Как новорожденная Украина в XVII веке искала свое место в Европе и что из этого вышло. Развитие Украины в середине XVII века Чем занимался украинский народ в 17 веке

Украинцы, также как русские и белорусы, относятся к восточным славянам. В состав украинцев входят карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы. Формирование украинского народа происходило в XII-XV веках на основе части населения, входившего до этого в состав Киевской Руси.

В период политической раздробленности в связи с имевшимися местными особенностями языка, культуры и быта создались условия для формирования трёх восточнославянских народов (украинцев, и русских). Основными историческими центрами становления украинской народности были Киевщина, Переяславщина, Черниговщина. Помимо постоянных набегов монголо-татар, продолжавшихся до XV, века с XIII века украинцы подверглись венгерскому, польскому и молдавскому нашествиям. Однако постоянное сопротивление завоевателям способствовало объединению украинцев. Не последняя роль в становлении украинского государства принадлежит казачеству образовавшему Запорожскую Сечь, ставшую политическим оплотом украинцев.

В XVI веке сложился древнеукраинский язык. Современный украинский литературный язык сформировался на рубеже XVIII-XIXвеков.

В XVIIвеке в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого была образована Гетманщина, которая в 1654 году вошла в состав России как автономное государство. Это событие историки считают предпосылкой объединения украинских земель.

Хотя слово «украина» было известно ещё в XIIвеке, употреблялось оно тогда лишь для обозначения «крайних» южных и юго-западных частей древнерусских земель. Вплоть до конца позапрошлого века жителей современной Украины называли малороссами и считали одной из этнографических групп русских.

Традиционным занятием украинцев, которое определило место их проживания (плодородные южные земли), было земледелие. Они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречиху, овёс, коноплю, лён, кукурузу, табак, подсолнечник, картофель, огурцы, свёклу, репу, лук и другие культуры.

Земледелию как обычно сопутствовало скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, лошади, свиньи, домашняя птица). Менее значительно были развиты пчеловодство и рыболовство. Наряду с этим были распространены разнообразные промыслы и ремёсла — ткачество, производство стекла, гончарный, деревообрабатывающий, кожевенный и другие.

Национальное жилище украинцев: избы (хаты), глинобитные или срубные, побелённые изнутри и снаружи были довольно близки к русским. Крыша обычно делалась четырёхскатной соломенной, а также из камыша или дранки. В ряде районов вплоть до начала прошлого века жилище оставалось курным или полукурным. Интерьер даже в разных районах был однотипным: на входе справа или слева в углу располагалась печь, повёрнутая устьем к длинной стороне дома. По диагонали от неё в другом углу (парадном) крашенном вышитыми рушниками, цветами, висели иконы, стоял обеденный стол. Вдоль стен располагались лавки для сиденья. К печи примыкал настил для спанья. Крестьянский состоял в зависимости от зажиточности хозяина из одной или несколько хозяйственных построек.Зажиточные украинцы жили в кирпичных или каменных домах, с несколькими комнатами с крыльцом или верандой.

В культуре русских и украинцев много общего. Часто иностранцы не могут отличить их друг от друга. Если вспомнить, что на протяжении многих веков эти два народа фактически были одним целым, удивительного в этом мало.

Женская традиционная одежда украинцев состоит из вышитой рубахи и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты. Девушки обычно отпускали длинные волосы, которые заплетали в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами. Женщины носили различные чепцы, позже — платки. Мужской костюм состоял из сорочки, заправленной в широкие штаны (шаровары), безрукавки и пояса. Головным убором летом были соломенные шляпы, зимой — шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье — лычаки (лапти), среди зажиточных — сапоги. В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу – разновидности кафтана.

Основу питания украинцев в виду рода занятий составляла растительная и мучная пища. Национальные украинские блюда: борщ, суп с галушками, вареники с вишнями, творогом и картофелем, каши (особенно пшённая и гречневая), пампушки с чесноком. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам, но зато часто употреблялось свиное сало. Традиционные напитки напитки: варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка с перцем (горилка).

Разнообразные песни всегда были и остаются самой яркой чертой национального народного творчества украинцев. Там до сих пор неплохо сохранились (особенно в сельской местности) древние традиции и обряды. Также как и в России, на кое-где продолжают отмечать полуязыческие праздники: масленицу, Ивана Купалу и другие.

Говорят на украинском языке славянской группы, в котором различают несколько наречий: северное, юго-западное и юго-восточное. Письменность на основе кириллицы.

Верующие Украинцы — в основном православные. На Западной Украине имеются также . Встречается протестантизм в форме пятидесятничества, баптизма, адвентизма.

Современная Украина занимает территории ряда княжеств, на которые распалась Киевская Русь в XII веке – Киевского, Волынского, Галицкого, Переяславского, Черниговского, Новгород-Северского, а также часть Дикого поля Половецкого.

Название "Украина" появляется в письменных источниках в конце XII века и применяется к окраинам ряда названных княжеств, граничащих с Диким полем. В XIV веке их земли входят в состав Великого княжества Литовского и также становятся «украйной» по отношению к нему (а после польско-литовской унии 1569 года – по отношению к Речи Посполитой). Летописи XV-XVI вв. знают «украйны» не только в нынешней Украине. Были, например, Рязанская Украйна, Псковская Украйна и др.

Длительное время слова "Украина", "украинец" имели не этническое, а чисто географическое значение. Православные жители Украины продолжали именовать себя русинами по меньшей мере до XVIII века, а в Западной Украине – до начала ХХ столетия. В договоре гетмана Выговского с Польшей от 1658 года, по которому Украина становилась самостоятельным государством в унии с Речью Посполитой, украинское государство официально названо «гетманство Русское Украинское».

В XIV же веке в Византии возник термин «Малая Русь», которым константинопольские патриархи обозначили для отличия от Московской митрополии новую митрополию с центром в Галиче, созданную для православных на землях нынешней Украины. Название "Малая Русь" употребляют время от времени в своём титуле последние независимые галицкие князья («короли Руси» или «Малой Руси»). Впоследствии противопоставление Малой и Великой Руси получило политическое обоснование: первая была под властью Польши и Литвы, а вторая – независимой. Однако пошли эти названия от того, что Малая Русь была историческим ядром Киевской Руси, а Великая Русь – территорией позднейшего расселения древнерусской народности (ср. в античности: Малая Греция – собственно Греция, Великая Греция – юг Италии и Сицилия).

Название "Малая Русь" (в Российской империи – Малороссия) для нынешней Украины было усвоено и царями. При этом сами жители Украины никогда себя малороссами не именовали. Это было определение, данное им российской администрацией. У них уживались два самоназвания – русины и украинцы (со временем предпочтение стали отдавать второму), хотя в XIX веке правительство активно насаждало мнение о том, что они – часть единого русского народа.

Было ещё одно название для части украинцев – черкасы. По поводу его происхождения существуют противоречивые гипотезы. Относилось оно не ко всем украинцам, а только к казакам. Первые сведения об украинских казаках относятся к концу XV века. Это были вольные люди, не подчинявшиеся господам и селившиеся на территориях Дикого поля. Черкасы совершали набеги на становища татар в степи, и сами порой подвергались нападению с их стороны. Но степная вольница манила в ряды казаков всё больше людей из поместий польских и литовских панов. Черкасами назывались не любые казаки, а только днепровские (тогда же были известны рязанские казаки, а в XVI веке – донские, терские и т.д.).

Украинская историография сделала казачество основой национального мифа. Однако на самом деле казакам долгое время было всё равно, кого грабить. Их нашествиям в XVI веке подвергались и Крымское ханство, и города Речи Посполитой, где жили православные украинцы. Только с начала XVII века в движении казаков против Речи Посполитой стали появляться проблески стремлений к независимости для всей Украины.

Казаки часто и охотно мирились с польскими королями, если те предоставляли им больше льгот. Основную массу польско-литовских войск, наводнивших Московское государство в Смутное время начала XVII века, составляли черкасы. Польша стремилась поставить казачество под свой контроль и включала часть казаков в т.н. реестр, которому платила жалованье за службу на границе с землями крымских татар. Большинство казаков при этом ставилось вне закона, что не останавливало желавших «казаковать» в независимой военной республике, основанной в Запорожской Сечи.

Богдан Хмельницкий, поднявший запорожцев в середине XVII столетия на освободительную войну, оказался не на высоте своей исторической задачи. Он больше рассчитывал на соглашение с королём, чем на украинское крестьянство, которое было готово выступить против польских панов, но так и не дождалось от казаков Хмельницкого поддержки. В результате Богдан не смог сохранить за собой большей части украинских земель и попросил покровительства у московского царя.

Различие в политических понятиях двух частей Руси выявилось сразу же, как только московское правительство взяло Хмельницкого (1653 г.) под свое начало. Казаки понимали союз с Москвой как двусторонний союз, при котором Украина не только сохраняет свои органы управления, финансы и войско, но и свободу внешних отношений, а Москва не вправе ставить на Украине своих наместников и воевод. Кроме того, казаки настаивали на том, чтобы царь лично присягнул в исполнении договора, как Хмельницкий присягнул царю.

Но бояре отвечали, что у них того не водится, чтобы царь кому-то клялся. Они рассматривали шаг Хмельницкого только как переход в подданство самодержцу, а оставленные Украине некоторые автономные права – как дарованную ей милость. Вслед за тем, пользуясь войною с Польшей, Москва назначила в главнейшие города Украины своих воевод, начавших творить суд и расправу, и разместила там гарнизоны. Это охладило рвение казаков к единоверной Москве. Уже сам Богдан Хмельницкий фактически отклонился от Москвы, завязав отношения с Швецией и Крымом против как Польши, так и России. При его преемниках измена части казацкой верхушки Москве стала явной.

На долгие годы Украина стала ареной борьбы России и Польши, а также самих казаков, поддерживавших ту или другую сторону. Это время получило в истории Украины название Руина. Наконец в 1667 году между Россией и Польшей было подписано перемирие, по которому Левобережная Украина и Киев отходили к России.

В эпоху Руины сотни тысяч людей бежали из Правобережной Украины на российский берег Днепра. Правобережная Украина, оставшаяся за Польшей, лишилась всякой тени автономии. По-иному обстояли дела в Левобережной Украине. Малороссийское гетманство было автономией в составе России до измены Мазепы в 1708 году. Там действовали свои законы и суд (в городах сохранялось самоуправление по магдебургскому праву), у гетманства была своя казна и ведомства. В мирное время цари не имели права посылать казаков служить за пределы Украины.

В 1727 году правительство князей Долгоруких при юном царе Петре II восстановило гетманство, но в 1737 году, в период бироновщины, оно снова было упразднено. Повторно гетманство было возрождено Елизаветой Петровной в 1750 году, а в 1764 году Екатерина II окончательно его ликвидировала.

1.Перечислите этапы европейской средневековой истории, назовите их хронологические рамки. Что нового в жизни общества появилось на каждом из них?
2.Назовите наиболее крупные средневековые государства в странах Азии, Америки и Африки.В чем состояли особенности Средневековья в этих странах?
3.Перечислите империи эпохи Средневековья. Какие из них сохранились к концу 15 века?
4.Каков был вклад арабской исламской цивилизации в историю и культуру средневекового мира?
5.Что такое сословное общество? Каковы были положение и обязанности каждого сословия в средневековом обществе?
6.Как вы считаете, разъединение или сплачивало средневековое общество сословное деление?
7. Какие объединения создавали люди одного сословия или рода занятий в средневековой Европе?Почему люди нуждались в таких объединениях?
8.В каких областях жизни в эпоху Средневековья особенно важную роль играли города? Почему?
9. В чем состояли влияние церкви на жизни средневекового человека?
Изменялось ли положение католической церкви в Европе в течение Средневековья?
10. Как вы считаете, какие новые учения, события, люди позднего Средневековья приблизили Новое временя?
11. Многие учёные называют современный мир прямым наследником Средневековья. Какие фактами можно доказать эту точку зрения?

Запишите понятия: 1. Общность людей, которых объединяет самоназвание, язык общения, образ жизни, обычаи. 2. Одна из религий Востока,

мусульманство.

3. Ступень развития общества, следующая после первобытного строя.

4. Религия, основателем которой был <<просветлённый>> индийский принц.

5. Большая общность людей со своими традициями и особенностями в хозяйстве, культуре и т.д.

6. Замкнутые группы индийского общества, объеденяющие людей по происхождению и роду занятий.

7. Религия, признающая богов Брахму, Вишну, Шиву и тысячи других.

8. Зависимая территория, находящаяся под властью метрополии.

Помогите решить

Вариант 1

А) воссоединение Украины с Россией;

Б) поход Лжедмитрия на Москву;

В) указ об «урочных летах», начало сыска крестьян.

А) С. Жолкевского;

Б) Сигизмунда III;

В) Лжедмитрия I.

А) политика католицизма, проводимая Лжедмитрием I;

Б) необходимость исправления религиозных книг;

В) закрепощение крестьян.

4. Укажите имя землепроходца открывшего в 1648 г. пролив, отделяющий Азию от Америки:

А) Семен Дежнев;

Б) Ерофей Хабаров;

В) Симон Ушаков.

5. Бессрочный сыск беглых крестьян бы узаконен:

А) в 1592 г.;

Б) в 1649 г.;

В) в 1653 г.

6. Первый железоделательный завод в России был построен в годы царствования:

А) Василия Шуйского;

Б) Михаила Федоровича;

Г) Алексея Михайловича.

7. Отметьте черту, характеризующую экономическое развитие России в ХVII в.:

А) полное господство натурального хозяйства;

Б) создание мануфактур;

В) широкое распространение подсечно-огневой системы земледелия.

8. В 1687 и 1689 гг. русские войска участвовали в двух походах против Крымского ханства под руководством:

А) Д. Пожарского;

Б) Б.Хмельницкого;

В) В.Голицына.

9. Яркой иллюстрацией нарышкинского барроко является церковь:

А) Покрова в Филях в Москве;

Б) церковь Ильи Пророка в Ярославле;

В) церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве.

10. О ком идет речь. Бывший холоп князя Телятевского бежал на Дон и стал вольным человеком. В одном из казачьих походов попал в плен к туркам, бежал в Италию, жил в Венеции. В 1606 г. вернулся в Россию. Называл себя воеводой «чудесным образом спасшегося царевича Дмитрия». Несколько раз одержал победы над правительственными войсками. Был разбит при осаде Москвы в 1606 г. В 1607 г. возле Тулы вынужден был сдаться правительственным войскам. В 1608 г. был убит.

11. Дайте определение – мануфактура, черносошенные крестьяне, быдло.

Вариант 2

1. Расположите в хронологическом порядке:

А) Соборное уложение;

Б) Медный бунт в Москве;

В) Смоленская война.

2. Укажите имя патриарха, инициатора проведения церковной реформы:

А) Никон;

Б) Аввакум;

В) Филарет.

3. Определите причину церковного раскола:

А) изменение части догматов и порядка богослужения;

Б) создание религиозных сект;

В) прекращение созыва Земских соборов.

4. В 1654-1667 г.г. Россия воевала с:

А) Швецией;

Б) Польшей;

В) Турцией.

5. Восстание, вызванное выпуском медных денег и вследствие этого ростом дороговизны, произошло:

А) в 1662 г.;

Б) в 1648 г.;

В) в 1668 г.

6. Отметьте причину, по которой многие люди вступали в армию Степана Разина:

А) он платил деньги;

Б) он раздавал земли;

В) каждого участника выступления он объявлял свободным человеком.

7. Укажите выдающегося мастера живописи в 17 веке, автора произведения «Спас Нерукотворный»:

А) Симеон Полоцкий;

Б) Симон Ушаков;

В) Андрей Рублев.

8. Ямской приказ отвечал за:

А) быструю доставку почты;

Б) сбор налогов;

В) царскую казну.

9. В 17 веке церковь запрещала вступать в брак девушкам моложе:

10. О ком идет речь. Гетман, возглавивший освободительную борьбу украинского народа против Польши.

11. Дайте определение – голытьба, владельческие крестьяне, бобыль.

Вариант 3

1. Расположите в хронологическом порядке:

А) царствование Алексея Михайловича;

Б) восстание под предводительством Степана Разина;

В) городские восстания в России.

2. Укажите черту, характеризующую понятие «мануфактура»:

А) мелкое ручное производство;

Б) мастер – хозяин, подмастерье и ученики – работники;

В) крупное машинное производство.

3. Укажите имя противника церковной реформы, главу старообрядцев:

А) Никон;

Б) Аввакум;

В) Макарий.

4. Причиной восстания 1648 г. было:

А) попытка ввести новый налог на соль;

Б) выпуск медных денег;

В) введение бессрочного сыска беглых крестьян.

5. Укажите хронологические рамки восстания под предводительством Степана Разина:

Б) 1654 – 1667;

В) 1667 – 1671.

6. Главным развлечением царя было:

Б) соколиная или псовая охота;

В) кулачные бои.

7. Расширение территории Российского государства за счет присоединения Запорожской Сечи происходит:

А) в конце XVI в.;

Б) в первой половине XVII в.;

В) во второй половине XVII в.

8. Землепроходец, по имени и отчеству которого названы поселок и железнодорожная станция, а по фамилии – город:

А) Ерофей Павлович Хабаров;

Б) Степан Тимофеевич Разин;

В) Семен Иванович Дежнев.

9. В XVII веке появился новый литературный жанр:

А) былина;

Б) «житие»;

В) сатирическая повесть.

10. О ком идет речь. Родился в зажиточной казацкой семье в станице Зимовейской на Дону. Обладал не только большой физической силой, но и неординарным умом и силой воли. Незаурядные качества военного руководителя проявились у него во время походов против крымских татар и турок. Дипломатический опыт получил в ходе переговоров с калмыками, а затем и с персами.

11. Дайте определение – промышленник, крепостничество, гетман.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Значение археологических находок для изучения одежды древних эпох. Описание предметов одежды народностей Северного Кавказа: рубах, кафтанчиков, платья, теплой одежды, поясов, женских и девичьих головных уборов, шапочек, украшений. Покрой рукавов платья.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Характеристика Симбирско–Ульяновского фольклора. Особенности народов Среднего Поволжья. Специфика народных пословиц, загадок, смысл народных сказок. Знаменитые люди – собиратели фольклора в Симбирске. Былины, песни и сказки народов Среднего Поволжья.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2011

    Гостеприимство как наиболее яркая черта, присущая всем этническим группам, проживающим на территории Северного Кавказа, их священные традиции и особенности быта. Общая характеристика ингушей и чеченцев как самых распространенных этносов данного региона.

    презентация , добавлен 05.05.2014

    Этнические особенности коренных народов. Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа, ханты и манси - два родственных народа. Пирода и традиции народов Западной Сибири. Самобытность традиционной культуры и традиционного воспитания.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2009

    Украшения татарского народа, используемые в национальной одежде. Праздничная и ритуальная одежда татар. Одежда, обувь, головные уборы. Внутреннее убранство дома. Этикет гостеприимства у татар. Особенности формирования и колорит татарской одежды.

    презентация , добавлен 01.12.2014

    Вклад С. Броневского и И. Дебу в изучение этнографии народов Кавказа. Содержание свода материалов о горских и кочевых народах Кавказа, составленного по приказу императора Николая I. Сущность этнической консолидации, ассимиляции и межэтнической интеграции.

    контрольная работа , добавлен 15.08.2013

    Женский чехол для трубки. Традиционное жилище тофаларов. Халат как наиболее распространенный вид летней верхней одежды. Одежда эвенков. Верования северных народов Сибири. Головные уборы мужчин у бурятов. Костюмы служителей культа бурят у шаманов.

    презентация , добавлен 04.05.2014

    Жилище восточных славян: техника постройки, планировка, интерьер, двор. Особенности одежды и обуви восточнославянских народов. Ремесло и земледелие, восточнославянские погребения. Сходства и различия материальной культуры восточнославянских народов.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

Народ: русские

Территория расселения: средняя полоса России в основном, также Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Украина, Белорусь и все регионы России

Оседлое земледелие и скотоводство, ремесла на высоком уровне (например, изделия из дерева, деревянное строительство). Кухня с преобладанием мучных блюд, например, блинов, куличей, кулебяк. Садоводство

Религия: православие

Народ: татары

Территория расселения: Поволжье, Урал, Сибирь

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: скотоводство в полукочевой форме (особенно коневодство), ткацкое дело, ковроделие. Кухня из молочных и мясных блюд (кумыс, например).

Религия: ислам

Народ: башкиры

Территория расселения: Урал

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: полукочевое скотоводство, пчеловодство и лесное бортничество, (особенно оружейное дело, кузнечное, выделка войлока, ткацкое дело, производство ковров). Преобладала мясная кухня

Религия: ислам

Народ: чуваши, мордва

Территория расселения: Повольже, Приокье

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: земледельцы, выплавляли сталь, мастерство изготовления ножей.

Религия: язычники

Народ: украинцы

Территория расселения: Левобережная Украина (присоединена в 1654 году)

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: земледелие и оседлое скотоводство, ремесла на высоком уровне. Кухня с преобладанием мучных и овощных блюд (галушки, кулеш, борщ, узвар). Садоводство

Религия: православие

Народ: марийцы (черемисы)

Территория расселения: Поволжье, Приокье

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: пчеловоды, лесные собиратели (грибов и ягод), крестьяне

Религия: язычники

Народ: калмыки

Территория расселения: между реками Яиком и Волгой (стали подданными России в 1655)

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: кочевые скотоводы

Религия: ислам, буддизм

Народ: буряты

Территория расселения: Забайкалье (присоединились в 17 веке)

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: кочевые скотоводы. Кухня мясная. Из ремесел выделка овчин, кожи, войлока, кузнечное ремесло.

Религия: язычество, буддизм

Народ: удмурты

Территория расселения: Урал

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: кочевые скотоводы, охотники, пчеловоды. Известны были ткацким искусством. Жили общинами родственников.

Религия: православные и язычники

Народ: карелы

Территория расселения: Карелия

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: охотники, рыбаки, лесорубы, земледельцы. Почти не использовали колесо.

Религия: православные и лютеране

Народ: кабардинцы, ногайцы, адыги, абазины, черкесы

Территория расселения: Северный Кавказ

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: скотоводство (овцы), горное собирательство (ягоды, орехи), ремесла. Кухня мясная и молочная

Религия: ислам

Народ: белорусы

Территория расселения: Белоруссия

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: крестьяне (оседлые), оседлое земледелие и скотоводство. Сбор ягод и грибов, заготовка березового и кленового сока. Садоводство

Религия: православие

Народ: якуты, эвенки, ханты и манси, эвены, чукчи, коряки, тунгусы, юкагиры и другие

Территория расселения: Сибирь, Крайний Север, Дальний Восток

Культура, основные занятия и особенности жизненного уклада: кочевые скотоводы (олени), таежные охотники, рыбаки, промысел пушнины, тюленей и моржовой кости. В основном жили в переносных сборных юртах, ярангах, чумах, реже в избушках.

Религия: язычники



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: