Новоторжский монастырь. Новоторжский Борисоглебский монастырь - Православный паломник — LiveJournal

Новоторжский Борисоглебский монастырь расположен в городе Торжок, считается древним православным монастырем, основан Ефремом приблизительно около 1038 года. При князе Киевском Ярославе I Владимировиче был третьим монастырем со времен их появления. Свое название он получил от имени князей Бориса и Глеба.

Монастырь перенес большое количество бед, начиная от различных разорений, пожаров и подвергался нападениям со стороны монголо-татар.

Надвратная церковь-колокольня Борисоглебского монастыря пришлась на 1804г, ее строительство вел Ананьин. Колокольня завершена шпилем и видна с любой точки города, что и привлекает местных жителей и туристов.

В верхнем ярусе расположена беседка, в нижнем находится вход в монастырь.

Также в нем располагается монастырская библиотека, которая имеет необычную форму.

Введенская церковь, которая тоже находится в монастыре, считается древнейшим сооружением, ее строительство было в XVIIв.

Борисоглебский мужской монастырь

Монастырь Борисоглебский в Торжке является не только самым крупным в городе, но и самым старым в Тверской области. По некоторым сведениям этот монастырь был основан в 1038 году боярином Ефремом. Самой древней конструкцией монастыря, дошедшей до настоящего времени, считается церковь Введенская, основанная в XVII веке на месте прежней, деревянной. В 1742 году случился сильнейший пожар, он нанес монастырю огромный ущерб. В 1925 году весь монастырь распустили, и на его месте возникла, и в течение 50 лет просуществовала, тюрьма. Но в 1993 году монастырь вновь открыли и в него вернулись верующие.

В 1785-1796 гг. по проекту архитектора Н. А. Львова на его месте построили новый собор. Но фундаменты древнего собора можно видеть и сегодня. Первый камень при строительстве собора заложила Екатерина II .

Самая древняя постройка монастыря - Введенская церковь (XVII в.). В архитектурный ансамбль монастыря также входят: Надвратная церковь и Входо-Иерусалимская церковь.

Из монастыря отрывается прекрасный вид на реку Тверцу и Торжок.

На данный момент монастырь используется Православной Церковью и Всероссийским историко-этнографическим музеем.

Для паломников, желающих посетить обитель, работает благоустроенная монастырская гостиница.

Основал монастырь преподобный Ефрем Новоторжский , судьба которого весьма необычна.

Скорее всего, в начале XI века он с братьями Георгием и Моисеем пришёл из Венгрии на Русь, где все трое поступили на службу к сыну Великого Киевского князя Владимира - Борису . Они были конюшими, что являлось очень высоким чином в древнерусской иерархии. Служили угрины, так называли венгров на Руси, своему новому господину верой и правдой, пока не наступил 1015 год.

Возникает вполне законный вопрос, а зачем вообще пришли венгры на Русь? Как уже было сказано выше - ради карьеры. Но не только. И Киевская Русь, и Венгрия в то время представляли единое христианское пространство. Только после раскола христианства на православие и католичество в 1054 году Венгрия стала католической страной. До этого активную роль в христианизации Венгрии играли греческие священнослужители. Неслучайно, что 20 августа/2 сентября 2000 года Священный Синод Константинопольского Патриархата причислил к лику святых первого короля Венгрии Стефана , который правил и умер до разделения христианской церкви на православную и католическую, поэтому он почитается обеими концессиями, в том числе и верующими епархии Русской Православной Церкви в Венгрии.

Но вернёмся в Киевскую Русь, где в 1015 году трагически погибают Борис и его брат Глеб от рук своего же брата в борьбе за великокняжеский престол. Первым погибает Борис, а вместе с ним и брат Ефрема Георгий, который пытался защитить князя. Нападавшие не просто убивают Георгия , но отрезают ему голову, видимо, для того, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Поступок Георгия вполне понятен, дело в том, что русские дружинники в X-XI вв. получали шейную гривну в качестве награды, и довольно высокой. И Георгий, в отличие от своего брата Моисея , спасаться бегством не стал, а погиб в неравном бою как воин, защищая своего господина.

Мы не знаем, где был в это время Ефрем и, очевидно, никогда уже не узнаем. Но известно, что Ефрем вскоре пришёл на место трагедии, на берег реки Альты, и нашёл там отрубленную голову своего брата Георгия. Для этого у Ефрема было очень мало времени, если мы только представим, сколько диких зверей обитало в то время. Поэтому можно предположить, что он находился неподалёку от места трагедии. Охваченный ужасом, боясь разделить участь своего брата, Ефрем бежит на север в земли, которые в то время контролировал Новгород. Вскоре на берегу Тверцы он, как это написано в его Житии, «построил странноприимный дом и принял на себя подвиг стран-нолюбия».

Зачем же Ефрем взял с собой голову своего брата Георгия? Почему не захоронил её вместе с телом на месте его гибели? Ответ на этот вопрос находим тоже в его Житии: «...чтобы завещать потом положить с собою в одну гробницу». В 1572 году гробницу Ефрема вскрыли. «Честные мощи преподобного Ефрема были обретены 11 июня 1572 года. Новго-род-ский архиепископ Леонид, возвращаясь из Москвы в Новгород, посетил тогда для молитвы Борисоглебскую обитель. Настоятеля и братию он спраши-вал, где поло-жены мощи чудотворца. Когда показали гробницу святого, архи-епископ при-казал открыть и самый гроб. Тогда присутствующие увидели тело преподобного нетлен-ным и ощутили благоухание». Как видим, ничего в Житии не сказано о голове Георгия. И это тоже загадка.

Собор, построенный Ефремом, простоял почти 750 лет. В 1785-1796 годах на месте старого обветшалого собора был возведён новый с тем же названием по проекту тверского архитектора Николая Александровича Львова . Императрица Екатерина II во время своего путешествия по Вышневолоцкой водной системе торжественно заложила первый камень будущего собора, построенного в традициях палладианской архитектуры, ярым приверженцем которой был Львов. Но фундамент от древнего собора можно увидеть и сегодня.

Вслед за князем Борисом погибает и его брат Глеб . Многие историки считают, что за убийством князей стоит их брат Святополк , получивший прозвище Окаянный. Со временем Бориса и Глеба канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. А вот когда именно произошла канонизация, учёные спорят до сих пор. Называются самые различные даты - 1020, 1039, 1071 годы.

Для определения даты канонизации мы используем несколько подсказок, которые нам предоставила история. Дело в том, что, будучи человеком глубоко религиозным, Ефрем мог начать строительство собора, посвящённого Борису и Глебу, только после их канонизации. Из его же Жития мы знаем, что Ефрем сначала получил благословение архиепископа Новгородского, а уж потом, в 1038 году, начал строительство монастыря. Кроме этого, известно, что Борис под именем Роман Русский и Глеб под именем Давид Польский входят в список святых Римско-Католической церкви. Это могло стать возможным только при условии их канонизации до разделения Церквей в 1054 году. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что канонизация Бориса и Глеба произошла на рубеже 1037-1038 годов.

Есть сведения, что ещё до сначала строительства монастыря Ефрем ездил в Киев. Может быть, даже неоднократно. Это могло произойти только после 1019 года, когда к власти в Киеве пришёл Ярослав Мудрый . Возникает вопрос: зачем? По всей видимости, он ездил в Киев неслучайно. Ефрем лично знал и любил убитых князей и как мог способствовал их прославлению. А как только это произошло, сразу же приступил к строительству собора и монастыря в их честь. Скорее всего, на берега Тверцы он возвращался не с пустыми руками.

Дело в том, что в 1095 году частицы мощей святых князей были переданы в чешский Сазавский монастырь, а в 1155 году во Владимир князем Андреем Боголюбским , бывшим князем Вышгородским, был вывезен меч Бориса, хранившийся в церкви в их честь, которая была построена в Вышгороде, недалеко от Киева, в 1115 году. Вполне возможно, что и в Борисоглебском монастыре могли оказаться реликвии, связанные с первыми русскими святыми.

Церковь в Вышгороде была разрушена во время нашествия Батыя на Киев в 1240 году. При этом были утрачены мощи святых братьев и попытки их обрести вновь, предпринимавшиеся в разные годы, не дали результата. Очевидно, что такая же участь постигла и частицу их мощей, оказавшуюся в Чехии. А двумя годами раньше, в 1238 году, Торжок в течение двух недель - с 21 февраля по 5 марта - сдерживал осаду монголо-татарских войск. Торжок пал и был разграблен.

Мы не знаем точно, были некие артефакты, относящиеся к первым русским святым на Тверской земле в древнем Торжке, или нет. Мы может лишь надеяться, что они здесь были, а может быть, и есть до сих пор, пока под спудом.

Виктор Грибков-Майский, член Союза журналистов России

Основные моменты

Борисоглебский монастырь был основан почти одновременно с Киевско-Печерской лаврой, когда правил князь Ярослав Владимирович Мудрый. Устроителем обители считают преподобного Ефрема Новоторжского. До XVII века храмы и постройки Борисоглебского монастыря в Торжке были деревянными. Архитектурный ансамбль, который сохранился до наших дней, был сформирован в конце XVIII – начале XIX века.

За многовековую историю древняя обитель переживала взлеты и падения, ее разрушали неприятели и время. Борисоглебский монастырь пострадал во времена антирелигиозной компании, которую советская власть проводила в 1930-е годы. На протяжении нескольких десятков лет в бывших храмах работало сельхозучилище и квартировали военные. Здесь держали заключенных и лечили алкоголиков.

В середине 1990-х годов территория монастыря была возвращена церкви. В обители сохранился величественный собор Бориса и Глеба, а также несколько храмов и построек. Самая старая церковь, освященная в честь Введения Богородицы во Храм, стоит здесь с XVII века. В настоящее время Борисоглебский монастырь в Торжке нуждается в ремонте и реставрации.

История Борисоглебского монастыря

Основателем Борисоглебского монастыря считают преподобного Ефрема. В миру он занимал престижную должность конюшего у киевского князя Владимира Святославича. Потом Ефрем постригся в монахи и ушел из Киева в Тверские земли. В 1038 году на Тверце появился первый храм, построенный в память об убитых князьях Борисе и Глебе, вокруг которого позже вырос православный монастырь.

Первые письменные свидетельства о Борисоглебском монастыре в Торжке относятся ко времени правления Ивана IV Грозного. В Смутные времена город захватили поляки, и монастырский собор был сильно разрушен. Большой урон обители нанес страшный пожар, случившийся в городе в 1742 году. Потом монастырь отстроили заново по проектам известных зодчих Николая Александровича Львова и Якова Ананьевича Ананьева.

В XX веке обитель закрыли не сразу. Вначале местные власти отобрали часть монастырских помещений и разместили в них общежитие совхоза, склады и мастерские. В 1931 году многих монахов арестовали, монастырь ликвидировали, а его территорию отдали местному совхозу.

Спустя 5 лет в бывшем монастыре находилась воинская часть, а после нее – авиационные склады и лагерь, где содержали военнопленных. С 1944 года территорию Борисоглебского монастыря превратили в тюрьму, а в конце 1880-х годов – в лечебно-трудовой профилакторий.

Позже старые постройки передали историко-этнографическому музею, и началось возрождение обители. Много усилий было потрачено на то, чтобы восстановить архитектурный ансамбль, покалеченный в годы, пока здесь была тюрьма. Борисоглебский монастырь в Торжке вернули церкви в 1994 году.

Монастырский собор

К середине XVIII века обвешавший соборный храм решено было снести. Остатки здания разобрали, и в 1785 году на деньги, выделенные Екатериной II, приступили к возведению нового собора. Проект для него подготовил архитектор Н. А. Львов, а строительными работами руководил Ф. И. Буци. В 1796 году огромный собор освятили.

Иконы для иконостаса собора написал известный русский портретист Владимир Лукич Боровиковский, но, к сожалению, они не сохранились, за исключением одной работы. Эта икона сегодня экспонируется в картинной галерее Твери.

Великолепный крестово-купольный храм является ярким примером екатерининского классицизма. Внешне он похож на большой куб. Собор увенчан пятью главами и со всех четырех фасадов оформлен колонными портиками.

Храмы и постройки на территории монастыря

Самой старой постройкой Борисоглебского монастыря в Торжке считают Введенскую церковь, возведенную в XVII веке. Здание одноглавого храма сложено из простых объемов и имеет нарядный декор. На сегодняшний день это единственный действующий православный храм на территории обители. Богослужения в нем проходят почти каждый день в 8.00 и 16.00.

В монастыре также можно увидеть домовую церковь настоятеля обители – храм Входа Господня в Иерусалим (XVIII в.), высокую надвратную Спасскую церковь (1804 г.) и часовню Успения Пресвятой Богородицы (начало XIX в.). Очень интересный декор имеет Свечная башня, расположенная в северо-восточном углу обители (1809 г.). Кроме нее, в Борисоглебском монастыре сохранились каменные монашеские кельи, корпус настоятеля, накрытый кровлей погреб-ледник, входные ворота и стены хозяйственных построек.

Как добраться

Борисоглебский монастырь в Торжке стоит в центре города, на правом берегу реки Тверцы, с юга от Новоторжского кремля (ул. Старицкая, 7). Из Москвы до Твери доезжают на автобусе или на электричке. От Твери до Торжка также ходят автобусы и электропоезда.

Новоторжский Борисоглебский монастырь - один из древнейших наших Российских православных монастырей. Основан он преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

Устроителем обители был преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 года всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба.

Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей.

Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий.

Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик преподобного Ефрема, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители. Всенародная молва и всеобщее мнение о его святости, его высоких подвигах духовных вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий. Вместе с отечеством своим он претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, а 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми. Но замечательно, что при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным, оставалась целой и неповреждённой.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Далее начинается новый период времени для обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревностью своих настоятелей. Одни из них предпринимали много ходатайств пред государями, испрашивая у них различные средства для благоустройства обители, и в этом имели благополучный успех.

Другие настоятели своим влиянием располагали к значительным пожертвованиям благотворительных лиц, которые на свои средства сооружали и исправляли многое в монастыре, служившее к украшению его. Но единственное общее стремление у всех настоятелей к возвышению обители - это строгая иноческая жизнь, соблюдение церковных уставов и продолжительные богослужения в духе древнего православия, что и было главной причиной возвышения обители.

Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. В 1919 году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы разместился Всероссийский историко-этнографический музей. Дирекция музея предпринимала значительные усилия для реставрации изрядно изуродованного тюрьмой архитектурного ансамбля. Но восстановлению подверглись только Свечная башня да участок крепостной стены, окружающей монастырь.В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и православной церковью. По благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем монастыря становится игумен Вассиан (Кураев).

Приезжают в обитель и пять монахов. Но только в 1995 году поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых. В этом же году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время празднования 400-летия Нило-Столобенской пустыни. Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня 1998 года в день памяти св. преп. Ефрема Новоторжского возобновилась литургическая жизнь в стенах древнейшего Борисоглебского монастыря.

Новоторжский мужской монастырь во имя святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба в городе Торжке Тверская епархия

Монастырь основан преподобным Ефремом Новоторжским около года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича , почти в одно время с Киево-Печерской лаврой , принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба , в честь которых был заложен первый храм.

Монастырь претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в , в , годах. В году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского , в году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками, деревянная Введенская церковь была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми. При всех гибельных разрешениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповреждённой.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Процветание монастыря продолжалось до революции года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны.

Монастырь в XX веке

В году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. До революции в Борисоглебском соборе почивали мощи основателя обители преподобного Ефрема Новоторжского в серебряной раке, и при них находилась и голова Георгия, родного брата преподобного, положенная согласно завещанию в гроб. Здесь же под спудом находились и мощи преподобного Аркадия, которые никогда не извлекались из под земли. В году мощи преподобного Ефрема были перенесены в Михаило-Архангельский храм города Торжка. В году мощи бесследно исчезли.

Мероприятия по закрытию монастыря начались в - годах, когда часть строений монастыря (Входоиерусалимская церковь и братский корпус) были отданы под валяльные мастерские, склады и общежитие льносовхоза. В начале июня года прокатился шквал арестов монахов Борисоглебского монастыря, и он был окончательно закрыт.

Первоначально комплекс монастыря был передан совхозу имени Молотова. В нем в - годах находилось сельскохозяйственное училище, с года располагалась воинская часть, в конце 1930-х годов – воинские авиационные склады, затем лагерь для военнопленных, с года - тюрьма, а в - годах – лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков.

В году, после вывода из монастыря тюрьмы и ЛТП в нем разместился Всероссийский историко-этнографический музей, в связи с чем начались исследовательские и реставрационные работы. Была проведена реставрация здания Духовного правления, Свечной башни и участка монастырской ограды (северное, южное и частично восточное прясло), отреставрированы главы Введенской и Входоиерусалимской церквей.

Восстановление монастыря

В году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и Православной Церковью.

Монастырь был вновь открыт в году согласно ходатайству епископа Тверского и Кашинского Виктора и Определением Священного Синода РПЦ от 2 октября 1993 года с назначением наместника обители клирика Тверской епархии игумена Вассиана (Кураева).

В году в обитель приезжают пять монахов и поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых.

Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня года, в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского, в монастыре совершена первая Литургия.

Статистика

  • - 5 насельников
  • - 11 насельников

Святые

Святыни

  • Рака, с хранящимися внутри главными монастырскими святынями: Часть мощей прп. Ефрема, древний вышитый жемчугом покров с главы преп. Ефрема, власы (с главы) и часть параманного креста преп. Ефрема Новоторжского чудотворца
  • Предсмертное завещание братии преп. Ефремом Новоторжским

Архитектура

Храмы монастыря

  • Бориса и Глеба собор , построен в году
  • Нерукотворного Образа Спасителя над Святыми Вратами, построена в году, над сей церковью устроена колокольня
  • Введенская церковь, построена в году, при сей церкви устроен придел в году Святых Праведных Иоакима и Анны, под церковью находится трапезная, при церкви колокольня старой архитектуры
  • Входоиерусалимская церковь при настоятельских кельях

Подворье

  • Иоанна Богослова в г. Торжке

Приписные храмы

  • Воздвижения Креста Господня в г. Торжке
  • Климента, папы Римского в г. Торжке

Настоятели, наместники

  • Тихон (1534 - 1536)
  • Киприан (1537 - 1551)
  • Мисаил (1572 - 1588)
  • Иоаким (1589 - 1594)
  • Константин (1600 - январь 1609)
  • Иона (Волков) (1609 - 1634)
  • Евфимий (1637 - 1652)
  • Иоасаф (? - 1647)
  • Феодосий (1657 - 1660)
  • Кирилл (1662 - февраль 1669)
  • Евстафий (20 августа 1669 - 1678)
  • Сергий (Велтахов) (1680 - 1682)
  • Тарасий (1682 - декабрь 1695)
  • Варлаам (1696 - 1697)
  • Иона (1697 - 1700)
  • Евфимий (1697 - 1700)
  • Иоиль (1700 - 1701)
  • Игнатий (1702)
  • Боголеп (1703 - 1704)
  • Герасим (1705 - 1712)
  • Исаия (1713 - 1717)
  • Никон (1719)
  • Макарий (1720 - 1725)
  • Варсонофий (1726 - 1734)
  • Иларион (1734 - 1735)
  • Викентий (1736 - 1744)
  • Адриан (1745 - 1756)
  • Наркисс (февраль 1758 - 5 сентября 1763)
  • Феофилакт (1763 - 1764)


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: