Упражнения на гитаре для начинающих. Полезные упражнения для гитариста

Начинающим гитаристам перед игрой всегда необходимо 10-15 минут уделить разминке. Это необходимо для растяжки пальцев. Гитара в этом деле будет вашим основным помощником. В этой статье мы разберем некоторые упражнения для пальцев на гитаре - как для правой руки, так и для левой.

Большинство самоучек на ранних стадиях обучения совершают много ошибок (самая частая – игра перебором с использованием только одного пальца).

В идеале, необходимо, чтобы задействованы были все пальца кроме мизинца (хотя бывают и исключения).

Упражнение 1. «Качели»

Первым делом распределяем пальцы по струнам: большой палец будет контролировать шестую струну, указательный – третью, а средний и безымянный, соответственно, вторую и первую.

Пытаемся сыграть вступление известной баллады группы Металлика под названием Nothing Else Matters (это не составит труда даже для человека, который первый раз взял инструмент в руки). Таким образом, играем струны в такой последовательности:

Примечание : Большим пальцем можно играть не только шестую струну, но и четвертую с пятой. Поэтому поэкспериментируйте с этим. Также можете периодически менять последовательность струн и, например, играть так: 6 3 1 2 3 1 2 3. В это время левая рука ничего не зажимает, то есть играются открытые струны. Конечно, можете поэкспериментировать и позажимать какие-нибудь простые аккорды.

Упражнение 2. «Вальс»

Пальцы распределяем так же, как и в прошлом упражнении.

Игра представляет собой чередование басовых струн и «щипка» трех нижних струн, который делается одновременно тремя пальцами.

Упражнения для левой руки

Важно : Основной задачей при работе с левой рукой является правильная постановка аккордов, приспособленность к их смене, а также огрубение кожи на подушечках пальцев.

Неправильная постановка пальцев левой руки приносит больше всего проблем, так как благозвучность и качество игры гитариста зависит в первую очередь от левой руки.

Упражнение 1. «Игра под разгон»

Выбираем 3-4 любых аккорда (см статью: ) и играем их последовательно. Получается незамысловатая мелодия. Лучше их играть перебором, так как в этом случае (в отличие от боя) мы будем лучше слышать изъяны в случае, если какой-то палец левой руки поставили неправильно или недостаточно сильно прижали струну.

Ставим и играем аккорды, будто в данный момент нас слушает мастер (можете представить, что это какая-нибудь знаменитость или даже ваш кумир) и для него мы пытаемся создать эталон аккорда.

Для этого необходимо следить за правильностью постановки пальцев. Они должны зажимать свои струны под прямым углом (зачастую юные гитаристы тянут их вниз, этим самым сбивая строй и создавая иллюзию расстроенной гитары), не слишком сильно, но и не слабо (если слишком слабо прижмем палец, то в этом случае струна просто будет издавать звук натянутой веревки).

Не стоит придавать особого внимания скорости игры, так как сначала нам необходимо просто отточить переходы между аккордами.

После того, как это сделано, можно разнообразить или перейти на , а также увеличить скорость игры.

Примечание : уже на ранних стадиях обучения стоит уделять чуть больше времени на постановку аккордов, содержащих баре (см. урок: ).

Упражнение 2. На первой струне

Начнем с пятого лада. Ставим на него указательный палец. На шестой лад – средний, на седьмой и восьмой соответственно безымянный и мизинец.

Играем такую последовательность ладов:

А потом в обратном порядке:

После смещаемся на один лад вправо. Играем по-новой все то же самое.

Когда мизинец доходит до двенадцатого лада, начинаем играть нашу мелодию в обратном порядке, на «угасание».

Заключение

Некоторые упражнения дают возможность одновременно развивать две руки. В настоящее время, существуют даже целые сборники и отдельные курсы, содержащие упражнения для рук. Для гитары при этом важно, чтобы она была правильно настроена (см. урок: ).

Четких инструкций для выполнения этих упражнений нет. От гитариста лишь требуется попробовать совместить в своей игре компоненты для развития обеих рук.

Все эти упражнения рассчитаны на новичков, которые только начинают учиться играть на гитаре. Опытные гитаристы-профессионалы, конечно, используют упражнения посложнее, причем они их выполняют постоянно, каждый день. Но для нас с Вами, для новичков, вышеописанных упражнения вполне хватит.

Выполняйте их периодически и не ленитесь. Удачи! 🙂

Многие считают освоение гитары непосильной задачей, на которую уходят долгие годы. Отчасти это так, но только если вы хотите владеть инструментом на профессиональном уровне.

Намного чаще люди хотят научиться играть на гитаре, чтобы исполнять любимые песни в компании или просто для души. В этом случае обучение не отнимет много сил и времени: за два-три месяца можно запросто выучить основные аккорды и способы игры.

Не стоит опускать руки, даже если у вас уже был неудачный опыт. Талант - это лишь десятая часть успеха. Гораздо важнее целеустремлённость и регулярная практика.

Что понадобится

  1. Гитара.
  2. Желание. Оно даже важнее самого инструмента.
  3. Время для занятий. Его вы тоже легко , если желание достаточно сильное. Тем более что вам хватит 30 минут в день.
  4. Учебные пособия. С ними вообще никаких проблем: можно купить самоучитель в книжном, посмотреть видеоуроки на YouTube, а аккорды найти в интернете.

Как видите, ничего сверхъестественного.

Выбор и покупка гитары

Будем считать, что желание и время у вас есть. Остаётся обзавестись инструментом. Говорят, новичку подойдёт любая гитара, но это не так. Когда струны задевают лады и врезаются в пальцы, а гитара не держит строй, ни о каком прогрессе не может быть и речи.

Плохой инструмент почти наверняка отобьёт всю охоту учиться.

Поэтому лучше найти хорошую гитару. На первых порах можно одолжить инструмент у кого-нибудь из друзей, а потом, если дело пойдёт и вам понравится, обзавестись собственным. Не обязательно дорогим и фирменным, главное - более-менее качественным.

Различают два основных вида акустических гитар: классическую и дредноут (вестерн). Есть мнение, что новичкам больше подходят классические гитары из-за широкого грифа и нейлоновых струн. Первая особенность уменьшает шансы случайно задеть пальцами ненужную струну, ведь расстояние между струнами больше, чем у дредноута. Да и сами нейлоновые струны мягче металлических, поэтому не так сильно впиваются в подушечки пальцев и меньше набивают мозоли.

С другой стороны, если исполнение классических композиций не входит в ваши планы, лучше сразу взять дредноут. Такая гитара звучит громче и звонче за счёт металлических струн, а на более узком грифе удобнее брать аккорды. Опять же, при игре на металлических струнах пальцы быстрее загрубеют и мозолей больше не будет.

В качестве компромисса можно взять дредноут и заменить металлические струны нейлоновыми хотя бы на время обучения.

Отправляясь в магазин за гитарой, возьмите с собой приятеля, который умеет играть: у каждого инструмента есть множество мелочей и новичок может их попросту не заметить. Выбирайте гитару не только по внешнему виду, но и по удобству. Обращайте внимание на возможность регулировки грифа, механизм колков, струны.

Знакомство с гитарой

Инструмент куплен (или взят у знакомых), а вы на один шаг ближе к цели. Внимательно рассмотрите гитару.

Большая часть называется декой. К ней крепится гриф, оканчивающийся головкой с колками: с помощью них натягиваются струны.

Гриф делится на лады металлическими порожками, к которым для извлечения звука прижимаются струны. Первый лад находится у головки грифа, последний - у деки.

Струн всего шесть. Отсчёт начинается с нижней, самой тонкой.

Настройка гитары

Прежде чем пробовать играть, гитару нужно настроить. Не пугайтесь, это по силам даже новичку. А без этого навыка вы не сможете играть.

По тюнеру

Вам понадобится тюнер в виде отдельного устройства (можно купить в музыкальном магазине или на том же AliExpress) или приложения для смартфона. В обоих случаях настройка заключается в поочерёдном натяжении или ослаблении всех струн в соответствии с подсказками тюнера.

По пятому ладу

Этот способ не требует никакого дополнительного оборудования. Его суть в том, что струны, зажатые на определённых ладах, звучат в унисон и их можно настроить относительно друг друга.

По правилам первую струну следует настроить на ноту ми, используя в качестве эталона тюнер (например, его онлайн-версию) или другой настроенный инструмент. Однако это имеет смысл только при игре в коллективе, чтобы все инструменты звучали в одной тональности.

Если вы играете в одиночку, а тем более просто учитесь, то первую струну можно настроить произвольно, примерно подобрав её натяжение. Все остальные настраиваются так:

  1. Вторую струну прижимаете на пятом ладу и ослабляете или натягиваете до тех пор, пока она не зазвучит так же, как открытая первая струна.
  2. Третью струну прижимаете на четвёртом ладу и настраиваете в унисон с открытой второй струной.
  3. Четвёртую струну прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую третью струну.
  4. Пятую прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую четвёртую.
  5. Шестую точно так же зажимаете на пятом ладу и настраиваете в унисон с открытой пятой.

Звучит сложновато, но на деле всё проще простого. Каждая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с предыдущей, нижней струной. Исключение составляет лишь третья струна: её нужно зажимать не на пятом, а на четвёртом ладу.

Сам процесс настройки тоже предельно прост. Например, чтобы настроить вторую струну, нужно ослабить её, а после дёрнуть открытую первую и понемногу вращать колок второй, пока звучание обеих струн не сольётся в один тон. Вот и всё.

Пробуем играть

Наконец мы добрались до самого интересного - собственно игры. Кажется, тут нет ничего сложного. Знай себе нажимай на струны левой рукой и ударяй по ним правой: вы миллион раз видели это и наверняка пробовали сами. Почему же тогда не получается? Струны дребезжат, подушечки пальцев горят, а суставы устают и затекают.

Всё дело в опыте, который приходит с практикой.

Возьмите гитару и сядьте на край стула или дивана, положив ногу на ногу или поставив левую ногу на невысокую подставку, например стопку книг. Так инструмент не будет упираться в стул и съезжать с ноги.

Правая рука должна быть расслаблена, а кисть не скрючена. Левая охватывает гриф, но большой палец при этом всегда параллелен ладам. Сдавливать гриф что есть силы тоже не нужно, иначе кисть быстро устанет.

Вы уже знаете, что нумерация ладов начинается с головки грифа, а струн - с самой тонкой, нижней. Попробуйте сыграть произвольные ноты, прижимая первую струну указательным пальцем на разных ладах. Старайтесь полностью прижимать струну, чтобы она звучала чисто. Это будет нелегко, но со временем техника наработается.

Пробуйте играть на других струнах, а также подключать остальные пальцы, давая им привыкнуть.

Играем мелодии на одной струне

Просто извлекать звуки скучно. Поэтому, чтобы было интереснее, можно выучить простые мелодии на одной струне и тренироваться на них. Вот несколько мелодий для примера.

Классический «В траве сидел кузнечик»:

«Дым над водой» Deep Purple:

Вступление к “Iron Man” Black Sabbath:

Мелодия из фильма «Бумер»:

«Имперский марш» из «Звёздных войн»:

Уделите игре на одной струне какое-то время. Доведите свои действия до автоматизма и добейтесь слаженной работы обеих рук. Тренируйтесь, пока мелодии не зазвучат ровно и чисто, без остановок и запинок.

За это время пальцы привыкнут к нагрузкам, а значит, можно будет переходить к более сложным вещам.

Играем аккордами

Следующая ступенька, на которую вам предстоит подняться, - игра аккордами. Это гораздо сложнее, чем мелодии на одной струне, но не расстраивайтесь. Изучив аккорды, вы уже сможете играть полноценные песни.

Принцип здесь тот же, но прижимать нужно будет не одну струну, а сразу несколько: обычно три, реже две или четыре. Существует множество аккордов. Однако для исполнения большинства песен достаточно всего пяти-семи. Для начала выучим три главных, так называемых блатных аккорда: Am, Dm, E.

Все аккорды обозначаются латинскими буквами в зависимости от основной ноты:

  • C - до;
  • D - ре;
  • E - ми;
  • F - фа;
  • G - соль;
  • A - ля;
  • H - си.

Если рядом с обозначением аккорда стоит маленькая буковка m, это значит, что аккорд минорный. Если такой приставки нет - мажорный. Читаются аккорды либо по буквенному обозначению, либо по названию. Например, «а-эм» (Am) или «соль мажор» (G).

Схемы аккордов называются аппликатурами. На них рисуется гриф со струнами. Лады подписаны римскими цифрами. Арабскими обозначают струны и - в кружках - пальцы, которыми следует нажимать на струны (1 - указательный, 2 - средний и так далее). Нолик напротив струны означает открытый звук (неприжатая струна), а крестик - то, что струна звучать не должна.

Вернёмся к нашим блатным аккордам. Вот их аппликатуры:

Чтобы взять аккорд Am, нужно прижать указательным пальцем вторую струну на первом ладу, средним - четвёртую струну на втором ладу, безымянным пальцем - третью струну на втором ладу.

По такому же принципу берутся и остальные аккорды: смотрим, на каких ладах и какие струны нужно прижимать.

На этих трёх аккордах уже можно играть простые дворовые или армейские песни. Но лучше выучить ещё три аккорда, с которыми репертуар значительно расширится. Вот они:

С первыми двумя сложностей возникнуть не должно, а вот третий немного отличается от предыдущих. В нём используется барре - приём, когда указательным пальцем зажимаются все струны на одном ладу. Аккорды с барре немного сложнее, чем открытые, но, попрактиковавшись, вы освоите и их.

Как всегда, чтобы учиться было интереснее, можно тренироваться сразу на какой-нибудь песне. Например, на канонической «Пачке сигарет» группы «Кино» или «Вахтёрам» от «Бумбокса».

Также можно найти в интернете любые другие песни, которые вам нравятся (например, по запросу «на лабутенах аккорды»). Если в подборе попадаются незнакомые аккорды, можно попробовать найти другой или просто выучить что-то новое.

Бой и перебор

Есть два способа звукоизвлечения: перебор и бой. Некоторые песни играются только перебором или только боем, другие обоими способами. Аккорды при этом используются одни и те же, разница лишь том, перебираете вы струны пальцами или ударяете по ним.

Переборов, как и боёв, существует огромное количество. И в разных песнях они, конечно, разные. Обычно в разборах наряду с аккордами указывается, каким перебором или боем стоит играть.

Рассмотрим для примера несколько самых распространённых. Остальным вы научитесь по ходу.

Что дальше

Теперь, когда вы познакомились с азами, изучили аккорды и немного набили руку, главное - не забрасывать тренировки. Пальцы будут болеть и запутываться при перестановке аккордов, а струны не всегда будут звучать.

Ни в коем случае не останавливайтесь и просто продолжайте играть. С каждым днём у вас будет получаться всё лучше и лучше, а в итоге вы добьётесь поставленной цели.

Напоследок несколько советов, которые помогут самостоятельно научиться играть на гитаре и не дадут отчаяться:

  1. Всегда используйте несколько источников информации, чтобы восполнять возможные пробелы и неточности одного учителя у другого.
  2. Играйте каждый день: регулярные упражнения придадут уверенности. Помните, что талант лишь десятая часть успеха, всё остальное - практика.
  3. После того как изучите пару песен и сможете непринуждённо исполнять их, обязательно пригласите друзей и сыграйте для них. Слушатели помогут развить и укажут на недостатки.

Основной прием игры на электрогитаре-это переменный штрих. Именно с него стоит начать занятия. Давайте вспомним как нужно правильно держать медиатор и извлечем первые звуки. Начнем с открытых струн.

П -удар медиатором сверху вниз
V -удар медиатором снизу вверх

Медиатор перпендикулярен струне. Произведите замах и опустите медиатор на струну. Обратите внимание,что каждая первая нота в такте всегда играется ударом вниз. Важно это наработать,для того чтобы в дальнейшем рука автоматически двигалась в нужном направлении и соблюдалась последовательность ударов.

А теперь попробуем подключить правую руку. Играем переменным штрихом,вверх вниз.

Следующее упражнение играем,прижимая определенные ноты на струнах. Играть так же,переменным штрихом,следя за очередностью ударов.

Фаланги должны быть согнуты.Между пальцами и струнами должно быть небольшое расстояние,иначе пальцы будут задевать и глушить соседние струны.

Далее разберем гитарный риф. Риф -это ритмический рисунок. Этот рисунок будет играться интервалом квинта. Квинта это два звука(интервал),расстояние между которыми 3.5 тона. Скажу проще,на квинтах играется весь хард рок.Звучание квинты дает драйв. Более подробно с интервалами можно ознакомиться

В мерономе устанавливаем темп 90 и играем ударами вниз.

Чтобы придать этому упражнению ритмичность и добавить в него красок,сыграем этот риф с использованием приема пиццикато. Пиццикато -это прием игры,который заключается в легком глушении струн ребром ладони правой руки. Чтобы его исполнить,нужно ребро ладони положить у начала струнодержателя на струны и тем самым слегка приглушить их звучание. Если прижать сильно,струны заглушатся,если слабо-прием пиццикато не прозвучит. Прием пиццикато обозначается — PM— .

Играем так же ударами вниз. Таким образом первые две четвертные доли играются приемом пиццикато,третья открытым звуком и последняя доля в такте снова пиццикато. Затем в каждом такте этот рисунок повторяется.

А сейчас разберем вступление к старой,но хорошей песне группы Metallica- «Motorbreath». Все играется приемом пиццикато. Обратите внимание,в этом отрывке уже есть определенный ритмический рисунок. Поэтому вам следует просчитать длительности каждой ноты.Для более быстрого понимания ритма,можно послушать песню и запомнить ритм. В оригинале этот риф играется в очень быстром темпе,но мы будем играть его в медленном темпе.

Хроматическое упражнениние

Это очень полезное упражнение на развитие техники. Его играют как начинающие,так и опытные музыканты. Хроматизм -это повышение или понижение ступени лада или ступени основного звукоряда на полутон(то есть на соседний лад). Особенность этого упражнения в том,что здесь не нужно думать о звуках,о фразах что вы играете. В нем нет никакой художественной мысли. Это упражнение ориентировано только на технику.

Играть переменным штрихом,используя метроном .Очень важно следить за качеством звука,сначала играть в медленном темпе,затем,почувствовав уверенность постепенно прибавлять темп. Запомните,не нужно менять качество на скорость. Все удары,как вниз,так и вверх, должны быть одинаковыми,обязательно. Удар вниз всегда сильнее и его проще исполнить. Поэтому нужно отрабатывать и удар вверх. После того,как вы освоили хроматическое упражнение стандартным способом,можете пробовать играть ударами наоборот,начиная с удара вверх.

Рассмотрим еще одно хроматическое упражнение. Оно укрепит ваши пальцы. Следим за артикуляцией . Артикуляция -это четкое исполнение(произношение) тех звуков что вы играете. Удар по струне должен происходить одновременно с нажатием на струну.

Советую осваивать упражнения не только по табулатуре,пробуйте учить ноты. Это вам очень пригодится.

Познакомившись с переменным штрихом,далее можно начать изучение аккордов. Аккорд-это три и более звука. В любой музыке,будь то песня,или инструментальная музыка,есть гармония. Гармония-это сочетание (последовательность) определенных аккордов. Гармония-это то из чего состоит музыка. Поэтому изучение аккордов,это одно из первых моментов,на что стоит обратить внимание.
Познакомиться с аккордами можно .

Теперь в качестве упражнения разберем гамму ля минорной пентатоники. Пентатоника-это мать всех гитарных соло,говоря простым языком. Углубляться в теорию не будем,что там и как можно узнать в разделе для опытных музыкантов. Здесь нужно просто запомнить как звучит гамма и где прижимать ноты.

В этой статье мы поговорим о технике гитариста. Что там уж воду мутить. Эта статья - прямое руководство к действию для тех, кто метит в профессионалы или уже таковым является. Данные упражнения основаны на школе развития техники Хуберта Кэппеля (известный немецкий гитарист, основатель одного из престижных международных гитарных конкурсов в Кобленце), на упражнениях Юсуки Джимбо (молодой японский гитарист, ученик ещё одного известного гитарного преподавателя Тадаши Сасаки, который долгое время преподавал гитару в высшей школе музыки в городе Аахен, в Германии) и др. Этот курс упражнений рассчитан на 90 минут ежедневных занятий гитарной техникой. С большой долей вероятности можно сказать, что если Вы будете выполнять описанные замечания и пожелания, а также сохранять последовательность упражнений и общую регулярность занятий, то уже через короткий промежуток времени Вы сможете сами убедиться в действенности этих методов. Ваши пальцы правой руки станут гораздо более цепкими и чувствительными к струнам, левая рука значительно окрепнет, улучшится координация движений обеих рук в совокупности.

Итак, начнем, пожалуй.

Сначала разогреем правую руку игрой арпеджио (здесь будут ещё пояснения). Каждое из 6 приведенных примеров арпеджио следует играть аналогично первому, но с разной аппликатурой. Каждое упражнение играть по 2 минуты. Всего 12 минут на эти основные арпеджио.

Упражнения на легато с триолямина разных струнах. Помогает Вашим мышцам левой руки быть в хорошем тонусе (ещё будут пояснения). Общая продолжительность этих упражнений 4-5 минут.

Теперь поиграем пассажи в разных "вариациях". Это коротенькие фрагменты гамм. Этот этап подытоживает первичный "разогрев" игрового аппарата. Обратите внимание на то, что спешить, пытаясь сыграть как можно скорее эти пассажи, совершенно не стоит. Будет лучше если Вы добьетесь в игре плавности при скачках и переходах в позиции, а также хорошего звука.

Первое упражнение под надписью 5 играем с 4 по 12 лад. Аппликатура правой руки - пальцы i-m. Повторяем пассаж в каждой позиции по 3-4 раза. Общее время звучание примерно 3 минуты.

Второе упражнение с надписью 6 играем с 1 по 11 лад пальцами в правой руке i-m, повторяя пассаж в каждой позиции по 4 раза. Продолжительность примерно 3 минуты.

Следующее упражнение под цифрой 7 играем с 1 по 9 лад пальцами в правой руке m-a, а также повторяя его в каждой позиции по 4 раза. Продолжительность звучания будет около 3 с половиной минут.

Упражнение под номером 8 играем с 1 по 7 лад пальцами i-m. Повторяем каждый пассаж по 4 раза. Общее время звучания окажется около 2 минут.

И, наконец, ещё один пример пассажной техники значится под номером 9 , который следует играть со 2 по 12 лад пальцами m-a, также повторяя по 4 раза в каждой позиции. Продолжительность звучания этого упражнения составит 3 минуты.

Теперь возвращаемся к упражнениям на легато. Левая рука к этому времени отдохнула от силовой нагрузки легато и находится в хорошем тонусе. Следующие упражнения на легато хоть и похожи на описанные выше, но развивают при этом другую связку пальцев левой руки. Играем оба упражнения с 1 по 5 лад. Длительность этих двух упражнений составляет примерно 4-5 минут.

Теперь снова играем основные арпеджио на открытых струнах способом, описанным в самом первом упражнении этого занятия. С 7 по 12 такт (разновидность упражнения) по 2 минутки каждое. Всего требуется 12 минут.

  • Войдите или зарегистрируйтесь

Поделитесь этой информацией

Комментарии

"...никто правую руку так не выгибает, как этому пытались научить в СССР."

Это мнение, вообще говоря, спорное. Если занять классическую позу, положить правую руку на гитару и полностью расслабить кисть, то пальцы правой руки займут положение в точности перпендикулярно струнам. (Хотя возможно, у разных людей разные руки). Другое дело, что во время игры кисть напрягается и занимает положение на продолжении руки. Мне кажется это вредное явление, хотя сам этим страдаю.

Вячеслав.

  • Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы отправлять комментарии

Во как народ оживился. Даже

Во как народ оживился. Даже приятно -а то веками тишина на сайте была:)

А то пишешь тут пишешь -а читают пару человек я да Ром да Leothemetal

В хорошей гитаре есть что ли хороший резонанс -тогда и звук приятный получается. Ну а если еще и технику отшлифовать....ну тогда будет супер.

  • Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы отправлять комментарии

Игорь, шутка в том, что это

Игорь, шутка в том, что это оттачиается в медленном темпе настолько хорошо, что аналогичное движение происходит и в быстром, с лету, просто человек уже не особо задумывается, хотя делает правильно. идея-довести технику до автоматизма, чтобы уже не думать о технике, а сконцентрироваться на музыке. В америке есть шоу-кажись Time Warp, они снимают какие то повседневные моменты очень скоростной камерой и показывают в замедленном действии, как это все происходит. Были там барабанщики-рекордсмены, группа Металлика и многие другие интересные люди. Идея была такая-как ведет себя музыкант, насколько барабанщик просчитывает следующее движение рук, из каких суставов идет звукоизвлечение и что в конце концов происходит с инструментами. Естественно, что как Металлика, так и барабанщик-рекордсмен Майк Магини играли очень скоростные пассажи. На удивление на замедленном кадре было видно, настолько четко и прецезионно они работают. Так что принципиально скоростная игра мало чем отличается от нескоростной, разве что одному удобно играть в медленном темпе, другому в более быстром, третий на экстремальных скоростях не чувствует дискомфорта.
Вячеслав, я периодически хожу на открытые концерты в высшей музыкальной школе Карлсруэ, студенты там со всего мира, идеально перпендикулярных пальцев по отношению к струнам я ни у кого не видел, точнее вообще не видел попытки поставить пальцы перпендикулярно. В целом я пришел к выводу, что угол пальцев по отношению к струнам не настолько важное явление, хотя он, бесспорно, влияет на звук. По крайней мере, когда я попробовал как и несоветские гитаристы не заморачиваться по поводу угла, а просто расположить руку, чтобы она была расслабленной и кисть являлась продолжением руки, то у меня дело пошло на лад. Плюс вышеуказанный пятый пункт, да и четвертый очень помогли. Вообще то я писал, что не стоит выгибать руку, чтобы не создавать перенапряжение, а Сеговия-так, к слову пришелся:)

Многие гитаристы хотят овладеть виртуозной техникой, играть все "быстро и громко", так сказать. К сожалению, далеко не все молодые исполнители осознают что может стоять за легкостью исполнения, которую можно наблюдать у маэстро гитары со сцены. Всю работу над техникой гитариста можно условно разделить на две формы:

  1. развитие техники и овладение новыми приемами игры на гитаре
  2. поддержание пальцев в хорошей форме

Да-да, именно так. И у хорошего гитариста происходит постоянная работа над обеими формами совершенствования техники.

Но давайте же уже приступим к работе. В предыдущих материалах, посвященных предполагалась работа с комплексом упражнений в течении 90 минут ежедневно! Практика показывает, что такое количество времени, потраченное только на поддержку исполнительского аппарата в тонусе могут позволить себе лишь немногие, относящие себя к профи и имеющие большие амбиции в гитарном музицировании.

Нижеприведенные упражнения следует играть также ежедневно, но время работы с ними сокращается примерно до 45 минут в день. Упражнения скомпонованы с учетом напряжения и расслабления разных групп мышц, давая возможность поочередно напрягать одни и расслаблять другие. Поэтому этот комплекс как и предыдущий следует играть в порядке описываемой очередности с учетом комментариев.

Это простое упражнение с учетом различных комбинаций арпеджио играйте на открытых струнах в течение 12 минут. На каждый из шести тактов следует уделить около 2 минут, повторяя проигрывание.

Далее в течение 2-3 минут занимаемся работой над координацией левой и правой руки гитариста. В нижеприведенном нотном примере дается только лишь ритмическая схема этого упражнения. Да, вы можете начать с того, что поиграете только эту схему, но тогда речь не будет идти о координации обеих рук. Для достижения лучшего эффекта в правой руке следует играть описываемую схему, не забывая акцентировать отмеченные ноты, а в левой руке - простая хроматическая гамма. Сначала на второй, затем на третьей струнах. Гамму можно играть просто вверх, начиная от открытой струны и заканчивая нотой на 12 ладу, а затем вниз, начиная с ноты на 12 ладу. В правой руке используйте для начала только пальцы i-m. В дальнейшем, конечно же, никто вам не запрещает модернизировать аппликатуру правой руки.

Не спешите с темпами, но следите за качеством переходов из позиции в позицию и красивым звуком. Качество переходов заключается в том, чтобы весь восходящий и низходящий пассаж был ровным по ритму и темпу, ноты - строго указанной длительности, как если бы они исполнялись без смены позиций.

Следующие 6-7 минут сконцентрируйтесь на технике легато левой руки. Для этого играйте описываемое упражнение аппликатурой: 1-2, 2-1, 2-3, 3-2, 3-4, 4-3. Как правило упражнения на легато в левой руке сложнее даются в медленном темпе, однако тем более они могут быть полезны.

Теперь левая рука просто "просит" помощи. Давайте дадим ей больше движений, а также активизируем правую руку. Для этого отлично подойдут гаммообразные пассажи.

Каждое из трех последующих упражнений исполняйте примерно по 2 минуты. Эти же пассажные упражнения уже были использованы в " " и сопровождаются видео примером.

Играем это упражнение с IV по IX лад и пальцами i-m

Этот вариант упражнения играем с I по VII лад пальцами i-m.

Заключительное упражнение на пассажнyю технику играйте 2 минуты с I по V лад и пальцами m-a

Ваш исполнительский аппарат на этом этапе игры упражнений находится в разогретом виде, однако, давайте доиграем ещё несколько упражнений на легато, задействовав при этом оставшиеся ранее без внимания пары пальцев: 1-3, 3-1, 2-4, 4-2, 1-4, 4-1. На это упражнение по аналогии с предыдущим упражнением на легато отведите примерно 6-7 минут.

Завершает комплекс ежедневных упражнений гитариста игра арпеджио. Это аналогия первого упражнения, но с использованием других комбинаций нот и, соответственно, аппликатуры правой руки. Отведите на все арпеджио-упражнения около 12 минут, т.е. примерно по 2 минуты на повторение каждого такта.

Итак, по прошествии примерно 45 минут вы подготовили свой исполнительский аппарат, т.е. руки, к игре на гитаре. Но, возможно, не стоит сразу переходить к игре пьес. Помните, что хорошая игра требует свежей головы. Сделайте небольшую паузу прежде, чем продолжить занятия. Сохраните свой напор и желание заниматься на длительный период. А разогретые пальцы остаются в такой форме в зависимости от вашей физиологии вплоть до нескольких часов.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: