Какую землю открыл джеймс кук. Литературно-исторические заметки юного техника

Будущий капитан Кук, известный не только своими путешествиями, но и глубокими картографическими исследованиями, родился в 1728 году в обедневшей фермерской семье на севере Англии. Отец пытался приучить паренька к коммерции, но юноша чувствовал в себе совершенно иное призвание: его влекли к себе корабли и морские странствия.

Как это принято во флоте, первой корабельной должностью Кука стала работа юнги. Ему удалось устроиться на судно, которое перевозило уголь вдоль английских берегов. Юноша серьезно подошел к своему увлечению морем, он самостоятельно постигал основы алгебры, геометрии, астрономии и навигации. Через три года он стал заправским моряком, а недюжинные способности Джеймса позволили ему успешно продвигаться по карьерной лестнице.

В 1757 году Кук блестяще сдал экзамен, дающий право управлять судном.

В последующие годы Кук с рвением выполнял задания военно-морского ведомства Англии, составляя подробное описание фарватеров рек Северной Америки. Уже в то время проявились его способности картографа и отменного навигатора. Работы Джеймса Кука вызывали уважение в Адмиралтействе, поэтому ему вскоре было поручено отправиться для проведения исследований в Тихий океан.

Путешествия и открытия Джеймса Кука

Первая большая экспедиция капитана Кука состоялась в 1768 году и продлилась до 1771 года. В ходе этого плавания он установил, что Новая Зеландия представляет собой двойной остров, и нанес на карту Большой Барьерный Риф и тщательно исследовал значительную часть побережья Австралии.

Во время второй масштабной морской компании, проводившейся с 1772 по 1775 год, капитан Кук прошел по Тихому в его высоких широтах, безуспешно пытаясь отыскать Южный . Джеймс Кук первым из зашел в море Амундсена, три раза пересек Южный полярный круг. Тогда же были открыты и описаны Южные Сандвичевы острова.

Третья экспедиция (1776-1779 годы) пополнила копилку открытий Кука. В этот период капитан нанес на карту Гавайские острова и добыл окончательные доказательства того, что между Америкой и Азией имеется пролив.

Цели экспедиции, поставленные Адмиралтейством, были целиком достигнуты.

К сожалению, третья экспедиция Кука закончилась для знаменитого капитана трагически. В 1779 году в стычке с гавайцами он получил ранение, был взят туземцами в плен и убит. Результаты путешествий Джеймса Кука оставили яркий след в истории географических открытий, а его великолепные и на удивление точные картографические материалы еще долго применялись в мореплавании.

Я - учитель географии. Работаю в школе уже 4 года и очень люблю свой предмет. Рассуждать о странах и путешествиях могу часами. Что касается Джеймса Кука, то это очень знаменитая фигура в наших кругах «географичек», поэтому про его достижения помню еще со своих студенческих лет.

Кем был Джеймс Кук

Джеймс Кук был рожден в бедной английской семье. С раннего детства Кук проявлял усердие в учебе. Особенно его интересовали астрономия, мореплавание, математика.

В возрасте 18 лет Джеймс начинает работать юнгой на углевозе «Геркулес». В работе, как и в учебе, он был усерден, поэтому быстро был замечен начальством. Со временем ему предложили стать главнокомандующим, однако, ко всеобщему удивлению, Джеймс отказывается от капитанской должности и уходит в матросы на военный флот.

Почему он так поступил, до сих пор остаётся загадкой. Но, уже спустя месяц, он становится боцманом. Возможно, его подкупили. Хотя он был очень порядочным человеком.


Великие открытия Джеймса Кука

Большие дела Кук начал совершать в 1768 году, когда отправился в свое первое кругосветное путешествие, во время которого он:

  • исследовал, как Венера проходит через диск Солнца;
  • очертил берега Австралии;
  • открыл Ботанический залив (возле восточного берега Австралии).

Немаловажным достижением, как по мне, является то, что Кук смог найти общий язык с аборигенами. До Кука все европейцы, приезжавшие на острова, добивались своих целей путем грабежа и убийств. Джеймс Кук был первым, кто показал островитянам, что можно дружить ради общего дела.

Во время второго кругосветного путешествия в 1773 году Кук и его команда первыми в мире пересекли Южный полярный круг. В этот же год Куком были открыты два атолла и масса островов (Новая Каледония, Юж. Георгия, Норфолк и др.), исследованы флора и фауна Океании и Южной Атлантики.


Спустя 5 лет, Кук открыл еще одну группу островов в Тихом океане (о. Рождества, Гавайи и др.). Последним открытием было установление и нанесение на карту северо-западной границы Америки.

Современному человеку достаточно заказать билет в кассе аэропорта, чтобы переместиться на другой конец света. А ведь так было не всегда. Всего шесть столетий назад на картах отсутствовали континенты Западного полушария и многие острова южных морей. Золотой период в истории географических открытий пришёлся на XV-XIX века.

Благодаря бесстрашию генуэзца Христофора Колумба, российских офицеров Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева были открыты новые материки — Америка и Антарктида, а в 1788 году окончательно доказано существование ещё одного континента — Австралии. С именем этой страны связана судьба английского военного моряка, который долгое время разыскивал таинственную «Южную землю». Итак, герой нашего повествования - Джеймс Кук. Краткая биография мореплавателя весьма насыщенна, богата событиями, увлекательна. Многие еще со школьной скамьи помнят о его открытиях. Тем же, кто позабыл, или школьникам, которые только начинают познавать увлекательный мир географии, будет полезно хотя бы вкратце ознакомиться с информацией об основных вехах жизненного пути этого отважного человека. Итак, что же уготовила ему судьба?

Джеймс Кук: краткая биография и что открыл

7 января 1728 года в селении Мартон-Кливленд, Йоркшир, Англия, у шотландца-батрака родился сын — Джеймс Кук. С ранних лет мальчик показывал свою смышлёность и любознательность. Но благосостояние семьи не позволяло получить хорошее образование. С отрочества он начал помогать отцу, работая на ферме. Единственным шансом повидать мир стало устройство юнгой на торговый бриг-угольщик «Геркулес». Так, в возрасте 18 лет начал морскую карьеру юноша по имени Джеймс Кук, биография которого для многих мореплавателей служит примером для подражания.

Благодаря усердию и дисциплине через два года он был переведён на корабль «Три брата». Свободное от вахты время матрос посвящал изучению навигации, астрономии и географии. Особенно его заинтересовали описания плаваний знаменитых исследователей. Работа на торговом судне, связанная с перевозкой угля, не была интересной, его манили незнакомые страны.

Карьера военного моряка

17 июня 1755 года Джеймс Кук, биография и открытия которого были связаны со службой в Королевском военно-морском флоте, сделал первый шаг на пути к своей мечте. Он отказался от перспективы стать капитаном торгового судна «Френдшип» и ушёл простым матросом на боевой корабль «Игл». Опыт, полученный за время работы у судовладельцев Уокеров, помог ему в кратчайшие сроки (всего за месяц!) стать боцманом, а ещё через два года Кук назначается мастером. В 1758 году Джеймс Кук, биография которого отныне будет напоминать карту морских экспедиций, отправляется в первое большое плавание к побережью Северной Америки.

Но это была не обычная прогулка, а рейд боевого судна в период Семилетней войны между Англией и Францией. Главной целью этой борьбы был перехват заокеанских владений. В то время колонии извечной соперницы Британии превышали размер заморских территорий Англии и Испании. Благодаря знанию навигации и картографическим способностям Джеймса Кука был проложен фарватер реки Святого Лаврентия, который помог англичанам одержать победу в борьбе за Канадские земли.

Первое кругосветное путешествие

Для таких морских держав, как Англия, Испания, Франция, Португалия и Голландия, открытие новых земель не было следствием любви к неизведанному. Эти страны в первую очередь преследовали свои меркантильные интересы, главной из которых было пополнение казны государства за счёт разработки месторождений золота и других полезных ископаемых. Британское адмиралтейство по приказу монархии отправляло военно-морские суда на поиски неизвестных земель.

26 августа 1768 года английский парусник «Индевор» покинул Плимут и пересёк Атлантику. Обогнув побережья Южной Америки, он вышел через пролив Дрейка в воды Тихого океана. За 3 года первого кругосветного путешествия Джеймс Кук обнаружил, что Новая Зеландия состоит из двух островов, а пролив между ними до сих пор носит имя первооткрывателя. Он также изучил и составил карту восточного побережья Австралии.

Второе кругосветное путешествие

Не прошло и месяца после возвращения на родину, как Джеймс Кук, биография которого отныне будет связана с интересами Британского адмиралтейства, снова отправился в морскую экспедицию на очередные три года. На этот раз его домом стал корабль «Резолюшн», вместе с которым последовало ещё одно судно — «Эдвенчер». Цель была та же, что и в первом путешествии: открытие новых земель.

Маршрут экспедиции пролегал мимо берегов Африки к южным широтам, но до Антарктиды корабли не дошли из-за шторма. За время странствий по водам Тихого океана было открыты множество архипелагов, а численность экипажа «Эдвенчура» уменьшилась на 8 человек в результате нападения аборигенов-каннибалов на одном из островов.

В последний путь

Третья и последняя кругосветная экспедиция неутомимого британца стартовала летом 1776 года. Перед ним была поставлена задача обнаружить морской путь, по которому можно выйти к Северной Америке через Атлантику и Тихий океан. На этот раз в распоряжении Джеймса Кука был флагман «Резолюшн» и судно «Дискавери». За полгода они достигли берегов Тасмании. Пройдя вдоль побережья Таити, корабли отправились на север.

18 января 1778 года были открыты острова, ныне известные как Гавайские. Но Джеймс Кук дал им изначально другое имя — Сэндвичевы. Оттуда корабли дошли до цели своего путешествия. Из Америки экспедиция направилась в Арктику, пересекла Северный полярный круг. Парусники не смогли пройти через льды Чукотского моря, и поэтому было решено вернуться проверенным путём.

26 ноября 1778 года путешественники причалили у Сэндвичевых островов, а спустя почти три месяца Джеймс Кук и несколько членов экипажа были вероломно убиты туземцами. 22 февраля 1779 года останки капитана Джеймса Кука были преданы морской стихии.

Картина Джорджа Картера «Смерть капитана Джеймса Кука»

Зависть, трусость, гордость и карьеризм съели капитана

14 февраля 1779 года на острове Гавайи во время неожиданной стычки с туземцами был убит капитан Джеймс Кук (1728-1779) - один из величайших первооткрывателей новых земель, живших в XVIII веке. Никто не знает, что на самом деле произошло в то утро в бухте Кеалакекуа. Известно, впрочем, что Кука гавайцы не ели, вопреки известной песне Высоцкого: у туземцев было принято хоронить особо важных персон специальным способом. Кости закопали в тайном месте, а мясо вернули «родственникам» капитана. Историки спорят, считали ли гавайцы Кука богом (точнее, воплощением божества изобилия и земледелия Лоно) или просто зарвавшимся чужестранцем.

Но речь пойдет о другом: как команда вообще допустила гибель своего капитана? Как зависть, злость, гордость, блатные отношения, трусость и пассивность привели к трагическому стечению обстоятельств? К счастью (и к несчастью), о смерти Кука сохранилось более 40 противоречивых свидетельств: это не дает однозначно выяснить ход событий, зато подробно рассказывает о мотивах и побуждениях команды. О том, как гибель одного капитана взорвала корабельный микрокосмос героических мореплавателей XVIII века, - в историческом расследовании «Ленты.ру».

Столкновение с гавайцами

Предыстория такова: третье кругосветное плавание Кука началось в 1776 году. На кораблях «Резольюшн» и «Дискавери» британцы должны были найти Северо-западный проход: водный путь к северу от Канады, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Обогнув южную Африку, моряки доплыли до Новой Зеландии и оттуда направились на север, открыв по ходу Гавайские острова (в январе 1778 года). Восстановив силы, экспедиция отправилась к Аляске и Чукотке, однако сплошные льды и приближение зимы заставили Кука вернуться к Гавайям на стоянку (декабрь-январь 1779-го).

Гавайцы встретили британских моряков очень радушно. Однако со временем вольное обращение с местными женщинами и чересчур активное пополнение запасов воды и продовольствия вызвало недовольство, и 4 февраля Кук решил благоразумно поднять паруса. Увы, в ту же ночь шторм повредил фок-мачту «Резольюшн», и корабли вернулись в бухту Кеалакекуа. Откровенно враждебные гавайцы украли клещи с одного из кораблей: в отместку англичане угнали каноэ, которое в итоге переговоров вернуть отказались.

Тогда 14 февраля с «Резольюшн» пропал баркас: и тут Кук вооружился ружьем и вместе с отрядом из десяти морских пехотинцев (во главе с лейтенантом Моулсвортом Филлипсом) потребовал одного из местных вождей прийти на корабль (или в качестве заложника, или, что более вероятно, чтобы провести переговоры в более спокойной обстановке).
Сначала вождь согласился, потом, уступив мольбам жены, отказался идти. Тем временем на берегу собрались тысячи вооруженных гавайцев и оттеснили Кука к берегу. По неясной причине толпа перешла к активным действиям, и в начавшейся суматохе кто-то стукнул Кука палкой по спине. Капитан выстрелил в отместку, но не убил гавайца – и тут туземцы бросились на англичан со всех сторон.

Уже в воде Кука ударили в спину копьем или метательным кинжалом, и капитан (вместе с несколькими моряками) погиб. Тело Кука втащили на берег, а британцы беспорядочно отступили на корабли.

Смерть Кука. Гравюра 1790 года

После еще одной схватки прошли переговоры, которые завершились миром: гавайцы торжественно вернули тело Кука (в виде кусков мяса), что привело команду в ярость. Ошибка в межкультурной коммуникации (британцы не поняли, что местные жители похоронили капитана с максимальным достоинством) стала причиной карательного рейда: прибрежное поселение сожгли, гавайцев убили, и в итоге островитяне вернули оставшиеся части тела Кука, захороненные в море 21 февраля. Должность начальника экспедиции перешла к капитану «Дискавери» Чарльзу Клерку, а когда он умер от туберкулеза у Камчатки - ко второму помощнику капитана «Резольюшн» Джеймсу Кингу.

Кто виноват?

Но что же на самом деле произошло в то утро в бухте Кеалакекуа? Как шла схватка, в которой погиб Кук?

Вот что пишет первый помощник Джеймс Берни: «В бинокль мы видели, как капитан Кук получил удар дубиной и упал со скалы в воду». Берни, скорее всего, стоял на палубе «Дискавери». А вот что рассказал о гибели Кука капитан корабля Кларк: «Было ровно 8 часов, когда нас встревожил ружейный залп, данный людьми капитана Кука, и раздались сильные крики индейцев. В подзорную трубу я ясно увидел, что наши люди бегут к шлюпкам, но, кто именно бежал, я не мог разглядеть в спутанной толпе».

Корабли XVIII века не отличались просторностью: Клерк вряд ли находился далеко от Берни, однако не видел отдельных людей. В чем же дело? Участники экспедиции Кука оставили после себя огромное количество текстов: историки насчитывают 45 рукописей дневников, судовых журналов и записок, а также 7 напечатанных еще в XVIII веке книг.

Но и это не все: судовой журнал Джеймса Кинга (автора официальной истории третьей экспедиции) случайно нашли в правительственных архивах в 1970-е годы. И далеко не все тексты писались членами кают-компании: о жизни матросов говорят увлекательные мемуары немца Ганса Циммерманна, а много нового историки узнали из полной плагиата книги студента-недоучки Джона Ледьярда, капрала морских пехотинцев.

Так вот, о событиях утра 14 февраля рассказывают 45 мемуаров, и различия между ними не являются чистой случайностью, итогом пробелов в памяти моряков, пытающихся воссоздать ужасные события. То, что «увидели своими глазами» британцы, диктуется сложными отношениями на корабле: завистью, покровительством и верностью, личными амбициями, слухами и клеветой.

Сами воспоминания писали не только из желания погреться в лучах славы капитана Кука или заработать деньги: тексты членов команды изобилуют инсинуациями, раздраженными намеками на сокрытие правды, и, вообще, не похожи на воспоминания старых друзей о прекрасном путешествии.

Смерть Кука. Полотно англо-немецкого художника Иоганна Цоффани (1795 год)

Напряженность в команде копилась давно: это было неизбежно во время долгого плавания на тесных кораблях, изобилия приказов, разумность которых была очевидна только капитану и его ближнему кругу, и ожидания неизбежных лишений во время грядущих поисков Северо-западного прохода в приполярных водах. Однако конфликты вылились в открытую форму один-единственный раз - с участием двух героев будущей драмы в бухте Кеалакекуа: на Таити произошла дуэль между лейтенантом морских пехотинцев Филлипсом и третьим помощником «Резольюшн» Джоном Уильямсоном. О дуэли известно только, что три пули прошли над головами ее участников, не причинив им вреда.

Характер у обоих ирландцев был не сахар. Филлипс, героически пострадавший от гавайского оружия (его ранили при отступлении к шлюпкам), закончил жизнь лондонским бездельником, играя в карты по мелочи и избивая свою жену. Уильямсона же недолюбливали многие офицеры. «Это негодяй, которого ненавидели и боялись подчиненные, не переносили равные и презирали начальники», - записал в своем дневнике один из мичманов.

Но ненависть команды обрушилась на Уильямсона только после смерти Кука: все очевидцы согласны, что в самом начале столкновения капитан подал какой-то сигнал людям Уильямсона, находившимся в шлюпках у берега. Что Кук хотел выразить этим неизвестным жестом, навсегда останется загадкой. Лейтенант заявлял, что понял его как «Спасайтесь, уплывайте!» и отдал соответствующую команду.

К несчастью для него, остальные офицеры были уверены, что Кук отчаянно звал на помощь. Моряки могли бы обеспечить огневую поддержку, втащить капитана в шлюпку или, по крайней мере, отбить у гавайцев труп… Против Уильямсона было с десяток офицеров и морских пехотинцев с обоих кораблей. Филлипс, по воспоминанием Ледьярда, был даже готов пристрелить лейтенанта на месте.

От Кларка (нового капитана) немедленно потребовали провести расследование. Однако основные свидетели (мы не знаем, кто это - скорее всего, начальники на пиннасе и ялике, которые также находились у берега в подчинении Уильямсона) отозвали свои показания и обвинения в адрес третьего помощника. Сделали ли они это искренне, не желая губить офицера, попавшего в сложную и неоднозначную ситуацию? Или на них надавило начальство? Это мы вряд ли узнаем - источники очень скудны. В 1779 году, находясь на смертном одре, капитан Кларк уничтожил все бумаги, связанные с расследованием.

Налицо лишь факт, что руководители экспедиции (Кинг и Кларк) приняли решение не обвинять Уильямсона в гибели Кука. Тем не менее, на кораблях сразу же пошли слухи о том, что Уильямсон украл документы из шкафчика Кларка после смерти капитана, или же еще раньше выдавал бренди всем морским пехотинцам и морякам, чтобы те молчали о трусости лейтенанта по возвращении в Англию.

Истинность этих слухов подтвердить невозможно: но важно, что ходили они по той причине, что Уильямсон не только избежал трибунала, но и всячески преуспел. Уже в 1779 году его повысили до второго, а потом и до первого помощника капитана. Его успешную карьеру во флоте прервал только инцидент 1797 года: будучи капитаном «Азенкура», в сражении при Кампердауне он еще раз неверно интерпретировал сигнал (на этот раз морской), уклонился от атаки на вражеские корабли и пошел под трибунал за невыполнение служебного долга. Через год он скончался.

В своем же дневнике Кларк описывает происходившее с Куком на берегу со слов Филипса: весь рассказ сводится к злоключениям раненого морского пехотинца, а о поведении других членов команды не говорится ни слова. Джеймс Кинг, также продемонстрировал благосклонность к Уильямсону: в официальной истории плавания жест Кука был описан как дело человеколюбия: капитан-де пытался удержать своих людей от жестокого расстрела несчастных гавайцев. Более того, вину за трагическое столкновение Кинг возлагает на лейтенанта морской пехоты Рикмена, который застрелил гавайца на другом берегу бухты (что и разъярило туземцев).

Казалось бы, все ясно: начальство покрывает явного виновника смерти Кука – по каким-то своим причинам. А потом, пользуясь своими связями, тот делает сногсшибательную карьеру. Однако ситуация не столь однозначна. Любопытно, что команда разделилась на ненавистников и защитников Уильямсона примерно поровну - и состав каждой группы заслуживает пристального внимания.

Британский флот: надежды и разочарования

Офицеров «Резольюшн» и «Дискавери» совершенно не радовало великое научное значение экспедиции: в большинстве своем это были амбициозные молодые люди, вовсе не жаждавшие провести лучшие годы на вторых ролях в тесных каютах. В XVIII веке продвижение по службе давали в основном войны: в начале каждого конфликта возрастал «спрос» на офицеров - помощников повышали до капитанов, мичманов - до помощников. Неудивительно, что члены команды с тоской отплывали из Плимута в 1776 году: буквально на их глазах разгорался конфликт с американскими колонистами, а им предстояло четыре года «гнить» в сомнительных поисках Северо-западного прохода.

Британский флот по меркам XVIII столетия был относительно демократическим институтом: служить и подняться до командных высот там могли люди, далекие от власти, богатства и благородных кровей. Чтобы недалеко ходить за примерами, можно вспомнить самого Кука, сына шотландского батрака, начавшего свою морскую биографию юнгой на бриге-угольщике.

Однако не стоит думать, что система автоматически отбирала самых достойных: платой за относительный демократизм «на входе» была главенствующая роль протекции. Все офицеры выстраивали сети поддержки, искали себе верных покровителей в команде и в Адмиралтействе, зарабатывая себе репутацию. Вот почему смерть Кука и Кларка означала, что все контакты и договоренности, достигнутые с капитанами во время плавания, пошли прахом.

Добравшись до Кантона, офицеры узнали, что война с восставшими колониями в самом разгаре, а все корабли уже укомплектованы. Зато до провальной (Северо-западный проход не нашли, Кук погиб) географической экспедиции никому нет особого дела. «Команда чувствовала, сколько она потеряет в чинах и богатстве, еще и лишившись утешения в том, что на родину ее ведет старый командир, чьи известные заслуги могли бы помочь делам последнего плавания быть услышанными и оцененными даже в те беспокойные времена» - пишет Кинг в своем журнале (декабрь 1779 года). В 1780-х до войны с Наполеоном было еще далеко, и повышение получили лишь единицы. Многие же младшие офицеры последовали примеру мичмана Джеймса Тревенена и перешли на службу в российский флот (который, напомним, в 1780-е сражался против шведов и турок).

В этой связи любопытно, что громче всего против Уильямсона выступали мичманы и помощники мастера, которые находились в самом начале своей карьеры во флоте. Они упустили удачу (войну с американскими колониями), и даже одна-единственная вакансия была достаточно ценным призом. Звание Уильямсона (третий помощник) еще не давало ему больших возможностей отомстить обвинителям, а суд над ним создал бы отличную возможность убрать конкурента. В сочетании с личной антипатией к Уильямсону это более чем объясняет, почему его поносили и называли главным негодяем, из-за которого погиб Кук. Меж тем многие старшие члены команды (Берни, хотя он и был близким другом Филлипса, рисовальщик Уильям Эллис, первый помощник «Резольюшн» Джон Гор, мастер «Дискавери» Томас Эдгар) не нашли в поступках Уильямсона ничего предосудительного.

Примерно по тем же причинам (карьерное будущее) в итоге часть вины переложили на Рикмена: он был намного старше большинства членов кают-компании, службу начал аж в 1760 году, «пропустил» начало Семилетней войны и за 16 лет не получил повышения. То есть сильных покровителей во флоте у него не было, а возраст не давал завязаться дружбе с компанией молодых офицеров. В итоге Рикмен оказался едва ли не единственным членом команды, который вообще не получил больше никаких званий.

Кроме того, нападками на Уильямсона многие офицеры, конечно же, пытались избежать неудобных вопросов: утром 14 февраля многие из них находились на острове или в шлюпках и могли бы действовать более инициативно, услышав выстрелы, да и отступление на корабли без попытки отбить тела погибших также выглядит подозрительно. Будущий капитан «Баунти» Уильям Блай (мастер на «Резольюшн») прямо обвинял морских пехотинцев Филлипса в бегстве с поля боя. Факт, что 11 из 17 морпехов с «Резольюшн» подвергались во время плавания телесным наказаниям (по личному приказу Кука) также заставляет задуматься, насколько они были готовы жертвовать жизнью ради капитана.

«Высадка в Танне». Картина Уильяма Ходжеса. Один из характерных эпизодов контакта британцев с жителями Океании

Но, так или иначе, точку в разбирательстве поставило начальство: Кинг и Кларк дали понять, что никого не надо отдавать под трибунал. Скорее всего, даже если суд над Уильямсоном не состоялся благодаря влиятельным покровителям амбициозного ирландца (даже его давний недруг Филипс отказался давать против него показания в Адмиралтействе - под надуманным предлогом, что у него-де плохие личные отношения с обвиняемым), капитаны предпочли принять соломоново решение.

Никто из оставшихся в живых членов команды не должен был стать козлом отпущения, виновным в трагической гибели великого капитана: виноваты были обстоятельства, подлые туземцы и (как прочитывается между строк мемуаров) самонадеянность и опрометчивость самого Кука, который понадеялся практически в одиночку увести в заложники местного вождя. «Имеются веские основания, позволяющие предположить, что туземцы не зашли бы так далеко, если бы, к несчастью, капитан Кук не выстрелил по ним: за несколько минут до этого они начали расчищать путь для солдат, чтобы последние могли добраться до того места на берегу, против которого стояли шлюпки (я уже об этом упоминал), таким образом давая капитану Куку возможность уйти от них», - говорится в дневниках Клерка.

Теперь становится понятнее, почему Клерк и Берни увидели столь различные сцены в свои подзорные трубы. Это определялось местом в сложной системе «сдержек и противовесов», статусной иерархии и борьбы за место под солнцем, которая шла на борту кораблей научной экспедиции. Увидеть смерть капитана (или рассказать о ней) Клерку помешала не столько «спутанная толпа», сколько желание офицера оставаться над схваткой и игнорировать свидетельства вины отдельных членов команды (многие из которых были его протеже, а иные - протеже его лондонских начальников).

В чем смысл произошедшего?

История - это не просто объективные события, которые случились или не случились. Мы знаем о прошлом только по рассказам участников этих событий, рассказам, которые зачастую отрывочны, запутаны и противоречат друг другу. Однако из этого не стоит делать вывод о принципиальной несовместимости отдельных точек зрения, которые якобы представляют автономные и не стыкующиеся картины мира. Ученые если и не способны авторитетно заявлять, как «оно было на самом деле», то могут находить вероятные причины, общие интересы и другие прочные слои реальности за очевидным хаосом «свидетельских показаний».

Это мы и попытались сделать - немного распутать сеть мотивов, разглядеть элементы системы, которая вынуждала членов команды действовать, видеть и вспоминать именно так, а не иначе.

Личные отношения, карьерные интересы. А ведь есть и еще один слой: национально-этнический уровень. Корабли Кука представляли собой срез имперского общества: там плавали представители народов и, главное, областей, в разной степени удаленных от метрополии (Лондона), в котором решались все главные вопросы и происходил процесс «цивилизирования» британцев. Корнуольцы и шотландцы, уроженцы американских колоний и Вест-Индии, Северной Англии и Ирландии, немцы и валлийцы… Их отношения во время и после плавания, влияние предрассудков и стереотипов на происходящее ученым только предстоит понять.

Но история - это и не следствие по уголовным делам: меньше всего я стремился окончательно выявить виновного в смерти капитана Кука: будь это «трус» Уильямсон, «безынициативные» моряки и морпехи на берегу, «злобные» туземцы или сам «самонадеянный» мореплаватель.

Наивно считать команду Кука отрядом героев науки, «белыми людьми» в одинаковых мундирах. Это сложная система личных и служебных отношений, со своими кризисами и конфликтными ситуациями, страстями и расчетливыми действиями. И случайно данная структура в динамике взрывается событием. Гибель Кука спутала все карты участникам экспедиции, зато заставила их разразиться страстными, эмоциональными записками и мемуарами и, таким образом, пролила свет на отношения и закономерности, которые при более благоприятном исходе плавания остались бы во мраке безвестности.

Но смерть капитана Кука может оказаться полезным уроком и в XXI веке: зачастую только сходные чрезвычайные события (авария, гибель, взрыв, побег, утечка) могут проявить внутреннее устройство и modus operandi секретных (или, по крайней мере, не афиширующих свои принципы) организаций, будь то экипаж подводной лодки или дипломатический корпус.

В декабре1777 года капитан Джеймс Кук и его корабли «Резолюшн» и «Дискавери» открыли остров, который был назван островом Рождества. Этот остров стал самым большим в мире атоллом. Выдающийся английский военный моряк совершил за свою жизнь множество географических открытий.


ОСТРОВ РОЖДЕСТВА

Остров Рождества - небольшой остров в Индийском океане, при этом самый большой в мире атолл (коралловый остров, имеющий вид сплошного или разрывного кольца, окружающего лагуну). Его площадь составляет 321 км?. На острове одна из самых высоких популяций морских птиц в мире.
Капитан Кук и его корабли «Резолюшн» и «Дискавери» открыли остров 24 декабря 1777 года. В связи с праздничной датой 2 января 1778 года Кук назвал его островом Рождества.



Остров Рождества. Фото:wikipedia. org

ГАВАЙСКИЕ ОСТРОВА

Гавайские острова - архипелаг из 24 островов и атоллов, расположенный в северной части Тихого океана. Кук открыл их 18 января 1778 года во время своего третьего кругосветного путешествия. Здесь же он и погиб 14 февраля 1779 года, когда повторно зашел сюда после годового плавания по северной части Тихого океана. Кук дал им название Сандвичевы острова в честь первого лорда Адмиралтейства Джона Монтегю, четвертого графа Сандвича, чье имя осталось в истории благодаря изобретенному им блюду - сандвичу.
Название Сандвичевы острова использовали лишь в XVIII и начале XIX веков. Затем архипелаг получил название от крупнейшего острова - Гавайи. Основная часть островов архипелага составляют пятидесятый штат США с 1959 года.


Гавайские острова, снимок из космоса. Фото:wikipedia. org

НОРФОЛК

Остров был открыт капитаном Джеймсом Куком в 1774 году во время его плавания по юго-западной части Тихого океана. Это был небольшой обитаемый остров в Тихом океане, расположенный между Австралией, Новой Каледонией и Новой Зеландией.
Несмотря на «курортные» погодные условия, с 1788 года Норфолк стали использовать как место ссылки заключенных из Англии. Дело в том, что остров практически не защищен от бурь и ураганов, поэтому с него проблематично сбежать. В 1814 году колонию забросили как дорогостоящую, но в 1825 году тюрьма была снова восстановлена, и в нее стали помещать как политических, так и уголовных преступников. В 1854 году тюрьму окончательно закрыли.


Норфолк. Фото: Science Museum/Global Look Press

НОВАЯ КАЛЕДОНИЯ

Остров Новая Каледония открыт Куком в 1774 году и назван по древнему наименованию родины его предков Шотландии - Каледония. Представлена крупным одноименным островом и группой мелких островов в юго-западной части Тихого океана, в Меланезии.
Активное проникновение европейцев на Новую Каледонию началось в 1840-х годах. Франция объявила острова Новой Каледонии своим владением в 1853 году, и с 1864 по 1896 год французское правительство высылало в эту колонию осужденных преступников.
Теперь Новая Каледония - заморское особое административно-территориальное образование Франции.


Новая Каледония, снимок из космоса. Фото:wikipedia. org

ТУБУАИ

Острова Тубуаи, или острова Острал, были открыты Куком в 1777 году. Группа расположена в Тихом океане, в Полинезии. Она состоит из семи островов, пяти - собственно Тубуаи (вулканические Тубуаи, Руруту, Риматара, Раиваваэ и один низкий атолл Мария) и еще двух - острова Басс (Рапа-Ити и Маротири).
Сегодня Тубуаи считается одним из лучших мест во Французской Полинезии для тихого и неспешного отдыха на лоне природы.


Острова Тубуаи, снимок из космоса. Фото:wikipedia. org

НИУЭ

Ниуэ, или Савидж, - остров в южной части Тихого океана, в Полинезии, к востоку от островов Тонга. Остров был открыт для европейцев в 1774 году. Кук назвал его Сэвидж (Savage), или «остров Дикарей». В 1900 году Ниуэ попал под протекторат Британской империи, а в 1901 году был аннексирован Новой Зеландией. В 1974 году Ниуэ стал самоуправляемым государственным образованием в содружестве с Новой Зеландией.


Остров Ниуэ. Фото:wikipedia. org

МАНУАЭ

Мануаэ - остров в Тихом океане, в составе Южной группы островов Кука. Он был открыт 23 сентября 1773 года. Капитан Кук дал ему название Сандвичев остров, однако позднее он решил дать это название Гавайским островам. Таким образом, остров был переименован и получил название Харви в честь адмирала Августа Харви. Однако в 1824 году русский мореплаватель Крузенштерн предложил переименовать острова в честь открывшего их Кука.
Современное название острова Мануаэ переводится как «дом птиц» - птицы были обнаружены на острове в большом количестве.


Остров Мануаэ, снимок из космоса. Фото:wikipedia. org

РАВАХЕРЕ

Равахере - атолл в архипелаге Туамоту (Французская Полинезия, Тихий океан) в группе островов Дье-Груп. Он был открыт в 1768 году. Общая площадь атолла составляет 7 км?. В центре расположена лагуна, полностью изолированная от океанических вод. Длина Равахере составляет около 16 км, ширина - 4 км.
В настоящее время атолл необитаем, на острове полностью отсутствует инфраструктура.


Равахере, снимок из космоса. Фото:wikipedia. org

ПАЛМЕРСТОН

Палмерстон - атолл в Тихом океане, который был открыт Куком 16 июня 1774 года, во время его второго плавания. Однако на острове он высадился только в своем третьем плаванье 13 апреля 1777 года. Остров в то время был необитаем, хотя на нем были обнаружены 12 старых могил. Остров был назван Куком в честь второго лорда Палмерстона.
Будучи типичным коралловым атоллом, Палмерстон состоит из 35 песчаных островков, находящихся в пределах кораллового рифа, окружающего лагуну.


Палмерстон, снимок из космоса. Фото:wikipedia. org

АНАА

Анаа - атолл в архипелаге Туамоту (Французская Полинезия) в 350 км к востоку от острова Таити. Остров был открыт в 1769 году. В начале XIX века Анаа стал частью Королевства Помаре. В 1850-х годах на острове развивалось производство копры и вылов жемчуга. К середине XIX века численность населения атолла достигла почти 2 тыс. человек. Однако в ходе многочисленных столкновений между последователями католицизма и мормонами, а также интервенции французских войск население Анаа значительно сократилось.
Остров имеет форму овала и состоит из 11 маленьких островков, или моту, окружающих мелководную лагуну.


Анаа, снимок из космоса. Фото:wikipedia. org



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: