Вышний волочек почему так называется. Вышний волочек

Вы́шний Волочёк - город (с 1770) в Тверской области России. Входит в самостоятельное муниципальное образование области - «городской округ Вышний Волочёк»; служит также административным центром Вышневолоцкого муниципального района Тверской области. Основан в 1471 году.

Население - 48 844 чел. (2015).

Город расположен на северо-восточной окраине Валдайской возвышенности, на реке Цне (Вышневолоцкое водохранилище), в 119 км к северо-западу от Твери. В Вышнем Волочке берёт исток река Тверца.

Вышний Волочёк находится на 297 км федеральной дороги «Россия» (Москва - Санкт-Петербург), имеется железнодорожная станция.

История

Вышний Волочёк возник на водоразделе двух водных бассейнов - Балтийского и Каспийского. Грузы со стороны Волги поднимались по р. Тверца до Николо-Столбенской пристани, разгружались и гужом перевозились до р. Цна. Там товары снова грузились на суда и водой шли в Новгород. Место сухопутной перевалки и получило название "Волок" или "Волочёк". Слово "Вышний" отличает его от "Нижнего" волока, расположенного близ г. Боровичи ниже по течению Цна - оз. Мстино - р. Мста.

Наиболее часто датой первого упоминания поселения на месте нынешнего города называют 1437 г. Однако русский историк В.Н. Татищев, опираясь на летописные источники, считал, что Вышний Волочёк был впервые упомянут под 1135 г. Сам волок в данном месте упоминается в Московском летописном своде под 1196 г. : "А Ярославъ княжа в Торжьку, и по волости тои и дани поима и по верхъ Мъсты за волоком дани поима".

Волок входил в состав Новгородской земли.

При Иване Третьем был учреждён Вышневолоцкий ям.

В 1546 г. в Вышнем Волочке было «73 двора тяглых, 13 церковных и 9 пустых». В Смутное время Волочёк захватили и разрушили польские войска.

В 1703 - 1722 г. по распоряжению Петра I в Вышнем Волочке осуществлено строительство канала из Тверцы в Цну - первого искусственного водного пути в России. Канал был передан в содержание новгородскому купцу М.И. Сердюкову. В результате его деятельности по обустройству и развитию канала и других гидротехнических сооружений возникла Вышневолоцкая водная система - старейшая искусственная водная система в России. В XVIII в. этот водный путь служил важнейшим путем сообщения Санкт-Петербурга с центральной Россией, снабжения новой столицы продовольствием.

С 1770 г. Вышний Волочёк - город Новгородской, с 1775 г. Тверской губерний.

Развитие Вышневолоцкой водной системы, естественно, повлекло за собой и развитие города. Вышний Волочёк поднялся на торговле во второй половине XVIII века. Город был фактически расположен вдоль канала и сильно зависел от проходящих караванов судов. К середине XIX века это был один из крупнейших городов Тверской губернии, и железная дорога гарантировала его дальнейшую экономическую состоятельность.

В 1886 году в Вышнем Волочке насчитывался 15 881 житель (7931 мужчин и 7950 женщин), в конце XIX века он являлся одним из самых людных и благоустроенных городов Тверской губернии; его украшали каналы и шлюзы, окружённые садами и бульварами. В городе действовало 15 фабрик и заводов (наиболее крупными были две бумагопрядильные и ткацкая фабрики), 436 торговых заведений. Имелись земская больница и 6 школ.

26 октября (8 ноября ) 1917 года Совет рабочих депутатов в Вышнем Волочке избрал ревком и установил в городе Советскую власть.

В Вышнем Волочке ранее действовала узкоколейная железная дорога, принадлежавшая Вышневолоцкому торфопредприятию. По ней в город доставлялся торф.

В городе работает Вышневолоцкий областной драматический театр.

Около автопредприятия города установлен памятник автобусу ЛиАЗ-677.

Городская застройка

  • Правописание

    Некоторые словари рекомендуют написание «Волочёк», другие же «Волочок». На официальном сайте города употребляется название «Вышний Волочёк». Однако по общеупотребительным правилам после шипящей под ударением пишется суффикс -ок (волчок, бережок, половичок), поэтому написание «Волочёк» можно считать исторически устоявшимся недоразумением.

    Достопримечательности

    • Богоявленский собор
    • Казанский монастырь
    • Железнодорожный вокзал, построенный в первой половине XIX века, является единственным зданием на Октябрьской железной дороге, которое сохранило до наших дней свой первозданный вид.
    • Памятник Алексею Гавриловичу Венецианову. Открыт 18 февраля 1980 года к 200-летнему юбилею художника. Авторы: народный художник РСФСР, скульптор О. К. Комов и архитектор Н. И. Комова.
    • См. также: Официальный список объектов историко-культурного наследия Тверской области (памятники Вышнего Волочка на с. 53-59).
    Памятники
    • Ленину, Венецианову, Екатерине II, Лермонтову, Петру I и Сердюкову, Бюст Петра I, Воинский мемориал

    В искусстве

    • Город упоминается в песне «Лесоповал» группы «Лесоповал».
    • В городе с 1896 года действует Вышневолоцкий драматический театр. Старейший театр Тверской области. Театр размещается в бывшем здании Общественного собрания. Зрительный зал театра рассчитан на 286 мест. С 1994 года в Вышнем Волочке проводятся фестивали театров малых городов России. Вышневолоцкий драматический театр. Проверено 9 августа 2013. Архивировано из первоисточника 13 августа 2013. .

Поселение у волока между Цной и Тверцой

По мнению русского историка , первые упоминания Вышнего Волочка в летописях относятся к 1135 году. О самом волоке в районе современного города упоминает Московский летописный свод конца XV века под 1196 годом.: «А Ярославъ княжа в , и по волости тои и дани поима и по верхъ Мъсты за волоком дани поима» . Трудности с датировкой первого летописного упоминания Волочка заключаются в том, что среди множества упомянутых в русских летописях волоков зачастую трудно или невозможно установить, какой из них имелся в виду.

Однако официально первое упоминание о Вышнем Волочке принято относить к 1437 г., когда делегация Русской церкви во главе с митрополитом Исидором проследовала из на Флорентийский собор через и это поселение. До Волочка Исидор добирался на лошадях, здесь он пересел на ладью, «а кони шли берегом» . Спустя пол века, в 1493 г. подьячий Ёлка отправился из Москвы по посольским делам, он плыл из , останавливался в Торжке и делал пересадку в Вышнем Волочке, здесь он получал «судно и гребци и кремника» .

Свое название «Вышний Волочек» существовавшее здесь поселение получило от небольшого участка волока, где было необходимо перетаскивать торговые суда, струги, ладьи и лодки по суше от реки Цна до Тверцы или наоборот. Здесь проходил Великий торговый путь между Каспийским и Балтийским морями. Из-за мелководья суда не могли преодолеть это расстояние по реке, поэтому около 10 верст суда приходилось тащить по суше. Проплыв по Цне и озеру Мстино, суда выходили в Мсту, впадающую в озеро Ильмень, дальше в Волхов, Ладожское озеро, Неву и Балтийское море.

В этом месте пролегал и сухопутный путь из Москвы и Твери на Новгород. Движение было бойким, стремительно развивалась торговля. Возникло поселение, которое называли «волочек», где можно было обменять соль, хлеб, ремесленные изделия, пушнину и другие товары. Название «Вышний волочек» (т.е. верхний) начали использовать для отличия от другого «волочка» - «нижнего», располагавшегося ниже по течению Мсты, где обходили Мстинские пороги.

В годы царствования здесь учредили Вышневолоцкий ям - почтовую станцию, были построены постоялые дворы и конюшни. Известно, что поселение подвергалось разорению войсками Ивана III в 1471 г. во время похода на Новгород.

К XVI веку Вышний Волочек становится крупным ремесленным и торговым поселением Бежецкой пятины. Его называли Никольским погостом, а также погостом на Вышнем Волочке. По сведениям за 1546 г. Вышний Волочек насчитывал 73 тяглых двора, 13 церковных, 9 пустых. Из писцовой книги 1582 года известно, что здесь было 2 церкви, один амбар, 5 лавок, 45 дворов. С 1546 по 1582 гг. количество дворов сократилось вдвое. По мнению некоторых исследователей, причиной такого сокращения могло быть опричное войско , проходившее через селение со стороны Твери и направлявшееся в карательный поход на Великий Новгород.

Беды Смутного время не обошли Волочек, он был захвачен и разрушен польскими войсками. Вышний Волочек неоднократно упоминался иностранными путешественниками, посещавшими Московию в ХVII столетии. В путевом альбоме австрийского барона, путешественника и дипломата Августина Мейерберга даже сохранилось его изображение, сделанное в 1661 г. и подписанное: «Вышний Волочек, деревня великого князя при реке Цне» .

Вышневолоцкая водная система

Решил прорезать через Волочёк судоходный канал с целью открытия непрерывного водного пути к Балтийскому морю с Волги и из внутренних губерний, чтобы товары к портам подвозились «без переволоков землёю» .

12 января 1703 г. Петром I был подписан указ о «перекопных работах» между Цной и Тверцой, на месте древнего волока. Руководство строительством было возложено на князя Матвея Петровича Гагарина, но фактически строительство канала велось под «смотрением» племянника князя - Василия Ивановича Гагарина. Заведовать технической стороной дела было поручено «слюзному мастеру» Адриану Гаутеру «с товарищи», нанятым в Амстердаме. На земляные работы из разных уездов согнали работных людей, число которых достигало 10 тыс. человек.

В период с 1703 по 1708 гг. в районе Вышнего Волочка строится большой комплекс гидротехнических сооружений. Рукотворный Тверецкий канал, называемый вначале Гагаринским, соединил Тверцу и Цну, таким образом, впервые соединил два моря - Балтийское и Каспийское. Для удержания воды на канале построили два шлюза, оба берега укрепили сваями. Уровень воды в Тверце был выше уровня Цны, поэтому на Цне, ниже устья канала, также устроили дополнительные перемычки и шлюзы.

Первый шлюз из белого старицкого камня шириной 8 метров был сооружен в 1705 г. несколько выше впадения реки Шлины в Цну. Он был однокамерным (по «немецкой системе»), т.е. рассчитан на одиночный пропуск судов, это вызывало задержки судов, следовавших караванами. Кроме того, он был устроен в низком месте и весной 1707 г. его обошла полая вода, размывшая плохо укрепленный берег. Поэтому выше этого шлюза построили две деревянные перемычки с устроенными в каждой воротами, новое сооружение уже было рассчитано на караванное судоходство. На Цне дополнительно пришлось соорудить и третью перемычку.

В 1706 г. в первой русской газете «Ведомости» сообщалось, что «чрез сию перекопь» прошло 672 судна.

Судоходство по искусственной водной системе, первой в , открылось весной 1709 г. Суда, шедшие с Волги, благополучно проследовали полой водой по реке Тверце и каналу. Однако с наступлением лета выяснилось, что канал слишком мелководный. Уже в 1710 г. через канал не смогли пройти струги с лесом. Судоходство оказалось возможным лишь весной (с «первой полой водой») и осенью (с наступлением периода дождей). Кроме того, гидротехнические сооружения были построены ненадежно, в результате чего в 1718 г. ворота шлюзов на Цне вынесло «вешнею водою».

Перестраивать Вышневолоцкую водную систему было поручено Михаилу Ивановичу Сердюкову, он и стал её подлинным создателем.

Сердюков давно искал применения своих гидротехнических знаний и опыта. После аварии Цнинских шлюзов, случившейся в 1718 г., он послал доношение царю, в котором предлагал использовать впадающую в Цну реку Шлину. Пётр I вызвал М. И. Сердюкова для личного доклада в . Уже 26 июня 1719 г. указом Сената в содержание Сердюкову были переданы Тверецкий канал и шлюзы. За произведенные работы ему предоставлялось право получения доходов от мельниц, продажи вина и от канцелярских и таможенных сборов на 50 лет.

В том же году Михаил Сердюков приступил к работам. Тверецкий канал вычистили, шлюз на нем починили. В 1722 г. река Шлина уже потекла по новому руслу, при этом вдвое увеличился объем воды в Цне. Теперь даже в летний период тяжело груженые барки свободно следовали от Твери до Вышнего Волочка и дальше. В том же году прорыли Цнинский канал, называвшийся долгое время Сердюковским, на его концах были сооружены деревянные шлюзы. Намерение Петра I исполнилось: суда из Волги в сторону Петербурга теперь проходили без остановки всё лето, судоходство по Вышневолоцкой системе шло караванами по 100-200 судов в каждом.

Вышний Волочёк в статусе города

По предложению графа Я. Е. Сиверса, назначенного в 1764 г. новгородским губернатором, 28 мая 1770 г. подписала указ о возведении Вышнего Волочка в статус города. 2 апреля 1772 г. императрицей был подписан указ об устройстве и гербе вновь учрежденного города.

В 1785 г. Вышневолоцкую водную систему Екатерина II решила осмотреть «самолично». В Вышнем Волочке императрица остановилась в каменном Путевом дворце, построенном незадолго до ее приезда, в 1779 г., на набережной Цнинского канала, который иллюминовали тысячами светильников и факелов. На канале также построили пристань и галерею с балюстрадой. На следующий после приезда день Екатерина II осматривала вышневолоцкие каналы, новый гранитный Заводской бейшлот (плотину), проход судов через Цнинский и Тверецкий шлюзы, выпуск судов в Мсту. При этом государыня лично указала место для сооружения нового Мстинского гранитного шлюза в 2-х верстах ниже по течению. Шлюз был построен в 1792 г. и прослужил почти два столетия, а ныне стоит как памятник давно ушедшей екатерининской эпохе и всей Вышневолоцкой водной системе.

Своего максимума перевозки по системе достигли в 1823-1829 гг.

Первая половина XIX века в Вышнем Волочке была отмечена появлением промышленных предприятий, здесь работали: четыре кирпичных, два свечных, кожевенный и канатный заводы. Открылись три училища: уездные духовное и гражданское училища, а также училище для солдатских детей.

В 1833-1841 гг. городским головой трижды избирался купец 1-й гильдии Михаил Фёдорович Ванчаков, почетный гражданин Вышнего Волочка. Город при нём становится одним из наиболее благоустроенных городов губернии: было построено три каменных моста (Тверецкий, Петербургский и Цнинский), старые деревянные мостовые заменены на каменные, устроены осушительные каналы, построен корпус торговых рядов, возведена каменная церковь Живоначальной Троицы. К середине XIX столетия Вышний Волочёк был одним из крупнейших городов Тверской губернии.

В 1843 г. началось строительство Николаевской железной дороги. В августе 1849 г. открылось движение на участке от Вышнего Волочка до Твери, осенью 1851 г. дорога была открыта на всем протяжении. В 1870 г. началось движение по Рыбинско-Бологовской железной дороге. На железнодорожные магистрали быстро переключился основной грузопоток, Вышневолоцкая водная система стала терять своё значение. Основным направлением развития Вышнего Волочка становится промышленное производство: в городе развиваются деревообрабатывающая, текстильная и стекольная отрасли.

В 1857 г. Флор Яковлевич Ермаков основывает в Солдатской слободе текстильную фабрику «Волочёк» (ныне это фабрика «Парижская коммуна»). В том же году в сельце Заворове торговым домом «А. Шилов и сын» была построена бумагопрядильная фабрика, в 1869 г. проданная с торгов фабрикантам братьям Рябушинским (ныне «Вышневолоцкий хлопчатобумажный комбинат»).

В Списке населенных мест Тверской губернии за 1859 г. указан уездный город Вышний-Волочок «с пригородною слободою Новое-Федово» «при реке Цне, Цнинском и Тверецком каналах». В городе числилось 2 409 домов и 13 554 жителя - 6 283 мужского пола и 7 271 женского. Указаны: 5 православных церквей, 2 часовни, уездное училище, духовное уездное училище, школа кантонистов, больница, почтовая станция, хлебная пристань, 13 фабрик и заводов, 1 ярмарка.

В 1875 г. вышневолоцкий купец Никифор Фёдоров, выходец из экономических крестьян, основал лесопильный завод, оснащенный паровым котлом мощностью 25 лошадиных сил (ныне «Вышневолоцкий мебельно-деревообрабатывающий комбинат»). В 1881 г. московский купец Прохоров основал в Вышнем Волочке фабрику «Таболка», вторую крупную фабрику Прохоровской мануфактуры, получившую в советское время название «Пролетарский авангард» (закрылась в 2000-х гг.).

В 1896 г. по инициативе потомственного купца и Почетного гражданина Николая Никифоровича Федорова был создан драмкружок, после революции ставший Народным театром (ныне Вышневолоцкий областной драматический театр).

После революции

В 1918 г. был национализирован речной флот и местное судоходство по Мсте и Тверце прекратилось, при этом увеличился сплав древесины, которую сплавляли самым дешёвым способом - россыпью. В 1920-х гг. был произведен ремонт основных гидросооружений Вышневолоцкого водораздельного участка, обветшавших за годы Первой мировой войны и революции. Шишковский водоспуск, прорванный весной 1924 г., заменен новым бейшлотом.

В 1941-1943 гг. на Вышний Волочёк, находившийся в прифронтовой полосе, совершала налеты немецкая авиация. Крупные общественные здания были оборудованы под госпитали, всего в городе действовал 21 госпиталь.

Вышний Волочёк (Вышний Волочок) - город в Тверской области России. Входит в самостоятельноемуниципальное образование области - «городской округ Вышний Волочёк», также в городе расположенадминистративный центрВышневолоцкого муниципального районаТверской области. Основан в 1471 году. Получил статус города в 1770 году.
Население - 51403 чел. Город расположен на северо-восточной окраине Валдайской возвышенности, на реке Цне (Вышневолоцкое водохранилище), в 119 км к северо-западу от Твери. Вышний Волочёк находится на 297 километре федеральной дороги «Россия»(Москва - Санкт-Петербург), имеетсяжелезнодорожная станция.


Герб Вышнего Волочка утвержден 2 апреля 1772.

Вышний Волочёк из-за своего географического положения с древнейших времён находился на торговом водном пути из бассейна Невычерез Ладожское озеро и р. Волхов в озеро Ильмень (по реке Мста-Цна) в бассейн Волги (река Тверца и далее по р. Ламе до Волока Ламского (Волоколамска), как его изначально называли), это северная часть так называемого древнего пути «из Варяг в Греки» по притокам Днепра, а также торгового пути через бассейн реки Волга в Волжскую Болгарию и Хазарскую столицу г. Итиль, через который в IX-X вв. проходил караванный путь из Китая в Испанию. А позже и на сухопутном из Новгорода в Москву. Поселение тут впервые упоминается под 1437 годом. При Иване Третьем был учрежден Вышневолоцкий ям. В Смутное время Волочек захватили и разрушили польские войска.

Но самые существенные события в истории Вышнего Волочка начались в 1703 году, когда Петр Первый решил создать регулярную систему каналов для водного сообщения между бассейнами различных морей. В январе 1703 года он подписал указ о строительстве канала не месте волока между Цной и Тверцой. Строительство велось по проекту голландских мастеров и общим надзором князя Матвея Петровича Гагарина, позже ставшего сибирским губернатором и повешенного за злоупотребление властью и казнокрадство в этой должности. Строили канал согнанные со всей России крепостные, что, естественно, существенно удешевляло строительство.

К 1708 году была построена гидросистема, состоящая из Тверецкого (Гагаринского) канала, соединяющего Тверцу и Цну, а также шлюзы на Цне для выравнивания уровней воды. В 1709 году открылось сквозное судоходство из Волги в Ильмень, а летом следующего1710 года выяснилось, что канал слишком мелок, и большие суда через него летом не проходят, судоходство возможно лишь весной по большой воде и осенью.
Некоторое время исследовали другие реки для возможности соединения их каналами, но в итоге реконструкцией канала занялся Михаил Иванович Сердюков, до этого бывший владельцем винокуренного завода около Волочка, главным поставщиком провианта на строительстве Тверецкого канала, а также бравший самые разнообразные подряды в Волочке. В 1718 году он написал письмо Петру с предложением перенаправить русло реки Шлины, притока Цны, так, чтобы она впадала в Цну выше устья канала и тем самым увеличила объем воды в канале. Сердюков был вызван в Петербург для доклада, и в июне 1719 года был издан указа Сената, передававший Тверецкий канал и шлюзы на Цне в ведение Сердюкова. Работы он выполнял на собственные средства, рассчитывая на доходы от принадлежащих ему кабаков и мельниц в течение 15 лет. К 1722 году он построил плотину на Шлине, а также каналы из Шлины в Цну и из Шлины в Ключино озеро, что изменило русло Шлины. Кроме того, он провёл реконструкцию Тверецкого канала, после чего тот стал пропускать большие суда, и водный путь из Петербурга на Волгу заработал в полную силу. Канал оставался в ведении Сердюкова до его смерти (предположительно в 1754 году, точная дата неизвестна); в 1740 году он создал последнее свое гидротехническое сооружение - Заводское водохранилище на Цне. В 1743 году по указуЕлизаветы Сердюкову было пожаловано потомственное дворянство.
Наследники Сердюкова каналом управляли плохо, и в результате в 1765 году на канал был назначен государственный управляющий, а в 1774 году он был полностью передан в казну. В1770 году он получил статус уездного города Новгородской губернии, в 1772 году - герб. В1773 году была создана должность директора водяных коммуникаций, которую занял новгородский губернатор Яков Ефимович Сиверс. Он разработал программу усовершенствования всей Вышневолоцкой водной системы, но в 1782 году ушёл в отставку. В1785 году лично Екатерина II осмотрела сооружения Вышневолоцкой водной системы, которые, по всей видимости, произвели на неё впечатление, так что по возвращении в Петербург она издала указ об улучшении всей системы. Предполагалось заменить деревянные сооружения каменными, что и было выполнено с 1790 по 1797 год. В 1797 году, уже при Павле, управляющим всеми водными коммуникациями России вновь был назначен Сиверс. Несмотря на то, что отчасти его стараниями были построены сразу несколько водных путей, соединявшихВолгу и Неву, Вышневолоцкий оставался из них основным и в середине XIX века нуждался в реконструкции. Реконструкцией занялся директор Вышневолоцкого водораздельного участкаОсип Иванович Корицкий. В 1824 году он исследовал канал и предложил проект реконструкции, а с 1825 по 1828 год руководил этой реконструкцией, при которой была увеличена дамба на Заводском водохранилище и существенно увеличена площадь самого водохранилища.

Во второй половине XIX века Вышневолоцкая водная система приходит в упадок окончательно. Через Вышний Волочёк в 1849 году прошла Николаевская железная дорога, взявшая на себя большую часть грузопотока. А водное сообщение постепенно переместилось в более удобную Мариинскую водную систему, ныне Волго-Балтийский водный путь. К началу 1890-х годов транзитное движение по Вышневолоцкой водной системе полностью прекратилось, и она использовалась только для местного движения, а также для лесосплава. Хотя систему ещё дважды реконструировали после этого, в 1920-е и в 1940-е годы, она в настоящее время практически не имеет никакого значения для судоходства. От старых гидротехнических сооружений осталось очень немного.

Развитие системы, естественно, повлекло за собой и развитие города. Вышний Волочёк поднялся на торговле во второй половине XVIII века. Город был фактически расположен вдоль канала и сильно зависел от проходящих караванов судов. К середине XIX века это был один из крупнейших городов Тверской губернии, и железная дорога гарантировала его дальнейшую экономическую состоятельность.

В Вышнем Волочке ранее действовала узкоколейная железная дорога, принадлежавшая Вышневолоцкому торфопредприятию. По ней в город доставлялся торф.
В городе работает Вышневолоцкий областной драматический театр.
Около автопредприятия города установлен памятник автобусу ЛиАЗ-677.

) к р. Цне, лотом снова грузились на суда и водою шли в Новгород . Селение В. Волочек лежало на берегу р. Цны; время основания его неизвестно; в г. в нем было «73 двора тяглых, 13 церковных и 9 пустых». Городом В. Волочек наименован в г. В. В. выстроился на месте бывшего болота, из которого когда-то брали начало pp. Тверца и Мста . Окрестности В. Волочка тоже болотисты. Климат сырой и крайне нездоровый. Холера , посещая в нынешнем столетии несколько раз Тверскую губ., ни разу не миновала Вышнего Волочка. Смертность в городе превышает рождаемость . В период времени с по год естественная прибыль населения была только в течение 12 лет, остальные же 29 лет дали убыль; за все 41 год естественная убыль населения равна 3204 чел. Несмотря на это, население города фактически растет: в г. было 3909 жит., в - 7247, а в г. 15881 (7931 м и 7950 ж.); особенно население быстро росло во время процветания В.-Волоцкой водной системы. В настоящее время В. Волочек один из самых людных и благоустроенных городов Тверской губ. Много красят его каналы и шлюзы, окруженные садами и бульварами, исправно содержимыми ведомством путей сообщения. Домов 2641 (326 кам., 2315 дер.). Торговых заведений 436, фабрик и заводов 15 (производство 1600 т. р., рабочих 2189); из них самые значительные 2 бумагопрядильные и ткацкая фабрики (производство 1500 т. р., рабочих около 2000). 8 июля ярмарка, торговля которой незначительна; ярмарка имеет значение только для города и его окрестностей. С упадком движения по В.-Волоцкой системе и с образованием новых торговых центров на станциях железных дорог (Бологое и Спирово) торговое значение Вышнего Волочка сильно пало. В городе управление III округа путей сообщения, при нем кондукторская школа (81 учащ.); городской общественный банк Ермакова, богадельня бр. Ермаковых (140 призрев.), земская больница на 40 кроватей, начальных училищ: городских 4, земское 1 (учащ. 204 мальч. и 128 дев.). Городской земли 4345 дес. (удобной 2881 дес.); земля частью сдается в аренду, частью под городским выгоном и лесом. Городской бюджет (): доход 41743 р. (20422 р. от недвижимого имущества); расход 41466 р., в том числе на городское самоуправление - 8967 руб., на учебную часть - 3957 руб., на медицинскую часть - 635 руб.

Вышневолоцкий уезд

В.-Волоцкий уезд принадлежит к северным уездам Тверской губ. Во время процветания Новгорода Великого большая часть уезда принадлежала последнему; здесь же пролегала и граница новгородских владений от земель, принадлежавших сначала Тверскому княжеству, а впоследствии Москве . Остатки этой границы (земляные крепостцы и сторожевые курганы) встречаются до настоящего времени по берегам р. Мсты. В уезде много курганов; при раскопке некоторых из них (по р. Волчине и на берегу озера Иловца) найдены человеческие кости, украшения, орудия, посуда и монеты доисторических времен. Из исторических мест следует отметить с. Млево (см. это сл.). По данным земского исследования () в В.-Волоцком у. 8148,9 кв. верст (843810 дес.), что составляет шестую часть всей Тверской губ.; по площади В.-Волоцкий уезд занимает первое место среди уездов губернии. Поверхность холмистая; отроги Валдайских гор перерезают уезд на всем его протяжении и служат водоразделом бассейнов Волжского и Балтийского; высшая точка этих отрогов в уезде достигает 240 м (800"; дер. Фомина Ясеновской волости). Болот в уезде до 23 тыс. дес.; из них самые обширные расположены вдоль линии Николаевской жел. дор. (между ст. Спирово и Волочком). Эти болота торфяные. Торф высокого качества и в 1 саж. толщиною, но вследствие дешевизны древесного топлива до настоящего времени не разрабатывается. Озер в уезде 202; они занимают площадь в 21 т. дес. Главнейшие из них: Кафтино (большая часть которого находится в Новгородской губ.), Мстино (850 дес.), входящее в состав В.-Волоцкой водной cистемы, Песво и Удомля ( дес.), Наволок (970 дес.). Берега большинства озер заселены. Рыбная ловля значительна в оз. Наволоке и Мстине (мстинские снетки). Рек в уезде много; они имеют важное экономическое значение как водные пути и cлужат для сплава леса; по берегам многих из них имеются хорошие поймы. Наиболее значительные реки Волжского бассейна: Тверца - берет начало в г. В. Волочке, входит в состав В.-Волоцкой системы, судоходна все летнее время; приток Тверцы, Поведь (сплав леса и поемные луга); Молога (cм. Тихвинская водная система) с Волчиной на востоке уезда (сплав леса и лучшие в уезде поймы). Принадлежащие к Балтийскому бассейну: Мста с Цною и Шлиною входят в состав В.-Волоцкой системы (самый значительный сплав леса); Съезжа, приток Увери , впадающей в Мсту (в Новгор. губ.); по Съезже хорошие поймы, сплав леса и рыболовство.

- Почва уезда весьма разнообразна. Преобладающие почвы - суглинистые и супесчаные, последние удобны для хлебопашества; в восточной части уезда встречается мергель , отличающийся хлебородием; в западной и северной частях уезда много подзолистой малоплодородной почвы. До 15 % всей поверхности уезда покрыто камнем (валунами). По земским исследованиям половина уезда в почвенном отношении находится в условиях, не выгодных для земледелия, 1/7 в сносных и более 1/3 в хороших. Кроме торфа, в уезде много известняка, белого песка (сбываемого на стекл. заводы), гончарной глины (лучшая в 12 вер. на юге от города В. Волочка, близ с. Федова), а в г. был открыт и каменный уголь (в 18 вер. на юг от г. В. Волочка). По произведенному в г. исследованию, пласты каменного угля, от 2 ф. до 5 д. толщиною, залегают на глубине 1 - 5 саж. в виде сажи и плотными кусками. По вычислениям исследователя, в обследованном районе каменного угля должно быть до 37 1/2 млн пуд., но разработка его пока невыгодна («Материалы для геологиии России», т. III, изд. минерал. общ., СПб., ). В.-волоцкий уезд лесистый; преобладающие породы: сосна , ель , береза; лесов особенно много в западн. и сев.-восточных частях уезда. Много диких зверей: медведи , лоси, дикие козы и рыси (в западн. части); забегают и олени (в сев.-вост. части).

- Климат суровый: зима здесь устанавливается неделею раньше, держится снег тоже дней на 7 - 10 долее, нежели в южных уездах губернии.

- Населенных пунктов в уезде 1574, в том числе 1 город, 11 поселков при ст. жел. дор., 5 монастырей (2 муж., 1 жен., с 2 жен. общинами), 54 села, 14 погостов, деревни и выселка и 436 проч. поселков (усадеб, сторож. и пр.). Самые крупные поселки (исключая город В. Волочек): ст. Спирово ( жит.) и село Коломна (бывшее Ям на СПб. - Моск. шоссе), с жит.

- Жителей в уезде (исключая город В. Волочек) в году было 156910 (75465 муж. и 81445 жен.). Великорусов 124857, корел 31660, прочих национ. 393, в том числе 244 эста, начавших селиться в западной части уезда в г. 98,7 % населения православные. Крестьян в уезде 151852, из них бывших государственных 45870, бывших помещичьих 88787, бывших удельных 17195 (большею частью удельн. крестьяне - корелы). Средний годичный прирост населения за 103 года (1783-1886) равен 1,27 %, из 56 лет (1830-85) смертность превышала рождаемость в 1833, 66 и 68 гг. ( и 68 гг. неурожайные, а 66 - холерный).

- Удобной земли в В. Волоцком уезде 794609 дес., в том числе под культурой 177551 дес. (22,1 %), под кормовой площадью 290375 дес. (36,5 %), под лесом 326683 дес. (41,4 %). Земли принадлежит: крестьянам в наделе 283 тыс. десятин, крестьянам в личную собственность 148 тыс., потомственным.дворянам - 109 тыс., торговому сословию - 107 тыс., казне - 59 тыс., уделу - 43 тыс. десятин, остальная - лицам прочих сословий и различным учреждениям. Быстро растет крестьянское личное землевладение (на 91 % за 10 лет), уменьшается - дворянское (на 41 % за 10 лет). Из крестьян надельной землей всего более обеспечены бывшие государственные по 18,3 д., тогда как бывшие удельные владеют 13,1, а бывшие помещичьи - 11,8 дес. на двор. Надельной землей владеют на общинном праве, покупают же землю в личную собственность. Больше всего скупают землю крестьяне местностей наиболее плодородных и земледельческих (волости Удомелско-Рядская и Лугиненская, в восточной части уезда), где число крестьян-собственников доходит до 94 %, тогда как вообще в уезде купленною землею владеет треть всех крестьянских хозяйств уезда. Средняя продажная цена земли за последнее 20-летие увеличилась вдвое: за 5 лет (1881-86) она равна 21 руб. 13 коп. за дес. Средняя арендная плата 1 р. 78 к. за дес.; арендаторы - исключительно местные крестьяне, арендующие преимущественно покосы и выгоны. Частновладельческое хозяйство в упадке.: в г. хозяйственной (экономической) запашки было 24 тыс. дес., в г. - всего 7684 дес. Правильно устроенных хозяйств мало. Преобладающая система полеводства - трехполье . Доходом от частновладельческого хозяйства можно считать доход от скотоводства, получаемый сбытом масла (преимущественно высоких сортов, в С.-Петербург и Москву); сыроварня в уезде одна, небольшая. Правильное лесное хозяйство только в казенных дачах. Благодаря удобству сплава и сбыта леса на железные дороги до издания лесоохранительного закона лес истреблялся сильно. Крестьянское земледелие не повсюду обеспечивает население продовольствием; в год среднего урожая ржи не хватает до 55 тыс. четвертей (26 % всего необходимого количества). Преобладают посевы ржи и овса; последней сбывается на железную дорогу для Петербурга. Средний урожай (исключая семена) с 1 десятины на землях: частновладельческих, за 5 лет (1881-85) ржи 37 мер, овса 47 мер; крестьянских за 8 лет (1879-86) ржи 27 мер, овса 33 меры. В лесистых местностях уезда существует еще подсечное (лядинное) хозяйство . Садоводство с промышленной целью существует у корел Заборовской волости (600 садов, 1000 яблонь, 5000 вишневых деревьев), Скота в уезде голов:

у частных
владельцев:
у крестьян: всего:
лошадей 1593 31925 33518
жеребят 277 3785 4062
коров и быков 4917 44212 47129
нетелей и быков 1034 11294 12327
проч. мелкого 2744 67896 70640

Торговля в уезде сосредоточена на станциях жел. дор. Спировской и Троицкой и в с. Спас-Ясеновичах. Ярмарок 53; наиболее значительные у Николы-Теребень, в cc. Спас-Ясеновичах и Котловане. Товары, привозимые на ярмарки, идут исключительно для потребностей местных жителей. В г. в В.-Волоцком уезде было 480 промышленных и 388 торговых заведений; из них 1 фабрика бумажных тканей ( рабоч., тыс. руб. производства), 13 заводов (химических, стеклянн., лесопильных), 17 складов различных товаров, 5 оптовых винных, остальные - мелкие лавки и заведения. Видов на отлучку выдано в г.: паспортов 15926, на 30-верстное расстояние 7704. По паспортам уходят преимущественно в Петербург и Кронштадт : извозчики, судовщики, мостовщики, плотники, стекольщики, дворники и чернорабочие; в губернии Петербургскую, Новгородскую и Псковскую - портные и женщины на огородные работы. По видам на 30-верстную отлучку уходят исключительно на железные дороги, на фабрики и заводы уезда и г. Вышнего Волочка. Местные промыслы: пилка и возка леса к железной дороге и на места сплава, рыбная ловля, охота; кустарные: бондарный (Ясеновская волость, 727 семей, на 60 тыс. руб.), гончарный (Федовский приход, 200 семей, на 15 тыс. руб.), дегтярный (в сев.-вост. части уезда, до 150 человек на 37 тыс. руб.). Кроме водных путей, уезд пересекают железные дороги Николаевская и Рыбинско-Бологовская, С.-Петербурго-Московское шоссе и почтовый тракт в г. Осташков . Грамотность в уезде распространена весьма различно (колеблется по отдельным волостям между 56 и 11 на 100 жит. старше 8-летнего возраста), в общем грамотных 27 % населения. Школ в 1888-89 гг.: 1 двухклассное учил. министерства народ. просв., 39 земских, 14 церковно-приходских, 136 школ грамотности; учащихся: 3901 мальч. и 628 девоч., что составляет 39 % для мальч. и 6 % для девоч. школьного возраста (8 - 14 лет). Учащих в земских школах 14 учителей и 85 учительниц. Больница одна, на 20 кроватей, 3 лечебницы и 8 фельдшерских пунктов содержатся земством. На берегу оз. Мстино - Владимирско-Мариинский приют Имп. академии художеств, служащий дачею для недостаточных студентов-академистов; устроен на средства В. А. Кокорева. Два сельских банка; обороты их ничтожны. Земский бюджет за г,: доход - 105210 руб. 66 к., в том числе с земель 77655 руб. 65 к.; расход - 105214 рублей 85 коп., в том числе по управлению 9556 руб. 05 коп., на народное образование - 12625, на медицинскую часть - 26150 р., на пути сообщения - 4050 руб. («Сборник статист. сведений о Тверской губ.», т. III, «В.-Волоцкий уезд», издание тверского губернского земства, Тверь (см.), построен на пути, где перетаскивались суда, идущие из Новгорода Великого на верхнюю Волгу .

В статье воспроизведен текст из

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: