Как залить основание под консольные ворота. Как сделать фундамент для откатных ворот

Для того чтобы ваши откатные ворота прослужили вам как можно дольше, им требуется надежный и крепкий фундамент. Наша статья поможет вам понять как сделать такой фундамент своими руками и разъяснит некоторые нюансы связанные с такой постройкой. Фото процесса, схема и чертежи наглядно покажут как самостоятельно залить такой фундамент.

Прежде всего, надо высчитать размеры будущего фундамента под откатные ворота. Обычно, если это ворота для частного дома, размеры фундамента зависят от ширины проема. И длина фундамента должна быть около половины ширины ворот. Так, если вы планируете сделать проем под заезд 3-4 метра шириной, то длина фундамента должна составлять 1,5-2 метра.

Ширина же зависит от высоты и веса будущих ворот. Для ориентирования берется стандартная ширина фундамента в 30 сантиметров. Такая ширина позволяет свободно закрепить на поверхности основную закладную деталь из 200 мм швеллера. В постройке фундамента под ворота швеллер играет важную роль: на него закрепляются направляющие ролики, на которых будут скользить откатные ворота. Чем массивнее ворота, тем больше должен быть швеллер и шире фундамент.

Глубина фундамента зависит от глубины промерзания грунта в вашей местности. Учитывайте, что бетон хороший проводник холода, поэтому высота фундамента должна быть на 20 см больше глубины промерзания.

Также для фундамента потребуется ребристая металлическая арматура. Она будет служить каркасом для фундамента и к ней крепят закладную деталь, швеллер.

Процесс заливки фундамента пошагово.

Сперва, выкапываем траншею под фундамент вплотную к забору. Глубину делаем на 15-20 см больше, чем высота фундамента. Эти сантиметры понадобятся для засыпки песочно-щебневой подушки. Ее надо хорошо пролить водой и плотно утрамбовать.

Затем делаем каркас из арматуры и привариваем его к полочкам швеллера. Каркас делаем таких размеров, чтобы по бокам и снизу оставалось по 2-3 см защитного слоя бетона. Желательно покрасить швеллер от коррозии уже на этом этапе строительства.

Опускаем каркас в траншею и выставляем строго по уровню. Швеллер должен быть строго вровень с чистовым уровнем пола и горизонтальным. К тому же он должен быть строго параллельным линии забора, вплотную к опорному столбу. Закрепляем каркас надежно от подвижек и готовимся заливать бетон.

Можно купить готовый товарный бетон, а можно сделать его самостоятельно. Главное выбрать качественные компоненты и соблюдать пропорции. Обычно, цемент-песок-щебень замешивают в пропорции 1:2,5:4 а воду добавляют один к одному с цементом. Более подробно о пропорциях правильного бетона для фундамента читайте в нашей статье в соответствующем разделе.

Бетон заливаем вровень с плоскостью швеллера и оставляем не меньше чем на неделю застывать. После заливки не забудьте накрыть бетон гидроизоляцией и первые 2-3 дня обильно поливать его водой, чтобы избежать пересыхания.

После выставления и приваривания направляющих роликов для ворот, прокрашиваем верхнюю часть швеллера 2-3 слоями краски от коррозии. Фундамент готов!

Как сделать фундамент для откатных ворот. Видео урок.

Достоинства откатных раздвижных ворот хорошо известны: отсутствие ограничений по высоте, низкая парусность, защищенность, простая и надежная автоматика. Но данная конструкция обходится дорого и имеет особые требования к фундаменту, ее общий вес в 2–3 раза больше распашной. Бетонирование проводится по всей длине передвижных створок, плоскость с роликовыми опорами должна быть ровной и широкой. Перекосы недопустимы, вся конструкция жестко фиксируется, малозаглубленного основания недостаточно. В идеале устанавливается свайный фундамент для ворот, каркасно-монолитный тип подходит лишь для устойчивых непромерзающих грунтов и при условии обязательного армирования на глубину не менее 1 метра. Для заливки используется бетон с максимально высокой маркой прочности.

Основными ориентирами служат ожидаемые эксплуатационные нагрузки и характеристики грунта. Для откатных или сдвижных ворот подходят два варианта основания: каркасно-монолитное или свайное. Первый используется в условиях малых сезонных сдвигов грунта, для возведения такого фундамента потребуется не менее недели. Конструкция представляет собой бетонированный П-образный каркас, расположенный с соответствующей стороны проема ворот. Для исключения перекоса рекомендуется придерживаться следующих размеров:

  • Ширина - 60 см.
  • Глубина - на 25 см больше уровня промерзания грунта (от 1,6 до 2 м).
  • Длина - не менее 50 % от ширины проема откатных ворот.

На суглинках, пучинистых, болотистых участках или при высоком уровне грунтовых вод требуется свайный тип фундамента. Он, в свою очередь, может быть монолитным или винтовым. В первом случае швеллер размещается на опорные армированные столбы, соединенные железобетонной канавкой.

Такая конструкция считается очень надежной, но укладывается чуть дольше, чем винтовые сваи. Последние располагаются за 1 день, это хороший вариант фундамента, для увеличения долговечности железо обрабатывается антикоррозийными составами и бетонируется. Еще одна свая вкапывается в землю на противоположной стороне проема, вне зависимости от типа основания (если забора недостаточно для опоры).

Пошаговая технология монтажа

Каркасно-монолитный фундамент под откатные ворота укладывается в такой последовательности:

  • Разметка по заранее продуманной схеме.
  • Копка траншеи.
  • Установка арматурного каркаса.
  • Приготовление и заливка бетонного раствора, выдержка необходимого для достижения прочности промежутка.

Под фундамент для откатных ворот требуется ровная, свободная от растений и корней площадка. Траншею выкапывают как минимум на глубину промерзания (в идеале - на 25 см больше). Чем холоднее климат, тем ниже размещается арматурный каркас. На дне трамбуется песок и поверх него гравий: на участках под будущими опорами и под швеллером. Рекомендуется засыпать подушку, толщиной не менее 10 см, на зонах с риском подтапливания - 15.

Арматурный каркас собирается отдельно, он должен свободно помещаться в выкопанной яме. Закладной элемент имеет П-образную форму, минимальная ширина горизонтального швеллера составляет 20 см. Размеры зависят от параметров проема, так для ворот длиной 4 метра следует заложить фундамент не менее 2 м. Минимальный шаг поперечного армирования - 30–40 см. Возможны два варианта сборки каркаса:

  • сварка арматурной рамы и прикрепление к ней швеллера;
  • приваривание к широкой полосе металла длинных прутьев или уголков.

После размещения обязательно проверяется уровень закладного элемента (по горизонтали и относительно линии откатных ворот), вдоль швеллера прокладывается проводка.

Бетон для заливки замешивается в бетономешалке на основе цемента с маркой не ниже М400. Рекомендуются пропорции 1:3:4, для приготовления раствора используется речной кварцевый песок и дресва (рыхлые осадочные породы с фракциями до 30 мм). Если такой наполнитель отсутствует, то допускается его замена гравийным щебнем с размером зерна не более 20 мм. Раствор с умеренной консистенцией заливается в 3–4 этапа, каждый раз он уплотняется, перед укладкой верхнего слоя еще раз удостоверяются в отсутствии пустот на армируемых участках. Монтаж самих откатных ворот проводится не ранее чем через 2 недели после бетонирования, в идеале - спустя месяц. На всех этапах строго отслеживается положение каркаса и швеллера: перекосы и сдвиги недопустимы.

Технология монтажа свайного основания

Этот тип фундамента считается самым надежным. В данном случае в землю закапываются винтовые сваи диаметром 75–100 мм, длиной от 1,5 метра. Схема размещения простая: опора на противоположной от подвижной створки стороне, еще одна в начале фундамента и последняя на крайней точке. Оптимальное расстояние между сваями составляет 2,5–3,5 м. На практике это означает, что при длине ворот 6 м трех свай будет достаточно, а при ширине проема 8 м - нет. Если противоположная сторона забора выдерживает высокие нагрузки (имеет опорный столб), то хватает двух.

Делается небольшая стартовая ямка (меньше диаметра лопастей) на глубину 40 см. Закрутка винтовых свай проводится строго вертикально, на этом этапе привлекается помощник. После установки на требуемую глубину у опоры обрезается верх, вся ее полость заливается цементно-песочным раствором. Эта процедура необходима для увеличения срока эксплуатации сваи, при временном размещении она не проводится. Далее формируется единый свайный фундамент - столбы свариваются со швеллером, канавка заливается бетоном. Места сварки обязательно обрабатываются антикоррозийными составами.

Прокладка проводов для автоматического управления проводится на любом этапе. При этом следует помнить, что свайный фундамент нуждается в отдельном заземлении (чем дальше от опор, тем лучше). Это связано с тем, что материал швеллера и свай гомогенен, основание проводит ток. Но это скорее преимущество, чем недостаток - конструкции с одинаковыми свойствами служат дольше. При соблюдении правил установки откатные ворота на винтовых сваях простоят не один десяток лет.

Достоинства винтового фундамента

Важной характеристикой является выдерживаемый такой опорой вес. Связь прямая: чем тяжелее ворота, тем глубже завинчиваются сваи. В зависимости от толщины и глубины размещения, свайный фундамент выдерживает постройку от 5 до 18 т.

К преимуществам этой технологии относят:

  • Высокую эксплуатационную способность, вне зависимости от условий грунта.
  • Экономичность.
  • Возможность укладки винтовых свай в зимнее время.
  • Быстрые сроки монтажа и земляных работ.
  • Ремонтопригодность.
  • Простую схему обустройства фундамента.
  • Использование в качестве временной конструкции (бетонировать сваи следует после окончательной установки).

С точки зрения минимизации финансовых и трудовых затрат это оптимальный вариант. Он уступает в надежности монолитным свайным фундаментам, но зато проем воротной конструкции не ограничен по высоте. Но на сложных грунтах лучше залить соединяющий швеллер железобетоном.

Стоимость услуг мастеров

Преимуществом обращения к профессионалам является надежность и качество конструкции, перед началом работ они проводят анализ характеристик грунта и подбирают оптимальный тип основания. В среднем укладка 1 погонного метра армированного бетонного фундамента для откатных ворот обходится в 13 000 рублей. Цена за установку одной сваи с бетонированием на глубину 1,5 м равна 5 000 рублей. На величину затрат влияют размеры и число столбов (не менее 2). Ориентировочная стоимость свайного монолитного фундамент под ключ шириной в 4 метра составляет 30 000.

Откатные ворота пользуются огромной популярностью, у них масса достоинств: нет ограничений по высоте, устойчивы к ветрам и парусности, не требуют особого ухода и обслуживания, управляются дистанционно. И поскольку эта конструкция массивна, ей требуется надежное и прочное основание, способное выдержать значительные нагрузки. Фундамент для выполняет не только функцию восприятия вертикально направленных сил, но и жестко фиксирует консольные и опорные системы.

Виды фундаментов

То, каким будет основание для откатных ворот определяют после изучения особенностей грунта и прогнозируемых эксплуатационных нагрузок. Для откатных конструкций предусмотрено два типа фундамента:

  1. каркасно-монолитный;
  2. свайный.

Первый можно возводить в условиях незначительных сезонных сдвигов грунта. Сооружение такого основания замет не меньше недели. Каркасно-монолитный фундамент под ворота имеет вид бетонированного П-образного каркаса. Его устанавливают с внутренней стороны территории, сбоку от проема. Место установки зависит от того, в какую сторону движется створка при открывании. Если полотно сдвигается влево, то и фундамент делают слева. С целью предотвращения перекоса работы нужно делать в соответствии со следующими параметрам:

  • ширина – 50 см;
  • длина – не меньше 50% от ширины проема;
  • глубина – на 0,25 метров больше уровня промерзания грунта (1,6-2 метра).

На суглинистой, пучинистой и болотистой почве, а также участках с высоким уровнем грунтовых вод целесообразней будет использовать свайный фундамент. Он бывает монолитным и винтовым. Первый вариант является очень надежным, но укладывается несколько дольше, чем фундамент под откатные ворота на винтовых сваях. Для его устройства в грунт вкапывают армированные столбы, на которые опирается швеллер. Опоры соединяются друг с другом посредством железобетонной канавки.

Обустройство последнего занимает всего день. Чтобы винтовой фундамент служил как можно дольше, железо обрабатывают специальным антикоррозийным раствором, а после бетонируют.

Материалы для возведения фундамента

Для того, чтобы соорудить хороший фундамент понадобится:

  • цемент;
  • щебень;
  • песок;
  • каркас из арматуры;
  • опорный швеллер.

От качества бетонной смеси зависит срок эксплуатации конечного продукта. Цемент лучше брать марки М400, песок предпочтительной использовать речной, а в качестве щебня подойдет мелкая дресва или гравий фракции 20-30 мм. Если блок после застывания выдерживает удары молотка и при этом не крошится, значит смесь приготовлена качественно.

Арматурный каркас являет собой пространственную конструкцию, выполненную из металлической арматуры. Он используется для распределения напряжения в бетонном блоке. Применение каркаса увеличивает срок службы фундамента под откатные ворота. При этом, как показывает практика, лучше брать арматуру диаметром 16-20 мм. Каркас скрепляется вязкой либо сваркой.

Опорный швеллер используется чтобы закрепить консольную систему и электрический привод. Его приваривают к поперечным, которые закладываются в каркас заранее. Привод крепится на отдельном швеллере меньшего размера. К основному его приваривают сбоку. Опорный швеллер лучше выбирать размером №20, в случае с малогабаритными воротами достаточным будет №18.

Необходимый инструмент

Устройство фундаментов для откатных ворот подразумевает использование следующего набора инструментов:

  • молоток;
  • ножовка;
  • уголок для сооружения опалубки под основу;
  • совковая и штыковая лопата;
  • лом для обустройства ямы;
  • бетономешалка (можно обойтись и без нее, если купить готовую смесь или замесить раствор вручную);
  • сварочный аппарат для изготовления арматурного каркаса;
  • строительный уровень;
  • рулетка.

Винтовой фундамент и его достоинства

Важной характеристикой такой основы является выдерживаемый ею вес. Чем увесистее ворота, тем глубже закручиваются стержни. Фундамент для откатных ворот на винтовых сваях, при определенном соотношении толщины и глубины, способен выдерживать конструкции от 5 до 18 тонн.

Данная технология имеет ряд преимуществ:

  • повышенная эксплуатационная способность в условиях проблемного грунта;
  • экономичность;
  • быстрый монтаж;
  • возможность обустройства в условиях зимы;
  • простая схема укладки;
  • ремонтопригодность.

Монтаж свайного фундамента

Данный тип основания является наиболее надежным. При его возведении в грунт закапывают винтовые сваи диаметром до 100 мм и длиной от 150 см. Схема расположения довольно проста: одна опора размещается на противоположной от створки стороне, вторая – в начале фундамента и третья – на крайней точке.

Сваи следует располагать на расстоянии 250-350 см друг от друга. Это значит, что при возведении фундамента под откатные ворота длиной 5 метров трех свай будет достаточно, а при ширине проема более 7 метров – нет. В случае, когда противоположная сторона забора выдерживает большие нагрузки (установлен опорный столб), вполне можно обойтись и двумя сваями.

Выкапывается небольшая стартовая яма (не превышающая диаметр лопастей) глубиной 0,4 метра. Затем закручиваются винтовые сваи, делать это нужно строго вертикально. Без привлечения помощника здесь не обойтись. После установки на заданную глубину верх опоры отрезают, а всю ее полость заполняют бетонным раствором. Данная процедура позволяет увеличить срок службы свай. При установке временной конструкции, сваи не бетонируются.

Совет. И для откатных ворот, и для фундамента желательно использовать чертеж с указанием всех размеров (ширины, длины, глубины) и используемых материалов. Схема позволит понять, как правильно возвести фундамент и саму конструкцию в дальнейшем.

Затем обустраивается единое свайное основание – столбы свариваются со швеллером, канавка заполняется цементно-песчаной смесью. Участки со сваркой в обязательном порядке обрабатываются антикоррозийным раствором.

Прокладку проводов для автоматизации ворот можно проводить на любом этапе. При возведении фундамента для откатных ворот своими руками важно помнить, что свайное основание нуждается в отдельном заземлении (на удаленном расстоянии от опор). Соблюдение простых правил монтажа позволит откатным воротам на сваях простоять не одно десятилетие.

Монтаж каркасно-монолитного фундамента

Все работы по возведению бетонного основания выполняются строго в соответствии с заданной последовательностью:

  • выбор места и разметка;
  • устройство траншеи (ямы);
  • установка металлического каркаса;
  • приготовление, заливка и выдержка бетонной смеси для достижения нужной прочности.

Выбор места и разметка

Обустройство фундамента для откатных ворот начинается с разметки по заранее выверенной схеме. Поскольку полотно при открывании будет перемещаться в одну сторону, основание должно находиться в соответствующей стороне проема. Фундамент располагают вдоль забора, со внутренней стороны огражденной территории. Определив направление движения ворот, можно приступать к подготовке места для будущего основания. Участок под фундамент должен быть ровным и свободным от деревьев и кустарников. Желательно заранее выкорчевать корни (при наличии таковых). Если этого не сделать, бетонный монолит со временем придет в негодность. После подготовки места можно приступать ко второму этапу.

Подготовка траншеи

Длина фундамента должна составлять половину ширины проема. Ширина бетонного монолита – примерно 50 см (можно чуть больше). Глубина ямы, как и в случае установки сплошного фундамента под распашные ворота, должна немного превышать глубину промерзания почвы (в идеале на 25 см и больше). Дно траншеи застилается слоем песка, затем гравия и тщательно утрамбовывается.

Изготовление каркаса из арматуры

Это очень трудозатратный и ответственный этап обустройства фундамента. От него зависит надежность всей конструкции. Металлический каркас должен быть меньшего размера, чем траншея, чтобы в будущем он смог свободно в ней размещаться. Основой является строительная арматура диаметром 1,5-2 см. Минимальный шаг поперечного армирования – 30-40 см. Закладной элемент изготавливается двумя способами:

  1. сварка П –образной арматурной рамы с последующим привариванием к ней металлического швеллера;
  2. приваривание к стальному швеллеру длинных прутьев либо уголков.

Готовый арматурный каркас укладывается в траншею и фиксируется таким образом, чтобы швеллер вплотную примыкал к опорному столбу забора. После размещения закладной элемент выравнивают по горизонтали и относительно линии ворот.

При обустройстве верхнего уровня основания важно предусмотреть необходимую величину дорожного просвета (свыше 5 см). Это позволит избежать проблем с эксплуатацией в зимний период.

Перед бетонированием фундамента для ворот и калитки прокладывается проводка (при автоматизации конструкции). Для этого в швеллере просверливают дыры и протягивают гофру с проводами. Если не сделать это на данном этапе, то в дальнейшем могут возникнуть проблемы.

Приготовление бетонной смеси

После закладки металлического каркаса траншея заливается цементно-песчаной смесью. Чтобы застывший бетон не препятствовал установке ворот, он не должен полностью покрывать закладной элемент.

Для приготовления бетонного раствора необходимо взять одну долю цемента, три доли песка и четыре доли щебня. Компоненты смешиваются в специально отведенной емкости, после чего заливаются водой. Смесь должна иметь умеренную консистенцию: не жидкую, но и не сильно густую. Ускорить процесс замешивания можно с помощью бетономешалки.

Заливка и выдержка раствора

Бетонирование при монтаже фундамента откатных ворот производят в 3-4 этапа. Каждый новый слой цементно-песчаной смеси заливают приблизительно на ¼ глубины ямы, тщательно уплотняя бетон продолговатым куском арматуры. Перед заливкой завершающего слоя важно удостовериться, что под закладным элементом не осталось пустот. Наличие воздушной подушки под металлом вызовет излишний шум при работе конструкции, да и прочности фундаменту это не добавит.

После заливки основы следует выдержать 7-14 дней (в зависимости от времени года и погодных условий) для полного затвердевания бетона. После этого срока можно приступать к установке ворот. Однако следует помнить, что максимальной прочности фундамент достигнет лишь по прошествии 28-30 дней. Если некуда торопиться, то лучше выждать этот срок.

В процессе бетонирования нужно обязательно контролировать правильное положение закладного элемента. Опорный швеллер и каркас не должны сдвинуться ни на сантиметр.

Заключение

Свайный фундамент имеет больше преимуществ по сравнению с бетонным основанием. При необходимости сваи можно переставить в другое место и залить повторно бетоном. Если же изначально был установлен каркасно-монолитный фундамент, то при переносе заграждений, его придется зарыть либо демонтировать.

Немаловажен и тот факт, что для металлической сваи устойчивы к растягивающим нагрузкам и не боятся вибраций, чего не скажешь о бетонном основании.

Откатные ворота – это неотъемлемая часть системы ограждения земельного участка. Ворота этого типа предназначены для контроля над проходом людей и проездом автомобильного транспорта на территорию приусадебного участка.

Эти ворота можно смело назвать самыми простыми, надежными и практичными. Откатные ворота – это довольно простая конструкция. Ее эксплуатируют и быту, и на производстве.

Для откатных ворот применяют два типа фундамента – ленточный или столбчатый с ростверком. В качестве ростверка применяют мелкозаглубленную ленту. Эти фундаменты для откатных ворот представляют собой монолиты. Но есть вариант, когда вместо монолитных столбов применяют винтовые сваи.

При выборе той или иной конструкции необходимо руководствоваться типом грунта, который расположен вместе установки ворот.

Ленточный фундамент

Он представляет собой обыкновенную траншею шириной 600 мм. Глубина должна превышать уровень промерзания на 200 – 300 мм. Скорее все ее надо копать обыкновенной штыковой лопаты и затем подровнять дно и стены.

Свайный фундамент

С этой конструкцией дело обстоит несколько сложнее. При проектировании необходимо правильно рассчитать количество столбов и межосевое расстояни.

Но, в обоих случаях, внешне, при выполнении обоих типов фундаментов под откатные ворота

– это будет прямой отрезок, который будет равен ширине проема ворот.

Длина фундамента зависит от конструкции устанавливаемых откатных ворот. По сути, ворота это рельсовая конструкция в состав, которой входят ролики, перемещающиеся по металлическому профилю. Если в конструкции ворот предусмотрено использование электрического привода, то фундамент должен быть выполнен в половину проема ворот.

Изготовление металлического каркаса

Для изготовления П-образного металлического каркаса необходимо использовать арматурный пруток диаметром 12 – 16 мм, это определяет модель устанавливаемых ворот. Расстояние между вертикально установленными прутками лежит в пределах 200 мм, оно зависит от размеров котлована. Прутки арматуры приваривают к полкам швеллера No20. После этого, вертикально установленные прутья должны быть связаны между собой при помощи арматуры. При установке необходимо обратить внимание, на то, верхняя часть (полка швеллера) должна быть установлена строго горизонтально. Поэтому при исполнении работ должен быть использован строительный уровень.

Подготовительный этап

Как правило, работы по возведению любого фундамента для ворот начинают с разметки местности, на которой он будет установлен. Фундамент для ворот этого типа – это площадка, длина которой составляет половину длины проема портала. Типовой проем имеет размер 4 метра. То есть необходимо разметить площадку длиной порядка 2 метров и шириной 0,5-0,7 метра. Фундаментную опору сооружают изнутри немного в стороне от проезда. Если створка открывается в правую сторону, то и фундамент располагают с той же стороны. Разметку выполняют с помощью колышков и шнура. Задача этой операции заключается в создании строгого прямоугольника, указанных размеров.

Подготовка инструмента и материалов

При подготовке, необходимо собрать инструмент, в частности, потребуется:

  1. Бетономешалка с ручным или электрическим приводом;
  2. Сварочный аппарат со сварочным током порядка 160 – 200 А;
  3. Шанцевый инструмент – лом, лопаты и пр.;
  4. Мерительный инструмент – строительный отвес, уровень, рулетка.

Кроме перечисленного выше инструмента будут необходимые материалы:

  1. Просеянный, желательно речной песок;
  2. Гравий или щебень малой фракции.
  3. Цемент марки М400 (М500).
  4. Арматура диаметром 12 – 16 мм.
  5. Швеллеры No 16 и No 20.

Земляные работы

По окончании разметки начинают извлечение грунта для подготовки траншеи. Котлован может иметь глубину от 1,2 – 1,8 метров. Окончательная глубина станет понятна, когда будет уточнен уровень промерзания грунта в районе, где происходит обустройство фундамента для откатных ворот.

Существуют модели, рассчитанные на ямы заданных параметров, глубина которых лежит в диапазоне от 1,2 до1,5 м, а ширина в пределах 0,5 м. Финишная длина, отражена в руководящих документах на поставленные ворота. В принципе в руководящей документации, должны быть указаны размер траншеи и приложена схема размещения основания относительно конструкции ворот.

Готовый котлован служит основанием для сборки несущей рамы, которая будет расположена под полотном откатных ворот. На дне вырытой ямы необходимо уложить песчано-гравийную или песчано-щебеночную смесь. После того, как она будет промыта и уплотнена, ее высота должна составлять 100 – 150 мм.

Монтаж закладной

Для откатных ворот, которые используются на территории загородного дома, допустимо использовать швеллер No 16 или No 20 и связанный с помощью электрической сварки с ним каркас. Каркас будет выступать в качестве основания для приварки роликов установки автоматических устройств, входящие в комплект поставки. Если, под руками нет швеллера, то допустимо использовать другой металлопрокат, например, уголок 100х100 или сваренные между собой швеллеры NoNo 8 – 10.

Во время работы надо помнить о том, что – швеллер No 20 необходимо уложить вплотную к основному (опорному) столбу. Швеллер No16 укладывают на расстоянии 50 мм от опоры. Перед тем как залить бетон в яму необходимо усилить П-образную раму и связать ее стальными прутками. Размеры каркаса должны иметь чуть меньшие размеры чем котлован. Первую опору устанавливают вровень со столбом, который ограничивает проем ворот.

Заливка фундамента

Изготовление бетонного раствора

Раствор, заливаемый в фундамент под откатные ворота, можно приобрести на заводе ЖБИ или изготовить непосредственно на строительной площадке, это не сложно, особенно если под руками есть бетономешалка.

Бетон изготавливают по следующей рецептуре:

  • 4 мешка цемента;
  • 0,5 кубических метра песка;
  • 0,3 кубических метра щебня мелкой фракции или гравия.

Непосредственно перед заливкой П-образную конструкцию монтируют в уже подготовленный котлован. После того, как она установлена на место необходимо верхнюю полку выставить по горизонтали. Для этого и нужен строительный уровень, кстати, допустимо использовать лазерный прибор или ватерпас.. Неверный монтаж закладной детали приводит к тому, что створка будут закрываться или открываться с перебоями. После монтажа закладной можно приступать к заполнению ямы бетоном.

Бетон в заливают в несколько заходов, послойно. То есть заливают первый слой и утрамбовывают. Для этого применяют вибрационный трамбовщик, если его нет под руками, то для этой операции нужно использовать арматурные прутки. То есть арматуру погружают на максимально допустимую глубину и вытаскивают обратно. Таким образом, происходит удаление воздуха из залитого бетона и он постепенно уплотняется. После того, как один слой схватился, то можно заливать второй и так далее. При выполнении заливки необходимо отслеживать, что бы поверхность закладной детали оставалась чистой.

После того, как фундамент откатных ворот залит, начинается технологический перерыв, как минимум он должен продлиться от 2 до 5 суток. В зимнее время этот срок должен быть увеличен. Но на самом деле оптимальный срок, который во время которого бетонная смесь набирает полную прочность необходимо выдержать 28 – 30 суток.

Выполняя работы по устройству фундаментной опоры для ворот этого типа, желательно иметь представление как они работают, и какое значение фундамента.

В качестве запирающего элемента используется сварная рама, установленная на обрезиненные стальные ролики. В зависимости от исполнения, эта рама может обладать значительным весом. При открывании/закрывании эта рама, иногда ее называют полотном, перемещается по металлической направляющей. Некоторые, горячие головы, в целях экономии, просто на грунт укладывают направляющую. В результате, рано или поздно направляющая проседает и полотно, начинает перекашиваться, а это приводит к перекосу и нестабильной работе всей конструкции откатных ворот.

Именно поэтому, при установке ворот особое внимание уделяют качеству используемых материалов и выполняемых работ по обустройству фундамента для откатных ворот. Неправильно, выполненный фундамент, рано или поздно, приведет к тому, что придется его переделывать.

Видео по теме фундамент для откатных ворот

1 фундамент под ворота

Оговоримся сразу, что фундамент под откатные ворота делается не всегда, а только в случае опоры нижней части откатных створок на «землю». Подвесные конструкции такой фундамент не требуют, хотя опорные конструкции могут потребовать специальных мер по закреплению в грунте.

Что такое откатные ворота рассмотрено в другой статье, здесь мы обсудим строительную часть, и постараемся дать практические советы, как можно сделать необходимый фундамент своими руками, если это необходимо.

Несколько слов о фундаментах вообще.

Предполагается, что фундамент опирается на непромерзающий слой земли. То есть на грунт, который не испытывает циклов, замерзания-оттаивания. Это «глубина промерзания». Такое устройство значительно увеличивает срок жизни, особенно, если ворота сделаны своими руками. Толковых пояснений, что это за глубина, обычно найти почти невозможно.

Ширина фундамента для откатных конструкций обычно указывается как 550 – 600 мм. Обоснования тоже нет, когда-то написали первую статью, и все копируют, перевирая, и не задумываясь, почему именно столько.

Бетон фундамента, отдельная история. Он получается из цемента, из смесей, щебня и вскоре кто-нибудь догадается, что можно делать его из штукатурных составов.

Ещё армирование. Это тоже любопытный набор фактов, со ссылками на нормативы, запугивания, что своими руками без сварки никак не заармируешь, прочими ужасами новейших технологий.

Итак, что же такое фундамент для ворот, с точки зрения практичного человека, готового сделать эту не самую сложную работу своими руками?

Развенчаем мифы о фундаментах, без потери прочности и надёжности.

1-й миф. Фундамент должен служить много столетий.

Возможно. Проблема в том, что фундамент для откатных ворот не сможет служить гораздо дольше ворот, хотя бы потому, что они металлические, а значит, проржавеют гораздо раньше. Возникает разумный вопрос – стоит ли избыточная трата сил и средств на обустройство того, что итак при правильном подходе переживёт не одни ворота, и не на один десяток лет?

Практика показывает, что суммарная стоимость фундаментных конструкций обоснована для строений, но применение строительных норм к простым основаниям приводит к банальному удорожанию, без выигрыша в процессе эксплуатации.

Проще говоря, если толщина ворот 20 см., то фундамент шириной 60 см., не нужен, хватит и 25 см.

2-й миф. Ширина траншеи (фундамента ворот) должна быть не меньше 55 см. Потому что (тут можно найти множество обоснований именно этой ширины).

Если Вы собрались сделать всё своими руками, возьмите лопату, и попробуйте выкопать траншею шириной 30 см., глубиной в метр. Пока Вы занимаетесь этим малоперспективным делом, ещё один факт – шаг арматуры, перевязанной вязальной проволокой. Шаг кратен толщине, и для прутка в 12 мм, это сколько? Правильно – 25 см.

Если Вам предлагают выкопать траншею глубиной в 1,8 метра, шириной в 25 см., первое, о чём Вы спросите у «эксперта» — «Как?». Отсюда рекомендованная ширина – 55-60 см., (что можно сделать лопатой), а как следствие – излишки материалов, арматуры и прочие расходы.

3-й миф. Армирование траншеи, перед заливкой бетона.

Строго говоря, если мы делаем фундамент для откатных ворот, особой прочности ему не нужно вообще. Главная задача – обеспечить равномерное движение опорных роликов нижней части створки. Но, учитывая, что толщина бетонной конструкции небольшая, а высота приличная, необходимо укрепить эту конструкцию, чтобы она не начала разваливаться на куски.

В любой инструкции, если конечно собрались делать это своими руками, будет написано про сварочный аппарат. Уверяем Вас, для неподготовленного сварщика, грамотно связать конструкцию выставленную «на весу» практически невозможно.

Да это и не нужно – задача арматуры увязать фундамент так, чтобы он представлял собой единой целое, с точки зрения нагрузок, которые дают в данном случае именно ворота. Если мы говорим про обустройство ворот в частном владении, нагрузки эти будут невелики.

Самое правильно решение – обвязка арматуры вязальной проволокой. С одной стороны Вы надёжно зафиксируете внутренний каркас (чтобы не изменилась геометрия при заливке раствором), с другой стороны, при высыхании раствора, не возникнут излишние внутренние напряжения. Если решили делать своими руками – откажитесь от сварочных работ, это будет только на пользу всей конструкции.

4-й миф. Бетон.

При производстве бетонных изделий (ЖБИ), применяются технологии, нормативы, и многое другое. Что бы Вам ни говорили – в бытовых условиях изготовить настоящий железобетон (или бетон), практически невозможно. Получится цемент. О нём и будем говорить. Марка, чем выше, тем лучше. Добавление присадок – в зависимости от финансов, но закрепляющие никогда лишними не бывают.

В остальном, просто соблюдайте инструкции, тогда качество полученного фундамента будет довольно высоким. Напомним, что для откатных ворот не обязательно делать фундамент на всю ширину проёма!

Расчёт необходимой для перекрытия проёма части фундамента зависит от веса ворот, а также прочности столбов, о чём часто забывают упомянуть! Чем прочнее столбы, тем меньшая нагрузка откатных створок на фундамент!

5-й миф. Главный. Глубина промерзания.

Для каждого региона, типа грунта, годовых особенностей и принципа отвода грунтовых вод этот параметр разный. Вы можете сделать откатные ворота на фундаменте глубиной в метр, и они будут служить долго, а у соседа произойдёт перекос и заклинивание. Дело в том, что Вы устроили дренаж, а он нет. У Вас есть слив дождевой воды, а у него нет. И так далее. Отсюда и попытка заведомого увеличения «глубины промерзания», как обычная перестраховка подрядчика, платить не ему. А копать Вам, если сами делать будете.

Как поступить? Самое правильное, Принять во внимание, что 50-70 см. грунта промёрзнут рано, или поздно. Значит, при таянии «мёрзлый твёрдый» грунт снизу, просто выдавит оттаявший сверху. Он вспучится. Это называется пучинистость грунта. Чем больше он впитывает влаги, тем прочнее замерзнёт нижний слой и тем больше будет выдавливание верхнего слоя при оттаивании. Если поняли о чём речь, всё остальном просто.

  • Выясняем свойства грунта в нашей местности, определяем расчётную величину промерзания, пучинистость и другие параметры, если они есть.
  • Обеспечиваем отвод грунтовых вод в зоне фундамента на глубине примерно 60-70% уровня промерзания (например, закладкой дренажных труб), и опирает фундамент не на «дно траншеи» (которую придётся заливать всю), а на заглубленные столбы, которые обеспечат неподвижность всей конструкции в период интенсивного таяния верхнего слоя почвы. После схода вод, фундаменту ничего угрожать не будет.

Для центрального региона, с глубиной промерзания в 1,6-1,8 метра, фундаменту глубиной в 0,5 – 0,7 метра, шириной 0,6 м., длиной в 3 метра, достаточно трёх столбов, дно которых ниже самой жёсткой расчётной глубины промерзания. А это экономия и на земляных работах, и на арматуре и на количестве цемента.

Мы не призываем Вас, действовать «на глазок»! Мы советуем обдумать, стоит ли вкладывать в фундамент столько усилий, денег и нервов, сколько требуют исполнители? Можно решить проблемы гораздо меньшими затратами, но даже в этом случае, всё-таки стоит проконсультироваться со специалистами. Экономия должна быть экономной, а не примером пословицы «Скупой платит дважды»!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: