Обряды похорон в исламе. Зодиак центр ритуальных услуг в салавате

Обряды, правила, ритуалы при проведении похорон у мусульман

По традиции ислама похороны у мусульман включают множество правил, обычаев и ритуалов. Рассмотрим их далее…

Омовение (Тахарат) и обмывание (Гусуль) покойников

Над покойниками проводят обряды омовения и обмывания водой. В том случае, если мусульманин был одет в ихрам (одежда поломника) и почил когда совершалось паломничество, не успев обойти вокруг Каабы, он традиционно омываем чистой водой без камфоры и кедрового порошка. По обыкновению традиции, умершего омывают и обмывают троекратно: водой с примесью кедрового порошка; водой, смешанной с камфорой и далее чистой водой.

Похороны у мусульман: порядок омовения

Умерший кладется на жесткое ложе так, чтобы лицо его обращалось к Кыбле. Подобное ложе всегда есть при мечети и также на кладбище. Помещение окуривается благовониями. Половые органы умершего накрываются материей. Гассал (человек, проводящий омовение) моет руки три раза, одевает защитные перчатки, после чего, надавливая на грудь покойника, проводит руками вниз по животу, чтобы содержимое кишечника вышло. После этого омываются половые органы, смотреть на которые запрещено. Далее гассал меняет уже использованные в обряде перчатки, смачивает их и протирает рот покойному, вычищает нос, омывает лицо. После этого гассал моет обе руки по локти, начиная мытье с правой руки. Этот порядок омовения един и для женщин, и для мужчин.

Похороны у мусульман: омовение

Перед похоронами у мусульман руки умершего по локоть, а также его лицо моются три раза. Голова, уши и шея хорошо смачиваются. Далее по щиколотку моются ноги покойного. Голову, а также бороду моют теплой водой с мылом. В воду добавляют кедровый порошок (гулькаир). Покойного кладут на левый бок, а омывают правый. Порядок мытья таков: льют воду, протирают тело, а затем снова льют, смывая мыльную воду с порошком. На материю, прикрывающую половые органы, просто льется вода. Такие места остаются без протирки. Эти процедуры проделываются троекратно. То же самое проделывается, когда покойный кладется на правый бок. После, умерший снова омывается водой три раза на правом боку. Класть покойника грудью вниз, для мытья его спины, запрещено. Для этого тело слегка приподнимается за спину, и, таким образом, на спину поливают. После этого покойный кладется, гассал проводит ладонями вниз по груди, надавливая, чтобы из тела вышли еще оставшиеся внутри испражнения. Далее идет общее обмывание всего тела целиком. Если выход испражнений произойдет и после этого, то обмывание производится не будет (только очищают испачканное место). Обязательным считается лишь однократное обмывание покойного, обмывание более трех раз – излишним. Мокрое тело покойника обтирается полотенцем. Лоб, ноздри, руки и ноги покойника смазываются благовониями (Миски-анбар, Зам-Зам, Кофур и т.д.).

В процессиях омовения и обмывания должны участвовать не менее 4-х человек. Гассалом и помощником гассала, поливающим тело водой, может быть избран близкий родственник покойника. Другие же должны быть заняты тем, что поворачивают и поддерживают тело умершего в процессе обмывания. Мужчины не должны обмывать женщин, как и женщины мужчин. Маленьких детей противоположного пола обмывать разрешается. Жена имеет право обмывать тело ее мужа. Когда же, допустим, умерший - мужчина, а среди окружающих есть только лишь женщины (либо наоборот), то проводится только таяммум. Гассал не должен заявлять о каких-либо физических недостатках и прочих изъянах покойного. Обмывание может быть как безвозмездным, так и платным. Могильщику и носильщикам их работа также может оплачиваться.

Похороны у мусульман: Саван (Кафан)

Шариат не разрешает хоронить покойного в одежде. Умершего потребуется окутать в саван. Кафан изготавливается из ситца либо белого полотна. Кафан для мужчин это (из трех частей): 1. Лифофа - ткани (различного вида и хорошего сорта) покрывающие покойника с головы до ног (по 40 см ткани с каждой стороны, для того, чтобы саван можно было завязать с обеих сторон после окутывания тела); 2. Изор - кусок ткани для обертывания нижней части тела; 3. Камис - рубаха, сшитая так, чтобы половые органы мужчины были прикрыты. Для женщин (пятисоставный): 1. Лифофа-то же, что для мужчин; 2. Изор - кусок ткани для нижней части тела; 3. Камис - рубаха, без воротника, с вырезом для головы; 4. Химор - платок для покрытия головы и волос женщины, длина которого составляет 2 м, а ширина - 60 см; 5. Кирка - кусок ткани для накрывания груди, длина - 1.5 м, ширина - 60 см.

Для покрывания новорожденных или умерших младенцев достаточно одной лифофы. Для мальчиков, не достигших 8 или 9 лет, допустимо окутывание в саван, как и для взрослого или младенца. Желательно, чтобы саван умершему мужу готовила жена, а умершей жене – муж, родственники или дети. Если же умерший был одинок, то похороны осуществляются уже соседями. Ат-Табари передал такой хадис: «Пророк сказал, что сосед достоин, если заболеет, чтобы ты лечил его, если умрет - похоронил, если обеднеет - дал взаймы, если испытывает нужду - защитил его, если придет к нему добро - поздравил его, если беда - утешил его. Не возвышай свое строение над его строением, поддерживай свой костер от его, не раздражай его запахом твоего котла, кроме как черпая ему из него». (Джами-уль-Фаваид, 1464). Община может хоронить мусульманина. Тканью покрывается все тело. Если умерший был несостоятельным человеком, то накрывание его тела тремя кусками ткани будет считаться сунной. Если умерший был состоятельным и долгов после себя не оставил, то его тело накрывается тремя кусками ткани в обязательном порядке. Материя должна быть в соответствии с материальным достатком того, кого хоронят – в знак уважения к умершему. Тело покойника можно покрывать тканью, бывшей в ходу, но лучше, если ткань новая. Тело мужчины запрещается покрывать шелком.

Похороны у мусульман: окутывание (Кафанлаш)

Согласно правилам похорон у мусульман перед окутыванием тела борода и волосы не подстригаются и не расчесываются, ногти ног и рук не стригутся, золотые коронки также не удаляются. Такие процедуры как удаление волос, подстригание ногтей должны производится при жизни. Порядок окутывания для покойных мужчин таков: перед покрытием покойника на ложе стелется лифофа, которую посыпают благоуханными травами и ароматизируют разными благовониями, например розовым маслом. Поверх лифофы расстилается изор. После кладется покойный, одетый в камис. Руки укладываются вдоль тела. Покойный умащается благовониями. Далее читаются молитвы и с умершим прощаются. Изором окутывают тело: сначала левую сторону, а затем - правую. Лифофу заворачивают сначала с левой стороны, затем узлы завязываются у головы, у пояса, а также у ног. Когда тело опускается в могилу, эти узлы развязываются.

Порядок окутывания женщин. Аналогичен мужскому, с той лишь разницей, что перед одеванием камиса груди покойной покрываются хиркой - материей, закрывающей грудь от уровня подмышек до живота. Когда одевается камис, то волосы опускаются на него. На лицо кладется платок - химор, подложенный под голову. Это единственное отличие.

Похороны у мусульман: погребальные носилки (Тобут)

Тобут – это носилки с раздвижной крышкой. Как правило, они имеются при мечети, а также на кладбище. На тобут стелется одеяло, на которое кладется покойник, после чего крышка закрывается и покрывается тканью. По ряду обычаев сверху кладется одежда умершего, чтобы молящиеся знали, мужчину или женщину они хоронят.

Похороны у мусульман: погребальная молитва (Джаназа)

Молитве придается особое значение. Ее совершает имам мечети или лицо, его заменяющее. Тобут ставится перпендикулярно направлению Кыблы. Имам находится ближе всех к гробу, а за ним рядами располагаются собравшиеся. Здесь отличием от обычных молитв является то, что здесь отсутствуют поясные и земные поклоны. Погребальная молитва – это 4 такбира (Аллаhу Акбар) - обращения ко Всевышнему с просьбой простить грехи и помиловать покойного и приветсвовать (направо и налево). Имам повторяет троекратно перед началом молитвы фразу: «Ас-Салат!», что значит: «Приходите на молитву!». Перед молитвой он обращается к родственникам усопшего и к собравшимся на молитву с вопросом, есть ли долги за усопшим, которые при жизни он не успел выплатить, (или, наоборот, остался ли перед ним кто-либо в долгу). Также есть ли кто-то, бывший в споре с ныне почившим, и просит его простить, либо кто просит рассчитаться с родственниками. Если чтения молитвы над усопшим не произойдет, похороны должны быть признаны недействительными. Когда умирает ребенок или новорожденный, подавший, все же, признаки жизни (например, крикнувший перед смертью), молитва всегда обязательна. Если же ребенок был мертворожденным, молитва нежелательна. Как правило, молитву читают после омовения умершего и окутывания его в саван.

Похороны у мусульман: (Дафн)

Лучше как можно быстрее захоронить умершего на близлежащем кладбище. По обряду похорон у мусульман, когда умерший кладется на землю, его голова должна быть повернутой в сторону Кыблы. Тело опускается в могилу ногами вниз, а когда в могилу опускается женщина, над ней держат покрывало, таким образом, чтобы в поле зрения мужчин был ее саван. Далее в могилу бросается горсть земли, и при этом на арабском говорится: «Инна лиляхи уа инна иляйхи раджиун», что означает: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (Сура «Аль-Бакара», 156). Могила, засыпанная землей должна быть выше уровня земли на четыре пальца. После этого могила поливается водой, на нее семь раз бросают по горсти земли и читают молитву, означающую в переводе: «Из нее мы сотворили вас, и в нее возвращаем вас, и из нее выведем вас в другой раз». Далее у могилы остается один человек и читает талкин – слова свидетельства о вере мусульманина в Аллаhа, Его Пророка, Священные писания, читающиеся над могилой усопшего, дабы облегчить покойному допрос Ангелов Мункара и Накира.

Похороны у мусульман: могила (Кабр)

Могила возделывается по-разному, все зависит от рельефа той местности, в которой обитают мусульмане. 1. Лахад - состоит из айвана и кельи внутри него. Размеры айвана: 1,5 х 2,5 м, глубиной 1,5 м. Снизу его располагается округлый вход в келью (80 см). Он делается таких размеров, чтобы в келье могло поместиться и само тело и участники похоронной процессии. 2. Ярма. Ее составляющие: айван и внутренняя полка. Ярма выше размеров тел усопшего примерно на полметра с каждой стороны. Полка (шикка) делается по размеру длины тела или ширины ярмы (высота 70 см, ширина 70 см). По требованию Шариата, покойный должен быть захоронен так, чтобы не ощущался запах, и хищники не смогли бы вытащить его. В этих целях могила укрепляется жженым кирпичом для лахада, а для ярмы подкрепляется доской. Хоронить в гробу мусульман не принято. Если мусульманин умирает во время плавания, в этом случае Шариат требует отсрочить похороны по возможности и провести их на суше. Если все же земля находится далеко, над покойником совершается полный мусульманский обряд, с омовением, окутыванием в саван и молитвой. После чего к ногам тела умершего привязывают тяжелый предмет, и оно опускается в море или океан.

Похороны у мусульман: чтение Корана во время похорон

С обрядом похорон связано чтение аятов Корана. В соответствии с заветом Пророка, мир Ему, читается сура «Аль-Мульк», сопровождающаяся множеством просьб, обращенных к Аллаhу Всевышнему, дабы Он смилостивился над усопшим. В молитвах, в частности после похорон, имя умершего упоминается чаще всего, причем говорится о нем только хорошее. Молитвы и просьбы к Аллаhу должны присутствовать обязательно, потому как на первый же день (ночь) в могиле появятся Ангелы Мункар и Накир, начинающие допрос покойного. Молитвы будут облегчать положение почившего перед «подземным судом».

Похороны у мусульман: мусульманские кладбища

Характерная черта мусульманских кладбищ в том, что все могилы и надгробные памятники направлены своими фасадами в сторону Мекки. Приверженцы ислама, идущие мимо кладбища, читают суру из Кор’ана. Нередко люди, не знающие, куда обращаться при молитве, видят Кыблу по направлению могил. Среди кладбища есть специальные помещения, предназначенные для омовения и обмывания покойников. Погребать мусульманина на немусульманском кладбище, и, в свою очередь, немусульманина на мусульманском строго запрещается. Если жена мусульманина - христианка или иудейка умерла беременной, то ее захоранивают на отдельном участке, направляя ее спину к Мекке, чтобы ребенок в материнском чреве был повернут лицом к Мекке. Различных надмогильных построек (к примеру, камней с изображением покойного), богатых семейных склепов, мавзолеев, а также гробниц Шариат не одобряет, так как это унижает бедных мусульман либо вызывает зависть у некоторых людей. Не одобряется также и то, когда могила служит молитвенным местом. Отсюда же идет и требование Шариата: надгробные памятники не должны быть похожи на мечети. На надгробном камне рекомендуется писать следующее:
«Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун»
(Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены.)

Похороны у мусульман: о вскрытии могил

Шариатом запрещается вскрытие могил Пророка, мир Ему, имамов, халифов, мучеников за веру, а также ученых, у коих есть некий религиозный авторитет. Воспрещается также вскрывать захоронение ребенка или захоронение умалишенного, чьи родители - мусульмане. Вскрытие могилы мусульманина разрешено в случаях: 1) когда покойника захоронили в узурпированной земле, и хозяин участка против того, чтобы на участке была могила; 2) если саван и прочие похоронные принадлежности узурпированы или украдены и т.п.; 3)если выяснено, что захоронение совершалось не по правилам Шариата (допустим, без савана, либо тело расположили не лицом к Кыбле; 4) когда мусульманин похоронен не на кладбище для мусульман или на участке земли, где разбросаны нечистоты, мусор и тому подобное;5) если есть вероятность того, что хищники могут вытащить труп, либо есть опасность затопления могилы, есть вероятность того, что какие-либо враги умершего могут надругаться над его телом; 6) когда после похорон находят незахороненные части тела покойника.

Похороны у мусульман: оплакивание умершего

Оплакивания умершего Шариат не запрещает, однако делать это громко строго воспрещается. Также недопустимо, чтобы близкие родственники усопшего царапали свое лицо и тело, рвали на себе волосы или же наносили себе какие-либо телесные повреждения. Также в таких случаях родственникам недопустимо рвать на себе одежду. Пророк сказал, когда семья покойного оплакивает его, он мучается. По Шариату должно быть так: если плачут мужчины, в особенности молодые либо среднего возраста, окружающие должны упрекать их, а плачущих стариков и детей нужно нежно успокаивать. Профессию плакальщиков по мертвым Ислам запрещает, однако, несмотря на запреты, во многих исламских государствах все-таки есть профессиональные плакальщицы, которые обладают особенно трогательными голосами. Плакальщицы нанимаются на время похоронных обрядов и поминок. Ислам не одобряет это, он резко против профессиональных плакальщиц. Слова Пророка Мухаммада, мир Ему, таковы: «Моя община не может терпеть четырех обычаев язычества: хвастовство добрыми делами, порочение происхождения других людей, суеверие, что плодородие зависит от звезд, и плач по мертвым».

Ислам требует переносить горе терпеливо. Терпение (сабр) считается огромной добродетелью. Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил: «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает вопли, которые были в обычаях времен джахилии (невежество до ниспослания Шариата Пророку Мухаммаду, мир Ему) - не из нас (т.е. не из числа благочестивых)». Четвертый халиф имам Али, заявлял: «Терпение в вере то же самое, что голова на туловище». О терпении Аллаh Всевышний сказал в Коране: «Ищите помощи Аллаhа в терпении и молитве, поистине Аллаh с терпеливыми. Те, кого постигает какое-либо бедствие, говорят: «Поистине, мы во власти Аллаhа и к Нему мы возвратимся! Мы благодарим Его за блага и терпим бедствия при награде и при наказании». Это – те, над которыми Милость от их Господа, и они идут верным путем». («Аль-Бакара», 153,156,157).

Похороны у мусульман: о подготовке к смерти

Принявшему ислам, нужно каждый миг быть готовым к смерти: днем или ночью, во сне или наяву. Для этого требуется:
1. Верить в доктрину Единобожия (нет бога, кроме Аллаhа, а Мухаммад – посланник Его) 2. Каждодневно блюсти пять основных, обязательных молитв (намазов) и кроме этого еще выполнять дополнительные молитвы (сунна, витр, нафиль).
3. Читать Коран, думать над его смыслом и действовать в соответствии с ним. Читать Коран днем, а также и среди ночи, и перед обязательными намазами. Прочитывать Коран полностью, один-два раза каждый месяц как минимум. 4. Читать Хадисы Пророка, мир Ему, поступать так, как приказывает Сунна и остерегаться того, на что она налагает вето. 5. Идти в общество праведных мусульман, вспоминающих Аллаhа постоянно, извлекать от общения с ними пользу ради улучшения своей веры и жизни. 6. Приказывать одобряемое и воздерживаться от порицаемого, коему придавать большое значение.

Чтобы вспоминание смерти стало потребностью души мусульманина, будет нужно постоянное его поддерживание, путем того, что верующий:

а)посещает могилы для размышления, получения выводов и наблюдения;

б)посещает людей преклонного возраста, особенно родственников. Молодость дана не навсегда, за ней обязательно наступит беспомощность старости. Свою молодость необходимо использовать на благие поступки, пока старость не наступила;

в)посещает больных и наблюдает за различием существующих болезней. Нужно благодарить Аллаhа за свое здоровье, прилагая для поклонения Аллаhу как можно больше сил, пока, не дай Аллаh, с тобой не случилась какая-нибудь болезнь.

Все эти поступки помогают мусульманину регулярно обновлять покаяние (тауба); быть в ладу со своим положением; увеличивать активность поклонения. Все же, у мусульманина не хватает внимательности в покорности Аллаhу и Его Пророку мир Ему, не хватает серьезности к исполнению предписаний Шариата, - это все результат безразличного, халатного, ленивого отношения к поклонению.

«Скажи: «Поистине, нет спасения от смерти, от которой вы бежите. Она непременно постигнет вас, потом вы будете возвращены к Тому, кто знает сокровенное и явное, и Он вам напомнит то, что вы творили». («Аль-Джуму’а», 8)

Похороны у мусульман: наша помощь усопшим

Известно, что усопшие нуждаются в наших молитвах больше, чем в еде и питье нуждаются живые. В этой связи одним из благочестивых дел верующего становится забота о почивших мусульманах. Чем же мы можем помочь ныне покойным?

Если умер приверженец ислама, оставшиеся первым делом должны совершить похоронный обряд в соответствии с Шариатом: провести омовение покойного, прочитать намаз-джаназа (мольба к Аллаhу о его прощении), читать талкин(1) на кладбище немедленно после захоронения, желательно также раздать садака, читать Коран.

В Коране сказано, что мусульманину, верно читающему Коран, а также выполняющему свои предписанные обязанности (намаз, пост, расход части имущества, дарованное ему Аллаhом, на необходимое по Шариату и т.д.), в Конце Света Аллаh обещал награду и благоденствие.

Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил: «Лучшие из вас те, кто научился чтению Корана, его толкованию и обучал этому других. Они получат большой саваб». «Кто прочтет хотя бы одну букву из Корана, получит хасанат (вознаграждение), и каждая последующая буква увеличивает хасанат в 10 раз». «Читайте Суру «Ясин» вашим покойникам».

Однажды Пророк Мухаммад, мир Ему, шел по кладбищу со своими сподвижниками. Он остановился рядом с двумя могилами и сказал, что в них страдают два грешника. После этого Он поломал ветку пальмы надвое и положил каждую часть на каждую из могил. Пророк, Мир Ему сказал, что это облегчит страдания усопших грешников. Если растение приносит пользу умершему, то какая же человеку должна быть польза от чтения Корана, который есть Речь Аллаhа!

Из данных хадисов можно сделать вывод, что чтение Корана – это благодетель и усопшему, и читающему, но только если мусульманин читал правильно и ради Аллаhа. Важно читать Коран самому и просить Аллаhа о передаче саваба умершему, потому что лекарство для людей заключено в чтении Корана. Выучить Суру «Аль-Фатиха» по силам каждому мусульманину (троекратное чтение ее вознаграждается как за двухкратное чтение Корана). Можно выучить некоторые другие короткие Суры (несколько), к примеру, «Аль-Ихлас» (троекратное чтение ее вознаграждается как за чтение целого Корана), «Аль-Фаляк», «Ан-Нас».

Приверженец исламской веры также может делать добрые дела с намерением «Исале-саваб» (т.е. прося Аллаhа передать умершим вознаграждение). Если человек, имеющий такое намерение, держит дополнительный пост, раздает садака, возводит мечеть, читает зикр, салават и истигфар, становится распространителем знаний по Исламу, то мертвые получают за любое из этих деяний полный саваб, и при этом саваб человека, совершившего эти дела не уменьшается.

Сегодня находятся такие люди, которые считают, что от проведения поминок, где рассказывается о смерти и воскрешении для отчета в Судный День и т.д., раздаче садака или чтения Корана для умерших, нет никакой пользы. Такое мнение ошибочно и опасно по многим причинам. Некоторые из причин:

1.Те, кто не верит, что саваб от добрых дел передается усопшим, в действительности сомневается во Всемогуществе Аллаhа. Мир был сотворен Аллаh`ом из ничего, и это Ему не было трудно. По Воле Его саваб может быть передан всякому – живому или умершему, о чем есть множество высказываний Пророка Мухаммада, мир Ему.

2.Те, кто не признает возможности подобной помощи мусульман друг другу, в действительности хотят разрушить братские узы мусульман, основанные на взаимной поддержке, любви и готовности помогать в трудную минуту. Пророк Мухаммад, мир Ему, заявлял, что община Его должна быть столь же единой, что и организм человека: если один какой-то орган болит, то больно будет и всему телу.

3.Исламские ученые подтверждают пользу, приносимую раздачей садака и чтением Корана для умерших. Те, кто не согласен с этим мнением, идет против большинства. Пророк, мир Ему, сказал: «Моя умма не объединяется на заблуждении».

4. Талкин – свидетельствующие слова о вере мусульманина в Аллаhа, Его Пророка, Священные писания, читаемые над могилой покоящегося человека, чтобы облегчить ему допрос Ангелов Мункара и Накира.

У моего сына есть друг Рамиш, он по национальности азербайджанец. Мальчишки учатся в одном классе, вместе ходят в шахматную школу и на секцию дзюдо. Мы с родителями Рамиша по очереди забираем их по вечерам и из Дома детского творчества, и из спортивной школы. Поэтому, можно сказать, тоже уже дружим.

Месяц с небольшим назад погиб в аварии член их семьи, младший брат Мурада – отца Рамиша. Он был еще очень молодой, не женатый и жил в их доме. Поэтому похороны, а потом и поминки устраивали именно Мурад и его жена Севда. Так я первый раз в жизни побывала на мусульманских поминках (в самих похоронах не участвовала, потому что по исламским канонам женщинам, а тем более иной веры, это запрещено) .

Горе у Векиловых случилось неожиданно, но я все-таки успела найти некоторую информацию о том, как обычно проводятся мусульманские поминки . Очень уж не хотелось попасть впросак из-за собственного неправильного поведения. Все-таки культуры у нас достаточно разные. И я не пожалела, что это сделала, иначе обязательно где-нибудь бы опростоволосилась. Например, могла бы заговорить за столом во время трапезы или еще что-нибудь не то совершить. А к сороковинам я уже прочитала достаточно много литературы о мусульманах и их отношении к смерти, о том, как проводят в последний путь и вспоминают покойных согласно Шариату.

Как мусульмане поминают своих умерших

Прежде всего я поняла, что мусульманские поминальные мероприятия во многом походят на наши, христианские. Ведь причина в обоих случаях одна и та же: смерть близкого. И чувство она вызывает и в мусульманине , и в том же христианине тоже одно – горе. К тому же обе религии одинаково трактуют уход человека. Обе утверждают, что жизнь души вечна, что после смерти душа отвечает перед Всевышним за земные деяния человека и т.д. Поэтому то, что делают живые во имя ушедших (в том числе и поминки ), у представителей ислама и христианства отличается не в принципе, а лишь по ряду обычаев.

И действительно, не могу сказать, что исламский вариант поминовения показался мне очень экзотичным. Многое было таким же, как у нас. Вначале также читались молитвы (только мусульманские, конечно). В конце так же раздавали пришедшим поминальные дары (это были платочки и чай). Новым для меня было то, что женщины сидели отдельно от мужчин, а во время ритуальной еды все молчали. Заговорили о бедном погибшем Назире только после того, как встали из-за стола . Однако в общем и целом, мусульманские поминальные традиции имеют массу нюансов. Одни объясняются требованиями Шариата, другие вытекают из национальных обычаев. Из своих разговоров с Севдой и из разных книг я поняла, что в разных местах канон видоизменяют по-своему. Остаются лишь некоторые незыблемые правила , которые никто из мусульман не смеет нарушать.

Все мусульмане обязательно поминают своих умерших

на 3-й, 7-й, 40-й дни после кончины и через год. После этого посещать кладбище и вспоминать ушедшего молитвой и милостыней положено каждый год в день смерти и в некоторые исламские праздники (Рамазан-Байрам, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам и Навруз). При этом, как я поняла, ни Священный Коран, ни какие-либо хадисы не объясняют, почему поминают умерших именно в эти дни. Пророк Мухаммед, наоборот, говорил о том, что вспоминать своих мертвых, посещать их могилы хорошо буквально в любое время. Это сунна (путь, традиция). Видимо, конкретные сроки поминок были установлены согласно каким-то давним обычаям, а после Шариат их просто не стал объявлять грехом – харамом.


При этом часто мусульмане даже увеличивают количество поминальных мероприятий. Например, во многих семьях принято после кончины близкого держать двери дома открытыми каждый четверг до 40-го дня. В этот день всех пришедших угощают чаем со сладостями. У некоторых народов есть правило «жечь четверговую свечу» в течение всего первого посмертного года. В начале 2000-х я бывала в Абхазии у знакомых и сама была участницей таких еженедельных четверговых встреч в соседском доме. Там зажигали свечу для души умершей тетушки хозяина семейства и накрывали для нее же стол . Этот обычай кормления покойного для абхазов очень важен. Огонь должен был гореть с заката до 12-ти часов ночи. За это время на чай и синий инжир (тетушка при жизни его сильно любила) успевали заглянуть практически все ближние соседки, а иногда и мужчины приходили.

У некоторых правоверных (преимущественно у шиитов) особые поминки организуют и на 52-й день после смерти. Считается, что это – срок полного разложения тела, когда кости освобождаются от плоти. Этот процесс описывают как очень трудный и болезненный для покойника, поэтому умершего надо поддержать совместными молитвой и трапезой. Азербайджанцы тоже придерживаются подобного обычая. У них на 52-й день (как и на 1-й и 3-й) принято подавать на стол халву и другие сладости. И соседям, знакомым разносят ту же халву, завернутую в тонкий лаваш.

Каковы же правила поминок по Шариату?

  1. Прежде всего, надо помнить, что по канону 3 дня в доме умершего вообще нельзя вкушать какую-либо пищу. Эта установка, вероятно, была связана с призывом как можно больше молиться об усопшем и думать о нем. Ведь именно благочестивыми воспоминаниями и молениями можно облегчить посмертную судьбу близкому. А заботы о том, как кого-то накормить, только отвлекают от духовного.
  2. В дом, где произошла смерть, семья должна позвать всех родственников . Те, в свою очередь, могут отказаться от участия в похоронах и поминках только в крайнем случае.
  3. Важным правилом считается выражение соболезнования членам семьи усопшего, этого требует Коран. Но дважды соболезновать по поводу одной и той же смерти нельзя.
  4. Обязательно в дом на поминки нужно постараться пригласить имама. Он скажет проповедь, даст нужные наставления.
  5. Не менее важным считается чтение Корана. Это может делать имам, а при его отсутствии – старший в семье мужчина. Вначале обычно читается сура «Ясин», которую иногда называют сердцем Корана. Она помогает при любых тяжелых обстоятельствах, облегчает сердца и преобразует трудности.
  6. Поминальная трапеза должна быть скромная. Блюда предпочтительны обычные, из тех, которые характерны для повседневного стола . Роскошные яства считаются харамом (грехом).
  7. Мужчины и женщины должны поминать покойного не только за разными столами , но и вообще в разных помещениях.
  8. За поминальной едой нельзя разговаривать.
  9. После поминок требуется вознести молитвы Всевышнему о душе умершего, вспомнить ушедшего человека добрыми словами.
  10. Помимо воздаяния словом и пищей, по канону следует во имя усопшего раздавать садаку (иди хаер) – милостыню. Раньше ей одаривали нищих и убогих, а часть средств и вещей полагались имаму и мечети. Теперь садакой наделяют по кругу всех, сидящих за столом , а также передают ее отсутствующим родственникам и соседям.
  11. Нельзя организовывать поминки на средства покойного или на заемные деньги.
  12. На поминках нельзя плакать , а тем более причитать или как-то еще сильно выражать горе. Ведь смерть для мусульманина – это проявление воли Аллаха и даже своего рода радость. Она позволяет правоверному вознестись ко Всевышнему.

Как я уже говорила, Шариат Шариатом, однако везде существуют и национальные тонкости и обычаи организации поминок . Особенно сильно они проявляются у народов, в культуре которых ислам тесно переплелся с древними языческими верованиями. Это можно сказать, например, о некоторых этносах нашего Кавказа. Но даже в исконно мусульманских странах можно встретить всякие собственные особенности проводов души в Сады Аллаха.


Вот в Турции,
например, поминки пищей проводят только спустя 40 дней после смерти и еще в годины. В некоторых районах страны вместо годовщины отмечают полгода. Поминальная пища обычно бывает крайне скудной. Обязательным блюдом считается ореховая халва , и иногда кроме нее вообще ничего не подают. Но в турецких деревнях до сих пор правильным считается приготовить еще и плов. А вот в том же Азербайджане на поминки готовят столько всего, что недоеденные яства после приходится раздавать всем желающим. А сами поминальные дни изрядно разоряют семьи умерших, так что даже власти страны хотят законодательно запретить многолюдные и изобильные поминки .

Поминальный стол

в разных мусульманских странах (и даже в районах этих стран) редко бывает одинаковым. Но есть и блюда, считающиеся обязательными практически везде. Например, почти всегда на исламские поминки готовят различного рода сладости. Как говорят, для того, чтобы умершему было сладко жить у Всевышнего. Обычно с такого десерта и чая помины всегда и начинаются. В большинстве случаев подают горячее, в основном бульон с домашней лапшой (без картошки). Считается, что пар от такого супа помогает душе вознестись в Небеса.

Все мясное, конечно, должно быть халяль , то есть разрешенным по канону. Оно делается из курицы, говядины, баранины, но ни в коем случае не из свинины. Мясные блюда обычно в разных местах варьируются. Это может быть долма, гуляш, жареные цыплята и так далее. Во многих местах на поминки готовится плов из мяса или с сухофруктами, сладкий. Не возбраняются и разные каши, блюда из рыбы и всяческих морепродуктов. Все это запивается водой с медом, соками, минеральной водой. Но, конечно, ни в коем случае не спиртным! Оно Шариатом категорически запрещено.

Кстати, я узнала и о том, что нынче многие кафе и рестораны предлагают клиентам организацию мусульманских поминок со строгим следованием всем должным канонам. На такие мероприятия закупаются только те продукты, халяльность которых подтверждается специальными сертификатами. И готовят из них, как правило, повара мусульмане .

Национальные обычаи


организации поминок тоже неодинаковые. Например, в той же Турции женщины и мужчины собираются и все время остаются в разных помещениях. В Азербайджане они просто находятся за своими столами – мужским и женским. А в странах Средней Азии и женщины, и мужчины, и дети часто поминают все вместе. Для таких массовых мероприятиях даже во дворах многоквартирных домов предусмотрены особые строения в виде каменных периметров, над которыми легко натягивается тент. Там и собираются люди. Плов и тандырные лепешки для поминок можно приготовить здесь же в казанах и печи. Пока все это поспевает, из дома выносятся чай и халва, с которых и начинается трапеза. После угощения и молитвы все идут на кладбище.

В Азербайджане всем участникам поминок необходимо омыть свои руки розовой водой. Считается, что эта процедура поможет душе покойного попасть в Рай. Еще этому способствует особое поминальное кушанье, которое подается в некоторых районах страны – сэмэни. Это пророщенные зерна пшеницы, символизирующие возрождение, бессмертие.

Самые необычные для себя поминки я видела в Абхазии. Правда, только со стороны, сама на них не была. Я как раз гостила у своих знакомых, когда у их ближайших соседей умер сын. Так что все происходящее наблюдала непосредственно из беседки во дворе своих хозяев.

Эти поминки , которые проводили на 3-й день после похорон, считаются у абхазов не слишком многолюдными. Вот на сороковины и годовщину собираются обычно от 250 до 500 человек. В тот раз я очень приблизительно насчитала порядка 95-ти. Говорили, что могло бы быть и больше, но там ситуация сложилась щекотливая. Тело парня привезли из российской зоны для уголовников, куда он попал из-за наркоты. А до того, как туда загреметь, он в Гудаутах (дело именно там происходило) со многими перессорился. Отсюда и так мало было людей, в основном близкие родственники и соседи (члены общины), немного друзей.


Для поминальных столов мужчины сделали большой навес, который закрыли брезентом, сбили из досок сами столешницы и лавки. Мужчины же в огромных котлах варили мамалыгу на костре. Другие кострища разложили женщины – для приготовления вареной фасоли и харчо из курятины. А девушек приставили к изготовлению особой абхазской закуски из перетертого фундука. Кур для горячего приносили члены общества. С каждой семьи полагалось не менее 2-х тушек, а лучше больше. Еще полагалось брать с собой аджику, помидоры, фрукты, лаваши, зелень и домашний сыр. Так что стол собирался всем коллективом. Мне потом сказали, что на сороковины принято приводить жертвенных животных. Если умерла женщина, то овец и телок, а для мужчин баранов и бычков. Их закалывают и разделывают с особыми заклинаниями, а мясо готовят в общинных котлах.

Я узнала, что в комнате, где стоял гроб с телом, накрыли отдельный стол для покойного, в основном всякими сладостями. Потом их в начале трапезы вынесли пришедшим. После этого можно было начинать поминать усопшего всей другой пищей. К моему удивлению, делали все это достаточно оживленно, даже весело. Если бы я не знала, что народ собрался по скорбному поводу, то решила бы, что это какой-то праздник. Вокруг навеса бегали и играли нарядные дети, явно флиртовали друг с другом юноши и девушки, судачили женщины и степенно беседовали мужчины. Люди общались вовсю и на разные темы. Поминки явно стали для них хорошим коллективным отдыхом.

Возможно, это всеобщее оживление отчасти объяснялось и тем, что на абхазских поминках не возбраняется выпивка. Их мусульмане не слишком зацикливаются на запрете ислама употреблять спиртное. На столах стояло и сухое вино, и чача, хотя семья была именно правоверной. И за столами никто не молчал, и тосты тоже, насколько я могла видеть, говорились. Кстати, женщины также принимали участие в общей трапезе, правда не все. Большинство из них подавали еду, чистые бокалы и тарелки, уносили грязную и пустую посуду. После окончания мероприятия они дружно убрали все со столов и сели пить кофе, а мужчины разбрелись по округе, навещали знакомых.


Молодежь же собралась на большом пустыре неподалеку и организовала национальные танцы. Между прочим, как я после выяснила, во всех этих развлекательных моментах на абхазских поминках не было ничего неуважительного по отношению к покойному или его семье. Просто у абхазов состязания в танцах, скачках, джигитовке и прочем в честь ушедших – это древний обычай. На славянских тризнах ведь тоже не плакали, а провожали душу умершего с достойным весельем.

Все увиденное, услышанное, прочитанное и обдуманное говорит мне об одном: мы не так уж и отличаемся друг от друга. Наши обычаи и верования доказывают скорее то, что люди очень похожи, какую бы религию они не исповедовали. Особенно заметным это общее становится в их трагические моменты. Вот и поминки правоверных (даже если иметь в виду правила Шариата) практически ничем, кроме незначительных разночтений, не отличаются от христианских, организованных по церковным канонам. Кстати, и уход от строгой религиозной нормы и у тех, и у других ведет к одинаковым излишествам и неприятным моментам.

Инструкция

Мусульманские захоронения (могилы) должны быть обязательно обращены к Мекке. На мусульманских кладбищах запрещено хоронить людей другой веры и наоборот. Любопытно, что усопших женщин, не принявших ислам, но носящих ребенка от , хоронят спиной к Мекке. Это позволит ребенку находиться лицом к Мекке. В не приветствуют всякие надгробные сооружения типа мавзолеев, склепов. Дело в том, что излишне богатые и пышные могут вызывать зависть у людей и приводить к искушению. Кроме того законы шариата строго запрещают мусульманам громко оплакивать умершего человека. Считается, что это приводит к еще большим его страданиям. Плачущие мусульманские мужчины получают упреки со стороны общества, а плачущие женщины и дети осторожно успокаиваются. Не приветствует ислам и , и вскрытия . Похороны оттягивать не принято. Захоронения совершаются на ближайшем мусульманском .

Непосредственно перед погребением проводится процедура омовения тела. Шариат предписывает проводить омовение умершего три раза и при участии не менее четырех человек того же пола, что и покойный. Первичное омовение происходит водой, в которой растворяется кедровый порошок, во время вторичного омовения в воде растворяют камфару, а на третий раз используется обыкновенная вода. Согласно исламским законам, нельзя хоронить мусульман в одежде. На покойного одевают только саван. Любопытно, что материал савана зависит от материального состояния покойного. Нельзя подстригать ногти и волосы умершему. Тело должно быть ароматизировано различными маслами. Над покойным мусульманином происходит чтение определенных молитв. Все это венчает укутывание тела в саван. Узлы делаются у головы, у пояса и у ног.

Узлы на саване развязывают только непосредственно перед захоронением тела. На кладбище умершего доставляют не в , как у православных и католиков, а на носилках. Тело опускается ногами вниз. Затем в разрытую бросают землю и льют воду. Кстати говоря, в качестве исключения мусульман все же могут хоронить в гробах. Исключением являются расчлененные тела, фрагменты тел или уже разложившийся труп. Погребение сопровождается и определенными молитвами. Некоторых мусульман вообще хоронят сидя. Связано это с представлениями оных о механизме загробной жизни: считается, что после своей смерти душа мусульманина остается в теле до того, как будет передана смерти ангелу рая. Он подготовит ее к вечной жизни. Но перед тем как это произойдет, душа должна будет ответить на различные вопросы. Именно поэтому, чтобы «беседа» происходила в условиях приличия, некоторых мусульман хоронят сидя.

В университете у меня был замечательный преподаватель по религиоведению. Он рассказывал такие захватывающие истории о религиях разных народов, что даже двоечники слушали его с открытыми ртами. Особенно запомнились мне истории об особенностях погребения умерших в разных культурах мира. Но остановится я хочу на мусульманах - их традиции очень отличаются от христианских.

Подготовка к похоронам мусульман

Хоронить умерших мусульман стараются как можно быстрее. В идеале нужно успеть похоронить умершего до захода солнца в день его смерти . После смерти тело кладут на твердое ложе , закрывают глаза, подвязывают подбородок, распрямляют конечности. Далее идет обряд омовения , этим занимаются специально обучение люди. Мужчин омывают мужчины, а женщин - женщины. После смерти умершему не подстригают волосы и ногти. Мусульман не хоронят в одежде, а окутывают в саван - большие куски полотна.


Как хоронят мусульман

Умершего хоронят обычно на ближайшем кладбище . Несут туда на специальных носилках с раздвижной крышкой (тобут) . Размеры могил могут быть разными, все зависит от рельефа местности. Главное, чтобы от могилы не распространялся запах и тело не смогли достать звери, с этой целью ее укрепляют кирпичом или досками. Тело опускается без гроба на землю, голова должна быть повернута в сторону Мекки. Если все же по какой-то причине умершего хоронят в гробу, то на его дно насыпают немного земли. На похоронах присутствуют только мужчины , а женщины могут прийти на кладбище на следующий день. Также запрещается громко оплакивать умерших, рвать на себе одежду, волосы или как-то ранить себя от горя.


Особенности мусульманских похорон

Похороны в разных культурах и религиях чем то схожи между собой, но в тоже время имеют свои отличительные стороны. Чем исламские похороны так сильно отличаются от православных:

  • нельзя использовать гроб;
  • тело окутывают в саван;
  • хоронят как можно быстрее, в день смерти;
  • на похоронах присутствуют только мужчины;
  • нельзя громко оплакивать умершего;
  • на поминки готовят обычную еду , не праздничную;
  • не бальзамируют и не кремируют тела;
  • на могилах не ставят больших памятников, и не используют изображения умерших;
  • все надгробные камни повернуты в сторону Мекки.

Как видите, отличий много, но все же невзирая на них, смерть человека и его уход в мир иной остается печальным событием как для верующих мусульман, так и для христиан.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: