Тренинг развития навыков общения у младших школьников. Тренинг для школьников младшего и среднего школьного возраста "коммуникативное поведение"

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие умения общаться.

Задачи тренинга:

1. Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;

2. Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;

3. Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;

4. Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг общения для младших школьников.

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие умения общаться.

Задачи тренинга:

  1. Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;
  2. Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;
  3. Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
  4. Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;

Ход тренинга

1. Орг.момент. Правила тренинга

Здравствуйте дети. Рада приветствовать вас на нашем тренинге. Ребята, а сейчас я хочу напомнить основные правила наших встреч.

1) Вся информация, которая прозвучит на тренинге, остается между нами.

2) Мы все должны быть искренними и открытыми.

3) Мы помним, что нельзя оценивать и давать советов другим.

4) Вежливое обращение друг к другу.

2. Упражнение «Приветствие».

Инструкция: Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. Передавая в руки мяч по кругу, говорят комплемент.

Молодцы, у вас хорошо получилось.

3. Упражнение «Менялки»

Инструкция: Стоящий в кругу предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким – либо умением. Это умение он называет. Пример: Пересядьте все те, кто умеет петь, танцевать. При этом, тот кто стоит в центре круга старается занять одно из освободившихся мест, а тот кто останется в кругу, продолжит работу.

4. Объявление темы и задач занятия.

Сегодня мы с вами будем говорить об общении. Что же такое общение? Как вы думаете? (ответы детей).

Ребята, вы правильно мыслите. Общение - это важная часть нашей жизни, без общения невозможна жизнь.

5.Работа по теме тренинга.

а) Исследовательские упражнения

«Продолжи историю»

Цели: В ходе этой игры дети могут отработать сотрудничество в рамках всего класса, выявить способность контактировать. Для успешного участия им необходимо внимательно выслушать учителя и представить себе всю последовательность излагаемых событий. Они могут придумывать и развивать собственные идеи, но при этом им необходимо терпение, чтобы не мешать другим.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один круг. Я хочу предложить вам игру, в которой может одновременно принять участие весь класс. Вам будет нужно сочинить собственную историю.

Я сама начну историю и через некоторое время прекращу свой рассказ. После этого любой ученик может подхватить нить и продолжить повествование. Когда этот ребенок остановит свой рассказ, историю будет продолжать следующий, и так далее до тех пор, пока все дети не добавят в эту общую историю свой кусочек. Всем понятно, как нужно играть?

Итак:

Жили были маленькая девочка и маленький мальчик. Дома, в которых они жили, стояли так близко друг к другу, что они могли каждый день играть друг с дружкой. Со временем они стали закадычными друзьями. И вот однажды они решили уйти далеко-далеко, потому что больше не хотели, чтобы взрослые командовали ими с утра до вечера. Они взяли с собой немного еды и сложили ее в два небольших рюкзачка. Когда взрослые были заняты своими делами, они потихоньку убежали из дому. Дорога, которой они пошли, привела их через какое-то время к большому и дикому лесу. "Странно" - сказали они, - "что такой прекрасный лес находится так близко к городу". В детях проснулось любопытство, и они направились вглубь леса. Сначала воздух был теплым, а солнце пробивалось сквозь листья деревьев. Иногда они слышал прелестные голоса певчих птиц. Но лес становился все темнее, воздух - все холоднее, а отовсюду стали раздаваться разные шорохи.

Тогда детям захотелось выбраться оттуда. Но когда они обернулись назад, то не обнаружили там никаких признаков дороги, по которой пришли. Вместо этого они видели только скалы и густую растительность. Как только они делали шаг вперед по дороге, она тут же исчезала за их спинами, потому что она была заколдована. Они шли все время вперед и вперед, пробираясь сквозь густые кусты и деревья, карабкаясь по большим камням и валунам. Внезапно они услышали впереди странный шум. Они не видели, что это было, но смогли расслышать приближающиеся шаги. Дети остановились, схватились друг за дружку, стиснули руки. Вдруг они увидели...

Ребята, продолжите историю. (Дети продолжают историю)

Анализ упражнения:

Понравилась ли тебе наша история?

Что тебе понравилось больше всего?

Что бы ты рассказал иначе, если бы рассказывал всю историю один?

б) Формирующие упражнения

«Комплименты»

Цель: Способствовать изменению чувств отношений и формированию умения общаться.

Ребята, а сейчас мы будем принимать, и говорить комплименты. Работаем в парах. Один из пары говорит в течение нескольких минут второму комплименты: «что мне нравится в тебе, какие черты характера, внешности, факты из жизни…»

Партнер должен выслушать все, что ему говорят. После этого он повторяет все, что услышал: «Тебе нравится во мне…». Если что-то упущено, то партнер обращает на это внимание. После этого они меняются ролями.

Анализ:

Что было легче говорить или слушать?

Удалось ли принимать комплименты, и с каким чувством?

в) Развивающие упражнения

Групповой портерт

Цели: "Групповой портрет" дает возможность отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах. Задача - нарисовать общий портрет, на котором присутствует каждый ребенок - усиливает у детей чувство принадлежности к группе. В этой игре наряду со способностью к кооперации развиваются навыки наблюдательности и творческого самовыражения.

Чтобы дети могли выполнить свою задачу в спокойной обстановке и отнеслись к ней с должным вниманием, в некоторых случаях имеет смысл проводить игру в несколько этапов, растянув ее на 2-3 дня.

^Материалы: Каждой подгруппе понадобится большой лист бумаги (как минимум размером A3, лучше - лист ватмана) и восковые мелки.

*^ Инструкция: Разбейтесь на четверки. Каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, попросите кого-нибудь из группы сделать это. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины.

Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести подробное представление всех картин. Перед этим можно дать группам время подумать, как они будут представлять свою работу остальным ученикам и какие пояснения будут давать при этом.

Анализ упражнения:

Кого ты выбрал художником, рисующим твой портрет?

Что ты чувствовал, когда рисовали тебя?

Кто выбрал тебя художником?

Как вы пришли к решению, кого где нарисовать?

Ты доволен своим портретом?

Насколько тебе понравилось работать вместе с другими ребятами из твоей подгруппы?

Насколько ты доволен тем портретом, который ты рисовал сам?

6.Обратная связь

Понравилось ли вам занятие?

Какие чувства вы испытываете сейчас?

Что полезного вы вынесете из этого занятия для себя?


Тренинг

«Сплочения у младших школьников»

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

Осознание себя командой.

Возраст: младший школьник, младший подросток.

Состав участников : 10-15 человек.

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Ход тренингового занятия:

Разминка Упражнение «Пожалуйста» - 5 минут

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...» - 5 минут

Игра «Атомы и молекулы» - 4 минут

Упражнение «Постройтесь по росту!» - 5 минут

Упражнение «Печатная машинка» - 15 минут

Упражнение «Путанка» - 10 минут

Упражнение «Поезд» - 20 минут

Упражнение «Счёт до десяти» - 10 минут

Игра «Машина с характером» - 20минут

Упражнение «Опустить предмет» - 15 минут

Упражнение «А я еду...» - 8 минут

Упражнение «Переправа» - 20 минут

Упражнение-игра «Тик-так» - 7 минут

Структура: участники рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

Здравствуйте. Меня зовут Светлана Анатольевна и сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. Цель тренинга - это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Разминка Упражнение «Пожалуйста»

Цель: поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

Ход упражнения:

Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибётся, выбывает из игры.

Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.

Примечание: с самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться).

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

Что нового узнали о других?

Что интересное узнали?

Игра «Атомы и молекулы»

Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек - маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

* На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

Обсуждение:

Удалось ли группе это сделать?

Что помогало? Поддерживало?

Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Упражнение «Путанка»

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», - спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

Упражнение «Поезд»

Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» - проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки - например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Обсуждение:

Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано?

Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?

Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

Что с вами происходило?

Если не получилось, то почему?

Какую стратегию вы выбрали?

Игра «Машина с характером»

Цель: сплочение группы.

Ход упражнения:

Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали - это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. Во время игры нельзя разговаривать. Попросите одного добровольца (игрок 1) выйти на середину круга и скажите ему:«Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами». Когда игрок 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью. Игрок 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок 2может встать сзади и каждый раз, когда игрок 1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох». Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы.

Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. конце концов машина должна развалиться.

Обсуждение игры:

В какой момент вы стали деталью машины? Почему?

Как вы придумали свои действия?

Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?

Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?

Варианты:

Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер.

Упражнение «Опустить предмет»

Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Задача участников: опустить предмет в указанное психологом место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Обсуждение:

Что испытывали при выполнении задания?

Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?

Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?

Упражнение «А я еду...»

Цель: разрядка участников, расслабление.

Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит:«А я с...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Упражнение «Переправа»

Цель: Сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.

Описание упражнения: Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20-25 см. Игра проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне. Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники.

Обсуждение:

Какие психологические качества у вас проявились при выполнении этого упражнения?

Что происходило с вами, вызвал ли у вас дискомфорт это упражнение?

Упражнение-игра «Тик-так»

Цель: Игра веселая и легкая, помогает снять напряжение предыдущего упражнения.

Ход упражнения: Участники передают друг другу звуковую передачу: «тик» - направо, «так» - налево по кругу. «Бум» - означает перемену направления передачи звука. Любой участник игры имеет право изменить направление передачи.

Рефлексия:

Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о классе?

Как будете использовать эти знания?

Чему научились?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Что нужно развивать на будущее?

Орг. конец:

Спасибо вам большое, что пришли на тренинг, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

Дружный класс – мечта любого педагога, ребёнка, родителя. Осуществить ее очень просто. Следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.

Каждый педагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждого ученика в отдельности.

Психологи-исследователи убедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота только о физическом здоровье. Это значит, что деятельность детского практического психолога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме и продуктивному развитию на благо самому себе и обществу.

Младший школьник находится еще на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход прежде всего через действие.

Мы предлагаем систему игр, которые может проводить педагог или психолог. На одном из уроков следует выделить 10-15 минут для игры с детьми. Важно, чтобы это стало системой, а не использовалось от случая к случаю. Если педагог сочтёт обязательным и необходимым этот вид работы, правильно организует её, то данная совместная деятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.

Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий уже через 2-3 недели дети более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определенной педагогической или психологической задачи. Таким образом в детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

Занятие №1.

Игры, настраивающие детей на совместную деятельность и общение.

Игра “Пожалуйста”. Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например: “Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

Игра “Ласковое имя”. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

Занятие №2. Самоподдержка.

Игра “Я справлюсь”. Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.

Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

Занятие №3. Мысли управляют поступками.

Игра “Я сильный”. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

Попросите детей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Занятие №4. Игры с пальцами и на пальцах.

Детям нравиться двигать пальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыки общения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.

Игра “Воробьи” . Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

Занятие №5. Игры с пальцами и на пальцах.

Игра “Луноход” . Ведущий читает стихотворение:

Посмотрите: луноход
По Луне легко идёт,
Он шагает очень важно,
В нём герой сидит отважный.

Дети держат руки на столе, пальцы передвигают по поверхности, имитируя движение лунохода.

Игра “Управляя пальцами” . Играют 4 человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами и вытянуть навстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней). Двое других игроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из них начинает “управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свести пальцы (ладони) друзей.

Группа занятий по развитию воображения и творческого взаимодействия.

Игра “Мостик дружбы”.

Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

Игра “Человекомашины”.

Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.

Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

Предложенные формы работы психолога в младших классах средней школы нами опробованы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными. Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов, что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.

Психологический тренинг

«Чувства» для младших школьников

Цели:

1. образовательная - актуализировать у детей знания об эмоциональной сфе­ре человека.

2. воспитательная – воспитать чувство коллективизма.

3. развивающая - развить наблюдательность, коммуникативные способности, раскованность, внимание, память, мышление, повысить интеллектуальный уровень развития и развитие ребенка в целом.

Тип урока : тренинг.

Оборудование : музыкальный центр, мяч, доска.

Ход тренинга:

I . Орг. момент : (3-4 мин.)

1. Приветствие.

2. Сообщение темы тренинга.

II . Основная часть: (35 мин.)

Все учащиеся сидят в кругу, для передачи по кругу используется мяч.

Разминка:

«Мячик».

Дети бросают друг другу мячик со словами «Я рад снова видеть тебя... (называют имя)». Мячик должен по­бывать в руках у каждого ребенка.

«Лишнее слово».

На доске написаны слова: «радость», «глупость», «злость», «грусть». Детям нужно найти лишнее слово («глупость», потому что это не чувство).

Основное содержание занятия:

«Вспомним чувства».

Психолог показывает детям рисунки с изображением чувств. Дети называют чувства и передают их при помощи мимики.

«Сочини рассказ».

На доске размещаются картинки с изображениями трех чувств. Детям нужно сочинить рассказ, герой которого в начале, в середине и в конце истории испы­тывал бы те же чувства, которые представлены на доске.

«Общая радость».

К доске прикрепляется лист ватмана. Психолог предлагает детям нарисовать общий рисунок радос­ти. Дети по очереди подходят к листу, фломастером изобра­жают на нем что-либо (цветы, игрушки, мороженое) и вслух объясняют, почему их изображение подходит для этого рисун­ка. Общий рисунок может быть объединен сюжетом или пред­ставлять отдельных деталей.

«Одюдюка».

Психолог. Сейчас я расскажу вам одну историю... Жил был сказочный лес. В жаркую погоду укрывал всех своих жителей от палящих лучей солнца. В дождь давал странникам пристанище и защиту. Лес был заботливым и внимательным, и его жители платили ему тем же. Каждое утро уценок Пиф подметал лесные дорожки, убирал поломанные ветки и следил-за чистотой пруда. У него был друг - медвежонок Тимка, который осматривал все деревья в лесу и отмечал, какое из них выросло, какое зацвело, а какое нуждается в медицинской помощи. А еще в лесу жил дядюшка медведь - Михайло Иванович, и был он самым мудрым, добрым и внимательным зверем в лесу. Если случалась беда, он всегда приходил на помощь.

И вот однажды идет щенок Пиф по тропинке и слышит: «У-гу-гу». Попятился он, да вдруг прямо перед ним с ревом пролетело «Оно» и стало Пифа пугать. От страха шерсть на щенке встала дыбом. Он залаял, но страшилка не пропала, а продолжала летать вокруг и толкаться. Пиф побежал искать своего друга медвежонка Тима. А Тим в это время осматривал елочки, которые растил для предстоящего Нового года. И вдруг сзади на него кто-то налетел и толкнул изо всех сил. Медвежонок упал и увидел что-то мохнатое. Это «что-то» летало вокруг и завывало страшным голосом. Медвежонок испугался и побежал на поиски друга.

Встретились они у дома дядюшки медведя и стали думать, что же им дальше делать. Тут выходит из дома Михайло Иванович и спрашивает:

Что произошло?

Стали друзья наперебой рассказывать, а напоследок решили:

- Поймаем того, кто нас напугал, накажем и выгоним из леса.

Так и сделали. Поймали и хотели, было взгреть хорошенько, но дядя Миша предложил не наказывать страшилку, а подружиться с ней, - может быть, что-то и получится. Окружили ее звери и сорвали покрывало, под которым «Оно» пряталось. И предстала перед всеми страшилка Одюдюка во всей своей красе и давай ругаться.

Чего вам от меня надо? Видно, мало я вас попугала!

Да погоди ты, не ругайся, лучше расскажи, зачем в наш лес пришла.

Видит Одюдюка: деваться ей некуда, пришлось рассказывать о себе. История получилась очень печальная.

Мама и папа у меня потомственные Одюдюки. Мы всегда всех пугаем. Мама - папу и меня, папа - меня и маму. Мне за всю мою жизнь никто доброго слова не сказал. Вот и решила я навредить всем в этом добром лесу. Не хочу, чтобы все дружно жили, чистоту и порядок везде наводили... А сейчас делайте со мной, что хотите. Хотите - напугайте, хотите поколотите, а
хотите - придумайте что-то страшное, чтобы у меня кровь в жилах застыла.

Стали звери совет держать. Думали-думали, как ее лучше наказать, а потом вдруг кто-то предложил ее пожалеть. Ведь никто и никогда не говорил ей добрые слова. (Как вы думаете, какие слова говорили звери Одюдюке?) А потом звери научили Одюдюку улыбаться, и перестала она быть злой и страшной.

Вы можете, научить, Одюдюку, улыбаться?

Замечательно!

Давайте теперь возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

«Распустившийся бутон».

Психолог. С какими чувствами вы начали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не так хорошо? Чего вам не хватает в такие дни? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызвать у себя приятные ощущения.

Сядем все в круг на пол. Возьмем друг друга за руки и закроем глаза... А теперь каждый пусть представит, что он какой-нибудь цветок, один из нераспустившихся бутонов. Постарайтесь почувствовать, как вам хочется, чтобы оболочка этого бутона раскрылась, и вы потянулись навстречу теплому солнечному свету...

А теперь вы можете представить себе, как бутон постепенно раскрывается. Давайте подышим более глубоко и постепенно «раскроемся».

Цветок распустился. Постарайтесь почувствовать аромат этого цветка... Рассмотрите цвет его лепестков... Посмотрите, как ярко они сияют... Если хотите, можете понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышите, они говорят:

«Какой красивый цветок! Он так нравится мне!» Вы чувствуете, как приятно смотреть на этот цветок? Возьмите это приятное чувство и поместите его в свое сердце.

А теперь потянитесь, расслабьтесь, откройте глаза и вернитесь к нам в группу добрыми и отдохнувшими.

«Бывают чувства разные».

Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».

Бывают чувства разные:

Прекрасные, опасные,

Сердечные, забавные,

Сердитые и славные,

Веселые, печальные,

Игральные, молчальные.

Попробуй улыбнуться,

Как клоун на манеже,

И робко потянуться,

Как маленький подснежник.

Попробуй рассердиться,

Как злющая оса.

Попробуй удивиться,

Взглянув на небеса.

Попробуй шею важно,

Как лебедь, выгибать - Все скажут:

«Он отважный!» И будут уважать.

«Кто сегодня чувствовал...»

Психолог просит тех детей, которые сегодня чувствовали интерес к чему-либо, встать и хлопнуть в ладоши, тех, кто испытывал покой встать и подпрыгнуть, кто чувствовал обиду - встать и погладить себя по голове, а гнев - встать и дотронуться пальцем до носа, страх - встать и дотронуться до соседа, радость - встать и крикнуть «Ура!».

Памятка:

Тебе будет легче общаться с родителями и друзьями, если ты будешь соблюдать следующие правила:

1. надо понимать и выражать свои чувства, тогда родителям и друзьям будет легче понять тебя и твое поведение.

2. старайся контролировать неприятные чувства, выражай их сдержанно

3. надо замечать чувства родителей и друзей, сочувствовать им, тогда тебе будет легче понять их поведение.

III . Заключительная часть : (5-6мин.)

1 . Рефлексия занятия : (детям задаются вопросы)

Что вы узнали нового на занятии?

Что поняли на занятии?

Что вам понравилось на занятии?

Что не понравилось?

Какие чувства Вы испытывали сегодня на занятии?

2 . Подведение итогов тренинга : поставленные нами задачи и цели выполнены.

Данные упражнения способствовали развитию у детей таких качеств, как общительность, активность, находчивость, сплоченность, взаимопомощь.

Тренинг общения для младших школьников.

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие умения общаться.

Задачи тренинга:

    Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;

    Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;

    Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;

    Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;

Ход тренинга

1. Орг.момент. Правила тренинга

Здравствуйте дети. Рада приветствовать вас на нашем тренинге. Ребята, а сейчас я хочу напомнить основные правила наших встреч.

1) Вся информация, которая прозвучит на тренинге, остается между нами.

2) Мы все должны быть искренними и открытыми.

3) Мы помним, что нельзя оценивать и давать советов другим.

4) Вежливое обращение друг к другу.

2. Упражнение «Приветствие».

Инструкция: Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. Передавая в руки мяч по кругу, говорят комплемент.

Молодцы, у вас хорошо получилось.

3. Упражнение «Менялки»

Инструкция: Стоящий в кругу предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким – либо умением. Это умение он называет. Пример: Пересядьте все те, кто умеет петь, танцевать. При этом, тот кто стоит в центре круга старается занять одно из освободившихся мест, а тот кто останется в кругу, продолжит работу.

4. Объявление темы и задач занятия.

Сегодня мы с вами будем говорить об общении. Что же такое общение? Как вы думаете? (ответы детей).

Ребята, вы правильно мыслите. Общение - это важная часть нашей жизни, без общения невозможна жизнь.

5.Работа по теме тренинга.

а) Исследовательские упражнения

«Продолжи историю»

Цели: В ходе этой игры дети могут отработать сотрудничество в рамках всего класса, выявить способность контактировать. Для успешного участия им необходимо внимательно выслушать учителя и представить себе всю последовательность излагаемых событий. Они могут придумывать и развивать собственные идеи, но при этом им необходимо терпение, чтобы не мешать другим.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один круг. Я хочу предложить вам игру, в которой может одновременно принять участие весь класс. Вам будет нужно сочинить собственную историю.

Я сама начну историю и через некоторое время прекращу свой рассказ. После этого любой ученик может подхватить нить и продолжить повествование. Когда этот ребенок остановит свой рассказ, историю будет продолжать следующий, и так далее до тех пор, пока все дети не добавят в эту общую историю свой кусочек. Всем понятно, как нужно играть?

Итак:

Жили были маленькая девочка и маленький мальчик. Дома, в которых они жили, стояли так близко друг к другу, что они могли каждый день играть друг с дружкой. Со временем они стали закадычными друзьями. И вот однажды они решили уйти далеко-далеко, потому что больше не хотели, чтобы взрослые командовали ими с утра до вечера. Они взяли с собой немного еды и сложили ее в два небольших рюкзачка. Когда взрослые были заняты своими делами, они потихоньку убежали из дому. Дорога, которой они пошли, привела их через какое-то время к большому и дикому лесу. "Странно" - сказали они, - "что такой прекрасный лес находится так близко к городу". В детях проснулось любопытство, и они направились вглубь леса. Сначала воздух был теплым, а солнце пробивалось сквозь листья деревьев. Иногда они слышал прелестные голоса певчих птиц. Но лес становился все темнее, воздух - все холоднее, а отовсюду стали раздаваться разные шорохи.

Тогда детям захотелось выбраться оттуда. Но когда они обернулись назад, то не обнаружили там никаких признаков дороги, по которой пришли. Вместо этого они видели только скалы и густую растительность. Как только они делали шаг вперед по дороге, она тут же исчезала за их спинами, потому что она была заколдована. Они шли все время вперед и вперед, пробираясь сквозь густые кусты и деревья, карабкаясь по большим камням и валунам. Внезапно они услышали впереди странный шум. Они не видели, что это было, но смогли расслышать приближающиеся шаги. Дети остановились, схватились друг за дружку, стиснули руки. Вдруг они увидели...

Ребята, продолжите историю. (Дети продолжают историю)

Анализ упражнения:

- Понравилась ли тебе наша история?

- Что тебе понравилось больше всего?

- Что бы ты рассказал иначе, если бы рассказывал всю историю один?

б) Формирующие упражнения

«Комплименты»

Цель: Способствовать изменению чувств отношений и формированию умения общаться.

Ребята, а сейчас мы будем принимать, и говорить комплименты. Работаем в парах. Один из пары говорит в течение нескольких минут второму комплименты: «что мне нравится в тебе, какие черты характера, внешности, факты из жизни…»

Партнер должен выслушать все, что ему говорят. После этого он повторяет все, что услышал: «Тебе нравится во мне…». Если что-то упущено, то партнер обращает на это внимание. После этого они меняются ролями.

Анализ:

Что было легче говорить или слушать?

Удалось ли принимать комплименты, и с каким чувством?

в) Развивающие упражнения

Групповой портерт

Цели: "Групповой портрет" дает возможность отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах. Задача - нарисовать общий портрет, на котором присутствует каждый ребенок - усиливает у детей чувство принадлежности к группе. В этой игре наряду со способностью к кооперации развиваются навыки наблюдательности и творческого самовыражения.

Чтобы дети могли выполнить свою задачу в спокойной обстановке и отнеслись к ней с должным вниманием, в некоторых случаях имеет смысл проводить игру в несколько этапов, растянув ее на 2-3 дня.

^Материалы: Каждой подгруппе понадобится большой лист бумаги (как минимум размером A3, лучше - лист ватмана) и восковые мелки.

*^ Инструкция: Разбейтесь на четверки. Каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, попросите кого-нибудь из группы сделать это. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины.

Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести подробное представление всех картин. Перед этим можно дать группам время подумать, как они будут представлять свою работу остальным ученикам и какие пояснения будут давать при этом.

Анализ упражнения:

- Кого ты выбрал художником, рисующим твой портрет?

- Что ты чувствовал, когда рисовали тебя?

- Кто выбрал тебя художником?

- Как вы пришли к решению, кого где нарисовать?

- Ты доволен своим портретом?

- Насколько тебе понравилось работать вместе с другими ребятами из твоей подгруппы?

- Насколько ты доволен тем портретом, который ты рисовал сам?

6.Обратная связь

Понравилось ли вам занятие?

Какие чувства вы испытываете сейчас?

Что полезного вы вынесете из этого занятия для себя?



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: