Русские церкви. Икона божией матери дивногорская-сицилийская Сицилийская икона божией матери

Икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)

Из книги П. Никольского «Дивногорский Успенский монастырь.

Исторический очерк». Воронеж, 1904 г.

В 1830–1831 годы Россия претерпела тяжелую холерную эпидемию. Жители городка Коротояк были объяты страхом. В это время Екатерине Иларионовой (Коломенской) во сне явилась Божия Матерь и приказала взять из Дивногорского монастыря Ее икону: «Помолитесь перед нею, а если не возьмете, то все умрете». Утром женщина пришла в Коротоякский собор, где было уже много народа, собравшегося на молитву об избавлении от эпидемии. Коломенская рассказала о своем сновидении. Люди при этом вспомнили о неоднократных видениях света и лучей в ночное время в храме Дивногорского подворья. Поэтому рассказ Коломенской был встречен с доверием. Испросивши разрешение от пастырей, народ вместе с Коломенской отправился в Дивногорский монастырь за иконою (июль 1831 г.). Но иконы, виденной Коломенской во сне, в монастыре не оказалось. Несмотря на это, Коломенская продолжала просить разыскать икону и выдать ей оную. Настоятель иеромонах Афанасий, созвав всех находившихся в монастыре, стал расспрашивать о просимой иконе. Монастырский трудник Андрей, человек праведной жизни, еще из Коротояка (когда монастырь был там) нередко хаживавший в Дивногорье с его пещерами, сказал, что он видел на столпе в Больших Дивах древнюю икону. Коломенская пошла в Дивы и еще издали,завидев икону, призналась, что именно такой образ она видела во сне. Но снять икону без лестницы было невозможно, так как она была врезана высоко в столпе. Один из пришедших начал ползком взбираться на соседнюю крутизну, к которой примыкает столп, и с легкостью снял икону. Сновидица, а за нею и все пришедшие, видя икону, как бы чудесно сошедшую с горы, направились, неся чудотворный образ, сначала в монастырь, а потом в Коротояк на монастырское подворье.Поставление иконы в храме сопровождалось молебствием с акафистом Пресвятой Богородице, а затем всенощным бдением. На другой день после литургии и молебна с освящением воды с городской площади начался крестный ход с иконою Матери Божией Сицилийской. После этого болезнь стала отступать. Между тем горожане спешили брать икону в дома для совершения перед ней молитв Божией Матери. В скором времени болезнь совсем прекратилась. После этого жители Коротояка решили ежегодно брать эту икону к себе - в те дни, когда обнаружилось первое чудо исцеления и избавления города Коротояк от эпидемии. В 1847-1848 гг. Россию снова постигла холерная эпидемия. Коротояк не пострадал. Но соседний Острогожск был охвачен этим бедствием. Жители города прибегли к заступничеству Божией Матери и испросили Сицилийскую икону Заступницы у Дивногорского строителя иеромонаха Меркурия. 29 августа 1847 г. они внесли ее в первый раз в свой город. И опять болезнь стала ослабевать. Благодарные горожане в 1848 г. просили Воронежского архиепископа Игнатия позволить им ежегодно вносить в город икону для молебствий с 29 августа. Преосвященный Игнатий разрешил принимать икону в Острогожске только в течение трех дней (с 28 июня по 1 июля). Но жители Острогожска снова просили удовлетворить их прежнее ходатайство, «почитая это возможным тем более, что граждане соседственного города Коротояка с давнего времени пользуются правом ежегодно брать ее в свой город с 1 июля по 14 августа, а Дивногорский монастырь, состоя в дачах Острогожского уезда, в понятии общежития составляет нашу общую принадлежность» (П. Никольский «Дивногорский Успенский монастырь. Исторический очерк». Воронеж, 1904 г.). На этот раз они просили, чтобы чудотворная Сицилийская икона Божией Матери оставалась в Острогожске с 29 августа по 25 октября, так, чтобы каждый житель города мог, по усердию, помолиться перед иконою в собственном доме, да и уездные жители могли молиться здесь, чего при отдаленности от монастыря многие не могли сделать. Одним из следствий такого порядка дела было бы и увеличение средств для возобновления Дивногорской обители. Архиепископ Игнатий после этого ходатайства счел необходимым обратиться с представлением в Священный Синод. СвященныйСинод, согласно мнению преосвященного Игнатия 2 сентября 1850 г. определил дозволить гражданам г. Острогожска приносить в свой город Сицилийскую икону Божией Матери сроком на два месяца - с 29 августа по 29 октября, на что последовало Высочайшее соизволение Государя Императора Николая Павловича. С тех пор ежегодно в Острогожск к 29 августа стекаются окрестные жители. К этому дню собирается в монастырь множество богомольцев не только из окрестных селений, но и из отдаленных местностей. Утром этого дня, после литургии, чудотворная икона уносится из Дивногорского монастыря, в сопровождении нескольких иеромонахов и священников в ризах, диаконов с кадилами, с церковным пением, в предшествии фонаря со свечою. Икону сопровождают благочестивые богомольцы, большей частью направляющиеся из монастыря, частью подходящие на пути (более 20 верст) из Коротояка и близлежащих селений. Когда икона приближается к Острогожску, навстречу ей, за несколько верст от города, выходит городское духовенство, и икона торжественно вносится в городской собор, где отправляется молебствие, а затем на всенощном бдении читается акафист Пресвятой Богородице. На другой день и во все последующие горожане берут святой образ в свои дома. Только ночью она приносится в церковь (на подворье монастыря).

В 1858 г. жители слободы Алексеевка Бирюченского уезда обратились к Епархиальному начальству с прошением о дозволении принимать у себя святую икону с 20 ноября до 20 февраля - в память избавления слободы от бывших в 1858 году пожаров. Эти пожары прекратились после молитв пред чудотворною иконою (29 сентября 1858 г.), вследствие чего жители Алексеевки дали обет совершать пред иконою ежедневно молебствие. По ходатайству преосвященногоИосифа, Св. Синод 2/15 ноября 1860 г. разрешил износить икону на указанный срок в Алексеевку.По традиции провожали святую икону так же, как в Острогожск. В 1887 г. срок пребываниясвятой иконы в Алексеевке был сокращен на 2 месяца.

Между тем случаи чудесного заступничества Божией Матери прибегающих к Ней и молящихся пред Ее чудотворною Сицилийскою иконою продолжались. Но так как эти случаи передавались устно и потому могли забываться или искажаться, то Воронежская Духовная Консистория 28 марта 1862 года определила: «Хотя многие из поклонников, обращавшихся с верою и молитвой к Божией Матери, перед чудотворною Ее иконою, именуемою Сицилийскою, удостаивались получать исцеление от различных и тяжелых недугов своих, как это утверждают очевидцы, но таковые исцеления не вносились при монастыре своевременно в запись, а потому в настоящее время очень трудно привести их в известность». Поэтому по распоряжению преосвященного Иосифа Духовная Консистория вменила в обязанность настоятелю монастыря игумену Анфиму ввести при монастыре«запись - удостоверяемую братией монастырской о всех достоверных засвидетельствованных благодатных знамениях, какие могут совершаться при означенной иконе Божией Матери; и своевременно доносить о том Епархиальному Начальству». Конечно, и после этого распоряжения далеко не все чудесные знамения от святой иконы были засвидетельствованы и занесены в монастырские записи. Благочестивые люди весьма часто из чувства смирения скрывают в глубине души особые знамения к ним милости Божией. Поэтому многие чудеса так и остаются сокрытыми, другие открываются случайно спустя несколько лет после их совершения. Однако при всем том Дивногорская пустынь с утешением может поведать такие явления милости Божией к разным лицам, чудесность которых нельзя подвергнуть сомнению.

Чудо над крестьянкою слободы Бутурлиновки Бобровского уезда Евдокией Ивановной Семерниной (описано ее духовником, протоиереем слободы Бутурлиновки, а потом г. Коротояка Пахомовым).

«Через пять лет по замужестве сделалась я больна лихорадкою, не оставлявшею меня около 15 лет. Не помню, на каком году болезни, представилось мне сонной, будто бы кошка бросилась мне на лицо. Испугавшись, я проснулась и бросилась к ведру, стоявшему с водой в той комнате, где спала я. Но сколько ни пила я воды, а жажды утолить не могла; в то время была я беременна. С той поры я стала необычайно пить воду. Было то, что вода ртом и носом лилась у меня, но жажда не прекращалась. Лицо и все тело у меня опухло и сделалось блестящее, как склянка. Вся я отяжелела; есть мне почти ничего нельзя было. Все мне опротивело, даже слюны проглотить была не в состоянии, ибо она имела для меня запах нестерпимый. Не раз я приговорена была к смерти, много раз я напутствована Святыми Таинствами. К этой болезни присоединилась другая - боль зубов. По совету некоторых, я решилась дозволить вырвать у себя больной зуб. Но когда его вырвали, рот у меня перекосило, левый глаз повредился, лицо изуродовалось, а боль усилилась до нестерпимости. Страдая безнадежно и частию уединенно, я в одно время вечером вспомнила, что покойная мать моя говорила мне: «Дочка, с тобой что ни случится, всегда прибегай к Царице Небесной, - она тебе во всем поможет; Она тебя от всякого несчастия избавит». Припомнивши наставление своей матери, я бережно спустилась с кровати и пала пред иконою Божией Матери, висевшею на стене той комнаты, где я лежала. Долго я со слезами молила Царицу Небесную избавить меня от мучащей болезни и, изнемогши, не помню, как опять влезла на кровать и крепко заснула. В эту ночь сонное мне было видение: будто - хожу я по каким-то высоким меловым горам, между каких-то больших столпов; будто вошла я в какую-то пещеру, где сколько я ни ходила, а выйти из оной не могла, пока какая-то черница не взялась меня вывесть из той пещеры, и указала мне дверь. Но лишь я только дверь отворила в половину, как на противоположной стене,представившейся мне комнаты, я увидела икону Божией Матери, Которая была вся в сиянии, вся изукрашена и вся в цветах. Изумленная и обрадованная, я не могла идти далее, а черница, стоя за спиной у меня и указывая на икону, сказала мне: «Проси Дивногорскую Владычицу!». И вдруг я очнулась. Видение сильно напечатлелось в моем воображении, и все виденное я твердо удержала в своей памяти, но какую Владычицу приказала мне просить черница, сего припомнить не могла. Сколько я ни спрашивала людей, чтобы узнать, где есть такая икона Божией Матери, которую я там видела во сне, - но никто мне указать оной не мог. Где я ни была с тем, чтобы встретить виденную мною во сне икону, но нигде оной не встречала. Однажды, идя в слободу Велико-архангельскую, где было освящение иконостаса, с целью, не увижу ли я в этой церкви явившейся мне во сне иконы Божией Матери, - я сошлась с Бутурлиновскою черницею и ей на пути рассказала и виденный мною сон и о тщетном мною искании явившейся мне во сне иконы Божией Матери. Эта черница, выслушав меня, сказала мне: «Иди ты в Дивногорский монастырь: там ты найдешь и виденную тобою во сне местность, и явившуюся тебе во сне Царицу Небесную. Я там была и все там видела, о чем ты мне теперь рассказала».

Приняв совет черницы, я к празднику Успения Пресвятыя Богородицы, с другими слободы нашей жителями, отправилась в Дивногорский монастырь помолиться. Подходя к монастырю, я с удивлением примечала ту самую местность, которая в сонном видении мне представлялась; до подробности все я находила, что удержала память моя после сонного видения. А когда я подошла к иконе Царицы Небесной Божией Матери, стоявшей на столпе меловом, вся я затряслась, обомлела и с места переступить не могла. Икона была та самая, какую во сне я видела, и о которой столь долго я расспрашивала, и которую столь долго я искала. Пала я пред Царицею Небесной, обрадованная: в ней я видела избавление свое от многолетней нестерпимой моей болезни. Отслужили молебен Царице Небесной, после молебна я приложилась к иконе Божией Матери и в то же время почувствовала послабление от жестокой моей болезни: сильная боль головы унялась, шум и стреляние остановилось, глазом могла видеть ясно, челюсти сошлись и стали на своем месте, говорить стала я свободно, лицо исправилось. От несказанной радости я не помнила себя. Облитая слезами, я отошла от иконы Царицы Небесной и о благодатной помощи, ниспосланной мне, я в то время никому не сказала. Только одна, бывшая со мною на богомолье, слобожанка, взглянув на меня, когда мы сели подкрепиться пищею, сказала мне: «Тетка, у тебя рот на своем месте, да и глаз твой теперь не страшен, и лицо твое приняло вид прежний». «Да, - сказала я, - теперь я, слава Богу, чувствую себя совсем здоровою, прежней боли совсем не ощущаю, глазом и ртом я владею свободно, - буду молиться и надеюсь на милость Божию, Он Милосердый избавит меня от мучительной долговременной болезни». И точно, болезнь моя с того времени совершенно прошла, позыв на воду прекратился, есть я стала все, - отвращения к пище никакого не имею. И,прострадав около 15 лет, ныне нахожу себя совершенно здоровою, по ходатайству и заступлению Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Которая Сама, я как несомненно верю, благодатным Своим посещением в сонном моем видении, указала мне свою дивную помощь и то, где я могу найти сию помощь к избавлению себя от мучительной, долговременной моей болезни».Постоянное мое посещение болящей, как прихожанки, во время ее болезни, а также и по чудесном исцелении, короткое мое знание всего семейства - ручается за правдивый рассказ показанного», - так говорит в письме к Дивногорскому игумену протоиерей Пахомов. К сожалению, год исцеления не показан. Так как Пахомов служил в Бутурлиновке с 1840 до 1862 г., то на эти годы и следует относить рассказанную болезнь и исцеление.

Исцеление жены отставного урядника г. Екатеринодара Черноморской волости, Кубанского казачьего войска, Ейского военного округа, Копельской станицы, Феодосии (Кононовой) Коробки 60-ти лет.

Болезнь Кононовой была кровотечение, начавшееся в первых числах декабря 1862 г. Болезнь была так тяжела, что больная с трудом могла ходить по комнате. Помощь врачей оказалась бессильной. Муж ее Константин Никифорович Коробка в 1862 г. был в Дивногорском монастыре на поклонении Чудотворной Сицилийской иконе Божией Матери и посоветовал то же сделать своей жене. Болящая с радостью согласилась на это. «Коль скоро достигли мы до той горы, пишет ее муж, где обретена чудотворная икона, болезнь ее немедленно прекратилась, и мы, воздав Господу Богу благодарение, отслужив молебен Спасителю и Божией Матери с акафистом и водоосвящением, возвратились обратно в предлежащий нам путь благополучно». О сем благодатном врачевании«показуем мы, - пишет в своем заявлении К. Коробка, - по чистой совести и по долгу христианскому».

Исцеление пятилетней девочки Меланьи, дочери Анастасии Никитиной (Абросимовой), дворовой прислуги надворного советника. Николая Егоровича Жирова.

Больная малютка имела сильное расслабление в членах и совершенное онемение в языке, между тем глазами она смотрела на все осмысленно. Коротоякские врачи не обнадеживали мать. Один из них на вопрос матери, поможет ли лекарство, ответил: «Я - не Бог, будущего не знаю». Другой сказал, что, может быть, вылечит больную от расслабления в членах, но не ручается за то, чтобы она получила дар слова, что, судя по поражению языка, она может остаться навсегда немою. Тогда мать обратилась с мольбою к Божией Матери пред ее Сицилийской иконой: «Царица Небесная! Заступница и скорая Помощница всем скорбящим, избавь мое единственное детище от тяжкого недуга! Отдам тебе половину всех моих денег, заработанных трудами!» Через неделю больной стало легче, она сначала подняла правую руку, сделала потом небольшое движение левой, и проговорила первое слово: «Мама»! Вскоре после этого она стала ходить, свободно владеть всеми членами тела и говорить все, что доступно ее возрасту. Известие об этом событии, происшедшем 8 февраля 1864 г., сообщил настоятелю монастыря надворный советник Жиров.

Исцеление Сильвестра Григорьевича Аксенова - 15 лет (из деревни Красный Рог, села Перестряш, Новосил. уезда Тульской губернии) - от простуды ног и живота, 25 июля 1863 г.

Исцеление от ломоты и расслабления всего тела жительницы г. Боброва Анны Алекс. Филимоновой. Чудо совершилось 2 мая 1868 года, во время перенесения иконы. Сожалея, что она не может пойти навстречу иконе, Филимонова почувствовала себя здоровою.

Исцеление Ивана Алексеева Меркулова из слободы Калач в Апреле 1897 года от водянки.

Чудесные знамения от иконы побудили многие местности Воронежской губернии последовать примеру городов Коротояка, Острогожска и слободы Алексеевки. В 1863 г. жители г. Боброва испросили разрешение иметь у себя Чудотворную икону с 5 мая по 5 июня (указ Воронежской Духовной Консистории 28 Марта 1863 г., № 2732). Но так как это разрешение было дано Епархиальной властью временно, то преосвященный Серафим в начале 1867 г. воспретил износить икону в Бобров. На новое ходатайство жителей г. Боброва, направленное в Святейший Синод, последовало в том же году разрешение Синода выносить икону в Бобров на срок с 1 мая по 1 июня.

В 1866 г. Воронежскую губернию снова постигла холерная эпидемия. И опять жители г. Острогожска получили знамение милости Божией после молитвы пред чудотворной Сицилийской иконой Божией Матери. В память этого события жители Острогожска, по благоговейному внушению местного духовенства, в 1867 г. дали обет устроить на собственные средства молитвенный дом во имя чудотворной иконы на пожертвованном в 1866 году штабс-капитаном Сергиевым месте. Так возникло в Острогожске подворье Дивногорского монастыря, после чего чудотворная икона в Острогожске стала помещаться не в соборном храме; а в молитвенном доме на подворье, начиная с 1871 г.

В 1872 г. испытали тяжелое бедствие жители Бобровских степей. С весны там не было ни одного дождя; даже редко выпадала роса. В середине весны, когда обычно природа сияет своим пышным расцветом, бобровские степи поражали жителей своим унылым видом. Земля, вспаханная под яровое и засеянная, была черна, как не сеянная. Озимые всходы поникли к земле и потемнели. Понурый скот уныло бродил на пару, питаясь скудною прошлогоднею травою. Положение жителей было самое тяжелое. Но вот жители обратились с молитвою к Господу и пожелали пронести по своим полям чудотворную Сицилийскую икону Божией Матери. Заслышав о приближении чудотворной иконы, они толпою вышли навстречу к ней вместе с духовенством. С горячею мольбою и слезами преклонили они свои колена пред Заступницей рода христианского. В начале молебствия на небе показалось небольшое черное пятно, обратившееся скоро в дождевое облако и охватившее весь горизонт. И прежде чем окончился молебен, туча разразилась проливным дождем. После того в течение двух недель, пока чудотворная икона оставалась в Бобровских степях, дожди не прекращались. Поля покрылись густою зеленью, так что невозможно было узнать, что это те же самые нивы, которые две недели тому назад были пусты и мертвы. Понятно, как сильна радость народа - для него наступила другая Пасха. Благодарные жители пожелали после этого ежегодно встречать у себя чудотворную икону с 1 по 11 июня. Это желание было письменно выражено арендаторами и землевладельцами имений Графа Орлова-Давыдова, госпожи Шлихутиной и казенных владений.

С тех пор слава чудотворной иконы распространилась во всей местности, обнимающей уезды - Коротоякский, Острогожский, Бобровский, Бирюченский, Нижнедевицкий.

Весьма многие слободы и села приглашали к себе монашествующих со святою иконою и служили пред нею молебны и в храмах, и в своих домах. Вот список этих селений: Новенькая, Дубовская, Репьевка, Мастюгино, Афанасьевское, Чесменская волость, Боршово, Подгорная, Истобенская волость, Оськинская волость, Платава, Голдаевка, Задонская, Россошь, Гончаровка, Гнилая, Колбинская волость, Россошки, Девица, Осадчева. Таким образом, чудотворная икона находилась вне монастыря почти в течение всего года. Такой порядок дела был ограничен указом СвятейшегоСинода от 7 марта 1901 г. С тех пор чудотворная икона износится из монастыря на следующие сроки. С 29 августа по 28 сентября - в г. Острогожск, с 29 сентября по 29 октября - в слободуАлексеевку, с 30 октября по 6 ноября - в слободу Новенькую и Дубовскую, с 7 по 15 ноября - в г. Бирюч, с 1 по 10 мая - в г. Бобров, с 11 по 18 мая в степи - именье гр. Орлова-Давыдова, с 11 июля по 1 августа в г. Коротояк, со 2 по 8 августа - в с. Репьевку, с 24 по 28 августа в слободу Лиски.

Явление этой чудотворной иконы последовало 5 февраля 1092 года в Сицилии. Замечательно то обстоятельство, что этот образ Богоматери хотя и прославился в пределах западной церкви, однако, изображение его совершенно православное, т. е. он написан в греко-византийском, а не романском стиле. В частности, Предвечный Младенец изображен сидящим на лоне Богоматери и, что особенно важно, благословляющим обеими руками именословно, чего не встречается в иконописи западной церкви. Это обстоятельство объясняется тем, что в XI и XII веках в Сицилии и в Италии было немало православных христиан, отправлявших греческое богослужение. Немало греков переселялось на Запад и после от набегов и притеснений турок. Таким образом, вместе с их переселением был перенесен в западные их колонии и византийский стиль иконописи.

Кем же и когда эта икона перенесена к нам в Россию? Предание говорит, что Сицилийская икона принесена в Россию двумя благочестивыми иноками, старцами Ксенофонтом и Иоасафом, и уже после взятия Константинополя турками, т. е. в конце XIV века, после того как многие из греков покинули свою родину и переселились в Сицилию и Италию.

Ныне этот чудотворный образ находится в Дивногорском Успенском монастыре Воронежской епархии, почему и называется не только Сицилийским, но и Дивногорским. В Воронежской епархии эта икона пользуется особым почитанием, и ее почти весь год носят по городам и селениям. Каждый год 1-го июля бывает крестный ход с ней в г. Коротояк, где она пребывает до 14-го августа.

Из многочисленных чудес, бывших от Дивногорской иконы Божией Матери, особенно памятен для воронежцев случай, бывший в 1831 году, когда по молитвам перед этой иконой прекратилась в губернии холера.

В 1831 году в Коротояке, как и по всей России, бушевала эпидемия холеры. На одном из меловых столбов Больших Див, по откровению Богоматери одной благочестивой женщине, была обретена Чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Екатерина Илларионовна Коломенская жила в г. Коротояк. Ей во сне явилась Царица Небесная и повелела взять Ее икону из Дивногорского монастыря и помолиться перед ней. «Если не возьмете иконы, то все помрете». Старица та утром пошла в соборную церковь и рассказала народу об увиденном. Народ поверил сновидице, зная ее благочестивую жизнь.

Испросив благословления местных пастырей, многие из жителей Коротояка двинулись в тот же день 1 июля (по старому стилю) в Дивногорский монастырь просить виденную во сне икону. Объяснив причину своего прихода в монастырь, коротоякские жители просили настоятеля иеромонаха Анфима выдать им икону, виденную во сне. Но таковой иконы не оказалось в монастыре. Коломенская глубоко верила в истинность своего сновидения. Она не отступала и просила разыскать икону. Настоятель и братия созвали всех, находившихся в монастыре, спрашивая об иконе. Один престарелый служитель именем Андрей, человек благочестивый, живший еще в Вознесенском Коротоякском монастыре и в свободное время приходивший в Дивногорск, когда тот еще был приписною церковью к слободе Селявной, сказал, что видел на меловом столбе, что при дороге на Острогожск, древнюю икону. Сновидица и все пришедшие с нею поспешили к указанному столбу. Не доходя до столба, сновидица издали увидела икону и указала на нее, сказав, что это тот самый лик, в каком являлась ей Божия Матерь во сне.

Все с великой радостью устремились к столбу. Икона была глубоко врезана в столбе, а в монастыре по недавности открытия едва ли можно было отыскать лестницу надлежащей длины, да и до самого монастыря было не близко, поэтому один из пришедших начал ползком взбираться на крутизну горы. Схватившись левою рукой за столб, правою коснулся иконы, и икона тотчас сдвинулась со своего места, в коем с древних лет стояла неподвижно, и, он, взяв икону на руки. Снес ее вниз без всякого затруднения. Несмотря на то, что с этой горы и без ноши человеку невозможно идти, а спускаться ползком (место обретения иконы было в тот момент незаселенным, так как хутор Дивногорский появился только в начале XX века. Вследствие этого столь долго икона могла оставаться забытой).

После совершения молебна перед иконой и крестного хода по улицам города, холера в Коротояке прекратилась. Образ прославился многочисленными исцелениями и получил название в народе Исцелийского. Он стал одной из главных святынь Дивногорского монастыря. В честь нее был освящен алтарь пещерной церкви в Больших Дивах.

Икона пользовалась такой популярностью, что много месяцев в году отсутствовала в обители, находясь поочередно в Коротояке, Острогожске, Алексеевке, Боброве, избавляя их жителей от эпидемий, пожаров, засухи.

Не менее замечательно и другое чудо, совершившееся в 1863 году. Имеется в виду чудесное исцеление от этой иконы государственной крестьянки слободы Бутурлиновки Бобровского уезда Воронежской губернии, Евдокии Ивановой Сумерниной. Приведем то, что она сама рассказывала верующим о своей болезни и исцелении от нее.

Через пять лет после того, как она вышла замуж, она стала страдать лихорадкой, и эта болезнь не покидала ее около 15 лет. Однажды представилось ей во сне, будто бросилась ей в лицо кошка. На котором году от начала болезни это было, она не помнит. Больная проснулась от испуга и, почувствовав сильную жажду, устремилась к ведру с водой, стоявшему в той же самой комнате, где она спала. Однако сколько она ни пила воды, все же жажды своей утолить никак не могла. С этого времени она стала пить необыкновенно много воды; бывало так, что вода ртом и носом у нее лилась обратно, но жажда не прекращалась. Постепенно лицо ее и все тело стали опухать и, наконец, сделались блестящи, как стклянка. Она вся отяжелела. Есть ей ничего нельзя было, потому что все ей было противно. Не раз больная была приговорена врачами к смерти и напутствована Св. Тайнами.

К этой болезни у нее присоединилась еще другая – боль зубов. Следуя совету некоторых, она решилась дозволить вырвать у себя больной зуб. Но когда это сделали, рот у нее перекосило, левый глаз повредился и все лицо изуродовалось. Вместе с тем и боль усилилась до нестерпимости.

Перенося эти ужасные страдания в одиночестве, она однажды вечером припомнила свою покойную мать, которая ей очень часто говорила одни и те же слова:

– Дочка! Что бы с тобой ни случилось, всегда прибегай к Царице Небесной, Божией Матери. Она тебе во всем поможет. Она от всякого несчастья избавит.

Припомнив это наставление своей матери, она тотчас же встала и пала пред висевшей в ее комнате на стене иконой Богоматери. Долго со слезами и почти до полного изнеможения она молила Царицу Небесную об избавлении от мучительной болезни. Она не помнит, каким образом ей удалось вернуться в постель и крепко заснуть.

В эту ночь во сне она увидела, будто ходит по каким-то высоким меловым горам между большими столбами; потом она очутилась в какой-то пещере, из которой не находила никакого выхода, пока одна неизвестная черница не взялась ее оттуда вывести и не указала ей дверь. Но лишь только больная наполовину отворила эту дверь, как на противоположной стене представившейся ей комнаты она увидела образ Богоматери, который был весь в сиянии, богато украшен и весь в цветах. Изумленная и обрадованная, она не могла идти дальше. Черница, стоявшая за ее спиной, указывая на икону, сказала ей:

– Проси Дивногорскую Владычицу.

Видение кончилось, и больная проснулась. Все мельчайшие подробности его живо сохранились в ее памяти, и она после не могла припомнить только одного: того, как черница назвала виденную ей икону. Сколько она ни спрашивала людей, где есть такая икона Богоматери, какую она видела во сне, никто ей сказать этого не мог; и куда она ни ходила с намерением отыскать ее, нигде, однако, не находила.

Идя однажды в Великоархангельскую слободу, где было освящение иконостаса, с надеждой увидеть там явившуюся ей во сне икону Божией Матери, больная случайно встретилась с одной Бутурлиновской черницей и рассказала ей на пути как о своем видении во сне, так и о долгих, но безрезультатных поисках виденной во сне иконы. Черница, выслушав ее, сказала:

– Иди ты в Дивногорский монастырь; там ты найдешь и виденную тобой во сне местность, и явившуюся тебе икону Царицы Небесной. Я там была и все там видела, о чем ты мне теперь рассказала.

Приняв совет черницы, больная к празднику Успения Богородицы, вместе с другими жителями слободы Бутурлиновки, отправилась в Дивногорский монастырь помолиться. Приближаясь к монастырю, она с удивлением стала замечать сходство данной местности с той, которую видела во сне: до мельчайших подробностей все было сходно.

«Когда же я, – приводим собственные слова исцеленной, – подошла к иконе Царицы Небесной, стоявшей в меловом столпе, я вся затряслась, обомлела и с места переступить не могла. Икона была точно такая, какую во сне я видела и которую столь долго искала. Пала я пред Царицей Небесной, обрадованная, – в Ней я видела избавление свое от многолетней тяжкой болезни. Служили молебен Царице Небесной; после молебна я приложилась к иконе и в то же время почувствовала облегчение от болезни: сильная боль головы и глаза унялась, шум и стреляние прекратились, глазом я могла видеть ясно, челюсти сошлись и стали на своем месте, говорить стала я свободно, лицо исправилось. От несказанной радости я не помнила себя, – облитая слезами, я отошла от иконы Царицы Небесной, но о благодатной помощи, ниспосланной мне, я в то время никому не сказала; только одна бывшая со мной на богомолье слобожанка, взглянув на меня, когда сели мы подкрепиться пищей, сказала мне:

– Тетя, у тебя рот на своем месте, да и глаз твой теперь не страшен, и лицо твое приняло прежний вид.

«Да, – сказала я, – теперь я, слава Богу, чувствую себя совсем здоровой; прежней боли я совсем не ощущаю, глазом и ртом я владею свободно; буду молиться и надеяться на милость Божию; Господь милосердый избавит меня от мучительной, долговременной болезни моей. – И точно, болезнь моя с того времени совершенно прошла, лихорадка миновалась, позыв на воду прекратился, есть я стала все, отвращения от пищи никакого не имею и, прострадав около 15 лет, ныне нахожу себя совершенно здоровой по ходатайству и заступлению Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Я несомненно верю, что Сама Она благодатным Своим посещением в сонном моем видении указала мне, что у Нее должна я искать помощи и где могу получить избавление от болезни».

Истинность этого рассказа засвидетельствовал духовный отец исцеленной, протоиерей Иаков Пахомов. Сам же рассказ сообщен высокопреосвященнейшим Иосифом, архиепископом Воронежским, и напечатан в журнале «Душеполезное Чтение» за 1863 год, в апрельской книжке, на 454-458 страницах.

Евгений Марков, описывая в 1891 году поездку в монастырь, приводит свой разговор с одним из иноков обители: «Икона только и кормит монастырь! Круглый год ходит. Теперь Матушка из Боброва вышла, а где ходит – неизвестно».

Представление о том, каким почитанием пользовалась икона Дивногорской Сицилийской Божией Матери даёт рассказ одного из участников крестного хода в начале XX века, священника П. Сергеева: «Из монастыря с Чудотворной иконой вышло 6-7 тысяч, в Коротояке уже эта толпа достигла тысяч до 30... За 4 версты от Острогожска тысячи народа встретили Святыню с зелеными ветвями в руках, многие бросали цветы, венки и букеты к носилкам. Торжество было неописуемое. Народу, говорят, было не менее, как 70-80 тысяч. Признаюсь, я такого торжества еще не видывал! Видал я большие крестные ходы и в Петрограде, и в Москве, устраивал и сам грандиозные, но описанный превосходил всякое мое представление!».

В 1930-х годах образ был чудом спасен во время разрушения обители. Сегодня икона возвращена в Дивногорский монастырь (Воронежская область, Лискинский район, с. Дивногорье) и является особо почитаемой местной иконой, также широко известной за пределами области.

Дивногорский образ Богородицы неоднократно проявлял свой целительный потенциал и помогал верующим избавиться от разного рода болезней. К иконе с молитвами принято обращаться при появлении труднодиагностируемых заболеваний, болезней со сложным течением, когда усилия врачей не приводят к улучшению состояния. Особенно известен Дивногорский образ среди верующих своей помощью в лечении хронических болезней, связанных с нарушением обмена веществ в организме, аллергических реакций, астматических процессов, проблем зрения.

А вот такую икону Пресвятой Богородицы мы видели при посещении Дивногорья, изумительного по красоте и тишине монастыря. Образ так понравился, что некоторые паломники приобрели его для себя и своих приходов.

Пресвятая Богородице, спаси нас!


Дивногорье - хутор в Лискинском районе Воронежской области. Также - историко-культурный и природный музей-заповедник, на территории которого сохранилось много уникальных достопримечательностей: пещерных церквей, расположенных внутри взметнувшихся в небо меловых столбов - див; археологический комплекс памятников салтово-маяцкой культуры (остатки валов древней крепости, реконструированное древнее селище); многие животные и птицы в этих краях занесены в Красную книгу. На территории заповедника находится действующий мужской Свято-Успенский Дивногорский монастырь.

Диновгорье поправу является одной из самых популярных и узнаваемых достопримечательностей Воронежской области, настоящей жемчужиной. Ежегодно это место посещает более 60 тыс. туристов не только из Воронежской, но и других областей.

Музей-заповедник "Дивногорье" расположен на территории огромного плато, прорезанного глубокими и широкими долинами рек Тихая сосна и Дон, и круто обрывающимся у самих берегов, обнажая белое меловое основание. Отсюда, со стометровой вышины открываются восхитительные виды на пойму рек и все окрестности с такими же обрывистыми плато на противоположной сторне. В хорошую погоду отсюда открывается поистине потрясающий вид на несколько десятков километров.






История заповедника начинается в 1988 году, когда на базе памятников Дивногорья образован филиал Воронежского областного краеведческого музея, а в 1991 году создан Государственный природный, архитектурно-археологический музей-заповедник "Дивногорье".

Первое документальное упоминание о Дивногорье было сделано Игнатием Смольянином, сопровождавшим путешествие по Дону митрополита Пимена, в 1389 году: "приплыхом к Тихой Сосне и видехом столпы камень белы, дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы и светлы зело, над рекой над Сосною".

Эти каменные столпы - меловые останцы, называемые дивами (от слова "диво", "дивный"), и по сей день являются визитной карточкой Дивногорья. Меловые отложения обитателей морских глубин за многие миллионы лет сформировали дивногорское плато, а эррозия и выветривание почв довершили дивное оформление этого места, некогда изобиловавшего причудливыми устремившимися вверх меловыми столбами - дивами. Большинство было разрушено при освоении народного хозяйства и строительстве железной дороги. Сейчас неподалеку добывают мел.








Необычна красота этого места. Удивителен микроклимат, сформированный высотой и реками: потоки теплого воздуха от воды создают препятствие для воздушных масс, отчего на плато количество осадков вдвое меньше, чем в долине. В связи с этим на плато сформировался особый микроклимат, характерный для степи. Многие виды растений относятся к петрофитам и приспособлены к жизни в условиях засухи.



Рассказывая о Дивногорье, невозможно обойти стороной монастырь и пещерные церкви, расположенные внутри див.

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Официальной датой основания монастыря считается 1653 год, когда в место расположения будущего монастыря из Острогожска были посланы переселенцы из Украины для строительства укреплений против татар на оборонительной Белгородской линии. Первой монастырской постройкой стала деревянная церковь в честь Николая Чудотворца. Первым настоятелем стал игумен Гурий, под началом которого находилось 15 монахов.

Однако, есть вполне убедительные предположения о том, что на этом месте существовал пещерный монастырь в более раннюю эпоху. Аргументами в пользу этой версии служат пещерные ниши с полукруглым верхом, характерные для некоторых древнегреческих монастырей и изображения на стенах, напоминающие изображения в римских катакомбах первых веков христианства.

В.В. Степкин "Пещеростроительство как вид христианского подвижничества в лесостепном Придонье ":

Посетившему в 1696 г. Дивногорский монастырь П. Гордону настоятель обители показал высеченные в горе остатки "очень древнего монастыря, основание которого местное предание приписывало греческому императору Андронику (известны 5 византийских императоров с таким именем, правивших в XII–XIV вв.).

После пожара, уничтожившего деревянную церковь, в 1658 г. на этом месте выстроили новую, которую освятили во имя Успения Божией Матери, и давшую имя монастырю.

К началу ХYIII в. Дивногорский Успенский монастырь стал самым богатым и процветающим в Воронежском крае. Однако, в 1786 г. монастырь был закрыт, его братия переведена в другие обители. В 1828 г. - восстановлен. Появление в монастыре во время эпидемий холеры 1831 г. иконы Сицилийской Божией Матери, объявленной чудотворной, способствовало известности монастыря по всей России. Рост известности, увеличение богомольцев, пожертвований и вкладов укрепили материальное положение монастыря.

В советское время храм был закрыт и многие годы не использовался. В конце 1980-х годов в пещерной церкви была проведена научная реставрация. Сегодня этот храм действующий, он также является одним из основных объектов осмотра многочисленных экскурсий, проводимых Дивногорским музеем-заповедником.




Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери

Дивногорскому монастырю принадлежал и пещерный комплекс в Больших Дивах на правом берегу реки Тихая Сосна. По преданию, пещерная церковь была вырыта основателями Дивногорского монастыря, которые принесли сюда икону "Сицилийская Божия Матерь". Икона стала очень популярна в 1831 году, когда в окрестных селениях вспыхнула эпидемия холеры. По легенде якобы приснилась одной пожилой женщине Богоматерь, и велела взять икону и молиться перед ней. Чума отступила, помогала икона и при других недугах, в народе её даже назвали "Исцеляйская".

Только в 1856 году по указу Воронежской духовной консистории, здешние пещеры были переданы Дивногорскому монастырю. Уже позднее, в 1862г., здесь на месте Владимирской церкви был устроен и освящен храм иконы "Сицилийской Божией Матери". Повторно его освящали в 1903 г. К концу 19 века вход в пещерный храм был торжественно оформлен – с крестом над высоким меловым столпом и киотом, уцелевшем до наших дней. На старинном рисунке, изображавшем этот вход, угадывается пролом, а в нем икона с парным изображением святых. В более позднем источнике упоминается деревянная колокольня у входа в пещеры.

В пещерах в Больших Дивах выражена редкая особенность, присущая некоторым древним пещерным монастырям и связанная со своеобразным обычаем афонских монахов. Это стасидии – крупные ниши с полукруглым верхом, которыми почти от пола прорезаны стены в длинном коридоре, огибающем пещерный храм с трех сторон. Длина коридора 95 м. Он начинается у юго-западного угла храма и после пяти поворотов возвращается в середину северного нефа и ранее использовался для крестных ходов. В советское время была проведена реставрация. Сейчас это территория Воронежского краеведческого музея.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Церковь расположена на территории Свято-Успенского Дивногорского монастыря. Высечена в меловом столбе на высоте более 85 метров над уровнем Дона. Представляет из себя скалу, облицованную меловыми блоками. Архитектурный стиль пещерной церкви сложился в середине 19 века. По преданию церковь была основана в 1658 г. греческими иноками Ксенофонтом и Иоасафом, бежавших от преследования католиков. Здесь же они и были похоронены. Могилы иеромонахов находились рядом с пещерной церковью направо от входа. Вплоть до 1917 г. они сохранялись и показывались паломникам.

В обычное время церковь закрыта, но открывают ее для паломников и экскурсионных групп.






Пещеры "Каземат" и "Ухо"

Пещеры "Каземат" и "Ухо" расположены в километре от села Селявное.

Координаты пещеры:

Широта: 50°59"16.45"С

Долгота: 39°19"56.84"В

Пещера названа так ввиду ее предполагаемого назначения: наблюдательного пункта. Более вероятно, что пещеру вырубил какой-нибудь христианский отшельник. В районе входа в пещеру вырублена площадка. Пещера "Каземат" невелика. В пещере вырублено окно, открывающее вид на Дон.

Обе пещеры находятся рядом друг с другом в отвесной скале. Если не знаешь, то найти их сверху практически не возможно. Говоря, к "Уху" ведет трос, который находится прямо напротив железнодорожной фермы, поддерживающей провода - возможно, благодаря этому ориентиру можно обнаружить эти пещеры сверху, что более удобно, чем лезть на 50-ти метровую кручу по сетке-рабице снизу. Более подробно о пещерах "Ухо" и "Каземат" можно прочитать на сайте Путешествия на мотоцикле и не только


Маяцкое городище

Территория современного Дивногорья некогда была форпостом хазарского каганата. Именно отсюда собиралась дань с окрестных земель, и Руси в том числе. Вполне естественно, что именно здесь археологи раскопали древнюю крепость, от которой сейчас остались лишь валы крепостных стен. Рядом с крепостью располагались селения, реконструкцию которых можно видеть на археологической экспозиции.

Маяцкое городище - средневековое городище IX-X вв, основное население которого составляли аланы - кочевые ираноязычные племена скифо-сарматского происхождения. Со временем с Оки сюда пришли племена вятичей. Хазары установили над ними свое экономическое господство, взяли под контроль торговые пути и взимали со славян дань.

Археологическая культура Хазарского каганата в бассейне Дона называется салтово-маяцкой. Салтово – в честь села Верхней Салтов в Харьковской области, где раскопки ведутся уже более ста лет. Маяцкое городище исследовалось с 1975 по 1982 год советско-болгаро-венгерской экспедицией под руководством С.А. Плетневой.

Жизнь в Маяцком городище прекратилась в X веке с распадом Хазарского каганата. Причинами стали междуусобицы, набеги печенегов, а также поход киевского князя Святослава на столицы каганата - Итиль и Саркел.


Археологические раскопки маяцкого селища - прекрасный образец слияния двух культур: степной-кочевой с жилищами, напоминающими юрты, и славянской - отразившейся в построеке в более поздние времена землянок, более пригодных для жилья в холодное время.




(5 / 18 февраля)

Пред иконой Пресвятой Богородицы Сицилийская или Дивногорская молятся об исцелении от зубной боли, об исцелении от лихорадки и трясовичной болезни.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Сицилийская или Дивногорская

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши, помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй страну нашу, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Дивногорская икона Богоматери, называемая также Сицилийская, прославилась в период своего нахождения в Дивногорском монастыре Воронежской губернии. Как гласят предания, оказалась она на территории России стараниями старцев Иоасофа и Ксенофонта, которые доставили ее с Сицилии предположительно в 15 веке. Они же и основали Дивногорский монастырь.

На Сицилии же обретение иконы датируется 1092 годом. Особенностью иконописного образа считается его совершенно православный стиль написания, при том что появился он на территории, где господствовал романский иконописный канон.

Дивногорская икона Богоматери
(Фото с сайта livejournal.com)

В 1930-х годах образ был чудом спасен во время разрушения обители. Сегодня икона возвращена в Дивногорский монастырь (Воронежская область, Лискинский район, с. Дивногорье) и является особо почитаемой местной иконой, также широко известной за пределами области.

Чудотворный потенциал образ в полную силу раскрыл в 1831 году в период распространения холеры. Пожилой жительнице одной из деревень, находившихся недалеко от монастыря, явился образ Богоматери с иконы и наказал совершить молебен с просьбами о защите от холеры. Массовый молебен жителей окрестных деревень заставил холеру отступить. Позднее в 1847 году население также обращалось за помощью к иконе, спасаясь от холеры, и снова получило спасение.

Сохранилась история чудесного исцеления от Дивногорского образа крестьянки, более 15 лет страдавшей от тяжелых болезней. В 1863 году женщина уже практически в предсмертном состоянии, изнуренная своими недугами, увидела сон, в котором она увидела Богоматерь, наказавшую ей идти и молиться об исцелении от болезней перед Дивногорской иконой. Проснувшись, женщина явственно помнила все сюжеты сна, но название образа забыла. Чудесным образом позднее ей довелось в поисках своих попасть в Дивногорский монастырь. Она сразу же узнала местность, в которой уже оказывалась в своем сне. Полное исцеление к женщине пришло сразу же, как только она оказалась перед образом: в частности прошли приступы лихорадки, исчезла мучившая женщину неутолимая жажда, появился аппетит, восстановилась работа мышц лица.

Дивногорская икона Богоматери в серебряном окладе
(Фото с сайта troickiyhram.prihod.ru)

Дивногорский образ Богородицы неоднократно проявлял свой целительный потенциал и помогал верующим избавиться от разного рода болезней. К иконе с молитвами принято обращаться при появлении труднодиагностируемых заболеваний, болезней со сложным течением, когда усилия врачей не приводят к улучшению состояния. Особенно известен Дивногорский образ среди верующих своей помощью в лечении хронических болезней, связанных с нарушением обмена веществ в организме, аллергических реакций, астматических процессов, проблем зрения.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: