Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста. Материал на тему: консультация для воспитателей "Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа – детский сад №5» г. Юрги.

Консультация для воспитателей

«Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей»

Составитель:

Левицкая Елена Анатольевна,

Воспитатель МБОУ «НШ-ДС№5»

Юрга 2015

Консультация для воспитателей.

Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей.

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности важное условие нормального психологического развития ребенка.

В детском саду встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети. Эмоциональные трудности, отклонения могут приводить к частым конфликтам, мешают развертыванию деятельности, препятствуют общению ребенка с окружающими. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально-коммуникативному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и в совместной деятельности с другими людьми. Социально-коммуникативное развитие детей по настоящему может осуществляться лишь в контакте со взрослыми. Особое значение для развития личности ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем и эмоционально-психологический климат той группы, в которой находится ребенок. Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту.

Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Ребята, испытывают серьёзные трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый». Дети не умеют общаться друг с другом, испытывают трудности в усвоении нравственных норм, отмечается повышенная конфликтность в общении детей друг с другом, проявление безразличия к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться. Общение, и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей, формирует коммуникативные умения и взаимоотношения.

Поэтому в ДОУ большое внимание должно уделяться развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка.
В связи с этим можно определить цель: формирование коммуникативных умений и взаимоотношений у детей через игру.
Для достижения цели поставлены
задачи:

1. Научить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.
2. Развивать язык жестов, мимики, словарный состав.

3. Развивать навыки игровой деятельности со сверстниками и взрослыми.

4.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.

Для достижения положительных результатов по данному направлению в работе используются следующие методы и приемы:

  1. Словесные (рассказ, беседа, составление рассказов и сказок, обсуждение, объяснение, чтение художественных и фольклорных произведений).
  2. Наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, разыгрывание театрализованных сценок).
  3. Практические (упражнения, творческая деятельность, самостоятельное разыгрывание ситуаций, театрализация с участием детей).
  4. Игровые (дидактическая игра, игры для эмоционального развития, режиссерские и сюжетно - ролевые, здоровьесберегающие игры, пальчиковые игры, подвижные игры).

Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей существенное место занимает игра. Игра - ведущий вид деятельности детей, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходит в игре. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. И задача педагога – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, ребенок проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагировании, с другой формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его социально-коммуникативный опыт.

Считается, что сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей дошкольников. В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще.

Таким образом, организуя сюжетно-ролевую игру, педагог вовлекает детей в прямое общение. Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Больница», «Школа»- это игры с более содержательным сюжетом или несколькими сюжетами.

Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им. Игры с правилами обязательно предполагают партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре. Игра с правилами предполагают также специфические формы общения – отношения равных внутри одной команды. Это дает возможность выйти за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей чувство сплоченности. Это особенно важно в связи с тем, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься ими в дальнейшую реальную жизнь.

Также можно использовать театрализованную игру (обыгрывание сценок). Театрализованная игра также является средством развития общения детей дошкольного возраста. Участвуя в театрализованной игровой деятельности, дети познают мир, учатся связно рассказывать, чувствовать, передают интонацию, активно пользуются движениями, мимикой и жестами. После просмотра сценки, с ребятами проводится беседа, ребята отвечают на вопросы, обсуждают поступки героев, нравственные стороны увиденного, анализируют ситуацию.

Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи. При этом,интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo - peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание).

В настоящее время активно изучается, разрабатывается и используется такая форма воспитания, как досуг (развлечения, праздники, викторины). Тематика игр и викторин разнообразна. Занимательные задания во время праздника или развлечения дети могут выполнять парами, по командам, проявляя сотрудничество, сплочённость, умение договариваться, слушать товарища. В играх создаётся атмосфера, способствующая развитию эмоциональной отзывчивости детей, поддержке детьми друг друга, взаимовыручке.

Широкое использование методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности.


« Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста»

Составила музыкальный руководитель

Шилоносова Т.В.

МАДОУ « Ц. р. р. д/с № 355» «Чулпан» г. Перми

“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений - одна из важных

задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”

В.А.Сухомлинский

Актуальность проблемы.

Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для того,чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.

Основная цель использования коммуникативных игр – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Для социального развития детей, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Цель коммуникативных игр:

- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Значение коммуникативных игр:

Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.

Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.

Музыка тесно связана с моторно – мышечными и интонационно –речевыми ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно, музыкально- игровая деятельность может быть педагогически направлена на развитие социальных качеств детей. Педагог может использовать игровой потенциал музыкальной деятельности для развития навыков общения между детьми, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.

Музыкальные коммуникативные игры – это синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными и зрительными ощущениями, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое.

Коммуникативные игры разнообразны по форме. Это может быть обычная сюжетно-ролевая игра с эпизодическим применением детьми музыкального репертуара, включение в общий сюжет песенок, а также игры, основанные на методах и приемах Карла Орфа

(Орф – педагогика). К коммуникативным играм относится практически весь детский фольклор(потешки, песенки, прибаутки, пестушки, переклички). Детский игровой фольклор можно рассматривать как уникальное средство социального развития ребенка, поскольку он учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности.(«Ладушки», «Ай, гугу, не кружись на лугу», «Сорока – белобока» и др.)

Коммуникативные игры классифицированы в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей:

Игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения(«Гномы и великаны», « Пылесос и пылинки», «Дружок ремешок» и др.)

Игры-зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения(«Море волнуется», «Зеркало», «Не сердись, а улыбнись», «Позы», «Снежинки, летайте» и др.)

Тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки(подвижные игры – «Цепи кованые», «Гори ясно», «Волк и гуси», речевые игры – « Комарики», « Баня –Бабаня», массаж «Мы капусту рубим..» и многие др.)

Ритмо – интонационные игры с именами. Эти игры являются своеобразным и тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли. В этих играх каждому ребенку уделяется внимание всех: представленный им образ тут же копируется всеми. Эти игры позволяют детям не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме того, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с другими детьми. Громкое произнесение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе (различные игры-приветствия, «Знакомство», «Каравай», «Кто у нас хороший» и др.)

Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе.(« Сладкий апельсин», «Здравствуй, милый друг», «Раз, два, три» и др.)

Использовать коммуникативные игры можно в самых разных формах работы не только с детьми, но и родителями – в НОД, на праздниках, развлечениях. Поскольку коммуникативные игры являются доступными и в то же время привлекательными, вызывающими яркие, положительные эмоции, их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющих различную патологию развития.

Заключение:

Коммуникативные игры позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создать эмоционально- положительный микроклимат в группе.

Использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.

Приложение.

Игра «Сороконожка»

Бежали сороконожки,

Бежали они по дорожке.

Слишком много ножек

У этих сороконожек.

Несколько детей встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего . По команде начинают двигаться вперед, стараясь не разорвать «цепь»

Игра « Все мы рады »( ранний возраст)

Все на ножки становитесь

И в кружочек соберитесь.

Вместе ручками помашем,

Вместе мы споем и спляшем.

Все мы Кате очень рады (при повторении – другое имя)

Нам похлопать Кате надо.

Нас без Кати было мало

Кати очень не хватало.

Игра « Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки! вытягивают руки вперед, ладошки кверху

Хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки! пружинки

Топ-топ-топ.

Здравствуйте, щечки! гладят щечки

Плюх-плюх-плюх. похлопывают по надутым щекам

Здравствуйте, губки! качают головой

Чмок –чмок-чмок.

Здравствуйте, зубки! качают головой

Щелк-щелк-щелк.

Здравствуй, мой носик! гладят ладошкой

Бип-бип-бип . нажимают указ пальцем

Здравствуйте, гости! протягивают руки

Привет! машут рукой

Игра «Здравствуй»

Дети стоят в кругу и передают мяч, пропевая имя каждого ребенка , например «Здравствуй, Сережа»

Игра«Бабушка Маланья».Дети становятся в круг, мама в центре круга. Она предлагает ребятам поиграть в веселую игру – хоровод. При этом предупреждает, что хоровод дети будут вести самостоятельно. Дети берутся за руки, а взрослый в центре начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

1. У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей, семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говориться в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т.д.

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так.

Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение. Движения должны быть правильными. Педагог показывает примеры: погрозить шутливо пальцем, помахать рукой, поклониться, заложить руки за спину.

Игра «А кто у нас самый умный». Поставьте малышей напротив друг друга. Обхватить ручку одного ребенка в запястье, погладьте ею нежно сверстника по головке, ручкам, ножкам. Пойте при этом песню о хороших качествах этого сверстника, называйте его по имени:

1. А кто у нас умный,

Кто у нас разумный?

Ваня у нас умный,

Он у нас разумный!

2. Кто у нас красивый,

Кто у нас пригожий?

Сашенька красивый,

Он у нас пригожий.

Повторите игру, только теперь предоставьте возможность другому ребенку прикасаться к сверстнику. Предлагайте малышам выполнять действия самостоятельно: «Где дружочек? Где Саша? Погладь Сашу по головке. Вот молодец! И Саша погладит Ваню.» Играйте, пока сохраняется интерес детей к друг другу. Помните: игра не должна доставлять малышам неприятных ощущений, ориентируйтесь на настроение и реакции детей.

Игра как средство формирования коммуникативных умений современных младших школьников

Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения в недостаточной степени способствует формированию коммуникативных умений. Важно поэтапное формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Коммуникативные умения – это умения в структуре деятельности общения, умения, связанные с обменом информации. Согласно учению Л. С. Выготского, коммуникативные умения относятся к высшим психическим функциям, т.к. формируются при жизни.

Коммуникация привлекает внимание специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистики и др.

Данной проблемой занимались такие ученые как Андреева Г.М, Апель К.О., Герберт М.М, Горбунова М.Ю., Мухина В.С., Фишер Б. .

Однако в трудах ученых еще не достаточно исследованы возможности игры как средства развития коммуникативных умений младших школьников.

Необходимость развития коммуникативных умений понимают и учителя школ, которые активно используют в этих целях разные формы и методы работы, возможности учебного процесса. Понимают учителя и то, что развитие коммуникативных умений невозможно без игры, однако применяется игра как воспитательное средство зачастую нецеленаправленно. Определенная часть учителей попросту недооценивают возможность и эффективность игры как средства развития коммуникативных умений.

Нам удалось выявить противоречия, сложившиеся в педагогической практике по проблеме развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте. К ним мы относим следующие:

    противоречие между возможностями игры как средства развития коммуникативных умений детей и недостаточной реализацией этих возможностей в педагогической практике;

    противоречие между необходимостью формирования у младших школьников коммуникативные умения и недостаточным методическим обеспечением данного процесса.

Выявленные нами противоречия в теории и практике решения данной проблемы и обусловили выбор темы нашего исследования: «Игра как средство развития коммуникативных умений современных младших школьников».

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

Н. К. Крупская считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра - осмысленная деятельность.

Сходство игры с трудом выражается и в том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив.

Г. В. Плеханов, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание.

По его мнению, игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания.

Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра - образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда и готовит молодое поколение к труду.

В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К. Д. Ушинским.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки (Психологический словарь \ Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, 1990).

В структуру игры как деятельности входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Учитывая, что методик на изучение коммуникативных умений младших школьников на сегодня разработано недостаточно, мы решили разработать собственную методику, для чего ввели критерии оценки уровня развития коммуникативных умений.

Нами введены такие критерии как 1) когнитивный,

2) операциональный,

3) рефлексивный.

Под когнитивным критерием мы понимаем наличие у ребенка знаний, представлений о нормах и правилах общения. Под операционным критерием - наличие у ребенка умений и навыков выстраивать общение на основе усвоенных знаний, норм, правил. Например, умение обращаться к взрослым, считывать вербальные и невербальные проявления собеседника. Под рефлексивным критерием мы подразумеваем готовность ребенка объективно оценивать ситуации общения, анализировать собственные ошибки и ошибки сверстников, окружающих людей.

Для выявления этого актуального уровня мы применили данную методику.

Она проведена в 4 классе «А» школы №93. В данном классе 24 человека, 12 человек это девочки, еще 12 это мальчики. Все дети из полных семей, среднего социального положения.

Представим данные, полученные в ходе первичного среза в таблице 1.

Таблица 1

Уровень

Количество

В том числе

человек

девочек

мальчиков

чел

чел

Высокий

Средний

Низкий

Таким образом, мы выяснили, что 54% детей имеют высокий уровень сформированности коммуникативных умений по всем критериям, а 46% - средний. Низкий уровень развития коммуникативных умений по всем трем критериям у младших школьников не выявлен.

Мы видим, что более 50% детей данного класса имеют высокий уровень, это объясняется тем, что учитель работал над формированием коммуникативных умений. Она проводила классные часы на темы: «Правила поведения в столовой», «День именинника», «Школа вежливых наук», «Манеры поведения», «Нехорошие слова – недобрые шутки». Эти классные часы были направлены на ознакомление и отработку умения правильно вести себя в столовой, гостях, общественных местах, на умение анализировать свою речь.

Из таблицы видно, что 66% девочек находятся на высоком уровне развития коммуникативных умений, мальчиков, имеющих высокий уровень всего 34%, в то время как на среднем уровне находятся 58% мальчиков, а девочек всего 42%.

Таким образом, мы видим, что коммуникативные умения лучше развиты у девочек, чем у мальчиков данного класса.

Изучив актуальный уровень развития коммуникативных умений, мы подобрали игры с учетом данного уровня.

Для ознакомления детей с нормами общения нами были разработаны конспекты внеклассных занятий. В эти занятия были включены такие игры, как «Подарок», «Закрытый класс», «Комплимент», а так же упражнения в игровой форме, направленные на ознакомление и усвоение норм общения.

Постепенно мы вводили игры, которые помогают формировать более сложные умения, например умение слушать, которое осуществлялось с помощью применения таких игр, как «Снежный ком», «Бегущие огни», «Передай другому».

Так же мы формировали умения и навыки в сфере невербального общения. Для этого мы использовали игры указанные выше, а именно «Подарок» и «Закрытый класс», а так же использовали такие игры, как «Приветствие», «Рукопожатие», «Комфортная зона», «Интуиция», «Восточный рынок», «Зеркало», «Мост», «Театр».

На более поздних этапах мы предлагали учащимся такие игры, как «Нет, я не иду с Вами», «Козлятушки – ребятушки», «Карусель», «Кто я», «Общение в паре», «Установление контакта», которые позволяли освоить умения адекватной коммуникации, позволяли отработать эффективные средства общения, развивали умения вести себя в соответствии с принципом «здесь и теперь», а так же позволяли формировать навыки ассертивного поведения.

Завершая формирующий эксперимент, мы провели контрольный срез, с целью выявить уровни сформированности коммуникативных умений. Нас интересовало, произошла ли положительная динамика в их развития. Мы применяли ранее используемую методику. Представим полученные данные в таблице 2.

Таблица 2

Уровень развития коммуникативных умений младших школьников экспериментальной группы.

Уровень

Количество

В том числе

человек

девочек

мальчиков

чел

чел

Высокий

Средний

Низкий

Таким образом, мы выяснили, что 92% детей имеют высокий уровень сформированности коммуникативных умений по всем критериям, а 8% - средний. Низкий уровень развития коммуникативных умений по всем трем критериям у младших школьников не выявлен.

Из таблицы 2 видно, что 92% девочек находятся на высоком уровне развития коммуникативных умений, мальчиков, имеющих высокий уровень так же 92%, в то время как на среднем уровне находятся 8% мальчиков, девочек так же 8%.

Таким образом, мы видим, что коммуникативные умения одинаково развиты у девочек и у мальчиков данного класса.

Результаты по когнитивному критерию представим в таблице 3.

Таблица 3

Развитие коммуникативных умений младших школьников на начало и конец эксперимента.

По всем критериям

Критерии

когнитивный

операцион-ый

рефлексивный

Из таблицы 3 мы можем сделать вывод о том, что в данном классе, после формирующего эксперимента, количество девочек с высоким уровнем развития коммуникативных увеличилось на 23%, а мальчиков на 50%, со средним уровнем развития коммуникативных умений девочек стало меньше на 16%, а мальчиков на 33%. Низкий уровень после формирующего эксперимента у испытуемых не выявлен.

Уровень развития коммуникативных умений по операциональному критерию повысился, а именно: после формирующего эксперимента, с высоким уровнем девочек уменьшился на 9%, в то время как у мальчиков увеличился на 25%, девочек со средним уровнем коммуникативных умений стало больше на 9%, а мальчиков стало меньше на 17%. Низкий уровень развития коммуникативных умений по операциональному критерию после формирующего эксперимента не выявлен. Как видим, развитие коммуникативных умений по операциональному критерию более выражено произошло у мальчиков.

По рефлексивному критерию количество девочек с высоким уровнем развития коммуникативных умений увеличился на 42%, у мальчиков он так же на 42%, девочек со средним уровнем развития коммуникативных умений по рефлексивному критерию стало меньше на 42%, а у мальчиков меньше на 34%. Низкий уровень после формирующего эксперимента не выявлен.

Применение критерия G показало, что развитие коммуникативных умений младших школьников произошло на конец эксперимента на 1% уровне статистической значимости.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что применение игры способствует развитию коммуникативных умений младших школьников при реализаций следующих условий:

При отборе игр учитывается актуальный уровень развития коммуникативных умений

Через содержание игры обеспечивается последовательное и системное ознакомление учащихся с нормами общения

Осуществляется включение игры как средства развития коммуникативных умений в учебный процесс.

(Из опыта работы)

Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. В настоящее время

коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Ребята, испытывают серьёзные трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый». Дети не умеют общаться друг с другом, испытывают трудности в усвоении нравственных норм, отмечается повышенная конфликтность в общении детей друг с другом, проявление безразличия к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться. Общение, и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей, формирует коммуникативные умения и взаимоотношения, об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Вопрос. Как вы думаете, что включают в себя коммуникативные способности?

(желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил при общении).

Вопрос. Какие личные качества являются значимыми, для дружеских взаимоотношений?

(искренность, умение выслушать, готовность прощать, умение признавать свои ошибки, принимать советы, желание прийти на помощь).

Вопрос. Как проходит работа в вашей группе по формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей?

Я считаю, что сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей дошкольников. В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. Таким образом, организуя сюжетно-ролевую игру, педагог вовлекает детей в прямое общение. Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Больница», «Школа»- это игры с более содержательным сюжетом или несколькими сюжетами. Можно, продумать и организовать целую серию игр. Например, играя в «Магазин» дети распределяют роли «продавца», «покупателя». На первой неделе дети могут пойти в овощной магазин, на второй неделе – в магазин игрушек, на третьей – в книжный магазин и так далее. Особое внимание необходимо уделять моментам обращения к взрослому (к взрослым нужно обращаться на «вы», говорить «здравствуйте», «до свидания»).

Большую роль в образовательном процессе играют беседы о нравственных качествах людей, о дружбе, честности, справедливости, необходимо обсуждать с детьми различные случаи из их жизни, ситуации, поступки. Например, беседа «О дружбе!»

Вопросы для обсуждения:

Кого мы называем друзьями? Кто твой друг? Расскажи о своём друге. Что тебе нравится в твоём друге? Что ты готов сделать для своего друга? О каком друге ты мечтаешь?

Лучше узнать друг друга дошкольникам помогают игровые ситуации . Например, игровая ситуация «Комплименты». Мною было разработано и проведено открытое занятие «Зачем нужны правила?», детям было предложено нарисовать рисунок для своего друга, ребёнок должен был подарить рисунок, сказав другу комплименты. Этот игровой приём был очень эффективен, ребята обогатили свой опыт общения друг с другом, с удовольствием дарили подарки и говорили друг другу комплименты.

Одной из задач воспитателя является побуждение детей к активному проявлению сочувствия, сопереживания, помощи сверстникам. Для лучшего определения внешнего выражения эмоций хорошо использовать упражнения и этюды. Я хотела бы вам рассказать, как я использую этюды в своей работе с детьми. Обыграем этюд «Не надо плакать!»

Маленький мальчик потерял свою игрушку – машинку. Он расстроен и плачет. Подошедший к нему ребёнок успокаивает его, начинает искать игрушку, находит, с удовольствием вручает её малышу, который благодарит его и выражает большую радость.

После этюда мы с ребятами отвечаем на вопросы:

Что произошло с мальчиком? (мальчик потерял машину)

Как вы думаете, какое у него было настроение? (грустное, мальчик расстроился)

А когда у вас бывает плохое настроение? (когда что-то потеряли, не берут играть, когда дома сижу один).

Как помочь, мальчику? (нужно вместе с мальчиком поискать машину, поддержать его, успокоить).

Использование данного метода побуждает ребят к активному проявлению сочувствия, сопереживания, помощи.

У нас в группе отмечается праздник - день рождение. Кроме каравая, мы с детьми готовим подарки имениннику своими руками (рисунок, аппликация), дети дарят свой подарок и высказывают свои пожелания, тем самым формируя коммуникативные навыки общения, нравственные понятия, такие как дружба, забота, сплочённость.

В своей работе я использую театрализованную игру (обыгрывание сценок). Театрализованная игра также является средством развития общения детей дошкольного возраста. Участвуя в театрализованной игровой деятельности, дети познают мир, учатся связно рассказывать, чувствовать, передают интонацию, активно пользуются движениями, мимикой и жестами. После просмотра сценки, с ребятами проводится беседа, ребята отвечают на вопросы, обсуждают поступки героев, нравственные стороны увиденного, анализируют ситуацию. Например, сценка «Подружки!»

Привет, Даша. - Привет, Лизка.

Даша, почему ты меня так называешь?

Что такого? Я ещё про тебя стишок сочинила. Лизка – миска, вышла на лужок.

Мне не нравится такое стихотворение.

Почему это оно тебе не нравится? Очень даже смешное.

Вот поэтому и не нравится. Это не стих, а какая – то дразнилка. Я не хочу слушать тебя.

Ну и не надо, подумаешь, стихи ей мои не понравились.

Я ухожу, до свидания.

Пока, пока. Лизка-миска.

После обыгрывания сценки, обязательно анализируется ситуация. Можно использовать следующие вопросы:

Ребята, почему между девочками произошла ссора?

Можно ли давать другим обидные прозвища? Почему?

Можно ли исправить эту ситуацию? Как?

В настоящее время активно изучается, разрабатывается и используется такая форма воспитания, как досуг (развлечения, праздники, викторины). Тематика игр и викторин разнообразна. Занимательные задания во время праздника или развлечения дети могут выполнять парами, по командам, проявляя сотрудничество, сплочённость, умение договариваться, слушать товарища. В играх создаётся атмосфера, способствующая развитию эмоциональной отзывчивости детей, поддержке детьми друг друга, взаимовыручке.

Итак, мы рассмотрели с вами методы и приёмы, направленные на формирование коммуникативных умений и взаимоотношений у детей.

Введение

Выбирая тему работы “Игра, как средство формирования коммуникативных способностей”, хотелось бы подчеркнуть важность и актуальность этого вопроса.

Этой проблемой занимались такие педагоги и ученые как Макаренко А.С., Эльконин Д.Б., Щуркова Н.Е., Мухина В.С., Аникиева Н.П.

На сегодняшний день, когда мир находиться в постоянном информационном буме, и каждый раз что - либо меняется очень важно быть мобильным и уметь быстро усваивать, анализировать и доносить до людей необходимую информацию.

Проблема общения и межличностного взаимодействия на наш взгляд очень актуальна. Затрагивая ее, хотелось бы показать необходимость развития коммуникативных способностей. И как средство используется игра.

Игра - это искусственно создаваемое жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность.

По нашему мнению игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей.

А наиболее актуальным изучать тему «игра как средство развития коммуникативных способностей» именно на подростковом возрасте, который является переломным - это переход от мира детства и беззаботного существования к сложным реалиям современной действительности, к трудностям общения и взаимодействия.

Именно в этом возрасте ребенок сталкивается с проблемами в общении, а игра помогает не только сформировать необходимые коммуникативные умения, но и дает плацдарм для дальнейшего развития личности, ее социализация и самореализация в обществе.

В ходе работы над исследованием данной темы, мы структурировали ее так:

Объект: развитие коммуникативных способностей подростка.

Предмет: условие развития коммуникативных способностей.

Цель: подбор и апробация игр влияющих на развитие коммуникативных качеств подростка.

Гипотеза: использование игры будет способствовать эффективному развития коммуникативных способностей подростков с учетом следующих правил:

1. Информированность (знание) педагога о индивидуальных способностях подростков.

2. Наличие игровой базы данных для использования в различных формах работы с подростками.

3. При компетентности педагогов в данном вопросе.

4. Учет интересов детей.

1. Показать необходимость развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте.

2. Раскрыть особенности формирования коммуникативных способностей у подростков

3. Определить возможности игры, как средства развития коммуникативных способностей.

4. Отобрать и апробировать игры на развитие коммуникативных способностей.

Педагогические возможности игры

Игра. Ее виды и функции

Игра возникает, как особый вид деятельности, отделенной от трудовой (деятельности) и представляет собой воспроизведение отношений между людьми. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению и по своей природе

Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности, который формирует знания, умения и навыки.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце 19 века немецкий ученый К.Гросс, считавший, что в игре происходит приспособление к будущим условиям борьбы за существование.

Материалистический взгляд на игру сформулировал Г.В.Плеханов, указавший на ее возникновение из труда. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д.В.Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведения.

Отличительным признаком развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

В структуру игры детей входят: роли, взятые на себя играющими, игровые действия, как средство реализации этих ролей, игровые употребления предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми, условными, реальные отношения между играющими.

Сюжетом игры представляет воспроизводимая в ней область действительности, содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми в качестве главного момента деятельности и отношения между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.

В игре происходит формирование производственного опыта и произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация (т.е. вхождение в человеческое общество), приобщение к коммуникативной культуре - культуре общения.

В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная, предметная, в том числе символическая игра.

Предметная игра - детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.

Символическая игра - вид игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а игровые действия выполняются в абстрактной форме.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами: появляются предметные игры - подражание (усвоение форм и норм поведения взрослых), и формирование личностных качеств.

Детские игры предметного плана могут быть трех типов:

Игра-исследование;

Игра-конструирование;

Ролевая игра;

Ролевая игра - совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача и т.п.

Сюжетная игра - детская игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок.

Сюжетно-ролевую игру можно рассматривать, как подготовку ребенка к участию в общественной жизни и различных социальных ролях.

В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки, развиваются коммуникативные способности.

В особый класс игры можно отнести игры-соревнования, в которых формируются и закрепляются такие важные факторы развития личности, как мотивация, достижение успеха, стремление к развитию своих способностей.

Игра, это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

Развлекательная - это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

Коммуникативная - освоение навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоение диалектики общения;

Самореализация в игре, как полигоне человеческой практики

Игротерапевтическая - преодоление различных игровых ситуаций, трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

Диагностическая - выявить отклонения от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

Функция коррекции - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

Межнациональная коммуникация - усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

Социализация - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого и межличностного общения.

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Широкое применение игре находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и другого раздела учебного предмета; как элементы, иногда весьма существенные, более обширной техники; в качестве урока, занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы школы.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

1. Обучающие, треннинговые, контролирующие, обобщающие.

2. Познавательные, воспитательные, развивающие.

3. Репродуктивные, продуктивные, творческие.

4. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические и др.

Кроме представленной классификации, существуют и другие основания для нее, например:

По характеру игровой методики игры бывают:

1. Предметные.

2. Сюжетные.

3. Ролевые.

4. Деловые.

5. Имитационные.

6. Игры - драматизации.

И, наконец, специфику игровой технологии в значимой степени определяет среда: различают игры с предметами, и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, и с ТСО, а так же с различными средствами передвижения.

Но в первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на следующие группы:

· физические (двигательные),

· интеллектуальные (умственные),

· трудовые и социально-психологические.

Классификацию педагогических игр мы можем посмотреть в приложении, а так же в главе, посвященной классификации игр.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: