Писанные и неписанные. Виды и функции конституции Проблема писаных и неписаных принципов конституции рф

Содержание статьи

КОНСТИТУЦИЯ , совокупность основных принципов и норм, писаных или неписаных, в соответствии с которыми осуществляется управление государством. Большую часть истории человечества нормы, которыми руководствовались правительства, оставались неписаными или, по крайней мере, невоплощенными в каком-либо исчерпывающем официальном документе. Как правило, они существовали в виде набора традиций и обычаев, известных и правителям, и их подданным. Что-то напоминающее современную конституцию наметилось в «хартиях свобод», пожалованных монархами городам в Средние века, и при представлении древних обычаев в письменной форме, что продемонстрировала Великая хартия вольностей в 1215 . Определенные части современных конституций остаются основанными на обычае, но отчуждения или ограничения власти, как правило, содержатся в писаных документах. Для писаных конституций великой эпохой стало время Американской и Французской революций конца 18 в.
Хотя и существует пришедшая из Средних веков традиция считать народ окончательным источником права, ее установление в качестве рабочего принципа стало возможным лишь сравнительно недавно. Вообще говоря, в наши дни на конституции смотрят как на произведение народа, являющегося высшей властью в обществе. В Великобритании, где прочно установилось правовое всемогущество парламента, сформировалась доктрина о том, что никакие конституционные изменения не проводятся прежде консультаций по поводу предлагаемого изменения на всеобщем голосовании. В США консультации с избирателями по новой конституции штата или по пересмотру старой проходят почти неизменно.

Типы конституций.

Писаные (полностью писаные) и неписаные (частично писаные). Одно время значительное внимание уделялось этому различию; британская конституция является примером неписаной, а конституции большинства стран мира – писаной. Однако в наши дни это различие уже не выглядит столь существенным, как представляется на первый взгляд. Конституция США, принятая в 1787, попыталась исчерпывающе изложить все полномочия и ограничения, а многие принципы британской конституции нигде не зафиксированы в письменной форме, сохраняясь в обычаях, возникших из партийной борьбы в законодательных органах или успешной оппозиции деспотичным правителям. Однако различие между двумя типами – это скорее различие степени. Значительные части британской конституции записаны, например, независимость судебной власти (Акт о престолонаследии , 1701), союз Англии и Шотландии 1707, расширения избирательного права (законы 1832, 1867, 1884, 1918 и 1928), ограничение полномочий палаты лордов (акт парламента 1911) и регулирование ареста и привлечения к суду (Хабеас корпус акт , 1679). С другой стороны, консультативная функция кабинета министров, его ответственность перед парламентом и неиспользование королевского вето являются обычаями, основанными на сложившемся общественном мнении и уважении к традиции.

С одной стороны, Конституция США окружена массой обычаев, которые так же обязывают государственных служащих, как и официально записанные положения. Например, партийная система в целом создана обычаем и лишь слегка регулируется, по крайней мере на государственном уровне, статутным правом. Практика Верховного суда по вынесению решений о конституционности законов государства и штатов также является продуктом обычая, хотя некоторые полномочия можно вывести из посвященного судебной власти раздела Конституции. Привилегии Сената, серьезно видоизменившие формальные положения о назначении на должность в аппарате исполнительной власти, и использование кабинета как консультативного органа представляют дополнительные примеры влияния обычаев.

Гибкие и жесткие. В зависимости от процедуры внесения поправок конституции называют гибкими или жесткими. Конституцию считают гибкой, если ее можно изменять тем же способом, что и обычные законы. Такая конституция имеет не больше юридической силы, чем статут, хотя законодательный орган может подойти к поправкам более основательно, чем к обычному законотворчеству. В Великобритании, где над парламентом не существует вышестоящего законодательного органа, и его акты не подлежат судебному пересмотру, конституция может меняться и меняется обычной процедурой, использующейся в законодательной работе. Жесткой же называют конституцию, для изменения которой требуется процедура, отличная от той, что используется при принятии обычных законодательных актов. Так, формальное принятие поправки к Конституции США требует внесения законодательного предложения двумя третями голосов обеих палат Конгресса (или национальным съездом, созываемым конгрессом по требованию легислатур двух третей штатов) и ратификации легислатурами или специальными съездами в трех четвертях штатов.
Различие, основанное на этом критерии, – скорее кажущееся, и это нетрудно обнаружить, сравнив процедуры внесения поправок, которым следовали Франция при Третьей республике и Германия при Веймарской конституции. Во Франции после подтверждения обеими палатами парламента желания внести изменение поправка официально принималась на общей сессии палат. Формально эту процедуру можно признать особой, но в действительности она равносильна подтверждению верховенства парламента, почти столь же мощного, как и в Великобритании. Общая сессия была просто инструментом придания процедуре драматичной торжественности. Хотя процесс внесения поправок во Франции был несложен, к нему прибегали редко; между 1884 и 1926 не было предложено ни одного изменения. В недолговечной Германской республике (1919–1933) процедура внесения поправок в конституцию отличалась от принятия обычных законов тем, что требовалось большинство в две трети голосов. Таким образом, и во Франции, и в Германии парламент являлся конституирующим органом лишь в чуть меньшей степени, чем в Великобритании.

Конституции России. Исторический обзор.

В 1730 была предпринята первая попытка создать конституцию. Ключевую роль в Верховном тайном совете, подчинившем себе Сенат и определявшем политику России, играли А.И.Остерман, князья Долгорукие и Голицины . На российский трон была приглашена племянница Петра, Анна Ивановна . Ей были предъявлены «кондиции» (условия), ограничивавшие ее власть. По «кондициям», Анна соглашалась управлять страной совместно с Верховным тайным советом, он должен был стать высшим органом управления. Она не имела права издавать законы, вводить налоги, распоряжаться казной, объявлять войну и заключать мир. Без одобрения членов Совета («верховников») она не могла жаловать имения и чины выше полковничьего (VI ранга). Анна не могла вступать в брак и назначать наследника престола ни при жизни, ни по завещанию, без согласия Верховного Тайного Совета, который она обязывалась сохранить в составе 8 членов. В случае неисполнения «кондиций» она лишалась короны. 25 января 1730 она подписала «кондиции», но впоследствии разорвала «кондиции» и объявила себя самодержавной императрицей.
При Екатерине II также была сделана попытка оформить законодательный кодекс страны. Юристы составили под ее руководством Наказ Комиссии о сочинении проекта Уложения (1767) – документ, в котором отразились идеи просвещенного абсолютизма.

Проекты конституции разрабатывались и во время правления Александра I . Он провел важные изменения в структуре государственного управления. Он предоставил большие полномочия Сенату (1802), учредил министерства вместо коллегий. Ближайший советник и статс-секретарь Александра М.М.Сперанский по поручению императора составил план преобразования России, основанный на идее разделения властей: законодательную власть должна была осуществлять выборная Государственная дума, исполнительную – министерства, судебную – Сенат. Император сохранял право назначать министров. Встретив сопротивление придворных кругов, Александр отказался от конституции, отправил Сперанского в ссылку и учредил совещательный Государственный совет (1810).
В 1880 Александр II назначил генерала М.Т.Лорис-Меликова главой Верховной распорядительной комиссии, которая, в целях противодействия радикализму, готовила переход к конституционной монархии. 1 (13) марта 1881 – в день подписания императором указа о разработке конституционных законов – народовольцы совершили очередное покушение на Александра II, который был убит разрывом бомбы.

В 1906 Основные государственные законы Российской империи были пересмотрены в связи с подписанием Николаем II 17 октября манифеста Об усовершенствовании государственного порядка , который и спас самодержавие от краха. Даровались: свобода слова, печати, собраний, союзов, законодательная Дума. 3 ноября отменялись (с 1907) выкупные платежи крестьян. Крестьянскому банку разрешалось выдавать ссуды для покупки земли. Благодаря пересмотру Основных законов, которые практически были конституцией России, создавался Совет министров, учреждалась Государственная Дума и Государственный Совет реорганизовывался.

В 1918 после Октябрьской революции была принята конституция. По этой конституции устанавливалась диктатура пролетариата. Конституция 1918 действовала до 1924, когда была принята новая конституция.

Конституция 1924. СССР был создан как единое союзное государство, с единой внешней, экономической и внутренней политикой, но официально в нем провозглашался принцип «социалистического федерализма» и самоопределения составлявших его наций.

Согласно договору об образовании СССР (1922), составившие Союз республики объединялись, определяли компетенцию Союза в лице его верховных органов, установили строение и порядок их образования, суверенные права, остающиеся за союзными республиками, вводили единое гражданство. Верховными органами государства стали съезд Советов и избираемый им Центральный исполнительный комитет (ЦИК), а правительством Союза – Совет народных комиссаров (СНК) СССР.

Договор послужил основой первой конституции СССР, которая была принята вторым съездом Советов СССР 31 января 1924. В составе ЦИК были учреждены две равноправные палаты: Союзный Совет и Совет Национальностей. Депутаты съезда Советов составлялись из представителей городских Советов (1 делегат от 25 тыс. избирателей), губернских (областных) и республиканских (республик, не имевших губернского или областного деления) съездов Советов (по норме 1 делегат от 125 тыс. населения). Выборы в Советы не были прямыми и равными (нормы представительства обеспечивали преимущество городскому населению перед сельским). Кроме того, избирательных прав были лишены торговцы, предприниматели, зажиточные крестьяне, служители религиозных культов, бывшие служащие полиции и жандармерии и т.д.

Избиравшийся съездом Советов ЦИК считался высшим органом государственной власти в период между всесоюзными съездами. Он утверждал основы хозяйственного плана, государственный бюджет, структуру промышленности и торговли, общесоюзные налоги, нормы денежной, кредитной системы, транспорта и связи, регулировал отношения между республиками, устанавливал правовые нормы, утверждал международные законы и соглашения и т.д. Члены Союзного Совета избирались съездом Советов из представителей союзных республик пропорционально населению каждой из них. Совет Национальностей образовался из представителей союзных и автономных республик и автономных областей: по 5 представителей от каждой союзной и автономной республики и по 1 представителю от каждой автономной области. При возникновении разногласий между палатами создавалась согласительная комиссия. В период между сессиями ЦИК высшим органом государственной власти считался избираемый им Президиум ЦИК в составе членов Президиумов обеих палат и представителей ЦИК республик. Председателями Президиума становились по очереди представители союзных республик.

ЦИК образовывал формально ответственное перед ним правительство (СНК) – высший исполнительный и распорядительный орган. Он состоял из председателя, заместителей председателя и народных комиссаров (министров по отдельным отраслям и направлениям деятельности).

Конституции 1936 и 1977. Значительные изменения в систему государственных органов СССР были внесены конституцией, утвержденной 5 декабря 1936 Чрезвычайным восьмым съездом Советов. Она официально вводила принцип всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании граждан не моложе 18 лет. Согласно новой конституции, высшим органом государственной власти становился избираемый населением на 4 года Верховный совет, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Депутаты первого избирались по одномандатным округам, созданным в соответствии с численностью избирателей, депутаты второго – по нормам представительства союзных и автономных республик, автономных областей и т.д. Верховный совет возглавлялся постоянно действующим Президиумом, который выполнял его функции в период между сессиями, являясь своего рода коллективным главой государства.

Высшим исполнительным и распорядительным органом оставался Совет народных комиссаров, образуемый Верховным советом в составе председателя, его заместителей, народных комиссаров, председателей государственных комитетов и т.д. В состав СНК входили по должности председатели СНК союзных республик. СНК считался подконтрольным Верховному совету и его Президиуму. В 1946 СНК был переименован в Совет министров СССР, а народные комиссары – в министров.

Новая конституция СССР, принятая в 1977, не внесла существенных изменений в структуру высших государственных органов, однако Верховный совет избирался теперь сроком на 5 лет.
Конституция 1993

31 марта 1993 уже после распада СССР был подписан новый Федеративный договор между российским центром и автономными республиками. Было проведено всенародное голосование. Новую Конституцию приняли 12 декабря 199. Тогда же состоялось избрание Государственной думы.

По новой конституции, Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Глава государства – президент. Президент избирается на 4 года. Президент является одновременно Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ. Федеральное собрание, или парламент – это представительный и законодательный орган. Федеральное собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. Исполнительным органом власти является правительство РФ. Столица – Москва. Официальный язык – русский. Денежная единица – рубль.

В Конституции предусмотрено разграничение компетенции центра и регионов. Регионы имеют право регулировать социальную жизнь в своих субъектах. Для этого должны быть заключены внутрифедеральные договора, регулирующие распределение полномочий. Закон о правах национальных меньшинств, которые не имеют собственных территорий, был принят 19 июня 1996.

Согласно новой Конституции, местное управление отделено от системы государственной власти. Таким образом, местное самоуправление реализуется на основе ряда фундаментальных принципов.

Конституция РФ, а также законы, которые были изданы в период с 1992 по 2002, устанавливают судебную систему Российской Федерации. Федеральный бюджет финансирует как судебную систему, так и мировых судей. Действующими законами Российской Федерации являются федеральные конституционные и федеральные законы. К федеральным конституционным законам относятся законы о референдуме, правительстве, о военном положении государственном флаге, государственном гербе, и пр.

В современном мире существует более 200 государств и почти каждое из них имеет свою конституцию. Конституции разных государств, государственных образований в силу ряда причин различаются между собой. В теории конституционализма принято выделять виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.

Виды конституций по форме выражения:

  • писаные;
  • неписаные.

Писаная конституция — нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.

Неписаная конституция — совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.

Виды конституций по субъектам принятия:

  • дарованные (октроированные);
  • исходящие от народа (народные конституции).

Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституция Катара. Дарованной конституцией являлись основные государственные законы Российской империи 1906 г., введенные в действие актом императора.

Народная конституция может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).

Виды конституций по порядку принятия и изменения:

  • гибкие;
  • жесткие.

Гибкая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства.

Жесткая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие общества, государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др. Большинство писаных конституций являются по порядку принятия жесткими.

С точки зрения действенности конституционных норм юридические конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.

Реальная конституция — та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.

Фиктивная конституция закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты.

Иногда в основу разделения конституций на виды кладут отдельные элементы их содержания.

По форме правления конституции бывают:

  • монархические — устанавливаются в странах с монархической формой правления, где власть монарха ограничена конституцией, например монархические конституции существуют в Испании, Японии, Швеции и т.д.;
  • республиканские — устанавливаются в странах с республиканской формой правления, например конституции Франции, ФРГ, США, России.

В зависимости от формы государственного устройства конституции могут быть:

  • федеральные — закрепляют принципы образования федеративного государства: объединение отдельных субъектов федерации в единый союз, правовое положение этих субъектов федерации и самой федерации, а также регулируют порядок образования и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, например конституции США, Индии, ФРГ, России;
  • унитарные — едины для всего государства, например конституции Франции, Италии, Испании.

В зависимости от политического режима выделяют конституции:

  • демократические — гарантируют обеспечение прав личности, многообразие политических партий, свободу экономической деятельности;
  • авторитарные и тоталитарные — ограничивают или запрещают деятельность политических партий, ограничивают права граждан, утверждают одну идеологию в качестве государственной и др.

В зависимости от реальности конституционных норм бывают конституции:

  • фактические — соответствуют состоянию социальных сил в обществе, отражают реальный порядок осуществления государственной власти;
  • юридические — существующий документ, принятый установленным законом образом, где закреплены основы государственного, политического, общественного устройства данной страны. Но на практике может складываться порядок осуществления государственной власти, отличающийся от норм, которые предписывает юридическая конституция.

Если фактическая и юридическая конституции не совпадают, то порождается фиктивность некоторых положений основного закона, что свидетельствует о нестабильности политического строя государства, характерной для тоталитарного режима.

«Различают конституции гибкие и жёсткие - в зависимости от установленного в этих конституциях порядка их изменения» Козлова Е.И. , Кутафин О.Е. Конституционное право: учеб.для средних профессиональных заведений - 3 изд. - М.: Норма, 2007, С.42., иногда различают, так же, особо жёсткие.

Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. Как принятие конституции, так и изменение ее относится к компетенции законодательной власти, а функционирует она в соответствии с более строгими процедурными правилами, чем власть законодательная.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено. К этому типу относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии (из неписаных конституций). Однако есть и писаные, кодифицированные конституции, которые не предусматривают особого порядка своего изменения. В качестве примеров можно упомянуть Статут королевства 1848 года короля Карла Альберта (Италия), Конституцию Монако 1911 года, конституционные документы Саудовской Аравии (писаная некодифицированная конституция), Конституцию Ганы 1960 года, конституцию Индии. Обычно для внесения изменений достаточно принятия нового законодательного акта. Так каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Принятие последующего нового закона производится в том же порядке, что и предыдущего.

Гораздо сложнее обстоит дело, когда нужно изменить жесткую конституцию. Жесткость конституций имеет целью обеспечить их стабильность, которая, в свою очередь, способствует укреплению их авторитета и относительному постоянству конституционного строя. Чаще всего для изменения такой конституции устанавливается требование квалифицированного большинства в палатах парламента. Иногда требуется повторное голосование парламента того же созыва через определенный срок.

Для изменения особо жестких конституций предусматривается утверждение поправок на референдуме или определенным большинством субъектов федерации или повторное принятие поправок парламентом следующего созыва. Например, для изменения Конституции США необходимо, чтобы поправку одобрили 2/3 общего числа членов каждой палаты Конгресса и законодательные собрания в 3/4 (т.е. в 38) штатов. В Италии для изменения Конституции нужны два последовательных обсуждения в Парламенте с промежутком не менее трех месяцев и одобрение при втором голосовании абсолютным большинством голосов в каждой палате; если же большинство не составило 2/3 в каждой палате, то 1/5 членов любой палаты, 500 тыс. избирателей или пять областных Советов могут потребовать референдума по изменению Конституции, на котором необходимо одобрение большинством действительных голосов.

1. В зависимости от способа изменений конституций: гибкие и жёсткие.

Гибкие конституции - это те, для изменения которых достаточно решения парламента (простого большинства или квалифицированного). Самой гибкой является конституция Великобритании , законы, которые входят в эту конституцию, изменяются простым большинством голосов (50% + 1 голос). Гибким является Основной закон Германии 1949 года, для его изменения требуется принятие конституционного закона квалифицированным большинством (2/3 каждой палаты парламента - бундестаг (нижняя) и бундесрат (верхняя), так называются палаты парламента).

Жёсткими являются конституции , для изменения которых помимо решения парламента требуются ещё и дополнительные процедуры, например, референдум , согласие субъектов федерации в федеративных государствах, во Франции есть такая дополнительная процедура, как одобрение совместным заседанием палат парламента. Примером такой жёсткой конституции является Конституция США. Порядок её изменения: для того, чтобы поправка к конституции вступила в силу, требуется её одобрение 2/3 каждой палаты парламента - конгресса (сенат и палата представителей), после этого поправка должна быть одобрена ¾ штатов (от их имени это делают парламенты). В конституцию США было внесено 27 поправок за весь период его действия. Конгрессом при этом одобрено около 200 поправок, но штатами - только те самые 27 поправок, которые сейчас и имеются.

2. По форме конституции делятся: на писаные и неписаные.

Писаные конституции закрепляются в каком-то нормативном акте, одном или нескольких. Примерами таких писаных конституций США, Франции, Германии.

Неписаные конституции - это конституции, которые содержат помимо писаных источников законов (которые закреплены на бумаге), неписаные источники - обычаи (правило поведение, которое нигде не закреплено, носящее устный характер). Неписанными являются две конституции: Великобритании и Новой Зеландии. Неписанная конституция Великобритании состоит из следующих элементов: статуты (законы), судебные прецеденты, обычаи конституционные, правовая доктрина.

3. В зависимости от структуры конституции выделяют: консолидированные и неконсолидированные .

Консолидированные - это конституции, которые состоят из одного документа. Например, конституция США, Основной закон Германии.

Неконсолидированные - это конституции, которые состоят из нескольких документов, нескольких нормативных актов. Например, Конституция Французской республики 1958 года (+ Декларация прав человека и гражданина 1789 года, Преамбула к конституции 1946 года). Неконсолидированной является Конституция Швеции.


В учебниках как вариант ещё называют кодифицированная и некодифицированная конституции.

4. В учебнике есть дополнительные виды классификиций: республиканские и монархические, федеративные и унитарные, постоянные и временные.

Домашнее задание на первый семинар: принести Конституцию Французской республики 1958 года. Должна быть не только сама Конституция Франции, но и Декларация прав и свобод человека 1789 года и Преамбула к Конституции 1946 года (конституцию 1946 года отменили, а преамбулу оставили). Ещё принести Конституцию РФ. (Конституцию РФ носить на каждое занятие!!!)

Будем изучать в основном 4 конституции зарубежных стран: США, Германия, Франция и Великобритания.

В различных государствах рассматриваемая отрасль права называется либо государственным, либо конституционным правом. В данной лекции понятия совпадают.

1. Понятие Конституции.

Конституция - это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.

2. Виды конституций.

Виды конституций:

В соответствие с формой: писаные, неписанные и смешанные.

В соответствие с порядком принятия: дарованные, договорные, народные.

В соответствие со способом принятий: принятые законом, договором, на референдуме, ратифицированные.

В соответствие со способом изменения: жесткие, гибкие и комбинированные.

3.Понятие Конституции РФ.

Конституция РФ - это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.

4. Юридические свойства Конституции РФ.

Юридические свойства Конституции РФ - это совокупность признаков, отличающих Конституцию РФ от иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ.

Юридические свойства Конституции РФ:

Обладание высшей юридической силой.

Особый порядок принятия.

Закрепленность основополагающих для государства норм права.

Обладание повышенным механизмом охраны.

Особое юридическое содержание норм права.

5. Функции Конституции РФ.

Функции Конституции РФ - это направления деятельности Конституции РФ, их проявление и значение для общественно-правовой действительности РФ.

Виды функций Конституции РФ:

Учредительная функция, как гарант утвержденного в обществе общественно порядка.

Духовно-мировоззренческая.

Идеологическая.

Организаторская функция закрепляется конкретные общественные императивы принятые в общества.

Информационная.

Воспитательная.

Политическая функция закрепляет основные направления внешней и внутренней политики, утверждает «вектор» политического развития общества.

Другие функции.

6. Форма Конституции РФ.

Форма Конституции РФ - это объективное выражение Конституции РФ в общественно-правовой действительности.

Виды форм Конституции РФ:

Юридическая (писанный нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке и действующий на территории Российской Федерации).

Внутренняя (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).

Внешняя (особое название, деловой стиль изложения).

7. Понятие механизма защиты Конституции РФ.

Механизмы защиты Конституции РФ - это совокупность правовых средств, с помощью которых нормы права, закрепленные в Конституции РФ, обеспечиваются механизмом должного исполнения.

8. Элементы механизма защиты Конституции РФ.

Элементы механизма защиты Конституции РФ:

Субъекты механизма защиты (Президент РФ, Федеральное собрание, Конституционный суд РФ).

Объекты механизма защиты (Конституционно-правовые нормы, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты, отнесенные к отрасли конституционного права).

9. Формы защиты Конституции РФ.

Виды форм защиты Конституции РФ:

Гарантия защиты Конституции РФ со стороны Президента РФ (часть 2 статьи 80 Конституции РФ).

Прямой конституционный надзор (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).

Косвенный конституционный надзор (часть 4 статьи 125 Конституции РФ).

Конституционный контроль (часть 2 статьи 125 Конституции РФ).

Особый порядок пересмотра и внесения поправок (статья 134,135,136,137 Конституции РФ).

Толкование конституционно-правовых норм (часть 5 статьи 125 Конституции РФ).

10. Понятие реализации Конституции РФ.

Реализация Конституции РФ - это деятельность по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

11. Элементы реализации Конституции РФ.

Элементы реализации Конституции РФ:

Субъекты реализации (Граждане, субъекты РФ, административно-территориальные образования, органы государственной власти РФ, элементы политической системы общества, лица находящиеся на территории РФ).

Объект реализации (Гражданское общество, государственные органы РФ, граждане, общественные объединения, общественные институты).

12. Формы и способы реализации Конституции РФ.

Формы реализации Конституции РФ - это способы действия субъектов реализации права, в рамках установленных конституционно-правовыми нормами.

Виды форм реализации Конституции РФ:

Соблюдение.

Исполнение.

Использование.

Применение.

Способы реализации Конституции РФ - это специфические методы деятельности по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

Виды способов реализации Конституции РФ:

Организационные:

Организация деятельности субъектов реализации.

Контроль над деятельностью субъектов реализации.

Координация деятельности субъектов реализации

Юридические:

Обязывание.

Дозволение.

Запрещение.

13. Порядок внесение поправок и пересмотр Конституции РФ.

В соответствие со статьей 134 выделяются следующие субъекты обладающие правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ:

Президент Российской Федерации.

Совет Федерации Федерального Собрания.

Государственная дума РФ.

Правительство РФ.

Законодательные органы субъектов РФ.

Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации Федерального Собрания.

Группа численностью не менее 1/5 депутатов Государственной думы РФ.

В соответствие со статьей 135 Конституции РФ изменения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не допускается. В случае попытки пересмотра пересматривается вся Конституция. Если предложение по пересмотру глав 1,2 и 9 Конституции РФ поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы РФ, то созывается Конституционное собрание. Конституционное собрание может либо подтвердить неизменность Конституции РФ, либо разработать проект новой Конституции. Проект новой Конституции может быть принят либо 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного собрания, либо 1/2 избирателей, при явке 1/2 от общего числа возможных избирателей на всенародном референдуме.

В соответствие со статьей 136 Конституции РФ изменение глав с 3-8 Конституции РФ принимаются не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы РФ. Далее изменения должны быть одобрены 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и в течение 14 дней изменения подлежат подписанию и обнародованию Президентов РФ. Однако изменения вступают в силу только тогда, когда будут одобрены 2/3 законодательных органов субъектов РФ.

7. Конституционное развитие российского государства:

- Конституционализм в дореволюционной России.

Зарождение реального конституционного строя в российском государстве относится к началу XX века. Именно тогда был принят важнейший документ, давший предпосылки переходу Российской Империи к такой форме правления, как конституционная монархия. Документом этим стал изданный 17 октября 1905 императором Российской Империи Николаем II манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Также были изданы Манифест «Об учреждении Государственной Думы», Закон «Об учреждении Государственной Демы»

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» провозгласил некоторые гражданские свободы, такие как:

Неприкосновенность личности.

Свобода совести.

Свобода собраний.

Свобода слова.

Свобода союзов и объединений.

В соответствие с принятым законодательством в качестве высшего законодательного органа учреждался парламент, который состоял из двух палат:

Государственного Совета

Государственной Думы

- Конституция РСФСР 1918 года.

Первая конституция советской России была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским Съездом Советов. В соответствие со статьей 10 она провозглашала «принадлежность всей власти рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Важнейшие принципы государственного устройства советской России в соответствие с Конституцией РСФСР 1918 года:

Провозглашение РСФСР республикой советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. (Часть 1 статьи 1 Конституции РФСФР 1918 года).

Установление светского характера власти (статья 13 Конституции РСФСР 1918).

Декларирование социалистической направленности государства (статья 10 Конституции РСФСР 1918 года).

Закрепление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства (статья 9 Конституции РСФСР 1918 года).

Установление системы советов на всех уровнях (Раздел 3 Конституции РСФСР 1918 года).

Провозглашение советской России федеративным государством (часть 2 статьи 1 Конституции РСФСР 1918 года).

Ограничение прав некоторых категорий граждан («эксплуататорских классов»). (статья 7 Конституции РСФСР 1918 года).

Провозглашение широких гражданских прав и свобод граждан (14, 15 и другие статьи Конституции РСФСР 1918 года).

Структура Конституции РСФСР 1918 года:

I раздел - Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

II раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

III раздел - Конструкция Советской власти.

IV раздел - Избирательное право.

V раздел - Бюджетное право.

VI раздел - О гербе и флаге РСФСР.

Структура высших органов власти Советской России по Конституции РСФСР 1918 года:

Всероссийской съезд Советов - высший орган власти в РСФСР.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК Советов) - является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в период между Всероссийскими съездами Советов.

Совет Народных Комиссаров - являлся высшим органом управления общей компетенции.

Советы депутатов различного уровня были высшими органами власти не местах.

- Конституция СССР 1922 года.

Первая Конституция СССР была принята 31 января 1924 года II Всесоюзным Съездом Советов. Основной и важнейшей предпосылкой принятия Конституции СССР 1922 года было образование 30 декабря 1922 года Союза . Главной целью принятия Конституции СССР 1922 года было отразить изменения произошедшие после образования нового государства - СССР.

Важнейшие принципы государственного устройства СССР в соответствие с Конституцией СССР 1924 года:

Конституция закрепила образование СССР и незыблемость основ Советской власти.

Разграничила предметы введенья между СССР и союзными республиками (Глава 1 и 2 Конституции СССР 1924 года).

Установила новый порядок организации верховной власти и власти на местах (Глава 3, 4, 5 и другие Конституции СССР 1924 года).

Структура Конституции СССР 1924 года:

I раздел - Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

II раздел - Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

Глава 1 - О предметах ведения верховных органов власти Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 2 - О суверенных правах союзных республик и о союзном

гражданстве

Глава 3 - О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик

Глава 4 - О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских

Социалистических Республик

Глава 5 - О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 6 - О Совете Народных Комиссаров Союза Советских

Социалистических Республик

Глава 7 - О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик

Глава 8 - О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических

Республик

Глава 9 - Об Объединенном Государственном Политическом Управлении

Глава 10 - О союзных республиках

Глава 11 - О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических

Республик

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1924 года:

Съезд Советов СССР - высший орган власти в СССР.

Центральный исполнительный комитет СССР (в составе Союзного Совета и Совета Национальностей) - являлся высшим органов власти в СССР в период между Съездами Советов. При ЦИК СССР образовывался Верховный Суд СССР и Прокурор Верховного Суда СССР.

Президиум ЦИК СССР - являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти в период между сессиями ЦИК СССР.

Совет Народных Комисаров СССР - являлся исполнительным и распорядительным органов ЦИК СССР.

Советы депутатов различного уровня - высшие органы власти на местах.

- Конституция РСФСР 1925 года.

Конституция РСФСР 1925 года известна в двух редакциях, от 11 мая 1925 года и 18 ноября 1926 года, это связанно с тем, что Постановлением ЦИК СССР от 18 ноября 1926 года изменялись некоторые статьи Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года. Принятие Конституцией 1925 года была связанно с необходимость закрепления правового статуса РСФСР как субъекта СССР.

Структура Конституции РСФСР 1925 года:

I раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

II раздел - Предметы ведения Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК.

III раздел - Устройство советской власти.

IV раздел - О выборах в Советы.

V раздел - О бюджетном праве.

VI раздел - О гербе, флаге и столице РСФСР.

- Конституция СССР 1936 года.

«Сталинская» Конституция была принята VIII Чрезвычайным Всесоюзным Съездом Советов 5 декабря 1936 года. Важнейшей причиной принятия Конституции СССР 1936 стало становление и укрепление социалистического строя в СССР, а также, победа И.Ф. Сталина во внутрипартийной борьбе.

Важнейшие принципы государственного устройства и изменения, которые закрепила Конституция СССР 1936 года:

Закрепление СССР как социалистического государства рабочих и крестьян (статья 1 Конституции СССР 1936 года).

Закрепление плановой экономики как основной системы хозяйства (статья 4 Конституции СССР 1936 года).

Увеличилось число союзных республик до 11 (статья 13 Конституции СССР 1936 года).

Провозглашение верховным органом власти Верховного Совета СССР (статья 30 Конституции СССР 1936 года).

Увеличение количества провозглашенных прав граждан (Глава X Конституции СССР 1936 года).

Установление всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 134 Конституции СССР 1936 года).

Фактическое закрепление однопартийной политической системы.

Структура Конституции СССР 1936 года:

Глава 1 - общественное устройство

Глава 2 - государственное устройство

Глава 3 - высшие органы государственной власти союза советских

социалистических республик

Глава 4 - высшие органы государственной власти союзных республик

Глава 5 - органы государственного управления союза советских

социалистических республик

Глава 6 - органы государственного управления союзных республик

Глава 7 - высшие органы государственной власти автономных

советских социалистических республик

Глава 8 - местные органы государственной власти

Глава 9 - суд и прокуратура

Глава 10 - основные права и обязанности граждан

Глава 11 - избирательная система

Глава 12 - герб, флаг, столица

Глава 13 - порядок изменения конституции

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1936 года:

Высший орган власти СССР - Верховный Совет, в составе Совета Союза и Совета Национальностей (полномочия указанны в статье 14 Конституции СССР 1936 года).

Президиум Верховного Совета СССР (полномочия указанны в статье 49 Конституции СССР 1936 года).

Совет Министров СССР.

- Конституция РСФСР 1937 года.

Конституция РСФСР 1937 года была принята XVII Всероссийским Съездом Советов 21 января 1937 года. Принятие было обусловлено изменениями конституционного законодательства, вследствие принятия Конституции СССР 1936 года. Конституция РСФСР 1937 года состояла из 14 глав и 151 статьи.

Структура Конституции РСФСР 1937 года:

Глава 1 - Общественное устройство.

Глава 2 - Государственное устройство.

Глава 3 - Высшие органы государственной власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 4 - Органы государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 5 - Высшие органы государственной власти Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 6 - Органы государственного управления Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 7 - Органы государственной власти автономных областей.

Глава 8 - Местные органы государственной власти.

Глава 9 - Бюджет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 10 - Суд и прокуратура.

Глава 11 - Основные права и обязанности граждан.

Глава 12 - Избирательная система.

Глава 13 - Герб, флаг, столица.

Глава 14 - Порядок изменения Конституции.

- Конституция СССР 1977 года.

Конституция СССР 1977 года была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Важнейшей причиной принятия Конституции стала победа «развитого социализма». Конституция закрепляла однопартийную политическую систему, получило историческое наименование - «Конституция развитого социализма». Конституция СССР 1977 года действовала до декабря 1993. Конституция СССР 1977 года состояла из 21 главы и 174 статей.

Конституции СССР 1977 года присущи следующие особенности:

Отход от принципа диктатуры пролетариата и провозглашение СССР общенародным государством (статья 1 Конституции СССР 1977 года).

Закрепление принципа демократического централизма (статья 3 Конституции СССР 1977 года).

Закрепление однопартийной политической системы (статья 6 Конституции СССР 1977 года).

Структура Конституции СССР 1977 года:

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР

Глава 1 - Политическая система

Глава 2 - Экономическая система

Глава 3 - Социальное развитие и культура

Глава 4 - Внешняя политика

Глава 5 - Защита социалистического Отечества

Глава 6 - Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7 - Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Глава 8 - СССР - союзное государство

Глава 9 - Союзная Советская Социалистическая Республика

Глава 10 - Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 11 - Автономная область и автономный округ

Глава 12 - Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 13 - Избирательная система

Глава 14 - Народный депутат

Глава 15 - Верховный Совет СССР

Глава 16 - Совет Министров СССР

Глава 17 - Высшие органы государственной власти и управления союзной

республики

Глава 18 - Высшие органы государственной власти и управления

автономной республики

Глава 19 - Местные органы государственной власти и управления

ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Глава 20 - Суд и арбитраж

Глава 21 - Прокуратура

ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА СССР

ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

- Конституция РСФСР 1978 года.

Конституция РСФСР 1978 года была принята Верховным Советом СССР 12 апреля 1978 года. Конституция была принята в связи с принятием Конституции СССР 1977 года. Конституция РСФСР 1978 года содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей.

Структура Конституции РСФСР 1978 года:

I. Основы общественного строя и политики РСФСР

Глава 1. Политическая система

Глава 2. Экономическая система

Глава 3. Социальное развитие и культура

Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества

II. Государство и личность

Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан

Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР

III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР

Глава 7. РСФСР - союзная республика в составе СССР

Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 9. Автономная область и автономный округ

IV. Советы Народных Депутатов РСФСР и порядок их избрания

Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 11. Избирательная система

Глава 12. Народный депутат

V. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР

Глава 13. Верховный Совет РСФСР

Глава 14. Совет Министров РСФСР

VI. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

Глава 15. Верховный Совет автономной республики

Глава 16. Совет Министров автономной республики

VII. Местные органы государственной власти и управления в РСФСР

Глава 17. Местные Советы народных депутатов

Глава 18. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов

VIII. Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР

Глава 19. Государственный план экономического и социального развития РСФСР

Глава 20. Государственный бюджет РСФСР

IX. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор

Глава 21. Суд и арбитраж

Глава 22. Прокуратура

X. Герб, флаг, гимн и столица РСФСР

XI. Действие конституции РСФСР и порядок ее изменения

- Конституция Российской Федерации 1993 года.

Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 и вступила в силу 25 декабря 1993 года.

Структура Конституции РФ 1993 года:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: