Лечение ран вакуумом. Работа с печатными текстами

Эффективность гидравлического разрыва (ГРП) во многом определяется полнотой исходной информации о пластах и скважине как на этапе подготовки разрыва, так и после выполнения ГРП.

В настоящее время наиболее широкое применение при сопровождении работ по ГРП находит геофизический метод термометрии [ 6 ]. Вместе с тем, существенное расширение получаемой информации, при тех же временных затратах, дает исследование скважин методом волнового акустического каротажа – ВАК. Этот метод позволяет получить комплексную информацию о пласте и техсостоянии скважины за один спуско-подъем прибора, а по составу информации он эквивалентен выполнению нескольких геофизических методов.

Упругие свойства пород, при воздействии на них неравномерного напряжения меняются достаточно своеобразно. Экспериментальные исследования, выполненные на образцах керна, показывают, что в зависимости от строения и состава пород можно наблюдать различные реакции пород на создаваемые напряжения.

На рис.6.1 показаны примеры поведения объемных деформаций образцов керна, казалось бы, наиболее «простых» коллекторов представленных песчаниками кварцевого состава, мелкозернистой структуры, хорошо отсортированных, но находящихся под воздействием неравномерных напряжений.

Результаты экспериментов показывают, что даже у таких «простых» коллекторов (внешне относительно однородные по структуре и составу породобразующих зерен) в одних образцах под воздействием неравномерных напряжений происходят процессы разуплотнения (рис.6.1, а) и при этом улучшаются их фильтрационные свойства, у других образцов свойства не меняются, а третьи – уплотняются и снижают проницаемость.

Подобный «неоднозначный» характер поведения пород обусловлен их упруго-деформационными свойствами, которые в свою очередь, при прочих равных условиях, определяются такими литологическими показателями как количество, вид и протяженность контактов между породообразующими зернами. В частности, имеется закономерность - чем больше в породах протяженных линейных и инкорпорационных контактов между зернами, тем ниже их ФЕС, выше их прочностные показатели и при неравномерных напряжениях они обычно уплотняются. Если же в породе они развиты слабо, а преобладают точечные и короткие линейные контакты, то подобные коллектора имеют низкие прочностные показатели и при воздействии неравномерных напряжений они, как правило, разуплотняются.

б
а
в
Рисунок 6.1 Характер поведения деформаций объема (e) кварцевых песчаников при неравномерных объемных напряжениях (s) По оси Y - e- объемные деформации, [%] По оси Х - s - неравномерные средние объемные напряжения [Мпа]

В связи с этим, при сопровождении работ по ГРП (или любом другом воздействии на призабойную зону пласта) предлагается двухкратное исследование ВАКом - до и после воздействия.

На основании первого замера ВАК (до ГРП) решаются следующие задачи:

§ оценка технического состояния скважины (качество цементирования, состояние колонны, степень гидродинамической связи пласта со скважиной в зоне перфорации);

§ оценка свойств коллекторов в интервале воздействия (нефтенасыщенность, интервалы со свободным газом, фильтрационно-емкостные свойства, тип коллектора, а также его упруго-деформационные параметры, необходимые при проектировании ГРП);

§ обоснование места посадки пакера, а при поинтервально-направленном ГРП – проектирование мест щелевой перфорации.

Данная информация позволяет спроектировать ГРП с учетом поставленной геологической задачи (воздействовать на целевые интервалы разреза), режимы проведения ГРП адаптировать к выявленным особенностям технического состояния скважины (зазоры за колонной, негерметичности колонны) и геологического разреза (наличие вблизи интервала воздействия пластов с аномальными свойствами – обычно водо- или газонасыщенных)

Второй замер ВАК (после ГРП) совместно с результатами первого дает следующую информацию:

§ оценка технического состояния скважины (качество цементирования, состояние колонны, степень Г/Д связи пласта со скважиной в зоне перфорации)

§ оценка изменения свойств коллекторов в интервале воздействия (высоты зон баровоздействия и собственно трещины ГРП с местом входа основного объема пропанта, степень нарушенности подстилающих и перекрывающих экранов; определение примерной ориентировки трещин)

§ оценка необходимости корректирующего воздействия (повторное ГРП, обработка трещины химическим реагентом и т.д.)

На рис.6.2 приведен пример геофизического планшета по скважине, где были выполнены замеры ВАК до и после ГРП. Совокупность всей информации полученной при сопровождении ГРП методом ВАК составляет «геофизический образ ГРП». В данной скважине по первому замеру ВАК была определена текущая нефтенасыщенность целевого пласта Бб2, а также было выявлено, что вышезалегающий пласт Бб1 насыщен водой с газом. Эта информация позволила выбрать оптимальное место для расположения пакера, чтобы предотвратить нарушение перемычки между пластами и прорыв газа в пласт Бб2.

Второй замер ВАК в этой скважине, выполненный после проведения ГРП, позволил подтвердить, что перемычка осталась ненарушенной. Также выделен общий интервал барического воздействия (пока еще не учитывающийся при проектировании ГРП), где породы изменили свои свойства, а также интервал основного входа проппанта в созданную трещину разрыва, где породы претерпели существенное изменение своих петрофизических и упруго-деформационных свойств и возникла интенсивная гидродинамическая связь между скважиной и продуктивным пластом.

Рисунок 6.2 Геофизический образ ГРП.

Применение стандартной акустической аппаратуры с монопольным излучателем, типа АКВ, пока не позволяет провести оценку ориентации естественных трещин или трещин ГРП по сторонам света. Однако, по характеру изменения упругих модулей, происходящих вследствие развития в породах напряжений от ГРП есть возможность оценить вид возникших в пласте деформаций. Направленность последних обусловлена характером текстурных преобразований протекающих в породах и, в частности, развитием техногенных микро- и макротрещин различной ориентировки. Как известно (Р.Э. Дамко 1987, А.Николя 1992 г. и др.) в зависимости от общего напряженного состояния и соотношений нормальных и касательных напряжений в горных породах получают развитие трещины субгоризонтальной, субвертикальной либо смешанной ориентировки.

Для этого предлагается использовать диаграмму деформаций пород и ориентировки трещин в зависимости от изменений объемной сжимаемости и модуля сдвига (рис. 6.3)

Рисунок 6.3 Диаграмма деформации пород при изменении

сдвиговых и объемных напряжений.

Таким образом, имея записи двух замеров ВАК можно рассчитать изменения упругих модулей, происходящие вследствие барического воздействия на пласт, оценить вид развивающихся в нем деформаций и преобладающую ориентировку техногенных трещин относительно оси скважины (рис. 6.3).

Кроме того, определяемый по данным ВАК параметр гидродинамической связи – Пгдс позволяет не только выявлять места связи пластов со скважиной (открытый ствол, перфорированный интервал), но и выполнять контроль мест и качество выполненных работ по перфорации. В качестве примера на рис. 6.4 приведены кривые Пгдс полученные по материалам ВАК, в скважинах после проведения гидропескоструйной перфорации (ГПП), в результате которой на основании теоретических расчетов и лабораторных исследований, за эксплуатационной колонной должны образовываться щели/каверны глубиной и высотой не менее 400 х 400 мм. На рисунках точками показаны планировавшиеся места ГПП, а справа от них кривые Пгдс. Из (рис. 6.4, а) видно, что зарезки щелей в скважине были выполнены точно по намечавшимся местам и высота щелей соответствует рассчитанной, а вот глубина их по мере перемещения вверх снижается почти в 2 раза. На (рис. 6.4 б) показано, что в данном случае, с одной стороны, при работе по ГПП была некачественно выполнена привязка перфоратора по глубине скважины – нижняя точка не совпадает с соответствующей ей отрицательной аномалией на кривой Пгдс, и с другой стороны – отмечено, что верхняя щель в скважине вообще не прорезана (экспертиза инструмента на поверхности отметила разрушение насадки перфоратора). Из этих примеров следует, что для качественного выполнения ГПП необходимо правильно подбирать насадку пескоструйного перфоратора соответственно используемому в работе абразивному материалу.

Рисунок 6.4 Контроль гидропескоструйной перфорации по кривой Пгдс.

Одним из новых методов, используемых в лечении ран является вакуумная терапия или VAC-терапия (Vacuum–assisted closure). Вакуумная терапия - высокоэффективный метод лечения ран, основанный на продолжительном локальном воздействии отрицательного давления на рану. Лечение ран отрицательным давлением - это инновационная методика, которая приводит к ускорению заживления ран и позволяет успешно лечить раны , которые невозможно вылечить другими методами.

Этот вид лечения имеет множество показаний и особенно эффективен при лечении острых и хронических ран.

Вакуум-терапия улучшает течение всех стадий раневого процесса: уменьшает локальный отек, способствует усилению местного кровообращения, снижает уровень микробной обсемененности раны, вызывает уменьшение раневой полости, приводя к ускорению заживления раны. Также VAC-терапия снижает выраженность раневой экссудации, способствуя поддержанию влажной раневой среды, необходимой для нормального заживления раны. Все эти эффекты способствуют увеличению интенсивности клеточной пролиферации, усиливают синтез в ране основного вещества соединительной ткани и протеинов. Используется отрицательное давление от 50 до 200 мм. рт. ст. Оптимальным считается уровень отрицательного давления в ране - 125 мм. рт.ст.

Вакуумная система в общем виде состоит из гидрофильной полиуретановой губки с размером пор от 400 до 2000 микрометров, прозрачного адгезивного покрытия, дренажной трубки и источника вакуума с емкостью для сбора жидкости (рис.1).

Рис.1 Принципиальная схема системы для VAC-терапии ран

В настоящее время научное обоснование получили следующие патогенетические механизмы воздействия пролонгированного отрицательного давления на рану:

1. Активное дренирование раны – постоянное удаление избыточного раневого отделяемого;

2. Эффективное поддержание влажной раневой среды, стимулирующей заживление;

3. Удаление биопленки и предотвращение ее образования на раневой поверхности;

4. Сокращение сроков бактериальной деконтаминации тканей раны;

5. Быстрое купирование локального интерстициального отека тканей;

6. Значительное усиление кровообращения в области раневого ложа;

7. Микро- и макродеформация тканей раневого ложа, стимулирующая пролиферацию тканей;

8. Уменьшение площади и/или объема раны;

9. Стимуляция роста полноценной грануляционной ткани посредством механизма раневой гипоксии;

10. Сокращение затрат на лечение;

11. Надежная профилактика экзогенной раневой инфекции;

12. Усиление эффекта системного медикаментозного лечения.

Показания к применению VAC-терапии

  • Хронические и острые раны
  • Пролежни
  • Диабетические и нейропатические язвы
  • Венозные и артериальные язвы
  • Открытые раны брюшной полости и грудной клетки
  • Фиксация кожных трансплантатов
  • Ожоги

Противопоказания к VAC-терапии ран

  • Высокий риск послеоперационного кровотечения
  • Некротические или малигнизированные раны
  • Свищи неясной этиологии
  • Несанированные очагами остеомиелита

В нашем отделении применяются оригинальные вакуум-системы фирмы Hartman «Vivanotec» (рис. 2).

Рис. 2 Вакуум-система «Vivanotec» Hartman

Вакуум-системы данного типа являются переносными, что позволяет пациенту быть мобильным.

Таким образом, вакуум-терапия способствует скорейшему очищению и уменьшению размеров ран, подготовки раневой поверхности к кожной пластике , сокращению общих сроков лечения больных с инфицированными ранами.

1

Проведен анализ роли мотивации и установки на профессию у студентов в формировании у них профессиональной компетентности. Выявлено противоречие между необходимостью изучения характера и динамики профессиональной мотивации и установки у студентов в образовательном процессе и отсутствием соответствующего диагностического инструментария. Представлены результаты разработки и психометрической проверки методики диагностики мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов, которые проводились посредством. Основными методами психометрической проверки методики явились: метод «расщепления», формула Рюлона, формула Спирмена–Брауна и формула Кронбаха. В результате произведенных вычислений все полученные показатели находились в пределах 0,90 – 0,92. В статье представлены бланк методики, описание шкал и ключ для обработки данных. Предложенная методика может применяться для решения следующих проблем: 1) выявление характера профессиональной мотивации и установки у студентов в период обучения в вузе; 2) анализ и мониторинг процесса формирования профессиональной мотивации и установки на профессию у студентов на разных этапах обучения, и выявление основных его детерминант; 3) методическое обеспечение психологического сопровождения профессионального самоопределения студентов; 3) исследование эффективности коррекционно-развивающей и учебно-воспитательной работы со студентами.

профессиональная мотивация

профессиональная деятельность

установка на профессию

формирование профессиональных компетенций

методика диагностики

надежность

валидность

психометрическая проверка

1. Дубовицкая Т.Д. Психологическая диагностика в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Т.Д. Дубовицкая // LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 110 с. – Режим доступа: https://www.morebooks.de/search/ru.

2. Игнаткова И.А. Поливалентность установок студентов на профессию педагог-психолог: контексты становления: дис. .... канд. психол. наук (19.00.07) / Игнаткова Ирина Александровна. – М., 2012. – 178 с.

3. Крылова А.В. Психолого-педагогические условия повышения качества самостоятельной работы студентов / А.В. Крылова, Л.Б. Сабитова // Наука в современном информационном обществе Материалы IX международной научно-практической конференции. н.-и. ц. «Академический». – 2016. – С. 86–91.

4. Молочкова И.В. Психолого-педагогические аспекты осмысленного учения: Учебное пособие / И.В. Молочкова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2001. – Ч. I. – 86 с.

5. Притуляк Т. С. Особенности учебной мотивации студентов очного и заочного отделений [Электронный ресурс] / Т.С. Притуляк // Электронный научный журнал «Медицина и образование Сибири». – 2006. – № 2. Режим доступа: http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=64.

6. Шадриков В.Д. Психология деятельности и пособности человека: Учебное пособие / В.Д. Шадриков. – 2 -е зд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1996. – 320 с.

7. Шевченко О.Ю. Учебно-профессиональная установка в структуре профессионального сознания студентов вузов: дис. … канд. психол. наук (19.00.07) / Шевченко Оксана Юрьевна. – Самара, 2004. – 225 с.

8. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. – М.: Педагогика, 1981. – 96 с.

В образовательном процессе, построенном на основе компетентностного подхода, устанавливается некая зависимость между знаниями и умениями, подчиненность приобретаемых знаний профессиональным умениям. Это, в свою очередь, способствует тому, что образование становится для студента личностно значимым. Образование приобретается студентами в процессе их активной познавательной самостоятельной деятельности: учебной, квазипрофессиональной и профессиональной .

То есть предпосылкой для формирования компетентности, безусловно, является наличие у будущего специалиста внутренней профессиональной мотивации, которая включает в себя не только комплекс мотивов, но и соответствующие установки.

Проблема профессиональной установки - далеко не новая научная проблема. Поставленная Б.Г. Ананьевым, А.Г. Ковалевым, Н.Н. Ланге, Г. Олпортом, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядовым, она получила дальнейшее развитие в работах А.Г. Асмолова, Г.М. Андреевой, А.А. Деркача, П.Н. Шихирева, которые обосновали, что профессиональная установка, пронизывающая все аспекты профессиональной деятельности от профессионального самосознания до действия или поступка, есть отношение личности к себе, к своей профессиональной ситуации, проявляющееся в стремлении исполнять требования профессиональной деятельности. Как разноуровневое мотивационно-смысловое образование она проявляется в готовности личности воспринимать условия деятельности и действовать в них соответствующим образом. В качестве компонентов учебно-профессиональной установки выступают мотивы выбора профессии, образ профессионального будущего, профессионально значимые личностные качества педагога-психолога, образ профессионального педагога-психолога. То есть профессиональная готовность студента в ее мотивационно-ценностном аспекте может измеряться через оценку уровня мотивации и установки на профессиональную деятельность .

Учитывая, что мотивы и установки носят динамический характер, существенно меняясь в течение всего периода обучения (М.В. Вовчик-Блакитная, Р.С. Вайсман, А.И.Гебос, В.Д. Шадриков), возникает необходимость мониторинга обозначенной динамики, с целью повышения качества формирования базовых профессиональных компетенций у студентов.

Здесь определяется противоречие между потребностью в изучении профессиональной мотивации и установки у студентов и отсутствием соответствующего диагностического инструментария.

Анализ научно-методической литературы показал, что в работах, посвященных изучению профессиональной мотивации и установки у студентов используется ряд взаимодополняющих методик: «Мотивация достижения» (Т. Элерс), «Мотивация избегания неудач» (Т. Элерс), «Направленность личности» (В. Смекайл и М. Кучер), «Самооценка профессионально-значимых качеств» (Г. Волковицкий), «Интегральная удовлетворённость трудом» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.Н. Мануйлов), «Диагностика мотивационной структуры личности» (Э. Мильман), «Диагностика уровня мотивационной готовности к профессиональному саморазвитию» (Н. Фетискин), «Методика ценностных ориентаций» (М. Рокич), «Методика изучения мотивации профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А.А. Реана), «Методика диагностики учебной мотивации» (Т.Д. Дубовицкая) и др.

Как видим, среди представленного разнообразия методик ни одна не направленна непосредственно на исследование профессиональной мотивации и установки у студентов.

В связи с этим мы поставили перед следующую цель - разработать и осуществить психометрическую проверку методики диагностики мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов.

Описание методики. Методика представляет собой набор из 23 суждений, по отношению к которым студенты должны выразить степень своего согласия.

Инструкция. С целью создания условий для повышения качества обучения в вузе, просим вас выразить свое мнение по поводу предложенных суждений и отметить соответствующий ему вариант ответа, из представленных в таблице.

Обработка данных. Данный тест содержит 4 шкалы, 3 из которых предназначены для оценки мотивации.

Шкала «Установка на профессию»:

Вопросы 1, 2, 5, 6, 9, 10, 11 оцениваются следующим образом: верно - 2 балла, отчасти верно - 1 балл, не верно - 0 баллов.

Вопросы 3, 4, 7, 8: верно - 0 баллов, отчасти верно - 1 балл, не верно - 2 балла.

Шкала «Внутренняя мотивация»

Вопросы 12, 13, 14, 15: верно - 2 балла, отчасти верно - 1 балл, не верно - 0 баллов.

Шкала «Внешняя положительная мотивация»

Вопросы 16, 17, 18, 19: верно - 2 балла, отчасти верно - 1 балл, не верно - 0 баллов.

Шкала «Внешняя отрицательная мотивация»

Вопросы 20, 21, 22, 23: верно - 2 балла, отчасти верно - 1 балл, не верно - 0 баллов.

Чем выше показатель по шкале, тем более выражена у респондента установка на профессию или определенный вид мотивации.

Психометрическая проверка методики. В исследовании приняли участие 200 студентов I-IV курсов факультета педагогики и психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета и факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Стерлитамакского института физической культуры (филиала) УралГУФК (127 девушек и 73 юноши).

Проверка надежности производилась с использованием метода «расщепления» и последующего вычисления соответствующих коэффициентов. Для определения надежности и точности по всем четырем шкалам использовалась формула Рюлона; для вычисления коэффициентов надежности-согласованности применялась формула Спирмена-Брауна и формула Кронбаха. В результате произведенных вычислений все полученные показатели находились в пределах 0,90 - 0,92.

Проверка валидности теста. Проверка по критерию конструктивной валидности осуществлялась по шкалам мотивации и заключалась в вычислении коэффициентов корреляции суммарного результата, полученного по данной методике, с показателями уровня профессиональной мотивации по методике К. Замфир в модификации А.А. Реана. В результате коэффициент корреляции составил 0,82 (α < 0,001).

Бланк методики

Отчасти верно

Знания, которые Вы получаете, необходимы Вам для дальнейшей профессиональной деятельности

Вы анализировали возможность трудоустройства по выбранному направлению подготовки (просматривали кадровый спрос, характер оплаты труда)

Вы рассматриваете другие варианты профессиональной деятельности после окончания вуза

Обучение Вам необходимо лишь для факта наличия высшего образования

Вы совершенствуете свои знания, умения, навыки в области выбранной профессиональной деятельности (читаете дополнительную литературу, проходите дополнительные курсы обучения и т.д.)

Вы видите перспективы своего развития в выбранной области профессиональной деятельности

Если бы Вам представилась возможность, Вы бы поменяли направление профессиональной подготовки

Вы планируете получить второе высшее образование или проходить курсы переподготовки с целью смены области предстоящей профессиональной деятельности

Вы четко представляете себе образ высококвалифицированного специалиста в выбранной области профессиональной деятельности, к которому вы готовы стремиться

Стать высококвалифицированным специалистом в выбранной Вами области профессиональной деятельности является одной из главных целей в Вашей жизни

Вы готовы посвятить себя выбранной профессиональной деятельности, имея представление о ее особенностях и организации

Вы выбирали направление подготовки в вузе самостоятельно, осознанно и с желанием

При выборе вариантов трудоустройства наиболее значимыми для вас будут являться интерес, желание работать в области выбранной профессии, осознание собственного потенциала (способности к профессиональной деятельности, призвание и т.д.)

Именно данная область профессиональной деятельности будет способствовать Вашей более полной самореализации

Данная область профессиональной деятельности будет приносить Вам удовлетворение от самого процесса и результатов труда

При выборе вариантов трудоустройства наиболее значимыми для Вас будут являться материальные (заработок) и территориальные (удобство расположения места работы) факторы

Данную область профессиональной деятельности Вы считаете наиболее социально защищенной и стабильной

Именно в данной области профессиональной деятельности Вы видите хорошие возможности своего карьерного роста

Данная область профессиональной деятельности является престижной и значимой в общественном сознании

Вы бы сменили область предстоящей профессиональной деятельности, но уже затрачено много времени, усилий и денег, и Вы не готовы к дополнительным тратам

Вы собираетесь работать в данной области профессиональной деятельности по совету родных и близких либо это семейная традиция

Другие профессиональные области Вас не привлекают и не кажутся стабильными

Если Вы не будете работать по полученной специальности после окончания вуза, родные, близкие, общество будут Вас осуждать

По шкале «Установка на профессию» нет методик диагностирующих аналогичный показатель. В связи с этим, нами использовался критерий содержательной валидности. Для этого мы провели экспертный опрос. В качестве экспертов выступали 4 высококвалифицированных психолога, хорошо знакомые с концепцией профессиональной установки у студентов. Экспертам предлагалось качественно и количественно (с помощью специальных 7-балльных оценочных шкал) оценить, насколько логично присутствие каждого пункта теста, насколько полны и непротиворечивы вопросы, насколько они релевантны понятию «профессиональная установка». В целом экспертиза дала положительный результат. На основе рекомендаций экспертов в методику были внесены коррективы относительно формулировки утверждений.

Вычислены также следующие показатели по обеим шкалам. По шкале установка на профессию: среднее арифметическое = 18,0; медиана = 13; стандартное отклонение = 3,3; минимальное число баллов = 8,0; максимальное число баллов = 20,0. По шкале внутренняя мотивация: среднее арифметическое = 5,6; медиана = 6; стандартное отклонение = 3,4; минимальное число баллов = 2,0; максимальное число баллов = 7,0. По шкале внешняя положительная и внешняя отрицательная мотивация: среднее арифметическое = 6,4 и 4,7; медиана = 7 и 5; стандартное отклонение = 2,8 и 3,1; минимальное число баллов = 3,0 и 2,0; максимальное число баллов = 8,0 и 7,3 соответственно.

Внедрение и практическое использование. Предложенная методика может применяться для решения следующих проблем: 1) выявление характера профессиональной мотивации и установки у студентов в период обучения в вузе; 2) анализ и мониторинг процесса формирования профессиональной мотивации и установки на профессию у студентов на разных этапах обучения, и выявление основных его детерминант; 3) методическое обеспечение психологического сопровождения профессионального самоопределения студентов; 3) исследование эффективности коррекционно-развивающей и учебно-воспитательной работы со студентами.

Кроме того, данная методика может использоваться в практике преподавания курсов педагогической психологии, педагогики и психодидактики в психолого-педагогических вузах и колледжах.

Внедрение методики было осуществлено в контексте исследования динамики и характера профессиональной мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов педагогов-психологов Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. В ходе исследования, с помощью предложенной нами методики было выявлено следующее.

На начальном этапе обучения (середина 1 семестра) было установлено, у 60 % студентов достаточно высокий уровень установки на профессию (в среднем 19 баллов), у 24 % - средний (в среднем 13 баллов), у 16 % - низкий.Частота встречаемости внешней мотивации (в 84 % - внешней положительной) практически совпадала с частотой встречаемости внутренней мотивации учебной деятельности у испытуемых.

Следующий период экспериментальной работы осуществлялся на завершающем этапе 4-го семестра. Результаты показали, что уровень профессиональной установки снижается (у 20 % студентов достаточно высокий уровень установки на профессию, у 33 % - средний, у 47 % - низкий). Становится более выраженной внешняя мотивация к учебной деятельности (у 77 % - внешняя положительная, у 23 % - внешняя отрицательная).

Эмпирические данные, полученные на завершающем этапе обучения (8 семестр), показали, что уровень установки на профессию имеет динамику к повышению, но не преодолевает границ первичных показателей (25 % -достаточно высокий уровень установки на профессию, у 45 % - средний, у 30 % - низкий). Мотивации характеризуется следующим: внутренняя мотивация - 26 %; внешняя положительная мотивация- 54 %, внешняя отрицательная мотивация - 20 %.

Выявленная динамика свидетельствует о том, что личная значимость образования для студентов не только не формируется, а снижается в процессе обучения. Это свидетельствуют о необходимости более внимательного отношения психологической службы, а также профессорско-преподавательского состава вуза к процессу становления профессиональной установки и мотивации у студентов.

Библиографическая ссылка

Крылова А.В., Игнаткова И.А. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ И УСТАНОВКИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У СТУДЕНТОВ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 1-2. – С. 323-326;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11192 (дата обращения: 17.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Как развить способность гипнотизировать и убеждать кого угодно Смит Свен

Три ключа, открывающих «дверь в подсознание» для трех типов людей. Метод ВАК

ВАК – это аббревиатура, которая расшифровывается как визуал-аудиал-кинестетик. Эти три слова обозначают три типа эмоциональной памяти. У визуалов эмоциональная память визуальная, то есть люди воспринимают окружающий мир в первую очередь глазами. Аудиалы лучше воспринимают звуки. Кинестетикам надо все пощупать, осязать.

О своем типе человек вам сам скажет – надо только прислушаться к его речи.

Визуал.

Визуалы лучше воспринимают информацию, если видят ее. Они думают картинками, образами. Распознать визуала довольно легко. Визуалы очень часто стараются упорядочить информацию, изобразив ее в виде схем. Им достаточно один раз пройти маршрут – и они на всю жизнь его запомнят. Их девиз «лучше сто раз увидеть, чем один раз услышать». Разговаривая с визуалом, прислушайтесь к тому, какие слова он чаще всего употребляет. Визуал скажет «я вижу эту проблему так», «вы видите, к чему это приведет», «мне ясно», «это блестящая идея». Его речь полна красок и образов. Объясняя что-то, он прежде всего старается нарисовать картинку.

Аудиал.

У аудиалов главный орган восприятия – слух. Они не только получают основную часть информации из звуков, но и мыслят звуками – мелодиями, словами, акцентами, интонациями. Узнать аудиала несложно. Они – прекрасные слушатели, стараются расслышать не только что вы говорите, но и как вы произносите слова. Им важны интонации, паузы, громкость, ритм. Они воспринимают мир, в первую очередь, звучащим. Чтобы мысль оформилась в мозгу аудиала, ему нужно выразить ее словами. От аудиала можно услышать такие выражения: «я слышу», «звучит неплохо», «гармония», «много шума», «просто песня», «послушайте меня», «мне не нравится ваш тон».

Кинестетик.

Это человек, который живет ощущениями и воспринимает информацию через ощущения. Это тот самый «Фома неверующий», которому надо все потрогать и испытать – иначе он просто не поверит в существование чего-либо. Кинестетики много жестикулируют – по одному этому признаку вы легко их узнаете. Они любят щупать, поглаживать вещи, им все надо подержать в руках. В речи кинестетика можно часто услышать слова: «ты чувствуешь?», «приятное ощущение», «возникло предчувствие», «надо подходить взвешенно».

Когда вы распознаете тип собеседника, все, что вам потребуется – настроить свою речь под его тип эмоциональной памяти.

Визуалу давайте яркие образы, употребляйте глаголы «представить», «вообразить», «увидеть», «нарисовать» и т. д. С аудиалом говорите о том, как «хорошо звучит его предложение», и вам это «приятно слышать». Кинестетику сообщите, что вы хотите «затронуть проблему», убедите, что вы «улавливаете идеи» и «чувствуете симпатию».

Метод ВАК очень прост в применении, требуется только небольшая практика для того, чтобы научиться распознавать тип собеседника и подстраиваться к нему. Но ВАК хорош еще и тем, что, в отличие от многих других методов НЛП он абсолютно незаметен. Собеседник воспринимает вашу подстройку как естественную речь, а потому у него не возникает подозрения, что вы пытаетесь им манипулировать.

Дайте образ визуалу

Распознать визуала очень легко. Говоря, он как бы рисует картины. Каждый предмет имеет для него форму и цвет. Так же легко под него и подстроиться. Только предложите ему представить что-нибудь. Слова «представить», «вообразить», «нарисовать», «увидеть» для человека с визуальным восприятием являются волшебными. Сами по себе они способны ввести его в транс. Если же вы будете ярко описывать события, рассказывая, как форма у этой машины или какого цвета глаза у той блондинки, или какие иллюстрации в той книге, – визуал будет не просто вас слушать, он станет дополнять ваши устные картины собственными образами.

Услаждайте слух аудиала

Люди с аудиальным восприятием сначала слушают голос, а затем – слова. С ними вам нужно вспомнить все ваши упражнения по развитию голоса и тембра. Старайтесь, чтобы ваш голос звучал как можно более глубоко, чтобы звук резонировал как в груди, так и в голове. С аудиалом вовсю осуществляйте голосовые подстройки – разнообразьте интонации, меняйте громкость речи. Чаще употребляйте слова «разговаривать», «беседовать», «убеждать», «слышать», «звучать».

Заставьте чувствовать кинестетика

Кинестетик должен не просто услышать вашу речь. Он должен почувствовать, ощутить, пережить ее. Общение для него – прежде всего ощущения. Поэтому с кинестетиком не бойтесь быть эмоциональным и открытым. Если позволяют отношения, не забывайте о рукопожатиях, похлопывании по плечу, других принятых в обществе прикосновениях.

Рассказывая кинестетику что-либо, подавайте это так, чтобы он прочувствовал ваши слова. С кинестетиком говорить очень легко, потому что слов, описывающих ощущения, очень много. Твердый, шершавый, мокрый, кислый, колющий, боль, наслаждение, спокойствие - чем больше подобных слов вы будете использовать в общении с кинестетиком, тем выше ваши шансы ввести его в транс.

Из книги Кокология 2 автора Сайто Исаму

Когда дверь – не дверь? Далеко не каждый день удается найти время, чтобы выбраться из дома и прошвырнуться по городу – неспешно, без всякой цели, просто чтобы поразмять ноги, проветрить голову и прогуляться по давно знакомым местам. Вполне возможно, что по дороге вы

Из книги О мальчике, который умел летать, или путь к свободе автора Клименко Виктор

ТРИ КЛЮЧА К ОДНОМУ ЗАМКУ Если проанализировать все три истории о летающих мальчиках, станет ясно, что это три ракурса одного и того же случая. Ведь каждый раз разрушалась целостность. В первом - иссякла энергия, во втором - нарушилась координация, в третьем - подвела

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

8. Метод анкетирования. Метод тестирования. Методы оценки эффективности труда работника Метод анкетирования является наиболее дешевым способом, который может охватить большую группу людей и большую территорию. Основным плюсом является запас времени, предоставляемый

Из книги Язык жестов. Как читать мысли без слов? 49 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Правило № 49 7 цветов радуги – 7 типов людей По мнению некоторых психологов, выбор цвета тесно связан с основными чертами характера человека. И действительно, цвета отражают наш внутренний мир и влияют на наше настроение – придают энергию и радость жизни или, наоборот,

Из книги Метод Хосе Сильвы [Перепрограммируй себя на деньги] автора Штерн Валентин

Пять утверждений, открывающих двери успеха Для того чтобы преодолеть пять препятствий, выйдите на альфа-уровень и представьте, как вы создаете то, что должно привести вас к успеху. Увидьте в своем воображении сам процесс своей работы и ее результат таким, каким вы хотите

Из книги Живите без проблем: Секрет легкой жизни автора Манган Джеймс

Взаимопомощь трех людей

Из книги Классификация мужчин по видам и отрядам: Полная периодическая система мужских достоинств и недостатков автора Копланд Дэвид

ТРИ КЛЮЧА К УЛУЧШЕНИЮ СЕКСУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЛЮБОЙ ЖЕНЩИНЫ Многие женщины ведут скучную, вялую и не удовлетворяющую их сексуальную жизнь, потому что они не владеют тремя важнейшими навыками поведения в спальне: общением, техникой и стилем поведения. Вы вскоре убедитесь, что

Из книги Свое лицо, или Формула счастья автора Алиев Хасай Магомедович

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

Из книги Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! автора Смит Свен

Из книги Или вы побеждаете, или вы учитесь автора Максвелл Джон

ДВЕРЬ Дверь надо укрепить…- Зачем? Если кто-то решит ограбить мою квартиру, все равно ограбит! Ведь так?Так, да не так!В книге Яцека Палкевича “Выживание в городе” приводится статистика, утверждающая, что лишь 25 % квартирных взломов приходятся на долю профессионалов. (Из

Из книги Интеллект успеха автора Стернберг Роберт

Три ключа, открывающих «дверь в подсознание» для трех типов людей. Метод ВАК ВАК – это аббревиатура, которая расшифровывается как «визуал – аудиал – кинестетик».Это одна из главных находок и одно из самых мощных орудий НЛП – нейролингвистического

Из книги Книга Государя [Антология политической мысли] автора Светлов Роман Викторович

Большинство людей меняются лишь тогда, когда осознают одну из трех вещей В конечном счете, поскольку люди столь склонны к сопротивлению переменам, последние происходят лишь при некоторых условиях. Из своего опыта я вынес, что люди меняются, когда: они испытывают

Из книги автора

Глава 4. Три ключа к интеллекту успеха Джек полагает, что он самый умный в классе, и любит подсмеиваться над Ирвином, которого считает самым тупым из одноклассников. Джек отводит в сторонку своего приятеля Тома и говорит: «Том, хочешь увидеть, что значит “быть тупым”?

Из книги автора

Раздел 9. Наблюдение в своей стране за партиями людей преданных и людей, предательски настроенных Глава 13 Учредив надзор за главными должностными лицами, пусть царь устроит надзор за горожанами и сельскими жителями. Шпионы, разделившись на две стороны, пусть вступят в

Из книги автора

Раздел 10. Привлечение во вражеской стране партий людей преданных и людей, склонных к предательству Глава 14 Привлечение партий людей преданных и людей, склонных к предательству, в своей стране объяснено. Надо сказать [о том же] в стране врага.Обманутый после того, как ему

Спасибо большое! Помогли с выполнением потрясающей работы! Использовали актуальные исследования и учел все мои пожелания. Особенно хотелось бы отметить желание менеджеров компании понять и помочь клиентам - это многого стоит. Так же всем советую заказывать речь - с ней реально намного проще защитить диплом! Спасибо Вам!

Елена, [email protected]

Все отзывы

Как написать хорошую ВАК статью и опубликовать ее в солидном центральном журнале?

Где публиковать статью перед защитой диссертации?

пятнадцати работах - для докторской, изданных в журналах, указанных в Перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий (статьи ВАК).

По сути, эти рекомендации носят обязательный характер, и указывают минимальное количество статей ВАК , подлежащих опубликованию. По желанию авторов диссертационных работ и наличия научно-значимого исследования это количество может быть увеличено.

Известно, что в список ВАК журналов входят как серьезные и солидные издания, так и журналы, которые ориентируются исключительно на платежеспособность автора статьи.

Хотелось бы предостеречь аспирантов и докторантов от формальных публикаций в плохо рецензируемых журналах. Члены диссертационного совета, члены экспертного совета ВАК РФ обязательно обратят внимание, где опубликованы Ваши статьи и сделают на основании этого вывод о качестве Вашей диссертационной работе и качестве самих публикаций.

Если у Вас пока недостаточно научного опыта для написания действительно качественных статей, по результату опубликования которых, Вы заслужите авторитет и уважение в глазах научного сообщества, ОБРАТИТЕСЬ К НАМ.

Мы профессионалы с огромным опытом и серьезной научной подготовкой.

На что обратить внимание при написании статьи?

Российские ВАК журналы в настоящее время поставлены в условия, когда для дальнейшего развития и существования их редколлегиям необходимо в значительной степени пересмотреть свое отношение к качеству статей, предоставляемых авторами. Пришло время обращать более пристальное внимание на то, как должны быть оформлены статьи, какие качественные и формальные изменения в журналах влекут за собой те требования, которые выдвигают аналитические информационные системы (системы цитирования), направить все усилия на развитие электронных версий журналов.

Буквально все элементы статей, составляющих журнал, играют роль информационных индикаторов для оценки российской науки, российских ученых, организаций и самих журналов.

Предоставляемые в ВАК журналы статьи должны состоять из следующих последовательно расположенных элементов:

Индекса универсальной десятичной классификации (УДК);

Заглавия (названия) статьи;

Электронного адреса как минимум одного из авторов, с которым следует вести переписку;

Ключевых слов;

Текста статьи;

Пристатейного библиографического списка;

ЗАГЛАВИЯ СТАТЕЙ

Для всех без исключения журналов существуют требования, предъявляемые базами данных к заглавиям статей. Заглавие является особенно важным элементом статьи, так как в некоторые базы данных не включены аннотации.

Заглавие научной статьи должно быть информативным, т.е. четко отражать ее содержание в нескольких словах. Это требование в редакциях журналов рассматривается как одно из основных, так как хорошо сформулированное заглавие - гарантия того, что работа привлечет читательский интерес.

Следует помнить, что заглавие работы прочтут гораздо больше людей, чем ее основную часть. Авторы других статей, которые будут цитировать представленное в ней исследование, в своих библиографических списках будут приводить именно заглавие работы.

Надо стараться сформулировать заглавие статьи не как законченное предложение, а как заголовок (как это делают в газете).

Формулируя заглавие, лучше придерживаться простого порядка слов и простых словосочетаний.

Не следует использовать глаголы, а также слова типа исследование, изучение, наблюдение, а также важный, значительный и т.п.

В заглавие должны входить практически все ключевые слова.

В заглавии статьи не должно быть лишних слов. Самые важные слова должны стоять в начале заглавия.

Золотое правило: в заглавии работы должна быть отражена только одна идея, даже если работа носит комплексный характер.

Не используется непереводимый сленг, известный только русскоговорящим специалистам. Это также касается авторских резюме (аннотаций) и ключевых слов.

Заглавие статьи не должно содержать математические и химические формулы, буквы алфавитов, отличных от русского и латинского, римские цифры, а также аббревиатуры, кроме общеупотребительных.

После написания статьи следует убедиться, что ее заглавие полностью соответствует ее содержанию.

По аннотации читатели оценивают публикацию, определяют свой интерес к работе ученого, могут использовать ее в своей публикации и сделать на нее ссылку, открыть дискуссию с автором и т.д. Поэтому этому элементу статьи уделим особое внимание.

Перечислим обязательные качества аннотации. Аннотации должны быть:

Информативными (не содержать общих слов);

Оригинальными;

Структурированными (следовать логике описания результатов в статье);

Компактными (укладываться в объем от 100 до 250 слов).

Аннотации, которые пишут авторы, зачастую содержат общие ошибки. Чаще всего аннотации изобилуют общими ничего не значащими словами, увеличивающими объем, но не способствующими раскрытию содержания и сути статьи. Часто объем аннотации ограничивается всего несколькими строками (3-5). Такое представление содержания статьи совершенно неприемлемо.

Опыт показывает, что самое сложное для автора при подготовке аннотации - кратко представить результаты своей работы. Поэтому одним из проверенных вариантов аннотации является краткое повторение в ней структуры статьи, включающей введение, цели и задачи, методы, результаты, заключение. Такой способ составления аннотаций получил распространение и в зарубежных журналах.

В качестве помощи для написания аннотаций (рефератов) можно рекомендовать, по крайней мере, два варианта правил. Один из вариантов - российский ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования», разработанный специалистами ВИНИТИ. Второй - рекомендации к написанию аннотаций для англоязычных статей, подаваемых в журналы издательства Emerald (Великобритания). При рассмотрении первого варианта необходимо учитывать, что он был разработан в основном как руководство для референтов, готовящих рефераты для информационных изданий. Второй вариант - требования к аннотациям англоязычных статей. Поэтому требуемый объем в 100 слов скорее всего нельзя назвать достаточным. Ниже приведены выдержки из указанных двух вариантов. Они в значительной степени повторяют друг друга, что еще раз подчеркивает важность предлагаемых в них положений.

Реферат и аннотация выполняют следующие функции:

Дают возможность установить основное содержание документа, определить его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;

Предоставляют информацию о документе и устраняют необходимость чтения полного текста документа в случае, если документ представляет для читателя второстепенный интерес;

Используются в информационных, в том числе автоматизированных, системах для поиска документов и информации.

Объем реферата должен включать минимум 100-250 слов (по ГОСТу - 850 знаков, не менее 10 строк) и отражать следующие аспекты содержания статьи:

Предмет, тему, цель работы;

Метод или методологию проведения работы;

Результаты работы;

Область применения результатов; выводы.

Последовательность изложения содержания статьи можно изменить, начав с изложения результатов работы и выводов.

Предмет, тема, цель работы указываются в том случае, если они не ясны из заглавия статьи.

Метод или методологию проведения работы целесообразно описывать в том случае, если они отличаются новизной или представляют интерес с точки зрения данной работы. В рефератах документов, описывающих экспериментальные работы, указывают источники данных и характер их обработки.

Результаты работы описывают предельно точно и информативно. Приводятся основные теоретические и экспериментальные результаты, фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и закономерности. При этом отдается предпочтение новым результатам и данным долгосрочного значения, важным открытиям, выводам, которые опровергают существующие теории, а также данным, которые, по мнению автора, имеют практическое значение.

В тексте реферата следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов, а также избегать сложных грамматических конструкций.

В пределах реферата необходимо соблюдать единообразие терминологии.

В тексте реферата следует использовать значимые слова из текста статьи.

Сокращения и условные обозначения, кроме общеупотребительных, применяют в исключительных случаях или дают их определения при первом употреблении.

Единицы физических величин следует приводить в Международной системе СИ. Допускается приводить в круглых скобках рядом с величиной в системе СИ значение величины в другой системе единиц, использованной в исходном документе.

Таблицы, формулы, чертежи, рисунки, схемы, диаграммы включаются только в случае необходимости, если они раскрывают основное содержание документа и позволяют сократить объем реферата.

Формулы, приводимые неоднократно, могут иметь порядковую нумерацию, причем нумерация формул в реферате может не совпадать с нумерацией формул в оригинале.

Авторское резюме (реферат) является кратким резюме большей по объему работы, имеющей научный характер, которое публикуется в отрыве от основного текста и, следовательно, само по себе должно быть понятным без ссылки на саму публикацию.

В нем должны излагаться существенные факты работы. Резюме не должно преувеличивать или содержать материал, который отсутствует в основной части публикации.

1) цель работы в сжатой форме. Предыстория (история вопроса) может быть приведена только в том случае, если она связана контекстом с целью;

2) краткое изложение основных фактов работы. При этом необходимо помнить главное:

Следовать хронологии статьи и использовать ее заголовки в качестве руководства;

Не включать несущественные детали;

Статья адресована компетентной аудитории, поэтому можно использовать техническую (специальную) терминологию;

Текст должен быть связным с использованием слов «следовательно», «более того», «например», «в результате» и т.д., либо разрозненные излагаемые положения должны логично вытекать один из другого;

Стиль письма должен быть компактным. Следует использовать сложные предложения.

Значительная часть инновационных планов по внедрению изменений, содержащих в своей основе нововведения, либо не доходит до практической реализации, либо в действительности приносит гораздо меньше пользы, чем планировалось. Одна из причин этих тенденций кроется в отсутствии у руководителя реальных инструментов планирования, оценки и контроля над инновациями. В статье предлагается механизм стратегического планирования компании, основанный на анализе как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил, поиске путей использования внешних возможностей с учетом специфики компании. Стратегическое планирование опирается на свод правил и процедур, содержащих серию методов, использование которых позволяет руководителям компаний обеспечить быстрое реагирование на изменение внешней конъюнктуры. К таким методам относятся: стратегическое сегментирование; решение проблем в режиме реального времени; диагностика стратегической готовности к работе в условиях будущего; разработка общего плана управления; планирование предпринимательской позиции фирмы; стратегическое преобразование организации. Процесс стратегического планирования представлен в виде замкнутого цикла, состоящего из девяти последовательных этапов, каждый из которых представляет собой логическую последовательность мероприятий, обеспечивающих динамику развития системы. Результатом разработанной автором методики стратегического планирования является предложение перехода к «интерактивному стратегическому менеджменту», который в своей концептуальной основе ориентируется на творческий потенциал всего коллектива и изыскание путей его повышения на основе оперативного преодоления ускоряющихся изменений, возрастающей организационной сложности и непредсказуемой изменяемости внешнего окружения.

Рассмотрим подробнее структуру «классической» аннотации, позволяющей создать полную картину о статье или проекте, и приведем примеры каждого из составляющих компонентов. Этой структуры необходимо придерживаться и при подготовке документов в зарубежные научные фонды и журналы.

Актуальность. С самого начала необходимо показать важность изучаемой проблемы или предлагаемого проекта. У читателя сразу должно сложиться представление, почему обсуждаемая проблема требует изучения.

Пример . Блог является одним из социальных сервисов, используемых в обучении иностранному языку и культуре.

Постановка проблемы. После раскрытия актуальности необходимо обозначить существующую проблему, на решение которой и будет направлен исследовательский проект (статья). При чтении данного раздела аннотации у читателя должно сложиться впечатление, что без вашего проекта «дальнейшая жизнь просто невозможна».

Пример . Однако в научной литературе не существует исследований, подтверждающих эффективность использования блога при формировании социокультурной компетенции учащихся.

Пути решения проблемы. В данном разделе аннотации необходимо перечислить конкретные шаги, направленные на решение существующей проблемы. В качественных исследованиях (в которых нет описания эксперимента и анализа его результатов) это может быть перечисление исследуемых теоретических вопросов. В количественных исследованиях (если в работах имеются статистические данные эксперимента) в этом разделе аннотации перечисляются методики проведения экспериментальной работы, исследуемые переменные.

Пример . В данном исследовании, во-первых, был определен компонентный состав социокультурной компетенции, во-вторых, разработана методика формирования социокультурной компетенции средствами блога, в-третьих, описана подготовка и проведение экспериментального обучения, направленного на формирование социокультурной компетенции средствами блога, а также приведен анализ его количественных и качественных результатов.

Результаты . В данном разделе представляются количественные или качественные результаты исследования. Рекомендуется использовать общие слова типа «доказала эффективность», «оказалась неэффективной», не упоминая конкретные цифры, которые могут быть неверно интерпретированы.

Пример . Исследование показало, что в ходе 10-недельного цикла большинство учащихся смогло сформировать социокультурную компетенцию средствами блога, что подтверждает эффективность предлагаемой методики.

Заключение . В заключение необходимо обозначить сферу внедрения результатов исследования, показать насколько проведенная работа расширила существующие представления об изучаемом вопросе или предложить новое решение существующей проблемы.

Пример . Результаты исследования расширяют знания о методическом потенциале блогов в обучении иностранному языку и культуре.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Ключевых слов не должно быть много (не более 10), и они должны четко указывать на основное содержание статьи. Следует избегать приводить в качестве ключевых слов общие понятия типа «система», так как поиск по ключевому слову (часто присутствующий на сайте журнала) не приведет читателя к нахождению интересующей его информации.

Ключевым словом в некоторых случаях может служить словосочетание, но ни в коем случае не краткое предложение.

. Введение - краткое изложение состояния рассматриваемого вопроса и постановка задачи, решаемой в статье.

. Материалы и методы решения задачи и принятые допущения.

. Результаты - основное содержание статьи (например: описание физической сущности процессов и явлений, доказательства представленных в статье положений, исходные и конечные математические выражения, математические выкладки и преобразования, эксперименты и расчеты, примеры и иллюстрации).

. Обсуждение полученных результатов и сопоставление их с ранее известными.

Рассмотрим каждый элемент структуры статьи подробнее.

Введение стимулирует читательский интерес и представляет собой краткий обзор проблемы, необходимый для понимания основной части работы. Во Введении должно быть четко объяснено, на решение какой конкретной проблемы направлена работа. Введение очень полезно для редакторов журналов и рецензентов статьи. Оно обычно состоит из 300-500 слов, но может быть и больше, если статья имеет значительный объем, или посвящена изложению обширных научных результатов, или решению комплексной проблемы.

Введение должно быть хорошо структурировано и содержать:

− краткое упоминание об уже достигнутых результатах в представляемой области исследований, снабженное ссылками на литературу;

− представление объекта исследования - самая важная часть Введения;

− необходимость проведения исследования;

− выдвигаемую гипотезу или методы исследования;

− определение аббревиатур и терминов, используемых в статье.

Материалы и методы . Этот раздел должен содержать точное и подробное описание проведения исследования, позволяющее другим повторить подобную работу.

Следует детально описать любые модификации уже используемого в научной работе оборудования, если они были созданы именно для выполнения данной работы. Если необходимо, можно привести иллюстративный материал.

При написании этого раздела необходимо найти баланс между детализацией и объемом. Здесь можно сослаться на другие работы, в которых используемые методы были изложены более детально.

Расположить методы или по типу процедур, или в порядке проведения исследования.

Объяснить, почему были выбраны именно эти методы или материалы.

Для количественных измерений следует приводить ошибку метода. Если используются статистические методы или модели сравнения, их надо описать. Это не касается стандартных методов, которые можно приводить без комментариев. Редко используемые статистические методы можно снабдить ссылкой на литературу.

Единицы используемых физических величин должны входить в Международную систему единиц (СИ). Допускается использование единиц, разрешенных к применению наряду с единицами СИ, а также кратных и дольных единиц.

Эта часть статьи должна быть написана в прошедшем времени.

Результаты . В этом разделе приводят основные результаты исследования без их интерпретации. Если редакция журнала не требует сохранения отдельных разделов, его можно объединить с Обсуждением.

Желательно излагать результаты в том же порядке, что и методы. Для каждого результата должен быть упомянут метод, с помощью которого он был получен.

Номера таблиц и рисунков должны соответствовать их первому упоминанию в тексте. Данные, представленные на диаграммах и графиках, не должны дублировать представленные в таблицах.

Надписи на иллюстрациях должны соответствовать тексту статьи. Подписи к рисункам должны содержать достаточно полную информацию для того, чтобы приводимые данные могли быть понятны без обращения к тексту (если эта информация уже не дана в другой иллюстрации). Аббревиатуры расшифровываются в подрисуночных подписях, если это не было ранее сделано в тексте.

Этот раздел должен быть написан в прошедшем времени.

Обсуждение . Содержит интерпретацию результатов, мнения и предположения авторов, адресуемые будущим исследователям данной проблемы. Цель Обсуждения - ответить на вопрос, поставленный во Введении.

Этот раздел статьи надо постараться сделать как можно короче. Здесь необходимо объяснять результаты, а не повторять их.

Логика Обсуждения должна строиться от частного к общему.

В тексте Обсуждения следует использовать те же ключевые слова, что и заявленные в начале работы.

Необходимо объяснить, как каждый из полученных результатов соотносится с литературными данными.

Рассматривая разные гипотезы и подходы к работе, защищать свою, показывая ее достоверность.

В конце раздела надо объяснить, почему полученные результаты важны для понимания или решения поставленной проблемы и привести несколько (не более двух) рекомендаций для дальнейших исследований.

Заключение является самой сложной частью в написании статьи. При этом надо учитывать, что большинство читателей знакомится с аннотацией, а потом сразу с Заключением. В этом разделе обобщают собственную работу, еще раз упоминая о ее важности.

Начинать Заключение надо с четкого описания того, что достигнуто в работе.

Оно должно быть коротким и ясным и доказывать научному сообществу, что результаты работы достойны публикации. Таким образом, работа ставится в один ряд с другими работами по данной проблематике, заполняя недостающие сведения в исследуемой области.

Заключение должно содержать доказательство оригинальности работы. Если результаты работы подтверждают уже известные исследования, необходимо подчеркнуть, в чем именно состоит ее оригинальность.

ПРИСТАТЕЙНЫЕ СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

Зачем нужны пристатейные списки, их правильное описание, и что из библиографического описания источника является основным?

По ссылкам оценивать значение и признание работ конкретных авторов, научный уровень журналов, организаций и стран в целом, определять актуальность научных направлений и проблем, выявлять их точки роста и падения и т.д. Поэтому во всем мире к этой составляющей научных статей предъявляются высокие требования. При всем том, что в научной среде существует определенная доля скепсиса к такому методу оценки научной деятельности, нельзя не признать, что ссылка на публикацию в рецензируемой научной статье является одним из главных показателей качества или, по крайней мере, обращения к этой публикации.

Необходимо иметь в виду, что 90% помещенных в журнале статей должны иметь пристатейные списки. Небольшое количество пристатейной библиографии в журнале отрицательно сказывается не только на его оценке, но и на оценке самих авторов статьи. А статья с представительным списком литературы демонстрирует профессиональный кругозор и качественный уровень исследований ее авторов.

К сожалению, следует отметить, что российские специалисты уделяют значительно меньшее внимание этой части при подготовке своих публикаций, чем их зарубежные коллеги, не понимают смысла и значения представляемых в библиографических списках источников. Среднее число ссылок в статье российских авторов составляет 10 публикаций, тогда как статьи англоязычных авторов включают в среднем 30 ссылок на одну статью.

Кроме того, по составу отражаемых публикаций пристатейные списки в российских публикациях (исключая физику, химию и другие фундаментальные науки) содержат большое количество ссылок на постановления, законы, указы, другие официальные источники, неопубликованные документы и т.д. Зарубежные публикации социального, экономического, гуманитарного профиля практически не содержат таких ссылок. В российских публикациях этих тематических направлений такие ссылки являются закономерными. В статьях нет ссылок на статьи российских, а тем более зарубежных авторов. Это говорит о том, что авторы мало читают статей и своих коллег, и зарубежных.

В пристатейных списках литературы российских авторов много ошибок, неточностей, дублирования (с ошибками) ссылок из других источников, неполных ссылок и т.д. Такие списки в системе цитирования практически нивелируют свою значимость и не учитываются.

Ссылки на российские источники русскоязычные авторы включают в статьи, публикуемые в русскоязычных или переводных журналах. Если наши авторы публикуются в ведущих зарубежных журналах, они стараются ссылаться, как правило, на зарубежные источники.

Правильное описание используемых источников в списках литературы является залогом того, что цитируемая публикация будет учтена при оценке научной деятельности ее авторов, следовательно (по цепочке) - организации, региона, страны. По цитированию журнала определяется его научный уровень, авторитетность, эффективность деятельности его редакционного совета и т.д. Из этого следует, что наиболее значимыми составляющими в библиографических ссылках являются фамилии авторов и названия журналов. Для того чтобы все авторы публикации были учтены в системе, необходимо в описание статьи вносить всех авторов, не ограничиваясь тремя, четырьмя и т.п.

В пристатейном библиографическом списке порядковый номер ссылки указывается в соответствующей строке текста статьи в квадратных скобках, а источники располагаются в порядке их упоминания в статье. Пристатейные библиографические ссылки должны включать следующую информацию:

Для статей - фамилии и инициалы всех авторов; полное название статьи; название журнала, газеты или сборника, в котором (которой) опубликована статья; год издания, идентификатор времени публикации (для газеты - номер выпуска или дата выхода, для журнала - год, том или номер выпуска, серия), номера страниц, занятых статьей (начальная и конечная);

Для стандартов - название стандарта; номер стандарта; место и год издания; страницы;

Для патентных документов - название изобретения; номер патента; страна; номер и дата заявки на изобретение; дата опубликования патента; номер бюллетеня изобретений; страницы;

Для депонированных научных работ - фамилии и инициалы всех авторов; полное название работы; название депонирующего информационного центра; номер и дата депонирования; количество страниц работы.

Названия книг, статей, иных материалов и документов, опубликованных на иностранном языке, а также фамилии их авторов должны быть приведены в оригинальной транскрипции. В пристатейный библиографический список не должны включаться неопубликованные материалы или материалы, не находящиеся в общественном доступе.

Следует обратить особое внимание на то, что в состав пристатейных списков не следует включать ссылки на учебники и учебные пособия, поскольку содержащиеся в них сведения хорошо известны специалистам, которым и адресована статья.

Включаемые в состав пристатейных списков монографии не должны быть «старше» статьи на более чем 10 лет. Исключение составляют «классические» труды, да и в этом случае отсылка на них должна быть абсолютно оправдана.

Упоминание научных статей, в частности и статей зарубежных ученых, в пристатейных списках свидетельствует не только о компетентности авторов статей, но и актуальности разрабатываемых и представленных в статье научных исследованиях.

Фамилия, имя и отчество полностью;
. место работы;
. должность;
. ученая степень;
. ученое звание (в том случае, если оно не совпадает с названием должности);
. академический статус (академик, член-корреспондент - при его наличии) в государственной академии наук;
. описание области деятельности и научных интересов;
. реквизиты связи с авторами (телефон, email).

Авторам важно придерживаться указания одного места работы, так как данные о принадлежности организации (аффилировании) являются одним из основных определяющих признаков для идентификации автора БД. Отсутствие данных об аффилировании ведет к потере статей в профиле автора, который создается автоматически при совпадении всех данных по двум публикациям.

Употребление сокращений или аббревиатур в названиях организаций также приводит к потере статей при учете публикаций организации, особенно если эти аббревиатуры не относятся к общепринятым.

Излишним является использование перед основным названием принятых в последние годы составных частей названий организаций, обозначающих принадлежность ведомству, форму собственности, статус организации («Учреждение Российской академии наук…», «Федеральное государственное унитарное предприятие…», «ФГОУ ВПО…», «Национальный исследовательский…» и т.п.), что затрудняет идентификацию организации.

Желательно прописывать в названии организации ее ведомство по принадлежности. Однако сведения о ведомствах в статьях даются далеко не всегда, поэтому и профили их достаточно неполные.

Авторам рекомендуется использовать адреса электронной почты в почтовых доменах своей организации и свести к минимуму использование почтовых адресов из бесплатных общедоступных доменов типа mail.ru, google.com и т.д. Эта рекомендация связана с особенностью расчета индексов научного цитирования и привязки этих показателей к организации, в которой работает автор.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: