Город енох где же он находился. Карта Шумера с указанием местоположения городов, упоминаемых в данной главе

О Енохе, седьмом по счету потомке Адама, из Библии известно следующее: Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. И ходил Енох перед Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.

И ходил Енох перед Богом; и не стало его, потому что Бог взял его. Быт 5:21-24. Это "взял" породило комментарии, утверждавшие, что Енох (как и после него пророк Илия) был взят на небо живым то ли за исключительную праведность, то ли еще почему-то.

На фото: Книга Еноха дошла до нас в виде таких вот обрывков

Книга Еноха относится к числу так называемых псевдоэпиграфов. Она была написана в I в. до н.э. от имени ветхозаветного патриарха Еноха. Написанная неизвестным автором (или авторами) Книга Еноха повествует о путешествии Еноха на небо, где он наблюдал восстание Сынов Божиих, картины грядущего конца света, постиг небесную механику и будущее сынов Израиля и много иного сокровенного. Его видения и пророчества и составляют эту книгу.

Основная часть Книги Еноха, что крайне непривычно Для религиозного текста, посвящена описанию явлений природного и технического характера. Попросту говоря, внимание читателя оказывается не в состоянии следить за обилием деталей и подробностей, которым поражает Енох.

Порой возникает впечатление, что центральный персонаж книги время от времени вступает в конфронтацию с кем-то, кто, хотя и послан Богом или ангелами, не проявляет никакого интереса к религиозным наставлениям. Быть может, это как раз и указывает на истинную природу небесных созданий?..

Сами детали, которые в таком обилии приводит Енох, описывая свое небесное путешествие или, если угодно, вознесение, представляют для нас сегодня громадный интерес. Енох дает наставления относительно классификации типов звезд, различает орбитальные станции и челночные корабли и, наконец, описывает внешний облик и технические приборы ангелов Божиих. И нас все больше и больше увлекает могучая фигура Еноха, который, обладая более чем скромными познаниями своего времени, сумел выдержать столь мощную конфронтацию.

«...и видение мне явилось таким образом: вот, тучи звали меня в видении, и облако звало меня; движение звезд и молний гнало и влекло меня; и ветры в видении дали мне крылья и гнали меня.

Исходя из описанных здесь конкретных наблюдений, у нас нет оснований сомневаться в реальности происходившего. Зрелище, о котором пишет Енох, в богословии принято называть «видением». На наш современный взгляд эта глава повествует о том, что Енох перед лицом столь невероятного видения оказался на грани сомнения. Как сможет он понять Бога, который — как мы вскоре увидим — пребывает в «доме» на небесах?

Неужто же он видел всего лишь видение? Давайте повнимательнее прочтем его описание:

«Они вознесли меня на небо, и я приблизился к одной стене, которая была устроена из кристалловых камней и окружена огненным пламенем; и она стала устрашать меня".

Эта стена из кристалловых камней, выполненная из кристалла или какого-либо блистающего материала (металла), практически в таких же выражениях описана и у Моисея, и у Иезекииля, и в Откровении Иоанна Богослова
.
Опираясь на однозначную интерпретацию описания в книге пророка Иезекииля, бывший ведущий инженер НАСА Джозеф Бламрич создал реконструкцию уникального летательного аппарата. Здесь можно вспомнить третий аргумент в пользу палеоконтакта: реконструкция Бламрича — один из них. А теперь вновь предоставим слово Еноху:

«...и я вошел в огненное пламя, и приблизился к великому дому, который был устроен из кристалловых камней; стены этого дома были подобны наборному полу из кристалловых камней, и почвою его был кристалл.

Его крыша была подобна пути звезд и молний с огненными херувимами [ангелоподобными существами или механизмами, походившими на живых людей] между нею [крышею] и водным путем».

Здесь очевидец в своих сравнениях вновь прибегает к уподоблениям. «Вода» — это, вполне возможно, крыша из некоего светло-синего, прозрачного материала, сквозь который можно любоваться Вселенной.

Фантазия поистине не знает границ. И мы вправе видеть в любом «доме» некое космическое тело или летательный аппарат, который в состоянии вознести на небо Еноха и его свиту — астронавтов-инопланетян. Что же еще, кроме такого летательного аппарата, здесь могло иметься в виду?

Описание орбитальной космической станции .

«Пылающий огонь окружал стены дома, и дверь его горела огнем. И я вступил в тот дом, который был горяч, как огонь, и холоден, как лед; не было в нем ни веселия, ни жизни — страх покрыл меня, и трепет объял меня. И так как я был потрясен и трепетал, то упал на лицо свое; и я видел в видении.

И вот, там был другой дом, больший, нежели тот; . все врата его стояли предо мной отворенными, и он был выстроен из огненного пламени. И во всем было так. преизобильно: во славе, в великолепии и величии, что я не могу дать описания вам его величия и его славы.

Почвою же дома был огонь, а поверх его была молния и путь звезд, и даже его крышею был пылающий огонь.
И я взглянул и увидел в нем возвышенный престал; и вид его был как иней, и вокруг него было как бы блистающее солнце и херувимские голоса.

И из-под престола выходили реки пылающего огня, так что нельзя было смотреть на него.
И Тот, Кто велик во славе, сидел на нем; одежда Его была блестящее, чем само солнце, и белее чистого снега.
Ни ангел не мог вступить сюда, ни смертный созерцать вид лица Самого Славного и Величественного.

Пламень пылающего огня был вокруг Него, и великий огонь находился пред Ним, и никто не мог к Нему приблизиться из тех, которые находились около него: тьмы тем были пред Ним, но Он не нуждался в святом совете...
Тогда позвал меня Господь собственными устами и сказал мне: «Пойди, Енох, сюда и к Моему святому слову!»
И Он повелел подняться мне и подойти к вратам — я же опустил свое лицо».

Чем вам не описание вознесения или, если угодно, небесного путешествия Еноха? Ведь вполне естественно увидеть в этом описании, как библейский патриарх перешел из челночного корабля, на котором он взлетел с Земли на орбиту, в «другой, больший дом», то есть крупную орбитальную станцию, где находился командный центр экспедиции. Навстречу прибывшим открылись двери или переходные шлюзы. В некоторые отсеки доступ оказался закрытым. Приведем еще один пассаж:

«И они [ангелы] унесли меня в одно место, где были фигуры, как пылающий огонь, и когда они хотели, то казались людьми.

И они привели меня к месту бури и на одну гору, конец вершины которой доходил до неба...
И они донесли меня до так называемой воды... И я видел все великие реки, и дошел до великого мрака... И я видел устье всех рек земли и устье бездны. И я видел хранилище всех ветров... и видел основание земли».

Следующий экскурс в область натурфилософии уводит Еноха почти во все уголки нашей планеты, и пламенные существа, которые внешне напоминают людей, вступают в контакт с его провожатыми — ангелами.

(43) «---и видел я опять молнии и звезды небесные, как Он призывал их всех отдельно по именам и они внимали Ему.

И я видел, как они взвешены праведными весами по мере их света, по обширности мест и времени их появления и обращения; видел, как одна молния рождает другую, и их обращение по числу ангелов, и как они сохраняют между собою верность.

И я спросил ангела, который шел со мною и показал мне, что сокрыто: «Кто это?»
И он сказал мне: «Образ их показал тебе Господь духов: это имена праведных, которые живут на земле и веруют во имя Господа духов во всю вечность».

И иное также видел я относительно молний, как они возникают из звезд, и становятся молниями, и ничего не могут удержать при себе».

Классификация типов звезд, по-видимому, носит универсальный характер. Никто не станет спорить с тем, что Енох говорит здесь о явлениях чисто физического, материального плана.

(57) «...и случилось после этого: там опять увидел я отряд колесниц, на которых ехали люди, и они шли на крыльях ветра от восхода и захода к полудню. И был слышен шум их колесниц, и как только это смятение произошло, святые ангелы заметили это с неба; и столпы земли подвинулись со своих мест, и это было слышно от пределов земли до пределов неба, в один день».

Таким образом, «налеты» доисторических НЛО на нашу Землю происходили в древности достаточно часто. Здесь же особый интерес представляет описание направления полета: по всей вероятности, «колесницы» летели по кривой. В данном случае перед нами — точное наблюдение очевидца, а отнюдь не «видение» визионера, впавшего в транс.

(71) «...И после того случилось, что мой дух был сокрыт и вознесен на небеса; там я видел сынов ангелов, как они ходят по огненному пламени; и их одежды и их одеяния белы, и свет лица их как кристалл.
И я видел две реки из огня, и свет того огня блистал, как гиацинт, и я пал на свое лицо перед Господом духов...
И дух восхитил Еноха на небо небес, и я видел там, в средине того света, нечто такое, что было устроено из кристалловых камней, и между теми камнями было пламя живого огня. И мой дух видел, как вокруг того дома обходил огонь...»

Енох в гостях у «стражей неба»

Описания различных станций, на которых побывал Енох, практически совпадают. Это — еще одно косвенное свидетельство истинности свидетельств. Пророк Иезекииль тоже многократно рассказывает о своих космических полетах. Он тоже с интервалом в несколько лет видит перед собой тот же самый или практически идентичный летательный аппарат. Неужто видения могли совпасть друг с другом вплоть до мелких деталей?

Енох, само имя которого означает «мудрый», «проницательный», вполне возможно, послужил «продвинутым» инопланетянам своего рода избранным «объектом для эксперимента». Современники Еноха и не подозревали об этих событиях, ибо в главе 12 Книги Еноха сказано:

(12) «...И прежде чем все это случилось, Енох был сокрыт, и никто из людей не знал, где он сокрыт, и где он пребывает, и что с ним стало. И вся его деятельность в течение земной жизни была со святыми и со стражами».

Енох находился у «стражей неба», о чем сам поведал в своей книге:

(75) «...Ия видел двенадцать врат на небе на пределах земли, из которых солнце, луна и звезды и все произведения неба выходят на востоке и на западе. И много оконных отверстий находится направо и налево от них, и каждое окно выбрасывает в свое время тепло, соответствуя тем вратам, из которых выходят звезды по повелению, которое Он дал им, и в которые они заходят, соответствуя их числу. И я видел на небе колесницы, как они неслись в мире, — вверху и внизу от тех врат, — в которых обращаются никогда не заходящие звезды. И одна из них больше всех их, и она проходит чрез весь мир...»

Что это? Самое раннее из дошедших до нас описаний базового корабля или орбитальной станции? Книга или, лучше сказать, книги Еноха приводят весьма любопытные подробности для специалистов по астромифологии. связанные с Всемирным Потопом и историей праотца Ноя. Поэтому не следует удивляться, что при расширительном прочтении этой темы в Книге Еноха всплывают фрагменты эпоса о Потопе.

На столь же серьезные размышления наводит и история Ламеха. Енох излагает свое повествование единым потоком, поэтому и мы постараемся не делать в нем купюр.

(106) «...И после некоторого времени мой сын Мафусаил взял своему сыну Помеху жену, и она зачала от него и родила сына.
Тело его было бело, как снег, и красно, как роза, и волосы его головные и теменные были как волна или руно, и его глаза были прекрасны, и когда он открыл свои глаза, то они осветили весь дом, подобно солнцу, так что весь дом сделался необычайно светлым. И как только он был взят из рук повивальной бабки, то открыл свои уста и начал говорить к Господу правды.

И его отец Помех устрашился этого, и удалился, и пришел к своему отцу Мафусаилу. И он сказал ему: «Я родил необыкновенного сына; он не как человек, а похож на детей небесных ангелов, ибо он родился иначе, нежели мы: его глаза подобны лучам солнца и его лицо блестящее. И мне кажется, что он происходит не от меня, а от ангелов; и я боюсь, как бы в его дни не произошло на земле чудо. И теперь, мой отец, я здесь с неотступною просьбою к тебе о том, чтобы ты отправился к отцу нашему Еноху и выведал от него истину, ибо он имеет свое жилище возле ангелов...»

Генетическая совместимость

Здесь сам собой возникает вопрос о возможности плотского совокупления богов и ангелов со смертными людьми. Что это? Самоочевидная чушь, из которой готово рухнуть все стройное здание астромифологии — одного из направлений поисков палеоконтакта?

Однако простой логический анализ, почти интеллектуальная игра, делает эту «невероятность» вполне вероятной и даже реальной, ибо без нормальных сексуальных отношений инопланетян с землянами не могло бы появиться на свет никакого потомства. Дело в том, что вероятность того, что:

1) строение тела и у тех, и у других окажется схожим;
2) расположение соответствующих гениталий у инопланетян и их земных партнеров будет близким; и, наконец,
3) число и тип хромосом окажутся идентичными.

Однако это (во многом кажущееся) препятствие может быть СНЯТО:

A) путем искусственной генетической манипуляции; или
b) в результате возникновения ситуации, когда обе расы обитателей космоса происходят от общего корня и эволюция еще не успела развести их слишком далеко друг от друга.

Обе эти возможности вполне могли быть реализованы на Земле в процессе деятельности астронавтов. Искусственные генетические манипуляции? Почему бы и нет? Подобные манипуляции не требуют создания непременно новых форм жизни и возникновения пресловутых мутантов. Можно отметить и другой, еще более интересный аспект. Речь идет о запрограммированном развитии разума, осуществляемом через определенные интервалы времени.

Момент времени, начиная с которого высший разум начнет считаться с человечеством как с существами разумными и высокоцивилизованными, может быть вписан в достаточно широкие рамки. Этот момент, вполне возможно, — точка во времени, в которую должно произойти возвращение космических носителей разума. Следует принять во внимание и такой аспект, как смысл сексуальных сношений между богами и людьми.

Все то, что прямо и без обиняков, не жалея красок, говорится о сексуальных сношениях, обычно исходит из того, подходят ли партнеры друг другу в анатомическом и генетическом отношении. А поскольку вероятность случайного биологического совпадения, как мы уже знаем, равна нулю, остается лишь возможность дальнего родства, так сказать — «космических уз родства».

В самом начале мы уже упоминали о расселении разумных существ в космосе. Каждый из миров, оказавшийся в состоянии сделать это, непременно направлял экспедиции во Вселенную, не ожидая возвращения своих посланцев. Задачей подобных экспедиций далеко не всегда было тщательное изучение какой-нибудь конкретной планеты и последующее возвращение на родную планету.

Принимая во внимание проблемы пространства и времени, с которыми наверняка сталкивалась подобная стратегия, совершенно ясно, что результаты столь грандиозного исследовательского проекта при возвращении на родную планету давным-давно оказывались устаревшими и неактуальными. А это делало далеко не достаточной саму идею космических полетов — расширение и распространение познаний.

Подобное стремление к расширению познаний путем контактов с другими цивилизациями вполне понятно. Никакая культура, представленная мыслящими существами, не успокоится даже после того, как исследует свою родную планету вдоль и поперек, что называется — до последнего атома. Следующей целью исследований естественно и неизбежно должен стать космос.

Эта цель вполне вероятна, ибо она занимает даже нас, землян, хотя у нас решены еще далеко не все проблемы планетарного порядка. Единственным верным и вместе с тем логичным следствием соответствующей стратегии было бы создание своего рода постоянных поселений соседей по галактике.

Каждый из таких миров мог бы построить собственную цивилизацию и, опираясь на нее, вступить в контакт со своими соседями. Впоследствии на основе подобного контакта могли бы сложиться известная близость и взаимопонимание, ибо стороны могли прийти к осознанию того, что они являются отпрысками одной и той же космической прарасы.

Мы часто говорим о так называемых «гуманоидах», или «человекоподобных» существах, и находим опору нашим определениям в той же мифологии. Книги Еноха со всей убедительностью демонстрируют нам пример наблюдательности наших предков.

(87) «...И я опять поднял свои очи к небу и увидел в видении: и вот там вышли из неба имевшие вид белых людей; из того места вышел один и вместе с ним трое. И те трое, которые вышли после, взяли меня за руку и подняли меня прочь от рода земли, и вознесли меня на высокое место, и показали мне башню, высоко стоящую над землей, и все холмы были ниже его...»

В таких образах и галлюцинативных картинах бессмысленно пытаться найти точное описание. Однако с нашей гипотезой о «человекоподобии» хорошо коррелирует тот факт, что Енох (и другие контактеры древности) не отождествлял незнакомцев с людьми, а лишь сравнивал их с человеком. И это естественно: боги, ангелы, стражи неба и прочие небожители по природе своей отличались от наших предков.

Эти существа, восседавшие в колесницах и летательных аппаратах богов, их одежды, возможно, скрывавшие их лица, их оружие, совершенно непостижимое для человека того времени, и не в последнюю очередь сам характер их появления произвели мощное впечатление на людей далекого прошлого, стоявших на гораздо более низкой ступени культурного развития.

Сыны Божий на Земле

Наряду с вопросом о том, каким образом было возможно общение между землянами и инопланетянами, длинный «ламеховский» пассаж из Книги Еноха задает еще один интереснейший вопрос. Там, помимо прочего, идет речь о конфликте между «богами», и, в частности, сказано, что «некоторые из ангелов небесных преступили слово Божие».

Эти раздоры в рядах небожителей еще более укрепляют уверенность в том, что речь на самом деле идет о «человекообразных» существах. Если в высокоразвитом человеческом обществе далекого будущего чувства и эмоции изменятся или даже совсем отомрут, вполне вероятно, что различия мнений по спорным вопросам останутся в силе. К сожалению, о подобной перспективе развития событий в канонической Библии сказано очень скупо (Быт. 6, 2)1 в противоположность «тайной» апокрифической Книге Еноха.

(6) «...И случилось, — после того как сыны человеческие умножились в те дни, у них родились красивые и прелестные дочери.
И ангелы, сыны неба, увидели их, и возжелали их, и сказали друг другу: «Давайте выберем себе жен в среде сынов человеческих и родим себе детей!» И Семъйяза, начальник их, сказал им: «Я боюсь, что вы не захотите привести в исполнение это дело и тогда я один должен буду искупать этот великий грех».

Тогда они все ответили ему и сказали: «Мы все поклянемся клятвою и обяжемся друг другу заклятиями не оставлять этого намерения, но привести его в исполнение». Тогда поклялись они все вместе и обязались в этом все друг другу заклятиями: было же их всего двести».

Это, казалось бы, незначительное нарушение «закона» ангелами, упоминаемое в предании, возымело самые драматические последствия. Дисциплина среди «сынов неба», установленная приказом Всевышнего, пошатнулась. В других мифологиях и преданиях (в особенности — в индийских эпосах) речь очень часто идет о, можно сказать, непрерывных войнах «богов» друг с другом.

Согласно основному содержательному ядру этих текстов — субъективные трактовки первоначального автора легенд можно опустить, — эти величественные конфликты разворачивались между «богами», как равными, так и не равными друг другу. А люди, естественно, переносили эти события на себя самих, в человеческий план, веря, будто причиной этой катастрофы являются их собственные ошибки и «грехи».

Археология как наука давно раздираема острыми, как нож, противоречиями и переполнена массой загадочных находок. Мифология же предлагает ключи к решению этих загадок. В своих базовых установках она преспокойно, как и подобает, говорит о «божественном» происхождении людей, о войнах «богов», об отчасти «чужих» и отчасти «человекообразных» «богах» и их странных летательных аппаратах, на которых они прибыли к нам из глубин Вселенной и дали людям Земли свои имена. Позволю себе привести всего один пример из того же Еноха:

(17) «...И они (ангелы) унесли меня в одно место, где были фигуры, как пылающий огонь, и когда они хотели, то казались людьми».
(39) "---и в это самое время меня унесла прочь от земли туча и буря и принесла меня к пределам неба».
(52) «...И после тех дней, в том месте, где я видел все видения относительно того, что сокрыто, —я был восхищен в вихре ветра и приведен к западу...»

В принципе не стоит удивляться, что эти и другие легенды постоянно пытаются скрывать, отрицать, игнорировать или окружать стеной молчания. Столь же понятны и их интерпретации исключительно в религиозном духе: как иначе могли восприниматься в прошлом тексты подобного рода?

Подход к их интерпретации, используемый сторонниками современной палеоастронавтики, в прежние времена был немыслим. И только сегодня, после того, как мы обрели новые, невиданные прежде технические возможности и втянулись в спираль эволюционной эскалации развития, для нас открылись новые пути познания.

Ведь было бы абсолютно безнадежным занятием попытаться рассказать людям эпохи Средневековья и тем более древности о визитах на Землю представителей инопланетного разума и убедить бедных землян, что эти загадочные существа были сочтены богами исключительно в силу своих невероятных способностей.

Печатается по книге Эриха Фон Дэникена "Наследие богов."

«И позна Каин жену свою, и заченши роди Еноха. И бе зиждяй град, и именова град во имя сына своего Енох.» (Быт.4,17)

Каин вместе со своим сыном начинает строить город. Первый город был именно крепостью, в которой грешники стремились спастись от ярости зверей и гнева человеков.

Предание учит, что звери ополчились против Каина и стали нападать и на него, и на его потомков. Мир, царивший между людьми и животными, был разрушен.
Каиниты создали свой искусственный мир. Жизнь в городе представляется противоположностью жизни на земле. Каин как бы боится земли, той самой, которая вопияла от крови брата его. Он отгораживается от неё камнями стен и мостовых, этим самым показывая, что он- Каин взбунтовался против всего мира Божия. Оказывается, урбанизация может оказаться частью нравственной проблемы и для всего рода человеческого. Особенно это видно теперь, когда искусственный мир как плод греховной мутации вытесняет, разрушая, мир естественный.
Цивилизация Каина занималась строительством городов, как цитаделей агрессии, скрещиванием животных видов, музыкой оккультно-ритуального характера и кузнечныи делом (развитием военных технологий). То обстоятельство, что эти достижения приписываются потомкам Каина, а не более праведной ветви Сифа, наталкивает на мысль, что в цивилизации падшего человечества заложены семена зла."(1)

"Каин был, как сказано в Писании, созидающим город. Это и по-гречески и по-еврейски так. То есть он изобрёл, заложил, начал постройку города как новой формы жизни. Город назван во имя сына Каина Енох. Или по-еврейски Ханох. Это имя происходит от глагола «ханах», что значит обновлять дом, храм, также наставлять, обучать. То есть Енох родился оседлым горожанином, и он начнёт новую жизнь, он обновит эту постройку. Такова была программа первой цивилизации. Не во имя своё, во имя сына назвал Каин первый город. То есть мечта Каина – это: лучшая жизнь для будущих поколений моих потомков. Вот – энтузиазм новой жизни и желание счастья грядущим поколениям. Знакомая вещь? Знакомая. Это двигатель прогресса. Всегда так будет. Лучшая жизнь для будущих поколений.
Енох (Ханох) – обновитель, то есть начинатель новой жизни в новом доме. Енох был первым именитым в среде людей. Именитый человек означает, что его именем нечто названо. Именем Еноха назван город. Хорошо ль то было первенцу Каина, что его имя запечатлелось на первом городе. Священное Писание говорит: не хорошо. О грешниках так сказано в псалме 48: «Они нарекли имена свои на землях, и человек, в чести будучи, не уразумел. Он приложился скотам бессмысленным и уподобился им».(2)

Наш век уже сейчас называется веком нового мЫшления, новых генных технологий и нового информационного пространства. Новое мышление целиком построено на эгоистическом культе религий человекобожия (гуманизме). Главная задача этого культа- объявить человека высшей ценностью.
«Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело скажет ли о тебе: "у него нет рук?"»(Ис.45,9)
Каин и поныне, в последователях своих продолжает построение земного города- полной противоположности Граду Небесному».(1)

(1)- Школа выживания: человек в мире соблазнов. Протоиерей Олег Стеняев. Москва 2012г. Стр.68
(2)- Стенограмма лекции Е.Авдеенко «Чтение по книге Бытия. Каин»

ЕНОХ (еврейский )

1) старший сын Каина (сравни: Быт. 4:1) [именем Еноха был назван город Каина «в земле Нод, на восток от Едема» (Быт. 4:16-17)];

2) ветхозаветный патриарх, потомок Сифа, сын Иареда, отец Мафусала и прадед Ноя, представитель седьмого поколения людей, считая от Адама (сравни: Быт. 5:1-32).

В Ветхом Завете о Енохе сказано, что он «ходил пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24), что интерпретируется в христианской, исламской и иудейской традициях в том числе так, что он был взят на небеса, не вкусив смерти. В Новом Завете Енох упоминается в родословии Иисуса (Лк. 3:37), а также в Послании апостола Павла к евреям, где восхваляется вера Еноха: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр. 11:5). Согласно преданию, явление Еноха вместе с Илией ожидается перед вторым пришествием Христовым. В исламе Енох отождествляется с пророком Идрисом, которого «взял» Бог. Аналогом Еноха в шумеро-аккадских легендах является Энмендуранна, седьмой в списке царей. Образ Еноха - архетип культурного героя, праведного царя, законоучителя, «правителя правителей» всего мира: срок жизни Еноха соответствует числу дней солнечного года, что роднит его с образом солярного героя или царя; в апокрифической традиции Енох воплощает собой также образ мистика, общающегося с Богом, и аскета; в поздних легендах почитается как основатель письменности и первообраз летописца (ему поручено вести летопись дел человеческих в потустороннем мире).

Известны три апокрифические произведения, написанные от имени Еноха, самое древнее из которых - так называемая «Первая книга Еноха» (составлена в 4/3-1 века до нашей эры, некоторые исследователи датируют ранние разделы эпохой Маккавеев), сохранившаяся в коптской версии. Первые три эфиопских манускрипта «Первой книги Еноха» были обнаружены Дж. Брюсом в Абиссинии и привезены в Европу в 1773 году. Первый перевод на английский язык осуществлён Р. Лоуренсом и издан в Оксфорде в 1821. На русский язык текст переведён протоиереем А. Смирновым в 1888. Коптская версия, вероятно, является переводом, восходящим к греческому тексту 4-6 века (Коптская церковь причисляла «Книгу Еноха» к каноническим), однако вопрос о языке оригинала до сих пор остаётся открытым: исследователи приходят к выводу, что он мог быть написан как на еврейском, так и на арамейском языке. «Вторая книга Еноха» дошла лишь в славянском переводе 10-11 века нашей эры. Пространная версия «Славянского Еноха» была переведена с греческого. Перевод краткой редакции (так называемый Уваровский и Академический списки), возможно, был осуществлён с еврейского. В своей основе славянская версия книги восходит к оригиналу 1 века нашей эры, в котором прослеживается месопотамское, отчасти египетское и особенно иранское влияние. Составление «Третьей книги Еноха», или «Книги небесных Дворцов», датируется учёными по-разному - от 3 до 7 века нашей эры. Она содержит описание небесного путешествия известного палестинского законоучителя 1-2 века нашей эры рабби Ишмаэла.

Лит.: Ветхозаветные апокрифы: Книга Еноха. Книга Юбилеев, или Малое бытие. Заветы двенадцати патриархов. Псалмы Соломона. СПб., 2001; Тантлевский И. Р. Книги Еноха. 2-е изд. М.; Иерусалим, 2002.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: