Лекция:
Понятие, свойства и виды мышления
Познание окружающего мира происходит с помощью органов чувств и мышления. Мышление является основой рационального познания. Мыслящий человек задаёт вопросы и ищет на них ответы. В процессе мышления он обрабатывает информацию, устанавливает причинно – следственные связи между предметами и явлениями.
Запомните определение термина урока:
Мышление - это активный процесс познания, представляющий собой опосредованный и обобщенный способ отражения предметов и явлений окружающей действительности.
Познание окружающего мира с помощью органов чувств непосредственно. К примеру, чтобы решить, что сегодня надеть по погоде, нужно выйти на улицу и узнать тепло или холодно. Это простой пример, иллюстрирующий то, как при непосредственном исследовании устанавливается прямой контакт с объектом познания.
Познание же с помощью мышления опосредованно . Узнать тепло или холодно на улице можно с помощью термометра, опираясь на высоту ртутного столба. В данном случае то, что нас интересует, мы узнали с помощью посредника (термометра). Именно опосредованность мышления даёт широкие познавательные возможности. Потому, как невозможно установить прямой контакт со всеми объектами познания. Ещё одним важным свойством мышления является обобщенность . Что случится если бросить лист бумаги в огонь? Сгорит. Почему мы в этом уверены? Потому что раньше видели, что бумага в огне горит. Обобщенность мышления заключается в том, что человек собирает факты о каком-либо предмете или явлении, полученные ранее и на их основании делает вывод. К примеру, врач обобщил имеющиеся факты о болезни и назначил лечение больному. Экономист обобщил факты и определил наилучший путь повышения эффективности предприятия.
Результатом мышления являются мысли (понятия, идеи). Мысли всегда выражаются словами, даже если мы не произносим их вслух. Поэтому мышление связано с речью. Осуществляется мышление в форме суждений. Стремясь найти истину человек рассуждает и выводит умозаключение, которые бывают индуктивными, дедуктивными и по аналогии.
Индукция – это конечный вывод от частного к общему. Пример: ель, которая растёт в соседском дворе летом и зимой бывает зелёной, значит все ели относятся к вечнозелёным хвойным деревьям.
Дедукция – это обратный индукции вывод от общего к частному. Пример: преступления наказуемы, дача взятки преступление, следовательно, дача взятки наказуема.
Умозаключение по аналогии – это вывод от частного к частному. Когда свойства одного предмета переносятся на другой предмет. Пример: планеты Марс и Земля во многом похожи. На Земле есть жизнь. Поскольку Марс похож на Землю, вероятно на Марсе есть жизнь.
Виды мышления | Характеристика мышления |
Наглядно – действенное
| Первый вид мышления, связанный с практической деятельностью, когда мыслительные операции переходят в действие. Данный вид мышления особенно важен для детей до 3 лет, поскольку ребёнок развивается когда вертит, открывает, тянет предметы. Наглядно - действенное мышление актуально и для взрослого человека, к примеру, когда он изучает новый бытовой прибор, переставляет в квартире мебель. Значит это мышление прежде всего характерно для инженеров, механиков, техников, ремонтных работников. |
Наглядно – образное
| Это мыслительные операции с образами. Ключевую роль в данном виде мышления играют восприятие и воображение. С помощью наглядно – образного мышления мы можем представить то, чего не видим. К примеру, планируя ремонт квартиры, мы представляем как будут выглядеть те или иные обои на стенах. Данный вид мышления свойствен всем людям, но особенно важен для художников, дизайнеров, стилистов. |
Словесно – логическое
| В данном виде мышления образы уходят на второй план, а мыслительные операции связаны с логическими понятиями (житейскими и научными). Ключевую роль в нём играет рассудительность, доказательность, обоснованность и, конечно, грамотное владение речью. Данный вид мышления особенно важен для людей, чья деятельность связана с изложением мыслей при помощи речи (дикторы, публицисты, литераторы, юристы, учителя и многие и другие). |
Мышление тесно связано с деятельностью. Ведь от мыслей человек переходит к действиям. Мышление само по себе уже деятельность – интеллектуальная и познавательная, но оно неотрывно и от других форм деятельности. Перейдем ко второму термину урока.
Понятие и характер деятельности
Деятельность – это целенаправленный процесс человеческой активности, удовлетворяющий потребности и преобразующий мир.
Деятельность человека существенным образом отличается от активности животных. Во-первых, тем, что животные приспосабливаются к окружающим условиям, а человек не только приспосабливается, но ещё и преобразует их. С помощью орудий труда человек изменяет окружающий мир, подстраивает его под свои нужды, делает комфортным для себя. Так, человек строит или разрушает дома, возводит памятники, получает образование и т.д. Во-вторых, поведение животных целесообразно инстинктам, деятельность человека тоже целесообразна, но ещё и целеполагательна, целенаправленна. Это означает, что поведение животного зависит от инстинктов, которыми он не в силах управлять. Проголодался хищник и тотчас отправился на поиск жертвы. Однако, трудно представить себе льва, задумывающего охоту на завтра. То есть животное не ставит перед собой цели на будущее. А человек, в отличие от животных, может руководить своими инстинктами, потому что обладает разумом. Поэтому деятельность человека носит сознательный характер. Это означает, что прежде чем, что-то сделать, человек ставит цель и прогнозирует результат деятельности. Например, прежде чем начать строительство архитектор планирует проект дома. Любая деятельность направлена на достижение результата, будь это мытьё посуды, чтение учебника или беседа с другом. Поэтому деятельность имеет и продуктивный характер. Общественный характер означает то, что в процессе деятельности возникают отношения между людьми.
Итак, запомните! Поведенческая активность животных целесообразна, а деятельность человека целесообразна, целеполагательна и целенаправленна. Она носит сознательный, преобразовательный, орудийный, продуктивный и общественный характер.
Структура деятельности
Деятельность состоит из структурных единиц. Человек, без которого деятельность невозможна, является субъектом . То, на что направлена деятельность субъекта называется объектом . Например, врач (субъект) лечит больного (объект); Саша (субъект) моет посуду (объект). Почему врач лечит больного, а Саша моет посуду? Потому что в этом есть нужда, то есть потребность . Она тоже входит в структуру деятельности. На основе потребностей формируются мотивы , которые побуждают к деятельности. Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, мотивы игровой деятельности у разных людей различны: один хочет победить, второму интересен сам процесс, третий играет ради общения и т.д. Одним из важных элементов в структуре деятельности является цель . Это идеальный образ результата, которого бы человек хотел достигнуть. Для достижения цели человек использует предметы, технологии, способы и другие средства . Например, ученик хочет сдать государственную итоговую аттестацию по обществознанию на высший балл – это цель. Для этого он использует такие средства, как курс обществознания на портале Cknow, онлайн-тестирование, занятия с репетитором, учебники, пособия, таблицы и др. Любая деятельность является процессом , а значит состоит из цепи действий, реализуя которые можно добиться своей цели. Если человек достиг цели, значит он получил результат своей деятельности.
Подытожим, в структуру деятельности входят такие элементы, как:
- субъект,
- объект,
- потребность,
- мотивы,
- цель,
- средства,
- процесс,
- результат.
Виды деятельности
Потребностей у человека много, значит и виды деятельности многообразны. Рассмотрим классификации по направлению и по содержанию.
По направлению выделяют материальную и духовную виды деятельности. Духовная деятельность имеет три формы: познавательная, прогностическая, ценностно - ориентировочная.
Материальная деятельность связана с производством материальных благ. Примеры: изготовление стула, ремонт квартиры, строительство дома.
Духовная деятельность связана с производством знаний, идей, принципов, ценностей и других нематериальных благ. Примеры: воспитание ребенка, сочинение рассказа.
Познавательная деятельность направлена на поиск и обработку информации и получение знаний. Примеры: исследования учёного, написание реферата.
Прогностическая деятельность связана с предвидением последствий каких-либо явлений. Примеры: деятельность астронома, прогнозирование последствий возможного землетрясения, урагана.
Ценностно – ориентировочная деятельность направляет человека на общечеловеческие ценности и идеалы (доброта, честность, справедливость, истина, красота, гуманность и т.д.). Данный вид деятельности проявляется в отношении человека к окружающей действительности: людям, природе, культуре. Ценностные ориентации человека формируются в процессе социализации, в беседе с матерью или другом, на уроке или классном часу. Человек раскрывает свой ценностно – ориентировочный потенциал в общении, познании, учёбе, труде, игре и других видах деятельности.
- Трудовая деятельность направлена на производство общественно-полезных продуктов, материальных и нематериальных (духовных) благ. Трудовая деятельность требует наличия знаний, умений, мастерства. Различают физический и интеллектуальный труд. Является ведущим видом деятельности для взрослого человека.
- Учебная деятельность направленна на передачу знаний, умений, навыков и форм поведения подрастающему поколению. Учеба играет решающую роль в интеллектуальном, нравственном и психическом развитии человека. Является ведущей деятельностью в школьном и студенческом возрасте.
- Игровая деятельность главным образом направлена на развлечение и отдых. Игра приносит радость и удовольствие, в этом заключается её гедонистическая функция. Но игра выполняет ещё и познавательную функцию, способствует развитию личности. Является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста.
Уровни способностей
Почему одна и та же деятельность у одного человека получается лучше, чем у другого? Всё дело в способностях человека. Существует несколько уровней способностей:
- Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма, являющиеся предпосылками формирования и развития способностей. Например, абсолютный слух, необходим для развития музыкальных способностей.
Мышление и деятельность – основные категории, выделяющие человека из животного мира. Только человеку присущи мышление и преобразующая деятельность.
Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Однако мышление не может быть полностью объяснено исключительно деятельностью мозга. Мыслительная деятельность связана не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием, а также с речевой и трудовой деятельностью человека. Формы мышления: суждения, понятия, представления, теории и т. д.
Мышлению свойственны такие процессы, как анализ (разложение понятий на части), синтез (объединение фактов в понятие), абстракция (отвлечение от свойств предмета при его изучении, оценка его «со стороны»), постановка задач, нахождение путей их решения, выдвижение гипотез (предположений) и идей.
Мышление и речь. Мышление неразрывно связано с речью; именно результаты мышления отражаются в языке. Речь и мышление имеют схожие логические и грамматические конструкции, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Не все замечают, что когда человек думает, то проговаривает про себя свои мысли, ведет внутренний диалог. Этот факт подтверждает взаимосвязь мышления и речи.
Деятельность человека – действия, деяния отдельного человека. Деятельность изменяет внешний мир и самого человека, раскрывает его сущность. Деятельность человека зависит от его предпочтений.
воспитания и образования. Виды трудовой деятельности: умственный труд (например, вычисление уравнений) и физический труд (например, уборка класса).
В структуре деятельности выделяют субъект и объект. Субъект – тот, кто действует (например, ученый, который смотрит в микроскоп), объект – то, на что направлена деятельность (например, микроскопические бактерии). Субъект и объект могут быть как одушевленными, так и неодушевленными.
Виды деятельности:
1) материальная (человек ест, пьет, копает, моет посуду);
2) духовная (думает, поет песню, играет на гитаре):
3) общественная (мать присматривает за ребенком, спортсмен выступает в соревнованиях, политик участвует в выборах).
В разном возрасте у человека преобладает один из видов деятельности: для детей основной деятельностью является игра, для школьников и студентов – учеба, для взрослых – труд.
Потребности – это необходимость человека в чем-либо. Именно потребности побуждают человека к деятельности. Существует много классификаций потребностей. Приведем самую известную классификацию, разработанную американским психологом А. Маслоу. Он выделял следующие виды потребностей человека: 1) физиологические (потребность в пище, дыхании, воспроизводстве рода, отдыхе); 2) жизненно важные (безопасность, комфорт); 3) социальные (общение, привязанность); 4) престижные (уважение, успех, высокие оценки); 5) духовные (самовыражение и реализация интересов).
Человека. В зависимости от ситуации может относиться как к творческой сфере деятельности, так и к учебной. Еще один немаловажный термин - мысль - это результат или промежуточный этап процесса мышления. Мысль может означать «понятие», «идею», «смысл». Мышление - это такой же способ познания мира, как и ощущение или восприятие, только более высокого уровня, так как восприятие и ощущения есть и у животных, а мышление только у человека .
Некоторые философы понимают мышление по-другому. Они считают, что мысль - это не результат мышления как деятельности: существует абстрактная ментальная сфера, в которой витают уже готовые мысли; и процесс мышления заключается в извлечении человеком мыслей из этой сферы. Но мы не будем ударяться в эзотерику и рассмотрим мышление с точки зрения психологии и социологии.
Мыслительные процессы.
Мыслительные процессы , или операции мышления , - это способы познания окружающей действительности посредством мыслей. Вот основные из них:
- Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие. Грубо говоря - это разборка и осмотр компонентов.
- Синтез. Обратный процесс - объединение компонентов в одно целое, а также выявление связей между ними.
- Классификация. Разложение предметов или явлений в разные группы по определенным признакам.
- Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
- Обобщение. Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей между ними. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
- Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, по сути представляет из себя уточнение для лучшего понимания.
- Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные в данный момент не представляют интереса.
Большинство психологов считает первые два типа процесса мышления (синтез и анализ) основными, а остальные вспомогательными. Некоторые вообще рассматривают только эти два.
Виды мышления.
- Логика. Это вид абсолютного предметного мышления , основанного на определениях, классификации, анализе, доказательствах и опровержение. Это, своего рода, математический способ мышления, не допускающий абстракций и предположений. Логика- это также наука о методах и законах познавательной интеллектуальной деятельности. Ученые еще называют логику «правильным мышлением ».
- Рефлексия. Мышление человека, направленное на самого себя и на собственную деятельность, то есть самоанализ. Значимость рефлексии для философии заключается в том, что человек не только что-то знает, но еще и знает о том, что он это знает. В психологии же все несколько проще - ценность заключается в способности к самоанализу, самокритике и корректировке собственных действий.
- Медитация. С точки зрения наук о человеке вообще и психологии в частности, - это особый вид углубленного мышления (размышления) о каком-то конкретном предмете, явлении, духовной истине или нравственной идее, при котором человек абстрагируется от всех остальных внешних и внутренних факторов. Основной элемент медитации - созерцание .
- Интуиция. Интуиция - это своего рода антоним логики. Это вид познавательного мышления, основанный на постижении истины без логики и аналитики путем воображения, проницательности, использования накопленного опыта и «чутья». Еще Платон различал два вида познания - логическое и интуитивное. Если же совсем абстрагироваться от метафизики, то интуиция - это понимание чего-либо, основанное на предыдущем опыте с таким же предметом или явлением. Например, впервые запустив Windows 8, вам интуитивно понятно, как открыть диски, скопировать текст, посмотреть контекстное меню и т.д., потому что до этого вы четыре года пользовались Windows 7.
В заключение нельзя не упомянуть еще о двух методах познавательной деятельности , часто незаслуженно игнорируемых при изучении мышления:
- аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный процесс мышления, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений в историческом формате;
- дедукция (метод мышления, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в повседневной жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу и его Шерлоку Холмсу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль выборов в политическом процессе». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированны в подпунктах.
Пояснение
При анализе ответе учитываются:
− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия
заданной теме;
− полнота отражение основного содержания в плане;
− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Демократический механизм принятия политических решений
2) Избирательные права граждан:
а) активное избирательное право;
б) пассивное избирательное право.
3) Принципы демократического избирательного права:
а) всеобщность;
б) равенство;
в) тайна выборов;
4) Избирательные системы:
а) мажоритарная;
б) пропорциональная
5) Роль выборах в политическом процессе:
а) формирование представительных органов власти;
б) общественный контроль за деятельностью государственной властью;
в) социальное представительство и т.д.
6) Представительные органы власти
7) Выборы в недемократических обществах
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и
подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2, 3, 4, 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
№ | Баллы | |
---|---|---|
28.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
3 | ||
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. | 2 | |
0 | ||
Указания по оцениванию:
|
||
28.2 | 1 | |
1 | ||
Все иные ситуации | 0 | |
Максимальный балл | 4 |
Пример 2.
Оцените это решение в баллах:
Пример 3.
Оцените это решение в баллах:
Пример 4.
Оцените это решение в баллах:
Пример 5.
Оцените это решение в баллах:
Задание № 2459
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государство как институт политической системы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированны в подпунктах.
Пояснение
При анализе ответе учитываются:
− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
− отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие государства
2) Признаки государства:
а) территориальная организация;
б) публичный характер власти;
в) суверенитет;
г) исключительное право на взимание налогов и др.
3) Внутренние и внешние функции государства:
а) политическая;
б) экономическая;
в) социальная;
г) обеспечение национальной безопасности;
д) международное сотрудничество и др.
4) Государственный аппарат
5) Форма государства:
а) форма правления (монархия, республика);
б) форма государственно-территориального устройства (унитарное, федеративное и конфедеративное);
в) политический режим (тоталитаризм, авторитаризм, демократия).
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2,3,4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 28 | Баллы |
---|---|---|
28.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 3 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 2 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 0 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) | ||
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов |
||
28.2 | Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана | 1 |
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей | 1 | |
Все иные ситуации | 0 | |
Максимальный балл | 4 |
Пример 1.
Оцените это решение в баллах:
Пример 2.
Оцените это решение в баллах:
Пример 3.
Оцените это решение в баллах:
Пример 4.
Оцените это решение в баллах:
Пример 5.
Оцените это решение в баллах:
Задание № 3326
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические права и свободы граждан». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение
При анализе ответа учитывается:
− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
− Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
1. Понятие прав и свобод гражданина.
2.Классификация прав человека:
а) гражданские (личные);
б) политические;
в) социально-экономические;
г) культурные.
3. Политические права граждан:
а) права на участие в управлении делами государства;
б) свобода объединений;
в) свобода собраний и т.д.
4. Избирательные права граждан:
а) активное право;
б) пассивное право.
5. Гарантии политических прав в демократическом обществе.
6. Механизмы защиты политических прав и свобод гражданина.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
№ | Критерии оценивания ответа на задание 28 | Баллы |
---|---|---|
28.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 3 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 2 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 0 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) | ||
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов |
||
28.2 | Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана | 1 |
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей | 1 | |
Все иные ситуации | 0 | |
Максимальный балл | 4 |
Пример 1.
Оцените это решение в баллах:
Пример 2.
Оцените это решение в баллах:
Пример 3.
Оцените это решение в баллах:
Пример 4.
Оцените это решение в баллах:
Пример 5.
Оцените это решение в баллах:
Задание № 5325
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность и мышление». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение
При анализе ответа учитывается:
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
– корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие деятельность.
2. Структура деятельности:
а) субъект;
б) объект;
г) мотивы;
д) действия;
е) результат.
3. Виды деятельности:
а) игра, учение, труд, общение;
б) духовная, практическая (материальная) и др.
4. Мотивы деятельности:
а) потребности;
б) интересы;
в) убеждения и т.д.
Признаки деятельности:
а) сознательный характер;
б) преобразовательный характер;
в) орудийный характер и т.д.
6. Понятие и виды мышления:
а) словесно-логическое;
б) наглядно-образное;
в) наглядно-действенное.
7. Взаимосвязь мышления и деятельности:
а) мышление как основа рационального познания;
б) мышление и речь и т.д.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2-6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 28 | Баллы |
---|---|---|
28.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 3 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 2 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 0 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) | ||
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов Пример 5. Оцените это решение в баллах: |
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально . Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Мышление неразрывно связано с языком . В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.
Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.
Процесс мышления проходит ряд этапов.
Мышление обладает личностным характером . Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.
Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности , которые проявляются: в форме побуждений , мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.
Мышление – сложное социально-историческое явление . Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.
На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.
В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.
В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
Образец задания
B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».
Образ; язык; представление; темперамент; знак.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».
Ответ: Темперамент.