Вампилов А. А


Мастер одной из парикмахерских большого города Михаил Наконечников находился на своем рабочем месте. Клиентов не было, и молодой человек от скуки листал иллюстрированную цветными картинками тоненькую книжку. Вдруг появился постоянный посетитель заведения – Николай Иванович Дутов. Этот тучный шестидесятилетний мужчина поздоровался, сел на стул и сразу завёл разговор о просто невыносимой летней жаре, стоявшей в ту пору.

А парикмахер поведал клиенту прочитанную в книжке историю о победе крокодила в драке со львом и принялся за работу.

Когда работа была закончена, Дутов поблагодарил мастера, расплатился и ушёл. А Михаил, вновь взяв в руки книжку, вскоре погрузился в сон. С улицы стали доноситься голоса, шум и громкая музыка. Но Наконечников продолжал спать, а проснулся только лишь от грохота упавшей за портьерой посуды. Парикмахер и не знал, что за шторой прячется вбежавший в помещение несколько минут назад молодой мужчина. Открыв глаза, мастер увидел входящую в заведение молодую женщину, весьма привлекательную и модно одетую.

Незнакомка попросила у Михаила воды и стала дотошно расспрашивать его о том, есть ли в помещении ещё кто-нибудь.

Наконечников наивно подумал, что она хочет с ним поговорить наедине. Но женщина чётко и ясно ему разъяснила, что ищет другого мужчину. Выйдя из парикмахерской, незнакомка услышала грохот. Она быстро вернулась назад и слегка отдёрнула портьеру. За ней, держа в руках большой таз, стоял молодой мужчина. Увидев его, женщина сразу сменила свою самоуверенность на робость.

Между незнакомцами начался диалог. Стало понятно, что люди знакомы. Однако мужчина не сразу это признал. Сначала он делал вид, что видит эту женщину в первый раз, но вскоре сдался. Тогда незнакомка стала просить молодого человека о какой-то известной ему услуге, но он отказывался её выполнять. Женщина пыталась дать ему номер телефона, а мужчина не брал. Но потом незнакомец сообщил свой телефонный номер, назначил день звонка и предупредил о небольшой вероятности выполнения её просьбы.

На разговор двух незнакомцев Наконечников смотрел молча и с большим изумлением. Но после ухода обрадованной надеждой женщины Михаил не выдержал и обратился к незнакомому мужчине: «Послушай, парень, к тебе клеится такая женщина, а ты что делаешь?» На что мужчина рассмеялся и сказал: «Они мне уже так надоели. Скоро меня в клочья разорвут». «Да ты кто будешь такой?» - вновь спросил Наконечников. «Я Вадим Эдуардов», – ответил мужчина. Это имя для парикмахера было абсолютно незнакомо, и он вновь засыпал Эдуардова вопросами.

Наконечников выяснил, что перед ним артист Госконцерта, который одним своим пением зарабатывает приличные деньги. При этом Эдуардов не учился, а стал певцом благодаря своему таланту. Для примера Вадим решил сам определить наличие какого-нибудь таланта у Михаила. Сначала Наконечников спел. Но у него не оказалось ни голоса, ни слуха. Потом мужчина сплясал. Но и танец был плох. Тогда артист предложил парикмахеру стать драматургом. Они хорошо зарабатывают, имеют славу, почёт и уважение. Только Эдуардов сразу предупредил, что без связей добиться постановки новой пьесы очень тяжело.

Пожелав парикмахеру больших успехов, Вадим ушёл, а Михаил всерьёз задумался о написании пьесы. Его мысли прервал шум приближающейся к двери толпы. Люди спросили об Эдуардове. На что Наконечников деловито ответил: «Вадим недавно ушёл. Но и я могу дать вам автограф. Вот только водку пить с вами не собираюсь». «А Вы кто?» - с интересом спросил кто-то из толпы. «Я драматург Михаил Наконечников. Не знаете меня? Ничего. Скоро узнаете!» - с гордостью заявил мужчина.

Прошло некоторое время. Днём Наконечников трудился в парикмахерской, а по вечерам и ночам работал над своей пьесой. Михаил написал пока лишь малую часть произведения. До завершения этой работы было ещё далеко. Его молодой жене Капитолине явно не нравилось увлечение мужа. Она не верила, что на своём сочинении он сможет заработать хоть какие-то деньги. А её мать, живущая вместе с молодыми супругами и их двумя детьми, вообще не могла понять, почему зять по ночам сидит за письменным столом.

Однажды вечером Наконечников пришёл с работы не в настроении. Он злился на то, что парикмахерская отнимает у него уйму времени, которое он мог бы потратить на пьесу. Капитолина в очередной раз стала отговаривать мужа от бестолковой затеи, но получив отказ, ушла, со злости хлопнув дверью. Михаил сел за стол и приготовился писать. Но его различными вопросами стала отвлекать тёща, лежавшая на кровати за ширмой. Она уже полгода не вставала с постели и к тому же была глуховата. Приходилось ей громко кричать в ответ. Зятя это обстоятельство сильно раздражало.

Неожиданно раздался звонок в дверь, и на пороге появилась очень привлекательная женщина тридцати лет. Она была весела и очень общительна. Это страховой агент. Между Михаилом и незнакомкой завязался деловой разговор. Когда речь зашла о его работе, Наконечников представился драматургом. Он стал во всех красках расписывать все сложности своей редкой профессии, а потом пообещал пригласить её на свою якобы предстоящую зимой премьеру. Михаил усадил женщину на диван, сел поближе к ней и спросил её имя. «Эльвира», - ответила она…

Старая парикмахерская в большом городе. Небольшая комната, часть которой занавешена портьерой. Три рабочих кресла, зеркала, у дверей вешалка, рядом столик для газет и два стула для ожидающих очереди клиентов. Летний день, послеобеденный час. Дверь на улицу распахнута настежь. Где-то поблизости крутят монотонную эстрадную мелодию. В одном из кресел развалился простодушного вида молодой человек в белой куртке. Это мастер заведения Наконечников. Разморенный жарой и вынужденным бездельем, время от времени позевывая, он перелистывает тонкую книжицу с цветными картинками. В эту минуту появляется Дутов, мужчина лет шестидесяти, тучный, лысеющий, вытирающий пот со лба и шеи.

ДУТОВ. Добрый день.

НАКОНЕЧНИКОВ. А-а… Николаю Иванычу – привет.

ДУТОВ. Жара какая, а?.. Градусов, думаю, под сорок.

НАКОНЕЧНИКОВ. Не меньше…

ДУТОВ. Уф… (Усаживается на стул.) Листья на деревьях свернулись… Что делается, а?

НАКОНЕЧНИКОВ. Не говорите…

Небольшая пауза.

Будем бриться? (Указывает на кресло.) Прошу.

НАКОНЕЧНИКОВ. Вполне возможно.

Пауза. Наконечников снова перелистывает книжку.

ДУТОВ. Ну? Как живете?.. Новости какие?

НАКОНЕЧНИКОВ. Новости?.. Да ничего такого. Все по-старому…

Снова молчат. Потом Наконечников показывает Дутову одну из страниц своей книжки.

Гляньте. Лев поссорился с крокодилом.

ДУТОВ. Ну?

НАКОНЕЧНИКОВ. Началась у них драка.

ДУТОВ. Ну?

НАКОНЕЧНИКОВ. Кто из них победил, как вы считаете?

ДУТОВ. Что? К чему ты?

НАКОНЕЧНИКОВ. Лев напал на крокодила. Началась у них битва.

ДУТОВ. Ну и что?

НАКОНЕЧНИКОВ. Кто, по-вашему, победил? Лев или крокодил?

ДУТОВ. Г-м… Ну лев.

НАКОНЕЧНИКОВ. Лев?

ДУТОВ. Конечно, лев.

НАКОНЕЧНИКОВ (тоном превосходства). Однако победил крокодил.

ДУТОВ. Неужели?

НАКОНЕЧНИКОВ. Факт. (Поднимается, бросает книжку, налаживает бритье.)

ДУТОВ (пересаживается в кресло). А где твоя напарница?.. Где Раиса Петровна?

НАКОНЕЧНИКОВ. В гастроном ушла. За сосисками. (Усаживает Дутова поудобней.) Головку повыше… Вот так… (Начинает бритье.)

ДУТОВ (не сразу). Крокодил, говоришь?

НАКОНЕЧНИКОВ. Он, Николай Иваныч, крокодил.

ДУТОВ. Скажи-ка… Но ведь лев посильнее будет. Среди зверей лев все-таки фигура.

НАКОНЕЧНИКОВ. Согласен, Николай Иваныч. Лев – царь зверей. Однако победил крокодил.

ДУТОВ. Удивительно…

НАКОНЕЧНИКОВ. Но факт. Победил крокодил.

Пауза. Наконечников работает.

Компрессик, Николай Иваныч? Помогает от жары.

ДУТОВ. Давай. Раз помогает.

Наконечников делает компресс.

НАКОНЕЧНИКОВ. Чем освежить? «Шипром», как обычно?

ДУТОВ. Давай.

НАКОНЕЧНИКОВ. А вот «Полет». (Показывает флакон.) Новый. Помягче будет.

ДУТОВ. Давай «Полет».

Наконечников прыскает одеколоном, орудует полотенцем. Закончил работу.

НАКОНЕЧНИКОВ. Ну как?.. Полегче стало?

ДУТОВ. Вроде бы да. Благодарю. (Расплачивается.) Уважил. Омолодил.

НАКОНЕЧНИКОВ. Всегда к вашим услугам.

ДУТОВ (поднялся, заглянул в зеркало). Как же мне теперь молодому-то, куда ж пойти?

НАКОНЕЧНИКОВ. Как куда? К дамам, Николай Иваныч. А то куда?

ДУТОВ. К дамам, говоришь?.. А что? Можно и к дамам. Ничего еще. Не жара бы, так я бы… Кое-что я еще могу. А ты думал? И выпить могу. И спеть. И сплясать, как бывало… Резюме, правда, уже не подведу.

НАКОНЕЧНИКОВ (оживился). Прибедняетесь, Николай Иванович.

ДУТОВ (развел руками). Врать не люблю.

Оба смеются.

Но ты, слышь, Миша. Женщинам ты ни гугу. Ни одной, Раисе Петровне – тоже. Молчок. Военная тайна.

НАКОНЕЧНИКОВ. Могила.

ДУТОВ. Счастливо, Миша. (Уходит, в дверях останавливается.) А все-таки, стало быть, крокодил?

НАКОНЕЧНИКОВ. Факт, Николай Иваныч. Победил крокодил.

ДУТОВ. Чудеса, да и только. (Уходит.)

После его ухода Наконечников снова пытается читать, но клюет носом и вскоре погружается в сон. Музыка неожиданно усиливается, на улице послышались шум и голоса.

Наконечников не реагирует ни на то, ни на другое. Шум и голоса приближаются, и в парикмахерскую вбегает Эдуардов, длинноволосый молодой человек в клетчатом костюме. Он бросается к раковине, хватает стакан, набирает воды, жадно пьет, после чего устремляется к выходу, но на пороге останавливается, поворачивает обратно и скрывается за портьерой. Там он опрокидывает какую-то посудину – раздается грохот, и Наконечников просыпается. В это мгновение в парикмахерской появляется Незнакомка – молодая женщина привлекательной наружности, одетая по последней моде. Ее появление неожиданно, неординарно, и сонный Наконечников смотрит на нее с изумлением. Она осматривается и в изнеможении опускается на стул – рядом с Наконечниковым.

НЕЗНАКОМКА. Воды…

Наконечников не двигается и молчит, преодолевая барьер между сном и действительностью.

Дайте воды!

Наконечников не шевелится.

Вы глухой?

Наконечников в ответ что-то промычал.

Немой?.. Контуженный?

НАКОНЕЧНИКОВ (наконец очнулся). Никак нет…

НЕЗНАКОМКА. Тогда дайте мне воды.

Наконечников осторожно, как бы боясь спугнуть гостью, поднимается и подает ей стакан с водой. Та пьет большими глотками.

НАКОНЕЧНИКОВ (повинуется). Сейчас…

Он окончательно проснулся.

НЕЗНАКОМКА. Еще.

Третий стакан с водой он подает ей уже не без галантности.

Кроме вас есть тут кто-нибудь еще?

НАКОНЕЧНИКОВ. Здесь?.. Как видите.

НЕЗНАКОМКА. Никого?

НАКОНЕЧНИКОВ. А в чем дело?

НЕЗНАКОМКА. Я спрашиваю: есть тут кто-нибудь кроме вас?

НАКОНЕЧНИКОВ. Никого… Абсолютно.

НЕЗНАКОМКА. Это правда?.. А там? (Показывает на портьеру.) Нет там никого?

НАКОНЕЧНИКОВ. Ни души!

НЕЗНАКОМКА. Вы уверены?

НАКОНЕЧНИКОВ (приосанился). Не волнуйтесь. Я здесь один.

Небольшая пауза. Наконечников подходит к Незнакомке.

(Интимно.) Мы абсолютно одни.

НЕЗНАКОМКА (усмехнулась). Что вы этим хотите сказать?

НАКОНЕЧНИКОВ (не замечая ее усмешки, подмигивая). «В этом зале пустом мы танцуем вдвоем…»

НЕЗНАКОМКА (холодно). Прекратите. (Поднялась.) Вы меня не так поняли. Я ищу совсем другого человека.

НАКОНЕЧНИКОВ (растерянно). Да?.. (Не сразу.) Но я… мне показалось, что вы хотели со мной поговорить…

НЕЗНАКОМКА (с пренебрежением). Я – с вами?.. Да ничего подобного!

Пьеса не была завершена. В ней нет списка действующих лиц. Создайте афишу, т. е. список дей­ствующих лиц, для первой картины водевиля.

Действующие лица.

Наконечников - парикмахер, мечтающий о сцене.

Незнакомка - молодая женщина привлекательной наружности.

Эдуардов - длинноволосый молодой человек в клетчатом костюме.

Найдите экспозицию водевиля.

Для истории Наконечникова завязка - начало раздумий героя о том, что такое талант. При таком объяснении ком­позиции водевиля все события до нее - экспозиция.

Попробуйте создать портрет или описание ха­рактера Наконечникова по сведениям, которые да­ны в экспозиции.

В ремарке, предшествующей началу во­девиля, говорится, что Наконечников - «простодушного вида молодой человек». Это первое знакомство усиливается при наблюдении за его поведением. Он медли­телен, но достаточно быстро реагирует на появление красивой незнакомки и не прочь поухаживать за ней. В атмосфере экспозиции как бы растворена скука, ко­торая владеет этим заведением без посети­телей.

В какой момент в голове «несравненного На­конечникова» появилась мысль о перемене профес­сии? Что, по вашему мнению, дало толчок такой мысли?

Толчком, который вызвал появление мысли о перемене профессии, было на­блюдение за тем успехом, который со­путствовал Эдуардову. Это была и зависть, и надежда на то, что новый вариант карьеры может принести легкую и беспеч­ную жизнь.

Перед нами веселый водевиль, которому свойственна шутливая, часто даже близ­кая к анекдоту мотивировка событий и та­кое же изображение героев. Об этом свиде­тельствует любая строчка этого произведе­ния, любое слово и даже любой звук, который доносится со сцены. Тут и репли­ки героев, и их поступки, и грохот упав­шего таза, и голоса толпы, преследующей своего кумира.

Попробуйте исполнить диалог Наконечникова и Эдуардова в манере, которая свойственна во­девилю, включая пение и танцы.

Готовясь к исполнению этого задания, нужно заранее организовать репетиции включенных в них номеров. Не нужно ду­мать, что исполнение таких ролей доступ­но любому. Для исполнителя необходимы легкость движений и умение изображать подлинное легкомыслие и беспечность. Элемент бравады, налет снисхождения к окружающим нужно уметь изобразить при чтении самых простых реплик.

Каковы этапы творческих поисков героя?

Можно проследить этапы пути Наконечникова к профессии. Сначала - возникно­вение мысли о том, как хороша профессия актера. Затем попытка проверить свои возможности. Затем соображения о том, что, наверное, профессия накладывает ка­кие-то обязательства.

Водевиль не окончен, но уже начала вы­рисовываться линия пути к профессии.

Вампилов А.В.

Водевиль в двух действиях с прологом и эпилогом

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Старая парикмахерская в большом городе. Небольшая комната, часть которой занавешена портьерой. Три рабочих кресла, зеркала, у дверей вешалка, рядом столик для газет и два стула для ожидающих очереди клиентов. Летний день, послеобеденный час. Дверь на улицу распахнута настежь. Где-то поблизости крутят монотонную эстрадную мелодию. В одном из кресел развалился простодушного вида молодой человек в белой куртке. Это мастер заведения Наконечников. Разморенный жарой и вынужденным бездельем, время от времени позевывая, он перелистывает тонкую книжицу с цветными картинками. В эту минуту появляется Дутов, мужчина лет шестидесяти, тучный, лысеющий, вытирающий пот со лба и шеи.

ДУТОВ. Добрый день.

НАКОНЕЧНИКОВ. А-а... Николаю Иванычу - привет.

ДУТОВ. Жара какая, а?.. Градусов, думаю, под сорок.

НАКОНЕЧНИКОВ. Не меньше...

ДУТОВ. Уф... (Усаживается на стул.) Листья на деревьях свернулись... Что делается, а?

НАКОНЕЧНИКОВ. Не говорите...

Небольшая пауза.

Будем бриться? (Указывает на кресло.) Прошу.

ДУТОВ. Ой, погоди. Дай хоть отдышаться... Дальше так пойдет, и без грибов останемся...

НАКОНЕЧНИКОВ. Вполне возможно.

Пауза. Наконечников снова перелистывает книжку.

ДУТОВ. Ну? Как живете?.. Новости какие?

НАКОНЕЧНИКОВ. Новости?.. Да ничего такого. Все по-старому...

Снова молчат. Потом Наконечников показывает Дутову одну из страниц своей книжки.

Гляньте. Лев поссорился с крокодилом.

ДУТОВ. Ну?

НАКОНЕЧНИКОВ. Началась у них драка.

ДУТОВ. Ну?

НАКОНЕЧНИКОВ. Кто из них победил, как вы считаете?

ДУТОВ. Что? К чему ты?

НАКОНЕЧНИКОВ. Лев напал на крокодила. Началась у них битва.

ДУТОВ. Ну и что?

НАКОНЕЧНИКОВ. Кто, по-вашему, победил? Лев или крокодил?

ДУТОВ. Г-м... Ну лев.

НАКОНЕЧНИКОВ. Лев?

ДУТОВ. Конечно, лев.

НАКОНЕЧНИКОВ (тоном превосходства). Однако победил крокодил.

ДУТОВ. Неужели?

НАКОНЕЧНИКОВ. Факт. (Поднимается, бросает книжку, налаживает бритье.)

ДУТОВ (пересаживается в кресло). А где твоя напарница?.. Где Раиса Петровна?

НАКОНЕЧНИКОВ. В гастроном ушла. За сосисками. (Усаживает Дутова поудобней.) Головку повыше... Вот так... (Начинает бритье.)

ДУТОВ (не сразу). Крокодил, говоришь?

НАКОНЕЧНИКОВ. Он, Николай Иваныч, крокодил.

ДУТОВ. Скажи-ка... Но ведь лев посильнее будет. Среди зверей лев все-таки фигура.

НАКОНЕЧНИКОВ. Согласен, Николай Иваныч. Лев - царь зверей. Однако победил крокодил.

ДУТОВ. Удивительно...

НАКОНЕЧНИКОВ. Но факт. Победил крокодил.

Пауза. Наконечников работает.

Компрессик, Николай Иваныч? Помогает от жары.

ДУТОВ. Давай. Раз помогает.

Наконечников делает компресс.

НАКОНЕЧНИКОВ. Чем освежить? "Шипром", как обычно?

ДУТОВ. Давай.

НАКОНЕЧНИКОВ. А вот "Полет". (Показывает флакон.) Новый. Помягче будет.

ДУТОВ. Давай "Полет".

Наконечников прыскает одеколоном, орудует полотенцем. Закончил работу.

НАКОНЕЧНИКОВ. Ну как?.. Полегче стало?

ДУТОВ. Вроде бы да. Благодарю. (Расплачивается.) Уважил. Омолодил.

НАКОНЕЧНИКОВ. Всегда к вашим услугам.

ДУТОВ (поднялся, заглянул в зеркало). Как же мне теперь молодому-то, куда ж пойти?

НАКОНЕЧНИКОВ. Как куда? К дамам, Николай Иваныч. А то куда?

ДУТОВ. К дамам, говоришь?.. А что? Можно и к дамам. Ничего еще. Не жара бы, так я бы... Кое-что я еще могу. А ты думал? И выпить могу. И спеть. И сплясать, как бывало... Резюме, правда, уже не подведу.

НАКОНЕЧНИКОВ (оживился). Прибедняетесь, Николай Иванович.

ДУТОВ (развел руками). Врать не люблю.

Оба смеются.

Но ты, слышь, Миша. Женщинам ты ни гуту. Ни одной, Раисе Петровне - тоже. Молчок. Военная тайна.

НАКОНЕЧНИКОВ. Могила.

ДУТОВ. Счастливо, Миша. (Уходит, в дверях останавливается.) А все-таки, стало быть, крокодил?

НАКОНЕЧНИКОВ. Факт, Николай Иваныч. Победил крокодил.

ДУТОВ. Чудеса, да и только. (Уходит.)

После его ухода Наконечников снова пытается читать, но клюет носом и вскоре погружается в сон. Музыка неожиданно усиливается, на улице послышались шум и голоса.

Наконечников не реагирует ни на то, ни на другое. Шум и голоса приближаются, и в парикмахерскую вбегает Эдуардов, длинноволосый молодой человек в клетчатом костюме. Он бросается к раковине, хватает стакан, набирает воды, жадно пьет, после чего устремляется к выходу, но на пороге останавливается, поворачивает обратно и скрывается за портьерой. Там он опрокидывает какую-то посудину - раздается грохот, и Наконечников просыпается. В это мгновение в парикмахерской появляется Незнакомка - молодая женщина привлекательной наружности, одетая по последней моде. Ее появление неожиданно, неординарно, и сонный Наконечников смотрит на нее с изумлением. Она осматривается и в изнеможении опускается на стул - рядом с Наконечниковым.

НЕЗНАКОМКА. Воды...

Наконечников не двигается и молчит, преодолевая барьер между сном и действительностью.

Дайте воды!

Наконечников не шевелится.

Вы глухой?

Наконечников в ответ что-то промычал.

Немой?.. Контуженный?

НАКОНЕЧНИКОВ (наконец очнулся). Никак нет...

НЕЗНАКОМКА. Тогда дайте мне воды.

Наконечников осторожно, как бы боясь спугнуть гостью, поднимается и подает ей стакан с водой. Та пьет большими глотками.

НАКОНЕЧНИКОВ (повинуется). Сейчас...

Он окончательно проснулся.

НЕЗНАКОМКА. Еще.

Третий стакан с водой он подает ей уже не без галантности.

Кроме вас есть тут кто-нибудь еще?

НАКОНЕЧНИКОВ. Здесь?.. Как видите.

НЕЗНАКОМКА. Никого?

НАКОНЕЧНИКОВ. А в чем дело?

НЕЗНАКОМКА. Я спрашиваю: есть тут кто-нибудь кроме вас?

НАКОНЕЧНИКОВ. Никого... Абсолютно.

НЕЗНАКОМКА. Это правда?.. А там? (Показывает на портьеру.) Нет там никого?

НАКОНЕЧНИКОВ. Ни души!

НЕЗНАКОМКА. Вы уверены?

НАКОНЕЧНИКОВ (приосанился). Не волнуйтесь. Я здесь один.

Небольшая пауза. Наконечников подходит к Незнакомке.

(Интимно.) Мы абсолютно одни.

НЕЗНАКОМКА (усмехнулась). Что вы этим хотите сказать?

НАКОНЕЧНИКОВ (не замечая ее усмешки, подмигивая). "В этом зале пустом мы танцуем вдвоем..."

НЕЗНАКОМКА (холодно). Прекратите. (Поднялась.) Вы меня не так поняли. Я ищу совсем другого человека.

НАКОНЕЧНИКОВ (растерянно). Да?.. (Не сразу.) Но я... мне показалось, что вы хотели со мной поговорить...

НЕЗНАКОМКА (с пренебрежением). Я - с вами?.. Да ничего подобного!

Она выходит на улицу, но в это время за портьерой раздается тот же грохот. Эдуардов чертыхается. Незнакомка мигом возвращается в парикмахерскую и, отстранив рукой и без того униженного Наконечникова, подходит к портьере, приоткрывает ее и обнаруживает там Эдуардова с тазом в руках. При виде его Незнакомка преображается. Из надменной самоуверенной женщины она превращается в робкую неуклюжую просительницу.

Извините... Простите за беспокойство...

ЭДУАРДОВ (с досадой). Что вам угодно? (Оставил таз и вышел из прикрытия.)

НЕЗНАКОМКА. Простите, но разве вы меня не узнаете?

ЭДУАРДОВ (грубо). Первый раз вижу.

НЕЗНАКОМКА. Но как же... Мы ехали с вами в одном такси...

ЭДУАРДОВ. Не помню.

НЕЗНАКОМКА (краснея). Вместе шли по улице...

ЭДУАРДОВ. Не знаю...

НЕЗНАКОМКА. Я проводила вас до гостиницы...

ЭДУАРДОВ. Меня всегда кто-нибудь провожает.

НЕЗНАКОМКА. Вы меня поблагодарили...

ЭДУАРДОВ. Я человек вежливый, но я вас не помню. Извините. (Наконечникову.) Шеф, можно у вас напиться?

Наконечников молчит. Он снова изумлен. Эдуардов пьет.

НЕЗНАКОМКА (жалобно). Вы подарили мне трамвайный билет. Вот он... (Достает из сумки трамвайный билет.)

ЭДУАРДОВ. Могу подарить еще один. (Полез в карман, достал оттуда горсть трамвайных билетов.) Сколько угодно. Я раздаю их пачками. Каждый день.

НЕЗНАКОМКА. Вы сделали мне комплимент. Высказали, что я похожа на...

ЭДУАРДОВ (устало). На Софи Лорен. Ладно. Я вас узнал.

Незнакомка просияла.

(Строго.) Узнал. Но с тех пор, как мы виделись, вы сильно изменились.

НЕЗНАКОМКА. Как?.. Мы виделись с вами вчера!

ЭДУАРДОВ. Все равно. Вы очень изменились.

Незнакомка растерялась, съежилась, увяла.

Ладно, чего вы хотите?

НЕЗНАКОМКА (жалобно). Вы сами знаете...

ЭДУАРДОВ (сухо). Когда?

НЕЗНАКОМКА. Сегодня!

ЭДУАРДОВ. Невозможно.

НЕЗНАКОМКА. Прошу вас!

ЭДУАРДОВ. Ничего не выйдет.

НЕЗНАКОМКА. Завтра.

ЭДУАРДОВ. То же самое.

НЕЗНАКОМКА. В четверг!

ЭДУАРДОВ. Навряд ли. Но вернее всего: нет.

НЕЗНАКОМКА. А вдруг! Умоляю вас, возьмите мой телефон! (Протягивает ему бумажку.)

ЭДУАРДОВ (жестом отвергает ее телефон). Я вам не позвоню. Забуду. (Милостиво.) Возьмите мой. (Достает блокнот, пишет.) Позвоните в среду. Но учтите, я ничего вам не обещаю. У меня люди на всех люстрах висят.

НЕЗНАКОМКА. Я надоела вам, простите...

Эдуардов вырывает из блокнота листок, отдает его Незнакомке. Та принимает его с благоговением. Наконечников наблюдает за ними с раскрытым ртом.

Благодарю вас...

ЭДУАРДОВ (сухо). До свидания. (Наконечникову.) Вы свободны, шеф?.. Я хотел бы побриться. (Усаживается в кресло.)

НЕЗНАКОМКА. До свидания!.. Я буду надеяться... (Удаляется почти счастливая.)

ЭДУАРДОВ. Слава богу, отвязалась. (Поднялся с кресла.) Бриться я не собираюсь... Что такое, шеф? Почему вы так на меня смотрите?

НАКОНЕЧНИКОВ (вышел из оцепенения). Слушай, парень... Ты в своем уме или нет?

ЭДУАРДОВ. А что такое?

НАКОНЕЧНИКОВ. Нет, ты соображаешь, что ты делаешь?

ЭДУАРДОВ. Да что такое?

НАКОНЕЧНИКОВ. "Что такое"? Такая женщина к тебе клеится, а ты что?

ЭДУАРДОВ. А-а... (Рассмеялся.) Ну, шеф, вы преувеличиваете. Эта женщина обыкновенная.

НАКОНЕЧНИКОВ. Она? Обыкновенная?.. Ну даешь ты... Смотри, пробросаешься такими кусками.

ЭДУАРДОВ (махнул рукой). Надоели... Эта еще ничего, скромная. Ты других не видел. Такие, брат, попадаются экземпляры... Хищницы. (Томно.) Когда-нибудь они разорвут меня на части...

Эдуардов подходит к двери, выглядывает на улицу. Оттуда в это время доносятся голоса.

НАКОНЕЧНИКОВ. Слушай, парень... Ты кто такой?

ЭДУАРДОВ. А ты не знаешь? (Рассмеялся.) Ну слава богу, встретил нормального человека. Будем знакомы.

Он протянул Наконечникову руку, тот ее пожал.

ЭДУАРДОВ. Вадим.

НАКОНЕЧНИКОВ. Наконечников... Кто ты, серьезно?.. Космонавт ты, что ли?.. Нет?..

ЭДУАРДОВ. Послушай! Ты хорошо сохранился - раз ты не знаешь Вадима Эдуардова.

НАКОНЕЧНИКОВ. Где же ты работаешь?

ЭДУАРДОВ. Везде... Госконцерт - слышал такую организацию?

НАКОНЕЧНИКОВ (не сразу). Артист, что ли?

ЭДУАРДОВ. В сообразительности тебе тоже не откажешь.

НАКОНЕЧНИКОВ. Артист, значит... А кого ты, допустим, изображаешь?

ЭДУАРДОВ. Никого.

НАКОНЕЧНИКОВ. Тогда какой же ты артист?

ЭДУАРДОВ. Я пою.

НАКОНЕЧНИКОВ. А-а... (Не сразу.) Арии поешь?

ЭДУАРДОВ. Песни.

НАКОНЕЧНИКОВ. Песни?.. И все?

ЭДУАРДОВ. Ну это, брат, у кого как получается.

НАКОНЕЧНИКОВ (не сразу). А как ты зарабатываешь?

ЭДУАРДОВ. Неплохо.

НАКОНЕЧНИКОВ. Сотни три имеешь?

ЭДУАРДОВ. Имею.

НАКОНЕЧНИКОВ. А может, четыре?

ЭДУАРДОВ. Может, и четыре.

НАКОНЕЧНИКОВ. А может, и больше?

ЭДУАРДОВ. А может, и больше.

НАКОНЕЧНИКОВ (не сразу). Долго учился?

ЭДУАРДОВ. Чему учился?

НАКОНЕЧНИКОВ. Да вот - песни петь?

ЭДУАРДОВ. Я не учился. Но я, брат, особый случай. Другие выходят из консерватории.

НАКОНЕЧНИКОВ. Х-м... А почему для тебя такое исключение?

ЭДУАРДОВ. Да так. Талант, говорят.

(С досадой.) Неужели эта дура сказала им, что я здесь!.. (Наконечникову.) Это поклонники. Черт бы их побрал!.. Если что, я опять спрячусь. А пока мы закроем дверь. Идет? (Закрывает дверь.)

Думаешь, им нужны автографы? Как бы не так. Они требуют, чтобы я провел их на концерт. Бесплатно. Или - чтобы я пил с ними водку.

НАКОНЕЧНИКОВ. Гляжу, везет тебе... (Не сразу.) Слушай, а как его определяют, талант? Кто его определяет?

ЭДУАРДОВ. Как "кто"? Специалисты определяют. Вот ты мне спой что-нибудь, а я тебе скажу, есть у тебя талант или нет.

НАКОНЕЧНИКОВ. У меня? (Не сразу.) Ты это серьезно!

ЭДУАРДОВ (усмехаясь незаметно). А почему несерьезно? Ты сам сказал, что ты поешь. Вот и спой. А я послушаю.

НАКОНЕЧНИКОВ (он не замечает, что над ним подсмеиваются). А чего? Могу спеть... А ты определишь точно?

ЭДУАРДОВ. Ну пой, если не веришь. Мне-то что? (Не сразу.) Ну? Будешь петь?

Наконечников прокашлялся, молчит.

НАКОНЕЧНИКОВ (мается). Да ведь это... Чудно как-то - ни с того ни с сего...

ЭДУАРДОВ (подначивает). А ты как думал? Давай, давай. Пользуйся случаем. А вдруг у тебя талант.

НАКОНЕЧНИКОВ (не сразу). Чего спеть-то?

ЭДУАРДОВ. Это уж твое дело.

НАКОНЕЧНИКОВ. Может, "Тройку"?

ЭДУАРДОВ. Как хочешь.

НАКОНЕЧНИКОВ. Или "Рябину"?

ЭДУАРДОВ. Все равно. Но лучше что-нибудь поживей, потемпераментней.

НАКОНЕЧНИКОВ (потом вдруг начинает петь фальшиво и нелепо).

Бирюзовы да златы колечики,

Эх, да раскатились по лужку...

Эдуардов с трудом подавляя смех, стучит по спинке стула, как по барабану.

Ты ушла, и твои плечики

Скрылися в ночную мглу!

Пой-звени, гитара семиструнная,

Разгони ты грусть-тоску-печаль,

Эх, ты, жизнь моя цыганская,

Ничего теперь не жаль.

ЭДУАРДОВ. Да. Вполне достаточно.

НАКОНЕЧНИКОВ. Ну что?

ЭДУАРДОВ. Неплохо, но... как бы тебе сказать...

НАКОНЕЧНИКОВ. Говори, как есть.

НАКОНЕЧНИКОВ. Ясно.

НАКОНЕЧНИКОВ. Да?

ЭДУАРДОВ. Держаться ты не умеешь, вкуса никакого. Стоит тебе запеть на улице, и тебя обязательно заберут в милицию. Но и это не беда: твои манеры можно выдать за непосредственность... Пойдем дальше. Местами ты не поешь, а воешь, как голодный пес, и хрипишь, как будто бы тебя давят.

НАКОНЕЧНИКОВ. Ладно. Я тебя понял.

ЭДУАРДОВ. Что ты понял? Как раз это, возможно, и есть твоя сильная сторона, твой, так сказать, шарм. Не знаю. Воешь ты, конечно, примитивно, но в твоем хрипе, по-моему, есть что-то своеобразное. Именно на него ты мог бы рассчитывать, если бы у тебя было хоть немного слуха.

НАКОНЕЧНИКОВ (неожиданно). А без слуха нельзя?

ЭДУАРДОВ. Нельзя, к сожалению. Сейчас сочиняют такие мелодии - запомнить их никакого слуха не хватает. Так что извини, но певца из тебя выйдет. (Открыл дверь и снова выглянул на улицу и вернулся.) Но ты не грусти. Может, у тебя какой другой талант.

НАКОНЕЧНИКОВ. Думаешь?

ЭДУАРДОВ. Ну кто тебя знает? (Осматривает Наконечникова с головы до ног.) Так... Парень ты видный... Не изболел...

Михаил Наконечников работает парикмахером в одном из салонов города. На улице стоит невыносимая жара. Клиентов в парикмахерской нет, и от скуки Михаил читает книжку. Пришёл один из постоянных клиентов мастера, Николай Иванович Дутов. Он пожаловался на сильную жару, и попросил сделать стрижку. Парикмахер рассказал своему клиенту о только что прочитанной истории из книжки. Расплатившись за работу, Николай Иванович ушёл. Парикмахер вновь взялся за книгу, и, разморённый жарой, незаметно для себя задремал.

На улице раздался громкий шум, музыка, и голоса людей. Внезапно в парикмахерскую вбежал какой-то мужчина, и спрятался за портьерой. Что-то упало, и Наконечников проснулся. Открылась дверь, и в салон вошла красивая молодая женщина в модной одежде. Посетительница попросила у Михаила воды, и, выпив три стакана освежающей жидкости, принялась выяснять у мастера, есть ли кто ещё в помещении. Польщённый парикмахер решил, что молодая женщина желает остаться с ним наедине. Но незнакомка разочаровала Михаила, она сказала, что ей нужен совершенно другой мужчина. Парикмахер объяснил, что в салоне, кроме него, никого нет, и женщина пошла к выходу. Тут за ширмой опять раздался шум, незнакомка вернулась, и откинула портьеру.

Увидев там молодого человека, самоуверенная женщина заговорила с ним робко и почтительно. Неизвестный мужчина сначала отказывался от знакомства с навязчивой дамой, но потом дал ей свой номер телефона. Обрадованная таким поворотом событий, женщина наконец-то ушла.

Удивлённый таким поведением незнакомца, Михаил поинтересовался, почему тот так повёл себя с привлекательной дамой. На что молодой человек ответил парикмахеру, что он известный певец, и ему просто надоели толпы поклонников. Артист Вадим Эдуардов посоветовал Наконечникову тоже заняться артистической деятельностью. Он предложил Михаилу сначала спеть, а потом станцевать. Но, к разочарованию парикмахера, Вадим не обнаружил у него ни вокальных, ни танцевальных данных. Тогда Эдуардов предложил Михаилу заняться драматургией, так как сочинители пьес отлично зарабатывают, и имеют всеобщее уважение и почёт. Единственная трудность заключается в том, что желательно иметь связи в артистической среде. Михаил заверил артиста, что таковые связи у него есть, так как директор театра является его постоянным клиентом. Эдуардов пожелал успехов на новом поприще будущему драматургу, и ушёл.

На улице послышался шум. Михаил открыл дверь, и увидел толпу народа, которые поинтересовались, где их кумир. Наконечников фамильярно ответил, что Вадим ушёл, и он, драматург, сам может дать автограф.

Прошло время. Наконечников всё также работает в парикмахерской, но он твёрдо решил стать драматургом, и вечерами пишет пьесу. Жена Михаила, Капитолина, сомневается, что своим писательством супруг сможет заработать деньги. Вместе с ними живёт парализованная и потерявшая слух мать Капитолины, которая вообще удивлена, зачем зять по ночам жжёт свет.

Однажды вечером, когда жены не было дома, в дверь постучалась симпатичная молодая женщина, оказавшаяся агентом страховой компании. Поговорив о делах, Михаил начал рассказывать девушке о своей нелёгкой профессии драматурга, и пообещал ей отправить приглашение на премьеру своей пьесы, которая якобы состоится зимой. Рассчитывая на более близкие отношения, парикмахер садится поближе к девушке, узнаёт её имя, и неоконченная пьеса Вампилова на этом прерывается.

Вампилову не удалось завершить начатую работу, и каким будет продолжение, каждый волен решать сам.

Картинка или рисунок Вампилов - Несравненный Наконечников

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мама куда-то ушла Распутин

    В рассказе В. Распутина «Мама куда-то ушла» повествуется о мальчике, который спросонья внимательно наблюдал за ползающей мухой. Это насекомое было первым, кто попался ему на глаза ранним утром.

    Князь Александр был отпрыском великого князя Ярослава. Он был мощным, разумным и смелым. Однажды король Римской веры из Полуночной страны пожелал захватить территорию князя.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: