Перспективный план коррекционной работы дефектолога. Логомаг

1. Развитие импрессивной речи – ведется в соответствии с лексическими темами.
Октябрь
1.Имя ребенка, имена мамы, папы. Человек, кукла, части тела.
2. Семья.
3. Осень, изменения происходящие осенью.
4. Овощи.
Ноябрь
1. Фрукты.
2. Одежда, обувь для осени.
3. Игрушки.
4. Посуда.
Декабрь
1. Домашние животные.
2. Домашние птицы.
3. Дикие животные.
4. Новогодние праздники.
Январь
1. Зима.
2. Зимние развлечения.
3. Вода, ее свойства.
4. Птицы зимой (городские) – ворона, воробей, синица.
Февраль (транспорт)
1. Машина, поезд.
2. Кораблик.
3. Самолет.
4. Профессии людей, которые управляют транспортом.
Март (профессии)
1. Мама.
2. Повар, врач, воспитатель.
3. Части суток.
4. Дом, мебель.
Апрель
1. Весна.
2. Дикие животные весной.
3. Птицы весной.
Май
1. деревья.
2. Цветы.
3. Насекомые.

1. Формировать умение вслушиваться в речь, «настраиваться» на восприятие речи, давать ответные
двигательные и звуковые реакции.
2. Накапливать словарь существительных, обозначающих окружающие ребенка предметы.
3. Расширять предикативный словарь.
4. Понимать грамматические формы речи, существительные множественного числа с окончанием
Ы – И, вопросы косвенных падежей, вопросы «где?», «куда?», «откуда?».
5. Понимать предложные конструкции с предлогами В, НА, ПОД.
6. Понимать простые предложения типа: субъект + предикат, субъект + предикат + объект действия.
7. Соотносить слова «один», «много», «ни одного», с соответствующим количеством предметов.
8. Понимать слова «большой», «маленький», «средний» с размером предметов.
9. Понимать слова, обозначающие геометрические тела: кубик, шар, кирпич, призма; геометрические
фигуры: круг, квадрат, треугольник.

РАЗВИТИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

1. Создание потребности подражать слову взрослого.
2. Использование фонетической ритмики. Пропевание гласных с длительным и плавным движением
рук, игра со слогом, согласный звук в слияниях. Использование песенок, потешек.
3. Готовить фонематическое восприятие.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
1. Развивать двигательную активность: ходить, ползать.
2. Выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом.
3. Организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями,
сопровождающими движениями.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1. Статичные изображения пальцами предметов: «флажок», «киска» и т.д.
2. Движения пальцев, передающие динамические образы: «гармошка».
3. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме:
«кулак – кулачек», «ладушки – ладошки».
4. Движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, шнурами, резиновыми кольцами,
пинцетом, прищепками, бусинками.
5. Игры с мозаикой.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
1. Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира.
2. Игры со звучащими игрушками.
3. Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.
4. Формирование фонематического восприятия.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
ФУНКЦИЙ ВРЕМЕННЫХ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1. Эталонные формы:
А) объемные (куб, шар, кирпичик)
Б) плоские (круг, треугольник, квадрат).
2. Эталонные величины:
А) большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, больше – меньше, длиннее – короче,
выше – ниже;
Б) сопоставление по величине трех – четырех предметов с разницей от 1(2 до 1(4 от каждой предыдущей
величины.
3. Эталоны цвета: красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, розовый, фиолетовый, оранжевый.
4. Эталоны времени суток: утро, день, вечер, ночь.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЕФЕКТОЛОГА

1. Оказывать помощь в осуществлении тех или иных движений. Осуществлять контроль за положением
его головы, шеи и спины.
- упражнения с валиками, мячами, качалкой.
2. Развивать активную манипулятивную деятельность, развитие игровой деятельности, требующей
симметричных и координированных движений обеих рук:
- одновременно греметь двумя игрушками.
Поворачивать руки ладонью вверх по отношению к лицу
- при перекладывании предметов в коробку
- переворачивании страниц книги
- при пользовании ложкой.
Развивать изолированные движения пальцев рук
- обучать клавиатурным действиям.
3.Развитие импрессивной речи
- используя ситуативные моменты, называем предметы, которые берет ребенок, называем действия, которые
совершает ребенок или взрослый с этим предметом.
- расширение представлений об окружающем мире.
4. Развитие слухового и зрительного внимания и памяти
- где звенит колокольчик (погремушка)?
- что звенит?

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕФЕКТОЛОГА

Особенности развития познавательной сферы
1. Развитие внимания
А) Повысить уровень активного внимания
Б) Снижение психической пресыщаемости путем использования повышенной сенсорной и эмоциональной
чувствительности.
В) Использование ярких зрительных и слуховых впечатлений.
2. Ощущение и восприятие
А) Учитывать характерное своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители.
Б) По возможности снизить парадоксальные реакции на сенсорные стимулы.
В) Формирование искаженной целостной картины реального предметного мира (синтез формы, звука,
фактуры и цвета предмета).
3. Память и воображение
А) Использование хорошей механической памяти.
Б) Избегать патологического фантазирования.
4. Мышление
А)Преодоление огромных трудностей произвольного обучения (сложности в символизации. Обобщении,
планировании, установлении причинно-следственной зависимости).

План работы учителя-дефектолога

средней общеобразовательной школы №41

Г. А. Василькиной на 2017 -2018 учебный год

Цель: оказание дефектологической помощи детям с ОВЗ, коррекция нарушений развития в процессе коррекционно-развивающих занятий.

Задачи:

·​ Проведение первичного дефектологического обследования ребенка, выявление имеющихся нарушений;

·​ Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;

·​ Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций;

·​ Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Основные направления работы:

1. Диагностическое:

Выявление своеобразия психического развития ребенка, его психолого- педагогических особенностей;

2. Коррекционное - осуществление индивидуально-ориентированных программ для детей;

3. Консультативно-просветительское:

Оказание помощи педагогам, воспитателям, родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;

4. Организационно-методическое: участие в подготовке и проведении ПМПК, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации учителя-дефектолога;

Обеспечение необходимой информацией учителей по темам, входящим в компетенцию учителя-дефектолога.

Работа с учащимися по направлениям:

п/п

Направление работы

Класс

Цель проведения мероприятия

Сроки проведения

Диагностическое направление

1.Изучение уровня умственного развития

Подбор диагностик для определения уровня интеллектуального развития детей с нарушением интеллекта.

Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета. Определение соответствия выбранной программы, а также приемов и методов работы, используемых в процессе обучения, реальным возможностям ребенка.

2.Определение особенностей познавательной и учебной деятельности

4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР

Определение причин трудностей в обучении; определение индивидуальных путей развития ребенка, коррекции и компенсации нарушений; планирование коррекционных мероприятий. Индивидуальные занятия с детьми.

3.Динамическое наблюдение за развитием учащихся

4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР

Отслеживание динамики развития учащихся, корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы специалиста.

ноябрь; февраль; май

4.Наблюдение за учащимися в процессе учебной деятельности

4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР

Определение характерных особенностей учебной деятельности и поведения учащихся

В течение года

5.Изучение усвоения программных знаний, умений и навыков (по основным предметам)

4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР

Итоговая диагностика психического развития детей. Заполнение документации.

Составление индивидуальных карт динамического развития учащегося по результатам анализа полученных данных, планирование коррекционных мероприятий

4 В, 8 Б кл. (УО), 1 А, 1 Б, 2 В кл. дети ЗПР

Осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения

Ноябрь; май

Коррекционное направление

1.Сенсорное и сенсомоторное развитие

С учащимися, зачисленными на занятие

Построение коррекционных программ в соответствии со структурой нарушения в развитии учащихся.

Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

В течение года

2.Умственное развитие

В течение года

3.Нормализация деятельности школьника

В течение года

4.Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи

В течение года

5.Формирование приемов умственной деятельности и способов учебной работы

В течение года

Консультативно-просветительское направление

1.Индивидуальные консультации для педагогов

В течение года

2.Выступления на родительских собраниях

Пропагандировать знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о приемах и методах семейного воспитания детей с нарушениями в развитии. Способствовать осознанию родителями особенностей ребенка и его проблем.

По планам работы классных руководителей

3. Индивидуальные консультации для родителей

Рассмотрение частных случаев семейного воспитания, определение адекватных особенностям конкретного ребенка условий воспитания и развития. Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс.

В течение года

Организационно-методическое направление

1.Участие в заседаниях школьного ПМПк

Анализ наблюдений и результатов диагностики, отслеживание динамики развития учащихся. Определение соответствия форм обучения уровню развития ребенка.

В течение года

2.Оформление документации

Скутарь Елена Анатольевна
Индивидуальный перспективный план коррекционной работы учителя-дефектолога с ребенком старшего дошкольного возраста с ЗПР

Индивидуальный перспективный план коррекционной работы в старшей группе учителя -дефектолога на 1 полугодие ___ учебного года.

Ф. И. ребенка : ___

Дата составления :___

1. Ознакомление с окружающим на основе развития речи.

Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения : игрушки, одежда, обувь и т. д. Учить правильно использовать в речи сенсорные эталоны, сравнивать знакомые предметы.

Закреплять представления о себе, своей семье, членах семьи, их обязанностях. Учить определять степень родства.

Продолжать знакомить с детским садом, трудом взрослых, его содержанием :воспитатель,дефектолог,повар медсестра и др. Расширять представления о праздниках : Новый год, о зимних развлечениях.

Расширять представления о временах года, о природных явлениях. Познакомить с названиями месяцев года. Учить определять состояние погоды, изменения в природе, описывать их, устанавливать простейшие связи между явлениями природы. Расширять представления о растительном мире : овощи, фрукты, деревья, грибы, ягоды. Продолжать знакомить с животным миром : дикие животные, их детеныши, домашние животные, их детеныши, зимующие и перелетные птицы, домашние птицы. Отмечать их характерные признаки. Расширять представления об особенностях поведения, передвижения, о пользе, которую приносят людям. Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными.

Обогащать и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов, наречий по лексическим темам. Упражнять в употреблении в речи существительных с обобщающим значением, учить дифференцировать обобщающие понятия. Учить подбирать антонимы к словам разных частей речи.

Развивать грамматический строй речи. Упражнять в употреблении существительных в форме единственного и множественного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, употреблять простые предлоги. Учить образовывать существительные множественного числа родительного падежа, притяжательные прилагательные, глаголы от звукоподражаний.

Развивать связную речь. Учить составлять простое распространенное предложение. Учить составлять рассказ из 3-4 предложений о предмете, содержании сюжетной картины по опорной схеме.

2. Развитие речевого (фонематического) восприятия.

Дать понятие звук, учить слушать , правильно артикулировать и произносить : а, о, ы, у, м, н. Познакомить с печатными буквами, учить соотносить звук и букву. Познакомить опознавательными признаками гласных и согласных звуков : наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса. Учить определять наличие звука в слове, выделять звук из начала, конца слова и под ударением.

Познакомить с условными обозначениями гласных и согласных звуков.

Формировать навык звукового анализа и составления условно-графической схемы звукового состава прямого и обратного слога.

Формировать умение составлять предложения из 3 слов по графическим схемам предложения (без предлогов) .Учить сравнивать предложения по количеству слов по готовым графическим схемам.

3. Формирование элементарных математических представлений

Упражнять в сравнении групп предметов : много, мало, несколько, больше, меньше, столько же, один, пара. Учить получать равенство из неравенства и наоборот, добавлять к меньшему количеству один предмет или убирать его из большего количества. Учить сравнивать группы предметов, давая определение больше на 1, меньше на 1. Упражнять в уравнивании групп предметов, сопровождая действия словами : прибавил, убавил, стало поровну, больше, меньше. Учить составлять группы предметов по цвету, величине, форме.

Учить сравнивать предметы , используя слова : больше, меньше, длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже, толще, тоньше, одинаковые по длине, высоте, ширине, толщине; учить составлять упорядоченный ряд предметов с учетом величины.

Упражнять в различении и назывании геометрические фигур и тел : круг, треугольник, шар, конус. Упражнять в соотнесении формы предметов с геометрическими фигурами.

Количество и счет. Учить количественному счету в пределах 3 в различном направлении и пространственном расположении; называть итоговое число. Учить считать звуки на слух, предметы по осязанию, воспроизводить количество движений по заданному числу.

Учить порядковому счету в пределах 3; правильно отвечать на вопрос : который по счету?.

Формировать понятие числовой ряд, учить находить место числа в ряду. Познакомить с цифрами 1,2,3. Учить соотносить цифру , число и количество. Познакомить с составом чисел 1-3 из отдельных единиц и из двух меньших чисел.

Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги : спереди, сзади, перед, за, между, верх, низ, вверху, внизу, левое, правое, влево, вправо, середина, внутри, снаружи, далеко, близко, около, рядом.

4. Развитие мелкой моторики.

развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику;

Развивать зрительно-моторную координацию через выкладывание дорожек из мелких предметов, мозаики; учить штриховать , раскрашивать, рисовать вертикальные линии и линий разной конфигурации, рисовать круги и др.

Развивать пространственно-графическую ориентацию через узнавание "зашумленных" изображений, складывание разрезных картинок.

5. Психические процессы, эмоционально-волевая сфера.

развивать память через игру на внимание "Что исчезло?", разучивание стихотворений,развивать зрительное восприятие через игру, через узнавание наложенных изображений, развивать мышление через установление причинно-следственных связей, учить исключать , обобщать, воспитывать интерес к занятиям, уважение к взрослым.

Учитель-дефектолог : ___

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционной работы Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год. Общие сведения о ребенке. Миша К родился 21 июня 2010 года в п. Коноша.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 5–7 лет (ОНР - III уровень речевого развития) Содержание коррекционной работы 1. Обследование всех сторон речи (арт. моторики, звукопроизношения, фонем, слуха, словарного запаса, слогового.

Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год 1-й этап. Подготовительный. Задача - тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:.

Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой моторики, слухового.

Индивидуальный план коррекционной работы. Обучение пересказыванию детей предшкольного возраста Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком на 20…. – 20…. учебный год Фамилия имя ребёнка: Дата рождения: Номер группы:.

Перспективный план работы учителя-дефектолога

"Обучение по адаптированной общеобразовательной программе с созданием условий для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психологического развития"

Булычева Галина Ивановна,
у
читель-дефектолог ГБДОУ детский сад № 68

I период обучения (октябрь, ноябрь, декабрь)

1. Уточнить представления о цветах (красном, синем, зелёном, оранжевом, коричневом, чёрном, белом, сером).

2. Уточнить и расширить представления о геометрических фигурах (круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике, овале), их признаках и свойствах.

3. Закреплять знания о форме, упражнять в соотнесение предметов с геометрическим образцом.

4. Учить узнавать на ощупь геометрические фигуры, развивая тактильное восприятие.

5. Закреплять умение различать геометрические фигуры по величине: большие - маленькие, обучая сериации (восходящей и убывающей величине).

6. Учить сравнивать предметы по величине, длине, высоте, ширине, толщине предметов.

7. Учить ориентировке в объёмном пространстве и на плоскости листа (вверху - внизу, в центре, слева, справа). Уточнить пространственные отношения: перед, после, за, между.

8. Уточнить временные представления (части суток).

9. Упражнять в развитие мелкой моторики кистей рук.

10. Учить дифференцировке понятия: цвет и форма.

II. Развитие мыслительной деятельности и конструктивный праксис.

1. Развивать невербальное (наглядно-действенное) мышление на основе конструктивной деятельности (кубики. Конструкторы, палочки, разрезные картинки, мозаики).

2. Учить выделять характерные признаки предмета(существенные и несущественные).

3. Учить сравнивать 2-3 предмета из разных обобщающих понятий.

4. Учить группировке разных предметов на основе заданного признака

5. Учить обобщать по существенным признакам предметы по текущим лексическим темам.

6. Учить исключать предмет из ряда на основе заданного признака.

7. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

8. Работать над развитием психических процессов внимания и памяти как предпосылок мышления.

III. Развитие элементарны математических представлений.

  1. Научить количественному и порядковому счёту в пределах 5(6).
  2. Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5(6), устанавливать какое число больше(меньше) другого.
  3. Учить образовывать последующее число от предыдущего путём прибавления 1.
  4. Познакомить с цифрами 1-5(6), формировать умение соотносить цифру с кол-вом.
  5. Учить уравнивать неравное число предметов двумя способами.
  6. Учить составлять числа 2-5 из двух меньших.
  7. Учить решать практические задачи в пределах 5-ти.
  8. Уточнить представления о геометрических телах: шаре, кубе.

II период обучения (январь, февраль, март).

I. Сенсорная коррекция и развитие мелкой моторики.

1. Закреплять знания об основных цветах. Уточнить знания оттенков цветов: розового, голубого, фиолетового

2. Закреплять умение узнавать плоскостные и объёмные геометрические фигуры на ощупь, развивая тактильное восприятие.

3. Учить объединять предметы в группе по цвету, форме, размеру.

4. Учить дифференцировать понятия: цвет, форма, величина.

5. Совершенствовать межсенсорные связи (слухо-моторные, зрительно-моторные, зрительно-пространственные).

6. Продолжать учить ориентации на плоскостном пространстве.

7. Уточнить представления о длине, высоте, ширине, толщине и массе предметов.

8. Формировать временные представления (неделя-месяц-год).

9. Уточнить пространственные отношения: внутри-снаружи, далеко-близко.

10. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

II. Развитие мыслительной деятельности. Конструктивный праксис.

1. Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (на текущих лексических темах), развивая воображение.

2. Продолжать учить анализу и синтезу, сравнению предметов из разных обобщённых групп. А также из одного обобщающего понятия, тем самым усложняя мыслительную операцию.

3. Учить операциям группировки и классификации по любым существенным и несущественным признакам.

4. Учить исключать предмет из ряда и доказывать своё решение.

5. учить устанавливать причинно-следственные связи, работая по текущим лексическим темам, делая собственные умозаключения и правильно выстраивая логико-грамматические конструкции.

6. В работе отдавать предпочтение развитию словесно-логического мышления.

7. Продолжать работу по развитию устойчивого внимания и долговременной памяти.

1. Учить количественному и порядковому счёту до 8.

2. Закреплять образование последующего числа из предыдущего путём прибавления единицы.

3. Закреплять умение сравнивать смежные числа, увеличивая или уменьшая на 1-2 единицы, познакомить со знаками.

4. Учить составлять числа 6-8 из двух меньших.

5. Познакомить с цифрами 6-8, учить соотносить цифру с количеством.

6. Учить решать практические задачи в пределах 8.

7. Уточнить представления о геометрическом теле: цилиндре.

III период обучения (март, апрель, май).

I. Сенсорная коррекция и развитие мелкой моторике.

  1. Закреплять умение дифференцировать понятия: цвет, форма, величина.
  2. Работать над совершенствованием тактильного восприятия.
  3. Совершенствовать межанализаторные связи в работе с клеткой в тетради.
  4. Развивать восприятие социальных явлений (восприятие отношений по внешним признакам, восприятие чувств по поведению).
  5. Закреплять временные и пространственные представления.
  6. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

II. Развитие мыслительной деятельности.

  1. Упражнять в развитии психических процессов: внимания и памяти.
  2. Учить логическим связям между предметами, явлениями, процессами (на материале текущих логических тем).
  3. Учить задавать вопросы причинно-следственного характера.
  4. Активно развивать вербально-логическое мышление, включая объяснительную и доказательную речь.
  5. Продолжать учить операциям сравнения, группировки, классификации. Обобщению, аналогии.
  6. Учить устанавливать сюжетные логические связи в сериях картинок, а потом в рассказе, тексте со скрытым смыслом.
  7. Учить трансформации одного предмета в другой (явления, процесса), развивая воображение и творчество.

III. Развитие элементарных математических представлений.

  1. Учить количественному и порядковому счёту до 10.
  2. Закреплять образование последующего числа из предыдущего путём прибавления единицы.
  3. Закреплять умение сравнивать смежные числа.
  4. Учить составлять числа 9-10 из двух меньших.
  5. Познакомить с цифрами 9-10.
  6. Учить решать практические задачи в пределах 10.
  7. Формировать представления детей о сложение как объединение совокупности предметов, познакомить со знаком «+».
  8. Формировать представление детей о вычитание как об удалении из совокупности предметов; её части, познакомить со знаком «-
  9. Дать детям представление об арифметической задаче, познакомить со структурой задачи (условие, вопрос).
  10. Упражнять в решении примеров и задач, составлять задачи самостоятельно.
  11. Учить решать математические задачи.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: