Главный конструктор. Конструктор гостайны

Михаил Кузьмич Янгель, один из крупнейших советских конструкторов ракетного оружия, родился 7 ноября 1911 года. Любимый конструктор советских военных, он выжил в страшной катастрофе, которая могла оборвать не только его жизнь, но и все дело этой жизни - создание стратегических ракет.

Карьера инженера Янгеля в межвоенный период развивалась совершенно стандартно для толкового паренька, пошедшего по технической линии. Таких примеров история знала тысячи. Фабзавуч, МАИ, потом работа в КБ и на авиазаводах. Янгель успел поработать в хозяйствах Николая Поликарпова, Артема Микояна и Владимира Мясищева.

Уже после войны, в 1950 году, Янгель попал в новое для себя хозяйство — НИИ-88 в подмосковном Калининграде. Этот тот Калининград, который ныне именуется по имени «начальника» — Сергея Королева. Ракетостроение и стало для Янгеля делом всей жизни.

Советскую ракетно-космическую отрасль очень рано разорвали на части.

Партийное руководство военно-промышленного комплекса, в первую очередь Дмитрий Устинов, твердо следовало принципам создания параллельных коопераций по разработке и производству оружия. Так в советской плановой экономике искусственно создавалась конкуренция идей.


Королевское хозяйство было поделено буквально сразу как только стало понятно, что ракетная тема даст серьезный результат.

Именно так в 1954 году Янгель стал самостоятельным «удельным князем» ракетно-ядерной отрасли, получив Днепропетровский завод «Южмаш» и связанное с ним ОКБ-586 (КБ «Южное»).

Ракетчики были на особом счету, они своей работой гарантировали неприкосновенность рубежей СССР. Они получали огромные ресурсы, но и результаты их работы в буквальном смысле слова могли перевернуть мир. Отсюда и оборотная сторона медали: дрязги, интриги и поиски политических покровителей.

Сильнейшая группа Королева изрядно сдала после смерти Сергея Павловича, когда его преемники не сумели совладать с амбициями друг друга. В результате космическая программа Союза, нацелившаяся на покорение Луны, застопорилась. Владимир Челомей, талантливейший инженер и организатор производства, постоянно использовал в работе свои отлично выстроенные отношения с Никитой Хрущевым.

В этой картинке четко выделялся Михаил Янгель, не снисходивший до аппаратной возни. Он был одним из мощнейших умов своего времени, он сам знал, как надо делать ракеты. И делал.


Ракета Р-12. Фото: Лев Иванов

Каков результат? Ракеты средней дальности и Р-14 . Именно их советское руководство разместило на Кубе в 1962 году. Параллельно Янгель вступает в бой с Королевым за право создать первую массовую межконтинентальную ракету.

Топливо на «высококипящих компонентах"-то, с чего он начал свой путь. Сергей Королев пытался делать боевые ракеты на связке «жидкий кислород + керосин», требовавшей сложного криогенного оборудования и не позволявшей долго держать ракеты в заправленном виде.

Янгель выбирал для боевых ракет топливо, находящееся в рабочем состоянии при обычных температурах.

И в итоге оказался прав: криогенные двигатели остались за космонавтикой, а боевые ракеты получили ядовитую, но очень эффективную пару «гептил + азотная кислота».

Янгель чудом выжил во время взрыва своей ракеты Р-16 , в которой (полностью заправленной) произошел сбой системы управления, запустившей прямо на стартовом столе двигатели второй ступени. Ракета была недоработана, а испытательный запуск к 7 ноября торопило военное руководство. Та катастрофа унесла, по разным данным, до 126 жизней, среди них — командующего РВСН маршала Митрофана Неделина.


Янгель уцелел, потому что за пару минут до взрыва отошел от ракеты покурить. Потом слег с инфарктом, несколько месяцев не мог работать. Потом — поставил Р-16 на вооружение РВСН.

Он все-таки выиграл тот спор, несмотря на страшный удар судьбы.

Следующим его детищем стала Р-36 , тяжелая межконтинентальная ракета шахтного базирования. Одна из ее версий () была системой « частично-орбитальной бомбардировки» с неограниченной дальностью полета, позволявшей наносить удар по территории США с неожиданного направления.

А потом пришел черед, пожалуй, самой известной отечественной ракеты. Р-36 М, 211-тонная махина с 10 боевыми блоками, прозванная на Западе «Сатаной».

На ней Янгель опробовал свою последнюю крупную инновацию — минометный старт, когда ракету выбрасывает из шахты газогенератором, и лишь после этого она запускает свои двигатели. Но одно дело небольшие ракеты, и другое — это чудовище.

Когда имя Михаила Янгеля было, наконец, рассекречено, за рубежом стали поговаривать, что он — чистокровный немец из тех специалистов-ракетчиков, которых вывезли в Советский Союз после войны. Более абсурдного предположения, пожалуй, нельзя было и придумать.

У «КОРОЛЯ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ»

Михаил Кузьмич Янгель родился в Сибири, в глухой деревушке Зыряновой, на берегу Илима, притока Ангары. Судьба же его, действительно, оказалась необыкновенной.

Авиация в те годы была в большом фаворе, провозглашалась «любимым детищем народа». Янгель поступил в Московский авиационный институт, а окончив его, попал в конструкторское бюро Николая Николаевича Поликарпова, «короля истребителей».

Янгелю, человеку практичному, ракеты и проекты межпланетных путешествий казались в то время, в конце 30-х годов, делом далеким от насущных задач. Позже Михаил Кузьмич признавался: «Тогда я мечтал только о самолетах. Они казались мне верхом совершенства». Как помощник Поликарпова, Янгель занимался истребителем И-180. Судьба этой машины и людей, имевших к ней отношение, оказалась трагической. Испытывая И-180, погиб в декабре 1938 года Валерий Чкалов, а меньше года спустя — летчик Томас Сузи. Многие специалисты, причастные к созданию этого истребителя, были обвинены во вредительстве и арестованы. Янгеля сия горькая чаша миновала, хотя угроза ареста висела и над ним.


СОПЕРНИКИ

Годы Великой Отечественной войны были и для Михаила Кузьмича очень тяжелыми. Работал на авиазаводах, а после войны — в конструкторских бюро Микояна и Мясищева — известных авиаконструкторов, потом недолго в министерстве. Чувствовал себя неудовлетворенным и не знал, что решительная перемена в его жизни уже близка.

Неожиданно он был назначен начальником одного из отделов ракетного конструкторского бюро Сергея Павловича Королева. Понятно, что Янгелю, новичку в ракетной технике, на первых порах пришлось нелегко. Михаил Кузьмич понимал это и старался побыстрее набраться опыта. Спустя год он уже занял пост заместителя Королева. Это породило настоящую драму. Столкнулись два сильных, властных характера.

Перенести такое Королеву — Главному конструктору, несравненно более опытному в ракетных делах и старшему по возрасту — было мучительно трудно, почти невозможно.

ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР

Соперничество их поутихло лишь с «разводом», когда Янгель летом 1954 года получил назначение в новое ракетное КБ в Днепропетровске. Михаил Кузьмич тоже становится Главным конструктором, как и Королев.

Перед Днепропетровским КБ были поставлены задачи проектирования и налаживания выпуска стратегических межконтинентальных ракет, способных стартовать без долгой подготовки к пуску. Поддержку от правительства Янгель получал всемерную. Тем не менее становление его КБ шло трудно.

Один из конструкторов рассказывал: «Работали мы в две-три смены. Помнится, конструкторы из цехов сутками не уходили. Койки стояли прямо в пролетах. Первую машину нашего КБ буквально на руках переносили с участка на участок, из цеха в цех».

Вот где проявился во всей силе организаторский талант Янгеля!

Михаил Кузьмич по несколько месяцев не покидал полигон. А там далеко не все проходило гладко.

КАТАСТРОФА НА «ЮЖНОМ»

Был он на казахском полигоне «Южный» (позже он стал называться Байконуром) и в тот день, когда при подготовке к пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 днепропетровского КБ произошла ужасающая, небывалая еще катастрофа. Случилось это 24 октября 1960 года. Возле ракеты собралось немало людей, в их числе члены Государственной комиссии, создатели ее. Главнокомандующий Ракетными войсками, маршал М. И. Неделин выслушал доклады ответственных за пуск. Внезапно в чреве гигантской ракеты раздались сильные удары. Затем из двигателя второй ступени вырвалась огненная струя. Она рассекла бак с окислителем, и оттуда на бетон, на людей хлынул поток страшной азотной кислоты.

Через секунду всю ракету, пусковые конструкции охватил бушующий огонь. Жаркое пламя за секунды сожгло стоявших неподалеку. Ядовитые пары отравили находившихся поодаль. Погиб маршал Неделин и все высокое начальство. Всего же сгорело и умерло в больнице около сотни человек. Янгеля спасло лишь то, что в самый последний момент он отошел в сторону покурить.

ТРАГИЧЕСКИЙ ЮБИЛЕЙ

Надо ли говорить, какой трагедией для Михаила Кузьмича было произошедшее на полигоне, гибель его ближайших помощников. И все же он сумел найти в себе силы продолжать работу, преодолеть все преграды и стать лидером в мировой ракетно-космической гонке.

У него было немало званий и наград. Одних орденов Ленина — четыре. Он чувствовал себя очень нужным. Но какой дорогой ценой приходилось ему за это платить.

Янгель сжигал себя, перенес пять инфарктов, когда его буквально вытаскивали с «того света». Особенно тяжело болел в последний год жизни. Несмотря на болезнь, 60-летие со дня его рождения было решено отметить. В день юбилея, 25 октября 1971 года, Михаил Кузьмич приехал в Москву, в министерство. Поздравлений было множество. Потоку людей, соратников и товарищей Янгеля, казалось, не будет конца.

Кто-то вручил юбиляру красиво украшенный кавказский рог с тонкой серебряной цепочкой. Михаил Кузьмич взял подарок, и вдруг рука его разжалась. Рог упал на ковер, звякнув цепочкой. Янгеля подхватили, подбежали врачи. Но уже было поздно, смерть опередила. Янгель пережил своего соперника, Королева, всего на пять лет.


Янгель Михаил Кузмич родился в селе Зыряново Иркутской губернии. Окончил (1937 г.) и Академию авиационной промышленности (1950 г.). До 1948 г. Работал в Конструкторском бюро Н. Н. Поликарпова . 1950-1954 гг - начальник отдела Научно-исследовательского института ракетной техники. С 1954 г. - начальник и главный конструктор СКБ "Южное" (Днепропетровск).
Под его руководством и при участии создано несколько классов и поколений стратегических боевых ракет, в том числе одно-и двухступенчатые ракеты на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления первого поколения, двухступенчатые ракеты с дальностью полета свыше 11 тыс. км и сложными решениями боевых задач, ампулизована жидкостная ракета со сроком пребывания в заправленном состоянии более пяти лет, а также твердотопливные ракеты с высокими технико-тактическими характеристиками. При проектировании боевых ракет предусматривалось использование их и как носителей космических аппаратов, что привело к появлению искусственных спутников Земли, таких как "Космос", "Циклон", "Зенит". Создал научно-конструкторскую школу.
В начале 1950-х годов, после перепрофилирования Днепропетровского автомобильного завода , которому поручалось наладить серийное производство ракет, разработанных школой С. П. Королева: Р-1, Р-2, а позже - Р-5, было создано самостоятельное проектно-конструкторское предприятие - Особое конструкторское бюро (ОКБ), главным конструктором которого был назначен М. К. Янгеля. На нем было предложено разработку нового изделия - 8К63 - ракеты на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления. С этого момента значительными темпами рос численный состав ОКБ, развивалось экспериментальное производство и создавалась экспериментально-лабораторная база. У Конструкторского бюро С. П. Королева появился серьезный конкурент, который избрал существенно новое направление - создание жидкостных ракет на новых компонентах топлива, а также разработку автономных систем управления , обеспечивающих полет ракеты без влияния извне.
В 1959 г. ракету с новой системой управления были приняты на вооружение с возможностью применения как при наземном, так и шахтному типах старта. На ее основе в СССР был создан новый род войск - ракетные войска стратегического назначения. Лишь в июле 1989 г. была снята с вооружения в связи с заключением договора о ликвидации ракет средней и малой дальности.
Создание первой стратегической ракеты, которая воплотила в реальность
новое направление в ракетной технике, дало жизнь новой проектно-конструкторской организации ОКБ-586 (с 1966 года - КБ "Южное"), а также новой научно-конструкторской школе в ракетостроении - школе М. К. Янгеля. В последующие годы, развивая взят направление, в школе создается ряд новых образцов баллистических ракет дальнего действия на высококипящих компонентах топлива, конструктивно и технологически еще более совершенных, с высокими эксплуатационными и энергетическими характеристиками: 8К65У, или Р-14 (СС-7) с дальностью 4000 км, весом головной части 2200 кг и стартовой весом 85 т, а также 8К64, или Р-16 (СС-7) с дальностью свыше 8000 км, весом головной части 2200 кг, стартовой весом 150 т (первая отечественная двухступенчатая ракета на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления).
Работа над ракетой Р-16 продолжалась, и в 1963 г. она была принята на вооружение. Создание первого поколения боевых ракет на высококипящих компонентах топлива было завершено.
Главным направлением разработки ракетных комплексов второго поколения стало обеспечение их живучести и возможность наращивать количество комплексов на вооружении. Применение новой топливной пары (несимметричный диметилгидразин и азотный тетраксид) и ампулизация систем позволили удерживать ракету в заправленном состоянии 5-10 лет, то есть все время эксплуатации. Это давало возможность исключить заправочные системы из состава шахтных пусковых установок, а сами установки разнести на значительное расстояние друг от друга. Такие "одиночные старты" имели гораздо больше шансов уцелеть в случае ядерного нападения.
Базовой ракетой этого поколения стала межконтинентальная многоцелевая ракета тяжелого класса 8К67, или Р-36 (СС-9) . На ее базе впервые в мировой практике был создан ракета с разделяющейся головной частью (8К67П), и ракету 8К69, или Р-36 (СС-9) с орбитальной головной частью - тоже впервые в мировой практике. На переговорах о сокращении стратегических вооружений США требовали уничтожить в первую очередь именно эти ракеты - ведь они были практически неуязвимы для средств противоракетной обороны США.
Уникальная система ПРО США была предназначена для дальнего обнаружения мижконтинентальных баллистических ракет была сориентирована на север, на высоту орбиты 1300 км. Орбитальную главную часть, которая появлялась с противоположной стороны на низкой орбите (120 км), обнаружить было практически невозможно. Наличие на вооружении этой ракеты заставила США начать переговоры об ограничении стратегических вооружений, в результате которых США прекратили работы по развертыванию системы ПРО "Сейфгард". Комплекс 8К69 были сняты с вооружения в 1983 г.
Таким образом с созданием и развертыванием ракет второго поколения был достигнут паритет в области стратегических вооружений, и это стало основой для начала переговорного процесса. Коллектив разработчиков этих ракет в КБ "Южное" (это название ОКБ-586 получило в 1966 г.) за это время вырос до крупнейшего в области специализированного головного проектно-конструкторского предприятия и превратился в научно-конструкторскую школу М. К. Янгеля, доказавшая, что ей по силам выполнение любого задания по созданию образцов новой техники.
М. К. Янгель рано ушел из жизни - сверхчеловеческие перегрузки, стрессы дали о себе знать. Сердце остановилось 25 октября 1971, в день 60-летия ученого. Ученикам М. К. Янгеля пришлось завершать разработку начатых им ракетных комплексов третьего и четвертого поколений (1969 - конец 80-х годов). При разработке этих комплексов был использован ряд революционных решений, включая применение систем управления на базе бортовых цифровых вычислительных машин как единственное направление, способное обеспечить создание разделяемых многоэлементных головных частей, а также реализацию гибких схем эксплуатации комплексов, средства преодоления ПРО, внедрение так называемого минометного старта . Создание нового типа старта, мобильного для изделий легкого класса потребовало перехода к применению твердотопливных двигателей. И эта задача была решена.
Развертывание комплексов четвертого поколения было ответом на создание в США ракеты МХ и стало надежной основой для ведения переговоров по выработке нового соглашения о 50-процентном сокращении стратегических вооружений. Как ни парадоксально, но получалось, что, повышая эффективность стратегических сил, создавая новое вооружение, ракетчики янгелевской школы одновременно создавали основу для замедления гонки вооружений, свертывание целых классов вооружений. Так, создание главных частей которые разделялись, и средств преодоления ПРО противника стало технической основой свертывания американской стороной программ разработки наземного эшелона ПРО "Сейфгард" и заключение договора по ПРО 1972 г. , значение которого трудно переоценить.
На базе боевых ракетных коплекс еще в 50-е годы янгеливцы начали разрабатывать ракеты-носители для искусственных спутников Земли. На криогенных компонентах была создана вторая ступень для ракеты Р-12 . Так появился космический носитель "Космос", который показал высокую надежность и целесообразность использования существующей, отработанной военной техники. За ним было создано носители: самый массовый и самый дешевый для запуска космических аппаратов серии "Космос", "Интеркосмос", созданный на базе Р-14 , "Циклон" с автоматизированным стартом - базовый программы "Сич". Гордостью коллектива стала ракета-носитель "Зенит", для которой характерна точность выведения на орбиту, превосходящей точность зарубежных носителей, высокая надежность, уровень автоматизации работ на стартовом комплексе, экологическая чистота. Грузоподъемность "Зенита" составляет 13740 кг. Неудивительно, что до этого носителя проявляют большой интерес зарубежные фирмы.
Школой М. К. Янгеля вскормлено яркое созвездие выдающихся ученых-конструкторов, специалистов мирового уровня, талантливых руководителей отрасли, государственных деятелей. Среди них Л. Кучма, А. Негода, С. Конюхов, Ю.

Кто-то из высоких руководителей приглядел его (Янгеля), когда он после работы в авиационной промышленности оканчивал годичный курс Промышленной академии , и порекомендовал Устинову взять его в резерв на дальнейшее выдвижение. Янгель стал начальником отдела N 5 нового ОКБ-1 , его замом был назначен Черток Б.Е. .Через год Янгель был переведен на должность заместителя главного конструктора. В числе прочих вопросов Королев поручил ему конструкторский контроль за серийным производством Р-1 и Р-2 в Днепропетровске .

Ссылки:
1. Нападки на "астронавигацию", Черток уходит к Королеву
2. Успешный пуск Р-16, постановка ее на боевое дежурство
3. Выступление Устинова по поводу создания орбитальных станций
4. Челомей Владимир Николаевич (1914-1984)
5. Ракетные комплексы "земля-земля"
6. Итоги 1960-го года для ОКБ-1
7. Обсуждения направлений ОКБ-1, конфликты между ракетчиками 1958
8. История разработок стратегического ракетного оружия СССР
9. Лунная эпопея
10. Жертвы катастрофы ракеты Р-16
11. Советская космонавтика не поспевает за политикой
12. Крылов Николай Иванович
13. Совещание по программе пусков ракеты-носителя Н1
14. Межпланетные полеты в политическом и техническом плане в 1960 г.
15. Пилотируемый облет Луны "Аполлоном-8" и реакция на него ВПК 1968
16. Планы Глушко-Янгеля по развитию ракетных вооружений и космонавтоки
17. Обстановка с запуском Р-7 накаляется
18. Недостатки Р-7, как боевой ракеты, постановление о создании Р-9
19. Р-36 (8К67) ракета Янгеля 1963
20. Первый заезд на Тюратам (впоследствии Бойконур) 1957 г.
21.

«Отец Сатаны», академик Янгель Михаил Кузьмич, родился 25.10.1911 года в дер. Зырянова, Иркутской обл., происходил из семьи потомков поселенцев-каторжан. По окончании 6-го класса (1926 г.), Михаил уезжает в Москву - к своему старшему брату Константину, который там учился. Когда учился в 7-м классе, занимался подработкой, разносит стопки газет - заказы типографии. По окончании ФЗУ, трудился на фабрике и одновременно учился на рабфаке.

Студент МАИ. Начало профессиональной карьеры

В 1931 г., поступает учиться в МАИ - по специальности «самолетостроение», и заканчивает его в 1937 г. Еще студентом, Михаил Янгель устраивается в КБ Поликарпова, в дальнейшем, своего научного руководителя по защите дипломного проекта: «Высотный истребитель с герметической кабиной». Начав свою работу в КБ Поликарпова конструктором 2-й категории, через десять лет М.К. Янгель уж являлся ведущим инженером, занимался разработкой проектов для истребителей новых модификаций.

13.02.1938 г., М.К. Янгель в составе группы советских специалистов в области авиастроения СССР посещает Соединенные Штаты - с целью командировки. Стоит отметить, что 30-е годы ХХ века - это достаточно активный период в сотрудничестве СССР и США и не только в области машиностроения и самолетостроения, в частности, закупалось (достаточно ограниченными партиями) стрелковое оружие - пистолеты-пулеметы Томпсона и пистолеты Кольта.

Военные годы и послевоенный период

В период ВОВ, Михаил Константинович трудится на авиационном заводе, размещенном в Новосибирске. Это период, когда основным заданием считалось усовершенствование существующих самолетов, создание новых образцов требуещее отвлечения ресурсов, перепрофилирования производственных мощностей велось, но не являлось приоритетным. По окончании войны - в КБ Микояна и Мясищева. С 1948 по 1950 гг., М.К. Янгель продолжает свое образование в Академии авиапрома.

Карьерный путь в ракетостроении

12.04.1950 г., Михаил Кузьмич назначается руководителем отдела НИИ 88 КБ, руководимое Сергеем Павловичем Королевым. В 1951 г., Янгель был назначен одним из его заместителей. Это был старт как ведущего инженера в отрасли ракетостроения. В мае 1952 года, Михаилу Янгелю предлагают возглавить Центральный НИИ (ракетной техники). Института организационно включал завод и ряд КБ. Стоит отметить, что одним из этих подчиненных Янгелю конструкторских бюро, было КБ Королева. Весной 1954 г., М.К. Янгель был утвержден на должность главного конструктора в ОКБ гор. Днепропетровск.

Боевые ракеты Янгеля

22 июня 1957 г. - происходит испытания ракеты среднего радиуса действия Р-12, Испытание закончилось успехом. В американской военной терминологии, в дальнейшем, ракета будет проходить как СС-4. Новые конструкторские решения, дали возможность увеличить полет ракеты до 2000 километров. Применение новых топливных компонентов, позволило снизить время, необходимое на приведение пусковых установок к боевому применению. В 1959 году СС-4 устанавливаются на своих стартовых позициях. В июне 1960 года проходят новые пуски ракетной системы созданной в КБ Янгеля - Р-14. Ракета с промежуточной дальностью действия, согласно терминологии принятой специалистами США, получает индекс СС-5.

Май, 1959 года - правительство страны принимает решение о проектных работах по Р-16 в КБ, руководимым Янгелем и Р-9 в ОКБ, возглавляемым Королевым. По ряду технических характеристик, Р-16 превосходило решение, предложенное Королевым. Это был спор, практически, между учителем, «отцом» советского ракетостроения и учеником. Р-16 будет основой РВСН. Американские специалисты назовут ее СС-7. 24 октября 1960 года при испытательном запуске Р-16, произошла трагедия - Р-16 взорвалась. Всего, погибло 92 человека, в списке жертв и командующий РВСН, маршал Неделин. 21.02.1961 г. - проводятся успешные испытания Р-16 (СС-7). 1965 год ознаменовался вооружением РВСН ракетами нового, третьего поколения - Р-36.

На вооружении, такой тип МБР, находился до 1980 года - в количестве 288 комплексов. Создание более совершенных, четвертого поколения ракет, в КБ «Южное», началось с середины 60-х годов ХХ века. РС-16 и РС-20 - имеющих ряд уникальных характеристик - повышенную точность попадания, боеголовки с индивидуальным наведением, высокий уровень живучести. Американские военные окрестят РС-20 (СС-18) «Сатана». Именно «Сатана», была способна преодолеть СОИ США, села к минимуму разработки американских ученых в области противоракетной защиты.

Заключение

Являясь, самой мощной МБР в мире, РС-20 вписана в «Книгу рекордов Гиннеса» и явилась завершающим творением Михаила Кузьмича. Он скончался от сердечного приступа 25.10.1971 г. - в день своего шестидесятилетия.

Выдающийся ученый и конструктор в области ракетно-космической техники, один из организаторов ракетной промышленности в СССР и Украине, основатель и первый Главный конструктор конструкторского бюро «Южное» (1954-1971). Доктор технических наук (1960), академик Академии наук Украины (1961), академик Академии наук СССР (1966).

Родился в деревне Зырянова Иркутской области в бедной крестьянской семье. В 1926 году по приглашению старшего брата Константина – студента Горной академии – приезжает в г.Москву, где оканчивает школу ФЗУ. Устраивается работать на текстильную фабрику помощником мастера в г.Красноармейске Московской области (1929-1931). Потом учеба в Московском авиационном институте, который М.К. Янгель окончил с отличием (1937) по специальности «Самолетостроение». Конструктор, ведущий инженер, помощник Главного конструктора, заместитель директора завода на авиационном заводе им. Менжинского в КБ М.М. Поликарпова (1935-1944). Заместитель Главного инженера ОКБ А.И. Микояна (1944), ведущий инженер в КБ В.М. Мясищева (1945). Принимал участие в разработке самолета И-153, роботе акционерного товарищества «Амторг» в США. Организовал работы по завершению создания истребителей И-180, И-185, модификации самолета По-2. В аппарате Министерства авиационной промышленности координировал работы по развитию самолетостроения (1946-1948). Окончил с отличием Академию авиационной промышленности СССР (1950) и был направлен на работу в ракетную отрасль. Начальник отдела, заместитель Главного конструктора С.П. Королева, директор, главный инженер НИИ-88 в г.Калининграде Московской области (1950-1954). В 1954 году был назначен Главным конструктором ОКБ-586 (КБ «Южное»).

Основоположник нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Принимал участие в разработке проектов первых советских боевых ракет Р-5 и Р-7, руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12, организовал исследование аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли (1950-1954).

Творческий коллектив КБ «Южное», который возглавлял М.К. Янгель, вместе с кооперацией смежников создал несколько поколений высокоэффективных боевых ракетных комплексов и космических систем, многие решения по которым были пионерскими, внес большой вклад в укрепление могущества и обороноспособности страны. На базе мощных и эффективных боевых ракет Р-12, Р-14, Р-16, Р-36 в Советском Союзе были созданы Ракетные войска стратегического назначения, которые стали основой ракетно-ядерного щита страны. Созданы ракеты-носители «Космос» и «Космос-2», различные типы космических аппаратов военного, научного и народнохозяйственного назначения, запущены на орбиту первые спутники серии «Космос» и «Интеркосмос», которые положили начало международному сотрудничеству в области освоения космического пространства.

Как Главный конструктор М.К. Янгель принимал смелые и эффективные конструкторские и технические решения, которые значительно повысили эффективность ракетных комплексов: разделяющиеся и орбитальные головные части, ложные цели для преодоления противоракетной обороны, минометный старт тяжелых ракет и многое другое. М.К. Янгель сформировал многофункциональную структуру КБ «Южное», создал мощную кооперацию предприятий-разработчиков ракетно-космической техники.

М.К. Янгель активно участвовал в управлении государством – депутат городского Совета г.Калининграда Московской области (1952-1954), депутат Верховного Совета СССР (1966-1971), кандидат в члены ЦК КПСС (1966-1971).

Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961), лауреат Ленинской (1960) и Государственной (1967) премий СССР. Награжден орденами Ленина (1956, 1959, 1961, 1969), Октябрьской революции (1971), премией и Золотой медалью им. С.П. Королева (1970).

Похоронен на Новодевичьем кладбище в г.Москве.

Его имя присвоено Государственному конструкторскому бюро "Южное" (1991). Федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени. Стипендии его имени в Московском авиационном институте, Днепропетровском национальном университете. Именем М.К. Янгеля названы астероид и кратер на Луне, поселок в Иркутской области, пик на Памире, океанский сухогруз «Академик Ягель». Улицы его имени – в Москве, Киеве, Днепропетровске, Байконуре. Установлены памятные бюсты в городах Железногорске-Илимском Иркутской области, Днепропетровске, на космодромах Байконур и Плесецк. Мемориальные доски на зданиях текстильной фабрики в г.Красноармейске Московской области, Московского авиационного института, ЦИИмаша в г.Королеве Московской области, Государственного предприятия «Конструкторское бюро «Южное» имени М.К. Янгеля» в г.Днепропетровске.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: