Страны с конституционной монархией. Монархические страны зарубежной европы

5 ноября 2015

Какие формы правления государством существуют в современном мире? Где на планете странами до сих пор управляют короли и султаны? Ответы на эти вопросы ищите в нашей статье. Кроме того, вы узнаете, что такое конституционная монархия. Примеры стран этой формы правления вы также найдете в данной публикации.

Основные формы правления в современном мире

На сегодняшний день известно о двух основных моделях государственного управления: монархической и республиканской. Под монархией подразумевают такую форму правления, при которой власть принадлежит одной личности. Это может быть король, император, эмир, князь, султан и т. п. Вторая отличительная черта монархического строя - процесс передачи этой власти по наследству (а не по результатам всенародных выборов).

Сегодня существуют абсолютные, теократические и конституционные монархии. Республики (вторая форма правления) более распространены в современном мире: их около 70%. Республиканская модель управления государством предполагает выборность верховных органов власти - парламента и (или) президента.

Самые известные монархии планеты: Великобритания, Дания, Норвегия, Япония, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Примеры стран-республик: Польша, Россия, Франция, Мексика, Украина. Однако в этой статье нас интересуют лишь страны с конституционной монархией (список этих государств вы найдете ниже).

Монархия: абсолютная, теократическая, конституционная

Монархические страны (всего в мире их около 40) бывают трех типов. Это может быть теократическая, абсолютная и конституционная монархия. Рассмотрим вкратце особенности каждой из них, и более детально остановимся на последней.

В абсолютных монархиях вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека. Он принимает абсолютно все решения, реализуя внутреннюю и внешнюю политику своей страны. Ярчайшим примером такой монархии можно назвать Саудовскую Аравию.

В теократической монархии власть принадлежит высшему церковному (духовному) служителю. Единственным примером такой страны является Ватикан, где абсолютным авторитетом для населения выступает Папа Римский. Правда, некоторые исследователи относят к теократическим монархиям Бруней и даже Великую Британию. Ведь не секрет, что английская королева одновременно является и главой церкви.

Видео по теме

Конституционная монархия - это...

Конституционной монархией является та модель государственного правления, при которой власть монарха существенно ограничена.

Иногда он может быть и вовсе лишен верховных полномочий. В таком случае монарх является лишь формальной фигурой, неким символом государства (как, например, в Великобритании).

Все эти правовые ограничения власти монарха, как правило, отображены в конституции конкретного государства (откуда и название данной формы государственного правления).

Типы конституционной монархии

Современные конституционные монархии могут быть парламентскими или же дуалистическими. В первых правительство формируется парламентом страны, перед которым оно и отчитывается. В дуалистических конституционных монархиях министров назначает (и снимает) сам монарх. За парламентом остается лишь право некоторых вето.

Стоит отметить, что разделение стран на республики и монархии иногда оказывается несколько условным. Ведь даже в самых демократических государствах могут наблюдаться отдельные аспекты преемственности власти (назначении на важные государственные посты родственников и друзей). Это касается России, Украины и даже США.

Конституционная монархия: примеры стран

На сегодняшний день к конституционным монархиям можно отнести 31 государство мира. Третья часть их расположена в Западной и Северной Европе. Около 80 % всех конституционных монархий в современном мире являются парламентскими, и лишь семь - дуалистическими.

Ниже перечислены все страны с конституционной монархией (список). В скобках указан регион, в котором расположено государство:

  1. Люксембург (Западная Европа).
  2. Лихтенштейн (Западная Европа).
  3. Княжество Монако (Западная Европа).
  4. Великая Британия (Западная Европа).
  5. Нидерланды (Западная Европа).
  6. Бельгия (Западная Европа).
  7. Дания (Западная Европа).
  8. Норвегия (Западная Европа).
  9. Швеция (Западная Европа).
  10. Испания (Западная Европа).
  11. Андорра (Западная Европа).
  12. Кувейт (Ближний Восток).
  13. ОАЭ (Ближний Восток).
  14. Иордания (Ближний Восток).
  15. Япония (Восточная Азия).
  16. Камбоджа (Юго-Восточная Азия).
  17. Таиланд (Юго-Восточная Азия).
  18. Бутан (Юго-Восточная Азия).
  19. Австралия (Австралия и Океания).
  20. Новая Зеландия (Австралия и Океания).
  21. Папуа - Новая Гвинея (Австралия и Океания).
  22. Тонга (Австралия и Океания).
  23. Соломоновы Острова (Австралия и Океания).
  24. Канада (Северная Америка).
  25. Марокко (Северная Африка).
  26. Лесото (Южная Африка).
  27. Гренада (Карибский регион).
  28. Ямайка (Карибский регион).
  29. Сент-Люсия (Карибский регион).
  30. Сент-Китс и Невис (Карибский регион).
  31. Сент-Винсент и Гренадины (Карибский регион).

На карте ниже все эти страны отмечены зеленым цветом.

Конституционная монархия - идеальная форма правления?

Существует мнение, что конституционная монархия является залогом стабильности и благосостояния страны. Так ли это?

Конечно, конституционная монархия не способна автоматически решить все проблемы, которые возникают перед государством. Однако она готова предложить обществу определенную политическую стабильность. Ведь в таких странах постоянная борьба за власть (мнимая или же реальная) отсутствует a priori.

Конституционно-монархическая модель имеет ряд и других преимуществ. Как показывает практика, именно в таких государствах удалось построить лучшие в мире системы социального обеспечения граждан. И речь здесь идет не только о странах Скандинавского полуострова.

Можно взять, к примеру, те же страны Персидского залива (ОАЭ, Кувейт). Нефти у них гораздо меньше, чем в той же России. Однако за несколько десятилетий, из бедных стран, население которых занималось исключительно выпасом скота в оазисах, они смогли превратиться в успешные, благополучные и вполне состоявшиеся государства.

Самые известные конституционные монархии мира: Великобритания, Норвегия, Кувейт

Великая Британия - одна из известнейших парламентских монархий на планете. Главой государства (а также формально еще 15 стран Содружества) выступает королева Елизавета Вторая. Однако не стоит думать, что она является фигурой чисто символической. Британская королева имеет весомое право на роспуск парламента. Кроме того, именно она является главнокомандующим британских войск.

Норвежский король также является главой своего государства, согласно Конституции, которая действует с 1814 года. Если процитировать этот документ, то Норвегия является "свободным монархическим государством с ограниченной и наследственной формой правления". Причем первоначально король имел более широкие полномочия, которые постепенно сужались.

Еще одной парламентской монархией с 1962 года является Кувейт. Роль главы государства здесь играет эмир, который имеет широкие полномочия: он распускает парламент, подписывает законы, назначает руководителя правительства; он же командует войсками Кувейта. Любопытно, что в этой удивительной стране женщины абсолютно равны в своих политических правах с мужчинами, что вовсе нетипично для государств арабского мира.

В заключение

Теперь вы знаете, что такое конституционная монархия. Примеры стран этой формы государственного правления присутствуют на всех континентах планеты, кроме Антарктиды. Это и седоволосые зажиточные государства старушки-Европы, и молодые богатейшие страны Ближнего Востока.

Можно ли говорить, что самой оптимальной формой правления в мире является именно конституционная монархия? Примеры стран - успешных и высокоразвитых - вполне подтверждают данное предположение.

Существуют в современном мире? Где на планете странами до сих пор управляют короли и султаны? Ответы на эти вопросы ищите в нашей статье. Кроме того, вы узнаете, что такое конституционная монархия. Примеры стран этой формы правления вы также найдете в данной публикации.

Основные формы правления в современном мире

На сегодняшний день известно о двух основных моделях государственного управления: монархической и республиканской. Под монархией подразумевают такую форму правления, при которой власть принадлежит одной личности. Это может быть король, император, эмир, князь, султан и т. п. Вторая отличительная черта монархического строя - процесс передачи этой власти по наследству (а не по результатам всенародных выборов).

Сегодня существуют абсолютные, теократические и конституционные монархии. Республики (вторая форма правления) более распространены в современном мире: их около 70%. Республиканская модель управления государством предполагает выборность верховных органов власти - парламента и (или) президента.

Самые известные монархии планеты: Великобритания, Дания, Норвегия, Япония, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Примеры стран-республик: Польша, Россия, Франция, Мексика, Украина. Однако в этой статье нас интересуют лишь страны с конституционной монархией (список этих государств вы найдете ниже).

Монархия: абсолютная, теократическая, конституционная

Монархические страны (всего в мире их около 40) бывают трех типов. Это может быть теократическая, абсолютная и конституционная монархия. Рассмотрим вкратце особенности каждой из них, и более детально остановимся на последней.

В абсолютных монархиях вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека. Он принимает абсолютно все решения, реализуя внутреннюю и внешнюю политику своей страны. Ярчайшим примером такой монархии можно назвать Саудовскую Аравию.

В теократической монархии власть принадлежит высшему церковному (духовному) служителю. Единственным примером такой страны является Ватикан, где абсолютным авторитетом для населения выступает Папа Римский. Правда, некоторые исследователи относят к теократическим монархиям Бруней и даже Великую Британию. Ведь не секрет, что английская королева одновременно является и главой церкви.

Конституционная монархия - это...

Конституционной монархией является та модель государственного правления, при которой власть монарха существенно ограничена.

Иногда он может быть и вовсе лишен верховных полномочий. В таком случае монарх является лишь формальной фигурой, неким символом государства (как, например, в Великобритании).

Все эти правовые ограничения власти монарха, как правило, отображены в конституции конкретного государства (откуда и название данной формы государственного правления).

Типы конституционной монархии

Современные конституционные монархии могут быть парламентскими или же дуалистическими. В первых правительство формируется парламентом страны, перед которым оно и отчитывается. В дуалистических конституционных монархиях министров назначает (и снимает) сам монарх. За парламентом остается лишь право некоторых вето.

Стоит отметить, что разделение стран на республики и монархии иногда оказывается несколько условным. Ведь даже в самых демократических государствах могут наблюдаться отдельные аспекты преемственности власти (назначении на важные государственные посты родственников и друзей). Это касается России, Украины и даже США.

Конституционная монархия: примеры стран

На сегодняшний день к конституционным монархиям можно отнести 31 государство мира. Третья часть их расположена в Западной и Северной Европе. Около 80 % всех конституционных монархий в современном мире являются парламентскими, и лишь семь - дуалистическими.

Ниже перечислены все страны с конституционной монархией (список). В скобках указан регион, в котором расположено государство:

  1. Люксембург (Западная Европа).
  2. Лихтенштейн (Западная Европа).
  3. Княжество Монако (Западная Европа).
  4. Великая Британия (Западная Европа).
  5. Нидерланды (Западная Европа).
  6. Бельгия (Западная Европа).
  7. Дания (Западная Европа).
  8. Норвегия (Западная Европа).
  9. Швеция (Западная Европа).
  10. Испания (Западная Европа).
  11. Андорра (Западная Европа).
  12. Кувейт (Ближний Восток).
  13. ОАЭ (Ближний Восток).
  14. Иордания (Ближний Восток).
  15. Япония (Восточная Азия).
  16. Камбоджа (Юго-Восточная Азия).
  17. Таиланд (Юго-Восточная Азия).
  18. Бутан (Юго-Восточная Азия).
  19. Австралия (Австралия и Океания).
  20. Новая Зеландия (Австралия и Океания).
  21. Папуа - Новая Гвинея (Австралия и Океания).
  22. Тонга (Австралия и Океания).
  23. Соломоновы Острова (Австралия и Океания).
  24. Канада (Северная Америка).
  25. Марокко (Северная Африка).
  26. Лесото (Южная Африка).
  27. Гренада (Карибский регион).
  28. Ямайка (Карибский регион).
  29. Сент-Люсия (Карибский регион).
  30. Сент-Китс и Невис (Карибский регион).
  31. Сент-Винсент и Гренадины (Карибский регион).

На карте ниже все эти страны отмечены зеленым цветом.

Конституционная монархия - идеальная форма правления?

Существует мнение, что конституционная монархия является залогом стабильности и благосостояния страны. Так ли это?

Конечно, конституционная монархия не способна автоматически решить все проблемы, которые возникают перед государством. Однако она готова предложить обществу определенную политическую стабильность. Ведь в таких странах постоянная борьба за власть (мнимая или же реальная) отсутствует a priori.

Конституционно-монархическая модель имеет ряд и других преимуществ. Как показывает практика, именно в таких государствах удалось построить лучшие в мире системы социального обеспечения граждан. И речь здесь идет не только о странах Скандинавского полуострова.

Можно взять, к примеру, те же страны Персидского залива (ОАЭ, Кувейт). Нефти у них гораздо меньше, чем в той же России. Однако за несколько десятилетий, из бедных стран, население которых занималось исключительно выпасом скота в оазисах, они смогли превратиться в успешные, благополучные и вполне состоявшиеся государства.

Самые известные конституционные монархии мира: Великобритания, Норвегия, Кувейт

Великая Британия - одна из известнейших парламентских монархий на планете. Главой государства (а также формально еще 15 стран Содружества) выступает королева Елизавета Вторая. Однако не стоит думать, что она является фигурой чисто символической. Британская королева имеет весомое право на роспуск парламента. Кроме того, именно она является главнокомандующим британских войск.

Норвежский король также является главой своего государства, согласно Конституции, которая действует с 1814 года. Если процитировать этот документ, то Норвегия является "свободным монархическим государством с ограниченной и наследственной формой правления". Причем первоначально король имел более широкие полномочия, которые постепенно сужались.

Еще одной парламентской монархией с 1962 года является Кувейт. Роль главы государства здесь играет эмир, который имеет широкие полномочия: он распускает парламент, подписывает законы, назначает руководителя правительства; он же командует войсками Кувейта. Любопытно, что в этой удивительной стране женщины абсолютно равны в своих политических правах с мужчинами, что вовсе нетипично для государств арабского мира.

В заключение

Теперь вы знаете, что такое конституционная монархия. Примеры стран этой формы государственного правления присутствуют на всех континентах планеты, кроме Антарктиды. Это и седоволосые зажиточные государства старушки-Европы, и молодые богатейшие страны Ближнего Востока.

Можно ли говорить, что самой оптимальной формой правления в мире является именно конституционная монархия? Примеры стран - успешных и высокоразвитых - вполне подтверждают данное предположение.

Конституционные монархии, в которых исполнительную власть выполняет монарх. Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху.

Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически. В дуалистической монархии обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не подтверждено соответствующим министром.

Абсолютная монархия

В республике исполнительная власть принадлежит правительству. Под абсолютной понимают такой вид монархии, когда власть самодержца почти не ограничена. Под конституционной понимают такой вид монархии, когда верховная государственная власть правителя ограничена конституцией.

Великобритания - самая старая конституционная монархия в мире. Король (в настоящее время королева Елизавета II) считается главой государства, а также возглавляемого Великобританией Содружества. Япония - практически единственная империя в мире. Император страны - символ государства и единства нации, хотя вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров.

Еще одной разновидностью монархии является теократическая, когда монарх -- глава церкви. Унитарное (от лат. unitas - единство) государство - такая форма государственного устройства, при которой его территория не имеет в своем составе самоуправляющихся образований.

Они обладают определенной политической самостоятельностью, хотя и входят в одно союзное государство. В других же странах, например ФРГ и США, - с историко-географическими особенностями. В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств.

И уж совершенно очевидно не входят в разряд передовых государств. Третье место – за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три полноценных монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколько сотен «туристических». Конечно, монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политические проблемы.

Вот почему от монархии не спешат избавляться даже те страны, где она существует исключительно номинально, скажем, Канада или Австралия. И речь идет не только о монархиях Скандинавии, где даже советский агитпроп в монархической Швеции сумел отыскать вариант «социализма с человеческим лицом».

В Англии монархия

Как показывает исторический опыт, в многонациональных государствах целостность страны прежде всего связана с монархией. Среди ныне существующих монархий немало откровенно абсолютистских по своей сути, хотя и вынужденных, принося дань времени, рядиться в одежды народного представительства и демократии. Так что монархия – это не приложение к стабильности и достатку, а дополнительный ресурс, позволяющий легче переносить болезнь, быстрее выздоравливать от политических и экономических невзгод.

А теперь немного о особенностях монархии по-африкански. Как бы то ни было, они по-прежнему присутствуют в разных странах, и с этой реальностью необходимо считаться. Но есть и случаи восстановления монархии (в Испании после смерти диктатора генерала Франко). Однако во многих развивающихся странах монархия, будучи феодальным институтом, ограничивает развитие демократии.

Сословная монархия

Поэтому при изучении конституционного права не ограничиваются констатацией факта монархии, а различают определенные ее виды: абсолютную, дуалистическую и парламентарную. Первая из них характеризуется юридически, а часто и фактически неограниченной властью монарха, две другие - конституционные монархии, власть главы государства ограничена, хотя и в разной степени.

Особое значение в системе управления в существующих ныне своеобразных абсолютных монархиях имеют семейный совет и мусульманская религия. Таким образом, существующие в наше время абсолютные монархии являются абсолютистско-теократическими. По своему социальному характеру современные абсолютные монархии не представляют собой полностью феодальные государства.

Государства монархии

В дуалистической монархии есть конституция (нередко она тоже даровалась народу монархом), парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Фактически в такой монархии в результате влияния традиций, роли личности монарха, а также других, в том числе религиозных, факторов власть короля даже больше, чем это установлено конституцией. Некоторые монархии, которые по конституции ближе к парламентарным (Иордания, Марокко, Непал), являются на деле дуалистическими.

Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как статуты, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. При этом министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются. В таких государствах обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере обеспечивается правом парламента вотировать бюджет.

Монарх «царствует, но не управляет»; он представляет своё государство, является его символом. Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территориального устройства.

Республиканская форма правления распространена особенно широко, так как 75% всех стран мира составляют республики. Республика - это такая форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, который является выборным органом. Им может быть король, император, князь, султан, эмир, шах. В монархических государствах власть передается по наследству.

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ - разновидность монархической формы правления, государство, в котором власть монарха значительно ограничена выборным представительным органом (парламентом). Существуют две основные формы правления: республика и монархия. Примером теократической монархии является Ватикан.

Современная политология может дать полную характеристику любой форме государства (устройство политической организации общества) исходя из формы правления, формы государственно-территориального устройства и типа политического режима.

Формы правления

Форма правления - это способ организации верховной государственной власти. Есть две формы правления - монархия и республика. Монархия в свою очередь может быть таких видов, как:

  • абсолютная (вся полнота исполнительной, законодательной и судебной власти сосредоточена в руках монарха);
  • конституционную или парламентскую (власть монарха ограничена конституцией, реальная исполнительная и законодательная власть находится в руках избранного или сформированного народом парламента);
  • дуалистическая (власть поделена поровну между монархом и парламентом);
  • теократическая (власть находится в руках у духовного лидера, возглавляющего ту или иную конфесию).

Республиканская форма правления существует в таких формах, как

  • президентская (власть сосредоточена в руках избранного президента);
  • парламентская (страной руководит парламент или премьер - министр; президент исполняет лишь представительские функции);
  • смешанная (власть поделена между парламентом и президентом).

Форма государственно-территориального устройства

Формы государственно-территориального устройства - это способ взаимосвязи и взаимодействия отдельных частей государства, закреплённый в конституции. Существуют такие формы, как

  • федерация (союз относительно самостоятельных субъектов, подчиняющихся во всех важных вопросах политическому центру);
  • унитарное государство (единое и неделимое государство, состоящие лишь из административных единиц);
  • конфедерация (временный союз полностью независимых друг от друга государств).

Политические режимы

Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти. Существуют такие виды политических режимов, как

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • демократический (власть находится в руках народа, гражданские права и свободы и задекларированы и реально работают);
  • недемократический (власть находится в руках правящей элиты, политического меньшинства, гражданские права и свободы только задекларированы, на практике не работают).

Недемократический политический режим также имеет определённые подвиды: авторитарный и тоталитарный (разница заключается в уровне контроля власти над обществом).

Большинство стран Зарубежной Европы - республики разного вида с демократическими политическими режимами. Республики Зарубежной Европы - это Франция, Италия, Швейцария, Германия, Австрия.

Но, несмотря на это, существует большое количество стран Зарубежной Европы с монархической формой правления. Сколько же их?

Монархии Зарубежной Европы

Какие государства можно включить в список «Монархические страны Зарубежной Европы»?

Его можно представить следующим образом.

Рис.1 Правящий королевский дом Виндзоров

Страна

Форма политической организации

Форма правления

Норвегия

Королевство (правящий дом - Глюкбургская династия)

Конституционная монархия

Королевство (правящий дом – династия Бернадотов)

Конституционная монархия

Королевство (правящий дом - династия Глюксбургов)

Конституционная монархия

Великобритания

Королевство (правящий дом – Виндзоры)

Конституционная монархия

Королевство (правящий дом - Саксен-Кобург-Готская династия)

Конституционная монархия

Нидерланды

Королевство (правящий дом - Оран-Нассау)

Конституционная монархия

Люксембург

Герцогство (правящий дом -Пармские Бурбоны)

Конституционная монархия

Лихтенштейн

Княжество (правящий дом - Савойская династия)

Конституционная монархия

Королевство (правящий дом - Бурбоны)

Парламентская монархия с уклоном в дуалистическую

Княжество (правящий дом -Бурбоны)

Конституционная монархия

Княжество (правящий дом - Гримальди)

Конституционная монархия

Папское государство

Выборная абсолютная теократическая монархия

Ватикан является не единственным государством с выборной теократической абсолютной монархией. Вторым государством является Иран, где власть долгое время удерживал духовный лидер – аятолла Хомейни.

Таким образом, довольно большое количество крупных европейских стран являются монархиями. Особенно велик их удельный вес в Северной Зарубежной Европе (если посмотреть их расположение на карте).

Рис. 2 Политическая карта Зарубежной Европы

Практически все современные династии связаны кровными узами. Королевский дом Великобритании, Виндзоры, являются представителями сразу Саксон-Кобург - Готской династии и династии Глюксбургов. Самая старая непрерывающаяся династия княжеский дом Гримальди. Престол передается по прямой линии от отца к сыну уже 700 лет.

Рис.3 Глава правящего дом Монако - Князь Альбер II Гримальди

Что мы узнали?

Большинство монархических стран Зарубежной Европы - конституционные монархии. Это значит, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти находится в руках парламента и избранного премьер-министра или канцлера. Монарх играет представительскую роль, хотя может высказываться по ключевым вопросам внешней и внутренней политики. В некоторых странах, например, в Великобритании, монарх является значимой фигурой на политической арене. Елизавета II, правящая королева, активно вмешивалась в деятельность многих премьер-министров: Маргарет Тэтчер, Тони Блэра и других.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 248.

Это такой вид монархии, при которой власть монарха ограничена, так что в некоторых либо во всех сферах государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в законах, таких, как конституция, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен, не только формально - юридически, но и фактически.

Конституционные монархии в свою очередь подразделяются на 2 подвида:

Дуалистическая конституционная монархия - власть монарха в данном случае ограничена главным законом страны - Конституцией, однако монарх формально, а подчас и фактически сохраняет свои довольно обширные полномочия.

Власть монарха при дуалистической монархии ограничена в законодательной сфере. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска законодательного органа и права вето в отношении принимаемых законов. Исполнительная власть формируется монархом, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха.

К примеру, дуалистическая монархия существовала в Российской Империи с 1905 по 1917 гг. В Японии в последней трети 19 века.

В настоящее время в современном мире к дуалистическим монархиям можно отнести Люксембург, Монако, ОАЭ, Лихтенштейн, Иорданию.

Парламентарная конституционная монархия - в данном случае монарх не обладает достаточно значительными полномочиями во власти, а играет преимущественно представительскую, церемониальную роль. Реальная полнота власти находится в руках правительства.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха как юридически, так и фактически, ограничен практически во всех сферах государственной власти, в том числе, в законодательной и исполнительной. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству, которое несёт ответственность перед парламентом. Благодаря этому парламентарная монархия может сочетаться с парламентской демократией. В этом случае правительство формируется партией или коалицией из партий, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте. Глава такого правительства обычно называется премьер-министром.

В настоящее время к парламентарным монархиям относятся - Великобритания, Дания, Бельгия, Нидерланды, Испания, Япония, Новая Зеландия, Канада, Австралия и т.д.

Республика .

Это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (к примеру, парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Главное отличие в управлении республиканского государства от той же монархии - наличие закона (кодекс, конституция и т.п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.

Современную республику отличают следующие признаки :

1 . Существование единоличного главы государства - президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента - возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

2 . Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.

3 . Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.

4 . В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

5 . Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, чётком разграничении полномочий (характерно не для всех республик).

По теории большинство республик, за немногими исключениями, являются демократическими, то есть верховная власть принадлежит в них всему народу без предоставления каких-нибудь привилегий тем или иным классам, по крайней мере в теории. На практике, однако, народ при выборах является орудием общественных групп, сосредоточивающих в своих руках богатство, а вместе с ним и власть.

Республика не является синонимом демократии. Во многих государствах-монархиях демократические институты также широко распространены. Однако в республиках больше возможностей для развития демократии.

Власть в республиках может сосредотачиваться в руках различных олигархических группировок, представленных в парламенте и лоббирующих интересы этих групп.

Республики, равно как и монархии, могут быть либо простыми (Франция, Италия), либо федеративными (Россия, США, Германия), либо, наконец, они могут входить в состав больших государственных союзов как республиканских (отдельные кантоны, штаты), так и монархических; они могут быть либо независимыми, либо зависимыми (Андорра).

Главная отличительная черта современных республик, в сравнении с республиками древности - та, что они все являются государствами конституционными, то есть основой государственной жизни в них признаются неотъемлемые права личности на свободное слово, свободное передвижение, личную неприкосновенность и т.д. Вместе с тем современные республики - все государства представительные.

Существует три основных вида республик:

Парламентская республика - разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламентарной) монархией.

При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней и внешней политики.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента.

Отличительными чертами, свойственными для президентской республики являются:

внепарламентский метод избрания президента;

внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства, или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку;

в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

Классической президентской республикой является США. Также это президентские республики Латинской Америки - Бразилия, Аргентина, Колумбия. Это - Камерун, Кот - д`Ивуар и пр.

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) - форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится "бицефальная" исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

В настоящее время к смешанным республикам можно отнести: Россию, Украину, Португалию, Литву, Словакию, Финляндию.

В общем, по состоянию на 2009 год в мире из 190 государств 140 являлись республиками

Сравнительно-правовой анализ формы правления Франции и Германии:

Для начала следует сказать, что и Германия и Франция, это - республики.

Суверенные, независимые, светские, демократические государства, и в Германии и во Франции имеется Президент.

Вот с местом Президента во власти, его роли в управлении страной и начинаются различия между двумя этими государствами Европы.

В Германии Президент формально - Глава государства, но это лишь формальность, реальная же исполнительная власть в Германии находится в руках Федерального Канцлера, так называемого Бундесканцлера. В его компетенцию входит назначение федеральных министров и определение политического курса правительства. Бундесканцлер избирается бундестагом (парламентом Германии) сроком на 4 года и может быть смещен со своего поста до истечения срока полномочий только с помощью механизма конструктивного вотума недоверия. В настоящее время пост канцлера занимает Ангела Мергель (лидер политической партии Христианско-демократический Союз).

Федеральный канцлер председательствует в кабинете министров. Только он имеет право формировать правительство: он отбирает министров и выдвигает обязательное для федерального президента предложение об их назначении или увольнении. Канцлер решает, сколько министров будет в кабинете, и определяет сферу их деятельности.

Таким образом, из этого следует, что форма правления в Германии это - парламентская республика , так как исполнительная власть формируется парламентом - Бундестагом, его большинством, и представитель большинства в Бундестаге и является главой Правительства, т.е. по сути, управляет страной. Президент же в ФРГ, прежде всего, исполняет представительские функции - он представляет ФРГ на международной арене и аккредитует дипломатических представителей. Кроме того, он обладает правом помилования заключённых.

С политическими, управленческими и властными полномочиями Президента во Франции все обстоит несколько иначе. Президент Республики является главой государства, главой исполнительной власти, однако премьер - министр Франции также обладает рядом полномочий сравнимых по значимости с Президентом. Вот тут то и подходим к самому интересному: соотношение полномочий президента Республики и премьер-министра зависит от расстановки сил в Парламенте, точнее - в Национальном собрании. В одном случае в Национальном собрании есть президентское большинство (то есть большинство у партии президента ), в другом случае в Национальном собрании большинство составляет оппозиционная партия. Поэтому форму правления во Франции называют президентско-парламентской республикой или, проще говоря - смешанной .

Итак, рассмотрим оба случая распределения сил в парламенте Франции. В первом случае, когда большинство в Парламенте у Президента:

Президент назначает премьер-министра по своему усмотрению. Президент становится единоличным главой исполнительной власти. Премьер-министр ответственен в первую очередь перед президентом, который фактически может отправить правительство в отставку по своему усмотрению (за счет президентского большинства в Национальном собрании).

В данном случае в стране устанавливается президентская республика .

Во втором же случае, когда большинство в парламенте принадлежит партии премьер-министра:

президент назначает премьер-министра, исходя из распределения мест между партиями в Национальном собрании. Складывается ситуация, когда президент Республики принадлежит к одной партии, а премьер-министр к другой. Такое положение дел называется "сосуществованием ". Премьер-министр пользуется определенной независимостью от президента Республики, и режим носит парламентский характер.

Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и уполномочены большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель - ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель. Парламенты во всех землях, кроме Баварии однопалатные.

Ведомство федерального канцлера Германии в Берлине

Исполнительная власть на федеральном уровне представлена Федеральным правительством, во главе которого стоит бундесканцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд юстиции в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

Законодательная власть во Франции принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты - Сенат и Национальное собрание. Сенат Республики, члены которого избираются на основе непрямого всеобщего голосования, состоит из 321 сенаторов (с 2011 года их 348), 305 из которых представляют метрополию, 9 - заморские территории, 5 - территории Французского сообщества и 12 - французских граждан, проживающих за границей. Сенаторы избираются на шестилетний срок (с 2003 года, а до 2003 года - на 9 лет) коллегией выборщиков, состоящей из депутатов Национального собрания, генеральных советников и делегатов от муниципальных советов, при этом Сенат каждые три года обновляется наполовину.

Во Франции премьер-министр отвечает за текущую внутреннюю и экономическую политику, а также имеет право издавать указы общего характера. Он считается ответственным за политику правительства. Премьер-министр руководит деятельностью правительства и обеспечивает исполнение законов.

Судебная система Франции регламентируется в VIII разделе Конституции "О судебной власти". Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи - несменяемы.

Французское правосудие основывается на принципах коллегиальности, профессионализма, независимости, которые обеспечиваются рядом гарантий. Закон 1977 года установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную юстицию. Также важным принципом является равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела. Законом предусмотрена и возможность кассационного обжалования.

Судебная система Франции многоступенчатая, и её можно разделить на две ветви - саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются лично судьей. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.

Еще одна отличительная особенность, скорее имеющая отношение к форме государственного устройства, но, тем не менее, если Франция унитарное государство, где провинции являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования, то Германия федеративное государство, где Земли имеют достаточную политическую самостоятельность.

форма правление франция германия



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: