Тема самообразования воспитателя
Касияди Татьяны Григорьевны
на 2016-2017 учебный год:
«Экспериментирование, как средство
развития познавательной
активности младших дошкольников».
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
План работы 2016 - 2017 г.
Сроки работы | Формы работы | Практический выход |
В течении года | Изучение методической литературы, интернет-ресурсов. | Составление картотеки книг, статей из журналов |
Разработка плана по теме самообразования. | План самообразования |
|
Сентябрь-октябрь | Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. | Конспекты занятий, проекты, фотовыставки. |
Ноябрь-декабрь | Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов. | Минилаборатория -оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов. |
Декабрь-май | Разработка конспектов с элементами экспериментирования. Семейный проект «Опыты на кухне» | НОД с использованием разработанных конспектов. Оформление презентации проекта |
Галина Ирина
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности»
План работы по самообразованию
воспитателя Галиной Ирины Вячеславовны
2016 – 2017 г. г.
Тема : «Экспериментирование , как
Актуальность темы : Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию . Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно -исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно -исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы .
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка , его воображения. Именно в познавательно -исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель : создать оптимальные условия для развития познавательно -исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития .
Задачи :
Изучить методики, технологии по познавательно -исследовательской деятельности;
Создать условия для поддержания исследовательской активности детей ;
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность , оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования ;
-развивать наблюдательность , умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования , установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание , зрительную и слуховую чувствительность.
Предполагаемый результат :
Создание условий в группе для самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников.
Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности .
Формирование умений у детей : анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
Этапы работы
1 Теоретический план .
1. Изучение методической литературы по данной проблеме :
Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе» , «Вентана-Граф» , 2007 г.
Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду . М.: Сфера, 2004
Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
Смирнов Ю. И. Воздух : Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
Экспериментальная деятельность детей 5-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград : Учитель, 2009.
2. Поиск материала в интернете
В течении года
3 Практическое решение проблем .
1. Изучение литературы об экспериментировании , как средстве развития познавательной активности , детей старшего дошкольного возраста.
2. Составление перспективного плана работы .
3. Разработать систему занятий по данной теме.
4. Организация занятий и мероприятий по плану .
Оценочный этап.
Анализ работы по теме самообразования .
Сентябрь
Октябрь – Ноябрь
В течении года
Выводы : данная работа построена так, чтобы экспериментальная деятельность становилась средством развития наблюдательности , умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей об окружающем мире
Перспектива : сформировать у детей познавательную активность , поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность , оценочное и критическое отношение к миру. Чтобы познанное ребёнком дало возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Перспективный план работы
Тема : «Экспериментирование , как средство развития познавательной активности , детей старшего дошкольного возраста»
(2016/2017) 1. Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования
2. Проведение мероприятий по плану
Конкурс на самое интересное исследование в природе.
Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек»
Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях ».
Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно -исследовательской деятельности».
Оформление картотеки экспериментов
Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров»
Привлечение родителей к пополнению альбома «Удивительное рядом»
Сентябрь-октябрь 2016г.
Ноябрь-декабрь 2016г.
Январь 2017г.
Февраль 2017г.
Март 2017г.
Апрель 2017г.
План НОД по теме самообразования (старшая группа)
№ НОД Дата
1 НОД «Учимся показывать фокусы» 17.10.2016.
2 Игра-эксперимент «Бывает ли воздуху жарко?» 19.12.2016г.
3 НОД «Этот удивительный воздушный шарик»
4 НОД «Путешествие в страну «Чудес и Превращений» 24.03.2015г.
5 НОД по экологии «Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад» (творчество воспитанников)
Публикации по теме:
Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольника Слайд №2. Сегодня мы видим, что в системе ДО, при организации познавательной деятельности, сформировался еще один эффективный метод – метод.
«Формирование познавательной активности детей в средней группе через развитие сенсорной культуры"Сентябрь Содержание деятельности: Совершенствовать.
Организация проектной деятельности в средней группе. АктуальностьРазвитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее.
Конкурс. Консультация для родителей «Игры - как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Консультация для родителей «Игры – как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Каждый период жизни и развития.
Москвичевой Светланы Михайловны 2-квалификационная категория; стаж работы Учебный год:2013-2014 Подготовительная к школе группа
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
Изучить методическую литературу по данной теме;
Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
Обобщение знаний по данной теме.
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
Список литературы
1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
Практический выход |
|||
Сентябрь |
Подбор и изучение литературы по теме; |
Памятки для родителей «Я познаю мир» |
|
«Шаг за шагом» |
Создание «копилки опытов и экспериментов» |
Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка». |
|
Ноябрь-декабрь |
Создание предметно-развивающей среды |
Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы; |
Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.» |
7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования |
Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования. |
Анкетирование родителей и воспитателей. |
|
«Приборы-помощники» |
Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…) |
Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» |
|
Инновационные технологии-ТРИЗ |
Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов |
Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние) |
|
Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве |
Подбор DVD дисков по изучаемым темам |
Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их |
|
«Что? Зачем? Почему?» |
Изучение метода игрового проблемного обучения |
Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения. |
ПЛАН
по самообразованию на тему:
Воспитатель: Исаевой Ф.В.
Китайское изречение
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
Цели:
Задачи:
Литература
- Интернет ресурсы
Срок выполнения | Результаты |
|
сентябрь | ||
сентябрь | ||
В теч. года | Оформлены: *домашний огород *дидактический материал |
|
октябрь | *Занятия |
|
5. Составить перспективный план | октябрь | См. приложение |
6. экспериментирования | В теч. года | См. приложение |
В теч. года | Имеется. |
|
8.Работа с воспитателями: | В теч. года | См. приложение |
9.Работа с родителями: Консультации: Тематические фотовыставки: -«Моя семья в лесу» -«Моя семья на даче» - «Мои домашние питомцы» | В теч. года | См. приложение |
Живая природа
Объект | Название опыта | Материал и оборудование |
||
Растения | Запасливые стебли. | |||
Растения | Бережливые растения. | |||
Молоко | Растущие малютки. | Емкости с крышкой, молоко. |
||
Хлеб | Заплесневелый хлеб. | Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия. | Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа. |
Неживая природа
Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
|
Вода | Замерзание жидкостей. | |||
Вода | Вода двигает камни. | |||
Вода | Фильтрование воды. | |||
Воздух | Воздух вокруг нас | Выявить свойства воздуха |
Человек
Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
|
Органы чувств | ||||
Руки | Зачем человеку руки? |
Рукотворный мир
Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
|
Ткань | Мир ткани | |||
Ткань | Мир металлов |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
ПЛАН
по самообразованию на тему:
«Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Исаевой Ф.В.
Китайское изречение
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
Цели:
]. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
3.Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
4.Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
Задачи:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
- Знакомить с различными свойствами веществ.
- Развивать представления об основных физических явлениях
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды.
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для
возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
10.Формировать у детей разные способы познания.
Литература
- Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
- Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз раста. Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена, 1995.
- Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира//" Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир. ВОИУУ, 2001.
- Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. - № 2.
- Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. - № 2.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. - № 1.
- Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. -М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова -М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др./; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб.: Акцидент, 1997 г.
- Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс. 1997 .
11.Дыбина О.В. Рахманова Н.П.. Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
12.Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
- Интернет ресурсы
Срок выполнения | Результаты |
|
1. Изучать теоретический материал по данной теме | сентябрь | Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования |
2. Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности. | сентябрь | Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики. Не могут видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель. |
3. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей | В теч. года | Оформлены: Уголок природы с разнообразными комнатными растениями. Мини-лаборатория с набором элементарных приборов: *специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки) *природный материал (камешки, песок, семена) *утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т.д.) *прочие материалы (лупы, термометры, весы…) *домашний огород *дидактический материал |
4. Наметить основные формы работы | октябрь | *Занятия *Самостоятельная деятельность детей *Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником |
5. Составить перспективный план | октябрь | См. приложение |
6. Разработать конспекты НОД с элементами экспериментирования | В теч. года | Конспекты НОД на темы: «Воздух вокруг нас», «Свойства света», «Царица-водица», «Удивительный магнит». См. приложение |
7.Создать картотеку опытов и экспериментов | В теч. года | Имеется. |
8.Работа с воспитателями: Показ мастер-класса на тему «Удивительный магнит» Просмотр занятия на РМО «Свойства света» Итоговое занятие «Воздух вокруг нас» | В теч. года | Выпущена памятка общих правил исследовательского обучения. См. приложение |
9.Работа с родителями: Консультации: -«Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Тематические фотовыставки: -«Моя семья в лесу» -«Моя семья на даче» - «Мои домашние питомцы» | В теч. года | Папка-передвижка «Познавательный мотив» См. приложение |
Подготовительная группа
Живая природа
Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
|||||
Растения | Запасливые стебли. | Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу. | Губки, бруски неокрашенные деревянные, лупа, емкости с водой. |
|||||
Растения | Бережливые растения. | Познакомить с растениями, которые могут расти в пустыне и саванне. | Растения: фикус, сансевьера, фиалка, кактус. |
|||||
Молоко | Растущие малютки. | Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. | Емкости с крышкой, молоко. | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
|
Вода | Замерзание жидкостей. | Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. | Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности. |
|||||
Вода | Вода двигает камни. | Узнать, как замерзшая вода двигает камни. | Соломинки для коктейля, пластилин. |
|||||
Вода | Фильтрование воды. | Познакомиться с процессом очистки воды разными способами. | Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости. |
|||||
Воздух | Воздух вокруг нас | Выявить свойства воздуха | Полиэтиленовые мешочки, трубочки, резиновые игрушки, аквариум с водой, камни. |
Человек
Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
|||||
Органы чувств | Как органы человека помогают друг другу? | Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга. | Шарф для завязывания глаз, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы. |
|||||
Руки | Зачем человеку руки? | Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования. | Блюдца с небольшим количеством смеси разных круп с крупными зернами, лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан с водой. | Ткань | Мир ткани | Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделий. | Образцы тканей, емкости с водой, ножницы. |
|
Ткань | Мир металлов | Называть разновидность металлов (алюминий, жесть, серебро, медь, сталь), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования. | Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, изделие из серебра, ножницы. |
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».
Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
Развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД.
Сентябрь.Октябрь.
Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.
Опыты с песком и глиной.
Ноябрь.
Декабрь.
Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.
Опыты с водой.
«Мыло фокусник».
Январь.
Февраль.
Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.
Опыты с воздухом.
Опыты с почвой.
(огород на подоконнике).
Март.
Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.
Опыты с магнитом.
«Исчезающая монета»
Апрель.
Май.
Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для
оптимального развития и роста растений.
Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».
Работа с семьёй
Сентябрь
Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.
Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».
Октябрь
Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Газета для любознательных родителей.
Январь
Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров»
День открытых дверей.
Май
Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.
Фотовыставка «Юные исследователи».
План по самообразованию на тему:
«Познавательно-исследовательская деятельность»
Подготовительная группа «КАПЕЛЬКИ»
2016-2017г.
Китайское изречение
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю.
Воспитатель: Турченко О.В.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ.
Тема: Вода
1. «Какие свойства»
2. «Помощница- вода», «Умная галка»
3. «Круговорот воды»
4. «Водяной фильтр»
Тема: Давление воды
1. «Пульверизатор»
2. «Давление воды»
3. «Водяная мельница»
4. «Подводная лодка»
Тема: Воздух
1. «Упрямый воздух»
2. «Соломенный буравчик»; «Крепкий спичечный коробок»
3. «Свечка в банке»
4. «Сухим из воды»; «Почему не выливается»
Тема: Вес. Притяжение. Звук. Теплота.
1. «Почему всё падает на землю»
2. «Как увидеть притяжение»
3. «Как распространяется звук»
4 «Волшебные превращения»
5. «Твёрдые и жидкие»
Тема: Превращения
Свойства материалов
1. «Смешение цветов»
2. «Исчезающая монета»
3. «Цветной песок»
4. «Соломинка- флейта»
5. «Мир бумаги»
6. «Мир ткани»
Тема: Живая природа
1. «Есть ли у растений органы дыхания»
2. «Что у нас под ногами»
3. «Почему говорят «Как с гуся вода»
4. «Репортаж «Мне понравился эксперимент…»