Крым в эпоху раннего средневековья. Крым — украинский

Эпоха средневековья в Крыму представлена преимущественно кочевническими погребениями в насыпях древних курганов в степных районах (Портовое, Сары-Булат, Мартыновка), так же найдены остатки временных стоянок и небольших поселений. Наиболее ценными памятниками среди степных древностей считают половецкие «каменные бабы». Они находились на вершинах курганов у входа в святили­ща (Водопойное, Восход, Чокрак). Сейчас они хранятся в музеях.

Среди наиболее примечательных памятников V-VII вв., на остальной части Крыма, кроме Херсонеса, можно выделить руи­ны Алустона (сейчас Алушта) и Горзувит (Гурзуф). Здесь находились стратегически важные византийские крепости. Похожее сооружение оборонительного типа VI в. известно в Судаке.

В юго-западной части Крыма, в средневековье, появляются «пе­щерные города». Среди них: Эски-Кермен, Каламита (Инкерман), Качи-Кальон, Бакла, Сюрень, Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, Кыз-Кермен… Они располагались на скалах, доминирующих над горными ущельями и долинами. Наиболее крупные города занимали площадь 10-15 га (Кыз-Кермен, Чуфут-Кале, Эски-Кермен), остальные мень­ше - около 1-2 га (Сюреньское укрепление, Тепе-Кермен).

Самым северным «пещерным городом» считается Бакла. Он появился раньше дру­гих- в IV . в. н. э. Расположен в междуречье Бодрака и Альмы, возле села Скалистого. На склонах скал высечены множественные хозяйствен­ные помещения, казематы, зерновые ямы, храмы, гробницы. На плато - развалины крепости, (стены и башни), остатки культовых сооружений жилых и хозяйственных построек.

Хорошо сохранился «пещерный город» Чуфут-Кале на юго-восточной окраине Бахчисарая. Здесь сохранились наземные по­стройки, оборонительные сооружения и т. д.

Возле Бахчисарая находится Тепе-Кермен - феодальный замок и укреп­ленный монастырь, представленный множественными вырубленными в скале «ка­зематами» и церковью VIII-IX вв.

Поселение и монастырь Качи-Каньон возле села Предущельного представлено монастырскими по­мещениями, кельями монахов, пещерным храмом находящимися в обрывах скал и в отдельных глыбах. Много виноградодавилен.

Самым большим и популярным считается «пе­щерный город»Мангуп-Кале или Мангуп, который в XIV-XV вв. являлся столицей княжества Феодоро. Хо­рошо сохранились множество искусственных пещер, цитадель и наземные постройки.

В 7 км от Мангупа располагался средневековый город Эски-Кермен. Сохранились пе­щерные храмы и другие соору­жения, как вырубленные в скалах, так и наземные.

Исследователи полагают, что возникновение «пещерных городов» Крыма было связано с политической и экономической обстановкой, которая сложилась в юго-западной Таврике после нашествия гуннов, и подтверждает зарождение феодального общества. Большинство из них погибли в результате набегов поздних кочевников, малая часть продолжала существовать — Мангуп и несколько монастырей.

В это же время на перевалах главной горной гряды были сооружены каменные стены. Их можно найти возле Чигенитры на Караби-яйле (возле села Приветное), Таш-Хабах, Каратау, между Северной и Южной Демерджи… Исследователи полагают, что стены возвели по приказу византийского императора Юстиниана I. Предполагают, что они были разрушены в VIII-IX вв., в результате хазарского набега.

В Феодосии (средне­вековой Кафе) хорошо сохранилась генуэзская крепость. Особо заметны башня св. Константина (1382-1448 гг.) возле железнодорожного вокзала на набережной и башня Климента VI (1348 г.), над Карантинной слободкой.

Наиболее интересным архитектурно-археологическим памятником Кры­ма можно назвать крепость в городе Судаке (Сугдея — греч., Сурож — русск., Солдайя — генуэзцы). Это большое по­селение, укрепленное и обнесенное двумя ярусами оборонительных стен и башен. Начальные работы по возведению крепости отно­сят к византийскому времени, а поздний, основной,- к генуэзско­му (XIV-XV вв.). В связи с этим крепость обычно называют генуэз­ской.

Открытое поселение на хол­ме Тепсен в п. г. т. Планерском так же относят к средневековому времени. На побережье между Судаком и Алуштой обнаруже­ны поселения VIII-IX вв. (Канакская балка, Чобан-Куле, Вороп).

Следует упомянуть некоторые укрепления на Южном берегу Крыма: Крестовая над Алупкой, Кастель у Алушты, Сераус, Учан-Су-Исар возле Ялты, Псар-Кая у Гаспры, Пахкал-Кая, Биюк-Исар у с. Оползневого. Некоторые из них были крупными городищами, другие являлись дозорными пункта­ми.

Средневековые памятники сохранились в верховьях рек Бельбека и Качи: Бойка, Басман, Сандык-Кая, Сююрю-Кая. Тут обнаружены остатки оборонительных стен, хозяйствен­ных и жилых построек, руины каменных оград и башен, террасы, фрагменты дорог, фундамент построек, усадеб, склепы, зерновые ямы, надгробья и многое другое.

По остаткам мона­стыря Сурб-Хач, основанного в XIV в. около Старого Крыма можно судить о высоком уровне культуры армянской колонии в восточном Крыму в средневековье. В мона­стыре уцелела роспись XV в. Развалины мусульманского духовного училища сохранились в Старом Крыму. Рядом — мечеть Куршум-Джами XIV в.

Стоит упомянуть мечеть XIV в. — Эски-Сарай, которая расположена около села Пионерское Симферопольского района.

К позднесредневековым памятникам относится бывший ханский дворец в Бахчисарае, который пользуется особой популярностью. К этому периоду относятся остатки турецкой крепости Ени-кале, находящейся в 14 км на северо-восток от Керчи. На северной границе полуострова по узкому перешейку суши между Каркинит- ским заливом Черного моря и Сивашом проходил Пере­копский ров и вал. Его возникновение связывают со скифским временем. Тут сохранился цокольный этаж еще одного татаро-турецкого укрепления - Ор-Капу. Позднесредневековые памятники можно найти в Евпатории: турецкая баня, мечеть Джума-Джами; текшие дервишей (мусульманский монастырь), единственный по­добный памятник в Крыму; средневековые караим­ские постройки - жилые дома, храмы.

Современное шоссе Севастополь - Бахчисарай повторяет существовавшую в Средневековье дорогу из степного Крыма в Херсонес. В самом центре этой дороги у озерца Хаджа-Сала возвышается точно остров среди трех смежных долин Материнская гора - Мангуп.

«Положение Мангупа необыкновенно, - писал Кеппен. - Находясь, так сказать, между небом и землей, он мог бы, кажется, противостоять всем превратностям мира» .

С трех сторон края Мангупа ограничены скалистыми обрывами (до 70 м по вертикали), северный же склон горы прорезают три глубоких оврага - Капу-Дере (от слов «капу» - вход, ворота и «дере» - овраг), Гамам-Дере (Банный овраг), Табана-Дере (Кожевенный овраг). Эти три оврага образуют четыре мыса: Чамны-Бурун (Сосновый мыс), Чуфут-Чаерган-Бурун (Мыс вызова иудеев), Элли-Бурун (Греческий мыс) и Тешкли-Бурун (Дырявый мыс). Только с одной стороны можно было въехать на плато, но между мысами проходила мощная оборонительная стена с башнями.

«Это высокая, достигающая небес крепость на белом скальном выступе. Скала, на которой цитадель сия возвышается, имеет в окружности двадцать тысяч шагов. Раскинулась скала та, как равнина плоская, травой и тюльпанами поросшая, а вокруг нее пропасти зияют на тысячу аршин глубиной - воистину бездны адские! Доступа к этой цитадели ниоткуда нет, разве что со стороны ворот. Замок имеет семь высоких башен, а вход в них лежит через ворота, каждые из которых подобны воротам премогучей твердыни. Хотя вокруг той скалы нет гор, высотой ее превышающих, Аллах пожелал, дабы из той скалы в трех местах источники били» .

Единственная колесная дорога, по которой и сегодня можно подняться на плато на джипе, огибает мыс Тешкли-Бурун. Извивающаяся змеей дорога вела к главным городским воротам, а из пещерных казематов на мысе караул пристально следил за поднимающимися. Сам Тешкли-Бурун отгорожен от плато стометровой стеной. Здесь под защитой цитадели находились административные здания, в том числе княжеские кладовые, княжеская капелла «Октагон», монастырь, тюрьма.

Как только я вошел в башню и увидел построек расположение, Храмы прекраснейшие и красоты дворцов, Высеченных в скале гробниц, портиков и колонн, Кроме того и красоты всей пестрой живописи...

Цитадель, руины которой до сих пор напоминают о былом величии Мангупа, представляла собой трехэтажный замок-донжон. По внешнему фасаду располагались узкие бойницы-амбразуры. С внутренней стороны постройка, наоборот, имела дворцовый характер. На первый этаж вел богато украшенный парадный вход, а на втором находились широкие окна, обрамленные затейливыми резными наличниками в восточном стиле.

Напротив цитадели расположены жилые кварталы. Сейчас почти вся территория городища заросла травой и кустарником, но глазам средневековых путешественников, смотревших на столицу Феодоро со стен цитадели, открывалась совсем другая картина.

Я увидел равнину весьма приятную, четыре холма имеющую,
Воды весьма сладчайшие, сады орошаемые,
Источники для взора бьющие, что имело хороший воздух место,
Увидел храмы выдающиеся, мозаиками вымощенные.
И купольные, базиликоподобные и круглые по расположению

        [здания] здешней митрополии .

В верховьях Гамам-Дере находится родник, вокруг него располагались дома местной знати. Недалеко от родника можно увидеть руины базилики Святых Константина и Елены - самого большого храма горной Таврики. Базилика размером 31,5×26,2 м была разделена двумя рядами колонн, по шесть в каждом, на три нефа. Она была построена в VI веке и затем неоднократно перестраивалась, просуществовав до 1475 года. Рядом с базиликой был княжеский дворец, который ныне превратился в груду камней. А когда-то это было монументальное двухэтажное здание (40×35 м), к северной стене которого примыкала башня с винтовой лестницей, ведущей на второй этаж. Стены его были украшены фресками, а для украшения проемов использовались мраморные наличники.

От края южного обрыва идет потайная тропка. Она ведет к так называемому «Южному монастырю». Пещерная церковь монастыря - единственный из храмов Мангупа, где сохранились остатки фресковой росписи «дивной красоты». Она представляет собой один из лучших примеров стиля «палеологовского ренессанса». Авторы фрески, современники Джотто и Ботичелли, чувствовали дыхание эпохи Возрождения. В центре композиции Христос с приподнятой для благословения правой рукой и Евангелием в левой. Спокойное лицо с классическими чертами приближается к величавому типу Христа в мозаиках константинопольского храма Кахрие-Джами. Вокруг него, подобно вельможам, окружающим византийского императора, ангелы и святые. Вверху изображения святых равноапостольных Константина и Елены. Особую торжественность композиции придают холодные тона и изящество линий .

Даже после турецкого завоевания, когда город лежал в руинах, средневековые путешественники не уставали восхищаться его исполненными величия дворцами и храмами.

С высоты шестисотметрового плато открывается вид на земли, принадлежавшие «владыкам Феодоро». На севере по рекам Бельбек и Кача проходила граница с татарским улусом Кырк-Ор - центром Крымского ханства, на западе к территории княжества относились города Херсонес и Каламита, южная граница примыкала к побережью, где находились генуэзские анклавы-колонии.

Столица Феодоро была окружена плотным кольцом храмов, часовен и монастырей. На востоке всего в нескольких часах ходьбы - два пещерных монастыря Шулдан и Челтер (Чильтер), не уступающие прославленным афонским обителям. На юге - церковь Святого Феодора у одноименного источника, а дальше - крымский Афон в устье реки Черной. Здесь под защитой крепости Каламита находилось девять православных монастырей, несколько десятков храмов. Их колокольный звон был слышен по всему Гераклейскому полуострову, некогда центру эллинизма в Крыму, который в XIV веке совсем обезлюдел. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь по праву считается древнейшим монастырем в Таврике. Агиографическая легенда рассказывает нам о ссылке в Крым римского папы Климента, его проповеди в Инкермане и мученической смерти. На маленьких островке близ Херсонеса на месте смерти святого Климента стояла небольшая церковь, построенная, по словам французского посла Вильгельма де Рубрука, будто бы руками ангелов.

Инкерманская долина и сейчас поражает своими грандиозными пещерными комплексами Монастырской и Загайтанской скал, Сапун-горы, Уч-Баша, хотя на сегодняшний день значительная часть из них разрушена.

«В поднебесных скалах по обеим сторонам долины... имеются разнообразные пещеры, на двух ярусах расположенные с высеченными в скале нишами, в коих находятся ковры, предметы различные, сундуки с постелями и одеждой, очаги и красивые печи. Эти пещеры единственны в своем роде и выглядят так, как будто только что возникли из-под кирки крушителя скал Ферхада. При виде их человек от удивления и восхищения палец к устам подносит! По воле Аллаха для тогдашних людей твердые камни были игрушкой, те скалы дробили они в течение одного мгновения, как будто сыр резали, и таким образом построили разные, какие только пожелали, дворцы, дома жилые, а также комнаты для собраний. Из всего этого видно, что Инкерман в давние времена огромным городом должен был быть, да и теперь лишь одному Аллаху ведомо, сколько там тех пещер» .

Согласно сформулированной еще в позапрошлом столетии гипотезе, развитие монашеского общежития в Таврике относилось к VIII-IX векам - периоду иконоборчества, когда православные епископы, священники и монахи были вынуждены спасаться на окраинах империи. Однако ни письменные источники этого периода, ни археологические данные не подтверждают этой версии.

Расцвет крымских монастырей гораздо уместней связать с так называемым «палеологовским ренессансом» XIV века. К этому периоду традиционные монашеские центры Малой Азии и Греции оказались под игом турок и латинян. Поэтому монахи могли переселяться в более спокойные области Северного Причерноморья.

Вслед за Инкерманским монастырем возникли такие крупные духовные центры, как Челтер, Шулдан, Качи-Кальон, Успенский монастырь и другие. Но кроме крупных монастырей, были десятки, если не сотни, малых лавр, в которых жило по нескольку отшельников, стремящихся узреть энергии Божии через исихию.

Пещерные монастыри создавались в местах, которые были священными для других народов, ранее населявших Крым. Румынский традиционалист Мирча Элиаде обратил внимание на существующий во многих религиях ритуал «освящения пространства», то есть использования культовых мест старой религии как священных мест религии, пришедшей ей на смену с предварительной ресакрализацией территории. В христианстве этот ритуал символически заключался в воздвижении креста. Таким образом, место считалось «обновленным», или «вновь освещенным Крестом» . Не случайно в пещерных обителях на стенах вырезаны многочисленные кресты.

Так, один из самых известных крымских монастырей Качи-Кальон был основан на месте древнего языческого капища . У входа в большой грот монастыря находилось, по словам местных жителей, священное чудодейственное дерево, а к западу от храма стоял большой камень, испещренный таинственными знаками, которому поклонялись вплоть до XIX столетия.

Большинство пещерных монастырей пришло в упадок после захвата Крыма турками. К моменту присоединения Крыма к России многие храмы перестали существовать (а после 1783 года вплоть до середины XIX века варварски разрушались). Исключение составил Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае, ставший резиденцией Готского митрополита с 1475 года. По преданию, этот монастырь был основан в IV веке и вплоть до присоединения Крыма к России поддерживал тесные связи с Трапезундским монастырем Сумелы. Согласно легенде, записанной в XVII веке Андреем Лязловым, основание монастыря было связано в народной памяти со счастливым избавлением окрестных поселений от змей, благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы.

Средневековых путешественников поражало сходство храмовых и монастырских комплексов Крыма со Святой землей. Горная Таврия, Святая земля, Александрия Египетская и древние коптские пустыни, как считали средневековые картографы, лежат на одном меридиане. Для средневековых отшельников Готия могла стать своеобразной проекцией Святой земли, утерянной в результате арабских завоеваний. Не случайно, согласно традиции, церковь в Крыму была основана раньше, чем в столице Византийской империи Константинополе, причем проповедь христианства в Крым шла напрямую из Иерусалима.

Была в Крыму и своя Святая София - уменьшенная копия главного храма Вселенского Православия Софии Константинопольской. Эта церковь была вырублена в скале в VI веке по пропорциям царьградской Софии и находилась недалеко от нынешней станции Инкерман. Высказывалось предположение, что она была главной церковью средневекового монастыря Святой Софии, Премудрости Божией. Святой Софии посвящались и другие многочисленные храмы, например, в Херсонесе или в Качи-Кальонском монастыре.

Согласно учению гностиков, представителей одного из направлений раннего христианства, Святая София - женская эманация Бога, играющая важную роль в искуплении и спасении. Ее образ восходит к языческому символу Луны и древним мистериям плодородия, которые были частью древних религий народов, населявших Крым. Несмотря на то что в официальных догматах церкви нет определения Софии, ей посвящались храмы, рисовались изображающие ее иконы, а трубадуры воспевали ее в своих романсах.

Но наибольшим почитанием на полуострове пользовался, конечно же, святой Феодор Гаврас - небесный покровитель правящей династии. До сих пор в Крыму сохранилось множество топонимов Ай-Тодор, что в переводе с греческого означает «Святой Феодор».

Городом Сан-Тодеро называлась столица феодоритов. Находящаяся под ней плодородная долина до сих пор называется Ай-Тодорской. В честь святого Феодора названа речка - приток реки Черной - и мыс на Южном берегу Крыма, где в Средние века находился монастырь, освященный во имя этого святого. Еще один монастырь с таким названием возвели близ Сюйреньской крепости на одноименном мысу. Культ этого святого удержался в Таврике и после разгрома Мангупского княжества. Перед переселением греков из Крыма 16 из 170 крымских церквей носили имя святого Феодора, хотя в это время их уже отождествляли с более известными в Греции святыми Феодором Тироном и Феодором Стратилатом. Оно и не удивительно - после захвата полуострова мусульманами почитание Феодора Гавраса могло быть только тайным.

Господа Феодоро всячески подчеркивали свое происхождение от святого - борца за православие с мусульманами. Имя святого Феодора должно было придавать легитимность правящей династии и освящать ее властные полномочия.

В храме Донаторов в бывшем селе Черкес-Кермен сохранились остатки фресковой росписи с изображением княжеской семьи и ее небесного покровителя.

Делалось несколько попыток реконструкции росписи с изображением ктиторской композиции. В своем изложении мы будем опираться на наиболее полное описание искусствоведа Ирины Волконской .

В первом аркосолевидном углублении северной стены храма (на рисунке справа) находилась фигура всадника с копьем. Остатки греческой надписи позволяют прочитать имя святого: «Святой Феодор» ([Θεόδω]ρος). Над изображением святого под самым потолком две сцены из жития, вероятно, этого же святого. В первой композиции относительно хорошо сохранился только лик царя. Можно понять, что царь сидит на троне, а святой Феодор, облаченный в красный плащ, свидетельствует ему о Христе. Вторая сцена, расположенная ближе к алтарю, это казнь Феодора. Палач, облаченный в короткую воинскую одежду, замахивается мечом, а святой Феодор на коленях молится Богу с простертыми руками. Лики обоих персонажей довольно хорошо сохранились, но фреска в целом сильно закопчена. Имеется надпись «Стратилат, усекаемый мечом» (Στρατ{η}λάτ[ης] ξιφειοεί[ς]).

Учитывая центральное место, которое занимает эта композиция в росписи храма, можно предположить, что храм был посвящен святому Феодору. Вероятно, то и был святой Феодор Гаврас Стратилат. Сцены исповедания веры и казни святого мученика вполне соотносятся с его житием. Хотя в Греции святой Феодор Гаврас традиционно изображался в виде пешего воина, в Крыму его культ мог смешаться с восходящим еще к античным временам культом героя-всадника, изображения которого можно найти на сарматских стелах, в римском храме Юпитера в Хараксе, на терракотовых изделиях Боспора, а позже уже в византийский период на поливной посуде Херсонеса. Вырубленная в стене ниша свидетельствует о том, что фреска могла быть впоследствии заменена иконой.


Далее на запад изображены восемь фигур, пять из них представляют собой членов ктиторской семьи, а три - небесных покровителей. Слева от всадника видны две ноги в высоких красных сапогах, причем фигура стояла, обратившись лицом к алтарю и к всаднику. К сожалению, само изображение стоящего отсутствует, так как, очевидно, было варварски выбито, о чем свидетельствует прямоугольное отверстие в стене, находящееся прямо над изображением ног.


В западной аркасолии изображения двух пеших воинов со щитами. Читаются надписи «Святой Георгий» и «Святой Дмитрий».

Между воинами расположена фигура примерно в половину их высоты. Различимы фрагменты мехового оплечья и белого плаща. Руки человека сложены крестообразно на груди. В процессе выполнения кальки-реконструкции стало ясно видно, что над головой фигуры нимб отсутствовал, так как в этом месте сохранилось несколько фрагментов фона. Отсутствие нимба говорит нам о ктиторском значении композиции.

«Северная стена храма плавно переходит в западную. Здесь написаны две фигуры ктиторов или донаторов, по которым храм собственно и получил свое название. Ближе к востоку, под «парусом», образованным аркосолевидными арками, расположена женская фигура с вытянутой в молитвенном жесте правой рукой. На голове ее можно различить высокий остроконечный головной убор цвета охры. Сохранилась только средняя часть фигуры и нижняя часть лика. Видно левое ухо с золотистой серьгой.

Далее к западу фигура мужчины подобной же сохранности. Рука его также вытянута в молитвенном жесте в сторону алтаря, на голове можно разглядеть часть изображения шапки с пушистым меховым отворотом. Шапка и одежда мужчины красно-коричневого цвета. Между фигурами надпись «упокоился». На западной стене в центре изображен мученик в красном плаще. Сохранились фрагменты одежд и лика. Типологически лик напоминает Христа. Слева находится монахиня с простертыми в молитвенном жесте руками. Ладонь левой руки не сохранилась. Монахиня одета в синий подрясник, оливковую мантию и бордово-коричневый апостольник».

Репников отмечал, что «стиль росписи храма высокого мастерства столичного художника». Ирина Волконская полагает, что «роспись храма Донаторов является, безусловно, примером живописи палеологовской эпохи, вдохновленным столичными источниками. Свободная компоновка (фигура диакона, трон Богоматери), динамика жестов (св. Николай) напоминают фрески южного придела храма монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе 1316-1321 гг.».

Последнее наблюдение позволяет датировать роспись периодом середины XIV века. Как знать, может, один из изображенных в храме ктитиров и есть известный только по агиографическому источнику правитель византийской Таврики по имени Феодор.

Однако продолжим наше путешествие по владениям «господ Феодора». Белокаменные здания древнего Херсона в XV веке уже лежали в руинах. В 1299 году город был разрушен ордами Ногая, а позднее, не выдержав конкуренции со стороны итальянцев в причерноморской торговле, пришел в полный упадок. Жители покидали город, а после войны между Эдигеем и Тохтамышем в конце XIV века он совсем обезлюдел. Генуэзцы даже хотели разобрать его стены, чтобы ими не воспользовались татары. Только несколько рыбачьих хижин ютятся на берегу бухты, да пастухи загоняют в дворцы и храмы города свой скот.

«Этот город уже не только много лет, но много веков стоит пуст и необитаем и представляет одни развалины и опустошение. Еще и теперь видны стены и башни, сохранившиеся от разрушения, в постройке которых видно удивительное искусство и роскошь. Царский дворец виден в той же части истма, с огромными стенами, башнями и великолепными воротами. Но прекрасные колонны из мрамора и серпентина, которых места и теперь еще внутри видны, и огромные камни были взяты турками и перевезены через море, для их собственных домов и публичных зданий. От того город пришел еще в большее разрушение; не видно даже и следов ни храмов, ни зданий. Домы города лежат во прахе и сравнены с землею. Большой греческий монастырь остался в городе; стены храма еще стоят, но без кровли; а все украшения этого здания, которые там были, разрушены и разграблены» .

Напротив Херсонеса - на Северной стороне Севастополя - находился еще один укрепленный пункт. Эвлия Челеби в 1666 году застал там одни развалины. Но не исключено, что во времена государства Феодоро там еще находилось поселение.

«Замок тот возвышается над берегом большой бухты, в которой помещается десять тысяч кораблей, подобно порту Суда около замка Кандии на острове Крит. Этот замок Саркерман стоит на полуострове, окруженном с обеих сторон заливами... Те города Салония и Саркерман находятся один против другого, но так как разделяют их вышеописанные заливы, то из одного города в другой перевозят людей на сорока тысячах лодок» .

Местоположение этого населенного пункта не известно современной исторической науке. Вероятно, это не единственная «потерянная» в результате индустриальной застройки средневековая крепость на территории современного Севастополя. Тот же Эвлия Челеби, совершив поездку по берегам Севастопольских бухт, видел «возвышающиеся над ними разрушенные и опустошенные замки и башни, где наблюдал разнообразные, прелюбопытные и необычные вещи» .

В Килен-балке находится торговый порт Авлита - гордость правителей Феодоро. Здесь разгружаются суда из Малой Азии, Закавказья, Средиземноморья. Здесь же находятся судостроительные верфи, где по приказу князя и с согласия татарского хана строят феодоритский флот, который скоро ни в чем не будет уступать генуэзскому.

Над портом возвышается построенная для его защиты крепость Каламита. Шесть грозных башен, вырубленный в скале ров и мощный гарнизон из лучших феодоритских воинов служат надежной защитой порту.

«На этой обрывистой, красноватой скале стоит мощный замок овальной формы. Имеет он только в стороне восточной стену длиной пятьсот шагов, толстую, высокую и крепкую, как стены Шеддада, и шесть башен. У подножия стен лежит огромный, вырубленный в твердой скале ров глубиной почти троекратно большей, чем рост человека, чрезвычайно широкий... С северной стороны стоит там большая башня, а на ее всегда закрытых воротах железных надпись виднеется. Над воротами этими возвышается маленький храм. Сзади же ворот стоит злосчастный и проклятый дом заседаний совета королей гяурских» .

А дальше на юге, словно зловещая опухоль, генуэзская крепость Чембало, построенная на месте древнего византийского поселения Палакион. Зорко следят консулы Чембало за тем, что происходит в Херсоне, Сар-Кермане и Каламите, заигрывают с местными архонтами, стремясь деньгами и посулами поссорить их с владыками Феодоро, дают кредиты местным общинам, стремясь затянуть на их шее долговую удавку и прибрать к рукам прибрежные земли.

За Чембало по побережью снова земли феодоритов. На мысе Айя в крепости Кокия-Исар, окруженной с трех сторон неприступными скалами, а с четвертой - головокружительным обрывом с короткой и тесной полоской песчаного берега, живет местный архонт, данник господ Готии. За узкой ласпинской яйлой с тремя перевалами, скотопрогонными дорогами и пастушьими кошарами высится гора Святого Ильи. На ней - монастырь во имя этого святого, а у ног ее - Ласпи, большое село, где живут скотоводы и землепашцы. Ниже, в открытой к морю котловине, еще поселения земледельцев: Шабурла, Хаспио и четыре других.

На север от яйлы за Тавром - Главной грядой Крымских гор - плодородные горные долины с хорошими пастбищами и множеством поселений. Это родовые владения мангупских правителей, ядро княжества. Здесь ничто не угрожает власти «господ Феодоро».

По побережью от Ласпи тянется Готия - место постоянных стычек и противостояния с генуэзцами. Гордые архонты, обосновавшиеся в укрепленных замках на побережье, чувствуют себя почти независимыми владетелями. Сами строят монастыри, церкви, крепости, вступают в вооруженные конфликты с генуэзцами.

Кучук-Исар, Лимена-Кале, Палеокастрон, Учансу-Исар, крепость Святого Сергия, укрепленный монастырь Святого Феодора - всё это владения светских и духовных архонтов Готии. Объединившись, давно могли бы своими силами выгнать генуэзцев. Но споры и давняя вражда между греками позволяют генуэзцам держать свои консульства в прибрежных поселках и возводить все новые укрепления, играя на сепаратистских настроениях местных князей.

«На море, от Керсоны до устья Танаида, находятся высокие мысы, а между Керсоной и Солдаией существует сорок замков; почти каждый из них имел особый язык; среди них было много готов, язык которых немецкий» .

За монастырем Аю-Дага начинается княжество Кинсанус, а дальше в удобной котловине лежит древний Алустон, генуэзская Луста. Много крови было пролито за этот город - главный на южном побережье - «Параталасии». Установившееся равновесие не устраивает, пожалуй, никого. В цитадели Лусты с небольшим гарнизоном сидит генуэзский консул, проводит там фортификационные работы, уверяя, что готовит город к обороне от общего врага турок. Самой Лустой и княжеством Эллис правит местный черкесский князь - родственник и данник князей Феодоро, а на северной границе Эллиса мощная феодоритская крепость Фуна, входящая в «коронные» земли Гаврасов. На восток от Фуны еще несколько поселений - Мегапотамос, Сотера... Здесь восточная граница Феодоро, дальше начинаются земли генуэзского консульства Солдайи. Но и на них немало православных общин, которые с надеждой на скорое освобождение смотрят на владетелей Феодоро.

На север от Алушты через Чатыр-Даг, перевал Кебит-богаз, ведет оживленный торговый путь. Он пересекает Качинскую долину, по которой рассыпаны многочисленные поселения, а над долиной возвышается монастырь «Крестовый корабль» - Качи-Кальон. Есть здесь и крепости Бурун-Кая близ монастыря, Кермен-Кая на хребте Басман, Яманташ под Оксеком, Киппиа под горою Рока. Дальше на севере каменная громада Тепе-Кермена. Опустевший город служит границей между владениями феодоритов и Крымского ханства. Владетели его из рода Гиреев прочно обосновались в Кырк-Оре, бывшей крепости Святого Григория , древней столице «малых аланов», ближайших соседей Феодоро. Многие из них вынуждены были бежать на земли православного соседа после неудачной войны аланского князя с ханом Джанибеком, стоившей «народу аас» государственности. Владетели Феодоро были более осторожны: с татарами дружили, платили дань, ходили с ними в походы и ждали, когда можно будет сбросить татарское иго. И этот момент настал. Борьба за власть в Орде привела к обособлению Крымского бейлика со столицей в Кырк-Оре. Тамошнему хану позарез оказался нужен союзник на полуострове, и владетель Феодоро предложил ему свою помощь, ведь враги у них оказались общие - татары «Большой Орды» и генуэзские купцы.

Другая дорога в Великую степь ведет от «старой крепости» - Эски-Кермена - города в нескольких километрах от Мангупа. В прошлом этот город мужественных воинов и благочестивых монахов был главным византийским форпостом на севере. Ныне здесь лишь развалины да несколько пещерных церквей и монашеских лавр, окормляемых готским митрополитом. Рядом с ним «Девичья башня» - орлиное гнездо, которое свили себе под боком у господ Феодоро воинственные и непокорные черкесские князья.

«Недалеко от Майкопа, называемого турками Черкессигерменом, то есть новою Черкесскою крепостью, лежит древний город и крепость, но ни турки, ни татары, ни даже сами греки не знают его имени. Известно только, что он погиб во время греческих князей, о которых в этих местах рассказывают много дурного об их ужасных преступлениях против Бога и людей. На каменной горе, на которой расположен город, с удивительным искусством высечены в скале домы, которых следы еще явно видны, несмотря на то что место это совершенно поросло лесом. Храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, уже разрушился, но обломки его свидетельствуют о прежней славе и роскоши города» .

Входит во владения феодоритов и богатая Бельбекская долина с главным городом Скиварином - старинной готской твердыней, построенной в незапамятные времена. Близ города монастырь Святого Феодора Гавраса, а на вершинах двух соседних скал неприступные замки Сююрю-Кая и Сандык-Кая.

Еще дальше в Верховьях Бельбека взметнулась ввысь пятиглавая Бойка с главенствующим над ней храмом Спаса. Построенный из тяжелых глыб дикого камня на седловине между горой Сотира и хребтом Курушлюк, где рядом проходила дорога на Южнобережье, храм по своим размерам был самым большим в горах Таврики. О его богатстве и значимости свидетельствует не только архитектура, но и обнаруженная археологами при раскопках дорогая привозная посуда из Малой Азии и Херсонеса, резные надгробия, орнаментированные пифосы.

Полно загадок это монашеское царство, простирающееся по горам вплоть до хребта Басман. Всё здесь необычно: и таинственные пещеры, и старинные замки, построенные неведомыми народами в стародавние времена. Не чувствуется здесь власть мангупского князя. Хранит свои тайны «достопочтенная Пойка», но живущие на ней монахи-исихасты снабжают феодоритов литым железом и острыми клинками мечей.

Другое православное княжество раскинулось в Лакской котловине между Бельбекской и Качинской долинами под защитой крепости Керменчик, построенной у одноименного поселения. А вокруг поселения, куда только не посмотришь - на вершинах гор, у подножий холмов, возле родников, - видны купола храмов Святой Троицы, Успения Богородицы, Святых Косьмы и Дамиана, Феодора Стратилата, Ефимия, Иоанна Предтечи, Максима, Ильи, Луки, двух во имя Феодора Тирона.

Список цитируемой и упоминаемой литературы

Кеппен П.И. О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических // Крымский сборник. - Спб., 1837. - С. 237.

Книга путешествий Эвлии Челеби. Походы с татарами и путешествия по Крыму (1641-1667 гг.). - Симферополь: Таврия, 1996. - С. 90.

Рассказ о городе Феодоро, стихи Матфея, недостойного и ничтожного жреца // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - Вып X. - С. 583.

Мы с вами привыкли подходить к понятию «Крым » как к названию места, в котором можно отлично провести отпускные летние деньки, хорошо отдохнуть на морском берегу, совершив пару поездок к достопримечательностям, расположенным неподалеку. Но если подойти к вопросу глобально, взглянуть на полуостров с расстояния веков и знаний, то становится понятно, что Крым – уникальная историко-культурная территория, поражающая древностью и разнообразием природных и «рукотворных» ценностей. Многочисленные крымские памятники культуры отражают религию, культуру и исторические события разных эпох и народов. История полуострова – это сплетение Запада и Востока, история древних греков и золотоордынских монголов, история зарождения христианства, появления первых церквей и мечетей. Веками здесь жили, воевали друг с другом, заключали мирные и торговые договоры разные народы, возводились и разрушались поселки и города, появлялись и исчезали цивилизации. Вдыхая крымский воздух, кроме пресловутых фитонцидов можно почувствовать в нем привкус легенд о жизни амазонок, олимпийских богов, тавров, киммерийцев, греков

Природные условия Крыма и географическое местоположение, благоприятные для жизни, способствовали тому, что полуостров стал колыбелью человечества . Первобытные люди-неандертальцы появились здесь 150 тысяч лет назад, привлеченные теплым климатом и обилием животных, являвшихся их основной пищевой базой. Почти в каждом крымском музее можно встретить археологические находки из гротов и пещер , служивших естественными убежищами первобытному человеку. Самые известные стоянки первобытного человека:

  • Киик-Коба (Белогорский район );
  • Староселье (Бахчисарай);
  • Чокурчо (Симферополь);
  • Волчий грот (Симферополь);
  • Ак-Кая (Белогорск).
Около 50 тысяч лет назад на Крымском полуострове появился предок современных людей – человек кроманьонского типа. Открыты три стоянки этой эпохи: Сюрень (около села Танковое), Аджи-Коба (склон Караби-Яйлы) и Качинский навес (около села Предущельное, Бахчисарайский район) .

Киммерийцы

Если до первого тысячелетия до нашей эры исторические данные лишь приоткрывают завесу с разных периодов развития человека, то сведения о более позднем времени позволяют говорить уже о конкретных культурах и племенах Крыма . В V веке до нашей эры крымские берега посетил Геродот, древнегреческий историк. В своих трудах он описал местные земли и народы, на них обитающие. Считается, что в числе первых народов, живших в степной части полуострова в XV-VII веках до нашей эры, были киммерийцы . Их воинственные племена были прогнаны из Крыма в IV - III веках до нашей эры не менее агрессивными скифами и затерялись в необъятных просторах степей Азии. О них напоминают только древние названия:

  • Киммерийские стены;
  • Киммерик.

Тавры

Горный и предгорный Крым в те времена населяли племена тавров , далеких потомков кизил-кобинской археологической культуры. В описаниях древних авторов тавры выглядят кровожадными и жестокими. Будучи умелыми моряками, они промышляли пиратством, грабя проходившие вдоль берега корабли. Пленников сбрасывали в море с высокого утеса с храма, принося в жертву богине Деве . Опровергая эту информацию, современные ученые установили, что тавры занимались охотой, сбором моллюсков, рыболовством, земледелием и разводили скот. Жили они в хижинах или пещерах, но для защиты от внешних врагов строили укрепленные убежища. Таврские укрепления обнаружены на горах: Кошка, Уч-Баш, Кастель, Аю-Даг , на мысе Ай-Тодор .

Еще одни следы тавров – многочисленные захоронения в дольменах – каменных ящиках, состоящих из четырех поставленных на ребро плоских плит и накрытых сверху пятой. Одна из нерешенных загадок о таврах – местонахождение утеса с храмом Девы.

Скифы

В VII веке до нашей эры в степную часть Крыма пришли скифские племена. В IV веке до нашей эры сарматы оттесняют скифов на нижний Днепр и Крым. На рубеже IV-III веков до нашей эры на этой территории образовалось скифское государство, столицей которого являлся Неаполь Скифский (на его месте находится современный Симферополь).

Греки

В VII веке до нашей эры на крымские берега потянулись вереницы греческих колонистов. Выбирая удобные для проживания и мореплавания места, греки основывали на них города-государства – «полисы»:

  • Феодосия ;
  • Пантикапей-Боспор (Керчь);
  • (Севастополь);
  • Мирмекий;
  • Нимфей;
  • Тиритака.

Появление и расширение греческих колоний послужило серьезным толчком для развития Северного Причерноморья: усилились политические, культурные и торговые связи между местным населением и греками. Коренные жители Крыма научились возделывать землю более совершенными способами, начали разводить маслины и виноград. Огромным оказалось влияние греческой культуры на духовный мир скифов, тавров, сарматов и других племен, которые с ней соприкоснулись. Однако взаимоотношения между соседствующими народами складывались непросто: мирные периоды сменялись годами войн. Поэтому все греческие полисы были защищены крепкими каменными стенами.

IV в. до нашей эры стал временем основания нескольких поселений на западе полуострова. Крупнейшие из них - Калос-Лимен (Черноморское) и Керкинитида (Евпатория). В конце V века до нашей эры выходцы из греческой Гераклеи основали полис Херсонес (современный Севастополь). Спустя сто лет Херсонес стал независимым от греческой метрополии городом-государством и крупнейшим полисом Северного Причерноморья. В период расцвета это был мощный город-порт, окруженный крепостными стенами культурный, ремесленный и торговый центр юго-западной части Крыма.

Около 480 года до нашей эры независимые греческие города объединились, образовав Боспорское царство , столицей которого стал город Пантикапей . Немного позже к царству присоединилась Феодосия .

В IV веке до нашей эры до нашей эры скифский царь Атей объединил скифские племена в сильное государство, владевшего территорией от Днестра и Южного Буга до Дона. С конца IV века до нашей эры и особенно в III веке до нашей эры скифы и тавры, находившиеся под их влиянием, оказывали на полисы сильное военное давление. В III веке до нашей эры на полуострове появляются скифские селения, укрепления и города, в том числе и столица царства – Неаполь Скифский . В конце II века до нашей эры осажденный скифами Херсонес обратился за помощью к Понтийскому царству (располагавшегося на южном берегу Черного моря). Войска Понты сняли осаду, но одновременно захватили Феодосию и Пантикапей, после чего и Боспор, и Херсонес оказались в составе Понтийского царства.

Римляне, гунны, Византия

С середины I века до начала IV века нашей эры все Причерноморье (и Крым-Таврика в том числе) входило в сферу интересов Римской империи. Оплотом римлян на Таврике стал Херсонес . В I веке на мысе Ай-Тодор римские легионеры построили крепость Харакс и связали ее дорогами с Херсонесом , в котором располагался гарнизон. Римская эскадра размещалась в Херсонесской гавани.

В 370 году на крымские земли пришли полчища гуннов. Они стерли с лица земли боспорское царство и скифское государство, разрушили Херсонес, Пантикапей и Неаполь Скифский. После Крыма гунны отправились в Европу, неся погибель великой Римской империи. В IV веке Римская империя разделилась на Западную и Восточную (Византийскую ). Южная часть Таврики вошла в сферу интересов Восточной империи. Главной базой византийцев в Крыму стал Херсонес, который стал именоваться Херсоном . Этот период стал временем проникновения на полуостров христианства. По церковному преданию, первым его вестником стал Андрей Первозванный. Третий епископ Рима Климент, сосланный в 94 году в Херсон, также активно проповедовал христианскую веру. В VIII веке в Византии появилось движение иконоборчества: уничтожались все изображения святых – на иконах, в храмовых росписях. Монахи спасались от преследований на окраинах империи, в том числе и в Крыму. В горах полуострова они основали пещерные монастыри и храмы:

  • Качи-Кальон;
  • Челтер;
  • Успенский;
  • Шулдан.

В конце VI века на полуостров хлынула новая волна захватчиков – хазар, предков караимов. Они заняли весь Крым , кроме Херсона. В 705 году Херсон признал хазарский протекторат и отделился от Византии. В ответ Византия отправила в 710 году карательный флот с небольшой армией на борту. Херсон пал, и византийцы обошлись с его жителями с небывалой жестокостью. Но едва имперские войска покинули город, как тот восстал: объединившись с хазарами и частью изменившего империи войска, Херсон захватил Константинополь и поставил во главе Византии своего императора.

Славяне, монголы, генуэзцы, княжество Феодоро

В IX веке в ход крымской истории активно вмешивается новая сила – славяне . Их появление на полуострове совпало с закатом хазарского государства, окончательно разгромленного в Х веке князем Святославом. В 988 – 989 годах Херсон захватил киевский князь Владимир. Здесь он принял христианскую веру.

В XIII веке на полуостров несколько раз вторгались татаро-монголы Золотой Орды, основательно разграбившие города. С середины XIII века они стали оседать на территории Таврики. В это время они захватили Солхат и превратили его в центр Крымского юрта Золотой Орды. Он получил название Къырым , унаследованное впоследствии полуостровом.

В эти же годы в горах Крыма появилось православное княжество Феодоро со столицей в Мангупе . Генуэзцы имели с княжеством Феодоро спорные вопросы по поводу принадлежности спорных территорий.

Турки

В начале 1475 года у Кафы появился флот Османской империи . Хорошо укрепленная Кафа выдержала осаду всего три дня, после чего сдалась на милость победителя. К концу года турки захватили все прибрежные крепости: владычество генуэзцев в Крыму закончилось. Мангуп продержался дольше всех и сдался туркам только после полугодовой осады. Захватчики жестоко обошлись с плененными феодорийцами: город разорили, большую часть жителей убили, а оставшихся в живых увели в рабство.

Крымский хан стал вассалом Османской империи и проводником захватнической политики Турции по отношению к Руси. Набеги на южные земли Украины, Польши, Литвы и Руси стали постоянными. Русь стремилась защитить свои южные рубежи и обрести выход к Черному морю. Поэтому она многократно воевала с Турцией. Война 1768 – 1774 годов стала для турок неудачной. В 1774 году между Османской империей и Россией был заключен Кучук-Кайнарджийский договор о мире, принесший независимость Крымскому ханству. Россия получила в Крыму крепости Кин-бурн, Азов и город Керчь вместе с крепостью Ени-Кале . Кроме этого, теперь российские торговые суда получили свободный доступ к плаванию по Черному морю.

Россия

В 1783 году Крым был окончательно присоединен к России. Большинство мусульман покинуло полуостров и перебралось в Турцию. Край пришел в запустение. Князь Г. Потемкин , губернатор Тавриды , стал переселять сюда отставных солдат и крепостных из соседних районов. Так на полуострове появились первые деревни с русскими названиями – Изюмовка, Мазанка, Чистенькое … Этот ход князя оказался верным: экономика Крыма начала развиваться, возродилось сельское хозяйство. В отличной естественной гавани был заложен город Севастополь – база черноморского флота России. Около Ак-Мечети, небольшого городка, строился Симферополь – будущая «столица» Таврической губернии.

В 1787 году Крым посетила императрица Екатерина II с большой свитой высокопоставленных лиц иностранных государств. Она останавливалась в специально построенных для этого случая путевых дворцах.

Восточная война

В 1854 – 1855 годах Крым стал ареной еще одной войны, получившей название Восточной. Осенью 1854 года Севастополь осадила соединенная армия Франции, Англии и Турции . Под руководством вице-адмиралов П.С. Нахимова и В.А. Корнилова оборона города продолжалась 349 дней. В конце концов город был разрушен до основания, но при этом прославлен на весь мир. Россия проиграла эту войну: в 1856 году в Париже был подписан договор, запрещавший иметь военные флоты на Черном море и Турции, и России.

Здравница России

В середине XIX века врач Боткин порекомендовал царской семье приобрести имение Ливадию , как место, обладающее исключительно полезным для здоровья климатом. Это стало началом новой, курортной эпохи в Крыму. По всему побережью строились виллы, усадьбы, дворцы, принадлежавшие царской семье, богатым помещикам и промышленникам, придворной знати. За несколько лет деревушка Ялта превратилась в популярный аристократический курорт. Железные дороги, связавшие между собой крупнейшие города края, еще больше ускорили его превращение в курортно-дачную здравницу империи.

В начале ХХ века полуостров относился к Таврической губернии и представлял собой в хозяйственно-экономическом отношении аграрный край с несколькими промышленными городами. В основном это были Симферополь и портовые Керчь, Севастополь и Феодосия .

Советская власть утвердилась в Крыму только осенью 1920 года, после того, как с полуострова были изгнаны немецкая армия и войска Деникина . Спустя год была образована Крымская Автономная Социалистическая Республика. Дворцы, дачи и виллы были отданы под народные санатории, где лечились и отдыхали колхозники и рабочие со всех уголков молодого государства.

Великая отечественная война

В годы второй мировой войны полуостров мужественно боролся с врагом. Севастополь повторил свой подвиг, сдавшись после 250-дневной осады. Страницы героической летописи тех лет пестрят такими названиями, как «Огненная земля Эльтигена», «Керченско-Феодосийская операция», «Подвиг партизан и подпольщиков» … За проявленные мужество и стойкость Керчи и Севастополю присвоены звания городов-героев.

Февраль 1945 года собрал в Крыму глав стран-союзниц – США, Великобритании и СССР – на Крымской (Ялтинской) конференции в Ливадийском дворце . В ходе этой конференции были приняты решения о завершении войны и установлении послевоенного мирового порядка.

Годы послевоенные

Крым был освобожден от оккупантов в начале 1944 года, и сразу же началось восстановление полуострова – промышленных предприятий, домов отдыха, санаториев, объектов сельского хозяйства, деревень и городов. Черной страницей в истории полуострова того времени стало изгнание с его территории греков, татар и армян. В феврале 1954 года указом Н.С. Хрущева Крымская область была передана Украине. Сегодня многие считают, что это был царский подарок…

За 60-80-е годы прошлого века рост крымского сельского хозяйства, промышленности и туризма достиг апогея. Крым получил полуофициальное звание всесоюзной здравницы: в его курортно-оздоровительных учреждениях ежегодно отдыхали 9 миллионов человек.

В 1991 году во время путча в Москве состоялся арест Генерального Секретаря СССР М.С. Горбачева на государственной даче в Форосе. После развала Советского Союза Крым стал Автономной Республикой , вошедшей в состав Украины. Весной 2014 года после проведения общекрымского референдума полуостров Крым вышел из состава Украины и стал одним из субъектов Российской Федерации. Началась новейшая история Крыма .

Мы же знаем Крым как республику отдыха, солнца, моря и веселья. Приезжайте на крымскую землю – давайте писать историю этой нашей курортной республики вместе!

Древнейшими обитателями Крыма, известными нам по ассирийским и античным источникам, были киммерийцы (XII в. до н. э.). В середине VII в. до н. э. часть киммерийцев была оттеснена скифами из степной полосы в предгорье и горы Крыма, где они образовали компактные поселения.

Руины мертвого города Эски-Кермен

Здесь же, в предгорном и горном Крыму, а также на Южном берегу, обитали тавры. От тавров и происходит древнее название горной и прибрежной части Крыма - Таврия, Таврида. До наших дней сохранились остатки укрепленных убежищ и жилых построек тавров, их кромлехи - кольцеобразные ограды из вертикально поставленных камней - и таврские гробницы - «каменные ящики».Новый период истории Таврики начинается с захвата Крыма скифами. Этот период характеризуется качественными изменениями в составе самого населения. Данные археологии показывают, что после этого основу населения северо-западного Крыма составляли народности, пришедшие из Приднепровья.

Вход в действующий монастырь Челтер-Мармара

В VI - V вв. до н. э., когда в степях хозяйничали скифы, на побережье Крыма основали свои торговые колонии выходцы из Эллады. Памятью о себе они оставили названия важнейших городов древности. Так, Пантикапей, или Боспор (современнаяКерчь), и Кафа (Феодосия) были построены колонистами из древнегреческого города Милета (Херсонес), расположенный в пределах нынешнего Севастополя.

Севастополь, Херсонес, Базилика VI - X в.в.

В первой половине V в. до н. э. на берегах Черного моря возникают два самостоятельных греческих государства. Одно из них - демократическая рабовладельческая республика Херсонес (полуостров) Таврический, в состав которого входили земли западного Крыма. Херсонес укрывается за мощными каменными стенами. Он был основан на месте таврского поселения греками из Гераклеи Понтийской. Другое - Боспорское автократическое государство, столицей которого стал Пантикапей («путь рыбы»). Акрополь этого города находился на горе Митридат, а неподалеку археологи раскопали знаменитые курганы Мелек-Чесменский и Царский. Внутри этих курганов обнаружены каменные склепы - уникальные памятники боспорской архитектуры.

Монастырь дервишей в Евпатории

Греческие колонисты привезли на берега Киммерии-Таврики свое искусство строить корабли, выращивать виноград, оливковые деревья и другие культуры, воздвигать прекрасные храмы, театры, стадионы. В Крыму возникают сотни греческих поселений - полисов. Античные греки создают великие историко-литературные памятники о Крыме.К концу III в. до н. э. держава скифов значительно сократилась под натиском сарматов. Скифы были вынуждены перенести свою столицу на реку Салгир (вблизи Симферополя), где возник Неаполь Скифский, он же Неаполис (название греческое).Скифское государство в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами, которые появились здесь (по преданию), из Скандинавии примерно в начале III в. Пребывание в крымских степях готов продолжалось сравнительно недолго. Под мощным натиском гуннов в IV в. н.э. они были вынуждены уйти в гористые места Крыма, где постепенно смешались с потомками тавро-скифов. К историческим памятникам того периода относятся так называемые пещерные города, расположенные в Бахчисарайском районе и в зоне Севастополя.

Многоуровневые пещеры Тепе-Кермен

Таким образом, население Крыма представляло собой сложный этнический состав, в который входили потомки киммерийцев, тавров, скифов, греков, сарматов, аланов, готов.Во второй половине IV в., началось вторжение азиатских варваров - гуннов. Около 370 г. гунны разгромили города Боспорского государства и, перейдя по льду Керченский пролив, напали на Пантикапей.Начиная с IV в. в степной полосе Крыма преобладающее положение заняли тюркоязычные племена. Смешение тюрков и угров с прежним населением полуострова привело к образованию новых народов и новых этнических объединений. Возникла новая этнографическая карта Крыма.После распада Римской империи (VI в.) Крым попадает в сферу влияния Византии. Византийский император Юстиниан I (527-565), стремясь упрочить свои позиции в Тавриде и оградить византийские владения на побережье от степняков-кочевников, превращает Херсонес в мощную крепость, на южном берегу Крыма сооружает новые крепости - Алусту (Алушта) и Горзувиты (Гурзуф). На подступах к Херсонесу через горный Крым он воздвигает мощные укрепления: Сюрень, Эски-Кермен, Мангуп, Инкерман, Чуфут-Кале и другие.

Пещеры города караимов Чуфут-Кале

Во второй половине IX в., после ослабления Хазарского каганата, в Крым проникают угры - мадьяры. В конце VIII - начале IX вв., пос1ле возникновения государства Киевская Русь, киевские князья, преследуя политические цели, которые были связаны с торговлей, организуют походы в Крым, на южное побережье. Славянская колонизация достигает Керченского пролива.Христианство известно в Крыму сразу же после его возникновения в Киевской Руси. В 988 г. (по другим источникам - в 989 г.) князьКиевской Руси Владимир, заняв Корсунь, принял здесь официальное крещение (оглашение) и отныне стал принудительно вводить христианство на Руси. Однако киевские князья, направляя силы и энергию на объединение славянских земель Приднепровья и борьбу с кочевниками, постепенно утратили позиции в Таврике. Если при Владимире Красное Солнышко Крым, по словам Карла Маркса, принадлежал Руси, то в XII в. большая часть полуострова стала половецкой (кыпчаковской). Имя кыпчаков еще в XIX в. носили 23 крымские деревни. Название горы Аю-Даг (Медведь-гора) многие исследователи возводят к половцам. Оттуда же - знаменитый Артек (от имени Артык или Артук - сына половецкого хана).

Средневековая генуэзская крепость в Судаке

Впервые монголо-татары проникли в Крым в 1223 г. Они разрушили Судак, который в то время был самым богатым из торговых центров Крыма. Положение покоренных народов полуострова стало чрезвычайно тяжелым. Золотоордынские завоеватели обложили их непомерно тяжелой данью - ясаком, вывозили рабов и продавали в другие страны.После завоевания монголами Таврии в первой половине XIII в. они в ряде мест вошли незначительным слоем в состав правящей феодальной элиты Крыма. В блистательном и многоязычном Солхате (Старый Крым) была построена мечеть, и к середине века Солхат стал политическим центром и средоточением восточной культуры на полуострове. Здесь находилась ставка наместника золотоордынского хана, отсюда шло распространение мусульманства среди татар в Крыму. После распада Золотой Орды остатки татаро-монголов в Крыму подверглись влиянию тюркской речи и были тюркизированы. Тогда Мангуп был столицей самого крупного государства средневековой Таврики - княжества Феодоро.

Бахчисарай. Гарем ханского дворца

Мангуп был одной из самых крупных крепостей средневекового Крыма (90 га) и при необходимости принимал под защиту значительные массы населения. В июле 1475 г. Мангуп был осажден турками-османами. Ворвавшись в город, турки истребили почти всех жителей, разграбили и сожгли Мангуп. На землях княжества был образован турецкий кадылык (округ). Мангуп был расположен на вершине одноименной горы в Бахчисарайском районе. Кроме цитадели на городище сохранились боевые пещерные казематы, остатки мощных оборонительных стен и башен, княжеского дворца, жилых усадеб, большого храма. Это грандиозный памятник.Захватив в XV в. Таврику, турки с помощью итальянских специалистов создали на Перекопе мощную крепость Ор-Капу. С этого времени у Перекопского вала появилось второе имя - Турецкий. С конца XV в. турки и татары в Крыму постепенно переходят от кочевых форм хозяйства к оседлому земледелию.Основным занятием крымских татар (так их стали называть гораздо позже) на юге было садоводство, виноградарство, табаководство. В степных районах Крыма у них было особенно развито животноводство, прежде всего разведение овец и коней, кожевенное производство.В средние века, расположенный на перекрестке важнейших торговых путей, Крым играл видную роль в международной торговле. Товары шли в Украину, Россию, Польшу, Константинополь, Сирию, Иран, на Кавказ, в Хорезм.До присоединения Крыма к России вся торговая и другая экономическая жизнь полуострова сосредотачивалась на восточном побережье вокруг сначала генуэзской, а после захвата Крыма турками - османской Кафы. Тогда Кафа была центром турецких владений на северном берегу Черного моря.С 1575 по 1637 гг. запорожские и донские казаки совершили около 20 походов по Черному и Азовскому морям. В 1628 г. 4-тысячное казацкое войско под предводительством гетмана Дорошенко прорвалось в Крым. В 1630 г. казаками был разгромлен Карасубазар (Белогорск), а в 1637 г. донские казаки при участии запорожцев захватили турецкую крепость Азов.

Воронцовский дворец

После присоединения Екатериной II Крыма к России (в апреле 1783 г.) он стал не только большим портом для международной торговли, но и основным местом отдыха высшей русской знати. На полуострове началось строительство новых городов - Симферополя и Севастополя. В Крым приезжали на отдых и проживали здесь высшие чины и титулы государства Российского: Потемкин, Воронцов, Юсупов, Александр III и многие другие.Все мы знаем великолепие Ливадийского, Воронцовского, Массандровского и десятков других дворцов и храмов, построенных ими. Присоединение Крыма к России в 1783 г. не означает, что только с этого времени здесь появилась русская культура. В Тавриде еще со времен господства Дешт-и-Кыпчаковской (Большой) орды (XII в.) проживали русские торговые люди и ремесленники. В Москве в XII - XIII вв. они торговали привезенными из Крыма и через Крым из других земель товарами на рынках в так называемых «Сурожских рядах». Возвращался через Крым в Россию и останавливался у земляков в Кафе в 1472 г. тверской купец Афанасий Никитин, автор повести «Хождение за три моря». Ряд столетий Черное море арабскими историками и географами именуется «Русским морем», а Керченский пролив - «Устьем русской реки».

Этапы истории

С XII в. до н. э. степной Крым населяли киммерийцы.
В середине VII в. до н. э. киммерийцы частично переместились в предгорья и горы, а частично изгнаны из Крыма скифами.
VIII—VII вв. до н. э. — Проникновение в Крым греческих колонистов
V в. до н. э. — греческие города в восточном Крыму объединяются в Боспорское царство.
422 год до н. э. — греками основан Херсонес Таврический.
III—II вв. до н. э. — Центр скифского государства перемещается из Приднепровья в Крым.
II век до н. э. — скифы во главе со Скилуром и его сыном Палаком вступают в борьбу с греческими городами за приморские гавани. На стороне греков — царь Понта Митридат VI Евпатор, пославший в Крым войска под руководством Диофанта. Армия Диофанта разгромила скифское государство и включила греческие города в состав Понта.
107 до н. э. — Восстание скифа Савмака, подавленное Митридатом, который утвердил своё временное господство на Боспоре и в Херсонесе.
63 год до н. э. — Понт завоёван Римской империей, крымские города переходят под контроль римлян. Начало господство Римской империи в Крыму.
I век н. э. — вторжение сарматов в степной Крым.
Вторая половина II века — борьба Боспорского царства с остатками крымских скифов. Скифы терпят поражение, их земли разделены между Боспором, Римом и сарматами.
До 40-х гг. III в. — Расцвет торговли.
Середина III в. — нашествие готов. Они захватывают прежние владения римлян (кроме Херсонеса), сарматов и ставят под свой контроль Боспорское царство. Базируясь в городах Боспора готы начинают заниматься пиратством.
269—270 гг. — Римские войска отбрасывают варваров за Дунай. Пиратский флот гибнет у берегов Греции.
375 год — Нашествие гуннов, разгром ими Боспорского царства.
IV—V века — постепенное восстановление власти Римской (Византийской) империи над горной частью Крыма. Уцелевшие после нашествия гуннов готы принимают власть Византии.
Конец VI века — вторжение войск Тюркского каганта в восточный Крым и временный захват ими Боспора.
Конец VII века почти весь Крым захватывают хазары, кроме Херсонеса, оставшегося под властью Византии.
X век — после разгрома хазарского каганата русскими степной Крым переходит к печенегам.
XI век — степной Крым завоёван кыпчаками.
XIII век — ослабление власти Византии. Часть её владений переходит к генуэзцам, часть становится самостоятельным княжеством Готия (Феодоро).
1239 год — завоевание Крыма монгольским войском хана Бату. Степной Крым становится частью Золотой Орды.
XIV — сер. XV века — войны генуэзцев с княжеством Феодоро за земли южного берега Крыма.
1441 год — образование независимого Крымского Ханства.
1475 год — Османское войско под командованием Гедика Ахмеда паши завоёвывает генуэзские владения и княжество Феодоро. Крымское ханство попадает в вассальную зависимость от Османской империи.
1783 — Крым завоёван и включён в состав Российской империи.
1838 — начинается выпуск первой в Крыму газеты «Таврические губернские ведомости».
1853—1856 — Крымская война (Восточная война).
1917—1920 — Гражданская война. На территории Крыма несколько раз сменяют друг друга «белые» и «красные» правительства.
7 ноября — 17 ноября 1920 — Перекопско-Чонгарская операция РККА
18 октября 1921 — образована Автономная Крымская Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР.
1927 — Серия землетрясений.
август 1941 — депортация крымских немцев.
1941—1944 — оккупация Крыма немецко-фашистскими войсками.
1944 — 18 мая — депортация крымских татар.
1944 — 26 июня — депортация греков, армян и болгар из Крыма.
30 июня 1945 — ликвидация республики: Крымская АССР преобразована в Крымскую область.
1944-48 годы — массовое переименование городов и сёл Крыма. Переименовано более 90% населённых пунктов полуострова, исторические крымско-тататарские (а также греческие, немецкие и др.) названия заменены на русские.
29 октября 1948 - Севастополь стал городом республиканского подчинения в составе РСФСР (принадлежность или непринадлежность к Крымской области при этом законами не уточнялась)
19 февраля 1954 — по инициативе Н. С. Хрущёва Крымская область передана из состава РСФСР в состав УССР при праздновании 300-летия Переяславской Рады, «учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР».
Северная часть Арабатской стрелки передана из состава Крымской области в состав Херсонской области.
25 апреля 1968 — Совет Министров РСФСР изменяет послевоенный порядок финансирования Севастополя.
1989 — начало массового возвращения крымских татар в Крым.
12 февраля 1991 — по результатам всекрымского референдума (состоялся 20 января 1991) Крымская область преобразована в Крымскую АССР в составе УССР.
4 сентября 1991 — Верховный Совет Крымской АССР принял декларацию о государственном суверенитете Крымской АССР.
1 декабря 1991 — на референдуме 54% жителей Крыма поддержали независимость Украины.
26 февраля 1992 — решением Верховного Совета Крымская АССР переименована в Республику Крым.
5 мая 1992 — Верховный Совет республики Крым провозгласил государственную самостоятельность Крыма.
6 мая 1992 — принятие первой конституции республики Крым.
19 мая 1992 — Верховный Совет республики Крым приостановил действие своего решения о государственной самостоятельности Крыма.
25 сентября 1992 — под давлением центральной власти внесены существенные поправки в конституцию республики Крым.
14 октября 1993 — в Крыму введена должность Президента республики Крым.
30 января 1994 — во время второго тура президентских выборов победу одержал сторонник сближения с Россией Юрий Мешков.
20 мая 1994 — принятие конституции в редакции от 6 мая 1992.
7 сентября 1994 — в результате острого конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти Верховным Советом республики Крым существенно урезаны полномочия Президента республики Крым.
11 сентября 1994 — в ответ на действия Верховного Совета Юрий Мешков распускает крымский парламент и принимает всю полноту власти на себя.
октябрь 1994 — Верховный Совет республики Крым принимает поправки к конституции Крыма и обезвреживает конфликт.
17 марта 1995 — Верховный Совет Украины отменил конституцию Крыма и пост Президента республики Крым, таким образом Юрий Мешков был единственным президентом Крыма.
4 апреля 1996 — вступление в силу новой конституции Крыма.
23 декабря 1998 — вступление в силу ныне действующей конституции Крыма, смена официального названия на Автономная Республика Крым.
18 октября 2000 — постановлением Верховного Совета республики утверждён Гимн Автономной Республики Крым.
17 марта 2014 — воссоединение Крыма с Россией.

Благодатный климат, живописная и щедрая на дары природа Тавриды создают почти идеальные условия для существования человека. Люди издавна населяли эти земли, поэтому чрезвычайно интересна богатая на события, уходящая вглубь веков история Крыма. Кому и когда принадлежал полуостров? Давайте разберемся!

История Крыма с древнейших времен

Многочисленные исторические артефакты, найденные археологами здесь, позволяют утверждать, что предки современного человека начали обживать благодатные земли почти 100 тыс. лет назад. Об этом свидетельствует обнаруженная в стоянка , остатки палеолитической и мезолитической культур в и Мурзак-Коба.

В начале XII столетия до н. э. на п-ове появились племена индоевропейских кочевников киммерийцев, которых античные историки считали первым народом, пытавшимся создать в зачатки некоего подобия государственности.

На заре Бронзового века они были вытеснены из степных районов воинственными скифами, переместившись ближе к морскому побережью. Предгорные районы и южный берег тогда заселяли тавры, по некоторым данным, пришедшие с Кавказа, а на северо-западе уникального региона закрепились славянские племена, мигрировавшие из современного Приднестровья.

Античный расцвет в истории

Как свидетельствует история Крыма, в конце VII в. до н. э. его стали активно осваивать эллины. Выходцы из греческих городов создавали колонии, которые со временем начинали процветать. Плодородная земля дарила прекрасные урожаи ячменя и пшеницы, а наличие удобных гаваней способствовало развитию морской торговли. Активно развивались ремесла, совершенствовалось судоходство.

Портовые полисы росли и богатели, объединившись со временем в союз, ставший базисом для создания могущественного Боспорского царства со столицей в , или нынешней Керчи. Расцвет экономически развитого государства, обладавшего сильной армией и прекрасным флотом, относится к III-II вв. до н. э. Тогда был заключен важный союз с Афинами, половину потребности которых в хлебе обеспечивали боспорцы, в их царство входят земли черноморского побережья за Керченским проливом, расцветают Феодосия, Херсонес, . Но период благоденствия продолжался недолго. Неразумная политика ряда царей привела к истощению казны, сокращению военнослужащих.

Ситуацией воспользовались кочевники, начавшие разорять страну. сначала был вынужден войти в Понтийское царство, потом стал протекторатом Рима, а затем – и Византии. Последующие нашествия варваров, среди которых стоит выделить сарматов и готов, еще более ослабили его. Из ожерелья некогда великолепных поселений не разрушенными остались только , римские крепости в Судаке и Гурзуфе.

Кому принадлежал полуостров в Средневековье?

Из истории Крыма видно, что с IV по XII вв. своим присутствием тут отметились болгары и тюрки, венгры, печенеги и хазары. Русский князь Владимир, взяв приступом Херсонес, принимает здесь крещение в 988 г. Грозный властитель Великого княжества литовского Витаутас вторгается на Тавриду в 1397 г., завершив поход в . Часть земель входит в гос-во Феодоро, основанное готами. К середине XIII столетия степные районы контролируются Золотой Ордой. В следующем веке некоторые территории выкупаются генуэзцами, а остальные покоряются войскам хана Мамая.

Распад Золотой Орды ознаменовал создание тут в 1441 г. Крымского ханства,
самостоятельно просуществовавшего 36 лет. В 1475 г. сюда вторглись османы, которым хан присягнул на верность. Они изгнали генуэзцев из колоний, взяли приступом столицу государства Феодоро – город , истребив практических всех готов. Ханство с административным центром в называлось эялетом Кафа в Османской империи. Тогда окончательно формируется этнический состав населения. Татары переходят от кочевого образа жизни к оседлому. Начинает развиваться не только скотоводство, но и земледелие, садоводство, появляются небольшие плантации табака.

Османы, находящиеся на пике могущества, заканчивают расширение. Они переходят от прямых завоеваний к политике скрытой экспансии, также описанной в истории. Ханство становится аванпостом для проведения набегов на приграничные территории России и Речи Посполитой. Награбленные драгоценности исправно пополняют казну, а взятые в плен славяне продаются в рабство. С XIV по XVII вв. русские цари предпринимают несколько походов на Крым через Дикое поле. Однако ни один из них не приводит к усмирению неспокойного соседа.

Когда к крымской власти пришла Российская империя?

Важный этап в истории Крыма – . К началу XVIII в. он становится одной из главных стратегических ее целей. Обладание им позволит не только обезопасить сухопутную границу с юга и сделать внутренним. Полуострову уготована участь стать колыбелью Черноморского флота, который обеспечит выход к средиземноморским торговым путям.

Однако существенных успехов в достижении данной цели удалось достигнуть только в последней трети столетия – при царствовании Екатерины Великой. Армия под предводительством генерал-аншефа Долгорукова овладела Тавридой в 1771 г. Крымское ханство было объявлено независимым, а на его престол был возведен хан Гирей, являвшийся ставленником российской короны. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. подорвала могущество Турции. Сочетая военную силу с хитроумной дипломатией, Екатерина II добилась того, что в 1783 г. крымская знать присягнула ей на верность.

После этого инфраструктура и экономика края начинает развиваться впечатляющими темпами. Тут оседают отставные русские солдаты.
Сюда в массовом порядке приезжают греки, немцы и болгары. В 1784 г. закладывается военная крепость , которой суждено сыграть яркую роль в истории Крыма и России в целом. Повсюду прокладываются дороги. Активное разведение винограда способствует развитию виноделия. Южное побережье становится все более популярным в дворянской среде. превращается в курортный город. За сто лет население Крымского полуострова увеличивается почти в 10 раз, изменяется его этнический тип. В 1874 г. 45% крымчан являлись великороссами и малороссами, примерно 35% крымскими татарами.

Господство россиян на Черном море всерьез обеспокоило ряд европейских стран. Коалиция из дряхлеющей Османской империи, Великобритании, Австрии, Сардинии и Франции развязала . Ошибки командования, ставшие причиной поражения в битве на , отставание в техническом оснащении армии привели к тому, что несмотря на беспримерный героизм защитников, проявленный во время годичной осады, союзниками был взят Севастополь. После окончания конфликта город был возвращен в Россию в обмен на ряд уступок.

При Гражданской войне в Крыму произошло немало трагических событий, отразившихся в истории. С весны 1918 г. тут действовали германский и французский экспедиционные корпуса, которых поддержали татары. Марионеточное правительство Соломона Самойловича Крыма сменила военная власть Деникина и Врангеля. Только в войскам Красной Армии удалось взять под контроль полуостровной периметр. После этого начался так называемый Красный террор, в результате которого погибло от 20 до 120 тыс. человек.

В октябре 1921 г. было объявлено о создании из районов бывшей Таврической губернии Автономной Крымской Советской Социалистической республики в РСФСР, переименованной в 1946 г. в Крымскую область. Новая власть уделяла большое внимание ей. Политика индустриализации привела к появлению Камыш-Бурунского судоремонтного завода и , там же был построен Горно-обогатительный комбинат, а в – металлургический завод.

Дальнейшему оснащению помешала Великая Отечественная война.
Уже в августе 1941 г. отсюда депортировано около 60 тыс. этнических немцев, проживавших на постоянной основе, а в ноябре Крым оставлен силами РККА. На полуострове осталось лишь два очага сопротивления фашистам – Севастопольский укрепрайон и , но и они пали к осени 1942 г. После отступления советских войск тут начали активно действовать партизанские отряды. Оккупационные власти проводили политику геноцида по отношению к «неполноценным» расам. В результате этого к моменту освобождения от фашистов население Тавриды уменьшилось почти втрое.

Оккупанты были изгнаны отсюда . После этого вскрылись факты массового сотрудничества с фашистами крымских татар и представителей некоторых других национальных меньшинств. По решению правительства СССР более 183 тыс. лиц крымско-татарского происхождения, значительное количество болгар, греков и армян было насильственно депортировано в отдаленные регионы страны. В 1954 г. область включена в состав УССР по предложению Н.С. Хрущева.

Новейшая история Крыма и наши дни

После распада СССР в 1991 г. Крым остался в Украине, получив автономию с правом иметь собственную конституцию и президента. После длительных согласований основной закон республики был утвержден Верховной Радой. Первым президентом АРК в 1992 г. стал Юрий Мешков. Впоследствии отношения между официальным Киевом и обострились. Украинский парламент принял в 1995 г. решение об упразднении президентства на полуострове, а в 1998 г.
президент Кучма подписал Указ об утверждении новой Конституции АРК, с положениями которой были согласны далеко не все жители республики.

Внутренние противоречия, совпавшие по времени с серьезными политическими обострениями между Украиной и Российской Федерацией, в 2013 г. раскололи общество. Одна часть жителей Крыма выступала за возвращение в РФ, другая – за то, чтобы остаться в Украине. По этому поводу 16 марта 2014 г. был проведен референдум. Большинство крымчан, принявших участие в плебисците, отдали голоса за воссоединение с Россией.

Еще во времена СССР на Тавриде, считавшейся всесоюзной здравницей, было построено множество . вообще не имел аналогов в мире. Развитие региона как курорта продолжалось и в украинский период истории Крыма, и в российский. Несмотря на все межгосударственные противоречия, он по-прежнему остается излюбленным местом отдыха как для россиян, так и для украинцев. Край этот бесконечно прекрасен и готов радушно встретить гостей из любой страны мира! Предлагаем в заключение документальный фильм, приятного просмотра!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: