Игры с крупой для детей. Дидактические игры с крупами для детей подготовительной группы «Крупинки-придумки

Хочу остановить ваше внимание на играх с крупами. Они помогают развивать чувственное восприятие, совершенствовать сенсорное познание окружающих предметов, развивают созидательность, фантазию и воображение, несут успокоительный и медитативный эффект, позволяют с пользой провести время.

Что нужно для того, чтобы провести игры с крупами?

Одна большая емкость и несколько поменьше.
Крупа (гречка, рис, манка, пшеничка, ячневая крупа и другая).

Бобовые (фасоль, горох).
Разнообразные макароны.
Орехи.
Ситечко для просеивания.
Камешки, пуговицы.
Ложки.

Лучшее место для таких игр, конечно же, кухня. В то время пока малыш будет занят, мама сможет что-то приготовить и кроха в процессе игры будет под присмотром.

Сегодня мы расскажем вам о том, какие игры с крупами можно использовать, чтобы не только увлечь малыша на некоторое время, но еще и развивать мелкую моторику.

1. Дайте ребенку две емкости: одну большую, вторую поменьше. В большую емкость насыпьте манку и немного гороха, орехов либо фасоли. Дайте ребенку небольшое сито и попросите добить «сокровища», просеивая манку. Он должен собрать фасоль (горох, орехи) и сложить в ту емкость, которая поменьше.

2. Дайте карапузу две емкости и ложку. В одну насыпьте какую-то крупу. Покажите крохе, как пересыпать крупу из одной посудины в другую с помощью ложки. Скажите, пусть он пересыпает всю крупу.

3. Рисование крупой. Лучше всего для этого занятия подходит манка. Возьмите большой поднос. Насыпьте немного манки и равномерно распределите ее по поверхности подноса тонким слоем. Покажите карапузу, как можно с помощью пальчика нарисовать различные простые фигуры.

4. Смешайте в одной посудине несколько видов круп и бобовых. Например, горох, фасоль, гречку, рис и предложите крохе разобрать их по разным тарелкам.

5. Можно совместить лепку из пластилина и игры с крупой. Пусть ребенок что-то вылепит и украсит крупой. Это может быть мячик, тортик, пицца, ежик и т. д.

6. Дайте ребенку несколько бутылочек и различные виды крупы. Пусть наполняет крупой бутылочки.

7. Дайте ребенку макароны и толстую нить. Пусть сделает из них бусы.

8. Смешайте несколько видов фасоли и предложите ребенку отделить их.

9. Игра с крупами «Найди пару». Понадобится лоток из-под яиц. В один ряд насыпаем разные крупы и бобовые. Эти же компоненты насыпаем в крышки из-под банок. Даем ребенку задание заполнить второй ряд лотка такими же компонентами, как и в первом, используя заготовки в крышках. Для этой игры можно также использовать заготовки для льда.

10. Красим рис пищевой краской. Используем несколько цветов. Затем даем ребенку прозрачную бутылку и показываем, как красиво она выглядит, если засыпать слоями разноцветный рис.

11. Если ребенок совсем маленький можно просто насыпать в большую емкость крупу, лучше всего манку, пусть он с нею поиграет: набирает в кулачки, высыпает, перемешивает, пересыпает из одной руки в другую и т. п.

12. Если ребенок постарше, можно сделать . Для этого понадобится крупа и клей.

13. Также крупу (макароны, бобовые) можно использовать в процессе обучения ребенка .

Вот в такие развивающие игры с крупами мы вам предлагаем поиграть. Такое занятие развивает не только моторику, но и усидчивость, внимание.

Только есть один важный момент: когда ваш карапуз играет с крупой, бобовыми, орехами, не оставляете его без присмотра. Он может попробовать их на вкус, сунуть в нос, ухо и т. п. Внимательно следите за крохой и будьте осторожны!

Чтобы наглядно увидеть, какие игры с крупой можно использовать для самых маленьких, смотрите видео:

Сегодня хочу детально рассказать о наших играх с крупами.

Играем в них мы уже давно, но что-то раньше писала об этом мало. В это м же посте, хочу собрать воедино все наши игры, чтоб получилось своеобразное пособие в помощь молодым мамам. Надеюсь, вам пригодится!

Зачем играть с крупами?

Очень много уже написано, и мною в частности, о пользе сенсорных игр, поэтому повторяться не буду. Отмечу только самое главное. Игры с крупами помогают совершенствовать:

  • Развитие чувственного восприятия;
  • Созидательность;
  • Медитативный и успокоительный эффект;
  • Замечательный способ времяпрепровождения 🙂

Что понадобится для игр?

  • Большая емкость (боксик для хранения продуктов, миска, стеклянная или пластиковая, в общем, любая емкость, которую вы решите отдать под игры);
  • Несколько емкостей поменьше;
  • Крупа (рис, гречка, манка, пшеничка, пшёнка, ячневая крупа);
  • Бобовые (горох, фасоль);
  • Макароны (чем разнообразнее – тем лучше);
  • Орехи (целые грецкие, миндаль, кешью);
  • Ситечко для просеивания;
  • Мелкие игрушечки, монетки, камешки, пуговицы, игрушки от киндер-сюрпризов;
  • Набор мерных ложечек;
Наши мерные ложечки

Понятное дело, все это богатство пригодится вам не все сразу, а для разных игр и в разное время. Но позаботится и заготовить все, чтоб оно было под рукой не помешает, хотя, это все и так есть у каждой хозяйки 🙂

Где и когда играть?

Однозначно играть нужно тогда, когда малыш на это настроен. Когда у него хорошее настроение , он весел и готов познавать что-то новое.

Играть можно, сидя за столом, в стульчике для кормления (развернуть игру удобно на приставном столике), на полу, посадив ребенка на коврик или каремат.

Так как играем мы очень активно и после того, как наиграемся любим давать волю чувствам — рассыпаем крупу по всей квартире. Я придумала, как можно локализовать место для игр и сэкономить на уборке.

Я стелю каремат в ванну и усаживаю туда Глеба со всеми приспособлениями для игр. Крупа рассыпается только в ванне, что значительно ограничивает пространство, нуждающееся в уборке. Очень рекомендую 🙂

Играем в ванне 🙂

Игры с крупами

Итак, вот в какие игры с крупами мы играем.

Ищем клад

В большую емкость насыпаем крупу (манку, гречку, ячневую крупу, перловку, пшеничку и т.д.) и бросаем туда мелкие игрушки из киндер сюрпризов, пуговицы, монетки или любые другие мелкие предметы.


Богатство!

Далее просим ребенка отыскать клад и сложить его в специальный сундук для сокровищ (любая коробочка или мисочка). Вначале стоит показать малышу, как это нужно делать, а потом отпустить в свободное плавание. При первом и последующих успехах ребенка обязательно его хвалить!

Искать клад можно и с помощью маленького ситечка, ложечки или пальчиками.


Ищем камушки

Думаю, не стоит говорить о правилах безопасности: оставлять малыша наедине с мелкими предметами ни в коем случае нельзя!

Сеем — посеем

Насыпаем в емкость манку и несколько (десять – двадцать крупинок) гречки, макаронинок или рисинок.


Просеиваем и ищем макароны

Просим малыша с помощью сита просеять всю манку и найти гречку. Для деток постарше можно усложнить задачу и просить искать гречку пальчиками.


Нашли макарошки

Юный сортировщик

Сортируем макароны и фасоль (для старших деток можно и крупы).

Для этого насыпаем в большую емкость несколько видов макарон и бобовых, а затем просим малыша их отсортировать и разложить в отдельные коробочки.


Беспорядок

Количество видов макарон и бобовых зависит от возраста ребенка. Для самых маленьких подойдут всего два вида: макароны и фасоль, для деток постарше три вида макарон, фасоль и горох.


А теперь, порядок 🙂

Сыпучее занятие

Пересыпать крупу из одной емкости в другую. Например, располагаем перед ребенком две емкости: одну полную гречки, а другую – пустую. Просим его с помощью ложечки пересыпать крупу из одной чашки в другую.


Пересыпать весь рис

Игры со светом и крупой

Совсем недавно открыли для себя вариант игр с песком, только вместо песка – манка. Прочесть об этом можно


Рисуем…

вот такие игры, если какую-ту игру забыла, обязательно допишу позже 🙂

Надеюсь, вам понравилось?

Приятного творчества и веселых игр!

С любовью,
Марина Кручинская

Наталья Черникова

Когда я только зарегистрировалась на сайте,мне попалась на глаза дидактическая Натальи Вершининой

Она мне очень приглянулась, и я решила сделать нечто подобное. Это стал колобок-любимый персонаж малышей.

А потом я разработала серию занятий - игр,на которые колобок приходил, и дети с ним играли.

Актуальность

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.

Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

«Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию», - были слова

М. Монтессори.

А известный немецкий учёный Э. Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Пальчиковые игры - хорошие помощники и к подготовке руки к письму. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Развивать мелкую моторику рукам помогают игры с крупами. В данном случае предложены игры с фасолью.

Представленные дидактические игры предназначены для детей младшего дошкольного возраста и могут использоваться педагогами при реализации образовательных

областей «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Художественное творчество».

ИГРА «УГОСТИМ КОЛОБКА ВИТАМИНКАМИ»

ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

СРЕДСТВА: 2-е пластиковые баночки с крышками, фасоль.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОСОБИЯ:

1. Берём 2-е пластиковые баночки с крышками.

2. На одной из крышек изображаем колобка с помощью аппликации из самоклеящейся плёнки.


3. От старой мягкой игрушки отрезаем ноги, руки. Обрабатываем у них края с помощью иголки и нитки. В одной из баночек делаем отверстия небольшого размера для рук и ног. Вставляем в них готовые детали. Приклеиваем на голову кепку.


4. Делаем отверстие во рту колобка.


5. Во вторую баночку насыпаем фасоль.


АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Воспитатель сообщает детям, что фасоль-это витаминки для колобка. Дети с удовольствием угощают колобка витаминками. Берут по одному семени фасоли (по одной витаминке) и кладут в отверстие рта.


ИГРА «НАСТРОЕНИЕ КОЛОБКА»

ЦЕЛЬ: формирование умения выражать эмоции, развитие мелкой моторики.

СРЕДСТВА: персонаж колобок; карточки с пиктограммами: радость, грусть, удивление; фасоль.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Ребята, когда колобок был голодный, какое настроение у него было? (грустное)

А когда он увидел, сколько у нас для него угощения, что с колобком произошло? (он удивился)

Когда колобок наелся, какое настроение у него стало? (весёлое)

Перед вами лежат карточки с изображением частей лица колобка. Попробуйте выложить из фасоли рот, чтобы получилась эмоции грусти, радости и удивления.


Ребята, изобразите эмоции грусти, удивления и радости на своём лице /дети с помощью

мимики лица изображают эти эмоции/.




ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «РИСОВАНИЕ ФАСОЛЬЮ»

ЦЕЛЬ: развитие познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.

ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение.

СРЕДСТВА: персонаж колобок; фасоль; схемы предметов; основа - коврики прямоугольной формы.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Воспитатель предлагает для колобка «нарисовать» с помощью фасоли предметы, например: воздушный шарик, лесенку, солнышко, флажок, ёлочку /дети, используя схемы, выкладывают предмет/.

Колобок хвалит детей.


ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ МЕШОЧКИ»

ЦЕЛЬ:

ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, закреплять понятия «много», «один».

СРЕДСТВА: персонаж колобок, три воздушных шарика («Волшебные мешочки», фасоль, поднос.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Ребята, колобок хочет поиграть с вами в прятки. Он спрятал в шарики разное количество семян фасоли. Давайте найдём фасоль? /давайте/

Ребята, покажите шарик, в котором спряталось одно семя фасоли.

А в каком шарике спряталось много семян?

Давайте найдём шарик, где нет ни одной.

/дети ощупывают шарики тактильным методом, находят фасоль и отвечают, какое количество фасоли в каком шарике спряталось /

Колобок хвалит детей за находчивость и ловкость.



ИГРА «ПРЯТКИ»

ЦЕЛЬ: непроизвольное осуществление массажа пальчиков.

ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

СРЕДСТВА: персонаж колобок, миска с фасолью, фигурки из киндер-сюрпризов или пуговицы.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Воспитатель предлагает детям опять поиграть с колобком в прятки. Колобок «прячет» в миске с крупой фигурки, а дети их отыскивают с помощью рук.



ИГРА «ВОЛШЕБНОЕ СИТО»

ЦЕЛЬ: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.

ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук; аккуратность.

СРЕДСТВА: персонаж колобок, миска с крупой (фасоль и манка, сито с ручкой, 2-е чашки.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Ребята, колобок нечаянно перемешал в миске два вида крупы: манку и фасоль и просит нас помочь ему разобрать их в разные чашки.

Поможем колобку? (да)

Как же выбрать из миски фасоль? (с помощью пальцев рук)

/дети пробуют разделить крупу вручную/



Ребята, какая это кропотливая работа! Я знаю, что делать. Нам поможет сито.

/воспитатель показывает детям, как при помощи сита отделить одну крупу от другой. Воспитатель объясняет, почему так получается, насыпав сначала чистую манку, а потом фасоль. Дети пробуют проделать манипуляции самостоятельно. Просеянную фасоль пересыпают в приготовленную чашку/




Ну, вот, какие вы молодцы. Колобок благодарит вас за помощь.


Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект.

Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме — фасоль, горох, гречка, пшено, рис, манка, а также макароны и соль. Также пусть у вас будут под рукой орехи, пуговицы, мелкие игрушки, небольшие машинки, миски разного размера, ситечко, игрушечная посуда, пинцет, мерные ложки.

Чтобы потом крупа не валялась по всему дому, выделите для игры специальное место:

Кроме простого перебирания крупы, можно предложить ребенку и другие интересные и полезные игры. С их помощью можно не только развивать мелкую моторику, но и практические навыки, координацию движений, логическое мышление, фантазию, умение считать и даже читать.

1. Перекладывать крупу из миски в миску с помощью ложки.

2. Пересыпать крупу из миски в миску с помощью небольшой кружки.

3. Пересыпать крупу в бутылку с помощью воронки.

4. Сгребать крупу маленьким игрушечным экскаватором.

5. Перекладывать крупу с помощью пинцета.

6. Бросать крупинки в небольшое отверстие, например, в горлышко бутылки или в отверстие в коробке, баночке.

Чтобы было интереснее, можно на коробку наклеить изображение птички, которую будем кормить зернышками:

7. Искать руками в крупе клад — мелкие игрушки.

8. Искать в манке, соли или муке игрушки, макароны, орехи, фасоль, крупу с помощью ситечка.

9. Нанизать макароны с широким просветом на шнурок так, чтобы получились бусы или браслет.

10. Сортировать: смешать, например, макароны и фасоль, а затем предложить малышу разложить их по разным мискам.

11. Сортировать разную крупу по цвету, форме, размеру.

12. Заготовить один ряд различных круп в лотке для яиц и такие же крупы в отдельные миски. Задание — найти пару, сложить такой же ряд круп.

13. Муку, манку или соль насыпать на поднос ровным слоем и рисовать на ней пальчиком или палочкой образы или дорожки между игрушками.

14. Выкладывать из крупы дорожки – короткую и длинную, различные рисунки, геометрические фигуры, буквы и т.д.

15. Выкладывать из фасоли дорожки разной длины, считать и сравнивать фасоль — на сколько в одной дорожке больше, чем в другой.

16. Сыпать мелкую крупу или соль щепоткой.

17. Когда ребенок научится сыпать щепоткой, предложите ему рисовать таким образом дорожки от одного предмета к другому.

18. Провести клеем-карандашом невидимые линии или рисунок, насыпать сверху манку, а потом сдуть лишнее.

19. Нанести на бумагу клей ПВА, насыпать хаотично разные виды круп — получится абстрактная интересная .

20. Использовать крупу в аппликациях в сочетании с цветной бумагой и другими материалами.

Эту аппликацию мы делали с Сережей, когда ему было года 2.

21. Нанести клей на раскраску и заполнить каждую ее часть крупой определенного цвета.

22. Покрасить соль или рис краской или пищевыми красителями. Насыпать слоями в прозрачную банку или бутылку.

23. Делать аппликации с покрашенной солью или рисом.

24. Насыпать крупу тазик и топтаться в ней ногами.

25. Вдавливать крупу в пластилин или тесто.

26. Насыпать крупу в мешочки или носочки. Мы играем с шитыми подушечками и мячиками, которые наполнены крупой. Малышам первых трех месяцев вкладывать в кулачки.

27. Искать мешочки с одинаковым наполнителем из крупы.

28. Кидать мешочки с крупой в цель — ведерко, миску, обруч, лежащий на полу.

29. Размешивать соль, сахар в воде.

30. Макать макароны, фасоль в краску и оставлять отпечатки на бумаге.

31. Сделать погремушки из крупы и контейнеров от киндер-сюрприза или небольших пластиковых бутылок. Искать одинаково звучащие.

32. Заполнить крупой формочки для печенья или пластилина.

33. Сделать тактильное домино, наклеив на картон не картинки, а разную крупу.

34. Наклеить на бутылочки, стаканчики или спичечные коробки цифры и складывать в эти емкости нужное количество зернышек или макарон.

35. Наклеить на спичечные коробки картинки и названия злаков и складывать в них соответствующую крупу.

36. Промывать крупу.

37. Замочить и прорастить крупу.

Здравствуйте, дорогие родители!

В этой статье речь пойдет о развивающих играх с крупами с детками в возрасте от 1 годика. Хотя я своему сыну предлагала возится с крупой, когда он еще в возрасте 6-7 месяцев. Он в то время сжимал крупу в кулачок и разжимал. Очень было ему интересно, как крупинки между пальчиков высыпаются. И конечно же, это новые тактильные ощущения. Сейчас нам уже полтора годика, но интерес к крупам у нас не прошел. Используем: и рис, и гречку, манку, фасоль, горох, пшено, перловку — короче все, что дома есть.

При помощи таких игр ребенок развивает координацию своих движений, учится логически мыслить, стимулирует свою речь, и конечно же всеми любимая задействована мелкая моторика.

Если вы впервые решили заняться со своим малышом подобного рода занятием, рекомендую в качестве безопасности, начать сначала с таких круп, как манка. Объясняйте ему, что крупу не нужно тянуть в рот, ей мы только играем.

Потом, когда ребенок освоится, привыкнет, можно использовать рис, гречку или горох. Если ребенок даже нечаянно затянет в рот, ничего страшного не произойдет.

Далее можно будет переходить на фасоль, бобы, перловка. Ни при каких обстоятельствах не оставляйте ребенка без присмотра, его руки и рот должны быть у вас всегда на глазах! И конечно же, каждая мамам сама решает, подойдет ли ее ребенку такая игра и такая крупа.

Отведите место для таких игр. Будьте готовы, что ребенок будет как птица — лебедь размахивать руками и кидать крупу за борт. Пусть это будет такое место, где крупу будет несложно подмести, или постелите покрывало и сядьте с малышом в его центр, после игр, просто его соберете и вся крупа останется в покрывале, стряхнете и все. Пусть ребенку будет удобно сидеть и видеть, как вы ему будете показывать.

Что же можно делать с этой самой крупой, давайте посмотрим:

  1. Конечно же, тренируем наши ручки и привыкаем работать большой ложкой, маленькой ложкой. Подойдут и деревянные ложки, всевозможные поварешки. Пусть их будет несколько и разные, так ребенок будет учиться ими пользоваться. И пересыпать с их помощью с одной посудинки в другую.
  2. Используем бутылку, желательно прозрачную. Подойдет и пластиковая с узким горлышком. Складываем туда наши фасолинки, бусинки, макарошки, горошинки.
  3. Учим ребенка зачерпывать крупу детской кружечной и пересыпать из нее например в чашку.
  4. Можно сыпать ложкой в эту же бутылку с применением воронки. Если нет воронки, можно сделать ее самостоятельно. У нас такая воронка приклеена скотчем к бортику.
  5. Ищем в крупе спрятанные секретики. Это могут быть мелкие формочки, игрушки, магнитики для холодильника.
  6. Кормим разных зверьков (сделано из обычной чайной коробочки)
  7. Из плотной бумаги или картона можно сделать скат и сыпать по нему крупу. У нас тоже приклеен скотчем к бортику.
  8. Смешать манку с горохом, и при помощи ситечка просеять, чтобы остались горошины.
  9. Насыпаем крупу в формочки.
  10. Прячем в крупу крупные макаронины. Пусть малыш их отыщет и сложит в отдельную емкость.
  11. Небольшое количество разных круп смешайте, (кроме пшена и манки) и дайте ребенку рассортировать содержимое по разным емкостям.
  12. Можно использовать и спецтехнику, нагрузить самосвал или экскаватор и перевозить грузы. здесь .

Оставшуюся от игр крупу мы используем в последующих занятиях. Наблюдайте за своим ребенком — что-то ему будет интересно, что — то не заинтересует его совсем. Не переживайте, через некоторое время можете предложить ему опять те занятия, от которых он отказался, и возможно, он ими заинтересуется. Учитывайте его настроение и моральный настрой, и кое-что вы точно найдете для него!

Ловких вам ручек! Всего доброго, до новых встреч!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: