Системы линейных неравенств. Некоторые моменты о том, как выполняется решение неравенств

В статье рассмотрим решение неравенств . Расскажем доступно о том, как строиться решение неравенств , на понятных примерах!

Перед тем, как рассмотреть решение неравенств на примерах, разберемся с базовыми понятиями.

Общи сведения о неравенствах

Неравенством называется выражение, в котором функции соединяются знаками отношения >, . Неравенства бывают как числовые, так и буквенные.
Неравенства с двумя знаками отношения, называются двойными, с тремя - тройными и т.д. Например:
a(x) > b(x),
a(x) a(x) b(x),
a(x) b(x).
a(x) Неравенства, содержащие знак > или или - нестрогими.
Решением неравенства является любое значение переменой, при котором это неравенство будет верно.
"Решить неравенство " означает, что надо найти множество всех его решений. Существуют различные методы решения неравенств . Для решения неравенства пользуются числовой прямой, которая бесконечна. Например, решением неравенства x > 3 есть промежуток от 3 до +, причем число 3 не входит в этот промежуток, поэтому точка на прямой обозначается пустым кружком, т.к. неравенство строгое.
+
Ответ будет следующим: x (3; +).
Значение х=3 не входит в множество решений, поэтому скобка круглая. Знак бесконечности всегда выделяется круглой скобкой. Знак означает «принадлежание».
Рассмотрим как решать неравенства на другом примере со знаком :
x 2
-+
Значение х=2 входит в множество решений, поэтому скобка квадратная и точка на прямой обозначается закрашенным кружком.
Ответ будет следующим: x ; под ред. С. А. Теляковского. - 16-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 271 с. : ил. - ISBN 978-5-09-019243-9.

  • Алгебра: 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. - 16-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 271 с. : ил. - ISBN 978-5-09-021134-5.
  • Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. - 13-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2011. - 222 с.: ил. ISBN 978-5-346-01752-3.
  • Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. - 2-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2008. - 287 с.: ил. ISBN 978-5-346-01027-2.
  • ЕГЭ -2013. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. А. Л. Семенова, И. В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – 192 с. – (ЕГЭ-2013. ФИПИ – школе).
  • Урок и презентация на тему: "Системы неравенств. Примеры решений"

    Дополнительные материалы
    Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания! Все материалы проверены антивирусной программой.

    Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 9 класса
    Интерактивное учебное пособие для 9 класса "Правила и упражнения по геометрии"
    Электронное учебное пособие "Понятная геометрия" для 7-9 классов

    Система неравенств

    Ребята, вы изучили линейные и квадратные неравенства, научились решать задачи на эти темы. Теперь давайте перейдем к новому понятию в математике – система неравенств. Система неравенств похожа на систему уравнений. Вы помните системы уравнений? Системы уравнений вы изучали в седьмом классе, постарайтесь вспомнить, как вы их решали.

    Введем определение системы неравенств.
    Несколько неравенств с некоторой переменой х образуют систему неравенств, если нужно найти все значения х, при которых каждое из неравенств образует верное числовое выражение.

    Любое значение x, при которых каждое неравенство принимает верное числовое выражение, является решением неравенства. Также может называться и частным решением.
    А что есть частное решение? Например, в ответе мы получили выражение х>7. Тогда х=8, или х=123, или какое-либо другое число большее семи – частное решение, а выражение х>7 – общее решение. Общее решение образуется множеством частных решений.

    Как мы объединяли систему уравнений? Правильно, фигурной скобкой, так вот с неравенствами поступают также. Давайте рассмотрим пример системы неравенств: $\begin{cases}x+7>5\\x-3
    Если система неравенств состоит из одинаковых выражений, например, $\begin{cases}x+7>5\\x+7
    Так, что же значит: найти решение системы неравенств?
    Решение неравенства – это множество частных решений неравенства, которые удовлетворяют сразу обоим неравенствам системы.

    Общий вид системы неравенств запишем в виде $\begin{cases}f(x)>0\\g(x)>0\end{cases}$

    Обозначим $Х_1$ – общее решение неравенства f(x)>0.
    $Х_2$ – общее решение неравенства g(x)>0.
    $Х_1$ и $Х_2$ - это множество частных решений.
    Решением системы неравенств будут числа, принадлежащие, как $Х_1$, так и $Х_2$.
    Давайте вспомним операции над множествами. Как нам найти элементы множества, принадлежащие сразу обоим множествам? Правильно, для этого есть операция пересечения. Итак, решением нашего неравенство будет множество $А= Х_1∩ Х_2$.

    Примеры решений систем неравенств

    Давайте посмотрим примеры решения систем неравенств.

    Решите систему неравенств.
    а) $\begin{cases}3x-1>2\\5x-10 b) $\begin{cases}2x-4≤6\\-x-4
    Решение.
    а) Решим каждое неравенство отдельно.
    $3х-1>2; \; 3x>3; \; x>1$.
    $5x-10
    Отметим наши промежутки на одной координатной прямой.

    Решением системы будет отрезок пересечения наших промежутков. Неравенство строгое, тогда отрезок будет открытым.
    Ответ: (1;3).

    Б) Также решим каждое неравенство отдельно.
    $2x-4≤6; 2x≤ 10; x ≤ 5$.
    $-x-4 -5$.


    Решением системы будет отрезок пересечения наших промежутков. Второе неравенство строгое, тогда отрезок будет открытым слева.
    Ответ: (-5; 5].

    Давайте обобщим полученные знания.
    Допустим, необходимо решить систему неравенств: $\begin{cases}f_1 (x)>f_2 (x)\\g_1 (x)>g_2 (x)\end{cases}$.
    Тогда, интервал ($x_1; x_2$) – решение первого неравенства.
    Интервал ($y_1; y_2$) – решение второго неравенства.
    Решение системы неравенств – есть пересечение решений каждого неравенства.

    Системы неравенств могут состоять из неравенств не только первого порядка, но и любых других видов неравенств.

    Важные правила при решении систем неравенств.
    Если одно из неравенств системы не имеет решений, то и вся система не имеет решений.
    Если одно из неравенств выполняется для любых значений переменой, то решением системы будет решение другого неравенства.

    Примеры.
    Решить систему неравенств:$\begin{cases}x^2-16>0\\x^2-8x+12≤0 \end{cases}$
    Решение.
    Решим каждое неравенство по отдельности.
    $x^2-16>0$.
    $(x-4)(x+4)>0$.



    Решим второе неравенство.
    $x^2-8x+12≤0$.
    $(x-6)(x-2)≤0$.

    Решением неравенства будет промежуток.
    Нарисуем оба промежутка на одной прямой и найдем пересечение.
    Пересечение промежутков - отрезок (4; 6].
    Ответ: (4;6].

    Решить систему неравенств.
    а) $\begin{cases}3x+3>6\\2x^2+4x+4 б) $\begin{cases}3x+3>6\\2x^2+4x+4>0\end{cases}$.

    Решение.
    а) Первое неравенство имеет решение х>1.
    Найдем дискриминант для второго неравенства.
    $D=16-4 * 2 * 4=-16$. $D Вспомним правило, когда одно из неравенств не имеет решений, то вся система не имеет решений.
    Ответ: Нет решений.

    Б) Первое неравенство имеет решение х>1.
    Второе неравенство больше нуля при всех х. Тогда решение системы совпадает с решением первого неравенства.
    Ответ: х>1.

    Задачи на системы неравенств для самостоятельного решения

    Решите системы неравенств:
    а) $\begin{cases}4x-5>11\\2x-12 б) $\begin{cases}-3x+1>5\\3x-11 в) $\begin{cases}x^2-25 г) $\begin{cases}x^2-16x+55>0\\x^2-17x+60≥0 \end{cases}$
    д) $\begin{cases}x^2+36

    На этом уроке мы начнем изучение систем неравенств. Вначале будем рассматривать системы линейных неравенств. В начале урока рассмотрим, откуда и зачем возникают системы неравенств. Далее изучим, что значит решить систему, и вспомним объединение и пересечение множеств. В конце будем решать конкретные примеры на системы линейных неравенств.

    Тема : Рацион альные неравенства и их системы

    Урок: Основн ые понятия, решение систем линейных неравенств

    До сих пор мы решали отдельные неравенства и применяли к ним метод интервалов, это могли быть и линейные неравенства , и квадратные и рациональные. Теперь перейдем к решению систем неравенств - сначала линейных систем . Посмотрим на примере, откуда берется необходимость рассматривать системы неравенств.

    Найти область определения функции

    Найти область определения функции

    Функция существует, когда существуют оба квадратних корня, т.е.

    Как решать такую систему? Необходимо найти все x, удовлетворяющие и первому и второму неравенству.

    Изобразим на оси ox множество решений первого и второго неравенства.

    Промежуток пересечения двух лучей и есть наше решение.

    Такой метод изображения решения системы неравенств иногда называют методом крыш.

    Решением системы является пересечение двух множеств.

    Изобразим это графически. Имеем множество А произвольной природы и множество В произвольной природы, которые пересекаются.

    Определение: Пересечением двух множеств А и В называется такое третье множество, которое состоит из всех элементов, входящих и в А и в В.

    Рассмотрим на конкретных примерах решения линейных систем неравенств, как находить пересечения множеств решений отдельных неравенств, входящих в систему.

    Решить систему неравенств:

    Ответ: (7; 10].

    4. Решить систему

    Откуда может взяться второе неравенство системы? Например, из неравенства

    Графически обозначим решения каждого неравенства и найдем промежуток их пересечения.

    Таким образом, если мы имеем систему, в которой одно из неравенств удовлетворяет любому значению x, то его можно исключить.

    Ответ: система противоречива.

    Мы рассмотрели типовые опорные задачи, к которым сводится решение любой линейной системы неравенств.

    Рассмотрим следующую систему.

    7.

    Иногда линейная система задается двойным неравенством, рассмотрим такой случай.

    8.

    Мы рассмотрели системы линейных неравенств, поняли, откуда они появляются, рассмотрели типовые системы, к которым сводятся все линейные системы, и решили некоторые из них.

    1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. - М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.

    2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.

    3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.

    4. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. - М., 2011. - 287 с.

    5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.

    6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.

    1. Портал Естественных Наук ().

    2. Электронный учебно-методический комплекс для подготовки 10-11 классов к вступительным экзаменам по информатике, математике, русскому языку ().

    4. Центр образования «Технология обучения» ().

    5. Раздел College.ru по математике ().

    1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил. №№ 53; 54; 56; 57.

    Системой неравенств принято называть любую совокупность двух или более неравенств, содержащих неизвестную величину.

    Наглядно данную формулировку иллюстрируют, к примеру, такие системы неравенств :

    Решить систему неравенств - означает найти все значения неизвестной переменной, при которых реализуется каждое неравенство системы, либо обосновать, что таких не бывает.

    Значит, для каждого отдельного неравенства системы вычисляем неизвестную переменную. Далее из получившихся значений выбирает только те, которые верны и для первого и для второго неравенства. Следовательно, при подстановке выбранного значения оба неравенства системы становятся правильными.

    Разберем решение нескольких неравенств:

    Разместим одну под другой пару числовых прямых; на верхнею нанесем величину x , при которых первое неравенств о (x > 1) становиться верным, а на нижней—величину х , которые являются решением второго неравенства (х > 4).

    Сопоставив данные на числовых прямых , отметим, что решением для обоих неравенств будет х > 4. Ответ, х > 4.

    Пример 2.

    Вычисляя первое неравенство получаем -3х < -6, или x > 2, второе -х > -8, или х < 8. Затем делаем по аналогии с предыдущим примером. На верхнюю числовую прямую наносим все те значения х , при которых реализуется первое неравенство системы , а на нижнюю числовую прямую, все те значения х , при которых реализуется второе неравенство системы.

    Сопоставив данные, получаем, что оба неравенства будут реализовываться при всех значениях х , размещенных от 2 до 8. Множеств значений х обозначаем двойным неравенством 2 < х < 8.

    Пример 3. Найдем



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: