Загадочные буквы. В

Цели деятельности педагога Познакомить со структурой и содержанием учебника, с понятием «рифма»; развивать речевые умения, творческие способности,
воображение, читательский результат
Этап урока
1
I.
Организацион
ный момент
II.
Актуализация
знаний,
постановка и
решение
учебной задачи
Обучающие
и развивающие компоненты
2
Эмоциональная,
мотивационная подготовка
Читает стихотворение и демонстрирует на доске разноцветные буквы, составляющие алфавит.
Деятельность учителя
3
В дорогу взять ты не забудь
«Ключей» надежных связку –

Войдёшь в любую сказку.
Знакомство
с учебником
Показывает обложку учебника,
– Почему учебник называют в этом стихотворении учителем?
– Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображены дети с книгой и герои литературных
произведений?
– Какова роль чтения в жизни каждого из нас?
– Прочтите название учебника.
– Почему учебник так назван?
Предлагает вспомнить правила обращения с книгой и прочитать памятку. Задаёт вопросы:

Изучение правил обращения с
книгами.
Знакомство с темой I раздела.
Чтение статьи­ разговора
«Дорогой первоклассник!» на
с. 4 учебника
– Объясните смысл русских народных пословиц и поговорок:

Просит прочитать название первого раздела учебника, организует беседу с учащимися по вопросам:
– Как вы думаете, о чём расскажут нам произведения по теме «Жили­были буквы»?
– Отгадайте з а г а д к у и проверьте свой ответ:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов­богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы.)
Читает статью и задаёт вопросы по прочитанному тексту:

– Кого называют настоящими волшебниками? Почему?

III. Изучение
нового
материала

Подготовка
к чтению сти­хотворения
В. Данько «Загадочные
буквы».
Чтение целых слов.
Самостоятельное чтение.
Анализ прочитанного
произведения.
Чтение стихотворения в паре
Выборочное чтение.
Игровой момент (загадки)
Развитие речевых и
творческих способностей.
Развитие фонематического
слуха
IV.
Закрепление
знаний и
способов
действий

Проводит беседу по вопросам:
– С чего должно начинаться знакомство с новым произведением? (С чтения фамилии автора.)
– Как называется стихотворение В. Данько? Прочтите.
– Можно ли по названию произведения узнать, о ком или о чём пойдёт в нём речь?
– Как вы думаете, можно ли буквы из нашей азбуки превратить в загадочные?
Предлагает прочитать записанные на доске слова сначала по слогам, затем целыми словами:
про­гло­ти­ла – проглотила от­кро­ем – откроем
вой­дем – войдем жуж­жит – жужжит
при­ят­ный – приятный спа­са­ет­ся – спасается
у­серд­но – усердно от­клик­нет­ся – откликнется
по­гла­дим – погладим за­вер­тит­ся – завертится

Предлагает прочитать стихотворение В. Данько «Загадочные буквы» и записать в «окошки» отгаданные
буквы
Организует диалог с учащимися по вопросам:
– Что помогло вам отгадать буквы – рисунки или слова из стихотворения?
– Объясните, почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?

– Назовите буквы «зубастые».


Просит учащихся прочитать стихотворение вслух
Предлагает прочитать строчки из стихотворения:
– О самых весёлых буквах.
– О злых и страшных буквах.
– О «пернатых» буквах и т. д.

Предлагает прочитать понравившееся двустишие и обратить внимание на последние слова в каждой
строке:
Ц – лягушку проглотила.
Л – тележку покатила.
Нос приятный любит запах.
Кот на мягких ходит лапах.

– Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются.
Рифма (гр. phythmos – размеренное движение) – повтор в окончаниях стихотворных строк
(слогов, слов), отмечающий их границы и связывающий их между собой в строфу
Просит найти слова, которые рифмуются, и прочитать их:
проглотила – покатила
запах – лапах
зубы – шубы и др.
Предлагает выбрать любые две буквы, например Б и К, и даёт задание:
– Придумайте слова, в начале которых есть эти буквы. (Белка, крот.)
– Спрячьте эти слова в предложения так, чтобы последние слова рифмовались.
Белка спряталась в дупле.
Крот уснул в своей норе.
Читает стихи А. Максакова и предлагает найти в них ошибку и назвать слово, которое подходит по
смыслу:

В огород забрались майки.
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли шапки.
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка.
Мышка спряталась под горку
И грызёт тихонько норку.
V. Подведение
итогов
Обобщение полученных на
уроке сведений
Проводит беседу по вопросам:
– Как называется новый учебник? – С каким разделом учебника мы начали знакомство?
– Какое произведение мы читали на уроке? – Кто автор этого произведения?

VI.
Внеурочная
деятельность
Придумать
и нарисовать «загадочные
буквы».
Сочинить своё двустишие
Объясняет домашнее задание

Деятельность учащихся
осуществляемые
действия
формируемые
умения
5
Воспринимать
на слух речь
педагога, понимать
смысл
стихотворения
(познавательные)
Отвечать на
вопросы учителя
(коммуникативные,
познавательные).
Форма
контроля
6
Наблюд
ение
учителя
Устные
ответы
на
вопросы
.
Этап урока
1
I.
Организаци
онный
момент
II.
Актуализац
ия знаний,
постановка
и решение
учебной
задачи
Обучающие
и развивающие
компоненты
задания и
упражнения
2
Эмоциональная,
мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
Знакомство
с учебником
Деятельность учителя
3
Читает стихотворение и демонстрирует на
доске разноцветные буквы, составляющие
алфавит.
В дорогу взять ты не забудь
«Ключей» надежных связку –
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Показывает обложку учебника, организует
диалог с учащимися по вопросам:
– Почему учебник называют в этом
стихотворении учителем?
– Как вы думаете, почему на обложке этого
учебника изображены дети с книгой и герои
литературных произведений?
– Какова роль чтения в жизни каждого из
нас?
– Прочтите название учебника.
– Почему учебник так назван?
Изучение правил
обращения с
книгами.
Предлагает вспомнить правила обращения с
книгой и прочитать памятку. Задаёт вопросы:
– Почему необходимо беречь книгу?

Знакомство с
темой I раздела.
– Объясните смысл русских народных
пословиц и поговорок:
Испокон века книга растит человека.
Дом без книги что изба без окон.
С книгой жить – век не тужить.
Просит прочитать название первого раздела
учебника, организует беседу с учащимися по
вопросам:
– Как вы думаете, о чём расскажут нам
произведения по теме «Жили­были буквы»?
4
Слушают
стихотворение,
рассматривают буквы
на доске
(познавательные)
Подготовленные
заранее ученики
читают
по ролям
стихотворение В.
Берестова «Учебник»
(коммуникативные,
познавательные).
– Учитель у меня
в портфеле…
– Кто? Быть не
может! Неужели?
– Взгляни,
пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
Читают памятку о
правилах обращения
с книгой.
Отвечают на вопросы
(регулятивные,
коммуникативные,
познавательные).
Самостоятельно
читают раздел.
Осознанно
высказываться о
значении книг в
жизни
человека
(коммуникативные,
регулятивные,
познавательные).
Осознанно строить
речевое
высказывание.
Понимать смысл
загадки.
Устные
ответы.
Устные
ответы.

– Отгадайте з а г а д к у и проверьте свой
ответ:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов­богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы.)
Читает статью и задаёт вопросы по
прочитанному тексту:
– Чему посвящён первый раздел учебника?
– Кого называют настоящими волшебниками?
Почему?
Проводит беседу по вопросам:
– С чего должно начинаться знакомство с
новым произведением? (С чтения фамилии
автора.)
– Как называется стихотворение В. Данько?
Прочтите.
– Можно ли по названию произведения узнать,
о ком или о чём пойдёт в нём речь?
– Как вы думаете, можно ли буквы из нашей
азбуки превратить в загадочные?
Предлагает прочитать записанные на доске
слова сначала по слогам, затем целыми
словами:
Чтение статьи­
разговора
«Дорогой
первоклассник!»
на с. 4 учебника
III.
Изучение
нового
материала
Подготовка
к чтению сти­
хотворения
В. Данько
«Загадочные
буквы».

Чтение целых
слов.
Самостоятельно
е чтение.
про­гло­ти­ла – проглотила
от­кро­ем – откроем
вой­дем – войдем
жуж­жит – жужжит
при­ят­ный – приятный
спа­са­ет­ся – спасается
у­серд­но – усердно
от­клик­нет­ся – откликнется
по­гла­дим – погладим
за­вер­тит­ся – завертится
на ско­во­род­ке – на сковородке
Предлагает прочитать стихотворение В. Данько
«Загадочные буквы» и записать в «окошки»
отгаданные буквы
Анализ
прочитанного
произведения.
Организует диалог с учащимися по вопросам:
– Что помогло вам отгадать буквы –
рисунки или слова из стихотворения?
Слушают статью и
отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
педагога
Понимать на слух
речь учителя.
Понимать смысл
текста
Отвечать на
вопросы учителя.
Строить
высказывания,
понятные для
партнёра
Наблюд
ения
учителя
Устные
ответы
Самостоятельно
читают слова.
Принимать и
сохранять учебную
цель и задачу.
Наблюд
ения
учителя
.
Самостоятельно
читают стихотворение
В. Данько
«Загадочные буквы» и
выполняют задание
Отвечают на вопросы
педагога.
Принимать и
сохранять учебную
цель и задачу
Формулировать
своё мнение и
позицию по
Наблюд
ение
учителя
Устные
ответы

IV.
Закрепление
знаний и
способов
действий
Чтение
стихотворения в
паре
Выборочное
чтение.
Игровой момент
(загадки)
Развитие
речевых и
творческих
способностей.

– Объясните, почему автор назвал свое
стихотворение «Загадочные буквы»?
– Назовите сначала самые «весёлые» буквы.
– Назовите буквы «зубастые».
– Какие буквы можно назвать «вкусными»?
– Придумайте названия остальным буквам.
Просит учащихся прочитать стихотворение
вслух
Предлагает прочитать строчки из
стихотворения:
– О самых весёлых буквах.
– О злых и страшных буквах.
– О «пернатых» буквах и т. д.
Проводит игру «На что похожи буквы?».
Читает загадки (Приложение 3).
Предлагает прочитать понравившееся
двустишие и обратить внимание на последние
слова в каждой строке:
Ц – лягушку проглотила.
Л – тележку покатила.
Нос приятный любит запах.
Кот на мягких ходит лапах.
Организует эвристическую беседу.
– Обычно последние слова в стихотворениях
согласуются по звучанию. Говорят, что слова
рифмуются.
Рифма (гр. phythmos – размеренное движение)
– повтор в окончаниях стихотворных строк
(слогов, слов), отмечающий их границы и
связывающий их между собой в строфу
Просит найти слова, которые рифмуются, и
прочитать их:
проглотила – покатила
запах – лапах
зубы – шубы и др.
Предлагает выбрать любые две буквы,
Читают
стихотворение: один
называет букву,
другой читает
предложение
Читают.
заданной теме.
Договариваться
в совместной
деятельности
Учитывать
ориентиры
действия,
предложенные
учителем.
Узнают и называют
буквы.
Читают двустишие,
находят слова,
которые рифмуются.
Понимать смысл
загадок и делать
выводы.
Принимать и
сохранять учебную
задачу.
Наблюд
ения
учителя
.
Уметь слушать в
соответствии с
целевой
установкой.
Находят слова по
заданию учителя.
Принимать и
сохранять учебную
задачу.
Сочиняют своё
Планировать свои
действия в
Устные

Развитие
фонематическог
о слуха
например Б и К, и даёт задание:
– Придумайте слова, в начале которых есть эти
буквы. (Белка, крот.)
– Спрячьте эти слова в предложения так, чтобы
последние слова рифмовались.
Белка спряталась в дупле.
Крот уснул в своей норе.
Читает стихи А. Максакова и предлагает найти
в них ошибку и назвать слово, которое
подходит по смыслу:
– Ой, – кричат вокруг хозяйки, –
В огород забрались майки.
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли шапки.
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка.
Мышка спряталась под горку
И грызёт тихонько норку.
двустишие о буквах,
придумывают и
рифмуют слова
соответствии с
поставленной
задачей
ответы.
Слушают стихи и
находят ошибку
Понимать на слух
речь учителя,
осуществлять
анализ значения
слов
Устные
ответы
V.
Подведение
итогов
Обобщение
полученных на
уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:
– Как называется новый учебник?
– С каким разделом учебника мы начали
знакомство?
– Какое произведение мы читали на уроке?
– Кто автор этого произведения?
– Почему автор назвал свое стихотворение
«Загадочные буквы»?
Размышляют и
отвечают на вопросы.
Определяют своё
эмоциональное
состояние на уроке
Делать выводы,
объяснять значение
терминов
Устные
ответы.
Оценива
ние
учащихс
я за
работу
на
уроке
VI.
Внеурочная
деятельност
ь
Придумать
и нарисовать
«загадочные
буквы».
Сочинить своё
двустишие
Объясняет домашнее задание
Записывают домашнее
задание
Испокон века книга растит человека.
Дом без книги что изба без окон.
С книгой жить – век не тужить.

Предмет: Литературное чтение
Класс: 1 «Д»
УМК: «Школа России»
Тема урока: В. Данько «Загадочные буквы»
Тип урока: урок изучение нового материала.
Цель урока: ознакомление учащихся со стихотворением В. Данько «Загадочные буквы»
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с учебником;
Развивающие: развивать речевые умения, воображение, внимание, творческие способности;
Воспитательные: воспитывать читательский интерес.
Ключевые понятия урока: автор, стихотворение, рифма.
Оборудование учителя: учебник «Литературное чтение», мультимедийный проектор с экраном, словарь Ожегова.
Оборудование учащихся: учебник, канцелярские товары.
Педагогический инструментарий: ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные (УУД):
- личностные: действие смыслообразования; самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности; формирование интереса к изучению предмета.
- регулятивные: учиться совместно с учителем обнаруживать и формировать проблему; волевая саморегуляция; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник); контроль, коррекция; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы;
Логические УУД: выполнение несложных логических действий.
Общеучебные УУД: структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанных слов и предложений.
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение выражать свои мысли.
Предметные:
Обучающие: работа учащихся с учебником;
Развивающие: речевые умения, воображение, внимание, творческие способности;
Воспитательные: читательский интерес.
Ход урока
Этапы Ход урока УУД
Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационный момент Здравствуйте, ребята! Я вновь рада Вас видеть! Проверьте свою готовность к уроку. Приветствуют учителя Регулятивные:
волевая саморегуляция
Мотивация к учебной деятельности
- Начинаем урок литературного чтения.
- Дети, внимательно послушайте стихотворение.
В дорогу взять ты не забудь
«Ключей» волшебных связку-
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
- О чем говорится в стихотворении?
(о буквах)
- Как вы догадались?
(иллюстрации с изображением букв на слайде)
- Какое слово в стихотворении натолкнуло вас на ответ? (ключи)
- Почему ключи назвали волшебными?
(т.к. они открывают путь в любую сказку)
- Правильно, ребята, ключами к любой сказке являются буквы.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные:
действие смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Актуализация знаний
- Скажите, где хранятся буквы?
(в учебнике, в книгах)
- Возьмите в руки учебник по литературному чтению, рассмотрите обложку учебника.
- Заранее подготовленные ученики читают стихотворение В. Берестова «Учебник» (по ролям).
– Почему учебник называют в этом стихотворении учителем?– Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображены герои литературных произведений?– Какова роль чтения в жизни каждого из нас?– Прочтите название учебника.– Почему учебник так назван?
Познавательные:
постановка и формулирование проблемы.
логические: сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.
Регулятивные:
контроль, коррекция.
прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
Подготовка к восприятию нового материала
Подготовка к восприятию литературного произведения
-361952222500
Первичная проверка полученных знаний
Контроль и самопроверка
Повторное чтение. Вторичное восприятие текста
Обобщающая беседа
Рефлексия - Ребята, учебник, как и люди, любят, чтоб с ним бережно обращались.
- С какими правилами обращения с книгой вы знакомы?
- Не берите книги грязными руками.- Читайте, сидя за удобным столом.- Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.- Не делайте в книге пометок ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой.- Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.- Не читайте на ходу и при движении транспорта.- Не читайте до усталости. Через 30–40 минут делайте перерыв в чтении.- Храните книги на закрытых полках.
- Почему необходимо беречь книгу?
- Объясните смысл русских, народных пословиц и поговорок:
*Испокон века книга растит человека.
*Дом без книги что изба, без окон.
* С книгой жить, век не тужить.
- Вика, прочитай название первого раздела учебника.
- Как вы думаете, о чем расскажут нам произведения по теме «Жили – были буквы»?
- Отгадайте загадку и проверьте ответ:
На странице букваря
Тридцать три богатыря
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы)
Физминутка
- Откройте стр. 4., поставьте палец на начало текста и внимательно следите за мной.
– Чему посвящен первый раздел учебника?– Кого называют настоящими волшебниками? Почему?
Счего должно начинаться знакомство с новым произведением? (С чтения фамилии автора)
- А кого можно назвать автором? (Ученик, поработавший о словарем)– Как называется стихотворение В. Данько? Прочтите.– Можно ли по названию произведения узнать, о ком или о чем пойдет в нем речь?– Как вы думаете, можно ли буквы из нашей азбуки превратить в загадочные?
- Посмотрите на доску, перед вами слова, которые нужно прочитать сначала по слогам, затем целыми словами. Слова читаем по цепочке, 1читает по слогам, другой целое слово, начинаем с 1 ряда.
Про-гло-ти-ла- проглотила
По-ка-ти-ла - покатила
От-кро-ем- откроем
Вой-дем -войдем
Жуж-жит- жужжит
Жа-лит - жалит
При-ят-ный-приятный
Хо-дит - ходит
Спа-са-ет-ся- спасается
У-серд-но -усердно
От-клик-нет-ся-откликнется
Ле – жит - лежит
По-гла-дим-погладим За-вер-тит-ся-завертится
На ско-во-родке-на сковоролке,
Самостоятельное чтение.
– Прочтите стихотворение В. Данько «Загадочные буквы», записывая в «окошки» отгаданные вами буквы.
– Что помогло вам отгадать буквы – рисунки или слова из стихотворения?– Объясните, почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?– Назовите сначала самые «веселые» буквы.– Назовите буквы «зубастые».– Какие буквы можно назвать «вкусными»?– Придумайте названия остальным буквам.
Чтение стихотворения в паре.– Прочтите стихотворение вслух: один называет букву, другой читает предложение.
Физминутка
– Прочтите строчки из стихотворения о самых веселых буквах.– О злых и страшных буквах.– О «пернатых» буквах и т. д.
- Игра «На что похожи буквы?».- Ребята, сейчас я буду загадывать загадки, ваша задача: угадать и назвать букву. Букву на плече носил, На лугу траву косил. (Г) Эта буква широка И похожа на жука. И при этом точно жук Издает жужжащий звук.(Ж) – Дрожу от страха До сих пор! – Воскликнуло полено, – Похожа буква на топор! Расколет непременно!(Р) Федя ходит руки в боки. Значит, выучил уроки.(Ф)
Вот буква вроде шалаша. Не правда ль, буква хороша! И хоть она проста на вид, Но начинает алфавит.(А) Вот ведь горе у старушки: На очках сломались дужки!(В)
- Ребята, что особенного вы заметили в словах стихотворения? (Обычно последние слова в стихотворениях согласуются по звучанию. Говорят, что слова рифмуются)
- Что такое рифма? (ученик, поработавший со словарем)
- Ребята, обратитесь к тексту и попробуйте найти слова, которые рифмуются, и прочитать их:
Проглотила-покатила
Запах- лапах
Зубы-шубы
- А сейчас выберите две любые буквы, например Б и К, и придумайте слова, в начале которых есть эти буквы. (Белка, крот).
Молодцы!
– Как называется новый учебник?– С каким разделом учебника мы начали знакомство?– Какое произведение мы читали на уроке?– Кто автор этого произведения?– Почему автор назвал свое стихотворение «Загадочные буквы»?Домашнее задание:1) придумать и нарисовать «загадочные буквы»;2) попробовать сочинить свое двустишие.
Познавательные:
общеучебные: осознанно высказываться о значении книг в жизни человека,
изучение правил обращения с книгой и прочитать памятку,
знакомство с темой раздела.
Познавательные: отвечать на вопросы учителя,
строить высказывания, понятные для партнера, подготовка к изучению стихотворения В. Данько «Загадочные буквы»
Познавательные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Познавательные: Учитывать действия, предложенные учителем.
Регулятивные: Понимать смысл загадок и делать выводы.
Выборочное чтение.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли;
Регулятивные: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Личностные: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Самые таинственные буквы в русском языке

Учили в детстве мы, друзья,

Весь алфавит от А до Я…

С.Михалков «Азбука»

Самой таинственной является буква Ё. Почти всегда мы пишем ее без двух маленьких точек над ней. А, оказывается, эти две точки завоёваны с большим трудом.

«Более двухсот лет прошло, как она появилась в русском алфавите. До этого была «йо». Впервые букву Ё употребил писатель и историк Н.М.Карамзин в слове «слёзы», объяснив при этом, что Ё заменяет «йо». С тех пор «йо» употреблять не стали. Но Ё приживалась слабо, обычно писали ее без точек. Употребляли новую букву с надстрочными знаками в букварях, словарях, энциклопедиях.

В декрете от 23 декабря 1917 года было сказано: «Признать желательным, но не обязательным употребление буквы Ё». Так с тех пор и повелось.

В 1942 году сделали новую попытку ввести употребление буквы Ё с надстрочными знаками. Но в печати она продолжала употребляться без них. Очевидно, техника печатания, а при письме необходимость отрывать руку для постановки точек заставляют игнорировать точки над ней . Хотя и Й с надстрочным знаком, но она сразу завоевала себе место и при ее написании отклонений нет». (Из книги «Родное слово»)

В младших классах учат обязательно различать Е и Ё, писать с точками, да и в учебниках точки над Ё всегда ставились. А с переходом в пятый класс читать становится сложнее, в книгах две точки уже не поставлены. Например, как правильно читать – оперся или опёрся? Надо ломать голову. Недавно смотрела в словаре, как правильно говорить –желчный или жёлчный пузырь. Была на УЗИ и сказала –жёлчный, а врач поправила – желчный. Или слово «стекла»: надо по смыслу предложения смотреть, вода стекла или стёкла оконные. А, решая кроссворд, по вертикали было слово «копьё», а по горизонтали «плен», в котором нет буквы Ё. Автор не обратил на это внимания, он как бы объединил обе буквы, а я считаю, что так совершенно неправильно. Это две разные буквы и по произношению, и по правописанию, но многие об этом не задумываются. Вот подтверждение:

Еще одной таинственной буквой я считаю Ф. Это случилось после того, как я увидела комедию «Старинный водевиль». В ней речь идет о событиях 1814 года, когда русская армия возвращалась в Москву после победы над Наполеоном. В фильме сказано, что были две буквы – фита и ферт, которые писались по-разному, а произносились одинаково. Тогда современной Ф вообще не было. Наверно, поэтому она отсутствует в стихотворениях А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Во глубине сибирских руд», «Узник», «Песнь о вещем Олеге» и многих других. А ответ прост: в русском языке слова с буквой Ф почти все иноязычные, заимствованные из других языков. Например, фант, фантазия, фигура… В некоторых народных говорах до сих пор вместо Ф произносят х, хв: вместо фасон – хвасон, вместо Федор – Хведор. И даже получились обратные замены: хулиган –фулиган, фост – хвост.

В конкурсе «Знатоки» задавали вопрос: «Две почти одинаковые буквы живут по-разному. Одна довольна своей жизнью, а вторая жалуется на то, что ее мало употребляют. О каких буквах идет речь?» Речь шла о мягком и твердом знаках. В справочной литературе есть сведения, что Ъ называют буквой-бездельником. Раньше она называлась «ер» и употреблялась на конце многих слов после согласных: банкъ, домъ. А сейчас играет скромную роль разделения в некоторых словах. Почему же ее роль изменилась? Из-за чрезвычайного затруднения правописания. По подсчетам, процент ее использования составлял 3,4. В царской России книг издавалось немного, но буква «ер» занимала при этом около 8,5 миллиона страниц. «Если бы все твердые знаки в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» напечатать отдельно, они заняли бы 70 страниц. А учитывая тираж, буква-бездельник заняла бы 21 миллион страниц. Из этой бумаги получилось бы 21 тысяча книг по тысяче страниц каждая». (Из книги «На уроке и после урока»)

· Прочитайте название произведения, которое мы будем читать первым в данном учебнике.

· Теперь послушаем стихотворение В. Данько. (Учитель может выбрать любой вариант работы с текстом в зависимости от подготовленности учащихся класса: 1) стихотворение читает сам учитель, а буквы озвучивают школьники; 2) дети самостоятельно в медленном темпе читают стихотворение, называют отгаданные буквы; 3) хорошо читающий ученик читает текст стихотворения, а ученик, не достигший хорошего уровня техники чтения, называет буквы (лучше организовать работу в парах). Стихотворение можно разбить на 3 блока (по 10 строк), чтобы школьники могли сделать паузу и осмыслить прочитанное.)

Работа с заданиями к тексту.

· Откройте с. 8 учебника. Мы уже пытались предположить, почему автор назвал буквы загадочными. Давайте проверим наши предположения после прочтения стихотворения. Откройте «Рабочую тетрадь» на с. 16 и выполните задание, предложенное авторами.

· Назовите все буквы, которые спрятались в пустых квадратиках.

Перечитывание текста цепочкой.

Учитель предлагает детям перечитать текст цепочкой. В данный момент он должен объяснить, что значит читать цепочкой (по одному предложению каждый ученик). В перечитывании задействованы все дети класса. Один читает - остальные следят и перечитывают молча.

Выборочное чтение.

Чтение можно организовать в соответствии с заданиями 3-4 на с. 8 учебника.

Творческая работа в парах.

Учитель читает задание 6, организует работу в парах. Обязательно проговариваются правила работы в парах. Осмысливаются понятия: обсудить с другом, договориться, выслушать друг друга, найти хорошее в высказанной идее и т. д.

Подведение итогов урока, рефлексия и оценивание результатов.

· Что нового узнали на уроке, чему научились? Каких результатов достигли?

· Всё ли удалось на уроке? Что было трудно выполнить?

· Выберите по цвету ту фишку, которая отражает ваши достижения на уроке. (Дети по желанию могут прокомментировать и обосновать своё мнение относительно выбора фишки .)

В зависимости от того, насколько хорошо ребёнок читает, можно по-разному организовать работу в домашних условиях. Если ваш ребёнок ещё не очень хорошо читает, то необходимо предложить ему перечитать стихотворение В. Данько «Загадочные буквы». Читать можно разными способами: по строчке, по абзацу, ускоряя темп и т. д. При необходимости можно попросить ребёнка перечитать стихотворение ещё раз вслух самостоятельно. Обязательно хвалите его за каждое удачно прочитанное предложение. Не скупитесь на похвалу, создавайте ситуацию успеха, тогда и успех будет гарантирован.

Если ваш ребёнок уже читает бегло, попросите его подготовить для младших братьев и сестёр (либо для других членов семьи) выразительное чтение стихотворения. После этого помогите ему организовать прослушивание его чтения. Если чтение будет неудачным, нужно вместе с ребёнком проанализировать допущенные ошибки, потренироваться ещё раз, научиться эмоционально воздействовать на слушателя.

Урок 3

Тема:И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: определять отличительные особенности сказки; уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе с учителем; чётко произносить изученные звуки; освоить приём жужжащее чтение, находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения.

Метапредметные:

регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сформулированные учителем, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы с помощью разноцветных фишек;

познавательные: сравнивать сказку и рассказ, выявлять общее и различное;

коммуникативные: находить в толковом словаре значение непонятного слова, осмыслять его, толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы в вежливой форме взрослым, в том числе родителям (коммуникативные).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: