Начало дворянского этапа русского освободительного движения. Начало дворянского этапа в русском освободительном движении

В годы царствования Александра 1 в России впервые возникло политически оформленное революционное движение, возглавленное дворянством. Оно выдвигало задачу ликвидации крепостного права, самодержавия, сословного строя и феодально-абсолютистских учреждений. Российская буржуазия в эти годы еще не сформировалась как класс и не могла поэтому выдвигать самостоятельных требований. Но и впоследствии, будучи зрелой, она никогда не выдвигала революционных программ. Сказывалась ее теснейшая связь с царизмом и феодально-помещичьим строем.

Идеология декабристов и факторы ее формирования

Идейное течение декабризма было прямым итогом Отечественной войны 1812 г. и последовавшей за ней войны за освобождение Европы от наполеоновской агрессии. Русское общество и армия были на высоком патриотическом подъеме. Длительное пребывание за границей способствовало ознакомлению прогрессивно настроенных кругов русского офицерства с идейно-политической жизнью европейских стран, их либеральными конституциями.

Российская действительность была резко контрастна. Это была реальность аракчеевщины, военных поселений и крепостной неволи. Чаяния крестьян о свободе не оправдались. В манифесте от 30 августа 1814 г. в связи с завершением военной антинаполеоновской кампании говорилось: «Крестьяне, верный наш народ, да получат мзду свою от бога». Летом 1819 г. вспыхнуло восстание военных поселян в Чугу- еве под Харьковом, жестоко подавленное Аракчеевым. В 1820 г. волнения охватили 256 крестьянских селений на Дону. Началось брожение в Семеновском полку и других частях столичного гарнизона. Эти события способствовали радикализации взглядов либеральной оппозиции, оформившейся в 1816-1820 годах. Все более откалывались от широкого общественного движения умеренно настроенные его представители. В тайных же обществах численный перевес приобретали сторонники активных революционных действий.

1.Возникновение тайных обществ. Программные цели декабристов.

В понятие «освободительное движение» входят не только революционная война , но и либерально-оппозиционные выступления , а также все оттенки передовой общественно-политической мысли. Освободительное движение начинается в эпоху перехода от феодализма к капитализму , т. е. в эпоху ломки феодально-абсолютистских учреждений и подъема буржуазии.

Как известно, В.И. Ленин подразделял освободительное движение в России (до 1917 г.) на три этапа: дворянский, разночинский и пролетарский . Отметим правомерность, но недостаточность такого подхода. Хотя на первом этапе (примерно до середины XIXв.) в освободительном движении практически преобладали дворяне, но и на «разночинском» его этапе большую роль продолжали играть выходцы из дворянства. Даже на «пролетарском» этапе демократические партии, возглавлявшие революционную борьбу и действовавшие от имени пролетариата и крестьянства, состояли преимущественно из представителей интеллигенции, но не рабочих и крестьян, численность которых в этих партиях была ничтожной. Умеренное крыло освободительного движения, возглавляемое либерально-оппозиционными партиями, почти целиком было представлено буржуазной и дворянской интеллигенции. Поэтому более правомерен другой критерий периодизации освободительного движения – характер идеологии (в России господствовали идеи века Просвещения – теория «естественного права человека и гражданина»).

Декабристы – люди высокой нравственности, которая выделила их из среды остального дворянства, заставила подняться выше своих сословных привилегий, дававшихся им происхождением и положением в обществе. Стать «декабристами» означало пожертвовать всем своим состоянием и даже самой жизнью во имя высоких и благородных идеалов – освобождения России от крепостничества и деспотизма самодержавной власти.

Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов оказала Отечественная война 1812 г. Не случайно они называли себя «детьми 1812 г.», рассматривая его как отправную точку своего политического воспитания. Свыше ста будущих декабристов были участниками войны 1812 г., 65 человек из тех, кого потом поименуют «государственными преступниками», геройски сражались с врагом на поле Бородина.

Значительное влияние на организационно-тактические принципы декабристов оказали масонство (более 80 декабристов, в том числе и все их лидеры, были масонами), а также опыт тайных обществ в европейских странах.

Первое декабристское общество – Союз спасения – возникло в начале февраля 1816г. в Петербурге по инициативе 23-летнего полковника Генерального штаба А.Н. Муравьева (после прихода П.И. Пестеля получило новое название – «Общество истинных и верных сынов отечества»). В конце своего существования оно насчитывало 30 человек. В этой декабристкой организации, хотя и была определена основная цель – введение конституции и уничтожение крепостного права, еще оставались неясными средства достижения этой цели, отсутствовала программа политических преобразований.


В январе 1818 г. была создана другая организация, которая получила название Союза благоденствия . За время своего трехлетнего существования (1818 –1821) Союз благоденствия сделал крупный шаг в разработке организационно-тактических принципов и программных положений декабризма. От союза спасения он отличался более многочисленным составом – в нем насчитывалось уже 200 членов, детально разработанным уставом – «Зеленой книгой» («введение конституции и законно-свободного правления», «уничтожение рабства», введение «равенства граждан перед законом, гласности в государственных делах и в судопроизводстве», ликвидация рекрутчины, военных поселений).

Члены Союза благоденствия придерживались разных взглядов и представлений о путях и средствах политических преобразований в стране.

В марте 1812 г. оформилось Южное общество . Почти одновременно в Петербурге Н.М. Муравьевым и Н.И. Тургеневым было положено начало Северному обществу , получившему свое окончательное организационное устройство уже в 1822 г. Оба общества тесно взаимодействовали друг с другом и рассматривали себя как части одной организации. Еще с 1820 г. умами декабристов стала все более одолевать идея военного восстания без участия в ней народных масс – «военной революции». Они исходили из опыта двух типов революций: французской 1789 г. – революции народных масс, сопровождаемой «беспорядками и безначалием», и испанской 1820 г. – «организованной, без крови и беспорядков», совершающейся при помощи дисциплинированной военной силы, руководимой авторитетными начальниками – членами тайных обществ.

1821 – 1823 годы – время становления, численного роста и организационного оформления Южного и Северного обществ. В Южном обществе главенствовал Пестель, авторитет и влияние которого были непререкаемы. Во главе Северного общества стояла дума из трех человек – Н.М. Муравьева, С.П. Трубецкого и Е.П. Оболенского.

Разработка конституционных проектов и конкретных планов военного восстания составила основное содержание деятельности декабристских обществ после 1821. В 1821–1825 гг. были созданы две политические программы (каждая в нескольких вариантах) революционных преобразований – «Русская правда» П.И. Пестеля и Конституция Никиты Муравьева , а также был согласован и план совместного выступления обоих обществ.

При разработке своих проектов Пестель и Н. Муравьев опирались на конституционный опыт других государств – Североамериканских Соединенных Штатов, и некоторых стран Западной Европы.

«Русская Правда» Пестеля провозглашала уничтожение крепостного права, установление в России республики с твердой централизованной властью, равенство всех граждан перед законом. При решении аграрного вопроса Пестель исходил из двух предпосылок: земля есть общественное достояние, из которого каждый гражданин имеет право получить земельный надел, но вместе с тем справедливой признавалась собственность на землю.

Подлежало упразднению прежнее сословное деление; все сословия «сливались в единое сословие - гражданское». Гражданские и политические права получали мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин в возрасте с 21 года сроком на 15 лет. Военные поселения ликвидировались. «Русская Правда» декларировала свободу слова, печати, собраний, занятий, передвижения, вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища, введение нового суда, равного для всех граждан, с гласным судопроизводством и правом на защиту.

По «Русской Правде», будущая Российская республика должна быть единым и неразделимым государством с сильной централизованной властью. Пестель был противником федерации. Высшая судебная власть принадлежала Народному вече. Высшую контрольную («блюстительную») власть должен был осуществлять Верховный собор.

«Русская Правда» Пестеля – самый радикальный конституционный проект декабристов. Но именно в силу своего крайнего радикализма он нес в себе значительные элементы утопизма. Пестель ориентировался на жесткую революционную диктатуру.

В отличие от «Русской Правды» Пестеля конституционный проект Н. Муравьева предусматривал сохранение монархии, ограниченной конституцией. Кроме того, Н. Муравьев был противником строго централизованной государственной власти. Россия по его проекту должна стать федерацией. Н. Муравьев проводил строгое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, что долженствовало стать, наряду с федеративным устройством, гарантией против возникновения в стране диктатуры. Избирательным правом могли пользоваться только мужчины. Вводился имущественный ценз, который давал доступ к участию в активной политической жизни страны имущим слоям населения. В проекте было детально разработано преобразование судебной системы.

Проект Н. Муравьева предусматривал упразднение сословной структуры общества, провозглашал всеобщее равенство граждан перед законом, защиту неприкосновенности личности и имущества, широкую свободу слова, печати, собраний, свободный выбор занятий. В отличие от Пестеля Н. Муравьев предусматривал неотъемлемое право граждан создавать различного рода объединения и сообщества. В проекте торжественно декларировалась ликвидация крепостного права. Н. Муравьев полагал, что в перспективе вся земля, в том числе и крестьянская надельная, должна стать частной собственностью их владельцев.

Проект Н. Муравьева, по сравнению с проектом Пестеля, был реалистичнее, ибо более подходил к условиям тогдашней России.

1824 – 1825 гг. отмечены активизацией деятельности декабристских организаций. Значительно возросла их численность преимущественно за счет военной молодежи. Вплотную была поставлена задача непосредственной подготовки военного восстания .

Осенью 1825 г. поступили к царю новые доносы, в которых сообщались и имена некоторых членов Южного и Северного обществ. 10 ноября Александр I, находясь в Таганроге и будучи тяжело больным, отдал приказ об аресте выявленных членов тайного общества. Однако последовавшая 19 ноября смерть императора несколько отсрочила начало репрессий; вместе с тем она ускорила выступления декабристов, которые решили воспользоваться создавшимся междуцарствием.

Известие о смерти Александра I пришло в Петербург 27 ноября. Сына у него не было (а две дочери, Мария и Елизавета, умерли в младенчестве). По закону править должен был Константин. Когда стало известно о смерти Александра, войска, правительственные учреждения и население присягнули ему. Однако Константин, не принимая престола, не желал и формально отказался от него. Причины такого поведения Константина – одна из исторических загадок. Возникла ситуация междуцарствия.

В тот же день на совещании у Рылеева было решено, что если Константин примет престол, то надлежит объявить всем членам о его формальном роспуске. Но этого не произошло, «появилась надежда на немедленное выступление», используя в качестве предлога верность присяге Константину.

Выступления назначили на 14 декабря – день, когда предстояло присягать Николаю Павловичу. Декабристы решили вывести восставшие войска на Сенатскую площадь и принудить Сенат объявить введение конституционного правления. Предполагалось захватить Петропавловскую крепость, Зимний дворец, арестовать царскую семью. «Диктатором» (командующий войсками) был избран С.П. Трубецкой как «старший по чину» (он был полковником гвардии), а «начальником штаба» Е.П. Оболенский.

От имени Сената предполагалось обнародовать «Манифест к русскому народу», в котором провозглашались: «уничтожение бывшего правления», ликвидация крепостной зависимости крестьян, рекрутчины, военных поселений, телесных наказаний, отмена подушной подати и податных недоимок, сокращение солдатской службы с 25 до 15 лет, уравнение в правах всех сословий, введение выборности центральных и местных органов власти, суда присяжных с гласным судопроизводством, свобода слова, занятий, вероисповеданий.

Настало утро 14 декабря. Члены тайного общества уже находились в своих военных частях и вели агитацию против присяги Николаю I, во имя сохранения верности законному императору Константину. Всего на площади собралось 3 тыс. солдат и матросов при 30 офицерах (некоторые из них не были членами тайного общества и примкнули к восстанию в последний момент). Трубецкой не явился на площадь, и восстание осталось без руководителя. Трубецкой еще накануне проявил колебания и нерешительность. Его сомнения в успехе усилились в день восстания, когда он убедился, что не удалось поднять большинство гвардейских полков, на которые рассчитывали декабристы. Поведение Трубецкого, несомненно, сыграло роковую роль в день 14 декабря. Участники восстания оценили это как «измену».

Впрочем, было немало и других причин; обусловивших неуспех восстания. Руководители с самого начала совершили массу ошибок, которые нарушили весь план его: в первую очередь, они не сумели воспользоваться первоначальной растерянностью властей и захватить уже утром Петропавловскую крепость, Сенат, Зимний дворец, помешать присяге Николаю I в войсках, в которых шло брожение; во вторых, они не проявили никакой активности в ходе восстания, ожидая подхода и присоединения других частей. Перед разгромом восстания у них была вполне реальная возможность захватить те несколько легких орудий, которые были Николаем I подтянуты к площади и по сути дела решили исход восстания. Также они не обратились за содействием к собравшемуся на площади петербургскому люду, который явно выражал им сочувствие и готов был к ним присоединиться.

Николай I попытался воздействовать на восставших уговорами. К ним он направил генерал-губернатора Петербурга М.А. Милорадовича, который был смертельно ранен П.Г. Каховским выстрелом из пистолета. «Уговаривать» солдат были посланы петербургский митрополит Серафим и киевский митрополит Евгений. Восставшие весьма невежливо попросили их «удалиться». Пока шли уговоры, Николай стянул к Сенатской площади 9 тыс. солдат пехоты и 3 тыс. конных. Николай I, опасаясь, что с наступлением темноты «бунт мог сообщиться черни», отдал приказ применить артиллерию. Несколько картечных выстрелов в упор с близкого расстояния произвели сильное опустошение в рядах восставших и обратили их в бегство. К 6 часам вечера восстание было разгромлено. Всю ночь при свете костров убирали раненых и убитых и смывали с площади пролитую кровь.

29 декабря 1825 г. началось восстание Черниговского полка , расположенного в районе г. Василькова (в 30 км к юго-западу от Киева). Восстание возглавил С.И. Муравьев-Апостол. Оно началось в тот момент, когда членам Южного общества стало известно о разгроме восстания в Петербурге. В течение недели С.И. Муравьев-Апостол с 970 солдатами и 8 офицерами Черниговского полка совершали рейд по заснеженным полям Украины, надеясь на присоединение к восстанию других полков, в которых служили члены тайного общества. Однако эта надежда не оправдалась. Утром 3 января 1826 г. при подходе к Трилесам, между деревнями Устиновкой и Ковалевкой, полк был встречен отрядами правительственных войск и расстрелян картечью, а раненный в голову С.И. Муравьев-Апостол схвачен и в кандалах отправлен в Петербург.

24 декабря 1825 г. была предпринята еще одна попытка поднять военное восстание, на этот раз руководителями «Общества военных друзей» Игельстромом и Вигелиным. В тот день в г. Белостоке они организовали отказ от присяги Николаю I Литовского батальона и намеревались поднять другие расквартированные в этой местности воинские части. Командованию удалось быстро изолировать мятежный батальон, арестовать участников заговора и предотвратить начавшиеся волнения в других частях. 39 членов «Общества военных друзей» и 144 солдата впоследствии предстали перед военным судом.

3.Судьба декабристов.

После подавления восстания в Петербурге и на Украине самодержавие обрушилось на декабристов со всей беспощадностью. Было взято под арест 316 человек (некоторых из них арестовали случайно и после ареста отпустили). Всего же по «делу» декабристов проходило 579 человек – таково было число лиц, попавших в составленный следствием «Алфавит членам злоумышленного общества, открывшегося 14 декабря 1825 г.» О многих подозреваемых следствие велось заочно; других же, вышедших из тайного общества или формально в нем состоявших, следствие оставило «без внимания», но все же включило в этот черный список, постоянно находившийся под рукой у Николая I.

Полгода работала следственная комиссия в Петербурге. Следственные комиссии были образованы также в Белой Церкви и при некоторых полках. Это был первый в России широкий политический процесс. Виновными были признаны 289 человек, из которых 121 предан верховному уголовному суду (всего же всеми судами осуждено 173 человека). Из числа преданных Верховному уголовному суду пятеро (П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский) были поставлены «вне разрядов» и приговорены «к смертной казни четвертованием», замененной повешением. Остальные распределены по степени вины на 11 разрядов. 31 человек 1-ого разряда приговорен «к смертной казни отсечением головы», замененной бессрочной каторгой, 37 – к различным срокам каторжных работ, 19 –к ссылке в Сибирь, 9 офицеров разжалованы в солдаты. Свыше 120 человек понесли различные наказания по личному распоряжению Николая I, без суда: посажены в крепость на срок от полугода до 4 лет, разжалованы в солдаты, переведены в действующую армию на Кавказ, отданы под надзор полиции. Особые судебные комиссии, рассматривавшие дела солдат, участвовавших в восстаниях, приговорили 178 человек к наказанию шпицрутенами, 23 – к палкам и розгам. Из остальных участников восстания сформировали сводный полк в составе 4 тыс. человек, который был отправлен в действующую армию на Кавказ.

«Не пропадет ваш скорбный труд», писал декабристам Пушкин. Их дело «не пропало». Декабристские традиции и сам высоконравственный облик декабристов вдохновлял последующие поколения борцов за свободу. Участники студенческих кружков Московского университета конца 20-х – начала 30-х годов XIX в., А.И. Герцен и Н.П. Огарев, петрашевцы – все они считали себя наследниками и продолжателями дела декабристов. Идеи декабристов и их нравственный облик импонировал и революционерам 60-х годов.

Первое революционное выступление в России имело определенный резонанс и в политических кругах Западной Европы, произвело огромное впечатление на правящие круги России, в первую очередь на самого Николая I, который всегда вспоминал «моих друзей четырнадцатого» (имея в виду декабристов). На своей коронации, принимая иностранных послов, он заявил о подавлении восстания декабристов: «Я думаю, что оказал услугу всем правительствам». Европейские монархи, поздравляя Николая с этой «победой», писали ему, что тем самым он «заслужил… признательность всех иностранных государств и оказал самую большую услугу делу всех тронов».

Значителен вклад декабристов в развитие русской культуры. Русская культура в самом широком смысле этого слова была духовной и нравственной почвой для декабристов. Идеи декабристов оказали огромное воздействие на творчество А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, П.А. Вяземского, А.И. Полежаева. Среди самих декабристов были писатели и поэты (К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев-Марлинский, Ф.Н. Глинка, В.К. Кюхельбекер, В.Ф. Раевский, П.А. Муханов), ученые и художники (Н.И. Тургенев, Н.А. Бестужев, А.О. Корнилович, Ф.П. Толстой). Сосланные на каторгу и в ссылку декабристы не изменили своим убеждениям; поставленные в «каторжных норах» вне политического бытия, они тысячью нитей были связаны с Россией, всегда были в курсе всех общественно-политических событий как в России, так и за рубежом. Велик был их вклад в развитие просвещения и культуры в целом русского и частью нерусских народов Сибири. Эта деятельность декабристов после 1825 г. органически входит в общественно политическую и культурную жизнь России второй четверти XIX в. И по возращении после амнистии из ссылки многие декабристы нашли в себе силы активно включиться в общественную жизнь страны: они выступали в печати со своими воспоминаниями, публиковали ученые труды, участвовали в подготовке и проведении крестьянской и других реформ в качестве членов губернских комитетов по крестьянскому делу, мировых посредников, земских деятелей.

Непреходящи нравственные ценности, которые были возращены этими защитниками вольности и завещаны потомкам: подлинный патриотизм и интернациональное богатство, высокоразвитое чувство чести и товарищества, сознание высокого царского долга и готовность на беззаветное, бескорыстное служение отечеству.

М. Изд-во "Мысль". 1979. 288 с. Тираж 15500. Цена 1 руб. 10 коп.

История освободительного движения в России всегда находилась в центре внимания советских исследователей. Но, несмотря на это, остаются еще вопросы, нуждающиеся в дальнейшей разработке, недостаточная изученность которых не может не сказаться на понимании проблемы в целом. К их числу относится важный вопрос о преемственности в истории освободительного движения в России. Как известно, "освободительное движение в России прошло, - по словам В. И. Ленина, - три главные этапа, соответственно трем главным классам русского общества, налагавшим свою печать на движение" 1 . Для того, чтобы определить преемственность, необходимо иметь цельное научное представление о каждом из этих этапов во всем многообразии и сложности составляющих его явлений, в динамике их развития и связи с другими этапами.

Именно с таких позиций к анализу первого этапа освободительного движения в России подошел в своей монографии доктор исторических наук В. А. Дьяков (зав. сектором Института славяноведения и балканистики АН СССР). Впервые в советской историографии дворянский период революционного движения рассматривается в целом - от декабристов до конца 1850-х годов. Отдельные крупные общественные явления (декабристы, петрашевцы, В. Г. Белинский, А. И. Герцен и др.), составляющие вехи в истории дворянского этапа, анализируются автором с точки зрения выявления общих закономерностей и особенностей данного этапа. В связи с этим задача книги главным образам заключалась "в выявлении основных типологических черт освободительного движения в России на дворянском этапе" (с. 246). Автор исследует движение в процессе непрерывного развития, показывая органическую связь дворянского и революционно-разночинского этапов, их глубокую преемственность, обращая особое внимание на то новое, что, зародившись на дворянском, утверждается уже на следующем - разночинском этапе. Один из важнейших аспектов проблемы - вопрос о социальном составе участников дворянского этапа освободительного движения. Ленин в основу периодизации революционного движения положил, как известно, классовый признак, социальную принадлежность его участников. Дворянство, составляя основную массу участников освободительного движения на протяжении первой половины XIX в., определяло в целом идеологию, программу и тактику революционного лагеря. "Передовая часть дворянского сословия, - говорится в монографии, - являлась в 1826 - 1861 гг. главной силой буржуазного по своей объективной

1 В. И. Ленин. ПСС. Т. 25, с. 93.

направленности российского освободительного движения" (с. 247). Однако после восстания декабристов состав участников освободительного движения начал меняться. Если декабристы, как указывает автор, "в подавляющем большинстве не только происходили из дворянской среды, но и представляли прежде всего достаточно развитое и зажиточное дворянство" (с. 48), то уже в 30-е годы XIX в. в революционную среду проникают разночинцы, число которых увеличивается довольно быстрыми темпами, так что к концу 50-х годов прошлого столетия "удельный вес разночинцев превысил 50%, в результате чего разночинец стал главной фигурой в движении" (с. 61). А это, в свою очередь, должно было привести к глубоким переменам в характере освободительного движения, ибо "количество перешло в качество: разночинцы не только составили большинство среди участников освободительного движения, но и стали его руководящей силой" (с. 246). Изменения в социальном составе участников освободительного движения на дворянском этапе автор справедливо рассматривает как отражение глубоких социально-экономических перемен в эпоху кризиса феодально-крепостнической формации в России.

Вопрос о социальном составе участников первого этапа освободительного движения тесно связан с главной проблемой исследования - проблемой дворянской революционности. Именно в классовой принадлежности участников движения следует искать корни идейного развития в указанное время. В работе дается следующее определение дворянской революционности: 1) боязнь дворянских революционеров "решительной ломки социальных основ феодально-крепостнического строя, их стремление осуществить буржуазные преобразования с максимальным учетом интересов своего сословия"; 2) "явное предпочтение политических целей и средств борьбы"; 3) "курс на военный заговор", который постепенно изживал себя, "ибо опыт борьбы доказывал его необоснованность" (с. 247 - 248). Дворянская революционность не оставалась неподвижной, в ней совершались глубинные внутренние изменения. Движение декабристов - только первый период освободительного движения на дворянском этапе, когда впервые возникают революционные организации, разрабатываются программы и тактика революционеров. Однако, как справедливо замечает автор, традиции декабристов оказались сильны "на протяжении всего дворянского этапа историк освободительного движения в России" (с. 18).

Большое внимание в работе уделяется соотношению революционных и либеральских идей на всем протяжении развития дворянской революционности. В. А. Дьяков считает, что "наличие и историческая обусловленность либерально-просветительных либо либеральных тенденций в освободительном движении дворянского этапа совершенно неоспоримы" (с. 250). Вопрос о выборе революционного или реформистского пути для достижения конечных целей встает, как показано в книге, уже перед декабристами. Автор отмечает "сложность и противоречивость процесса генезиса и развития декабристской идеологии" (с. 70). После неудачи восстания декабристов на протяжении первого десятилетия в освободительном движении переплетались революционно-демократические и либеральные идеи, что отчетливо видно на примере деятельности различных кружков и обществ, возникших после 1825г., которые В. А. Дьяков условно подразделяет на три основные группы: демократические, демократически-просветительские, либерально- просветительские. Он справедливо обращает внимание на то, что в то время не произошло еще четкого разделения на революционно-демократическое и либеральное течения, что взгляды участников освободительного движения могли "представлять собой и зачастую представляли по-разному дозированную смесь демократической и либеральной идеологий" (с. 99).

Вместе с тем автор показывает, что уже тогда начинается процесс обособления либерального направления, а это свидетельствовало о возникновении процесса размежевания внутри общего потока освободительного движения. Новой характерной чертой в освободительном движении после восстания декабристов стало распространение и усвоение идей утопического социализма. В этом большую роль сыграл кружок А. И. Герцена - Н. П. Огарева. В работе справедливо отмечается, что восприятие идей утопического социализма "заметно ускорило идейное размежевание в русском общественном движении" (с. 103).

В 40 - 50-е годы XIX в. явления, наметившиеся ранее в освободительном движении, начинают проявляться значительно острее и глубже. Усиливается борьба между демократическим и либеральным направлениями, при этом, как подчеркивает автор,

"революционно-демократическое направление с первых же шагов противостояло либерализму в целом, т. е. и западникам и славянофилам" (с. 112). Одновременно с процессом все более резкого размежевания демократизма с либерализмом ширится усвоение идей утопического социализма, растет интерес к социалистическим идеям. К концу дворянского этапа, то есть в 50-е годы XIX в., утопический социализм получил уже значительное распространение среди участников освободительного движения, однако "господствующей идейно-политической доктриной русских революционеров" он стал только после 1861 года (с. 251). Вместе с тем, отмечая растущий интерес в передовых кругах к идеям утопического социализма, автор считает, что в освободительном движении "преобладала общедемократическая струя" (с. 152).

В. А. Дьяков рассматривает связи национально-освободительной борьбы народов России с русским освободительным движением, анализирует характер этих связей, возможности их взаимовлияния в борьбе с царизмом. Впервые исследуется такой вопрос, как "соотношение социального и национального аспектов освободительного движения в России" (с. 252). Автор приходит к выводу, что национально-освободительное движение было важным резервом революционного движения, что "передовые деятели различных народов России уже начали интересоваться освободительной борьбой друг друга, искали, а иногда и находили пути для сближения и сотрудничества" (с. 199). Представляются интересными и другие выводы автора: что польское национально-освободительное движение в первой половине XIX в. "по своему основному социальному смыслу было антифеодальным" (с. 167), что "освободительная борьба на Украине развивалась как органическая часть общероссийского освободительного движения" (с. 173), что идея межнационального сотрудничества все шире входила в среду русских, польских и украинских революционеров (с. 182).

В книге показан сложный путь поисков революционеров в организационно- тактических вопросах. Тактика "военной революции" декабристов уже в конце 20-х - начале 30-х годов XIX в. уступает место новым идеям - необходимости привлечения народа к революционному перевороту. В связи с этим начинается агитационная деятельность революционеров в различных общественных кругах. Автор считает, что "в организационно-тактическом смысле большим достижением и вершиной дворянского этапа явилась целая система отчасти объединенных в федерации, а отчасти действовавших самостоятельно революционных кружков" (с. 253). Развитие организационно-тактических принципов дворянских революционеров органично привело к созданию в начале 60-х годов прошлого века организации революционеров-разночинцев "Земля и воля".

Вызывает, однако, сомнение утверждение автора о том, что дворянский этап освободительного движения заканчивается революционной ситуацией 1859 - 1861 годов. Как нам кажется, она представляла собою переходный рубеж от дворянского к разночинскому этапу, рубеж, в котором превалируют уже черты разночинской революционности. Именно в эти годы теоретические и тактические признаки разночинно-демократического этапа проявились наиболее отчетливо. А деятельность Н. Г. Чернышевского и его соратников - идейных руководителей и организаторов революционно-демократического лагеря? А революционные кружки конца 50-х - начала 60-х годов? Разве они по социальному составу, программам и тактическим установкам не имели ярко выраженный демократический характер?

Следовало бы яснее подчеркнуть значение вопроса о зарождении революционно-демократической мысли в освободительном движении и в связи с этим показать роль В. Г. Белинского как родоначальника русской революционной демократии. Деятельность его выходила за рамки дворянской революционности. В работе личности великого критика-демократа уделено недостаточное внимание. Вопрос о народе, о привлечении его к революционной борьбе был качественно новой и чрезвычайно важной чертой освободительного движения уже на первом его этапе. Хотелось бы, чтобы история этого вопроса была прослежена более четко и во взглядах отдельных революционеров и в идейных платформах кружков и организаций. Это имеет непосредственное отношение к проблеме преемственности, так как вопрос о народной революции и подготовке восстания был одним из главных в программе революционной демократии.

Начало дворянского этапа в русском освободительном движении. Восстание декабристов

В романе М. Д. Марич "Северное сияние" дается широкая картина общественной и политической жизни России в 20 - 30-е годы XIX в. Рассказывается о возникновении тайных обществ декабристов, их восстаниях в Петербурге и в Киевской губернии. Ярко воссозданы образы дворянских революционеров Пестеля, Рылеева, Муравьевых, Каховского и других.

В приводимом ниже отрывке рисуется мрачная картина феодально-крепостнических порядков в стране, установленных царем и его временщиком Аракчеевым.

Управлял Россией Аракчеев...

Александр ничего не мог с собой поделать: он непрерывно ощущал неминуемо грозящую ему опасность. Всюду ему чудились заговоры, возмущения. В любой шутке находил он скрытый намек, замаскированное недовольство, упрек... Петербург стал для него враждебным и чужим, и он переехал в Царское Село" Царскосельский дворец сделался его любимой резиденцией. Здесь он не чувствовал того тайного страха, который в Петербурге полз за ним от мрачного Михайловского замка, от холодного блеска Невы, от высоких парадных комнат Зимнего дворца.

Управлял Россией Аракчеев, видевший в ней огромное военное поселение, в котором людям надлежало мыслить, чувствовать и действовать по тем самым "артикулам", которые были введены в его собственной вотчине.

Решив, что только железная рука Аракчеева способна подавить проявления общественного недовольства, Александр выдал временщику бланки за своею подписью, наперед санкционируя все, что вздумается занести на чистую бумагу всеми ненавидимому и всех ненавидящему Аракчееву. Все представления министров, все решения Сената, Синода и Государственного совета, все объяснительные записки отдельных членов этих государственных учреждений и их личные письма к Александру доходили до него только по усмотрению Аракчеева.

И в то время как Грузине и мрачный дом Аракчеева в Петербурге на углу Литейной и Кирочной служили суровой школой "уничижения и терпения" для всех - от фельдмаршалов и генерал-губернаторов до фельдфебелей и мелких чиновников; в то время, как вся Россия стонала под ударами палок, и ни седины старости, ни детская слабость, ни женская стыдливость не избавляли от применения этого средства, и битье процветало в школах, в деревнях, на торговых площадях городов, в помещичьих конюшнях, у барских крылец, в сараях, на скотных дворах, в лагерях, казармах - всюду по спинам людей привольно гуляли палка, шпицрутен и розга - в Царскосельском дворце, окруженном тенистым парком с кристально чистыми прудами, по которым бесшумно плавали величавые черные и белые лебеди, царили покой и тишина*.

*(М. Марич. Северное сияние. М., Гослитиздат, 1952, стр. 171, 172. )

Вопрос. Чего боялся Александр I и какими средствами боролся против грозящей ему опасности?

Мрачную картину жизни крепостного крестьянства в начале XIX в., произвол помещиков нарисовал великий русский поэт А. С. Пушкин в своем стихотворении "Деревня".

Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут, Надежд и склонностей в душе питать не смея, Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувственной злодея. Опора милая стареющих отцов, Младые сыновья, товарищи трудов, Из хижины родной идут собой умножить Дворовые толпы измученных рабов. О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой витийства грозный дар? Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя *, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?**

*(В авторском тексте стихотворения было написано: "И рабство падшее и падшего царя". Исправление текста сделано П. А. Вяземским по цензурным соображениям. См.: А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений, т. II. М.- Л., изд-во АН СССР, 1949, стр. 1055. )

**(А. С. Пушкин. Избранные произведения. М., Детгиз, 1958, стр. 51 - 52. )

Подумать , что возмущало поэта в жизни современной ему деревни и в чем он видел выход из создавшегося там положения.

Солдатская песня о военных поселениях

Жизнь в военном поселеньи - Настоящее мученье, Только не для всех! Поселяне голодают, Зато власти поживают, Очень хорошо! Для полков здесь - заточенье, Голод, холод, изнуренье - Хуже, чем в Крыму. Здесь ячмень дают уланам, А рожь прячут по карманам - ............................ Так заведено. Окружные, областные, Все мошенники такие, Каких не найдешь, Казначеи, авдиторы* И квартмейстеры - все воры............................. Писаря - капиталисты. Мрут, как мухи, кантонисты **. Воздух, вишь, такой! Хлеб казенный не родится, Зато собственный спорится, Некуда девать! Страшно плохи лазареты, Зато славные кареты У смотрителей! Жизнь в военном поселеньи Настоящее мученье, Только не для всех. На бумаге - все прекрасно, А на деле - так ужасно, Хоть не говори ***"

*(Аудитор - военный чин. )

**(Кантонисты - дети, отнятые у родителей и отданные в военные поселения для подготовки из них будущих солдат. )

Бунт военных поселян в Старой Руссе

Приближался Ильин день. Осип получил известие, что в Старой Руссе начался бунт, что уже многих офицеров убили...

На другой день буйство не утихало. Ловили спрятавшихся, в лесу и в полях офицеров, били и волочили в штаб на гауптвахту.

Близ четвертой поселенной роты жил помещик, который жестоко обращался со своими крестьянами. К нему забрались поселяне, его высекли жестоко, а в доме все перебили, переломали, выпили весь находившийся запас вина.

В этот же день началось буйство на другом берегу Волхова в поселенном баталионе короля прусского полка и, как пожар, пошло дальше и дальше. Поселяне перебрались и в Грузино, имение графа Аракчеева, но он ускакал в Тихвин...

Буйный народ еще не унимался; вооруженные группы продолжали разъезжать, у многих появились ружья и сабли, набранные в офицерских квартирах...

В Ильин день в самую обедню всех хозяев потребовали в штаб. Приехал граф Орлов со свитой, но без конвоя. Когда все поселяне собрались в манеже, привели туда и арестованных офицеров, которые могли придти.

Граф Орлов в строгих выражениях выставил на вид поселянам всю безобразность их буйства и объявил, что на днях будет к ним и сам государь император, а арестованных офицеров всех без исключения препроводил в Новгород...

Наконец прибыл и государь. Собранным в манеже поселянам государь в сильных и энергичных выражениях высказал свое неудовольствие, но в заключение сказал: "Выдайте мне виновных, а остальных прощаю"...

Понаехало начальство, началось следствие, пошли аресты. Первым взяли Морченка, а за ним уланы и казаки начали забирать бунтовщиков десятками и под конвоем отправлять в Новгород. Не уцелел и Михеич, на него указали поселяне, что выдал своего барина...

Скоро начался и суд, который кончился еще скорее... Наказание происходило в штабе. По зеленой улице гоняли сквозь строй, и как скоро кто падал от изнеможения, того относили в госпиталь и по выздоровлении его снова продолжали гонять. Некоторых гоняли таким образом по три раза. Кнутом били на плацу, это наказание исполнялось вполне за один раз и палач часто отсчитывал удары по мертвому телу*.

*(Николай Богословский. Старые порядки. Историческая повесть из быта поенных поселений. СПб., изд. Н. Г. Мартынова, 1881, стр. 130, 143 - 147. )

Вопросы. Против кого направляли свои удары повстанцы? Чего не хватало в их выступлении?

В 1820 г. в Петербурге восстали солдаты гвардейского Семеновского полка. Учитель использует текст из романа О. Форш "Первенцы свободы" для конкретизации своего рассказа о нарастании в стране классовых противоречий накануне революционного выступления декабристов.

Восстание в Семеновском полку

По настоянию великого князя Николая, находившего, что командир Семеновского полка Яков Алексеевич Потемкин свой полк распустил, назначен был "подтянуть" солдат полковник Шварц, который до этого командовал армейским полком. Широко по войскам шла молва об его истинно зверской жестокости. В местечке, где он стоял с полком, указывали некий холм, под которым погребены были засеченные им солдаты. Так и звался большой этот холм - Шварцева могила. При бывшем командире Якове Алексеевиче Потемкине безрадостная солдатская жизнь несколько смягчалась. И тем обиднее было солдатам, когда заменивший Потемкина Шварц восстановил все ненавистное пруссачество, весь казенный бесчеловеческий строй.

Наконец, жестокость Шварца стала невтерпеж солдатам, и, чтобы его сняли с должности, они задумали совершить дело, неслыханное по понятиям военной субординации. 16 октября 1820 года солдаты самовольно, в неположенный час, вышли в коридор и заявили фельдфебелю Брагину, что они покорнейше, но немедленно требуют прибытия ротного командира Кашкарова для передачи ему своей просьбы.

Дерзости не было, но солдаты проявили такую непреклонную настойчивость, которая побудила фельдфебеля вызвать ротного командира, а тот в свою очередь вызвал батальонного. Солдаты требовали снять Шварца и назначить какого угодно другого командира.

Больше не имеем силы сносить издевательства полковника Шварца.

Батальонный командир поехал к Шварцу, чтобы он личным появлением успокоил людей и рассмотрел их жалобы.

Шварц, знавший за собой столько грехов перед солдатами, испугался и полетел с донесением о бунте в Семеновском полку прямо к великому князю Михаилу, бригадному командиру.

Юный Михаил, превосходивший самого Николая своей ретивостью к фрунту и субординации, продержал роту несколько часов на допросе: кто зачинщик? кто "вызыватели" в коридор да еще в неположенное время?

Солдаты "вызывателей" не выдали.

Вечером генерал-адъютант Васильчиков заманил безоружную первую роту в штаб корпуса, объявил ее арестованной и отправил в Петропавловскую крепость.

Узнав об этом событии, семеновцы ринулись во двор с криками:

"Первая рота в крепости, а мы спать, что ли, пойдем? Всем один конец, погибать - так уж вместе!"

Взволнованный арестом своей роты, полк не пожелал возвращаться в казармы. Бушевал гнев против Шварца, из-за которого, понимали они, теперь погибнут мучительной смертью под шпицрутенами сотни невинных людей.

Какой-то взвод кинулся в квартиру Шварца. И конец бы этому полковнику, если бы не надумал он сбежать от заслуженной смерти в... навоз: на дворе его дома чистили конюшни, и он с головой зарылся в огромную кучу. Там искать его не догадались.

Солдаты нашли где-то парадный мундир Шварца, вознесли на палку и, предав всяческому поруганию, разодрали в клочья.

Немедленно послан был курьер к Александру, заседавшему на конгрессе в Троппау, с донесением о небывалом доселе событии в русской армии - бунте целого полка. Как повелит с ним расправиться?

От царя ждали мудрого решения этого вопроса...

Решив, что в его Семеновском полку бунт был вызван, конечно, "тайными русскими карбонариями", которых он так боялся, Александр не замедлил послать фельдъегеря с жестоким приговором:

"Первую роту судить военным судом в крепости! Прочие батальоны раскассировать по армейским полкам и гарнизонам"*.

*(О. Форш, Первенцы свободы. Собр. сочинений, т. V. М.- Л., 1963, стр. 14 - 19. )

Вопрос. Чем было вызвано и о чем свидетельствовало восстание солдат гвардейского Семеновского полка?

Замечательному русскому деятелю, вольнолюбцу и вольнодумцу, основателю преддекабристской "Священной артели", другу декабристов Н. Н. Муравьеву посвящена повесть Н. А. Задонского "Горы и звезды", написанная на основе документальных материалов. Н. Н. Муравьев был участником и свидетелем таких исторических событий, как Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, Крымская война 1854 - 1856 гг. В книге приводится много ярких примеров беззаветной любви к Отечеству, мужества и благородства передовых русских людей.

О создании тайной политической организации преддекабристского периода повествуется в приводимом отрывке. Текст используется для подготовки драматизированного чтения в лицах.

"Священная артель"

Однажды, когда собрались они вместе, Николай предложил: - А что, милые мои, если создать нам артель? Снимем удобную квартиру, будем держать общий стол и продолжать самообразование, это и дешевле и приятней для нас во всех отношениях..

Через несколько дней квартира для артели была снята на Средней Мещанской улице. Сделали складчину, приобрели необходимую мебель и посуду, наняли повара. За обедом всегда имелось у артельщиков место для двух гостей, и места эти никогда не пустовали, а вечерами гостей у них собиралось побольше.

Привлекала друзей и товарищей царившая в артели товарищеская непринужденность: можно было здесь за стаканом горячего чая почитать иностранные газеты, которые выписывались артельщиками, или сыграть в шахматы, но более всего соблазняла возможность поговорить без стеснения о заводимых в стране и вызывавших общее негодование аракчеевских порядках, о бессмысленных деспотических действиях двоедушного царя. Либерально настроенным молодым людям, на глазах которых только что свершились великие исторические события, невыносима была пустая придворная жизнь, тягостна служба под начальством бездарных и жестоких парадиров*. Тем для разговоров было много. И споры в артели день ото дня становились все горячей.

*(Парадиры - организаторы парадов. )

Навсегда остались в памяти Николая Муравьева артельные зимние вечера. А в артельной гостиной тепло и необыкновенно уютно.

Якушкин, расхаживая по комнате, говорит взволнованно:

Существующие у нас рабство и аракчеевские порядки несовместимы с духом времени... Я видел недавно, как истязают солдат шпицрутенами... Невыносимое зрелище! А положение несчастных крестьян, остающихся собственностью закоснелых в невежестве и жестокосердии помещиков? Мир весь восхищен героизмом русского народа, освободившего свое отечество и всю Европу от тирании Бонапарта, а какую награду героям уготовил их повелитель император Александр?

А ты царского манифеста не читал?- иронизирует Матвей Муравьев-Апостол и на церковный манер возглашает: - Верный наш народ да получит мзду свою от бога!

Вот, только разве это,- усмехается Якушкин. - Мзда от бога! Ничего, кроме лживых обещаний и красивых жестов! В Европе наш царь держится чуть ли не либералом, а в России - жестокий и бессмысленный деспот!

Чего стоит подписанный недавно государем указ о создании военных поселений! - напоминает Петр Калошин. - Аракчеев все глубже запускает когти в тело народа...

Ничего нового как будто сказано не было, артельщики не раз высказывались за необходимость уничтожения крепостного права, но та сила убежденности, страстность, с которой говорил Александр Муравьев, артельщиков всегда увлекала, и, как обычно, последние его слова утонули в гуле возбужденных голосов:

Дольше терпеть крепостное иго немыслимо!

Стыд вечный нам и презрение потомства, если не сделаем для освобождения всего, что в наших силах!

Самодержавие на крепостничестве держится, на царя надеяться бесполезно!

Загорались жестокие споры, накалялись страсти*.

*(Н. Задонский. Горы и звезды. М., Воениздат, 1965, стр. 75 - 76, 85 - 89. )

Вопрос. Что осуждала передовая дворянская молодежь и какие политические цели она ставила перед собой?

Волнующий, полный драматизма материал о восстании декабристов на Сенатской площади в Петербурге учитель найдет в романе О. Форш "Первенцы свободы". Ниже приводится отрывок из романа. Используется в эмоциональном рассказе учителя или для подготовки сообщения учащегося.

Восстание на Сенатской площади

Рота Михаила Бестужева двинулась первая, за ней - рота Щепина-Ростовского. Спохватились, что впереди нет полкового знамени. Вернулись за ним. Когда же со знаменем все вместе двинулись к воротам - уже появились полковой командир и бригадный. Они остановили солдат у ворот и пытались успокоить их и вернуть в казармы. Щепин, которого Михаил Бестужев всю ночь горячил своими речами о свободе, выхватил саблю и ударил ею полкового командира Фредерикса. А другого генерала, принявшего участие в задержании войска у самого выхода из казармы, Щепин хватил плашмя пониже спины. Солдаты громко смеялись, когда грузный генерал, подняв руки, побежал с криком: "Меня убили!"

Наконец восемьсот человек вырвались на Фонтанку и с громким "ура" двинулись, на Петровскую площадь.

Когда Московский полк подходил к Петровской площади, она была еще пуста.

Московцы заняли и въезд в сенат с Исаакиевской площади.

С большим трудом продравшись сквозь толпу, Милорадович подъехал к правому фасу (флангу. - Ред.) и остановился шагах в десяти от восставших. Он раз пять раскатисто скомандовал "Смир-р-но"...

Оболенский предложил Милорадовичу удалиться и, чтобы осадить назад его коня, ткнул его штыком, задев при этом и ногу генерал-губернатора. Однако Милорадович, уверенно взяв тон отца-командира, продолжал увещевать солдат и уже заставил многих сочувственно к себе прислушиваться. Тогда Каховский выстрелил в Милорадовича. Пуля пробила голубую андреевскую ленту и грудь, увешанную орденами. Милорадович свалился с лошади, подхваченный своим адъютантом.

Николаю между тем стало известно, что на подмогу восставшим двигаются еще войска, и он срочно, как последнюю надежду, послал на площадь духовенство.

Подгоняемые духовные отцы собрались спешно, прихватив с собой двух дьяконов...

Митрополит вышел из кареты и двинулся к мятежникам...

Митрополит пытался еще говорить, но его вовсе слушать не стали, глушили голос барабаном. Напирающая толпа угрожающе гудела.

Вдруг восторженное "ура" раскатилось по площади: к восставшему Московскому полку подоспело подкрепление - это поручик Сутгоф привел свою роту лейб-гренадер прямо по льду Невы.

Огромная толпа народа была истинным участником событий...

Исаакиевский собор строился. У его подножья лежали груды бревен, гранитные плиты. Народ взобрался на камни, на штабеля бревен, зорко наблюдал за необычным поведением войска и очень скоро понял сущность происходящего на площади.

События толковали по-своему:

Волю дать народу полагается по завещанию Александра, а норовят утаить!

Тем временем по приказу Николая на Сенатскую площадь все больше стягивали правительственные войска.

Орлов приказал первым двум рядам конников ударить в атаку.

Рейтары рванулись вперед, но люди из толпы бесстрашно бросились к конникам, хватали лошадей под уздцы... Четыре раза эскадрон шел в атаку и четыре раза был остановлен выстрелами восставших и живой лавиной людей.

Николай подскакал к углу бульвара, хотел сам командовать. Из толпы ему крикнули с грубой руганью:

Подойди-ка сюда, самозванец... Мы тебе покажем!

Николай поворотил коня.

И всякий раз, когда царь пытался приблизиться к монументу Петра, из толпы летели камни и поленья. Сломав палисадник напротив собора, люди вооружились кольями, смерзшимися комьями земли и снега.

Рылеев метался в поисках Трубецкого.

Спрятался Трубецкой, воробьиная душа! - презрительно отозвался Пущин.

Николай пустил в атаку не только конную гвардию, но кавалергардов и конно-пионерный эскадрон.

Вынужденное бездействие восставших, кроме того, что расхолодило тайно сочувствующих, дало силы врагам. Николай успел своими войсками как бы замкнуть восставших в кольцо.

На повторное предложение Николая сдаться, переданное по всей площади, восставшие дали один ответ:

Пальба орудиями по порядку! Картечью! Правый фланг, начинай!

Но выстрела не последовало, хотя приказ - "первая!" - был повторен командующим батареей. Солдат правого орудия не захотел положить запал.

Ваше благородие!..

Офицер выхватил фитиль у фейерверкера и сам дал первый выстрел.

В ответ со стороны памятника Петру грянул ружейный залп.

Ранены были люди, лепившиеся на карнизах сенатского дома, вокруг колонн, на крышах соседних домов. Разбитые стекла со звоном летели из окон.

Стало совсем темно, и вспышки орудийного огня мгновенно, как молнией, освещали на снегу тела убитых, здания и памятник, окруженный все тем же, словно уже навеки от него отделимым, каре восставших...

Всего было дано семь залпов картечью. В течение целого часа продолжалась пальба. Восставшие войска не выдержали наконец. Многие кинулись на лед Невы*.

*(О. Форш. Первенцы свободы. Собр. сочинений, т. V. М.- Л., 1963, стр. 295, 300, 309, 315 - 316. )

Обсудить , каково было значение восстания декабристов и почему оно потерпело поражение..

А. Л. Слонимский в повести "Черниговцы" описывает возникновение "Южного общества" и деятельность главных членов этого общества, а также восстание Черниговского полка, возглавленного С.И.Муравьевым-Апостолом. В приведенном ниже отрывке показан один из эпизодов восстания и его поражение.

Восстание Черниговского полка

Наступил шестой день восстания. В воскресенье, 3 января в четыре часа утра, в полной тьме Черниговский полк выступил из деревни Пологи (около Белой Церкви. - Ред.). Роты строились в колонну по полувзводам, когда вдруг стало известно, что сбежали ротные командиры штабс-ротмистр Маевский и поручик Петин.

Их исчезновение вызвало только насмешки солдат.

В исходе одиннадцатого часа полк вступил в Ковалевку, откуда пять суток назад, во вторник, вышли две первые восставшие роты.

Солдаты этих рот были немного смущены, увидев знакомые места.

На месте кружимся! - говорили они, смущенно улыбаясь. ... Был полдень. Полк, вытянутый узкой колонной по отделениям, шел скорым шагом по дороге в Трилесы. Сергей (С. Муравьев-Апостол. - Ред.) ехал верхом впереди.

Вдруг где-то впереди что-то ухнуло и гулко прокатилось по солнечно-снежным просторам.

Колонна невольно замедлила шаг.

Сергей повернулся к солдатам. На его бледном лице было выражение отчаянной веры в чудо, которое сейчас должно совершиться. Приподнявшись на стременах, он прокричал восторженно звонко:

Не тревожьтесь, друзья! То пятая конная рота дает нам, сигнал. Вперед!

Идут. Снова выстрел. На этот раз слышно, что это ядро. Раздирая воздух, оно проносится с визгом и воем прямо над головой.

Солдаты растерянно останавливаются. Задние ряды напирают на передних.

У солдат суровые серые лица. Не дожидаясь приказаний, они сами начали готовиться к бою.

Выстроившись в боевую колонну по взводам, идут дальше, На расстоянии версты - там, где дорога, поднимаясь, уходит в синее небо, - показывается темная неподвижная линия всадников.

Эта темная линия преграждает путь к счастью, к свободе. Смело, разом прорвать ее -o и там его встретят объятия, братские поцелуи.

Вперед!- командует Сергей, пуская лошадь легкой рысцой. Солдаты чувствуют себя в его руках послушной машиной.

Передняя часть колонны бежит за Сергеем, оставляя позади обоз и арьергард.

Стой! - командует Сергей. Справа у дороги, под прикрытием небольшого возвышения, виднеются две пушки. Два дула черными пятнышками выглядывают из-за белоснежного косогора. Сейчас должно совершиться чудо: эти два дула будут повернуты туда, на Житомир!

Стрелки, врассыпную! В обход на орудия! Сейчас решится все: от этой минуты зависит, какое течение примет история. Восстание разрастется, как пущенный с горы снежный ком, и обрушится на головы тиранов грозным снежным обвалом.

Смелее! Нас ожидают там братья! Над пригорком брызнула искра, вспыхнул дымок. Выстрел. В воздухе с ноющим визгом засвистела картечь.

Все мгновенно смешалось. Передний взвод бросил ружья и побежал. На дороге, уткнувшись лицом в снег, скрючившись или опрокинувшись навзничь, лежали раненые и убитые. Эскадрон гусар, рассыпавшись по всему полю, преследовал беглецов*.

*(Александр Слонимский. Черниговцы. Детгиз, 1961, стр. 260 - 265. )

В книге А. Гессена "Во глубине сибирских руд..." содержится красочный материал о восстании декабристов, расправе над ними царя Николая I и замечательном подвиге жен декабристов, добровольно последовавших в Сибирь и разделивших с мужьями их участь.

Казнь декабристов

На рассвете тюремщики загремели ключами и начали открывать двери камер: приговоренных выводили к смерти. В неожиданно наступившей тишине раздался возглас Рылеева:

Простите, простите, братья!

Сидевший в соседней камере Оболенский бросился к окну и увидел внизу всех пятерых, в окружении гренадеров с примкнутыми штыками. Они были в длинных белых рубашках, руки и ноги закованы в тяжелые кандалы. На груди у каждого была доска с надписью: "Цареубийца"...

Все пятеро простились друг с другом. Они были спокойны и сохраняли необычайную твердость духа.

Положите мне руку на сердце,- сказал Рылеев сопровождавшему его священнику Мысловскому, - и посмотрите, бьется ли оно сильнее.

Сердце декабриста билось ровно... Пестель, глядя на виселицу, сказал:

Ужели мы не заслужили лучшей смерти? Кажется, мы никогда не отвращали чела своего ни от пуль, ни от ядер. Можно было бы нас и расстрелять!..

Осужденных возвели на помост, подвели к виселице, накинули и затянули петли. Когда из-под ног повешенных выбили скамейки, Пестель и Бестужев-Рюмин остались висеть, а Рылеев, Муравьев-Апостол и Каховский сорвались.

Бедная Россия! И повесить-то порядочно не умеют! - воскликнул окровавленный Муравьев-Апостол.

В старину существовало поверье, что люди из народа, сочувствуя приговоренным к повешению, нарочно делали петли из гнилых веревок, так как сорвавшихся во время казни с петель обычно миловали. Но не таков был Николай I и его ретивые исполнители.

Генерал-адъютант Чернышев "по виду и ухваткам гнусный инквизитор", гарцевавший на коне вокруг повешенных и рассматривавший их через лорнет, приказал поднять их и снова повесить.

Эти трое осужденных умирали вторично.

Весь окровавленный, разбив при падении голову и потеряв много крови, Рылеев имел еще силы подняться и крикнул петербургскому генерал-губернатору Кутузову:

Вы, генерал, вероятно приехали посмотреть, как мы умираем. Обрадуйте вашего государя, скажите ему, что его желание исполняется: вы видите - мы умираем в мучениях.

Вешайте их скорее снова!- крикнул в ответ на это палачу Кутузов.

Подлый опричник тирана! - бросил Кутузову в лицо неукротимый Рылеев. - Дай же палачу твои аксельбанты, чтобы нам не умирать в третий раз!..

На рассвете тела казненных положили в гробы и тайком увезли на остров Голодай, где и похоронили. Могила их не была найдена. На острове был сооружен в 1939 году обелиск.

Подробности казни стали в тот же день широко известны, о них говорили во всех кругах Петербурга*.

*(А. Гессен. Во глубине сибирских руд... М., "Детская литература", 1965, стр. 101, 102. )

Жены декабристов в Сибири

Декабристам много помогли на каторге и в ссылке выехавшие в Сибирь за мужьями жены. Их было одиннадцать, этих героических женщин.

В далекой Сибири эти героические женщины начали строить свою новую жизнь и стали "посредниками между живыми и умершими политической смертью".

Вместе с декабристами они самоотверженно несли свою тяжкую долю. Лишенные всех прав, находясь вместе с каторжниками и ссыльнопоселенцами на самой низкой ступени человеческого бытия, жены декабристов на протяжении долгих лет своей сибирской жизни не переставали бороться вместе с мужьями за те идеи, которые привели их на каторгу, за право на человеческое достоинство в условиях каторги и ссылки.

Жены декабристов держали себя всегда свободно и независимо и своим большим моральным авторитетом много сделали вместе с мужьями и их товарищами для поднятия культурного уровня местного населения.

Сибирское начальство, большое и малое, боялось их.

"Между дамами две самые непримиримые и всегда готовые разрывать на части правительство - княгиня Волконская и генеральша Коновницына (Нырышкина. - А. Г.), - доносил по начальству полицейский агент. - Их частые кружки служат средоточием для всех недовольных, и нет брани злее той, которую они извергают на правительство и его слуг".

Не все декабристы вынесли тридцатилетнюю сибирскую каторгу, и ссылку. И не всем женам суждено было снова увидеть родину и своих оставленных дома детей и близких. Но вернувшиеся сохранили ясность сердца и души и всегда тепло и благодарно вспоминали свою крепко спаянную, дружную семью декабристов.

"Главное, - писал И. И. Пущин с каторги, - не надо утрачивать поэзию жизни, она меня до сих пор поддерживала; горе тому из нас, который лишится этого утешения в исключительном нашем положении"*.

*(А. Гессен. Указанное сочинение. Стр. 7, 8, 9. )

Вопрос. О каких моральных качествах жен декабристов свидетельствовали их приезд и жизнь в Сибири?

Стихотворение А. И. Одоевского "Ответ на послание А. С. Пушкину" используется в качестве эмоциональной концовки к теме. Оно зачитывается одним из подготовившихся учащихся.

Ответ на послание А. С. Пушкина

Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки, Но лишь оковы обрели. Но будь покоен, бард: цепями, Своей судьбой гордимся мы И за затворами тюрьмы В душе смеемся над царями. Наш скорбный труд не пропадет: Из искры возгорится пламя, И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя. Мечи скуем мы из цепей И вновь зажжем огонь свободы: Она нагрянет на царей - И радостно вздохнут народы *.

*(Сборник "Поэзия декабристов", М.- Л., "Советский писатель", 1950, стр. 353. )

Литература к теме

А. Гессен, Во глубине сибирских руд... М., Детгиз, 1963.

М. Марич, Северное сияние. М., Гослитиздат, 1952.

Л. Н. Медведская. Павел Иванович Пестель, М., "Просвещение", 1967.

С. Н. Голубов. Из искры - пламя. Роман. М., Детгиз, 1950.

Ю. Калугин. Жена декабриста. Киев, 1963.

Н. А. Некрасов. Русские женщины. Любое издание. Вл. Орлов. Поэты пушкинской поры. Л., Детгиз, 1954.

А. Л. Слонимский. Черниговцы. М., Детгиз, 1961.

Ю. Н. Тынянов. Кюхля. Лениздат, 1955.

Н. Задонский. Горы и звезды. М., Воениздат, 1965.

О. Форш. Первенцы свободы. Собрание соч., т. V.

М. К. Паустовский. Северная повесть. Любое издание. Л., 1963.

В ночь на 12 июня 1812 года войска Наполеона вторглись на террито-рию России. К этому времени французская буржуазия подчинила себе почти всю Европу и готовилась к установлению мирового господства. Россия должна была стать рынком французских товаров, источников дешевого сы-рья и рабочей силы.

Вместе с русским народом, принявшим на себя основную тяжесть войны, на борьбу поднялись народы многонациональной России. Наполео-новское нашествие несло всем им национальное порабощение и усиление со-циального гнета. В ходе войны в ряды русской регулярной армии и ополче-ния влились кавказские народности, отряды калмыков, казахов, башкир, та-тар, мордвы, марийцев, чувашей.

Причины патриотического подъема 1812 года в том, что, совершая подвиги в регулярной армии и в партизанских отрядах, народ надеялся на освобождение от крепостнического гнета. В период войны на занятой врагом территории в Белоруссии, Латвии, на Смоленщине происходили многочис-ленные восстания крепостных. Этот патриотический подъем оказал огромное влияние на рост самосознания народов России, вызвал усиление освободи-тельного движения в стране.

В сентябре 1814 года в Вене собрался конгресс держав-победительниц. В основу его деятельности был положен реакционный принцип легитимизма, подразумевавший восстановление свергнутых династий и возвращение евро-пейских государств к старым границам, которые они имели до революцион-ных войн. Политика участников Венского конгресса, в том числе и царской России, была направлена на сохранение старых, монархических и феодаль-ных порядков, на борьбу с революционным и национально-освободительным движением.

Дворянский этап в Российском освободительном движении. Декабристы.

Крестьяне, вернувшиеся после победоносного окончания Отечествен-ной войны, вновь были превращены в крепостных рабов. Царизм начал уси-ленно насаждать военные поселения. Поселенцы несли на себе одновременно и жестокий крепостнический, и военно-административный гнет. Крестьянам запрещалось распоряжаться продуктами своего труда, вести торговлю и т.д.

Реакционная политика царизма, рост крепостнического гнета вызвали новое обострение классовой борьбы в стране. В 1796 - 1825 годах произошло свыше 850 крестьянских волнений. Недовольство охватило и армию.

В эпоху крепостного права более трех четвертей всех участников осво-бодительной борьбы составляли дворяне и лишь одну четверть - мещане, крестьяне и представители других сословий. Распространение передовых идей способствовало появлению в России тайных революционных организа-ций. Предполагалось, что все тайные общества выступят в мае 1826 года. Однако правительство узнало об этом - декабристам не удалось осуществить военный переворот. Они заняли гибельную для восстания выжидательную позицию - Сенатская площадь была окружена. Декабристы арестованы, ру-ководители были казнены, а остальные были приговорены к различным сро-кам одиночного заключения в крепости, каторжным работам с последую-щим пожизненным поселением в Сибири.

Несмотря на неудачу восстаний, движение декабристов имело огром-ное историческое значение. Это было первое в России вооруженное выступ-ление, ставившее своей целью уничтожение самодержавия и крепостниче-ства.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: