Инфраструктурный комплекс состав комплекса. Объяснение нового материала

В ВВП 6,6%, 6,2% в занятых, 19 % в ОПФ, 65% в Сфере услуг.

Инфраструктурный комплекс – это совокупность отраслей и видов деятельности, создающих необходимые условия для функционирования базовых отраслей материального производства и обеспечивающих благоприятные условия жизни населения (включая качество окружающей среды). В составе инфраструктурного комплекса выделяют социальную, производственную и экологическую инфраструктуру.

Деление инфраструктурного комплекса на виды довольно условно, так как часто одни и те же объекты инфраструктуры обслуживают и производство, и население, и вносят вклад в охрану окружающей среды. Кроме того, одни элементы инфраструктуры влияют на функционирование производства непосредственно, другие – косвенно, обеспечивая необходимые условия жизни населения. Поэтому инфраструктурный комплекс имеет межотраслевой характер и выступает в роли крупного подразделения экономики, которое называют сферой производства услуг как производственного, так и непроизводственного характера. По удельному весу сферы производства услуг в ВВП судят о степени прогрессивности структуры экономики. В Беларуси (2001г.) на сферу услуг приходится 45,1% в производстве ВВП. В этой сфере занято 52% всех занятых в экономике. Пока это еще значительно ниже, чем в высокоразвитых странах (60-70% и по доле услуг в ВВП, и по количеству занятых в экономике), но в последние годы роль сферы услуг в хозяйстве Беларуси повышается и ее значение как фактора развития и инвестиционной привлекательности страны возрастает.

Особенно большое значение для привлечения инвестиций в экономику страны и ее регионов имеет сравнительно высокий уровень развития производственной инфраструктуры. Так как состав, функции и уровень развития социальной инфраструктуры уже рассмотрены при характеристике уровня и качества жизни населения (лекция 6, с. 82-87), а состав и роль экологической инфраструктуры – при оценке природно-ресурсного потенциала (лекция 4, с. 56-66), предметом рассмотрения в настоящей лекции является именно производственная инфраструктура как важнейший фактор развития всех межотраслевых комплексов и экономики страны в целом.

Производственная инфраструктура включает в свой состав такие отрасли как транспорт и связь, торговля и общепит, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, инженерная инфраструктура (магистральные системы водо- и энергоснабжения, удаления и переработки отходов и пр.) и др. виды обслуживания сферы производства товаров. В совокупности они выступают как материальное воплощение комплексности, взаимосвязанности развития всех сфер деятельности в стране и в ее регионах. Они интегрируют все отрасли производства в пределах каждого территориального подразделения и включают их в территориальное разделение труда с другими регионами. На долю отраслей, относимых к производственной инфраструктуре, приходится (2001г.) почти 53% всего объема услуг, произведенных в стране, и около 20% всех занятых в сфере услуг.

Особенно большой вклад в обеспечение комплексности развития страны и ее регионов вносят транспорт и связь. Они являются достаточно развитыми отраслями экономики страны во многом благодаря выгодному экономико-географическому положению Беларуси и сложившемуся исторически пересечению на ее территории важнейших трансъевропейских железнодорожных, трубопроводных, автомобильных магистралей, оптоволоконных линий и ЛЭП, связывающих восток и запад, север и юг евроазиатского континента. Удельный вес транспорта и связи в производстве ВВП Беларуси составляет 11,3% (2001г.). Количество занятых в этих отраслях – около 7% от занятых в экономике.

Транспортный комплекс в составе инфраструктуры Беларуси включает все виды современного транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, речной и воздушный. Решается задача создания собственного морского торгового флота. Все виды транспорта взаимосвязаны, каждый из них имеет функциональные особенности, а все вместе во взаимодействии образуют транспортную систему, основная роль которой обеспечивать потребности всех хозяйствующих субъектов страны и населения в перевозках и международных связях.

В последние годы транспорт вносит большой вклад в экспортный потенциал Беларуси, успешно (с положительным сальдо) экспортируя транспортные услуги и став по существу одной из важных отраслей специализации страны в международном разделении труда. На долю транспорта приходится (2002г.) 56,7% всего белорусского экспорта услуг. В основном (83,3%) это услуги грузового транспорта и наибольший удельный вес в международном экспорте грузовых перевозок занимает трубопроводный транспорт, затем следуют (в примерно равных долях) автомобильный и железнодорожный.

В таблице 14 приведены показатели, характеризующие деятельность всех видов транспорта и их роль в транспортной системе страны.

Как следует из данных табл. 14, ведущую роль по объему перевезенных грузов и по перевозкам пассажиров играет автомобильный транспорт . Но по грузообороту он уступает трубопроводному и железнодорожному, по пассажирообороту – железнодорожному. Особенностями автотранспорта, в отличие от всех остальных видов, является высокая маневренность (способность доставлять грузы и пассажиров «от ворот до ворот»), универсальность, скорость перевозки и наличие самых разных автотранспортных средств. Ввиду более высокой себестоимости перевозок на большие расстояния, чем у железнодорожного, автотранспорт наиболее широко используется для перевозки грузов на короткие расстояния небольшими партиями, а также для перевозки рассредоточенных по определенным потокам пассажиров на внутрирайонных и внутригородских маршрутах. Однако в последние годы увеличились автомобильные грузоперевозки на дальние расстояния и особенно международные. Белорусские автоперевозчики (в эксплуатации около 12 тыс. автопоездов) доставляют грузы более чем в 40 стран Европы и Азии.

Развитию автотранспорта в Беларуси, кроме проходящих по ее территории трансъевропейских коридоров №2 и №9 (с ответвлениями), способствует довольно густая сеть автомобильных дорог с твердым покрытием международного, республиканского и местного значения. При плотности автодорог с твердым покрытием, равной 321,9 км/тыс. км. 2 территории республики, в Минской области она достигает 398 км/тыс. км 2 , а в Гомельской составляет 234,9 км/тыс. км 2 . Наибольший удельный вес в перевозках автотранспорта занимают сельскохозяйственные грузы, а также легкой и пищевой промышленности, лесные, строительные материалы и детали.

Основными проблемами автотранспорта являются: высокая изношенность подвижного состава, что требует его обновления и модернизации, стимулирования приобретения белорусскими перевозчиками техники отечественного производства; несоответствие структуры и технического состояния автодорог общего пользования требованиям автотранспорта и западноевропейским нормам и стандартам; недостаточное развитие системы сервисного обслуживания на магистральных автодорогах. Преодоление этих проблем осуществляется поэтапно в соответствии с государственной программой «Дороги Беларуси на период 1997-2005 гг.» и Программой социально-экономического развития Беларуси на 2001-2005 гг.

>> Состав комплекса. Роль транспорта

Инфраструктурный комплекс

§ 31. Состав комплекса. Роль транспорта

Инфраструктурный 1 комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги (рис. 59). Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов .

Услуга - особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. Услуги бывают разными по своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления.


? Рассмотрите классификации услуг (табл. 31, 32). Дополните их примерами.

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, сельского хозяйства и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения. Однако роль инфраструктурного комплекса определяется не только этим.

1 Инфраструктура - совокупность сооружений, зданий, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы различных отраслей экономики и жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможны без соответствующей инфраструктуры: жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередачи и пр. При этом чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений. Например, в наиболее развитом районе страны - Центральном - инфраструктурой занято 10% территории. А на Дальнем Востоке - только 0,5% территории. Затраты на создание инфраструктуры, как правило, очень велики. Например, 1 км современной автомобильной магистрали стоит около 1 млн долл. Но экономить на этих затратах нельзя, так как это в результате приводит к гораздо большим потерям.

В России развитию инфраструктурного комплекса долгое время не уделялось должного внимания. Вопреки мировой практике он считался второстепенным подразделением хозяйства. Поэтому его доля в экономике России намного ниже, чем в развитых странах мира (табл. 33), а в самом комплексе накопилось много сложных проблем.


Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: 1) коммуникационную систему (транспорт и связь), которую часто называют производственной инфраструктурой; 2) сферу обслуживания (торговля, общественное питание, культура, искусство, наука, образование и пр.), именуемую социальной инфраструктурой

Коммуникационная система охватывает транспорт и связь. Ее главная задача - перемещение в пространстве людей, информации , энергии и различных грузов.

Транспорт. Все виды транспорта делятся на две группы. Те из них, которые могут перевозить и различные грузы, и людей, называются универсальными. Специализированные виды транспорта перемещают лишь определенные грузы (нефть, газ, электроэнергию). (Приведите примеры универсальных и специализированных видов транспорта.)

Основная задача транспорта - надежно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны. Какой-либо один вид транспорта решить эту задачу не может. Поэтому все виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя транспортную систему.

Транспортная система - совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т. е. пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.

В России несколько сотен транспортных узлов разных типов (рис. 60). Крупнейший из них - Москва.

Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в работе транспорта. Работа транспорта оценивается несколькими показателями: 1) количеством перевезенных грузов (млн т) и пассажиров (млн чел.); 2) грузо- и пассажи- рооборотом (табл. 34, 35).

Грузооборот (т км) - произведение количества перевезенного груза (т) на дальность его перевозки (км).

Пассажирооборот рассчитывается аналогично для числа перевезенных пассажиров.

При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.

? Подумайте, как влияют природные условия на работу различных видов транспорта.

Себестоимость перевозок по отдельным видам транспорта очень сильно различается. Грузы дешевле всего перевозить морем. Но скорость этих перевозок невысока (25-35 км/ч).

Второй по экономичности транспорт - железнодорожный. Он всего на 30% дороже морского, но примерно в 2 раза быстрее.

Автомобильные перевозки почти в 15 раз дороже морских и в 10 раз - железнодорожных.

Самый дорогой, но и самый быстрый вид транспорта - авиационный .

Наиболее дешевый вид пассажирских перевозок - автобусами.

Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства. (Подтвердите это примерами по картам атласа.) Населенные пункты тяготеют к транспортным путям ради экономии времени. Затраты рабочего и личного времени у людей, живущих вблизи магистралей, намного ниже, чем в удаленных от них поселениях. (Почему? Приведите примеры.) Перемещение грузов по транспортным магистралям изменяет их стоимость. Величина транспортных затрат в общей стоимости продукции влияет на размещение предприятий (табл. 36).


Вопросы и задания


1. Какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса?
2. Какова роль транспорта в экономике России?
3. Какие виды транспорта образуют транспортную систему?


Внимание! Проблема!

Практически все звенья российской инфраструктуры сейчас находятся в глубоком кризисе.

Почти 1/3 железных и 1/6 автомобильных дорог нуждаются в серьезном ремонте. Плохие дороги резко снижают скорость движения автомобилей и поездов, увеличивают расход топлива.

Ежегодные потери из-за плохих дорог оцениваются примерно в 120 млрд рублей. Нуждаются в модернизации все морские порты. Снижается число аэродромов. Остро нуждается в жилье почти 1/3 населения страны. Во многих российских городах и поселках городского типа нет водопровода и канализации, 50% сельских населенных пунктов не имеют ни одного стационарного телефона. Износ водопроводов составляет 40%, а тепловых сетей - 60%.

Изношенная инфраструктура не только снижает эффективность всего хозяйства, но и создает угрозу для жизни населения. Быстро реконструировать инфраструктурный комплекс невозможно, поскольку отдельные его элементы довольно дорогостоящи.

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Посмотрев данный видеоурок, пользователи смогут получить представление о теме «Инфраструктурный комплекс: состав, значение. Виды транспорта». В ходе занятия вы сможете узнать, что входит в состав инфраструктурного комплекса, что представляет собой инфраструктура и ее состав. Также учитель расскажет об основных видах транспорта.

Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий или жизни населения. Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих разнообразные услуги. В городе инфраструктурный комплекс развит лучше, чем в сельской местности. Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему , в которую входят транспорт, связь, а также сферу обслуживания, в которую входят: торговля и питание (магазины, кафе, столовые), бытовое обслуживание (ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, бани), ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство - предоставление жилья, с его благоустройством), культура и искусство (концертные, выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение), наука и образование (высшие учебные заведения, школы), здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорткомплексы, стадионы), социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, детских домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и страхования), финансово-кредитная сфера (банки, страховые и финансовые организации, инвестиционные фонды), государственное управление (оборона, охрана правопорядка).

Услуги. Их виды

Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги.

По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питания и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение) (рис. 1). По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные иногда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).

Характер услуг Виды услуг
Материальные Материализуемые в предметах своего воздействия Торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание
Нематериализуемые в предметах своего воздействия Транспорт и связь
Нематериальные Необходимые Образование, культура, здравоохранение, физическая культура
Вынужденно необходимые Государственное управление, оборона, охрана общественного порядка

Рис. 1. Классификация услуг по их характеру и видам

Услуги обеспечивают нормальную работу сельского хозяйства, промышлености и других звеньев экономики, обеспечивая качественный уровень жизни людей.

Транспорт. Транспортная система

Основная задача транспорта - обеспечить надёжную связь между отраслями хозяйства, регионами государства, а также между Россией и другими странами. Для этого существуют разные виды транспорта, между собой они должны быть взаимосвязаны, образуя транспортную систему. Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединённых транспортными узлами.

Крупными транспортными узлами являются Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Нижний Новгород и другие города (рис. 2).

Рис. 2. Крупные транспортные узлы России

Выделяют несколько видов транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный , а также особый вид транспорта - трубопроводный . Единая транспортная система России - это около 160 000 км железнодорожных путей, 680 000 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 100 000 км внутренних водных путей и более 210 000 км трубопроводов. В это отрасли занято около 4,5 млн человек. Работа транспорта оценивается такими показателями как грузооборот и пассажирооборот .

Ведущее место по грузообороту принадлежит водному и трубопроводному транспорту, который транспортирует большие объёмы грузов на дальние расстояния. По объёму перевозимых грузов выделяются железнодорожный, трубопроводный, а также автомобильный транспорт. Быстро растёт удельный вес автомобильного транспорта.

В пассажирообороте его удельный вес приближается к 60%, а в объёме перевозки пассажиров он преобладает (около 90%).

Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

  • Себестоимость (складывается из стоимости транспортных средства, транспортного пути и стоимости погрузочно-разгрузочных станций). Самый дорогой вид транспорта авиационный, а самый дешевый - морской.
  • Скорость перевозок . Самый быстрый - авиационный транспорт, самый медленный - морской и речной.
  • Надежность
  • Комфортность
  • Влияние природных условий . Этот фактор характерен для авиационного, морского и речного видов транспорта.

Список литературы

  1. В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России: население и хозяйство, 9 класс.
  2. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России: хозяйство и географические районы, 9 класс.
  1. Рейтинг субъектов РФ по обеспеченности спортивной инфраструктурой ( ).
  2. Рейтинг российских регионов по качеству жизни ().
  3. Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта ().


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: