Дайте определение понятию геополитическое положение. Современное геополитическое положение российской федерации

Географическое положение и безопасность России

1. Особенности геополитического положения России

В своем пространственно-территориальном выражении Россия занимает уникальное геополитическое положение. Большинство современных авторов, исследующих проблемы российской геополитики, едины в том, что Россия благодаря своему особенному геополитическому положению объективно признана играть довольно существенную роль во всех глобальных, международный и региональных процессах.

Рассматривая геополитическое положение РФ, следует подчеркнуть, что для неё будет доминирующим более континентальное геополитическое расположение и размеры территорий.

Геополитическое положение России характеризуется рядом особенностей.

Природно-географическая специфика территории России.

Россия занимает большую часть восточной Европы и северную Азию. Площадь территории составляет 17075,4 т. кв. км. Омывается морями Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Около? территории занимают равнины и низменности. Горные области преобладают на юге и востоке страны.

В России около 120 т. рек (длиною более 10 км). Наиболее крупные из них: Обь с притоком Иртыш (5410 км) Амур с Аргунью (4440 км), Лена (4400 км), Енисей (4102 км), Волга (3530 км). Насчитывается около 2 млн. пресных и соленых озер. Наиболее значительные из них: Байкал, Ладонежское, Онежское, Чудское, Таймыр.

Леса занимают 41% территории России, на севере - арктические пустыни и тундра, на юге - степи и полупустыни.

Климат большей части России - умеренный континентальный, на крайнем северо-западе - морской, на юге Дальнего Востока - муссонный. На северных островах и полуострове Таймыр климат арктический и субарктический, на Черноморском побережье Кавказа - субтропический.

Недра России богаты полезными ископаемыми: нефтью и природным газом, углем, железными и марганцевыми рудами, апатитами, фосфоритами, рудами цветных и благородных металлов, алмазами и др.

На территории РФ функционируют объединенные энергетические системы. В РФ расположены системы магистральных газопроводов - Центральная, Поволжская, Сибирь - Центр и др. Функционируют газопроводы в соседние страны, а также газопроводы - Уренгой - Западная Европа, Ямбург - Западная граница РФ.

В России - 3 металлургические базы: Уральская, Центральная и Сибирская. Повсеместно представлено машиностроение, но наиболее развито оно в Центральном районе, Поволжье, на Северо-Западе, Урале и Западной Сибири. Важнейшие районы химической промышленности: Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Уральский и Западно-Сибирский. Российская Федерация - важный экспортер продукции металлургической промышленности.

Россия - федеративное государство: в её составе 21 республика, 49 областей, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область. Протяженность внешних границ России - 90532 км. При этом морские границы почти вдвое длиннее сухопутных. Число пограничных государств - 16 (больше, чем у кого-либо в мире). В составе России 45 субъектов (административно-политических единиц) являются приграничными.

Уникальность территориально-географического расположения России в географическом плане связана с её размещением на двух континентах, между двумя океанами. Иногда можно встретить выражение «России характерен дуализм в квадрате».

Для десятков стран южного и западного полушария, омываемых сразу двумя океанами, характерен преимущественно акваториальный дуализм.

Россия имеет особую специфику транспортной инфраструктуры.

Наземные коммуникации включают:

Автомобильные сообщения; их характеризует: слабая развитость, низкая пропускная способность, в азиатской части автомобильные магистрали практически отсутствуют;

Железные дороги (достаточно развиты в европейской части; за Уралом (Сибирь, Дальний Востокостаточно развиты в европейской части; за Уралом ()ая способность, в азиатской части автомобильные магистрали практически отсут) развиты недостаточно. Практически эти регионы соединены с европейской частью лишь построенной в начале века Транссибирской магистралью. БАМ остается не пригодной для эксплуатации как пассажирских, так грузовых перевозок).

Существует проблема железнодорожного сопряжения России с Европой. Общеизвестно, что железнодорожное полотно России шире, чем европейское. Для прямого сообщения с Европой необходимы дополнительные ресурсы, да и станции перевода вагонов на европейские тележки теперь находятся в странах ближнего зарубежья, что создает дополнительные трудности;

Нефте- и газопровод - одна из самых проблематических сфер для современной России. Дело в том, что построенные в советское время нефте- и газопроводы от Сибири до европейских стран проводят через Украину и Прибалтийские государства. Опыт суверенного существования этих стран принес немало трудностей России в перекачке нефти и газа. Например, около 10% перекачиваемого газа Украина присваивает себе без ведома России.

Использование нефтеналивных терминалов Прибалтийских государств и Украины во многом зависит от благополучия отношений с этими странами.

В связи с известными событиями на Юге России возникла проблема перекачки нефтепродуктов и газа с каспийского региона.

Отсутствие нефте- и газопроводов на Юг (в Китай, Монголию и др. государства) делает Россию зависимой от Украины, стран Балтии, Европы.

Наиболее перспективными для России представляется реализация имеющихся проектов транспортировки нефтепродуктов через Беларусь, а также в Китай;

Линии электропередач - одно из самых перспективных направлений современных коммуникаций. Однако после распада СССР экспортировать электроэнергию для России стало практически невозможно. Весь электроэнергетический комплекс СССР, предназначенный для работы на экспорт (11 АЭС) был сосредоточен в Украине. После распада союза Россия, несмотря на достаточно большие мощности по выработке электроэнергии, испытывает некоторые затруднения.

Морские и речные коммуникации. Со времен Петра 1 Россия всегда стремилась расширить и удержать возможности выхода к морям, иметь речные сообщения. Это дешевые и эффективные каналы товарообмена, их военно-стратегическое значение трудно переоценить, в конечном итоге благодаря им Россия стала напрямую причастной к миру морских держав. Практически последние триста лет Россия только наращивала морские возможности. Однако с распадом СССР появились трудности в осуществлении проектов развития водных коммуникаций. К примеру, с потерей прямого контроля над портами Черного и Балтийского морей, Россия лишилась двух акваторий незамерзающих портов: на Дальнем Востоке, из-за неразвитости наземных коммуникаций порты продолжают оставаться мало эффективными; прямое сопряжение «река - море - океан» также неэффективно ввиду сокращения числа глубоководных портов и глубоководных рек

Россией утрачена важнейшая речная «артерия» - р. Дунай, а ряд рек Южного направления резко снизили свою эффективность в связи с переходом большинства портов Каспийского и Азовского морей во владения новых суверенных государств.

Особенность геополитического положения России выражается в демографическом противоречии. Как известно, население РФ составляет 147,2 млн. чел. (1999г.). При этом большая часть населения сосредоточена в европейской части страны, основные запасы сырьевых и энергетических ресурсов находятся в Сибири и на Дальнем Востоке. В России сохраняется снижение темпов рождаемости, усиливается диспропорция половозрастных характеристик населения. Кроме того, на демократическую ситуацию накладывают отпечаток миграционные процессы.

Проблема этнических противоречий внутри страны и у её границ является важным фактором, обуславливающим особенности геополического положения России:

Россия двурасовая страна;

В стране проживает свыше 150 этносов и этнических групп;

Государственное устройство по национально-территориальному признаку поражает ряд проблем, прежде всего пробуждение самосознания этносов с их вариантами построения территориального государства;

Проблемы соотечественников за рубежом.

Для России характерны особенности конфессионального характера.

Россия - страна, в которой широко распространены три мировых религии (христианство, ислам и буддизм); имеется множество различных религиозных объединений (сект). Отличительная особенность России состоит в поликонфессиональности при этническом многообразии.

Важнейшей особенностью, характеризующей геополитическое положение России, является наличие территориальных проблем. Существуют разногласия по таким территориям как:

Курильские острова - Япония высказывает претензии на владение этими островами;

Приамурские и уссурийские земли оспаривает Китай;

Крым рассматривается рядом отечественных политиков как территория России;

Часть земель Псковской области, на которые претендует Латвия и др.

К геополитическим особенностям России следует отнести ландшафт и климатические условия.

Таким образом, особенности геополитического положения России детерминированы такими, в частности, факторами как: природно-географический императив; экономические, демографические, экологические особенности; территориальные, этнические и конфессиональные противоречия как внутри страны, так и между государствами ближнего зарубежья и их ближайшими соседями.

Геополитическая концепция Мэхэна

Мэхэн считал, что Северное полушарие является ключевым в мировой политике. Внутри Евразии в качестве наиболее важного компонента северной полусферы он признавал позицию России - этой доминантной азиатской континентальной державы...

Геополитическое положение стран Африки

Современная фаза геополитического развития африканских государств характеризуется нарастанием глобальных вызовов и угроз, которые континент не в состоянии решить самостоятельно. Общепризнанным является тот факт, что Африка вошла в XXI в...

Личность и политическое лидерство

До 90-х годов XX века в советской России доминировал гегемонистский тип политической социализации, связанный с противопоставлением ценностей коммунизма и капитализма. Была создана система политической социализации...

Особенности политической культуры России

Большинство исследователей считает, что в рамках каждой общественно-политической системы и страны можно говорить о наличии особой политической культуры, основанной на определенных духовных детерминантах...

Особенности становления многопартийности в современной России

Современные политические партии, по мнению известного французского исследователя М. Дюверже, - это те организации...

Политика глобального прогнозирования

Главным препятствием развитию современной теории общего (глобального) прогнозирования, как и социального прогнозирования вообще, является господствующая научная установка европейского модерна -- установка на овладение миром...

Политическая культура

Политическая культура

При всех многообразных социально-экономических, политико-идеологических и духовных изменениях в развитии российского общества на протяжении досоветского...

Политические движения и их динамика

Иная ситуация складывается в тех странах, где в связи с процессом ускоренной модернизации или перехода от государственной к рыночной экономике происходит бурная ломка старых структур и далеко еще не завершившееся формирование новых...

Политические партии в России

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти...

Политический конфликт

Проблема конфликта в контексте российской истории

Специфические особенности положения женщины в обществе на современном этапе

Текущая проблема терроризма и ее решение на государственном уровне

Специфика и уровень современной цивилизации характеризуется существованием острых глобальных проблем, затрагивающих судьбы не только отдельных людей, социальных групп, наций, классов, регионов и континентов, но всего человечества в целом...

Типы и формы современного терроризма

До распада СССР находился в «двухполюсном» (биполярном) мире. Два экономических и военных блока (НАТО и Варшавский пакт), которые возглавляли крупнейшие экономические, политические и военные лидеры (сверхдержавы) - США и СССР находились на стадии противоборства и "холодной войны". Распад СССР, прекращение военного противостояния полностью изменили геополитическую обстановку вокруг России. Мир постепенно входит в нормальное состояние, становится многополярным и в то же время более безопасным. Россия поэтому должна ориентироваться в своей геополитике не на одну группировку стран.

Ее геополитическое положение определяется тем, что, во-первых, Россия - крупнейшая часть бывшего СССР должна, прежде всего, установить новые формы взаимосвязей с независимыми государствами, образовавшимися на его территории. Во-вторых, Россия, будучи огромной, по территории евроазиатской страной, протянулась от стран Европы и морей Атлантического океана на западе до стран Азии и Тихоокеанского побережья на востоке. В-третьих, ее основная территория (64%) относится к планетарной зоне Севера, выходящей на побережье Северного Ледовитого океана.

Геополитическое положение России, т.е. положение ее на политической карте по отношению к различным государствам мира, определяется действием ряда факторов внутри страны и за ее пределами.

Огромное позитивное воздействие оказывает на него характер преобразований в экономике, во внутренней и внешней политике страны, происходящих в последний период времени. Главные среди них -- переход на рыночные отношения и открытость экономики, отказ от политики «холодной войны», военного противостояния США и другим странам НАТО, ликвидация военного присутствия России за рубежом. Эти и другие факторы подняли международный авторитет страны, изменили отношение к ней мирового сообщества.

Из внешних факторов особое значение имеет образование в результате распада СССР на западных и южных рубежах страны новых пограничных государств, получивших название «ближнее зарубежье», статус членов СНГ (за исключением стран Балтии), и созданного в его рамках Экономического и Военно-политического союза. Их образование отдалило от границ нашей страны европейские и ближневосточные страны. Возникшие в связи с этим трудности в организации торгово-экономических связей России с дальним зарубежьем в западном (европейском) и южном (ближневосточном) направлении (ряд важных коммуникаций России -- железнодорожные и автомобильные магистрали, трубопроводы и авиатрассы, проходят теперь через территорию новых независимых государств) не могут перекрыть всех преимуществ, которые она получила благодаря безопасности на этих участках границ (в условиях непрекращающегося расширения НАТО на восток, угрозы экспансии на юге исламского фундаментализма).

Другой фактор, влияющий на современное геополитическое положение России, - рост экономической мощи и политического веса в мире государств, соседствующих с ней или близкорасположенных к ней на востоке и юго-востоке (Китай, Япония, КНДР, Южная Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины и др.). Именно этот азиатский субрегион играет все более заметную роль в развитии хозяйственных связей с Россией.

В современной мировой экономике страны Восточной и Юго-Восточной Азии имеют самые высокие темпы развития (исключение -- Япония, уже достигшая очень высокого уровня развития экономики), обладают значительным объемом золотовалютных средств, являются крупнейшими поставщиками на мировой рынок обуви, одежды, текстильных изделий, бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичной и трудоемкой продукции. Однако узость внутреннего рынка, ограниченность территории, собственной минерально-сырьевой базы, невозможность обеспечить работой быстро растущее население и др., обусловливают большую зависимость стран субрегиона от внешнего рынка.

Восточные районы России, огромные по площади, но слабозаселенные, напротив, отличаются мощным природно-ресурсным потенциалом, развитыми отраслями тяжелой индустрии (в т.ч. производством военной техники, цветных металлов, топлива, леса и других видов продукции, конкурентоспособной за рубежом), обширным внутренним рынком с повышенным спросом на продукцию легкой промышленности и наукоемких производств, отсутствием крупных внутренних источников финансирования, т.е. являются во всех отношениях как бы дополняющими азиатский субрегион. Это создает предпосылки для развития экономического сотрудничества и политического сближения России со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Экономико-географическое положение России благоприятствует этому.

В пределах государственных границ страны особо выделяют таможенное пространство. Таможенную территорию Российской Федерации, согласно Таможенному кодексу, составляют сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (см. ст. 3 Таможенного кодекса Российской Федерации с изменениями и дополнениями от 15февраля 1999г.).

За пределы национальной таможенной территории Российской Федерации выводятся свободные таможенные зоны -- местности, в пространственных рамках которых вводится особый таможенный режим, т.е. применяется определенная система стимулов и льгот (например, отмена экспортно-импортных таможенных пошлин и сборов; применение пониженных ставок таможенного обложения при импорте товаров, предназначенных для внутреннего рынка России; освобождение от налога; упрощенная процедура въезда и выезда; свобода выбора источников финансовых операций), не используемая в других частях страны. Такого рода территориальные образования, обособленные от остальной части национального экономического пространства определенным набором базовых стимулов и норм, различаются по направлению хозяйственной деятельности, поставленным экономическим задачам и др. Свободные таможенные зоны, являясь частью суверенной государственной территории Российской Федерации, в силу своего хозяйственно-правового статуса остаются за пределами таможенных границ, т.е. рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации.

В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России:

В Японии хотят заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными.

В Эстонии - Печорский район (на территории России - Псковская область).

В Латвии - Пыталовский район.

В Финляндии - на земле Карелии - Карельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе.

Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва - Минск - Варшава - Берлин - Париж и железная дорога Прага - Будапешт - Вена и другие европейские столицы.

Нынешняя ситуация порождает множество проблем. “Географическое отдаление России” сократило ее участие в европейских делах”. Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Украина и Грузия на пороге вступления в НАТО.

В условиях новой геополитической картины мира интересам России соответствует политика добрососедских отношений по всем азимутам. Проводя взведенную дальновидную политику, Россия в состоянии обеспечить себе такое место путем интеграции в международные механизмы принятия решений. Прежде всего, в механизмы доминирующей системы международных отношений, в западную систему регулирования межгосударственных отношений. Не отказываясь от самостоятельности, руководствуясь национальными интересами, Россия обязана интегрироваться в большую Европу. Несмотря на все евразийство, Россия по ее глубинным корням европейская страна. Являясь частью европейской культуры, именно из Европы она взяла религиозную идеологию и идеологию марксизма. Еще философ Вл. Соловьев заметил, что Россия все действительно великое сумела создать лишь при "тесном внешнем и внутреннем общении с Европой, а, не утверждаясь в своем национальном эгоизме и обособляясь от прочего христианского мира". Идет ли речь о долгосрочной линии, конкретной политике приоритетом для России должно стать стремление получить статус полноправного европейского участника системы принятия решений. Такая политика открывает новые возможности сближения России со славянскими странами и, прежде всего, с Белоруссией и Украиной, восстановления ее влияния в государствах Восточной Европы.

Большое значение в деле политической интеграции России с Европой имеют растущие между ними экономические связи. Уже сегодня Европейский союз является главным торговым партнером России. На его долю приходится 32% экспорта и 35% импорта России, Западная Европа импортирует более 40% энергоносителей из России. Западные инвесторы имеют хорошую перспективу участвовать в совместной разработке богатств Сибири и Дальнего Востока.

Развитие всесторонних связей с Европой как стратегическим партнером не означает, что отношения России с Западом будут без конфликтными. Столкновения интересов неизбежны. Но они должны рассматриваться не как часть несовместимого противоборства, а как средство достижения Россией достойного ее места в системе европейских государств. Именно таким способом, а не путем конфронтации и наращивания военной силы наша страна может обрести великое будущее.

Отношения России и НАТО - ключевой вопрос военной безопасности Европы и России. В условиях отсутствия организации Варшавского Договора сохранение НАТО в нынешнем его виде это исторический анахронизм Прирост боевого потенциала альянса и одновременное его продвижение на Восток ущемляет военно-политические и экономические интересы России. Она не может с этим согласиться. Вместе с тем, у нее нет возможности использовать традиционный способ реагирования на силу ответить силой. НАТО имеет 4-5-ти кратное преимущество перед Россией в обычных вооружениях и 2-3 кратное - в стратегических. В этих условиях ее политика должна быть направлена прежде всего, на получение возможности влиять на механизм принятия решения НАТО.

Добиться такого европейского статуса современной России нелегко. Эту задачу можно было решить успешно в конце 80-х - начале 90-х гг., когда рассматривался вопрос об уходе России из Восточной Европы, о роспуске Вашавского Договора. Тогда Запад зависел от России, и в качестве компенсации он пошел бы на большие уступки, связанные с включением СССР (России) на все уровни принятия решений. Но момент был упущен.

Сегодня, в условиях экономической интеграции Европы и неминуемого продвижения НАТО на Восток добиваться этих целей стало намного труднее. Однако шансы на успех сохраняются. НАТО и Россия объективно заинтересованы в европейской безопасности. Поэтому, решительно осуждая опасную политику НАТО, Россия выступает за сотрудничество с ним. Такое сотрудничество вместе с деятельностью в других международных организациях позволит России принимать активное участие в строительстве новой системы европейской безопасности, поднять свой международный авторитет и определенным образом влиять на деятельность НАТО в желательном для России направлении.

Серьезный потенциал сотрудничества заложен в ряде высоких соглашений между Россией и НАТО и, прежде всего в основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Россией. В этом документе содержится ряд важных военно-политических обязательств сторон, способных значительно укрепить безопасность в Европе (стороны не рассматривают друг друга в роли противников, односторонние обязательства НАТО пересмотреть свою стратегическую доктрину, провести трансформаций организации, отказ от размещения ядерного оружия на территории новых членов и др.). Создана и действует система органов практического сотрудничества: Совет НАТО-Россия, комитеты и рабочие группы. Учреждено постоянное представительство России в НАТО и др. Развивается практическое сотрудничество с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира», в области миротворческих операций. Здесь также открываются возможности позитивного влияния на политику НАТО. Приобретен полезный опыт военного сотрудничества при проведении миротворческих операций в Югославии. Однако крайне ограниченное финансирование не позволяет в полном объеме использовать эти программы для названных целей.

Нужна настойчивая постоянная деятельность России по превращению НАТО из организации угрожающей безопасности в организацию, укрепляющую европейскую безопасность. И это не исключено. Даже такой традиционный наш недоброжелатель, как З.Бжезинский, последнее время стал рассматривать НАТО в виде органа примирения народов Европы. По его мнению, "в будущем может настать момент, когда участие Росси в НАТО станет приемлемым и для НАТО и для России".

История взаимодействия в рамках Россия-НАТО насчитывает менее двух лет. За это время, с учетом 40-летнего между ними противостояния, трудно достигнуть многого. Результаты скромны. Механизм сотрудничества пока еще не затронул наиболее острую проблему - расширение НАТО. Но процесс сотрудничества начался, Россия здесь на верном пути.

Геополитический статус государства: сущностные характеристики

Фартушняк Лилия Леоновна,

соискатель Уральского государственного горного университета.

Современная геополитическая картина мираотличается от предыдущих сложной системой мировых связей, которые в большинстве своем опровергаютстарые геополитические схемы прошлого. Классическая геополитика предлагает нам четкие и точные формулировки, стационарные системы геополитических координат, а возникающие периодически конфликты и противоречия не в силах изменить доминантные коалициисил Моря и Суши, конфигурации «хартленда» и «римленда». Новая, «поствестфальская» мировая геополитическая система разрушаетклассические геополитические подходы, формирует новыегеополитические пропорции и расклады, для объяснения которых необходимы новые, неклассические методы геополитическогоанализа.

В научной литературе практически отсутствует анализ понятия «геополитический статус». Исследователи различных геополитических школ и направлений косвенно касались вопроса о геополитическом положении государств, но только в рамках доказательства или опровержения своих теорий. Фридрих Ратцель – один из теоретиков геополитики, основоположник политической географии в своем главном труде «Politische Geographie» (Политическая география, 1987) , обосновал тезис о том, что сущностные характеристики государства определяются его территорией и месторасположением, а процветание зависит от того, насколько успешно государство приспосабливается к условиям среды. Х. Дж. Маккиндер в своем докладе «Географическая ось истории», опубликованном в 1904 г. в «Географическом журнале» ввел понятие Хартленд (Heartland ) - сердце мира или «срединная земля», который является наиболее благоприятным плацдармом для контроля над всем миром и обозначает первостепенное положение государства. Таким положением по Маккиндеру, обладала Россия. На политическом уровне это обозначало признание ведущей роли России в стратегическом смысле, а это один из признаков геополитического статуса.

А. Мэхэн выдвинул ряд критериев, которые помогают анализировать позицию или геополитический статус государства, среди которых: географическое положение и открытость морям, конфигурация морских побережий и количество портов на них расположенных, от которых зависит процветание торговли и стратегическая защищенность, протяженность территории, статистическое количество населения, национальный характер и политический характер правления. Основу его теории геополитического положения являло сильное морское государство, каковым он считал США, способное к мировому господству и противостоянию континентальной цивилизации (государства Евразии и в первую очередь – Китай и Россия).

Видный американский геополитик Н. Спайкмен в своих трудах «Американская стратегия в мировой политике» и «География мира» выделял 10 критериев статуса государства, развив основные критерии Мэхэна, на основании которых следует определять геополитическое могущество государства. Среди них: поверхность территории, природа границ, объем населения,экономическое и технологическое развитие, этническая однородность, уровень социальной интеграции, политическая стабильность и т.д.Если суммарный результат оценкигеополитических возможностей государства оказывается не слишком высоким, то это автоматически вынуждает его вступать в более общий стратегический союз, ради глобальной стратегической геополитической протекции.

Геополитическое положение государства – это роль и место государства в системе государств геополитического региона и международного сообщества в целом. Оно определяется его политическим, экономическим, военным, демографическим, интеллектуальным потенциалом. На геополитическое положение государства влияет наличие выходов к морям, уровень развития системы коммуникаций, состояние и запасы природных ресурсов, протяженность морских, воздушных и сухопутных границ, климатические условия, а также уровень включенности межгосударственных отношений. Положение страны можно оценивать на: макроуровне - относительно мировых центров экономики и политики; мезоуровне - относительно крупных регионов и групп государств;микроуровне - относительно соседних стран и отношений с ними.

Понятие «статус» в современной научной литературе имеет неоднозначное определение. В социологии понятием «статус» обозначается положение (или позиция) индивида или группы в социальной системе, которое определяется рядом экономических, профессиональных, этнических и других специфических для данной общественной системы признаков. Различают «предписанный» (наследуемый) и «достигаемый» социальный статус. В энциклопедии «Геополитика» статус рассматривается как совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа, общественной или международной организации. Таким образом, статус – это положение в определенной системе общественных отношений, занимаемое данным субъектом в существующей иерархической системе.

Политический статус характеризует мощь государства, его возможности в реализации возникающих в той или иной сфере межгосударственных отношений. Важнейшими элементами такого статуса являются: учредительный характер, территориальное верховенство власти, наличие легитимной властной структуры, существование государственной собственности, единая кредитно-денежная система универсальная международная правосубъектность и т.д.

Быстрорез Bohle заходите и заказывайте. Звоните! Супер Цена! Доставка

metallr6m5r18.ru

Любое государство, существующее в геополитической системе, занимает определенное положение, т.е. имеет такой статус, который предполагает наличие политического и правового положения государства в рамках международных отношений. Иначе говоря, геополитический статус – это политико-правовое положение государства или иного политического субъекта в рамках глобальной геополитической системы, которое характеризует его военно-политическую и экономическую мощь, возможности в решении возникающих в той или иной сфере межгосударственных отношений проблем, т.е. – геополитический потенциал. Для определения геополитического статуса необходимо выделить ряд параметров, всесторонне его характеризующих, и являющихся неотъемлемыми и наиболее существенными (ключевыми) его признаками. Они составляют основу существования любого государства. Параметры могут быть базовыми (первичными) и динамическими(вторичными). Первичные параметры геополитического статуса определяются географическим положением, размером территории, климатическими условиями, наличием или отсутствием природных ресурсов, плотностью народонаселения и т.д. Вторичные параметры – это политические, военные, социально-экономические атрибуты государства, которые зависят от политической воли руководства страны, его способности реализовать ту или иную геополитическую стратегию, в основе которой лежат национальные интересы государства и постоянно изменяющейся глобальной геополитической системы. Из огромного ряда различных параметров геополитического статуса государства мы выделим ключевые параметры . Таковых несколько:

1. Территориально-географическое положение. Под территорией сегодня рассматривается пространство с определенным правовым режимом, т.е. часть земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также – космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Она является материальной основой существования государства. Качество территории определяется природными и климатическими условиями, наличием или отсутствием выходов в мировой океан, внутренними водными коммуникациями, запасами природных и, особенно, энергетических ресурсов и способом их освоения, состоянием культуры, экономики, а также качеством управления обществом в целом со стороны политической элиты. Территория составляет стратегический ресурс государства, по значимости превосходящий все остальные ресурсы, так как оказывает влияние на характер и основополагающие параметры интересов государства.

2. Пограничное пространство и состояние границ. Пограничное пространство охватывает примыкающую к государственной границе с внутренней и внешней стороны часть национальной территории на суше, воздушном и водном бассейнах, в пределах которых устанавливается специальный правовой режим и порядок действий, обеспечивающий суверенитет страны и защиту ее национальных интересов. Государственная граница и параметры пограничного пространства являются неотъемлемым компонентом геополитического положения страны.

3. Способность к выживанию, где важной составляющей является состояние народонаселения : его количество и качество. Под качеством необходимо рассматривать физическое здоровье нации, типы воспроизводства, присущие обществу, уровень образования и профессиональные квалификации и т. д.

4. Наличие военно-стратегической мощи , включая эффективно действующий военно-промышленный комплекс, боеспособную армию, наличие или отсутствие ядерного оружия, развитие стратегических технологий. Также важно участие государства в миротворческих операциях, развитая силовая организация, способная обеспечить в глобальном масштабе безопасность государства и нации. Ключевую роль играет наличие военной доктрины, которая содержит формулировку угроз и описывает средства их предотвращения и ликвидации.

5. Степень национальной безопасностигосударства и нации . Национальная безопасность представляет чрезвычайно сложную многоуровневую функциональную систему, в которой постоянно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов, прежде всего государства, с угрозами этих интересам, как внутренним, так и внешним. Главным системообразующим элементом системы национальной безопасности выступают национальные интересы, затрагивающиесущественные потребности общества и государства, удовлетворение которых способно обеспечить их устойчивое развитие. Обеспечение национальной безопасности любого государства имеет специфический характер, так как определяется особенностью государственных и национальных интересов, и их реализации.Определенно, в XXI веке новыеаспекты безопасности будут играть все возрастающую роль, но при этом, традиционное сохранение баланса сил и военно-стратегический паритет не утратят своей важности. Они сохранят свое значение как основной элемент системы международной безопасности.

6. Степень разработки геополитической стратегии, которая реализуется в системе программных документов государства: конституции, концепции национальной безопасности, стратегии экономической безопасности, долгосрочной стратегии социально-экономического и национального развитиястраны. В современнойгеополитической ситуации, Россия находится на перепутье двух стратегий: одна их них определяется современными стандартами западной цивилизации, другая – системой евразийских ценностей. Первая предполагает интеграцию России вмировое экономико-политическое содружество через создание транснационального экономического и политического уклада, вторая – синтез классического либерализма и государственного регулирования, где никоим образом не исключены либеральные ценности рыночной экономики.

7. Способность вносить вклад вразвитие международного сообщества, включающая в себя геополитическую активность или пассивность государства и общества, ихэкономическую и финансовую мощь, степень развитости науки и наукоемких технологий, международную дееспособность и авторитет государства;

Геополитический статус формируется в ходе культурно-исторического развития, определяется фундаментальными факторами существования этноса, географии его расселения, а также «совокупной мощи» государства. В рамках современного мирового порядка государство остается одним из основных акторов геополитики. Однако по совокупному объему мощи государства различаются. Сегодня выделяют четыре основных типа государств – геополитических акторов: сверхдержавы, великие державы, региональные державы и малые государства. Сверхдержава (термин появился во второй половине XX в.) – очень мощное государство, с наибольшим (в некоторых случаях – абсолютным) политическим, экономическим или военным превосходством над большинством других государств, либо обладающее всеми тремя превосходствами одновременно. Сверхдержав не может быть много: в различных условиях развития геополитического миропорядка – одна (Униполь) или две (биполярный мир). Сверхдержавы XX в. (США и СССР) были не только военными, но и идеологическими и экономическими лидерами двух мировых противостоящих друг другу группировок. Их экспансионистская деятельность в различных геополитических пространствах имела абсолютный характер, например, превосходство США и СССР в ядерном оружии в 60-70 гг. XX века. Государства-лидеры несли ответственность за безопасность ориентированных на них группстран.

Великая держава – государство, реально или постоянно влияющее на мировое развитие в рамках определенной эпохи. Венский конгресс государств-победителей 1815 года кодифицировал статус великих держав. Был создан «Концерт великих держав», куда вошли Россия, Великобритания, Австрия, Пруссия, а в последствии и Франция. Геополитическая экспансия такими государствами осуществляется постоянно, но имеет неравномерный характер. Современная великая держава (World power ) – это государство, реально и постоянно влияющее на систему международно-правовых и международных отношений в рамках конкретного исторического периода. Другими словами, великая держава - это государство, обладающее превосходящей способностью к геополитическому расширению во всех пространствах. Пространственное расширение такими государствами осуществляется постоянно, с той лишь разницей, что не имеет абсолютного, глобального характера и развито неравномерно. В мире существуют государства, которые не обладают превосходящей совокупной мощью, но превосходят многие иные государства по степени развитости конкретного аспекта совокупной мощи. В связи с этим формируются понятия «великая экономическая держава», «великая ядерная держава», «великая морская держава» и т.п., позволяющие выделить конкретный аспект преобладающей мощи данного государства в сравнении с другими государствами.

Термин «региональная держава» появился сравнительно недавно – в новейшей истории. Региональными державами называются те государства, которые обладают реальным влиянием в региональном масштабе в рамках конкретной исторической эпохи, которые по определенным показателям не дотягивают до позиций великой державы. Таковыми, сегодня, являются Иран,Индия, Бразилия, Австралия и другие.

Малое государство – государство, обладающее ничтожной совокупной мощью и влиянием в рамках определенной системы международных отношений. Данный терминприменяется к странам, значимость и территория которых даже в региональном измерении невелики.

Обретение и удержание геополитического статуса государством – результат длительного исторического развития. Иногда, уже существующие объективные самобытные характеристики государства позволяют занять ему ведущее место в геополитической стратификации. Но, чаще всего – это накопленный совокупный потенциал и реализация стратегических национальных и государственных интересов, которые определяют тот или иной геополитический статус государства.

Литература.

1. Гаджиев К. Введение в геополитику: Учебник для студентов вузов./Гаджиев К. – М: Логос,2002. – с. 40

2. Геополитика. Популярная энциклопедия. Москва: ТЕРРА – КНИЖНЫЙ КЛУБ, 2002. – с. 544

3. Василенко И. Геополитика. Учебное пособие./ И. Василенко. - М: Наука, 2003. – с. 148.

4. Комлева Н. Коллективная безопасность на современном этапе. Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 12.Экологические проблемы современности. // Известия Уральского государственного университета. – 2002. - № 23. – с. 23

5. ПетровО. ОбстановкавмиреивРоссии. //Национальная безопасность и геополитика России. – 2003. – № 9. – с. 16

6. Экономическая безопасность России. М: Изд-во «Дело», 2005. – с. 71.

7. Явчуновская Р.Геополитическиеугрозы и вызовы национальной безопасности России.// Власть. -2004, - № 2 – с. 49

8. Friedrich Ratzel, «Politische Geographie», 1887, «Einleitung»

9. Mackinder H . « Geographical Pivot of History » in « Geograghical Journal», 1904.

Категория географического положения, характеризующая положение того или иного пространственного объекта по отношению к другим, очень широко применяется в географии. Эта категория имеет несколько разновидностей: физико-географическое положение, экономико-географическое положение (ЭГП), транспортно-географическое положение. В системе политико-географических знаний на первое место выдвигается политико-географическое положение (ПГП).

Между категориями ЭГП и ПГП нет абсолютно четкой границы. Так, положение той или иной страны или региона по отношению к важнейшим экономическим центрам, мировым транспортным и торговым путям, интеграционным группировкам, туристским потокам имеет значение не только для экономической, но и для политической географии. Ведь их безопасность, нормальное функционирование в конечном счете зависят от политической ситуации в мире. В качестве примера выгодного сочетания ЭГП и ПГП можно привести малые страны и территории, относящиеся к числу «квартиросдатчиков» или «посредников», ныне занимающих значительное место в международном географическом разделении труда (Сингапур, Багамы и др.). Пример гораздо менее выгодного сочетания ЭГП и ПГП являют собой страны, не имеющие выхода к открытому морю.

Что касается самого определения ПГП, то, по М. М. Голубчику, политико-географическое положение – это положение объекта (страны, ее части, группы стран) по отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам. ПГП государства в широком смысле – это комплекс политических условий, связанных с географическим положением страны (региона), выражающийся в системе политических взаимоотношений с окружающим миром. Эта система подвижна, на нее воздействуют процессы и явления, происходящие как в окружающем пространстве, так и в самом изучаемом объекте.

Принято различать макро-, мезо– и микро-ПГП.

Макро-ПГП страны или региона – это их положение в системе глобальных политических взаимоотношений. Его оценивают в первую очередь в зависимости от положения страны (региона) по отношению к основным военно-политическим и политическим группировкам, очагам международной напряженности и военных конфликтов (горячим точкам), демократическим и тоталитарным политическим режимам и т. д. Макро-ПГП – историческая категория, изменяющаяся во времени. Для доказательства этого утверждения можно сравнить обстановку в мире в период «холодной войны» и после ее окончания.

Мезо-ПГП – это обычно положение страны в пределах своего региона или субрегиона. При его оценке особую роль играет характер непосредственного соседства, которое, в свою очередь, определяется прежде всего политическими взаимоотношениями. Для иллюстрации достаточно привести, с одной стороны, примеры отношений между ФРГ и Францией, США и Канадой, Японией и Республикой Корея, Россией и Финляндией, а с другой – примеры отношений между Израилем и соседними арабскими странами, между Ираком и Ираном, Индией и Пакистаном, США и Кубой. В период, когда в ЮАР господствовал расистский режим, соседние с этой страной государства называли прифронтовыми.

Под микро-ПГП страны обычно понимают выгодность или невыгодность (как с политической, так и с военно-стратегической точки зрения) расположения отдельных участков ее границы, характер соприкосновения пограничных районов с сопредельными государствами.

Рис. 8. Геополитическое положение России (по Е.Л.Плисецкому)

Анализу нового геополитического положения России (после распада СССР) посвящено большое число работ. Их авторы отмечают, что общие потери России на мезо– и микроуровне оказались очень большими, как в плане разрушения прежнего единого политического и экономического пространства, потери значительной части демографического, экономического и научно-технического потенциала, увеличения «северности» всей страны и в значительной мере отгораживания ее от Балтийского и Черного морей, так и в сугубо геополитическом аспекте.

Немало геополитических проблем возникло в отношениях России с ближним зарубежьем, т. е. с другими странами СНГ. На западной границе это в меньшей степени относится к Белоруссии, с которой в 1999 г. Россия подписала Союзный договор о создании единого государства, но в гораздо большей – к Украине и Молдавии (Крым и Севастополь, Черноморский флот, статус Приднестровья, тарифы за перекачку российских нефти и природного газа в зарубежную Европу). После вступления стран Балтии и Польши в НАТО возникли новые трудности в организации сухопутных связей с Калининградской областью. На южной границе произошло некоторое охлаждение отношений с Азербайджаном и в особенности с Грузией (разногласия по вопросу о путях транспортирования каспийской нефти, о статусе Абхазии и Южной Осетии, о российских военных базах и т. д.). На Юго-Востоке не может не беспокоить усиливающееся военное присутствие США в некоторых республиках Средней Азии. Немалое политическое потрясение испытали в последнее время и те из стран СНГ, где произошли «революция роз» (Грузия), «оранжевая революция» (Украина), «революция тюльпанов» (Киргизия).

C этому перечню проблем нужно добавить необустройство части государственных границ страны, поскольку многие из них фактически «вынесены» на рубежи бывшего СССР. Российские пограничники остаются, например, на границе Таджикистана с Афганистаном, тогда как на собственных границах России со странами СНГ пограничный и таможенный контроль не такой жесткий. Нельзя забывать и о том, что общая протяженность границ России составляет 60,9 тыс. км и что очень многие субъекты Федерации (почти половина) после распада СССР стали пограничными территориями.

Еще больше геополитических проблем связано с дальним зарубежьем. На западных рубежах России бывшие социалистические страны быстро переориентировались в своих политических предпочтениях. «Продвижение НАТО на Восток» означает включение этих стран в западные политические и военные структуры, а вхождение их в Европейский союз – и в экономические структуры. В странах Балтии осуществляется дискриминация этнических русских, выдвигаются территориальные претензии к России. В Польше и Чехии создаются элементы противоракетной обороны Запада. На Юге и Юго-Востоке исламские государства стремятся к вовлечению в свою орбиту бывшей советской Средней Азии и Азербайджана; сложная обстановка сложилась на границе с Афганистаном. На Дальнем Востоке положение России стало более стабильным, несмотря на спор с Японией из-за Курильских островов.

Попытки отразить геополитическое положение России на карте встречаются не так часто, но все же они есть (рис. 8).

В качестве своего рода комментария к этой карте можно привести краткую характеристику геополитического положения отдельных частей современной России, данную академиком А. Г. Гранбергом: «Специфика геоэкономического и геополитического положения России в современном мире состоит в том, что она соприкасается с крупнейшими мировыми экономическими группировками разными частями своего огромного неоднородного тела. Естественно, различные контактные зоны испытывают разные внешние притяжения. Так, регионы европейской части и Урал экономически в большей степени ориентированы на объединяющуюся Европу. Для всего Дальнего Востока и значительной территории Сибири главное пространство экономического сотрудничества – это Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Для российских регионов, приближенных к южным границам от Северного Кавказа до Восточной Сибири, – это соседи по СНГ (за ними – второй эшелон – страны мусульманского мира) и континентальный Китай».

Решение геополитических проблем России в перспективе, по-видимому, должно быть связано, во-первых, с замедлением и прекращением процессов дезинтеграции в рамках СНГ и возрождением их единого экономического пространства и, во-вторых, с продолжением налаживания тесных политических отношений и с Западом и с Востоком. Ярким примером такого рода может служить заключенный в 2001 г. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Китаем.

России в современном мире является достаточно сложным и нестабильным. Эксперты в области международных отношений склонны считать это прямым следствием того специфического положения нашего государства, в котором оно оказалось после распада в конце прошлого века Союза Советских Социалистических Республик. Главная сложность заключалась в том, что законодательно, являясь преемником исчезнувшего государства, Российская Федерация, тем не менее, лишилась большинства экономических, географических и политических выгод, связанных с вхождением в Союз.

Россия после граничившего с огромным числом государств Восточной Европы, оказалась отрезанной от них достаточно большим числом новоявленных независимых государств. Обладая огромными территориями, эти новые соседи Российской Федерации вынудили правительство страны принимать ряд мер по изменению военной политики и экономических взаимоотношений в отношении европейских государств.

Заключение дружественных союзов между некоторыми из государств, образованных на базе бывших союзных республик со странами, ранее не входившими в сферу интересов СССР, также значительно изменили геополитическое положение России.

Но самыми негативными, по утверждению дипломатов и специалистов в области стали последствия, вызванные изменением границ бывшего Союза. Так, если до распада СССР имел огромное количество крупных портов на Черном и то его официальная преемница, Российская Федерация, вынуждена на сегодняшний день довольствоваться только Санкт-Петербургом на балтийском побережье и Туапсе и Новороссийском на черноморском. Не менее тяжелым стало геополитическое положение России и в отношении возможностей налаживания торговли через железнодорожные узлы - взамен 25 крупных переходов у СССР сегодня мы располагаем только одним, расположенным в анклаве - Калининградской области.

Еще одна специфика нынешнего положения России в международном сообществе - это отсутствие официального государственного статуса у достаточно большого числа границ между бывшими союзными республиками. Это зачастую вызывает огромное количество споров между правительствами тех или иных независимых государств, образовавшихся на базе этих республик, что также ведет к постоянной нестабильности в военной области. Периодически вспыхивающие на неподтвержденных официально границах конфликты делают геополитическое положение России более чем сложным.

Все это делает достаточно трудным воплощение объективных геополитических интересов Российской Федерации, придавая ее положению в некоторую нестабильность. Поэтому для нашей страны на сегодняшний момент очень важным является налаживание максимально дружественных отношений со своими потенциальными союзниками. Современная геополитика такова, что даже самые крупные мировые державы, традиционно считавшиеся основными полюсами (Россия, США, Китай и т.д.), не могут рассчитывать на стабильное положение в мировом сообществе без постоянной поддержки свих союзников. Это также осложняет положение России, так большее количество стран, образовавшихся после распада СССР, стали предметом крупной политической игры, призванной завоевать максимально возможное количество геополитических и экономических союзников среди ведущих держав. Образование новых военных и непосредственно у границ России создает излишнюю напряженность и является причиной немалого количества международных конфликтов.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: