Выбираем колледж: взгляд изнутри. Второе образование: почему колледж лучше университета Как хорошо учиться в колледже

Кто бы мог подумать! В России на шесть выпускников вузов приходится один человек со среднетехническим образованием. Как вы думаете, кому из них легче устроиться на работу? Если безделье не является целью вашей жизни, то, скорее всего, без работы вы уж точно не останетесь. Это, а также еще 10 плюсов обучения в колледже - в рубрике «Ответы».

-Правда ли, что в колледж поступить легче, чем в институт?
- В большинстве случаев - да. Обычно абитуриент колледжа должен предъявить при поступлении аттестат о неполном или полном среднем образовании. Количество баллов ЕГЭ, как правило, не имеет никакого значения - важно только наличие сертификата о сдаче. Только некоторые колледжи всерьез рассматривают результаты госэкзамена по русскому языку и математике, которые обязательно сдаются после окончания 11-го класса. Так что особенно заморачиваться по поводу ЕГЭ не придется - достаточно набрать минимум баллов по каждому предмету. Если в школе вы учились хорошо, это будет плюсом при поступлении - приемная комиссия колледжа (в отличие от вуза!) обращает внимание на аттестаты без троек.

- Нужно ли специально готовиться к поступлению?
- Для кулинарных и промышленных колледжей, которые не сотрудничают с университетами или находятся под покровительством институтов с низким рейтингом, дополнительная подготовка к поступлению не обязательна. Достаточно знать русский, математику и - иногда - дополнительный профильный предмет на уровне среднего школьника. Бояться таких экзаменов не стоит - для поступления на бюджетное место достаточно набрать 35–50 баллов из 100 по каждому. Конкурс «на бюджет» колеблется от 0,3 до 2 человек на место.
Но если вы собираетесь поступать в колледж при популярных вузах типа РГГУ, МГЮА или МИЭТ, учтите, что конкурс на бюджетное место будет достигать 3–5 и больше человек, а во многих колледжах бесплатных мест не будет вовсе. В такие учебные заведения поступить не так-то просто: внутренние вступительные испытания «заточены» целенаправленно под вуз и в 90% требуют дополнительной подготовки. Найти репетитора для сдачи такого узконаправленного экзамена достаточно трудно. Поэтому колледжи не упустили случай подзаработать и практически при каждом учебном заведении создали платные курсы. Такие курсы - лучший вариант, они практически гарантируют поступление.

- Сколько стоит обучение в колледже на контрактном отделении?
- При самом неблагоприятном раскладе цена за обучение в колледжах, как правило, намного демократичнее, чем в вузах. Она колеблется от 12 до 60 тысяч рублей за год обучения. Если колледж существует при известном вузе, цены могут достигать и университетских. Например, за один семестр в Гуманитарном колледже при РГТУ придется выложить 53 тысячи рублей.

- Сколько лет учатся в колледже? Чем обучение в колледже отличается от вузовского?
- После девятого класса обучение в колледже составит три-четыре года, после одиннадцатого - два-три года. В некоторые колледжи можно поступить после седьмого или восьмого класса. По-хорошему, девизом студента колледжа является фраза: «Практика, практика и еще раз практика». В учебном плане колледжей намного меньше теории, чем в программах вузов, и намного больше практических занятий и рабочей практики по профессии. Учебный план колледжа узкоспециализированный и краткий, в нем нет фундаментальных теоретических предметов и знаний для обогащения кругозора. В экономических колледжах студенты изучают не историю теории Кейнса и курс Рузвельта, а правила составления бизнес-планов и отчетов. Будущим бухгалтерам с первых занятий объясняют, как проще составить доходные ведомости и свести дебет с кредитом, студенты-кулинары каждую неделю практикуются в ресторанах. В отличие от студентов вуза, которые сталкиваются с рабочими стажировками только на старших курсах, студенты колледжа уже знают, что их ждет - ведь за плечами не один месяц работы по профессии. В этом плане учеба в колледжах более нацелена не на получение диплома, а на дальнейшее применение знаний в работе.

- Правда ли, что после колледжа можно поступить в университет сразу на третий курс, не сдавая ЕГЭ?
- Не совсем так. По новым правилам, принятым Рособрнадзором в 2010 году, после колледжа студент имеет право претендовать на бюджетное место на первом курсе (!) профильного института с сокращенной формой обучения в 3–3,5 года. При этом можно рассчитывать только на очно-заочную форму обучения. Если абитуриент хочет обучаться на дневном отделении, то время обучения составит стандартные 5 лет для специалиста и 4 года для бакалавра.

- Если у меня низкий балл ЕГЭ, могу ли я поступить в вуз через колледж напрямую?
- Да, но только на полученную в колледже специальность. Результаты ЕГЭ при поступлении по схеме «колледж - вуз» не нужны. Чтобы стать студентом вуза, поступающий проходит три экзамена, которые каждый год утверждает университет. Сдать эти экзамены после нескольких лет профильного обучения намного проще, чем выпускнику средней школы достойно выдержать ЕГЭ. За счет полученной базы знаний выпускники колледжей без дополнительной подготовки поступают в вузы. Еще одно условие: можно поступить только в те вузы, с которыми сотрудничает колледж.

- Можно ли, обучаясь в колледже, получить степень бакалавра?
- Можно, но степень будет называться немного иначе - прикладной бакалавриат. Это нововведение вступило в силу с 1 сентября 2011 года.

- Чему дополнительно можно научиться в колледже?
- В приличных местах студент колледжа имеет право на льготное дополнительное изучение иностранных языков, которые преподаются в его учебном заведении, курсы по творческому развитию и спортивные секции.

- Чем отличается начальное профессиональное образование от среднего профессионального?
- НПО предполагает получение профессии до окончания средней школы (после девятого класса). Уже в восемнадцать лет можно получить специальность и начать работать. Поступить легко - достаточно пройти собеседование. Изучение общеобразовательных предметов сведено к минимуму. Максимум времени занимает практическое обучение профессиональным дисциплинам. Учебные заведения в рамках программы НПО выпускают квалифицированных рабочих и служащих.
СПО направлено на подготовку специалистов-практиков и дает возможность получить востребованную специальность за 2–4 года. Поступать можно как после 9-го класса (тогда образование будет длится 4 года) или после 11-го класса (и получить СПО за 2–3 года). Для поступления требуется свидетельство ГИА или ЕГЭ и сдача дополнительного экзамена колледжа. Выпускники таких учебных заведений имеют возможность поступить по специальности в вуз сразу на 2–3-й курс.

- Не останется ли выпускник колледжа безработным? Существует ли трудоустройство после окончания колледжа?
- Вряд ли. Если безделье не является целью вашей жизни, то, скорее всего, без работы вы уж точно не останетесь. С первого курса колледжа студент практикуется в своей профессии. Это говорит о том, что к выпуску у него за плечами уже будет опыт. Кроме того, в центре трудоустройства (он существует при каждом уважающем себя колледже) всегда открыто около десятка вакансий для студентов. Статистика говорит сама за себя: по данным Минобразования, студенты колледжа в 87% случаев находят работу за первое полугодие после получения среднего специального образования, а 70% из тех, что совмещали работу и прохождение практики, не меняют место работы после окончания колледжа.

- Предоставляется ли студентам колледжей отсрочка от армии и стипендия?
- В аккредитованных государством колледжах отсрочка от армии предоставляется на все время обучения. Студентам-бюджетникам выплачивается стипендия. Правда, она вдвое меньше вузовской - примерно 400–500 рублей.

07.12.2015

Хоть я и не променяю опыт, полученный в годы обучения в колледже, ни на какой другой, его нельзя назвать идеальным. И зачастую главным препятствием на моем пути становился я сам. Поэтому данный пост можно назвать открытым письмом к себе - первокурснику образца 2010 года. Это кульминация вещей, которые, если бы я о них знал, могли бы сделать переход из старшей школы в колледж чуть менее стрессогенным и немного упростить его.

1. Научиться отвечать за себя

Первый год обучения - это, пожалуй, единственное время, когда вы можете падать во время ходьбы и винить в этом трещину в асфальте, если вы понимаете, о чем я. Используя общепринятые выражения: вероятно, только на первом году обучения вы остаетесь безнаказанным, сдавая работу позже установленного срока и обвиняя в этом плохо работающий принтер в библиотеке. В это время люди действительно сочувствуют вам, просто потому что вы первокурсник, и буквально смотрят на вас сверху вниз (серьезно, это своего рода сумасшествие, но старшекурсники кажутся гораздо выше, когда ты только пришел учиться). Вместо того, чтобы сваливать свои проблемы на весь остальной мир, пора начинать бороться с ними самостоятельно. Этот переход не бывает внезапным, он занимает значительное время, поэтому второй год обучения тоже нельзя назвать игрой и сплошным весельем. Ответственность за свои поступки - это то, чему не учат в колледже, но это умение развивается в течение всех четырех лет. Но эй, я не пытаюсь напугать вас! Просто знание и понимание всего этого на шаг приближает к решению задачи.

2. Не нужно дружить со всеми

Каждого первокурсника, идущего по кампусу в день заезда, посещает одна и та же мысль: «Кто станет моим новым лучшим другом?» Внезапно подходящим кандидатом может показаться первый встречный, поздоровавшийся с вами преувеличенно приветливо, или даже сосед по комнате, уступивший вам место у окна.

Остановитесь и переведите дыхание.

На первом году обучения друзей не хватает всем, а значит, каждый (в большинстве своем) старается быть очень милым с остальными только потому, что все хотят подружиться. Поэтому сложно угадать, кто же из приглашающих вас на вечеринку или в кружок действительно искренен. Честно говоря, у меня нет ни одного настоящего совета. Все, что я могу сказать: хорошие друзья появятся естественным путем. Люди, желающие проводить время вместе с вами, будут прикладывать для этого усилия. Поэтому вы не превратитесь в преступника, если позволите всем остальным отойти на второй план.(Подробнее, о том как заводить нужные знакомства в статье Лаура Шварц )

3. Дублировать все на своем компьютере

Я действительно имею в виду все! Вам может быть лень убираться в своей комнате. Вы можете откладывать стирку несколько месяцев подряд. Но пожалуйста, пожалуйста, не ленитесь, когда речь идет о дублировании файлов.

Вот классический пример, который я никогда не забуду. Во время одного из семестров я писал работу по психологии. Я был действительно доволен ею - настолько доволен, что периодически забывать нажать на кнопку «Save». Закончив, я сохранил документ в папке на компьютере, отправил этот файл на онлайн-платформу своего класса и пошел праздновать. Спустя три дня мне на электронную почту пришло письмо от профессора с просьбой предоставить законченное эссе . Удивленный и слегка сбитый с толку, я поспешно зашел на свой аккаунт, заглянул в файл с эссе и понял, что каким-то образом мой компьютер сохранил не ту версию документа. Настолько не ту, что в ней оказалось только вступление к моему эссе. Я пересмотрел все папки на компьютере, разыскивая полный вариант, но так нигде его и не нашел. В результате мне пришлось переписать все сочинение, получив оценку на целый балл ниже в качестве штрафа за просрочку (помните, я говорил, что вам придется отвечать за все свои поступки?). Я до сих пор не понимаю, почему мой компьютер не сохранил нужный файл, но теперь я знаю, что нельзя забывать о копировании всех документов куда-то еще. Запомните: Google Drive - ваш друг. Dropbox - ваш приятель. USB-носители ваши товарищи. Не бойтесь положиться на них во всем.

4. В продолжение темы: всегда нажимать «Save»

Запишите в мышечную память сочетание клавиш «Ctrl+s» или «command+s», если у вас Mac. Я уверен, что печатая этот пост, я нажал на «сохранить» не меньше 50 раз. Выучите эту комбинацию клавиш и всегда пользуйтесь ей.

5. Профессора не пытаются никого поймать. Они хотят помочь

Это может показаться несколько удивительным, особенно после только что поведанной истории о чрезвычайно скверном столкновении с профессором, но, как ни странно, он оказался моим советчиком. Поверьте, у меня долго сохранялись претензии к нему, но в результате я осознал, что он научил меня необходимому: делать все возможное для того, чтобы быть готовым к чему угодно. В какой-то мере профессора колледжа именно этим и занимаются. Действительно, они расскажут вам о важных вещах, касающихся преподаваемых ими предметов. Но одновременно они служат еще и наставниками. Дискуссии, которые проходили у меня с некоторыми профессорами за пределами класса, были значительно ценнее всего того, что я узнавал на уроках. И да, уступайте им! Не так уж просто учить студентов в колледже - подумайте, вы смогли бы заниматься этим?

6. Даже сомневаясь, все равно записывать

Признайте, сидя в свое время на занятиях, вы говорили себе: «Мне не нужно это записывать, я запомню». Я почти уверен, что именно поэтому я не мог найти никаких конспектов с первого и второго курса, способных всерьез помочь мне при подготовке к экзаменам. Нет ничего плохого в избытке записей, ведь они позволяют вам уточнить важные детали во время экзаменов. Если ваши преподаватели разрешают использовать компьютеры на уроках, не отказывайте себе в этом. Гораздо проще быстро печатать, чем писать (особенно разборчиво).

7. Учиться за границей

9 из 10 студентов обожают опыт, полученный во время обучения за границей. Ну хорошо, это не данные настоящей статистики, но я уверен, что они не сильно от нее отличаются. Я действительно не могу сказать ничего, кроме того, что если ваша школа предлагает подобное, воспользуйтесь этим. Обладай я возможностью вернуться в прошлое, я заставил бы себя подать заявление на обучение за границей , даже если ради этого пришлось бы на семестр отказаться от спорта. Я действительно верю, что опыт, полученный от погружения в атмосферу другой страны, перевесил бы любые прелести жизни на кампусе. Поэтому пользуйтесь каждой лазейкой, пока у вас есть такая возможность!

8. Понять, что студенческий билет - это нечто неописуемое

Местные рестораны, магазины, кафе и кинотеатры вынуждены предоставлять студентам некоторые скидки. Могу заверить, что до выхода на пенсию у вас больше не будет шанса воспользоваться такими классными предложениями, какие получают студенты колледжей.

9. Простые предметы не всегда так хороши

Во время первого года обучения старшекурсники говорили мне: «выбери этот предмет, здесь просто получить 5» или «этот преподаватель великолепен, иди на его уроки», и я по глупости так и поступал, а потом обнаруживал, что эти лекции абсолютно не соответствовали моим ожиданиям. Если занятия не были достаточно сложными, они становились пустой тратой времени. Хорошо, что можно ознакомиться с комментариями к предметам прежде, чем выбирать их. Остерегайтесь дорожки с «простыми уроками».

Получать второе образование можно по разным причинам. Кто-то хочет повысить квалификацию и занимается изучением смежных к своей специальности областей. Кто-то гонится за престижем и красивым резюме. А кто-то понимает, что ошибся в выборе после школы, и решает повернуть совсем в другую сторону.

В любом случае, прежде чем бежать в приёмную комиссию , посмотрите на другой уровень. В России 3 500 средних специальных учебных заведений, абсолютное большинство из которых государственные. Колледжей и техникумов среди них примерно одинаковое количество.

Многие, как и университеты и академии, дают шанс получить образование дистанционно. Почти в каждом колледже или техникуме есть вечернее отделение.

Почему среднее специальное образование может быть лучше высшего?

Скорость

Время, за которое вы получите специальность в колледже, - 3–4 года. В техникуме - 2–3 года. В университете - 4–6 лет. Когда вам уже давно не 16, тратить ещё пару лет на изучение предметов, которые не пригодятся, бессмысленно.

Конкретная специальность

Если вы решили сменить профессию, средне-специальное образование даёт больше шансов получить готовые профессиональные навыки. Вуз даёт больше общих знаний, колледж и техникум конкретны.

Стоимость

Если вы после школы поступили в университет, то можете бесплатно учиться в колледже.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Даже если бюджетные варианты вас не устраивают (например, вечерних и заочных бесплатных отделений крайне мало), стоимость обучения будет ниже, чем в вузе.

Университеты обойдутся в 40–300 тысяч рублей в год . Колледжи - в 30–150. Конкретная цена зависит и от региона, и от специальности, и от рейтинга учебного заведения. Но ценник лучшего колледжа находится примерно на уровне среднего вуза. Зато выбор ссузов, готовых обучить вас за 30–50 тысяч, в разы больше.

Поступление

Условия зачисления для получения второго образования у каждого вуза и ссуза различаются. Но вступительные испытания во многих колледжах, особенно на вечерние отделения, усилий не требуют. Даже количество экзаменов меньше, чем в вуз.

По статистике, в прошлом году из десяти поступавших в вузы поступил один абитуриент. В колледжах этот показатель составляет пять к одному.

Нагрузка

После работы вы забираете ребёнка из детского сада, стоите в пробке, отправляетесь в магазин, бежите в спортзал или на вторую работу. Но теперь вы учитесь! Нужно всё отменить и спешить на лекцию. По истории, если учитесь на специальности «банковское дело». Или на физкультуру (а этот предмет есть почти во всех федеральных программах образования). Это даже не смешно.

Так вот, в ссузе программа общих предметов намного проще. Большую часть вам не обязательно даже посещать, только принесите первый диплом и напишите соответствующее заявление. При этом специальные предметы преподаются на высоком уровне.

Ускоренное обучение

После колледжа у вас на руках новая профессия. И возможность расти в ней, получать хоть третье, хоть четвёртое высшее, осваивая ускоренные программы вузов (в бакалавриате) параллельно с новой работой.

Практика

Колледжи «натаскивают» учащихся на работу. Количество практических занятий будет зашкаливать, после ссуза вы придёте на рабочее место и спокойно начнёте работать.

Конечно, речь о хорошем колледже. Но вы ведь не пойдёте в плохой?

Работодатели

Я уже предвижу вал комментариев: «Все работодатели требуют высшее образование!». На самом деле работодатель охотнее возьмёт человека с опытом работы, пусть и в другой сфере, и дипломом колледжа, чем выпускника именитого вуза, видевшего работу только на редких практиках. Да и известные колледжи котируются не хуже, чем многие университеты.

А теперь для объективности поговорим о минусах.

Программа

Определитесь, что вы ищете. Если вы хотите научной работы и глубокого изучения той или иной сферы, отправьтесь в университет. Если вы хотите сертификат, идите на курсы. Если вам нужны навыки менеджмента, читайте книги. От колледжа и техникума нужно ждать очень конкретных результатов, а не умения делать всё и сразу. Среднее специальное образование всё же узконаправленное.

Преподаватели

Дело не в квалификации, в ссузах преподают опытные и знающие люди. Но они привыкли иметь дело с детьми, часто пришедшими после девятого класса. Переключиться на взрослых им сложнее, и это часто приводит к перекосам. От студентов-вечерников то ждут 200% посещаемости, то заставляют рисовать плакаты и стенгазеты, то грозят поставить оценку на балл ниже, не понимая, что вас уже никто не будет ругать дома за тройку или четвёрку. Иногда это раздражает, зато помогает вспомнить детство.

Подходит ли вам среднее специальное образование в качестве второго?

Все знают о том, что учиться не так то и просто, как может показаться на первый взгляд. Каждый день ученику приходится собираться в школу, сидеть на занятиях, запоминать массу новой информации, записывать её, отвечать перед всем классом и писать контрольные. Но это ещё не самое сложное, так как кроме этого им приходится возвращаться домой, где опять продолжать своё обучение – читать параграфы, выполнять упражнения, полученные на дом, учить стихотворения и решать сложные задачи. Поэтому, что не говори, а обучение – это титанический труд, особенно для ребенка. Нет ничего удивительного в том, что при таком жестком режиме не все дети выдерживают, некоторые из них начинают прогуливать уроки, не выполнять домашние задания и т.п. Однако заставлять ребенка учиться – это не самый верный выход из ситуации. Подходить к учебному процессу нужно аккуратно, а главное- правильно!

Вообще, вопрос «Как заставить себя учиться», чаще задают именно студенты, так как за школьной партой контроля больше: и учителя следят за твоей успеваемостью, и родители «наседают» за плохие оценки, да и другие ученики не относятся к тебе уважительно, если ты постоянно находишься в «лузерах» по успеваемости. В лицеях, институтах и университетах, контроль уходит от ученика. Так как тебя считают уже взрослым человеком, который сам вправе решить, как ему учиться: хорошо или плохо. Однако такая свобода несколько опьяняет юношу или девушку и далеко не все умеют вовремя прийти в себя и задуматься над тем, что при такой разгульной жизни они могут скатиться вниз по лестнице жизни. И тогда студент задает себе сложный, но довольно интересный вопрос: «А как же заставить себя учиться??». Сегодня Вы узнаете ответ!

12 способов заставить себя учиться

Поставьте задачу правильно! В первую очередь, Вы (ученик) должны правильно поставить себе задачу или цель. Думайте не о том, как заставить себя учиться, а о том, как начать хорошо учиться , ведь Вы всё равно, по сути, учитесь и будете учиться дальше. Формулировка задачи очень важна, человек существо довольно странное и если Вы будете принуждать себя к чему-либо, то Ваше подсознание будет противиться этому, и будет мешать выполнять запланируемые задачи (учить уроки, слушать преподавателя и т.д.). Причем от такого непослушания будете получать гораздо больше удовольствия, чем от следования своей цели.

Если Вы сформулируете себе вопрос иным образом, например: «Как закончить этот год на отлично?» или «Как начать хорошо учиться в этом семестре?», то Вы не заметите, как начнете искать способы получить хорошую отметку в школе, то есть Ваше сознание начнет работать в содействии с подсознанием, ориентируясь на положительный результат.

Психологический аспект очень важен в обучающем процессе, поэтому старайтесь не заставлять себя учиться, а искать вескую причину, которая может изменить Ваше отношение к учебе в благоприятном направлении. Но об этом в следующем пункте.

Найдите мотивацию (причину) учиться хорошо. Как мы уже сказали, повод к обучению – лучший метод в обучении. Ваша задача заключается в том, чтобы найти стимул, который бы сработал именно в Вашем случае. Мотивации бывают разного характера, к примеру, на некоторых действует такая фраза: Если ты не начнешь учиться, то уже в следующем семестре тебя отчислят из учебного заведения! Хотя на другого человека этот призыв ну никак не подействует.

Для большинства хорошей мотивацией является перспектива, однако для одних работает долгосрочная перспектива: Если я закончу этот ВУЗ на отлично, то смогу устроиться на работу с высоким окладом и возможностью передвигаться вверх по карьерной лестнице. Для других перспектива должна быть более близкой и реальной: Если закончу последний семестр хорошо, то отец купит путевку в лагерь, куда я поеду с друзьями на всё лето!

Мы не знаем, что может заставить учиться именно Вас, однако мы точно знаем, что такая мотивация есть. Найдите её! Вообще мы бы сказали, что стимул учиться занимает одну из главенствующих ролей в учебе, если он найден и используется учеником, то он способен достичь неимоверных успехов.

Если Вы родитель и читаете эту статью в надежде того, что сможете понять, как заставить ребенка учиться, то мы бы посоветовали узнать о его отношениях в классе. Иногда мотивация учиться исчезает именно из-за конфликтов с другими детьми. Особенно часто это случается с подростками, которые редко когда хотят учиться в школе или другом учебном заведении.

Обустройте своё рабочее место. Казалось бы, как такой мелочный вопрос, как обустройство рабочего места ученика, может повлиять на обучение, но поверьте, оно способно кардинальным образом изменить скорость выполнения домашнего задания и его качество. Мы согласны, что лёжа на кровати с планшетом или ноутбуком – вполне приятно заниматься «домашкой», однако совершенно не эффективно. Так как в лежачем состоянии человек запоминает и понимает её намного хуже, а главное – медленнее. Связано это с физиологическими особенностями строения органов человека. Постарайтесь выделить себе в доме небольшое местечко, в котором Вы будете заниматься исключительно делами, связанными с обучением. Особенной чертой этого места должно быть то, что на нём не будет ни компьютера, ни ноутбука, ни планшета, ни мобильного телефона. Только необходимые тетради, книги и канцелярские принадлежности (ручка, карандаш, ластик и т.п.).

Компьютер или другая техника может сильно отвлекать от учебного процесса. Ведь у Вас открывается масса соблазнов: icq, skype, «ВКонтакте», интересные сайты, фильмы, музыка, игры и т.п. Поэтому к ней необходимо прибегать лишь в тех случаях, когда она конкретно требуется для выполнения той или иной задачи.

Те, кто привык, что на рабочем столе, всегда должен стоять компьютер и без него, стол кажется скучным и унылым, советуем организовать на столе всё таким образом, чтобы он выглядел красиво и интересно: купить новые яркие канцтовары, заменить скучную настольную лампу, на новую и оригинальную. Кроме того стол лучше разместить возле окна, чтобы не только дневной свет освещал рабочее место, но и вид из окна позволял отвлечься или наоборот сосредоточиться.

Если компьютер забирает у Вас массу свободного времени, однако Вы не можете противиться этому, то советуем подумать о том, что компьютерное излучение вредит здоровью человека: ухудшает зрение, возникают недуги, связанные с желудочно-кишечным трактом, а также появляются проблемы с нервной системой.

Измените стиль одежды. Конечно, одежда не может заставить начать учиться, однако её стиль может служить, как взмах стартового флажка для спортсмена. Объясним чуть подробнее: каждый из нас знает, как отличить хорошего ученика от плохого. Хороший студент всегда одет аккуратно и строго (особенно это касается парней), чего не скажешь о плохом студенте, его стиль всегда кардинально отличается от того, который бы следовало одевать в учебное заведение. Так вот, когда этот самый «не очень хороший» ученик приходит на занятие в строгом костюме, к нему резко меняется отношение, как среди учеников, так и среди преподавательского состава. И первая мысль, которая возникает у окружающих «Неужели Иванов (например) взялся наконец-то за ум и начал учиться?!». Да-да, при помощи обычной смены имиджа, можно добиться таких вот изменений в отношении к себе. Естественно, после того, как о тебе все так хорошо подумали, сложно будет опять превращаться в лодыря, который ходит на занятия «просиживать штаны».

Создавайте из обучения увлекательное занятие (метод ассоциативных карт) . Вы, наверное, замечали, что многие девчонки в Вашей группе, на лекциях ведут запись не сплошным текстом, а с использованием различных маркеров и цитат. Их записанные лекции зачастую представляют собой не просто несколько страниц рукописных фраз преподавателя, а целый шедевр искусства: важные фразы написаны другим цветом, правила выделены в различные прямоугольные таблицы. В тексте масса подчеркиваний и выделений маркером или другими чернилами. Даже небольшие зарисовки сделаны карандашом и под линейку. Вы думаете, что они просто ерундой занимаются?! Ошибаетесь, они превращают скучную лекцию в интересное занятие, занимаясь раскрашиванием и выделением основных моментов. Кроме того, дома им проще будет запомнить эту информацию, так как они запоминают термины не только по смыслу, но и визуально, что позволяет быстрее и лучше запомнить информацию.

Когда сложно запомнить какую- нибудь информацию, попытайтесь её понять не буквально, а через аналогии. Например: запомнить название «Бородинское сражение», можно при помощи аналогии его с «Бородинским хлебом»; запомнить инициалы Александра Сергеевича Пушкина, можно, как «Пушкин – ас (лучший специалист)». Примеры, возможно, не самые удачные, главное усвойте смысл и используйте его в своем обучении.

Чтобы обучение проходило ещё более интересно и комфортно, покупайте тетради с красивыми обложками, ведите удобные и яркие блокноты и используйте разноцветные стикреры для напоминания. Чаще меняйте ручки и выбирайте их не только по комфорту в письме, но и по красивому или необычному дизайну. Время от времени используйте ручки, чьи чернила пахнут, вкусный запах тоже будет поднимать Вам настроение, а при открытии тетради Вы будете не только вспоминать о своих обязанностях, но и о каких-нибудь вкусных фруктах или жвачках.

Поощряйте себя за успехи. Заставить учиться подростка или взрослого юношу (девушку) сложно, однако это вполне возможно. Используйте для этого методы поощрения, например: Вы сегодня отучились и не получили ни одной плохой отметки – похвалите себя и разрешите себе сегодня часок-другой прогуляться. А если ещё и получили хорошую отметку по важному предмету, то здесь ещё можно поощрить себя чем-нибудь вкусненьким (чипсами, шоколадкой или пиццей). Сдали экзамен или контрольную работу – здесь полагается приз побольше: сходите с друзьями в клуб, кафе или на дискотеку. Помните, что поощрение должно быть только в том, случае, если Вы действительно того заслужили. Если провинились, то ни о каком призе или отдыхе и речи быть не может. Вы должны осознать, всю сладость победы и горечь поражения.

Оценивайте себя за успехи трезво и честно, иногда натянутая четверка заслуживает похвалы больше, чем твердая пятерка. Кроме оценок, себя можно поощрять за выученные билеты, выполненное домашнее задание, поход в библиотеку, активную работу на уроке и т.п. То есть результаты могут выражаться совершенно по-разному. Не стоит зацикливаться на оценках. Правильнее будет зацикливаться на полученных знаниях. Ведь как мы знаем, оценки, которые ставят нам преподаватели, не всегда объективны.

Первый шаг сделать трудно! Самым сложным моментом в обучении является первый шаг, начало процесса. Признайтесь себе, как часто бывало так, что Вы оттягивали домашнее задание до последних часов своего бодрствования?! Наверное, частенько – ведь всегда находятся дела, которые кажутся важнее домашней работы. Согласитесь, что начать делать домашнее задание всегда сложнее, чем его закончить. Ведь так?!

Главной причиной сложного старта является банальная лень. Домашняя работа может оказаться делом на 15 минут, но за неё ведь нужно сесть, начать думать, а ведь как этого не хочется делать. Чем быстрее Вы поборите в себе лень, тем быстрее начнете хорошо учиться.

Учитесь хорошо с первого семестра! Если Вы решили закончить этот год с хорошими отметками и показать себя в лучшем свете перед учителями, родителями и друзьями, то начинайте хорошо учиться именно с первого семестра. Не откладывайте дела на потом. В начале года (после каникул), все задания будут накапливаться постепенно, а это шанс их решать быстро и правильно. Если Вы будете тянуть, то ближе к концу этого года или семестра получите неприятную ситуацию, время до окончания останется мало, а дел и заданий будет много. И Вы уже будете думать не о хороших отметках, а о том, чтобы вообще успеть сдать предмет до сессии. Учитесь распределять учебную нагрузку равномерно и тогда всё у Вас обязательно получиться!

Работайте больше в классе, чтобы меньше оставалось на дом. Хитрый способ для тех, кто умеет ценить свое время. Очень часто бывает так, что преподаватель успевает закончить урок раньше звонка и чтобы не нагружать Вас лишней информацией, предлагает заняться своими делами. Это время мы Вам не советуем тратить впустую, Вы всё равно находитесь в школе, за партой и не можете громко общаться с друзьями, так используйте это время с толком: начните выполнять домашнее задание. Пусть не по этому предмету, а по другому, пусть даже не на завтрашний день. Не важно! Главное, что Вы сэкономите себе время дома, а значит, лишние 10-20 минут сможете погулять с друзьями на свежем воздухе.

Устраивайте конкурсы и марафоны. Попробуйте договориться с родителями на своеобразный конкурс, в котором они будут выступать спонсорами призов. К примеру: если Вы за следующие две недели будете получать по алгебре одни только хорошие отметки, то они Вам, по истечению этих двух недель, покупают новый мобильный телефон (к примеру). Время и подарок может изменяться в зависимости от Ваших успехов в учебе ранее, а также от благосостояния семьи. Если Вы ставите условия на год или семестр, то учитывайте два фактора, во-первых, за полгода или год, семейный бюджет может измениться (и не всегда в лучшую сторону), поэтому постарайтесь получить от родителей гарантии той или иной покупки. Во-вторых, учитывайте, что мотивировать себя покупкой того же велосипеда в течение всего года – очень и очень сложно. Рано или поздно Вы можете не удержать поднятой планки.

Правильно распоряжайтесь своим временем. Старайтесь учиться и по составленному режиму. К примеру, сразу после занятий не приходить и садиться за компьютер, а приходить, и садится за кухонный стол, кушать, потом идти делать уроки, а вечером выходить гулять или идти в клуб. Таким образом, Вы всегда будете знать, что в это время Вам нужно делать уроки, а не отдыхать. Не бойтесь экспериментировать со своим режимом, так как некоторых не заставишь учиться сразу после уроков, им сначала требуется отдых, а к урокам они приступают на следующий день рано утром, но этот режим довольно рискованный, так как всегда есть шанс проспать.

Развивайте в себе силу воли. Порой случается так, что никакой конкурс и никакая мотивация ни способна заставить начать учиться студента. В таких случаях есть лишь один совет: «Стисните зубы, соберите всю силу воли в кулак и во что бы то ни стало, начните учиться! Не потому, что так хочется, а потому что так НАДО!». Таким образом, Вы будете развивать у себя силу воли, которая в будущем ещё не раз пригодится. Удачи!

Многие подростки и их родители на пороге девятого класса задумываются о дальнейшей траектории образования: оставаться в 10-11 классе в своей школе, переходить в другую или же поступить в колледж? Колледж выбирают многие. Но для того, чтобы принять ответственное решение, нужно понимать преимущества и риски такого шага. Рассказывает Мария Джановна Корешкова, преподаватель в Московском Колледже Автомобильного Транспорта (ГБПОУ КАТ№9), педагог с 18-летним стажем.

Задаем себе вопрос

Надо честно ответить, в первую очередь себе: мы хотим уйти в колледж ОТ чего и ДЛЯ чего. Это во многом влияет на выбор и определяет риски. Рациональное «для получения» специальности» не всегда является главным. «Из школы» уходят как те дети, которые не смогут учиться в 10 и 11 классах, так и те, которые смогут, но не хотят. Часто подростки к старшим классам теряют мотивацию к учебе. Мальчишки, особенно «технари от Бога» со школой могут «не совпадать». Для многих, особенно в регионах, колледж в большом городе - способ вообще получить приличное бюджетное образование; для многих, даже в столицах - ступенька к получению высшего образования без ЕГЭ. Уходят и из слабой школы в сильный колледж. Поэтому конкурсы в колледжи растут, на популярные специальности проходные баллы доходят до 4,5 и выше.

В колледжи поступают и выпускники 11 класса, тем более, что отсрочку от службы в армии получают теперь все, без ограничения возраста.

Наиболее ответственное решение - выбор будущей профессию девятиклассником. В 15 лет кругозор у подростка невелик, представление о разных профессиях часто поверхностное. Помощь родителей необходима, но принимать решение за него чревато. Если студент передумал даже накануне диплома, то он останется только с аттестатом за 9 классов. Если решил поменять специальность СПО* (СПО - среднее профессиональное образование. - Прим. ред. ) - то можно перевестись в другой колледж на 2-й курс (на СПО 1-й курс - программа средней школы). Если профессию НПО (НПО - начальное профессиональное образование. - Прим. ред.) - то только поступать заново, ибо там профессиональные и общеобразовательные дисциплины начинаются сразу с 1 курса.

Выбираем уровень обучения

Теперь все выпускники получают дипломы, в которых указано, что они имеют среднее профессиональное образование по определенной специальности или профессии.

ПТУ, как учебное заведение, дискредитировавшее свое название, закрыли. Но разные уровни обучения остались: НПО и СПО. Такая система профессионального образования сформирована реальными требованиями к квалификации и возможностями обучаемых, отработана десятилетиями. Как правило, несколько старых профессиональных учебных заведений разного уровня административно объединены в одно образовательное учреждение «Колледж», или же в одном учебном заведении существуют группы НПО и СПО, обычной и углубленной подготовки.

И тот, и другой уровень может готовить работников одного профиля. Чем же они отличаются?

НПО призвано дать человеку рабочую профессию - раз, и социализировать, стать «социальным лифтом» для подростков с проблемами - два. Поэтому методика обучения рассчитана на более слабых в общеобразовательном плане, менее мотивированных к учебе подростков. Она оптимальна для ребят, которые хотят получить профессию и работать, а школа им, мягко говоря, надоела. Соответственно, исходя из уровня основной массы подбирают достижимые требования и методы обучения.

Следовательно, теоретическая подготовка по специальности есть, но упор делается, в первую очередь, на практическое обучение, и его много: практика чередуется с уроками уже с первого курса. Для детей со слабыми учебными навыками и опытом школьных неудач такая методика оптимальна. Поскольку профессии учат с самого начала, изучение общеобразовательных дисциплин растягивается на два года, параллельно с общепрофессиональными и специальными. И отношение к школьным предметам не приоритетное.

Важно! После окончания и сдачи госэкзаменов и (или) защиты диплома выпускник получает диплом СПО, в котором указывается, что он обучился «профессии» такой-то.

СПО (среднее профессиональное образование) теоретически должно готовить специалистов среднего звена или рабочих с высоким уровнем базовых знаний. Поэтому доля теоретической подготовки не в пример больше и ее уровень выше. Выпускник СПО приобретает «специальность». Соответственно, уровень студентов должен быть другой. Больше и время обучения: к примеру, если для овладения профессией «23.01.03 Автомеханик» нужно потратить 2 года 10 месяцев, то для получения специальности «23.02.03 (190631) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» - 3 года и 10 месяцев. А на углубленный уровень обучения - еще год.

Соответственно, система во многом сходна с вузовской, да и стиль обучения занимает промежуточное положение между школой и ВУЗом. Выдает даже язык. Не уроки, а пары, не учащиеся, а студенты (хоть в документах ФГОС все именуются «обучающимися»), не учителя, а преподаватели. Зачеты и экзамены каждый семестр, лабораторные и практические работы, курсовые проекты. Но студенческой вольницы нет! Если в НПО «мастера», то в СПО классный руководитель может по-студенчески называться «куратором».

Студенты СПО программу 10 и 11 классов изучают на первом курсе. Разумеется, в полном объеме за год это сделать нереально. Часть предметов сокращена, к тому же не тратится время на целевую подготовку к ЕГЭ. Дисциплины, наиболее существенные для будущего специалиста, изучаются более серьезно (у нас, например, это физика и математика), остальные - чуть более расслабленно. Уровень изучения? По признаниям ребят и их родителей, он, конечно, значительно ниже, чем в хорошей профильной школе (сравниваем с физматом), но заметно выше, чем в школе «средней и ниже среднего».

Начиная со второго курса и те, кто поступил после девятого, и те, кто пришел после одиннадцатого класса, учатся одинаково: общепрофессиональные и специальные дисциплины, периодически практики, сессии … и так до диплома.

Нельзя однозначно сказать, какая форма обучения лучше и какая - хуже. Если есть возможность, ее надо выбирать, исходя из особенностей конкретного ребенка, его умения учиться и мотивации. Учиться по программам СПО подростку, у которого не было никаких перспектив нормально закончить 10-11 класс, явно не стоит.

Качественный специалист хорошего колледжа уровня СПО по уровню теоретических и научных знаний существенно отстает от выпускника бакалавриата с аналогичной специальностью, но часто превосходит его по уровню профессиональных знаний и практических умений. Правда, качество обучения и уровень требований в разных колледжах очень отличается, как и уровень знаний разных выпускников.

Как выбрать колледж

Есть явная информация, ее легко найти в Интернете: адрес, профессии, сроки обучения. И есть неявная: фактический уровень, принятый стиль общения. Сходите с сыном или дочкой на День открытых дверей, задайте вопросы. Учтите, что один колледж может включать несколько зданий с совершенно разными традициями: в одном часть занятий ведут преподаватели профильного ВУЗа, в другом все совсем по-другому.

Предложите ребенку немного побыть среди студентов. Родителям стоит и самим, без ребенка, съездить к выбранному колледжу, посмотреть на ребят, постоять и послушать разговоры в курилке. Легко или трудно учиться? За что ругают преподавателей и за что хвалят?

Особенности обучения в колледже (СПО)

Вчерашние школьники с энтузиазмом начинают учебу с чистого листа. С чем они сталкиваются?

  1. Дорога. Часто - час-полтора в одну сторону. Четыре пары плюс дорога - фактически полный рабочий день, а еще ведь надо уроки делать. Родители не всегда могут контролировать, соответственно, возникает проблема с опозданиями и искушениям прогулять. У первокурсников возникает обманчивое ощущение быстрого взросления.
  2. У иногородних - общежитие. Это - отдельная проблема.
  3. Более «взрослое» отношение. Если в школе мама каждый раз выясняла, что задано на дом и помогала делать проект - здесь это смешно. На старших курсах к студентам порой обращаются на «вы». Инфантильным детям в колледже трудно.
  4. Самое главное: система требований. Итоговая оценка не является средней от текущих. Все лабораторные должны быть выполнены и защищены, задания выполнены, контрольные написаны, причем независимо от того, был студент на том занятии или нет! Задолженности накапливаются, но тройки всем, у кого есть оценки, не ставят (в отличие от того, как это чаще всего бывает в школе). Сначала ребята стараются, потом - расслабляются, к концу семестра пугаются. С другой стороны, в случае проблем в колледже опекают и контролируют студента, по моим ощущениям и отзывам родителей, даже больше, чем в школе.
  1. Контроль. Посещаемость обычно контролируют ежедневно. Классный руководитель (куратор) созванивается с родителями и выясняет, что случилось с ребенком и почему он отсутствует. Важно! Если вам не звонят - не факт, что все в порядке. А вдруг телефон куратора в «черном списке» вашего телефона? Возможно, вы думаете, что ваш сын вышел на учебу после болезни, а куратор считает, что он все еще на больничном? Разумеется, вы доверяете своему ребенку. Но такие «кризисы вседозволенности» встречаются часто, и на первом курсе - чаще всего. Просто поддерживайте с куратором контакт и информируйте его по мере необходимости. Куратор же извещает родителей о других проблемах.

Дневников у студентов нет. Но родителей периодически извещают о текущей успеваемости в течении семестра. Родителей первокурсников - часто, на старших курсах - реже.

Регулярно бывают родительские собрания, на которых вы можете пообщаться со всеми преподавателями. И, разумеется, дважды в год - сессия, зачеты и экзамены.

Помимо классного руководителя или куратора группы есть заведующий отделением (или куратор курса). Это - самый главный человек, который хорошо знает всех своих студентов и преподавателей, в курсе всех проблем и решает административные и воспитательные задачи. При любых вопросах, конфликтах, недоразумениях обращаемся к нему.

Сложно ли учиться в колледже?

В принципе - не слишком. Но, в отличие от школы, жесткого соответствие «программа-учебник» нет. Как правило, весь новый материал преподаватель объясняет и надиктовывает конспект. Даже если есть хороший учебник, а такие бывают, особенно по спецдисциплинам, далеко не всегда он заменит преподавателя. Без конспекта изучить все самостоятельно, по учебнику или с помощью Интернета, для большинства студентов - задача малореальная.

Задания и даже курсовые проекты дают с таким расчетом, чтобы большая часть выполнялась в аудитории, с помощью преподавателя. Есть регулярные консультации, дополнительные занятия. Но … от сессии до сессии живут студенты весело. За неделю же до сессии ни один преподаватель объяснить каждому пропущенный материал всего семестра и помочь каждому выполнить его индивидуальное задание не сможет.

Можно ли подрабатывать без ущерба для учебы? Обычно это получается у способных, достаточно взрослых и ответственных ребят. И то периодически бывают цейтноты. Большинство же, взявшись за работу и получив первые деньги, учебу запускают.

Могут ли отчислить?

Да, разумеется. За не ликвидированные вовремя задолженности, за прогулы.

Но до того, как это случится, дадут сто и одну возможность отработать и исправить, помогут, неоднократно обратятся к родителям. Даже в случае взрослых, женатых и замужних «детей».

Трудоустройство

Возможности трудоустройства очень зависят от самого выпускника, профессии, ситуации на рынке труда.

Колледж обязательно устраивает на практику на предприятия. Если студент может найти работу сам - пожалуйста, но контролировать его будут все равно. Колледжи часто заключают договоры с работодателями, которые берут на практику студентов, а тех, кто хорошо себя зарекомендовал приглашают на работу.

Но со студентом, не желающим работать на практике, рабочие возиться не будут - лишь бы не мешал. В результате конкурентоспособны на рынке труда оказываются те, кто во время учебы работали по специальности и помимо учебной программы многому научились. Но немало ребят выбирают быстрый заработок - курьером, продавцом.

Колледж приглашает работодателей к сотрудничеству, устраивает встречи с выпускниками, информирует их о вакансиях. Но… По нашей специальности мальчиков с дипломами слишком много. Даже на вакансии, присланные работодателем в колледж, часто берут только с опытом работы от трех лет или с большими испытательными сроками без оформления и с символической оплатой.

Что еще мешает трудоустройству? Высокие зарплатные ожидания молодежи наталкиваются на скептическое отношение работодателей. Студентам-вечерникам приходится отказываться от режима работы, не позволяющего посещать занятия.

После колледжа - в ВУЗ

Даже в СПО аттестат, подобный школьному, по окончанию первого курса студент не получает: считаться человеком с законченным средним образованием он сможет только после защиты диплома. Сдачу ЕГЭ в колледже могут не организовывать (если нет соответствующей аккредитации), а могут организовывать для желающих и сдачу, и подготовку к ЕГЭ. Но это обычно делают на втором курсе, тем более, что к тому времени ребята уже определились со своим отношением к выбранной специальности.

Если колледж подписал договор с определенным ВУЗом, который согласен принимать его студентов по внутреннему экзамену, то ребята, как правило, идут по такому пути: на последнем или последних двух курсах занимаются на подготовительных курсах в этот ВУЗ (платно). На курсах их не только готовят к экзамену, но и изучают то, что позволит ликвидировать разницу в программах колледжа и первого курса этого ВУЗа. И тогда после сдачи экзаменов они поступают сразу на второй, а при определенных успехах - на третий курс. В МГТУ МАДИ даже создают специальные группы из выпускников профильных колледжей, обучающихся по сокращенной программе.

Выпускники уровня НПО на второй курс обычно не поступают (слишком велика разница в программах и уровне), но поступать внутреннему экзамену или по ЕГЭ они могут точно так же.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: