Машиностроение. Тяжелое машиностроение

Машиностроение обеспечивает НТП во всех отраслях, повышает производительность труда и облегчает труд человека.

Машиностроение обеспечивает автоматизацию, механизацию и электрификацию, обеспечивает оборудованием все отрасти

Занимает 1-е место по количеству занятых и по стоимости продукции среди других отраслей (480 млрд. долл.).

Машиностроение размещается неравномерно по . Доля машиностроения в стоимости продукции обрабатывающей промышленности в развитых странах США, Японии, Германии составляет 36%, а в развивающихся — до 10%. Изменилась структура машиностроения за последние десять лет. Лидируют в настоящее время наукоемкие отрасли (автоматика, производство современных средств связи, производство ЭВМ, станков с ЧПУ, электроавтоматика, робототехника, авиаракетная промышленность, космическая и лазерная технологии).

Производство дизельных двигателей осуществляется в Великобритании, Японии, США, ФРГ, Франции. Электронное машиностроение в настоящее время специализируется на производстве электронных компонентов. Главные производители: Япония, Франция, США. Не смотря на то, что в десятке ведущих производителей автомобилей занимает пятое место, по техническому уровню и разнообразию продукции машиностроения она отстает от ведущих капиталистических стран мира.

На размещение машиностроения влияют многие факторы: близость металлургических баз — в США (Промышленный пояс), в Германии (Рейнский р-н), в Украине (Приднепровье, Донбасс), наличие квалифицированных кадров, близость научных центров, наличие и размещение рынков сбыта, развитая транспортная сеть, близость потребителей и т. д.

Машиностроительный комплекс - сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение, металлообработку, а также ремонт машин и оборудования. В данной отрасли имеется около 120 подотраслей и производств + малая металлургия.

Машиностроение в России имеет характерные особенности:

1) в России машиностроение утяжелённое, ибо мы создаём машины для машин.

2) высокая степень милитаризованности (военная техника)

Факторы размещения предприятий машиностроительной отрасли во многом зависят от технологии производства.

  • Металлоемкое производство
  • Наукоемкое и трудоемкое машиностроение

Но для всех отраслей основными факторами являются:

  • Трудоемкость.
  • Наукоемкость.
  • Сырьевой фактор.
  • Потребительский фактор.
  • Транспортный.
  • Территориальная концентрация.

Машиностроительный комплекс подразделяется по стадиям технологического процесса:

  1. заготовка
  2. механическая обработка
  3. сборка

Заготовительные производства тяготеют к сырьевым базам. Сборочные связаны с местами потребления.

Предприятия по механической обработке имеют факторы:

  • Сырьевой
  • потребительский
  • транспортный

Оптимальный вариант размещения предприятий машиностроения - это совпадение источника сырья с местами потребления готовой продукции.

Важные факторы:

  • специализация – процесс обособления отдельной отрасли и чёткого разделения труда между предприятиями отдельно взятой отрасли.
  • кооперирование – организованная длительная взаимосвязь отдельных специализированных предприятий по совместному изготовлению продукции.

Типы специализации : предметная, подетальная (производство запчастей), технологическая (производство литья, кузнечно-прессовых изделий), функциональная (ремонтные работы)

Подотрасли машиностроения:

1. Тяжёлое и энергетическое машиностроение.

Тяжёлое машиностроение включает производство металлургического, горного, и подъёмно-транспортного оборудования, а также производство других металлоёмких крупногабаритных изделий. Также предприятия ориентируются на крупные сырьевые или металлургические базы и места потребления готовой продукции.

Крупнейшие районы тяжелого машиностроения - Уральский (Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь и др.), Центральный (Москва, Брянск, Коломна, Иваново и др.), Северо-Западный (Санкт-Петербург). Крупные предприятия имеются в Поволжском, Волго-Вятском, Восточно-Сибирском и других районах.

В стороне от источников сырья исторически сложились центры тяжёлого машиностроения в Спб и пригородах. Также есть в Воронеже, Поволжье и т.д.

Предприятия по производству тяжёлых станков и кузнечно-прессового оборудования размещены вне металлургических баз и ориентированы на потребителя. (Коломна, Воронеж, Ульяновск, Новосибирск, Иваново)

Энергетическое машиностроение.

Оно специализируется на производстве дизелей, энерг.установок, паровых котлов и турбин, генераторов, атомных реакторов.

СПБ-турбостроение котлы и тд. Волгодонск, Колпино-турбины для атомных электростанций. Паровые котлы: Белгород, Барнаул, Таганрог. Дизели для судов:Хабаровск, СПБ, Нижний Новгород. Дизели для тепловозов и электростанций: Коломна, Балаково, Пенза.

2. Общее машиностроение.

Характеризуется преобладанием сборки металлических конструкций, а также изготовлением простых, но крупных по размерам заготовок. Сюда входит:

ЖД машиностроение.

3 группы производств:

  • вагоностроение (грузовое, пассажирское, изотермическое, думпкаров, вагоны для электричек, метро, трамвайные вагоны)
  • локомотивостроение (производство магистральных тепловозов, маневрово промышленных тепловозов, тепловозов для узкоколейных жд)
  • электровозостроение

Жд машиностроение возникло в центральном районе (центр и С-З), но позже переместилось к источникам сырья (металл и древесина)

Маневрово-промышленные тепловозы: Калуга, Муром, Брянск. Тепловозы для узкоколейных жд: Камбарка (Удмуртия). Электровозы: Новочерскасск

Тепловозы делаются поштучно.

Почти все центры по производству локомотивов размещаются в пределах европейской части.

Производство пассажирских вагонов: Тверь, СПБ, Калининград, Торжок, Вышний Волочёк, Тихвин. Вагоны для электричек: Калининград, СПБ. Производство трамваев: Усть-Катав, пос. Демехово. Вагоны для метро: Мытищи, СПБ. Магистр. и грузовые вагоны: Абакан, Новоалтайск, Нижний Тагил. Изотермические вагоны: Брянск. Думпкары: Калининград, Урал.

Судостроение. (главный центр СПБ)

Охватывает судостроение, судовое машиностроение. Делится на речное и морское. Важнейшие центры морского судостроения: СПБ, Выборг, Мурманск, Владивосток, Астрахань. Речного: Нижний Новгород (красное сормово), Пермь, Красноярск, Волгоград, Благовещенск, Тюмень, Тобольск

С/Х машиностроение.

Основным фактором размещения является потребитель. Специализация предприятий находится в прямой зависимости от специализации с /х-ва данного региона.

Производство льноуборочных комбайнов: Бежецк (Тверская обл) Зерноуборочных: Рязань, Тула, Таганрог, Ростов, Красноярск.

3. Среднее машиностроение.

Включает: автомобилестроение, станкостроение, тракторостроение, машинное оборудование средних габаритов.

Автомобильная промышленность.

Грузовые авто: Поволжье. По выпуску легковых автомобилей: Поволжье, Центральный, С-З и Волго-Вятский.

Автобусы: Ликино-Дулёво, Голицино. Троллейбусы: Энгельс. Тракторостроение: СП, Петрозаводск, Челябинск, Владимир, Липецк.

Станкостроение.

1.Производство металлорежущих станков (Урал)

2. Деревообрабатывающие станки (Татарстан, Коломна, Дмитров, Егорьевск, Рязань)

3. Кузнечно-прессовое оборудование.

4.Автоматических и полуавтоматических линий.

5.Станочных узлов и станконормалей.

6. Инструментальное производство.

4. Электротехника и приборостроение (точное машиностроение)

самая наукоемкая отрасль машиностроения; самая быстропрогрессирующая отрасль машиностроения; высокая степень концентрации производства (производство в основном сконцентрировано на крупных фирмах США, Японии, (США и Япония производят 90% микросхем), Юго-восточной Азии (Корея, Тайвань), Западная Европа);

1) Рязань, Калуга, Подольск, Александров

2)С-З: Многоотраслевое машиностроение (!) СПБ, Нижний Новгород, Псков, Великие Луки

3) Поволжье: Пенза, Ульяновск

4) Урал (Уфа, Пермь, Челябинск, Екб, Ижевск)

5) Западная Сибирь (Барнаул, Омск, Томск)

На машиностроение приходится 35 % стоимости мировой продукции, след. 1/3 людей в мире задействована в машиностроении.

На США приходится 30% стоимости машиностроительной продукции. 15% Япония, 10% Германия, 6% Россия, 3 % на Китай.

Современными машиностроительными заводами обладают: Гонконг, Тайвань, Сингапур, Турция, Индия, Бразилия, Аргентина, Мексика

По масштабам производства:

1. Сев. Америка

2.Зап. Европа (Германия (!))

3.В. и Ю-В. Азия

В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран - США, на которые приходится почти 30% стоимости машиностроительной продукции, Япония - 15%, ФРГ - около 10% , Франция, Великобритания, Италия, Канада. В этих странах развиты практически все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин. При почти полной номенклатуре производства машиностроительной продукции ключевая роль в развитии машиностроения в этой группе стран принадлежит авиаракетно-космической промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетической технике, станкостроению, тяжелому машиностроению, автомобилестроению.

В группу лидеров мирового машиностроения входят также Россия (6% стоимости машиностроительной продукции), Китай (3%) и несколько малых промышленно развитых стран - Швейцария, Швеция, Испания, Нидерланды и др. Машиностроительными заводами располагают немногие развивающиеся страны, прежде всего новые индустриальные - Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия, Турция, Бразилия, Аргентина, Мексика. Главные направления развития их машиностроения - производство бытовой электротехники, автомобилестроение, судостроение.

Крупнейшие продуценты и экспортеры изделий общего машиностроения в целом - развитые страны: Германия, США, Япония и др. Развитые страны являются также главными производителями и поставщиками на мировой рынок станков (выделяются Япония, Германия, США, Италия и Швейцария). В составе общего машиностроения развивающихся стран преобладает выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования.

Мировые лидеры в области электротехники и электроники - США, Япония, Россия, Великобритания, ФРГ, Швейцария, Нидерланды. Производство бытовых электроприборов и изделий бытовой электроники получило развитие и в развивающихся странах, особенно в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Среди отраслей транспортного машиностроения наиболее динамично развивается автомобилестроение. Ареал его пространственного распространения постоянно растет и включает в настоящее время, наряду с традиционными, главными производителями автомобилей (Япония, США, Канада, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Швеция, Испания, Россия и др.), сравнительно новые для отрасли страны - Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Китай, Турция, Индия, Малайзия, Польша.

В отличие от автомобилестроения, авиастроение, судостроение, производство подвижного состава железных дорог переживает застой. Основная причина этого - отсутствие спроса на их продукцию.

Судостроение из развитых стран переместилось в развивающиеся. Крупнейшими производителями судов стали Южная Корея (опередила Японию и вышла на первое место в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Тайвань.

Авиационная промышленность сконцентрирована в странах с высоким уровнем науки и квалификации рабочей силы - США, России, Франции, Великобритании, ФРГ, Нидерландах.

Вспоминаем

● Как бы вы назвали отрасль промышленности, которая производит машины? ● Какие полезные ископаемые и какое сырье необходимо для производства машин? ● Какие машины используют для перевозки пассажиров, грузов, в промышленности и в сельском хозяйстве?

Ключевые слова

Машиностроение; станкостроение; судостроение; автомобилестроение.

1. Понятие о машиностроении. Машиностроение - это самая сложная отрасль промышленности, которая занимается производством машин, станков, оборудования, приборов. (рис. 151). Она возникла примерно 200 лет назад в Англии и в настоящее время включает около 70 подотраслей. Машиностроение занимает первое место по производству продукции среди всех отраслей мировой промышленности.

Производство любой машины состоит из трех стадий: заготовки деталей (литье, штамповка), их обработки на станках и сборки.

Каждая машина состоит из большого количества различных частей (деталей). В самолете, например, их более 120 тыс., а в электровозе - более 210 тыс. Многие из них машиностроительный завод не производит, а получает с других заводов. Этим объясняются тесные связи машиностроительных заводов между собой, а также с другими отраслями промышленности: химической, строительной, деревообрабатывающей.

2. Основные отрасли и продукция машиностроения. Основным сырьем для машиностроения служит металл. Почти все машины и оборудование изготавливаются из стали или сплавов стали с цветными металлами. Поэтому машиностроение тесно связано с черной и цветной металлургией.

Каждая отрасль машиностроения выпускает определенный вид машин. В зависимости от выпускаемой продукции оно делится на станкостроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, электронику, приборостроение и многие другие отрасли (рис. 152).

Станкостроение - отрасль машиностроения, выпускающая металлорежущие и деревообрабатывающие станки. Новейшее станкостроение ориентировано на выпуск робототехники. Первое место в мире по производству, использованию роботов и их продаже на мировом рынке занимает Япония.

Во многих странах мира (Японии, США, Германии) промышленные роботы широко используются в горячих цехах металлургических заводов, выполняют сварочные, покрасочные, погрузочно-разгрузочные работы. Для безопасности человека с помощью роботов перемещают радиоактивные вещества.

Страны с развитым станкостроением - Германия, США, Япония. Они выпускают особо сложные дорогостоящие станки. Специализация на производстве более простого, но массового станочного оборудования характерна для Китая, Индии.

Судостроение - старейшая отрасль транспортного машиностроения (рис. 153). Особенно велика роль морского транспорта в мировых грузоперевозках. С этой целью создаются специализированные грузовые суда (танкеры) для перевозки нефти и нефтепродуктов, суда-сухогрузы, суда-рефрижераторы. Большое значение имеют туристические (круизные) пассажирские лайнеры, а также научно-исследовательские суда, морские буровые платформы, военные суда и др.

До второй мировой войны судостроение было развито в странах Западной Европы, особенно Великобритании. В 1970 г. на первое место вышла Япония. На современном этапе в мировом судостроении происходят изменения. Так, Республика Корея заняла второе место по производству судов, обогнав Германию. Активно развивается судостроение в Бразилии, Сингапуре, Китае. Судостроение США, некогда крупнейшее в мире, в настоящее время специализируется на строительстве военных судов.

Особую роль в транспортном машиностроении играет автомобилестроение . В мире насчитывается более 30 стран, в которых развито автомобилестроение. Ежегодно производится легковых, грузовых автомобилей и автобусов свыше 60 млн, в том числе более 35 млн легковых (рис. 154). По объемам их производства выделяются США (рис. 155) и Япония.

В настоящее время в развитии автомобилестроения лидируют три региона: Западная Европа (Германия, Франция, Испания), Азия (Япония и Республика Корея), Северная Америка (США и Канада). Кроме того, автомобильная промышленность развивается в Южной Америке (Бразилия и Аргентина), Австралии, Китае и России.

Из других отраслей транспортного машиностроения развита авиационная (рис. 156) и ракетно-космическая промышленность, которые тесно связаны с развитием военной промышленности (боевые самолеты, вертолеты, ракеты, военные суда), а также производство атомно-энергетической техники.

Самой быстрорастущей отраслью современного машиностроения является электротехническая и электронная промышленность. Это и самая наукоемкая и динамичная отрасль. На долю США приходится 3/4 выпускаемой ракетно-космической и 2/3 электронно-вычислительной (особенно военной) техники.

В целом в мире только в США, Японии и Германии развиты почти все отрасли машиностроения.

Трудно представить себе жизнь и деятельность современного человека без продукции электронной промышленности - компьютеров, теле- и радиоаппаратуры. Еще труднее представить самолеты и космические корабли без электронных приборов, сверхчувствительной аппаратуры и робототехники. Развитие этой отрасли определяется наличием исследовательских институтов, лабораторий, высококвалифицированных специалистов.

3. Связь машиностроения с другими отраслями хозяйства. Современное машиностроение состоит из большого количества отраслей, которые тесно связаны между собой, а также с предприятиями других отраслей хозяйства. Машиностроение производит горно-шахтное оборудование для добывающей промышленности (нефтяной, газовой, угольной), оборудование для ядерной энергетики, черной и цветной металлургии, химической, легкой и пищевой промышленности.

Машиностроение тесно связано с сельским хозяйством: поставляет ему тракторы, сельскохозяйственные машины, автомобили. Особенно тесная связь машиностроения с транспортом. В этой сфере используются автомобили, тепловозы, электровозы, вагоны, в том числе и для метрополитена, морские и речные суда, самолеты и вертолеты.

Проверь себя

    Какое сырье использует машиностроение?

    Из каких отраслей состоит машиностроение?

    Какие отрасли входят в транспортное машиностроение?

    Какую продукцию производят машиностроительные предприятия?

    Какая связь машиностроения с другими отраслями хозяйства?

    *Какие отрасли машиностроения развиты в Республике Беларусь? Какую продукцию они производят?

Практическое задание

*Перепишите таблицу «Отрасли машиностроения» и заполните ее, используя текст учебного пособия.

Это интересно

В Японии имеется несколько «безлюдных» заводов, где почти все производство обеспечивается роботами. Роботов используют также в местах с повышенной загазованностью воздуха, шумностью оборудования, опасных для человека - для разминирования, проведения космических и подводных исследований. Создан робот-геолог, который может работать в океане на глубинах до 6000 м. В США морские роботы заменяют водолазов. В Германии и других странах роботы работают даже в полиции: им «поручают» открывать автомобили, если подозревают, что в них заложена взрывчатка. Уже созданы роботы-учителя и роботы, заменяющие музыкантов, официантов, уборщиц. Многие задания роботы выполняют гораздо быстрее и точнее человека. Это касается контроля и сложных сборочных операций, требующих высокой точности. С внедрением роботов можно будет ликвидировать некоторые малоквалифицированные профессии и освободить людей от однообразного и подчас тяжелого труда.

Конкурс знатоков

Какие страны являются лидерами по вывозу легковых автомобилей? Что называется «автомобильными войнами»? Между какими странами чаще всего они бывают? Почему?

Машиностроительная промышленность - это отрасль народного хозяйства, занятая изготовлением оборудования, транспортных средств, автотракторного хозяйства и других механизмов. Основными цехами в машиностроительной промышленности являются литейные, кузнечные, термические, механические и механосборочные.

В литейном производстве процесс получения деталей связан с изготовлением необходимых форм и заливкой их расплавленным металлом (земляное, металлическое, или кокильное, литье, а также литье под давлением). В литейных цехах производится подготовка материалов для плавки и загрузка их в печи, плавка металла, выпуск и заливка в формы, приготовление формовочной и стержневой земли, приготовление форм и стержней, выбивка изделий из форм, обрубка и очистка изделий.

Все эти процессы сопровождаются выделением пыли, а также токсических и раздражающих газов (окиси углерода, сернистого ангидрида, акролеина, двуокиси азота и др.). При выбивке и очистке литья возникают шум и вибрация. При наблюдении за плавкой металла и при заливке его в формы рабочие подвергаются воздействию высоких температур и лучистой энергии. Все это оказывает неблагоприятное влияние на здоровье рабочих, может вызывать острые и хронические профессиональные отравления и заболевания (например, литейная лихорадка).

В кузнечных цехах основными действующими вредными факторами являются высокая температура и инфракрасное излучение, большая физическая нагрузка, высокий уровень шумов и вибрация ударного действия.

В цехах термической и электролитической обработки металлов основными профессиональными вредностями являются высокая температура с инфракрасной радиацией, а также действие токсических паров и газов при обработке изделий в цианистых ваннах (см. ).

В цехах механической обработки металлов основные неблагоприятные факторы - шумы (в том числе и высокочастотные), вибрации, а также возможность механических травм рабочего. Входящие в состав смазочно-охлаждающих жидкостей минеральные масла при длительном контакте с кожей вызывают и дерматиты. Мацерацию кожи и дерматиты вызывают применяемые в этих цехах растворы кальцинированной соды в концентрации, превышающей 2%.

В механосборочном цехе профессиональными вредностями являются действие на организм аэрозолей красок (свинцовый сурик, зелень, крон) и их ; выхлопных газов, образующихся при испытании двигателей; действие яркого света при , высокий уровень шумов.

Все перечисленные оказывают неблагоприятное действие на здоровье рабочих, могут вызывать острые и хронические отравления и заболевания. Поэтому во всех цехах машиностроительной промышленности принимаются меры оздоровления рабочего места в сочетании с профилактическими мероприятиями.

Оздоровительные мероприятия. Борьба с профессиональными вредностями идет как по пути улучшения и совершенствования технологических операций и оборудования (например, применение автоматики), так и по пути улучшения микроклимата рабочего места (применение приточно-вытяжной вентиляции, экранировки и водяной защиты рабочего в горячих цехах, устройство отсоса вредных газов и пыли у места их образования, уменьшение уровня шумов и т. п.). В литейном цехе широко применяется замена земли жидкими быстросохнущими смесями, внедряется литье под давлением и кокильное литье в металлические формы. Пескоструйная очистка литья заменяется гидравлической, гидро-абразивной и очисткой с помощью искрового разряда в жидкой среде. В кузнечном цехе производится перевод нагревательных печей с твердого, жидкого и газового топлива на индукционный электронагрев, замена паровых молотов гидравлическими прессами, уменьшение физической нагрузки рабочего благодаря внедрению механизации. В цехах термической обработки металлов оборудуют цианистые и свинцовые ванны укрытиями с местным отсосом вредных продуктов, особое внимание обращают на экранирование и изоляцию рабочего от установок с токами высокой частоты, внедряются меры, повышающие электробезопасность всех операций в этом цехе. В цехах механической обработки металлов производится замена масляного охлаждения деталей эмульсионными или антикоррозийными жидкостями, не содержащими токсических веществ (минеральных масел, кальцинированной соды), оборудование станков вытяжной вентиляцией, сблокированной с пусковым механизмом, устройством ограждений и защитных щитков. В механосборочных цехах обращено внимание на местную и общеобменную вентиляцию, а также на оборудование специальных помещений для испытания двигателей внутреннего сгорания.

Не рассмотрена.

В учебном пособии изложены основные вопросы технологических процессов механической обработки и сборки, особенности проектирования технологических процессов при использовании станков с программным управлением, статистический анализ точности и стабильности технологических процессов, проектирование технологической оснастки цехов и отделений.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов по специальности "Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты", а так же для инженерно-технических работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Автоматизированные системы технологической подготовки производства в машиностроении. Под ред. чл.-кор. АН БССР Г. К. Горанского. М., «Машиностроение», 1976.
2. Ансеров М. А. Приспособления для металлорежущих станков. Л., «Машиностроение», 1975.
3. Балакшин Б. С. Основы технологии машиностроения. М., «Машиностроение», 1969.
4. Барташев Л. В. Техиико-экономические расчеты при проектировании и производстве машин. М., «Машиностроение», 1973.
5. Болотин Х. Л., Костромин Ф. П. Станочные приспособления. Я., «Машиностроение»,-1973.
6. Бруевич Н. Г., Бобкова И. В., Челищев Б. Е. Методические основы технологические основы«технологического проектирования при автоматизации решения.
М., «Наука», 1976.
7. Великанов К. М., Власов В. Ф., Карандашова I(. С. Экономика и организация
производства в дипломных проектах. Под ред. докт. экон. наук, проф.
К,. М. Великанова. Л., «Машиностроение», 1977.
8. Волков О. И. Экономическая эффективность механизации и автоматизации
в машиностроении. М., «Машиностроение», 1968.
9. Гамрат-Курек Л. И. Экономическое обоснование дипломных проектов.
М., «Высшая школа», 1974.
10. Гамрат-Курек Л. И., Иванов К. Ф. Выбор вариантов изготовления и коэффициенты затрат. М., «Машиностроение», 1975.
11. ГОСТ 16467 — 70. Статистические показатели точности технологических операций. М., Изд-во стандартов, 1975.
12. ГОСТ 18831 — 73. Технологичность конструкций. М., Изд-во стандартов, 1973.
13. ГОСТ 2.121 — 73. Технологический контроль конструкторской документации.
М., Изд-во стандартов, 1973.
14. Единая система технологической документации. М., Изд-во стандартов, 1975.
15. Единая система технологической подготовки производства. М., Изд-во стандартов, 1975.
16. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
М., «Машиностроение», 1974.
17. Егоров И. Е. Основы проектирования машиностроительных заводов. М., «Высшая школа», 1969.
18. Зазерский Е. И., Жолнерчик С. H. Технология обработки деталей на станках
с программным управлением. Л., 1975.
19. Золотухина Г. А. Нормативные методы в экономических расчетах. Л., «Машиностроение», 1975.
20. Зотов И. С., Говсиевич Р. Е., Куцик Б. М., Француз Р. А. Экономическое
обоснование проектов машиностроительных заводов. М., «Машиностроение», 1966.
21. Иващенко И. А. Технологические размерные расчеты и способы их автоматизации. М., «Машиностроение», 1975.
22. Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях машиностроения и металлообработки.: М, «Финансы», 1964.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: