«Звуковые средства выразительности. Графические средства выразительности

Русский язык - один из самых разнообразных и богатых в мире, его выразительный потенциал поистине огромен. Особую эмоциональность и неповторимость тексту придают различные средства речевой выразительности, используемые в процессе написания произведения. Список их достаточно обширен.

Средства речевой выразительности в различных сферах жизни

Не секрет, что одну и ту же мысль можно преподнести по-разному. Например, диктор телевидения скажет так: «Сегодня по области наблюдались обильные осадки в виде снега, сопровождающиеся шквальным ветром». А две старушки, пьющие на кухне чай, в беседе могут употребить такую фразу: «Да уж, навалило-то как снега! И ветрище - так с ног и сбивает!» В художественной литературе это явление может быть представлено следующим образом: «Снежные хлопья сыпались с неба, словно пух из вспоротой подушки, разметаемые сильным ветром, и огромными белыми сугробами укрывали истосковавшуюся по ним мёрзлую землю…». Картина, описываемая разными способами, практически одна и та же, однако каждый из вариантов отличается друг от друга и по-разному воздействует на подсознание человека. Все средства речевой выразительности языка в той или иной мере основаны на ассоциативном восприятии текста. Просматривая представленные высказывания, читатель представляет людей, которые могут так выражаться. Поэтому для характеристики персонажей, создания определённого колорита авторами художественных текстов используются разные стили.

Фонетические средства выразительности

Для наибольшего воздействия на воображение собеседника или читателя, зрителя или слушателя, используются самые различные способы. Средства речевой выразительности буквально пронизывают все языковые уровни. Их можно наблюдать как в фонетике, так и в синтаксисе, что делает понимание авторского замысла более глубоким и всеобъемлющим. Фонетические средства речевой выразительности являются одним из самых сильных способов речевого воздействия. Ощущение звукового образа слова происходит на уровне подсознания, независимо от желания человека. Именно поэтому большинство поэтических текстов строится на использовании звуковых средств выразительности. В качестве примера можно привести такое предложение: «Шуршали листья, их шорох, казалось, шёл отовсюду». Здесь многократное использование звука «ш» во фразе как будто создаёт аккомпанемент нарисованной воображением картине.

Аллитерация

Фонетическая речевая выразительность имеет некоторую вариативность. Широко распространены такие противопоставленные друг другу средства, как аллитерация и ассонанс. Они основаны на повторении в тексте одинаковых или схожих по какому-либо фонетическому признаку звуков - согласных при аллитерации и гласных при ассонансе. Ярким может служить фраза «Гроза гремит, грохочет гром», читая которую, человек подсознательно вызывает перед собой яркий образ трескучих молний.

Ассонанс

Немного реже писатели и поэты пользуются повтором гласных. Например, ассонанс представлен в предложении «Кругом было ровное поле» - повторяющийся звук «о» создаёт ощущение протяжённости, широты пространства.

Анафора, эпифора в художественных текстах

Выделают и другие фигуры речи, служащие для придания большей выразительности тексту. Например, необычными приёмами являются анафора и эпифора. Они представляют собой варианты повторений схожих звуков, слов или групп слов в начале (анафора) или в конце (эпифора) каждого параллельного самостоятельного отрезка речи. «Это - поступок мужчины! Это - поступок настоящего человека!» - нагнетание и усиление с каждым повтором наблюдаются при анафоре. Эпифору чаще всего можно встретить в завершении поэтических отрезков в виде повторения отдельных фраз или целых предложений. Но рассмотреть её можно и на примере отдельного прозаического предложения: «Всё в этой комнате было чёрным: стены были чёрными, тоже был чёрным, светильники - чёрные и даже постельное бельё отливало чёрным цветом. И только кровать была чисто белой, создавая яркий контраст в дизайне».

речевой выразительности: аллегория

В стилистике русского языка представлено огромное количество разнообразных тропов, или фигур речи. Основным источником выразительности является лексика. Именно с её помощью реализуется большинство авторских замыслов в тексте. Например, аллегория - это своеобразный перенос значения или характеристики объекта на другой объект, изображение абстрактного понятия через конкретный образ. Чтобы объяснить, что такое аллегория, можно прибегнуть к рассмотрению традиционных примеров: солнце - символ тепла, доброты; ветер - символ свободы, вольнодумия, непостоянства. Поэтому нередко данный принцип в речи используют для характеристики людей. «Ах ты, хитрая лиса!» - говорят про кого-то в шутку. Или могут даже сказать про непостоянную личность так: «Характер его ветреный, взбалмошный». Таким образом, отвечая на вопрос о том, что такое аллегория, следует ссылаться на символизм, сравнение предметов по качеству.

Аллегория в притчах, сказках, баснях

Замечательный баснописец Крылов даёт красочную картину использования данного приёма. Хотя на самом деле он является продолжателем Эзопа. Именно из его произведений были взяты многие сюжеты басен русского классика. Ведь каждому понятно, что говоря о мартышке, примеряющей очки на хвост, автор имеет в виду невежду, человека, который привык ко всему относиться поверхностно, судить наспех, не задумываясь о смысле. Для детского восприятия лучше всего подходят сказки, в которых выступают героями звери. На их примере малыш познаёт основные законы жизни: добро возвращается сторицей, грязнуля, обманщик и лентяй будет наказан, нельзя смеяться над чужой болью и т. д. Короткие басни или аллегоричные сказки напоминают застольные тосты в кавказском стиле, в конце которых мораль выводится после предложения выпить «За...».

Аллегория в поэзии и лирических песнях

А замечательные стихи Лермонтова об одиноком парусе, бегущем по волнам? Ведь тут вдумчивому читателю рисуется душевное состояние мятущейся личности, которую никто не понимает в современном ему мире. До сих пор взрослые люди любят многие народные песни, в которых аллегорично на примерах растений - цветов, деревьев - описываются человеческие отношения. «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?» - грустно запевает девушка, которая сама испытывает одиночество, мечтает соединить свою судьбу с надёжным человеком, но по каким-то причинам сделать этого не может...

Литота, гипербола

Языковые средства речевой выразительности представлены и другими тропами. Например, существуют ещё и такие противоположные фигуры, как гипербола, литота. Русский язык обладает широким спектром возможностей градуального выражения качеств. Эти приёмы обозначают художественное преуменьшение (литота) и преувеличение (гипербола). Русский язык становится ярче и образнее благодаря им. Например, такое свойство, как объём человеческого тела, может быть выражено как с искусственно преуменьшенной стороны ("талия шириной с горлышко бутылки" - литота), так и со стороны преувеличения ("плечи размером в дверной проём" - гипербола). Русский язык даже может похвастаться устойчивыми выражениями этого типа: осиная талия, высок как коломенская верста.

Синонимы и антонимы в художественных произведениях

Использование в тексте синонимов и антонимов повышает его эмоциональность и выразительность. Слова, семантически сходные или различные, разнообразят произведение, раскрывают авторский замысел с разных сторон. Ко всему прочему, синонимы и антонимы упрощают восприятие текста, так как уточняют значение отдельных семантических объектов. Но к их использованию в устной и письменной речи стоит подходить с известной осторожностью, так как некоторые словарные синонимы теряют близость значений в конкретном контексте, а контекстные антонимы не всегда являются антонимичными в своём основном словарном значении. Например, прилагательные "свежий" и "чёрствый" при употреблении их с существительным "хлеб" являются антонимами. Но, если речь идёт о ветре, то антонимом к прилагательному "свежий" будет слово "тёплый".

Ирония в художественных произведениях

Очень важное выразительности - ирония. Примеры из литературы доказывают высокую образность этого приёма. Пушкин, Лермонтов, Достоевский - эти русский классики являются настоящими мастерами употребления иронии в литературе. Рассказы Зощенко до сих пор пользуются спросом у современных сатириков. Некоторые фразы классиков, ставшие крылатыми, употребляются и в повседневной речи. Например, зощенковское выражение: «Возьмите взад ваше пирожное!» или «Может, вам ещё дать и ключи от квартиры, где деньги лежат?» Ильфа и Петрова знают абсолютно все. Да и обращение к господам присяжным, в котором говорится про тронувшийся лёд, до сих пор воспринимается с большой долей иронии. Да и фраза "Кто тут у нас такой большой?", обращённая в повседневной жизни к ребёнку, имеет ироничный характер, построенный на использовании антонимии. Ирония часто присутствует в виде подшучивания над самим собой одного из персонажей или главного героя, от имени которого ведётся повествование. Таковыми являются детективы Дарьи Донцовой и других авторов, которые также пишут в этом стиле.

Различные пласты лексики в художественной литературе

Высокий выразительный потенциал в художественной литературе имеет ненормированная лексика - жаргонизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, просторечие. Употребление в тексте слов из этих разделов, в особенности в прямой речи, даёт образную и оценочную характеристику персонажа. Каждый герой литературного произведения индивидуален, и эти лексические элементы, аккуратно и соответствующе употреблённые, раскрывают образ персонажа с самых разных сторон. Например, насыщенность романа Шолохова “Тихий Дон” диалектной лексикой создаёт атмосферу, свойственную конкретной территории и конкретному историческому периоду. А использование в речах персонажей просторечных слов и выражений как нельзя лучше раскрывает их характеры. Также невозможно обойтись без специальной описывая жизнь на корабле. А уж в произведениях, где героями, пусть и второстепенными, являются бывшие репрессированные или люди из категории бомжей, избежать жаргонизмов и даже арго просто невозможно.

Многосоюзие как средство выразительности

Ещё одна стилистическая фигура речи - полисиндетон. По-другому этот приём называется многосоюзием и заключается в использовании в тексте однородных членов или фраз, соединённых одинаковыми повторяющимися союзами. Это повышает выразительность, создавая незапланированные паузы в предложении на местах соединения его частей служебными частями речи и увеличивая при этом важность каждого элемента перечисления. Поэтому писатели и поэты часто использует в своих произведениях многосоюзие. Примеры:


Таким образом, языковые средства речевой выразительности - необходимый элемент художественной речи. Без них литературный текст выглядит сухо и неинтересно. Но не стоит забывать, что материал должен быть ориентирован на читателя. Поэтому отбор языковых средств, использованных в произведении, должен проводиться самым тщательным образом, иначе автор рискует быть недопонятым и недооценённым.

Тема: Орфоэпия. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс.

Цель: повторить и систематизировать знания об орфоэпии, фонетических средствах языковой выразительности, выявить смысловую функцию звукописи в художественных текстах.

Задачи урока:

1) обучения: актуализировать понятия аллитерации, ассонанса, формировать умение определять фонетико-интонационные особенности текста, приемы его звуковой инструментовки.

2) развития: формировать навыки исследовательской работы, воссоздающее и творческое воображение учащихся, эмоционально-образную речь;

3) воспитания: воспитывать любовь к родному языку, интерес к фольклору, к русской поэзии, к исследовательской работе.

Ход урока .

Необыкновенный язык наш есть еще тайна.

В нем все оттенки, все переходы звуков

от самых твердых до самых нежных и мягких;

он беспре­делен и может... обогащаться ежеминутно.

Н.В.Гоголь

1. Орг.момент.

2. Разминка. Спишите слова и поставьте в них знак ударения. Проверь по словарю.

звонЯ т тУ фля киломЕ тр договО р хозЯ ева досУ г

Спишите новые слова в тетрадь и запомните их произношение.

    Рота прошла через вор О та.

    М Е льком взглянешь- на мель сядешь.

    Рынок опт О вый, фруктовый.

Съев т О рты, не влез в шорты.

Слово учителя: Сегодня заключительное занятие по фонетике, орфоэпии. Что же мы узнали?

    Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.

    Звуки делятся на гласные и согласные.

    Гласные звуки могут быть ударными и безударными.

    Согласные звуки делятся на глухие, звонкие и сонорные; могут быть твердыми и мягкими.

    Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения.

    Ударение – это выделение одного из слогов в составе слова различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости).

    Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторон а - стор о нка - ст о роны.)

Слово учителя: А теперь давайте обратимся к высказыванию известного лингвиста К.С. Горбачевича:

«Трудно переоценить роль литературного произношения - одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание.» (К. С.Горбачевич .)

В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?

Сегодня мы будем вести разговор о фонетическом портрете слова. Вы можете сказать: портреты рисуют художники кисти и пера. Но если человек любит вглядываться в слово, вслушиваться в его звучание, может охарактеризовать звуки, заметить интересные фонетические явления в слове – он тоже поэт и художник!

Наша цель: сформировать умение видеть фонетические явления в слове.

Согласитесь, что каждый человек хотел бы стать великим и известным, но для этого надо научиться в малом замечать великое. Итак, всматривайтесь в малое и вы увидите великое.

Слово учителя:

Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.

Ребята, сегодня я предлагаю вам отгадать «очень трудную» загадку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Учащиеся. Это жук.

Учитель. Хочу отметить, что эту «очень трудную» загадку легко разгадывают дети 4-5 лет. Как вы думаете, почему малышам это легко удается?

Учащиеся. Это связано с тем, что в загадке повторяется звук Ж, подбором этого звука воспроизведены звуки, которые издают жуки, поэтому и мы, и малыши легко представили того, о ком в ней идет речь.

Учитель. Как называется такой прием на языке лингвистики?

Учащиеся. Это звукопись.

Учитель. Именно об этом ярчайшем средстве выразительности пойдет речь в нашей мастерской. Использование определенных звуков в определенном порядке как художественный прием выразительности речи для создания образа называется звукописью.

ЗВУКОПИСЬ – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира.

Звукоподражание- употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

Характеризуя каждый звук речи, К.Бальмонт пытается наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы: "О - звук восторга, торжествующее пространство есть О: поле, море, простор. Все огромное определяется через О, хотя бы и темное: стон, горе, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако».

Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель Евгений Замятин писал: "Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако

Звук [р] - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

[л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:

Звуки [д] и [т] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.

Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.

С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.

С [о]- высокое, голубое, лоно:

С [и] - близкое, низкое, стискивающее".

Аллитерация – это фонетический приём, заключающийся в повторе согласного звука или сочетания согласных в пределах стиха или фразы, реже – в пределах более крупного отрезка художественного текста. Так, например, мы встречаем аллитерацию в виде повторяющихся звуков [л ] и [м ] в начальном двустишии стихотворения О.Э.Мандельштама «На бледно–голубой эмали…»:

На бл едно–гол убой эм ал и,
Какая м ысл им а в апрел е…

Эти повторяющиеся звуки придают речи поэта вид благозвучной. Кроме того, звучащие легко и плавно сонорные согласные «поддерживают» тот зрительный образ, который должен быть внушен читателю авторской лексикой, гармонируют с ним. Тем же самым отличаются и многие строки поэмы А.С.Пушкина «Медный Всадник», например:

Нев а в здув алась и рев ела,
К отл ом кл ок оча и кл убясь,
И в др уг, как зв ер ь остерв енясь,
На город кинулась.

Ассонанс – это фонетический приём, заключающийся в повторе ударного гласного звука или нескольких ударных гласных, концентрированном в пределах стиха или фразы, реже – в пределах более крупного отрезка художественного текста. Ассонанс (фр. assonance – созвучие) используется в поэзии как средство эвфоническое (облагозвучивающее речь). Вот яркий благозвучный фрагмент речи А.С.Пушкина из его «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»:

За неве стою свое й
Короле вич Елисе й
Между те м по свету скачет.
Не т как не т! Он го рько плачет,
И кого ни спро сит о н,
Всем вопро с его мудрё н…

Ассонанс встречается реже аллитерации , но нередко, когда появляется в тексте, ей сопутствует. Так, например, в приведенных ниже строках другого пушкинского произведения, «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», ассонанс ударного гласного [у ] сочетается с аллитерацией согласного [с ], а такжеконсонансом согласного [j ]:

И в суму его пусту ю
Су ют грамоту другу ю…

Ассонансы и аллитерации бывают изобразительные (звукоподражательные) и выразительные, выражающие экспрессию, чувства.

Например:

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

Образ текущей воды, плавные движения плывущей русалки передаются через звук «Л».

Замечательный русский поэт конца 19-нач. 20 века К.Бальмонт сказал: «Каждый звук речи - малый колдующий гном». (Записываем в тетрадь). Как вы понимаете слова поэта?

Учащиеся. При помощи звуков можно творить разные чудеса.

Учитель. Я приглашаю вас в мастерскую. Мы будем исследовать выразительные возможности звукописи, чтобы убедиться в истинности слов поэта, постараемся увидеть, как виртуозным сочетанием звуков или повтором одного и того же звука мастера слова помогают нам получить яркие слуховые впечатления, представить изображаемые явления, понять мысли и чувства автора, а также характер лирического героя, постараемся результаты исследования оформить в виде небольших выступлений.

Давайте обратимся к текстам:

Какие средства выразительности речи встречаются в тексте детской поэтессы А.И.Токмаковой:

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшИны,

Запевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише!»

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Ночью пусть пируют мыши

Тише, тише, тише, тише!

Повтор [ш] изображает шуршание мышей, шорох, который они могут издавать.

Обратимся к поэме А.С.Пушкина «Полтава»:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух.

Повтор [а] изображает великолепие, великое пространство, глубину, вышину, спокойное, умиротворенное дыхание украИнской ночи.

Теперь, когда связь между звуком и смыслом не вызывает сомнения, познакомимся с ней поближе. Проведем свое лингвистическое исследование. Попробуем определить вид звукописи и ее связь со смыслом в произведениях малого фольклорного жанра - в загадках. Мы не случайно обращаемся к фольклору. Русский народ всегда был очень внимателен к слову, чутко улавливал малейшие оттенки и звука, и смысла. Мы должны знать это и гордиться славным наследием нашего великого народа. Работаем в группах. Каждая группа должна выполнить следующие задания:

Карточка 1

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.

Учащиеся. Это коса. В загадке соединены ассонанс и аллитерация. Повторение шипящего согласного звука [щ] и гласного звука [у] передает звуки при косьбе.

Карточка 2

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Еду, еду, следа нету; режу, режу, крови нету.

Учащиеся. Это лодка. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает передать ее движение.

Карточка 3

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Без рук, без ног воюет. Без рук, без ног под окном стучит, в избу просится.

Учащиеся. Это ветер. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает представить себе шум ветра, его завывание.

Карточка 4

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Учащиеся. Это вьюга. В загадке использована аллитерация. Повторение звуков [р, ч] помогает описать ее дыхание, кружение снега, порывы ветра.

Учитель. В чем убедила нас проведенная исследовательская работа?

Учащиеся. При помощи звукописи можно передать самые разные звуки природы, понять их, получить разнообразные слуховые впечатления.

Ассоциативная разминка № 2

Учитель. Продолжаем наше исследование. Поговорим о роли звукописи в поэтических тесках, ведь именно поэзия является самым ярким выражением всех средств речевой выразительности, в том числе и звукописи. Предлагаю вам ассоциативную разминку № 2: вы закрываете глаза и слушаете стихи, а потом рассказываете о тех образах, которые представили, о тех чувствах, которые возникли. Какие звуки помогли вам? Сделайте вывод о роли звукописи.

Прав ли был Бальмонт, считавший, что каждый звук нашей речи- «малый колдующий гном»?

Учащиеся. Безусловно, каждый звук нашей речи - «малый колдующий гном». И сегодня на уроке мы увидели, как умелым сочетанием звуков или повтором одного и того же звука мастера слова помогают нам получить яркие слуховые впечатления, представить изображаемые явления, рисуют в нашем воображении великолепные картины родной природы.

Алгоритм:

2. Определить, какие одинаковые или сходные звуки преобладают в слове.

3. если если

Согласные Гласные

Аллитерация Ассонанс

Александр Блок - наиболее певучий поэт, осуществляющий музыку своих ритмов и красок, словесной инструментовки непредвзято, непроизвольно: аллитерации и ассонансы других модернистов все еще сидят на внутренней пульсации как-то внешне; и - отстают, как броня; расположение, сочетание блоковских слов непроизвольно сливаются с внутренним ритмом поэзии; чисто блоковские повторения слов, игра повторений - выражение ритма Музы, ищущего в повторениях все того же во многом единства многоразличия:

Такой прозрачной глубины

Не видно никогда,

Такой глубокой тишины

Не слышно никогда 34 .

Более могучим Его орудием являются ассонансы ударных гласных; например: "бисер нижет, нити вяжет" (и-и-и), "И веют древними поверьями" (е-е-е); "жду я Прекрасной Дамы в сияньи красных лампад" (у-я-а-а-я-а-а).

Еще более богата поэзия Блока аллитерациями; многообразием мягких аллитераций залит первый том; очень много аллитераций на "б" в сочетании с "л", с "ми" и с другими согласными:

Брожу (брж) в стенах монастыря (ст-ст-на-на)

Безрадостный (бэр) (ст) (ный) и темный (ный) инок (ин)

Чуть брезжит бледная заря (бржж-бэр)

Слежу мелькания снеж-инок (слеж-слеж, кания-инок) 39 .

Четверостишие инструментовано непроизвольно тремя группами звуков: "бржз" -- "ст" -- "инок".

Обратимся к текстам А.Блока. Пример разбора текста. «Незнакомка»

    «Девушка пела…»

    «Ночь. Улица…»

Итог урока:

Что такое звукопись?

Какой приём звукописи называется аллитерацией?

Какой приём звукописи называется ассонансом?

Чего достигает поэт, используя приёмы звукописи?

Какой становится стихотворная речь с использованием приёмов звукописи?

Звукопись , использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п.

Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность

Ассонанс - приём фонической организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков - в отличие от аллитерации (повтора согласных).

Учитель. Искренне надеюсь, ребята, что, проведя исследование, вы увидели, что звуковая ткань поэтического произведения помогает читателям понять мысль поэта, чувства и настроение лирического героя. Поэтическое слово как будто имеет свой вкус, цвет, запах, объем. И почувствовать это слово, а не просто понять его лексическое значение, почувствовать его вкус, запах, его другой смысл, часто скрытый, помогает его ЗВУЧАНИЕ. Важно уметь слышать, а слыша, понимать и скрытый, не всегда на поверхности лежащий, смысл. Слыша и понимая, наслаждаться звучащим словом. Желаю, чтобы вас окружали только приятно звучащие слова, чтобы вам хотелось произносить только приятно звучащие слова.

В заключение урока приведу слова из книги «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых XX века, академика Д.С.Лихачева, вынесенные в эпиграф: « …Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».

Выразительность речи и ее основные условия

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Выразительность речи зависит от многих причин и условий - собственно лингвистических и экстралингвистических.

Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему (пишущему) уверенность, делает его речь убедительной, действенной. Если автор не продумывает, как следует содержание своего высказывания, не осмысливает тех вопросов, которые будет излагать, его мышление не может быть самостоятельным, а речь - выразительной.

В значительной степени выразительность речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску. Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата.

При непосредственном общении существенны также взаимоотношения говорящего и слушающего, психологический контакт между ними, который возникает, прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности: адресант и адресат должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы: первый - излагая тему своего сообщения, второй - следя за развитием его мысли. В установлении психологического контакта важно отношение к предмету речи как говорящего, так и слушающего, их заинтересованность, неравнодушие к содержанию высказывания.

Кроме глубокого знания предмета сообщения, выразительность речи предполагает также умение донести знания до адресата, вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения, что в свою очередь требует хорошего знания языка, его выразительных возможностей и особенностей функциональных стилей.

Одной из предпосылок речевой выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения выбирать нужные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематической и осознанной тренировки. Средством тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки зрения ее выразительности). Речевая выразительность индивидуума зависит также от сознательного намерения добиваться ее, от целевой установки автора на нее.

К выразительным средствам языка обычно относят тропы (переносное употребление языковых единиц) и стилистические фигуры, называя их изобразительно-выразительными средствами. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются; в речи средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика).

Основные средства выразительности речи

Фонетические средства выразительности. Благозвучие речи

Как известно, звучащая речь является основной формой существования языка. Звуковой организацией речи, эстетической ролью звуков занимается особый раздел стилистики – фонетика. Фонетика дает оценку особенностям звукового строя языка, определяет характерные для каждого национального языка условия благозвучия, исследует разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи, учит наиболее совершенному, художественно оправданному и стилистически целесообразному звуковому выражению мысли .

Звуковая выразительность речи прежде всего заключается в ее благозвучии, гармонии, в использовании ритма, рифмы, аллитерации (повторение одинаковых или сходных согласных звуков), ассонанса (повторение гласных звуков) и других средств. В первую очередь фонетику интересует звуковая организация поэтической речи, в которой значение фонетических средств особенно велико. Наряду с этим исследуется также звуковая выразительность художественной прозы и некоторых жанров публицистики (прежде всего на радио и телевидении). В нехудожественной речи фонетика решает задачу наиболее целесообразной звуковой организации языкового материала, способствующей точному выражению мысли, так как правильное использование фонетических средств языка обеспечивает быстрое (и без помех) восприятие информации, исключает разночтения, устраняет нежелательные ассоциации, мешающие пониманию высказывания. Для беглости понимания большое значение имеет благозвучие речи, т.е. такое сочетание звуков, которое удобно для произношения (артикуляция) и приятно для слуха (музыкальность). Одним из путей достижения звуковой гармонии считается определенное чередование гласных и согласных звуков. При этом в большинстве сочетаний согласных содержатся звуки [м], [н], [р], [л], имеющие высокую звучность. Рассмотрим, например, одно из стихотворений А.С. Пушкина:

Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега, Сбежали мутными ручьями, На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа /Сквозь сон встречает утро года:

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса/ Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой/ Летит из кельи восковой...

Интересна звуковая инструментовка этого стихотворения. Здесь прежде всего наблюдается равномерное сочетание гласных и согласных звуков (и само их соотношение примерно одинаково: 60% согласных и 40% гласных); приблизительно равномерное сочетание глухих и звонких согласных; почти нет случаев скопления согласных (лишь два слова содержат соответственно три и четыре согласных звука подряд - [сквос "] и [фстр" и ‘ч" aj ьт]. Все эти качества в совокупности и придают стиху особую музыкальность и мелодичность. Они присущи и лучшим прозаическим произведениям.

Однако благозвучие речи часто может нарушаться. Причин этому несколько, самой распространенной среди которых является скопление согласных звуков: лист бракованной книги: [ стбр], [йкн] ; конкурс взрослых строителей: [ ревзр], [хстр]. Еще М.В. Ломоносов советовал "обегать непристойного и слуху противного стечения согласных, например: всех чувств взор есть благороднее, ибо шесть согласных, рядом положенные – вств-вз, язык весьма запинают" .

Для создания благозвучия важным является количество звуков, входящих в консонантное сочетание, их качество и последовательность. В русском языке (это доказано) сочетание согласных звуков подчиняется законам благозвучия. Однако есть слова, включающие большее количество согласных по сравнению с нормативным: встреча, встрепанный, приткнуться; есть лексемы, содержащие два-три согласных звука в конце, что значительно затрудняет произношение: спектр, метр, рубль, черств, знакомств и т.д. Обычно при стечении согласных в устной речи в таких случаях развивается дополнительная "слоговость", появляется слоговой гласный: [рубъл "], [м"этър] и т.д. Например:

Этот Смурый пришел в театр года два назад... (Ю. Трифонов); В Саратове шел спектакль, поставленный Сергеем Леонидовичем еще весною (Ю. Трифонов);

Земля надрывается от жары.

Термометр взорван. И на меня, грохоча, осыпаются миры Каплями ртутного огня.

(Э. Багрицкий)

Второй причиной, нарушающей благозвучие речи, является скопление гласных звуков. Таким образом, мнение о том, что чем больше в речи гласных звуков, тем она благозвучнее, неверно. Гласные порождают благозвучие только в сочетании с согласными. Стечение нескольких гласных звуков в лингвистике называется зиянием; оно значительно искажает звуковой строй русской речи и затрудняет артикуляцию. Труднопроизносимыми являются, например, такие фразы: Письмо у Оли и Игоря; Такие изменения наблюдаются у аориста; название стихотворения В. Хлебникова "Слово о Эль".

Третьей причиной нарушения благозвучия считается повторение одинаковых сочетаний звуков или одинаковых слов:... Они производят крушение отношений (Н. Воронов). Здесь в словах, стоящих рядом, повторяется сочетание - шени-.

Правда, в поэтической речи очень трудно бывает разграничить нарушение благозвучия и парономазию - намеренную игру сходных в звуковом отношении слов. См. например:

«Вот и расслышали мы тихо сквозимую, по первозимью перевозимую первую песню зимы.»

(Н. Кислик)

«Сослуживец, сотрудник, Собутыльник, собеседник Сколько этих СО! Друг без друга невесомы, Грозным временем несомы, Попадем в эти Сомы Белкой в колесо.» (В. Лившиц)

Снижается благозвучие и за счет однообразного ритма речи, создаваемого преобладанием односложных или, напротив, многосложных слов. Одним из примеров может служить создание так называемых палиндромов (текстов, имеющих одинаковое чтение как от начала к концу, так и от конца к началу):

Мороз в узел, лезу взором.

Солов зов, воз волос.

Колесо. Жалко поклаж. Оселок.

Сани, плот и воз, зов и толп и нас.

Горд дох, ход дрог.

И лежу. Ужели?

(В. Хлебников)

Неудачная фонетическая организация речи, затрудненная артикуляция, непривычное звучание фразы отвлекают внимание читателя, мешают восприятию текста на слух. Русские поэты и писатели всегда внимательно следили за звуковой стороной речи, отмечали недостатки звукового оформления той или иной мысли. Например, A. M. Горький писал о том, что молодые авторы часто не обращают внимания на "звуковые капризы" живой речи, и приводил примеры нарушения благозвучия: актрис с страстными взглядами; писали стихи, хитроумно подбирая рифмы и др. A. M. Горький отмечал также, что назойливое повторение одних и тех же звуков нежелательно: Она неожиданно нашла, что наши отношения нужно - даже необходимо - понять иначе . В.В. Маяковский в статье "Как делать стихи?" приводит примеры сочетаний на стыке слов, когда возникает новый смысл, не замеченный авторами поэтических текстов; другими словами, возникает амфиболия на фонетическом уровне: "... в лирическом стихотворении Уткина, помещенном в "Прожекторе", есть строка:не придет он так же вот, как на зимние озера летний лебедь не придет.

Получается определенный "живот"" .

Амфиболию на звуковом уровне можно отметить также в стихотворении А. Вознесенского "Брайтон Бич":

В чем ты виноватый, Вилли? В чем я, Вилли, виноват? Вы ли, мы ли? Мы ли, вы ли? - Небеса не говорят.

Эстетическое восприятие текстов нарушается при употреблении в речи действительных причастий настоящего и прошедшего времени типа тащащийся, тащившийся, морщащийся, морщившийся, скрежещущий, так как они кажутся неблагозвучными .

Таким образом, каждый носитель языка должен стараться избегать навязчивого повторения одинаковых и сходных звуков, употребления неблагозвучных словоформ, труднопроизносимых сочетаний звуков при соединении слов, умело использовать выразительные возможности звучащей стороны речи.

В художественном произведении, главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи. Одним из главных изобразительных средств фонетики является стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания:

Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

(А.С. Пушкин)

Здесь повторяются согласные [п], [р], [г], и гласные [о], [а]. Это делает стих музыкальным и ярким.

В зависимости от качественной принадлежности повторяемых звуков различают аллитерацию и ассонанс.

Аллитерацией называется повторение согласных звуков:

Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,

Лелею травы, лелею нивы.

(К.Д. Бальмонт)

Повторение согласных звуков [л], [л’], [в], [в’] создает образ ветра, дуновение которого ощущается почти физически.

Прекрасно владел этим приемом А.С. Пушкин. В романе «Евгений Онегин» он дает описании двух бальных танцев:

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал иод каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Подбор согласных звуков дает читателю отчетливое представление о различии тайцев: скопление звуков [г], [р], [з], [ж] при описании первого танца вызывает ощущение его стремительности, энергичности; плавность, медленность второго танца подчеркивается обилием звуков [л], [м].

Ассонансом называется повторение гласных звуков. В основе ассонанса обычно бывают только ударные гласные, так как в безударном положении гласные редуцируются:

Шепот, робкое дыханье, [о-о-а]

Трели соловья, [э-а]

Серебро и колыханье [о-а]

Сонного ручья, [о-а]

Свет ночной, ночные тени, [э-о-э]

Тени без конца, [э-а]

Ряд волшебных изменений [а-э-э]

Милого лица, [и-а]

В дымных тучках пурпур розы, [ы-у-у-о]

Отблеск янтаря, [о-а]

И лобзания, и слезы, [а-о]

И заря, заря!...[а-а].

Быстро лечу я но рельсам чугунным Думаю думу свою.

(Н.А. Некрасов)

Повторяется звук [у], создавая впечатление гудящего мчащегося поезда.

В стихотворных текстах, приведенных ниже, ассонанс сочетается с аллитерацией, что создает особую музыкальность поэтических строк:

Но в искупленьях долгой кары,

Претерпев судеб удары,

Окрепла Русь. Так тяжкий млат,

Дробя стекло, кует булат.

(А.С. Пушкин)

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо,

Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух.

(А.С. Пушкин)

Мело, мело но всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

(Б.Л. Пастернак)

Другим приемом звукописи (соответствия фонетического состава фразы изображаемой картине), является звукоподражание - употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от данного явления.

Уже более двух веков образцом звукоподражания остаются строки А.П. Сумарокова, где кваканье лягушек изображается так:

О как, о как нам к вам, Боги не гласить!

Есть слова, которые при произнесении напоминают называемые ими действия: шуршать, шипеть, бренчать, храпеть, цокать, тикать и т.п. Звучание таких слов в художественной речи усиливается их фонетическим окружением:

Вот дождик вкрадчиво прокапал.

(А. Твардовский)

Повторение созвучия [кр] напоминает постукивание дождевых капель но железной крыше.

В скроговорке: От топота копыт пыль по полю летит - фонетическая выразительность главного звукоподражательного слова «тойот» усиливается аллитерацией [т-п].

Рифма - яркая особенность стиха, тоже строится на фонетических возможностях русской фонетической системы - на звуковых повторах:

Горные вершимы Спят во тьме ночной.

Тихие долины Полны свежей мглой.

(М.Ю. Лермонтов)

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость,

Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.

(С.А. Есенин)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

(А.С. Пушкин)

Важным средством организации поэтической речи является ударение, оно ритмически организует стихотворение. Способствует

фонетической выразительности речи ритм и интонация. Ритм - это определенный способ членения речи, способствующий равновесию и благозвучию. С его помощью создается определенное настроение, подчеркиваются эмоционально-выразительные свойства текста. Все виды фонетических средств речевой выразительности позволяют в полной мере не только представить мелодическую суть поэтической речи, но и раскрыть смысл произведения.

Контрольные вопросы

  • 1. Что называется аллитерацией?
  • 2. Что называется ассонансом?
  • 3. Что такое звукоподражание?
  • 4. Что такое рифма?

Практикум

Задание 1. Выделите ассонанс, аллитерацию. Объясните фонетические средства речевой выразительности.

Оттоль сорвался раз обвал,

И с тяжким грохотом упал,

И всю теснину между скал Загородил,

И Терека могучий вал Остановил...

Русский язык необычайно богат, красив. Какое вдохновение высказываний М.В. Ломоносова о русском языке. Да, действительно, великий ученый прав: прекрасен, могуч, красив русский язык.

В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность языка? Есть специальные средства выразительности речи. Они очень разнообразны. Любой раздел языка – фонетика, лексика, грамматика – обладает ими. Например, русский язык выделяется среди других языков удивительным богатством словообразовательных морфем, прежде всего суффиксов. Одни придают слову пренебрежительную окраску (книженция, офицерье), другие уменьшительно-ласкательную окраску (сынишка, бабуля), третьи - отображают оценку (старичок, старикашка, старикан). Морфемы создают богатейшие возможности для образования слов различных частей речи, с помощью словообразовательных морфем конкретизируются значения однокоренных слов. Вот как писал об этом Н.Г. Чернышевский, в шутливой форме доказывая преимущество русского языка перед французским.

Русская фонетическая система гибка и выразительна. Звучащая речь является основной формой существования языка. Одним из главных изобразительных средств фонетики является стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания. (Зачитать стр. 14 (Лушникова)).

Здесь появляются гласные [o] и [a] и согласные [п], [р], [т]. Это делает стих музыкально ярким. В зависимости от качества повторяемых звуков различают аллитерацию и ассонанс.

Аллитерацией называется повторение согласных звуков. Например: (по небу голубому проехал грохот дома (С. Маршак)). Вывод: [р] в сочетании с [г] создает впечатление раската грома.

Пример: Я вольный ветер, я вечно вею

Волную волны, ласкаю ивы. (Бальмонт)

Повторение каких звуков создает образ ветра?- [л], [л], [в], [в].

Ассонансом называется повторение гласных.

Пора, пора рога трубят (Пушкин).

В основе ассонанса бывают только ударные гласные.

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою (Некрасов), - появляется звук [у].

Другим приемом изобразительного средства является звукопись – употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

Например, (Вот дождик вкрадчиво прокапал (Твардовский)) – повторение звучания кр напоминает постукивание капель.

Графика

Происходит от греческого слова «grapho» – пишу.

Графика – совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи. Основными средствами графики являются буквы. Важнейшее качество любого языка – кодифицированность . Кодификация – означает в лингвистике приведение в определенную систему языковых явлений и фактов. На основе кодификации формируется учеными-языковедами свод фонетических, лексических, орфографических, стилистических правил. Кодификация русского языка отражена в трудах великих представителей русской словесности: В.В. Виноградова, М.В. Ломоносова, С.И. Ожегова, А.С. Пушкина, А.А. Шахматова и др. Решающую роль в кодификации русского языка играет алфавит.



Алфавит – перечень букв, расположенных в определенном порядке. Современный русский алфавит включает 33 буквы, причем ь и ъ не обозначают звуков. В русском алфавите имеется 3 группы букв:

1. Буквы, необозначающие звуки – ъ, ь;

2. Буквы, обозначающие два звука - е, ё, ю, я;

3. Остальные относятся к третьей группе.

1) Буквы обозначающие один звук – называются монофтонг, например, дуб-[п], Обь – [п], а два звука (дифтонги) – буквы е, ё, ю, я обозначают дифтонги.

В начале слова яма – ма.

2) После ъ и ь знаков съехал, вью – вь .

3) После гласной баян ба н.

4) Кроме того одна и та же буква может обозначать разные звуки буква м [м] [м / ] – мыл, мил; буква б [б] [б / ] – буду, бить.

5) Звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными звучат как парные глухие согласные, такое явление называют оглушением. Например, приказ [c], будка [т] (слабая позиция).

6) Глухие согласные перед звонкими звучат как парные им звонкие согласные – молотьба – моло[д / ]ба, просьба – про[з / ]ба (такое явление называется озвончением).

Сильными позициями для согласных звуков является положение перед гласными и перед м, н, р, л, и, в.

7) Один звук может обозначаться сочетанием букв счастье – [ш / ] астье, щель – [ш / ]ель, возчик – во[ш / ]ик.

Перечень источников:

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие для вузов. – М., 1988.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, - М., 1989.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: