Биография джона локка. Педагогические идеи джона локка

Локк (Locke) Джон (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. В "Опыте о человеческом разумении" (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.

Вехи жизни и творчества

Происходил из семьи мелкого судейского чиновника. Получил философское и медицинское образование в Оксфордском университете. В 60-е годы занимался экспериментированием в лаборатории знаменитого химика Роберта Бойля, позднее - воспитатель и врач в семье первого графа Шефтсбери, одно время занимавшего должность лорда-канцлера Англии. Опыт воспитательной деятельности лег в основу педагогической теории Локка, изложенной впоследствии в трактате "Мысли о воспитании" (1693). Вместе с Шефтсбери он находился в эмиграции во Франции (где обстоятельно познакомился с картезианской философией) и в Голландии (где сблизился с Вильгельмом Оранским, который в 1688 в результате "славной революции" стал английским монархом). Вернувшись в 1689 на родину, Локк пользовался большим почетом и занимал ряд государственных должностей, но основное время уделял философскому творчеству. Умер в доме леди Мешем, дочери кембриджского платоника Ралфа Кедворта. Основное произведение - "Опыт о человеческом разумении" - начал писать в 1671, опубликовал его лишь в 1689. Кроме этого, им написаны "Послание о веротерпимости" (1689), "Два трактата о правлении" (1690), "Разумность христианства" (1695) и др.

Социально-политические воззрения

Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего "естественное состояние" общества как "войну всех против всех", Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей - право на собственность - должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций.

Истоки и содержание познания

Локк отвергает теорию врожденных идей, в частности факты истории и географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали и религии (включая идею Бога). Локк показывает, что всеобщего согласия людей по поводу "первых принципов" (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности.

В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают "простые идеи"; душа при этом пассивна, это "чистая доска", на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души. Допущение рефлексии в качестве особого источника познания рассматривалось некоторыми продолжателями Локка в 18 в. (например, Э. Кондильяком) как главная непоследовательность его сенсуалистической теории.

Вслед за Р. Бойлем Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств. Под "качеством" он понимает силу (или способность) предмета вызывать в уме свою идею. Первичные качества - плотность, протяженность, форма, движение, покой, объем, число - это "реальные сущности", объективно присущие вещам свойства; они изучаются точными науками. Вторичные качества - цвета, вкусы, запахи, звуки, температурные качества - это "номинальные сущности"; вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами. Эти качества зависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий (например, для восприятия цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет с определенными первичными качествами, достаточная освещенность помещения и нормальное функционирование зрительного аппарата человека).

Усложнение опыта. Роль языка и проблема субстанции

Посредством ассоциаций "простые идеи" внутреннего и внешнего опыта сочетаются в сложные. Так возникают три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных, причинных, тождества и различия). При образовании сложных идей душа, согласно Локку, активна. Любая "определенная" идея должна быть связана со знаком. Слова - это чувственные знаки идей, необходимые для общения и передачи мыслей; в философии языка Локка идеи функционируют как значения слов. Будучи умеренным номиналистом, он считал, что общие термины (понятия) - это знаки общих идей, "у которых отделены обстоятельства места и времени". Локковская теория образования абстракций получила название "традиционной" и в дальнейшем неоднократно критиковалась.

Локк одним из первых ученых в западноевропейской философии поставил проблему личного тождества, различая при этом "тождество человека" (тождество непрерывно сменяющихся частиц, соединяющихся с одним и тем же организмом) и "тождество личности" как разумного существа, наделенного самосознанием (последнее сближается у Локка с памятью); в этом смысле личность может сохраняться и при перемене телесной субстанции.

Виды знания и степени достоверности

Локк различал три вида знания по степени их достоверности: чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное), т. е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемое опосредствованным путем (т. е. путем рассуждений, в т. ч. и силлогистических умозаключений); интуитивное, наиболее достоверное знание - непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия нескольких идей. Трактовка интуиции, однако, носит у Локка упрощенный характер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа "белое не есть черное", "три больше двух", "целое больше части" и т. п.

Философия Локка оказала сильное воздействие на все последующее развитие англосаксонской философской традиции (включая развитие аналитической философии в 20 в.), на становление идей западноевропейского Просвещения, в частности, деизма.

Сочинения:

Сочинения в трех томах. М., 1985-88.

Введение

В XVII - XVIII вв. педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты и идеология феодализма превратились в тормоз для воспитания и образования. В противоречие со временем вступала традиция, в соответствии с которой жизненный успех обеспечивали не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям. В результате на вершину власти поднимались люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования.

Наиболее заметная роль в критике сословной школы, в разработке новых педагогических идей принадлежала представителям позднего Возрождения и возникшего в XVIII в. движения Просвещения. Появляется небывалое до того времени число педагогических трактатов, в которых было выражено стремление сделать личность свободной посредством воспитания и образования, обновить духовную природу человека. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса.

Эпоха Просвещения в Западной Европе и Северной Америке длилась с последней трети XVII до конца XVIII в. Представители этого неоднородного идейного течения сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали новые идеи, пронизанные стремлением приблизить школу и педагогику к менявшимся социальным условиям, учитывать природу человека.

Педагогическая мысль Просвещения приняла эстафету Возрождения и поднялась на новую ступень. Идеи Просвещения оказались ориентиром, который брался в расчет их сторонниками и противниками при реорганизации школы в XVII - XVIII вв.

Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями.

Педагогические идеи Джона Локка

Джон Локк (29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма.

Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.

Творчество философа и педагога Джона Локка составило заметный этап в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. В его трудах, прежде всего в педагогическом трактате "Мысли о воспитании" и философском сочинении "Об управлении разумом", ярко выражены важные передовые педагогические устремления времени. В этих трудах представлены идеи светского, обращенного к жизни образования.


В педагогических воззрениях Д. Локка выражены его политические и философские воззрения, а также огромный педагогический опыт, накопленный им в работе преподавателя и домашнего учителя-воспитателя. Д. Локк выступил в конце XVII в. с новой педагогическом системой, открывая тем самым педагогическое движение нового времени, систему.

Еще будучи студентом колледжа Оксфордского университета, он познакомился с трудами таких философов, как Ф. Бэкон , Т. Гоббс . Р. Декарт . Опираясь на накопленные в XVII в. естественнонаучные знания, Д. Локк внес заметный вклад в дальнейшее развитие материалистической философии, с позиций которой им осмысливались проблемы педагогики.

В своем философском труде «Опыт о человеческом разуме» (1689) , содержащем исходные теоретические позиции, определившие подход великого философа к делу воспитания, Д. Локк детально обосновал положение, выдвинутое ранее Ф. Бэконом и Т. Гоббсом, о происхождении знаний и идей из мира чувств, что явилось отправным пунктом его педагогической концепции. Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию. «На опыте основываются все наши знания, от него в конце концов оно происходит».

Педагогическая система Д. Локка, изложенная в трактатах «Некоторые мысли о воспитании», «О пользовании разумом» , где он поднимает роль воспитания на большую высоту, рассматривая проблему воспитания в широком социальном и философском контексте проблемы взаимодействия личности и общества. Поэтому задача воспитания гражданина, формирование характера, высоких нравственных качеств личности выдвигалась на первый план.

По Локку цель жизни, а следовательно, и воспитания заключается в обеспечении счастья человека, т.е. такого состояния, которое может быть выражено формулой «здоровый дух в здоровом теле», то начальной предпосылкой формирования личности, становления воли и характера является забота об укреплении здоровья ребенка.

Дж. Локк по-своему подошел к решению коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, цели, задачах, содержании образования, методах обучения. Им разработаны приемы и способы развития мышления человека.

Отвергая природную предрасположенность воспитания, Дж. Локк был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. Вот почему он оправдывает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, т.е. выходцев из высшего общества, и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитание неимущих. Сохранив приверженность традициям сословного воспитания, Дж. Локк вместе с тем размышлял и о практической направленности обучения — "для деловых занятий в реальном мире". Но он далек от утилитарного понимания полезности обучения. Обучение, по Локку, — это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.

Д. Локк - сторонник образования, сообщающего учащимся реальные, практические полезные знания, сочетающего умственное образование с обучением ремеслам, с ручным трудом, т.е. он отдавал приоритет реальному образованию учащейся молодежи. Отдавая некоторую дань современным ему традициям светского воспитания (танцы, фехтование, верховая езда и т.д.) он последовательно настаивал на практической направленности обучения, необходимого для подготовки к жизни, коммерческой деятельности - «для деловых занятий в реальном мире». Им была предложена развернутая программа реального образования, включавшая изучение как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, а также знаний, требующихся для промышленности и торговли.

Во взаимодействии личности и общества Д. Локк приоритет отдавал индивидуальному, но не общественному началу, чем подчеркивал значительность индивидуальности как реальной силы буржуазного общества.

В его труде «Некоторые мысли о воспитании» определены наиболее благоприятные условия и простые и краткие методы реализации разработанных им новых целей и задач воспитания. Новаторство педагога - философа заключалось в том, что он рассматривал процесс воспитания человека как единство физического, психического и умственного развития. Здесь раскрыта программа воспитания «джентльмена» (делового человека буржуазного мира).

Важнейшие задачи воспитания : выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Локк не отделяет обучения от воспитания нравственного и физического.

Воспитание должно состоять в том, чтобы у воспитываемого слагались привычки физические и нравственные, привычки разума и воли. Цель физического воспитания состоит в том, чтобы из тела образовать орудие насколько возможно послушное духу; цель духовного воспитания и обучения состоит в том, чтобы создать дух прямой, который поступал бы во всех случаях сообразно с достоинством разумного существа. Локк настаивает на том, чтобы дети приучали себя к самонаблюдению, к самовоздержанию и к победе над собой.

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.

Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.

Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.

Нравственное воспитание — воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.

Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Содержание обучения : чтение, письмо, рисование, география, этика, история, хронология, бухгалтерия, родной язык, французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, главнейшие части гражданского права, верховая езда, танцы, нравственность, риторика, логика, натурфилософия, физика — вот что должен знать образованный человек. К этому следует присоединить знание какого-либо ремесла.

Как представитель новой буржуазии Д. Локк видит основную задачу воспитания в том, чтобы обеспечить воспитаннику приобретение опыта, необходимого для практической деятельности, подготовку из него «добродеятельного и мудрого человека», светского и искусного в делах «джентльмена».

«Мудрость я понимаю в общепринятом смысле умелого и предусмотрительного ведения своих дел в этом мире» («Мысли о воспитании»). Мудрость, по его мнению, должна быть положена в основу умеренной, скромной, сдержанной, бережливой, аккуратной и расчетливой жизни и деятельности «джентльмена».

Задачам нравственного воспитания подчинена и образовательная программа Локка, цель которой заключается в развитии у учащихся способностей к самостоятельным суждениям и умозаключениям, а также к сообщению начальных сведений по различным дисциплинам, что позволило бы в будущем более основательно заняться любой областью знания по собственному выбору. С целью формирования гражданских качеств личности Д. Локк считал необычайно важным добиться господства разума над чувствами.

Требование Д. Локка, чтобы здравый смысл служил регулятором поведения человека, имело явно выраженный социальный характер, что отмечал еще Маркс, анализируя философские воззрения Д. Локка, «что буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок».

Локковская концепция нравственного воспитания была обусловлена, с одной стороны, материалистическим отрицанием врожденных идей и моральных норм, с другой стороны, идеи нравственного воспитания исходили из его теории о договорном происхождении государства, сформулированной в его работе «Два трактата о государственном правлении» , где Д. Локк говорит о том, что законодательная власть устанавливается на основе «естественного закона самосохранения», т.е. стремления людей безопасно пользоваться своей собственностью.

Естественный закон морали оказался прямо подчинен идее интересов буржуазного государства». Вместо прежней нравственности, основанной всецело на религии и «врожденных идеях», он выдвинул эмпирическое, сенсуалистическое понимание морали, вытекающее из принципа пользы и интересов индивидуума.

Основным требованием в области нравственного воспитания у Локка выступает дисциплина. Необходимо с раннего возраста приучать и упражнять детей в умении побеждать собственные свои прихоти, обуздывать страсти и следовать тому, что строго одобряет разум. Крепость тела заключается в способности человека обуздать себя, подчинить свои желания велениям рассудка. К этой дисциплине следует приучать ребенка уже в самом раннем возрасте.

В раннем возрасте, пока еще нельзя полагаться на разумное самообладание ребенка, дети должны видеть в своих родителях и воспитателях безусловный авторитет, который устанавливается твердостью последних, должны чувствовать «почтительный страх» перед родителями. «Сначала страх и уважение должны дать вам власть над их душой, а затем любовь и дружба поддержат ее в более зрелые годы».

Д. Локк расширил представление о педагогических средствах и методах нравственного воспитания, отвергнув авторитарное, внешнее давление на детей, он установил зависимость поведения от мотивов, этих «могущественных стимулов души», и попытался выявить механизм, управляющий ими. Поэтому Локк настаивал на том, чтобы воспитание проводилось на основе глубокого и тщательного изучения природы детей на основе наблюдения над ними и правильного использования природных особенностей, потребностей, интересов детей.

Например, он рекомендовал тщательно разбираться в причинах лени, «шалопайства» детей, в особенности во время игры, а также в свободное от учебных занятий время, проследить, какими занятиями увлекается ребенок, какие у него интересы и потребности. Телесные наказания им, по традиции, не исключались. Допуская наказания, когда это требуется, педагог в то же время категорически против побоев, которые, по его мнению, углубляют в детях порочные наклонности, создают рабский характер, способны породить лишь «душевную пришибленность ребенка».

Д. Локк первый из педагогов обратил внимание на значимость физического воспитания и дал подробно разработанную теорию физического развития, обосновав ее тем же принципом пользы, который лежит в основе его способности легко переносить перенагрузки, усталость, невзгоды и перемены. А потому не следует, по его мнению, слишком тепло одеваться, полезно всегда ходить с непокрытой головой, ежедневно мыть ноги холодной водой, значительную часть дня, но всякое время года проводить на воздухе. «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире....», ... а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути» («Мысли о воспитании»).

Философ придавал большое значение здоровому режиму детей, чтобы они как можно раньше ложились спать и вставали, особенно не следует допускать, чтобы дети, проснувшись, нежились в постели. Большое значение Локк придает играм детей на свежем воздухе. «Все игры и развлечения детей должны быть направлены к развитию у них хороших и полезных привычек, иначе они будут приводить к дурным».

Отрицая традиционное школьное образование, в котором он видел опасность отрицательного влияния на еще не сформировавшуюся личность, Д. Локк разработал методику домашнего воспитания, при котором родители несут огромную воспитательную функцию. Поэтому Д. Локк обращает серьезное внимание на взаимоотношения родителей и детей.

Как педагог-гуманист Локк, протестуя против зубрежки и догматики, царившей в современной ему школе, разработал новые методы обучения, названные им «мягкими». «Мягкие истоды» ориентированы на естественные интересы и положительные эмоции детей, они обусловлены стремлением сделать обучение привлекательным и интересным. Он рекомендует для этого использовать игровые моменты на занятиях, применять наглядность в виде картинок, обучать при помощи практического закрепления приобретенных умений и навыков идр.

Долг педагога - «поддержать душу всегда настроенной к общению и восприятию истины». В «Мыслях о воспитании» он пишет: «где нет желания, не может быть никакого усердия», и далее пишет: «нужно заботиться, чтобы дети всегда делали с удовольствием то, что для них полезно».

Локк выступил за расширение общего состава учебного курса за счет введения предметов из различных областей научного знания. Помимо чтения, письма и рисования, он предлагает обучать математике, приучающей ум к точному и последовательному мышлению; истории, дающей человеку картину мира и «природы» человеческого рода, великие и полезные наставления мудрости, предупреждения от ошибок; гражданскому праву, бухгалтерии, ремеслам и пр. Обосновывая введение в содержание образования предметов естественнонаучного цикла и предметов практического характера, Локк аргументировал это способностью точных наук развивать самостоятельность мышления, умение систематизировать, доказывать, что очень необходимо деловому человеку.

Мысли, относительно проблем обучения и воспитания, изложены также в его незаконченном труде, который он собирался озаглавить «Опыт о человеческом разуме» и который мы знаем под названием «О воспитании разума» , где он разрабатывает методологические подходы к учебному процессу, принципам и методам обучения. По твердому убеждению великого педагога, процесс обучения должен строиться не на принуждении, а на интересе и развитии интереса, чтобы знание было «так же приятно для разума, как свет для глаз».

Надо больше обращать внимание на саму сущность предметов и явлений, как они даны природой, для того, чтобы получить ясную идею о вещах, а затем уже приступать к обучению словом, что полностью совпадает с изложением этого постулата Я.А. Коменским. Он рекомендовал добиваться самостоятельности мышления учащихся, освобождения его от давления авторитетов.

Д. Локк - буржуазный педагог. Его концепция воспитания и обучения джентльмена отвечала буржуазной эпохе, интересам нарождающейся буржуазии. В отношении же воспитания и обучения детей простого люда он выдвинул реакционный проект так называемых «рабочих школ». По его мнению, дети «рабочего люда» всегда ложатся бременем на общество. Поэтому в каждом приходе следует организовывать рабочие школы, куда в обязательном порядке направлять детей с 3 до 14 лет, родители которых обращаются за пособиями в приход.

Эти дети будут питаться в школе только «хлебом досыта», который им необходимо потом отработать. Согласно его проекту, предполагалось, что выручка от детского труда (вязанья, шитья и т.д.) пойдет на окупание их же содержания. Школе вменялось в обязанность жестко следить за воспитанием подопечных в духе религиозности, исполнительности, подчинению правилам внутреннего распорядка. Обучению, соответственно проекту о рабочих школах, отводилось незначительное место. Хотя этот проект и не был утвержден, но его идеи нашли отражение в последующее время в ряде законопроектов по школе Англии.

Философские, социально-политические и педагогические воззрения Д. Локка составили целую эпоху в науке, оказав мощное воздействие на дальнейшее развитие передовых социальных и философско-педагогических идей. Его идеи были подхвачены и развиты передовыми мыслителями многих западноевропейских стран, в частности, французскими материалистами XVIII в., в педагогической концепции Ж-Ж. Руссо , в педагогической теории и практике швейцарского педагога И. Песталоцци , а также и у русских просветителей XVIII в., в частности, М.В. Ломоносов высоко отзывался о Д. Локке, называл его имя в числе «премудрых человечества учителей».

Локк указывал на недостатки современной ему педагогической системы: например, он восставал против латинских речей и стихов, которые должны были сочинять ученики. Обучение должно быть наглядным, вещным, ясным, без школьной терминологии. Но Локк — не враг классических языков; он только противник системы их преподавания, практиковавшейся в его время. Вследствие некоторой сухости, свойственной Локку вообще, он не уделяет поэзии большого места в рекомендуемой им системе воспитания.

Д. Локк для своего времени был подлинным педагогом-новатором, философом воспитания. Он первый из педагогов построил свою педагогическую систему с опорой на эмпирическую психологию. Локк углубил и обобщил практику воспитания, выделив характерные черты и направления воспитания, выстроив определенную систему, где большое внимание обращено на физическое воспитание (игры, спорт), на воспитание воли и характера, на выработку черт энергичного и «делового человека».

Его идеи о психологическом механизме усвоения знаний, об активной деятельности субъекта воспитания, о развитии самостоятельного мышления, о развитии интереса к учению через использование игровых форм обучения, через опору на положительные эмоции детей и многое другое представляют несомненный интерес для решения современных педагогических проблем. А потому наследие Д. Локка сохраняет и до настоящего времени свою актуальность и ценность.

Педагогическая концепция естественного и свободного воспитания Жан-Жака Руссо?.

Жан-Жак Руссо (28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский философ, писатель, мыслитель. Разработал прямую форму правления народа государством - прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии. Также музыковед, композитор и ботаник.

Ж.-Ж. Руссо, выдающийся представитель эпохи Просвещения, известный философ, писатель и композитор стоит в ряду величайших педагогов всех времен и народов. В 60-е годы XVIII в. он развернул свое великое новаторское педагогическое творчество. Судьба не была снисходительной к Руссо. Сын часовщика из Женевы, он перепробовал множество профессий: ученика нотариуса, гравера, слуги, секретаря, домашнего учителя, преподавателя музыки, переписчика нот. Руссо охотно и много читал, знакомился с интересными людьми, приобрел много друзей, интересовался философией и правом, литературой, просвещением. В частности, знакомство его с Д. Дидро , Э. Кондильяком , писателем Вольтером, философами П. Гольбахом , К. Гельвецием имело большое значение для формирования его мировоззрения.

Двадцативосьмилетнего Жан-Жака Руссо пригласил начальник судебных установлений Лиона быть наставником его сына - шестилетнего Сент-Мари. Руссо в письменной форме изложил судье свои взгляды на воспитание и обучение Сент-Мари. «Проект...» написан накануне 1740 года к сочинён Ж.-Ж. Руссо. Идеи этого «Проекта…» впоследствии легли в основу главной педагогической книги Руссо «Эмиль, или о воспитании» .

В 1749 году Ж.-Ж. Руссо, написал трактат (конкурсное сочинение на тему, предложенную Дижонской академией, «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов?» ). В этом сочинении Руссо резко выступил против всей современной ему культуры, против социального неравенства. Еще больший успех принесло ему второе произведение «Рассуждение с происхождении и основаниях неравенства между людьми», где он доказывал, что человек создан природой на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию и принесло ему несчастье.

Его важнейших произведений: «Юлия, или Новая Элоиза» (1761 г.), «Эмиль, или о воспитании» (1762 г.) , благодаря которым он приобрел известность как один из крупнейших писателей, представляя новое литературное направление - «сентиментализм». За антиклерикализм и политический радикализм произведения Ж.-Ж. Руссо были осуждены на сожжение и в Париже, и в Женеве. Руссо пришлось скрываться по маленьким швейцарским городам. После пяти лет изгнания и 1767 г, он возвращается во Францию, где завершает свои последние труды - «Исповедь», «Прогулки одинокого мечтателя» .

Ключ к педагогическим идеям Ж.-Ж. Руссо — дуалистическое, сенсуалистское мировоззрение мыслителя. Отвергая религию, философ предполагал наличие некоей внешней силы — творца всего сущего. Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Он мечтал устранить социальную несправедливость путем искоренения предрассудков, отводя тем самым обучению и воспитанию роль мощного рычага прогрессивных общественных перемен.

У Ж.-Ж. Руссо органично связаны педагогические воззрения и размышления о справедливом переустройстве общества, где любой найдет свободу и свое место, что принесет счастье каждому человеку. Центральный пункт педагогической программы просветителя — естественное воспитание — предполагает такое изменение общества и индивида.

Основной темой размышлений Руссо была судьба простого человека, мелкого собственника (ремесленника, крестьянина), чьё существование должно поддерживаться личным трудом. Без труда, по мнению Ж.-Ж. Руссо, не может быть нормальной человеческой жизни. Но в несправедливом, испорченном мире многие присваивают результаты чужого труда. Истинно свободным может быть только человек, живущий своим трудом. А потому задача воспитания и должна состоять в том, чтобы воспитать человека, который бы ни от кого не зависел, жил бы плодами своего труда, ценил бы свою свободу и умел бы ее защищать. А тот человек, который ценит свою свободу, научится, конечно, уважать и свободу другого, основанную на труде. От Д. Локка и современников Ж.-Ж. Руссо отличает большой демократизм, демократизм человека, выразившего интересы средних слоев общества.

Проблемы педагогической теории и практики воспитания интересовали Ж.-Ж. Руссо с самого начала творческого пути. Составленный Ж.-Ж. Руссо «Проект воспитания Сент-Мари» свидетельствует о знакомстве его автора с современной ему педагогической мыслью Франции. Новаторские идеи современников и предшественников (Ш. Роллен. К. Флери, Ф. Фенелон и др.), поднявших идею обновления обучения и воспитания, нашли в трактате свое выражение. Обращаясь к известным педагогическим идеям, он выступил как самостоятельный и оригинальный педагог.

Критика нравственного и гражданского состояния, в частности, в вопросах образования, связывалась у него с критикой рассудочности и рационализма. Удел «рассуждения» - вечно обобщать, систематизировать, выводить частное из общего, отвлеченного. Оно «не возвышает душу, а только утомляет, обессиливает ее и извращает суждение, которое должно было совершенствовать».

Поэтому Ж.-Ж. Руссо в своем «Проекте...» счел нравственное воспитание главнейшей и первоочередной задачей: «…сформировать сердце, суждение и ум, и именно в том порядке, в каком назвал их». И далее пишет: «Большинство учителей, в особенности педанты, рассматривают приобретение знаний и их накопление как единственную цель хорошего воспитания, не думая о том, что часто, как говорит Мольер: «Ученый дурак глупее дурака необразованного». Возвращение человеку присущего ему достоинства возможно только благодаря правильному воспитанию, в основе которого должно лежать воспитание культуры чувств и их развитие.

Человек чувствует прежде, чем в нём развивается способность размышления и рассуждения. До наступления разумного возраста ребёнок «воспринимает не идеи, а образы», между которыми та разница, что образы - «только абсолютные картины чувственных предметов, идеи же - понятия о предметах, определяемые отношениями между ними». Отсюда Руссо выводит, что разум развивается уже после того, как в ребёнке созрели другие способности. «Так как все, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств, то первый разум человека есть чувственный разум; он-то и служит основой разума интеллектуального: наши первые учителя философии - наши ноги, наши руки, наши глаза».

«Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, - писал Ж.-Ж. Руссо, - постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным: пусть он работает, действует, бегает, кричит».

«Природа создала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным». Руссо доказывал, что человек - венец природы, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Поэтому цель воспитания отнюдь не заключается в подготовке человека дельца, умеющего выколачивать прибыль (в данном случае он резко возражает Д. Локку), а цель воспитания должна заключаться в «воспитании свободного человека, безмерно любящего свободу, готового лучше отдать свою жизнь, чем потерять ее». Согласно его теории, обязанности по усовершенствованию общества возлагались на воспитателей и просвещенных законодателей. Роль воспитателя для Руссо и заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло - Жизнь.

Согласно взглядам Руссо, сущность воспитания заключается в формировании человека-гражданина, активного общественника, живущего в соответствии с разумно установленными законами. Особенно следует подчеркнуть выдвижение Ж-Ж. Руссо на первый план специфических особенностей воспитания в каждой стране, необходимость учёта традиций, обычаев, культуры каждого народа. «Национальное воспитание - это достояние лишь свободных людей, только у них общее существование, и только они действительно связаны Законом Я хочу, чтобы, научаясь читать, он (ребёнок) читал о своей родине, стране, чтобы в десять лет он знал, что она производит, а в двенадцать - все ее провинции, все дороги: все города; чтобы в пятнадцать лет он знал всю её историю; в шестнадцать - все законы».

Ж.Ж. Руссо считал, что на ребёнка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и вещи . Каждый из факторов выполняет свою роль. Природа развивает способности и чувства - это и внутреннее развитие наших органов и задатков, люди помогают использовать это развитие, вещи действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас. Все вместе эти факторы обеспечивают естественное развитие человека. А потому задача воспитания - сгармонировать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал самостоятельное накопление знаний и жизненного опыта.

Основная функция воспитывающей и обучающей среды у Руссо - так управлять развитием, чтобы возбуждать и поддерживать творческое приобретение воспитуемым знаний, умений, навыков и самоорганизацию его поведения.

Как показала Н.К Крупская идея физического труда и профессионального образования вырастает у Руссо до идеи политехнического образования и ставит его выше профессионального потому, что: даёт подготовку к любой профессии; расширяет умственный кругозор ученика; дает правильное мерило для оценки общественных отношений, покоящихся на труде; даёт возможность составить себе истинное представление о существующем общественном порядке. Эта идея была и остается одной из ведущих в педагогике XX века.

В полном соответствии с учением о «естественном праве» Ж.-Ж. Руссо выдвинул теорию «естественного воспитания». Под естественным воспитанием он понимал природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы. Руссо обращается к родителям и воспитателям с горячим призывом: «Любите детство, поощряйте его игры и забавы, не форсируйте его развития, обращайтесь с ребёнком соответственно его возрасту. У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать; нет ничего нелепее желания заменить их нашими». Руссо страстно выступал против преждевременного развития детей и требует следовать в воспитании естественному ходу развития ребёнка.

Естественное воспитание должно быть живительным процессом, в котором учитываются склонности и потребности детей и не упускается из виду необходимость подготовки к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию.

Согласно теории Жан-Жака Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и инди-видуальные особенности.

Он составил возрастную периодизацию, считал, что воспитывать и обучать детей необходимо с учетом характерных признаков, свойственных детям на разных возрастных ступенях развития. Определил ведущее начало для каждого возраста: до 2 лет - физическое воспитание, с 2 до 12 - развитие внешних чувств, с 12 до 15 - умственное и трудовое воспитание, с 15 до совершеннолетия - нравственное развитие.

В Эмиле сделана попытка выделить основные периоды в развитии человека от рождения до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого из них.

Первый период - от рождения до 2 лет , до появления речи. В это время воспитание сводится преимущественно к заботе о нормальном физическом развитии ребенка. В противовес сложившейся в аристократических семействах практике Руссо выдвинул требование, чтобы грудного ребенка кормила сама мать, а не наемная кормилица. Руссо предостерегал против распространенного стремления родителей ускорить развитие речи удетей, что, по его мнению, приводит часто к дефектам произношения. Словарь ребенка должен соответствовать запасу его идей и конкретных представлений.

Второй период - от появления речи до 12 лет . Он называет этот период «сном разума», считая, что ребенок в этом возрасте способен мыслить только конкретно, образно. Главная задача воспитания в этот период - создание условий для выработки возможно более широкого круга представлений. А для правильного восприятия детьми предметов и явлений окружающего мира Руссо рекомендовал целый ряд упражнений, развивающих органы чувств: осязание, слух, глазомер.

Особо выделяя роль осязания, ибо, по его мнению, путем осязания и деятельности мускулов мы получаем ощущения температуры, величины, формы, веса и твердости предметов. Осязание - чувство, которым мы пользуемся чаще других. Руссо требует, чтобы осязание развивалось путем упражнений, чтобы ребенок приучался ощупывать предметы, подобно слепым, ориентироваться в темной комнате и т.д. Он дал ряд ценных указаний по развитию зрения, слуха, развития вкуса.

Наряду с развитием органов чувств во втором периоде продолжается интенсивное физическое развитие, для чего Руссо рекомендовал применять прогулки, физический труд, занятия физическими упражнениями.

Третий период охватывает возраст от 12 до 15 лет , данный период Руссо считал временем интенсивного умственного развития и воспитания, период очень краткий, и потому нужно из многочисленных наук выбрать лишь немногие, чтобы, не разбрасываясь изучить их глубоко. Чем же руководствоваться при выборе наук.

Руссо выдвинул два критерия: во-первых, как и Д. Локк, он руководствовался принципом полезности; во-вторых, полагая, что дети 12-15 лет еще недостаточно обладают нравственными понятиями и не могут понять отношений между людьми, Руссо исключает из круга занятий этого возраста предметы гуманитарного цикла (в частности, историю) и ограничивается только знаниями из области природы: по географии, астрономии и физике (понимая под физикой, по обычаю того времени, природоведение). К изучению истории, по его мнению, надо приступать лишь в четвертом периоде, после 15 лет .

Дидактические принципы в обучении сводятся к развитию в первую очередь самодеятельности детей, умения наблюдать, пытливости, остроты ума, в тесной связи с которыми стоит принцип наглядности. Наглядность в трактовке Руссо - это не картины и модели, а сама жизнь, природа, факты. В соответствии с этим пониманием большое место в методике обучения у Руссо занимают экскурсии. Например, географию он советует изучать, начиная с окружающей местности, астрономию - наблюдая движение небесных светил, естествознание - путем наблюдения растений и животных в жизни и на коллекциях, изготовляемых самими учениками; большое значение придавал опытам по физике, значительное место среди методов обучения занимал метод беседы с учителем на наглядном материале.

Руссо развивал оригинальную методику получения знаний ребенком, основанную на самостоятельном исследовании им явлений окружающей жизни. Он ставит своего Эмиля в положение исследователя, открывающего научные истины, изобретающего компас и т.д.

Пытаясь нарисовать умственное воспитание «нового свободного» человека, Ж.-Ж. Руссо на первый план выдвигал самостоятельность, самодеятельность, наблюдательность, пытливость ребенка в ущерб систематичности знания. Клочкообразный запас умственных знаний, предлагаемый Руссо, далеко не достаточен, конечно, для воспитания «нового человека».

Наряду с умственным воспитанием, по мнению Ж-Ж Руссо, свободный человек должен владеть навыками физического труда, разными видами ремесел, несколькими трудовыми профессиями, тогда он действительно будет способен зарабатывать свой хлеб и сохранить свою свободу. «Голова Эмиля - голова философа, а руки Эмиля - руки ремесленника». И Эмиль теперь подготовлен к жизни, и на шестнадцатом году Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период - период нравственного воспитания, а его можно дать только в обществе. Развращенный город теперь не страшен Эмилю, он достаточно закален от городских соблазнов и пороков. Ж.-Ж. Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой «идеального человека» - мелкого буржуа.

Воспитание девушек. Юноша уже возмужал, пора его женить. Взгляд Руссо на воспитание женщин был традиционным: женщина всегда подчиняется мужчине - сначала отцу, потом мужу; она должна готовиться к выполнению обязанностей жены и матери, поэтому ей надо давать не широкое умственное образование, а больше заботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведению домашнего хозяйства и т. п.

Пятую книгу (последнюю главу своей книги «Эмиль, или о воспитании») Ж.-Ж. Руссо посвятил воспитанию девушки - невесты Эмиля Софии, Здесь он раскрывает свой взгляд на назначение женщины, которая должна быть воспитана в соответствии с желанием будущего мужа. Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле - удел женщины. Такова реакционная позиция Руссо относительно женского воспитания.

Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому воспитанию.

Педагогические принципы Ж. Руссо таковы:

2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики - недопустимы и губительны.

3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.

Педагогические воззрения Ж.-Ж. Руссо сыграли исключительную роль в развитии взглядов на воспитание в конце XVIII -начале XIX вв. Его воззрения были полной противоположностью феодальной педагогике и полны горячей любви к ребенку. Идея Руссо о воспитании в ребенке, прежде всего человека, проникнута духом гуманизма и демократизма. Настаивал на связи обучения с жизнью, с личным опытом ребенка.

Наследие Ж.-Ж. Руссо сыграло положительную роль в борьбе передовых педагогов даже конца XIX и начала XX века против старых консервативных порядков в школе, против жесткого режима, регламентации, стеснении и ограничений свободы детей, за их раскрепощение, свободное развитие, за уважение детской природы.

Значительное влияние оказали взгляды Ж.-Ж. Руссо на немецких педагогов - филантропистов, на его последователей - И.Г. Песталоцци, россиянина Л.Н. Толстого и др. Педагогическая система Ж.-Ж. Руссо была и остается популярной и среди домашних учителей-воспитателей.

Введение

Джон Локк - британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма.

Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма.

Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Д. Юм и. Кант. Локк был первым философом, который выражал личность через непрерывность сознания.

Он также постулировал, что ум является "чистой доской", т.е. вопреки декартовской философии Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

Если попытаться в самых общих словах дать характеристику Локку как мыслителю, то, прежде всего, следует сказать о том, что он является продолжателем "линии Френсиса Бэкона" в европейской философии конца XVII - начала XVIII века. Более того, его с полным основанием можно назвать основоположником "британского эмпиризма", создателем теорий естественного права и общественного договора, учения о разделении властей, которые являются краеугольными камнями современного либерализма. Локк стоял у истоков трудовой теории стоимости, которую использовал для апологетики буржуазного общества и доказательства незыблемости права частной собственности. Он первым провозгласил, что "собственность, возникшая благодаря труду, может перевесить общность владения землей, ведь именно труд создает различия в стоимости всех вещей". Локком много было сделано для защиты и разработки принципов свободы совести и веротерпимости.

Целью работы - изучение жизни и деятельности английского философа Джона Локка.

Задачи работы:

во-первых, изучить биографию Джона Локка;

во-вторых, рассмотреть философские взгляды Джона Локка.

Структура работы обусловлена целью и задачами, поставленными и решенными в ходе исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Биография Джона Локка

Джон Локк родился 29 августа 1632 года в Рингтоне, что в графстве Сомерсет на юго-западе Англии. Рос он в левопуританской семье мелкого судейского чиновника, вставшего на сторону парламента против короля карла I.

Его детство выпало на время Английской буржуазной революции, в стране шла борьба, периодически перетекающая в прямые военные столкновения.

Буржуазия выступала против королевско-феодальной части общества, идеологически это выражалось столкновениями религиозных взглядов пуритан с англиканской церковью. Религиозная подоплёка была следствием общей идейной неграмотности, но способствовала вовлечению в движение большого количества людей, в основном крестьянство, что значительно повлияло на победу армии парламента утверждение Республики в 1649 году.

С 51-ого года Локк учится в Вестминстерской монастырской школе, политические события будоражили учеников, но преподаватели старались оберегать учеников от новых веяний, в том числе и философских, как от скверны.

В 1652 году Локк по окончанию поступает в колледж Христовой церкви Оксфордского университета. Позднее Локк, как лучший ученик, переводится на казённый счёт.

Университет перешёл в руки пуритан, но там продолжало царствовать обучение на схоластический манер. Локк был разочарован догматической философией, и на последовавшее осуждение академической культуры повлияли затхлая атмосфера Университета, религиозная нетерпимость англикан и сменившая её нетерпимость индепендентов.

В годы реставрации Локк самоопределялся в науке, он отказался принять духовный сан, тем самым закрыв себе путь к университетской карьере, из-за устава университета. При этом он преподавал Греческий язык, риторику и этику, но при этом сам интересовался естественными науками, в частности медициной, занимался различными научными опытами. Помогал своему другу, Роберту Бойлю, в экспериментах.

По возвращению в Оксфорд после недолгой дипломатической службы при Бранденбургском дворе, ему вновь было отказано в получение степени доктора медицины и он становится домашним врачом лорда Купера, переезжает вместе с ним в Лондон. Параллельно с этим он продолжает свои опыты и знакомится со сторонником опытного метода исследований Томасом Сиднэмом. Вместе они даже создали неоконченный труд "О медицинском искусстве" (1668).

Когда в Лондон переехал Бойль, то они продолжили совместные эксперименты, за успехи в естественнонаучной области Локк избирают в Британскую Академию Наук.

Граф Шефтсбери, чьим наставником был Локк в доме Купера, приблизился ко двору Карла второго, но вскоре стал противником реформации из-за профранцузкой внешней политики короля и внутренней политики направленной на рекатолизацию. Войдя в мир большой политики, Локк стал близким советником лидера оппозиции Шефтсбери.

Постепенно Локк увлекается философскими проблемами, ведёт споры о происхождение моральных норм, приемлемости религиозных догм для разума и на другие подобные темы. Параллельно с этим он начинает составлять заметки по этой тематики сложившиеся через два десятка лет в главный труд его жизни "Опыт о человеческом разумение", который ему довелось закончить только в эмиграции.

В 72-ом году Локк совершил поездку во Францию, также он провёл там почти всю вторую половину 70-ых годов, выполняя политические поручения от вигов, а также дискутирую с французскими философами, обсуждались вопросы веротерпимости, способы выведения онтологических предположений и многое другое. После знакомства с картезианцами Локк окончательно убедился в потере признаков жизни схоластической философии.

Стимулом к продолжению опыта стало знакомство с учениками Гассенди - материалиста-сенсуалиста, его идеи были знакомы Локку ещё во время обучения в Оксфорде.

В 79-ом году Локк возвращается в Лондон и попадает в самую гущу политической борьбы, Шефтсбери подвергается гонениям и это отражается на Локке, он теряет некоторые посты, за ним устанавливается наблюдение. После выхода из заключения Шефтсбери уезжает в Амстердам, где вскоре и умирает.

После этого Локк принимает участие в заговоре, а после неудачи заговорщиков продолжает противозаконную подпольную деятельность. Но позже оппозиция была разгромлена, начались репрессии и в 83-ем году Локк уничтожив опасную для себя часть личного архива бежал в Голландию

Голландия была в то время, как наиболее капиталистически развитая страна, центром политической эмиграции. Но в 84 году указом Карла второго Локк навсегда был уволен из Оксфордского университета, а новый король Яков второй в 85 году подавил остатки восстания и потребовал у Голландии выдачи заговорщиков. Локку пришлось метаться по разным городами даже скрываться под чужим именем.

В Роттердаме он сближается с штатгальтером Голландии Вильгельмом третьим Оранским, а также его окружением, противниками реставрационного режима.

Параллельно в 86-ом году Локк, наконец, завершает "Опыт о человеческом разумение".

Реакционные действия Якова второго вызвали сильное негодование и от него отвернулись почти все те, на кого он мог рассчитывать. Большая часть правящих классов делала ставку на Вильгельма Оранского, и 5 ноября 88-ого года он высадился в Англии с 15-итысачным войском.18 декабря он вошёл в Лондон, 11 февраля 89-ого года в Англию вернулся и Локк.

Теперь политическая обстановка в стране соответствовала убеждениям Локка, он стал активным пропагандистом этого режима. Также Локк тесно связан с Джоном Сомерсом, лидером вигов и лорд-канцлером Англии (1696-1699).

Сам Локк занимает немалые политические посты, занимает пост уполномоченного по апелляциям в составе новой администрации, а с 96-ого года занимает ещё и пост комиссара по делам торговли колоний.

Он активно принимает участие в политической жизни страны, влияет на ход её дел, принимает участие в учреждение Английского Банка.

Развившаяся в годы эмиграции болезнь лёгких привела к упадку сил в конце века, а соответственно к ещё большему количеству действ на благо Англии. В 1700 году он оставил все посты, а умер 28 октября 1704 года.

Джон Локк - английский философ Нового времени, работы которого относятся к эпохе реставрации в Англии, вошедший в историю в первую очередь как основоположник эмпирико-материалистической теории познания.

В его трудах нашло отражение большое число черт того времени: столкновение современных веяний и средневекового мышления, переход в капиталистическое общество из феодального, объединение и приход к власти двух политических партий, "Вигов" и "Тори", что привело к завершению процесса превращения Англии в мощнейшую державу.

Локк являлся сторонником буржуазии и социально-классового компромисса, сформировал основные принципы доктрины либерализма, многое внёс и сделал для разработки принципов и защиты свободы совести и веротерпимости (наиболее яркой из работ на эту тему является "Послание о веротерпимости" (1689)), что особенно актуально и в современном мире.

В своём мышление Локк основывается на теорию познания (гносеологию), мыслит он систематически, таким образом, что одно вытекает из другого.

Локка можно отнести к представителям Естественнонаучного направления материализма (наряду с такими деятелями как Бэкон и Спиноза), то есть основанного на конкретных науках и знаниях.

Материализм - это философское направление признающее первичность материи и вторичность сознания.

Основными работами являются:

"Опыт о человеческом разумении" (1690), содержащее объяснение цельной системы эмпирической философии, в которой отрицает теорию врождённых идей и высказывает идею того, что человеческие знания берутся из ощущаемого опыта.

"Два трактата о правление" (1690), в которой Локк высказывает свои философские, социально-политические взгляды, продвигает теорию происхождения собственности из труда, а государственной власти из общественного договора.

Локк положил основы идеологии Просвещения и оказал сильное влияние на очень многих мыслителей, в том числе таких как Беркли, Руссо, Дидро и многих других.

В "Опыте о человеческом разумение" Локк выражает компромиссные решения политических и религиозных вопросов в форме философского материализма. А работа "Элементы натуральной философии", созданная в последние годы жизни Локка, показывает взгляды философа на строение мира на основе идей физики Ньютона. Это натуральная философия (натурфилософия) и слово "бог", предусмотревший законы природы упоминается лишь единожды, причём противоположным оборотом: "природа предусмотрела…".

Локк считал разрешение гносеологических проблем важнейшей своей задачей, но при этом он не редуцировал всю свою философию к теории познания. Вся его теория познания идейно граничит с фундаментальными философскими посылками: ощущения не выдумка воображения, а естественные процессы действующие независимо от нас, но при этом влияющие на нас.

В элементах натуральной философии заметно влияние, оказанное на Локка Ньютоном, ибо весь этот труд является отражением Ньютоновского видения картины мира, правда также заметно влияние Бойля и Гассенди и их атомистики: Атомы движутся в пустоте по законам единой механики, вопрос об эфире остаётся незаконченным.

Локк был убеждён, что Ньютоновские силы гравитации и инерции составляют динамическую структуру в мире, но он не исключал возможности наличия других, пока неизвестных сил, скорее он был уверен, что в будущем они будут открыты.

Главным мотивом всех теоретических построений Локка является существование физического, материального мира, разделённого на бесчисленное множество частей, элементов и фрагментов, но единого в своих законах.

Второй его мотив заключается в том, что человеческое благоустройство неосуществимо без постановки сил природы на службу людей. "…Если бы только употребление железа прекратилось у нас, мы через несколько столетий дошли бы до нужды и невежества туземцев древней Америки природные способности и богатства которых нисколько не были хуже, чем у самых процветающих и образованных народов "

Чтобы владеть природой, её необходимо познать, а для возможности познания необходимо знать характер и свойства внешнего мира, а также свойства и систему познавательных способностей самого человека.

Проблема познания бытия мира существующего вне нас была разделена Локком на 4 вопроса:

1) Существует ли многообразный мир материальных объектов?

2) Каковы свойства этих материальных объектов?

3) Существует ли материальная субстанция?

4) Как возникает в нашем мышление понятие материальной субстанции и может ли быть это понятие отчётливым и точным?

Ответ на первый вопрос, по мнению Локка можно считать положительным, ответ на второй вопрос можно получить с помощью специально проведённого исследования. Ответ на 3-ий вопрос говорит о том, что если имеется всеобщая основа вещей, то она должна быть материальной, материя в мыслях Локка несёт в себе "идею плотной субстанции, которая везде одна и та же". Если бы у материи не было иных свойств, то многообразие эмпирического мира оказалось эфемерным, тогда бы нельзя было объяснить, почему окружающие нас обладают разными свойствами, твёрдостью, крепостью и т.д.

Но нельзя окончательно признать, что материальная субстанция является единственной, ибо вопрос о духовной субстанции Локк не решает до конца в своих рассуждениях.

В четвёртом вопросе понятие материальной субстанции представляется Локку несколько непонятным, по его мнению, безусловно, имеется переход от однородной материи к многообразному миру, но обратный вариант маловероятным. Скептическое отношение к "обратному процессу " можно связать с тем, что Локк связывает его со схоластическим обособлением от опыта, понятия субстанции.

Локк считает философскую субстанцию продуктом мыслящего воображения.

Понятие и суждения, несущие знания и врождённые принципы, или по - другому учение о врождённых идеях в XVII вв. было основной идеалистической концепцией внеэмпирического сознания, а также "платформой" для представлений о духовной субстанции для хранения врождённых идей. Эту теорию разделяли многие философы того времени, хотя она уходила корнями в античную древность. Идеи XVII века совпадали с античным утверждением о нематериальности душ в связи с их божественным началом.

Локк направил свою критику против кембриджских последователей Платона (по сути родоначальника теории врождённых идей), сторонников этой идеи из Оксфорда и прочих приверженцев, опиравшихся на средневековую неоплатоническую традицию.

Мыслители настаивали в первую очередь на врождённости моральных принципов, а Локк в первую очередь критикует этический нативизм, но не обходит он стороной и сторонников Декарта с их гносеологическим нативизмом.

Во всех случаях Локк критиковал конкретно идеализм.

Суждения о врождённости знаний чувственных качеств, врождённость понятий, суждений и принципов, Локк считает необоснованными, а также противоречащими разуму и опыту, опровергает аргументацию противоположной стороны, основанную на мнимом факте "общего согласия" людей, зыбкой очевидности законов логики и аксиом математики, на непрочных надеждах обнаружить врождённые идеи в детях, изолированных от общества, разум которых не замутнён внешним опытом. В своей критике Локк успешно и умело использует отчёты путешественников, мемуарную литературу, а также свои знания медицины, психологии и этнографии.

Локк решительно отвергает идею сторонников нативизма о врождённости идей бога и его заповедей, он относит его к числу сложных идей и относительно поздно сформированных. Также он подчёркивает, что эта идея особенного выгодна тем, кто хочет управлять людьми "от имени верховного владыки".

локк философ эмпиризм либерализм

Это высказывание Локка, скорее всего, относится к феодалам и верховным священнослужителям, использовавшим нативизм для пропаганды свирепой нетерпимости.

Отрицая врождённые идеи, Локк не отвергал врождённые потребности, стремления, аффекты, особенности поведения. Современная наука не отрицает, эти мысли и называет общим понятием - унаследованная структура нервной системы.

Критика теории врождённых идей является отправной точкой для всей теории познания и педагогики Локка, и она помогла в дальнейшем анализе возникновения и развития, границ и состава, строения и путей проверки знания.

В этике для Локка, важную роль сыграло отрицание врождённых принципов морали: оно помогло связать понятие "добро" с удовольствием и пользой, а понятие "зло" с вредом и страданиями, таким образом, родилось учение "о естественном законе морали" и о естественном праве в его этической интерпретации.

Некоторое несовпадение можно заметить в соотношение принципов морали и требования разума. В 3-ей главе "опыта о человеческом разумение" Локк приводит немало примеров народов, живущих в разных местах и условиях, у которых считаются разными, а то и вовсе противоположные поступки морального и антиморального характера. Европейские же народы в основном стараются поступать так, чтобы хорошо выглядеть в глазах других, при этом, не всегда обращая внимания на "божественные" законы или законы государства. Тогда получается, что Общечеловеческий разум изрекающие твёрдые моральные рамки, понятие нелогичное. Скорее всего это связано с развитием философских взглядов Локка и с политическими изменениями в стране.

Локк считал, что всё человеческое знание берётся из индивидуального опыта. Этот тезис выдвигали ещё эпикурейцы, причём они уже толковали его сенсуалистически. Также ранее в эту сторону направляли взгляды Бэкон, Гассенди и Гоббс, однако все они смотрели "однобоко", а Локку удалось всесторонне обосновать эмпиризм в плане материалистического сенсуализма. Локк стремился выявить суть опыта - происхождение, строение и развитие. Он пользовался принципом обобщающего комбинирования, который выдвинул Бэкон. Также он применял этот принцип к ощущениям и этим выявлял их взаимодействие.

Для понимая чувственного опыта, Локк рассматривал его и как источник сведений о мире, и как средство, предназначенное для построения науки. Соответственно необходима была постановка целенаправленных опытов и экспериментов, выбраковки ложных предположений и выводов. Он провёл различия между ошибочным истолкованием разума как абсолютного изначального источника знания и его плодотворным пониманием как инициатора и организатора познавательной, а соответственно и чувственной деятельности. Первое им было отвергнуто, а второе принято, поддержано и развито.

От Локка берёт начало антирационалистический принцип непосредственной данности элементов чувственного опыта, также как и непосредственности установления их истинности. Он считает, что каждое из отдельных ощущений дано человеку в поле его чувственных переживаний как некая однородная в себе, неразделимая на различные составляющие и устойчивая в своём качестве реальность.

Опыт по Локку, это всё то, что воздействует на сознание человека и усваивается им в течение всей жизни. "На опыте основывается всё наше знание, от него, в конце концов, оно и происходит". Начальная часть всего знания это ощущения, вызванные воздействиями внешнего мира.

Опыт по Локку сгладывается из идей, человеческий ум "видит" идеи и непосредственно воспринимает их. Под идеей Локк подразумевает отдельное ощущение, восприятие объекта, его чувственное представление, в том числе образное воспоминание или фантазию, понятие объекта или отдельного его свойства. Среди идей указаны и акты - интеллектуальные, эмоциональные и волевые.

"Если я говорю иногда об идеях, как бы находящихся в самих вещах, это следует понимать таким образом, что под ними имеются в виду те качества в предметах, которые вызывают в нас идеи" - пишет Локк.

Включив в разряд идей различные процессы и функции человеческой психики, он создаёт предпосылку для выделения этой группы идей в особую рубрику. Идеи предполагающие наличие других идей формируются и функционируют на основе того, что ум внутри себя эти последние осознаёт, а соответственно и познаёт - для Локка во многих случаях осознание простых идей уже является их познанием.

Философ разделяет опыт на две группы: опыт внешний и опыт внутренний или по-другому рефлексия, которая может существовать только на основе внешнего (чувственного) опыта. Чувственное восприятие окружающих нас и действующих на нас предметов и явлений "есть первая и простейшая идея, которую мы получаем от рефлексии".

Для дальнейшего исследования рефлексии, Локк считает необходимым серьёзно проанализировать именно простые, а потому первичные идеи.

При этом он оставляет открытым вопрос: какие именно идеи первичны? Один из параграфов "опыта о человеческом разумение" даже называется: "какие идеи первые, не ясно". Относительно простых идей также имеются спорные моменты, потому что непроста сама идея "простота".

Таким образом, из выше изложенного материала видно, что Дж. Локк внес существенный вклад в развитие философии и поправу занимает вней важное место.

ДЖОН ЛОКК.

Первым, в наиболее общем виде, задачу исследования происхождения, достоверности и объема человеческого знания поставил перед собой английский философ, врач по образованию и политик по роду своей практической деятельности, Джон Локк (1632-17-4). В своем главном научном труде «Опыт о человеческом разуме»(1690) Локк задался целью всесторонне обосновать положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. Первый вопрос, который он должен был решить на пути осуществления своего замысла, это высказать отношение к имевшей широкое распространение теории «врожденных идей». Д. Локк категорически отвергает возможность существования такого рода идей.

Поскольку Д.Локк отвер существование врожде ных идей, то закономерно встал следующий вопрос: каков же ис­точник этих идей? Отвечая на этот вопрос, анг ийский фи­лософ ясно формулирует исходный принцип эмпиризма. "На опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, происходит наше наблюдение, направленное или на внешние.лредме ы, или на внутренние действия ашей ду­ши, воспринимаемые и рефлектируемые нами самими, до­ставляют нашему разуму весь материал мы шлеяи я Там же. С 128).

Как видно из высказывания Д.Локка, он различает два вида опыта: внешний опыт, состоящий из совокупности определений и внутренний опыт, образующийся из аблю­дений ума ад своей внутренней деятельностью. Источни­ком внешнего является объективный материальный мир, который воздействует на органы чувств человека и вызыва­ет ощущения. На этой основе, утверждает английский мыс­литель, в нас и возникают простые идеи, имеющие реальное (т.е. объективное) содержание, сообразное самим вещам.

Внешний опыт или рефлексия - это деятельность на его ума, когда он занимается переработкой приобретен­ных идей. Разъясняя свое понимание внутреннего опыта или рефлексии, Д.Локк подчеркивает мысль о том, что этот источник идей каждый человек целиком имеет внутри се- бя", что он "не имеет никого дела с внешними предметами и хотя этот источник не есть чувство..., ...тем не менее он очень сходен с ним и может быть довольно точно назван внутрен­ним чувством"("Гол1 же. С.129). Эта характеристика внут­реннего опыта призвана подчеркнуть большое значение де­ятельности ума, рефлексии. Но все же, обосновывая главное положение эмпиризма, Д.Локк неоднократно подчеркивал, что деятельность ума, которая становится предметом ре­флексии, протекает только на основе чувственных данных, возникающих у человека раньше идей рефлексии. И вооб­ще, душа не может мыслить прежде, чем чувства снабдят ее идеями для мышления.

Однако при получении идей рефлексии наш ум не пассивен, а активен. Он совершает некоторые собственные действия, при помощи которых, из простых идей как мате­риала и основания для остального, строятся другие. Благо­даря этой способности, ум имеет больше возможности раз­нообразить и уменьшить объекты своего мышления беско­нечно дольше того, чем ему доставили ощущения или рефлексия. Вместе с тем, Д.Локк четко указывает, что ум не может выйти за пределы тех первичних идей, которые фор­мируются на основе ощущений. Внешний опыт является ос­нованием, базой всего последующего знания.

По способам образования и формирования всей идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи со­держат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. Локк относит к простым идеям идеи пространства, формы, покоя, движения, света и т.д. По содержанию простые идеи в свою очередь, делятся на две группы. К первой группе он относит идеи, отображающие первичные или первоначальные каче­ства внешних объектов, которые совершенно неотделимы от этих объектов, в каком-бы состоянии они не были, и которые наши чувства постоянно находят в каждой частице материи, достаточно для восприятия объема. Таковы, например, плотность, протяженность, форма, движение, покой. Эти ка­чества действуют на органы чувств посредством толчка и порождают в нас простые идеи плотности, протяженности, формы, движения, покоя или числа. Локк утверждает, что только идеи первичных качеств тел сходны с ними и их прообразы действительно существую в самих телах, то есть идеи этих качеств совершенно точно отображают объектив­ные свойства этих тел.

Ко второй группе он относит идеи отражающие вто­ричные качества, которые по его мнению, ненаходятся-в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущбйия своимя первичными качествами. (т.е. объемом, формой, сцеплением и движением незаметных частиц материи). Ко вторичным качествам Локк относит та­кие качества вещей, как цвет, звук, вкус и т.д. Таким обра­зом, проявление вторичных качеств связывается англий­ским мыслителем не с самим объективным миром, а с его вос­приятием в человеческом сознаяии.

Сложные идеи, по учешпо Локка, образуются из про­стых идей в результате самодеятельности ума. Д.Локк вы­деляет три основных способа образования сложных идей: 1. Соединение нескольких простых идей в одну сложную идею; 2.Сведение вместе двух идей, все равно - простых или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы обо­зревать их сразу, но не соединять в одну; З.Обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной цействительности.

В соответствии с характером образования Локк раз­личает три вида сложных идей по их содержанию. 1 .Идеи модусов или "эмпирических субстанций". Сюда он включает идеи являющиеся либо зависимыми от субстанций (первич­ных оснований), либо их свойствами последних. 2. Идеи от­ношения, состоящих в рассмотрении и сопоставлении одной идеи с другой и приведения к идеям отношений "брат, отец" причины и следствия, тождества и различия и т.д. 3. Идей субстанции, то есть некий "субстрат", "носитель", "подпор­ку" простых идей, не имеющих самостоятельного существо­вания субстанции делятся на простые ("человек") и собира­тельные (армия, люди). Для лучшего понимания последователей учения Лок­ка необходимо более внимательно остановиться на его кон­цепции субстанции. Как ранее было сказано, Локк понимал под субстанцией субстрат, носитель известного качества или совокупности качеств. Какова же природа этого субст­рата: материальная или духовная? Он признает наличие те-Самый достоверный род познания, по Локку,- интуи­ция. Интуитивное познание есть ясное и отчетливое воспри­ятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное сравнивание. На втором месте после ин­туиции, по степени достоверности, у Локка стоит демонстра­тивное познание. В этом роде познания восприятие соответ­ствия или несоответствия двух^идей совершается не непо­средственно, а опосредовано, через систему посылок и выводов. Третий род познания - чувственное или сенситивное познание. Этот род познания ограничевается восприя­тием единичных предметов внешнего мира. По своей досто­верности оно стоит на самой низкой ступени познания и не достигает ясности и отчетливости. Посредством интуитив­ного познания мы познаем наше бытие, посредством демон­стративного познания - бытие Бога посредством сенситив-ного познания - существование других вещей.

лесной и мыслящей субстанции. Но не устанавливает между ниии однозначного отношения. Они как бы рядоположены, хо­тя и не соприкасаются друг с другом.

Особый интерес представляет также разработанная Даккой кояцепция абстрагировавия или теория образования наиболее общих понятий (ковцептов). Именно характер этой теории позволяет определить учение Локка о сложных идеях как ковцептуализм.

Проблема абстрагирования в истории философии рас­сматривалась, прежде всего, как проблема соотношения об­щего и единичного в познании, тесно связанная с определени­ем роли языка. В средневековой философии эта проблема ре­шалась с двух диаметрально противоположных позиций -воминализма и реализма. Номиналисты утверждали, что об­щее есть просто имя- иомеи (название). В реальности суще­ствуют лишь единичные вещи. Реалисты же утверждали, что общая идея существует реально, а единичное лишь отраже­ние реального существования идеи этих вещей. Д.Локк стре­мится найти новый способ решения этой проблемы на основе теории познания. Согласно взглядам Локка, общие идеи обра­зуются путем отвлечения от тех простых идей или признаков предметов, которые являются общими для всех предметов данной группы. Так, например, если из сложных идей кон­кретных людей Петра, Павла, Ивана и т.д. исключить только то, что есть особенного в каждом из них, и удержать только то, что есть у них общего и затем это общее обозначить словом "человек", то получится отвлеченная идея "человека".

Таким образом, согласно учению Локка, существуют только идеальные единичные вещи. Общие идеи - это продукт абстрагирующей деятельности разума. Слова же, выражающие общее, -лишь знаки общих идей. Концептуа­лизм Локка представляет собой серьзно ослабленный сред­невековый номинализм за счет усиления материалистичес­ких тенденций. Мы уже неоднократно подчеркивали, что Локк был сторонником эмпиризма, но его эмпиризм не носил упрощенного характера. Теория абстрагирования показы­вает, что Локк придавал большое значение и рациональной форме познания. Этот рационалистический уклон отчетливо проявляется в его учении о трех родах познания: интуитив­ном, демонстративном и опытном.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: