Вениамин (Пушкарь), епископ Владивостокский и Приморский. Епископ вениамин Митрополит вениамин

(в миру Виталий Иванович Тупеко)

По окончании средней школы № 1 г. Лунинца в 1985 г. поступил в Белорусский государственный университет на факультет «Радиофизика и электроника». В 1987-1989 гг. проходил воинскую службу в рядах Вооруженных Сил. Затем продолжил учебу в вузе. В июне 1992 г. получил диплом по специальности «инженер-радиофизик».

В августе 1992 г. поступил на первый курс Минской духовной семинарии. По окончании третьего курса семинарии в 1994 г. подал прошение и был принят в число братии Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря.

16 декабря 1994 г. в Свято-Успенском соборе наместником монастыря архимандритом Гурием (ныне архиепископ Новогрудский и Лидский) по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского.

9 января 1995 г. митрополитом Минским и Слуцким Филаретом за Божественной литургией в Свято-Успенском соборе Жировчиского монастыря хиротонисан во иеродиакона, а 13 февраля 1995 г. — во иеромонаха.

20 июня 1996 г. назначен на должность казначея монастыря. В этом же году по окончании Минской духовной семинарии поступил на первый курс Минской духовной академии и назначен на должность преподавателя Минской духовной семинарии.

В 1999 г. закончил обучение в духовной академии с ученой степенью «кандидат богословия».

В составе делегации Минской епархии принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-29 января 2009 г.

1 июля 2009 г. освобожден от должности благочинного Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря и назначен на должность наместника Свято-Благовещенского Ляденского мужского монастыря Минской епархии.

20 марта 2010 года в крестовом храме Патриаршей резиденции в московском Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин наречения наместника Благовещенского Ляденского мужского монастыря Минской епархии архимандрита Вениамина (Тупеко) во епископа Борисовского, викария Минской епархии .

21 марта 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя хиротонию архимандрита Вениамина (Тупеко) во епископа Борисовского, викария Минской епархии.

Решением Синода Белорусского экзархата от 4 июня 2010 года (журнал № 120) назначен председателем Издательского совета Белорусской Православной Церкви.

Решением Синода БПЦ от 26 июня 2014 г. (журнал № 33) назначен председателем новообразованного Синодального отдела религиозного образования и катехизации и заместителем председателя (журнал № 35) Церковного суда Белорусского экзархата.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 93) назначен Преосвященным Борисовским и Марьиногорским.

Решением Синода БПЦ от 3 июня 2015 г. (журнал № 18) освобожден от должности председателя Издательского совета Белорусской Православной Церкви в связи с занятостью на общецерковных послушаниях.

Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов Николай Иванович)

Родился 2 октября 1952 г. в г. Сокол Вологодской обл. в верующей семье. В 1969 г. закончил среднюю школу г. Марганец Днепропетровской обл.

В 1969-1975 гг. обучался на механико-математическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. С сентября 1975 г. по январь 1976 г. работал в должности инженера в Институте математики и механики Казахской Академии наук в г. Алма-Ата. С мая 1976 г. по июнь 1978 г. работал младшим научным сотрудником во ВНИИ синтеза минерального сырья в г. Александрове Владимирской обл. В 1978 г. вступил в брак.

В 2002 г. по обоюдному согласию брак расторгнут и обоими супругами подано прошение о монашеском постриге.

13 марта 2003 г. архиепископом Михеем (Хархаровым) пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина (Воскресенского), епископа Романовского. Супруга, монахиня Иоанна (Лихоманова), в настоящее время является настоятельницей Иоанно-Мариинского женского монастыря в г. Ставрополе.

8 октября 1978 г. митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом) рукоположен в сан диакона, 14 октября ― во пресвитера с назначением вторым священником Воскресенского собора г. Тутаева.

С 9 октября 1979 г. ― настоятель Воскресенского собора г. Тутаева и благочинный церквей Тутаевского округа.

В 1984 г. окончил Московскую духовную семинарию, а в 1999 г. ― Московскую духовную академию по сектору заочного обучения.

С 1993 г. избирался в члены епархиального совета Ярославской епархии, в 2003-2009 гг. исполнял обязанности секретаря епархиального совета. В 1994-2006 гг. нес послушание председателя епархиального отдела катехизации и религиозного образования.

В 1996-2003 гг. — главный редактор газеты «Ярославские епархиальные ведомости».

В 1996-1997 гг. и 1999-2003 гг. исполнял обязанности ректора Ярославского духовного училища. В 2006 г. назначен заведующим отделением теологии, а с 2008 г. — заведующий кафедрой теологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

С 2007 г. — духовник Ярославской епархии.

Участник Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1990, 2009 гг., делегат двух миссионерских съездов.

С 2002 г. — сопредседатель секции «Православное краеведение в системе образования» Международных Рождественских чтений. Участвовал в качестве докладчика в работе более 30 научных и учебно-методических конференций различных уровней.

Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. (журнал № 42) избран епископом Рыбинским, викарием Ярославской епархии.

Наречен 20 августа 2010 г. Хиротонисан 22 августа за Божественной литургией в Соловецком монастыре. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 5) назначен правящим архиереем новообразованной Рыбинской епархии с титулом Рыбинский и Угличский.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 79) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Воскресенского мужского монастыря г. Углича Ярославской области.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 100 ) в связи с образованием Переславской епархии присвоен титул «Рыбинский и Даниловский».

Образование:
1975 г. — МГУ им. М.В. Ломоносова.
1984 г. — Московская духовная семинария.
1999 г. ― Московская духовная академия (заочно).

Награды:

Церковные:
. 2012 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
. орден свт. Иннокентия Московского III ст.
Светские:
. медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II ст.;
. золотая медаль Российского фонда Мира;
. почетная грамота Министерства образования РФ;
. почетная грамота губернатора Ярославской области.

Священномученик Вениамин,
митрополит Петроградский и Гдовский

Священномученик Вениамин родился в 1873 году в семье сельского священника Олонецкой епархии Павла Казанского и супруги его Марии и получил во святом крещении имя Василий. Окончив Олонецкую духовную семинарию, Василий Казанский поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В студенческие годы окрепла в нем решимость всю свою жизнь посвятить служению Церкви Христовой.

На втором курсе, в 1895 году, он принимает монашеский постриг с именем Вениамин, рукополагается в сан иеродиакона, а в следующем году - в сан иеромонаха.

В 1897 году иеромонах Вениамин оканчивает со степенью кандидата Духовную академию, и его назначают преподавателем Священного Писания в Рижскую духовную семинарию. Вскоре петербургское начальство обратило внимание на молодого иеромонаха. В 1898 году он уже инспектор Холмской духовной семинарии, в следующем году переводится на ту же должность в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. В 1902 году он был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Самарской духовной семинарии.

В 1905 году архимандрит Вениамин вновь возвращается в Санкт-Петербург, получив назначение на должность ректора столичной семинарии. Через несколько лет Господь призывает архимандрита Вениамина к высокому епископскому служению.

24 января 1910 года архимандрит Вениамин был посвящен во епископа Гдовского и назначен викарием Санкт-Петербургской епархии.

Святитель Вениамин особенно любил служить и возвещать слово Божие в храмах на рабочих окраинах Петербурга (с 1914 года - Петрограда) и особенно в церквах Путиловского и Обуховского заводов. Много делал владыка Вениамин для спасения падших женщин. Воздействие служб, личное обаяние и влияние наставлений епископа Вениамина были столь велики, что многие из них, пробудившись от греховного сна, оставляли свое гибельное занятие и возвращались к честной жизни. Он был искренне любим народом Божиим. Как пастырь добрый, владыка Вениамин всегда находил путь к сердцам простого люда Петербурга. И поэтому, когда в Петроградской епархии проходили альтернативные выборы правящего архиерея, духовенство и миряне, и в частности, питерские рабочие, избрали на кафедру своего любимого батюшку.

13 августа 1917 года, накануне открытия Поместного Собора Российской Церкви, архиепископ Вениамин был возведен в сан Петроградского митрополита. Новое высокое положение не только не отдалило архипастыря от паствы, но еще теснее духовно сблизило с ней.

После октябрьского переворота служение святителя Вениамина Церкви Христовой, как и многих архипастырей и пастырей, принимает направление, связанное с защитой прав православного народа.

10 января 1918 года митрополит Вениамин обратился в Совет Народных Комиссаров с заявлением, обличающим проект декрета об отделении Церкви от Государства. «Осуществление этого проекта угрожает большим горем и страданиями православному русскому народу», - писал владыка.

13 января была предпринята попытка захвата Александро-Невской лавры вооруженным отрядом матросов и красногвардейцев. 19 января попытка захвата повторилась. Предводитель вооруженного отряда матросов и красногвардейцев потребовал от святителя Вениамина очистить митрополичьи покои, а от епископа Прокопия - сдать им все лаврское имущество. За отказ выполнить это требование епископ Прокопий и все члены Духовного собора были арестованы. В это время с лаврской колокольни раздался набат. Толпы народа стали стекаться в Лавру. Раздались крики: «Православные, спасайте церкви!» Отряд и его предводитель были обезоружены, арестованные освобождены. Монахи успокаивали возмущенную толпу. Один из них, спасая предводителя отряда, увел его через Тихвинское кладбище подальше от толпы. Тем временем прибыл новый вооруженный отряд. Раздались выстрелы. Смертельно был ранен протоиерей Петр Скипетров. Духовенству потребовалось немало усилий, чтобы удержать людей от сопротивления захватчикам Лавры.

На следующий день депутации от рабочих стеклянного и фарфорового заводов, а позже от рабочих Экспедиции заготовления государственных бумаг посетили митрополита Вениамина и выразили ему свою готовность охранять Лавру. В последующие дни многие верующие сутками не покидали Лавру. Но дело не ограничивалось отдельными случаями захвата имущества Церкви, кощунства, издевательства над пастырями, их ареста и даже убийства. Власти предержащие дерзновенно покушались на само существование Православной Церкви.

Проходивший в Москве Священный Собор, оценивая декрет и действия властей, обратился с «Воззванием» к православному народу, в котором говорилось: «От века неслыханное творится у нас на Руси Святой. Люди, ставшие у власти и назвавшие себя народными комиссарами, сами чуждые христианской, а некоторые из них и всякой веры, издали декрет (закон), названный «о свободе совести», а на самом деле устанавливающий полное насилие над совестью верующих. По этому закону все храмы Божии и святые обители с их святынями и достоянием могут быть у нас отняты... Эти святыни - ваше достояние. Ваши благочестивые предки и вы создали и украсили храмы Божии и святые обители и посвятили это имущество Богу. Оберегайте же и защищайте веками созданное лучшее украшение земли Русской - храмы Божии, не попустите перейти им в дерзкие и нечистые руки неверующих, не попустите совершиться этому страшному святотатству. Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание. Мужайся же, Русь Святая! Иди на свою Голгофу! С тобою Крест Святой, оружие непобедимое... А глава Церкви - Христос Спаситель вещает каждому из нас: „Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота" (Откр. 2,10)".

Тем временем продолжалась мировая война. Митрополит Вениамин сделал распоряжение, чтобы в это тяжелое время, переживаемое городом и епархией, все епархиальное духовенство оставалось на своих местах. Не должны были вывозиться чудотворные иконы и другие чтимые святыни - они должны были оставаться с народом для его духовного утешения и укрепления.

29 мая в Петроград приехал Святейший Патриарх Тихон. Его присутствие и молитвы ободрили петроградскую паству во главе с митрополитом Вениамином накануне поистине скорбных дней. И такие дни пришли. Положение Православной Церкви становилось все тяжелее. Даже представители других вероисповеданий выражали ей сочувствие.

Летом 1918 года были арестованы и расстреляны протоиерей Философ Орнатский – знаменитый проповедник, много занимавшийся благотворительностью, устроитель детских приютов для бедноты; протоиерей Алексий Ставровский, настоятель Адмиралтейского собора, а осенью - кронштадтский протоиерей Григорий Поспелов.

Патриарх Тихон, мужественно обличая беззакония «вершителей судеб отечества», писал: «Реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды. Вы разделили весь народ на враждующие между собою станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян поставить торжество призраку мировой революции».

1919 год не принес облегчения Православной Церкви. Продолжалось закрытие монастырей, было издано распоряжение «о полной ликвидации мощей», а в следующем году духовенство было лишено и многих гражданских прав. Труднейшие годы гражданской войны особенно болезненно переживались в Петрограде. Город был удален от хлебных губерний, что усиливало страдание от голода. Множество жителей бежало: представители состоятельных классов - за границу или на юг России, рабочие - в деревни, где было легче прокормиться. Многие погибли от голода и лишений.

К концу гражданской войны в Петрограде оставалась лишь десятая часть довоенного населения. Голод в стране все усиливался и в 1921 году достиг ужасающих размеров, особенно в Поволжье.

Летом 1921 года Святейший Патриарх Тихон обратился с воззванием «К народам мира и к православному человеку», а также к главам отдельных христианских Церквей (православным патриархам, римскому папе, архиепископу Кентерберийскому и епископу Йоркскому), призывая всех и на Родине, и за границей откликнуться на народное бедствие, постигшее Россию. Тогда же Святейший Патриарх основал Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим. Святитель Тихон благословил жертвовать драгоценные церковные украшения и предметы, которые не имели богослужебного употребления. Святитель Вениамин без колебаний согласился оказать такую помощь, заявив, что Церковь Православная, следуя заветам Христа Спасителя и примеру великих святителей, для спасения от смерти погибающих всегда в годину бедствий являла образ высокой христианской любви, жертвуя церковное достояние. При этом он посчитал необходимым, чтобы пожертвования носили только добровольный характер. Но правительство признало Церковный Комитет излишним, а добровольность сдачи жертвуемых ценностей - ненужным проявлением либерализма в отношении к Церкви.

Насильственное изъятие церковных ценностей под предлогом помощи голодающим началось в Петрограде в марте 1922 года. Приходское духовенство, запуганное событиями последних лет, относилось к изъятию большей частью пассивно. Однако оно и понимало, что если действия митрополита не будут соответствовать намерениям властей, он будет немедленно устранен.

В это же время деятельное участие в церковной жизни стали принимать «церковники» - так называли многочисленную группу активистов мирян, в основном из интеллигенции, у которых события революции вызвали большой религиозный подъем. В Петрограде возникло крупное Общество объединенных петроградских православных приходов, куда вошла большая часть всех приходов города. Председателем Правления этого общества состоял профессор Петроградского Университета по кафедре уголовного права Юрий Петрович Новицкий.

Насильственное изъятие церковных ценностей вызывало массовые протесты верующих. Повсеместно народ охранял церкви, в случае появления комиссии по изъятию ценностей набат созывал верующих. Простые люди негодовали и были настроены намного радикальнее духовенства, часто действуя не только без его согласия, но даже и вопреки протестам священников. Наиболее энергично противились изъятию рабочие Путиловского завода. Открыто произвести акцию в путиловской церкви властям так и не удалось; пришлось проделать это ночью, тайком.

Поначалу власти заявляли, что единственная цель декрета об изъятии - помощь голодающим. Но вскоре проявились истинные, «строго секретные» цели правительства: не помощь голодающим, а упрочение безбожной власти, «бешеное и беспощадное» уничтожение духовенства. В ход были пущены ложные обвинения Церкви в контрреволюции, в сопротивлении власти и в ее нежелании помочь голодающим. Одновременно с изъятием ценностей ставилась задача внести раскол в духовенство - власть открыто брала под защиту священников, выступавших за изъятие.

24 марта 1922 года в «Петроградской правде» появилось письмо за подписью будущих столпов «живой церкви»: Красницкого, Введенского, Белкова, Боярского и других. Авторы письма обвиняли духовенство в контрреволюционности, в игре в политику, в народном голоде, требовали немедленной и безусловной отдачи советской власти всех церковных ценностей и т. д. (Введенский, как он сам признался впоследствии, пошел в Церковь, чтобы «стать реформатором и взорвать ее изнутри».) Так начался раскол, которому предстояло под внешними влияниями расширяться и углубляться.

Весной 1922 года, воспользовавшись привлечением Патриарха Тихона к суду, прибывшая в Москву петроградская группа «революционного духовенства» в составе Введенского, Красницкого, Белкова и других путем обмана Патриарха захватила высшую церковную власть в Церкви, образовав свое самочинное «Высшее Церковное управление».

Возвратившись в Петроград, Введенский 25 мая явился к митрополиту Вениамину и предъявил ему «Удостоверение», гласившее, что он «согласно резолюции Святейшего Патриарха Тихона является полномочным членом ВЦУ и командируется по делам церкви в Петроград и другие местности Российской Республики». - «А почему здесь нет подписи Святейшего Патриарха?» - спросил митрополит Вениамин. «Но зато ВЦУ есть, а патриаршая резолюция дана черным чернилом на белой бумаге», - лукаво ответил Введенский. Митрополит Вениамин разоблачил подлог и, осознавая всю меру своей архипастырской ответственности, решительно выдворил новоявленных узурпаторов церковной власти и отлучил их от общения со Святой Церковью, доколе не принесут, по канонам Церкви, покаяния пред своим епископом. Такому отлучению подлежали и все присоединяющиеся к ним. Вскоре после отлучения к митрополиту Вениамину явился Введенский в сопровождении председателя Петроградской ЧК. Они предъявили святителю ультиматум: либо он отменит свое постановление о Введенском, либо против него и ряда духовных лиц по поводу изъятия церковных ценностей будет устроен процесс, в результате которого погибнут и он сам, и наиболее близкие ему. Митрополит спокойно выслушал угрозы и ответил категорическим отказом. Вскоре он был арестован.

В день ареста святитель Вениамин, вернувшись к себе в Александро-Невскую Лавру, застал в своих покоях следователя, многочисленных чекистов и стражу. При обыске в канцелярии присутствовал и Введенский как представитель ВЦУ, явившийся принять канцелярию. Увидев митрополита, он подошел к нему под благословение. «Отец Александр, мы же с вами не в Гефсиманском саду», - спокойно и вежливо сказал владыка, не давая благословения.

Священномученику было объявлено, что против него и других лиц возбуждено дело о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Арестованного митрополита Вениамина отвезли в «дом предварительного заключения», где он находился все дальнейшее время до своей мученической кончины.

Кроме митрополита к неправедному судилищу были привлечены большинство членов Правления Общества православных приходов, настоятели некоторых церквей, некоторые клирики, профессора духовной академии, Богословского института и университета, студенты и просто люди, схваченные во время уличных беспорядков при изъятии ценностей, - всего 86 человек, большинство которых было взято под стражу.

Митрополит Вениамин и на скамье подсудимых оставался таким, каким был всегда: простым, спокойным, благостным. Он был центром всего процесса. На нем сосредоточивали внимание и враги, и безмерно любившие его верующие. Другой замечательной личностью на суде был архимандрит Сергий*. Он жаждал пострадать за веру. Отсюда его пламенные, вдохновенные речи на процессе. Очевидцам процесса архимандрит Сергий напоминал мученика первых веков христианства, радостно торжествующего перед лицом изумленных палачей, в то время как митрополит являл образ древнего подвижника, благостного, спокойного, ушедшего от мира и полностью погруженного в созерцание и молитву. (* Архимандрит Сергий, в миру Василий Павлович Шейн, родился в 1866 году в деревне Колпна Новосельского уезда Тульской губернии. Окончил училище правоведения (1893), был членом IV Государственной Думы, входил в состав Секретариата Поместного Собора 1917-1918 годов.) Кроме них двоих, мученического венца сподобились Ю. П. Новицкий** и И. М. Ковшаров***. (** Новицкий Юрий Петрович родился в 1882 году в г. Умани Киевской губернии. Окончил гимназию и Киевский университет. С 1914 года доцент, затем профессор кафедры уголовного права Петроградского университета. ***Ковшаров Иван Михайлович родом из Одессы, юрист по образованию. Во время суда ему было 44 года.)

Все обвиняемые держались с достоинством, некоторые бесстрашно исповедовали свою солидарность с митрополитом. «Дело» было составлено так, что отдельные эпизоды, имевшие место при изъятии ценностей в разных петроградских церквах и в различное время, были соединены и объявлены результатом злонамеренного подстрекательства со стороны «преступного сообщества», состоящего из митрополита и других лиц, - главным образом, членов Правления Общества петроградских православных приходов.

«Вы спрашиваете, где мы усматриваем преступную организацию? - произнес обвинитель в речи на суде. - Да ведь она перед вами! Эта организация - сама Православная Церковь, с ее строго установленной иерархией, ее принципом подчинения низших духовных лиц высшим и с ее нескрываемыми контрреволюционными поползновениями!»

В последнем слове священномученик сказал: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре - жизнь или смерть. Но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение (при этом митрополит широко перекрестился) и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все...»

Профессор Ю. П. Новицкий указал, что привлечение его к делу объясняется лишь тем, что он состоял председателем Правления Общества объединенных православных приходов. В приписываемых ему деяниях он совершенно неповинен. Но если нужна в этом деле жертва, он готов без ропота встретить смерть, прося лишь о том, чтобы этим и ограничились и пощадили остальных привлеченных.

И. М. Ковшаров заявил, что знает, какая участь ждет его. Если на суде он давал объяснения в свою защиту, то только для того, чтобы закрепить в общественном сознании, что умирает невинным.

Сильное впечатление произвело последнее слово архимандрита Сергия. Он сказал, что монах, отрешившись от всех переживаний и треволнений внешнего мира, отдав себя целиком богомыслию и молитве, - одной лишь слабой физической нитью остался привязан к сей жизни. «Неужели же, - сказал он, - трибунал думает, что разрыв и этой последней нити может быть для меня страшен. Делайте свое дело. Я жалею вас и молюсь о вас...»

5 июля трибунал объявил приговор. К расстрелу были приговорены десять человек: митрополит Вениамин, архимандрит Сергий, Ю. Новицкий, И. Ковшаров, а также епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников), протоиерей Н. Чуков (настоятель Казанского собора и ректор Богословского института, впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский), протоиерей Л. Богоявленский (настоятель Исаакиевского собора), протоиерей М. Чельцов (настоятель Троицкого Измайловского собора), Н. Ф. Огнев (профессор военно-юридической академии) и Н. А. Елачич.

Потянулись долгие дни ожидания. Владыка Вениамин заочно прощался со своей возлюбленной паствой и использовал оставшиеся дни для последних назиданий. Как завещание, как напутствие на грядущие труднейшие годы и десятилетия звучат слова его последних писем ученикам и сопастырям: «Нам ли, христианам, да еще и иереям, не проявить мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века?!»

В ночь на 31 июля четверо приговоренных были увезены из тюрьмы и расстреляны в нескольких верстах от Петрограда.

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил к лику святых новомучеников: священномучеников митрополита Вениамина и архимандрита Сергия, мучеников Юрия и Иоанна, установив совершать им память 31 июля - в день мученической кончины и в день Собора новомучеников и исповедников российских.

АКАФИСТ


Кондак 1


Избранный Христом Господом на служение Ему, с юных лет воспламенивший в сердце отрока Василия искру горения пострадать за веру православно-исповедающих Его Христа- Спасителя мира. Самым делом послежде исполнил еси желаемое,исповедуя пред неверными и свидельствуя: "Я - за Христа". Почитая твое мужество и терпение, воспеваем ти:


Икос 1


Ангел Церкви был еси во граде святаго Петра и в севернем крае страны нашея. Христос Господь постави тя свещнице высоты служения Ему митрополии Петроградския, да спасеши стадо избранных овец Его, укрепляя их в православии, наставляя в благочестии и доброделании. Сего ради и мы, душепопечением, воспеваем тебе:

Радуйся, отрок сый Богоизбранный, мученичества возжелавый;
Радуйся, юноше Богобоязненный, путем побеждения страстей шедый.
Радуйся, в мужа возраставый, в меру возраста Христова пришедый и в добродетелех преуспевый;
Радуйся, подвигом добрым подвизавыйся, священное служение приявый.
Радуйся, апостольского служения приемниче, в сане епископа добре потрудивыйся;
Радуйся, паству твою Петроградскую от раскола обновленческаго охраняяй.
Радуйся, мужество и терпение явивый пред безбожными гонителями веры;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 2


Видя Господь в будущем тя воеводу ратоборцев за веру Христову, посла ти духа ревности по Бозе и желание в сердце твоем Богоугодное проводити житие и мученическим исповеданием веру православную соблюсти, да со страдальцы вопиеши вечно Богу: Аллилуиа.

Икос 2


Разумом свыше просвещенный и Духом Святым одаренный, сердцем же во благочестии от младости воспитан сый, радость и утешение всем был еси. Тем же приносим тебе хвалы сицевые:

Радуйся, светом благочестия от Бога озаренный;
Радуйся, учением благочестия издетства напоенный.
Радуйся, отрасле благоухающая корене духовнаго;
Радуйся, девственную чистоту от юности возлюбивый.
Радуйся, иерея Божия и благочестия родительскаго наследниче преизрядный;
Радуйся, душу свою всецело Господу посвятивый.
Радуйся, молитвою и Богомыслием ум свой в горняя вперивый;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 3


Силою Божиею укрепляемый, ангельский образ приял еси и в монашестве Вениамином- сыном десницы - наречен был еси, труды великия подъял, постом страсти плотския умертвив, и яко воин, противу князя власти воздушныя, во всеоружия Божия облеклся еси, досточудне. Светом богоразумия твоего и нас озари, да вопием купно с тобою Богу: Аллилуиа.


Икос 3


Имея благодать священства дело благовестника и инспектора добре сотворил еси в стенах Холмския семинарии со всяким долготерпением и учением наставляя, иных же ко исправлению жития словесы и делы твоим влекл еси. Почитая сия труды твоя, единодушно, едиными усты с митрополитом Евлогием, восхвалявшего тя и мы тебе вопием:

Радуйся, монашеский подвиг и иерейское служение в житии своем добре сочетавый;
Радуйся, юные души наставивый и ко Христу приведый.
Радуйся, преемниче рода священнаго;
Радуйся, искавшия спасения правым учением оглашавый.
Радуйся, житием своим сего учения не посрамивый;
Радуйся, яко праведно дадеся ти жребий пастырскаго о душах попечения.
Радуйся, неутомимый священнослужителю Господень и вся часы суток готовый пребывати в храме Божия;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 4


Бури греховныя избежав и нападения вражия бодрственным житием своим утишая, к небесным благим устремился, боголюбче Вениамине, единую же Премудрость Ипостасную взыскав, тайны богословия от Нея восприял, сего ради от архиерея Божия во архимандрита возведен, ректором духовныя Петроградския семинарии поставлен, да со всеми учащими и учащимися поеши Богу: Аллилуиа.


Икос 4


Слышаша иерархи Церкве Российския о трудех твоих неустанных, яко ангела, знамение благодати небесныя носяща, реки богомудрых словес источающа. Тем же и мы, дивяся чудному промышлению Божию, поставившему тя ректором семинарии, достохвально взываем:

Радуйся, Слова Божия богомудрый истолкователю;
Радуйся, многия и словесы и делы наставивый: "Вся возможно совершить со Христом и во имя Христово".
Радуйся, талант свой в земле не сокрывый;
Радуйся, во славу Божию и на спасение душ человеческих его употребивый.
Радуйся, смирением своим духа гордыни низложивый;
Радуйся, ратоборче доблий, полки невидимых врагов победивый.
Радуйся, терпению житием своим вся научивый;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 5


Боготечную звезду показа тя на небесех в сонме священномучеников Господь Вседержитель, зане и на земли был еси звезда светлая, Боготочною Кровию от вечныя смерти искупленныя соблюдая, егда сан епископа, викария Гдовского, приял еси, темже и ныне на небесех сияеши славою вечною и купно с лики праведных воспеваеши хвалебную песнь: Аллилуиа.


Икос 5


Видеша тя православнии людие, яко светило церковное, сияющее в просвещение народа Божия на свещнице святительского, окормлявшего Петроградскую паству, и не леностно трудившегося на спасение душ человеческих, темже и слышиши таковые тебе похвалы:

Радуйся, во епископа нареченный митрополитом Владимиром -священномучеником;
Радуйся, хиротонисанный во святительство будущим патриархом Тихоном.
Радуйся, яко притяжал еси сердца людския любве к тебе исполненныя;
Радуйся, архипастырю, "батюшкой Вениамином" с любовию в народе именуемый.
Радуйся, иго Христово благое и легкое носивый;
Радуйся, неусыпный делателю винограда небеснаго.
Радуйся, пастырский долг и апостольскую проповедь восприял во епископском служении;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 6


Проповедник учения Христова воистину явился еси, священномучениче Вениамине, егда Петроградскую митрополию вручил ти Господь, словом твоим в вере наставляя, житием во благочестии верных утверждая и всех поучая с любовию пети Богу: Аллилуиа.

Икос 6


Возсияв светом Богоразумия твоего в северном крае страны нашея, святителю Вениамине, людие бо видевше тя наставника добра Божественных учений радовахуся зело и единодушне избраша тя кормчим кафедры Петроградския. Приими и от нас, угодниче Божий, похвалы сия:

Радуйся, любимиче паствы твоея-народа Божия;
Радуйся, в хижины бедных мира сего смиренне шел еси.
Радуйся, и в святительском сане вся требы верным исполняяй;
Радуйся, в нищите их прибывающих посещавый.
Радуйся, архипастырю добрый, самоличне святым крещением многа чада Церкве породивый;
Радуйся, Божественныя Литургии предстоятелю умиленный.
Радуйся, заблудших в раскаяние приведый;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 7


Хотя Человеколюбец Господь явити в тебе истиннаго пастыря, показа тя образ стаду словесному во трудех твоих, в чистоте и кротости светлой души твоей, делы бо и словесы своими всех приводил еси ко благочестию. Сего ради и мы тебе усердно величаем и прославльшему тя Христу вопием: Аллилуиа.


Икос 7


Новаго тя ревнителя по благочестию видевше и безграничную преданность Церкве Христовы, паства Петроградская внимаше ти смиренному, простому и кроткому архипастырю верующих душ, в великом множестве наполняша храмы, идеже совершашася твои митрополичьи богослужения. Ведая близость твою ко Христу Богу, Ему же молитися не престай и о нас грешных, вопиющих ти хвалебно:

Радуйся, избранниче народа, поставленный на кафедру Петроградскую;
Радуйся, труды велия положивый ко спасению падших.
Радуйся, наставниче добрый, сущим в бедах сострадавый.
Радуйся, яко коемуждо в горестех, аки утешитель являлся еси;
Радуйся, евангельской простотой и сердечностью сияяй;
Радуйся, правил церковных нелицеприятный блюстителю.
Радуйся, по словеси апостола Петра стадо Божие пасый.
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 8


Странно быша неверным и нечестивым зрети, како святитель Вениамин, сей воистину воин Христов, мужественно облекшись в броню правды и преподобие истины, внегда огненным испытанием посети Господь страну Российскую, яви досточудное терпение
и высокое благородство при изъятии безбожными церковных ценностей. Тем же и нас, рабов Божиих, соблюди от всех враг видимых и невидимых, воспевающих Богу: Аллилуиа.


Икос 8


Весь бе исполнен ревностию Илии пророка, святе Вениамине, егда узрел в келии своей обновленца Александра Введенского, аки второго Иуду с вои безбожных пришедша и лицемерно благословения просяща, благословения не дал еси, но рекл ему: "Мы не в Гефсиманском саду". Живоцерковников сборище обличи, отлучив от Церкви. Поминая твое непоколебимое стояние, воспеваем ти:

Радуйся, добрый пастырю стада Христова- паствы Петроградския;
Радуйся, святою ревностию о спасении чад Божиих пламеневый.
Радуйся, милосердствуя о голодающих добровольно, без принуждения, церковное имущество даяти предлагаяй;
Радуйся, болезнуя душею о кощунниках и святотатцах, верныя от обновленцев защищаяй.
Радуйся, единомысленный святому исповеднику патриарху Тихону и сподвижником его бывый;
Радуйся, Православия светило.
Радуйся, всякия неправды нелицеприятный обличителю;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 9


Всякие беды понесл еси, святителю Вениамине, всякие лишения, обиды и страдания претерпев, егда преемники Ирода на тя руки наложиша, и задержав, ввергли в темницу, в ней же яко и в дому Божию взывал Христу-Спасителю: Аллилуиа.


Икос 9


Витии многовещанныя не возмогут изрещи вся болезни и раны, яже ты, яко служитель Божий явил "в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами в темнице" и ничто из сего "не возможе разлучити тя от любве Божия во Христе Иисусе". И ныне и всегда верныя чада, поем во славу наставника своего:

Радуйся, в темницу со смирением безропотно шедый;
Радуйся, любовию паствы утешенный.
Радуйся, яко море волнующееся, паства преданная ти, многотысячным собранием у суда ожидаше тя;
Радуйся, ближняя своя паче себе возлюбивый.
Радуйся, страдальцы с тобою судимыя укрепивый;
Радуйся, мучеников похвало.
Радуйся, святителей славо;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 10


Спасти хотя всякаго человека Господь Серцеведец, зря твою ревность: в юности бо ты лобызал пламенеющим сердцем первых мучеников и скорбел, яко не можеши приобщиться их славному подвигу, по исполнении времени посла ти желаемое, да и ты спостраждеши о имени Его- Христа Бога и со страдальцы воспоеши: Аллилуиа.


Икос 10


Стена невинно гонимым пастырем и миряном был еси, священномучениче Вениамине, с тобою судимыя ограждая от ложных наветов, самаго себя ставя ответственным за вся. Враги не возмогоша противостати мудрости и духу, вещающему твоими устами, егда ты изобличал их клеветы и явил радостное желание умереть за Христа. Мы же, премудрости и мужеству твоему дивящеся, со умилением взываем ти:

Радуйся, исполненный веры и силы первосвятителю града святаго Петра;
Радуйся, кроткий и дезновенный, первомученику Стефану уподобивыйся.
Радуйся, цевнице духовная, Духа Святаго исполненная;
Радуйся, архиереев богодухновенное украшение.
Радуйся, ополчатися за тя верным воспретивый;
Радуйся, до конца вспять не отвративыйся.
Радуйся, яко мученицы на небесех о терпении твоем ликоваху;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 11


Пение благодарственное и хвалебное приносим ти, сященномучениче, положившаго душу свою за други своя. Дерзновенною верою православнии исповедуем яко праведник и по смерти жив будет во веки, поя Богу: Аллилуиа.


Икос 11


Светлосиянного светильника почитаем тя, страдальче Христов, последнее слово твое с высокой мученической кафедры беззаконного суда назидает всех и потрясает своим величием. Сия твоя, священномучениче, последняя проповедь: "не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре: жизнь или смерть, но чтобы вы в нем не провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: "Слава Тебе, Господи Боже, за все!". Мы же с умилением тебе воспеваем:

Радуйся, узы и темницу за Христа приявший;
Радуйся, единою святою просфорою вся темничные дни питавыйся.
Радуйся, последнее святительское благословение в темнице соузникам архимандритам
Гурию и Иннокентию давый;
Радуйся, яко во временней жизни сей, любве ради ко Господу, до конца во спасение души твоея подвизавыйся.
Радуйся, яко в нощи воскресного дня убиенный в знамение всеобщаго воскресения;
Радуйся, яко чрез страдания сподобился причастником быти вечныя славы.
Радуйся, яко во имя твое храмы Божия воздвизаются;
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 12


Благодать, свыше ти данную, познавши, благоговейно лобызаем светолепное всечестнаго лица твоего изображение и умиленно вопием Христу Богу нашему: Аллилуиа.


Икос 12


Поюще твое славное и непреоборимое стояние за веру истинную, ублажаем мученическое страдание твое и приемлюще последнее писание тобою с темницы, подобно великому апостолу языков Павлу посланное учеником и сопастырем, внимаем ему, яко завещанию твоему и взываем ти:

Радуйся, яко открылась тебе возможность терпеть Христа ради;
Радуйся, яко при великих скорбех избыточествовало тебе утешение от Бога.
Радуйся, исполненный среди самых тяжких страданиях радости и внутреннего покоя;
Радуйся, за Христа претерпевший вся - темницу, суд, общественное заплевание, обречение и приговор- "повинен смерти".
Радуйся, во Христе обретший жизнь, свет и покой;
Радуйся, себе не жалевший для Церкви и забывший свой ум, ученость и давший место благодати Божией.
Радуйся, судьбу Церкви вручивый силе веры и заповедавый всем: "веры надо больше, больше надо иметь нам веры";
Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.


Кондак 13


О великий и преславный исповедниче Православия и страдальче, священномучениче Вениамине! Приими сие похвальное пение от нас, недостойных, любовию чтущих тя и твоя за Христа и Церковь Его святую страдания. Умоли венчавшего тя славою Господа ниспослати нам от бед, скорбей и болезней, обдержащих ны, скорое избавление. Буди неослабный молитвенник нам пред Престолом Всевышняго да в вечней жизни сподобимся с тобою и со всеми святыми пети Ему во веки: Аллилуиа.


(Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й)

МОЛИТВА

О, предивный святителю, богомудрый и всесвятый отче наш священномучениче Вениамине! К тебе ныне прибегаем верою и любовию чтущии тя, похвалы сия приносяще от всего сердца и помышления. Молим тя прилежно, страстотерпче святый, не забуди ны к тебе усердно притекающих: утверди нас в вере святей православней, научи нас всегда творити заповеди Божия, исцели болезни душевныя и телесныя, буди нам покровителем и прибежищем в скорбех и напастех, заступи ны от враг видимых и невидимых, да и мы богоугодне прешедше поприще сея жизни, твоим предстательством и богоприятными молитвами будем наследницы Царствия Божия и сподобимся с тобою предстояти Престолу Царя Славы,поклоняяся Ему и воспевая во веки веков.Аминь.

ТРОПАРЬ

Тропарь, глас 3


Божественным светом от юности озаряем, мученичества возжелал еси и по достоинству был еси Христовы Церкве архипастырь, Петроградскую паству пасый. На судищи безбожных лесть обличил, столп незыблемый, светильник неугасимый явился еси, священномучениче Вениамине, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2


Яко мученик, яко верен святитель и поборник Православия гордыню безбожных посекл еситы духовным мечем, священномучениче Вениамине, песнословим души твоея крепкое терпение и доблесть подвигов твоих.

Величание


Величаем тя, священномучениче Вениамине, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Житие с сайта:

В миру Федченков Иван Афанасьевич, родился 2(14) сентября 1880 года в селе Ильинка (Вяжли) Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Отец - Афанасий Иванович - был крепостным крестьянином И. И. Баратынского, затем служил там же конторщиком.

В детстве Ваня часто болел. По причине слабого здоровья его даже крестили в самый день от рождения. В возрасте полутора лет он опасно заболел воспалением легких, и мать дала обет Богу: в случае, если сын останется жив, сходить с ним вместе на поклонение мощам святителя Митрофана Воронежского . Младенец выздоровел, и мать отправилась вместе с ним в путь.

О том, что произошло дальше, Владыка узнал через много лет от своей сестры. “Мать стояла в храме св. Митрофана. Мимо нее проходил какой-то сторож-монах. Я, младенец, вертелся (а может быть, и чинно стоял) возле матери. Он, должно быть, благословил нас, а обо мне сказал: “Он будет святитель!” И мать мне никогда об этом не говорила”.

Начальное образование получил в земской школе в селе Сергиевка Кирсановского уезда, затем два года проучился в Кирсановском уездном училище (1891-1893).

Обучался в Тамбовском духовном училище и в Тамбовской Духовной семинарии.

Затем поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, окончив её со степенью кандидата богословия. В академии встретил духовного наставника архимандрита (впоследствии архиепископа Феофана (Быстрова) , связь с которым сохранил и в дальнейшем, когда оба они, учитель и ученик, оказались в вынужденном изгнанничестве за пределами Отечества.

Архимандрит Феофан был духовником и “аввой” Ивана Федченкова. Он же совершил его пострижение в монашество 26 ноября 1907 года, в канун празднования в честь иконы Божией Матери “Знамение”.

Будучи студентом первого курса, будущий митрополит Вениамин тяжело заболел и попал в больницу, где по совету архимандрита Феофана стал прилежно читать аскетические творения святых отцов (аввы Дорофея, преподобных Варсонофия и Иоанна, преподобного Иоанна Лествичника и преподобного Макария Великого , которых до этого времени не знал или читал поверхностно. “Чтение этих аскетических творений, - писал впоследствии митрополит Вениамин, - так сильно подействовало на меня, что очень скоро я почувствовал влечение к иночеству, никому о том не говоря…

И постепенно стало нарастать стремление к Богу. Начал сознавать недостаточность прочих идеалов, хотя бы и хороших, вроде служения ближним; и во всяком случае мне стало совершенно понятно, что человека ничто не может удовлетворить, кроме любви к Богу”.

Летом 1905 года Иван вместе с двумя сокурсниками побывал на Валааме, где студенты, знакомившиеся с жизнью “Северного Афона”, посетили насельника Иоанно-Предтеченского скита схимонаха Никиту-старца, почитавшегося братией монастыря и приезжими богомольцами.

Подвижник долго беседовал с юношей, пророчески назвал его “владыкой” и благословил вступить на иноческий путь. Другой подвижник - старец Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой Лавре иеромонах Исидор (Козин) - также предсказал будущему митрополиту его жизненную дорогу.

В академические годы в жизни И.А. Федченкова - иеромонаха Вениамина произошла еще одна знаменательная встреча. В ноябре 1904 года будущий святитель вместе с двумя товарищами по академии впервые побывал в Кронштадте у отца Иоанна.

После своего рукоположения, иеромонах Вениамин вновь посетил Кронштадтского праведника и сослужил ему в Божественной литургии. Последний раз отец Вениамин был у батюшки за полгода до его кончины, последовавшей 20 декабря 1908 года.

В дальнейшем он на протяжении всей своей долгой жизни обращался к творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского и хранил в сердце образ этого пламеного молитвенника.

В условиях эмиграции (сам Владыка называл свою жизнь за границей беженством, подчеркивая тем самым вынужденный характер отрыва от Родины) епископ Вениамин осеняет именем отца Иоанна просветительскую деятельность русских беженцев, сохранивших верность Московской Патриархии. При основанном им в Париже Трехсвятительском подворье действовали Православное издательство и Типография имени отца Иоанна Кронштадтского .

В числе книг, выпущенных в свет этим издательством, была и его книга, составленная по творениям кронштадтского подвижника - “Небо на земле. Учение о. Иоанна Кронштадтского о Божественной литургии”. В состав книги “Божьи люди” вошел очерк “Отец Иоанн” - небольшое по объему произведение, составленное Владыкой в период его служения в Америке (1933-1948). Отцу Иоанну посвящен и труд митрополита Вениамина “Подвиг преподобничества”. В 1950-х годах Владыка завершил свое фундаментальное исследование “Отец Иоанн Кронштадтский ”.

3 декабря 1907 года монах Вениамин, нареченный при постриге в честь святого мученика диакона Вениамина (память 12 октября и 31 марта), был рукоположен ректором академии епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) во иеродиакона, а 10 декабря в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялось его рукоположение в сан иеромонаха. Хиротонию совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский).

Окончив в 1907 году Санкт-Петербургскую духовную академию, был оставлен при ней профессорским стипендиатом по кафедре Библейской Истории у профессора архимандрита Феофана (Быстрова) . По окончании стипендиатского года был назначен личным секретарем архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского).

В 1910-1911 годах отец Вениамин исполнял должность доцента Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре Пастырского богословия, Гомилетики и Аскетики.

В октябре 1911 года по желанию он был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии, но эту должность занимал недолго, около трех месяцев.

21 декабря 1911 года получил назначение на должность ректора Таврической духовной семинарии, а 26 декабря в Выборге он был возведен архиепископом Сергием (Страгородским) в сан архимандрита.

26 августа 1913 года архимандрит Вениамин получил новое назначение, заняв пост ректора Тверской духовной семинарии.

События февраля 1917 года застали архимандрита Вениамина в Твери. События эти, как видно из книги воспоминаний Владыки Вениамина, далеко не бескровные, вызвали у него чувство сердечной скорби по поводу разгоравшегося братоубийства. Монархист по убеждениям, он тяжело переживал падение православной монархии, как патриот-государственник скорбел о военных поражениях России и о “параличе власти”, который грозил привести страну к хаосу.

Октябрь 1917 года застал отца Вениамина уже в Москве. Дело в том, что летом 1917 года на Епархиальном съезде в Твери он был избран от церковнослужителей епархии членом Поместного Собора Православной Российской Церкви и принимал деятельное участие в его работе. Архимандрит Вениамин был сторонником восстановления патриаршества, участвовал в избрании на Патриарший престол святителя Тихона, которого глубоко чтил.

Осенью 1917 года он был избран ректором Таврической духовной семинарии. В качестве представителя духовно-учебных заведений и заместителя епархиального архиерея, архимандрит Вениамин участвовал в работеУкраинского Верховного собора в Киеве (с декабря 1917 по декабрь 1918 года), где ему пришлось вместе с митрополитом Платоном (Рождественским), другими иерархами, клириками и мирянами отстаивать единство церкви от посягательств украинских церковных “самостийников”, группировавшихся вокруг т.н. “Верховной Рады”, требовавшей немедленного разрыва с законной Высшей Церковной властью и действовавшей под лозунгом: “Прочь от Москвы!” Твердость, а порой и личное мужество, проявленное сторонниками законной канонической власти в Церкви, разрушило планы “самостийников”. Печальным следствием деятельности Церковной Рады стал”липковский” или “самосвятский” раскол, с последователями которого Владыке Вениамину приходилось сталкиваться в дальнейшем во время его служения в Америке.

По постановлению Священного Синода Украинской Автономной Церкви, действовавшего под председательством митрополита Платона (Рождественского) в Одессе архимандрит Вениамин 10 февраля 1919 года был хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии, и определен на должность настоятеля Херсонесского монастыря в Одессе.

Хиротония состоялась в Покровском соборе Севастополя, ее возглавил архиепископ Димитрий (Абашидзе) в сослужении других иерархов. В то время Севастополь занимали Вооруженные Силы Юга России. Летом город заняли красные, и епископ Вениамин был арестован местной “чрезвычайкой”, но под давлением паствы властям пришлось вскоре его освободить.

Весна 1920 года ознаменовалась для него вступлением в белое движение. По приглашению генерала П. Н. Врангеля он возглавил военное и морское духовенство Русской Армии, образованной в мае 1920 года из реорганизованных Вооруженных сил Юга России, эвакуировавшихся в Крым в январе-феврале 1920 года. Как епископ Армии и Флота (таков был новый титул Владыки) он координировал деятельность военных священников, выезжал на фронт, под его руководством осуществлялось издание газеты “Святая Русь”.

Большая работа проводилась епископом Вениамином по оказанию помощи клирикам-беженцам и членам их семей. У епископа Вениамина сложились достаточно близкие отношения с главнокомандующим Русской Армией, и Врангель пригласил его, как представителя Церкви, в образованный в Крыму Совет министров.

Епископ Вениамин принимал участие в организации дней всенародного покаяния, в организации крестных ходов, прилагал усилия к тому, чтобы поднять духовно-нравственный уровень своей паствы, но очень скоро столкнулся с теплохладностью и даже безрелигиозностью многих белых вождей и воинов. Но ради той, пусть незначительной количественно, но бесконечно дорогой для него части белого воинства, воевавшей “за Бога и Родину”, он прошел вместе с белыми до конца и оставил пределы России в ноябре 1920 года.

В Константинополе епископ Вениамин вошел в состав Высшего Церковного Управления за границей, а также стал членом образованного при генерале Врангеле Русского Совета. Проживая в 1920-1921 годах в Болгарии, он, как епископ Армии и Флота, посещал храмы и приходы, учрежденные беженскими и воинскими организациями в Турции, Греции, Болгарии и Сербии.

В этот же период Владыка Вениамин возглавил комиссию по организации церковной жизни русского Зарубежья. Под его председательством в Константинополе прошел “епархиальный съезд”, подготовивший Карловацкий Собор 1921, состоявшийся в ноябре 1921 года под председательством митрополита Антония (Храповицкого). От имени Собора епископу Вениамину, как инициатору всезарубежного церковного форума, была выражена благодарность и возглашено многолетие.

Предпринимая усилия по организации самостоятельного церковного управления для русского Зарубежья Владыка Вениамин, как и большинство русских беженцев в те дни, полагал, что пребывание за рубежом будет носить временный характер. Прежде всего он стремился к тому, чтобы зарубежная церковная власть действовала под омофором святителя Тихона, патриарха Всероссийского.

Когда в Сремские Карловцы поступил Указ Святейшего Патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета об упразднении Карловацкого Всезаграничного Высшего церковного управления (№ 347 от 5 мая 1922 года), епископ Вениамин (единственный из состава ВЦУ) принял указ к исполнению и решил удалиться в монастырь Петковица (св. Параскевы) близ города Шабаца в Сербии, где собрал более 20 человек братии из числа русских беженцев. При этом до 1923 года он продолжал исполнять обязанности епископа Армии и Флота.

Осенью 1923 года по приглашению архиепископа Савватия (Врабец), находившегося в юрисдикции Константинопольского Патриарха, епископ Вениамин стал его викарием в Карпатской Руси, входившей в то время в составЧехословакии. За восемь месяцев своей деятельности там Владыка Вениамин присоединил к Православию 21 униатский приход, но в мае 1924 года под давлением правительства Югославии власти Чехословакии выслали епископа Вениамина из страны.

Это было связано с тем, что на территории Чехословакии действовали православные приходы Сербской юрисдикции, возглавлявшиеся епископом Гораздом (Павликом), и деятельность епископа Вениамина могла привести к осложнениям в отношениях между странами.

Летом 1924 года епископ Вениамин жил в Петковице, но монастырем не управлял, посвятив себя монашескому деланию и работе над богословскими сочинениями, а осенью того же года он стал законоучителем Донского Кадетского корпуса в городе Билеча. Летом 1925 года епископ Вениамин был приглашен митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Париж в качестве инспектора и преподавателя Православного Богословского Института имени преподобного Сергия.

В 1926 году епископ Вениамин принял от митрополита Антония (Храповицкого) назначение на должность начальника Богословско-пастырских курсов и законоучителя Русского Кадетского Корпуса, а также настоятеля русского прихода в городе Бела Црква на северо-востоке Югославии, но летом 1927 года снова удалился в Петковицу. Здесь его застала известная ”Декларация” митрополита Сергия (Страгородского).

В решении непростого для нас вопроса о принятии или отказе от “Декларации”, Владыка руководствовался не только соображениями церковной пользы, он стремился разрешить этот вопрос духовно, совершая “сорокоуст” служения Божественной литургии, обращаясь за советом и благословением к насельникам Святой Горы Афон схиархимандриту Кирику - духовнику Пантелеимонова монастыря, и архимандриту Мисаилу (Сопегину).

Служение “сорокоустов” в трудные моменты жизни - неотъемлемая черта духовного облика Владыки Вениамина. Оставленные Владыкой записи его переживаний во время “сорокоустов” чрезвычайно полезны и поучительны для православных христиан, особенно для клириков.

Присоединившись к “Декларации”, епископ Вениамин одновременно передал через митрополита Евлогия прошение об увольнении на покой и, получив из Москвы соответствующий указ, удалился в пустынный скит св. Саввы Сербского , где жил вдвоем с сербским монахом-подвижником. Этот скит находился близ знаменитого сербского монастыря Студеница. В скиту Владыка подвизался в 1927-1928 годах, а в 1929 году по благословению епископа Шабацкого Михаила принял настоятельство в Петковице, но уже осенью того же года был снова вызван в Париж митрополитом Евлогием и вновь занял прежний пост инспектора и преподавателя Сергиевского Богословского Института.

В 1930 году после разрыва митрополита Евлогия (Георгиевского) с Московской Патриархией и его ухода под омофор Константинопольского патриарха, Владыка Вениамин, сохранивший верность Матери Церкви, должен был оставить институт, а вместе с тем и утратить то, чем дорожил каждый русский изгнанник на чужбине - кров над головой и скромные средства к существованию.

По инициативе епископа Вениамина, вокруг которого собралась небольшая, но очень сплоченная группа прихожан, в Париже было организовано Патриаршее подворье с храмом во имя Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста . Посвящение главного престола Владыка Вениамин объяснял своей надеждой на то, что “как три партии православных христиан, оспаривавшие каждая преимущество своего главы - Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустого , в конце концов соединились вместе, воздав одинаковую честь святителям (30 января), так молитвами этих святителей и нынешнее заграничное разделение, имеющее в отколах от матери церкви чисто земные цели, оставит греховные начала и воссоединится с Единою патриаршею нашею церковью”.

В мае 1933 года Владыка Вениамин выехал в Америку, где он должен был прочитать цикл лекций о Русской Православной Церкви. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), разрешивший эту поездку, дал Владыке поручение выяснить позицию митрополита Платона (Рождественского) по отношению к Московской Патриархии.

Митрополит Платон, самочинно провозгласивший свой Митрополичий округ автономным, от контактов с Владыкой Вениамином уклонился, и тогда вступило в действие имевшее первоначально условный характер распоряжение митрополита Сергия о назначении Владыки Вениамина управляющим епархией в звании архиепископа и временного экзарха Северо-Американской епархии.

Вскоре последовал и соответствующий указ за № 319 от 27 марта 1933 года. Митрополит Платон этому распоряжению не подчинился и был смещен за учинение раскола и провозглашение автономии. Тогда определением Временного Патриаршего Синода от 22 ноября 1933 года Владыка Вениамин был назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским с оставлением экзархом Московской Патриархии в Америке.

При этом архиепископ Вениамин оказался в крайне тяжелом положении. С одной стороны он осознавал себя представителем законной канонической власти, но с другой стороны - он был экзархом без экзархата, архипастырем без паствы. У митрополита Платона и продолжателя его линии митрополита Феофила (Пашковского) были свои, пусть и не обоснованные канонически, но весьма веские причины, которые и определяли их деятельность.

Эти причины были связаны как со спецификой церковной жизни в Америке того времени, так и с настроениями паствы. Их поддерживало подавляющее большинство клира и мирян, и Владыке Вениамину пришлось положить немало сил, чтобы приобрести тот высокий авторитет, которым он обладал к концу своего служения в Америке. А в первое время ему приходилось спать на полу, подметать улицы, терпеть оскорбления за верность Матери-Церкви.

Как-то после одного собрания для безопасности ему предложили выйти через запасной выход. Но Владыка решил идти, как и входил, через главный вход. Кто-то бросил в него окурок, послышались оскорбительные выкрики раскольников. Но архиепископ Вениамин невозмутимо и мужественно сохранил свое достоинство.

Но при всех скорбях и лишениях, выпавших на долю его самого и его сотрудников, Владыка неизменно благодарил Бога и молился за своих гонителей и всех, кто ему чем-либо “досаждал”. Свидетельство тому - страницы его дневников и “сорокоустов”. Они же свидетельствуют о том, как глубоко и сокрушенно переживал Владыка любой конфликт с ближним, как умел просить прощение, как оберегал свой душевный мир, гармонию духа. Поношения Владыка сносил с христианской кротостью и смирением.

Неутомимая работа по устроению церковных дел требовала от Владыки колоссального напряжения душевных и физических сил. Он часто посещал американские и канадские приходы, совершал богослужения и проповедовал. После богослужений за трапезой любил вести духовные беседы. Он вообще был замечательным проповедником, и его проповеди надолго запоминались слушателям.

В годы Великой Отечественной войны митрополит Вениамин стал одним из вдохновителей мощного патриотического движения, охватившего все слои русской эмиграции. В это движение влились люди самых разных политических и религиозных взглядов, православные разных юрисдикций. Последнее во многом способствовало объединению православных людей в Америке, тенденции к которому наметились именно в военные годы.

22 июня 1941 года, в день начала войны, митрополит Вениамин произнес вдохновенную проповедь в церкви Серафимовского подворья Русской Патриаршей Церкви, в которой выразил свое твердое упование на то, что предстоящие тяжелые испытания попущены Промыслом Божиим “ко благу нашей Православной церкви и Родины”, а затем отслужил первый молебен Всем святым Земли Русской о даровании победы православному народу русскому.

В первый же день войны он заявил: “Все кончится добром!” И с этого дня Владыка неустанно трудился на патриотическом поприще, соединяя свое церковное служение с общественным. Он выступал с лекциями в аудиториях, где производился сбор денежных средств в пользу России, выступал с речами на митингах в разных городах Америки.

Особенное впечатление на присутствующих произвела его речь, произнесенная 2 июля 1941 года на грандиозном митинге в Нью-Йоркском Мэдисон-Сквер-Гарден. “Всякий знает, - сказал тогда Владыка, - что момент наступил самый страшный и ответственный для всего мира. Можно и должно сказать, что от конца событий в России зависят судьбы мира… Вся Русь встала! Не продадим совесть и Родину!”

Митрополит Вениамин был председателем Медицинского Комитета помощи России, членом Национального Комитета Славянского Конгресса САСШ; членом Международного Комитета помощи России.

В декабре 1944 года митрополит Вениамин получил из Москвы приглашение прибыть на Поместный Собор и со своей стороны предпринял все усилия для того, чтобы в Москву были приглашены также представители митрополита Феофила (Пашковского).

Пребывание делегации Митрополичьего округа в Москве привело в дальнейшем к примирению отколовшихся с Матерью . Правда, единение продлилось сравнительно недолго.

В начале 1945 года после 25 лет изгнанничества митрополит Вениамин вновь вступил на родную землю. Он участвовал в работе Поместного собора (31 января-2 февраля 1945 года), в избрании и интронизации патриарха Алексия I (Симанского), совершал богослужения в Московских храмах, общался с церковным народом, с духовенством и иерархами.

Главное впечатление, которое он увозил с собой в Америку - уверенность в том, что народ сохранил живую веру в Бога, несмотря на годы жесточайших гонений, и в значительной своей части остался верен Православной Церкви.

18 февраля 1948 года Владыка окончательно возвратился на Родину и был назначен на Рижскую кафедру. “Радуйтесь, всегда радуйтесь, и в скорбях радуйтесь”, - такими словами он приветствовал свою новую паству. Служение Владыки в Латвии продолжалось сравнительно недолго, до марта 1951 года, но за это время он успел много сделать: добился от властей разрешения на издание бюллетеня Рижской епархии “Вести”, на страницах которого помещались и его богословские статьи и проповеди , подготовить к открытию двухлетние пастырские курсы, устроить в Дубултах под Ригой скит (под видом архиерейской дачи) с храмом во имя святого равноапостольного князя Владимира.

В марте 1951 года митрополит Вениамин был переведен на Ростовскую кафедру, где пробыл до конца 1955 года. В эти годы он особенно сблизился со святителем Лукой, архиепископом Симферопольским и Крымским.

Указом патриарха Московского и всея Руси Алексия I от 30 ноября 1955 года (№ 2030) митрополиту Вениамину (Федченкову) определено было быть митрополитом Саратовским и Балашовским. Новое назначение было связано с тем, что в Саратове в то время действовала духовная семинария, и поэтому там требовался архиерей с высшим богословским образованием и опытом педагогической деятельности.

К этому времени состояние здоровья Владыки сильно ухудшилось, он перенес инсульт, часто болел, но в период новых гонений на Церковь , развернутых властями в конце 50-х годов, призывал свою паству к твердому стоянию за веру и Церковь .

В феврале 1958 года Владыка ушел на покой и 27 февраля 1958 года поселился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Когда позволяло состояние здоровья, служил в монастырских храмах и проповедовал, приводил в порядок свое богатое духовно-литературное наследие. В эти последние годы он пережил самое тяжелое испытание - лишился дара речи.

4 октября 1961 года Владыка Вениамин скончался и был погребен в пещерах монастыря. Место его погребения окружено почитанием братии и благочестивых паломников.

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Епископ Вениамин (Милов)». Составитель Ольга Рожнева.

Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов; 1887-1955) был пламенным молитвенником и мужественным исповедником веры Христовой. Подвижник и аскет, богослов и блестящий проповедник, он имел удивительный дар слова и духовного рассуждения. Духовные чада владыки свидетельствовали о его прозорливости. Владыка Вениамин прошел гонения, ссылки, лагеря. В настоящее время в Саратовской митрополии идет подготовка к прославлению епископа Вениамина (Милова) в лике святых.

Епископ Вениамин, в миру Виктор Дмитриевич Милов, родился 8 июля 1887 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в городе Оренбурге. Он был вторым сыном в семье священника Димитрия Петровича Милова и его супруги Анны Павловны. Через три года отца перевели служить в уездный город Орлов Вятской губернии, а еще через несколько лет — в город Яранск, после чего уже в саму Вятку. Здесь прошли детские и юношеские годы будущего архипастыря.

Обещание Богу стать монахом Виктор Милов дал после своего чудесного спасения. Он вспоминал позднее об этом так: «Как-то весной во время экзаменов, когда только что вскрылась река Вятка от льда, я поехал с двумя товарищами кататься на ялике… погода сначала стояла ясная, потом на небе показалось серое облачко, пошел снег, поднялась буря. Река взволновалась… Попытка добраться до берега была безуспешна. Из-за волн руль отказывался действовать. Что оставалось делать в такой крайности? Смерть витала над нами. Тогда я сердечно взмолился Богу и сказал: “Господи! Спаси только меня от смерти. Я жизнь свою посвящу Тебе и буду монахом”. После этих слов сердце исполнилось надеждой на спасение. Хотя лодку заливало водой, я и два мои товарища продолжали бороться с волнами. Медленно, рискуя ежеминутно быть опрокинутыми водяными валами, мы все-таки с Божией помощью добрались до противоположного берега, жутко взволнованные и продрогшие».

Душа молодого человека чувствовала потребность опереться на духовный авторитет в осуществлении своих дальнейших планов. Виктор решил искать его в иноческой среде и первым делом счел необходимым отправиться в загородный Саратовский Преображенский мужской монастырь. Иноки монастыря посоветовали Виктору обратиться за советом к старцу иеромонаху Николаю, прозорливому затворнику монастырского скита в двух верстах от Преображенской обители. По воспоминаниям Виктора, этим старцем оказался «горбатенький кроткий монах с пронзительным глубоким взором». Старец благословил молодого человека в Данилов монастырь и даже прозорливо назвал ему его будущее монашеское имя.

В 1923 году, в праздник Благовещения, отец Вениамин был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Покровского мужского монастыря. В течение шести лет, до самого закрытия монастыря, архимандрит Вениамин нес тяжелую ношу наместника обители в труднейших условиях гонений безбожной власти и обновленческого раскола, когда даже среди монастырской братии ослабла дисциплина, случались нестроения и многочисленные искушения.

В 1929 году архимандрит Вениамин был арестован и осужден на три года лагерей. Наказание отбывал в районе Медвежьегорска. Воспоминания о заключении, лагерной жизни, а также о всех важнейших вехах в духовном возрастании архимандрит Вениамин записывал в своем «Дневнике инока», который он вел со 2 января 1928 года по 1 февраля 1933 года. Это небольшой по объему, но поразительно глубокий документ. Отец Вениамин вспоминал и подвергал анализу прошедшие события, которые повлияли на него с духовной точки зрения.

С июля 1932 года по июнь 1938 года архимандрит Вениамин служил сверхштатным священником с обязанностями псаломщика в церкви великомученика Никиты во Владимире. Литургию служил тайно у себя на квартире. В июне 1938 года архимандрит Вениамин вновь был арестован и приговорен к восьми годам лагерей. Наказание отбывал в Устьвымлаге.

В июне 1946 года страдалец был освобожден по состоянию здоровья с предписанием поселиться в городе Кимры Калининской области. Ему шел шестой десяток. В июле того же года архимандрит Вениамин был принят в братию Троице-Сергиевой лавры. Он был зачислен в Московскую духовную академию преподавателем по кафедре патрологии, в 1947 году утвержден в звании доцента. Через год он защитил магистерскую диссертацию «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви», был утвержден в звании профессора и вскоре назначен инспектором Московской духовной академии. Он также сотрудничал с редакцией «Журнала Московской Патриархии», где опубликовал несколько статей.

В феврале 1949 года шестидесятилетний старец был вновь арестован, помещен в Бутырскую тюрьму и обвинен в «участии в антисоветской организации» по материалам 1939 года. Согласно приговору Особого совещания МГБ, в апреле 1949 года был выслан на поселение в район города Джамбула (ныне Тараз) Казахской ССР. Эту последнюю ссылку старец переносил крайне тяжело, не надеясь на возвращение. Крайне тяжелым для его слабого здоровья здесь был и климат. Часто случались пыльные ураганы. В один из таких ураганов отец Вениамин заблудился в поле, так как за два шага ничего не было видно. Тем не менее он постоянно занимался интеллектуальным трудом: кроме богословских сочинений, составлял казахско-русский словарь.

В октябре 1954 года патриарху Алексию I удалось вызволить архимандрита Вениамина из ссылки. С октября 1954 по январь 1955 года отец Вениамин нес послушание настоятеля церкви пророка Илии в городе Серпухове Московской области.

1 февраля 1955 года архимандрит Вениамин был избран епископом Саратовским и Балашовским. Хиротония, которую возглавили Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Католикос-Патриарх всей Грузии Мелхиседек III, состоялась 4 февраля в московском соборе Богоявления Господня.

В 1955 году владыка подал прошение в Генеральную прокуратуру СССР о реабилитации и определением судебной коллегии ВС РСФСР был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». В этом же году, 2 августа 1955 года, в день памяти святого пророка Божия Илии, отслужив литургию, владыка скончался, до последних минут своей жизни совершая архипастырское служение.

Епископ Вениамин говорил: «Мы должны принуждать себя к покаянию потому, что постоянно грешим, принуждать к любви, дабы оказывать ближним помощь, принуждать к миру сердечному, чтобы научиться побеждать гнев и злобу и не помнить обид и, наконец, должны принуждать себя к молитве, потому что хотя и скучно молиться, а нужно молиться». И еще: «В личной нашей духовной жизни, знаете, чего недостает? Нет напряжения у нас к ношению помысла Иисусовой молитвы, нет осторожности в употреблении речи, мало понуждения себя прощать всех, пред всеми смиряться, мало боремся со своей нервностью и с привычкой механически молиться».

Владыка предупреждал: «Характер нескоро переделывается. Тысячи сокрушений все же не остаются без плода. Непременно зерно добрых желаний у вас прорастет и родится плод изменения».

Молитвами cвятых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: