Урок по технологии вагоностроительный завод. Влияние базы тележки на прохождение кривых участков пути

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Пособие содержит обширный методический инструмент овладения универсальными учебными действиями: шаблоны деталей с чертежами, технологические карты, тесты и другие задания. Выполнение заданий из рабочей тетради способствует закреплению учащимися практических навыков, полученных на уроках технологии. Тематически и структурно материал тетради соответствует содержанию учебника.

Технология. 4 класс. Рабочая тетрадь. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В.

Описание учебника

СОДЕРЖАНИЕ
Дорогие друзья! 3
Карта России 4
Условные обозначения 6
Вагоностроительный завод 7
Тест «Вагоны» -
Ходовая часть вагона (тележка) 8
Пассажирский вагон 10
Цистерна. Сборка вагона 14
Полезные ископаемые 16
Тест «Как добывают нефть» -
Буровая вышка 17
Малахитовая шкатулка 18
Автомобильный завод 19
Тест «Конвейер автомобильного завода» -
КамАЗ 20
Кузов грузовика. Сборка самосвала 21
Монетный двор 22
Проект «Медаль» -
Фаянсовый завод 26
Тест «Как создаётся фаянс» -
Основа для вазы 28
Швейная фабрика 30
Тест «Как шьют одежду» -
Прихватка 31
Новогодняя игрушка 32
Птичка 34
Обувная фабрика 36
Тест «Как изготавливают обувь» -
Модель детской летней обуви 38
Деревообрабатывающее производство 40
Тест «Обработка древесины» -
Технический рисунок лесенки - опоры для растений 42
Лесенка - опора для растений 43
Кондитерская фабрика 46
Тест «Кондитерские изделия» -
Бытовая техника 48
Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов» -
Настольная лампа 50
Абажур. Сборка настольной лампы 52
Тепличное хозяйство 55
Тест «Теплицы» -
Проект «Цветы для школьной клумбы» 56
Водоканал 60
Тест «Как вода поступает в наш дом» -
Фильтр для очистки воды 61
Порт 62
Тест «Работа в порту» -
Технический рисунок канатной лестницы 64
Браслет 65
Самолётостроение и ракетостроение 66
Тест «Самолёты» -
Самолёт 68
Тест «Исследование космоса» 69
Ракета-носитель 72
Издательское дело 73
Тест «Элементы книги» -
Книга «Дневник путешественника» 74
Тест ««Вагоны»
1- Рассмотрите железнодорожные вагоны, изображённые на рисунках. Определите, какие грузы перевозятся в каждом из них. Соедините соответствующие друг другу изображение и определение стрелкой.
Определение
- вагон-платформа для перевозки легковых автомобилей
- вагон-платформа для перевозки лесоматериалов
- крытый вагон для перевозки скота
- вагон-платформа для перевозки громоздких грузов (строительных материалов, контейнеров, машин), не требующих защиты от атмосферных осадков
2. Вставьте пропущенные слова и допишите предложение.
Основные элементы конструкции вагонов:
Модель зависит от назначения вагона.
Ходовая часть вагона (тележка)
Прочитайте план работы над изделием «Ходовая часть вагона (тележка)» на с. 13 учебника. Заполните технологическую карту.
Итоговая оценка работы:
Примерная стоимость изделия:
Сравните план изготовления изделия с технологической картой. Сделайте вывод: какой документ является более детальным. Ответ обоснуйте.
Выполните чертежи развёрток основы и выступа, деталей колёс в масштабе 1:1 на листе цветного картона (или плотной бумаги). Изготовьте изделие, как показано в учебнике.
Чертёж ходовой части вагона в масштабе 1: 1
Пассажирский вагон
Прочитайте план работы над изделием, определите и подберите необходимые материалы и инструменты и изготовьте модель пассажирского вагона.
План работы
1. Прочитайте чертёж изделия. Выполните чертежи развёртки кузова, деталей крыши и торцевых стенок в масштабе 1:1 на листе цветного картона (или плотной бумаги).
2. Вырежите развёртку и детали. 3. Согните заготовки кузова, крыши и торцевых стенок по линиям сгиба. 4. Приклейте торцевые стенки к детали кузова с помощью клапанов. 5. Приклейте крышу, как показано на рисунке. 6. Приклейте вагон на две ходовые части (тележки), подготовленные заранее. 7. Оформите изделие.
На Тверском вагоностроительном заводе разработали и изготовили вагон новой для нашей страны конструкции - двухэтажный пассажирский вагон. В этом вагоне 16 купе (по 8 на первом и втором этажах), в каждом купе 4 спальных места, предусмотрено служебное купе для проводников и 3 туалетные комнаты. Скоро такие вагоны появятся на железных дорогах России. Рассмотрите фотографию - так выглядит двухэтажный вагон снаружи. Попробуйте придумать и нарисовать, как этот вагон может выглядеть изнутри.
Цистерна. Сборка вагона
С помощью рисунков на с. 16, 17 учебника определите и подберите материалы и инструменты, которые необходимы, чтобы изготовить модель цистерны. Заполните технологическую карту.
Итоговая оценка работы:
Примерная стоимость изделия:
Определите правильную последовательность технологического процесса (проставьте соответствующие цифры в клеточках).
Последовательность операций по изготовлению модели вагона-цистерны:
сборка кузова
крепление кузова к подставке
сборка ходовой части
установка подставки на ходовую часть
Выполните чертежи развёртки цилиндра, деталей подставки и частей кузова в масштабе 1:1 на листах цветного картона (или плотной бумаги). Изготовьте модель цистерны, как показано в учебнике.
Полезные ископаемые
Тест ««Как добывают нефть»
1. Определите правильную последовательность технологического процесса (проставьте соответствующие цифры в клеточках).
Последовательность операций по добыче и транспортированию нефти:
бурение скважин
поиск нефтяных месторождений
транспортировка нефти по трубопроводам или в цистернах
строительство буровых вышек подготовка месторождений к разработке
2. Выберите правильный ответ (отметьте его галочкой).
Месторождения нефти и газа изображаются на картах с помощью следующих условных знаков:
3. Вставьте пропущенные слова и закончите предложения.
Буровая вышка - это сооружение над _
_, предназначенное для спуска и подъёма
По своей форме буровая вышка похожа на
Буровая вышка
С помощью рисунков на с. 21-23 учебника подберите детали и инструменты, которые необходимы, чтобы изготовить модель буровой вышки. Заполните технологическую карту, самостоятельно составьте план работы и соберите изделие.
Как изменится модель буровой вышки, если в основании её будет лежать круг? На какую геометрическую фигуру будет похожа такая вышка? Какое изделие аналогичной конструкции вы изготавливали ранее?
Малахитовая шкатулка
Прочитайте план работы над изделием «Малахитовая шкатулка» на с. 26 учебника. Заполните технологическую карту и выполните работу над изделием.
Автомобильный завод
Тест ««Конвейер автомобильного завода»
1. Определите правильную последовательность операций по сборке автомобиля (проставьте соответствующие цифры в клеточках):
установка рамы машины на конвейер установка колёс
установка двигателя, деталей кабины
монтаж электрооборудования, рулевого управления
установка и крепление ходовой части
2. Узнайте, люди каких профессий работают на автомобильном заводе и какие технологические операции они выполняют. Заполните свободные графы таблицы.
Кто делает (профессия) Что делает (выполняемые операции)

Технология. 4 класс. Рабочая тетрадь.

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа - СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа - СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения - просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

Российская академия наук Российская академия образования Издательство «Просвещение» П Е Р с П Е К Т И В А Н.И. РОГОВЦЕВА С.В. АНАЩЕНКОВА if ЕхНоЛоГиЯ Рабочая тетрадь:фгос Российская академия наук Российская академия образования Издательство «Просвещение» ПЕ РСПЕКТИВА Н. и. Роговцева С. В. Анащенкова Рабочая тетрадь 4 класс Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений 2-е издание Москва «Просвещение» 2012 УДК 373.167.1:62 ББК 30.6я72 Р59 Серия «Академический школьный учебник» основана в 2005 году Проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» - российской школе» Руководители проекта: вице-президент РАН акад. В. В. Козлов, президент РАО акад. Н. Д. Никандров, генеральный директор издательства «Просвещение» чл.-корр. РАО А. М. Кондаков Научные редакторы серии: акад. РАО, д-р пед. наук А. А. Кузнецов, акад. РАО, д-р пед. наук М. В. Рыжа ков, д-р экон. наук С. В. Сидоренко Серия «Перспектива» основана в 2006 году Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Пособие содержит обширный методический инструмент овладения универсальными учебными действиями: шаблоны деталей с чертежами, технологические карты, тесты и другие задания. Выполнение заданий из рабочей тетради способствует закреплению учащимися практических“^авыков, полученных на уроках технологии. Тематически и структурно материал тетради соответствует содержанию учебника. ISBN 978-5-09-029323-5 © Издательство «Просвещение», 2011 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2012 Все права защищены Дорогие друзья! В этой рабочей тетради вы найдёте материалы, которые помогут вам выполнить проекты и создать интересные изделия. Это чертежи и шаблоны деталей, которые необходимы для работы над изделиями, и технологические карты, заполняя которые вы научитесь самостоятельно составлять план работы, определять приёмы и способы её выполнения, выбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления, рассчитывать стоимость изделия, проводить презентацию своей работы и её оценивание. В начале тетради помегцена контурная карта России. На ней вы будете находить и отмечать города, в которых расположены крупные промышленные предприятия ведущих отраслей промышленности нашей страны. Кроме того, в тетради приведены разнообразные задания и тесты. Выполняя задания, вы будете анализировать, сравнивать, находить и систематизировать информацию, делать выводы. А с помощью тестов сможете проверить свои знания. Успехов вам в вашей работе! Авторы » % Карта России --L / Условные обозначения Придумайте и нарисуйте условные обозначения для промышленных предприятий, с помощью которых вы будете отмечать на карте России города, в которых эти предприятия находятся. Вагоностроительный завод Автомобильный завод Фаянсовый завод Швейная фабрика Обувная фабрика Кондитерская фабрика Порт Авиационный завод л Вагоностроительный завод Тест tfBaroHbi» 1. Рассмотрите железнодорожные вагоны, изображённые на рисунках. Определите, какие грузы перевозятся в каждом из них. Соедините соответствующие друг другу изображение и определение стрелкой. Определение - вагон-платформа для перевозки легковых автомобилей - вагон-платформа для перевозки лесоматериалов - крытый вагон для перевозки скота - вагон-платформа для перевозки громоздких грузов (строительных материалов, контейнеров, машин), не требующих защиты от атмосферных осадков 2. Вставьте пропущенные слова и допишите предложение. Основные элементы конструкции вагонов: ____________ Модель вагона. зависит от назначения i# Ходовая час¥ь вагона (тележка) Прочитайте план работы над изделием «Ходовая часть вагона (тележка)» на с. 13 учебника. Заполните технологическую карту. Технологическая карта Последова- тельность работ Приёмы, способы выполнения Материалы, инструменты и приспособления Оценка качества выполнения работ Эскиз Разметка Раскрой Сборка Отделка Итоговая оценка работы: Примерная стоимость изделия: Сравните план изготовления изделия с технологической картой. Сделайте вывод: какой документ является более детальным. Ответ обоснуйте. nr Выполните чертежи развёрток основы и выступа, деталей колёс в масштабе 1:1 на листе цветного картона (или плотной бумаги). Изготовьте изделие, как показано в учебнике. Чертёж ходовой части вагона в масштабе 1: 1 "ю 60 "У//// Шл о о Ш"у ш ill Развёртка основы (4 дет.) Пассажирский вагон Прочитайте план работы над изделием, определите и подберите необходимые материалы и инструменты и изготовьте модель пассажирского вагона. План работы 1. Прочитайте чертёж изделия. Выполните чертежи развёртки кузова, деталей крыши и торцевых стенок в масштабе 1:1 на листе цветного картона (или плотной бумаги). 2, Вырежите развёртку и детали. 3. Согните заготовки кузова, крыши и торцевых стенок по линиям сгиба. 4. Приклейте торцевые стенки к детали кузова с помощью клапанов. 5. Приклейте крышу, как показано на рисунке. 6. Приклейте вагон на две ходовые части (тележки), подготовленные заранее. 7. Оформите изделие. V "-X \ \ ■ : I \ .. -г J 0 Чертёж пассажирского вагона в масштабе 1: 2 Торцевая стенка (2 дет.) % На Тверском вагоностроительном заводе разработали и изготовили вагон новой для нашей страны конструкции - двухэтажный пассажирский вагон. В этом вагоне 16 купе (по 8 на первом и втором этажах), в каждом купе 4 спальных места, предусмотрено служебное купе для проводников и 3 туалетные комнаты. Скоро такие вагоны появятся на железных дорогах России. Рассмотрите фотографию - так выглядит двухэтажный вагон снаружи. Попробуйте придумать и нарисовать, как этот вагон может выглядеть изнутри. Цисжерна. Сборка вагона С помощью рисунков на с. 16, 17 учебника определите и подберите материалы и инструменты, которые необходимы, чтобы изготовить модель цистерны. Заполните технологическую карту. Технологическая карта Последова- тельность работ Приёмы, способы выполнения Материалы, инструменты и приспособления Оценка качества выполнения работ Эскиз Разметка Раскрой Сборка Отделка Итоговая оценка работы: Примерная стоимость изделия: Определите правильную последовательность технологического процесса (проставьте соответствующие цифры в клеточках). Последовательность операций по изготовлению модели вагона-цистерны: сборка кузова крепление кузова к подставке сборка ходовой части установка подставки на ходовую часть.М -\л: % Выполните чертежи развёртки цилиндра, деталей подставки и частей кузова в масштабе 1:1 на листах цветного картона (или плотной бумаги). Изготовьте модель цистерны, как показано в учебнике. Чертёж цистерны в масштабе 1: 2 (2 дет.) Полезные ископаемые Тест «Как добывают нефть» 1. Определите правильную последовательность технологического процесса (проставьте соответствующие цифры в клеточках). Последовательность операций по добыче и транспортированию нефти: бурение скважин поиск нефтяных месторождений транспортировка нефти по трубопроводам или в ци стернах строительство буровых вышек подготовка месторождений к разработке 2. Выберите правильный ответ (отметьте его галочкой). Месторождения нефти и газа изображаются на картах с помощью следующих условных знаков: л с 3. Вставьте пропущенные слова и закончите предложения. Буровая вышка - это сооружение над ________________ _______________, предназначенное для спуска и подъёма* По своей форме буровая вышка похожа на фШ Л " -V" Буровая вышка С помощью рисунков на с. 21-23 учебника подберите детали и инструменты, которые необходимы, чтобы изготовить модель буровой вышки. Заполните технологическую карту, самостоятельно составьте план работы и соберите изделие. Технологическая карта Последова- тельность работ Приёмы, способы выполнения Материалы, инструменты и приспособления Оценка качества выполнения работ Эскиз Разметка Раскрой Сборка Отделка Итоговая оценка работы: Примерная стоимость изделия: Рассмотрите собранную вами модель буровой вышки. Определите, какая геометрическая фигура лежит в основании конструкции модели. Выберите правильный ответ (отметьте его галочкой). В основании конструкции модели лежит: треугольник квадрат прямоугольник Как изменится модель буровой вышки, если в основании её будет лежать круг? На какую геометрическую фигуру будет похожа такая вышка? Какое изделие аналогичной конструкции вы изготавливали ранее? Малахитовая шкатулка Прочитайте план работы над изделием «Малахитовая шкатулка» на с. 26 учебника. Заполните технологическую карту и выполните работу над изделием. Технологическая карта Последова- тельность работ Приёмы, способы выполнения Материалы, инструменты и приспособления Оценка качества выполнения работ Эскиз Разметка Раскрой Сборка Отделка Итоговая оценка работы: Примерная стоимость изделия: Вспомните, как создаются изделия из малахита способом «русская мозаика». Вставьте пропущенные слова и закончите предложения. Куски малахита распиливаются на ____________________, из которых подбирается__________________Затем полученные ____________________________________ наклеиваются на _ Сравните последовательность изготовления имитации малахитовой шкатулки из пластилина, приведёцную в технологической карте, с техникой «русской мозаики». Выделите и запишите общие -технологические операции. > \ ч!"» , Автомобильный завод Тест ««Конвейер автомобильного завода» 1. Определите правильную последовательность операций по сборке автомобиля (проставьте соответствующие цифры в клеточках): установка рамы машины на конвейер установка колёс установка двигателя, деталей кабины монтаж электрооборудования, рулевого управления установка и крепление ходовой части 2. Узнайте, люди каких профессий работают на автомобильном заводе и какие технологические операции они выполняют. Заполните свободные графы таблицы. Кто делает (профессия) Что делает (выполняемые операции) Сварщик Слесарь механосборочных работ Выполняет сборку и установку деталей кабины, узлов ходовой части Слесарь-электрик Наладчик электрообору- дования 3. Выясните у родственников, есть ли среди них те, кто имеет такие же профессии. Расскажите об этих людях и их профессиях. i£"" i# КамАЗ C помощью рисунков на с. 31, 32 учебника подберите детали и инструменты, которые необходимы, чтобы изготовить модель КамАЗа. Заполните технологическую карту. Самостоятельно составьте план работы и соберите изделие. Технологическая карта Последова- тельность работ Приёмы, способы выполнения Материалы, инструменты и приспособления Оценка качества выполнения работ Эскиз Разметка Раскрой Сборка Отделка Итоговая оценка работы: Примерная стоимость изделия: Напишите, какие детали металлического конструктора и какие способы их соединения вы использовали в работе над моделью автомобиля КамАЗ. Как вы думаете, что общего между последовательностью изготовления модели КамАЗа из конструктора и сборкой грузовика на конвейере завода? ж. 4 ,-iT- 1ГГ-; "i Кузов грузовика. Сборка самосвала С помощью рисунков на с.- 33, 34 учебника подберите детали, которые необходимы, чтобы изготовить кузов грузовика. Заполните технологическую карту. Самостоятельно составьте план работы и соберите изделие. Технологическая карта Последова- тельность работ Приёмы, способы выполнения Материалы, инструменты и приспособления Оценка качества выполнения работ Эскиз Разметка Раскрой Сборка Отделка Итоговая оценка работы: Примерная стоимость изделия; Какие ещё виды кузовов для грузовых автомобилей вы знаете? Попробуйте спроектировать свою модель кузова. Выполните эскиз изделия. При желании можете изготовить изделие и прикрепить его к модели КамАЗа. Монетный двор Проект €«Медаль» 1. Определение темы и цели проекта. Мы создадим медали для награждения _ 2. Выполнение предпроектного исследования. Медаль - это знак отличия, который выдаётся за Победителям спортивных соревнований впервые вручали медали на ____________________________________________ в --------------- году. Спортсменов, завоевавших первое место, награждают _____________________________ медалями, второе место - _____________________________ медалями, за третье место вручают _____________________________ медали. 3. Выполнение эскиза изделия. Вы можете придумать эскиз медали самостоятельно или выбрать подходящий вам готовый рисунок на с. 25. 4. Распределение ролей, выбор материалов, необходи мых для работы, и определение их стоимости. Изделие (исполнитель) Материал Количество Стоимость - 5. Заполнение технологической карты. Последова- тельность работ Приёмы, способы выполнения Материалы, инструменты и приспособления Оценка качества выполнения работ Эскиз Разметка Раскрой Сборка Отделка Итоговая оценка работы: Примерная стоимость изделия: 6. Составление плана работы, создание эскиза отдельного изделия и выполнение работы над ним, затем над проектом в группе. 7. Подготовка и проведение презентации проекта с помощью вопросов: Как называется ваш проект? Как возник проект и почему вы выбрали это изделие для выполнения? Какую часть проекта вы делали самостоятельно? Какую новую технологию вы освоили при изготовлении изделия? Какие трудности при выполнении работы над изделием у вас возникли? Как вы их преодолели? Как можно использовать получившееся у вас изделие? Соответствует ли результат той цели, которая была заявлена в начале работы над проектом? 8. Оценивание работы. Оцените свою работу. Максимальное количество баллов по каждому критерию - 5. Соответствие замыслу или выбранной модели Аккуратность, точность выполнения Композиция, цветовое решение, оригинальность Самостоятельность, инициативность Проведение презентации Всего баллов Оценка результатов: 25-23 балла: 5 («отлично»), 22-18 баллов: 4 («хорошо»), 17-13 баллов: 3 («удовлетворительно»), менее 13 баллов: над изделием ещё надо потрудиться. л \ X г v?>-- Переведите понравившийся вам рисунок медали на кальку и используйте его в качестве шаблона для изготовления изделия. При желании можете использовать и другие рисунки. щ Фаянсовый завод Тес¥ ссКак создаётся фаянс» 1. Соотнесите эмблемы заводов, на которых делают изделия из фаянса, с названиями городов, в которых эти заводы расположены. Соедините соответствующие друг другу изображение и название города стрелкой. Город Артёмовск Дмитров Дулёво Конаково Санкт-Петербург Южноуральск Jk 3 2. Выберите правильный ответ (отметьте его галоч- кой). Фаянс делается из: песка полевого шпата древесины нефти кварца белой глины (каолина) 3. Вставьте пропущенные слова и допишите предложения. При изготовлении фаянса сначала размельчают и смешивают _____________________, ______________________ и ____________Полученную смесь отправляют в ____________, где создается ления ________ После этого заготовку помещают в изделия. Для изготов-_ используют прессы. и выполняют _________________ покрывают фаянс тонким слоем и выполняют _________________ обжиг изделия. Затем фаянса украшают цветной расписывают ____________ обжиг. Изделие из _____________ или 4. Напишите, какие изделия из фаянса есть в вашем доме. Определите, где они изготовлены, ф "J*- % Основа для вазы Прочитайте план работы над изделием на с. 43 учебника. Заполните технологическую карту и выполните работу над изделием. Технологическая карта Последова- тельность работ Приёмы, способы выполнения Материалы, инструменты и приспособления Оценка качества выполнения работ Эскиз Разметка Раскрой Сборка Отделка Итоговая оценка работы: Примерная стоимость изделия: Сравните последовательность изготовления вазы из пластилина, приведённую в технологической карте, с технологическим процессом изготовления изделий на фаянсовом заводе. Выделите и запишите общие технологические операции. Если вы решили делать вазу по своему эскизу, выполните эскиз изделия и определите его детали. Не забудьте продумать декор вашей вазы. Швейная фабрика Тес¥ «Как шьют одежду» 1. Определите правильную последовательность процесса изготовления одежды на швейной фабрике (проставьте соответствующие цифры в клеточках): раскрои деталей изделия изготовление и проверка лекал разработка модели изделия и его конструкции подготовка ткани к раскрою пошив изделия и его отделка 2. Вспомните правила снятия мерок, вставьте пропущенные слова и допишите предложение. 1. Завяжите на ______________________ шнурок, резинку или тонкий пояс. 2. При снятии мерок стойте __________________________, без напряжения, опустив руки вдоль туловища. 3. При измерениях не натягивайте и не ослабляйте 3. Запишите свои мерки в таблицу. Название мерок Величина мерок, см Рост Обхват груди Обхват талии Обхват бёдер 4. Определите свой размер одежды " кО Прихватка Прочитайте план работы над изделием «Прихватка» на с. 50 учебника. Заполните технологическую карту. Технологическая карта Последова- тельность работ Приёмы, способы выполнения Материалы, инструменты и приспособления Оценка качества выполнения работ Эскиз Разметка Раскрой Сборка Отделка Итоговая оценка работы: Примерная стоимость изделия: Выполните чертёж изделия в масштабе 1:1 и вырежи-те выкройку. Изготовьте прихватку, как показано в учебнике. Чертёж прихватки в масштабе 1: 2 к Новогодняя игрушка 1. Рассмотрите фотографии новогодних игрушек и определите, из каких материалов они изготовлены. Заполните таблицу. Игрушка Материал) ^ I W \-\s^ 2, Сейчас очень популярны оригинальные самодельные новогодние игрушки, выполненные из лоскутков ткани. Вспомните правила работы по созданию мягкой игрушки. Вставьте пропущенные слова. Рабочее место должно быть хорошо__________________ Свет должен падать на работу с ____________ стороны. При разметке выкроек на тёмном материале пользуйтесь _______________ карандашом или_________________ Не обводите выкройки куском мела, так как могут исказиться размеры деталей. Помните об ____________________ материала. Для удобства _____________________ детали. По окончании работы все инструменты. в рабочую коробку. 3. Определите правильную последовательность технологического процесса (проставьте соответствующие цифры в клеточках). Последовательность работы над мягкой игрушкой: подбор материала и подготовка его к работе создание объёмной формы отдельных деталей разметка деталей отделка (оформление) изделия сборка изделия раскрой деталей ($) Птичка С помощью рисунков на с. 52-54 учебника подберите материалы, инструменты и приспособления, необходимые для изготовления изделия «Птичка». Заполните технологическую карту. Технологическая карта Последова- тельность работ Приёмы, способы выполнения Материалы, инструменты и приспособления Оценка качества выполнения работ Эскиз Разметка Раскрой Сборка Отделка Итоговая оценка работы: Примерная стоимость изделия: Выполните чертежи деталей туловища и головы игрушки в масштабе 1:1 и вырежите выкройки деталей. Изготовьте игрушку, как показано в учебнике. Чертёж изделия «Птичка» в масштабе 1: 2 Туловище # На основе изделия «Птичка» можно изготовить различные мягкие новогодние игрушки: лягушонка, зайчика, медвежонка. Для ЭТОГО рассмотрите выбранную модель игрушки и определите, какие дополнительные детали необходимы для её изготовления. G помощью копировальной бумаги переведите шаблоны этих деталей на бумагу. Вы-режите выкройки и раскроите детали. Самостоятельно составьте.план работы, выберите материалы, необходимые для работы, и выполните работу над изделием. Лягушонок Зайчик Медвежонок Лапка верхняя (2 дет.) Лапка нижняя (2 дет.) Внешняя часть уха (2 дет.) Внутренняя часть уха (2 дет.) Лапка верхняя (2 дет.) Лапка нижняя (2 дет.) Ухо (2 дет.) и! Лапка! верхняя (2 дет.) j Лапка 1- л г 1’. нижняя [ (2 дет.) 1 м \ k ^ 1 ^ 35

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по технологии по теме: «Вагоностроительный завод. Изделие ходовая часть (тележка) – 4 класс

Тема урока: « Вагоностроительный завод. Изделие ходовая часть (тележка)»

Класс: 4 «А»

Учитель: Романова С.А.

Цель: Формирование способности учащихся к новому действию: формировать представление о вагоностроении, видах и составе поездов; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов :

  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  2. активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  3. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
  2. создать условия для формирования умения определять и отбирать материал для создания «Ходовой части (тележки)».

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник «Технология» Н.И.Роговцева 4 класс, шаблоны для колесиков, простой карандаш, цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы.

Материалы для учителя: учебник «Технология» Н.И.Роговцева 4 класс, технологическая карта урока, шаблон для изготовления тележки, поделка «Ходовая часть тележки», презентация

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок технологии проведу у вас я, зовут меня Светлана Анатольевна. Сначала присядут девочки, затем присядут мальчики.

Проверьте ребята все ли у вас готово к уроку и можем ли мы начинать?! У вас на столах должны лежать: ножницы, линейка, цветная бумага, цветной картон, клей, карандаш.

Давайте вспомним с вами правила техники безопасности при работе с ножницами :

  • Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
  • При работе внимательно следите за направлением резания.
  • Не держите ножницы лезвием вверх.
  • Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
  • Не режьте ножницами на ходу.
  • Не подходите к товарищу во время работы.
  • Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
  • Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Приветствуют учителя, присаживаются на места. Проверяют готовность к уроку. Слушают учителя.

Называют правила техники безопасности при работе с ножницами.

Личностные:

Развитие эстетических чувств, доброжелательности, осознание социальной роли обучающегося.

2.Самоопределение к деятельности.

Вы любите загадки?

Я хочу вам загадать загадку, а вы ее отгадайте, и с помощью отгадки вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить.

«Бежит конь вороной,
Много тащит за собой» (поезд)

Сядьте удобней и приготовьтесь меня внимательно слушать. Сейчас я расскажу вам историю возникновения железной дороги.
«Первой железной дорогой общественного пользования в России стала Царскосельская железная дорога. Ее строительство началось 1 мая 1836 года и проходило под руководством австрийского инженера Франца Герстнера. Открытие дороги состоялось 30 октября 1837 года. Сначала дорога была проложена от Санкт-Петербурга до Царского Села, а затем ее продлили до Павловска. Бурное строительство железных дорог в России началось только во второй половине ХIХ века. Сам же день железнодорожника был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 июня), начавшего строительство железных дорог в России. Железнодорожники внесли значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Так, за годы войны было перевезено около 20 миллионов вагонов - с солдатами, а также с грузами - снарядами, боевой техникой, продовольствием. Самой длинной железной дорогой в мире является Транссибирская железнодорожная магистраль.

Ребята, все мы любим путешествовать и мечтаем побывать в каких-то городах. Кто из вас в какой город мечтает совершить путешествие? А в какой город мы с вами отправимся на самом деле, вы узнаете чуть позже. А на каком транспорте хотели бы путешествовать?

Отвечают на вопрос учителя.

(Паровоз, поезд)

Слушают учителя.

Предлагают свои варианты, объясняют почему.

Личностные: формирование учебного мотива и мотива в социально значимой деятельности.

Познавательные: выделение и формулирование цели.

3. Актуализация знаний учащихся

Россия – самая большая страна в мире. Основным видом транспорта для перевозки грузов и пассажиров на большие расстояния является железнодорожный транспорт. Железные дороги охватывают всю территорию нашей страны.

(презентация, слайд 1).

В Ростовской области тоже имеется множество железнодорожных путей (презентация, слайд 2).

И сейчас мы с вами отправимся в г. Новочеркасск (презентация, слайд 3). А все потому, что я хочу вам показать «Новочеркасский электровозостроительный завод» (презентация, слайд 4, 5).

Внимательно слушают учителя.

Обращают свое внимание на показ слайдов.

Познавательные:

формирование навыков работы с информацией

Личностные:

направленность на процесс познания

4. Постановка учебных задач.

Катались ли вы на поезде, железной дороге в Ростове, где дети выполняют какое либо дело (пассажиры, проводники, машинисты и т.д)?

Обратите внимание на экран, какие были раньше поезда, а какие сейчас (презентация, слайд 6-16) .

Откройте учебник на странице 11. В зависимости от назначения вагоны бывают пассажирские и грузовые (далее по учебнику).

Переворачивайте листок на страницу 12-13, давайте рассмотрим основные элементы конструкции вагонов.

Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение.

Смотрят презентацию

Открывают учебники, рассматривают основные конструкции вагонов.

Ходовая часть (тележка), кузов, рама кузова.

Регулятивные:

Личностные:

развитие учебно-познавательного интереса

5. Работа по теме урока

Сегодня мы с вами будем делать ходовую часть тележки. Вот посмотрите, что получилось у меня (показываю образец) .

Положите листок цветной бумаги вертикально, сложите пополам, отрежьте по линии сгиба. Одну половину расположите горизонтально. С каждой точки в двух направления отмерить 50 мм (5см), измеряем от 0.Соединяем точки, чтобы сделать объемную тележку, нужно сделать надрезы. В этом вам помогут страницы учебника стр. 13.

Выполнение подделки с опорой на образец учителя и на страницах учебника.

Регулятивные:

понимание и принятие учебных задач.

6. Рефлексия

Ребята, сейчас я вам раздам листочки, на них вы напишите впечатления о проведенном уроке, а можете даже написать пожелания для меня. А затем, все ваши мнения мы соберем в волшебный мешок.

Спасибо большое за проведенный урок, мне было безумно приятно работать с вами. До новых встреч, до свидания.

Дети пишут свои впечатления и пожелания, и бросают в мешок.

Личностные:

умение выражать свои мысли.

Ходовая часть у разных видов локомотивов выполняется по-разному, в зависимости от вида силовой установки. В настоящее время все локомотивы опираются на две тележки, обеспечивающие локомотиву максимальную плавность хода и вписывание в кривые. Тележки могут быть четырёхколёсными или шестиколёсными. Шестиколёсные тележки делаются для мощных локомотивов с большой силой тяги. В случае необходимости дальнейшего увеличения мощности локомотив делают двухсекционным, то есть выполняют в виде двух локомотивов, соединённых между собой.

Тележки электровозов

см. также Осевая формула тепловоза и электровоза , Электровоз (раздел Конструкция)

Тележка электровоза состоит из рамы, колёсных пар с буксами, рессорного подвешивания и тормозного оборудования. К тележкам крепят тяговые электродвигатели. У электровозов с несочленёнными тележками тяговые усилия передаются упряжными приборами (автосцепками), расположенными на раме кузова. Рама кузова опирается на тележки через специальные опорные устройства.

  • Рама тележки состоит из двух продольных балок - боковин и соединяющих их поперечных балок.
  • Колёсные пары воспринимают вес электровоза, на них передается крутящий момент тяговых электродвигателей.

На современных электровозах применяют, как правило, индивидуальный привод. При этом различают два вида подвески тяговых электродвигателей - опорно-осевую и рамную.

Тележки тепловозов

У большинства тепловозов главная рама кузова опирается на две трехосные тележки через восемь боковых опор. Тележки имеют раму, опоры, буксы, колёсные пары, рессорное подвешивание и тормозное оборудование.

Тележки вагонов: а) - типа ЦНИИ-Х3-0 грузового вагона: 1 - колесная пара; 2 - боковина; 3 - рессорный комплект; 4 - клиновый гаситель колебаний; 5 - букса; б) - типа КВЗ-ЦНИИ пассажирского вагона: 1 - тормозная колодка; 2 - буксовое рессорное подвешивание; 3 - скользун; 4 - подпятник; 5 - рама; 6 - букса; 7 - центральное рессорное подвешивание; 8 - гаситель колебаний.

Ходовая часть вагонов

Ходовая часть вагонов включает в себя колёсные пары, буксы с подшипниками и рессорное подвешивание, воспринимающие от вагона нагрузку и обеспечивающие его безопасное и плавное движение. В четырехосных и многоосных вагонах эти элементы объединены в тележки, обеспечивающие более легкое прохождение вагонов в кривых участках и более плавный ход.

Колесные пары

Колёсная пара, состоящая из оси и двух наглухо закреплённых на ней колес диаметром 950…1050 мм, воспринимает все нагрузки, передающиеся от вагона на рельсы.

Буксы

Буксы служат для передачи давления от вагона на шейки осей колёсных пар, а также ограничения продольного и поперечного перемещения колёсной пары.

Рессоры

Для смягчения ударов и уменьшения амплитуды колебаний вагона при прохождении по неровностям пути между рамой вагона и колёсной парой размещают систему упругих элементов и гасителей калебаний (ресорное подвешивание). В качестве упругих элементов применяют винтовые пружины, листовые рессоры, резинометаллические элементы и пневматические рессоры (резинокордовые оболочки, заполненные воздухом).

Гасители колебаний

Гасители колебаний предназначены для создания сил, обеспечивающих устранение или уменьшение амплитуды колебаний вагонов или его частей. На дорогах России наиболее широкое распространение получили гидравлические и фрикционные гасители колебаний. Принцип действия гидравлических гасителей заключается в последовательном перемещении вязкой жидкости под действием растягивающих или сжимающих сил с помощью поршневой системы из одной полости цилиндра в другую.

В фрикционных гасителях колебаний силы трения возникают при вертикальном и горизонтальном перемещениях клиньев гасителя, трущихся о фрикционные планки, укреплённые на колонках боковин тележек.

Тележки вагонов

По числу осей тележки бывают двух-, трех-, четырех- и многоосные. Наибольшее распространение получили двухосные тележки.

На тележках пассажирских вагонов устанавливаются гидравлические гасители колебаний совместно с пружинными рессорами. Для смягчения боковых толчков от набегания гребня колёс на рельсы при входе в кривые тележки оборудуют возвращающими устройствами (люльками). Тележки пассажирских вагонов имеют двойное рессорное подвешивание, обеспечивающие бо́льшую плавность хода. (см. рисунок)

В тележках грузовых вагонов используются фрикционные гасители колебаний, они не имеют люлечного устройства и имеют, как правило, одинарное рессорное подвешивание. (см. рисунок). Восмиосные полувагоны и цистерны устанавливаются на четырехосные тележки, основой которых являются те же двухосные, но связанные между собой штампосварной соединительной балкой.

Тележки большинства изотермических вагонов отличаются от грузовых двойным рессорным подвешиванием - центральное подвешивание на листовых замкнутых рессорах, буксовое на пружинах.

Тележки скоростных поездов

Ходовая часть автомобиля

Ходовая часть состоит из:

  • передней и задней подвески колес
  • колес и шин

Ходовая часть автомобиля предназначена для перемещения автомобиля по дороге, причем с определенным уровнем комфорта, без тряски и вибраций. Механизмы и детали ходовой части связывают колеса с кузовом, гасят его колебания, воспринимают и передают силы действующие на автомобиль.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: « Вагоностроительный завод. Изделие ходовая часть (тележка)»

Класс: 4 «А»

Цель: Формирование способности учащихся к новому действию: формировать представление о вагоностроении, видах и составе поездов; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов :

    принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

    приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

    создать условия для формирования умения определять и отбирать материал для создания «Ходовой части (тележки)».

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник «Технология» Н.И.Роговцева 4 класс, шаблоны для колесиков, простой карандаш, цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы.

Материалы для учителя: учебник «Технология» Н.И.Роговцева 4 класс, технологическая карта урока, шаблон для изготовления тележки, поделка «Ходовая часть тележки», презентация

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок технологии проведу у вас я, зовут меня Дарья Сергеевна. Сначала присядут девочки, затем присядут мальчики.

Проверьте ребята все ли у вас готово к уроку и можем ли мы начинать?! У вас на столах должны лежать: ножницы, линейка, цветная бумага, цветной картон, клей, карандаш.

Давайте вспомним с вами правила техники безопасности при работе с ножницами :

    Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

    При работе внимательно следите за направлением резания.

    Не держите ножницы лезвием вверх.

    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

    Не режьте ножницами на ходу.

    Не подходите к товарищу во время работы.

    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

    Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Приветствуют учителя, присаживаются на места. Проверяют готовность к уроку. Слушают учителя.

Называют правила техники безопасности при работе с ножницами.

Личностные:

Развитие эстетических чувств, доброжелательности, осознание социальной роли обучающегося.

2.Самоопределение к деятельности.

Вы любите загадки?

Я хочу вам загадать загадку, а вы ее отгадайте, и с помощью отгадки вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить.

«Бежит конь вороной,
Много тащит за собой» (поезд)

Сядьте удобней и приготовьтесь меня внимательно слушать. Сейчас я расскажу вам историю возникновения железной дороги.
«Первой железной дорогой общественного пользования в России стала Царскосельская железная дорога. Ее строительство началось 1 мая 1836 года и проходило под руководством австрийского инженера Франца Герстнера. Открытие дороги состоялось 30 октября 1837 года. Сначала дорога была проложена от Санкт-Петербурга до Царского Села, а затем ее продлили до Павловска. Бурное строительство железных дорог в России началось только во второй половине ХIХ века. Сам же день железнодорожника был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 июня), начавшего строительство железных дорог в России. Железнодорожники внесли значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Так, за годы войны было перевезено около 20 миллионов вагонов - с солдатами, а также с грузами - снарядами, боевой техникой, продовольствием. Самой длинной железной дорогой в мире является Транссибирская железнодорожная магистраль.

Ребята, все мы любим путешествовать и мечтаем побывать в каких-то городах. Кто из вас в какой город мечтает совершить путешествие? А в какой город мы с вами отправимся на самом деле, вы узнаете чуть позже. А на каком транспорте хотели бы путешествовать?

Отвечают на вопрос учителя.

(Паровоз, поезд)

Слушают учителя.

Предлагают свои варианты, объясняют почему.

Личностные: формирование учебного мотива и мотива в социально значимой деятельности.

Познавательные: выделение и формулирование цели.

3. Актуализация знаний учащихся

Россия – самая большая страна в мире. Основным видом транспорта для перевозки грузов и пассажиров на большие расстояния является железнодорожный транспорт. Железные дороги охватывают всю территорию нашей страны.

(презентация, слайд 1).

В Ростовской области тоже имеется множество железнодорожных путей (презентация, слайд 2).

И сейчас мы с вами отправимся в г. Новочеркасск (презентация, слайд 3). А все потому, что я хочу вам показать «Новочеркасский электровозостроительный завод» (презентация, слайд 4, 5).

Внимательно слушают учителя.

Обращают свое внимание на показ слайдов.

Познавательные:

формирование навыков работы с информацией

Личностные:

направленность на процесс познания

4. Постановка учебных задач.

Катались ли вы на поезде, железной дороге в Ростове, где дети выполняют какое либо дело (пассажиры, проводники, машинисты и т.д)?

Обратите внимание на экран, какие были раньше поезда, а какие сейчас (презентация, слайд 6-16) .

Откройте учебник на странице 11. В зависимости от назначения вагоны бывают пассажирские и грузовые (далее по учебнику).

Переворачивайте листок на страницу 12-13, давайте рассмотрим основные элементы конструкции вагонов.

Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение.

Смотрят презентацию

Открывают учебники, рассматривают основные конструкции вагонов.

Ходовая часть (тележка), кузов, рама кузова.

Регулятивные:

Личностные:

развитие учебно-познавательного интереса

5. Работа по теме урока

Сегодня мы с вами будем делать ходовую часть тележки. Вот посмотрите, что получилось у меня (показываю образец) .

Положите листок цветной бумаги вертикально, сложите пополам, отрежьте по линии сгиба. Одну половину расположите горизонтально. С каждой точки в двух направления отмерить 50 мм (5см), измеряем от 0.Соединяем точки, чтобы сделать объемную тележку, нужно сделать надрезы. В этом вам помогут страницы учебника стр. 13.

Выполнение подделки с опорой на образец учителя и на страницах учебника.

Регулятивные:

понимание и принятие учебных задач.

6. Рефлексия

Ребята, сейчас я вам раздам листочки, на них вы напишите впечатления о проведенном уроке, а можете даже написать пожелания для меня. А затем, все ваши мнения мы соберем в волшебный мешок.

Спасибо большое за проведенный урок, мне было безумно приятно работать с вами. До новых встреч, до свидания.

Дети пишут свои впечатления и пожелания, и бросают в мешок.

Личностные:

умение выражать свои мысли.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: