемуся предстоят нравственно-исправительные работы. Например, пост, чтение молитв, канонов, акафистов.

Иногда список грехов для исповеди зачитывает батюшка. Можно самостоятельно написать перечень того, что было совершено. Лучше приходить на исповедь после вечерней службы или утром, перед литургией.

Как проходит таинство

В некоторых ситуациях следует пригласить батюшку для исповеди на дом. Это делается в том случае, если человек серьезно болен или находится при смерти.

Войдя в храм, необходимо занять очередь для исповеди. Во все время таинства на аналое лежат крест и Евангелие. Это символизирует незримое присутствие Спасителя.

До начала исповеди батюшка может начать задавать вопросы. Например, о том, как часто произносятся молитвы, соблюдаются ли церковные правила.

Затем начинается таинство. Лучше всего заготовить свой список грехов на исповедь. Образец его всегда можно приобрести в церкви. Если грехи, прощенные на предыдущей исповеди, были повторены, то следует снова их упомянуть - это считается более тяжкой провинностью. Не следует что-либо утаивать от батюшки или говорить намеками. Следует простыми словами внятно объяснить те грехи, в которых раскаиваетесь.

Если батюшка разорвал список грехов для исповеди,значит, таинство закончено и дано отпущение. Священник накладывает на голову кающегося епитрахиль. Это означает возвращение Божьей милости. После этого целуют крест, Евангелие, что символизирует готовность жить по заповедям.

Готовимся к исповеди: список грехов

Исповедь предназначена для осмысления своего греха, желания исправиться. Человеку, далекому от церкви, сложно понять, какие действия следует считать нечестивыми. Для того и существуют 10 заповедей. В них четко прописано, чего делать нельзя. Список грехов для исповеди по заповедям лучше подготовить заранее. В день совершения таинства можно разволноваться и все забыть. Поэтому следует спокойно за несколько дней до исповеди еще раз перечитать заповеди и записать свои грехи.

Если исповедь первая, то самостоятельно разобраться в семи смертных грехах и десяти заповедях непросто. Поэтому следует заранее подойти к батюшке, в личной беседе рассказать о своих затруднениях.

Список грехов для исповеди с объяснением грехов можно приобрести в церкви или найти на сайте своего храма. В расшифровке подробно расписаны все предположительные грехи. Из этого общего списка следует вычленить то, что было совершено лично. Затем записать свой перечень проступков.

Грехи, совершенные против Бога

  • Неверие в Бога, сомнения, неблагодарность.
  • Отсутствие нательного крестика, нежелание защищать веру перед хулителями.
  • Клятвы именем Бога, произнесение имени Господа всуе (не во время молитвы или бесед о Боге).
  • Посещение сект, ворожба, лечение всевозможными магиями, чтение и распространение лжеучений.
  • Азартные игры, мысли о самоубийстве, сквернословие.
  • Непосещение храма, отсутствие ежедневного молитвенного правила.
  • Несоблюдение постов, нежелание читать православную литературу.
  • Осуждение священнослужителей, мысли о мирском во время богослужения.
  • Пустая трата времени на развлечения, просмотр телевизора, бездействие у компьютера.
  • Отчаяние в трудных ситуациях, излишняя надежда на себя или чью-либо помощь без веры в промысел Божий.
  • Утаивание грехов на исповеди.

Грехи, совершенные против ближних людей

  • Вспыльчивость, гнев, высокомерие, гордость, тщеславие.
  • Ложь, невмешательство, насмешки, скупость, расточительность.
  • Воспитание детей вне веры.
  • Невозвращение долгов, неуплата за труд, отказ от помощи просящим и нуждающимся.
  • Нежелание помогать родителям, неуважение к ним.
  • Воровство, осуждение, зависть.
  • Ссоры, употребление спиртного на поминках.
  • Убийство словом (клевета, доведение до самоубийства или болезни).
  • Убийство ребенка во чреве, склонение других к аборту.

Грехи, совершенные против себя

  • Сквернословие, самолюбие, празднословие, сплетни.
  • Желание наживы, обогащения.
  • Выставление напоказ добрых поступков.
  • Зависть, ложь, пьянство, чревоугодие, употребление наркотиков.
  • Блуд, прелюбодеяние, кровосмешение, рукоблудие.

Список грехов для исповеди женщины

Это весьма деликатный список, и многие женщины отказываются от исповеди, ознакомившись с ним. Не следует доверять любой прочитанной информации. Даже если брошюра со списком грехов для женщины приобреталась в церковной лавке, обязательно обратите внимание на гриф. Должна стоять надпись «рекомендовано издательским советом Русской православной церкви».

Священнослужители не разглашают тайну исповеди. Поэтому лучше всего проходить таинство с постоянным духовником. Церковь не вторгается в сферу интимных супружеских отношений. Вопросы контрацепции, которая иногда приравнивается к аборту, оптимально обсудить со священником. Существуют средства, которые не обладают абортирующим действием, а лишь предотвращают зарождение жизни. В любом случае все спорные вопросы следует обсудить с супругом, врачом, духовником.

Вот список грехов для исповеди (краткий):

  1. Редко молилась, не посещала церковь.
  2. Больше думала о мирском во время молитвы.
  3. Допускала половую жизнь до брака.
  4. Аборты, склонение к ним других.
  5. Имела нечистые мысли, желания.
  6. Смотрела фильмы, читала книги порнографического содержания.
  7. Сплетни, ложь, зависть, лень, обиды.
  8. Излишнее обнажение тела для привлечения внимания.
  9. Боязнь старости, морщин, мысли о самоубийстве.
  10. Пристрастие к сладостям, алкоголю, наркотикам.
  11. Избегание помощи другим людям.
  12. Обращение за помощью к гадалкам, ворожеям.
  13. Суеверие.

Список грехов для мужчины

Идут споры о том, следует ли готовить список грехов для исповеди. Кто-то считает, что такой перечень вредит таинству и способствует формальному зачитыванию провинностей. Главное в исповеди - осознать свои грехи, покаяться и не допустить их повторения. Поэтому список грехов может быть краткой памяткой или отсутствовать вовсе.

Формальная исповедь не считается действительной, так как в ней нет раскаяния. Возврат после таинства к прежней жизни добавит лицемерия. Равновесие духовной жизни состоит в понимании сути покаяния, где исповедь - только начало осознания своей греховности. Это длительный процесс, состоящий из нескольких этапов внутренней работы. Созидание духовных ресурсов - это систематическая настройка совести, ответственность за свои отношения с Богом.

Приведем список грехов для исповеди (краткий) для мужчины:

  1. Святотатство, разговоры в храме.
  2. Сомнение в вере, загробной жизни.
  3. Кощунство, насмешки над убогими.
  4. Жестокость, лень, гордыня, тщеславие, алчность.
  5. Уклонение от службы в армии.
  6. Избегание нежелательной работы, отлынивание от обязанностей.
  7. Оскорбления, ненависть, драки.
  8. Клевета, разглашение чужих слабостей.
  9. Соблазнение на грех (блуд, пьянство, наркотики, азартные игры).
  10. Отказ в помощи родителям, другим людям.
  11. Воровство, бесцельное коллекционирование.
  12. Склонность к хвастовству, спорам, унижению ближнего.
  13. Наглость, хамство, презрение, фамильярность, малодушие.

Исповедь для ребенка

Для ребенка таинство исповеди можно начать с семи лет. До этого возраста к Причастию дети допускаются без этого. Родители должны подготовить ребенка к исповеди: объяснить суть таинства, рассказать, для чего оно проводится, вспомнить вместе с ним возможные прегрешения.

Чаду надо дать понять, что искреннее раскаяние и есть подготовка к исповеди. Список греховребенку лучше написать самому. Он должен осознать, какие действия были неправильными, постараться не повторять их впредь.

Старшие дети сами принимают решение о том, исповедоваться или нет. Не стоит ограничивать свободу воли ребенка, подростка. Личный пример родителей гораздо важнее всех бесед.

Малыш должен вспомнить свои грехи перед исповедью. Список их можно составить после того, как ребенок ответит на вопросы:

  • Как часто читает молитву (утром, вечером, перед едой), какие знает наизусть?
  • Ходит ли в церковь, как ведет себя на службе?
  • Носит ли нательный крестик, отвлекается или нет во время молитв и богослужений?
  • Обманывал когда-нибудь родителей или батюшку во время исповеди?
  • Не гордился ли своими успехами, победами, не зазнавался ли?
  • Дерется или нет с другими детьми, не обижает ли малышей или животных?
  • Ябедничает ли на других детей, чтобы выгородить себя?
  • Совершал ли воровство, завидовал ли кому-нибудь?
  • Смеялся ли над физическими недостатками других людей?
  • Не играл ли в карты (курил, выпивал спиртное, пробовал наркотики, сквернословил)?
  • Ленится или помогает родителям по дому?
  • Не притворялся ли больным во избежание своих обязанностей?
  1. Человек сам определяет - исповедоваться ему или нет, сколько раз посещать таинство.
  2. Следует подготовитьсписок грехов на исповедь. Образецлучше взять в том храме, где будет происходить таинство, или самостоятельно его найти в церковной литературе.
  3. Оптимально ходить на исповедь к одному и тому же священнослужителю, который станет наставником, будет способствовать духовному росту.
  4. Исповедь совершается бесплатно.

Предварительно нужно поинтересоваться, по каким дням проходят исповеди в храме. Одеться следует подобающим образом. Для мужчин - рубашка или футболка с рукавами, брюки или джинсы (не шорты). Для женщин - платок на голове, отсутствие косметики (хотя бы помады), юбка не выше колен.

Искренность исповеди

Священник как психолог может распознать, насколько искренен человек в своем раскаянии. Бывает исповедь, оскорбляющая таинство и Господа. Если человек механически рассказывает о грехах, имеет несколько духовников, утаивает правду - такие действия не ведут к покаянию.

Поведение, тон речи, слова, которыми произносится исповедь, - это все имеет значение. Только так священник понимает, насколько искренен кающийся. Муки совести, смущение, переживания, стыд способствуют духовному очищению.

Иногда личность батюшки важна для прихожанина. Это не повод осуждать и комментировать действия священнослужителей. Можно пойти в другой храм или обратиться к другому святому отцу для исповеди.

Бывает, что сложно озвучить свои грехи. Душевные переживания настолько сильны, что удобнее составить список неправедных действий. Батюшка внимателен к каждому прихожанину. Если из-за стыда невозможно рассказать обо всем и раскаяние глубоко, то грехи, перед исповедью список которых составлен, священнослужитель имеет право отпустить, даже не прочитав их.

Значение исповеди

Необходимость говорить о своих грехах перед посторонним человеком смущает. Поэтому люди отказываются ходить на исповедь, считая, что Бог и так их простит. Это неверный подход. Священнослужитель выступает лишь как посредник между человеком и Богом. Его задача - определить меру раскаяния. Батюшка не вправе осуждать кого-либо, он не выгонит из храма кающегося. На исповеди люди очень ранимы, и священнослужители стараются не причинять лишних страданий.

Важно увидеть свой грех, осознать и осудить его в своей душе, озвучить перед священником. Иметь желание не повторять больше свои проступки, постараться искупить делами милосердия нанесенный вред. Исповедь приносит возрождение души, перевоспитание и выход на новый духовный уровень.

Грехи (список), православие, исповедь подразумевают познание себя и поиск благодати. Все добрые дела творятся через силу. Только преодолев себя, занимаясь делами милосердия, взрастив в себе добродетели, можно получить Божью благодать.

Значение исповеди состоит в понимании типологии грешников, типологии греха. При этом индивидуальный подход к каждому кающемуся сродни пастырскому психоанализу. Таинство исповеди - это боль от осознания греха, признание его, решимость озвучить и попросить прощения за него, очищение души, радость и умиротворение.

Человек должен почувствовать потребность в покаянии. Любовь к Богу, любовь к себе, любовь к ближнему не могут существовать по отдельности. Символизм христианского креста - горизонталь (любовь к Богу) и вертикаль (любовь к себе и ближнему) - состоит в осознании целостности духовной жизни, ее сути.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: