Инфраструктурный комплекс. В чём отличие производственной и непроизводственной сфер комплекса? Он предоставляет уникальные возможности дешевой, надежной и конфиденциальной глобальной связи по всему миру

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Вариант 1

б) химчистка;

г) детский сад;

д) оператор мобильной связи.

а) железнодорожный;

б) автомобильный;

в) воздушный;

г) трубопроводный;

д) речной.

а) Обский;

б) Волго-Камский;

в) Ленский;

г) Енисейский.

а) бытовому обслуживанию;

б) социальному обеспечению;

в) рекреационному хозяйству;

г) жилищному хозяйству.

а) Южносибирская магистраль;

г) Транссибирская магистраль;

д) Москва – Санкт-Петербург.

Выберите верные высказывания:


а) Волгоград;

б) Москва;

в) Якутск;

г) Екатеринбург;

д) Казань;

д) Челябинск;

е) Ростов-на-Дону;

ж) Красноярск.

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Вариант 2

а) коммуникацией;

б) инфраструктурой;

в) транспортным узлом;

г) социальным обеспечением.

б) культуру;

в) транспорт;


в) технополисами;

5. Что такое грузооборот?

а) вид упаковки грузов;


  • В XIX веке почтовые учреждения были переданы в ведение министерства внутренних дел. Основная функция почт состояла в пересылке простых и заказных писем, открыток (введенных в 1872 г.) и бандеролей. Деньги, в том числе медные, серебряные и золотые монеты, в небольшом количестве можно было пересылать в специальных пакетах и кожаных мешочках. Они, как и ценные посылки, страховались.
  • Телефон впервые появился в России в 1880 г. Первоначально правительство планировало установить государственную монополию на устройство телефонной связи. Однако из-за высокой стоимости строительства и эксплуатации телефонных станций к их созданию стали привлекать частный капитал. Согласно заключенным контрактам телефонные станции и линии, построенные за счет частных компаний, через 20 лет эксплуатации переходили в государственную собственность.
  • Первая телеграфная линия появилась в России в 1835 г. Она соединила Санкт-Петербург с Кронштадтом и предназначалась для нужд военного ведомства Через четыре года завершилось строительство второй линии, которая соединила северную столицу с Варшавой. С середины 50-х годов там, где строились железные дороги, германская фирма "Сименс" прокладывала телеграф, оборудованный новой электромагнитной техникой.
  • К началу XX века протяженность государственных телеграфных линий составила 127 тыс. верст. К тому времени были проложены подводные телеграфные кабели, связывающие Россию с Данией и Швецией Российские телеграфные линии были соединены с телеграфными линиями Китая и Японии. Если в 1897 г. было отправлено 14 млн. внутренних телеграмм, то в 1912 г уже свыше 36 млн.

Урок географии в 9-м классе по теме "Инфраструктурный комплекс"

а) молоко, мясо, хлеб;

б) уголь, лес, зерно;

в) кондитерские изделия;


7. Выберите верные высказывания:


а) об автомобильном;

б) речном;

в) гужевом;

г) железнодорожном;

Смотрите также:
Инфраструктурный комплекс

Информация о проектах Группы

Урок географии в 9-м классе по теме "Инфраструктурный комплекс" Учитель Сорокина Т.И. МБОУ «Гимназия №3» г Брянска

Цели урока:

познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;продолжить работу со схемами, таблицами;развивать речь учащихся, географическое мышление.Оборудование урока: Проектор, презентации, карта.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

– Какой комплекс мы с вами изучали? (АПК) –

Сколько звеньев выделяют в составе АПК? У доски (три основных звена)Дома вы готовили параграф “Пищевая и легкая промышленность”. тест из 8 вопросов в каждом варианте(письменно).

У доски Верно ли утверждение:

— Отрасли пищевой промышленности по характеру используемого сырья делятся на 3 группы.– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе.– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя. – География отраслей 1 группы зависит не только от наличия сырья в тех или иных районах, но и от размеров сырьевой базы.

– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.

Владимирская и Костромская область – лидеры по производству льняных тканей.

Наиболее благоприятные для с.х территории юга страны специализируются на выращивании льна, ржи, овса.

— Значительное падение производства в обувной, шелковой промышленности

Из пшеницы получают манную крупу.

— к техническим культурам относят гречиху, просо, кукурузу.

— картофель,кукуруза,сах свекла-технические культуры.

— В районах севера занимаются разведнеим пантового оленеводства.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным.

Постановка цели: Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся сами в ходе урока определить проблемы в различных отраслях инфраструктурного комплекса.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Объяснение нового материала. Приложение 1. (Путеводитель)1.Понятие инфраструктура из набора слов? (Инфра- — (infra-) приставка, обозначающая величину, большую по сравнению с какой-либо другой величиной).

2Инфраструктура-совокупность зданий соооружений, Систем и служб необходимых для нормального функционирования и обеспечения жизни населения и хоз-ва страны.

Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 11).

3.Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части.(Записать в тетрадь).Учебник стр98 рис 56.,стр 121 т 24

Коммуникационная система

Транспорт и связь

Состав инфраструктурного комплекса

Сфера обслуживания

Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)

Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)

Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)

Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)

Наука и образование (ВУЗы, школы)

Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)

Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)

Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)

Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.

– Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите: Какую продукцию производит инфраструктурный комплексПродукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги.

Значение комплекса в определении услуги и комплекса.Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов

– Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

В состав инфраструктурного комплекса не входит: А. туристско-экскурсионная

.(слайд 12)Работа с таблицей в тетради

Виды услуг-услуга

Материальная и нематериальная(транспорт, связь, образованеиЖКХ,спорт,госуд управление),торговля.

постоянно и всем

Нужные периодически, большинству

Нужные изредка и немногим

Я учитель. Моя профессия относится к сфере образования. Значит моя услуга нематериальная, необходимая, по периодичности – постоянная, по широте круга потребителей– нужная немногим.

ВЫВОД: Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, которые производят разнообразные услуги, а не товары.

Вопрос: А все ли отрасли инфраструктурного комплекса относятся к непроизводственной сфере?

Транспорт, торговля и общественное питание относятся к производственной сфере, а почему?

Ответ: Они оказывают производственные услуги, т.е. услуги, обеспечивающие процесс производства.

Каково же значение этого комплекса? В определении комплекса

При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

– Как вы думаете, Центральная Россия или Дальний Восток имеет наиболее развитую инфраструктуру и почему? (Центр. Россия – 10% территории, Дальний Восток – 0,5% территории заняты инфраструктурой). Доля инфраст комплекса в экономике диаграмма

Как и у любого другого, у инфраструктурного комплекса есть свои проблемы Рыженко А

Деловая игра. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, создадим экспертные группы по 4 человека, которые проанализируют состояние соответствующей отрасли в микрорайоне и кто-то из группы доложит нам кратко, как обстоят дела в этой отрасли, какие проблемы и как их решить.

У вас на столах есть листочки, в которых написано, какую отрасль вы будете представлять. На обсуждение даю 2 минуты.

Выступление групп.

1 группа– транспортКакие виды транспорта есть в микрорайоне?

Как вы оцениваете работу городского транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?Что мешает эффективной работе транспорта (дороги, нехватка автобусов в “часы пик” или другое)?Как улучшить работу транспорта?2 группа – Бытовое обслуживаниеЕсть ли в микрорайоне ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка? Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?Как решить проблемы?3 группа – Розничная торговля и общественное питаниеЕсть ли в микрорайоне магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?Есть ли кафе? Нужны ли они?Как решить проблему?4 группа –Медицинское обслуживаниеЕсть ли в микрорайоне поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их? Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают? В чем проблемы? Как их решить?5 группа – Образование и культура.Есть ли в микрорайоне школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки? Достаточно ли их? Удобно ли они расположены? Есть ли проблемы? Как их решить?Закрепление.

В России развитию инфраструктурного комплекса долгое время не уделялось должного внимания. Поэтому его доля в экономике России намного ниже, чем в развитых странах мира

5. Закрепление изученного. Перечень видов учреждений: школа, детский сад, ясли, аптека, поликлиника, спорткомплекс, стадион, театр, кинотеатр, концертный зал, магазин, почта, банк, мастерские (разные), рынок и др.

2.Прямой линией подчеркните учреждения, услугами которых пользуетесь вы, волнистой – старшие в семье.

Рефлексия. Что нового вы узнали Что было сложным на уроке? Как оцените свое участие в рботе.

Дом задание 18 п1. П 22 п1.. Эссе «Услуги в жизни моей семьи» Сообщения ж/д транспорт

Автомобильный транспорт. Трубопроводный

Приложение 1

17. 11. 2015. Путеводитель по теме.

1.Тема?___________________________________

2. Цель?________________________________

3 Составить определение понятия инфраструктура ————— (здания, службы, системы, необходимость жизни людей, хозяйство страны)

4. Состав комплекса (записать в тетрадь)

5 Найдите сосответствие: виды услуг — услуга

Связь материальная

Образование нематериальная

Торговля

Транспорт

Государственное управление

6 Заполнить таблицу:

Виды услуг по характеру использования

Услуги нужные постоянно и всем

Услуги нужные периодически большинству

Нужные изредка и немногим

7. Работа групп 1 группа– Транспорт Какие виды транспорта есть в микрорайоне?

Как вы оцениваете работу городского транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?Что мешает эффективной работе транспорта (доро…

— План характеристики Экономико-географического района география 9 класс
— Конспект урока по географии для 9 класса коррекционной школы VIII вида
— Урок 9 классе на тему "Животноводство"
— Урок по географии на тему "Цветная металлургия Казахстана" (9 класс)
Практическая работа по географии. 9 класс. Химическая промышленность
— Разработка урока "Этнический и религиозный состав населения России" (9 класс)
Открытый урок по географии 9 класс
— Конспект урока по географии в 9 классее "Северо-Западный район. Факторы формирования. Природа Северо-Запада.
— Сабақ жоспары "Агроөнеркәсіптік кешен" 9 сынып
— Урок по географии по теме "Германия" (9 класс)

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Вариант 1

1. В состав инфраструктурного комплекса не входит:

а) туристско-экскурсионное бюро;

б) химчистка;

в) тепличное цветоводческое хозяйство;

г) детский сад;

д) оператор мобильной связи.
2. Выберите, какие из услуг относятся к материальным:

3. Наибольший грузооборот имеют виды транспорта (выберите 2 правильных ответа):

а) железнодорожный;

б) автомобильный;

в) воздушный;

г) трубопроводный;

д) речной.

4. Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной из них:

а) Обский;

б) Волго-Камский;

в) Ленский;

г) Енисейский.
5. Санатории и туристические базы относятся к:

а) бытовому обслуживанию;

б) социальному обеспечению;

в) рекреационному хозяйству;

г) жилищному хозяйству.
6. Назовите главную железную дорогу России:

а) Южносибирская магистраль;

б) Екатеринбург – Тюмень – Омск;

в) Байкало-Амурская магистраль;

г) Транссибирская магистраль;

д) Москва – Санкт-Петербург.

7. Выберите верные высказывания:

а) Участок магистрали Москва – Ростов имеет хорошее дорожное покрытие и является платным.

б) По мере развития наиболее дешевого вида транспорта остальные виды отомрут.

в) Большая часть рекреационных учреждений размещена в азиатской части страны.

г) Ситуация с обеспечением жильем своих граждан в России хуже, чем во многих странах нового зарубежья.
8. Среди перечисленных речных портов укажите 2 ошибочных:

а) Волгоград;

б) Москва;

в) Якутск;

г) Екатеринбург;

д) Казань;

д) Челябинск;

е) Ростов-на-Дону;

ж) Красноярск.

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Вариант 2

1. Совокупность сооружений, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы населения и отраслей экономики, называется:

а) коммуникацией;

б) инфраструктурой;

в) транспортным узлом;

г) социальным обеспечением.

2. Коммуникационная система включает:

б) культуру;

в) транспорт;

г) государственное управление.
3. Особые территориальные образования, объединяющие научные центры с наукоемкими предприятиями промышленности, называются:

а) образованием; г) рекреацией;

б) научными учреждениями; д) научными кафедрами.

Инфраструктурный комплекс состав, значение. Виды транспорта

в) технополисами;

4. В России всего более 40 портов, из них 11 – относительно крупных. Распределите порты по морским бассейнам.

5. Что такое грузооборот?

а) вид упаковки грузов;

б) замкнутая схема организации перевозок;

в) произведение количества перевезенных грузов на среднее расстояние перевозок;

г) масса перевезенных грузов.
6. Какие грузы экономичнее перевозить речным транспортом?

а) молоко, мясо, хлеб;

б) уголь, лес, зерно;

в) кондитерские изделия;

г) продукцию легкой промышленности.
7. Выберите верные высказывания:

а) Соловецкий монастырь относится к рекреационным районам культурно-исторического направления.

б) Доля автомобильного транспорта с дизельными двигателями в России в последнее время уменьшается.

в) Северный морской путь имеет огромное значение для районов Крайнего Севера России. Для иностранных судов он закрыт.

г) Россия занимает 11-е место в мире по числу пользователей мировой компьютерной сетью Интернет.
8. Этот вид транспорта обладает большой маневренностью и скоростью движения. Он осуществляет дальние перевозки в северных и восточных, а также горных районах страны. Один из самых дорогих по себестоимости перевозок. Загрязнитель окружающей среды. О каком виде транспорта идет речь?

а) об автомобильном;

б) речном;

в) гужевом;

г) железнодорожном;

Смотрите также:
Инфраструктурный комплекс

Заместитель министра экономического развития Астраханской области

Оздоровительный комплекс «Белино» Расположение: Оздоровительный комплекс

Зерноочистительно-сушильный комплекс зск-30Ш

Решение поставленных задач базируется на всесторонней комплексной оценке территории, в ходе которой выявляется и оценивается природно-ресурсный, экономический, транспортный, инфраструктурный потенциалы, устанавливаются присущие территории особенности

Информация о проектах Группы

Методики оздоровительных мероприятий в летний период

Комплекс отдыха Stanny court Стэнни Коурт полностью готовый и мебелированный комплекс расположенный в 200 м от пляжа возле нового Аквапарка в красивом морском городе Несебр

Болгария лето 2013 Детский и молодежный отдых детский оздоровительный центр serdika-kids отель «бор» Курортный комплекс «Св св. Константин и Елена»

Урок №8. «Машиностроительный комплекс. Состав и производственные связи»

Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен

О. и быльченко Учебн о-методический комплекс по дисциплине «История» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону 2012 Учебно-методический комплекс

Что называется инфраструктурным комплексом? Что называется инфраструктурным комплексом?

Состав и значение инфраструктурного комплекса

  • Какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса?

  • В чём отличие производственной и непроизводственной сфер комплекса?

  • К какой сфере комплекса можно отнести тему нашего урока?

    • В старину в России связь между столицей и периферийными городами, а также между войсками, участвовавшими в боевых действиях, осуществлялась с помощью специальных гонцов-всадников.

    • Этот способ усовершенствовали татары, создав на дорогах на расстоянии 30 — 40 км. специальные станции ("ямы"), где ямщики могли отдохнуть и поменять лошадей. В XVII веке Москва была соединена такими "ямами" с Новгородом, Псковом, Смоленском, Архангельском и Нижним Новгородом.

    • Первая регулярная почта для пересылки государственных бумаг и писем торговых людей была учреждена в 1666 г. При Петре I были установлены максимальные сроки (нормы) доставки корреспонденции.

    • При Екатерине II была введена своеобразная такса на письма и посылки в зависимости от веса и расстояния их перевозки.

    • В XIX веке почтовые учреждения были переданы в ведение министерства внутренних дел. Основная функция почт состояла в пересылке простых и заказных писем, открыток (введенных в 1872 г.) и бандеролей. Деньги, в том числе медные, серебряные и золотые монеты, в небольшом количестве можно было пересылать в специальных пакетах и кожаных мешочках. Они, как и ценные посылки, страховались.

    • С 1897 г. стали принимать почтовые, а затем и телеграфные денежные переводы. Почта брала на себя также доставку периодической печати, взимая за это, в зависимости от частоты издания газет или журналов, от б до 18% общей стоимости подписки.

      Телефон впервые появился в России в 1880 г. Первоначально правительство планировало установить государственную монополию на устройство телефонной связи. Однако из-за высокой стоимости строительства и эксплуатации телефонных станций к их созданию стали привлекать частный капитал. Согласно заключенным контрактам телефонные станции и линии, построенные за счет частных компаний, через 20 лет эксплуатации переходили в государственную собственность.

    • К началу XX века в России действовало 77 государственных и 11 частных телефонных станций. Плата за пользование телефоном в государственном секторе была в два раза ниже, чем в частном. Всего в 1913 г. в российских городах было установлено 300 тыс. телефонных аппаратов .

    • Основным показателем развития рынка услуг электросвязи общего пользования является — телефонная плотность (ТП), то есть число телефонов на 100 жителей, который прямо коррелируется с показателем ВВП на душу населения.

    • По данным официальной статистики, в конце 90-х годов телефонный парк в России насчитывал более 31 млн. аппаратов, то есть на 100 россиян приходился 21 телефон, в то время как на столько же жителей США и стран Западной Европы — от 60 до 70 телефонов.

    • В России в начале третьего тысячелетия не было телефонизировано 54 тыс. населенных пунктов, насчитывалось б млн. очередников и около 50 млн. потенциальных владельцев телефонов. Тарифы на местную телефонную связь для населения были ниже фактической себестоимости

    • В конце XIX века появилась радиосвязь — беспроволочная передача электрических сигналов на большие расстояния с помощью радиоволн (электромагнитных волн с частотой в диапазоне 105-1012 Гц).

    • Позже появились мощные передатчики и чувствительные приемники, их размеры уменьшались, а параметры улучшались.

    • Существенными достижениями в развитии средств связи явились изобретения фототелеграфа и телевизионной связи. С помощью этих средств связи передаются видеосигналы.

    • Для осуществления телевизионной связи необходимо уже два передатчика: один для звуковых, другой для видеосигналов.

    • Следующим шагом совершенствования телевизионных средств связи было изобретение цветного телевидения.

      Первая телеграфная линия появилась в России в 1835 г. Она соединила Санкт-Петербург с Кронштадтом и предназначалась для нужд военного ведомства Через четыре года завершилось строительство второй линии, которая соединила северную столицу с Варшавой. С середины 50-х годов там, где строились железные дороги, германская фирма "Сименс" прокладывала телеграф, оборудованный новой электромагнитной техникой.

      К началу XX века протяженность государственных телеграфных линий составила 127 тыс. верст. К тому времени были проложены подводные телеграфные кабели, связывающие Россию с Данией и Швецией Российские телеграфные линии были соединены с телеграфными линиями Китая и Японии. Если в 1897 г. было отправлено 14 млн. внутренних телеграмм, то в 1912 г уже свыше 36 млн.

    Телеграмма

    • Телеграмма - сообщение, посланное по телеграфу, одному из первых видов связи, использующему электрическую передачу информации. Телеграммы передаются, как правило, по проводам, с использование азбуки Морзе.

    • Телеграммы печатают на бумажной ленте, которую затем наклеивают на лист бумаги с целью удобства чтения.

    • Спутниковая связь - один из видов радиосвязи, основанный на использовании искусственных спутников земли в качестве ретрансляторов. Спутниковая связь осуществляется между земными станциями, которые могут быть как стационарными, так и подвижными.

    • Абоненты сети в регионах получат по спутниковому каналу связи

    • следующие услуги:

    • факс, телефон, Интернет, радио и телепрограммы.

    • Основная особенность электронной почты:

    • информация отправляется получателю не напрямую, а через промежуточное звено - электронный почтовый ящик, который представляет собой место на сервере, где сообщение хранится, пока его не запросит получатель.

    Сотовый телефон

    • Сотовый телефон - мобильное коммуникационное устройство, использующее комбинацию радиопередачи и традиционной телефонной коммутации для осуществления телефонной связи на территории (зоны покрытия), состоящей из «сот», окружающих базовые станции сотовой сети.

    • В настоящее время сотовая связь - самая распространённая из всех видов мобильной связи, поэтому обычно мобильным телефоном называют сотовый телефон, хотя мобильными телефонами помимо сотовых являются также радиотелефоны, спутниковые телефоны и аппараты транкинговой связи.

    • Проникновение сотовой связи в России составило 87%, а в Москве и Санкт-Петербурге уже достигло рубеж в 100%.

    • В мире существует более 130 миллионов компьютеров и более 80 % из них объединены в различные информационно-вычислительные сети от малых локальных сетей в офисах до глобальных сетей типа Internet.

    • Internet — глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир.

    • Он предоставляет уникальные возможности дешевой, надежной и конфиденциальной глобальной связи по всему миру.

    • Число россиян, имеющих в своем распоряжении мобильные телефоны, выросло с 40% в середине 2005 года до 52% в текущем.

    • Телефонной связью дома пользуется уже более половины россиян — 55% (за год таковых стало больше на один процент).

    • По сведениям социологов, растет и число россиян, которые имеют в дома компьютер — теперь он есть у 20% респондентов (15% год назад).

    • Как показало исследование, сейчас 19% россиян (против 17% год назад) пользуются персональным компьютером ежедневно или несколько раз в неделю дома, на работе и в других местах, 5% — примерно один раз в неделю (3%), никогда не пользуются компьютером — 73% (в прошлом году — 76%).

    Разместите кнопку на своём сайте:
    rpp.nashaucheba.ru
    rpp.nashaucheba.ru

    Гуманитарные науки / Экономическая география / 11.7. Инфраструктурный комплекс

    Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги, это особый вид продукции, которая потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности. Данный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему и сферу обслуживания.

    Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная задача которых перемещение в пространстве информации, энергии, людей, разнообразных веществ. Транспорт образно называют кровеносной системой экономики. Все виды транспорта взаимодействуя, образуют транспортную систему совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами и пассажирами. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.

    Железнодорожный транспорт ведущий в транспортной системе России (протяженность 150 тыс. км). Главная задача железных дорог обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с ее восточными районами. Следует отметить, что темпы строительства железных дорог резко отстают от темпов развития народного хозяйства. Поэтому важнейшие транспортные магистрали перегружены. Основные черты географии российских дорог определились еще в дореволюционный период. В европейской части их конфигурация напоминает колесо, центр которого Москва, от которой отходят "спицы" радиусы, пересекающиеся кольцевыми дорогами.

    На восток от европейского "колеса" протянулись широтные магистрали, и чем восточнее, тем их меньше. Это создает серьезные проблемы, так как особенно быстро возрастают перевозки между Сибирью, Уралом и европейской Россией. Поэтому важнейшей задачей стала необходимость строительства новых железных дорог на востоке России. Уже построена, но слабо используется Байкало-Амурская магистраль. Начато строительство Амуро-Якутской магистрали. В отдаленной перспективе возможно продолжение на восток Печорской магистрали (Салехард – Воркута Коноша), которая объединила бы территории европейского Севера. Особым направлением является создание высокоскоростных железнодорожных магистралей, первая из которых между Москвой и Санкт-Петербургом.

    Автомобильный транспорт один из самых дорогих в стране, с протяженность около 949 тыс. км. Но он обладает большой маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы непосредственно потребит елям и осуществлять перевозки в местах, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта. География автомобильных дорог (из них только 73 % с твердым покрытием) сходна с географией железнодорожных магистралей.

    Инфраструктурный комплекс

    В восточных районах число дорог резко снижается, и до сих пор нет автомобильной дороги, пересекающей всю Россию с востока на запад.

    Развитие автомобильного транспорта России идет по нескольким направлениям: прокладываются новые магистрали, создаются дороги в сельской местности, совершенствуются выпускаемые модели автомобилей и автобусов, а также повышается доля автомобилей с дизельными двигателями, снижающими расход топлива, по сравнению с бензиновыми, на 30 %.

    Морской транспорт имеет важное значение благодаря географическому положению России. Морской транспорт имеет сложное хозяйство: флот, порты, судоремонтные заводы.

    Большая часть судов России физически устарела (более 10 лет эксплуатации), поэтому эти суда не могут заходить в иностранные порты. Флоту недостает многих типов судов: газо- и лихтеровозов, мало рефрижераторов и паромов. В России имеется 39 портов различной величины, но относительно крупных среди них только 11, что недопустимо мало, и к тому же 60 % портов мелководны и не могут принимать большие суда.

    Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского побережья, второе портам Балтийского бассейна. Через порты Черного моря, в основном, ведется экспорт нефти, а по морям Северного бассейна проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение в освоении и снабжении районов Крайнего Севера.

    Речной транспорт играет решающую роль в тех районах, где протекают многоводные реки, а строительство дорог для сухопутного транспорта требует больших средств и времени. Протяженность внутренних водных судоходных путей более 85 тыс. км. Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной из них Волго-Камский, являющийся стержнем Единой глубоководной системы европейской части России. При нормальном функционировании водный транспорт не очень сильно загрязняет окружающую среду. Значительную часть расстояния суда проходят в режиме постоянной скорости, при котором вырабатывается минимум токсичных веществ.

    Авиационный транспорт единственный, охватывающий перевозками почти все районы страны, но относительный объем перевозимых грузов невелик. Главная специализация воздушного транспорта перевозка на дальние расстояния пассажиров. Авиационный транспорт загрязняет атмосферу в значительной степени, например, за один час реактивный самолет сжигает около 15 т топлива, потребляя при этом 625 т воздуха и выбрасывая 66 т продуктов горения, сохраняющихся в атмосфере 2 года.

    Трубопроводный транспорт по величине выполняемой работы уже превзошел железнодорожный. Строительство трубопроводов в 3-5 раз дешевле и осуществляется

    быстрее, чем железных дорог. В перспективе по трубопроводам, кроме нефти и газа, будут транспортироваться с помощью воды в измельченном виде и твердые материалы (уголь, руда). На сегодняшний день протяженность магистральных трубопроводов более 212 тыс. км.

    Связь . Основная задача этого звена коммуникационной системы передача разнообразной информации, объем и роль которой в современный период возрастают. Из-за несоответствия уровня развития российской системы связи Россия практически выпадает из глобальной системы связи. В городах телефонами обеспечено лишь 30 %, а на селе только 10 % семей. Несколько лучше положение с радиофикацией населения. Наиболее благоприятное подразделение телевидение, с помощью которого телевизионным вещанием охвачено 96 % населения страны. Но в области многоканального и спутникового телевидения Россия отстает от стран Запада.

    Сфера обслуживания имеет сложный характер. Важная роль в ней принадлежитрекреационному хозяйству . Разнообразие рельефа, климата и природных зон, рек и озер России создает благоприятные условия для удовлетворения самых разнообразных запросов. В России насчитывается более 7,5 тыс. учреждений отдыха, десятки тысяч культурно-исторических памятников, тысячи источников минеральных вод и лечебных грязей. В стране сформировались крупные санаторно-курортные и рекреационные районы. Среди них выделяют районы, образовавшиеся: 1) на основе природных ресурсов и условий; 2) вокруг крупных городов; 3) районы ценных и культурных исторических объектов. 4) районы давнего пользования Минеральные воды, Сочи и другие.

    Реферат: Инфраструктурный комплекс Чувашии

    Введение

    1 Факторы и условия региональных различий социальной инфраструктуры

    2 Транспорт – отрасль ифраструктурного комплекса

    3 Ифраструктура региона Чувашия.

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйствава, производящие разнообразные услуги.

    Услуги - это особый вид продукции, которая потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности.

    Инфраструктурный комплекс, включает в себя коммуникационные услуги (услуги транспорта и связи) и сферу услуг (бытовые услуги, здравоохранение, учреждения культуры, жилищно-коммунальные услуги, услуги банков, страховых агентств, юридических организаций, сфера спорта и курортно-оздоровительный комплекс). Услуги можно подразделить на материальные (торговля, жил-ком, бытовое обслуживание, транспорт и связь и т.д.) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение, государственное управление, оборона, охрана правопорядка и т.д.)

    1. Факторы и условия региональных различий социальной инфраструктуры

    В оценке социокультурного развития регионов страны одно из важнейших мест занимает уровень развития социальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура призвана создать благоприятные условия для проживания людей, обеспечить удовлетворение материальных и духовных потребностей населения. От этого зависит комфортность проживания людей, привлекательность региона для проживания и вложения инвестиций, миграционные потоки.

    Одна из задач органов государственной и муниципальной власти, несомненно, является выравнивание уровня жизни населения в разных районах. Хотя эта проблема осознается и учитывается в социальной политике, тем не менее, принимаемые решения далеко не всегда эффективны. В тени этой проблемы остается другая, еще более важная: сбалансированность промышленного развития и степень урегулированности социальных проблем, прежде всего развития социальной инфраструктуры.

    Противоречивость и дисбаланс экономического и социального развития, развитие социальной инфраструктуры крупных промышленных центров в нашей стране наблюдались всегда и по инерции продолжаются в новых экономических условиях, хотя и созданы рыночные предпосылки для его преодоления. Развитие социальной сферы – образования, учреждений культуры, здравоохранения, бытового обслуживания – приоритетная задача деятельности органов власти. Изучение реального состояния социальной инфраструктуры является необходимым условием принятия обоснованных решений по управлению социальной сферой, сферой жизнедеятельности человека – основной цели социально ориентированного государства. Несбалансированность экономического и социального развития хорошо видна на примере Свердловской области, что подтверждается статистикой и общественным мнением. Достаточно отметить высокие (недоступные для многих горожан) цены на жилье, резкое сокращение объектов социальной инфраструктуры, состояние образования, учреждений культуры и здравоохранения. Это особенно отчетливо прослеживается в крупных городах, прежде всего тех, в которые ранее было размещено большое количество промышленных предприятий оборонного комплекса.

    Особенностью региона является также занятость значительной части населения на предприятиях, а также наличие большого числа городов с градообразующими промышленными предприятиями. Представляется, что в нашей стране существует несколько регионов подобного типа, где сосредоточено большое количество промышленных предприятий, но при этом социальная сфера отстает. Резкий контраст в социальном развитии наблюдается, например, при сравнивании промышленно развитой Свердловской области и преимущественно сельскохозяйственной Курганской области, сравнения богатой минеральными ресурсами Тюменской области и социальной инфраструктурой ее городов, в которых проживают работники добывающих предприятий. Отсюда следует, что промышленный потенциал и соответствующий ему уровень развития социальной инфраструктуры можно рассматривать в качестве основания для типологии областей страны при сравнении социокультурного развития или социокультурных портретов регионов.

    Оценка населением деятельности администрации по развитию социальной инфраструктуры муниципального образования, оценка изменений, происходящих в том или ином населенном пункте может служить одним из показателей социальной эффективности деятельности местных органов власти.

    Анализ общественного мнения в муниципальных образованиях – городах, в которых проводились наши исследования, дает возможность сравнивать оценки населения деятельности органов муниципального управления. В каждом муниципальном образовании имеются свои особенные проблемы.

    Несмотря на схожесть этих городов, конкретные условия и социально-экономическое положение населения заметно различаются. Безусловно, сказывается, прежде всего, то обстоятельство, что эти города имеют градообразующие предприятия, которые исторически всегда влияли на развитие социальной инфраструктуры города. О наиболее острых социальных проблемах населения можно судить по результатам опросов общественного мнения, которые постоянно проводятся.

    Проведенное нами социологическое исследование (2007 г., опрошено 4 000 человек) показало, что наиболее востребованными населением являются спортивные и тренажерные залы (16 % опрошенных), бани и сауны (12,6 %) химчистки и прачечная (9,9 % опрошенных жителей), мастерские по индивидуальному пошиву одежды, пункты проката и парикмахерские.

    Таким образом, состояние социальной инфраструктуры выступает важнейшей характеристикой социокультурного развития регионов страны. Особенно остро стоит проблема сбалансированного, гармоничного и комплексного развития экономики и социальной сферы в каждом регионе.

    2. Транспорт – отрасль ифраструктурного комплекса

    Успешное развитие России, наряду с прочими условиями, требует хорошо развитой и организованной системы транспорта. Транспорт – “кровеносная система экономики” страны, оказывающая влияние на размещение производительных сил. Транспорт связывает воедино все части страны, обеспечивая взаимодействие между экономическими районами и отраслями производства, и является необходимым условием и материальной основой территориального разделения труда. Значит, изучение транспортного комплекса России является актуальной темой в наше время, да и во все времена.

    Транспорт – особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. Транспортный комплекс является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

    Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные же издержки включаются в себестоимость продукции. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукции называют коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем более транспортабельна продукция, а следовательно, более свободно по отношению к потребителю могут размещаться производства. Для разных видов продукции доля транспортных затрат в стоимости различна. Так, в стоимости топлива и строительных материалов она составляет более 50 %, железной руды и лесоматериалов – до 20 %. Полные же транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют 10 % от валового общественного продукта страны. Традиционное представление о необходимости снижения удельных транспортных затрат на современном этапе научно-технической революции подвергается сомнению, так как экономические выгоды территориального разделения труда, широкой и всесторонней специализации производства часто перекрывают увеличение транспортных издержек.

    Значение транспорта как важной составной части экономики Российской Федерации определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках массы исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность. В зависимости от влияния этих составляющих рассчитывается вариант размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов и страны в целом. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, а также важным преимуществом для размещения производительных сил, и дает интеграционный эффект. Транспорт обеспечивает занятость 6,3 % среднегодовой численности всех занятых в экономике.

    Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создает условия для формирования местного, регионального, общегосударственного рынков. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составляющей рыночной инфраструктуры.

    Сравнительно велик удельный вес транспорта в важнейших народно-хозяйственных показателях и в потреблении продукции других отраслей. Так, в валовом продукте на долю транспорта и связи приходится около 4 %, а доля в основных производственных фондах страны составила 20 %. Транспорт ежегодно потребляет 8-10 % электроэнергии, 17 % топлива, 25 % проката, 10 % шиноматериалов, произведенных в России.

    3. Ифраструктура региона Чувашия

    Обращение Президента Чувашской Республики Н. Федорова

    Чувашия – регион Российской Федерации c динамичным развитием экономики, общественной инфраструктуры и социальной сферы. Темпы промышленного производства и роста инвестиций из года в год устойчиво опережают среднероссийские показатели. Предприятия Чувашии обладают конкурентоспособным производством, успешно используют инновационные технологии. Активно внедряются международные стандарты качества как в промышленности, так и в учреждениях образования, здравоохранения, агропромышленном комплексе.

    Чувашия является лидером в России по объемам жилищного строительства в расчете на одного жителя. Республика полностью газифицирована. Планомерно реализуется программа обеспечения населения качественной питьевой водой. Уже в 2008 году все населенные пункты республики будут соединены дорогами с твердым покрытием. Все это обеспечивает комфортное проживание в республике, создает благоприятные условия для развития бизнеса и на селе. В масштабных проектах, реализуемых на территории Чувашии, принимают активное участие Сбербанк, Россельхозбанк, Внешторгбанк, группа Всемирного банка, Райффайзенбанк. При участии Внешторгбанка в республике начата реализация уникального проекта по строительству «Нового города».

    Чувашская Республика зарекомендовала себя на финансовом рынке как надежный и обязательный партнер, о чем свидетельствуют оценки экспертов и доверие Всемирного банка, который выступил гарантом финансовых обязательств республики. При поддержке группы Всемирного банка Чувашия разместила на фондовой бирже свои государственные облигации. Чувашия, по оценкам авторитетных экспертов, занимает первое место в России по качеству государственного управления, отличается высоким качеством финансового управления, прозрачностью бюджета. По исследованию рейтингового агентства Standard & Poor’s в России и СНГ по такому показателю как управление финансами Чувашия в течение пяти лет уверенно входит в десятку лучших. А рейтинговое агентство Moody’s характеризует Чувашию как регион, имеющий очень высокую кредитоспособность.

    Все эти факторы играют важную роль в сотрудничестве Чувашии со странами ближнего и дальнего зарубежья.

    Заключение

    Инфраструктурный комплекс обеспечивает взаимодействие различных частей народного хозяйства и отдельных территорий страны. С его помощью осуществляются и межгосударственные связи. Входящие в нее отрасли подготавливают квалифицированные кадры, обеспечивают полноценный отдых, сокращают потери времени от болезней и тем самым повышают производительность труда в производственной сфере. Социальное влияние комплекса еще более значительно, т.к. он формирует духовный мир человека.

    Услуги предназначены для людей и должны оказываться там, где они живут. Поэтому при организации системы обслуживания учитывается территориальное размещение населения.

    Коммуникационная система РФ включает транспорт и связь, основная задача которых - перемещение в пространстве информации, энергии, людей и веществ.

    Транспорт выполняет задачи: обеспечения устойчивых связей между отдельными отраслями и районами страны, своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйствава и населения в перевозках. С помощью одного вида транспорта эту задачу выполнить трудно, поэтому все виды транспорта взаимодействуют, дополняя друг друга, и образуя транспортную систему.

    Важная роль в сфере обслуживания принадлежит рекреационному хозяйству, включающему сеть специализированных оздоровительных учреждений, баз отдыха, туристические базы. Развитию этой отрасли способствует разнообразие зон отдыха в РФ, здесь насчитывается 7,5 тыс. учреждений отдыха, десятки тыс. культурно-исторических памятников, тысячи источников минеральных вод и т.д. Большая часть учреждений расположена в европейской части страны. Выделяют р-ны, образованные:

    на основе природных ресурсов и условий (климат, благоприятные условия, живописный ландшафт) (Минеральные Воды, Сочи);

    вокруг крупных городов и культурных центров (Москва, С-Петербург);

    вокруг ценных культурно-исторических объектов (Золотое Кольцо, Загорск).

    Но в условиях кризиса новые зоны отдыха практически не создаются, старые ветшают и сильно перегружены, некоторые закрыты из-за межнациональных конфликтов.

    Список литературы

    1. В.Е. Гребцова Экономическая и социальная география России: основы теории и практики: учебное пособие для вузов – Ростов н/Д.: Феникс, 2000

    2. www.isras.ru/abstract_bank/1213170690.pdf «Социальная инфраструктура промышленного региона»

    3. www . eup . ru / Documents /2006-07-04/3 FB 8 A -12. asp Экономическая география: «ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС»

    4. chuv.exportsupport.ru/main?id=353682&xid=353680 Обращение Президента Чувашской Республики Н. Федорова


    Warning : mysqli_query(): MySQL server has gone away in D:\OpenServer\domains\сайт\wp-includes\wp-db.php on line 1924

    Я живу в городе среднего размера. В принципе, у нас есть все, что необходимо для комфортного проживания. Но, конечно же, хочется, чтобы город не стоял на месте, и улучшалась его инфраструктура. А что такое инфраструктура, я вам сейчас и расскажу.

    Инфраструктурный комплекс и его состав

    Слово «инфраструктура» каждый из нас по-любому слышал, но далеко не все понимают, что это такое. Все очень просто, инфраструктурный комплекс - это все сооружения, здания, различные системы и службы, которые необходимы населению для комфортной жизни.

    В каждом городе есть определенная инфраструктура. Разумеется, в сельской местности она будет значительно уступать по уровню развития. Не удивительно, вряд ли вы в деревне увидите, например, крупный торговый центр или гипермаркет.


    Разделить инфраструктурный комплекс можно на две части: коммуникационную систему и сферу обслуживания. С коммуникациями нет ничего сложного. К ним относятся транспорт и связь. А вот сфера обслуживания очень объемная. В нее входят:

    • торговля и питание;
    • бытовое обслуживание;
    • жилищно-коммунальное хозяйство;
    • сфера культуры;
    • образование и здравоохранение;
    • социальный сектор;
    • финансовая сфера;
    • государственное управление.

    Магазины, театры, поликлиники и прочие организации относятся к инфраструктуре города. И, чем больше населенный пункт ими обеспечен, тем лучше развита у него инфраструктура.

    Какие услуги предоставляются населению

    Люди, проживающие в том или ином городе, пользуются благами от различных организаций, входящих в инфраструктурный комплекс, множеством видов услуг. То есть, люди получают не конкретную вещь от них, а деятельность. Услуги можно тоже классифицировать.


    По характеру их предоставления они делятся на материальные и нематериальные. Первым видом услуг людей снабжают торговые предприятия, предприятия общественного питания и бытовых услуг. За обеспечение населения нематериальными услугами отвечает сектор образования, культуры и медицины. Одними из них люди пользуются постоянно, а другие необходимы им только в определенное время.

    Посмотрев данный видеоурок, пользователи смогут получить представление о теме «Инфраструктурный комплекс: состав, значение. Виды транспорта». В ходе занятия вы сможете узнать, что входит в состав инфраструктурного комплекса, что представляет собой инфраструктура и ее состав. Также учитель расскажет об основных видах транспорта.

    Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий или жизни населения. Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих разнообразные услуги. В городе инфраструктурный комплекс развит лучше, чем в сельской местности. Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему , в которую входят транспорт, связь, а также сферу обслуживания, в которую входят: торговля и питание (магазины, кафе, столовые), бытовое обслуживание (ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, бани), ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство - предоставление жилья, с его благоустройством), культура и искусство (концертные, выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение), наука и образование (высшие учебные заведения, школы), здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорткомплексы, стадионы), социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, детских домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и страхования), финансово-кредитная сфера (банки, страховые и финансовые организации, инвестиционные фонды), государственное управление (оборона, охрана правопорядка).

    Услуги. Их виды

    Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги.

    По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питания и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение) (рис. 1). По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные иногда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).

    Характер услуг Виды услуг
    Материальные Материализуемые в предметах своего воздействия Торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание
    Нематериализуемые в предметах своего воздействия Транспорт и связь
    Нематериальные Необходимые Образование, культура, здравоохранение, физическая культура
    Вынужденно необходимые Государственное управление, оборона, охрана общественного порядка

    Рис. 1. Классификация услуг по их характеру и видам

    Услуги обеспечивают нормальную работу сельского хозяйства, промышлености и других звеньев экономики, обеспечивая качественный уровень жизни людей.

    Транспорт. Транспортная система

    Основная задача транспорта - обеспечить надёжную связь между отраслями хозяйства, регионами государства, а также между Россией и другими странами. Для этого существуют разные виды транспорта, между собой они должны быть взаимосвязаны, образуя транспортную систему. Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединённых транспортными узлами.

    Крупными транспортными узлами являются Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Нижний Новгород и другие города (рис. 2).

    Рис. 2. Крупные транспортные узлы России

    Выделяют несколько видов транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный , а также особый вид транспорта - трубопроводный . Единая транспортная система России - это около 160 000 км железнодорожных путей, 680 000 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 100 000 км внутренних водных путей и более 210 000 км трубопроводов. В это отрасли занято около 4,5 млн человек. Работа транспорта оценивается такими показателями как грузооборот и пассажирооборот .

    Ведущее место по грузообороту принадлежит водному и трубопроводному транспорту, который транспортирует большие объёмы грузов на дальние расстояния. По объёму перевозимых грузов выделяются железнодорожный, трубопроводный, а также автомобильный транспорт. Быстро растёт удельный вес автомобильного транспорта.

    В пассажирообороте его удельный вес приближается к 60%, а в объёме перевозки пассажиров он преобладает (около 90%).

    Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

    • Себестоимость (складывается из стоимости транспортных средства, транспортного пути и стоимости погрузочно-разгрузочных станций). Самый дорогой вид транспорта авиационный, а самый дешевый - морской.
    • Скорость перевозок . Самый быстрый - авиационный транспорт, самый медленный - морской и речной.
    • Надежность
    • Комфортность
    • Влияние природных условий . Этот фактор характерен для авиационного, морского и речного видов транспорта.

    Список литературы

    1. В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России: население и хозяйство, 9 класс.
    2. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России: хозяйство и географические районы, 9 класс.
    1. Рейтинг субъектов РФ по обеспеченности спортивной инфраструктурой ( ).
    2. Рейтинг российских регионов по качеству жизни ().
    3. Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта ().

    Объединённые отрасли хозяйства, которые производят разнообразные услуги, составляют инфраструктурный комплекс. Его подразделяют на сферу обслуживания и коммуникационную систему, которая включает в себя связь и транспорт. Последний, в свою очередь, состоит из нескольких видов: трубопроводного, воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного, из которых образуется транспортная система страны.

    Транспорт

    Значение инфраструктурного комплекса трудно переоценить. Виды транспорта соединяются транспортными узлами. Инфраструктурный комплекс в части единой транспортной системы включает в себя 160 тысяч километров железных дорог, 680 тысяч километров дорог с твёрдым покрытием для автомобилей, 100 тысяч километров водных путей внутри страны, более 220 тысяч километров трубопроводов.

    Эта отрасль даёт работу четырём с половиной миллионам человек. Железнодорожный и трубопроводный транспорт лидируют по грузообороту, перемещая огромные объёмы грузов на большие расстояния. Немного отстаёт от них автомобильный транспорт, хотя в пассажирообороте он занимает 60 процентов от общего числа пассажиро-километров, а объём пассажироперевозок составляет 97 процентов.

    Плотность транспортной системы

    Районы России значительно отличаются друг от друга. Если рассматривать развитие транспортной системы, иногда плотность километража путей сообщения на тысячу квадратных километров отличается более чем в десять раз. Например, в среднем по России плотность автомобильных дорог - 28 километров на 1 тыс. кв км, но в Дальневосточном районе она равна пяти на тысячу квадратных километров, а в Центрально-Чернозёмном - 172. Инфраструктурный комплекс России 9 класс может изучать в его транспортной ипостаси, просто открывая карту автомобильных или железных дорог. Сразу видно, где пути гуще.

    Субъекты Федерации, имеющие самую плотную систему автодорог, таковы: Московская, Тульская, Владимирская, Белгородская, Липецкая, Калининградская области, достаточно хорошо она развита и в Северо-Кавказском, Северо-Западном, Поволжском и Волго-Вятском районах. Здесь можно обособить три магистральных направления всей транспортной системы России: восток-запад (широтное), север-юг (центральноевропейское меридиональное - с выездом в Молдову, на Украину и на Кавказ), север-юг (вдоль Волги и около). Инфраструктурный комплекс в сфере транспорта значительно менее развит за Уралом.

    Железная дорога

    Железнодорожный транспорт является в России ведущим, поскольку таковы чисто географические особенности страны. Достоинствами этого транспорта являются высокая грузоподъёмность, небольшая себестоимость и никакой зависимости от погоды. Железные дороги европейской части России выстроены в виде гигантского колеса, центром которого является Москва, от неё словно спицы расходятся одиннадцать магистралей. Инфраструктурный комплекс хорошо поддерживается продуманной системой железнодорожного транспорта.

    Но это касается только европейской части. На восток тянутся широтные магистрали - к Екатеринбургу, Оренбургу и Челябинску, далее - в Сибирь, которые после распада Советского Союза частично оказались за границей. По Сибири идёт всего один полностью российский участок - Омск-Тюмень-Екатеринбург, и он не в состоянии обеспечивать достаточную транспортную связь между восточными и западными районами страны.

    Очень многие региональные участки железных дорог внутри страны (некоторые очень протяжённые и важные) были закрыты во время Перестройки, и теперь, разумеется, разрушены без ухода и ремонта. А если учесть, что их и при Советском Союзе в Сибири было явно недостаточно, то можно быть уверенным, что роль инфраструктурного комплекса в этой части страны должна быть усилена.

    По шоссе

    Одним из самых дорогих по себестоимости видов транспорта является автомобильный. Среди его достоинств - маневренность и скорость. Эффективность же зависит как от качества дорог, так и от густоты потока. Если учесть, что одна десятая от числа всех российских дорог - грунтовка, а треть имеет низкокачественное твёрдое покрытие, то и этот вид транспорта в отрасли инфраструктурного комплекса требует развития.

    Двенадцать крупнейших и качественных автомобильных дорог лучами расходятся в разные стороны от Москвы, европейская часть страны покрыта ими, словно густой сеткой, но чем восточнее, тем плотность снижается, а за Уралом дорог вообще мало. И до сих пор нет такой автомагистрали, которая пересекала бы страну с востока на запад. Инфраструктурный комплекс России в этом отношении всё ещё слаб.

    По морям

    Морской транспорт достаточно дёшев из-за огромной грузоподъёмности судов и относительно прямых трасс. Однако постоянно требуются значительные затраты на ремонт и строительство как судов, так и портов. И вот здесь абсолютная зависимость от природных условий.

    В России уже есть 39 крупных портов, но только 40 процентов из них могут принимать большие корабли. Остальные порты мелководные. Здесь тоже подводит инфраструктурный комплекс география, 9 класс может проследить морские транспортные пути от порта к порту по карте: только наполовину собственные порты России могут обеспечить потребности страны.

    Порты

    Лидирует в грузообороте Тихоокеанский бассейн, где расположены крупные порты - Находка, Владивосток, Ванино, Восточный, а также четверть всего российского флота сосредоточена здесь. На втором месте - Балтийский бассейн с портами Калининграда, Выборга, Санкт-Петербурга. Географическое положение очень выгодное, но мало портов, да и мощность их невелика. В любом случае морской транспорт очень украшает состав инфраструктурного комплекса.

    Порты Чёрного моря (Новороссийск, Севастополь) экспортируют в основном нефть, и здесь царствует Военно-морской флот. Но самым важным является всё-таки бассейн Арктических морей, где проходит Северный морской путь, который обеспечивает всем необходимым районы Крайнего Севера.

    Другие виды транспорта здесь недоступны по большей части, если не считать воздушного, но и он часто бессилен, поскольку погодные условия благоприятствуют редко. Инфраструктурный комплекс России требует всестороннего развития: страна огромная, расстояния необъятные, география по большей части неудобная, да и потребности тоже соответствующие.

    По рекам

    Там, где протекают полноводные реки, речной транспорт - надежда и опора инфраструктурного комплекса. Этот транспорт выгоден, особенно если грузы не требуют скорой доставки. Например, зерно, нефть, лес и многое другое. На карте видно, где наиболее развит речной транспорт: это в основном реки северные, сибирские и, конечно, Волга с притоками.

    Основной из судоходных бассейнов - Волго-Камский, он словно стержень всей глубоководной речной системы европейской части России. Самые крупные порты: все три московских, Нижегородский, Самарский, Казанский, Астраханский и Волгоградский. Немаловажен для функционирования транспортной инфраструктуры и водный бассейн северной части России, где по рекам Вычегде, Сухоне и Северной Двине осуществляются грузоперевозки.

    Великие сибирские реки

    Несмотря на то что объёмы выполняемых работ выводят Обь, Енисей и Лену только на второе место, значение их в инфраструктуре чрезвычайно велико. Сама навигация здесь короче, всего 120-200 суток в году, а вот зимы длиннее. Среди великих сибирских рек самая важная (да и самая большая в стране) - Обь с притоком Иртышом. Основные порты и пристани, по которым идут грузы и пассажиропотоки: Бийск, Барнаул, Новосибирск, Томск, Самусь, Нижневартовск, Сургут, Лабытнанги, Омск, Тобольск, Тюмень, Ханты-Мансийск. Развитая сеть железных дорог в Сибири отсутствует, да и автомобильных дорог тоже, поэтому перевалка и отправка грузов по водным артериям Сибири чрезвычайно важна.

    Енисей - зачастую единственный путь по Красноярскому краю, где регулярное судоходство осуществляется на трёх тысячах километров. Грузопоток следует от Красноярска до Дудинки. Порты и пристани: Абакан, Красноярск, Стрелка, Маклаково, Енисейск, Туруханск, Игарка, Усть-Порт. Морские суда поднимаются до самой Игарки. В Туве по Енисею идут грузы и пассажиропоток посредством местного судоходства со своей главной пристанью - Кызылом. Река Лена и сегодня главная транспортная артерия всей Якутии, весь северный завоз происходит с её помощью. Основные порты: Осетрово, Киренск, Ленск, Олёкминск, Покровск, Якутск, Сангар, Тикси, Бодайбо, Хандыга, Джебарики-Хая.

    На крыльях

    На внушительных расстояниях воздушный транспорт даёт большой выигрыш по времени, также он незаменим в молоосвоенных районах Сибири и Дальнего Востока, зачастую являясь единственным средством сообщения. Существует пять наиболее массовых пассажиропотоков из Москвы: Кавказский, Южный, Восточный, Центрально-Азиатский и Западный. Тридцать процентов всех отправлений страны производится из четырёх аэропортов Москвы: Быково, Внуково, Домодедово и Шереметьево.

    Также крупными авиатранспортными узлами являются Санкт-Петербург, Самара, Уфа, Минеральные Воды, Екатеринбург, Нижневартовск, Сочи, Тюмень, Сургут, Красноярск, Новосибирск, Хабаровск, Иркутск, Владивосток. Во времена Советского Союза небольшие аэропорты ежедневно функционировали в каждом районном центре края или области и во всех городах. В отличие от сегодняшнего, этот транспорт не был дорог для пассажиров. Теперь, например, в огромном - величиной с Францию - Алтайском крае действует только один - в Барнауле, и тот требует реконструкции.

    Связь

    Самые важные виды связи в РФ - телефонная и почтовая. Почта России - довольно разветвлённая сеть: более 50 000 предприятий, из них две трети в сёлах. А вот в обеспечении населения телефонными услугами Россия всегда существенно уступала другим странам, да и теперь уступает.

    С другой стороны, в настоящее время гигантскими шагами идут вперёд компьютерные технологии, и быстро развивается сотовая мобильная связь, за счёт чего эта проблема практически решена. Тем более что развитие спутниковой связи тоже весьма перспективно.

    Сфера обслуживания

    В эту сферу входят торговля и общепит - магазины, столовые, кафе; бытовое обслуживание - ателье, ремонтные мастерские, бани, парикмахерские; ЖКХ - предоставление жилья и его благоустройство; искусство и культура - выставочные и концертные залы, библиотеки, театры, телевидение и радио; наука и образование - вузы, школы; физкультура и здравоохранение - больницы и поликлиники, стадионы и спорткомплексы; социальное обеспечение - детские дома и дома престарелых, интернаты, пенсионное обеспечение и страхование; кредитно-финансовая сфера - страховые организации и банки, инвестиционные фонды; государственное управление - охрана правопорядка и оборона. Весь этот инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, предоставляющих услуги.

    Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Он подразделяется на коммуникационную систему и сферу обслуживания.

    Коммуникационная система включает в себя транспорт и связь.

    Основные виды — железнодорожный, автомобильный, речной, морской, воздушный и трубопроводный — образуют транспортную систему страны. Виды транспорта соединяются с помощью транспортных узлов, то есть пунктов, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляетсяобмен грузами между ними.

    Единая транспортная система России — это около 160 тыс. км железнодорожных путей, 680 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 100 тыс. км внутренних водных путей и более 210 тыс. км трубопроводов. В этой отрасли занято более 4,5 млн человек.

    Ведущее место по грузообороту (то есть произведению массы груза на расстояние перевозки, тонно-километры) принадлежит железнодорожному и трубопроводному транспорту, которые транспортируют большие объемы грузов на дальние расстояния. По объему перевозимых грузов (т) выделяются железнодорожный, трубопроводный, а также автомобильный транспорт. Быстро растет удельный вес автомобильного транспорта. В пассажирообороте (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки, пассажиро-километры) его удельный вес приближается к 60%, а в объеме перевозок пассажиров он преобладает (около 97%).

    Развитие транспортной системы России различно по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км2 территории) отличается в 10 раз и более. Так, плотность автомобильных дорог в среднем по России 28 км (на 1000 км2), но по районам она колеблется от 5 (Дальневосточный) до 172 км (Центрально-Черноземный). Среди субъектов Федерации по плотности автомобильных дорог выделяются Московская, Владимирская, Тульская, Липецкая, Белгородская, Калининградская области, а также Адыгея и Кабардино-Балкария.

    Развита транспортная сеть в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Волго-Вятском и Поволжском районах.

    Ведущим в России является железнодорожный. Это обусловлено прежде всего географическими особенностями нашей страны. Достоинства этого вида транспорта: большая грузоподъемность, невысокая себестоимость перевозок, независимость от . В европейской части страны конфигурация дорог напоминает гигантское «колесо», центр (ось) которого — Москва. От нее в разные стороны отходят «спицы» — 11 железнодорожных магистралей. На восток от «колеса» протянулись широтные магистрали (к , Оренбургу). После распада СССР значительные участки крупнейших широтных магистралей-Транссибирской, Среднесибирской и Южносибирской — оказались за пределами России. Единственный собственно российский участок (Екатеринбург — Тюмень — Омск) не в состоянии обеспечить надежную транспортную связь между западными и восточными районами страны.

    Автомобильный транспорт по себестоимости перевозок один из самых дорогих. В то же время он обладает большой маневренностью и скоростью движения, дает возможность доставлять грузы непосредственно потребителям. Эффективность работы автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества автодорог. Однако 1/10дорогу нас , а 1/3 имеет твердое покрытие низкого качества. Крупнейшие автодороги (12) расходятся лучами от Москвы. В восточных районах их плотность резко снижается. До сих пор нет автодороги, пересекающей всю Россию с запада на восток.

    Морской транспорт — один из самых дешевых благодаря огромной грузоподъемности судов, относительно прямолинейным трассам движения. Но требуются значительные затраты на строительство судов и портов. Кроме того, морской транспорт сильно зависит от природных условий. В России 39 портов, но только И относительно крупных. 60% портов мелководны и не могут принимать большие суда. Собственные морские порты обеспечивают потребности страны лишь наполовину. Первое место в грузообороте принадлежит портам (Восточный, Ванино, Находка). Здесь сосредоточено около 25% российского флота. ( , Выборг, Калининград) имеет очень выгодное положение, но портов здесь мало, невелика их суммарная мощность. Через порты бассейна (Новороссийск) в основном идет экспорт нефти. По бассейна проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение для жизнеобеспечения районов Крайнего Севера.

    Речной транспорт играет важную роль в тех районах, где протекают многоводные реки (главным образом на Севере). По выгодно перевозить грузы, не требующие быстрой доставки ( , зерно). Основной судоходный бассейн — Волго-Камский. Это стержень единой глубоководной системы европейской части России. Наиболее крупные порты бассейна — три московских (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский. На втором месте по объему выполняемой работы бассейн ( с притоками). Крупные порты есть также в , Омске, Томске, Тобольске, Тюмени, Сургуте, Уренгое, Лабытнанге. Третьим по важности является воднотранспортный бассейн ( , Сухона, Вычегда). Воздушный транспорт дает большой временной выигрыш на средних и больших расстояниях. В слабоосвоенных районах Сибири и это единственное средство сообщения. Наиболее массовые пассажиропотоки направляются из Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центральноазиатскому, Западному. На четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково) приходится 30% всех отправлений пассажиров воздушным транспортом в России. Крупные авиатранспортные узлы — Санкт-Петербург, Уфа, Самара, Екатеринбург, Воды, Сочи, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток.

    Важнейшие виды связи в России — почтовая и телефонная. Сеть достаточно развита (свыше 50 тыс. предприятий, в том числе 2/3 в сельской местности). По обеспеченности населения услугами существенно уступает . Быстро развивается сеть мобильной , что позволит смягчить остроту проблемы. Перспективно развитие спутниковой связи.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: