Тайна египетских пирамид. Строительство Великой пирамиды

Начало Древнего царства принято считать со времени династии, в период царствования которой имел место стремительный подъём каменного строительства. Начинается этот подъём с возведения ступенчатой пирамиды царя Джесера, высота которой достигала 60 м, и строительства окружавших её поминальных сооружений (у нынешнего селения Саккары, к югу от Каира). В этих каменных громадах, с которыми даже отдалённо не могли сравниться сооружения предшествующей династии, запечатлелся рост могущества фараонов, явившийся в значительной мере результатом полного объединения страны. И долгие тысячелетия спустя предание отчётливо хранило память о времени Джесера.

После Джесера история III династии неожиданно погружается для нас в густой мрак. Если и можно приписать ту или иную законченную или незаконченную пирамиду отдельным властителям, то самое число и последовательность их царствований остаются неясными.

Внезапно мрак рассеивается с началом IV династии. От первого же её царя Снефру остались две громадные пирамиды, в 100 м и 99 м вышиной (подле нынешней деревни Дахшур, к югу от Саккары).

Внутреннему упрочению фараоновского государства сопутствовало расширение его захватнической деятельности. Мы знаем о большом походе Снефру в Эфиопию, сопровождавшемся уводом 7 тыс. пленных и 200 тыс. голов скота, о пленении 1 100 ливийцев и захвате их скота, о привозе по морю финикийского леса. Ко времени правления Снефру восходят и древнейшие из известных нам обстоятельных летописных записей по годам.

При сыне Снефру-Хеопсе (егип. Хуфу) фараоновская власть, видимо, достигла наибольшего для периода Древнего царства могущества. Пирамида Хеопса, находящаяся подле нынешнего селения Гизэ, около Каира, была величайшей. Её вышина была 1461/2 м, ширина каждой стороны - свыше 230 м, площадь основания - более 52 900 кв. м. На сооружение пирамиды пошло примерно 2300 тыс. гранёных глыб весом около 21/2 т каждая.

При всём том работа строителей была самого высокого качества. Громадные глыбы были обтёсаны, отшлифованы и пригнаны друг к другу с чрезвычайной точностью. И если мы дивимся тому, как сочетанием пустот, ступенчатых сводов, седлообразных перекрытий распределялось чудовищное давление на внутренние помещения, как в прорезях проходов двигались огромные спускавшиеся плиты-заслоны, то еще удивительнее., как зодчие могли изменить мемстоположение и склепа и проходов в уже готовой кладке пирамиды.

Несколько десятилетий царская власть находилась на высоте своего могущества. То, что осталось от незаконченной пирамиды преемника Хеопса - Джедефра (к северу от Гизэ, около селения Абу-Роаш), свидетельствует, что и она была затеяна в духе пирамиды Хеопса.

При втором преемнике Хеопса, его сыне Хефрене (егип. Хафра), была воздвигнута пирамида рядом с пирамидой его отца. Эта пирамида была только на 3 м ниже хеопсовой, а по великолепию облицовки превосходила её.

К пирамидам от того места, куда доходили воды Нила во время разлива, вели крытые каменные ходы, заканчивавшиеся у подножий пирамид храмами, сделанными тоже из камня. К пирамидам примыкало необозримое кладбище царских приближённых, подлинный город мёртвых, где каменные громады гробниц теснились вдоль улиц, равномерно пересекавшихся под прямым углом.

Из кирпичных сооружений, самое большее, с каменной каморкой внутри, какими гробницы вельмож были ещё при воцарении IV династии, они при Хеопсе, строителе величайшей пирамиды, превратились в могучие каменные сооружения; пусть они терялись перед пирамидой, в тени которой были расположены,- в совокупности своей они представляли внушительное целое.

Вынести чудовищное напряжение, связанное со строительством столь громадных пирамид, страна была не в силах. Третья из пирамид Гизы, воздвигнутая при преемнике Хефрена-Микерине (егип. Менкаура), знаменовала уже спад пирамидного строительства: по вышине - 66 м - она уступала даже дахшурским пирамидам. Смерть Микерина помешала закончить ему погребальные сооружения, после его смерти его поминальный храм был наскоро достроен из кирпича-сырца. Царь Шепсескаф вовсе отказался от пирамиды, ограничившись надгробием в виде огромного ящика, правда всё ещё из громадных камней (так называемое Мастабат-Фираун у Саккары).

Список царей в рукописи XIII в. до н. э., хранящийся в настоящее время в Турине, а также список Манефона содержат несколько царских имён конца IV династии, не найденных ни на одном памятнике того времени. Очевидно, это связано с тем, что в стране началась внутренняя борьба, о которой мы, к сожалению, не знаем ничего определённого. Чрезмерное напряжение сил народа могло быть главной её причиной.

Организация строительства пирамид

Две тысячи лет спустя после постройки великих пирамид греческому историку Геродоту рассказывали про то, как фараоны Хеопс и Хефрен заставляли весь народ поочерёдно трудиться над сооружением пирамид: одни-де тащили камень из заречных каменоломен к реке, другие - от реки на нагорье, где воздвигались пирамиды. Насколько эти рассказы неточны, видно хотя бы по тому, что на самом деле пирамиды построены совсем не из заречного, а из местного известняка, добывавшегося тут же. Из-за реки доставлялся лишь белый высококачественный известняк для наружной и внутренней отделки. Кто же в действительности строил пирамиды?

На камнях царских и частных сооружений IV династии можно и поныне видеть нанесённые краской рабочие пометки, из которых следует, что во время постройки великих пирамид в каменоломнях работало ограниченное число рабочих отрядов (для времени Микерина их известно три, для времени Хеопса - четыре), делившихся каждый на несколько подразделений. На ряде камней в сооружениях Микерина упомянуты «мастера нагорья». В связи с постройкой пирамиды Микерина надпись одного вельможи называет царского зодчего и верховных руководителей мастеров и далее говорит о том, как 50 человек было выделено, чтобы работать над гробницей вельможи ежедневно без переключения на другую работу.

Основное количество камня для пирамид добывалось, как сказано, на месте, и подъём глыб на пирамиду был, по всей видимости, несколько облегчён особыми приспособлениями. Спустя два тысячелетия Геродоту ещё рассказывали о деревянных подъёмных приборах, расставлявшихся и перемещавшихся по уступам кладки. При постройке храма и пирамид IV и V династий камни поднимались и опускались на место на верёвках и медных когтях, подвешенных, надо полагать, на установках из дерева.

Главной рабочей силой при постройке пирамид были постоянные, строго упорядоченные и обученные рабочие отряды. Отсюда становится понятным совершенство пирамидной кладки. Таких работников должно было быть много, хотя число отрядов и было невелико. С пирамидного строительства можно было, видимо, без особого ущерба для хода основных работ перебросить полсотню людей и на сооружение частной гробницы.

Имеются кое-какие сведения о содержании рабочих отрядов в каменоломнях. Из одного письма времени VI династии следует, что «ополчение отрядов» заречных каменоломен вызывалось на другой берег в столицу для получения одежды. При той же династии в каменоломнях в Среднем Египте находился царевич-военачальник с «многочисленным» ополчением, состоявшим из 1 000 людей дворца, 100 каменотёсов, 1 200 горнорабочих и ещё 50 каких-то людей; все они находились на царском содержании.

С полным основанием считают, что для постройки пирамид наряду с постоянными отрядами не могли не привлекаться в помощь им чернорабочие, и притом в большом количестве. Что так было в последующие времена - известно вполне достоверно.

Маркс писал, что «грандиозные сооружения древнего Египта обязаны своим возникновением не столько многочисленности египетского населения, сколько тому обстоятельству, что значительная часть последнего могла быть употреблена на это дело»(Я. Маркс, Капитал, т. I, стр. 516.).

Грандиозное строительство пирамид осуществлялось за счёт безудержной эксплуатации населения страны, жизненный уровень которого был чрезвычайно низок.

Значительная часть населения Нильской долины была отвлечена на строительство гигантских гробниц Хеопса и Хефрена. Как оказалось, страна не смогла долгое время выдерживать это огромное отвлечение сил от хозяйства. Строительство пирамид было сокращено.

V династия

Новая, V династия, с материнской стороны прямое продолжение IV, в лице своего основателя Усеркафа только до некоторой степени могла восстановить прежние порядки. Пирамиды V династии (около соседних селений Абусир и Саккара) - всего лишь бледное подобие пирамид Гизэ. Самая большая из пирамид не достигала и половины вышины пирамиды Хеопса. И если большинство царей V династии строило богу Солнца каждый по особому храму, в котором имелся громадный идол - каменный обелиск в глубине двора, то это не требовало столь большого напряжения сил народа, как сооружение пирамид.

Но если строительство пирамид пошло на убыль, то строительство гробниц знати продолжало развиваться. Из сплошных каменных сооружений, так называемых «масаба», не расчленённых внутри, развились целые каменные дворцы, сохранявшие лишь наружно прежний облик «завалинок»; эти гробницы-дворцы имели множество помещений внутри, стены которых были испещрены резными изображениями и надписями.

Владычество знати всё более утверждалось. Постепенно V династия была принуждена отказаться от того, чтобы в руках царствующего дома сосредоточивались важнейшие государственные должности. При ней должность главного судьи и верховного сановника перестала быть достоянием царевичей, и ею стали владеть другие представители знати, возможно даже представители одного и того же знатного, но не царского рода.

Время V династии было золотым веком для столичных вельмож; сила царской власти, необходимая для знати, сочеталась с возросшим значением и благоденствием знатных семей.

Государство V династии с большой воинственностью поддерживало свои притязания на Синайском полуострове. От последнего царя династии - Униса - сохранилось изображение ожесточённой схватки египтян с азиатами. Второй представитель династии, Сахура, изобразил в своём поминальном храме не только прибытие судов с многочисленными пленными азиатами, но и пленённых ливийцев, а также захваченные у них стада. При том же царе мы впервые слышим о доставке из Южного Красноморья (так называемой страны Пунт) больших количеств благовонной смолы, золота и других ценностей. Путешествие на далёкий юг предпринималось и при предпоследнем царе этой династии - Джедкара.

Начало упадка Древнего царства

Неизвестно, почему и как власть перешла от V династии к VI-внешне мало что изменилось. Цари строили попрежнему представительные, но не слишком большие пирамиды (около Саккары), а гробницы высшей столичной знати никогда ещё не были так великолепны: в одном таком надмогильном дворце из камня иной раз могло быть свыше трёх десятков помещений.

Но вскоре стала отчётливо обозначаться новая сила в лице приобретающей всё большее влияние местной, не столичной знати. Рост её значения при VI династии заметен прежде всего по многочисленности гробниц, высеченных в скалах на протяжении всего Верхнего Египта различными его областными правителями. При IV и отчасти при V династии, как мы уже говорили, царь свободно распоряжался их должностями, теперь же в областях прочно сидят свои наследственные роды правителей; через отдельных своих представителей они роднятся с царствующей династией и занимают высшие должности, вплоть до верховного сановника. Если при IV династии, в дни наивысшей силы царской власти, преобладание среди знати принадлежало царской родне, а при V династии стало заметно господство вообще столичной знати, то при VI династии преобладание начинает переходить к местной знати.

У нас нет данных, которые говорили бы об усилении местной знати в Дельте, и дело, вероятно, не только в малочисленности дошедших оттуда памятников. Рядом с Дельтой, в том же Нижнем Египте, лежал город Мемфис, где находилось правительство и сосредоточивалась столичная знать. Напротив, Верхний Египет в значительной степени был для столицы страной на отлёте. Благополучие его знати зиждилось не на разбросанных повсюду угодьях, как-у столичных вельмож, а на владениях в тех областях, которыми местные правители - номархи - сами управляли. В развитии своих местных хозяйств они были кровно заинтересованы.

Наружно государство фараонов VI династии в течение долгих десятилетий выглядело ещё достаточно внушительно. Воинственность и предприимчивость его вовне также не ослабевали, скорее даже возросли. Пиопи I неоднократно направлял свои ополчения на азиатских соседей. Мы читаем в надписях того времени об одновременном движении египетских вооружённых сил морем и сушей, об опустошении цветущих областей, об уводе многочисленных пленных. Преемник Пиопи I Меренра ездил на крайний юг своего государства и принимал изъявление покорности от соседних эфиопских племён. Внушать чужеземным народам страх перед фараоном считалось одной из доблестей тогдашних государственных деятелей Египта. «Мирные» походы для добычи сырья из рудников и каменоломен и открытые грабительские вторжения к соседям были обычным явлением. Обычны были и плавания в Финикию и в Южное Красноморье.

Так продолжалось ещё при фараоне VI династии, преемнике Меренра - Пиопи II, дожившем до глубокой старости и процарствовавшем около 100 лет. Наступившее вслед за тем, при последних царях VI династии, время полного упадка фараоновского самовластия и распада страны на полунезависимые области и соперничающие царства будет рассмотрено в главе о Среднем царстве. Отдельные намёки на неспокойное положение в стране появляются уже в начале и середине VI династии. По Манефону, её основатель Тети был убит собственными телохранителями. Известно также, что при Пиопи I тайным судом судили царицу.

С ослаблением фараоновской власти всё более обнаруживаются противоречия, характерные для общества Древнего царства. На пути дальнейшего развития египетского общества стояло засилье столичной знати во главе с фараоном. Свержение этих сил, приобретение номами определённой самостоятельности означало устранение этого препятствия. К концу VI династии общественные противоречия резко обострились. Древнее царство было накануне своего падения. Недаром те, кому сооружались пирамиды, даже в своих каменных усыпальницах боялись мятежного народа. Обеспечить его покорность они не смогли.

Экспедиции за пределы страны

В период Древнего царства из Египта организуются много численные экспедиции за пределы страны. Медные рудники на Синайском полуострове вместе с тамошними бирюзовыми копями усиленно разрабатывались. На скалах множились изображения и надписи,. прославлявшие победы царей над кочевниками, и имена должностных лиц, прибывавших для разработки горных недр.

Любопытно, что мастера обходились с серебром куда бережливее, чем с золотом. Золото (из него изготовлялись не одни украшения, но также разного рода обшивка, утварь, статуи) добывалось в пустыне между рекой и Красным морем. Но потребность в золоте была уже настолько значительна, что его везли и издалека - с берегов Южного Красноморья, вместе с благовонной смолой. Страна на юге от Египта - Эфиопия, позднейшая поставщица золота, в период Древнего царства таковою, повидимому, ещё не была. Однако правители южной окраины Египта - области и крепости Элефантины-при VI династии ездили уже далеко на юг. Один из них, Хуфхор, проник далеко на юг и вывез оттуда карлика к особой радости юного фараона. Эти правители привозили различные ценности: слоновую кость, шкуры львов и барсов, ладан, масло, только не золото.

Камень для строительства во времена Древнего царства египтяне находили в избытке на родине, но за редкостным камнем, например для изваяний парей, посылали далеко за южную границу, ко вторым порогам реки. Из ценных камней некоторые имелись в прилегающей пустыне, но другие поступали из-за границы. Так, бирюза добывалась заодно с медью в синайских рудниках, и в таком количестве, что самый полуостров назывался «Уступами Бирюзы». Другой распространённый полудрагоценный камень - лазурит - доставлялся из более далёких мест (из нынешнего Афганистана), и для его получения, несомненно, необходим был длинный ряд посредников.

Страна в это время уже не изобиловала деревом, и добротный лес поступал из Финикии. Ещё при первом царе IV династии египетская летопись говорит о поступлении 40 судов с кедром. Из него царь сооружал суда свыше 50 м длиною, дворцовые двери; громадные кедровые брёвна найдены внутри его пирамиды. В финикийском городе Библе был откопан храм и в нём обнаружена заложенная при основании храма посуда с именами царей Древнего царства. При VI династии корабли, даже предназначенные для плавания по Красному морю, назывались «библскими» (по имени финикийского города Библа). Известен случай при VI династии, когда для постройки грузовых судов дерево (акацию) поставляли вожди североэфиопских племён. Большим спросом пользовалось привозившееся с юга чёрное дерево.

Как получали зарубежное сырьё в том случае, когда не добывали его сами в рудниках, в копях, каменоломнях и не взимали в виде дани с подчинённых племён? Один из правителей области Элефантины, Сабни, рассказывает в своей надписи, что, отправляясь за прахом своего отца, скончавшегося в Эфиопии, он нагрузил сотню ослов маслом, мёдом, одеждой, фаянсовыми вещицами. Обратно путешественник вёз ко двору полученные им, повидимому в обмен, южные ценности. Примером безвозмездного получения различных благ может служить случай, рассказанный другим правителем Элефантины, уже упоминавшимся Хуфхором. Один из североэфиопских вождей, увидев, какая воинская сила шла с египетским вельможей, не только провёл его горными путями, но и дал ему быков и коз.

Насколько известно, подобные путешествия были государственными мероприятиями. Руководителями «мирных» походов оказывались неизменно царские сановники, при VI династии это были очень часто номархи Элефантины. Благодаря пограничному положению своей области они стали признанными предводителями в такого рода экспедициях, и не только в Эфиопию, но и в другие страны. Некий Хнумхетеп ездил с двумя правителями Элефантины и «казначеями бога» (доверенными фараона по доставке ценностей) в финикийский Библ и на юг Красного моря 11 раз!

Такими путями рабовладельческий Египет стягивал к себе из окрестных стран живую рабочую силу - пленников, а также ценности - накопленный труд других народов.

Подобные предприятия бывали, конечно, небезопасны. Одного из правителей Элефантины, Пепинехта, царь посылал за телом придворного, погибшего вместе с воинами от рук кочевников на чужбине, вероятно на Синайском полуострове, во время постройки судна, предназначенного для плавания в Южное Красноморье.

С третьей династии начинается эпоха Древнего царства(2755–2255) 6 , которая охватывает 500 лет и по праву называется эпохой больших пирамид. Пирамиды лучше всего характеризуют основные черты жизни египетского общества того времени и прежде всего масштабы власти его правителей 7 . Самой ранней монументальной каменной постройкой в мире является шестиступенчатая пирамида правителя Джосера (2737–2717), сооруженная в Саккаре, напротив Мемфиса. Ее высота равна 60 м. Пирамида сложена из каменных блоков небольшого размера. Под ней находится камера, в которой в специальном саркофаге был похоронен Джосер.

Пирамида является частью комплекса, который включал поминальные храмы и был обнесен стеной длиной в 1,5 км, высотой в 11 м. Нигде в мире в это время не было столь сложного каменного сооружения. Его построил зодчий Имхотеп, которого позднее египтяне почитали как бога. Очевидно, что такой комплекс был подготовлен долгой традицией строительства сооружений из кирпича-сырца, которые не сохранились.

Затем были построены Великие пирамиды на плато Гиза (близ современного Каира). Самая большая из них – пирамида правителя Хуфу (Хеопса), правившего в XXVI в. Состоит из 2,3 млн. крупных каменных блоков (около 2 т каждый). Высота пирамиды 147 м, сторона квадратного основания 230 м. Пирамиду строили около 20 лет несколько тысяч профессиональных строителей. Кроме них до 100 тыс. крестьян привлекались на камнетесные и транспортные работы в период разлива Нила, когда на полях не было работы. 8

Рядом стоит пирамида Хаф-Ра, которая на 3 м ниже. Путь к пирамиде охраняет Сфинкс – лев с лицом человека (возможно, самого Хаф-Ра). Его появление, видимо, связано с тем, что строители натолкнулись на скалу, которая стояла на пути от реке к пирамиде, и решили использовать ее, придав такую форму. Больше никто таких больших пирамид не строил. Менкау-Ра, сын Хаф-Ра, построил третью пирамиду в Гизе высотой всего в 66 м. Все три пирамиды сверху были облицованы особыми плитами так, что между ними нельзя просунуть кончик ножа.

Великие пирамиды демонстрируют высокий уровень инженерной мысли и большой экономический потенциал государства. Они также показывают высокий уровень концентрации властив руках фараона. Именно для него строились эти грандиозные сооружения, хранившие мумию – нетленное тело фараона.

Почему египтяне это делали? Это не простой вопрос. Известно, что пирамиды строили свободные люди. Заставить свободных общинников делать такие титанические вещи голой силой было невозможно. Напомним, что в Шумере зиккураты строили из легких сырцовых кирпичей и строили для бога : наверху стоял храм бога-покровителя общины.

В каких случаях египтяне могли согласиться выполнять такую работу? Только тогда, когда роль правителя для общины была равна или близка по важности кроли бога. И именно такая ситуация сложилась в Египте. Правитель уже в Древнем царстве был провозглашен живым богом, а не служителем бога. Причину такого раннего и радикального обожествления личности правителя надо искать, по нашему мнению, в тех межобщинных войнах, которые в период Раннего царства были постоянным явлением и сопровождались большими жертвами. Остановить войны могла только очень авторитетная власть. Концепция фараона-бога придавала правителю максимально возможный авторитет и позволяла играть роль хранителя единства и спокойствия страны: простой смертный не мог посягнуть на земли и власть земного бога. Так удалось покончить с межобщинными войнами.

Боги, как известно, бессмертны, поэтому концепция фараона-бога должна была найти свое материальное воплощения в каких-то вечных символах. Первым таким символом стала каменная пирамида как вечный дом фараона. Строение такой геометрической формы было очень надежным и эффектно смотрелось на плоской местности, характерной для Египта. Древние египтяне не ошиблись: пирамида Хуфу сохранилась до наших дней как самый древний и величественный памятник истории Древнего мира.

Вторым символом бессмертного фараона-бога явилась его мумия – нетленное тело, помещенное в пирамиду, пристанище его бессмертной души. Идея бессмертия фараона являлась естественной для египтян, которые верили в бессмертие души любого человека. Египтяне верили в то, что могущественный правитель и после перехода в иной мир будет оберегать свою страну. Таким образом, пирамида и мумия рассматривались египтянами как важные элементы общественного порядка и благополучия 9 .

Концепция фараона-бога делала фараона бесспорным и единственным носителем верховной власти. Он был главой законодательной, исполнительной, судебной и военной ветвей власти, а также главой религиозного культа, олицетворяя прямую связь с миром богов. Власть фараона была безграничной. Все принадлежало живому богу, поэтому он распоряжался любым своим подданным, любым имуществом. Такая власть нашла свое отражение в социально-экономическом устройстве Древнего царства.

Социальный строй . Наверху общественной лестницы находилась высшая знать , ядро которой составляли родственники фараона. Из их числа назначались наместники в провинции и другие высшие гражданские и военные чиновники. Затем следовали государственные чиновники разного уровня, которые управляли различными сферами общественной жизни, получая от государства небольшие имения или же просто все необходимые продукты.

Особый слой составляли жрецы , которые постепенно повышали свой социальный статус, выступая в качестве создателей и хранителей знаний. Жрецы не были замкнутой кастой служителей культа. По указанию фараона они выполняли многие гражданские и военные функции. И наоборот фараон мог назначить на жреческие должности гражданских и военных чиновников.

Следует подчеркнуть, что фараон, чиновники и жрецы были грамотными людьми. В условиях сложного ирригационного земледелия и большой по размерам страны власть опиралась не только на силу, но и на накопленные знания. И те, кто обладал знаниями, стремился ограничить доступ к ним, ибо монополия на знания давала монополию на власть.

Мастера-ремесленники по своему социальному статусу находились на уровне низших чиновников, поскольку они тоже обладали знанием, мастерством и хранили свои профессиональные тайны. Как правило, ремесленники входили в число «царских людей» и работали под контролем чиновников. В самом низу социальной лестнице свободных египтян находились крестьяне - общинники , которые платили налоги и выполняли натуральные повинности за право работать на земле, которая формально вся принадлежала фараону-богу. Из детей крестьян набирались так называемые «царские работники», которые обслуживали царское, храмовое и вельможное хозяйства.

В период Древнего царства заметным явлением стало рабство , которое в основном носило патриархальный характер.

Экономика . Создание больших пирамид было следствием окончания эпохи межобщинных войн и установления полной власти фараона над ресурсами всей страны. Эти ресурсы создавались как в рамках семейных крестьянских хозяйств, плативших государству налоги, так и в рамках крупных царских, вельможных и храмовых хозяйств с высокой степенью специализации и кооперации. На стенах гробниц вельмож в различных областях страны сохранились сотни рисунков, которые рассказывают о том, как отдельныеотрядыработников выполняли определенные операции и обеспечивались при этом продуктами труда других отрядов. О высокой степени специализации хозяйства говорит и тщательно разработанная система учета произведенной продукции. Она имела смысл лишь при необходимости дальнейшего распределения этой продукции. Вероятно, все крупные хозяйства были частью единой хозяйственной системы, которая обеспечивала общегосударственные нужды (ирригационные работы, содержание аппарата управления, войска, постройку пирамид и храмов) и играла роль страхового фонда.

Мир и спокойствие в объединенной стране сделали Египет эпохи Древнего царства самой богатой и развитой цивилизацией в мире в 3-м тыс.

Искусство Древнего царства наглядно раскрывает две главные функции египетского искусства: служить возвеличиванию власти и обеспечивать умершим продолжение жизни в ином мире. Многие произведения искусства, помещенные в погребальные камеры, вообще не предназначались для того, чтобы их видели люди. Они создавались для вечности. При таком подходе художник стремился не к новациям, а к воплощению канона как частицы вечного порядка. Многие художественные формы, утвердившиеся в этот период, воспроизводились без изменений в последующие тысячелетия.

Архитектура. О мастерстве архитекторов говорят Великие пирамиды и гробницы вельмож. От погребальных храмов мало что осталось. Известно, что они были украшены каменными колоннами с капителями в виде пальмы. Ничего не осталось от дворцов и жилых домов, поскольку они были сделаны из глиняных кирпичей.

Скульптура. Наряду с рельефами и мелкой скульптурой (фигурок животных и людей), которых было много уже в Раннем царстве, в Древнем царстве получила развитие монументальная скульптура. В поминальных храмах, создававшихся при пирамидах, ставилась каменная статуя покойного, которая должна была точно передать его внешний облик с тем, чтобы отделившаяся от тела душа могла безошибочно найти материальное прибежище. Передавая портретное сходство, скульпторы стремились облагородить свои модели. Тела статуй делали преувеличенно мощными, лицам придавали величавость. Так решали две главные задачи: возвеличить фараона-бога и обессмертить его имя. Пока стоял памятник, помнили имя; пока помнили имя, продолжалась слава фараона, и он жил в веках.

Итак, в основе скульптурного канона лежало стремление создать вечное и великое . Создавая такой образ, мастер чувствовал себя лицом, которой выполнял важнейшую общественную работу, укрепляющую стабильность общественного порядка. Как правило, статуи располагали у стены или в нише, что предполагало осмотр спереди. Преобладающие позы: стоящая – фигура выпрямлена, голова высоко поднята, левая нога выдвинута вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящая – руки симметрично положены на колени, торс выпрямлен, взор устремлен вдаль.

Высокий уровень монументальной скульптуры демонстрируют статуи фараонов Хаф-Ра и Менкау-Ра.

Скульптурные портреты сановников были менее строгими и торжественными. Для всей скульптуры обязательной является прямая постановка головы, передача атрибутов власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и горным хрусталем. Шедевром староегипетской скульптуры является двойной скульптурный портрет царевича Ра-Хотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме (27 в., известняк, высота 1,2 м) Он демонстрирует ту важную роль, которая играла семья в жизни египтян, стремившихся сохранить ее и в ином мире.

Живопись периода Старого царства представлена рисунками, которые украшали стены погребальных построек. Они рассказывали о жизни покойного и также были призваны обеспечить его загробную жизнь. Художник рисовал все необходимое, и эти рисунки считались воплощением реальных вещей.

Прикладное искусство представлено керамикой, изготовленной на гончарном круге, разнообразными медными предметами и ювелирными украшениями из золота, слоновой кости и полудрагоценных камней. В прикладном искусстве широко использовались растительные и животные мотивы. Древнеегипетские мастера умели делать фаянс, глазурь и стекло.

Религия. В период Старого царства появляются общегосударственные боги, которые стоят выше богов отдельных египетских общин. Главным богом был Ра – бог дневного Солнца. Фараоны 4-й династии – строители Великих пирамид – считали себя сыновьями Ра и включали его имя в свой титул: Хаф-Ра, Менкау-Ра. Фараоны 5-й династии соорудили ему храм в виде четырехгранного обелиска. Появление главных общеегипетских богов не привело к исчезновению огромного количества местных общинных богов. Их часто рассматривали как разные ипостаси общеегипетских богов.

Боги Древнего Египта имели зооморфные, антропоморфные или смешанные зооантропоморфные формы. Так, богиня любви и плодородия ХатХор изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы. Царский бог Хор (Гор) изображался в образе сокола или человека с головой сокола. Бог писцов и Луны Тот – в образе ибиса или человека с головой ибиса.

Наличие зооморфных богов порождало священные культы животных. В Древнем царстве считались священными только особым образом отобранные животные. Например, черный бык с круглым белым пятном на лбу считался символом бога Аписа, ипостасью Птаха, главного городского бога Мемфиса, и почитался как святыня. К концу египетской цивилизации священными считались все быки, кошки, крокодилы, ибисы. Их бальзамировали и хоронили в специальных местах. Сущность культа была традиционной и состояла в принесении богам ежедневных жертв, которые сопровождались обрядами.

Мифология . В этот период зарождаются доктрины, которые в мифологической форме объясняли окружающий мир. Так, жрецы города Гелиополя, который стал второй столицей Египта после Мемфиса, создали концепцию творения мира. Согласно этой концепции, вначале из первобытных вод возникает первосущий бог Атум, который выделяет из себя Воздух и Влагу, порождающих в свою очередь Землю и Небо. От этой пары произошли боги Сет и Нефтис, а также Осирис и Исида, родившие сына Гора (Хора). Осирис после смерти стал богом потустороннего мира. Бог Хор стал правителем на этом свете, что делало его царским богом. Фараон рассматривался как ипостась Гора. После смерти фараон превращался в ипостась Осириса. С тем чтобы эта концепция не противоречила верховенству бога Ра, Атум и Ра были отождествлены. Важно подчеркнуть, что в рамках этой концепции, так же как и в Шумере, признается извечное существование природы в виде первобытных вод и нет идеи о боге-творце, создающем природу. Фактически мир создавался как процесс рождения одних природных явлений другими, хотя эти природные явления и обожествлялись 10 .

Египтяне верили в том, что в мире существует вечный изначально установленный порядок, который закреплялся понятием «Маат» и персонифицировался в образе богини Маат. Главная задача фараона-бога как раз и состояла в том, чтобы поддерживать этот порядок и защищать мир от беспорядка. В этом проявлялись социально-политическая и этическая функции религии, ибо таким образом обосновывалась правильность существующего общественного строя и необходимость для всех египтян следовать принятому порядку, что рассматривалось как добро, а его нарушение как зло. Стремлением соблюдать установленный богами порядок жрецы объясняли свою приверженность традициям, нелюбовь к новациям.

Из всех богов простой народ более всего почитал Осириса и его сестру-жену Исиду. Согласно легенде, Осирис научил людей земледелию и стал правителем Египта, но его брат, злой и завистливый бог Сет, предательски убил Осириса, чтобы захватить трон. При этом тело Осириса разрубили на мелкие куски и разбросали по всей стране. Исида, жена Осириса, собрала все куски в единое целое (создав первую мумию) и магическим образом зачала от мертвого мужа сына Гора. Когда Гор вырос, он убил Сета и воскресил отца. Ежегодно крестьяне связывали обряд сеяния зерна в землю с погребением Осириса, а появление урожая – с его воскресением. Исида олицетворяла женское начало в культе плодородия. Так культ Осириса и Исиды стал египетским вариантом культа умирающей и воскрешающей природы.

К концу Древнего царства достигла высокого уровня письменность . Об этом свидетельствуют «Тексты пирамид» – настенные надписи с молитвами и заклинаниями, сделанные в XXIV–XXV вв. в гробницах фараонов. Несколько позже религиозные тексты появились на саркофагах сановников (так называемые «тексты саркофагов»). Они были призваны помочь умершим в их путешествии в царство мертвых.

Наука. В период Древнего царства были достигнуты успехи в различных областях знаний. Астрономы Мемфиса создали солнечный календарь, состоявший из 365 дней. Строители обладали обширными познаниями в геометрии. Врачи стали опытными хирургами, физиологами, применяли антисептики. Медицинские трактаты, появившиеся в XXV в., были первыми пространными письменными текстами в мире.

Кризис Древнего царства . После пяти веков стабильности страна вступила в полосу социально–политических кризисов, причиной которых явилось усиление власти областных правителей. Местные правители со временем настолько укрепились, что стали тяготиться зависимостью от центра. Изменение прежнего баланса сил нашло свое отражение в увеличении размеров погребальных комплексов областных правителей (номархов) и уменьшении объемов пирамид. Усиление местной знати к концу 3-го тыс. привело к распаду Древнего царства на ряд областей. Последствия распада централизованного государства оказались тяжелыми. Возобновились межобщинные войны, которые привели к разрушению единой экономики, упадку ирригационной системы, голоду и восстаниям населения. Период смуты и упадка длился почти 200 лет. То или иное восстановление государственного единства стало неотложной потребностью.

Есть сведения о том, что упадок Древнего царства был связан с резким изменением климата, который привел к страшной засухе и многолетним неурожаям.

В последнее время мы как-то упустили из вида тему египетских пирамид. А она отнюдь не закрыта. О чем свидетельствует и недавно появившийся на ВО материал «из сумасшедшего дома» о том, что их строили при помощи шлюзовой системы размером больше самой пирамиды. Так что последняя статья про пиромидоманию и пирамидоидиотизм появилась вовремя. Но… остановились мы на пирамидах последних царей VI династии, при которых власть фараонов из Мемфиса в Египте сделалась чисто номинальной. Страна распалась на множество мелких независимых княжеств, которые могли состоять из нескольких либо даже одного нома. Так, эпоху Древнего царства сменил период упадка и раздробленности Древнего Египта (или первый переходный период), вслед за которым началось уже Среднее царство, хронологически расположенное между 2040 и 1783 гг. (или 1640) до н. э.

Основателем Среднего царства считается фараон Ментухотепа II. Но он не стал строить себе пирамиду, а построил уникальный погребальных храм с могилой в его основании, а вот пирамиду построили уже над этим храмом. Это единственное такое сооружение в Египте. Вот так выглядит его реконструкция (слева). Справа – храм царицы Хатшепсут.


Графическая реконструкция храма Ментухотеп II. Но… есть и такая точка зрения, что никакой пирамиды у этого храма не было!


А вот так оба эти храма выглядят сегодня.

Сразу же отметим: фараоны Среднего царства тоже построили пирамиды, которые несомненно заслуживают внимания. Но поскольку построены они все далеко от туристических и международных трасс, люди посещают их даже еще реже, чем описанные нами пирамиды своих предшественников, что стоят в «тени великих пирамид». А большинство людей вообще считает, что пирамид в Египте всего три!


Так называемая «Черная пирамида» фараона Аменемхета III в Дашуре. Справа – «Ломаная пирамида» фараона Снофру. Ну и кто же туда поедет?

При это самая отдаленная из пирамид этой эпохи находится всего лишь в 80 километрах на юг от Каира, за Фаюмским оазисом, в Иллахуне; ну, а ближайшая от Каира в 40 километрах, в Дашуре. К некоторым из пирамид Среднего царства ведут дороги, проложенные в пустыне, или скорее это намек на дорогу; и когда ты едешь по ней на машине, то шины буксуют, а воздушный фильтр намертво забивает песок. К каким-то пирамидам ближайшей деревни можно и вовсе пройти только пешком. Здесь вокруг одна пустыня, песок, щебенка и… развалины пирамид! Понятно, что проверять, входит ли лезвие ножа между камнями, сюда никто не ездит. Не проверяют на них и лазерную резку каменных блоков, сделанную любезными пришельцами – очень уж далеко они расположены и нетипичны, с точки зрения «пирамидоидиотов».


Кстати, еще раз о кладке, в которую не просунешь и лезвие ножа. Вот образец кладки «ломаной пирамиды» Снофру – отца Хуфу. Правда, это эпоха Древнего Египта, но «качество работы» видно очень хорошо.

Зато их и не так много (всего девять!) и все их можно обойти и внимательно рассмотреть. Все они выстроены при XII династии, которая правила в Египте с начала XX и вплоть до конца XVIII века до н. э. К ним можно отнести и еще одну пирамиду, которая принадлежала царю Ментухотепу II из предыдущей XI династии. Правда, это всего только лишь пирамидальная надстройка над его заупокойным храмом. Опять-таки не все ученые считают, что она вообще была. Как бы там ни было, но находится этот храм в 500 километрах от Каира на юг, напротив знаменитого Луксора, на западном берегу Нила.


Фараон Ментухотеп II. Каирский музей.

Итак, сооруженные царями XII династии пирамиды имели то же предназначение и внешний вид, что и пирамиды Древнего царства, но во всем остальном между ними расхождения очень велики. Дело в том, что у этих «новых пирамид» есть некое унифицированное основание, стороны которого равны 200 египетским локтям, или 105 метрам; и только у двух самых последних пирамид этой династии эти размеры ровно вполовину уменьшены. А еще они должны были казаться более стройными и воздушными, так как наклон их стен равнялся 56°. А вот ориентировке их по сторонам света не придавалось особого значения; поэтому их входные коридоры далеко не всегда смотрят на север. В некоторых случаях они были устроены на юге, а в одном случае коридор смотрел на запад. Другими были и подземелья: это были настоящие лабиринты из коридоров и многочисленных камер; а сам саркофаг мог находиться в совершенно неожиданном месте. Заупокойные храмы почему-то всегда строились ниже уровня основания пирамиды, что тоже визуально повышало ее высоту. Ограда – всегда четырехугольной формы. Впрочем, самое большое различие пирамид Среднего и Древнего царства было отнюдь не снаружи, а находилось внутри и заключалось в технологии строительства. «Древние» строились из камня, «средние» – из щебня и глины.

То есть правителям Среднего царства в силу каких-то причин пришлось отказаться от использования обтесанных каменных блоков и заменить их простым необожженным кирпичом, каменной крошкой, а для заполнения щелей так и вовсе песком.


Так называемая «Черная пирамида» фараона Аменемхета III вблизи. Время ее не пощадило.

И какая к тому была причина? Что, пришельцы улетели и перестали помогать? Или причина куда более прозаическая: «упадок могущества и богатства» царей Среднего царств. Хотя в принципе ни эта, не многие другие причины не являются достаточно убедительными. В самом деле, ну были междоусобицы Переходного периода, были, никто не спорит. Но затем страна опять была объединена под властью одного царя. Так что в экономическом отношении Египет эпохи Среднего царства был вполне процветающим государством. Прокладывались оросительные каналы, закладывались новые города, возводились храмы и светские постройки. Например, при XII династии был выстроен и знаменитый Лабиринт, который Геродот посчитал выше колоссальных храмов в Фивах и даже великих пирамид в Мемфисе. Соответственно увеличилось народонаселение, а победоносные войны в Нубии и Азии позволили напитать страну вожделенным золотом и рабами. Источники сообщают, что последних раздавали сановникам в качестве награды за службу, а частным лицам – продавали. Поэтому маловероятно, чтобы фараоны Среднего царства так бедствовали, что экономили именно на пирамидах, или, что для их возведения не хватало рабочих. Причина замены каменных пирамид на кирпичные заключалась, несомненно, в чем-то другом.

Возможно, опыт падения Древнего царства наглядно показал, что каменные пирамиды, увы, не спасают тела погребенных монархов и все их сокровища от грабителей. Ни величина, ни массивность каменной кладки не обеспечивают им вечный покой, и они нашли иной способ противодействия нечестивцам. Теперь под пирамидой закладывалось множество запутанных коридоров, многие из которых заканчивались тупиками, чтобы сбить грабителей с толку; погребальные камеры были превращены ими в неприступные блиндажи и размещены так, чтобы люди, незнакомые с планировкой пирамиды, не нашли бы их до скончания века. То есть наземная часть усыпальницы теперь потеряла свое былое значение. Вот почему и строить ее можно было уже не из камня, а из кирпича, хотя внешне этой тайны она и не выдавала. Пирамиды по-прежнему облицовывали турским известняком, так что из чего они сделаны внутри догадаться было нельзя. Хотя… все же ведь знали о том, из чего она была сделана. Достаточно было кого-нибудь из строителей «пригласить на пиво».


От пирамиды Аменемхета I осталась лишь куча глины и песка.


А это вход в нее…

Строительство «кирпичной пирамиды» также не требовало стольких рабочих рук и каторжного труда, как пирамиды из камня. Хотя задача архитектора в данном случае была намного сложнее. Каменные блоки старых пирамид держались за счет гравитации и силы трения, а вот многочисленные слои необожженных кирпичей легко могли уплотниться, осесть, отчего пирамида могла легко развалиться. Шумеры и вавилоняне знали об этом и когда строили зиккураты, то применяли тростниковые рогожи и прокладывали ими слои кирпичей. Египтяне изобрели особую технологию, напоминающую метод секционного строительства. При возведении пирамиды из угла в угол по диагонали возводились каменные перегородки. Затем к ним с двух сторон под косым углом пристраивали поперечные стенки – тоже из камня. Возникало крестообразное основание, имевшее подобие решетки. Затем этот каркас заполняли кирпичами или щебенкой, а все щели засыпали обычным песком. Материалы наверх везли по земляным насыпям на деревянных санях или тащили носильщики в корзинах – тут-то уж явно никакие гидроподъемники не требовались. Чтобы надежно укрепить плиты облицовки, нижние ее плиты делали из гранитных плит. Ну, а вершину по традиции венчал гранитный пирамидион.


Зато пирамидион с вершины «Черной пирамиды» сохранился относительно хорошо и сегодня находится в Каирском музее.

«Не ставь меня ниже каменных пирамид...» – такая надпись, по словам Геродота, была сделана на одной из таких пирамид. Причем посетил он Египет уже когда эти пирамиды лишились свой каменной облицовки, и на них никто не обращал внимания, кроме местных жителей, воровавших с них камень. Шататься по огненной пустыне ради кучи камней, торчащих из глины? Да боже упаси! Вот почему вплоть до конца минувшего столетия археологи тоже не обращали на них внимания. Им хватало и всего остального.


Изображение урея на венце Сенусерта II, найденного в его пирамиде и, видимо, потерянное грабителями.


Пектораль Сенусерта II.

Но совершенно неожиданно пирамиды Среднего царства вызвали живой интерес во всем мире. Первый раз произошло это еще в 1894 году, когда Морган нашел знаменитое «Дашурское сокровище», а второй раз уже в 1920 году, когда нечто подобное близи Иллахуна обнаружил археолог Питри. После этого их стали исследовать и в итоге узнали очень много интересного…


Пирамида фараона Сенусерта II в Эль-Лахуне. Типичная пирамида Среднего царства из необожженного кирпича, поэтому сильно разрушилась, и сегодня ее высота всего лишь 15 метров. Основанием является естественная скала – необычное решение, которая затем была окружена каркасом из каменных блоков. Вход впервые был перемещен на южную сторону, чтобы запутать грабителей, а подземные коридоры представляют собой самый настоящий лабиринт с устроенными в нем колодцами-западнями. Саму погребальную камеру устроили в 20 метрах в стороне центра пирамиды, где ей следовало бы находиться по обычаю, и вдобавок заглубили в основание на 12 м. Но в ней все равно сохранился лишь великолепно сделанный саркофаг (пустой) из красного гранита, и жертвенный стол из белого алебастра. Именно на полу в погребальной камере в окаменевшем иле археологи и нашли несколько потерянных грабителями уникальных произведений искусства. Больше ничего ценного в пирамидах не найдено вообще!

Продолжение следует...


Древний Египет известен в первую очередь своими каменными гигантами – пирамидами, служившими для захоронения египетских царей и фараонов. Однако, не все египетские владыки находили упокоение внутри пирамид, и это не единственная тайна египетских пирамид. И хотя пирамиды учёные изучают уже не первое столетие, только недавно удалось приподнять завесу тайны над тем, как строили их египтяне и почему отказались от строительства.

Строить пирамиды древние египтяне стали с незапамятных времен - еще до начала эпохи Древнего Царства, широко известного такими постройками как пирамида Джосера, Розовая Пирамида, пирамиды в Гизе и пирамида Медуме. Однако, более древние пирамиды были в десятки раз меньше, предназначались для погребения не только египетских царей. Не исключено, что в них были и массовые захоронения. Тем не менее, с начала эпохи Древнего Царства, египетские цари предпочитают быть похороненными именно внутри пирамиды.


Чтобы осознать инженерный гений египтян, стоит сделать небольшое лирическое отступление.

В 2004 году, группа ученых из Японии, в состав которой вошли математики, физики, и архитекторы, решили раскрыть тайну строительства пирамид. Стоит напомнить, что египетские пирамиды построены с такой точностью, что угол между укладкой булыжников равен ровно 90 ͦ, а камни располагаются идеально ровно по отношению друг к другу. Проще говоря, пирамида – это просто идеальная конструкция с точки зрения, как математики, так и архитектуры. Так вот, японским исследователям, с учетом всех современных технологий не удалось добиться такой же точности в строительстве. На основании чего группа исследователей сделала единственно «правильный» вывод: если не можем построить мы с нашими технологиями, не могли и древние египтяне, а значит пирамид – нет. Впрочем, как не хотелось приверженцам уфологии, инопланетяне здесь тоже не причем, не причём и мистификации, окружающие, например . Все вышесказанное было приведено для того, чтобы читатель мог осознать не только масштаб пирамид, но и тот объем усилий, ресурсов и времени, который уходил на их возведение.


Строительство пирамиды начиналось сразу же после прихода к власти нового царя или фараона, так как занимало десятилетия. Стоит также отметить, что пирамиды строили вовсе не рабы, как долго считалось. Последние исследования и раскопки показали, что в строительстве было задействовано много рядовых египтян, коих на стройке было большинство. Фактически строительством пирамиды занимался едва ли не весь Египет. В районах пирамид были найдены целые города рабочих. Согласно утверждению историков, строительство пирамиды для жителей Египта было чем-то вроде трудовой повинности, каждый должен был несколько лет отработать на возведении гробницы. Возведение «упокоища» для царя требовало множества ресурсов, в частности, необходим был в больших количествах трудно добываемый камень, известняк. Таким образом, затяжные похороны одного человека, чрезвычайно сильно нагружали экономику государства.

Строительство пирамид имело и серьезные социальные последствия. Египтяне хотя и были вынуждены повиноваться воле правителя, мягко говоря, не одобряли строительство. И дело было вовсе не в принуждении к труду, а в том, что оторванные от своего домашнего хозяйства мужчины, зачастую, возвращаясь домой, находили пропавший урожай или пришедшей в упадок торговой лавке. При этом пирамиды строились египетскими царями всегда и несмотря ни на что: будь в стране болезни, голод или война. Безусловно, иногда строительство «замораживалось», однако случалось это в исключительных случаях.


Не раз строительство пирамиды подводило Египет к грани «глобального экономического кризиса». Так, уже во времена строительства пирамиды Джосера, которая считается первой пирамидой Древнего Египта, среди населения страны возникло негодование в отношении нового пристрастия царя. Строительство первой пирамиды было осложнено тем, что в стране фатально не хватало камня для ее возведения. Царь Джосер тратил неимоверные средства на покупку основного материала и еще больше рук на его добычу и транспортировку. Так, в некоторых древнеегипетских записях сохранился египетский анекдот того времени о том, что царь заставляет спать свою дочь с князьями соседей, чтобы те поставляли в страну все больше камня. Видимо эта шутка древних египтян отражала всю плачевность экономической ситуации.


Возведение пирамид очень сильно «отвлекало» царей и фараонов от ряда немаловажных задач, в частности, от развития державы. Безусловно, обвинять пирамиды в падении нескольких египетских царств не стоит, однако, и величия на политической арене они стране не добавили. За исключением быть может греков, которые всегда восхищались архитектурным гением заморских соседей. Строили пирамиды еще и в эпоху Среднего Царства и даже в начале эпохи Нового царства. Однако постепенно в Древнем Египте начал происходить отказ от подобных построек. Историки считают, что новатором в области захоронений стал Рамсес II, который предпочел перейти к храмовым, подгорным захоронениям. Причиной тому послужила не только «дороговизна» пирамид, но и тяжелое положение Египта, в начале эпохи Нового царства, которое во времена Рамсеса еще не успели забыть.


Хотя в эпоху Нового царства о пирамидах почти забыли, египтяне не утратили своей тяги к гигантским постройкам. Именно при Рамсесе II создавались крупнейшие храмовые комплексы, начинает активно развиваться скульптура. Помимо строительства, Рамсес уделяет много внимания расширению державы и ее экономическому укреплению: он реформирует армию, экономику, внешнюю и внутреннюю политику, приводя Древний Египет эпохи Нового Царства к своей высочайшей точке развития. Однако это уже совсем другой . Эпоха каменных исполинов уходит вместе с Рамсесом в прошлое.

УРОК 12

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА. ЗАГАДКА ПИРАМИД
Искусство Древнего Египта, находясь на службе у фараона, подчинялось культу богов и культу мертвых. Это особенно ярко выражается в архитектуре - ведущем древнеегипетском виде искусства. Архитектуре была подчинена живопись и скульптура, архитекторы часто были родственниками фараонов и высокопоставленными людьми. А практически неограниченные ресурсы дешевого труда позволяли воплотить сложную систему религиозных представлений в грандиозные сооружения: гробницы, пирамиды, храмы, обелиски.

Эти сооружения имели сверхчеловеческий размер. Египетская архитектура отличалась геометризмом форм, строгой симметрией, ритмическим повторением одинаковых образов, огромными размерами, несоизмеримыми с фигурой человека. Своей грандиозностью, тяжестью, пафосом, величием вечности архитектура Древнего Египта оказывала гипнотическое действие, подавляла сознание человека, а «чувство подавленности есть начало благоговения» (К. Маркс).

Основным строительным материалом Древнего Египта был камень. Дерево, как привозной материал, было очень дорогим. Египтяне были мастерами добычи и обработки камня разных пород. Блоки подгонялись друг к другу идеально, без раствора. Не случайно Египет оставил миру поразительные образцы каменной пластики, возраст которых насчитывает несколько тысяч.

Древние египтяне верили в загробную жизнь и придавали огромное значение строительству погребальных сооружений, домов вечности. Ведь что такое земная жизнь против вечности?

Для фараонов сооружали пирамиды, для вельмож - мастабы, а для бедных крестьян - насыпь из песка. Возводились эти сооружения на западном берегу Нила , там, где заходит Солнце, в царстве мертвых.

Мастаба (от араб. - скамья) служила гробницей для знати и была предшественницей пирамид. По форме она представляла собой срезанную пирамиду и действительно напоминала «скамью для великанов» с наклонными стенами, которые свидетельствуют о происхождении мастабы от песчаной могильной насыпи. Мастаба состояла из двух основных частей: наземной и подземной . Подземная погребальная камера находилась на глубине от 2 до 20 м. Здесь помещался саркофаг с мумией и погребальная утварь. Строительство мастабы начиналось всегда с подземной части. В наземной части размещалось помещение для заупокойного ритуала - молельня, которая находилась в восточной части мастабы. Она имела «ложные» двери для духа умершего и так называемый сердаб - помещение для статуи умершего. Располагались мастабы правильными рядами, часто окружая пирамиды фараонов, и были ориентированы подобно самим пирамидам по странам света, образуя «города мертвых».

Видимо, первоначально пирамиды возникли в результате ступенчатой подстройки мастабы. Так возникло одно из древнейших (около 2800 г. до н. э.) на свете сооружений из камня - ступенчатая пирамида фараона III династии Джосера в Саккаре . Эта шестиступенчатая пирамида имела в основании прямоугольник со сторонами 107 и 116 м и высоту около 60 м. Погребальная камера, так же как и в мастабах, находилась под землей на глубине 27,5 м. История сохранила имя архитектора пирамиды Джосера, первого архитектора в истории мировой архитектуры, основоположника каменного строительства. Это зодчий Имхотеп . Его считали покровителем письменности и образования и почитали в Древнем Египте наравне с богами, греки же отождествляли его со своим Асклепием.

Именно с творения Имхотепа началась новая эпоха в строительстве гробниц Древнего царства - эпоха пирамид , которые являются знаком вечности, символом мощи, богатства, значимости фараона. Поэтому еще при жизни фараоны начинали строить себе гробницы.

Наиболее известными из нескольких десятков сохранившихся пирамид считаются Великие пирамиды в Гизе, построенные фараонами IV династии в 3 тыс. до н. э. Это пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (Хеопса, Хефрена и Микерина в греческой транскрипции). Пирамиды имели в основании квадрат, погребальная камера находилась уже внутри пирамиды, а стороны основания были ориентированы строго по странам света. Снаружи пирамиды облицовывали тщательно отполированными каменными плитами, которые сохранились лишь на вершине пирамиды Хефрена.

Самую высокую из пирамид - пирамиду Хеопса - древние причисляли к семи чудесам света. Возводили эту пирамиду 20 лет, а еще 10 лет строили дорогу для подвозки из каменоломен блоков весом 2,5-3 т. На постройку пирамиды Хеопса высотой 146 м и длиной основания 233 м пошло 2 300 000 блоков камня. Египтяне не знали связующих материалов и плотно подгоняли блоки друг к другу «насухо». Главным архитектором пирамиды Хеопса был вельможа Хемиун. Вход в пирамиду находится на северной ее грани, внутрь ведет низкий коридор. Угол наклона коридора таков, что в древности из него могли видеть Полярную звезду. Погребальная камера имеет длину 10,5 м, ширину 5,2 м и высоту 5,8 м. Над потолком погребальной камеры находятся пять разгрузочных камер, которые принимают на себя колоссальную тяжесть каменной массы пирамиды.

Пирамида имеет около 2 250 000 каменных блоков. Их нужно было прежде всего добыть . А делалось это так: в скале каменоломни выдалбливались отверстия, потом туда загоняли деревянный клин, который поливали водой так долго, пока он не набухал и не расщеплял скалу. Отбитый кусок скалы нужно было обтесать медным долотом, само собой, вручную. Потом такую глыбу нужно было отправить на место строительства. Если это был мелкозернистый известняк с Моккатамского нагорья, то сначала его везли несколько километров до Нила, там погружали на плоты, перевозили, затем снова перегружали на деревянные сани – волокуши и таким образом доставляли на место строительства. Здесь уже блоки доводились до нужных размеров и форм. Каждый блок имел шесть сторон, значит, требовалось отшлифовать почти 13,5 миллиона сторон – это тот минимум квадратных метров, которые должны были обработать рабочие.

Пирамиды Хефрена и Микерина были меньшего размера. Охраняет пирамиду Хефрена огромный сфинкс, самая знаменитая скульптура древности, подобной которой нигде нет. Каменный лев с головой человека высечен из целой скалы (длина – 72 м, высота - 20 м).

Пирамиды в Гизе, как и их предшественницы, не были отдельными, самостоятельными сооружениями, а являлись композиционным центром погребального комплекса.
Каждой гробнице, скрывавшей тело царя и его загробное имущество, постоянно угрожало ограбление . Жрецов, охранявших своих мёртвых властителей, особенно в период междуцарствий, было не так уж много. И сохранились свидетельства о том, что им приходилось с оружием в руках переносить мумию фараона в другое укрытие. Но многие из жрецов сами предпочитали грабить своё божество – фараона. Грабителями становились и стража гробниц, и архитекторы, знавшие систему тайных коридоров. И способствовали этому не только смутные периоды правления, но главным образом само время: то, что не удалось отцам, удавалось их сыновьям и внукам, то, что не разграбили в одном столетии, грабили в другом, третьем, пятом, десятом…Несостоятельность пирамид как гробниц в конце концов признали даже сами фараоны. Но это была не единственная причина отказа от их строительства и, пожалуй, даже не самая решающая. Строительство пирамид истощало экономические ресурсы страны. Строительство Большой пирамиды равнялось проигранной войне. Поддержание их в хорошем состоянии тоже требовало немалых средств. Пирамиды перестали строить в смутные времена Первого междуцарствия; фараоны Среднего царства снова возвращаются к их строительству, но в период XIII династии окончательно отказываются от пирамид. Последняя пирамида была сооружена по приказу фараоа Хенджера примерно в XVII веке до н. э.

1. Мастаба, внешний вид

2.Разрез мастабы: а) погребальная камера, б) молельня.

3. разрез ступенчато пирамиды фараона Джосера в Саккаре.

4. План ансамбля пирамид в Гизе: а) пирамида Хеопса, b) Хефрена, c) Микерина.

5. разрез и горизонтальная проекция пирамиды Среднего царства.

6. Разрез пирамиды Хеопса. Зодчий Хемиун.
Проверь себя

Ответь на вопросы

1. Какое архитектурное сооружение предшествовало пирамидам и что в переводе на русский язык означает это слово?

2. Назови имя зодчего, потрошившего первую ступенчатую пирамиду. С каким богом отождествляли его греки?

_______________________________________________________________________________________

3. Перечисли Великие пирамиды в Гизе. Какая из них самая высокая?

_______________________________________________________________________________________

4. Кто был главным архитектором самой большой пирамиды Египта?

_______________________________________________________________________________________

5. Почему прекратилось строительство пирамид?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: