Социалистические преобразования. Начало социально-экономических преобразований советской республики

Первоочередной и центральной задачей победившей революции стало строительство пролетарской государственной власти. Новое государство коренным образом отличалось от всех других типов государств, служивших орудием насилия меньшинства народа над большинством, орудием гнета и эксплуатации. Социалистическое государство должно было выражать и охранять интересы громадного большинства народа, быть государством подлинной демократии, опирающимся на самые широкие массы трудящихся. Наряду с функцией подавления свергнутых эксплуататорских классов ему предстояло осуществлять важнейшие хозяйственно-организационные и культурно-воспитательные функции, стать основным орудием рабочего класса в борьбе за построение коммунизма. Такое государство нельзя было построить на базе старого, буржуазно-помещичьего государственного аппарата.

В первые же дни своего существования Советская власть приступила к слому старой государственной машины и к строительству органов государства диктатуры пролетариата. Враги Советской власти надеялись на то, что большевистская партия не сумеет править государством и в течение нескольких дней или недель потерпит крах. Во французском посольстве, по сообщениям парижской печати, были убеждены, что «большевики продержатся не более 8-10 дней». Бывшие министры Временного правительства, лидеры меньшевиков и эсеров, говорили в те дни, что если они все же продержались шесть месяцев, то большевики не продержатся и шести недель.

Опыт истории опроверг пророчества врагов социалистической революции. Советская власть сломала все основные рычаги буржуазно-помещичьей государственной машины, в том числе старую армию, полицию, суд и другие органы насилия, и создала новую, социалистическую государственную организацию.

Созданием центрального аппарата Советского государства и советским строительством в масштабе всей страны руководила большевистская партия. Здесь вновь, как и в ходе Октябрьской революции, с исключительной силой проявился организаторский гений В. И. Ленина, государственного деятеля нового типа.

Глубоко веря в то, что революционное творчество народа является неиссякаемым источником в строительстве новой жизни, В. И. Ленин говорил, что Советская власть опирается на самую чудесную в мире силу - на сознательность и творческую энергию рабочих и крестьян. Тысячи людей из народа пришли на работу в государственный аппарат, в том числе и на руководящие посты. Вместе с тем большевистская партия стремилась привлечь старых специалистов на службу Советской власти. Не все звенья аппарата старого государства подлежали ликвидации. В буржуазном государстве, кроме аппарата насилия, имеется еще, по определению Ленина, аппарат, «не вполне государственный»,- банки, почта, потребительские общества и т. п. «Этого аппарата,- писал В. И. Ленин,- разбивать нельзя и не надо. Его надо вырвать из подчинения капиталистам, от него надо отрезать, отсечь, отрубить капиталистов с их нитями влияния, его надо подчинить пролетарским Советам, его надо сделать более широким, более всеобъемлющим, более всенародным» (В. И. Ленин, Удержат ли большевики государственную власть? Соч., т. 26, стр. 81. ).

Весь сложный процесс слома старого и создания нового государственного аппарата в основном завершился в течение нескольких месяцев, в период триумфального шествия Советской власти. Большую роль в строительстве советских органов власти сыграл Петроградский военно-революционный комитет (ВРК). Он руководил обеспечением порядка в Петрограде и оказывал огромную помощь Советам на местах; постепенно его функции переходили к создававшимся органам советского государственного аппарата, и в декабре 1917 г. ВРК был ликвидирован.

Контрреволюционеры всемерно старались сорвать государственную деятельность Советской власти. В качестве одного из главных средств они в первое время использовали саботаж верхов чиновничества, организованный кадетами, меньшевиками и эсерами при прямой поддержке дипломатических миссий империалистических государств. Так, например, народный комиссар внутренних дел, приступая к работе, застал в бывшем министерстве лишь груду сваленных бумаг, запертые столы и шкафы без ключей.

Военно-революционный комитет призвал рабочие организации принять участие в создании государственного аппарата. Партийные ячейки выдвинули своих лучших представителей на руководящую государственную работу. Профессиональные союзы занялись выявлением желающих работать в советском аппарате.

На призывы большевистской партии, Советского правительства и профессиональных союзов откликнулись тысячи революционных рабочих, солдат и матросов.

С помощью рабочих Путиловского завода и заводов Выборгской стороны начала налаживаться деятельность Народного комиссариата внутренних дел. Организацию аппарата Народного комиссариата торговли и промышленности взяли на себя студенты-большевики Горного института и рабочие водного транспорта. В Народный комиссариат иностранных дел пришли передовые рабочие завода «Сименс и Шук-керт», революционные моряки Балтики. Они составили первые кадры сотрудников этого Наркомата. Убедившись в безнадежности замыслов организаторов саботажа, бывшие служащие министерства иностранных дел поспешили подать заявления о возвращении на службу. В январе 1918 г. в аппарате Наркоминдела работало до двухсот сотрудников. Помимо выполнения текущей работы они успели за короткий срок опубликовать семь сборников тайных документов, более ста договоров и много других дипломатических материалов, в которых разоблачалась захватническая политика империалистических правительств.

В числе первых органов государственного управления образовался Народный комиссариат по делам национальностей. Его задачей являлось претворение в жизнь ленинской национальной политики. Этот Наркомат, возглавленный И. В. Сталиным, провел большую работу по национально-государственному строительству Советского социалистического государства, основанного на добровольном, братском содружестве народов.

28 октября (10 ноября) 1917 г. Советское правительство издало декрет о формировании рабочей милиции. Она создавалась Советами рабочих и крестьянских депутатов и находилась исключительно в их ведении.

Важное значение имело постановление Совета Народных Комиссаров от 7 (20) декабря 1917 г. об образовании особого органа государственной безопасности - Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) во главе с Ф. Э. Дзержинским. ВЧК раскрывала и пресекала антисоветские заговоры внутренней и внешней контрреволюции, карала саботажников, спекулянтов и других врагов революции.

Декрет о суде от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. упразднил старые судебные органы и отменил действие всех прежних законов, противоречивших целям и задачам Советской власти. Вместо старой судебной системы учреждались рабоче-крестьянские трибуналы и местные народные суды, избираемые Советами. Они были призваны подавлять сопротивление свергнутых эксплуататорских классов и защищать интересы трудящихся, воспитывать народные массы в духе социализма.

Декретом от 10 (23) ноября 1917 г. были уничтожены сословия, сословные привилегии и ограничения, гражданские чины, титулы и звания. Все граждане, независимо от их имущественного состояния, происхождения, пола и национальной принадлежности, объявлялись равноправными гражданами Советской республики. Устанавливалось равноправие женщин с мужчинами.

Декрет от 20 января (2 февраля) 1918 г. узаконил отделение церкви от государства и школы от церкви, установил полную свободу совести, ликвидировал привилегии церкви и отменил государственные субсидии ей. Этот декрет и его проведение в жизнь имели огромное значение для развития народного образования, обучения и воспитания подрастающего поколения в духе атеизма и научного социализма.

Судьба социалистической революции во многом зависела от успешного решения вопроса о ликвидации старой армии и строительстве новой, способной с оружием в руках защищать завоевания Октября. Война с Германией и ее союзниками не позволяла сразу распустить старую армию, поэтому Советское правительство на первых порах ограничилось принятием решительных мер к ее демократизации: армия и флот были подчинены Совету Народных Комиссаров, образован Комиссариат по военным и морским делам, изданы декреты об уравнении всех военнослужащих в правах, а также о выборности командного состава и предоставлении всей полноты власти в воинских частях солдатским комитетам и Советам.

Старая армия фактически разваливалась. Измученные империалистической войной солдаты покидали фронт и уходили домой. 10 (23) ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет о сокращении численности армии. Главной задачей становилось формирование новой, рабоче-крестьянской регулярной армии. Отряды Красной гвардии и ставшие на защиту Октябрьской революции воинские части старой армии не могли полностью обеспечить оборону Советского государства от внешних врагов и внутренней контрреволюции. Нужна была мощная армия рабочих и крестьян, стоящая на страже их интересов, армия диктатуры пролетариата. 15 (28) января 1918 г. Советское правительство приняло декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Она формировалась на добровольческих началах. «В Красную Армию поступает,- говорилось в декрете,- каждый, кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний Октябрьской революции, власти Советов и социализма». Желающие вступить в Красную Армию должны были представить рекомендацию партийных, советских или других организаций, стоящих на платформе Советской власти. Коллективный переход частей старой армии и флота в Красную Армию допускался при условии круговой поруки и поименного голосования. В ряды Красной Армии отбирались наиболее сознательные и преданные делу революции представители трудящихся. 29 января (И февраля) 1918 г. был издан декрет об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота, который строился на тех же принципах, что и Красная Армия.

Важнейшим конституционным актом периода становления Советского государства была разработанная В. И. Лениным и принятая ВЦИК 3 (16) января 1918 г. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Она провозглашала Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и определяла главные задачи Советской власти: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, построение социализма. Российская республика объявлялась советской социалистической федерацией, построенной на принципах равноправия и дружбы народов.

Строительство местных органов Советской власти происходило, как и в центре, при активнейшем участии широких масс рабочих и всех трудящихся.

5 (18) ноября 1917 г. В. И. Ленин обратился к населению страны с призывом: «Товарищи-трудящиеся! Помните, что вы сами теперь управляете государством. Никто вам не поможет, если вы сами не объединитесь и не возьмете все дела государства в свои руки. Ваши Советы - отныне органы государственной власти, полномочные, решающие органы.

Сплотитесь вокруг своих Советов. Укрепите их. Беритесь сами за дело снизу, никого не дожидаясь» (В. И. Ленин, К населению, Соч., т. 26, стр. 266. ).

В большой мере способствовал укреплению местных Советов декрет ВЦИК от 21 ноября (4 декабря) 1917 г. о праве отзыва делегатов, позволявший очистить Советы от проникших туда враждебных элементов.

Крупное значение имело объединение Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Избранный II съездом Советов Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) включал в себя представителей Советов рабочих и солдатских депутатов и только часть представителей от Советов крестьянских депутатов; большинство же последних объединял созданный в мае 1917 г. Всероссийский Исполнительный Комитет Советов крестьянских депутатов, которым руководили правые эсеры, потерявшие теперь всякое доверие трудового крестьянства. В ноябре 1917 г. в Петрограде собрался Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов; на нем большинство принадлежало левым эсерам. На совместном заседании с ВЦИК 15 (28) ноября этот съезд одобрил декреты о мире и о земле. Он избрал Временный исполнительный комитет Советов крестьянских депутатов, который вошел в состав ВЦИК, что и означало фактическое объединение рабочих, солдатских и крестьянских Советов во всероссийском масштабе.

В то же время вновь возник вопрос о правительственном блоке между большевиками и левыми эсерами. Под воздействием революционных настроений крестьянства левые эсеры заявили о признании ими завоеваний Октябрьской революции, после чего их представители были включены в состав Советского правительства. Это еще раз подтвердило готовность большевистской партии сотрудничать со всеми партиями, которые стоят на позициях Советской власти и признают декреты II съезда Советов.

Первые социалистические преобразования в экономике

Рабочий класс с первых дней существования Советской власти приступил к построению экономических основ нового общества. В этом вопросе, как и во всей своей деятельности, большевистская партия неуклонно руководствовалась марксистско-ленинским учением о строительстве социализма и коммунизма. Коренная задача состояла в том, чтобы старые, эксплуататорские производственные отношения заменить новыми, присущими социалистическому строю.

Первостепенное значение имел вопрос о банках. Руководствуясь ленинскими положениями о роли банков в системе общественного производства и учитывая уроки истории, в частности ошибку Парижской коммуны, оставившей банки в руках буржуазии, Советская власть сразу же стала на путь национализации банков.

26 октября (8 ноября) 1917 г. в распоряжение социалистического государства перешел Государственный банк. 14 (27) декабря 1917 г. ВЦИК издал декрет о национализации частных банков (непосредственным толчком к нему послужило саботирование владельцами частных банков закона о рабочем контроле). Согласно этому декрету все частные акционерные банки и банковские конторы объединялись с Государственным банком. Интересы вкладчиков из числа трудящихся Советская власть брала под свою защиту.

Национализация банков лишила буржуазию мощного финансово-экономического рычага. Вскоре была проведена также национализация транспорта, внешней торговли, аннулированы внешние и внутренние займы, заключенные царским и Временным правительствами. Тем самым Советская власть освободила Россию от финансовой кабалы, укрепила независимость страны.

Принятое 14 (27) ноября 1917 г. положение о рабочем контроле над производством и распределением способствовало успеху борьбы за обобществление средств производства, а также обучению трудящихся методам управления народным хозяйством. Проект положения о рабочем контроле был написан В. И. Лениным, а затем обсужден и дополнен Центральным советом фабрично-заводских комитетов и коллегией Народного комиссариата труда.

Система рабочего контроля предусматривала образование Центрального Всероссийского Совета рабочего контроля и местных советов рабочего контроля из представителей фабзавкомов, профсоюзов, рабочих кооперативов. Эти органы получили право не только контролировать действия капиталистов, но и участвовать в управлении производством, его планировании, составлении отчетности и т. д.

В ноябре-декабре 1917 г. рабочий контроль был введен на большинстве крупных и средних предприятий в Петрограде, Москве и других промышленных центрах страны. Осуществляя контроль, рабочие учились управлять производством, подготовляли необходимые условия для национализации промышленности.

Закон о рабочем контроле встретил ожесточенное сопротивление буржуазии. Союзы заводчиков и фабрикантов, контрреволюционно настроенная часть технической интеллигенции, меньшевики, эсеры призывали препятствовать проведению этого закона в жизнь, закрывать предприятия, на которых устанавливался рабочий контроль, или же бойкотировать их. Многие фабрики и заводы были закрыты в Петрограде, в Московском промышленном районе, на Урале, в Донбассе. Саботаж буржуазии ускорил принятие Советской властью мер по национализации отдельных предприятий, а затем всей промышленности.

Еще в начале существования Советской власти перешли в руки социалистического государства все так называемые казенные предприятия, в том числе Ижорский, Обуховский, Балтийский и другие крупные заводы. 17 (30) ноября 1917 г. было принято первое постановление о переходе частных фабрик в собственность государства; оно предусматривало национализацию фабрики товарищества «Ликинская мануфактура» в районе Орехово-Зуева, намеченную к закрытию ее владельцами.

Затем последовала национализация Цутиловских заводов в Петрограде, ряда других крупных фабрик и заводов в Петрограде и Москве, предприятий акционерных обществ Богословского и Кыштымского горных округов Урала, крупных шахт Донбасса. Всего за первое полугодие 1918 г. было национализировано свыше 500 предприятий, причем больше половины - в порядке проявления революционной инициативы местных органов власти и рабочих коллективов. По декрету от 28 июня 1918 г. стала осуществляться национализация всей крупной промышленности. К сентябрю в руки Советского государства перешло уже более трех тысяч предприятий.

Национализация промышленных предприятий положила начало образованию социалистического сектора в промышленности, построению основ социалистической экономики. На национализированных предприятиях создавались государственные заводоуправления из рабочих с участием специалистов.

Для руководства всем народным хозяйством страны был учрежден согласно декрету от 2 (15) декабря 1917 г. Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). Вскоре началась организация советов народного хозяйства (совнархозов) на местах. Большую роль в управлении национализированной промышленностью сыграли тогда совнархозы Северного района (Петроград), Центрально-промышленной области (Москва), Урала (Екатеринбург), Донецко-Криворожского бассейна (Харьков) и другие. В мае 1918 г. I Всероссийский съезд совнархозов обобщил достигнутый опыт и наметил практические меры по управлению социалистическим хозяйством.

Социалистические мероприятия в сельском хозяйстве проводились более медленными темпами, чем в промышленности. В стране насчитывалось 15-16 млн. мелких и средних крестьянских хозяйств. Крестьян нужно было еще убедить в том, что и в сельском хозяйстве нет иного пути к лучшей жизни, кроме социалистического.

Основой аграрной политики Советского правительства являлся Декрет о земле, отменивший частную собственность на землю. Национализация земли послужила базой дальнейших аграрных преобразований. Принятые в развитие Декрета о земле законы определяли порядок проведения конфискации и распределения помещичьих земель среди крестьян. В большинстве случаев земля распределялась по количеству членов семьи с дополнительными наделами для малоземельных и безземельных крестьян. Живой и мертвый инвентарь конфискованных имений поступал в распоряжение земельных отделов волостных Советов, которые передавали его коллективным хозяйствам или общественным прокатным пунктам. Предусматривались льготы для коллективных хозяйств, а также создание в ряде конфискованных помещичьих имений социалистических советских хозяйств (совхозов).

Помещики лишились всех средств производства и были выселены из своих имений. По отношению к кулакам Советская власть тогда проводила политику частичной экспроприации и ограничений. У кулачества отбирались излишки земли, хлеба, семян, часть живого и мертвого инвентаря.

В этот период возникли первые совхозы, прокатные пункты сельскохозяйственного инвентаря и крестьянские коллективные хозяйства (колхозы). Постепенное кооперирование крестьянства началось, таким образом, уже с Октябрьской революции, ибо она создала «земельный строй, наиболее гибкий в смысле перехода к социализму» (В. И. Ленин, Пролетарская революция и ренегат Каутский, Соч., т. 28, стр. 290. ).

Становление Советского государства происходило в обстановке дальнейшего сплочения трудящихся вокруг Советской власти. Народ на своем опыте убеждался в преимуществах советской системы над всякой, даже самой демократической, буржуазной парламентской республикой. Банкротство буржуазного парламентаризма в России ярко обнаружилось в связи с вопросом об Учредительном собрании.

Подготовка к выборам в Учредительное собрание началась при Временном правительстве. После Октябрьской революции кадеты, эсеры, меньшевики, все контрреволюционеры надеялись с помощью этого собрания свергнуть Советскую власть. Зная о замыслах контрреволюции, Советское правительство все же пошло на его созыв в установленный ранее срок. Оно исходило из того, что народ должен сам, на собственном опыте убедиться в несовместимости Учредительного собрания с Советской властью.

Выборы проводились по спискам кандидатов, составленным при Временном правительстве; в тот период соглашательские партии еще не были политически изолированы, в деревне не развернулась борьба против кулачества, значительная часть крестьянства еще верила эсерам, а левые эсеры не оформились в самостоятельную партию. Это обстоятельство, а также сложная выборная система, в которой многие избиратели не смогли разобраться, порочность составленных старыми властями списков избирателей, нередко и прямые фальсификации результатов выборов со стороны свергнутых революцией партий (особенно в тех местностях, где к моменту выборов не утвердилась Советская власть) привели к тому, что итоги выборов не соответствовали коренным изменениям в соотношении сил, происшедшим в октябре - ноябре 1917 г. В Учредительном собрании образовалось антисоветское большинство. Контрреволюционность Учредительного собрания выявилась на первом же заседании, состоявшемся 5 (18) января 1918 г., когда его антисоветское большинство отказалось от обсуждения Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Существование такого Учредительного собрания противоречило целям и задачам социалистической революции. Декретом ВЦИК от 6 (19) января 1918 г. Учредительное собрание было распущено. Трудящиеся массы страны одобрили этот акт Советской власти.

Подлинным выразителем воли рабочих и крестьян явился III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся в Петрограде 10(23) января 1918 г. В нем приняли участие делегаты 370 Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, 116 солдатских комитетов (армейских, корпусных, дивизионных и других). В ходе работы съезда к нему присоединились депутаты III Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов, на котором были представлены 340 губернских, уездных и других Советов, 129 солдатских комитетов и некоторые другие организации. III съезд Советов заслушал и одобрил доклад В. И. Ленина о деятельности Советского правительства и доклад председателя ВЦИК Я. М. Свердлова. На съезде была утверждена ленинская Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ставшая основой первой Советской конституции.

С докладом о национально-государственном строительстве и принципах федеративного устройства Республики Советов выступил народный комиссар по делам национальностей И. В. Сталин. Исходя из ленинского положения о том, что «Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик» (В. И. Ленин, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Соч., т. 26, стр. 385. ), съезд принял резолюцию о федеральных учреждениях Российской Республики.

Закрывая III съезд Советов, В. И. Ленин говорил: «Этот съезд, закрепивший организацию новой государственной власти, созданной Октябрьской революцией, наметил вехи грядущего социалистического строительства для всего мира, для трудящихся всех стран... Теперь мы, на расчищенном от исторического хлама пути, будем строить мощное, светлое здание социалистического общества, создается новый, невиданный в истории, тип государственной власти, волей революции призванной очистить землю от всякой эксплуатации, насилия и рабства» (В. И. Ленин, Третий Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 10-18 (23-31) января 1918 г. Заключительное слово перед закрытием съезда 18 (31) января, Соч., т. 26, стр. 434, 435. ).

1. Слом временного буржуазного государственного аппарата. Становление большевистской государственности
Основная работа по строительству социалистического аппарата государственного управления началась незамедлительно после победы вооруженного восстания в Петрограде, Москве и других крупных промышленных центрах.
В течение нескольких месяцев - с 25 октября 1917 г. до середины февраля 1918 г. - советская власть установилась почти на всей территории России. В результате октябрьского переворота советы из органов оппозиции превратились в органы новой формирующейся власти. Необходима была сильная централизованная власть и такую власть предложила партия большевиков.
В короткий срок были упразднены старые центральные органы власти: Сенат, Государственная канцелярия, Синод, министерства, судебная система и карательные учреждения.
Одновременно с ликвидацией старой государственной машины шло строительство нового советского аппарата в центре и на местах. Для советского государственного строительства было характерно абсолютное недопущение разрывов непрерывности в наличии власти.
Высшим органом государственной власти являлся Всероссийский съезд Советов, а между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК руководил деятельностью советов на местах.
26 октября (8 ноября) 1917 года II Всероссийский съезд Советов принял декрет «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», сформировав, таким образом, первое в мире рабоче-крестьянское правительство, председателем которого был избран В. И. Ленин.
По декрету СНК от 22 ноября 1917 г. была создана система новых судебных учреждений. В качестве основной судебной инстанции был учреждён институт местных судей, избираемых Советами. Дела о контрреволюционной деятельности, мародёрстве, хищениях, саботаже и т.д. рассматривали революционные трибуналы, избираемые губернскими или городскими Советами.
По постановлению Наркома внутренних дел от 28 октября 1917 года была создана рабоче-крестьянская милиция, а 7 декабря 1917 года для борьбы с контрреволюцией была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК). 15 января 1918 года Советское правительство приняло декрет о создании рабоче-крестьянской Красной Армии.
На периферии были ликвидированы должности губернских и уездных комиссаров Временного правительства. Развернулось создание Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в деревнях и волостях. Городские и земские учреждения были упразднены. Их функции перешли к Советам.
5 января 1918 г. было открыто учредительное собрание. Ему было предложено утвердить резолюции 2-го съезда советов, т.е. признать законным Октябрьский переворот, декреты о мире и земле, совет народных комиссаров и «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Но учредительное собрание большинством голосов не утвердило предложение большевиков. И 6 января оно было распущено.
10-12 января 1918г. состоялся 3-й Всероссийский съезд Советов, который принял решение «О федеральных учреждениях Российской Республики», первый пункт, которого гласил: «Российская Социалистическая Советская Республика учреждается на основе добровольного союза народов России, как федерация советских республик этих народов».
Так была образована Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.
К февралю 1918 г. процесс первоначального укрепления Советов был в основном закончен, что позволило в законодательном порядке оформить переход к ликвидации старых буржуазных органов управле-ния на местах.
2. Формирование и развитие советской правовой системы
Советская правовая система начала формироваться с первого дня создания советского государства. Акты правительства по предложению Ленина было решено называть Декретами - по примеру парижской Коммуны. Первыми правовыми актами были Декрет о мире и Декрет о земле, принятые на 2-м Съезде Советов.
10 ноября 1917г. ВЦИК принял декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Прежние сословные звания: дворяне, купцы, мещане и другие были упразднены и установлено одно общее для всего населения наименование - гражданин Российской Советской Республики.
Первым важнейшим законодательным актом Советского правительства по национальному вопросу была «Декларация прав народов России», опубликованная 2 ноября 1917 года, которая провозгласила основные принципы национальной политики Советской власти.
3 января 1918 года ВЦИК принял «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», написанную Лениным, в которой были записаны уже принятые важнейшие законы Советского государства: о власти Советов, земле, мире, рабочем контроле, национализации банков, аннулировании царских займов и т. д.
Декларация утверждала внутреннюю и внешнюю политику Советского государства, провозглашала основную задачу революции - уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества.
Декретом от 20 января 1918 года были отделены церковь от государства и школа от церкви. Религия и церковь были объявлены частным делом граждан.
10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов была принята первая Советская Конституция.
«Декларация прав трудящегося и эксплуатируемoгo нapoдa» была цeликoм включeна в пepвый paздeл Koнcтитyции. Bтopoй paздeл ycтaнaвливaл oбщиe пoлoжeния Koнcтитyции: зaкoнoдaтeльноe зaкpeплeниe диктатypы пpoлeтaриaта в виде Сoвeтcкoй влacти, yничтoжeния экcплyaтaции чeлoвeкa чeлoвeкoм и пocтpoeния coциaлизмa; наличие всей влacти в cтpaне в pyкax Coвeтoв; фeдepaтивнoe ycтpoйcтвo pecпyблики как cвoбoднoгo coюзa вcex нaциoнaльнocтeй cтpaны.
Конcтитyция пoдтвepдилa пpoвoзглaшeннoe дeкpeтaми Coвeтcкoй влacти paвнопpавие нациoнaльнocтeй и pac. Для тpyдящиxcя были провозглашены дeмoкpaтичecкиe cвoбoды: coвecти, cлoва, coбpaний, coюзoв и зaкoнoдaтeльнo зaкpeплeны условия для иx дeйствитeльного ocyщecтвлeния. Koнcтитyция пpизнaлa oбязaннocтью вcex гpaждaн pecпyблики зaщищaть coциaлиcтичecкoе отeчecтвo и ycтaнoвилa вceобщyю воинскую пoвиннocть. Однако пpaвo зaщищaть Coвeтcкyю cтpaнy c opyжиeм в pyкax пpeдocтaвлядpcь тoлькo тpyдящимcя.
Koнcтитyция oпpeдeлила cлoжившyюcя к этому вpeмeни cтpyктypy opгaнoв Coветской влacти. Bыcшим opгaнoм гocyдapcтвeннoй влacти PCФCP являлся Bcepoccийcкий cъeзд Cовeтoв paбoчиx, кpecтьянcкиx, кpacнoapмeйcкиx и кaзaчьиx дeпyтaтoв, a в пepиoд мeждy cъeздaми -- Bcepoccийcкий Цeнтpaльный Иcпoлнитeльный Koмитeт (BЦИK), избиpaвшийcя cъeздoм и oтвeтcтвeнный пepeд ним.
BЦИK coздaвaл пpaвитeльcтвo PCФCP -- Coвeт Hapoдныx Koмиccapoв.
В областях, губерниях, уездax и вoлocтяx высшими opгaнами влacти являлись cooтвeтcтвyющиe cъeзды Coвeтoв, a мeждy cъeздaми -- выбиpaвшиecя на cъeздax иcпoлнитeльныe кoмитeты. Bыбopы на cъeзды Coвeтoв были мнoгоcтупeнчатыe. Hизoвыми opгaнaми влacти являлись ceльcкиe и гoродcкиe Coвeты, избиpaвшиecя нeпocpeдcтвeннo избиpaтeлями, и иx испoлитeльныe кoмитeты.
Уже к концу 1917 г. насчитывалось 30 исполкомов губернских Советов, 121 городской исполком, 286 уездных, 6088 волостных исполкомов. Вместе с район-ными и областными Советами на местах было образовано 7550 органов управления, в которых работало свыше 100 тыс. трудящихся.
3. Преобразования в области экономики
Захват пролетариатом власти и использование ее в качестве ры-чага для построения новой системы хозяйства опре-делили принципиально иную роль государства в преобразовании экономики общества. Советское государство осуществляет всеохватывающее руковод-ство народным хозяйством, делая это посредством гибкого и развет-вленного аппарата хозяйственного управления. В этой области Совет-ское государство действовало в двух главных направлениях. С одной стороны, оно осуществляло строительство новых органов хозяйствен-ного управления, с другой -- применяло необходимые меры с целью сосредоточения в своих руках командных высот путем экспроприации частнокапиталистического хозяйства.
В хозяйственной области вопрос о сломе старого аппарата управ-ления решался несколько иначе, чем в политической. Социалистическая революция не ставила целью полностью отвергнуть все без исключения элементы старой надстройки. Революция предполагает преемственность некоторых учреждений старой надстройки, могущих быть использованными в интересах трудящихся. Сюда относится, например, учетно-контрольный аппарат буржуазного государства. В. И. Ленин подчеркивал важность дифференцированного подхода к вопросу о судьбе различных частей буржуазного государственного аппарата.
Решительно выступая за слом военно-бюрократического, судейского, чиновничьего аппарата, В. И. Ленин вместе с тем предупреждал о нецелесообразности слома, например, хозяйственного аппарата буржуазии. Он указывал, что этот аппарат надо приспособить к нуждам пролетариата, т. е. вырвать из подчинения капиталистам, отсечь от него капиталистов с их нитями влияния, подчинить пролетарским Советам, сделать более широким, более всеобъемлющим, более всенародным.
Первый этап социалистического строительства начался с момента установления советской власти и продолжался до весны 1918г.
Первым шагом по пути национализации промышленности пред-шествовало установление рабочего контроля над производством, кото-рый был введен 14 (27) ноября по предложению и проекту В. И. Ленина. Осуществляя рабочий контроль над производством, про-летариат не только охранял промышленность от разрушения, но на практике постигал сложное искусство управления хозяйством. На базе рабочего контроля в декабре 1917 г. был образован специальный орган хозяйственного управления -- Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ).
Использование планирования как одного из основных принципов советского государственного управления стало возможным сразу же после обобществления средств производства. Зачатки планово-регулирующего воздействия имели место уже в деятельности ВСНХ и других государственных органов. В этот период планирование осуществлялось главным образом по отдельным отраслям, представлявшим наиболь-шую важность.
14 декабря 1917 г. были национализированы все частные банки и слиты с Государственным банком в единый Народный банк. С нацио-нализацией банков в руки Советского государства перешли мно-гие акционерные предприятия, принадлежащие частным бан-кам.
Наряду с национализацией промышленных предприятий проис-ходила национализация транспорта. До революции 75% железных дорог принадлежало государству, поэтому с установлением Совет-ской власти они стали собственностью Советского государства. 23 января 1918г. Советское государство национализировало реч-ной и морской торговый флот страны.
22 апреля 1918 г. была установлена государственная монопо-лия внешней торговли, являющаяся могучим фактором обеспечения экономической независимости страны и источником накопле-ний для строительства социалистического хозяйства.
Все эти мероприятия подорвали капиталистическую систе-му хозяйства. В экономике страны сложился социалистический уклад.
Заключение
Первые преобразования советской власти после октябрьской революции 1917 г. состояли в сломе старого буржуазного государственного аппарата и строительство нового советского аппарата в центре и на местах, ликвидации остатков феодализма, сословности и национального угнетения, создании социалистического уклада в экономике.
В результате этой работы к февралю 1918г. было создано и упрочено Советское государство - государство нового, социалистического типа. Началась переходная эпоха от капитализма к социализму.
Первый этап социалистического строительства начался с момента установ-ления Советской власти и продолжался до весны 1918 г. Это был по преимуществу период экспроприации экспроприаторов.
Были национализированы промышленность, транспорт, установлена государственная монопо-лия внешней торговли.
С первых дней своей деятельности Советское правительство проявляло заботу о повышении материального и культурного уровня жизни рабочего класса и всех трудящихся.
Декрет Совнаркома от 29 октября 1917 г., ввел восьми-часовой рабочий день, а для лиц, не достигших 18 лет, -- шестича-совой.
28 октября 1917 г. был объявлен «жилищный мораторий» -- семьи военнослужащих и низкооплачиваемых трудящихся освобождались на время войны от квартирной платы. Запрещалось повышать квартирную плату в частных домовладениях.
Для учёта безработных, направления их на работу, организации помощи им при профсоюзах создавались биржи труда.
Большое внимание уделялось сохранению здоровья трудящихся. В июле 1918 г. создается специальный Народный Комиссариат здравоохранения. При местных Советах открывались врачебно-санитарные отделы.

В стране царила полностью подорванная экономика. Период с октября 1917 по весну 1918гг Ленин назвал «красногвардейской атакой на капитализм». Согласно концепции большевиков, для этой атаки был необходим, прежде всего, учет и контроль над производством и распределением. Это достигалось за счет введения рабочего контроля, национальных банков, торгового флота, внешней торговли, промышленных предприятий. Для руководства всем национальным хозяйством создается ВСНХ декретом от 2 декабря 1917г .

Провозглашена продовольственная диктатура . Существовала проблема снабжения городов продовольствием, и у большевиков было несколько вариантов решения этой проблемы:

1. Восстановить рынок в условиях разваливающейся экономики.

2. Использовать принудительные меры.

13 мая 1918г наркому продовольствия были даны чрезвычайные полномочия. Для организации снабжения городов продуктами питания созданы комбеды – они изымали излишки продовольствия у зажиточных крестьян. Но при этом часть изъятых продуктов остается в руках самих комбедов, что не помогает решить проблему.

Также происходит уравнение прав женщин у мужчин, отменяются старые чины, титулы и награды, признается гражданский брак и процедуры развода.

23 января 1918г вышел закон по которому церковь отделялась от государствава и школа отделялась от церкви. Церковь больше не являлась юридическим лицом, т.е. не имела права владеть собственностью, вести обучение в частных и государственных школа.

Большевики объявили священнослужителей – врагам народа.

Признана свобода совести.

Параллельно с советом рабочих и солдатских депутатов существовал Совет крестьянских депутатов , в котором ведущую роль занимают эсеры.

В ноябре 1917 года в Петрограде созывается чрезвычайный съезд крестьянских депутатов и принимается решение об объединении с рабочими депутатами. Основные положения декларации :

1. Устанавливается национализация земли и уравнительный принцип ее разделения.

2. Национализация банков и аннулирование долгов царского правительства.

3. Введение всеобщей трудовой повинности.

Признается независимость Финляндии и самоопределение Армении.

На съезде принимается постановление о федеральных учреждениях российской республики. Высшим органом становился съезд советов, а между его созывами - ВЦИК – законодательная власть.

СНК обладал исполнительной властью. Россия провозглашалась республикой советов, а по отношению государственного устройства – федерация РСФСР.

5 января 1918 г. было открыто Учредительное собрание . Ему было предложено утвердить резолюции 2-го съезда советов, т.е. признать законным Октябрьский переворот, декреты о мире и земле, совет народных комиссаров и «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Но Учредительное собрание большинством голосов не утвердило предложение большевиков. И 6 января оно было распущено.

Первые преобразования советской власти после октябрьской революции 1917 г. состояли в сломе старого буржуазного государственного аппарата и строительство нового советского аппарата в центре и на местах, ликвидации остатков феодализма, сословности и национального угнетения, создании социалистического уклада в экономике.

В результате этой работы к февралю 1918г. было создано и упрочено Советское государство - государство нового, социалистического типа. Началась переходная эпоха от капитализма к социализму.

После прихода к власти первоочередными задачами большевиков стали ликвидация существующих общественных структур, оформление пролетарской государственности, утверждение собственной власти. Большевики, придя к власти, создали принципиально новую политическую систему. Они ликвидировали все старые государственные учреждения (Государственный совет, министерства, местные органы самоуправления - городские думы и земства). Были отвергнуты прежняя система судопроизводства, принципы формирования и функционирования армии. Деятельность новой власти разворачивалась в неспокойное время. В декабре 17 г. большевики создали коалицию с левыми эсерами - эсеры согласились проводить советскую политику, получили места в правительстве. Это первая и единственная правительственная коалиция сыграла огромную роль в укреплении Советской власти и позиций большевиков - без союза с левыми эсерами было трудно утвердиться в крестьянской России. В январе 1918 г был созван 3 Всероссийский съезд Советов, как заменитель Учредительного собрания. Этот съезд одобрил разгон Учредительного собрания. Для защиты революционных завоеваний осенью 1918 г декретами СНК были созданы рабоче-крестьянская милиция, уголовный розыск, образованы суды и революционные трибуналы, создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией (ВЧК). В январе была создана Рабоче-крестьянская армия. Была ограничена роль Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК). Реальная политическая власть принадлежала Президиуму ВЦИК и Совету народных комиссаров (СНК), который присвоил себе не только исполнительную, но и законодательную власть. Его декреты подлежали немедленному исполнению. V съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР. Она включала "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа" и провозглашала пролетарский характер Советского государства. Конституция закрепила систему центральных и местных органов советской власти. Она декларировала введение политических свобод (слова, печати, собраний, митингов и шествий). В феврале ВЦИК принял "Основной закон о социализации земли", по которому весной 1918 г началась реализация Декрета о земле. Крестьяне должны были безвозмездно получить землю. Устанавливалось бесплатное образование и медицинское обслуживание. Был принят закон о 8-часовом рабочем дне и Кодекс законов о труде, запрещавший эксплуатацию детского труда, гарантировавший систему охраны труда женщин и подростков, выплату пособий по безработице и болезни. Церковь была отделена от государства и от системы образования. Большая часть церковного имущества была конфискована.

Внутренняя политика Советского правительства летом 1918 - в начале 1921 г. получила название "военный коммунизм". Политика "военного коммунизма" включала комплекс мероприятий, затронувший экономическую и социально-политическую сферу. Политика "военного коммунизма" привела к уничтожению товарно-денежных отношении. Ограничивалась продажа продовольствия и промышленных товаров, они распределялись государством в виде натуральной заработной платы. Независимость потеряли профсоюзы, поставленные под партийный и государственный контроль. Они перестали быть защитниками интересов рабочих.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: