Крестовые походы – общая характеристика. Историческая страничка

27 ноября 1095 года папа Урбан II обратился с проповедью к собравшимся у собора во французском городе Клермон. Он призвал слушателей принять участие в военной экспедиции и освободить Иерусалим от «неверных» — мусульман, в 638 году завоевавших город у . В качестве возна-граждения будущие крестоносцы получали возможность искупить свои грехи и увеличить шансы на попадание в рай. Желание папы возглавить богоугодное дело совпало со стремлением его слушателей спастись — так началась эпоха Крестовых походов.

1. Основные события Крестовых походов

Взятие Иерусалима в 1099 году. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII век

15 июля 1099 года произошло одно из ключевых событий мероприятия, кото-рое позже станет известно как Первый крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли Иерусалим и принялись истреблять его обитате-лей. Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — граф-ство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское коро-левство. Впоследствии против мусульман Ближнего Востока и Северной Афри-ки были отправ-лены еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на Ближнем Востоке не задерживались, и государства кресто-носцев испытывали постоян-ную нехватку в защитниках.

В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окон-чился. В 1187 году , султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189-1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иеруса-лим. В то время считалось, что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христиан-ский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в них участво-вать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Три-поли, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра.

2. Как походы изменили отношение к войне


Норманнские всадники и лучники в битве при Гастингсе. Фрагмент гобелена из Байё. XI век Wikimedia Commons

До Первого крестового похода ведение многих войн могло одобряться цер-ковью, но ни одна из них не называлась священной: даже если война считалась справедливой, участие в ней вредило спасению души. Так, когда в 1066 году в битве при Гастингсе норманны разбили армию послед-него англосаксонского короля Гарольда II, норманнские же епископы наложи-ли на них епитимью. Теперь же участие в войне не только не считалось грехом, но позволяло иску-пить прошлые прегрешения, а смерть в бою практически гарантировала спа-сение души и обеспечивала место в раю.

Это новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, воз-никшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанно-стью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплие-ры при-няли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.

3. Сколько стоило участие в походе

Готфрид Бульонский переходит через Иордан. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII век Bibliothèque nationale de France

Долгое время считалось, что главной причиной участия в Крестовых походах была жажда наживы: якобы так млад-шие братья, обделенные наследством, поправляли свое положение за счет сказочных бо-гатств Востока. Современ-ные историки от-вергают эту теорию. Во-первых, сре-ди крестоносцев было немало богатых людей, которые поки-дали свои владе-ния на долгие годы. Во-вто-рых, участие в Крестовых похо-дах стоило довольно дорого, а прибыли почти никогда не приносило. Затраты соответствовали статусу участника. Так, рыцарь должен был полностью экипировать и себя, и своих спутников и слуг, а также кор-мить их во время всего пути туда и обратно. Бедняки надеялись на воз-можность подработать в походе, а так-же на подаяния более обеспеченных кресто-носцев и, конечно, на добычу. Награбленное в крупном сражении или после успешной осады быстро тра-тилось на провизию и другие необходимые вещи.

Исто-рики подсчитали, что рыцарь, собравшийся в Первый крестовый поход, дол-жен был собрать сумму, равную своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои владения. Например, Готфрид Бульон-ский, один из лидеров Первого крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский замок.

Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли, которые они потом дари-ли местным церквям. Однако участие в Крестовых походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих поколений. Вернувший-ся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить расшатавшееся финансовое положение.

4. От чего умирали крестоносцы


Гибель Фридриха Барбароссы. Миниатюра из манускрипта «Саксонская всемирная хроника». Вторая половина XIII века Wikimedia Commons

Подсчитать, сколько всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем немногих участников. Например, из спутников Конрада III, короля Германии и предводителя Второго крестового похода, больше трети не верну-лись домой. Умирали не только в бою или впоследствии от получен-ных ран, но и от болезней и голода. Во время Первого крестового похода нехватка про-визии была столь серьезной, что дело дошло до каннибализма. Королям тоже приходилось нелегко. Например, император Священной Рим-ской империи Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему, разновид-ность цинги), от которой выпадали волосы и ногти. У дру-гого французского короля, Людовика IX Святого, во время Седьмого крестового похода была такая сильная дизентерия, что ему пришлось вырезать сиденье штанов. А во время Восьмого похода сам Людовик и один из его сыновей умерли.

5. Участвовали ли в походах женщины

Ида Австрийская. Фрагмент генеалогического древа Бабенбергов. 1489-1492 годы Участвовала с собственной армией в Крестовом походе 1101 года.
Stift Klosterneuburg / Wikimedia Commons

Да, хотя их количество сложно под-считать. Известно, что в 1248 году на одном из кораблей, которые во вре-мя Седьмого крестового похода везли крестоносцев в Египет, на 411 муж-чин приходилось 42 женщины. Неко-торые женщины участвовали в Кре-стовых походах вместе с мужьями; некоторые (обычно вдовы, которые в Средние века пользовались отно-сительной свободой) ехали сами по себе. Как и мужчины, они отправлялись в походы, чтобы спа-сти душу, помолиться у Гроба Господ-ня, посмо-треть на мир, забыть о до-машних неурядицах, а также просла-виться. Бедные или обедневшие в ходе экспедиции женщины зарабатывали себе на хлеб, например, как прачки или искательни-цы вшей. В надежде заслужить Божье благоволение кресто-носцы старались соблюдать целомуд-рие: внебрачные связи карались, а про-ституция, по всей видимости, была менее распространена, чем в обычной средневековой армии.

В боевых действиях женщины участвовали весьма активно. Один источник упоминает женщину, которая была убита под обстрелом во время осады Акры. Она участвовала в засыпании рва: это делалось для того, чтобы подкатить к стенам осадную башню. Умирая, она попросила бросить ее тело в ров, чтоб и в смерти помочь осаждающим город крестоносцам. Арабские источники упоминают женщин-крестоносцев, сражавшихся в доспехах и на коне.

6. В какие настольные игры играли крестоносцы


Крестоносцы играют в кости у стен Кесарии. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. 1460-е годы DIOMEDIA

Настольные игры, в которые почти всегда играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 го-ду они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, визан-тийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады Антиохии в 1097-1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина, заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев.

Но игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о свя-щенной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход (в ре-зультате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что игры могут поме-шать успешному исходу экспедиции, поэтому установил строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за день. Правда, коро-лей это не касалось, а простолюдины должны были получить специальное раз-ре-шение на право играть. Правила, ограничивавшие игры, были и у членов мона-шеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Тамплиеры могли играть толь-ко в мельницу и только ради удовольствия, а не на деньги. Госпи-тальерам было строго запрещено играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали этот праздник как предлог, чтобы расслабиться).

7. С кем крестоносцы воевали


Альбигойский крестовый поход. Миниатюра из манускрипта «Большие французские хроники». Середина XIV века The British Library

Уже с самого начала своих военных экспедиций крестоносцы нападали не толь-ко на мусульман и вели сражения не только на Ближнем Востоке. Первый поход начался с массовых избиений евреев на севере Франции и в Германии: одних просто убивали, другим пред-лагали на выбор смерть или обращение в христианство (многие предпочли самоубийство, чем гибель от рук крестонос-цев). Это не противоречило идее Крестовых походов — большинство кресто-носцев не по-нимали, почему они должны сражаться против одних неверных (мусульман), а других неверных щадить. Насилие против евреев сопровождало и другие Крестовые походы. Например, во время подготовки к третьему погро-мы произошли в нескольких городах Англии — только в Йорке погибло более 150 евреев.

С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только про-тив мусульман, но и против язычников, ерети-ков, православных и даже като-ликов. Например, так называемые Альби-гойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — сек-ты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с кресто-носцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Като-лик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых похо-дах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам.

8. Какой поход был самым необычным


Фридрих II и аль-Камиль. Миниатюра из манускрипта Джованни Виллани «Новая хроника». XIV век Biblioteca Apostolica Vaticana / Wikimedia Commons

Император Священной Римской империи Фридрих II дал обет принять участие в Кре-стовом походе, но исполнять его не торопился. В 1227 году он наконец-то отплыл в Святую землю, но серьезно заболел и повернул обратно. За нару-ше-ние обета папа римский Григорий IX тут же отлучил его от церкви. И даже через год, когда Фридрих снова сел на корабль, папа не отменил наказание. В это время на Ближнем Востоке шли междоусобные войны, начавшиеся после смерти Саладина. Его племянник аль-Камиль вступил в переговоры с Фрид-рихом, надеясь, что тот поможет ему в борьбе с братом аль-Муазза-мом. Но ко-гда Фридрих наконец поправился и снова отплыл в Святую землю, аль-Муаззам умер — и помощь аль-Камилю была больше не нужна. Тем не менее Фридриху удалось убедить аль-Камиля вернуть христианам Иеру-салим. У му-сульман оставалась Храмовая гора с исламскими святынями — «Куполом ска-лы» и ме-четью аль-Акса. Этот договор был достигнут отчасти благодаря тому, что Фридрих и аль-Камиль говорили на одном языке — как в буквальном, так и в переносном смысле слова. Фридрих вырос на Сицилии, большая часть насе-ления которой была арабоговорящей, говорил по-арабски сам и интересовался арабской наукой. В переписке с аль-Камилем Фридрих задавал ему вопросы по философии, геометрии и математике. Воз-вращение Иерусалима христианам путем тайных переговоров с «неверными», а не открытого боя, да и еще отлу-ченным от церкви крестоносцем, многим казалось подозрительным. Когда Фридрих из Иерусалима приехал в Акру, его закидали потрохами.

Источники

  • Брандедж Дж. Крестовые походы. Священные войны Средневековья.
  • Лучицкая С. Образ Другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов.
  • Филипс Дж. Четвертый крестовый поход.
  • Флори Ж. Боэмунд Антиохийский. Рыцарь удачи.
  • Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива.
  • Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю.

Фото 6 из презентации «Крестовый поход» к урокам истории на тему «Крестовые походы»

Размеры: 997 х 768 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать фотографию для урока истории, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа фотографий на уроках Вы также можете бесплатно скачать всю презентацию «Крестовый поход» со всеми фотографиями в zip-архиве. Размер архива - 2170 КБ.

Скачать презентацию

Крестовые походы

«Монголо-татарское нашествие» - Владимиро-Суздальское княжество. Джебе-нойон Субэдэй-богатур. Центр. Какое благо выше всех на земле? Разорение земли Рязанской. Конница тяжелая лёгкая. Завоевания монголов. Битва на Калке - 31 мая 1223 г. Социальная структура. Новгородская земля. Чингисхан (1155 г.? – август 1227 г.). Мстислав Удалой Мстислав Романович Мстислав Святославович Даниил Романович.

«Куликовская битва» - Итог. Кулико?вская би?тва. С 19 по 21 сентября 2009 г. проходило Торжественное мероприятие, посвящённое 629 годовщине победы на Куликовской битве. На празднование 629 годовщины на Красный холм Куликовского поля приехали около 40 тысяч человек. Утро 8 сентября 1380 года. Карта сражения. Ещё создали памятные монеты.

«Иван Калита» - Отец Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву. Ведь в Москву стремились люди со всей Руси – к спокойной жизни, к святым мощам, в центр российской духовности. Москва автоматически стала духовной столицей всей Руси. Не удивительно процветание Москвы с таким правителем. В 1319 году Юрий получил великое княжение и уехал в Новгород, оставив Москву в полное управление Ивану.

«Русь и Орда» - Из путевых заметок Плано Карпини. ? Сопротивление или сотрудничество? г. Каракорум. Крестоносцы. Антиордынские восстания на Руси. Участие в походах. + Запад. Обоснуйте свою позицию. 1223 г. 1237 г. 1239 – 1240 гг. 1240 г. 1242 г. Даниил Галицкий. План урока. Монгольская империя. Золотая Орда. Облавы.

«Крестоносцы и Русь» - Русь – враг для Западной Европы. Борьба Руси с нашествием крестоносцев. 1238-40 гг. Проблема. Проверим! Второй поход на Русь Батый предпринял в 1939 – 1242 гг. Среди шведов началась паника. МОУ лицей № 2. Александр забыв обиды прибыл в Новгород. 1239-40 гг. Невская битва 1240 г. На флангах расположились полки правой и левой руки.

«Золотая Орда» - Карта наступления татаро-монгольских войск. Распад Золотой Орды. Смута настала в Идиль-стране. Города Золотой Орды. Документы, дающие право на государственное управление. Восставшие возобновили болгарские князья Баян и Джикку. В 1236-1240 годах произошло восстание против иноземных захватчиков. Однако население Среднего Поволжья не сразу покорилось монголо-татарам.

Всего в теме 14 презентаций

1. Первый Крестовый поход.

1. Вспомните, под чьей властью находилась Палестина в конце XI в. Кого христиане считали иноверцами?

Палестина находилась под властью мусульман, именно их называли иноверцами.

2. Почему Крестовые походы объединили интересы столь разных групп людей?

Потому что каждая из групп преследовала свои интересы, но в общем каждый хотел новых земель, власти, замков и богатств.

Папа стремился закрепить своё положение главы христианского мира. Кроме того, он был не прочь, чтобы побольше беспокойных рыцарей покинуло Европу и нашло применение своему воинскому мастерству вдали от неё – на благо Церкви. Рыцари мечтали о новых земельных владениях и замках, о богатстве и славе. Князья и государи, тоже собравшиеся в Палестину, надеялись завоевать себе новые города и страны. Купцы предполагали обзавестись дорогими восточными товарами и на них быстро разбогатеть. Простолюдины рвались в Иерусалим, чтобы избавиться от своих обычных тягот – бедности и поборов сеньоров. Им хотелось начать новую жизнь в Святой земле.

4. По карте (с. 110 – 111) назовите владения крестоносцев на Ближнем Востоке и опишите их расположение.

По окончании 1-го крестового похода на территории Ближнего Востока были основаны четыре христианских государства: Графство Эдесса, Княжество Антиохия, Иерусалимское королевство, Графство Триполи.

Государства крестоносцев полностью охватывали территорию, через которую шла в то время торговля Европы с Индией и Китаем, никакой лишней территории не занимая. Египет оказывался отрезан от этой торговли. Доставка грузов в Европу наиболее экономичным путём из Багдада, минуя государства крестоносцев, стала невозможна. Таким образом, крестоносцы приобрели в некотором роде монополию в данного рода торговле. Создались условия для развития новых торговых путей между Европой и, например, Китаем, таких, как путь по Волге с перевалкой в реки, впадающие в Балтику, и волго-донской путь.

2. Время неудач.

С помощью дополнительных материалов расскажите об одном из Крестовых походов XI – XIII вв. и их коронованных участниках.

Третий крестовый поход – третий по счету поход крестоносцев в Святую землю с целью изгнания из нее неверных. Был организован папой римским Григорием VIII. Начался Третий крестовый поход в 1189 году и закончился спустя четыре года.

В ответ на крестовые походы, мусульмане объявили священную войну – джихад, возглавил который Саладин. В 1187 году огромная армия Саладина взяла в осаду самый священный город во всей Палестине – Иерусалим. Гарнизон города был невелик, и армия Саладина превосходила его по численности в десятки раз. После непродолжительной осады, крестоносцы сдались, и им было позволено мирно покинуть город. Иерусалим был вновь в руках мусульман. Католическая церковь была озлоблена потерей Святого города и объявила о Третьем крестовом походе.

Всего в Третьем крестовом походе против неверных приняли участие четыре сильнейших монарха Западной Европы: император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса, английский король Ричард Львиное Сердце, австрийский герцог Леопольд V и французский король Филип II Август.

Имеются сведенья о численности войск крестоносцев. Источники говорят, что изначально армия Ричарда Львиное Сердце насчитывала около 8 тыс. хорошо обученных воинов. Армия французского короля была немногочисленной – всего 2 тыс. воинов. Однако император Фридрих Барбаросса повел огромную армию числом в 100 тыс. воинов со всей империи.

Немецкая армия была способна исправить положение дел в Святой земле. Этого войска хватило бы, чтобы полностью избавить ее от присутствия мусульман. Но случилось ужасное событие, император утонул в реке, после чего часть воинов вернулась в Европу, и лишь малая ее часть дошла до Святой земли, однако их немногочисленность никак не повлияла на исход похода.

Христиане долгое время пытались захватить Акру, но им это не удавалось, так как оборона города всегда была сильна, а для ее захвата нужны были осадные орудия, чего пока крестоносцы не могли позволить из-за отсутствия строительного леса. Кроме того, ранее христиане атаковали Акру только немногочисленными силами и никогда не объединялись в одну армию.

Когда в 1191 году к берегам Акры высадились европейские монархи, ситуация могла в корне перемениться. Но и тут возникли трудности, между французским и английским монархами развязалась вражда, причиной ей был и личная неприязнь, так и ситуация с захватом Кипра. Ричард захватил Кипр собственноручно и отказался делить его с французами, так как договор предусматривал разделение захваченных территорий только мусульман. По этим причинам две армии не могли объединиться.

Но, не смотря на это, Акра все же была взята в осаду. Крестоносцы не позволяли мусульман отправлять провизии в город, из-за чего силы защитников сильно истощились. Под угрозой голодной смерти, гарнизон Акры начал помышлять о сдачи города в руки крестоносцев. И, наконец, 12 июля этого же года, мусульмане сдали город. Именно во время осады Акры был основан Тевтонский орден, который сначала должен был помогать бедным немцам.

После захвата Акры, разногласия между монархами усилились еще сильнее, все пришло к тому, что французский монарх вместе с войском покинули Акру и отправились обратно во Францию. Таким образом, Ричард Львиное Сердце остался один на один с огромным войском Саладина.

После захвата Акры Ричард вместе с войском двинулся к мусульманскому городу Арфус. Во время похода на него напало войско мусульман. Неверные обсыпали крестоносцев стрелами. Тогда Ричард построил свои отряды таким образом, что кавалерия разместилась в центре, а вокруг нее была построена пехота с большими щитами, получились своего рода «коробочки». С помощью подобного боевого строя, крестоносцы двигались вперед, игнорируя мусульманских лучников. Но вот рыцари-госпитальеры не выдержали и перешли в атаку, Ричарду удалось выждать момент, и он приказал всем силам пойти в решительную атаку, которая завершилась победой крестоносцев.

После победы войско крестоносцев двигалось к Иерусалиму. Крестоносцы преодолели пустыню, после чего были сильно истощены. Подойдя к городу, у крестоносцев не осталось сил для осады Иерусалима. Тогда Саладин предложил крестоносцам уйти без боя, если они покинут Иерусалим. Ричард отступил к Акре и там казнил несколько тысяч мирных жителей арабского происхождения, Саладин ответил той же монетой.

Третий крестовый поход близился к своему завершению. Ричард хотел вновь пойти не Иерусалим, но всегда находился повод вернуться в Акру. Когда французский монарх спланировали захватить земли Англии, в то время управляемую братом Ричарда Иоанном, Ричард заключил перемирье с Саладином и решил вернуться чтобы спасти свою корону. В 1192 году Ричард покинул Святую Землю, и Третий крестовый поход подошел к концу.

Во время возвращения домой, Ричарда пленил Леопольд V и посадил монарха в темницу на два года. Из плена Ричард вышел только после того, как Англия заплатила выкуп размером в 23 тонны серебра.

Третий крестовый поход закончился полным поражением крестоносцев, хотя им и изначально удалось одержать несколько побед. Победы Ричарда в конечно итоге, не принесли никаких результатов. Иерусалим вернуть во владения католиков не удалось, а Акра была сдана после ухода Ричарда. После окончания крестового похода за крестоносцами осталась только узкая полоска побережья.

Поход закончился смертью императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы. Власть Ричарда была подорвана и была поставлена под угрозу вся Англия. Усилились разногласия с Францией, а самого Ричарда пленили, за что Англия выкупила его и тем самым понесла потери в экономике. Ричарду.

Мусульмане ж тем самым укрепили свои позиции в Святой земле, а личность Саладина стала культовой, после победы над крестоносцами к нему присоединились многие мусульмане и были готовы к новому вторжению крестоносцев.

3. Судьба Византии.

Почему во время Четвёртого Крестового похода рыцари грабили Константинополь с не меньшей жестокостью, чем Иерусалим и другие города в землях мусульман?

Потому что к этому времени уже произошел раскол христианской церкви на православную и католическую. Папа римский и византийский патриарх поссорились и прокляли друг друга. В результате крестоносцы стали относится к византийцам как к иноверцам, а поэтому и грабили и разрушали их города, как города в землях мусульман.

4. Не только Палестина.

Как Крестовые походы в Центральную и Восточную Европу сказались на развитии этого региона?

Приходя на земли Центральной и Восточной Европы, крестоносцы основывали там свои замки и вступали в долгую и кровавую борьбу с местным населением (балты, ливы, эсты и др.), обращая их из язычества в христианство. В результате к XIII в. все эти народы стали христианскими.

5. В земле святого Иакова.

По карте (с. 237) назовите этапы Реконкисты. Когда отвоевание земель у мавров шло медленнее, а когда – быстрее?

Этапы Реконкисты:

VIII - конец XI века

Конец XI – начало XIII

Конец XIII – конец XV

Быстрее всего отвоевание шло с самого начала завоеваний до конца 11 века. На протяжении 12-13 веков были отвоеваны приблизительно равные части.

6. Окончание эпохи крестовых походов.

Какое влияние Крестовые походы оказали на жителей Европы? Какое значение они имели для мусульманского мира?

Благодаря Крестовым походам европейцы познакомились с новыми для них полезными растениями – гречихой, арбузами, абрикосами, лимонами. Восточная роскошь, умение красиво обустроить свой быт поражали европейцев не в меньшей степени, чем их грубость и непритязательность – мусульман. Европейцы, пожившие на Востоке, привыкали к тонким кушаньям, изысканной одежде, комфортным жилищам. Они даже научились часто посещать бани, что вовсе не было раньше свойственно рыцарям. Все эти новые привычки постепенно проникали и в Европу. Наконец, именно в переводах на арабский язык европейские учёные впервые открывали для себя сочинения великих древнегреческих философов Аристотеля и Платона

Мусульмане же в результате крестовых походов утратили былую веротерпимость. Общество становилось более жестким и консервативным даже в отношении таких далеких от религии вопросах, как наука и искусство.

Вопросы в конце параграфа:

2. Подсчитайте, сколько примерно веков и лет продолжалась эпоха Крестовых походов. Что свидетельствовало о её окончании?

Первый крестовый поход начался в 1096 году, а закончились они после полного освобождения Перелней Азии от христиан в 1291 году. Значит крестовые походы длились примерно 3 века.

Вопросы к дополнительному материалу.

Как вы думаете, почему именно рыцарские ордены отличались особенно высокой боеспособностью?

Потому что целью рыцарских ордеров была защита не просто отдельного государства, а всех христиан, а также расширение влияния церкви.

1. Какими словами описывает папа Святую землю?

Святую землю папа называет вторым раем, землей, которую увековечил свои погребением Ииссус.

2. Кого папа имеет в виду, говоря о «народах, не ведающих Господа»? Что он обещает тем, кто откликнется на его призыв? Какое значение имело такое обещание для его современников?

«Народы, не ведающие Христа» - это все нехристиане, в данном случае папа имеет ввиду мусульман.

Всем, кто откликнется на его призыв, папа обещает искуплению всех грехов. Для его современников такое обещание имело огромное значение, так как говорилось о спасении бессмертной души человека.

1. Сравните оба описания. Что в них общего и в чём они отличаются друг от друга?

Оба рассказа повествуют о взятии Константинополя и об огромных богатствах, которые там хранились. Но в первом случае говорится о взятии, как об акте благочестия и законном завоевании огромных богатств, а во втором случае, как о самой большой трагедии, когда были обесчещены христианские святыни.

2. Почему два свидетеля пишут об одном и том же событии по-разному?

Потому что один из них – завоеватель, а второй – местный житель, который подвергся завоеванию.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: