Поступательный характер общественного развития. Поступательное развитие Ключевые компетенции организации

Преемственность в развитии

Диалектическое «отрицание» предполагает не только уничтожение старого, но и сохранение жизнеспособных элементов прежних ступеней развития, известную связь между уходящим старым и приходящим ему на смену новым.

Когда на развалинах капиталистического общества строится социалистический общественный строй, то «отрицание» капитализма не означает полного уничтожения всего того, что было создано человечеством при капитализме. Сохраняются и развиваются дальше производительные силы, ценные достижения науки и культуры. Все то, что было создано капитализмом положительного, не только не уничтожается пролетарской революцией, но, напротив, служит основой для дальнейшего движения вперед, для строительства социализма.

Выступая против людей, отрицавших значение для социализма старой, созданной при буржуазном строе культуры, Ленин говорил, что новая, социалистическая культура не может быть создана из ничего, что она «не является выскочившей неизвестно откуда», а «должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества...» 15

Нигилизм, голое отрицание, непонимание преемственной связи нового со старым, необходимости бережного сохранения положительного содержания, приобретенного на прошлых ступенях развития, не только теоретически ошибочны, но ведут к крупным ошибкам в практической деятельности.

«Не голое отрицание, не зряшное отрицание, не скептическое отрицание.., - писал Ленин, - характерно и существенно в диалектике, - которая, несомненно, содержит в себе элемент отрицания и притом как важнейший свой элемент, - нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного...» 16

«Отрицание» новым качеством старого качества - всеобщая закономерность действительности. Что же касается того,

как конкретно происходит «отрицание», какова его форма, характер, то они чрезвычайно многообразны и определяются природой отрицаемого предмета, характером его противоречий, а также условиями, в которых протекает развитие этого предмета. Так, например, в развитии одноклеточных организмов, которые размножаются путем деления на два новых организма, «отрицание» протекает иначе, чем в развитии многоклеточных организмов, которые умирают, дав начало новым организмам. Особые формы «отрицания» даёт и неорганический мир, а также история человеческого общества на различных ступенях его развития.

Поскольку в процессе развития «отрицается» только то, что устарело, а все здоровое и жизнеспособное сохраняется, постольку развитие представляет собою поступательное движение, восхождение от низших ступеней к высшим, от простого к сложному, иначе говоря - прогресс.



В ходе этого развития нередко происходит нечто подобное возврату к ранее пройденным ступеням, когда в новой форме как бы повторяются некоторые черты уже отживших и сменившихся форм. Ф. Энгельс иллюстрирует это положение широко известным примером. «Возьмем, - пишет Энгельс в «Анти-Дюринге», - например, ячменное зерно. Биллионы таких зерен размалываются, развариваются, идут на приготовление пива, а затем потребляются. Но если такое ячменное зерно найдет нормальные для себя условия, если оно попадет на благоприятную почву, то, под влиянием теплоты и влажности, с ним произойдет своеобразное изменение: оно прорастет; зерно, как таковое, прекращает существование, подвергается отрицанию; на его место появляется выросшее из него растение, отрицание зерна. Каков нормальный ход жизни этого растения? Оно растет, цветет, оплодотворяется и, наконец, производит вновь ячменные зерна, и как только последние созреют, стебель отмирает, подвергается в свою очередь отрицанию. Как результат этого отрицания отрицания мы здесь имеем снова первоначальное ячменное зерно, но не одно, а сам-десять, сам-двадцать или тридцать» 17 .

Правда, виды хлебных злаков изменяются медленно и зерна нового урожая обычно мало отличаются от посеянных семян. Однако возможно создать и такие условия развития, при которых изменения будут происходить намного быстрее и результат «отрицания отрицания» будет качественно отличаться от исходного пункта, например представлять собой новый сорт растений.

Процессы, при которых происходит возврат якобы к старому, имеют место и в познании, и в истории общества.

Так, например, первобытнообщинный родовой строй, не знавший эксплуатации, в ходе истории сменился эксплуата-

торским обществом (рабовладельческим, феодальным, капиталистическим). С переходом же к социализму эксплуатация человека человеком уничтожается, и в этом смысле социалистическое общество сходно с первобытнородовым обществом. Но за этими чертами сходства скрывается огромное, принципиальное различие, скрывается история прогрессивного развития общества на протяжении многих тысячелетий. Равенство людей первобытнообщинного строя основывалось на скудости средств существования и примитивных орудиях. Равенство людей при социализме и коммунизме обусловлено высоким развитием производства и обилием материальных и культурных благ.

Таким образом, развитие общества шло не по кругу и не по прямой линии, а по спирали: оно воспроизвело некоторые черты прошлого, но на неизмеримо более высокой ступени. «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии...» 18 - такова, как писал Ленин, существенная черта диалектического понимания развития,

В процессе развития могут быть и бывают отклонения от восходящей линии - зигзаги, попятные движения, могут быть периоды временного застоя. И все же, как показывает история, поступательное движение в конце концов преодолевает все эти временные отклонения и препятствия и пробивает себе дорогу. Любая ныне существующая природная или общественная форма имеет долгую, уходящую в далекое прошлое историю, представляет собой результат длительного процесса развития, поступательного движения от простого к сложному, восхождения от низшего к высшему.

Солнечная система образовалась из космической пыли. Современные растительные и животные организмы развились из первоначальных простейших организмов. Общество прошло долгий путь от первобытного рода до современных форм общественной жизни. Техника непрерывно прогрессировала от первоначальных примитивных орудий до современных сложнейших механизмов. От смешанных с фантазией догадок древних философов человеческое знание пришло к современной сложной и расчлененной системе наук, охватывающей все области действительности.

Прослеживая это поступательное развитие природы, общества и человеческого мышления, материалистическая диалектика вооружает людей научно обоснованным историческим оптимизмом, помогает им в борьбе за новые, более высокие формы жизни и социальной организации.

Функциональный менеджмент. Как из хаоса создать порядок, преодолеть неопределенность и добиться успеха Рятов Кадирбай

4.3. Поступательное развитие организации

Участие в создании, владении и управлении организацией, как правило, не является для человека праздным занятием. Напротив, следуя своим убеждениям и стремясь реализовать свои важнейшие интересы, человек использует все элементы своей функциональной модели, включая знания, опыт, личные связи, капитал и время. Поэтому создавая организацию, люди чаще всего предполагают, что сроки ее существования будут неограниченными, функционирование – непрерывным, а развитие – поступательным.

Что значат неограниченность сроков существования и непрерывность функционирования организации, вряд ли нужно объяснять. Тогда как поступательное развитие организации, скорее всего, потребует рассмотрения.

Шесть элементов функциональной модели человека постепенно меняются на протяжении всей его жизни. Каждому возрасту соответствуют свои убеждения и интересы, знания и опыт, здоровье и физическая форма, сознание и характер, окружение и коммуникабельность, ресурсы и право. Люди старшего поколения могут сравнивать, какими были их функциональные модели в младенчестве, детстве, отрочестве, юности, молодости и в более поздние годы. Участие в создании, владении и управлении организацией, по сути, является следствием таких изменений функциональной модели человека и прежде всего его убеждений и интересов.

Человек, становясь владельцем или совладельцем какой-либо организации, не перестает меняться, не остаются неизменными его убеждения и личные интересы. Поэтому система ценностей владельцев организации и их групповые интересы тоже меняются, причем таким же образом, как убеждения и личные интересы каждого человека, т. е. поступательно.

Поступательное изменение групповых ценностей и групповых интересов владельцев является предпосылкой поступательного развития организации.

В чем проявляется поступательное развитие организации? Вероятно, в поступательном изменении ценности того, что она делает. Иными словами, поступательно меняются намерения, возможности и способность создавать, производить и продавать потребителям все более совершенные, значимые и востребованные продукты.

Но если на каждой новой ступени развития организации ее продукты станут более ценными для потребителей, то ее результативность также будет выше, чем на ранней ступени. Вместе с тем чтобы переход на новую ступень развития был возможен и осуществим, необходимо, чтобы на каждой ступени своего развития организация была достаточно эффективной. Другими словами, развитие организации определяется экономической целесообразностью. Таким образом, поступательное развитие организации зависит не только от роста ее результативности, но и от роста эффективности.

Давайте рассмотрим очередной этап развития организации с позиции процесса создания и реализации продуктов (рис. 25).

Итак, функциональная модель организации включает ценности и еще пять других элементов. Ценности организации, основу которых составляют ценности ее владельцев, ориентируют организацию на конкретные виды и классы потребительских интересов, а также на виды и классы интересов, которые могут быть реализованы их обладателями – менеджерами и персоналом – во время работы в организации. Одним словом, владельцы создают идеологию интеграции интересов четырех групп, связанных с организацией. По сути, это означает выбор предмета деятельности организации, а также микросреды ее «обитания» и соответствующее определение границы раздела между микро– и макросредой.

Руководствуясь идеологией интеграции, используя потенциал пяти других элементов функциональной модели организации, а также состояние микро– и макросреды:

Владельцы создают (корректируют) идеологию предпринимательства;

Управляющие менеджеры создают (корректируют) алгоритм производства и продажи;

Исполнительные менеджеры создают (корректируют) контент производства и продажи.

Рис. 25. Ступень развития организации

От того, какими будут идеология предпринимательства, алгоритм и контент, зависит, какими будут результативность и эффективность процессов производства и продажи продуктов организации.

Таким образом, каждая ступень развития организации включает в себя многократное повторение одной и той же последовательности изменений. Причем каждое повторение завершается как минимум незначительными изменениями всех шести элементов функциональной модели организации, которые происходят под воздействием изменений микро– и макросреды, идеологии предпринимательства, алгоритма и контента, результативности и эффективности организации.

Иными словами, каждое последующее повторение последовательности изменений начинается с изменившегося потенциала элементов функциональной модели. И когда существенные изменения, происходящие в микро– и макросреде, вынудят организацию внести коррективы в идеологию интеграции и предпринимательства, алгоритм и контент, это можно будет сделать только в пределах потенциала элементов функциональной модели организации. Каждая такая корректировка совпадает с началом следующего отрезка жизненного цикла продукта (линейки, матрицы продуктов). А каждый отрезок жизненного цикла продукта приводит к очередным изменениям элементов функциональной модели организации.

Изменения шести элементов функциональной модели организации постепенно накапливаются и сопровождаются постоянными изменениями в личных убеждениях и интересах владельцев организации. Так будет продолжаться до тех пор, пока владельцы организации не признают свои групповые ценности и групповые интересы ограниченными и устаревшими. Что, в свою очередь, приведет к «перезагрузке» системы ценностей владельцев и их групповых интересов.

Формирование новых групповых интересов может привести к одному из четырех вариантов поступательного развития организации.

Первый предусматривает обновление действующей идеологии интеграции и, как следствие, обновление идеологии предпринимательства, алгоритма и контента. Иными словами, этот вариант предусматривает достижение новой степени результативности и эффективности посредством пересмотра действующей идеи о ценности продукта (линейки или матрицы продуктов), его качественных характеристик, технологического процесса, ресурсоемкости, а также качества исходного материала, сырья, комплектующих и т. д. (рис. 26).

Второй вариант (рис. 27) предусматривает создание в дополнение к действующей (1) новой идеологии интеграции (2), что, по сути, означает рождение нового продукта (новой линейки или матрицы продуктов) в дополнение к «старому» продукту (линейке или матрице продуктов).

Третий вариант (рис. 28) предусматривает появление новой идеологии интеграции (2) взамен старой (1). По сути, это создание нового продукта (новой линейки или матрицы продуктов), а также окончание жизненного цикла «старого» продукта («старой» линейки или матрицы продуктов).

Четвертый вариант (рис. 29) предусматривает обновление действующей идеологии интеграции (1) и создание в дополнение к ней новой идеологии интеграции (2).

Итак, поступательное развитие – это переход организации с одной ступени развития на другую, который сопровождается:

Формированием нового потенциала элементов функциональной модели;

Ростом числа изменений в личных убеждениях и интересах владельцев;

«перезагрузкой» групповых ценностей и групповых интересов владельцев;

Созданием новой идеологии интеграции, новой идеи о ценности нового продукта (линейки или матрицы продуктов);

Открытием «новых горизонтов» деятельности – новой микро– и макросреды;

Созданием новых идеологии предпринимательства, алгоритма и контента;

Переходом от старой к новой ступени результативности и эффективности организации.

Рис. 26. Первый вариант поступательного развития организации

Рис. 27. Второй вариант поступательного развития организации

Рис. 28. Третий вариант поступательного развития организации

Рис. 29. Четвертый вариант поступательного развития организации

Из книги Социальный контроль масс автора Луков Валерий Андреевич

11.7. Рост и развитие организации Оппозиция «рост – развитие» используется в литературе по проблемам управления для характеристики устойчивых систем развития и обозначает управленческое единство процессов роста и развития в ситуации, когда пределы роста организации

Из книги Организационное поведение: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Тема 9 Персональное развитие в организации 9.1. Всеобщий характер закона развития9.2. Карьера как форма развития трудового потенциала работника. Планирование карьеры9.3. Управление развитием талантов к руководству9.4. Развивающее управление персоналом и систематизация

Из книги Управление персоналом современной организации автора Шекшня Станислав Владимирович

1.1. Роль организации в жизни современного общества. Понятие организации Если девятнадцатый век ассоциируется у человечества с именами великих личностей - Наполеона, Эдисона, Пушкина, то двадцатый скорее всего останется в нашей памяти веком «суперорганизаций», в корне

Из книги Remote: офис не обязателен автора Хенссон Дэвид Хайнемайер

5.1. Развитие организации и ее сотрудников Совместное российско-американское предприятие, занимающееся производством и монтажом инженерного оборудования в России, получило в качестве взноса американского партнера заводское оборудование на сумму 3 млн. долларов, в том

Из книги Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует автора Адизес Ицхак Калдерон

Глава 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). РАЗВИТИЕ КАРЬЕРЫ. ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ Выбор моего преемника станет самым важным решением, которое я когда-либо приму. Его подготовка занимает значительное количество моего времени каждый день. Джек Велш, президент

Из книги Функциональный менеджмент. Как из хаоса создать порядок, преодолеть неопределенность и добиться успеха автора Рятов Кадирбай

6.1. Планирование и развитие карьеры в современной организации Профессиональное обучение подготавливает работника к выполнению различных производственных функций, традиционно ассоциирующихся с определенной должностью. В течение своей профессиональной жизни человек,

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Поступательное движение Работая в одном офисе с коллегами, вы чувствуете, что понимаете происходящее в компании. Утром нальешь кофе и остановишься поболтать с одним коллегой, в обед обсудишь динамику проекта с другим. В офисе постоянно циркулирует актуальная

Из книги HR в борьбе за конкурентное преимущество автора Брокбэнк Уэйн

Из книги Как управляют лучшие автора Трейси Брайан

Из книги автора

3.4.3. Развитие структуры организации Каждая структура должна демонстрировать, как организованы процессы, как работает «конвейер» создания и реализации продуктов, т. е. показывать: как рождается идеология интеграции и предпринимательства; как создается алгоритм

Из книги автора

Глава 4 Поступательное развитие организации. Миссия, видение, стратегия В предыдущей главе мы познакомились с функциональной моделью организации, рассмотрели, какое воздействие оказывают ее элементы на результативность и эффективность каждого продукта в процессе его

6. Развитие организации Постоянно ищите способы улучшить результаты. Реорганизуйте людей и ресурсы, перемещая их туда, где они могут принести бизнесу больше пользы. Чтобы компания функционировала на самом высоком уровне продуктивности и эффективности, помните о трех

Поступательность как качество личности – способность постепенно развиваться, прогрессировать, двигаться вперёд.

Человек превращается в загнанное, нервное существо, если бежит по жизни, игнорируя поступательность и размеренность. Душа деятельна. Это её природа. Чтобы отвечать своей природе, необходимо жить в активном действии, в добросовестном исполнении своего долга, но при этом никогда нельзя забывать о самой главной, высокой цели жизни. В постоянной гонке за получением денег и материальных благ можно упустить главное – памятование о главной цели своей жизни.

Рваный бег по жизни только утомляет и, в конечном счете, разочаровывает. Только поступательное, систематическое, постоянное движение вперёд обеспечивает успех. Кирпичик за кирпичиком, но ежедневно, без отлынивания и самооправдания бездеятельности, обеспечивает поступательное движение к цели. Нельзя со знаниями первоклассника придти в университет на пятый курс с зачёткой и требовать отличных оценок. Нужно реализовывать свою цель регулярными, последовательными, повторяющимися, методичными, правильными и планомерными действиями.

Словом, в любой сфере жизнедеятельности человек добивается успеха, если, сделав первый шаг в путешествии на тысячу миль, каждый день он не забывает сделать следующий шаг. Если в человеке проявлены такие качества личности как целеустремлённость, постоянство, систематичность, поступательность, размеренность, упорство и настойчивость, он обязательно пройдёт всё расстояние. Сходят с дистанции необязательные, безответственные, слабовольные люди.

В ком прописались такие качества, как поступательность и постоянство не сможет спать спокойно, не сделав следующий шаг к цели. Он считает плодотворно прожитым днём только тот день, когда сделан запланированный шаг к цели. Иначе: беспокойная подушка, укоры совести, испорченное настроение, неудовлетворённость и состояние несчастности.

Когда поступательно идёшь к своей, а не к чужой, цели, при этом цели высокой, сама дорога превращается в счастье. Цель может выходить за пределы жизни. Это замечательно. Например, человек поставил перед собой высокую жизненную цель – сделать всё возможное, чтобы максимально приблизиться к Богу по своим качествам личности. Стать Богом человек не может, но стараться приблизиться к Нему – великая цель. Такая цель при поступательном движении обеспечивает личностный рост, совершенствование, самосознание, самовоспитание в себе положительных качеств личности. Да, это расстояние невозможно пройти до конца. Но запланированный максимум пройти можно, если включить целеустремлённость, размеренность и поступательность.

К Богу не идут наскоками, штурмовщиной. Дорога к Всевышнему не терпит непостоянства. Систематичность, постоянство и ещё раз поступательность и поступательность – вот слагаемые успеха.

Философ В.Р.Тушкин, задумываясь о поступательном движении вперёд, пишет, что люди не все вещи могут переварить сразу. Вот. Представьте, что напряжение в сети 220 вольт, а ваш механизм какой-нибудь работает на 110 вольт. И существует адаптор, который половину этого напряжения сети забирает. Потому что если дать все 220 вольт на какой-нибудь механизм, который работает на 110 вольтах, он просто сгорит. Вот и все. Точно также с человеком.

Индивидуальное сознание живого существа сегодня обладает определенной способностью переварить столько, завтра больше, а послезавтра ещё больше. То есть знание немножечко адаптируется, человеку дается то, что он сейчас сможет переварить. Переварил, тогда мы можем дать еще что-то другое, более сложное. И так поступательно, постепенно вести человека к вершинам духовности.

Большинство людей напрямую, в лобовую атаку принять духовное знание не могут. Поэтому им нужно адаптировать путь духовного развития. Идти к вершинам духовного пути развития нужно поступательно. На этом пути перед человеком возникают преграды в сознании. Их шесть. Это враги человека. Уничтожить их можно только поступательно. Другого пути нет. И последовательность борьбы следующая: жадность, гордыня, вожделение, иллюзия, гнев и зависть. Это очень важное знание. Такова поступательность в ходе духовного роста личности.

Философ Вячеслав Рузов пишет: «Избавление от этих проблем в сердце тоже проходит ту же последовательность. Избавляться нужно в том же порядке, что даёт нам какую-то поступательную некоторую схему развития. Несмотря на то, что, конечно же, работать надо над всем, но есть некоторая поступательность и нельзя находиться в иллюзии, преждевременно рассчитывая на то, что как-то этот порядок нарушится. Есть некоторый порядок в этом мире. То есть, не преодолев жадность, мы видим, первый этап, просто невозможно избавиться от гордости, так как гордость основана на обладании чем-то, то есть гордиться нужно чем-то… Что такое жадность? Жадность это что-то нужно заполучить, не важно что: звание, почёт, процветание, все что угодно. Человек должен что-то получить и этим уже потом можно гордиться. То есть гордость основана на том, что мы смогли накопить, получить, раздобыть, украсть, в конце концов. Гордость основана на жадности. Гордиться надо чем-то, поэтому без соответствующей жадности настоящая гордость неосуществима. Поэтому если у человека нет ничего, он говорит: «Чем ты гордишься, посмотри на себя. То есть совсем обнаглел. Гордиться-то хотя бы чем-то надо».

Словом, нельзя единовременно избавиться от всех недостатков сразу. Нужно поступательно искоренить в себе жадность, затем взяться за гордыню. Пройдя поступательно эти ступени, можно взяться за вожделение, иллюзию, гнев и, наконец, зависть.

Петр Ковалев

Диалектический материализм Александров Георгий Фёдорович

5. ПОСТУПАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ

Переход количественных изменений в коренные, качественные означает, что процесс развития происходит не как простое повторение пройденного, а как движение поступательное, как переход от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к новому качественному состоянию.

В философии прошлого, а также в современной буржуазной философии широкое распространение получил метафизический взгляд, согласно которому движение, развитие происходит якобы по замкнутому кругу, как повторение одного и того же, раз навсегда данного процесса

Критикуя господствовавший в XVIII в. метафизический взгляд на развитие, Энгельс писал: "Природа находится в вечном движении; это знали и тогда. Но, по тогдашнему представлению, это движение столь же вечно вращалось в одном и том же круге и, таким образом, оставалось, собственно, на том же месте: оно всегда приводило к одним и тем же последствиям" .

Согласно этому метафизическому взгляду звездный мир и солнечная система остаются такими, какими они были от века, здесь ничто не уничтожается и ничто не возникает вновь. Ни одно животное, ни одно растение на земле с самых древнейших времен не стало качественно другим. История общества якобы также является повторением одних и тех же этапов. В этом отношении наиболее показательна общественная теория итальянского философа Вико (1668-1744 гг.), который считал, что общество совершает непрерывно повторяющиеся круговороты. По Вико, оно сначала переживает период детства, когда господствуют религиозное мировоззрение и деспотия; затем наступает период юности с господством аристократии и рыцарства; наконец, период зрелости, когда процветают наука и демократия и когда вместе с тем общество идет вспять, к упадку. Период упадка сменяется вновь периодом детства. И так далее и так далее.

В буржуазной социологии эпохи империализма "теория круговоротов" приобрела особенно реакционный характер. Об этом говорят взгляды Шпенглера - идеолога немецких империалистов, одного из идейных предшественников фашизма. Общество, по Шпенглеру, проходит три ступени развития: зарождение, расцвет и упадок. Современный этап человеческой истории, заявлял он, - это будто бы "этап заката", когда "все достижения современной культуры должны быть разрушены". Захватнические войны, порабощение одного человека другим диктуются якобы самим ходом человеческой истории. Особенность цивилизации XX в. такова, вещал этот мракобес, что человек стремится к завоеванию территорий. Такова была "философия" одного из первых идеологов немецких империалистов.

В таком же духе о "гибели цивилизации" и "движении общества вспять" кричат ныне лакеи американских поджигателей новой мировой войны.

"Подобно свинье мы катимся по склону к варварскому существованию среди грязных развалин", - утверждает в своей книге "Путь к спасению" отъявленный мракобес и человеконенавистник В. Фогт. "До конца текущего века, если не случится чего-либо непредвиденного" - вещает небезызвестный идеолог империалистической реакции Б. Рассел, - может произойти следующее: конец человеческой жизни, а возможно и всякой жизни на земле, возвращение к варварству, объединение мира под властью одного правительства" (подразумевается мировое господство американских монополистов). Реакционный социолог Альберт Швейцер в книге "Философия цивилизации" заявляет, что современная западная цивилизация находится в состоянии глубокого упадка, ибо земля якобы больше не имеет в резерве одаренных народов, способных занять надлежащее место в будущем. "Выход" Альберт Швейцер видит в том, чтобы призвать американцев занять место "лидера в духовной жизни" человечества.

Теория "круговорота" и "заката" в общественной жизни опровергается всей историей и современной жизнью народов. Подобные "теории" являются признаком глубокого загнивания капиталистического строя. Неизбежная гибель отжившего капиталистического строя трактуется идеологами буржуазии как гибель всей цивилизации. Марксизм до основания сокрушил все эти домыслы буржуазные философов и социологов.

Положение о поступательном, прогрессивном развитии в домарксистской философии было сформулировано Гегелем в виде закона "отрицания отрицания". Гегелевское "отрицание отрицания" гласит, что первое состояние в развитии (тезис), отрицаемое вторым, новым состоянием (антитезис), в свою очередь отрицается третьим состоянием (синтезис), которое в себе сочетает черты первого и второго, выступает формой примирения тезиса и антитезиса и представляет своеобразный возврат к исходному положению, но уже на новой, высшей основе. У Гегеля этот закон выступает как принцип построения всей его системы. Рациональная идея развития по восходящей линии, которая имела место в диалектике Гегеля, дана таким образом, в явно мистической форме,

Маркс и Энгельс подвергли резкой критике идеалистическую диалектику Гегеля. Они создали новый, в корне противоположный идеалистической диалектике Гегеля метод - марксистский диалектический метод. Но в трудах Маркса и Энгельса в ряде случаев сохранилось выражение "отрицание отрицания", внесенное в философию Гегелем. Совершенно очевидно, что выражение "отрицание отрицания", как и все другие положения диалектики, у Маркса и Энгельса имеет принципиально иное значение, чем у Гегеля.

Когда Дюринг выдвинул лживое утверждение, будто Маркс пользуется гегелевской формулой "отрицание отрицания" для обоснования своих социально-экономических выводов, Энгельс дал сокрушительный отпор такого рода нелепым утверждениям. Маркс никогда, писал Энгельс, не доказывал исторической необходимости смены капитализма социализмом ссылкой на "отрицание отрицания", Выводы Маркса всегда основывались на исследовании огромнейшего фактического материала, на данных реально происходящего исторического процесса, Маркс вкладывал в эту формулу тот смысл, что в действительном мире развитие идет по восходящей линии, что происходит отрицание старого новым.

В. И. Ленин также выступал против извращения врагами марксизма понятия "отрицание отрицания" в учении Маркса, когда в 90-х годах прошлого столетия представитель либерального народничества Михайловский выступил с клеветническими измышлениями по адресу Маркса, утверждая, будто Маркс свои положения доказывает не чем иным, как гегелевской "триадой" (положение - отрицание - отрицание отрицания), Ленин дал Михайловскому резкую отповедь. "...Энгельс говорит, - писал Ленин," - что Маркс никогда н не помышлял о том, чтобы "доказывать" что бы то ни было гегелевскими триадами, что Маркс только изучал и исследовал действительный процесс, что он единственным критерием теории признавал верность ее с действительностью" .

Таким образом, марксистский диалектический метод считает, что процесс развития представляет собой поступательное, восходящее движение от простого к сложному, от низшего к высшему, а не движение по кругу, не простое повторение пройденного.

Современный период человеческой истории ярко подтверждает правильность положения марксистской диалектики о поступательном характере развития, о неодолимом движении общества к коммунизму как самой высокой форме материального производства и общественных отношений.

Бывший в свое время прогрессивным капиталистический способ производства уже давно превратился в оковы общественного развития. Достигнув своего высшего этапа развития - империализма, капитализм довел до крайности присущие ему противоречия. Самим ходом развития общества был поставлен вопрос о пролетарской революции.

Победа социализма и успешное строительство коммунизма в СССР, социалистическое строительство в странах народной демократии, мощное коммунистическое движение в странах капитализма, усиление борьбы народов колониальных стран против своих империалистических поработителей - все это говорит о неодолимости развития к коммунизму.

Мощное движение за прочный мир и демократию, за срыв планов поджигателей воины, за независимость и суверенитет народов является той формой выступления масс, которая выражает насущные жизненные интересы трудящихся классов. Знаменательно, что народы мира все более и более убеждаются в том, что только коммунистические партии являются последовательными борцами против империалистического гнета и войн, что только под знаменем марксизма-ленинизма можно внести коренные изменения в положение трудящихся, избавиться от векового рабства, безработицы, нищеты и разорения.

Против борьбы масс за социализм и демократию выступают силы империализма и реакции. Отживающие классы стараются всеми способами предотвратить свою неизбежную гибель. Но как бы ни бесновались империалисты, им не остановить движения общества вперед, не сломить воли и стремления масс к миру, демократии, социализму. Закономерность исторического развития такова, что в ожесточённой борьбе между новым и старым верх одерживают передовые классы, ибо они выражают объективные потребности дальнейшего поступательного развития общества. "Мы живем в такой век, - сказал В. М. Молотов, - когда все дороги ведут к коммунизму".

Таким образом, мы видим, что движение по восходящей линии, от низшего к высшему, от простого к сложному является непреложным законом развития. По сравнению со старым новое качественное состояние предмета или явления выступает как более богатое и полное по своему содержанию.

Утверждение нового качественного состояния означает отрицание, преодоление старого качественного состояния. Но это отрицание старого качественного состояния новым нельзя понимать как простое отбрасывание, как отрицание преемственной связи между старым и новым.

В диалектике, говорил Энгельс, отрицать - не значит просто сказать "нет", или объявить вещь несуществующей, или уничтожить ее любым способом. Следует помнить, что новое вырастает на базе старого и включает в себя все положительное, что было в старом. "Не голое отрицание, не зряшное отрицание, - писал Ленин, - не скептическое отрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике, - которая, несомненно, содержит в себе элемент отрицания и притом как важнейший свой элемент, - нет, а отрицание, как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного..." .

Каждая новая общественно-экономическая формация сохраняет и развивает дальше то положительное, что было создано предыдущими поколениями людей, развивает производительные силы, науку и культуру. И. В. Сталин высмеял тех горе-марксистов, которые утверждали, что пролетариат не должен пользоваться старыми техническими достижениями, а должен уничтожить старые, "буржуазные" железные дороги, здания, станки, оборудование и все создать заново, и которые получили за это прозвище "троглодитов".

Закономерность, обязательность поступательного развития, однако, не исключает временных отклонений от основной тенденции движения вперед,

Марксистский диалектический метод учит видеть не только восходящую прогрессивную линию развития о природе и обществе, но и возможные временные отступления, попятные движения, например реакционные движения в общественной жизни. Развитие по восходящей линии - это сложный и противоречивый процесс, который объективно может содержать и элементы движения назад, зигзаги и т.п. "...Представлять себе всемирную историю, - писал Ленин, - идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно" .

История знает такие движения назад, как реставрация династии Бурбонов во Франции после разгрома Наполеона I, эпоха реакции в России после поражения революции 1905-1907 гг., гитлеровский режим в Германии в 1933-1945 гг., установление фашистского режима в Югославии, процесс фашизации государства в США и т. д.

Закономерность развития такова, что, несмотря на временные отливы и отступления, поступательное движение в конечном счете пробивает себе дорогу. В самом деле, как ни свирепствовало царское самодержавие в период реакции, какие жестокие меры ни принимало оно против пролетариата, победа в конце концов осталась на стороне последнего. То же можно сказать и о фашизме. Установление в ряде буржуазных стран открытой фашистское диктатуры - это, безусловно, движение вспять, временная победа реакции. Но, как показывает практика революционной борьбы, господство фашизма временно, преходяще. Характерным примером является факт крушения в ряде стран в ходе и в результате второй мировой войны реакционных, фашистских и профашистских, режимов.

Таковы основные положения марксистско-ленинской диалектики о развитии как переходе количественных изменений в коренные, качественные изменения. Каково же их значение для практической деятельности Коммунистической партии?

Из книги Сферы мироздания (Эволюционные связи, соотношения, перспективы) автора Бирюков А

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА Обобщенное рассмотрение эволюционной картины известной части материального мира, анализ общих принципов построения трех его сфер приводит также к выводу о том, что по ходу эволюции происходит

Из книги Людены, или Великая Октябрьская Социалистическая Контрреволюция автора Эшер Эли

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

Из книги Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К. Маркса автора Ильенков Эвальд Васильевич

26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности Познание - это процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности.В познавательном

Из книги 2. Субъективная диалектика. автора

Спиралевидный характер развития действительности и ее теоретического отражения Итак, под конкретностью теории материалистическая диалектика понимает отражение всех необходимых сторон предмета в их взаимной oбycловленности, в их внутреннем взаимодействии.Взаимный

Из книги 4. Диалектика общественного развития. автора Константинов Федор Васильевич

Из книги Субъективная диалектика автора Константинов Федор Васильевич

Из книги Диалектика общественного развития автора Константинов Федор Васильевич

Из книги Диалектический материализм автора Александров Георгий Фёдорович

2. Противоречивый характер развития истины Основным тезисом материалистической диалектики в учении об истине является признание ее объективной природы. Объективная истина - это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта, т. е. не

Из книги Диалектика эстетического процесса. Генезис чувственной культуры автора Канарский Анатолий Станиславович

Часть третья. ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Из книги автора

Глава XIII. ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА Материальное производство является основным способом взаимодействия общества и природы, которое осуществляется благодаря непосредственному воздействию производительных сил на предмет труда. Кроме того, это

Из книги автора

1. КОРЕННАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МАРКСИСТСКОГО ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА МЕТАФИЗИКЕ В ВОПРОСЕ ОБ ИСТОЧНИКЕ И ВНУТРЕННЕМ СОДЕРЖАНИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ Источником и внутренним содержанием процесса развития является борьба противоположностей.Характеризуя марксистский

Из книги автора

2. ВСЕОБЩИЙ ХАРАКТЕР ЗАКОНА РАЗВИТИЯ КАК БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ Одним из излюбленных приёмов современных метафизиков в борьбе против диалектического метода Маркса является утверждение о том, что раскрываемые наукой внутренние противоречия в предметах и явлениях

Из книги автора

5. ХАРАКТЕР ПРОТИВОРЕЧИЙ В РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В переходный от капитализма к социализму период в нашей стране было успешно преодолено неантагонистическое противоречие между самой передовой в мире политической властью и отсталой технико-экономической базой

Из книги автора

Из книги автора

Своеобразие основ развития античного художественного производства. Историческое изменение формы эстетического процесса В последние десятилетия исследователи все чаще обращаются к вопросам, связанным с пониманием рабства, его институтов и покоящейся на их основе

Развитие общества идет в целом по восходящей линии, представляет собой прогресс, поступательное движение от низших форм к высшим. Такой вывод марксистская теория делает из научного анализа исторического процесса, основываясь не на субъективных желаниях и надеждах, а на строго объективных критериях, которые дают возможность судить, какой тип общества, какая эпоха его развития являются более прогрессивными.

Критерии прогресса

Объективные критерии прогресса различны для различных областей жизни. О прогрессе в области здравоохранения и материального благосостояния людей мы можем, например, судить по средней продолжительности жизни. О прогрессе культуры дают представление такие показатели, как процент грамотных, а также людей со средним и высшим образованием, количество школ и библиотек, научных учреждений и театров и т. д. Аналогичные критерии прогресса можно найти и для многих других сфер общественной жизни.

Однако для того чтобы судить о поступательном развитии всего общества, а не отдельных его сторон, нужен критерий другого рода - наиболее общий, универсальный. Таким критерием, т. е. показателем прогрессивности той или иной формации, марксистско-ленинская наука считает развитие производительных сил. Более прогрессивной является та формация, которая открывает новые возможности для развития производительных сил, обеспечивает более высокие темпы их роста, достигает более высокого их уровня.

Почему марксисты придают именно этому критерию первостепенное значение?

Прежде всего потому, что развитие производительных сил представляет собой непосредственный показатель прогресса в такой важнейшей области, как производство средств существования людей. Развивая технику, накапливая трудовые навыки и знания об окружающей природе, люди постепенно

освобождаются от господства слепых сил природы, овладевают ими, все шире используют и переделывают природу в своих интересах. Таким образом, развитие производительных сил определяет степень господства человека над природой. Но дело не только в этом. От развития производительных сил зависит в конечном счете прогресс и в других областях общественной жизни - в области общественных отношений, культуры и т. д.

Известно, например, что только с того времени, когда человеческий труд начал давать помимо средств существования, необходимых для поддержания жизни самого производителя, еще и прибавочный продукт, часть членов общества смогла освободиться от физического труда и заняться наукой, искусством, литературой. А это привело к первым серьезным успехам в духовной культуре.

Обусловливая последовательную смену формаций, развитие производительных сил ведет к таким социально-политическим переменам, которые делают возможным прогресс в различных важных областях общественной жизни. В ходе истории классового общества были ликвидированы наиболее грубые формы личной зависимости и угнетения трудящихся - рабство, а затем крепостничество. По мере развития производительных сил росла культура трудящихся, их сознательность и организованность. В результате от формации к формации усиливалась общественно-политическая активность народных масс, их роль в жизни общества.

Развитие производительных сил, обусловливая перемены в экономическом строе, в конечном счете подготавливает полное освобождение человечества от гнета общественных сил на протяжении тысячелетий действовавших так же слепо, насильственно, разрушительно, как это свойственно силам природы. Речь идет о социально-экономических отношениях эксплуататорского строя, при котором люди, производящие материальные блага, не могут ими распоряжаться и целые классы, составляющие большинство общества, попадают в подчинение горстки угнетателей, утрачивают право распоряжаться своим трудом, своей судьбой, даже жизнью.

В основе порабощения людей чуждыми общественными силами лежат частная собственность на средства производства, эксплуатация человека человеком, раскол общества на враждебные классы. Только тогда, когда производительные силы достигают достаточно высокого уровня развития, человечество может избавиться от эксплуатации и освободиться от порабощающих его социально-экономических отношений классово-антагонистического общества; это происходит при социализме. С его победой и по мере строительства коммунизма люди овладевают силами общественного развития, что дает возможность сделать новый решающий шаг вперед в

подчинении человеку сил природы, осуществлять сознательное и планомерное использование этих сил в интересах всего общества.

«Условия жизни, окружающие людей и до сих пор над ними господствовавшие, теперь подпадают под власть и контроль людей, которые впервые становятся действительными и сознательными повелителями природы, потому что они становятся господами своей обобществленной жизни... Объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самого человека. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в значительной и все возрастающей степени и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» 1(Энгельс).

Приняв развитие производительных сил в качестве решающего критерия прогресса, мы неизбежно придем к выводу о поступательном характере развития общества. Ведь от одного этапа этого развития к другому уровень производительных сил возрастал, каждая формация открывала новые возможности роста техники и производительности труда, а вслед за изменениями в общественном производстве происходили прогрессивные перемены во всей жизни общества.

Из того факта, что в основе общественного прогресса лежит развитие производительных сил, следует и другой вывод: поступательное движение общества, направление этого движения является исторической необходимостью. Это значит, что ни отдельные люди, ни целые классы не могут остановить поступательное движение общества, не могут изменить по своему желанию его направление.

Попытки такого рода, как известно, не раз предпринимались, но они неизменно оканчивались полным провалом. Какие отчаянные усилия прилагал империализм, чтобы восстановить капиталистические порядки в Советской стране! Однако все эти попытки потерпели позорный крах. Такой же крах потерпели империалисты США, пытавшиеся преградить путь социалистической революции в Китае и других странах народной демократии, сохранить там отживший реакционный строй.

В современную эпоху общественный прогресс неразрывно связан с переходом к социализму. Капитализм исчерпал свои возможности. Его производственные отношения стали оковами для развития производительных сил. Сохранение этих отношений делается все более тягостным и опасным для общества.

Отстаивая идею поступательного развития общества, марксизм-ленинизм выражает взгляды и интересы самого рево-

люционного класса современности - рабочего класса. Этот класс не боится будущего, он исполнен веры в прогресс, который несет освобождение не только ему, но и всему человечеству.

Идеологи империалистической буржуазии - враги прогресса

Иное дело современная буржуазия. Превратившись в реакционный, нисходящий класс, она отказывается от идеи прогресса, которую горячо отстаивали ее передовые представители в конце 18 - начале 19 века. В нашу эпоху буржуазии куда больше по вкусу теории, обосновывающие не прогресс, а застой или даже попятное движение общества. В этом, в частности, секрет успеха в буржуазном мире теории исторического круговорота (или «циклической» теории), которую выдвигал немецкий реакционный философ О. Шпенглер и которую проповедует ныне английский историк и социолог А. Тойнби. Согласно этой теории каждое общество проходит в своем развитии через обязательные стадии: весну - лето - осень - зиму, или детство - юность - зрелость - старость. Завершение этого круга означает гибель данного общества, его возвращение к исходной точке развития. Новый цикл представляет собой не прогресс, а лишь еще один оборот по извечному историческому кругу. В применении к современной эпохе это, с точки зрения Шпенглера, Тойнби и их последователей, должно означать, что, хотя буржуазная цивилизация и переживает упадок (чего не могут отрицать даже апологеты капитализма), ее гибель и замена другой, т. е. социалистической, цивилизацией якобы не будут прогрессом, а, напротив, явятся переходом к более низкой ступени общественного развития, с которой начнется новый цикл.

Многие апологеты буржуазии избирают другой способ борьбы против научного социализма. Отрицая закономерности истории, они отвергают само понятие общественного развития и прогресса, а взамен предлагают говорить лишь о «социальном изменении». Это изменение, по их мнению, носит случайный характер, оно может идти в любом направлении под влиянием самых различных обстоятельств. Такой взгляд, заявляет западногерманский социолог Л. фон Визе, Дает возможность «воздерживаться от всяких суждений о том, идет ли развитие к лучшему или худшему и существует ли причинная связь между прошлым и настоящим и тем более будущим, и ограничиваться констатацией простой перемены или изменения». Так в угоду своим классовым интересам современные буржуазные социологи разделываются с важным завоеванием науки 19 века - с понятием поступательного развития, подчиненного объективным законам.

Широкое распространение в буржуазной идеологии получили также взгляды, согласно которым прогресс, поступатель-

ное развитие возможны, лишь в науке и технике, но не в области общественных отношений, политики и морали (так называемая теория «морального отставания» или «морального отрыва»). Эти области общественной жизни, по утверждениям реакционных теоретиков, определяются вечными, неизменными свойствами «человеческой природы», толкающими людей на насилие, преступления, агрессию и т. п. Развитие науки и техники якобы только дает этим разрушительным устремлениям новое, все более опасное оружие. Таким путем бедствия и язвы, порождаемые гниющим капиталистическим строем, его защитники пытаются свалить на мифическую «человеческую природу».

Стремясь вывести капитализм из-под критики, сторонники этих взглядов объявляют главным злом развитие науки и техники. Они нередко откровенно проповедуют возвращение к феодальным порядкам, к сельской жизни, к господству церкви во всех областях общественной жизни, утверждая, что только так и можно еще спасти человечество от надвигающейся катастрофы.

О том, каким беспросветным и мрачным представляют себе будущее общества идеологи буржуазии, можно судить и ] по некоторым произведениям художественной литературы, таким, как утопические романы О. Хаксли, Э. М. Форстера и др.

В этих романах не найти и следа веры в будущее, светлых надежд, жизнеутверждающего оптимизма, пронизывавших большинство утопических произведений прошлого. Лучшее, что предвещают миру авторы современных буржуазных утопий, - это общество, где известное материальное благополучие достигнуто ценой полного отказа от демократии, культуры и человеческого достоинства, общество, населенное людьми, в которых нет ничего человеческого, людьми, ставшими бездумным придатком машины, ее рабами. Нередко же они предсказывают человечеству еще более мрачное будущее - возврат к варварству. От цивилизации, вещают эти «пророки», останутся лишь руины городов и старые могилы, в которых голодные орды одичавших и выродившихся людей будут добывать себе одежду и украшения.

Беспросветный пессимизм пронизывает всю идеологию современной реакционной буржуазии, ее культуру, рождая упадочнические течения в искусстве, аморализм. Эти мрачные настроения не случайны. Эра господства капитализма идет к концу, ныне капитализм преграждает дорогу общественному прогрессу. И вот со слепотой, присущей идеологам умирающего класса, современные буржуазные теоретики и писатели отождествляют судьбу своего класса с судьбой человечества, изображают упадок и неизбежную гибель этого класса как упадок и гибель всей цивилизации в целом.

Теории, отрицающие возможность прогресса, отражают, однако, не только упадок капитализма, но и определенный политический интерес современной буржуазии. С помощью таких теорий ее идеологи стремятся духовно разоружить трудящихся, внушить им мысль о бесцельности борьбы против капитализма. Впереди неизбежный регресс, упадок и гибель; борьба за лучший, прогрессивный строй бессмысленна - вот что хотят доказать трудящимся прислужники буржуазии.

Мрачным пророчествам буржуазных гадалок- марксистско-ленинская теория противопоставляет основанные на фактах научные положения о том, что история общества представляет собою картину прогресса, закономерного движения от низших форм к высшим, что поступательное движение общества - закон не только прошлой, но и современной истории человечества, что впереди - неизбежный и закономерный переход к высшей, прогрессивной общественной форме - коммунизму. Такой взгляд на историю является важной составной частью мировоззрения рабочего класса.

Закономерный характер поступательного движения общества отнюдь не означает, что это движение происходит само собою, помимо сознательной деятельности людей. Все дело в том, что закономерно обусловлена сама деятельность людей, партий, классов, направленная на переделку общества, его прогрессивное преобразование. И чем более сознательной, организованной, решительной и целеустремленной будет эта деятельность, чем более широкие массы она охватит, тем более основательным и быстрым будет прогресс. Это доказывается уже самим фактом гигантского ускорения общественного развития, характерного для нашей эпохи, когда в движение пришли миллионные массы людей, пробудившихся к сознательному историческому творчеству. В их силах смести все препятствия, которые воздвигает на пути прогресса реакция.

Вся общественная практика подтверждает обоснованность исторического оптимизма марксистского мировоззрения. Этот оптимизм выражает уверенность рабочего класса в своем будущем, его убежденность в преимуществах и неодолимости социализма. Вместе с тем марксистско-ленинское понимание общественного прогресса служит трудящимся могучим оружием в их освободительной борьбе. Оно дает им ясное знание перспектив, вдохновляет и воодушевляет их в борьбе за построение нового, коммунистического общества, порождает бодрость, твердую веру в успех этой борьбы.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: