Перечислить процессы изменяющие рельеф внешние и внутренние. Внешние силы, изменяющие поверхность земли

>>Как и почему изменяется рельеф России

§ 14. Как и почему изменяется рельеф России

На формирование рельефа влияют разнообразные процессы. Их можно объединить в две группы: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Внутренние процессы. Среди них наибольшее воздействие на формирование современного рельефа оказали новейшие (неотектонические) движения земной коры , вулканизм и землетрясения. Таким образом, под действием внутренних процессов образуются крупнейшие, крупные и средние формы рельефа.

Неотектоническими называют движения земной коры, происходившие в ней за последние 30 млн лет. Они могут быть и вертикальными, и горизонтальными. На формирование рельефа наибольшее влияние оказывают вертикальные движения в результате которых земная кора поднимается и опускается (рис.20).

Рис. 20. Новейшие тектонические движения.

Скорость и высота вертикальных неотектонических движений в некоторых районах были очень значительны. Большая часть современных гор на территории России существуют только благодаря новейшим вертикальным поднятиям, так как даже молодые, сравнительно недавно образовавшиеся горы разрушаются за несколько миллионов лет. Кавказские горы, несмотря на разрушающее воздействие внешних сил, были приподняты на высоту от 4000 до 6000 м. Уральские на 200-600 м, Алтай - на 1000-2000 м. Крупнейшие равнины России тоже испытали незначительный подъем - от 100 до 200 м. В тех местах, где земная кора опускалась, возникли впадины морей и озер, многие низменности.

По рис. 20 определите, какие виды движений преобладают на территории России.

Движения земной коры происходят и сейчас. Большой Кавказский хребет продолжает подниматься со скоростью 8-14 мм в год. Несколько медленнее растет Среднерусская возвышенность - около 6 мм в год. А территории Татарстана и Владимирской области ежегодно опускаются на 4-8 мм.

Наряду с медленными движениями земной коры в формировании крупных и средних форм рельефа определенную роль играют землетрясения и вулканизм.

Землетрясения часто приводят к значительным как вертикальным, так и горизонтальным смещениям пластов горных пород, возникновению обвалов и провалов.

При извержении вулканов формируются такие специфические формы рельефа, как вулканические конусы, лавовые покровы и лавовые плато.

Внешние процессы , формирующие современный рельеф , связаны с деятельностью морей, текучих вод, ледников, вефа. Под их воздействием разрушаются крупные и образуются средние и мелкие формы рельефа.

При наступлении морей осадочные породы откладываются горизонтальными слоями. Поэтому многие приморские части равнин, с которых море отступило сравнительно недавно, имеют плоский рельеф. Так образовались Прикаспийская и север Западно-Сибирской низменности.

Текучие воды (реки, ручьи, временные водные потоки) размывают земную поверхность. В результате их разрушительной деятельности образуются формы рельефа, называемые эрозионными. Это речные долины, балки, овраги.

Долины крупных рек имеют большую ширину. Например, долина Оби в нижнем ее течении имеет ширину 160 км. Немного уступает ей Амур - 150 км и Лена - 120 км. Речные долины - традиционное место расселения людей, ведения особых типов хозяйства (животноводство на пойменных лугах, огородничество).

Овраги - настоящая беда для сельского хозяйства (рис. 21). Разбивая поля на мелкие участки, они затрудняют их обработку. В России насчитывается более 400 тыс. крупных оврагов с общей площадью 500 тыс. га.

Деятельность ледников. В четвертичный период из-за похолодания климата во многих районах Земли возникло несколько древних покровных леденений. В некоторых районах - центрах оледенения - на протяжении тысячелетий шло накопление льда. В Евразии такими центрами были торы Скандинавии, Полярный Урал, плато Путорана на севере Среднесибирского плоскогорья и горы Бырранга на полуострове Таймыр (рис. 22).

По карте населения в атласе сравните плотность населения в долинах крупных рек Сибири и на окружающих территориях.

Толщина льда в некоторых из них достигала 3000 м. Под действием собственного веса ледник сползал на юг, на прилегающие территории. Там, где проходил ледник, земная поверхность сильно изменялась. Местами он сглаживал ее. Местами, напротив, выпахивал понижения. Лед шлифовал скалы, оставляя на них глубокие царапины. Вместе со льдом перемещались скопления огромных камней (валунов), песка, глины, щебня. Эта смесь разнообразных горных пород получила название морены. В южных, более теплых районах ледник таял. Морена, которую он нес с собой, откладывалась в виде многочисленных холмов, гряд, плоских равнин.

Деятельность ветра. Ветер формирует рельеф главным образом в засушливых районах и там, где на поверхности лежат пески. Под его воздействием образуются дюны, песчаные холмы и гряды. Они распространены на Прикаспийской низменности, в Калининградской области (Куршская коса).

Рис.22. Границы древнего оледенения


Вопросы и задания


1. Какие процессы оказывают влияние на формирование рельефа Земли в настоящее время? Охарактеризуйте их.
2. Какие ледниковые формы рельефа встречаются в вашей местности?
3. Какие формы рельефа называют эрозионными? Приведите примеры эрозионных форм рельефа в вашей местности.
4. Какие современные рельеф о образующие процессы типичны для вашей местности?

География России: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе; под ред. В. П. Дронова. - 10-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2009. - 271 с. : ил., карт.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Внешние силы сглаживают , созданные внутренними силами Земли. Разрушая выступающие неровности поверхности, они заполняют осадочными породами впадины. Текучие воды, ледники, человек создают на суше разнообразные более мелкие формы рельефа.

Выветривание

Одним из главных внешних процессов является выветривание - процесс разрушения и преобразования горных пород.

Само выветривание не приводит к образованию форм рельефа, а лишь превращает твёрдые породы в рыхлые и подготавливает материал к передвижению. Результатом такого передвижения являются различные формы рельефа.

Действие силы тяжести

Под действием силы тяжести породы, разрушенные выветриванием, перемещаются но поверхности Земли с возвышенных участков в более низкие. Каменные глыбы, щебень, песок часто устремляются вниз с крутых горных склонов, порождая обвалы и осыпи.

Под действием силы тяжести возникают оползни и сели . Они переносят огромные массы пород. Оползни представляют собой сползание масс горных пород вниз по склону. Они образуются по берегам водоёмов, на склонах холмов и гор после сильных дождей или таяния снега. Верхний рыхлый слой горных пород становится тяжелее при насыщении водой и сползает по нижнему, не пропускающему воду слою. Ливневые дожди и быстрое таяние снегов также вызывают в горах грязекаменные потоки сели. Они с разрушительной силой движутся вниз по склону, снося всё на своём пути. Оползни и сели приводят к авариям и гибели людей.

Деятельность текучих вод

Важнейший преобразователь рельефа - движущаяся вода, которая выполняет большую разрушительную и созидательную работу. Реки прорезают широкие речные долины на равнинах, глубокие каньоны и ущелья в горах. Небольшие водные потоки создают на равнинах овражно-балочный рельеф.

Текучие поды не только создают углубления на поверхности, но и захватывают обломки горных пород, переносят их и откладывают во впадинах или и собственных долинах. Так из речных наносов вдоль рек формируются плоские равнины

Карст

В тех районах, где близко к земной поверхности залегают легкорастворимые горные породы (известняки, гипс, мел, каменная соль), наблюдаются удивительные природные явления. Реки и ручьи, растворяя горные породы, исчезают с поверхности и устремляются в глубь земных недр. Явления, связанные с растворением горных пород поверхностными и , называются карстом. Растворение пород приводит к образованию карстовых форм рельефа: пещер, пропастей, шахт, воронок, иногда заполненных водой. Красивейшие сталактиты (многометровые известковые «сосульки») и сталагмиты («колонны» из известковых наростов) образуют в пещерах причудливые скульптуры.

Деятельность ветра

На открытых безлесных пространствах ветер перемещает гигантские скопления песчаных или глинистых частиц, создавая эоловые формы рельефа (Эол бог покровитель ветра в древнегреческой мифологии). Большинство песчаных пустынь мира покрыто барханами песчаными холмами. Иногда они достигают высоты 100 метров. Сверху бархан имеет вид серпа.

Двигаясь с большой скоростью, частички песка и щебня обрабатывают каменные глыбы подобно наждачной бумаге. Этот процесс идёт быстрее у поверхности земли, где песчинок больше.

В результате деятельности ветра могут накапливаться плотные отложения из пылеватых частиц.
Такие однородные пористые породы серовато-жёлтого цвета называются лёссами.

Деятельность ледников

Ледники формируют особый ледниковый рельеф. Двигаясь по поверхности суши, они сглаживают скалы, выпахивают котловины, перемещают разрушенные горные породы. Отложения этих пород образуют моренные холмы и гряды. При таянии ледников из принесённого водой песка формируются песчаные равнины - зандры. Котловины, образованные ледниками, часто заполняются водой, превращаясь в ледниковые озёра.

Деятельность человека

Большую роль в изменении рельефа играет человек. Особенно сильно изменены его деятельностью равнины. Люди издавна селятся на равнинах, они строят дома и дороги, засыпают овраги, сооружают насыпи. Человек изменяет рельеф при добыче : выкапываются огромные карьеры, насыпаются холмы-терриконы - отвалы пустой породы.

Масштабы человеческой деятельности могут быть сравнимы с природными процессами. Например, реки вырабатывают свои долины, вынося горные породы, а человек строит сопоставимые по размерам каналы.

Формы рельефа, созданные человеком, называются антропогенными. Антропогенное изменение рельефа происходит с помощью современной техники и довольно быстрыми темпами.

Движущаяся вода и ветер выполняют огромную разрушительную работу, которая называется эрозией (от латинского слова erosio разъедание). Эрозия земель - природный процесс. Однако он усиливается в результате хозяйственной деятельности людей: распашки склонов, вырубки лесов, неумеренного выпаса скота, прокладки дорог. Только за последние сто лет эрозии подверглась третья часть всех обрабатываемых земель мира. Наибольших масштабов эти процессы достигли в крупных земледельческих районах России, Китая и США.

Формирование рельефа Земли

Особенности рельефа Земли

До сих пор мы рассматривали внутренние рельефообразующие факторы, такие как движения земной коры, складкообразование и др. Эти процессы обусловлены действием внутренней энергии Земли. В результате создаются крупные формы рельефа, такие как горы и равнины. На уроке вы узнаете, как формировался и продолжает формироваться рельеф под воздействием внешних геологических процессов.

Рельефообразующие процессы

Было бы неверным считать, что рельеф нашей планеты сформировался в те древние геологические эпохи под воздействием внутренних (эндогенных) сил. Даже в таких стабильных формах земной поверхности, как платформы, происходят изменения под воздействием внешних факторов. Все рельефообразующие процессы можно разделить на две большие группы: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

К основным экзогенным процессам, изменяющим рельеф нашей страны, можно отнести выветривание, оледенение, деятельность текучих вод и ветровые процессы (см. рис. 1).

Рис. 1. Внешние рельефообразующие факторы

Выветривание

Выветривание - это процесс разрушения и изменения горных пород под влиянием механического и химического воздействия атмосферы, грунтовых и поверхностных вод и организмов.

Горные породы разрушаются при перепадах температур вследствие того, что минералы, из которых они состоят, имеют различные коэффициенты теплового расширения. Со временем в некогда монолитной породе появляется трещины. В них проникает вода, которая при отрицательных температурах замерзает и, превращаясь в лёд, буквально «разрывает» горные породы. Происходит их разрушение, а вместе с этим «сглаживание» форм рельефа. Такие процессы называются физическим выветриванием . Наиболее интенсивно они протекают в горах, где на поверхность выходят твердые монолитные породы. Скорость процессов физического выветривания (около 1 мм в год), казалось бы, очень не велика. Однако за миллионы лет горы снизятся уже на 1 километр. Таким образом, для полного разрушения высочайших гор Земли Гималаев потребовалось бы 10 млн лет. По геологическим меркам это весьма непродолжительный временной промежуток (см. рис. 2).

Рис. 2. Физическое выветривание

Над разрушением горных пород трудятся и другие силы - химические . Просачиваясь по трещинам, вода постепенно растворяет горные породы (см. рис. 3).

Рис. 3. Растворение горных пород

Растворяющая способность воды увеличивается при содержании в ней различных газов. Некоторые породы (гранит, песчаник) водой не растворяются, другие (известняк, гипс) растворяются весьма интенсивно. Если вода проникает вдоль трещин в слои растворимых горных пород, то эти трещины расширяются. В тех местах, где водорастворимые породы находятся близко к поверхности, на ней наблюдаются многочисленные провалы, воронки и котловины. Это карстовые формы рельефа (см. рис. 4).

Рис. 4. Карстовые формы рельефа

Карст - это процесс растворения горных пород.

Карстовые формы рельефа развиты на Восточно-Европейской равнине, Предуралье, Урале и Кавказе.

Горные породы могут разрушаться и в результате жизнедеятельности живых организмов (растения камнеломки и др.). Это биологическое выветривание .

Одновременно с процессами разрушения идет перенос продуктов разрушения в пониженные участки, таким образом, рельеф сглаживается.

Оледенение

Рассмотрим, как четвертичное оледенение сформировало современный рельеф нашей страны. Ледники сохранились на сегодняшний день только лишь на арктических островах и на высочайших вершинах России (см. рис. 5).

Рис. 5. Ледники в горах Кавказа

Спускаясь по крутым склонам, ледники формируют особый, ледниковый рельеф . Такой рельеф распространен в России и там, где нет современных ледников, - в северных частях Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Это результат древнего оледенения, возникшего в четвертичную эпоху из-за похолодания климата (см. рис. 6).

Рис. 6. Территория древних ледников

Крупнейшими центрами оледенения в то время были Скандинавские горы, Полярный Урал, острова Новая Земля, горы полуострова Таймыр. Толщина льда на Скандинавском и Кольском полуостровах достигала 3-х километров.

Оледенение возникало не один раз. Оно надвигалось на территорию наших равнин несколькими волнами. Ученые считают, что было, примерно 3-4 оледенения, которые сменялись межледниковыми эпохами. Последний ледниковый период закончился примерно 10 тысяч лет назад. Наиболее значительным было оледенение на Восточно-Европейской равнине, где южный край ледника достиг 48º-50º с. ш.

К югу количество осадков уменьшалось, поэтому в Западной Сибири оледенение достигло всего лишь 60º с. ш., а восточнее Енисея из за небольшого количества снега было ещё меньше.

В центрах оледенения, откуда двигались древние ледники, широко распространены следы деятельности в виде особых форм рельефа - Бараньих лбов. Это выступы горных пород с царапинами и шрамами на поверхности (склоны, обращенные навстречу движения ледника, пологие, а противоположные - крутые) (см. рис. 7).

Рис. 7. Бараний лоб

Под действием собственного веса ледники распространялись далеко от центра своего формирования. По пути своего следования они сглаживали рельеф. Характерный ледниковый рельеф наблюдается в России на территории Кольского полуострова, Тиманского кряжа, республики Карелия. Движущийся ледник соскабливал с поверхности мягкие рыхлые породы и даже крупные, твердые обломки. Вмерзшие в лед глина и твёрдые породы образовывали морену (отложения из обломков горных пород, образованные ледниками при их движении и таянии). Эти породы откладывались в более южных районах, где ледник таял. В результате образовались моренные холмы и даже целые моренные равнины - Валдайская, Смоленско-Московская.

Рис. 8. Образование морены

Когда климат в течение длительного времени не менялся, ледник останавливался на месте и вдоль его края накапливались единичные морены. В рельефе они представлены изогнутыми рядами длиной в десятки или иногда даже и в сотни километров, например Северные Увалы на Восточно-Европейской равнине (см. рис. 8).

При таянии ледников образовывались потоки талых вод, которые перемывали морену, поэтому в областях распространения ледниковых холмов и гряд, и особенно вдоль края ледника накапливались водно-ледниковые наносы. Песчаные плоские равнины, возникшие по окраинам тающего ледника, называются - зандровыми (от нем. «зандр» - песок). Примерами зандровых равнин являются Мещерская низменность, Верхневолжская, Вятско-Камская низина (см. рис. 9).

Рис. 9. Образование зандровых равнин

Среди равнинно-низменных холмов широко распространены водно-ледниковые формы рельефа, озы (от шведск. «оз» - гряда). Это узкие гряды, высотой до 30 метров и протяженностью до нескольких десятков километров, по форме напоминающие железнодорожные насыпи. Они сформировались в результате оседания на поверхности рыхлых наносов, образованных протекавшими по поверхности ледников реками (см. рис. 10).

Рис. 10. Образование озов

Деятельность текучих вод

Вся вода, протекающая по суше, под действием силы тяжести также формирует рельеф. Постоянные водотоки - реки - образуют речные долины. С временными водотоками, образующимися после проливных дождей, связано образование оврагов (см. рис. 11).

Рис. 11. Овраг

Зарастая, овраг превращается в балку. Наиболее развитую балочно-овражную сеть имеют склоны возвышенностей (Среднерусской, Приволжской и др.). Хорошо разработанные речные долины характерны для рек, протекающих вне границ последних оледенений. Текучие воды не только разрушают горные породы, но и накапливают речные наносы - гальку, гравий, песок и ил (см. рис. 12).

Рис. 12. Накопление речных наносов

Из них состоят речные поймы, протягивающиеся полосами вдоль русел рек (см. рис. 13).

Рис. 13. Строение речной долины

Иногда широта пойм колеблется от 1,5 до 60 км (например, у Волги) и зависит от размеров рек (см. рис. 14).

Рис. 14. Ширина Волги на различных участках

Вдоль речных долин располагаются традиционные места поселения людей и формируется особый вид хозяйственной деятельности - животноводство на пойменных лугах.

На низменностях, испытывающих медленные тектонические опускания, происходят обширные разливы рек и блуждания их русел. В результате формируются равнины, построенные речными наносами. Наиболее распространен такой рельеф на юге Западной Сибири (см. рис. 15).

Рис. 15. Западная Сибирь

Различают два вида эрозии - боковую и донную. Глубинная эрозия направлена на врезание потоков в глубину и преобладает у горных рек и рек плоскогорий, именно поэтому здесь образуются глубокие речные долины с крутыми склонами. Боковая эрозия направлена на размытие берегов и характерна для равнинных рек. Говоря о воздействии воды на рельеф, можно рассмотреть и воздействие моря. При наступлении морей на затопленную сушу, горизонтальными слоями накапливаются осадочные горные породы. Поверхность равнин, с которых море отступило давно, сильно изменена текучими водами, ветром, ледниками (см. рис. 16).

Рис. 16. Отступание моря

Равнины, относительно недавно покинутые морем, имеют относительно плоский рельеф. В России это Прикаспийская низменность, а также многие равнинные участки вдоль берегов Северного Ледовитого океана, часть низменных равнин Предкавказья.

Деятельность ветра

Деятельность ветра также создает определённые формы рельефа, которые получили название эоловые . Эоловые формы рельефа образуются на открытых пространствах. В таких условиях ветер переносит большое количество песка и пыли. Зачастую небольшой кустик является достаточной преградой, скорость ветра снижается, и песок падает на землю. Так образуется вначале маленькие, а затем большие песчаные холмы - барханы и дюны. В плане бархан имеет форму полумесяца, причем своей выпуклой стороной он обращён к ветру. С изменением направления ветра меняется и ориентация бархана. Формы рельефа, связанные с ветром, распространены главным образом на Прикаспийской низменности (барханы), на Балтийском побережье (дюны) (см. рис. 17).

Рис. 17. Образование бархана

Много мелких обломков и песка ветер сдувает с оголённых горных вершин. Многие выносимые им песчинки снова ударяются о скалы и способствуют их разрушению. Можно наблюдать причудливые фигуры выветривания - останцы (см. рис. 18).

Рис. 18. Останцы - причудливые формы рельефа

С деятельностью ветра связано формирование особых пород - лёсов. - это рыхлая, пористая, пылеватая порода (см. рис. 19).

Рис. 19. Лёс

Лесом покрыты большие территории в южных частях Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин, а также в бассейне реки Лены, где не было древних ледников (см. рис. 20).

Рис. 20. Территории России, покрытые лёсом (показаны желтым цветом)

Считается, что формирование лёса связано с навеванием пыли и сильными ветрами. На лёсе образуются наиболее плодородные почвы, однако он легко размывается водой и в нем появляются самые глубокие овраги.

Подведем итоги

Формирование рельефа происходит под влиянием как внешних, так и внутренних сил. Внутренние силы создают крупные формы рельефа, а внешние силы разрушают их, преобразуя в более мелкие. Под действием внешних сил осуществляется как разрушительная, так и созидательная работа.

Список литературы

География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я Ром, А. А. Лобжанидзе. В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. География России. Природа. Население. 8 класс. Атлас. География России. Население и хозяйство. - М.: Дрофа, 2012. В. П.Дронов, Л. Е Савельева. УМК (учебно-методический комплект) «СФЕРЫ». Учебник «Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс». Атлас.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. . Выветривание. Оледенение на территории России. Физика барханов, или как образуются песчаные волны.

Домашнее задание

Верно ли утверждение: «Выветривание - это процесс разрушения горных пород под воздействием ветра»? Под воздействием каких сил (внешних или внутренних) вершины Кавказских гор и Алтая приобрели остроконечную форму?

Урок 9. РАЗВИТИЕ ФОРМ РЕЛЬЕФА

19.08.2014 9787 0

Задачи: сформировать представление о взаимодействии внутренних и внешних процессов как источнике развития рельефа; познакомить с особенностями формирования рельефа на террито­рии России в целом и Волгоградской области в частности; показать воздействие общества на изменение поверхности Земли.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Минеральные ресур­сы России».

Возможные варианты проверки:

1. Индивидуальная письменная проверочная работа. Учащиеся получают карточки, где наклеены части контурных карт отдельных регионов и даны задания к ним. Можно предложить контуры За­падной Сибири, Среднесибирского плоскогорья, Восточно- Европейской равнины, Уральских гор. Задания - назвать тектони­ческую структуру, её возраст, форму рельефа, высоту, месторож­дения полезных ископаемых, объяснить их происхождение.

2. Индивидуальный опрос:

1) Расскажите о полезных ископаемых и их связи с тектониче­ским строением территории.

2) Расскажите о полезных ископаемых, приуроченных к плат­формам и складчатым областям.

3) Дайте оценку минерально-сырьевой базе России.

4) Расскажите о рациональном использовании минеральных ре­сурсов и охране недр.

5) Охарактеризуйте экологические проблемы, связанные с до­бычей полезных ископаемых.

3. Фронтальная беседа проводится по основным вопросам пре­дыдущего урока:

1) Что такое полезные ископаемые?

2) Что такое месторождение?

3) Что такое бассейн?

4) От чего зависит размещение тех или иных месторождений полезных ископаемых?

5) Какими полезными ископаемыми богата Россия?

6) Недалеко от полярного круга, в Воркуте и Ухте, мы добыва­ем уголь и газ. О чем говорит их наличие в данном районе? Как изменилась природа данной территории со времени образования нефти и угля?

7) Какие методы исследования применяют геологи в настоящее время?

8) Назовите крупнейшие угольные и нефтегазовые месторож­дения России.

9) Где на территории Восточно-Европейской равнины добыва­ется железная руда? С какой тектонической структурой связаны эти месторождения?

10) Какие меры необходимо применять для сбережения полез­ных ископаемых?

11) Может ли быть полезным ископаемым грязь? Почему?

12) Каким полезным ископаемым пользуется учитель, объясняя новый материал? Как образовалось это полезное ископаемое?

13) Какая существует классификация полезных ископаемых?

4. Проверка номенклатуры бассейнов полезных ископаемых.

Учащиеся должны заполнить пропуски в таблице:

Изучение новой темы предполагает развитие и конкретизацию знаний о действии внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Поэтому в течение вводной беседы необходимо актуа­лизировать сведения, полученные школьниками в процессе изуче­ния курсов географии 6 и 7 классов. Учитель организует беседу, в результате чего выясняет, что знают учащиеся об изменении рель­ефа. Основываясь на знаниях учащихся, учитель строит свою по­следующую лекцию.

Этот этап урока проводится в виде лекции. Свой рассказ учи­тель сопровождает демонстрацией картин и иллюстраций различ­ных форм рельефа. Для лучшего усвоения материала необходимо проводить его закрепление по ходу лекции. Вопросы и задания приведены в разделе IV. Результатом лекции становится составле­ние таблицы учащимися в тетрадях, в которой указываются релье­фообразующие факторы и создаваемые ими формы рельефа. Учи­телю необходимо добиться усвоения учащимися ключевых слов, их тоже желательно записывать в тетрадь по ходу лекции.

1. Рельеф земной поверхности формируется под действием процессов, которые можно разделить на две группы:

I. Внутренние, или эндогенные (от греч. endon - внутри и genes - рождающий, рожденный). Их источником является тепло­вая, химическая, радиоактивная энергия недр Земли. Эндогенные процессы проявляются в форме горообразовательных движений, внедрения магмы в земную кору, излияния её на поверхность, мед­ленных колебаний земной коры и т. д. Формы рельефа, которые созданы преимущественно эндогенными процессами, называются эндогенными.

II. Внешние, или экзогенные (от греч. ехо - снаружи, вне). Они протекают почти исключительно за счет солнечной энергии, поступающей на Землю. Формы рельефа, созданные в результате этих процессов, называются экзогенными. К внешним процессам часто относят и антропогенные факторы, но их можно выделить и в отдельную группу.

Формы рельефа созданы благодаря взаимодействию эндоген­ных и экзогенных процессов, но в большинстве случаев можно вы­делить ведущий процесс, относящийся к той или иной группе. Чем крупнее форма рельефа, тем больше роль эндогенных процессов в её формировании. Экзогенные процессы создают детали, неболь­шие формы, которым горы и равнины обязаны своей неповторимо­стью и многообразием. Эндогенные и экзогенные процессы дейст­вуют непрерывно и одновременно; в какое-то время могут сильнее проявляться одни, в другой период - другие, но действие обеих групп процессов не прекращается.

2. Эндогенные формы рельефа создаются в результате движе­ний земной коры. Мы привыкли считать, что сами двигаемся по неподвижной поверхности Земли. Но чтобы Земля двигалась - нет, не как планета вокруг Солнца, а как почва у нас под ногами... Ну, разве что в отдельных местах и изредка - во время землетрясений, при оползнях или взрывах. Но сейчас речь пойдет не об этом. Та самая незыблемая Земля, а точнее земная кора, колеблется и пере­мещается везде и всегда. Только замечаем мы это редко или не за­мечаем вовсе. Буквально каждая точка земной коры движется: под­нимается вверх или опускается вниз, смещается вперед, назад, вправо или влево относительно других точек. Их совместные пере­движения приводят к тому, что где-то земная кора медленно под­нимается, где-то опускается. Эти медленные движения оставались незамеченными до конца XVIII века. Положил начало изучению современных движений земной коры известный шведский физик и астроном Андерс Цельсий (мы до сих пор пользуемся предложен­ной им 100-градусной температурной шкалой). Он сделал на при­брежных скалах Скандинавского полуострова засечки, чтобы ис­следовать взаимные перемещения суши и моря. Вскоре выясни­лось, что засечки оказываются все выше и выше над средним уров­нем моря. Ученый полагал, что дело в понижении уровня моря. Но позднее выяснилось, что причина - в поднятии суши. Со времени эксперимента Цельсия прошло 250 лет, за это время ученые реши­ли множество вопросов. Например, было установлено, что Север­ная Европа (Скандинавский, Кольский полуострова, Финляндия, Карелия) поднимается из окружающих морей со скоростью до 1 см в год. А вот территория Дании и Нидерландов, наоборот, опускает­ся. Уже сейчас примерно 1/3 территории Нидерландов находится ниже уровня моря. Поднятия испытывает и Нижнее Поволжье, ведь раньше эти области были заняты морем. Горные системы также испытывают поднятия. Несмотря на то что горные породы облада­ют большой прочностью и твердостью, они могут быть смяты в складки и разорваны тектоническими разрывными нарушениями, а также разбиты трещинами. Например, озеро Байкал расположено в грабене. Грабен - это параллельная система разрывов, которые ог­раничивают впадину. Наибольшая глубина озера достигает 1620 м. Медленные движения земной коры часто протекают незаметно: медленно нарастают напряжения, медленно деформируются слои горных пород, сминаясь в складки, медленно происходит смещение по разрывам, и только иногда это перемещение, подобно взрыву, происходит за секунды. Тогда земля и «трясётся». Сильное земле­трясение может произвести значительные изменения земной по­верхности. По разломам земной коры происходит смещение её блоков, и там, где раньше было ровное место, возникает обрыв. В горах происходят обвалы и оползни.

3. Формы рельефа, созданные экзогенными процессами.

На повышенных участках земной поверхности происходит раз­рушение горных пород. Затем непосредственное действие силы тяжести, вода, ветер, льды переносят измельченные, разрушенные горные породы на пониженные участки поверхности, где отклады­вают их. Снос частиц породы с повышенных участков носит назва­ние денудация (от лат. denudation - обнажение). Отложение породы - это аккумуляция (от лат. accumulatio - собирание в кучу, накопле­ние). Скорость денудации зависит от того, какие породы разруша­ются и сносятся. Осадочные породы обычно разрушаются легче, магматические и метаморфические - более устойчивы. Денудация снижает высокие участки земной поверхности, аккумуляция повы­шает низкие, таким образом, общий перепад высот уменьшается.

Экзогенные процессы начинаются с подготовки горных пород к переносу, с их разрушения. Все процессы разрушения называются выветриванием. Оно происходит под действием солнечных лучей, воды, воздуха, организмов.

1) Склоновые процессы. Суть этих процессов состоит в том, что под действием силы тяжести - с помощью воды или без неё - по­роды, слагающие склон, сносятся с его верхней части к подножию, где и отлагаются. При этом склон постепенно становится положе. Чем круче склон, тем сильнее проявляются склоновые процессы. Склоновые процессы сопровождают любой вид экзогенных про­цессов и многие виды эндогенных и связаны с ними настолько тес­но, что кажутся входящими в состав этих процессов. Падение или скатывание мелких обломков (песка, щебня) называется осыпани­ем. Если падают или скатываются крупные обломки, - это камне­пад; когда по склону сходит большая масса породы, которая в про­цессе движения дробится, перемешивается, - это обвал. При боль­ших обвалах могут быть перемещены огромные количества поро­ды. Так, в 1911 году на Памире произошел в результате землетря­сения знаменитый Усойский обвал, создавший в долине реки пло­тину, выше которой образовалось Сарезское озеро. Вес обвала со­ставил 7 млрд т.

2) Формы рельефа, созданные текучими вода.ми. Текучая вода

Наиболее активный фактор переноса частиц горных пород. Раз­мыв горных пород текущей водой называется эрозия (от лат. erosio

Разъедание), а формы рельефа, образованные этим процессом, - эрозионными. К ним будут относиться промоины, овраги, речные долины. Овраг - это крутосклонная рытвина на возвышенности, образованная талыми и дождевыми водами, т. е. временным водо­током. Длина оврага может достигать нескольких километров, глу­бина - нескольких десятков метров, ширина - десятков, иногда со­тен метров. Овраги постепенно растут, их верховья продвигаются все дальше. Они наносят большой вред сельскому хозяйству, рас­членяя и уничтожая поля. Участки расчлененны оврагами настоль­ко, что склоны соседних оврагов пересекаются, становятся непри­годными для какого-либо использования. Они называются дурны­ми землями, бедленд. Борьба с оврагами ведется путем закрепления их склонов лесными посадками. Старый, уже не растущий овраг превращается в балку; балка шире оврага, склоны её более пологи, они заросли травой, иногда кустарником или лесом. Постоянные водотоки - ручьи и реки - текут в долинах, выработанных текучей водой совместно со склоновыми процессами. По рельефу резко различаются долины горных и равнинных рек. Долины горных рек узки, крутосклонны, глубоко врезаны. Долины равнинных рек ши­рокие (до десятков километров), глубина их небольшая, склоны пологие. Формы рельефа, созданные текучими водами, широко распространены на некоторых территориях, например Волгоград­ской области.

3) Формы рельефа , созданные подземными водами. Скорость движения подземных вод мала, поэтому они воздействуют на рельеф большей частью не механически, а путем растворения гонных пород. Растворяются известняки, каменная соль, гипс и некоторые другие породы. Растворяя породу, вода образует полости, пещеры, провалы и т. д. Этот процесс носит название карст, а формы рельефа называ­ются карстовыми. Пещеры представляют собой сложные системы проходов и залов, длина может достигать нескольких километров. В России широко известна Кунгурская пещера на Урале. Частой фор­мой карстового рельефа являются воронки - замкнутые впадины ко­нической, чашеобразной формы диаметром несколько метров. Они встречаются на юге Волгоградской области в Заволжье.

4) Формы рельефа, созданные ледниками. Большую работу по перемещению обломков горных пород производят ледники - есте­ственные скопления льда в местах, где преобладают низкие темпе­ратуры. Ледники перемещаются, подчиняясь силе тяжести, так как лед обладает пластичностью и может медленно перетекать. Облом­ки горных пород, переносимые ледником и в конечном счете от­кладываемые им, называются мореной. Горные ледники распола­гаются в привершинных чашеобразных нишах - карах. Когда лед­ник двигается вниз по горной долине, он расширяет и углубляет её, образуя корытообразную долину - трог. В более низких местах, где теплее, ледник тает, а принесенная им морена остается. По­кровное оледенение захватывает не только горные районы, но и обширные области на равнинах. В четвертичный период возникло несколько покровных оледенений. Их центры в России располага­лись на Кольском полуострове, Полярном Урале, плато Путорана, горах Бырранга. Когда климат стал теплее, ледники становились всё короче и постепенно исчезли совсем. В областях, где ледники откладывали материал, остались большие площади, занятые хол­мистым моренным рельефом. Такой тип рельефа преобладает на Валдайской и Смоленско-Московской возвышенностях Русской равнины. Последнее оледенение дошло и до Волгоградской облас­ти.

5) Формы рельефа в областях с сухим климатом. Рельеф об­ластей с недостаточным увлажнением - пустынь и полупустынь - обычно прежде всего связывают с действием ветра. Формы релье­фа, образовавшиеся в результате действия ветра, называют эоло­выми - по имени древнегреческого бога ветра Эола. Наиболее про­стые эоловые формы - котловины выдувания. Это понижения, об­разовавшиеся в тех местах, где с поверхности, не защищенной рас­тительностью, мелкие частицы вынесены ветром. Дно котловины усеяно галькой, щебнем и валунами. В пустынях распространены барханы. Это скопление сыпучего песка, навеянное ветром, высо­той от метра до 100-150 м. Бархан в плане имеет форму полумеся­ца, обращенного выпуклой стороной навстречу ветру.

6) Формы рельефа берегов. Своеобразные формы рельефа соз­даются на берегах морей и крупных озер. Практически все они свя­заны с геологическим строением берега, с деятельностью морских или озерных волн. На достаточно крутых берегах чаще всего фор­мируется клиф - вертикальный или почти вертикальный уступ. У пологих берегов формируются пляжи - скопления морских нано­сов.

7) Формы рельефа в областях распространения многолетней мерзлоты. Многолетняя мерзлота влияет на рельеф, так как вода и лед имеют разную плотность, вследствие чего замерзающие и от­таивающие породы претерпевают деформации. Наиболее распро­страненный тип деформации мерзлых грунтов - пучение, связанное с увеличением в объеме воды при замерзании. Возникающие при этом формы рельефа называются буграми пучения; их высота обычно не более 2 м. В ходе послойного замерзания образуются грунтовые и речные наледи. Известны гигантские наледи площа­дью до 20 км2. Толщина наледей - от нескольких до 500 м.

8) Формы рельефа, созданные живыми организмами. На суше такие формы обычно невелики. Это болотные кочки, сурчины, в тропических странах - термитники. Сурчины и сусликовины часто можно встретить в степях Заволжья. В умеренном поясе большие площади занимают болота с торфяными грядами; высота гряд не­велика - обычно 0,5 м, иногда несколько больше, гряды могут быть вытянуты на сотни метров и на километры. Несравненно больше роль живых организмов на берегах морей. Активно проявляют себя в тропической зоне организмы-рифстроители, результатом дея­тельности которых являются коралловые рифы.

9) Формы рельефа, созданные человеком. Человек может пре­образовывать рельеф земной поверхности непосредственно (делая насыпь, вырывая котлован) или воздействуя на природные процес­сы рельефообразования - ускоряя или замедляя их. Формы релье­фа, созданные человеком, называются антропогенными (от греч. antropos - человек и genes - рождающий, рожденный). Прямое воз­действие человека на рельеф более всего проявляется в районах разработки полезных ископаемых. Подземная добыча сопровожда­ется выносом на поверхность большого количества пустой породы и образованием отвалов, имеющих коническую форму - террико­нов. Многочисленные терриконы создают характерный ландшафт угледобывающих районов. При открытой добыче полезных иско­паемых создаются карьеры - обширные понижения, образованные путем выкапывания. Значительные изменения рельефа производят­ся при транспортном, промышленном и гражданском строительст­ве. Под сооружения выравниваются площадки, для дорог создают­ся насыпи и выемки. Косвенное влияние человека на рельеф ранее всего стало ощущаться в сельскохозяйственных районах. Вырубка лесов и распашка склонов создают условия для бурного роста овра­гов. Строительство зданий и инженерных сооружений способству­ет возникновению или усилению оползней.

Рельефообразующий фактор

Создаваемые формы рельефа

I. Эндогенные:

1.Горообразовательные движения.

2.Внедрение магмы в земную кору.

3.Излияние магмы на поверхность.

4.Складкообразование.

5.Разрывы и деформации

1. Крупные формы рельефа

II. Экзогенные:

1. Непосредственное действие силы тяжести

1.Осыпь.

2.Обвал.

3.Оползень

2. Деятельность текучих вод

1.Овраги.

2.Балки.

3.Дурные земли.

4.Долины рек

3. Деятельность ледников

1.Кары.

2.Троги.

3.Холмисто-моренный рельеф

4. Деятельность подземных вод

1.Пещеры.

2.Воронки

5. Деятельность морских и озерных волн

1.Клиф (береговой обрыв).

2.Пляж

6. Деятельность ветра

1.Котловины выдувания.

2.Дюны, барханы.

3.Эоловые города

7. Воздействие мерзлоты

1.Бугры пучения.

2.Термокарстовые западины

8. Деятельность живых организмов

1.Болотные кочки.

2.Сурчины.

3.Торфяные гряды.

4.Термитники.

5.Коралловые рифы

9. Деятельность человека

1.Карьеры.

2.Отвалы.

3.Терриконы.

4.Насыпи.

5.Выемки.

6.Котлованы.

7.Террасированные склоны

IV. Закрепление материала.

Чтобы повысить эффективность учебной деятельности учащих­ся на уроке, вопросы и задания для закрепления материала необхо­димо использовать по ходу лекции.

1. По рисунку 17 определите, в каких районах России поднятия земной коры в неогенчетвертичное время были наиболее интен­сивными. К каким тектоническим структурам приурочены эти рай­оны? По физической карте определите, какой рельеф сформировал­ся в этих районах и каковы его высоты. Почему Уральские горы ниже Алтая?

2. В каких районах России происходят медленные опускания? Как это отразится на внешнем облике земной поверхности?

3. По карте «Районы распространения землетрясений» просле­дите, в каких районах наблюдаются наиболее сильные землетрясе­ния. С чем это связано? В пределах каких тектонических структур землетрясения бывают чрезвычайно редко? Почему?

4. По карте «Древнее оледенение» определите южную границу распространения покровного оледенения. Какие территории нашей страны испытали наибольшее влияние ледника? Какие формы рельефа преобладают в центре оледенения, а какие - в более юж­ных районах, где происходило таяние льда?

5. Подумайте, для горных или равнинных областей наиболее характерен эрозионный рельеф. Какие породы наиболее подверже­ны эрозии?

6. В каких районах России на рельеф особенно влияет деятель­ность текучих вод, в каких - деятельность ветра?

V. Подведение итогов.

Домашнее задание: § 8 до с. 52, выучить ключевые слова.

На протяжении времени он меняется под действием различных сил. Места, где когда-то были великие горы, становятся равнинами, а в некоторых областях возникают вулканы. Ученые стремятся объяснить, почему так происходит. И уже многое современной науке известно.

Причины трансформаций

Рельеф Земли — одна из самых интересных загадок природы и даже истории. Из-за того, как менялась поверхность нашей планеты, менялась и жизнь человечества. Изменения происходят под действием внутренних и внешних сил.

Среди всех форм рельефа выделяются большие и мелкие. Самые крупные из них — это материки. Считается, что сотни веков назад, когда человека еще не было, наша планета имела совершенно другой облик. Возможно, был всего один материк, который со временем раздробился на несколько частей. Затем они разделились снова. И появились все те материки, которые существуют сейчас.

Другой крупной формой стали океанические впадины. Считается, что раньше также было меньше океанов, но затем их стало больше. Некоторые ученые утверждают, что спустя сотни лет появятся новые. Другие же говорят, что вода затопит некоторые участки суши.

Изменяется рельеф планеты на протяжении долгих веков. Даже несмотря на то, что человек подчас сильно вредит природе, его деятельность не способна существенно изменить рельеф. Для этого нужны такие мощные силы, которые есть только у природы. Однако человек не может не только кардинально трансформировать рельеф планеты, но и остановить изменения, которые производит сама природа. Несмотря на то, что наука сделала большой шаг вперед, пока что невозможно обезопасить всех людей от землетрясений, извержений вулканов и многого другого.

Базовая информация

Рельеф Земли и основные формы рельефа привлекают пристальное внимание многих ученых. Среди основных разновидностей - горы, нагорья, шельфы и равнины.

Шельф — это те участки земной поверхности, которые скрыты под толщей воды. Очень часто они тянутся вдоль берегов. Шельф — это тот вид рельефа, который встречается только под водой.

Нагорья — это стоящие отдельно долины и даже системы хребтов. Многое из того, что называют горами, на самом деле является нагорьем. Например, Памир — это не гора, как считают многие. Также Тянь-Шань является нагорьем.

Горы — это самые грандиозные формы рельефа планеты. Они возвышаются над сушей более чем на 600 метров. Их вершины скрываются за облаками. Бывает так, что в теплых странах можно увидеть горы, пики которых покрыты снегом. Склоны обычно очень крутые, но некоторые смельчаки решаются по ним взобраться. Горы могут образовывать цепи.

Равнины — это стабильность. Жители равнин реже всего испытывают на себе изменения рельефа. Они почти не знают, что такое землетрясения, потому такие места считаются наиболее благоприятными для жизни. Настоящая равнина — это максимально плоская земная поверхность.

Внутренние и внешние силы

Влияние внутренних и внешних сил на рельеф Земли грандиозно. Если изучить, как менялась поверхность планеты на протяжении нескольких веков, то можно заметить, как то, что казалось вечным, исчезает. На смену ему приходит нечто новое. Внешние силы не способны изменить рельеф Земли так сильно, как внутренние. И первые, и вторые подразделяют на несколько видов.

Внутренние силы

Внутренние силы, которые изменяют рельеф Земли, невозможно остановить. Но в современном мире ученые из разных стран пытаются предсказать, когда и в каком месте будет землетрясение, где случится извержение вулкана.

К внутренним силам относят землетрясения, движения и вулканизм.

В итоге все эти процессы приводят к появлению новых гор и горных хребтов на суше и на дне океана. Кроме того, возникают гейзеры, горячие источники, цепи вулканов, уступы, трещины, впадины, обвалы, конусы вулканов и многое другое.

Внешние силы

Внешние силы не способны производить заметные трансформации. Однако не стоит упускать их из виду. К формирующим рельеф Земли, относятся следующие: работа ветра и текучих вод, выветривание, таяние ледников и, конечно, работа людей. Хотя человек, как было сказано выше, пока что не способен сильно изменить облик планеты.

Работа внешних сил приводит к созданию холмов и оврагов, котловин, дюн и барханов, речных долин, щебня, песка и многого другого. Вода способна очень медленно разрушить даже великую гору. И те камни, которые сейчас без труда находят на берегу, могут оказаться частью горы, бывшей некогда великой.

Планета Земля — это грандиозное творение, в котором продумано все до мелочей. На протяжении веков она менялась. Произошли кардинальные трансформации рельефа, и все это - под действием внутренних и внешних сил. Для того чтобы лучше понимать процессы, происходящие на планете, обязательно нужно знать о жизни, которую она ведет, не обращая внимания на человека.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: